Концепция личности в таджикских исторических романах конца XX - начала XXI в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Ульмасова, Замирахон Хабибуллаевна

  • Ульмасова, Замирахон Хабибуллаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 372
Ульмасова, Замирахон Хабибуллаевна. Концепция личности в таджикских исторических романах конца XX - начала XXI в.: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Душанбе. 2014. 372 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ульмасова, Замирахон Хабибуллаевна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВИДЕНИЯ ИСТОРИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА КОНЦА XX -НАЧАЛА XXIВВ

I. 1. Традиционная историческая и художественная литература классического периода

1.1.1. Традиционная историография и ее литературное значение

1.1.2. Персидско-таджикская классическая проза и ее основные жанровые формы

1.2. Традиции литературы Востока, русская и европейская литература

1.3. Новый этап в восприятии и художественном осмыслении истории

ГЛАВА II. ЛИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ: НОВЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПОИСКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ

РОМАНЕ ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ

II. 1. Соотношение исторической правды и художественной правды в

романе Б.Абдурахмона «Кир Великий»

II. 2. Философия миропокорения Александра Македонского и её

художественное исследование

II. 3. Национальное самосознание и эволюция концепции

исторической личности

II. 4. Пересмотр темы революции и свободы в романе Абулхамида Самада «Вихревая воронка»

ГЛАВА III. ИСТОРИЗМ И ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ОБРАЗОВ ДЕЯТЕЛЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОМАНЕ

III. 1. Художественное соотношение изображения человека,

эпохи и общества в романе Р.Ёрмухаммада «Любовь Рудаки»

III. 2. Трагедия революции и судьба поэта в романе Сорбона «Туграл

ГЛАВА IV. ПОЭТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ РОМАНОВ

ПЕРИОДА НЕЗАВИСИМОСТИ

IV.1. Стилистические особенности и творческая индивидуальность

писателя

IV.2. Историческая действительность и особенности

художественного слова

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция личности в таджикских исторических романах конца XX - начала XXI в.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Испытующе всматриваясь в свой исторический семидесятилетний путь, таджикский народ справедливо признал, что через все судьбоносные испытания он пронес глубокую веру в незыблемость исторических культурных ценностей, их нравственных гуманистических идеалов. Это было ощутимо во все периоды, поскольку сентенции системы взглядов утверждали, что идейность и созидательность общества только тогда обретает свою подлинную цену, когда они опираются на прочный фундамент общечеловеческих культурных ценностей и созидательных исторических концепций личностей. Эта истина многократно выстрадана человечеством. И потому сегодня обращение к проблеме концепции личности через призму таджикских исторических романов конца XX -начала XXI вв. позволяет сделать вывод, что изучение этих наследий в этом русле открывает захватывающие идеи и перспективы глубокой нравственности.

Логика моральной оценки духовных ценностей, гуманистических концепций деятельности исторических личностей требует глубоко задуматься над тем, что есть такого в них самих, в их ценностном историческом бытии, психологии, общественных нравах, политических и социальных структурах, системы взглядов, что способствует сделать возможными те или иные столь созидательно сопровождавшие нашу историю нравственно-культурные феномены.

Происходящие сегодня в суверенном, демократическом Таджикистане духовно-нравственные процессы фундаментально носят обязывающий характер, являются вызовом в том отношении, что требуют от личности мобилизации новых духовных ресурсов, решимости изменить себя и условия своей жизни. Ответственное поведение в условиях широкой демократии предполагает высокое развитие чувства личного достоинства и уважения к

другому человеку, высокую интеллектуальную и индивидуальную культуру, формирование личностной ответственности, что в свою очередь, требует уточнения целей и механизмов духовно-нравственного воспитания, значимость в этих процессах концепций личностей.

После распада Советского Союза и обретения Таджикистаном государственной независимости, историческое прошлое таджикского народа, общественная деятельность и подвиги исторических личностей, сыгравших важную роль в судьбе таджиков, стали объектами пристального исследовательского внимания учёных-обществоведов. В этот период была издана в шести томах переработанная с новых точек измерения системы взглядов «История таджикского народа», в которой «изложение строится на чисто фактологической основе без оглядки на какую-либо идеологию»[148]. Впервые большие тиражи трудов средневековых историков Табари, Наршахи, Мирхонда, Хондамира и других стали достоянием широких масс. Ощутимый импульс к формированию чувства самопознания, к развитию общественной и научно-философской мысли таджикского народа различных исторических эпох придали книги Президента республики Эмомали Рахмона «Таджики в зеркале истории. От ариев до Саманидов» (в трех книгах) и «Взгляд на историю арийской цивилизации», труды историков, философов и еще нераскрытые страницы истории.

Усиление в современном обществе Таджикистана чувства национальной гордости, стремление общественности к новому осмыслению своих корней, к ощущению причастности себя к своей истории явились главными факторами в целеустремленном обращении литературы периода независимости к историческим культурным ценностям и изучению ярких страниц жизни и деятельности личностей прошлого. В связи с этим самым актуальным литературным жанром современности (в этом плане) стал исторический роман. Если за весь более чем 70-летний период советской власти в таджикской литературе было создано лишь десять исторических романов, то за немного более чем 10 лет (1997-2010) времени государственной

независимости фундаментальных трудов, освещающих героические страницы истории нации, издано более тридцати. Свидетельством сказанному могут служить романы А. Сидки «Тропа судьбы» (1997) [36], М. Солеха «Стена Хорасана» (1999) [39], Сорбона «Повесть о Божьем сыне» (2000) [40], Ю. Ахмад-заде «Семь видений» (2001) [38], А. Зохира «Мунтасир» (2001) [24], Р. Ёрмухаммада «Бармакиды» (2005) [19], Ш. Ханифа «Бехзод» (2007) [65]. Писатели, близкие по гражданской позиции, идейно-эстетическим позициям, создали исторические романы в соавторстве. Так, Ато Хамдам и Леонид Чигрин являются соавторами цикла исторических романов «Стена Согда» (2004) [60], «Жизнеописание Чжан Цзяна» (2005) [61], «Хатлонский бастион» (2006) [62], «Озар из Уструшаны или мечь Спартака» (2007) [63], «Ошибка Тамерлана» (2012) [64] и др.

Исторический роман — дилогия «Ориёно-1. Скорбь Заратуштры» (2007) [27] и «Ориёно-2. Потерянный рай» (2007) [28] Джумы Куддуса и Мамадрахима Карима в истории таджикской литературы является первым религиозным историческим романом.

При помощи богатой фантазии, ярких и насыщенных панорам авторы создают образ первого арийского пророка, основоположника зороастрийской ¡ религии, мудреца и философа Заратуштры, показывают острую борьбу и противостояние сил добра и зла, живописуют жизнь наших предков в эпоху правления Кушанской династии, мечты и чаяния ученых той далекой эпохи, влияние их мировоззрения на жителей Арианы, Индии и Китая.

Литературная деятельность ряда авторов исторических романов доказывает, что всё больше усиливается связь художественной литературы и исторической науки, что содействует укреплению научной основы исторических романов.

Авторы исторических романов, особенно писатели, воссоздающие древнюю историю, образы исторических личностей, мифологических и полумифологических героев, широко используют научные и литературные источники. Например, Барот Абдурахмон в романе «Кир Великий» [1]

использовал 118 источников, Джума Куддус и Мамадрахим Карим - более 150 научных, исторических, философских, религиозных источников. Важно то, что, кроме исследований таджикских ученых, писатели используют научные изыскания и труды древнегреческих, русских, английских, арабских, американских, французских, германских, индийских, иранских и других представителей научного мира.

Известно, что исторические романы создаются не только на основе авторитетных и достоверных источников, в них используются и богатая фантазия, предания, сказания, мифология, творческие домыслы. Вместе с тем есть и романы на исторические темы, созданные исключительно силой художественной фантазии. В этих романах, кроме имён центральных героев, все персонажи, события, сюжетные линии и т.д. являются плодом фантазии писателя. Романы А.Сидки «Тропа судьбы» (1997) о классике персидско-таджикской поэзии Камоле Худжанди, «Рана мести» (2007) [37],

посвященный жизненному пути таджикской поэтессы Дилынод Барно (XIX

/

в), относятся к указанному ряду.

Правильно подчеркивает профессор М. Мирзоюнус, что исторические романы Азама Сидки «насыщены художественными образами и созданы: на основе полета фантазии писателя» [172, 194].

