Театральная среда современного города: теоретико-методологические подходы и социокультурные практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Точилкина Алла Сергеевна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 134
Оглавление диссертации кандидат наук Точилкина Алла Сергеевна
Введение
ГЛАВА I. ТЕАТРАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА: СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ
И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ КАТЕГОРИЙ
§ 1. Подходы к исследованию театральной культуры
в философско-культурологическом знании
§2. Театральная среда: сущностно-смысловые характеристики и условия формирования
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА:
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ
§1. Аудитория как перформативный актор театральной культуры:
принципы социокультурной диагностики
§2. Проблемы и перспективы функционирования
театральной среды современного города (на примере Челябинска)
§3. Экземплификация медийной активности аудитории
в модусе театрального искусства
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Художественная культура: предпочтения и запросы аудитории и деятельность системы учреждений искусства2012 год, кандидат наук Бетехтин, Алексей Валерьевич
Корпоративная культура театров: конфликт и согласие как основания, актуальное состояние и типы представленности2018 год, кандидат наук Цукерман Григорий Владимирович
Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности: общероссийский и региональный аспекты2014 год, кандидат наук Терентьева, Наталья Алексеевна
Оперное искусство как фактор формирования ценностных ориентаций зрительской аудитории2010 год, кандидат социологических наук Лосева-Демидова, Екатерина Сергеевна
Художественная культура города: структура, динамика, перспективы2015 год, кандидат наук Гун, Галина Евгеньевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральная среда современного города: теоретико-методологические подходы и социокультурные практики»
ВВЕДЕНИЕ
Осмысление новых реалий и практик перехода от современности к постсовременному состоянию художественной культуры - проблематика отнюдь не только социокультурных концепций информационного и постиндустриального обществ. Так, обобщая в статье 1984 г. современный ему этап развития художественной культуры, известный российский исследователь-театровед Г. Г. Дадамян определяет ее как состояние перехода и подытоживает: «... можно сказать, что противоположности предшествующей и будущей художественной культуры еще не прояснились, но драма их взаимодействия уже началась» [46; с. 12].
Парадоксальность настоящего периода, на наш взгляд, заключается как раз в том, что состояние культурного перехода становится явно затянувшейся стадией, подкрепляющейся не столько оптимистически-созидательным предчувствием новизны и перемен (настроения, переданного в рок-манифесте В. Цоя: «Перемен - требуют наши сердца!»), сколько связывается с «застреванием» в стадии ожидания оформления нового культурно-художественного ландшафта. Подобная неопределенность всё чаще находит отражение в противоречивых и не всегда однозначных (с позиций классически-устойчивых схем восприятия искусства) опытах совмещения актуальных художественных практик и классического наследия искусства. Так, режиссер К. Богомолов экспериментирует в спектакле «Чайка» (2011 г.), перенося действие пьесы в эпоху застоя: в спектакле Медведенко слушает аудиокурс французского и интервью Гагарина, а Заречная является к Треплеву в образе смерти с косой наперевес. Спектакль Ю. Бутусова «Отелло» (2014 г.) критика характеризовала как: «Шекспир в эпоху постмодернизма. Брехт, Ахматова и рок-н-ролл в новой постановке Юрия Бутусова по пьесе Уильяма Шекспира». Не вдаваясь в оценочные характеристики приведенных художественных
явлений (оценка которых субъективна по определению), подчеркнем, что магистральной линией современной художественной культуры, равно как и отражающих ее развитие культурологических концепций, выступает декларируемый отказ от нормы, проявленный в различных вариациях переосмысления актуальной реальности как главной нормы жизни - всего устоявшегося, состоявшегося и стабильно-предсказуемого. Описанная ситуация творит новый художественный мир, к реалиям которого аудитория не всегда оказывается подготовленной - ни рационально-осмысленно, ни эмоционально-психологически.
С одной стороны подобная ситуация вполне предсказуема и укладывается в общие законы возрастающего культурного многообразия. Уральский культуролог и социолог В. С. Цукерман, осмысляя культурный процесс последних лет, отмечает: «В современной постсоветской России складывается полистилистическая культура, чьи характеристики диаметрально противоположны моностилистической. Вместо иерархии стилей и жанров признание их равнозначимости (...), деканонизация как отсутствие каких-либо жанровых и стилевых норм, неупорядоченность, детотализация (многообразие при отсутствии единства), диверсификация, неприятие общепризнанных экспертов, эзотеричность вместо официального консенсуса (наличие многих групп со своей сакральной доктриной вместо единого сакрального ядра) и т.д.» [133; с.43]. С другой стороны, с позиций повседневной рефлексии подобное разнообразие нередко истолковывается как дестабилизирующая основа подрыва устоявшихся культурных оснований, угроза незыблемости традиций и провокационные попытки де-канонизации классического наследия.
