ЖАНР РАССКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХI ВЕКА) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Шарипова Умеда Рахимджоновна
- Специальность ВАК РФ10.01.03
- Количество страниц 184
Оглавление диссертации кандидат наук Шарипова Умеда Рахимджоновна
Введение
Глава первая. Основы развития жанра рассказа в современной
таджикской литературе
1. 1. Роль устного народного творчества в развитии современного
таджикского рассказа
1. 2. Классическая литература как фактор развития жанра рассказа периода независимости
1. 3. Значение литературных взаимовлияний в развитии жанра
рассказ
Глава вторая. Тематические и художественные особенности рассказа периода независимости
2. 1. Тематические особенности и содержание рассказов
а) Гражданская война и социальные проблемы
б) История и национальное самосознание
в) Духовность и нравственность общества
г) Сатира и юмор
2.2.Художественные особенности рассказа периода независимости
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости2015 год, кандидат наук Хошимова, Хуршеда Абдуманоновна
Жанр рассказа таджикской детской и подростковой литературы во второй половине ХХ столетия2018 год, кандидат наук Турсунова Мохира Халимовна
Новые художественные тенденции современной таджикской прозы (на примере творчества Мухаммадзамона Солеха)2017 год, кандидат наук Абдуджалили Амон Холикзода
Художественное отражение природы в таджикской прозе XX - рубежа XXI века2023 год, кандидат наук Субхонкулова Наргис Акбаралиевна
Изучение современного таджикского романа и романа хинди в контексте сопоставительного исследования2019 год, доктор наук Нурова Майрамби Абдулхаировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ЖАНР РАССКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (КОНЕЦ ХХ - НАЧАЛО ХХI ВЕКА)»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В завершающий период ХХ столетия таджикская литература пережила серьезные социально-политические перемены, которые сказались, прежде всего, на тематику, содержания, а также поэтике форм и творческих идеалах писателей. Факторами этих перемен, выступили события происшедшие в социально-политической действительности страны, экономической структуре общества и т.д. В связи с событиями и социально-политическими преобразованиями, обуславливающими формирование новых духовных потребностей общества, естественно, литература, проходя новый виток развития, неминуемо обновляется. Рождение новых тем, новых героев, новых стилей и направлений способствует этому процессу.
Наряду с другими жанрами и жанровыми формами современной таджикской поэзии и прозы жанр рассказа в последней четверти ХХ -начала ХХ1 века приобрел значительные новшества в содержании и форме. Жанр рассказа как один из малых жанров таджикской прозы указанного периода обогатился новыми идейными, тематическими, художественными и стилистическими особенностями.
В период государственной независимости Таджикистана в рассказе наблюдается широкое использование символов и аллегорий, сказок и легенд, что является результатом идейных и художественных поисков писателей. Ряды писателей пополнились, наряду со старшими и опытными писателями, такими как С. Турсун, У. Кухзод, Сорбон, А. Самад, К. Мирзо и другими, на арену прозы вступили молодые писатели, с новым взглядом на действительность и новой манерой изображения. К этому поколению прозаиков относятся А. Абдугаффар, М. Салим, Ю. Юсуфи, М. Ёрмирзаева, С. Зарафшонфар, С. Зардон, Т. Мухаммадризо, Гули Зард, Р. Махсумзад, Х. Мухаммадохир, З. Гулям, К. Давлат и другие. Упомянутые писатели в основном пишут рассказы. Они,
безусловно, получив творческий опыт от произведений старшего поколения писателей - Ф. Мухаммадиева, У. Кухзода, Сорбона, А. Самада, С. Турсуна и других, в настоящее время стремятся писать собственные рассказы на новые темы, создавать увлекательные сюжеты и поведать о героях, достойных подражания, идти вперед по непроторенному пути и выработать свой индивидуальный стиль. В результате, рассказ в настоящее время приобрел такую значимость, что писатель-новатор Бахманяр составил свой роман «Сармаддех» (2002) из повестей и рассказов (14, 43).
Эволюция жанра рассказа на данном историческом этапе достигла такого уровня, что привлекла внимание поэтов также и к прозе. В том числе, поэтичные рассказы Гулназара и М. Гоиба внесли вклад в разнообразие содержания и стиля современного рассказа.
В период национального суверенитета писатели стремились показать в своих рассказах не только особенности новых человеческих взаимоотношений, но и самые заметные события времени - распад Советского Союза, возникновение демократии и многопартийности, борьба политических партий за власть, вспыхнувший огонь войны между таджиками, снижение уровня духовности, традиционных нравственных ценностей и т.п. Несмотря на то, что в таджикских рассказах и небольших повестях не нашли должного отражения великие события нашего времени - достижение национального примирения, установление мира и безопасности, стремление к укреплению национального единства, строительство Великого пути единства и гидроэлектростанций, многочисленные экономические реформы и т.п., жанр рассказ доказал свою самостоятельность в качестве одной из форм изображения жизни. На пути экстренного художественного осмысления новых явлений жизни рассказ отставал от очерка, однако прогрессировал с точки зрения совершенствования своих художественных особенностей.
Исходя из этого, актуальность настоящего диссертационного
исследования заключается в том, что современный литературный
4
процесс не может быть изучен и понят в полном объеме без учета в нем места и роли жанра рассказа, в том числе рассказа конца ХХ - начала XXI столетия, поскольку на протяжении последних десятилетий наблюдается количественный и качественный рост опубликованных в периодике и в различных сборниках произведений малой эпической формы, что свидетельствует о расширении его художественных возможностей. Более того анализ жанровой специфики рассказа периода независимости Таджикистана позволит выйти к более широким закономерностям развития прозы исследуемого периода, изучение которых представляет актуальную исследовательскую задачу.
Актуальность и важность темы диссертационного исследования объясняется и тем, что результаты и выводы позволяют выявить основополагающую роль классической персидско-таджикской прозы в формировании нового типа рассказа в таджикской литературе советского периода, в особенности периода независимости Таджикистана.
Степень изученности темы. Популярность и развитие жанра рассказа в литературе периода национальной независимости послужили важными факторами для появления новых научных работ, посвященных изучению особенностей данного жанра. В том числе, в исследованиях М. Шакури, А. Сайфуллоева, Ш. Солехова, Д. Бакозаде, А. Набави, М. Хаджаевой и других отражены представляющие значимость взгляды и мысли об эволюции жанра и о его идейно-тематических и художественно-эстетических изменениях. Так, А. Сайфуллаев в своих трудах «Уфукхои тозаи наср» («Новые горизонты прозы») (166; 169), «Хаким Карим» (164), «Насри шоиронаи Гулназар» («Поэтическая проза Гулназара») (165), «Чону чахони наср» («Душа и мир прозы») (167) анализируя и обобщая особенности развития всех эпических жанров, начиная от рассказа до романа в XX - начале XXI вв., доказывает, что социальные, философские, этические, лирические, юмористические и сатирические рассказы - это разнообразные формы проявления
5
художественного мышления народа. Размышления М. Шакури отражены в его трудах «Взгляд на таджикскую литературу двадцатого столетия» (202) и «Реалистическая проза, и эволюция эстетического сознания» (220).
В сборнике статей литературоведа Ш. Солехова «Литература и ее осмысление» (2009), посвященном проблемам развития таджикской литературы во второй половине ХХ века и в период национальной независимости республики, также исследованы ряд рассказов названного периода (179). Ученый также осуществил отдельное исследование, в котором рассмотрены особенности поэтики жанра. Ряд статей Ш. Солехова посвящены изучению особенностей прозы периода независимости, в которых уделяется внимание и рассказам таджикских писателей (178). Несмотря на все существующие научные работы, исследование особенностей жанра рассказ в период независимости не осуществлено на должном уровне. Опубликованные статьи носят в основном обзорный характер и охватывают все эпические жанры -начиная от рассказа до повестей и романов.