Роман Туйчи Мирзода Рашти «Восход солнца» (2003) [33], посвященный Исмаилу Сомони, также охватывает события, очень далекие от исторической действительности. Кроме того, ром ан является слабым в художественном отношении. Несмотря на то, что критик Саидзода Дж. характеризует этот роман как «ценное произведение» [206], книга не отвечает требованиям жанра исторического романа. Роман Р. Ёрмухаммада «Любовь Рудаки» (2008) [20] также является больше плодом богатой фантазии автора.

В тематическом отношении исторические романы таджикских писателей разноплановы.

Краткий обзор исторических романов показывает, что в прозе периода независимости исторический роман является ведущим жанром, отражающим

наиболее существенные особенности современного литературного процесса, чем и объясняется актуальность исследования выбранной нами темы.

Цель и задачи исследования. Главной целью настоящей диссертационной работы является всестороннее глубокое изучение концепции личности в исторических романах таджикской литературы периода государственной независимости Таджикистана. Вместе с тем автор ставит перед собой цель конкретнее охарактеризовать тематические особенности исторических романов, определить соотношение принципов историзма и художественности в создании образов исторических личностей, определить место и роль жанра исторического романа в современной таджикской прозе. Для достижения указанных целей диссертант ставит перед собой решение следующих задач:

- установить факторы преемственности традиций персидско-таджикской классической литературы в её реалистической прозе нового времени;

- изучить особенности историзма в средневековой литературной историографии, определить соотношение исторического и художественного в создании образов исторических личностей в произведениях современных таджикских романистов;

-выявить особенности важнейших периодов художественного осмысления таджикской литературой XX века исторических событий прошлого;

- сопоставить их с сущностно новым восприятием писателями нового поколения, тех же или иных событий и определить основные элементы общности и различия в отражении концепции личности историческими романами таджикской литературы советской эпохи и периода государственной независимости;

- установить факторы и причины активного обращения современных писателей к историческим событиям, судьбам героических личностей прошлого;

-анализировать исторические романы с идейно-тематической точки зрения с целью определения в них концепций выдающихся личностей;

- изучить романы указанных периодов в тесной связи с художественной концепцией личности;

-охарактеризовать особенности поэтики исторического романа с целью показа в них принципов и приемов создания художественных образов исторических личностей.

Степень изученности темы. Исторический роман в таджикской советской литературе был в определенной степени изучен в трудах литературоведов (113;111; 189; 190; 265;207; 208; 162; 259; 211). Однако в исторических романах последних десятилетий, в частности периода государственной независимости Таджикистана художественная концепция личности по настоящее время не была предметом специального всестороннего исследования. Отдельные произведения этого жанра подвергались анализу в немногочисленных монографиях, статьях и рецензиях таджикских литературоведов и критиков.

Исследование академика М. Шакури «Взгляд на таджикскую литературу двадцатого столетия» (2006) [259] хотя и посвящено рассмотрению» таджикской прозы и поэзии советского периода, но его соображения об исторических романах С.Айни, С.Улуг-заде, Дж. Икрами, Р.Хади-заде и других оказывают значительное влияние на формирование исторической памяти писателей, обновление и углубление содержания их произведений и обогащение поэтики литературы периода независимости.

В этом направлении особое внимание заслуживает книга профессора Атахона Сайфуллаева «Новые горизонты прозы» (2006) [211], в которой, наряду с абсолютным большинством изданных на рубеже XX-XXI веков произведений прозы, в общих чертах рассмотрен и ряд исторических романов. В некоторых её главах автор касается проблемы создания образов исторических личностей, не ставя перед собой цели исследования концепции личности.

Следует особо' подчеркнуть вклад известного таджикского ученого, профессора X. Асо-заде в изучение современной таджикской прозы, в том числе исторических романов. Он исследует новую таджикскую литературу как явление прозы персоязычных литератур. Цикл его трудов - «Персидская литература и три ее ветви» (1991) [88], «Персидско - таджикская литература XX столетия» (1996) [90], «Иранская литература в XX столетии» (1997) [91], «Таджикская литература XX столетия» (1999) [92] - в нашем литературоведении являются новым словом. Его монография на русском языке «Формирование жанровой системы прозы Афганистана на языке дари» (1988) [87], посвященная взаимосвязи персоязычных литератур XX века, имеет важное значение в исследовании таджикской прозы. Большой интерес в изучении исторического романа представляет его монография «Сотим Улуг-заде и его трагедия» (2005) [95].

Критик и литературовед А. Набави в своем труде «Поиски и новаторство в прозе» (2009 на тадж. яз) [172] исследует реалистическую прозу XX столетия, в том числе историческое сознание и историзм писателей, ставит задачу «подвергнуть с новой точки зрения анализу проблемы прозы (литературы), присущие реалистической литературе XX века и начала XXI -столетия» [172, 3], но в нем не рассматриваются исторические романы последних двух десятилетий.

Одним из важнейших исследований последних лет в области прозы является книга Абдусамада Мулло «Творческая личность и искусство портрета» (2010) [167]. В этом труде автор анализирует биографические романы С. Улуг-заде «Фирдоуси» [56], Р. Хади-заде «Звезда во мгле» [57] и «Не звёзды падают» [58] в качестве достижения исторического романа советской эпохи.

Ш. Солехов в монографии «Роман в таджикской литературе XX века (проблема формирования жанра)» [229] и в некоторых статьях своего сборника «Литература и её познание» (2009) [228] кратко останавливается на проблемах развития прозы в современной таджикской литературе. Однако он

не ставит перед собой задачу анализировать концепцию личности в исторических романах.

Мнения и взгляды литературоведов об исторических романах больше опубликованы в периодической печати в виде рецензий. И это естественное явление, ибо анализ текущего литературного процесса формируется из отдельных критических соображений в сторону всестороннего исследования. Так, профессор А. Саъдуллоев в своей статье «Спасительные мотивы» [219] излагает очень интересные соображения о романе Ю. Ахмад-заде. Прежде всего, он определяет жанр и стиль произведения и называет книгу «романом-эссе», с чем мы полностью согласны.

Критик и литературовед М. Нарзикул в своей статье «Историческое видение современных таджикских романистов» [177], «Критика романа» [178] коротко останавливается на исторических романах М. Солеха «Стена Хорасана», Сорбона «Повесть о Божьем сыне», Р. Ёрмухаммада «Бар-макиды», А. Хамдама и JI. Чигрина «Хатлонский бастион» и «Великий шелковый путь», А. Абдурахмона «Кир Великий» приходит к выводу, что писатели достигли своей цели - «возрождения исторической памяти нации, и тем самым сумели предостеречь общество и извлечь урок из истории» [178, 132].

Необходимо отметить, что исторические романы Ато Хамдама и Леонида Чигрина, созданные на русском языке, стали объектом особого исследования. Так, в научной монографии Стрюковой В.Д. «Исторический жанр в современной русскоязычной литературе Таджикистана» (2009), [231] наравне с малыми жанрами, анализу подвергается исторический роман Ато Хамдама и Леонида Чигрина «Великий шелковый путь».

Статьи профессора А. Саъдуллоева «Раздумья» и писателя Мирзонасриддина «Когда-то мы отстали от каравана» [221], хотя и являются оригинальными, однако их можно, по сути, считать логическим продолжением статей других авторов, ибо и в них анализируются исторические романы. «События пяти-шести лет последнего десятилетия двадцатого столетия уже стали историей, - пишет А. Саъдуллоев, - однако

это живая, текущая история. Многие свидетели указанных событий еще живы. С этой точки зрения историзм романа «Искушение» имеет два аспекта: он отражает историю личности писателя (рассказы писателя) в художественном изображении, с другой стороны, в самом произведении есть художественные обобщения, сопоставимые с историческими мерками» [221, 121].

А. Саъдуллоев в другой своей статье «Живительный поток» [220] также, упомянув публикацию романов Б. Абдурахмона «Кир Великий», У. Кухзода «Сражение» (вторая книга) [29], Ш. Ёдгори «Искушение» [18], Диловара Мирзо «Дождь смывает пятна» и другие произведения, отмечает, что они «посвящены увлекательным сценам истории нашей нации и изображают борьбу сыновей народа во имя Родины, правды и справедливости» [167, 140].

Мирзонасриддин утверждает, что в романе Кухзода «Сражение» наблюдается преемственность критико-аналитических традиций книги Ахмада Дониша «История правления мангитской династии». Писатель снимает завесу с неблаговидных деяний эмира Алимхана и его придворных, показывает их истинное лицо, хочет излечить столетние раны Родины.