Именно на примере столь динамично развивающегося и синкретического (соеди няющего, по сути, все виды искусств: пантомима и пластика, художественное слово, музыкальное сопровождение, сценография) искусства как театр, мы и можем проследить ключевые трансформации культурно-
художественной жизни, их причудливое соединение в концепт - современного художественного пространства.
Последние полвека проблемы художественной культуры и художественной жизни (в том числе и театральной) достаточно широко обсуждались в литературе (преимущественно - искусствоведческой). Отдавая должное полученным результатам, отметим, что принципиальные изменения действительности требуют постоянного обновления устойчивых социокультурных концептов (театральная культура, театральное искусство, художественная среда), в которых конкретизируются содержание и тенденции развития современного состояния художественной культуры. Именно в силу этого указанная проблематика стала сегодня особенно актуальной -содержание и тенденции современной художественной жизни далеко небезразличны не только для судеб российской культуры (в глобально-мировоззренческом контексте), но и для деятельности всех учреждений культуры и, прежде всего, организаций исполнительских искусств (локально-прагматический аспект). Так, например, формируя сегодня репертуарную и прокатную политику, театры должны знать культурный уровень своей аудитории - от этого прямо зависит их экономическое благосостояние, а, соответственно, и удержание в статусе функционирующего субъекта социокультурного пространства.
Однако речь может идти не только о сугубо прикладных аспектах бытования театрального искусства, но и об осмыслении роли и функций театра в пространстве современного города. Ставший афоризмом вопрос: «Кому нужна такая улица, которая не ведет к театру?» - почти официально обозначает статус принципиальной необходимости данного учреждения в городском пространстве. И может ли быть полноценным современный город, лишенный театрального многообразия? Театр в городе и город в театре -гармоничность этого соединения может стать ориентиром культурно-
художественной политики государства, направленной на гармонизацию взаимодействия субъектов художественного производства (создания и трансляции ценностей культурного развития) и потребления (восприятия и воспроизводства внедряемых идей, ценностей и духовных ориентиров населением).
Одной из значимых задач видится нам формирование и целенаправленное поддержание особой театральной среды, позволяющей рассматривать городское пространство как единую площадку взаимодействия театра с различными институциональными и внеинституциональными образованиями, а сам театр - как открытую платформу сценического диалога: диалога смыслов и форм, диалога времени, диалога поколений и человеческих судеб. Диалоговая коммуникация оказывается возможной при ряде условий и характеристик развития городского пространства, способствующих появлению и оптимальному поддержанию театральной среды, равно как, в свою очередь, и сам театр, выступая активным субъектом преобразований, оказывается полноценно включенным в художественно-ценностное кодирование жизни города. Не менее важным обстоятельством выступает необходимость выработки предметного понимания структурных, содержательных и функциональных характеристик театральной среды в совокупности ее проявлений, в том числе - в разнообразии субъектов, осуществляющих в этой среде свойства и содержание театральной культуры.
Английский ученый Дж. Бернал считал, что развитие научной теории связано с тем, сколько непонятных ранее фактов она может воедино увязать и объяснить. Безусловно, не претендуя на построение отдельной научной теории, в данной работе мы сосредоточим внимание на содержательно-смысловом наполнении понятий «театральная культура» и «театральная среда» -выступающих в качестве основополагающих ориентиров изучения роли и функций театра в художественном пространстве современного города.
Степень научной разработанности темы. Осуществленный в диссертационном исследовании анализ источников основывался на поэтапном восхождении (по принципу: «от общего - к частному») от общекультурной проблематики к конкретизации непосредственного понимания театральной среды города. Принципы осмысления культуры и социокультурного пространства, основные категории культурологии и методы исследования культуры раскрывались в диссертации с учетом работ отечественных культурологов А. Я. Гуревича, Б. С. Ерасова, С. Н. Иконниковой, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, А. Я. Флиера, В. С. Цукермана.
При прояснении базовых установок и воззрений на культуру, необходимой оказалась конкретизация подходов и концепций изучения художественной культуры и художественной жизни общества. В диссертации трактовались идеи А. Л. Вахеметса и С. Н. Плотникова, анализирующих функционирование искусства в обществе через сопоставление ситуаций создания и потребления художественных ценностей; уровни изучения художественной культуры в воззрениях Л. Н. Когана; подходы к исследованиям субъектов художественного процесса Ю. У. Фохт-Бабушкина; проблемы художественной жизни, отраженные в работах Ю. В. Перова, О. Д. Балдиной, М. В. Горностаевой, Ю. Р. Вишневского и других. Автором диссертации сопоставлялись модели художественной культуры (как взаимодействия различных подсистем) А. Н. Сохора, В. С. Цукермана, А. А. Федорова, А. Я. Флиера и других.