Даже на XIII съезде писателей Таджикистана (2009) при рассмотрении особенностей современной таджикской прозы рассказ, как равноправный эпический жанр, не стал объектом серьезного анализа. Отдельные статьи и рецензии, опубликованные в печати, также в основном посвящены сборникам произведений писателей, в том числе рассказов. Таковыми, к примеру, являются статьи Дж. Бакозаде «Правда жизни и состояние прозы» (95) и Ш. Солехова «Виденье писателя и действительность жизни» (180) .
Статьи Джамшеда Азимпура «Голоса не умолкают» (75) и Рустама Ваххоба «Слово о верности» (103) по существу являются рецензиями на сборник Ю. Юсуфи «Сказка о семи братьях». В статьях прозаиков М. Салима «Белая ложь» Сайфа Рахима и современная таджикская проза» (170), Джонибека Акобира «Туманные следы пера Сайфа. Некоторые
замечания о «Песнях Хугары» (76) художественные достижения писателя С. Рахимзода оцениваются его коллегами как новое явление в прозе.
Писатель А. Самад призывает писателей обратить внимание, прежде всего, на совершенствование мастерства, ибо именно оттачивание писательского мастерства в создании образов способствует повышению идейно-художественной значимости произведений (80).
Творчество молодых писателей, вступивших на литературную арену в годы национальной независимости, также являлось предметом обсуждения на пленуме Правления Союза писателей Таджикистана (2011).
Писатель С. Турсун, по словам которого язык является «образом мышления», выступил с содержательным докладом о языке произведения молодых прозаиков, также указал на достоинства и недостатки языка рассказов и призвал молодых писателей к постоянному совершенствованию литературного мастерства (187).
При изучении общих особенностей развития жанра рассказа были рассмотрены труды русских и зарубежных ученых - В. Белинского, Ю. Лотмана, А. Веселовского, М. Герхард, Х. Хатиби, Х. Размджу. Из этого ряда особого внимания заслуживает исследование голландского ученого М. Герхард, посвященное искусству повествования, в котором на примере рассказов «Тысяча и одной ночи» рассматриваются особенности создания восточного рассказа.
Несмотря на существующие исследования, проблемы эволюции и развития рассказа не подвергались системному и всестороннему исследованию, а его новые грани с точки зрения тематики, идейного содержания, а также в плане формы, языка, способов изображения и индивидуального стиля каждого художника не становились предметом глубокого изучения, что послужило важным фактором при выборе темы нашего исследования.
Цель и задачи исследования. Основной целью диссертации является системное исследование развития жанра рассказ, определение круга его
тематики, идейно-художественных особенностей, выявление новаторства в его форме, стиле и языке в период государственной независимости Таджикистана. Для достижения намеченной цели в диссертации решаются следующие задачи:
- исследование роли национальных литературных источников и литературы других народов мира в развитии таджикского рассказа;
- содержание и идея рассказов периода государственной независимости Таджикистана;
- новаторские приемы как важный фактор эволюции жанра рассказа;
- анализ рассказов С. Турсуна, У. Кухзода, А. Самада, Бахманяра и их роли в развитии современной прозы;
- исследование места и роли модернистских рассказов С. Рахимзода Афарди, Бахманяра, Ю. Юсуфи и других писателей в развитии и совершенствовании этого жанра;
- роль молодых прозаиков в развитии современного таджикского рассказа;
- рассмотрение разнообразия творческих стилей таджикских прозаиков и определение индивидуального стиля каждого из них.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые в
таджикском литературоведении исследуются теоретические и
практические проблемы эволюции жанра рассказа в период
государственной независимости Таджикистана. В работе предпринята
попытка исследования этапов формирования и развития таджикского
рассказа и определение степени влияния национальной и мировой
литературы на его эволюции. Ввиду этого, в диссертации
рассматриваются роль и значение устного творчества таджикского
народа, персидско-таджикской классической литературы, современной
персидской, русской прозы и литературы некоторых народов Европы в
формировании и развитии жанра рассказ в таджикской литературе.
Также уделено большое внимание выявлению определенной взаимосвязи
8
таджикского рассказа с рассказами литераторов мира. В диссертации исследуется связь между рассказами представителей различных поколений таджикских писателей, и в связи с этим, с одной стороны рассматривается вопрос о преемственности, а с другой - выявляется появление новаторских тенденций в развитии жанра.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Материалы и выводы диссертации способствуют развитию современного таджикского литературоведения и литературной критики.
Преподаватели филологических факультетов высших учебных заведений могут использовать материалы исследования в процессе преподавания истории современной таджикской литературы.
Материалы диссертации также могут оказать практическую помощь:
- при написании истории современной таджикской литературы;
- при чтении спецкурса по истории современной литературы и литературы периода национальной независимости Таджикистана;
- в исследовании проблем литературных родов и жанров;
- при написании дипломных и курсовых работ и т. д.
Источники исследования. Основным источником исследования в
диссертации являются книга «Жемчужины прозы» (в четырех томах), произведения современных таджикских писателей, начиная от Садриддина Айни до Бахманяра и С. Рахимзода, подшивки журнала «Садои Шарк» («Голос Востока») и еженедельника «Адабиёт ва сан'ат» («Литература и искусство») за последние двадцать пять лет, рассказы целого ряда русских и европейских писателей, а также исследования известных таджикских, иранских и русских ученых.
Методология исследования. В диссертации, с учетом рассматриваемых вопросов, использован сравнительно-исторический метод исследования. Теоретической базой для исследования послужили научные изыскания отечественных ученых - академика М. Шакури, С. Табарова, профессоров А. Сайфуллоева, Х. Шарифова, А. Кучарова, М.
9
Ходжаевой, Х. Асозаде, М. Раджаби, М. Имомова, литературоведов А. Набави, Дж.Бакозаде, Ш. Солехова и других исследователей современной таджикской прозы.
Апробация материалов диссертации. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры современной таджикской литературы Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова (постановление №5, от 24 января 2014 г.), а также на заседании кафедры современной персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета Республики Таджикистана 17 мая 2016 г (протокол №26) и рекомендована к защите.
Содержание диссертации отражено в статьях, опубликованных в журналах и научно-литературных сборниках. Список опубликованных статей приводится в конце автореферата. Материалы исследования использованы в докладах автора, представленных в научных конференциях ХГУ имени академика Б. Гафурова.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти разделов, четыре подраздела, заключения и библиографии.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЖАНРА РАССКАЗА В СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Основным источником развития каждой национальной литературы является многоотраслевая жизнь народа и ее интересные события, история и сегодняшний день. Писатель, глубоко и достоверно знающий реальную жизнь и ее важнейшие тенденции, создает содержательные произведения и его творения приобретают вечную жизнь. Очевидно, что художественное произведение не является точной изобразительной копией событий жизни. Писатель в своих произведениях с помощью художественного воображения описывает события жизни общества, показывает их возвышенность и красоту или безобразность и неприглядность, для того чтобы увеличить и усилить влияние своих сочинений на читателя. «Шахнаме» Фирдоуси, «Бустан» и «Гулистан» Саади, «Бадое'- ал-вакое'» З. Восифи, «Наводир-ал-вакое'» А. Дониша являются примерами произведений из истории персидско-таджикской литературы, которые прочно связаны с прошлым иранских народов.
Из истории современной таджикской литературы можно упомянуть сочинения Айни и других известных прозаиков - Дж. Икрами, Р. Джалиля, С. Улугзаде и других, которые являются художественным отражением жизни народа в разные исторические периоды.
Жанр рассказа, как в литературе прошлого, так и в современной таджикской литературе, создается на основе реальных событий. Профессор А. Сайфуллаев в своей монографии «Хаким Карим» отмечает, что этот писатель-реалист сам упоминает о жизненных источниках своих рассказов (159, 54).
