Типологическое сравнение исторического романа в таджикской и арабской современной литературе на примере исторических романов «Восе» Сатыма Улуг-заде и «Абумуслим аль-Хорасани» Джирджи Зейдана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Мирзозода Максадджони Дости

  • Мирзозода Максадджони Дости
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, Таджикский национальный университет
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 164
Мирзозода Максадджони Дости. Типологическое сравнение исторического романа в таджикской и арабской современной литературе на примере исторических романов «Восе» Сатыма Улуг-заде и «Абумуслим аль-Хорасани» Джирджи Зейдана: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Таджикский национальный университет. 2019. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мирзозода Максадджони Дости

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В СОВРЕМЕННОЙ АРАБСКОЙ И ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Зарождение и эволюция исторического романа в современной арабской литературе

1.2. Исторический роман в таджикской современной литературе

ГЛАВА II. МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ ДЖИРДЖИ ЗЕЙДАНА И САТЫМА УЛУГ-ЗАДЕ

2.1. Джирджи Зейдан - основоположник исторического романа в арабской современной литературе

2.2. Сатым Улуг-заде и его отношение к таджикскому историческому роману

ГЛАВА III. СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОМАНОВ «ВОСЕ» САТЫМА УЛУГ-ЗАДЕ И «АБУМУСЛИМ АЛЬ-ХОРАСАНИ» ДЖИРДЖИ ЗЕЙДАНА

3.1. Принципы реализма и отражения действительности в сопоставляемых романах

3.2. Композиция, сюжет и образы сопоставляемых исторических романов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типологическое сравнение исторического романа в таджикской и арабской современной литературе на примере исторических романов «Восе» Сатыма Улуг-заде и «Абумуслим аль-Хорасани» Джирджи Зейдана»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Период независимости ознаменовал наступление нового этапа в истории современной таджикской литературы. Он освободил таджикскую литературу от коммунистической идеологии и открыл для неё широкие перспективы для синтеза и взаимовлияния с литературами и культурой других «несоветских» народов и наций. Сопоставительное изучение истории жанра исторической романистики в литературе мусульманских народов Востока имеет актуальное значение для дальнейшего укрепления и развития этого жанра в современной таджикской литературе, обогащения научно-теоретических основ совершенствования воспитательной и образовательной функции современной таджикской литературы, повышения интереса нынешних поколений к изучению истории и извлечению от него полезных уроков. В то же время, оно способствует ознакомлению отечественных литераторов и историков с культурными и литературными достижениями других народов.

В XIX в. и первой половине XX в., в мире произошли революционные события, оказавшие существенное влияние на политическую, социальную и экономическую жизнь человечества. Эти события непосредственно или опосредованно оказали влияние на все страны и народы, отчасти мусульманских народов. Под влиянием Великой Французской революции и западного либерализма в мусульманском мире началась компания секуляризации, национального возрождения и просвещения. Упразднение Османского Халифата и образование на его месте Турецкой Республики и ряда национальных государств с различными формами власти на Ближнем и Среднем Востоке, вхождение Средней Азии в состав царской России, падение Бухарского Эмирата и образование на его территории союзных республик, вошедших в состав Советского Союза, и другие политические события оказали свое влияние на все сферы материальной и духовной

жизни мусульманских народов и стран. В первую очередь эти события и изменения затронули духовную культуру и отразились в литературе. В таджикской литературе советского периода, прежде всего, рассматривалась проблема несоответствия классической литературы современным духовным потребностям, её неспособности к адекватному отражению реальной истины, поднимался вопрос о необходимости создания новой литературы, соответствующей новым социальным ценностям советского общества. Как отмечает таджикский ученый-литературовед Маруф Раджаби: «Фанатичное стремление к созданию новой литературы и новых методов художественного изображения жизни в рамках новой советской литературы значительно удалило советские поколения таджикских литераторов от классической литературы и её наследия. Противоречие и отчуждение советской литературы от классической литературы таджикского народа особенно сильно проявилось в 1924-1950 гг. [79, 13]. Действительно, в указанный период под влиянием воинствующего атеизма большинство советских литераторов рассматривали классическую литературу в качестве духовного дурманящего «опиума», отвлекающего советского человека от его жизненной цели.

В свете этих революционных изменений искусство и литература

западных стран, являвшихся колыбелью новой романтической

(эпической) литературы, распространились во всем мире. В указанный

период особое значение как наиболее важный тип эпических жанров

приобрёл роман. В современный период искусство романистики играет

неопровержимо важную роль в углублении международных культурных

взаимоотношениях и связей. В этой культурной эволюции, в результате

которой литература всех цивилизованных народов приобрела новые

качества, определяющую роль играли западные страны. Они со своим

эпическим или романтическим наследием, которое считалось

фундаментом современной мировой литературы, смогли привлечь

внимание литераторов, особенно молодых писателей-прозаиков других

4

стран и регионов, к новым литературным жанрам. Хотя эти литературные жанры имели свою предысторию в древней и средневековой литературе народов Востока, особенно в арабской и персидско-таджикской литературе, однако появивишиеся на Западе новые литературные жанры со своим многообразием и привлекательностью в кратчайшее время проникли в литературу народов Востока и заняли место классической эпической прозы. Также необходимо отметить, что традиция сочинения сказаний, которая считается основным источником происхождения современного романа, в арабской и персидско-таджикской литературе существовала задолго до появления романа в западной литературе. Однако после появления романа и его проникновения в арабскую и таджикско-персидскую литературу, указанный жанр заменил место традиционного классического эпического жанра. Основная причина появления и развития этого жанра была связана с социальными революциями и кардинальными изменениями, происходившими в мире и охватившими все страны цивилизованного мира, для всестороннего реалистичного отражения и описания которых требовались более современные литературные жанры и методы. Роман как самый большой и вместительный эпический жанр охватывает все горизонты жизни человека и общества и может отражать самые сложные мысли и чувства в условиях важных социальных изменений. Как отмечает известный таджикский ученый М. Шакури (Шукуров, Шакуров), "роман больше всех способствует глубокому восприятию великой жизни, которая окружает нас" [112, 71].

