Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Хошимова, Хуршеда Абдуманоновна

  • Хошимова, Хуршеда Абдуманоновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 147
Хошимова, Хуршеда Абдуманоновна. Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Душанбе. 2015. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хошимова, Хуршеда Абдуманоновна

Оглавление

Введение

Глава I. Место жанра повести в литературе периода независимости §1.1. Политическое положение и его влияние на ход

литературных процессов

§ 1.2. Эволюция жанра повести в таджикской литературе

Глава II. Смысл и содержание повестей периода независимости

§2.1. Изображение деревенской жизни в таджикских повестях периода

независимости

§ 2.2. Отображение социально-нравственных проблем

§ 2.3. Отражение трагедий гражданской войны

§ 2.4. Исторические темы в повестях

Глава III. Проблемы стиля и языка

§ 3.1. Стилистические особенности повестей в литературе периода

независимости

§ 3.2. Язык и способы его изложения в повестях

Заключение Библиография

' 7-1

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-художественные особенности таджикской повести периода независимости»

Введение

Актуальность темы исследования. В период распада строя Советского Союза и приобретения независимости Таджикистана в начале 90-х годов XX столетия произошли большие социально-политические и культурные перемены. Эти важные политические события в Таджикистане стали поводом региональных и межэтнических разбирательств. Постепенно идеалы коммунистической партии, являвшиеся господствующей идеологией советского общества, утратили свое значение. Литераторы Таджикистана, как и писатели других советских республик, были взращены прежней литературной школой и вполне естественно, что эти исторические перемены, конечно же, сильно повлияли на литературную мысль 90-х годов. Особенно эволюционные процессы охватили новейшую таджикскую прозу. В этот период известные таджикские писатели, а также молодые прозаики стали искать новые творческие пути. Таким образом, в период независимости появились специфически новые возможности для дальнейшего развития литературы, и, в общем, таджикской прозы.

В первую очередь независимость дала литераторам свободу слова, большие возможности для изложения своих замыслов, выбора жанра, отражения окружающей действительности. Период независимости стал поводом, что национальным ценностям стало уделяться больше внимания, более того, эти ценности поднялись на первое место. Больше возможностей появилось для изложения реальности, отражения событий и способов выражения этой действительности. Сформировались условия для ознакомления с различными образцами традиционной литературы прошлого (мистической, религиозной, притчей) и мировой литературой (сюрреалистические, экспрессионистические, модернистские,

реалистические произведении и.т. п.), больше всего у литераторов появилась возможность для изучения персидской литературы, ознакомления с образцами творчества персидских авторов, создания литературы, советского периода [33, 312].

Как было отмечено, за период независимости в Таджикистане произошли большие социально-политические и культурные перемены, кардинально повлиявшие на литературную мысль. Эволюционные процессы особенно охватили новейшую таджикскую прозу. В социальной и культурно-духовной жизнь народа в соответствии с потребностями времени постепенно стали внедряться новые ценности. Литературный процесс и творческие поиски писателей стали развиваться на основе новых стилей и методов, внося в их творчество существенные изменения. И в этом процессе заметен вклад как маститых таджикских писателей, так и молодых прозаиков.

Как известно, во все времена и эпохи писатели через художественное познание мира являются выразителями народных чаяний. Поэтому писатели играют особую роль в духовной жизни и эстетическом воспитании народа, и это обязывает их создавать новые произведения в соответствии с духом и потребностями времени. Следует отметить, что развитие литературного процесса, его эволюция и совершенствование имеют тесную связь с мастерством и мировоззрением писателя. Поэтому каждодневные жизненные проблемы и социально-политическое положение общества являются вечными темами художественной литературы.

Государственная независимость сформировала новую таджикскую национальную идентичность. Учитывая данный фактор, писатели начали художественное переосмысление сложившихся новых реалий и новое познание истории своего народа. В целом, в условиях независимости литературные процессы в Таджикистане неизменно развиваются как на основе новых поиска новых путей, так и через продолжение и преемственность богатых традиций персидско-таджикской классической литературы.

За последние годы в таджикской литературе особенно стал развиваться жанр повести, в котором уже достигнуты определенные успехи. Именно этот жанр писатели больше стали использовать для отображения социального влияния времени на личность и вклада личности в социальное

I 4

*

1

!