М. Шукуров и Л.Н. Демидчик в книге «Насри Чало л Икроми»
(«Проза Джалола Икрами») неоднократно приводят цитаты из
высказываний писателя о том, что его трилогия «Дувоздах дарвозаи
Бухоро» («Двенадцать ворот Бухары») создана на основе прототипа
героя произведения Фирузы Джахонгировой. У целого ряда участников
11
данного эпического произведения также существовали свои прототипы. (208).
Таким образом, особенности создания романов Р. Джалила «Одамони човид» («Бессмертные люди») и «Шуроб» также отмечены в исследованиях литературоведов, в частности, в научном труде академика Х. Отахоновой (143).
События жизни и эпизоды биографии людей также реалистично изображены в рассказах периода независимости Таджикистана. Не только рассказы, являющиеся плодом художественного воображения, можно считать результатом наблюдений писателями реальной действительности, но также и рассказы, наполненные мемуарным содержанием, которые написаны неотрывно от новой жизни народа в период независимости, борьбы политических партий за власть, и в особенности, бессмысленной войны между таджиками.
1.1. Роль устного народного творчества в развитии современного рассказа
Устное творчество, являющееся древнейшим проявлением
художественного мышления народа, обогащалось и совершенствовалось
с развитием общества. Впервые устное творчество древних иранцев, к
которым также относятся предки таджиков - арийцы, прослеживается в
священной книге «Авеста». Иранский ученый, исследователь «Авесты»
Джалил Дустхох в предисловии к изданию древней книги пишет:
«Истоки некоторых мифов, героических поэм и обрядов, сохранившихся
в последних главах «Авеста», а также в отрывках религиозных
зороастрийских книг на языке пехлеви, восходят к периоду общей
индоиранской культуры и цивилизации, и содержат все признаки
первобытной социальной жизни этих племен. После изменения
племенного уклада жизни, эти древние представления расширились,
усовершенствовались и сохранились у индусов и иранцев в виде
отдельных устных сказаний и преданий, некоторые изложенные отрывки на определенном этапе были признаны в качестве частей религиозных текстов» (24, 46-47).
«Авеста» кроме своего религиозного значения - распространения в обществе единобожия - веры в Ахура Мазду, также приобрела огромное влияние в качестве литературного произведения в истории литературы и культуры иранских народов. Выдающиеся образцы легенд, преданий и сказок, древних поэм в качестве устного творчества древних людей, которые содержатся в «Авеста», дошли до наших дней, как посредством классической литературы, так и в устном виде благодаря повествовательной прозе и таджикским народным сказкам.
В «Шахнаме» Фирдоуси изображены образы Хушанга, Тахмураса, Джамшеда, Каюмарса, Фаридуна, Заххока и других, созданных на основе образов героев «Авесты» - Тахма Урупы, Йима Хшатсы, Гайа Мартесяана, Трастаоны, Ажа Дахаки и других.
Ценностная и этическая троица «Пиндори нек, гуфтори нек, кирдори нек» («Добрая мысль, доброе слово, добрый поступок»), известная в «Авесте», в различных формах распространилась в классической персидско-таджикской литературе и заняла достойное место в художественных произведениях, в том числе, в рассказах периода независимости.
Другую линию сюжетов произведений составляет борьба сил Добра и Зла - Ахура Мазды и Ахримана, которая приобретая начало от «Авеста», продолжилась и заняла видное место в поэмах персидско-таджикской литературы и дошла до современной таджикской прозы. В особенности, в рассказах конца XX и настоящего периода XXI вв. идея и содержание авестийского назидания «Пиндори нек, гуфтори нек, кирдори нек» («Добрая мысль, доброе слово, добрый поступок») и вечная борьба Добра и Зла составляют сюжетную линию и нравственную сущность деяний их героев. Герои рассказов С. Турсуна «Лаб-лаби чар» («По краю пропасти») - Фаррух и Абулахад, У. Кухзода «Гуреза»
13
(«Беженец») - Нусрат Нурони и Сайид Джирик, К. Мирзо «Мехри модар» («Материнская любовь») - старуха Сабрия и ее сын с невесткой -Талбак и Гулхарам, А. Самада «Аробакаши идораи боло» («Арбакеш вышестоящего ведомства») - повествователь и Аламшох и другие, олицетворяют силы Добра и Зла. Таким образом, традиция изображения извечной борьбы Добра и Зла в таджикской прозе, в частности в рассказах, до сегодняшнего дня накладывает отпечаток на создании образов персонажей, разделяя их на положительных и отрицательных. Писатели, наряду с созданием образов честных, патриотичных и гуманных людей, изображают также ненавистную и отвратительную природу подлых и злых людей. Используя различные формы художественного осмысления действительности, писатели подчеркивают свою уверенность в том, что именно «добрая мысль, доброе слово, добрый поступок», начиная с семьи и заканчивая всем обществом, могут послужить фактором спокойствия, благополучия и счастья в жизни.
Целый ряд мифических и сказочных образов - див, дракон, пери, сатана, Симург (Феникс) и другие, которые популярны в персидско-таджикской классической литературе и присутствовали в рассказах советского периода (например, в рассказах С. Айни «Ахмади девбанд» («Ахмад - покоритель дивов»), «Дехаи париён» («Селение пери»), в его статьях и фельетонах «Деви хафтсар» («Семиглавый див»), «Х,ар зараррасонандаи одамро нест кардан даркор аст» («Каждого вредителя человека надо уничтожить»), получили широкое распространение в таджикской литературе периода независимости, и каждый из них выполняет определенную идейную функцию в сюжете рассказов.
С этой точки зрения, таджикские народные сказки являются кладезем образов, которые представляют определенную значимость в развитии таджикского современного рассказа. Причиной этого, прежде всего, является то, что детям - будущим писателям рассказывали сказки матери и бабушки, няни или кто-либо из женщин-родственниц, сердца
которых были наполнены жемчужинами устного народного творчества.
14
Эти сказки Александру Пушкину рассказывала Арина Родионовна, М. Горькому - Акулина Ивановна, С. Айни - Тутапошшо. С. Айни в «Еддоштхо» («Воспоминания»), вспоминая один из годов периода своего детства, пишет что:
«Она наизусть знала истории Рустама, Исфандияра, Сиявуша и Абумуслима, рассказывала нам эти сказки, повторяя их снова и снова» (3, 46).
Тутапошшо - искусная рассказчица историй и сказок, оказывала большое влияние на сердца и умы детей. С. Айни после того, как услышал рассказ «Умный сирота и глупый богач-обманщик», пишет следующее о языке и манере рассказчика: «Тутапошшо рассказала эту историю очень увлекательно, с яркими образами и простыми народными картинами, и, несмотря на малолетство, я и другие слушатели, услышав ее, были взволнованы. Жаль, что я забыл выражения и описания той старушки и сейчас, после того, как прошло шестьдесят с лишним лет с того времени, когда я услышал этот рассказ, вынужден написать его своими словами, однако, по мере возможности, постарался в целом упростить его. Во всяком случае, я считаю ту 80-летнюю безграмотную старушку своим первым наставником в рассказывании историй и всегда вспоминаю ее добрым словом» (3, 53).
С. Айни услышал от Тутапошшо множество сказок и рассказов,
которые оказали огромное влияние на формирование его мировоззрения.