При объективистском (тематическом) анализе романов, эту часть

литературного наследия можно разделить на несколько типов в

зависимости от той сферы жизни человека и общества, которую они

изображают или описывают. В таджикской классической литературе не

уделялось столь значительного внимания прозаическим жанрам. Однако

сегодня проблема типологии литературных жанров все больше и больше

5

актуализируется и привлекает внимание отечественных филологов-литературоведов. Судя по регулярно издающимся в последние годы научным статьям и монографиям, можно резюмировать, что проблема типологии романа и других современных литературных жанров постепенно находит своё место и решение в рамках таджикского литературоведения. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности выбранной нами темы диссертационного исследования.

Необходимость сопоставительного исследования исторического романа также вызвана тем, что многие аспекты этого и других жанров современной таджикской прозы до сих пор остаются малоизученными и нуждаются в системном анализе. Несмотря на огромную роль сопоставительного исследования в развитии таджикского национального литературоведения, особенно в научной систематизации, типологии и классификации эпических и других литературных жанров, указанный метод до сих пор в таджикском современном литературоведении не нашёл своего достойного места. Отсутствие жанровой классификации и типологии современной таджикской прозы, в свою очередь, препятствует исследованию и выявлению элементов жанра романа в таджикской классической литературе [92, 40].

Сопоставительное изучение истории появления жанра

исторического романа в современной литературе арабского и

таджикского народов, которые в течение столетий как мусульманские

народы имели одну общую религиозную культуру и находились почти в

одинаковых социально-политических условиях, необходимо для

выявления композиционных, сюжетных, художественно-

изобразительных и других особенностей жанра исторического романа в

современной арабской и таджикской литературе, для адекватной оценки

места реализма и степени отражения действительности в арабском и

таджикском историческом романе. На наш взгляд, поскольку

современная таджикская литература формировалась в условиях

господства социалистической культуры и коммунистической идеологии,

6

а арабская современная литература - в свете западного либерализма и секуляризма, поэтому сопоставительный анализ истории и содержания арабского и таджикского исторических романов позволяет выявить идеологические и мировоззренческие сходства и расхождения.

Степень изученности темы. Сопоставление таджикской литературы

с арабской литературой, то есть сопоставление литературы двух народов,

которые в течение многих столетий жили в теснейшем культурном

взаимовлиянии и взаимослужении, несмотря на его огромное значение,

до сих пор остается за пределами внимания отечественных

литературоведов. Эта тема иногда лишь фрагментарно затрагивается в

публикациях, посвящённых истории той или иной литературы или

творчеству той или иной литературной личности. Например, академик

М. Шакури пишет: "Джирджи Зейдан является одним из

основоположников арабской современной литературы, его романы в их

персидском и турецком переводе в Самарканде и Бухаре передавались из

рук в руки среди модернистских читателей" [111, 16]. Элементы

исторического романа в таджикской и арабской классической

литературе достаточно хорошо исследованы в рамках многочисленных

ценных работ арабских и таджикских ученых, посвящённых истории

происхождения и развития прозы в персидско-таджикской и арабской

литературе. Эти работы стали основой для дальнейшего развития и

процветания прозы в национальной литературе этих двух народов.

Отчасти таджикскими учеными исследованы различные аспекты

таджикской классической прозы, высказаны важные выводы и

замечания, касающиеся проблем развития национальной литературы, и

благодаря их трудам современная таджикская проза вошла в новую фазу

развития. В развитие таджикской современной художественной прозы

значительный вклад внесли М. Шакури, Х. Шарифов, Х. Асозада, Р.

Мусулмониён, А. Сайфуллоев, А. Набави, Х. Атахонова, А. Кучаров и

другие известные ученые. Многие из вышеупомянутых ученых и ныне

продлжают вносить свой ценный вклад в научное освещение и

7

исследование различных аспектов таджикской художественной прозы и поэзии.

В трудах советских и отечественных ученых исседованы некоторые

аспекты творчества Сатыма Улуг-заде, связанные с темой нашего

исследования. Впервые внимание к его писательской деятельности было

проявлено самим Садриддином Айни, после того как он перевел

произведение русского писателя М.А. Алексеева «Сам и Дик». В

пятидесятые годы прошлого столетия жизнь и творчество писателя в

большей степени привлекает внимание исследователей, появляется ряд

научных работ, среди которых особое место занимает исследование

Ларисы Демидчик. В своей работе она впервые прослеживает процесс

формирования таджикской драматургии и подвергает анализу первые

драмы писателя. В данном исследовании сделана первая попытка

суммировать наблюдения относительно истоков историзма в

интеллектуальном мышлении С. Улуг-заде [См.: 43, 27-31]. В это же

время была опубликована статья И. Брагинского «Взгляд на развитие

таджикской советской литературы», в которой речь идет о некоторых

особенностях мастерства писателя, в том числе о его повышенном

интересе к истории [27, 20-22]. Позже были изданы статьи С. Табарова

[97], в некоторых из которых наблюдаются отдельные высказывания

относительно широкомасштабного исторического видения

писателя.Первой исследовательской работой, в которой проведен

широкомасштабный анализ особенностей творчества С. Улуг-заде,

является «Очерк истории таджикской советской литературы». Авторы

указанного коллективного труда наряду с другими проблемами

таджикской литературы рассматривают также и повышенное внимание

писателей, в том числе С. Улуг-заде, к истории в процессе отображения

идей патриотизма [См.: 78, 365-403]. Литературовед М.С. Левшина в

своей монографии также дает общее описание этого вопроса [64, 37].

Затем, накануне 50-летия писателя, была издана монография М.

Шукурова «Сатым Улуг-заде», в которой автор наряду с суждениями о

8

пройденном писателем жизненном пути, этапах развития его творчества, высказал некоторые свои соображения касательно исторического видения Сатыма Улуг-заде и своеобразия его драматических произведений на историческую тему. Исследователь объясняет повышенный интерес и тяготение С. Улуг-заде к историзму и достоверности изображения событий как тенденцию формирования реалистической направленности в его творчестве [108]. Следующей работой, в которой представлен более полный и глубокий анализ жизни и творчества С. Улуг-заде, является монография К. Юсуфова «Сатым Улуг-заде и его автобиографическая повесть «Утро нашей юности». В главе «Жизнь и творческая деятельность Сатыма Улуг-заде» этот ученый впервые в таджикском литературоведении подробно анализирует сценические и кинематографические произведения писателя, подчеркивает, что «Сатым Улуг-заде, всецело погрузившись в изучение историко-литературных источников 1Х-Х вв., собрал обширнейший материал о жизни и творчестве Ибн Сины (Авиценны)» [123, 32]. Далее, рассматривая киносценарии «Ибн Сино» (в соавторстве с В. Витковичем), «Судьба поэта» и драму «Рудаки», исследователь называет драму «Рудаки» первым образцом историко-биографического жанра в таджикской драматургии. Основную причину успеха этой драмы исследователь видит в правильном использовании «историко-литературных источников и оставшегося литературного наследия поэта» [123, 35].