переустройство жизни. Как известно, литературные роды и жанры, в том числе повесть, возникают на почве определенного развития искусства слова и затем постепенно усовершенствуются. Это не означает, что одни литературные жанры заменяют другие. Дело в том, что особенности отдельных жанров и их задачи претерпевают определенную трансформацию в связи с потребностями времени. Поэтому изучение литературных жанров, в том числе такого ныне распространенного жанра, как повесть, тесно связано с процессами литературного мышления.

Но, следует отметить, что в связи с историческими изменениями и потребностями времени жанр повести (в современной таджикской литературе именуется как «кисса») значительно преобразовался, при этом потребностями времени, в повестях начинают прорабатываться реальные исторические события. Меняется роль художественного вымысла. Первоначально вымысел допускался как фантастическое прибавление к реальным лицам и событиям. Авторы, настойчиво стремятся привлечь внимание читателя к событиям. Действительно, каждый писатель в соответствии с художественным вкусом и потребностями времени, создавал произведение, связывая его с социально-политическими событиями. Ввиду этого, каждое произведение следует изучать, не только в связи мастерством и мировоззрением писателя, но и в сочетании с социальной ситуацией того времени.

Общие аспекты таджикской литературы, в том числе и прозы советского периода изучали такие известные литературоведы, как М. Шукуров [59; 60; 61; 62; 92; 96], С. Табаров [51;52], X. Отахонова [34; 35; 36], X. Шарифов [63;64; 65; 66; 93; 94; 95], Р. Мусулмониён [28; 29; 30], Дж. Бакозаде [7, 8, 9, 10, 75, 76; 174], Р. Амонов [2], А. Саггоров [46; 47; 48], X. Асозаде [3; 4; 5], А. Сайфуллоев [38; 39; 40; 41; 82; 83], М. Имомов, [185], А. Рахмонов, А. Набави [31, 32, 33], А. Кучаров, М. Ходжаева [172], Ш. Салихов [49; 50; 87], русские ученые В.Г. Белинский [177; 178], Е.Э. Бертелс [13; 179], И.С. Брагинский [181; 182], Л. Н. Демидчик [14; 15; 16], Г.Н.

5

Поспелов [192; 183; 194], В.В. Кожинов [186], Ф. Кузнецов [187], Л.О. Гинзбург [183], Ю.О. Суровцев [197], Н.Л. Лейдерман [188], М.М. Бахтин [175; 176], иранские ученые, таких как, Маликушшуаро Бахор [201; 202; 203], Джамолиддини Мирсодики [209; 210], Сируси Шамисо [216; 217]. Следует отметить, что Шукринисо Махкамова в своей научной работе «Современная таджикская повесть» [190; 120] изучила формирование таджикской повести, теоретические вопросы, темы и содержание повестей советского периода. В 1995 году Ходжаева М. написала монографию на тему «Масъалах,ои сабки фардй ва чараёнх,ои услубии насри муосири точ;икй (солкой 70- ибтидои 90-ум) (Вопросы индивидуальных стилей и стилистический процесс современной таджикской прозы (70-е начало 90-х годов) [172, 165]. В данной работе она рассмотрела и проанализировала сложный комплекс вопросов жанра повести, проблемы стиля и индивидуальных форм изложения прозы XX вв.

Учитывая формирование и развитие новой прозы на сегодняшний день, нами была предпринята попытка рассмотреть и проанализировать жанр повести периода независимости исходя из следующих положений: 1) изображение деревенской жизни; 2) изображение социально-нравственных тем; 3)отражение трагедии гражданской войны; 4) летописание в современной повести.

Таким образом, достижение и укрепление независимости стало основным фактором развития, и усовершенствования жанра повести в таджикской прозе. В принципе, общая теория жанра остается самой дискуссионной областью литературоведения. Говоря об идейно-эстетических основах, необходимо отметить, что в определенные исторические периоды, проза и, в том числе, жанр повести развивается на основе потребностей времени, отображая самые разнообразные жизненные события и ситуации характерные именно для той эпохи. В период независимости для творческих людей, особенно поэтов и писателей, открылись новые горизонты. Свобода слова и выражения дала литераторам большие возможности для изложения

б

своих замыслов, выбора жанра, отражения окружающей действительности. Новая политическая атмосфера в период независимости также определила дальнейший процесс развития литературных жанров, и создала благоприятные условия для исследования и изучения литературного и культурного аспектов проблемы.

Тем не менее, по истечении более двадцати лет после достижения независимости, идейные, структурные и жанрово-стилистические особенности повести не подвергались обстоятельному изучению.

Исходя из этого, изучение и обобщение данного процесса в таджикской литературе периода независимости, на наш взгляд, является актуальной и своевременной темой.