Со слов Тутапошшо он приводит в «Ёддоштхо» («Воспоминания»)
сказки «Хар кор як вакт дорад» («Каждому делу - свое время») и «Дев ва
аждахо» («Див и дракон»). С. Айни, выражая свои впечатления от сказки
«Деви хафтсар» («Семиглавый див»), отмечает, что под ее влиянием
написал свой рассказ с одноименным названием: «Особенно, ее рассказ
«Семиглавый див» был очень устрашающим, несмотря на то, что тот
злой див, который похищает детей, принял смерть от руки богатыря
Рустама за горой Каф, начало рассказа вселяло страх. Из детей только я
был тем, кто дослышал рассказ «Семиглавый див» до конца (в дни
15
Великой Отечественной Войны, я, уподобляя Гитлера и немецких фашистов этому семиглавому диву, истребил их рукой богатыря Рустама того времени - Красной Армии, что было опубликовано в газетах «Точикистони сурх» «Красный Таджикистан»), «Коммунисти Точикистон» («Коммунист Таджикистана»), а также в «Ленин йули» («Путь Ленина») (3, 55-56).
Народные рассказы и сказки способствовали обогащению мышления и красочности воображения многих таджикских писателей -Х. Карима, Р. Джалила, А. Дехоти, Дж. Икрами и других. А. М. Горький на первом Съезде советских писателей (1934) говорил, что «искусство слова заключено в фольклоре» и призвал писателей собирать и изучать устное народное творчество (177, 9).
Х. Карим в своей статье «Адабиёти халкро чам' кунем» («Соберем народную литературу») (1930) утверждал, что «литература простого народа с точки зрения языка и манеры изложения может стать основой для книжной литературы данного народа», и опубликовал собранные им самим по крупицам среди народа таджикские пословицы, поговорки и загадки (31).
Х. Карим также собрал множество таджикских сказок и опубликовал их под названиями «Афсонахои халки» («Народные сказки») и «Канахаки рукандаву муканда» («Клопик с ободранными волосами») (1941). А. Дехоти в качестве собирателя таджикских юморесок и анекдотов также внес достойный вклад в данное начинание.
Р. Джалил в книге воспоминаний «Ма'вои дил» («Обитель сердца») пишет, что в пору его детства и ученичества у сапожника, мастер Хайдар рассказывал ему поучительные сказки. В свою очередь, Р. Джалил, благодаря мастеру Хайдару, как грамотный ребенок читал произведения устного народного творчества и образцы классической литературы, что способствовало развитию его речи и художественного вкуса (63, 18).
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК
Концепция личности в таджикских исторических романах конца XX - начала XXI в.2014 год, кандидат наук Ульмасова, Замирахон Хабибуллаевна
Эволюция документальной прозы в современной таджикской литературе (на примере документальной прозы Дододжона Раджаби)2018 год, кандидат наук Муратова Малика Джураевна
Литературоведение и научная деятельность Садриддина Айни2022 год, кандидат наук Солиев Хусейн Убайдуллоевич
Марина Цветаева и таджикская литература (Особенности переводов поэзии М. Цветаевой на таджикский язык)2019 год, кандидат наук Мирзоева Сокина Амируллоевна
Идейно – нравственные и художественные особенности романа Кароматулло Мирзоева "В грезах об отце"2018 год, кандидат наук Зулфиев Гадомад Нурмадович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шарипова Умеда Рахимджоновна, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ а) Источники:
1. Авфй, М. Гулчини Чавомеъ-ул-хикоёт : матн / Мухаммад Авфии Бухорой; [Тартибдиханда ва муаллифи мукаддима М. Бакоев].-Душанбе: Ирфон, 1966.-174 с.
2. Айнй, С. Руломон : роман / С. Айнй.-Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1960.-120 с.
3. Айнй, С. Куллиёт : дар 15 ч. / С. Айнй.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1962.-Ч. 6.-414 с.
4. Айнй, С. Куллиёт : дар 15 ч. / С. Айнй.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1962.-Ч,. 7.-646 с.
5. Айнй, С. Куллиёт : дар 15 ч. / С. Айнй.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1963.-Ч. 5.-275 с.
6. Айнй, С. Куллиёт : дар 15 ч. / С. Айнй.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1963.-Ч. 11.-506 с.
7. Айнй, С. Куллиёт : дар 15 ч. / С. Айнй.-Душанбе: Ирфон, 1977.- Ч. 13.
8. Айнй, С. Ахмади девбанд: хикоя / С. Айнй.-Душанбе: Ирфон, 1969.51 с.
9. Айтматов, Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов.-Фрунзе: Литературный Кыргызстан, 1975.-612 с.
10. Амонов, Р. Нимкосахои таги коса : хикоя, кисса, очеркхо / Р. Амонов.-Душанбе, 1994.-215с.
11. Асад. Сухруд шохиди бостони ман аст / Асад.-Тошканд: Истиклол, 2005.-78 с.
12. Афсонахои халки точик / Тахияи Д. Эгамзод ва А. Абдуваххоб.-Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 2005.-374 с.
13. Баёзи адибони Истаравшан.-Душанбе: Эчод, 2009.-132 с.
14. Бахманёр. Сармаддех : роман дар кисса ва хикояхо / Бахманёр.-
Душанбе: Деваштич, 2002.-394 с.
168
15. Бахманёр. Шоханшох : роман / Бахманёр.-Душанбе: Эчод, 2007.177 с.
16. Бахорй, А. Тирукамон / А. Бахорй.-Душанбе: Маориф, 1986.-245 с.
17. Бахорй, А. Сорили мурод / А. Бахорй.-Душанбе: Адиб, 2000.-368 с.
18. Бахорй, А. Осори мунтахаб / А. Бахорй.-Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 2010.-307 с.
19. Биной, К. Х,икоёт ва тамсилот / Камолиддини Биной.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1963.-218 с.
20. Быков, В. Собрание сочинений: в 3 томах / В. Быков.-М.: Молодая гвардия, 1985.-1 т.- 430 с.
21. Воскресенский, Д. Проделки Праздного дракона / Д. Воскресенский; [пер. с китайского и коммент. Д. Воскресенского].-М., 1966.-474 с.
22. Ранй, Б., Ба шумо дуругу ба Худо рост: хикояхо / Б. Ранй, М. Файзалй.-Душанбе: Адиб, 2005.-96 с.
23. Дурдонахои наср : Осори насри асрхои Х-Х1Х : дар 4 ч.-Душанбе: Ирфон, 1987.-Ч,. 1.-490 с.
24. Дустхох, Ч. Авасто: Кухантарин сурудхо ва матнхои эронй / Ч. Дустхох.-Душанбе: Конуният, 2001.-792 с.
25. Ёрмирзоева, М. Шихаи аспи сиях : кисса / М. Ёрмирзоева.-Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чдлил, 2003.-86 с.
26. Ёрмухаммад, Р. Киссаи шахри бечон ё худ саргузашти духтари бофанда / Р. Ёрмухаммад.-Душанбе: Дониш, 1998.-36 с.
27. Ёрмухаммад, Р. Киссахои буду набуд / Р. Ёрмухаммад.-Душанбе: Афсона, 2000.-265 с.
28. Зоконй, У. Куллиёти мунтахаб / Убайди Зоконй; [Тартибдиханда ва мухаррир Х. Мирзозода].-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1963.-281 с.
29. Икромй, Ч. Устоди ман, мактаби ман, худи ман / Ч. Икромй.-Душанбе: Ирфон, 1970.-118 с.
30. Кайковус, У. Крбуснома.-Тазкираи адабиёти бачагона : дар 5 ч. / Унсурулмаолии Кайковус.-Душанбе: Маориф, 1982.- Ч. 3.-350 с.
31. Каримзода, X. Зарбулмасал ва чистонхои точикй / X,. Каримзода.-М.-Л., 1931.-54 с.
32. Карим, X. Одам дар халта / X. Карим.-Душанбе, 2005.-96 с.
33. Кошифй, X. Калила ва Димна : хикояхо / X. Кошифй.-Душанбе: Адиб, 1989.-304 с.
34. Кухзод, У. Бандии озод / У. Кухзод.-Душанбе, 1994.-42 с.
35. Кухзод, У. Чамъи парешон / У. Кухзод.-Душанбе: Сурушан, 2003.231 с.