В конце шестидесятых годов, по причине эмиграции сына писателя Азиза из страны Советов, творения писателя были преданы забвению. Только после преодоления политических барьеров, в начале семидесятых годов, внимание исследователей вновь было обращено к его жизни и творчеству. Результатом возвращения интереса к творениям этого замечательного таджикского писателя стала публикация ряда статей и научных исследований, среди которых следует особо выделить работы М. Шукурова [112; 113], С.Табарова [97], Х. Отахоновой [77], Х.

9

Шарифова [114], М. Раджаби [81], А. Набави [72], Дж. Бакозаде [20] и др.

В исследованиях. М. Шукурова, Х. Шарифова, Р. Мусульманиёна, Х.

Асозода, А. Набави и др. впервые в таджикском литературоведении

предметом обстоятельного анализа становится выявление особенностей

и роли историзма в усилении национального духа произведений

писателя. Из числа других работ таджикских ученых, касающихся темой

нашего исследования следут отметить труды известного таджикского

ученого-арабиста Т.Мардони, в которых рассматриваются исторические

и современные проблемы таджикско-арабских культурных и

литературных взаимосвязей [65] и монографии А. Эмомова,

посвятившиеся проблемам формирования и развития исторической

драмы в современной литературе Ирака, отчасти, литературно-

художественным особенностям исторических драм Ахмада Шауки [120,

121]. Другой таджикский ученый, С. Эмомали, в своих трудах

рассматривает литературные особенности романа «Восе» и других

произведений Сатыма Улуг-заде [117, 118, 119]. Труды указанного

ученого послужили важной научно-методолигеческой базой при анализе

многих вопросов, включенных в проблематику нашего

диссертационного исследования. Также здесь особо следует отметить

моногрфический труд известного таджикского ученого У. Гаффорова

под названием «Сотим Улугзода» [40], в котором подробно исследуются

жизнь и творческое наследие Сатыма Улуг-заде, его роль в воспитании

молодых поколений таджикских писателей и журналистов, другие

аспекты творческой и общественной деятельности писателя. Наконец,

одной из сравнительно новых работ, посвящённых творчеству Сатыма

Улуг-заде, является монография С. Бакоевой, в которой исследуется

концептуальное значение принципа историзма в романе «Восе» Сатыма

Улуг-заде [19]. Некоторые вопросы, связанные с темой нашего

исследования, частично исследованы в трудах зарубежных и

отечественных ученых. Проблемам истории арабской литературы и

развития прозаических жанров в современной арабской литературе

10

посвятили свои работы Броккельман [157], Джирджи Зейдан [141; 142], Мухаммад Сави [145], Марун Абуд [147], Абд аль-Мохсен Таха Бадр [128], Мухаммад Юсуф Наджм [150], Абдулхусайн Фарзад [148], Зеба Акбарзаде [124; 125], Бахарак Валиниё [130], Джамал Мирсадики [153;154], В.Н. Кирпиченко [58], Н.К. Коцарева [59], И.Ю. Крачковский [60; 141], А.Е. Крымский [61], А.А. Долинина [45] и другие современные европейские, арабские, иранские, русские и таджикские ученые.Однако, не умаляя ценность вышеуказанных работ, следует отметить, что многие аспекты и вопросы исследуемой нами темы до сих пор остаются не освещенными и требуют системного анализа. До сих пор в таджикском литературоведении отсутствуют отдельные монографические работы, посвящённые жанру исторического романа и его научно-мировоззренческому значению. Лишь некоторые исследователи литературной прозы в своих статьях и монографиях в краткой форме высказывали свои мнения относительно исторического романа. Истории жанра романа в современной таджикской литературе более детально рассматривается в двух монографиях - "Роман в таджикской литературе двадцатого века" Ш. Салихова [93] и "Художественное изображение и творческая личность" А. Муллоева [69]. Однако в этих научных трудах отсутствует объектная или отраслевая типология и классификация романов в соответствии с той отраслью и сферой жизни, которую они отражают.

В таджикском литературоведении не исследовано творческое

наследие Джирджи Зейдана, основоположника жанра исторического

романа в современной арабской литературе, хотя некоторые его

исторические романы, например, "Абумуслим аль-Хорасани" и

"Ферганская невеста" имеют непосредственное отношение к истории и

культуре таджикского народа. То есть Джирджи Зейдан является первым

арабским писателем-романистом, который в рамках захватывающего

исторического романа воспроизвёл и представил широкому кругу

читателей в разных странах мира страницы истории таджиков, иранцев и

11

других народов Центральной Азии. К сожалению, до сих пор исторический аспект творческого наследия Джирджи Зейдана, его вкалад в историю создания и развития современных прозаических жанров в литературе мусульманских народов Востока все ещё остаётся за пределами внимания таджикских исследователей. Настоящее диссертационное исследование является попыткой, направленной на восполнение данного пробела в таджикском литературоведении.

Цели и задачи исследования. Основной целью диссертационного исследования является определение места и роли исторического романа в арабской и таджикской современных литературах на основе сопоставительного анализа романов "Абумуслим аль-Хорасани" Джирджи Зейдана и "Восе" Сатыма Улуг-заде. Для достижения этой цели в рамках диссертационного исследования решаются следующие задачи:

- анализ предпосылок происхождения романа, особенно исторического романа, в литературе арабского и таджикского народов;

- выявление причин, побудивших арабских и таджикских писателей обратиться к указанному прозаическому жанру;

- выявление и интерпретация взаимосвязей и взаимовлияний арабской и таджикской литературы на примере сопоставления исследуемых исторических романов;

- выявление приоритетов, преследуемых авторами сопоставляемых исторических романов;

- изучение реалистических (исторических) концепций и литературных методов отражения действительности в сопоставляемых романах;

- сопоставительное исследование композиций, сюжетов и образов сопоставляемых исторических романов;

- анализ и определение степени соотношения историчности и художественного вымысла в указанных романах.