Одной из разновидностей литературной критики являются предисловия и послесловия таджикских учёных к историческим романам. Примером к сказанному могут служить следующие предисловия профессора Т. Бердиевой - к роману А. Сидки «Тропа судьбы» (1997) [105], А. Набави - к роману М. Солеха «Стена Хорасана» [171], академика Т. Назарова - к роману Ато Хамдама и Леонида Чигрина «Шелковый путь» (2006) [175], профессора А. Сайфуллаева - к тому же роману [212], С. Сиддиковой - к этому же роману [224] и послесловие профессора В. Набиева - опять же к указанному роману [174].

Роман Ато Хамдама и Леонида Чигрина «Покорение Согда» опубликован с предисловием академика Р. Масова «Александр Македонский и его след» [163]. Предисловие под названием «Пример доблести и героизма» [141] к другому роману этих авторов - «Хатлонский бастион» (2005) написал доктор исторических наук, профессор Ш. Имомов.

Большинство предисловий и послесловий носят презентационный характер, поэтому не охватывают критические и аналитические соображения авторов.

Можно сказать, что некоторые исторические романы были очень хорошо встречены общественностью, и это можно считать коллективной литературной критикой. Так, об окончании нового исторического романа Барота Абдурахмона «Кир Великий» - результата многолетнего труда писателя - первой сообщила газета «Джумхурият», где был напечатан отрывок из романа [69]. Затем вышла статья Д. Назриева «Кир Великий и предание Геродота» [176]. Было опубликовано интервью журналиста Фотеха Абдулло с автором романа «Кир Великий» под заголовком «Скромность питается внутренней культурой», ознакомившее читателя с творческой лабораторией Барота Абдурахмона и источниками, на основе которых была написана книга. В статье иранской газеты «Хамбастаги» роман «Кир Великий» таджикского писателя назван самым лучшим среди книг, посвященных этому арийскому царю [68]. Роману «Кир Великий» также посвящено интервью поэта и журналиста Абдукадира Абдурахима с автором — Баротом Абдурахмоном [69]. И наконец, была опубликована совместная статья группы ученых: А. Махмадова, Ю. Якубова и Д. Саймиддинова -«Поучительное жизнеописание патриарха арийцев Востока», где подчеркнута реалистическая сущность романа [167].

Таким образом, исторические романы периода государственной независимости, хотя частично и стали предметом исследования в монографиях, статьях и рецензиях некоторых таджикских литературоведов и критиков, в них концепция личности до сих пор не подвергалась специальному детальному и обобщающему научному исследованию.

Основные источники исследования. Базовыми источниками фактологических иллюстраций исследования послужили исторические романы, принадлежащие перу Мухаммадзамона Солеха «Стена Хорасана» (1999), Сорбона «Повесть о Божьем сыне» (в двух томах и шести книгах)

(2000) и «Туграл» (2009), «Семь видений» Юсуфджона Ахмад-заде (2001), Барота Абдурахмона «Кир Великий» (2006), Абдулхамида Самада «Вихревая воронка» (2007), Равшана Ёрмухаммада «Любовь Рудаки» (2008), написанные в период государственной независимости Республики Таджикистан. В целях выявления характерных особенностей исторического романа нового времени, путей и способов создания в нём образов исторических личностей и эволюции жанра в новых социально-политических и этнокультурных условиях автором в историко-сравнительном плане подвергнуты анализу исторические романы таджикских, а также русских и иранских писателей советского периода.

Анализируя указанные исторические романы, диссертант выявил и составил общую картину развития этого прозаического жанра периода государственной независимости, показал важнейшие фундаментальные особенности современных исторических романов.

Методология и методика исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляют принципы историзма и социальной детерминированности литературного процесса и другие инновационные принципы, оправдавшие себя в практике научного познания. Исходя из целей исследования и поставленных в диссертационной работе задач, автор в основном опирался на аналитический и историко-сравнительный методы исследования. При этом диссертант стремился творчески использовать принятые и признанные в литературоведческой науке положения трудов известных теоретиков - исследователей литературы Лотмана Ю.М., Бахтина М.М., Лосева А.Ф., Лихачева Д.С., Брагинского И.С., Шакури М., Табарова С.Ш., Сайфуллаева А., Мирзо-заде X., Шарифова X., Асо-заде X., Салимова Н.Ю., Мухаммада Гуляма и др.

Научная новизна. В диссертации впервые в таджикском литературоведении предпринята попытка комплексного исследования совокупности специфических особенностей наиболее известных исторических романов, написанных на рубеже прошлого и нового веков в

совершенно новых социально-политических, этнокультурных и духовно-психологических условиях таджикского общества названного периода. Особое внимание автором уделено вопросу эволюции жанра исторического романа, художественно-эстетическим достижениям каждого писателя, преемственности традиций и всему новому, привнесённому писателями нынешнего поколения в структуру этого жанра. Диссертантом впервые предпринята попытка исследовать художественную концепцию личности в исторических романах современной таджикской литературы, исходя из жанрово-структурных, идейно-тематических и художественно-эстетических особенностей произведений. Всё это позволило диссертанту выявить основные тенденции развития жанра, определить особенности формирования концепции личности в современных таджикских исторических романах.

Известно, что в истории таджикского народа, его борьбы за национальное спасение, свободу и независимость огромную роль сыграли верные сыны народа, известные ученые и поэты, мудрые и дальновидные предводители. В таджикских исторических романах периода национальной независимости Таджикистана разными художественными методами изображаются их образы и сложная судьба. Данная проблема также г анализируется в нашей работе.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Диссертация написана на основе историко-сравнительных принципов литературоведения, особенно теории литературы, типологического изучения структуры художественного произведения, жанрово-структурных, идейно-тематических и художественно-эстетических особенностей произведений. Теоретическую основу исследования составляют теоретический аппарат и достижения ведущих отечественных и зарубежных литературоведов в той части, к которой относится тема нашего исследования. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании истории таджикской литературы, истории таджикского литературоведения, критики и развития жанров. Обширный научный материал и использованные в

исследовании фактологические данные можно включить в перечень фундаментальных вопросов спецкурсов при чтении истории таджикской литературы, развития жанров, теории прозы, современных литературных тенденций на филологических факультетах вузов Таджикистана, а также при написании научно-исследовательских, дипломных и курсовых работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, разбитых на одиннадцать разделов, заключения и библиографии.

ГЛАВА I. НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВИДЕНИЯ ИСТОРИИ И СТАНОВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА КОНЦА XX -

НАЧАЛА XXI ВВ.

1.1. Традиционная историческая и художественная литература

классического периода Каждый вид художественной литературы имеет свои литературные и жизненные источники. Роман - это эпос нового времени, не только охвативший крупные темы и проблемы, разнообразные материалы жизни прошлых и настоящих поколений, образы различных людей, истории любви и дружбы, верности и измены, жизни и смерти, разные стороны истории государства и общества, но и с точки зрения объема являющийся сложным произведением с разветвленной структурой и композицией. Исторический роман считается очень трудным жанром и имеет свои особенности. В нем события жизни народа и страны отражаются не только через большое художественное мастерство, но и в соответствии с определенной научной концепцией. Иначе говоря, автор исторического романа должен обладать не • только богатым литературным опытом, но и разносторонними, глубокими знаниями.

В историческом романе проявляется синтез, единство помыслов, миросозерцания и воплощения идей ученого и писателя. Как мы покажем в последующих главах настоящей работы, не каждое произведение, посвященное исторической теме или жизнеописанию великих личностей, отвечает идейно-эстетическим требованиям жанра исторического романа. Серьезным недостатком некоторых таких романов, прежде всего, является то, что в них очень поверхностно отражается жизнь общества и её основные процессы, образ центрального героя, особенно в историко-биографических романах, даётся в отрыве от жизни. Один из авторов книги «История русского советского романа» Ю.А. Андреев совершенно справедливо

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ульмасова, Замирахон Хабибуллаевна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдурахмон, Б. Кир Великий - носитель цивилизации / Б. Абдурахмон -Душанбе: Шарки озод, 2006. - 420 с.

2. Айни, С. Дохунда / С.Айни. - Сталинабад-Ленинград: Таджгосиздат., 1935.-547с.

3. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составители К.Айни, А. Маниязов]. - Сталинабад: Таджгосиздат., 1960. -2т.

4. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составители К. Айни, М.Шукуров]. - Сталинабад: Таджгосиздат., 1960. — Зт.

5. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составители К.Айни, М. Шукуров]. - Душанбе: Таджгосиздат., 1962. - 6т.

6. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составители К.Айни, М. Шукуров]. - Душанбе: Таджгосиздат., 1962. — 7т.

7. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составители К.Айни, М. Шукуров]. - Душанбе: Таджгосиздат., 1963. — 5т.

8. Ахмад-заде, Ю. Семь видений / Ю.Ахмад-заде. - Душанбе: Адиб, 2001. -231с.

9. Бал'ами. История Табари: в. 2 т. [с предис. и коммент. М.Умарова, Ф. Бобоева]. - Тегеран: Замон, 1380,- 1 т.

10. Бахманёр. Шахиншах. - Душанбе: Эджод, 2007. - 262 с.

11. Гарольд, Л. Великий Кир. Первый монарх / Л. Гарольд. - М.: Центрполиграф., 2005. — 442 с.

12. Геродот. История: в девяти книгах / Геродот [перевод и примечания Г. А. Стратановского]. - Л.: Наука, 1972. - 600 с.

13. Горький, М. Собрание сочинений: в 30 т. / Максим Горький. - М.: Худ. лит., 1952.-20т.

14. Горький, М. Собрание сочинений: в 30 т. / Максим Горький. - М.: Худ. лит., 1952. — 21т.

15. Горький, М. Собрание сочинений: в 30 т. / Максим Горький. - М.: Худ. лит., 1953.-22т.

16. Джалил, Р. Пулат и Гульру: в 2 т. / Рахим Джалил - Душанбе: 1949. - 1т.

17. Джалил, Р. Пулат и Гульру: в 2 т. / Рахим Джалил - Душанбе: 1949. - 2т.

18. Ёдгори, Ш. Искушение . - Душанбе: Адиб, 2010. - 312с.

19. Ёрмухаммад, Р. Бармакиды / Р.Ёрмухаммад. - Душанбе: Сказка, 2005. -252 с.

20. Ёрмухаммад, Р. Любовь Рудаки / Р. Ёрмухаммад. - Душанбе: Сказка, 2008.-360 с.

21. Жемчужины прозы: Образцы персидско - таджикской прозы Х-ХШ вв. -[составители Афсахзод А., Алимардонов А., Додалишоев, Т.]. - Душанбе: Адиб, 1987. - 1т.

22. Жемчужины прозы: Образцы персидско таджикской прозы. XV в. [составители Афсахзод А., Алимардонов А., Додалишоев Т.]. - Душанбе: Адиб, 1989.-2т.

23. Жемчужина прозы: Образцы персидско таджикской прозы. XV век доъ XVIII века.- [составитель Нуриддинов Ш.]. - Душанбе: Адиб, 1991. - Зт.

24. Зохир, А. Мунтасир / А. Зохир. - Душанбе: Адиб, 2001. - 178 с.

25. Зохир, А. Разрушение тьмы / А. Зохир. - Душанбе: Адиб, 2008. - 432 с.

26. Икроми, Дж. Двенадцать ворот Бухары / Дж. Икроми. - Душанбе: Ирфон,1969. - 475 с.

27. Куддус, Дж., Карим, М. Ориёно - 1. Скорбь Заратуштры: в. 2 т. / Джума Куддус, Махмадрахим Карим. - Душанбе: 2007. - 1 т.

28. Куддус, Дж., Карим, М. Ориёно - 2. Потерянный рай: в. 2 т. / Джума Куддус, Махмадрахим Карим. - Душанбе: 2007. - 2 т.

29. Кухзод, У. Сражение / У. Кухзод. - Душанбе: Адиб, 2007. - 596 с.

30. Куэло, П. Алхимик. - Душанбе: Редакция журнала «Голос Востока», 2005.- 135 с.

31. Мирхонд. Равзат-ус-сафо: Сад чистоты относительно жизни пророков, царей и халифов; [предисловие и составление Нурмухаммада Амиршохи]— Душанбе: ЭР-граф, 2004. - 338 с.

32. Низомулмулк. Книга об управление государством. - Душанбе: Адиб, 1989.-200 с.

33. Рашти, Туйчи Мирзод. Восход солнца / Т.М. Рашти. - Душанбе: Министерство образования Республики Таджикистана, 2003. - 371 с.

34. Рудаки, А. Поэзия / А.Рудаки. - Душанбе: Адиб, 2007. - 371 с.

35. Самад, А. Вихревая воронка / А.Самад. - Душанбе: Адиб, 2007. - 567 с.

36. Сидки, А. Тропа судьбы / А.Сидки. - Худжанд: Рахим Джалил, 1997. -271 с.

37. Сидки, А. Рана мести / А. Сидки. - Худжанд: Ношир, 2007. - 452 с.

38. Сидки, А. Звезды слез / А.Сидки. - Худжанд: Рахим Джалил, 2000. - 272 с.

39. Солех, М. Стена Хорасана / М.Солех. - Душанбе: Ирфон, 1999. - 339 с.

40. Сорбон. Повесть о Божьем сыне: в 2 т. / Сорбон - Душанбе: Адиб, 2005. -1т.

41. Сорбон. Повесть о Божьем сыне, в 2 т. / Сорбон - Душанбе: Адиб, 2005.

-2 т.

42. Сорбон. Зерафшан: Туграл. Полное собрание сочинений: в Ют. / Сорбон - Душанбе: Адиб: Эджод, 2009. - 6 т.

43. Толстой, А.Н. Собрание сочинений: в 10 т. / Алексей Николаевич Толстой [подготовка текста H.A. Роскина, комментарии A.B. Алпатова]. -М.: Худ. лит., 1984.-7 т.

44. Толстой, JI.H. Собрание сочинений: в. 22 т. / Лев Николаевич Толстой [комментарии Н.М. Фортунатова]. - М.: Худ. лит., 1979. - 4т.

45. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в. 22 т. / Лев Николаевич Толстой [комментарии Н.М. Фортунатова]. -М.: Худ. лит., 1980. - 5т.

46. Толстой, Л.Н. Собрание сочинений: в. 22 т. / Лев Николаевич Толстой [комментарии Г.В. Краснова]. -М.: Худ. лит., 1980. - 6т.

47. Толстой, JI.H. Собрание сочинений: в. 22 т. / Лев Николаевич Толстой [комментарии Г. В. Краснова и Н.М. Фортунатова]. - М.: Худ. лит., 1980. -7т.

48. Тохири, А. Роксана / А. Тохири. - Худжанд: Рахим Джалил, 1999. - 376 с.

49. Туграл. Избранные стихи: С воспоминаниями о Туграле / Туграл; [составитель и автор предисловия Н.Мас'уми]. - Душанбе: Ирфон,1964. - 318 с.

50. Туграл. Избранное / [автор и составители текста и словаря А. Пуладов, А.Рахманов.]-Душанбе: Ирфон, 1986. - 352 с.

51. Турсун, С. Зима жизни / С.Турсун. - Душанбе: Адиб, 2006. - 624 с.

52. Улуг-заде, С. Ахмади Дониш / С. Улуг-заде. - Сталинабад: Таджгосиздат., 1946. - 88 с.

53. Улуг-заде, С. Утро нашей молодости / С.Улуг-заде. - Сталинабад: Таджгосиздат., 1956. - 362 с.

54. Улуг-заде, С. Восе '/ С. Улуг-заде. - Душанбе:Ирфон, 1969. - 395 с.

55. Улуг-заде, С. Избранное сочинение, в 4 т. / Сотим Улуг-заде. - Душанбе: Ирфон, 1975.-3 т.

56. Улуг-заде, С. Фирдоуси / С.Улуг-заде. - Душанбе: Адиб, 1988. - 272 с.

57. Хади-заде, Р. Звезда во мгле / Р. Хади-заде. - Душанбе: Ирфон, 1983. -445 с.

58. Хади-заде, Р. Не звезды падают / Р. Хади-заде. - Душанбе: Адиб, 1991. -432 с.

59. Хамадани, Шайх Myco. Любовь и власть. Тегеран: Навин 1378. - 666 с.

60. Хамдам, А., Чигрин, Л. Стена Согда / Ато Хамдам, Леонид Чигрин. -Душанбе: Ирфон, 2004. - 332с.