История театра как особого художественного института, вида искусства связывается с именами таких западноевропейских исследователей как: М. Герман, Ю. Баб, О. Эберле, Г. Кнудсен, Р. Вайман, В. Штамлер, (Германия), И. Грегор, Х. Киндерман (Австрия), Э. К. Чеймберс, А. Николл, Ф. Кернодл, А. Николл, Дж. Р. Браун, Д. Эгейт, М. Биллингтон (Англия), Д. Бабле, Ж. Жако, Л.Муссинак, А. Бланк, П. Пави и А. Юберсфельд (Франция). В России осмысление
театральной культуры в историческом аспекте отражено в работах таких авторов как Н. В. Дризен, Б. В. Варнеке, В. Н. Всеволодский-Гернгросс, Г. И. Гоян, Л. Я. Гуревич, С. С. Данилов и другие.
При конкретизации историко-хронологической линии в осмыслении художественной культуры учитывались концепции искусствоведческих школ, связанных с осмыслением театрального искусства: немецкая школа искусствознания (труды М. Германа, О. Вальцеля, К. Фосслера, Л. Шпитцера, Б. Зейферта, Г. Вельфлина, А. Гильдебранда, В. Диблелиуса, К. Фолля); Венская школа истории искусства (А. Ригль, Э. Панофски, М. Дворжак, Х. Зельдмайр, Э. Гомбрих, Ю.фон Шлоссер и др.). Идеи российского научного театроведения базировались на подходах В. В. Каллаша, Н. Е. Эфроса, А. А. Гвоздева, Г. Н. Бояджиева и других.
Значимым для диссертанта стало наследие отечественных исследователей театральной культуры: философов А. Ф. Лосева, П. А. Флоренского, Г. Г. Шпета, Ф. А. Степуна, И. А. Ильина; историков театра и театроведов второй половины ХХ - начала XXI вв. (К. Л. Рудницкого, А. М. Смелянского, О. М. Фельдмана, О. А. Радищевой, Т. К. Шах-Азизовой, Б. Н. Любимова, П. А. Маркова).
При обращении к эстетико-семиотической проблематике в понимании искусства театра, автор использовал идеи Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана, Н. Б. Мечковской, Ч. Пирса, Ф. Соссюра, Р. Барта и других.
Методологической основой анализа театральной культуры с позиций структурно-функционального подхода стали труды Б. Малиновского, А. Радклиф-Брауна, М. Глакмена, Т. Парсонса, Р. Мертона. Принципы театрального представления как основы межсубъектных взаимодействий раскрыты в концепциях И. Гофмана, Г. Дебора.
Понимание искусства как открытой системы взаимодействия субъектов потребовало от диссертанта обращения к коммуникативной проблематике.
Ключевые аспекты коммуникации в художественной культуре поднимались в исследованиях В. Ю. Борева, И. М. Быховской, И. Н. Горелова, Т. А. Ван Дейк, Т. М. Дридзе, М. С. Кагана, Н. Б. Кирилловой, В. П. Конецкой, Ю. М. Лотмана, С. Т. Махлиной. Кроме того, в диссертации учитывались концепции классиков теории и практики коммуникации: Р. Барта, Д. Клаппера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Н. Лумана, Н. Постмана, Д. Рисмена, Ю. Хабермаса.
Проблемы социальной обусловленности искусства, институциональная проблематика художественного процесса были раскрыты в работах Ю. Н. Давыдова, Г. Г. Дадамяна, Е. В. Дукова, С. Н. Плотникова, А. Я. Рубинштейна, К. Б. Соколова, Н. А. Хренова и др.
Анализируя художественные запросы, вкусы и предпочтения аудитории искусства (в частности, аудитории театра), автор опирался на идеи А. Н. Алексеева, О. Б. Божкова, В. Л. Владимирова, Г. Г. Дадамяна, Б. З. Докторова, Д. Б. Дондурея, В. Н. Дмитриевского, М. Н. Егоровой, Ю. У. Фохт-Бабушкина.
Проблемы управления культурными и художественными процессами, ключевые аспекты менеджмента в сфере художественной культуры раскрываются в исследованиях О. Н. Астафьевой, А. С. Балакшина, Т. Г. Богатыревой, М. Б. Глотова, В. С. Жидкова, Л. А. Зеленова, О. И. Карпухина, Г. Л. Тульчинского.
Изучение путей оптимизации и эффективной реализации художественно -культурной политики представлено в работах С. Н. Артановского, Г. М. Бирженюка, В. С. Жидкова, А. П. Маркова, С. Б. Синецкого, Г. П. Щедровицкого и др. Общегосударственной культурной политике посвящены также труды Г. А. Аванесовой, О. Н. Астафьевой, Н. М. Геновой, С. Э. Зуева, С. Б. Синецкого и других.
Рассматривая «театральную жизнь» (категорию, чаще всего, синонимичную по отношению к театральной культуре) автор обращался к идеям и
концепциям А. Н. Алексеева, Е. Я. Бурлиной, Д. С. Бокурадзе, Г. Е. Гун, А. А. Лисенковой, М. Я. Полякова, В. Н. Райкова и других. В понимании театрального пространства как особой культурологической категории диссертантка опиралась на идеи К. И. Возгривцевой, Е. В. Орловой, П. Пави, Н. А. Дидковской.