Методология исследования. В рамках настоящего диссертационного исследования методом сопоставительного анализа иссследуется история появления и развития исторического романа как нового литературного жанра в современной литературе двух народов -арабов и таджиков, анализируется литературные методы отражения действительности, выявляются структурные и сюжетные (содержательные) сходства и различия, сопоставляются главные образы и персонажи исторических романов в современной литературе этих народов на примере исторических романов "Абумуслим аль-Хорасани" Джирджи Зейдана и "Восе" Сатыма Улуг-заде. Основным методом настоящего исследования служит метод сопоставительного анализа и другие методы компаративистского литературоведения. При исследовании и освещении исторических аспектов исследуемой темы автором широко использованы научно-исторический и историко-литературный методы анализ вопросов истории и теории литературы. При исследовании темы автор опирался на общетеоретические и научные выводы таких известных теоретиков и исследователей литературы, как Б.И. Бурсов, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Б.В. Томашевский, Д.С. Лихачев, М. Шакури, С. Табаров, Х. Шарифов, Х. Атахонова, А. Муллоев, А. Набави, Х. Асоев и др.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые осуществляется комплексный и системный сопоставительный анализ истории исторического романа в современной арабской и таджикской литературе. Кроме того, впервые в рамках диссертационного исследования анализируется образ Абумуслима Хорасани в художественном и научно-историческом видении Джирджи Зейдана, осуществляется сопоставление композиций, сюжетов и образов в сопоставляемых романах и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Историческим романом называют особый тип жанра

романистики, в рамках которого осуществляется научно-художественное

описание действительно происходившего исторического события.В содержании исторического романа, описывающего прошлые события и жизнь минувших поколений, реально происходившие события смешиваются с воображаемыми деталями и описываются таким образом, что захватывают и привлекают внимание читателя. В этом случае содержание исторического романа приобретает просветительское и воспитательное значение, так как пробуждает у читателя чувство уважения и симпатии к положительным героям и отвращения к отрицательным персонажам описываемых событий. Таким образом, писатель, освещая то или иное историческое событие, с помощью воображения выявляет воспитательное значение данного события и даёт читателю жизненный урок.

2. Это тип романа в истории современной арабской литературы предстаёт как "дитя" эпохи Арабского Просвещения. В арабском литературоведении понятие "просвещение" интерпретируется как культурное развитие, которое достигается путем усвоения культурных достижений минувших поколений и их творческого применения для решения современных проблем арабского общества. Но эта цель -возрождение прошлого арабского наследия, во многом достигалась благодаря использованию западноевропейской традиции. То есть для достижения культурного прогресса арабское общество пользовалось достижениями Запада, в значительной степени шло по пути, ранее проторенному Западом. Так постепенно складывался своеобразный синтез культурных традиций, ставший основой для арабской просветительской мысли.

Зт у о и

. Исторический роман в современной арабской и таджикской литературе появился в разных социально-экономических формациях. Основоположником исторической романистики в современной арабской литературе является Джирджи Зейдан, автор 22 исторических романов, первый из которых под названием "Аль-мамлюк аш-шарид" ("Бегущий мамлюк") увидел свет в 1891 г., а последний - "Шаджарат ад-дурр"

14

("Жемчужное дерево") - в 1914 г. Джирджи Зейдан оставил после себя наследие, в которое вошли 22 опубликованных романа, многочисленные научные труды и журнал, которые были распространены в Иране, Средней Азии, Индии, Японии, Западной Африке, Занзибаре, Австралии, Новой Зеландии, Вест-Индии и Северной и Южной Америке, он был одним из самых плодовитых и известных арабских писателей того времени. Его творчество оказало огромное влияние на распространение новых знаний и идей среди представителей всех слоев арабского общества. Однако в современной таджикской литературе исторический роман и в целом жанр романа появился в других социально-политических условиях - то есть, в условиях советской государственности и господства принципа социалистического реализма в литературе. Первым историческим романом, согласно мнению авторитетного таджикского ученого С. Табарова, принято считать роман "Рабы" Садриддина Айни. Другие романы основоположника таджикской современной литературы также не лишены признаков исторического романа как особого типа эпического произведения. Однако именно в романах "Восе" и "Фирдоуси" Сатыма Улуг-заде -верного ученика и воспитанника устода Садриддина Айни - таджикский исторический роман достиг пика своего совершенства и окончательно укрепился в таджикской современной романистике.

4. И Джирджи Зейдан, и Сатым Улуг-заде, прежде чем приступить к

написанию своих исторических романов, занимались публицистикой и

переводческой деятельностью; кроме того, оба они интересовались

актуальными проблемами своего родного языка и литературы. Оба

испытывали огромную любовь к истории своих народов, и именно для

привлечения широкого круга своих соотечетственников приступили к

написанию исторических романов. Кроме того, обоим писателям

характерны аналогичные упрощенческие методы изложения мысли и

описания событий, которые сформировались у них в результате

хорошего знания своего родного языка, а также усвоения литературного

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мирзозода Максадджони Дости, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература на русском и таджикском зыках

1. Абдулов, Н. Хдёту эчоди адиб дарси ибрат аст [Матн] / Н. Абдулов // Бахори Ачам.- 2011. - 11 феврал.

2. Абдусатторов, А. Таърихи адабиёти араб [Матн] / А. Абдусатторов. - Душанбе: Деваштич, 2008. - 192 с.

3. Абутохири Тартусй. Абумуслимнома [Матн]: роман. - Душанбе: Адиб, 1994. - 295 с.

4. Айнй, С. Акнун навбати калам аст [Матн]: осори баргузида дар ду чилд. Ч,. 1 / С. Айнй. - Душанбе: Ирфон, 1977. - 450 с.

5. Айнй, С. Куллиёт [Матн]: дар 2 ч. Ч. 1 / С. Айнй. - Сталинобод, 1958. - 344 с.

6. Айнй, С. Куллиёт [Матн]: дар 2 ч. Ч. 2 (кит. 2) / С. Айнй. -Душанбе: Ирфон, 1964. - 436 с.

7. Айнй, С. Намунаи адабиёти точик [Матн] / С. Айнй. - М., 1926. -626 с.