36. Касас-ул-анбиё.-Душанбе: Ориёно, 1991.-412 с.
37. Мирзо, Д. Мусаввараи нотамом / Д. Мирзо.-Душанбе: Адиб, 2005.-520 с.
38. Мухаммадиев, Ф. Дустон точи сар : маколоти публитсистй, ёддошт, очерк, эссе ва памфлет / Ф. Мухаммадиев.-Душанбе: Ирфон, 1985.416 с.
39. Мухаммадиев, Ф. Куллиёт : дар 5 ч. / Ф. Мухаммадиев.-Душанбе: Адиб, 1991.-Ч. 1.-384 с.
40. Нахшабй, Зиёуддин. Тутинома / Зиёуддини Нахшабй; [Тахияи А. Алимардонов].-Душанбе: Адиб, 1988.-112 с.
41. Ниёзй, Ф. Интикрми точик / Ф. Ниёзй.-Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1947.-116 с.
42. Распутин, В. Повестхо / В. Распутин; [Тарчумаи Ш. Шараф].-Душанбе: Адиб, 1991.-528 с.
43. Рахимов, С. Аз ёдхо, аз ёдхо... / С. Рахимов.-Душанбе: Адиб, 1988.224 с.
44. Рахимов, С. Васвасахои Зикривайх: Таронаи хоки парниён. Мачмуаи хикояхо / С. Рахимов.-Душанбе: Интишороти МС Универсал-3, 1999.-60 с.
45. Самад, А. Майдон / А. Самад.-Душанбе: Адиб, 1989.-171 с.
46. Самад, А. Талош / А. Самад.-Душанбе: Адиб, 2002.-384 с.
170
47. Самад, А. Гардиши девбод / А. Самад.-Душанбе: Адиб, 2007.-567 с.
48. Самад, А. Муъчизахои рохи истиклол: Эссе / А. Самад // Садои Шарк.-2009.-№8.-С. 4-13.
49. Сорбон. Санги сипар : мачмуаи хикояхо / Сорбон.-Душанбе: Ирфон, 1973.-272 с.
50. Сорбон. Анидо : хикояхо / Сорбон // Садои Шарк.-2003.-№4-6.-С. 28-52.
51. Субхон, М. Наханги муйлабдор / М. Субхон.-Хучанд: Хуросон, 2007.-С. 9.
52. Тарчумаи Тафсири Табарй : дар 2 ч.-Хучанд: Нури маърифат, 2007.-Ч. 1.-438 с.
53. Толис, П. Тобистон : повесту хикояхо / П. Толис.-Душанбе: Адиб, 1991.-352 с.
54. Турсун, С. Барф хам мегузарад / С. Турсун.-Душанбе: Ирфон, 1983.-368 с.
55. Турсун, С. Дувоздах хикоя / С. Турсун.-Душанбе: Маориф, 1986.192 с.
56. Турсун, С. Санг дар багал ба туфон / С. Турсун.-Душанбе: Адиб, 2002.-288 с.
57. Турсун, С. Зимистони умр / С. Турсун.-Душанбе: Адиб, 2006.-622 ^
58. Тусй, Низомулмулк. Сиёсатнома / Низомулмулки Тусй; [Ба тасхехи Аббос Икбол].-Техрон, 1320.-154 с.
59. Улугзода, С. Ривояти сугдй : повести таърихй / С. Улугзода.-Душанбе: Ирфон, 1977.-192 с.
60. Файзалй, М. Котили котилон / М. Файзалй.-Кофарнихон: Вахдат, 1998.-40 с
61. Файзалй, М. Гури гумшуда / М. Файзалй.-Душанбе: Адиб, 2008.-75 с.
62. Файзуллоев, И. Дур аз фронт : повест / И. Файзуллоев.-Душанбе: Ирфон, 1973.-141 с.
63. Чалил, Р. Маъвои дил : повести тарчумаихолй / Р. Чалил.-Душанбе: Ирфон, 1972.-450 с.
64. Чалил, Р. Бозгашт аз бихишт : хикояхо / Р. Чалил.-Душанбе: Ирфон, 1976.-178 с.
65. Чомй, А. Бахористон / Абдурахмони Чомй; [Чамъоваранда А. Афсахзод].-Душанбе: Ирфон, 1966.-147 с.
66. Шерозй, С. Мунтахаби куллиёт / С. Шерозй.-Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1956.-417 с.
67. Шохинбод, Н. Шохи гург : мачмуаи хикояхои хачвй / Н. Шохинбод.-Душанбе: Адиб, 1998.-86 с.
68. Шохинбод, Н. Мурдаи сайёр. Болгача : хикояхо / Н. Шохинбод // Паёми Сугд.-2016.-№5.-С. 28-29.
69. Юсуфй, Ю. Афсонаи хафтдодарон : мачмуаи хикояхо / Ю. Юсуфй.-Душанбе: Адиб, 2007. -304 с.
70. Юсуфй, Ю. Саргузашти Рузбех пас аз марги Ораш : хикоя / Ю. Юсуфй // Садои Шарк.-2007.-№2.-С. 68-76.
71. Юсуфй, Ю. Садои осиё : хикоя / Ю. Юсуфй // Садои Шарк.-2007.-№7.-С. 86-97.
72. Юсуфй, Ю. Гунчишкхои гурусна : хикоя / Ю. Юсуфй // Садои Шарк.-2008.-№4.-С.76-78.
73. Юсуфов, М. Дар сохилхои Мулиён : мачмуаи хикояхо / М. Юсуфов.-Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 1999. -321 с.
б) Научная литература:
74. Абдурахмон, Б. Хоксорй аз фарханги ботинй гизо мегирад // Б. Абдурахмон // Чумхурият.-2007.-27 январ.
75. Азимпур, Ч. Садохо хомуш намешаванд / Ч. Азимпур // Садои Шарк.-2009.-№6.-С. 144-149.
76. Акобир, Ч. Каламнакшихои махолуди Сайф : Бардоште ва шинохте чанд аз «Тавбатаронахои Хугара» / Ч. Акобир // Адабиёт ва санъат.-2003.-19 декабр.
77. Алимардонов, А. Таърихчаи насри точику форс / А. Алимардонов.-Дурдонахои наср. Чилди якум.-Душанбе: Ирфон,
1987.-С. 3-15.
78. Амонов, Р. Хдкикати зиндагй ва хакикати бадей: Мачмуаи маколахо / Р. Амонов.-Душанбе: Ирфон, 1984.-352 с.
79. Амонов, Р. Масъалахои насри муосир / Р. Амонов // Садои Шарк.-
1988.-№4.-С. 102-115.
80. Андарзхои «Маснавии маънавй» [Тартибдихандагон М. Солех ва X,. Азиз].-Душанбе: Олами китоб, 2007.-126 с.
81. Андешахо перомуни вазну тарозуи наср : Сухбати X,. Азиз бо А. Самад // Садои Шарк.-2009.-№1.-С. 5-11.
82. Антонов, С. Я. Читаю рассказ : Из беседы с молодыми писательями / С. Я. Антонов.-М.: Молодая гвардия, 1985.-318 с.
83. Апухтина, В. А. Современная советская проза / В. А. Апухтина.-М.: Высшая школа, 1977.-176 с.
84. Асозода, Х. Адабиёти точик дар садаи ХХ. Чилди 3 / Х. Асозода.-Душанбе: Маориф, 1999.-448 с.
85. Асозода, Х. Таърихи адабиёти навини точик / Х. Асозода.-Душанбе: Маориф ва фарханг, 2014. - 672с.
86. Асрорй, В. Адабиёт ва фолклор / В. Асрорй.-Душанбе: Дониш, 1967. -279 с.
87. Асрорй, В. Фолклор, халкият, нависанда / В. Асрорй.-Душанбе: Ирфон, 1982.-176 с.