В целом, изучение пространственных характеристик культуры, равно как и самой категории «культурное пространство» раскрывалось в работе через культурологические исследования А. Н. Быстровой, О. В. Гуткина, С. Н. Иконниковой, А. С. Кармина, Е. В. Листвиной, Е. В. Орловой, Г. Н. Петровой, И. И. Свириды, О. А. Семенищевой и других. Исследуя феномен культурного пространства, автор опирался на концептуальные положения социального пространства в работах П. Бурдье и Г. Зиммеля.
Изучение пространственно-территориальных аспектов в осознании личностно-субъективных смыслов региональной идентичности, общий дискурс концептуализации «человека провинции» (в том числе в театрально-художественном пространстве) - проблематика, осмысляемая культурологами как насущный ответ на необходимость поиска «места» уникально -регионального начала в глокализационных (Р. Робертсон) процессах современности, нашла отражение в исследованиях Г. А. Аванесовой, Е. Я. Бурлиной, Е. Я., Бокурадзе, И. М. Быховской, Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной, М. В. Новикова, Н. Н. Летиной, В. А. Шапошникова и других. Провинциальная театральная культура, особенности взаимодействия различных субъектов и подсистем в диаде «театр-аудитория», социокультурные особенности театральной публики регионов - раскрываются в исследованиях Н. А. Дидковской, Р. Р. Романова, К. О. Чепеленко, А. В. Юрьевой и других.
Обращение к пространственно-территориальной проблематике культуры, обозначило необходимость анализа средового подхода в исследованиях
городского пространства (в различных его интерпретациях: городская среда, экологическая, образовательная, информационная, культурная), отраженного в исследованиях западных ученых (Л. Вирт, Р. Баркер, Э. Берджесс, Р. Парк, Л. Мамфорд, М. Хедметс) и российских авторов (С. В. Барышников, В. Л. Глазычев, Г. Е. Гун, С. В. Демиденко, Г. З. Каганов, Г. Е. Моргунова, Э. А. Орлова и других).
Разнообразие подходов к описанию города представлено в работах А. С. Ахиезера, В. Л. Глазычева, А. Э. Гутнова, Л. А. Зеленова,
A. В. Иконникова, Э. В. Сайко, А. А. Пилипенко, Е. Г. Трубиной, И. Г. Яковенко, О. Н. Яницкого, а также у зарубежных исследователей К. Зитте, К. Линча, П. Мерлена, Р. Мерфи, Л. Мэмфорда.
Авторами, придерживающимися социально-культурной составляющей в обобщении урбанистических исследований, являются Т. И. Алексеева, Д. А. Алисов, В. Л. Глазычев, Н. И. Горин, В. Г. Ильин, Ю. В. Лобанова, Г. Г. Почепцов, Ч. Лэндри, П. Мерлен, А. А. Нещадин. Традиции культурологического изучения города в отечественной науке заложены И. М. Гревсом и Н. П. Анциферовым.
Особенности изучения художественной культуры регионов в конкретизации к специфическим условиям развития театральной культуры Южного Урала, связаны с именами К. И. Антоновой, А. В. Бетехтина,
B. С. Вольфовича, Г. Е. Гун, Л. Б. Зубановой, Г. М. Казаковой, И. Я. Мурзиной, Т. Б. Предеиной, И. В. Серебрякова, Т. М. Синецкой, Л. Г. Скульмовской,
C. С. Соковикова, В. С. Цукермана.
Тем не менее, несмотря на многообразие существующих подходов и воззрений на роль и функции театра в художественном и, шире -социокультурном пространстве современности, на сегодняшний день в теории и практике культурологических исследований отсутствует комплексный анализ театральной среды города как культурологической категории, не обобщены
содержательные характеристики и условия ее формирования в городском пространстве, не представлены актуальные подходы к социокультурной диагностике субъектов ее функционирования.
Таким образом, проблема диссертационного исследования заключается в противоречии между необходимостью всестороннего (обобщающего функционирование различных подсистем и субъектов) комплексного анализа театральной среды как предметного воплощения значений и смыслов театрального искусства в современном городе и отсутствием данных исследований в поле культурологической теории и практики.
Цель исследования: на основе разработки и обоснования содержательных характеристик театральной среды как концептуальной категории, представить комплексную социокультурную диагностику проблем и перспектив функционирования театральной среды в современном городе (на примере г. Челябинска).
Задачи:
1. обобщить, конкретизировать и сопоставить значения определений «театральная культура» и «театральное пространство» как базовых категорий культурологического анализа театрального искусства;
2. на основе критического анализа изученных категорий представить концептуальное осмысление и разработать авторское определение понятия «театральная среда»;
3. выделить сущностно-смысловые характеристики и условия формирования театральной среды города;
4. обосновать ведущие принципы социокультурной диагностики аудитории как перформативных акторов театральной культуры;
5. исследовать и обобщить субъективные и объективные аспекты эффективного функционирования театральной среды в
современном городе, выделить уровни и конфигурации ее бытования в социокультурном пространстве.