8. Акбаров, Ю. Композиция и сюжет художественного произведения [Текст] / Ю. Акбаров. - Душанбе: Ирфон, 1975. - 123 с. 9. Акбаров, Ю. Талаби хаёт ва кисмати адабиёт [Матн] / Ю. Акбаров. - Душанбе: Ирфон, 1977. - 128 с.

10. Асозода, Х. Адабиёти точик дар садаи 20 [Матн] / Х. Асозода. -Душанбе: Маориф, 1999. - 444 с.

11. Асозода, X. Сотим Улугзода ва фочиаи у [Матн] / Х. Асозода. -Душанбе: Девашгич, 2005. - 205 с.

12. Асоев, Х. Вокеияти зиндагй ва чамбасти бадей[Матн] / Х. Асоев.

- Душанбе: Дониш, 1984. - 160 с.

13. Асозода, Х. Адабиёти форсй ва се шохаи он [Матн] / Х. Асозода.

- Душанбе: Маориф, 1991. - 128 с.

14. Асозода, Х. Становление крупных жанров [Текст] / Х. Асозода. -Душанбе: Ирфон, 1993. - 207 с.

15. Асозода, Х. Устод Айнй дар шинохти Сотим Улугзода [Матн]: дастури таълимй / Х. Асозода. - Душанбе: Деваштич, 2001. -116с.

16. Асозода, Х. Абулкосим Фирдавсй дар шинохти Сотим Улугзода [Матн]: рисола / Х. Асозода.- Душанбе: Адиб, 2000.-80с.

17. Али-заде, Э.А. История литературы Сирии XIX-XX веков [Текст] / Э.А. Али-заде. - М., 2007. - 411с.

18. Ауэзов, М. По поводу новой книги Д. Икрами [Текст] / М. Ауэзов // Коммунист Таджикистана. - 1957. - 24 апреля. - С. 3.

19. Бакоева, С. Концепция историзма в творчества Сатыма Улуг-заде[Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук / Бакоева С. -Душанбе, 2010.

- 27 с.

20. Бакозода, Ч,. Андеша ва чехрахои адабй [Матн] / Ч,. Бакозода. -Душанбе: Адиб, 2005,- 180с.

21. Балъамй Абуали Мухаммади. Таърихи Табарй [Матн] / зери назари Зохир Ахрорй ва Чурабек Назрй. - Техрон, с.1380 х./2001. - 1399 с.

22. Бартольд, В.В. Сочинения [Текст]. Т^ / В.В. Бартольд. - М.: Наука, 1968. - 757 с.

23. Бахтин, М.М. Эпос и роман: о методологии исследования романа [Текст] / М.М. Бахтин // Вопросы литературы. - М., 1970. - № 51.

- С. 95 -122.

24. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу [Текст] / В.Г. Белинский. - М.: Современник, 1983. - 606 с.

25. Бобоев, Ю. Исторический жанр и роман «Рабы» С. Айни [Текст] / Ю. Бобоев. - Сталинабад, 1948. - 57 с.

26. Брагинский, И.С. Жизнь и творчество Садриддина Айни [Текст] / И.С. Брагинский. - Душанбе: Ирфон, 1968. - 301 с.

27. Брагинский, И.С. Назаре ба тараккиёти адабиёти советии точ,ик / И.С. Брагинский // Шарки сурх. - 1948. - № 3. - Са*. 20-22.

28. Брагинский, И.С. От Авесты до Айни: исследование по истории таджикской литературы [Текст] / И.С. Брагинский. - Душанбе: Ирфон, 1981. - 256 с.

29. Брагинский, И.С. Западно-восточный литературный синтез и творчество С. Айни: проблемы и портреты [Текст] / И.С. Брагинский. Душанбе: Ирфон, 1986. - 190 с.

30. Взаимосвязи и взаимодействие литератур мира [Текст]. Библиография (1961-1965), ч. 1-2. - М., 1968; Ч. 1 (1966-1970). - 298 с.; Ч. 2. - 569 с. - М., 1973; (1971-1975), ч. 1-2. - М., 1979.

31. Взаимодействие наук при изучении литературы [Текст]. - Л.: Наука, 1981. - 227 с.

32. Власова, О.А., Дербисалиев, А.Б., Прожогина, С.В. Литература Марокко [Текст]/ О.А. Власова, А.Б. Дербисалиев, С.В. Прожогина. -М., 1993. -319с.

33. Войнич, Э.Л. Занбур[Матн]: романи таърихй/ Э.Л. Войнич; тарчумаи С. Улугзода. - Сталинобод, 1931. - 447 с.

34. Горький, М. О литературе [Текст] / М. Горький. - М.: Советский писатель, 1953. - 864 с.

35. Грантовский, Э.А. Раняя история иранских племен Средней Азии [Текст] / Э.А. Грантовский. - М.: Наука, 1970. - 510 с.

36. Гринцер, П.А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада [Текст] / П.А. Гринцер. - М.: Наука, 1997. - 213 с.

37. Гафуров, Б. Точикон. Таърихи кадимтарин, кадим, асрхои миёна ва давраи нав [Матн] / Б. Гафуров. - Душанбе, 2008. - 870 с.

38. Гаффоров, Р. Забон ва услуби Рахим Чалил [Матн] / Р. Гаффоров. - Душанбе: Дониш, 1966. - 141 с.

39. Гаффоров, Р. Саррофи сухан = (Мастер слова) [Матн] / Р. Гаффоров // Газетаи муаллимон. - 1981. - 14 ноябр.

40. Гаффоров У. Сотим Улугзода [Матн]-Душанбе: «Адиб», 2014.

-384 с.

41. Давронов, А. Адабиёт ва вокеият [Матн] / А. Давронов. -Душанбе: Хумо, 2003. - 253 с.

42. Давронов, А., Худойдодов, А. Сотим Улугзода ва Ахдоади Дониш [Матн] / А. Давронов, А. Худойдодов // Адабиёт ва санъат. - 2011.

- 4 август.

43. Демидчик, Л.Н. Зарождение и становление таджикской драматургии (1929-1941) [Текст] / Л.Н. Демидчик // Вопросы таджикской советской драматургии и театра. - Душанбе, 1957. - С. 27-31.

44. Дима, А.П. Принципы сравнительного литературоведения [Текст] / А.П. Дима; пер. с румын. М.В. Фридмана. - М.: Прогресс, 1977.

- 229 с.