88. Афанасьев, В. Н. О некоторых чертах поздней лирической прозы Бунина / В. Н. Афанасьев // Известия АН СССР. Отд. лит. и яз.-М., 1970.-Т . 29.-Вып. 6.-С. 534-537.
89. Аъзамзод, С. Пиндорхои равонй ва ормонгарой дар наср: Чойгохи Муаззама дар насри точик / С. Аъзамзод // Адабиёт ва санъат.-2006.-22 июн.
90. Аъзамзод, С. Дар коргохи эчод ва эчодгарии нависанда / С. Аъзамзод // Бозомади хуршед: Мачмуаи аснод, маколахо. [Мурат. А. Давронов ва С. Аъзамзод].-Душанбе: Статус, 2007.-С. 23-42.
91. Аъзамзод, С. Адабиёт ва маърифати накд (мачмуаи маколахо оид ба масъалахои омузиши таърихи адабиёт ва накди адабии точикии садаи бист) / С. Аъзамзод.-Хучанд: Анис, 2012.-200 с.
92. Бабаева, З. С. Возникновение и формирование научно-фантастической прозы в современной таджикской литературе : автореф. дис. .канд. филол. наук : 10.01.03 / Бабаева Зеварой Субхановна.- Худжанд, 2007.-26 с.
93. Бакозода, Ч. Чустучухои эчодй дар насри точик / Ч. Бакозода.-Душанбе: Ирфон, 1982.-144 с.
94. Бакозода Ч. Нависанда ва идеали замон / Ч. Бакозода.-Душанбе: Адиб, 1987.-228 с.
95. Бакозода, Ч. Xакикати зиндагй ва вазъи наср / Ч. Бакозода // Садои Шарк.-1987.-№1.-С. 99-104.
96. Бакозода, Ч. Абдулхамиди Самад ва инкишофи хикоя / Ч. Бакозода.-Душанбе: Эчод, 2007.-150 с.
97. Бахтин, М. Б. Эстетика словесного творчества / М. Б. Бахтин.-М.: Искусство, 1979.-423 с.
98. Белая, Г. А. Стиль и время / Г. А. Белая.-Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии.-М.: Наука,-256 с.
99. Белинский, В. Г. Собрание сочинений : в 9томах / В. Г. Белинский.-М.: Худож. лит., 1976.- 1 т.-450 с.
100. Богданова, А. Г. Жанрообразующая функция художественного времени в современном русском рассказе : автореф. дис. .канд. филол. наук : 00.00.00 / А... Г... Богданова.-М., 1981.-20 с.
101. Бочаров, А. Г. Бесконечность поиска / А. Г. Бочаров.-М.: Сов. писатель, 1982.-423 с.
102. Вопросы литературы: сборник ст.-М., 1968.-157 с.
103. Ваххоб, Р. Сухан аз садокат / Р. Ваххоб // Адабиёт ва санъат.-2009.-4 июн.
104. Гречнев, В. Русский рассказ конца ХК-ХХ веков. Проблематика и поэтика жанра / В. Гречнев.-М.: Наука, Ленингр. отд., 1979.-20 с.
105. Раффоров, Р. Забон ва услуби Рахим Чалил / Р. Раффоров.-Душанбе: Дониш, 1966.
106. Давронов, А. Киссахои хокими Сармаддех // Адабиёт ва маърифати инсон / А. Давронов.-Душанбе: ЧДММ Статус, 2006. -С. 256-264.
107. Давронов, А. Накди адабй ва равандхои адабиёт / А. Давронов.-Душанбе: Шахпар, 2012.-260 с.
108. Демидчик, Л. Н. Таърихи адабиёти советии точик. Инкишофи жанрхо : дар 6 ч. / Л. Н. Демидчик.-Душанбе: Дониш, 1978.-Ч. 2.312 с.
109. Дерман, А. О мастерстве Чехова / А. Дерман.-М.: Сов. писатель, 1959.-207 с.
110. Жаниева, Г. Т. Жанр рассказа в литературе 20 века [электронный ресурс] / Г. Т. Жаниева.-Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2014/Philologia/8_162683.doc.html.
111. Зухурй, Н. Мухраи аслии хачви муосир / Н. Зухурй //Адаб.-2008.-№2.-С. 46-52.
112. Кудрина, М. В. Жанровая стуктура рассказа : автореф. дис. .канд. филол. наук. 10.01.08 [электронный ресурс] / М. В. Кудрина.-М., 2003.-Режим доступа: http://www.dissercat.com/search.
113. Кухзод, У. Бояд муфид бошад сухан / У. Кухзод // Садои Шарк.-1990.-№5.-С. 121-125.
114. Кухзод, У. Намехандид, механдонд / У. Кухзод // Адабиёт ва санъат.-1993.-7 январ.
115. Куллапаймои сухан : Мачмуаи маколахо оид ба хаёт ва эчодиёти Кухзод.-Душанбе: Деваштич, 2009.-345 с.
116. Левидов, А. М. Автор-образ-читатель / А. М. Девидов.-Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.-351 с.
117. Левитан, Л. С., Сюжет и идея / Л. С. Левитан, Л. М. Цилевич.-Рига: Звайгзне, 1973.-277 с.
118. Лёвшина, И. Кайдхо оид ба таърихи тараккиёти хикояи советии точик (охири солхои 20-ум то соли 1952) / И. Лёвшина // Шарки сурх.-1955.-№12.-С. 86-109.
119. Мавлонов, А. Ташаккулу такомули хачв ва мутоиба дар адабиёти муосири точик : монография / А. Мавлонов.-Хучанд: Нури маърифат, 2004.-284 с.
120. Мавлонова, М. Накши устура ва раванди устурапардозй дар насри муосири точикй (охири асри ХХ-ибтидои асри ХХ!) : монография / М. Мавлонова.-Хучанд: Нури маърифат, 2007.-158 с.
121. Масъалахои адабиёти муосири точик : мачмуаи маколот / [Тарт-да Ю. Бобоев].-Душанбе: Ирфон, 1970.-416 с.
122. Махсумзод, Р. Адиби андешапарвар / Р. Махсумзод // Адабиёт ва санъат.-2010.-3 июн.
123. Махдиев, С. Проблемаи жанри латифа : монография / С. Махдиев.-Душанбе: Дониш, 1977.-158 с.
124. Миловер, А. Определение жанра рассказа [электронный ресурс] / А. Миловер.-Режим доступа: https://www.proza.ru/2012/10/22/1995
125. Мирзозода, Х. Кайдхо оид ба хикояхои насрнависони чавон / Х. Мирзозода.-Шарки сурх.-1956.-№9.-С. 91-110.
126. Мирзозода, Х. Мулохизахо дар бораи адабиёт : мачмуаи маколахо / Х. Мирзозода.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1963. -195 с.
127. Мирзозода, Х. Афкори рангин : мачмуаи маколахо / Х. Мирзозода.-Душанбе: Ирфон, 1982. -352 с.
128. Мирзозода, Х., Таърихи адабиёти советии точик. Инкишофи жанрхо : дар 6 чилд / Х. Мирзозода, А. Сайфуллаев, А. Абдуманнонов.-Душанбе: Дониш, 1984.- Ч. 1.-356 с.
129. Мирзозода, Х. Таърихи адабиёти точик : дар 2 чилд / Х. Мирзозода.-Душанбе: Маориф, 1989.-Ч. 2.-394 с.
130. Мирзоюнус, М. Адабиёти миллй ва муколамаи фархангхо : Мачмуаи маколахои адабиётшиносй / М. Мирзоюнус.-Хучанд: Ношир, 2016.-516 с.
131. Мейлах, Б. С. Процесс творчества и художественное восприятие: комплексный подход. Опыт, поиски, перспективы / Б. С. Мейлах.-М.: Искусство, 1985.-318 с.
132. Мулло, А. Чехранигории хунарй дар насри таърихй : монография / А. Мулло.-Душанбе: Ирфон, 2003.-176 с.