Объект исследования: театр в пространстве современного города.
Предмет исследования: театральная среда как идеально-духовное основание и предметное воплощение значений и смыслов театрального искусства в современном городе.
Научная новизна исследования состоит:
- в авторской классификации и обобщении подходов к рассмотрению театральной культуры; в выявлении содержательно-концептуальных положений историко-хронологического, эстетико-семиотического и структурно-функционального анализа театрального искусства;
- в сопоставлении и разграничении категорий «театральное искусство», «театральное пространство», «театральная культура» и «театральная среда»;
- в разработке определения театральной среды, выделении ее ключевых сущностно-смысловых характеристик и условий формирования и оптимального функционирования в пространстве современного города;
- в обосновании роли аудитории как перформативного актора театральной культуры, обобщении принципов социокультурной диагностики театральной культуры зрителя;
- в систематизации проблем и перспектив эффективного функционирования театральной среды, выделении уровней и конфигураций ее бытования в социокультурном пространстве современного города (на примере Челябинска).
Теоретическая и практическая значимость работы. Разработанные в диссертации положения позволяют конкретизировать культурологическое осмысление проблем театральной культуры как в теоретическом, так и в прикладном аспектах исследований, осмыслить и обобщить характеристики и условия формирования и функционирования театральной среды во всем
многообразии компонентов (деятельность художественных институтов, театральная культура зрителя, информационно-коммуникативная основа).
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, при подготовке основных курсов по культурологии, культурной политике, социологии искусства, художественной критике. Практическая значимость диссертации видится в возможности использования результатов исследования для разработки и внедрения специализированных курсов: «Театральная культура и театральная среда города», «Социокультурные аспекты развития театрального искусства», «Театральная культура зрителей».
Авторский подход к обоснованию ведущих принципов социокультурной диагностики театральной культуры зрителей возможно применять при оценке действующего и перспективном планировании репертуара театров города; для анализа деятельности средств массовой информации с целью совершенствования их работы по позиционированию театрального искусства; в целом в качестве возможного основания для определения театрально-художественной политики города и области.
Методология и методы диссертационного исследования. Теоретико-методологические основы исследования базируются на концептуальных достижениях в области культурологии, искусствоведения (театроведения), семиотики, социологии искусства. При всем многообразии существующих трактовок культуры, наиболее ценными оказались понимание культуры как ценностно-смысловой, нормативно-регулятивной и символико-информационной составляющих любой сферы деятельности (А. Я. Флиер); духовного измерения социума (Б. С. Ерасов), аксиосферы (М. С. Каган). Кроме того, в диссертационном исследовании использовался системный подход в исследованиях культуры и искусства (М. С. Каган, Э. А. Орлова, В. М. Розин).
В определении художественной культуры автор опирался на
коммуникативные концепции, позволяющие рассматривать ее как социокультурную коммуникацию четырех ключевых компонентов: создателей культурных ценностей, созданных ими произведений, субъектов и институтов, обеспечивающих движение художественно-эстетических ценностей от создателя к потребителю, и аудитории, воспринимающей произведения искусства. Кроме того, значимым оказался структурно-функциональный подход, позволяющий трактовать театральную культуру как совокупность социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей по созданию, распространению, оценке и восприятию театрально-художественной продукции. При таком подходе, театральная культура рассматривалась в диссертации, с одной стороны, как подсистема более крупных образований - духовная культура, художественная культура; с другой - как основание для введения своеобразных субсистем - театральная культура зрителей, театральная культура аудитории отдельных театров и т.п.
Методологической основой анализа театральной культуры с позиций структурно-функционального подхода стали труды Б. Малиновского, А. Радклиф-Брауна, М. Глакмена, Т. Парсонса, Р. Мертона, в которых постулируется необходимость рассмотрения исследуемого объекта как системы, состоящей из структурных элементов, взаимосвязанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как единому целому.
Обобщая структурно-функциональные модели театральной культуры, в диссертации были выделены три укрупненных: содержательный -«театральный поток» - репертуарная основа театров; вспомогательный (аспект функционирования театральной инфраструктуры - материально-техническая база театров, информационный ресурс, разнообразие учреждений, ориентированных на театральную жизнь); аудиторный - отраженный в многообразии типологий театрального зрителя, мотивов и запросов аудитории,
поведения публики.
При анализе театральной среды в качестве базовой теоретико-методологической категории мы опирались на концепт культурной конфигурации - динамической и изменчивой композиции черт и специфических условий существования театра в пространстве города. Методологическим принципом подобного разграничения выступил подход А. Я. Флиера, трактующего конфигуративность в конкретно-инструментальном смысле: как неповторимый способ связи элементов, их уникальная композиция (в данной диссертации, в том числе, в региональном контексте).