45. Долинина, А.А. Очерк истории арабской литературы нового времени. Египет и Сирия [Текст] / А.А. Долинина. - М., 1973. - 272 с.

46. Дониш, А. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития [Матн] / А. Дониш. - Душанбе: Сарват, 1992. - 97 с.

47. Дюришин, Д. Теория сравнительного изучения литературы [Текст] / Д. Дюришин. - М.: Прогресс, 1979. - 318 с.

48. Жирмунский, В.М. Эпическое творчество славянских народов и проблемы сравнительного изучения эпоса [Текст] / В.М. Жирмунский. -М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 145 с.

49. Жирмунский, В.М. Народный героический эпос [Текст] / В.М. Жирмунский. - М.- Л.: Гослитиздат, 1962. - 435 с.

50. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад [Текст] / В.М. Жирмунский. - Л.: Наука, 1979. - 493 с.

51. Зайниддинов, М. Таджикско-татарские литературные связи в конце Х1Х - начале ХХ века [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Зайниддинов М. - Душанбе, 1990. - 21 с.

52. Икрами, Дж. Шоди: роман [Текст] / Дж. Икрами. - М.: Сов.писатель, 1950. - 265 с.

53. Икромй, Ч. Дар бораи баъзе хусусиятхои насри точик / Ч. Икромй[Матн] // Шарки сурх. - 1958. - № 11. - Сах. 98-101.

54. Икромй, Ч. Ман гунахкорам [Матн] / Ч. Икромй // Асархои мунтахаб. Ч. 4. - Душанбе: Ирфон, 1973. - 329 с.

55. Икрами, Дж. Об исторической революционной прозе / Дж. Икрами // Жизнь, герой и литература. - Душанбе, 1977. - С. 165-171.

56. Икромй,Ч. Зиндачудоии Сотим Улугзода бо нури чашмонаш: Ёддоштхо аз хаёт ва фаъолияти нависандаи бузург Сотим Улугзода [Матн]/ Ч. Икромй // Минбари халк. - 2007. - 7 июл.

57. Исоматов, М. Точикон дар тасвири Сотим Улугзода [Матн] / М. Исоматов. - Душанбе: Ирфон, 2002. - 146с.

58. Кирпиченко, В.Н., Сафронов, В.В. История египетской литературы XIX - XX вв. [Текст]: в 2-х т. / В.Н. Кирпиченко, В.В.Сафронов. - М., 2002 - 2003.-794с.

59. Коцарев, Н.К. Писатели Египта [Текст] / Н.К. Коцарев. - М., 1975. -344с.

60. Крачковский, И.Ю. Избранные сочинения [Текст] / И.Ю. Крачковский. - М. - Л., 1956. - 500 с.

61. Крымский, А.Е. История новой арабской литературы [Текст] / А.Е. Крымский. - М., 1971. -794с.

62. Кухзод, Урун. ^ам кухи баланд, хам шахри азим [Матн] / Урун Кухзод. - Душанбе: Ирфон, 1986. - 264 с.

63. Кухзод, Урун. Мушкилоти насри муосир [Матн] / Урун Кухзод // Садои Шарк. - 1988. - № 3. - С. 109-118.

64. Левшина, М.С. Сатым Улуг-заде. Эчодиёт [Матн] / М.С. Левшина. - Сталинобод, 1964.-73с.

65. Мардони, Т. Арабско-таджикские литературные связи. История и современность [Текст]: сб. статей / Т. Мардони. - Душанбе: Матбуот, 2006. - 400 с.

66. Махмадаминов, А. Адабиётшиносй ва худогохии миллй[Матн] / А. Махмадаминов. - Душанбе: Сино, 1988. - 211 с.

67. Мирзозода, Х. Адабиёти советии точик дар солхои Революцияи Октябрь [Матн] / Х. Мирзозода // Шарки сурх. - 1957. - № 11. - С. 70-79.

68. Мирзозода, М. Образи бадей чист? [Матн] / М. Мирзозода. -Душанбе: Ирфон, 1976. - 22 с.

69. Муллоев, А. Концепция творческой личности и образ художника в современной таджикской прозе [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Муллоев А. - Душанбе, 2003. - 316 с.

70. Мухаммадиев, Ф. Куллиёт [Матн]: дар 5 чилд. Ч,. 3: Роман ва хикояхо / Ф. Мухаммадиев. - Душанбе: Адиб, 1991. - 384 с.

71. Набиев, А. Адабиёт ва накди адабй [Матн] / А. Набиев. -Душанбе: Адиб, 1993. - 260 с.

72. Набавй, А. Чусторхо ва ибтикорот дар наср [Матн]: мачмуаи маколахо / А. Набавй. - Душанбе: Адиб, 2009. - 324 с.

73. Надирова, Г.Е. Эволюция тунисского арабоязычного романа [Текст] / Г.Е. Надирова // KazNU Bulletin. Oriental series. - 2013. - № 3 (59).

74. Нурова, М.А. Изучение современного таджикского романа и романа хинди в контексте сопоставительного исследования [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Нурова М.А. - Душанбе, 2018. - 290 с.

75. Одинаев, Ч. Гузашти айём [Матн] /Ч. Одинаев. - Душанбе: Адиб, 2010. - 430 с.

76. Оскотский, В. Проблемы таджикской современной прозы [Текст] / В. Оскотский // Садои Шарк. - 1973. - № 1. - С. 123.

77. Отахонова, Х. Сайре ба бойгонии Сотим Улугзода [Матн] /Х. Отахонова // Отахонов, Х. Чехрахои шинохта. - Душанбе: Деваштич, 2004. - С.79-87.

78. Очерки таърихи адабиёти советии точик [Матн]. - Сталинобод, 1957. - С. 365-403.

79. Раджаби, М. Ислам: Джадидизм и Революция [Текст] / М. Раджаби. - Душанбе: Дониш, 1977. - 245 с.

80. Рахмон, Э. 90 сол: Паёми табрикйба ифтихори 90-солагии Сатым Улугзода [Матн] / Э. Рахмон // Садои мардум.- 2002.- 4 декабр.

81. Рачабй, М. Сотим Улугзода - абармарди набард ва андеша [Матн] / М. Рачабй. - Душанбе: Деваштич, 2007. - 172 с.

82. Рахим, Ц. Одамони човид [Матн] / Ц. Рахим. - Душанбе: Ирфон, 1979. - 448 с.