61. Хамдам, А., Чигрин, Л. Великий шелковый путь / Ато Хамдам, Леонид Чигрин. - Душанбе: Эджод, 2005. - 277 с.

62. Хамдам, А.,Чигрин, Л. Хатлонский бастион / Ато Хамдам, Леонид Чигрин. - Душанбе: Адиб, 2006. - 397с.

63. Хамдам, А.,Чигрин, JI. Озар из Уструшаны или Меч Спартака / Ато Хамдам, Леонид Чигрин. - Душанбе: Аржанг, 2007. - 590 с.

64. Хамдам, А.,Чигрин, Л.. Ошибка Тамерлана / Ато Хамдам, Леонид Чигрин. - Душанбе: Адиб, 2012. - 397 с.

65. Ханиф, Ш. Бехзод / Ш.Ханиф // Голос Востока. - 2007. ~ № 3. - С. 3.

Критическая литература

66. Абдуллаев, С. Исмаил Самани / С. Абдуллаев. - Худжанд: Рахим Джалил, 1998.-430 с.

67. Абдуллаев, С. Саманидские эмиры / С. Абдуллаев. - М.: Четвертый отдел военного издательства, 1999. - 632 с.

68. Абдуллаев, С. Царь поэзии: О поэзии Камола Худжанди / С. Абдуллаев., А. Сайфуллаев. - Душанбе: Адиб, 1996. - 320 с.

69. Абдурахмон, Б. Новые порядки предводительства Кира / Б.Абдурахмон // Джумхурият. - 2005. - 9 июля.

70. Абдурахмон, Б. Внутреннаяя культура - источник скромности. / Б.Абдурахмон. // Джумхурият - 2007. - 27 января.

71. Абдурахмон, Б. Великий Кир в числе десяти великих людей всех времен и народов / Б. Абдурахмон., А. Рахим // Джумхурият. - 2007. - 8 сентября.

72. Авесто. Древнейшие иранские песни и тексты; [комментарии и исследования Джалила Дустхоха, составитель М. Диловар]. - Душанбе: Конуният, 2001. - 792 с.

73. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15т. / Садриддин Айни [составители К.Айни, Р. Хади-заде]. - Душанбе: Таджгосиздат. 1963, — 11т.

74. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составители К.Айни, Р. Хошим]. - Душанбе: Ирфон., 1966. - Ют.

75. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составитель К.С.Айни]. - Душанбе: Ирфон, 1977. - 13т.

76. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [составитель К.С. Айни]. - Душанбе: Матбуот, 2005. - 14т.

77. Айни, С. Полное собрание сочинений: в 15 т. / Садриддин Айни [с предисловием К.С. Айни]. - Душанбе: Матбуот, 2007. - 15т.

78. Айни, С. Образцы таджикской литературы / Садриддин Айни [с предисловием А.Лахути]. - М.: Центральное издательство народов СССР, 1926.-626 с.

79. Айни, С. Восемь писем / Садриддин Айни // Голос Востока. - 1978. ~ №1. - С. 144.

80. Алексеев, М.П. Сравнительное литературоведение/ М.П. Алексеев. - Л.: Наука, 1983.-447 с.

81. Амид, Хасан. Персидский словарь / Хасан Амид. - Тегеран: Амири

Кабир, 1254.-1379 с.

82. Акрамова, Х.Ф. Востоковед Михаил Степанович Андреев / Х.Ф. Акрамова., Н.М.Акрамов: Научно - биографический очерк. - Душанбе: 1973. -84с.

83. Акрамова, Х.Ф. М.С.Андреев - исследователь истории таджикских горцев / Х.Ф. Акрамова., Н.М Акрамова - Душанбе: Ирфон, 1977. - 55 с.

84. Аристотель. Поэтика. Риторика/ Аристотель.- Спб.: Азбука.- 2000.- 346 с.

85. Аслонова, Н. Художественно-эстетические взгляды Садриддина Айни: О прозе / Н.Аслонова. - Душанбе: Шуджоиен, 2012. - 355 с.

86. Асоев, X. Развитие жанров в прозе на дари / Х.Асоев. - Душанбе: Ирфон, 1987. - 120 с.

87. Асоев, X. Формирование жанровой системы прозы Афганистана на языке дари / X. Асоев. - Душанбе: Дониш, 1988. - 223 с.

88. Асо-заде, X. Персидская литература и три ее ветви / Х.Асо-заде. -Душанбе: Ирфон,1991. - 128 с.

89. Асо-заде, X. Становление крупных жанров / X. Асо-заде. - Душанбе: Ирфон, 1993.-207 с.

90. Асо-заде, X. Персидско — таджикская литература XX столетия: в 2т. / Х.Асо-заде. — Душанбе: Сино,1996. - 1т.

91. Асо-заде, X. Персидско - таджикская литература XX столетия: в 2т. / Х.Асо-заде. - Душанбе: Сино,1996. - 2т.

92. Асо-заде, Х.Иранская литература XX столетия./ Х.Асо-заде - Душанбе: 1997.-272 с.

93. Асо-заде, X. Таджикская литература XX столетия / X. Асо-заде. -Душанбе: Маориф, 1999. - 448 с.

94. Асо-заде, X. Абулкасим Фирдауси в глазах Сотима Улуг-заде / X. Асо-заде. - Душанбе: Адиб, 2000. - 80 с.

95. Асо-заде, X. Сотим Улуг-заде и его трагедия / X. Асо-заде. - Душанбе: Деваштич, 2005. - 206 с.

96. Асо-заде, X. Жизнь и творчество Садриддина Айни / X. Асо-заде. -Душанбе: Типография НУГ, 2013. - 188 с.

97. Бако-заде, Дж. Писатель и идеал времени / Дж. Бако-заде. - Душанбе: Адиб, 1987.-256 с.

98. Бартольд, В.В. Полное собрание сочинений: в 9 т. / В.В. Бартольд [составители Е. В. Зеймаль, В.А. Лившиц]. - М.: Наука, 1971. - 7т.

99. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит., 1975. - 504 с.

100. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М.:

Советская Россия, 1979. - 318 с.

101. Белая, Г.А. Художественный мир современной прозы/ Г.А. Белая. -М.: Наука, 1983.191с.

102. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1846 г. Взгляд на русскую литературу 1847 г. / В. Г. Белинский В.Г. - М.: Худ. лит. 1955 - 183 с.

103. Белинский, В.Г. Несколько статей: Письмо к Гоголю / В.Г. Белинский. -Сталинабад: Таджгосиздат., 1961.-86с.

104. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 9т. / В.Г.Белинский - М.: Худ. лит., 1982.-8т.

105.Бердиева, Т. Контрасты жизни: Аъзам Сидки. Тропа судьбы / Т. Бердиева. - Худжанд: Рахим Джалил, 1997. - С. 3. 106.Бердяев, H.A. Смысл истории/ H.A. Бердяев. -М.: Мысль, 2002.- 446 с.

107.Бертельс, Е.Э. История литературы и культуры Ирана / Е.С. Бертельс. -М.: Наука, 1988.-557 с.

108. Библейская энциклопедия. -М.: Терра, 1990. - 902 с.

109. Болдырев, А.Н. Зайниддин Восифи. Таджикский писатель XVI в. / А.Н. Болдырев-Душанбе: Адиб, 1988.-463 с.

110. Большая Советская Энциклопедия: в 30т. - М.: Государственное научное издательство Советская энциклопедия. 1977 - 26 т.

Ш.Брагинский, И.С. Садриддин Айни: Очерк жизни и творчества. / И.С Брагинский — Сталинабад: Таджикгосиздат, 1954. - 84 с.

112. Брагинский, И.С. Жизнь и творчество Садриддина Айни / И.С. , Брагинский. —М.Гослитиздат., 1959. - 198 с.

113. Брагинский, И.С. Проблемы творчества Садриддина Айни / И.С. Брагинский. - Душанбе: Ирфон, 1974. - 174 с.

114. Брагинский, И.С. Диван Рудаки Самарканди / И.С. Брагинский., С.Нафиси. - Тегеран: Нигох, 1373 х.

115. Варфоломеев, И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики/И.П. Варфоломеев.- Ташкент, 1984.

116. Ватвот, Р. Сады волшебства в тонкостях поэзии / Р. Ватвот. - М.:Наука, 1985.-272 с.

117. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика/ А.Н. Веселовский. — М.:Высшая школа, 1989.- 404 с.

118. Винокур, Г.О. О языке художественной литературы/ Г.О./ Винокур. — М.: Наука, 1991.- 447 с.