Степень научной разработанности проблемы. В советский период актуальные проблемы истории и теории таджикской прозы, в том числе жанра повести, изучали такие известные литературоведы, как И.С. Брагинский, Иржи Бечка, М. Шукуров, Л. Демидчик, X. Отахонова, С. Табаров, Р. Амонов, Дж. Бакозода, Р. Мусулмониён, А. Сайфуллоев, М. Имомов, А. Рахмонов, А. Набави, А. Кучаров, М. Ходжаева, Ш. Салихов. В годы независимости изучение различных аспектов таджикской прозы продолжили А. Сатторов, X. Асозода, А. Рахмонов, А. Набиев, X. Махкамова, М. Ходжаева, М. Имомов, Ш. Солихов и др.

Теоретические вопросы прозы, в частности жанр повести, разработали и изучили такие российские и иранские ученые, как Г.Н. Поспелов, В.В. Кожинов, Л.О. Гинзбург, Ю.О. Суровцев, Ф. Кузнецов, Н.Л. Лейдерман, М.М. Бахтин, В.М. Жирмунский, М.Б. Храпченко, Ю.Б. Борев, В.Г. Белинский, И.С. Брагинский, В. Виноградов, Л.Н. Демидчик, Ю.В. Андреев, Е.Э. Бертельс, Маликушшуаро Бахор, Сирус Шамисо, Дориюш Наврузи, Иброхим Юнуси, Джамол Мирсодики.

Однако следует подчеркнуть, что проблемы жанра повести в годы независимости Таджикистана в отечественном литературоведении освещаются в общих чертах. Исходя из этого, как уже отмечалось выше,

7

нами предпринята попытка рассмотреть и проанализировать в монографическом плане сложный комплекс вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями на пути нового развития таджикской прозы в целом и жанра повести в частности.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящей диссертационной работы является монографическое исследование идейно-художественных особенностей проблем развития и трансформации жанра повести в годы независимости Таджикистана.

Для достижения указанной цели определены следующие задачи:

- теоретическое обоснование выбранной темы, определение и уточнение понятийного аппарата;

- обоснование роли и места жанра повести в таджикской литературе в целом и в таджикской литературе периода независимости в особенности;

- определение новых закономерностей эволюции жанра повести, рассматриваемого периода;

- выявление общих аспектов и отличительных черт повестей советской эпохи и повестей нового времени;

- рассмотрение идейно-эстетических особенностей повестей писателей периода независимости.

- анализ особенностей основных тем повестей периода независимости.

- определение характерных стилистических черт повестей периода независимости.

- специфичекие особенности языка повестей периода независимости.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том,

что автор, рассматривая специфические особенности развития жанра таджикской повести в период независимости, впервые в современном таджикском литературоведении предпринял попытку концептуального анализа жанра повести нового периода.

Теоретическую и практическую значимость работы. Теоретическую основу диссертации составляют научные и методологические

8

разработки таджикских, российских и зарубежных ученых в области теории прозы. В процессе работы над диссертацией были учтены и использованы научные разработки таджикских исследователей как М. Шукурова, С. Табарова, Ш. Хусейнзаде, X. Мирзозаде, X. Отахоновой, Р. Ходизаде, X. Шарифова, Р. Мусулмокулова, А. Афсахзаде, Р. Амонова, А. Сатторова, X. Асозаде, А. Сайфуллоева, Ш. Солехова, русских ученых, таких как В.Г. Белинского, Е.Э. Бертелса, И.С. Брагинского, Л. Н. Демидчика, Г.Н. Поспелова, В. В. Кожинова, Ф. Кузнецова, Л.О. Гинзбурга, Ю.О. Суровцева, Н.Л. Лейдермана, М.М. Бахтина, иранских ученых, таких как, Маликушшуаро Бахора, Джамолиддина Мирсодики, Сируса Шамисо.

Основные результаты диссертационного исследования имеют определённую практическую значимость, так как они могут быть использованы для объективного исследования и прогнозирования процессов, происходящих в таджикской прозе в целом и в таджикской повести в частности.

Результаты работы также могут иметь определенную ценность для написания истории таджикской литературы периода независимости и современного таджикского литературоведения с новых позиций. Также результаты исследования могут быть использованы при чтении истории таджикской литературы, развития жанров, теории жанра повести и прозы, современных литературных тенденций на филологических факультетах вузов Таджикистана, а также при написании научно-исследовательских, дипломных и курсовых работ.