83. Рипка, Я. История персидской и таджикской литературы [Текст] / Я. Рипка; пер. Н.А. Кондрашова и П.А.Клейнер. - М.: Прогресс, 1970. -440 с.

84. Русско-таджикский словарь [Текст] / С.Д. Арзуманов, Х.А. Ахрори и др. - М.: Рус. яз., 1985. - 1280 с.

85. Саъдиев, С. Мазмун ва шакли асари бадей[Матн] / С. Саъдиев. -Душанбе: Ирфон, 1976. - 22 с.

86. Сайфуллоев, А. Проблемы взаимодействия литератур [Текст] / А. Сайфуллоев. - Душанбе: Дониш, 1976. - 132 с.

87. Сайфуллоев, А. Мактаби С. Айнй[Матн] / А. Сайфуллоев. -Душанбе: Ирфон, 1978. - 224 с.

88. Салимов, М. Тадкикоти муфид: Оиди устод Сатым Улугзода [Матн] / М. Салимов //Адабиёт ва санъат. - 2006. - 30 март.

89. Самад, В. Муносибатхои адабй[Матн] / В. Самад. - Душанбе: Ирфон, 1976. - 23 с.

90. Самадов, А. Адиби бузургу донишманди вороста [Матн] / А. Самадов // Адабиёт ва санъат.- 2011.- 3 феврал.

91. Сатторзода, А. Минувшие дни и судьба честного человека [Текст] / А. Сатторзода // Джума Одинаев. Бег времени.- Душанбе: Адиб, 2010. - С. 412-429.

92. Солехов, Ш. Роман дар адабиёти точикии карни 20 (масъалаи ташаккули жанр) [Матн] / Ш. Солехов. - Душанбе: Дониш, 2011. - 331 с.

93. Солехов, Ш. Роман в таджикской литературе ХХ века: (проблема формирования жанра) [Текст] / С. Солехов. - Душанбе: Дониш, 2011. - 311 с.

94. Солехов, Ш. Адабиёт ва шинохти он [Матн] / Ш. Солехов. -Душанбе: Ирфон, 2009. - 240 с.

95. Соколов, О.А. Черты йеменского исторического романа (на материале первоисточников) [Текст] / О.А. Соколов // Материалы Международной научно-практической конференции (14 ноября 2015 г., г. Стерлитамак). Ч. 3 - Стерлитамак, 2015. -188 с.

96. Суворов, М.Н. «Большая» проза ОАЭ на этапе становления: 7080-е гг. [Текст] / М.Н. Суворов // Вестник СПбГУ. Сер. 13. - 2014. - № 1.

97. Табаров, С.Ш. Хдкикати хаёт ва чустучухои адабй[Матн]. Кит. 1 / С.Ш. Табаров; мураттиб: Абдучаббор Рахмонов. - Душанбе, 1994. - С. 5-18.

98. Тикаев, Г.Г. Египетский исторический роман (30-40-е гг. XX века) [Текст] / Г.Г. Тикаев. - М., 2003. - 124 с.

99. Тусй Асадй. Гаршоспнома. (Тахияи матн ва шархи лугот аз Алии Мухаммадии Хуросонй) [Матн]. - Душанбе: Адиб, 2011. - 480 сах.

100. Улугзода, С. Ахмади Дониш [Матн]. - Сталинобод, 1964.- 88 с.

101. Улугзода, С. Восеъ. [Матн]/ С. Улугзода.-Душанбе: Ирфон, 1969. -336 с.

102. Улугзода, С. Мунтахабот [Матн] / С. Улугзода. - Душанбе: Ирфон, 1982. - 446 с.

103. Улугзода, С. Хдкикати асар ва танкиди он [Матн] / С. Улугзода // Маориф ва маданият. - 1977. - 13 январ.

104. Улугзода, Л.А. Хднуз овози Сотим Улугзодаро мешунавам: Хотирахои хамсари нависанда Любов Андреевна Улугзода [Матн] / Л.А. Улугзода // Чархи гардун. - 1999. - 5 март.

105. Худойдодов, Б. Тип ва типикунонй дар эчодиёти бадей[Матн] / Б. Худойдодов. - Душанбе: Ирфон, 1976. - 22 с.

106. Хрдизода, Р. Адабиёти точик дар нимаи дуюми асри Х1Х[Матн] / Р. Хрдизода. - Душанбе: Дониш, 1968. - 296 с.

107. Чуков, Б.В. С веком наравне: история арабской литературы в Иракском королевстве и Иракской Республике [Текст] / Б.В. Чуков. - М., 2006. - 327 с.

108. Шукуров, М. Сотим Улугзода [Текст] / М. Шукуров. -Сталинобод, 1961. .-73 с.

109. Шукуров, М. Садриддин Айни [Текст] / М. Шукуров. -Душанбе: Ирфон, 1978. - 308 с.

110. Шукуров, М. Насри солхои 1945-1974. Таърихи адабиёти советии точик [Матн]. Ч. 4 / М. Шукуров. - Душанбе: Дониш, 1980. -384 с.

111. Шукуров, Мухаммадчон. Пайванди замонхо ва халкхо [Матн] / Мухаммадчон Шакуров. - Душанбе: Ирфон, 1982. - 222 с.

112. Шукуров М. Насри реалистй ва тахаввули шуури эстетикй [Матн] / М. Шакуров. - Душанбе: Ирфон, 1987. - 452 с.

113. Шукурии Бухорой. Диди эстетикии халк ва насри реалистй[Матн]. - Хучанд: Нури маърифат, 2006. - С. 59.

114. Шарифов X. Озурдагон ва умедворон [Матн] / Х. Шарифов. -Душанбе: Сино, 2001.- 195 с.

115. Фитрат, А. Давраи хукмронии амир Олимхон [Матн] / А. Фитрат. - Душанбе, 1991. - 63 с.

116. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного [Текст]. - М.: Наука, 1984. - 582 с.

117. Эмомалй С. Андеша ва махорати адабй. Душанбе, 2013. - 100 с.

118. Эмомалй С. Сотим Улугзода ва фарханги миллй. Душанбе: «Истеъдод», 2013. -112 с.

119. Эмомалй С. Аз таърихи эчоди романи «Восеъ»-и Сотим Улугзода. Душанбе, 2003. - 136 стр.