119. Вопросы советской литературы. Т.1. / Под редакцией Десницского В.А., Бушмина A.C. - М. - Л: Изд. АН СССР, 1953. - 411 с.

120. Вопросы советской литературы. Т.2. / Под редакцией Бушмина A.C., Муратовой К.Д. - М. - Л: Изд. АН СССР, 1953. - 367с.

121. Вопросы советской литературы. Т.7. / Под редакцией Ковалева В.А. и Павловского А.И. - М. - Л: Изд. АН СССР, 1958. - 475 с.

122.Восе, К. Восемь картин/К. Восе. - Душанбе: Пайванд, 2002.-615 с.

123.Гаспаров, Б. Поэтика «О полку Игореве» / Б. Гаспаров. - М: Аграф, 2000.-608 с.

124.Гафуров, Б. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история / Б. Гафуров. - М: Наука, 1972. - 658 с.

125.Гафуров, Б. Краткая история таджикского народа / Б.Гафуров -

Сталинабад: Таджгосиздат, 1947. - 384 с.

126. Гаффаров, У. Корифей эпохи / У.Гаффаров - Худжанд: Вароруд, 1998.-373 с.

127.Гиршман, М.М. Литературное произведение. Теория и практика анализа./М.М. Гиршман М.: Высшая школа, 1991.-159 с.

128. Герхардт, М. Искусство повествования: Литературные исследования «1001 ночь»; [перевод английского Матвеева М.]. / М. Герхардт - М: Наука, 1984.-456 с.

129. Горький, М. Собрание сочинений: в 30 т. / Максим Горький; [статьи, доклады, речи, приветствия]. - М.: Госиздат, 1953. - 27т.

130.Гура, В. Роман и революция / В.Гура. - М.: Советский писатель, 1973. -399 с.

131. Девонакулов, А. Низомулмулк Туси и его «Сиясатнаме»: Низомулмулк. Книга об управление государством. / А. Девонакулов - Душанбе: Адиб, 1989. -С. 3.

132. Демидчик, Л. Проза Джалола Икрами / Л. Демидчик., М. Шукуров. -Душанбе: Ирфон, 1979. - 144 с.

133.Дехоти, А. Полное собрание сочинений: в 5т. / А. Дехоти - Душанбе: Ирфон, 1966. - 5 т.

134. Джамшедов, П. От Пешдодидов до Саманидов / П. Джамшедов. -Душанбе: Хумо, 1999. - 279 с.

135. Дорри, Дж. Героические образы в иранских народных дастанах: сборник статей / Дж. Дорри. - Душанбе: Таджикский государственный университет, 1966.-С. 60.

136. Ермухаммадов, Р. О мысле «Огнепоклонник» / Р. Ермухаммадов // Голос Востока. - 2007. -- №4. - С. 133.

137. Ершов, Л.Ф. Русский советский роман / Л.Ф.Ершов. - Л.: Наука, 1967. -340 с.

138.3ахидов, Н. Арабоязычная проза персидско-таджикской литературы УШ-1Х веков / Н. Захидов. - Худжанд: Нури маърифат, 2004. - 399 с.

139. Зехни, Т. Искусство слова / Т.Зехни. - Душанбе: Ирфон, 1979. - 327 с.

140. Икроми, Дж. Шолохов - Наш наставник и учитель: Наш великий современник / Дж. Икроми. - Душанбе: 1975. - С. 36.

141.Имомов, Ш. Образец доблести и героизма: Хамдам А., Чигрин Л. Хатлонский бастион / Ш. Имомов. - Душанбе: Адиб, 2006. - С. 3.

142. История персидской литературы XIX - XX веков. - М.: Восточная литература, 1999. - 535 с.

143. История русского советского романа: в 2 кн. - М.: Наука, 1965. - кн. 1 -714 с.

144. История русского советского романа: в 2 кн. - М.: Наука, 1965. -кн. 2 -781 с.

145. История русской советской литературы: 1917-1929 гг. — в Зт. - М.: Изд. -во АН СССР, 1958.-721 с.

146. История русской советской литературы: 1929-1941 гг. - в Зт. - М.: Изд. -во АН СССР, 1960.-633 с.

147. История советской многонациональной литературы: в. 6т. / [глав. ред. Ломидзе, Тимофеев]-М.: Наука, 1970-1976. - Зт.

148. История таджикского народа: Древнейшая и древняя история / в 6 т. [под ред. акад. АН РТ Б.А. Литвинского, член. корр. АН РТ В.А. Ранова]. -Душанбе: Суруш, 1998. - 1 т.

149. История Узбекской ССР. в 4т. - Ташкент: Фан, 1967. - 1т.

150. Кадыров, Г. Современный персидский исторический роман / Г. Кадыров. - Душанбе: Дониш, 1982. - 105 с.

151. Канавоти, Мухаммад Джа'фари. «Кир Великий»: Ещё одно усилие для восстановление национальной самобытности таджиков / Джа'фари Мухаммад Канавоти // Джумхурият. - 2007. - 25 декабря.

152.Кеттель, А. Введение в историю английского романа / А. Кеттель. - М.: Прогресс, 1966.-446 с.

153.Кожинов, В. Происхождение романа / В. Кожинов. - М.: Сов. писатель,

1963.-439 с.

154. Кожинов, В. Роман - эпос нового времени / В. Кожинов. - М.: Наука,

1964.

155. Кузнецов, М.М. Советский роман / М.М. Кузнецов- М.: Советский писатель, 1986.-413 с.

156.Кучаров, А. Устод Айни - литературный редактор / А. Кучаров // Джумхурият. - 2011. - 10 января.

157. Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.

158. Лихачёв, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачёв. - М.: Наука, 1979.-360 с.

159. Лукач, Г. Исторический роман / Лукач Г. [перевод доктора Шопура Бахён]. - Тегеран: Ахтарон, 1388. - 525 с.

160.Малкина, В.Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра: на материале русской литературы XIX начала XX века: автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.03 / В.Я. Малкина. -М., 2001. - 35 с.

161. Манн, Ю.В. Диалектика художественного образа /Ю.В. Манн. - М.: Советский писатель, 1987. - 317 с.

162. Маниязов, А. История таджикской советской литературы: Проза 30 г. / Маниязов А., Шукуров М., Хусейн-заде Ш. - в 6 т. - Душанбе: Дониш, 1978. -2т.

163. Масов, Р. Александр Македонский и его след: Хамдам А., Чигрин Л. Стена Согда / Р. Масов. - Душанбе: Ирфон, 2004. - С.5.

164. Масов, Р. Таджики: история национальной трагедии / Р. Масов. -Душанбе: Ирфон, 2008. - 535 с.

165. Масъуми Н. Туграл и его литературная среда: Туграл. Избранные стихи / Н. Масъуми. — Душанбе: Ирфон, 1964. - С.5.

166. Махмадаминов, А. Литературоведение и национальное самосознание / А. Махмадаминов - Душанбе: СиноД 998. - 211с.

167.Махмадов, А. Поучительное жизнеописание патриарха арийцев Востока / А. Махмадов., Яъкубов Ю., Саймиддинов Д. // Джумхурият. - 2008. - 10 апреля.

168. Милитинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Милитинский. - М.: Восточная литература, 1995. — 408 с.

169.Мирзоев, А. Абуабдулла Рудаки А. Мирзоев. - Сталинабад: Таджгосиздат., 1958. — 437 с.

170.Мирзо-заде, X. История таджикской советской литературы: Поэзия и проза 20г. / Мирзо-заде X., Сайфуллаев А., Абдуманнонов А. в 6 т. -Душанбе: Дониш. - 1984. - 1т.

171.Мирзонасриддин. Однажды мы отстали от жизни / Мирзонасриддин. // Голос Востока. 2007. №4. - С. 124.

172.Мирзоюнус, М. Свеча Тироза: Взгляд на жизнь и поэзию Махасти / М. Мирзоюнус — Худжанд: Ношир, 2011. - 324 с.

173. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 1т.

174. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 т. - М.: Советская энциклопедия, 1987. 2т.

166 . Муин, Мухаммад. Персидский словарь:в 6 т./ Муин Мухаммад -Тегеран: Амири Кабир,. - 1375 с.

167.Мулло, А. Творческая личность и искусство портрета / А. Мулло. -Душанбе:2010. - 296 с.

168.Мулло, А. Художественный портрет в исторической прозе / А. Мулло -Душанбе: Ирфон, 2003. - 173 с.