133. Муллочон, С. Тачассуми таърих ва рухи ватандустй дар насри даврони истиклол / С. Муллочон // Садои Шарк.-2010.-№9.-С. 144150.
134. Мусулмониён, Р. Назарияи адабиёт : Китоби дарсй барои донишчуёни факултетхои филологии донишгоххои олй / Р. Мусулмониён.-Душанбе: Маориф, 1990.-334 с.
135. Мусулмонкулов, Р. Назарияи чинсхо ва жанрхои адабй / Р. Мусулмонкулов.-Душанбе: Маориф, 1987.-88 с.
136. Набавй, А. Намунаи шоистаи насри чадид / А. Набавй // Адабиёт ва санъат.-2004.-№21 .-С. 4.
137. Набавй, А. Макоми Фазлиддин Мухаммадиев дар ташаккули насри чадиди точик / А. Набавй // Садои Шарк.-№11.-2006.-С. 143-151.
138. Набавй, А. Чусторхо ва ибтикорот дар наср : мачмуаи маколахо / А. Набавй.-Душанбе: Адиб, 2009.-324 с.
139. Набиев, А . Эчоди бадей, инсон ва замон : мачмуаи маколахо / А. Набиев.-Душанбе: Ирфон, 1983.-144 с.
140. Набиев, А. Тасвири олами ботинии инсон, нависанда ва замон : мачмуаи маколахо / А. Набиев.-Душанбе: Ирфон, 1987.-160 с.
177
141. Насриддинов, А. Фарханги мушкилоти адабиёт / А. Насриддинов.-Хучанд: Матбааи шахри Хучанд, 1992.-114 с.
142. Насриддинов, А. Пажухише гаронкадр дар фанни наср / А. Насриддинов // Адабиёт ва санъат.-2003.-17 октябр.
143. Новиков, В. Художественная правда и диалектика творчества / В. Новиков.-М.: Советский писатель, 1971.-398 с.
144. Нуров, Н. Бахманёр ва арзишхои хунарии насри имруз / Н. Нуров // Хучанд.-2004.-№7.-С. 72-76.
145. Огнев, А. В. Современный русский рассказ 50-80-е гг. / А. В. Огнев.-Калинин: КГУ, 1987.-20 с.
146. Османова, З. Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока / З. Г. Османова.-М.: Наука, 1972.-266 с.
147. Отахонова, Х. Рахим Чалил ва эчодиёти у / Х. Отахонова.-Душанбе: Дониш, 1967.
148. Очерки таърихи адабиёти советии точик : дар 2 кисм.-Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1956.-К. 1.-312 с.
149. Очерки таърихи адабиёти советии точик : дар 2 кисм.-Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1957.-К. 2.-522 с.
150. Посдорони насри муосири точик : Мачмуаи маколахо ба ифтихори 100-солагии Нависандагони халкии Точикистон Р. Чалил ва Ч. Икромй [Мураттибон С. Аъзамзод, Б. Мирсаидов].- Хучанд: Нури маърифат, 2009.-248 с.
151. Размчу, X,. Анвои адабй ва осори он дар забони форсй / X,. Размчу. Чопи севум.-Машхад: Муассисаи чоп ва интишороти Остони кудси Разавй, 1376.-203 с .
152. Рахим Чалил: Мачмуаи маколот оид ба эчодиёти адиб.-Ленинобод: Адиб, 1989.-105 с.
153. Рахматзод, А. Осори хаёли маргуб / А. Рахматзод // Дар кит.: Субхон, М. Наханги муйлабдор.-Хучанд: Хуросон, 2007.-С. 9-12.
154. Рахмонй, Р. Кисса, киссагуй ва киссахонй / Р. Рахмонй // Садои Шарк.-2009.-№7.-С. 131-138.
155. Рахмонов, А. Маърифати замон / А. Рахмонов.-Душанбе: Адиб, 1995.-112 с.
156. Рахмонов, Р. Афсона ва жанрхои дигари насри шифохй / Р. Рахмонов.-Душанбе, 1999.-124 с.
157. Рачабй, М. Тадкики таърих - тадкики характер / М. Рачабй.-Душанбе: Ирфон, 1990.-192 с.
158. Рачабй, М. Насри точикии замони чанг: Тахаввули поэтика / М. Рачабй.-Душанбе: Дониш, 1990.-98с.
159. Рачабй, М. Ба фикри ман / М. Рачабй.-Душанбе: Деваштич, 2003.213 с.
160. Сайфуллоев, А. Тафаккур ва образ / А. Сайфуллаев.- Душанбе: Ирфон, 1968.-168 с.
161. Сайфуллоев А., Файзуллоева, М. Ахтари тобони адабиёт / А. Сайфуллаев, М. Файзуллоева.- Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 1999.-416с.
162. Сайфуллоев, А. Фуруги маънавият / А. Сайфуллаев.-Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 2003.-616 с.
163. Сайфуллоев, А. Хусни нигорандагй / А. Сайфуллаев .-Душанбе: Шарки озод, 2003.-128 с.
164. Сайфуллоев, А. Хаким Карим / А. Сайфуллаев.- Хучанд: Хуросон, 2005.-213 с.
165. Сайфуллоев, А. Насри шоиронаи Гулназар / А.Сайфуллаев. -Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 2005.-128 с.
166. Сайфуллоев, А. Уфукхои тозаи наср / А. Сайфуллаев.- Душанбе: Адиб, 2006.-768 с.
167. Сайфуллоев, А. Чону чахони наср / А. Сайфуллаев.- Душанбе: Ирфон, 2007.-539 с.
168. Сайфуллоев, А. Дастоварди тозаи наср / А. Сайфуллаев // Садои Шарк.-2010.-№9.-С. 116-121.
169. Сайфуллоев, А. Уфукхои тозаи наср : Нашри дувум бо тахрир ва такмил дар 3 мучаллад / А. Сайфуллаев.- Душанбе: Адиб, 2012.- Ч. 1.-479 с.-Ч. 2.-509 с.-Ч. 3.-445 с.
170. Салим, М. «Дуруги сафед»- и Сайф Рахим ва насри муосири точик / М. Салим // Адабиёт ва санъат.-2002.-17 май.
171. Салимов, Н. Маърифати бадеии таърих / Н. Салимов.-Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 1997.-174 с.
172. Салимов, Н. Мархалахои услубй ва тахаввули анвои наср дар адабиёти форсу точик (асрхои 1Х-Х111) / Н. Салимов.-Хучанд: Нури маърифат, 2002.-400 с.
173. Салимов, Ю. Насри ривоятии форсу точик / Ю. Салимов.-Душанбе: Ирфон, 1971.-158 с.
174. Салимов, Ю. Насри ривоятй / Ю. Салимов.-Душанбе: Ирфон, 1986.128 с.
175. Самад, А. Накши зебо, доги хасрат / А. Самад // Садои Шарк.-2009.-№8.-С. 124-126.
176. Сафар, У. Тавбахои дардолуд (Накду баррасии достонхои Сайф Рахимзоди Афардй) / У. Сафар.- Душанбе: Эр-граф, 2013.-144 с.
177. Солехов, Ш. Поэтикаи жанри хикояи солхои 70-80-и карни ХХ / Ш. Солехов.- Душанбе: Дониш, 2006.-169 с.
178. Солехов, Ш. Нигохе ба насри давраи истиклол / Ш. Солех // Адабиёт ва санъат.-2006.-№38.-С. 8.
179. Солехов, Ш. Адабиёт ва шинохти он : Мачмуаи маколахо.-Душанбе: Ирфон, 2009.-345с.
180. Солехов, Ш. Диди нависанда ва вокеияти зиндагй / Ш. Солех // Адабиёт ва санъат.-2009.-4 июн.