120. Эмомов А. Формировние и развитие исторической драмы в Ираке. Душанбе: «Ирфон», 2007. -80 с.

121. Эмомов А. Литературно-художественные особенности исторических драм Ахмада Шауки. -Душанбе: «Ирфон», 2006. -74 с. 122. Энсклопедияи советии точик [Матн]. - Душанбе, 1986. - Ч. 6. -640 с.

123. Юсуфов, К. Сотим Улугзода ва повести тарчумаихолии у «Субхи чавонии мо» [Матн] / К. Юсуфов. - Душанбе: Дониш, 1968. - 126 с.

Литература на арабском и персидском языках

^¿з3 ¿13^1Л ^ , ^ з ¿1-5, ^¿,13 J -¿3 .^О . 124

.<^186- .1387 '¿',«3 .ч,с А3Ь1,1*31з

. ^>186- .1387 ' ¿'-О ^^ ^¿,13 ^«31лз, з -¿3 .Ы, . 125

.<^507- .1387 '¿',«3 А^>,с ¿1^1 .,л1 Ц}с1л^1 ,лл1 .126

.<^23- .1380 '¿1 .^¿^ Ал^ АЛЛ.,3 .ч,с ^ир! А ^д 1^3 ¿¿з^! . 127

,1Л 'о,дШ1 ' 1938-1870 Я^^^Л А^,*Л $¿1 з,Л .Ак ¿¿^Л -ис . 128

.^443- .1976

.^>527- .1359 '¿1,«3 .ч,с ¿¿,13 .,£1 .129

.<^26 -.4392 'й' ,«3.11 А!ИЛ

¿лЛ3 ¿¿,13 ¿'-У, ^^13^ ^¿з, .¿Л'"^-!' -ис ^¿Зл^ .131

.<^17- .10 ^ .10 '^^Зд , з ^31 АлЛ,^ Ал^Ш! АлхллЛ .ч,с ¿1^'Л ¿'-О .Ц}1к ¿¿з, .132

.32 13 15 ,1 '1384й1З^Jl3 '2 0,1^:1«-^! з А^,*Л А*!] .^128 .4384 ¿¿¿1 '-«^л .^¿з ¿13^1Л .,£1 ¿1^1,3.133 607-604 - .3 .4378 ' Jз^з з .Л^ ^-¿л^ .134

ААХЛ^Л ^Лс А!^Л .^Лл^д. з ^ЛА^ЛЛ.' ¿^л. ^31,«3 о1 .135

.87-67 -.01385 '¿',«3.5 ' А^1Л1 з Ала,*Л А*!! АллкЛ .4378 ^'¿',«3 '2.£ .¿^-А^ ¿¿^Л-ис .33 ,1Л .136 424-.4369 '^Зд1 '¿',«3 .¿',¿1 чл' ¿¿,13 .137

.<^507- .4380 '¿',«3 .^Л1 лла33 .¿¿^Л -ис чз^Зш .138 162

.»1373 'ùLtéJ o^jjj ^jl*-*Jl ù.j^l AP Mj^uj .139 .<317- .f1998 .jJ—lljlJ .o-^lj^ ^i^xjjl .o^j^ ù^j .140 . <292 -.f1979 "M 4.^ .^j*Jl MJVI ¿JJIJ .y*j^ ùlJû .141 .»1369 .j«?^ OL^o^S j^lj^ ^ a^J o^jü A ù^ ¿JJIJ .o^-j^ ùlJyj .142 'ùljé^.^jlj^^ A^.j3 ^^jli A .(^jl^lj^ ù^^ A^l^. »l^ ùlJyj . 143

.<238-.»1389

.< -.375-.»1323 'ùljéJ. .oJJ ^Ijj! . 144

.<253- '1991 'jAjVl '»JAIS .ùl^yj .J^jl—li . 145

.<39- . »1323 'ùljéJ.ùl^j^ .ù^lljjl »Jlj o*-^ . 146

.<18^ .1944 'AilaSll JIJ jjoj 'AJJ^JI JIJJ .ùjjl^ JJJC . 147

ajl^Ji 'o£jAji j ^lg^iAjjj Ai^ .ujc j^l*^ ùbjjl .jj'"^ Jjc Jljji . 148

.< 14 .»47D1387

^j^jJl ^jc Ajjj*Jl oJl a^^jj .¿yj^ll mJ^I ^i Aj^jjU Ayljj j^unlj^ . 149

.<153- .f1989 ^l jlJ .^jUVI 'AilSdJl JIJ 'ùjjjj . 1914-1870 ^J^^JI M^I ^i A—all .^j .150

.368<.f1966

368 .f 1998 'ùj^Vl jlJ 'ojAlall .j- ^ ^i Aox^^iI Aj^jjU Ayljj . .151

.f2000 '47 fSj 'ùljjJl Akx .AJ^JJIJ AJIJJ ^i Splj .^ji A*.^ ^jx .152

.<592.»1374 'ùlj« .ojlj^lJ ùljjûl .JU^. oSJl^jj^ .153 <794 .»1385 'ùljéJ .ojlj^lJ j^l^ .JU^ o^Jl^jjx .154

j jjtuik j ^^jJji ^l »jjj^ j ù^jj Axj^ix jJ i^^jjjj ly ^j^ j—'^- A^ijlsx jj—j 1 '' . 155

185 jl '57 - 56 »jIa^ '1385 jl«j -1384 ùl^j :ja jJl ^jl^jl fjlc A^j^j .o-xl^j ûjjo^

.205 13

^HTepaTypaHaaHr^HHCKOMA3MKe

156. AlainMichelBoyer. Les Paralittératures. Paris: A. Colin.DL, 2008.

157. Brockelmann CarlGeschichte der arabischen Litteratur. 1898- 1902. Publication date 1898. PublisherE.Felber.Collectionamericana.

158. Donald M. Reid. Syrian Christians, the Rags-to-Riches Story, and Free Enterprise".Cambridge University Press, 1970.

159. Encycloepdia Britannica s.v. historical novel. Retrieved 07-2013.

163

160. de Groot. J. M. The religious system of China, its ancient forms, evolution, history and present aspect, manners, customs and social institutions connected therewith, 6 vols. Leiden: Brill, 1897-1910.

161. Lukacs Georg. The Theory of the Novel (1974). ISBN 0-262-620278.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.