169. Мусулмонкулов, Р. Садж и историческое развитие в таджикской прозе Р. Мусулмонкулов. - Душанбе: Ирфон, 1970. - 217 с.

170. Мухторов, А. Дильшод и её место в истории общественной мысли таджикского народа в XIX-начало XX вв. / А. Мухторов - Душанбе: Дониш, 1969.-328с.

171. Набави, А. «Стена Хорасана» ~ эпохальный роман в современной прозе: М. Солех. Стена Хорасана / А. Набави - Душанбе: Адиб, 2005. С.5.

172. Набави, А. Поиски и новаторство в прозе: сборник статей / А. Набави. -Душанбе: Адиб, 2009. -322 с.

173. Набиев, А. Литература и литературная критика / А.Набиев. - Душанбе: Адиб, 1993.-302 с.

174. Набиев, В. Новые страницы истории: Хамдам А., Чигрин Л. Великий шелковый путь / В. Набиев. - Душанбе: Эджод, 2005. - С. 275.

175. Назаров, Т. Великое достижение народов: Хамдам А., Чигрин Л. Великий шелковый путь / Т. Назаров - Душанбе: Эджод, 2006. - С.4.-

176. Назриев, Д. Кир Великий и предания Герадота / Д. Назриев // Джумхурият. - 2006. - 8 июня. f

177. Нарзикул, М. Историческое видение современных таджикских романистов / М. Нарзикул // Голос Востока. - 2006. — № 12. - С.117.

178. Нарзикул, М. Критика романа /М. Нарзикул // Голос Востока. - 2012. — №12. -С.77.

179. Насриддин, А. Рудаки-наствник поэтов Аджам /А. Насриддин, Ф. Насриддин — Худжанд, 2008. - 205 с.

180. Нафиси, С. Священный край моих предков: Таджик-венценосец: -Сборник статей. - Душанбе: Адиб, 1990 - 126 с.

181. Негматов, H.H. Прародина арийцев / H.H. Негматов - Душанбе: Дониш, 2005. - 54 с.

182. Неъматов, H. Государство Саманидов / H. Не'матов. - Душанбе: Ирфон, 1989.-304 с.

183. Николаев, П. Историзм в художественном творчестве и в литературоведении / П. Николаев. - М.: Московский государственный университет, 1983. - 366 с.

184. Николюкин, А.Н. Роман как художественная форма национального самосознания. Уроки истории и современность Современный роман. Опыт исследования/ А.Н. Николюкин. -М.: Наука, 1990.- 285 с.

185. Обидов, Д. Камоли Худжанди в устном народном творчестве /Д. Обидов. // Худжанд. - 2005. ~ № 1. - С. 86.

186. Оскотский, В. Богатство романа / В. Оскотский - М.: Советский писатель, 1976. - 367 с.

187. Османова, З.Г. Художественная концепция личности в литературе советского Востока / З.Г. Османова. - М.: Наука, 1972. - 265 с.

188. Очерк истории таджикской советской литературы. - М.: Изд. АН СССР, 1961.-478 с.

189. Очерк истории таджикской советской литературы. В 2-х частях. Часть 1.

- Сталинабад: Таджгосиздат., — 1956. - 312с. ?

190. Очерк истории таджикской советской литературы. В 2-х частях. Часть 2.

— Сталинабад: Таджгосиздат., ~ 1957. - 522 с.

191. Пархоменко, М. Обновление традиции / М. Пархоменко - М.: Худ. лит. 1975.-372 с.

192. Петров, С.М. Советский исторический роман / С.М. Петров - М.: Советский писатель, 1958. -483 с.

193. Писарчик, А.К. Михаил Степанович Андреев / А.К. Писарчик (18731948). - Сталинабад, 1960. - 84 с.

194. Писатели Таджикистана. - Душанбе: Ирфон, 1986. - 512 с.

195. Поспелов, Г.Н. Вопросы методологии и поэтики/ Г.Н. Поспелов. — М.: Наука, 1983.-336 с.

196. Приключение Хотама. - Душанбе: Ирфон, 1967. - 297 с.

197. Раджаб-заде, А. Музыка в период Саманидов. - Душанбе: Ирфон, 2000. - 126 с.

198. Рахмон, Э. Источник национального самопознание: Б.Гафуров. Таджики / Э.Рахмон - Душанбе: Ирфон, 1998. - С. 1.

199. Рауф-заде, К. Про романа Рахима Джалиля «Пулат и Гульру»: ~ Таджикская советская литература: сборник статей / К.Рауф-заде — Сталинабад: Таджгосиздат., 1954. - С. 87.

200. Рахмон, Э. Кир Великий: Абдурахман Б. Кир Великий - просвещенный шахиншах / Э.Рахмон. - Душанбе: Свободный Восток, 2006. - С. 5.

201. Рахмони, Р. История сбора, издания и исследования народных сказок / Р. Рахмони - Душанбе: Сино, 2001. - 208 с.

202. Раёхи, М. Кисои Марвази / М. Раёхи. - Тегеран: Махорат, 1375. - 160 с.

203. Ромпури, Г. Словарь Гияса: в 3 т. / Г. Ромпури. - Душанбе: Адиб, 1987. -1т.

204. Рудаки, А. Поэзия / А. Рудаки. - Душанбе: Адиб, 2007. - 415 с.

205. Рымарь, Н.Т. Введение в теории романа / Н.Т. Рымарь. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 1989. - 156 с. а

206. Саидзода, Дж. Познай свой мир / Дж. Саидзода // Голос народа. - 2004. — 22 января.

207. Сайфуллаев, А. Роман С. Айни «Дохунда» Идейно-художественные особенности / А. Сайфуллаев - Душанбе: Дониш, 1966. - 218 с.

208. Сайфуллаев, А. Школа Айни / А. Сайфуллаев. - Душанбе: Ирфон, 1978. -350 с.

209. Сайфуллаев, А. В единстве и родстве / А. Сайфуллаев. - Душанбе: Адиб, 1989.-335 с.

210. Сайфуллаев, А. Садриддин Айни - Герой Таджикистана / А. Сайфуллаев. -Худжанд: Рахим Джалил,1998. - 151 с.

211. Сайфуллаев, А. Новые горизонты прозы / А. Сайфуллаев - Душанбе: Адиб, 2006. - 766 с.

212. Сайфуллаев,. А Художественный памятник первому дипломату Китая и первооткрывателю Великого Шелкого пути: Хамдам А., Чигрин JI. Шелковый путь. / А. Сайфуллаев- Душанбе: Эджод, 2006. - С.9.

213. Сайфуллаев, А. Живой дух литературных связей: Добрая весть воссоединение: сборник статей / А. Сайфуллаев. - Худжанд: Нури маърифат, 2008.-C.il.

214. Сайфуллаев, А. Пророк любви / А. Сайфуллаев. - Душанбе: Адиб, 2008. - 544 с.

215. Салимов, Н. Стилевые этапы и эволюция прозаических жанров в персидско-таджикской литературе (IX-XIII вв.) / Н. Салимов. - Худжанд : Нури маърифат, 2002. - 396 с.

216. Салимов, Ю. Памятник жизни: в Зт / Ю. Салимов. - Худжанд: Нури маърифат, 2003. - 1т.

217. Саманиды в зеркале истории: в 2 т. [составители С. Абдуллаев., Н. Салимов., Н. Захидов., Н. Гиясов., А. Хасанов.]. - Худжанд: Рахим Джалил, 1998. - 1т.

218. Саманиды в зеркале истории:в 2 т. [составители С. Абдуллаев., Н. Салимов., Н. Зохидов., Н. Гиясов., А. Хасанов.]. - Худжанд: Рахим*Джалил, 1998.-2т.

219. Саъдуллаев, А. Спасительные мотивы / А Саъдуллаев // Джумхурият. -2004. - 7 февраля.

220. Саъдуллаев, А. Живительный поток / А. Саъдуллаев // Голос Востока. -2007. - №4.-С. 140.

221. Саъдуллаев, А. Раздумья / А. Саъдуллаев // Голос Востока. 2007. - №4. -С. 119.

222. Семёнов, A.A. Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР: в 2 т. / A.A. Семёнов - Ташкент: Академии наук Уз. ССР, 1954. -2 т.

223. Серебрянский, М.И. Советский исторический роман / М.И. Серебрянский. -М.: Гослитиздат, 1936. - 158 с.