Объектом исследования послужили произведения, написанные в жанре повести и опубликованные в литературном журнале «Садои Шарк», таких таджикских писателей, как Саттор Турсун, Урун Кухзод, Сорбон, Абдулхамид Самад, Абдумалик Бахори, Караматуллох Мирзоев, Бахманёр, Ато Хам дам, Равшан Ёрмухаммад, Сайфи Рахимзод, Саидахмад Зардон, Салим Аюбзод, Кодири Рустам, Зариф Ибод, Тохир Мухаммадризо, Бахманёр Сони, Садриддин Хасанзода, Сироджиддин Шарофиддин, Равшан Махсумзод, Аброр Зохир, Матлуба Ёрмирзо, Ханифа Мухаммадохир и др.

9

Методологию и методы исследования. Диссертация написана на основе сравнительно-сопоставительного метода, типологического исследования и идейно-художественного анализа, особенно изучается идейные, структурные и жанрово-стилистические особенности произведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

- Положительное влияние достижения государственной независимости на развитие таджикской литературы;

- Развитие художественных прозаических жанров в условиях независимости;

- Основные факторы эволюционного развития жанра повести среди других жанров прозы;

- Переосмысление и познание идейно-эстетических основ жанра повести в творчестве таджикских прозаиков периода независимости;

- Контент-анализ повестей нового времени;

- Текстологический анализ повестей современного периода;

- Систематизация взглядов и подходов к анализу сущности и содержания жанра повести в годы независимости;

- Основные жанрово-стилистические особенности повестей периода независимости;

- Специфичекие особенности языка повестей периода независимости.

Апробация работы. Диссертационная работа выполнена в отделе

новой и новейшей таджикской литературы Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия имени Рудаки АН Республики Таджикистан и обсуждена на кафедре теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета (протокол № 19 от 13 января 2015г.). Основное содержание работы отражено в 6 научных статьях, 3 из которых опубликованы в научных журналах, включенных в Перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основные положения работы обсуждены на международных и республиканских научно-теоретических конференциях: «Отражение трагедии

ю

гражданской войны в повестях эпохи независимости Таджикистана» (г. Душанбе, 2011); «Возрождения прежних художественных традиций и внедрение новых стилей в современную таджикскую литературу» (г. Душанбе, 2012).

Структура и содержание диссертации продиктованы ее задачами.

Работа состоит из введения, трёх глав, разбитых соответственно на разделы, заключения, списка использованных источников и литературы.

Глава I. Место жанра повести в литературе периода

независимости

§1. Политическое положение и ее влияние на литературный

процесс

Таджикскому народу на пути приобретения национальной независимости, пришлось перенести определенные тяготы. Постепенный процесс приобретения независимости проходил на фоне таких негативных явлений, как местничество, карьеризм политических деятелей, организации т.н. «народного» движения, организации митингов. Непримиримые внутренние и внешние враги, злоупотребляя сложившейся тяжелой ситуацией, возбудили раздор среди таджиков, в результате, чего разгорелась братоубийственная гражданская война. Недоброжелатели, пытаясь разделить Таджикистан на части, усилили местничество и раздор среди населения. В результате не только среди горожан и сельских жителей, но и среди южных и северных уроженцев, а также среди большинства родов и семейства, разгорелись раздоры и кровопролитие. Большая часть коренных жителей бежали в страны ближнего и дальнего зарубежья, таким образом, социально-политическая и культурно-литературная ситуация в Таджикистане характеризовалась полным упадком. Конфликты, чувство ненависти по отношению друг другу, покушения стали поводом для разрушения государственной основы. Академик М. Шукуров отмечает, что «после приобретения Таджикистаном независимости (9 сентября 1991), местничество и карьеризм стали поводом для братоубийственной войны, которая продолжалась от 1992 до 1997 года, нанеся государству значительный финансовый и материальный ущерб. Культура, образование, множество иных благ таджикский народ потерял, получив взамен большие человеческие потери, множество тяжелых личных трагедий, материальные разрушения, кровопролития, суету и скитальчество. Большинство писателей погибли или эмигрировали. Притупление общественного сознания и снижение национального самосознания отрицательно повлияли на

литературу. Повышение уровня провинциального сознания и местничества у некоторых писателей также оставили постыдный след в истории таджикской литературы» [61,461-462].