Осмысление внешних и внутренних аспектов пространственной включенности театра в культурные локусы оказывалось неразрывно связанным с понятием городского пространства. В диссертационном исследовании автор опирался на средовую урбанистическую парадигму (В. Л. Глазычев). При выявлении факторов, оказывающих воздействие на устойчивость системы взаимодействия «театр-аудитория», использовался институциональный анализ городского пространства.
В качестве ведущего метода оценки медийной активности аудитории (на примере театрального Интернет-блогерства), использовалась экземплификация - процедура содержательной конкретизации (опытной верификации) на иллюстративных материалах содержательно-концептуальных положений исследования - то есть, разъяснение смысловых аспектов при помощи наглядных примеров. Таким образом, метод экземплификации позволял диссертанту произвести медиальные процедуры, объединяющие уровень концептуальных абстрактов и прагматику предметной среды.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Театр, зритель, критика: Проблемы социального функционирования1991 год, доктор искусствоведения Дмитриевский, Виталий Николаевич
Социокультурные трансформации театра в переходные эпохи России на рубежах XIX – XX и XX – XXI веков (на материале театральной жизни г. Перми)2021 год, доктор наук Ивинских Галина Павловна
Театральная критика в провинции: структура и функции2014 год, кандидат наук Бураченко, Алексей Иванович
Театральное пространство и пространство театра: компаративный анализ2011 год, кандидат философских наук Орлова, Елена Валентиновна
Провинция и "центр" в театральной культуре России 1970-80-х годов: феномен "уральские зоны"2015 год, кандидат наук Флеенко, Дарья Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Точилкина Алла Сергеевна, 2016 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аванесова, Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 424 с.
2. Алексеев, А. Н. Методологические и методические проблемы комплексного исследования театральной жизни/ А. Н. Алексеев // Научно-практическая конференция «Театр и зритель» (Опыт и перспективы социологического исследования театра). Краткое содержание сообщений (тезисы). 23-25 декабря 1974 года. - М., 1974. - С. 6-7.
3. Алексеев, А. Н. Некоторые современные тенденции функционирования театра в условиях крупнейшего культурного центра / А. Н. Алексеев // Театр и наука, М. : ВТО. - 1976.
4. Алексеев, А. Н., Дмитриевский, В. Н. Движение репертуара драматических театров Ленинграда / А. Н. Алексеев, В. Н. Дмитриевский // Вопросы социологии театра. - 1982. - М. : ВТО. - С. 93-120.
5. Алексеев, А. Н., Дмитриевский, В. Н. Репертуар и зритель / А. Н. Алексеев, В. Н. Дмитриевский // Театр -1981.- №5. - С.44-49.
6. Антология исследований культуры / Сост. Л. А. Мостова. - СПб. : Университетская книга, 1997. Том 1. Интерпретация культуры. - 726 с.
7. Балдина, О. Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России /О. Д. Балдина. - М. : ACT Астрель, 2002. - 256 с.
8. Барышников, С. В. Городская культурная среда: становление и развитие. Социально-философский аспект / дисс. на соиск. уч. степ. канд. философ. наук/ С. В. Барышников // Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 1999. -158 с.
9. Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 412 с.
10. Бахтин, М. М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве/ М. М. Бахтин. - М. : А-Ритм, 2002. -422 с.
11. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / В. Беньямин/ под. ред. Ю. А. Здорового. - М. : Медиум, 1996. - С. 15-65.
12. Бетехтин, А. В. Художественные запросы и предпочтения населения в системе учреждений культуры и искусства Южного Урала / А. В. Бетехтин -Челябинск : «Энциклопедия», 2012. - 284 с.
13. Бетехтин, А. В., Зубанова Л. Б. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики / А. В. Бетехтин, Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий, М. Л. Шуб; науч. ред. В. С. Цукерман. -Челябинск: Энциклопедия, 2011. - 229 с.
14. Библер, В. С. Культура. Диалог культур / В. С. Библер // Вопросы философии. - 1989. - №6. - С.31-42.
15. Бирженюк, Г. М. Методология и технологии региональной культурной политики / Г. М. Бирженюк // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика: коллективная монография / ред.-сост. Л. Е. Осипова; науч. ред. В. Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусств.
- Челябинск, 2005. - С. 90-141.
16. Быстрова, А. Н. Культурное пространство как объект философской рефлексии / А. Н. Быстрова // Философские науки. - 2004. - №12. - С.24-40.
17. Быстрова, А. Н. Проблема культурного пространства (опыт философского анализа) / А. Н. Быстрова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004.
- 240 с.
18. Быховская, И. М. Прикладная культурология: знания в действии / И. М. Быховская // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований. - М. : Смысл, 2010. - С.7-33.
19. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М. : Гардарики, 2002. - 556 с.
20. Бурлина, Е. Я., Кузовенкова, Ю. А. Город плюс имидж: теория, социокультурная практика, региональные проекты / Е. Я. Бурлина, Ю. А. Кузовенкова, Я. А. Голубинов. - Самара: ООО «Книга», 2010. - 160 с.