224. Сиддиков, С. Китайский посол: Хамдам А., Чигрин JI. Великий шелковый путь / С. Сиддиков. - Душанбе: Эджод, 2006. - С.341.

225. Словарь таджикского языка, [под. ред. М.Ш. Шукурова., В.А. Капранова., Р. Хашима., H.A. Мас'уми.]. М.: Советская энциклопедия, 1969. -1 т.

226. Словарь таджикского языка.[под. ред. М.Ш. Шукурова., В.А. Капранова., Р. Хашима., H.A. Мас'уми.]. М.: Советская энциклопедия, 1969. - 2 т.

227. Словарь фразеологизмов, [составитель Фазилов М.]. - Душанбе: Таджгосиздат., 1963. - 1т.

228. Солехов, Ш. Литература и её познание: сборник статьи / Ш. Солехов. -Душанбе: Ирфон, 2009. - 240 с.

229. Солехов, Ш. Роман в таджикской литературе XX века (проблема формирования жанра) / Ш. Солехов. - Душанбе: Дониш, 2011. - 311 с.

230. Старикова, H.H. Исторический роман: К проблеме типологии жанра / H.H. Старикова // Вестник Московский государственный университет. -2007. --№2.-С. 50.

231. Стрюкова, В.Д. Исторические жанры в современной русскоязычной литературе Таджикистана (в творчестве Ато Хамдама и Леонида Чигрина):.автореф. дис.... канд. филол. наук: 10.01.03. / В. Д. Стрюкова . -Душанбе, 2009. - 22 с.

232. Табаров, С. Ш. Жизнь, литература, реализм: в 5 т. / С.Ш. Табаров -Душанбе: Ирфон, 1966. - 1т.

233. Табаров, С. Ш. Жизнь, литература, реализм: в 5 т. / С. Ш. Табаров -Душанбе: Ирфон, 1978. - 2т.

234. Табаров, С. Ш. Жизнь, литература, реализм: в 5 т. / С. Ш. Табаров. -Душанбе: Ирфон, 1983. - Зт.

235. Табаров, С. Ш. Жизнь, литература, реализм: в 5 т. / С. Ш. Табаров. -Душанбе: Адиб, 1984. - 4т.

236. Табаров, С. Ш. Жизнь, литература, реализм: в 5 т. / С. Ш. Табаров -Душанбе: Адиб, 1989. - 5т.

237. Табаров, С. Ш. Роман «Рабы» С. Айни - исторический роман / С.Ш. Табаров. - Душанбе: Адиб, 2005 - 240 с.

238. Таджикско-русский словарь, [под ред. М.В.Рахими, Л.В.Успенская] — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954.-790 с.

239. Таджикско-русский словарь. - [под. ред. Д.Саймиддинова., С.Д. Холматовой.,С. Каримова.]. - Душанбе: Пайванд, 2006 - 813 с.

240. Таджикская советская энциклопедия: в 8 т. - Душанбе: ЭСТ, 1978. - 1т.

241. Таджикская советская энциклопедия: в. 8т. - Душанбе: ЭСТ, 1983. - 4т.

242. Таджикская советская энциклопедия: в. 8т. - Душанбе: ЭСТ, 1986. - 6т.

243. Толковый словарь таджикского языка: в 2 т. -Душанбе, 2008. - 1т.

244. Томашевский, Б.В. Теория литературы. Поэтика/ Б.В. Томашевский. — М.: Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

245. Тураев, Б.А. История древнего Востока, [под. ред. В.В. Струве, И.Л. Снегерева].- Минск, 1935. - 360 с.

246. Турсунов, Н. Семь подвигов Темурмалика / Н. Турсунов. - Худжанд: Хорасан, 2003.-404 с.

247. Улуг-заде, С. Единение / С. Улуг-заде. - Душанбе: Таджгосиздат., 1963. - 200 с.

248. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О. М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997.-448 с.

249. Хади-заде, Р. Рассказы «Калила и Димна»: Анвори Сухайли. Хусайн Воизи Кошифи / Р. Хади-заде. - Душанбе: Ирфон, 1989. - С. 5.

250. Хализев, В.Е. Теория литературы/ В.Е. Хализев.- М.: Высшая школа, 2000.-398 с.

251. Ходжаева, М. Проблемы стилистики / М.Ходжаева -Худжанд: Омор, 1994.-223с.

252. Ходжаева, М. Стилистическое исследования художественного текста / М. Ходжаева - Худжанд: Омор, 1994. 230 с.

253. Холикназар, У. Пишем с ошибками: Словарь трудностей таджикского языка / У.Холикназар. - Душанбе: Главная научная редакция энциклопедий Таджикистана . 2000. - 252 с.

254. Хонсберг, Алис С. Носир Хусрау - рубин Бадахшана / С. Алис Хонсберг [перевод доктора Фаридуна Бадрай; составитель таджикского текста Ноёбшо Зуробек]- Душанбе: Нодир, 2003. - 328 с.

255. Хотамов, Н. Отражение бухарской народной революции в произведениях Садриддина Айни / Н. Хотамов. - Душанбе: Дониш, 1980. -198 с.

256. Хошим, Р. Слово о наставниках и друзей / Р. Хошим. - Душанбе: Ирфон, 1971.-224 с.

257. Хусайн, М. Неоспоримое доказательство : в 5т. / М. Хусайн., Табрези Халаф.. [под ред. Мухаммад Муин]. - Тегеран: Амир Кабир, 1357. -Зт.

258. Чичерин, A.B. Возникновение романа-эпопеи / A.B. Чичерин. — М.: Советский писатель, 1975. - 375 с.

259. Шакури, Бухорои. Взгляд на таджикскую литературу двадцатого столетия / Шакури Бухорои. - Душанбе: Пайванд, 2006. - 456 с.

260. Шарифов, X. Сложный период / X. Шарифов // Голос Востока. - 2008. --№ 8.С. 121.

261. Шарифов, X. О национальной литературе: сборник статей / X. Шарифов. - Душанбе: Пайванд, 2009. - 476 с.

262. Шкловский, В. О теории прозы / В. Шкловский. - М.: Советский писатель 1983.-384 с.

263. Шукуров, М. Идейно-художественные особенности «Воспоминаний» («Бухара») / М. Шукуров - Душанбе: Дониш, 1966. - 246 с.

264. Шукуров, М. Аспекты художественного исследования /М. Шукуров. -Душанбе: Ирфон, 1976. - 273 с.

265. Шукуров, М. История таджикской советской литературы: Проза 19451974 гг: в 6т. / М. Шукуров. - Душанбе: Дониш. - 1980. - 4т.

266. Шукуров, М. Реалистическая проза и эволюция эстетического сознания / М. Шукуров. - Душанбе: Ирфон, 1987. - 456 с.

267. Шукуров, М. Эстетический взгляд народа и реалистическая проза / М. Шукуров - Худжанд: Нури маърифат, 2006. - 192 с.

268. Цейтлин, А.Г. Труд писателя:Вопросы психологии творчества культуры и техники писательского труда / А.Г. Цейтлин - М.: Советский писатель, 1962-591 с.

269. Энциклопедия Саманидов: в 2 т. [составители Н.Ю. Салимов., Н.Ш. Захидов., A.A. Хасанов., Н.И. Гиясов]- Худжанд: Нури маърифат, - 2008. -1т.

270. Энциклопедия Саманидов: в 2 т.[составители Н.Ю. Салимов., Н.Ш. Захидов., A.A. Хасанов., Н.И. Гиясов] - Худжанд: Нури маърифат, - 2009. -2т.

271. Энциклопедия таджикской литературы и искусства: в Зт. - Душанбе: ЭСТ, 1988.- 1т.

272. Якименко, Л.Г. Герой и новаторство советской литературы / Л.Г. Якименко. - М.: Худож. лит., 1964. - 320 с.

273. Якименко, Л.Г. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы / Л.Г. Якименко - М.: Худож. лит., 1973. - 367 с.

274. Эсалнек, А.Я. Итоги изучения романа. Литературоведение на пороге XXI века/ А.Я. Эсалнек. - М.: Рандеву, 1998. - 504 с.

275. Эсалнек, А.Я. Типология романа/ А. Я. Эсалнек. - М.: Изд-во МГУ, 1991.- 156 с.

276. Эсалнек, А.Я. Типология романа: теоретические и историко-литературные аспекты / А. Я. Эсалнек. - М.: Московский государственный университет, 1991. - 158 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.