Следует отметить, что повесть периода независимости следует рассматривать только взаимосвязанно с повестями советского периода. Ибо в каждой эпохе и времени литература является отражением истории и реальности, событий определенного времени. Если взглянуть на прошедшие исторические события, станет очевидно, что в начале XX столетия революция русского народа дала таджикскому народу новый строй, свободу, государство. Однако, с другой стороны, перемены, хлопоты новой жизни, построение нового общества, а также неотлагательный переход от арабской письменности и языка на латинскую графику в 30-40 годы, стали причиной отдаления населения от тысячелетнего наследия и традиционной культуры, и на некоторое время отделение от классической литературы.

Впервые революционные годы и сразу после литераторы проявляли активность в творении, которые являлись воспитанниками минувшего столетия и были своего рода «готовыми солдатами». Они получили воспитание в предыдущих литературных и культурных школах, в интенсивной новаторской идеологической борьбе начала XX вв. [92, 115].

Говоря об идейно-эстетических основах, необходимо отметить, что в определенные исторические периоды проза, и в том числе жанр повести, развивается на основе потребностей времени, отображая самые разнообразные жизненные события и ситуации, характерные именно для той эпохи. Как известно, первой таджикской повестью в современном понимании была повесть С. Айни «Одина или приключения одного бедного таджика» или просто «Одина». Для таджикской литературы это была повесть, написанная в новой жанровой форме, которая появилась под влиянием русской и европейской литературной традиции. С. Айни впервые в новой таджикской литературе через новую форму жанра повести отобразил судьбу представителя народа как главного героя. Более того, можно

13

утверждать, что С. Айни в повести «Одина» впервые создал в таджикской литературе образ простого труженика, заложив фундамент новой таджикской реалистической прозы. Впоследствии повествовательную традицию С. Айни продолжили такие его последователи, как Дж. Икрами, С. Улугзода, Р. Джалил, Ф. Ниязи, П. Толис, Ф. Мухаммадиев и др.

Впоследствии, повествовательную традицию С. Айни продолжили такие его последователи, как Дж. Икрами «Ду хафта» («Две недели»), «Тирмор» («Змея»), «Аз Маскав чи оварди» («Что привез из Москвы»), «Ман гунахгорам» («Я виновен»), С. Улугзода «Ривояти сугди» («Согдийская легенда»), Р. Джалил, Ф. Ниязи, П. Толис «Тобистон» («Лето»), Ф. Мухаммадиев «Одамони кухна» («Старые люди», 1963), «Варта» («Над пропастью», 1983), «Дар он дунё» («Путишествие на тот свет или Повесть о великом хадже», 1970) и другие. В 60-70 годы XX века, молодые литераторы и писатели среднего возраста, стали уделять больше внимания созданию рассказов и повестей, и достигли в этом определенных успехов. Об этом писал еще литературовед Дж. Бакозоде, изучавший творчество Фазлиддина Мухаммадиева, Сорбона, Саттора Турсуна и Уруна Кухзода, выявляя и подчеркивая их исключительное писательское мастерство [10, 144].

Поле для творческого поиска как зрелых, так и молодых писателей постепенно стало расширяться. Прозаики более обстоятельно взялись за художественное отображение актуальных проблем и жизненных тем, трагедий гражданского противостояния, народной борьбы за достижение мира и согласия. Некоторые писатели еще до периода независимости в своих произведениях в той или иной мере затрагивали темы, отражающие падение нравственности в обществе. Это говорит о том, что таджикские писатели, как тонкие психологи, чувствовали и предвещали надвигающиеся социальные потрясения. Подтверждением тому являются размышления героев повестей Ф. Мухаммадиева, У. Кухзода, Сорбона, С. Турсуна, и других авторов, которые еще в 70-80 годы XX века били тревогу о падении нравственности

14

молодежи, общественной морали, свидетельствовали о целом ряде негативных социальных явлений. Но, к сожалению, этот отрезвляющий голос писателей не был своевременно услышан, и впоследствии советское общество столкнулось с большими социальными потрясениями. Помимо того, случившиеся потрясения, в частности, гражданское противостояние на определенный период повергли самих писателей в депрессию, заставили их замолчать, но вскоре они начали художественный анализ причин и результатов социальной трагедии.