21. Бурлина, Е. Я., Бокурадзе, Д. С. Театр в городе и город в театре: единое культурное пространство / Е. Я. Бурлина, Д. С. Бокурадзе // Известия Самарского научного центра РАН. -2013. - Т.1. - №1-2. - С.10-14.
22. Бурлина, Е. Я., Бокурадзе, Д. С. Философско-культурологический анализ театра в индустриальном городе / Е. Я. Бурлина, Д. С. Бокурадзе // Культура и цивилизация. - 2013. - №3-4. - С.25-41.
23. Вахеметса, А. Л, Плотников, С. Н. Человек и искусство : Проблемы конкретно-социологических исследований искусства / А. Л. Вахеметса, С. Н. Плотников. - Москва : Мысль, 1968. - 196 с.
24. Вишневский, Ю. Р. Художественная культура жителей области (интересы и запросы в сфере искусства) / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, А. П. Коробейникова // Библиотека в эпоху перемен. - 2007. - №1. - С. 23-40.
25. Возгривцева, К. И. Театральное пространство: культурологический аспект / К. И. Возгривцева // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - № 35. - С. 57-63.
26. Востряков, Л. Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение [Текст] : дис. ... докт. политич. наук / Л. Е. Востряков. - М., 2007. - 365 с.
27. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 1986. - 573 с.
28. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры / Г. П. Выжлецов. - СПб. : СПбГУ, 1996.-149с.
29. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по эстетике в 2-х т. / Г.В. Ф. Гегель - СПб. : Наука, 1999. - 622 с.
30. Глазычев, В. Л. Урбанистика / В. Л. Глазычев. - М. : Изд-во «Европа». - 2008. - 220 с.
31. Глотов, М. Б. Менеджмент в художественной культуре / М. Б. Глотов // Социологические исследования - 2000. - №9. - С. 64-73.
32. Глотов, М. Б. Эстетическое и художественное/ М. Б. Глотов // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 : СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. -1999. - С. 27-29.
33. Горностаева, М. В. Художник как социальный актор: современный научный дискурс / М. В. Горностаева // Социологические исследования -2008.- №1.- С.97-105.
34. Город и культура : коллект. монография / отв. ред. В. С. Цукерман. -Челябинск : ЧГИИК, 1993. - 190 с.
35. Городская среда. Технология развития: Настольная книга /
B. Л. Глазычев, М. М. Егоров, Т. В. Ильина и др.; под ред. В. Л. Глазычева. М. : Изд-во Ладья, 1995. - 240 с.
36. Гун, Г. Е. Городская художественная культура в контексте креативных индустрий / Г. Е. Гун // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - Рига - М. - 2013. - № 12. Том 1. -
C. 349-354.
37. Гун, Г. Е. Культура городов Южного Урала в контексте современных проблем урбанизации / Г. Е. Гун // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2012. - № 12: в 3-х частях. Ч. III. - С. 69-72.
38. Гун, Г. Е.Художественная культура города: структура, динамика, перспективы / Г. Е. Гун. - Магнитогорск: МаГК, 2014. - 266 с.
39. Гуткина, И. М. Культурное пространство: проблемы и перспективы изучения / И. М. Гуткина // Философия и современность. - Саратов: Научная
книга, 2003. - С. 79-87.
40. Гуткин, О. В., Листвина, Е. В., Петрова, Г. Н., Семенищева, О. А. Феномен культурного пространства. - Саратов: Научная книга, 2005. -138 с.
41. Гуревич, П. С. Философия культуры : пособ. для студентов гуманит. вузов / П. С. Гуревич. - 2-е изд. - М. : «Аспект пресс», 1995. - 228 с.
42. Давыдов, Ю. Н. Искусство как социологический феномен / Ю. Н. Давыдов. - М. : Искусство, 1968. - 213 с.
43. Дадамян, Г. Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства / Г. Г. Дадамян // Вопросы социологии искусства: теоретические и методологические проблемы. - М., 1979. - С. 79-103.
44. Дадамян, Г. Г. Проектирование культурных процессов по «образцам» / Г. Г. Дадамян // Социальное проектирование в культуре: методологические проблемы: сост. и науч. ред. Д. Б. Дондурей. - 1986. - 175 с.
45. Дадамян, Г. Г. Социально-экономические проблемы театра / Г. Г. Дадамян. - М.: Всерос. театр. о-во. - 1982. - 152 с.
46. Дадамян, Г. Г. Специфика современной культурной ситуации и проблемы ее научного изучения / Сб. науч. тр., отв. ред. Г. Г. Дадамян // Вопросы социального функционирования художественной культуры., М.: Наука, 1984. - С. 3-12.
47. Дадмян, Г. Г., Дондурей, Д. Б. Социальные функции искусства : в ожидании новых концепций / Г. Г. Дадамян, Д. Б. Дондурей // Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980. - С. 27-61.