181. Стрюкова, В. Д. Исторические жанры в современной русскоязычной литературе Таджикистана (в творчестве Ато Хамдама и Леонида Чигрина) : автореф. дис. .канд. филол. наук : 10.01.03 [электронный ресурс].-Душанбе, 2010.-26 с.-Режим доступа:
http://www.dissercat.com/search.
182. Сулаймонй, С. Китобшиносии насри навини форсии точикй (19272007) / С. Сулаймонй.-Душанбе: Пайванд, 2007.-284 с.
183. Суфиев, А. Фолклор - санъати сухан / А. Суфиев.-Душанбе: Ирфон, 1985.-208 с.
184. Суфиев, А. Фасохат ва балогати насри бадеии Садриддин Айнй / А. Суфиев // Адабиёт ва санъат.-2002.-5 апрел.
185. Табаров, С. Хаёт, адабиёт, реализм : дар 5 китоб / С. Табаров.-Душанбе: Ирфон, 1966-1988.
186. Табаров, С. Адабиёти муосири советй / С. Табаров.-Душанбе: УДТ, 1984.-78 с.
187. Творчество А. П. Чехова: Сборник статей.-М.: Гос. уч. пед. Министерство просвещения РСФСР, 1956.-383 с.
188. Турсун, С. Забон сурати тафаккур аст / С. Турсун // Садои Шарк.-2011.-№7.-С. 8-21.
189. Турсун, С. Вичдон агар бедор аст / С. Турсун // Садои Шарк.-2011.-№9.-С. 14-19.
190. Фарханги забони точикй : дар 2 чилд / [Дар зери тахрири М. Ш. Шукуров, В. А. Капранов, Р. Хошим, Н. А. Маъсумй].- Москва: Советская энциклопедия, 1969.-Ч. 1.-951 с.-Ч. 2.-950 с.
191. Фируз, Б. Сахнаи гардон: Макола ва очеркхо / Б. Фируз.- Душанбе: Адиб, 1993.-351 с.
192. Хайдегер, М. Искусство и пространство / М. Хайдегер // Самосознание европейской культуры ХХ века.- М.: Политиздат, 1991.-103 с.
193. Хайлов, А. Грани рассказа: Жанрово-стилевые искания современной советской прозы / А. Хайлов.-М.: Наука, 1971.-200 с.
194. Хочаева, М. Дар чустучуи чони сухан / М. Хочаева.- Хучанд: Нашриёти давлатии ба номи Рахим Чалил, 1993.-78 с.
195. Хочаева, М. Тахкики услуби осори адабй / М. Хочаева.-Хучанд, 1994.-230 с.
196. Ходизода, Р., Шукуров, М., Абдучабборов, Т. Лугати истилохоти адабиётшиносй / Р. Ходизода, М. Шукуров, Т. Абдучабборов.-Душанбе: Ирфон, 1964.-184 с.
197. Хотам, М. Истиклолият ва раванди таърихии ташаккули арзишхои миллй / М. Хотам // Садои Шарк.-2009.-№9.-С. 99-139.
198. Хидоят, С. Паёми Кафка / С. Хидоят // Садои Шарк.-2010.-№1.-С. 133-138.
199. Чернец, Л. В. Литературные жанры, проблемы типологии и поэтики / Л. В. Чернец.- М.: Издательство Московского университета, 1982.201 с.
200. Чиллаев, К. Народный роман «Абу Муслим-наме» / К. Чилаев.-Душанбе: Дониш, 1985.-191 с.
201. Чумъазода, Ш. Рисолати ичтимоии инсон дар эчодиёти Фазлиддин Мухаммадиев / Ш. Чумъазода // Садои Шарк.-1985.-№11.-С. 123127.
202. Шакурй, М. Нигохе ба адабиёти точикии садаи бист / М. Шакурй.-Душанбе: Пайванд, 2006.-456 с.
203. Шарифов, Х. Услуб ва камолоти сухан: Мачмуаи маколахо / Х. Шарифов.- Душанбе: Ирфон, 1985.-176 с.
204. Шарифов, Х. Нуктаи хикоят / Х. Шарифов // Адабиёт ва санъат.-1985.-13 июн.
205. Шарифов, Х. Хикоя // Энсиклопедияи адабиёт ва санъати точик : Иборат аз 3 чилд / Х. Шарифов.-Душанбе: Сарредаксияи илмии энсиклопедияи миллии точик, 2004.- Ч. 3.-С. 461.
206. Шарифов, Х. Хикоя // Энсиклопедияи советии точик : Иборат аз 8 чилд / Х. Шарифов.-Душанбе: Сарредаксияи илмии энсиклопедияи советии точик, 1988.- Ч. 8.-С. 384.
207. Шарифов, Х. Назарияи наср / Х. Шарифов.-Душанбе: Адиб, 2004.319 с.
208. Шеърдуст, А. Таърихи адабиёти навини Точикистон- Техрон:
Ширкати интишороти илмй ва фархангй,1390, -757с.+ 42с.
182
209. Шкловский, В. О теории прозы / В. Шкловский.-М.: Сов. писатель, 1983.-384 с.
210. Шокирзода, Ш. Гиромидошти хачвнигори махбуб / Ш. Шокирзода // Адаб.-2008.- №2.-С. 52-63.
211. Шукуров, М. Анъана, халкият, махорат : мачмуаи маколахо / М. Шукуров.-Душанбе: Нашриёти давлатии Точикистон, 1964.-232 с.
212. Шукуров, М. Диди эстетикии халк ва насри реалистй : монография / М. Шукуров.-Душанбе: Ирфон, 1973.-160 с.
213. Шукуров, М. Пахлухои тадкики бадей (Баъзе масъалахои адабиёти хозираи точик) : Мачмуаи маколахо / М. Шукуров.-Душанбе: Ирфон, 1976.-272 с.
214. Шукуров, М. Насри Чалол Икромй / М. Шукуров, Л. Демидчик.-Душанбе: Ирфон, 1979.-139 с.
215. Шукуров, М. Таърихи адабиёти советии точик. Инкишофи жанрхо: дар 6 чилд / М. Шукуров.- Душанбе: Дониш, 1980.-Ч. 1У.-384 с.
216. Шукуров, М. Пайванди замонхо ва халкхо: Мачмуаи маколахо / М. Шукуров.- Душанбе: Ирфон, 1982.-223 с.
217. Шукуров, М. Як назар ба бурду бохти хикоя / М. Шукуров // Садои Шарк.-1982.-№2.-С. 112-121.
218. Шукуров, М. Адабиёт ва фалсафаи хастй / М. Шукуров // Садои Шарк.-1986.-№3.-С. 103-114.
219. Шукуров, М. Обновление. Таджикская проза сегодня: монография; [пер. с таджикского автора и Л.И.Демидчик] М.: Советский писатель, 1986. - 272с.
220. Шукуров, М. Насри реалистй ва тахаввули шуури эстетикй / М. Шукуров.- Душанбе: Ирфон, 1987.-456 с.
221. Юнусй, И. Хунари достоннависй / И. Юнусй.-Техрон: Сухравардй, 1360.-498 с.
222. Юсупова, Л. О. Эволюция жанра рассказа в дагестанской литературе : автореф. дис. .канд. филол. наук : 10.01.02 [электронный ресурс].-
Режим доступа: http://cheloveknauka.com/evolyutsiya-zhanrov-rasskaza-i-novelly-v-dagestanskoy-literature
223. Якименко, Л. Г. Герой и новаторство советской литературы / Л. Г. Якименко.-М.: Худож. лит., 1964.-320 с.
224. Якименко, Л. Г. Избранные работы: в 2 томах / Л. Г. Якименко.- М.: Худож. лит., 1982.-1 т.-847 с.
225. Яхин, А. Т. Система татарского фольклора / А. Т. Яхин.-Казань: Таткнигоиздат, 1984.-262 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.