Ф. Мухаммадиев, как один из талантливых и проницательных писателей, внес существенный вклад в развитие различных литературных жанров, в том числе жанра повести. Его произведения в прозе, выполненные в рамках различных литературных жанров, считаются неповторимыми и бесподобными. Героями последних повестей писателя являются «Варта» («Над пропастью») и «Шохии япон» («Японский шёлк»). Реалистическое изображение и характерное поведение героев, их действия в этих повестях служат примером в решении важных вопросов. Писатель, наряду с изображением жизни одной семьи (ака Барака - герой повести «Японский шёлк»), и одного человека (Саидбек - герой «Бездны»), в итоге подводит читателя к общечеловеческим и социальным проблемам. Писатель творчески глубоко и мастерски изображает характерные черты героев упомянутых повестей, читая повесть, можно непосредственно вообразить себе образ героев. Относительно повести «Над пропастью», Р. Ходизаде выразил свое мнение следующим образом: «В психологическом изображении героев, в раскрытии вопросов социальной и личной нравственности, более того, в нашей прозе последних лет (эта повесть) является одним из важных этапов» [90, 109]. Также, по мнению А. Набиева: «Фазлиддин Мухаммадиев являлся писателем, который всегда раньше всех и больше всех чувствовал социальный пульс. Если его первые шаги в творчестве начинались с публицистических сочинений, то далее проза не только становится важной

основой его художественного стиля, но и является одним из основных способов его вмешательства в решение жизненно важных вопросов [33, 162].

К сожалению, Ф. Мухаммадиев, в период независимости Таджикистана, в новых социально-политических условиях, не испытал свободу слова в которой всегда нуждался. Сочинения этого талантливого писателя, несомненно, являются наилучшими образцами новой таджикской литературы. За свою тридцатилетнюю литературную деятельность, он создал такие прекрасные произведение, что их вполне можно будет изучать десятилетиями. Кроме того, произведения Ф. Мухаммадиева, как яркое проявление реалистической таджикской литературы XX столетия, могут звучать актуально и для сегодняшнего поколения и для будущего [33, 164].

В 80-е годы XX века ускоренные процессы перестройки охватили все социально-политические и культурные сферы. Эти процессы должны были произвести изменения в облике мышления представителей литературного мира, но неожиданно стали фактором распада 15 союзных республик, что нанесло тяжелый удар по политической и культурной жизни всего советского общества. Новаторские литературные и художественные поиски группа писателей были приостановлены на полпути. Критерии оценки литературы также изменилось. Литературный процесс и творческие поиски писателей, стали развиваться на основе новых стилей и методов, внося в их творчество существенные изменения. В связи с этим, в Институте языка и литературы имени Рудаки АН Республики Таджикистан, была приостановлена публикация последних томов «Истории таджикской литературы» (т. УН-Х) советского периода. Академик М. Шакуров объяснил это следующим образом: «Сегодня невозможно интерпретировать таджикскую литературу сообразно с прежними взглядами, многие вопросы следует рассмотреть заново» [61, 11-12]. Кроме того, последний том «Истории советской литературы», рассматривающий вопросы литературных жанров, также не был опубликован, конечно, на то были основания. По мнению М. Шакурова «стало ясно, что сегодняшние достижения не

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хошимова, Хуршеда Абдуманоновна, 2015 год

Литература на персидском языке

1377 уЦ. ; - Л 1.£ .'д^л^^ис^ .ь^дл ^ .200

о3 496 —.1371 — .1 л^1 ^ «201

<>=>436 —.1371 'j :о\— .2.^ ^ л> JJ2 ^^ Ь .202

440 - . 1371 '.3.£ ^ л^ JЛ¡ ¿¿^ ^ сг"^ ^ .203

.1385 ' j гиЬ*3 - (с?^ ^л** ^^ ¿¿^ .204

.1389 'и1^ - ^ ч-о! jl.il J &&л^.205

о-3 383 - . 1995 гй1 л3 - .св^^-иг-^ ^Ь .206

.л3 1371 о1^ Л ¿о^ Ц ^ .207

и^Ха лИ-и! лШЛ J Длл.1 JLaЗlJJ J АлЛЛл Ь ¿¡Ьал.^ уьС. Члл. ^ .208

.1362 '.и1^- оЧг? .о* 494 - . 1367 л* - / с^^.209

.о=> 543 - .1374 .^и-а/ ^и^Ь сАхр!

.о3 2774 '1375 '^JLiJjl л^о^л : — .2 ^ > ^->-^.211

С^ЬЬыо J САа^-М 4л]Цал J .212

292 - А« 1382

.1969 - / и1 л] Л .¿11-3.213 .о«3 160-.2001

.591 Л 380 ^- .¿ЬЦи» сЛл^кмэ» >.215

.1372 ^^^¿иЛ .'и'^м-^ — 'ьп с^ЬК 1.......л 1* .216

чг^-э J ^^^ - 1387 ,\ ..п^л.217

о-354 ?^ ^лч* .с^Ь'

.2006/1385

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.