48. Дадамян, Г. Г., Точилкина, А. С. Термометр для театра / Г. Г. Дадамян, А. С. Точилкина // Театральная жизнь. - 2014. - №1. - С.6-15.
49. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. - М. : Логос, 2000. - 184 с.
50. Демиденко, С. В. Развитие социокультурной среды современного российского города: дис. ... канд. социол. наук / С. В. Демиденко. - Ростов-на-Дону, 2002. - 194 с.
51. Дидковская, Н. А. Русский провинциальный театр рубежа ХХ - XXI веков: ярославская социокультурная модель: автореф. дис. канд. культурологии / Н. А. Дидковская. - Ярославль, 2000. - 27 с.
52. Дидковская, Н. А. Театр как субъект и среда воплощения культурных стратегий современной российской провинции / Н. А. Дидковская // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №4. - Том. 1. - С. 246-249.
53. Дмитриевский, В. Н. Зритель в таблицах / В. Н. Дмитриевский // Театр. - 1968. - №10. - С. 77-85.
54. Дмитриевский, В. Н. Основы социологии театра: история, теория, практика. / В. Н. Дмитриевский / М.: ГИТИС, - 2004. - 113 с.
55. Дмитриевский, В. Н. Связующая нить. Театр и город: исследуем проблему / В. Н. Дмитриевский // Театр. - 1985. - №11. - С. 12-19.
56. Дмитриевский, В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала XX века/
B. Н. Дмитриевский / Спб.: Дмитрий Буланин, - 2007. - 328 с.
57. Дуков, Е. В. К проблеме изучения социально-регулятивной функции музыки / Е. В. Дуков // Методолог. проблемы музыкознания. - М., 1987. -
C. 96-121.
58. Дуков, Е. В., Жидков, В. С., Осокин, Ю. В., Соколов, К. Б., Хренов, Н. А. Введение в социологию искусства: учеб. пособ. - СПб. : Алетейя, 2001. -256 с.
59. Егорова, М. Н. Театральная публика. Эволюция анкетного метода / М. Н. Егорова. - М. : ГИИ, 2010. - 162 с.
60. Ерасов, Б. С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Б. С. Ерасов. - М. : Аспект-Пресс, 2000. - 591 с.
61. Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история: учеб. пособ. для вузов. - М. : Академический Проект, 2001. - 592 с. -(Оиаёеашш).
62. Замятин, Д. Н. Геоспациализм: онтологическая динамика пространственных образов / Д. Н. Замятин // Социологические исследования. -2012. -№2. -С.3-11.
63. Замятин, Д. Н. Образ наследия в культуре. Методологические подходы к изучению понятия наследие/ Д. Н. Замятин // Социологические исследования. - 2010. - №2. - С.75-82.
64. Злотникова, Т. С. Часть мира... театр. Очерки теории и истории театра [Текст] / Т. С. Злотникова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. -340 с.
65. Злотникова, Т. С., Ерохина, Т. И., Новиков, М. В. Человек в мире современной российской провинции / Т. С. Злотникова, Т. И. Ерохина, М. В. Новиков // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №3. - Том 1. - С. 218-223.
66. Зубанова, Л. Б. Современная культура в постклассических концепциях и актуальных социокультурных трендах / Л. Б. Зубанова // Вестник ЧГАКИ. - 2013. - №1 (33). - С. 47-54.
67. Зубанова, Л. Б. Театрализация повседневности: социологический анализ истории жизненного события/ Л. Б. Зубанова // Социологические исследования - 2013. - №4. - С. 107-116.
68. Зубанова, Л. Б., Шуб, М. Л., Павлова, А. Ю. Художественная культура в социологическом измерении: наследие прошлого и актуальные практики современности / Л. Б. Зубанова, М. Л. Шуб, А. Ю. Павлова. -Челябинск: Энциклопедия, 2014. - 184 с.
69. Иконникова, С. Н., Большаков, В. П. Теория культуры /С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - СПб. : Питер, 2008. - 592 с.
70. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие / Л. Г. Ионин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2000.- 432 с. (Институт «Открытое общество» Мегапроект «Пушкинская библиотека»).
71. Караханова, Т. М. Свободное время городских жителей: прошлое и настоящее / Т. М. Караханова // Социологические исследования - 2014. - №1. -С.66-78.
72. Кармин, А. С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб. : Издательство «Лань», 1997. - 512 с.
73. Каган, М. С. Культура города и пути ее изучения / М. С. Каган // Город и культура. - СПб. - 1992. - С.15-34.
74. Каган, М. С. Музыка в мире искусств // Советская музыка. - 1987. -№1. - С. 26-32.
75. Каган, М. С. Общее представление о культуре / М. С. Каган // Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. - СПб., 2003. - С. 6-14.
76. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - Академия Гуманитарных наук. - СПб. : Петрополис, 1996. - 414 с.
77. Каган, М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. - СПб : Петрополис, 1997. - 205 с.
78. Казакова, Г. М. Культура Южного Урала : локальный вариант регионального измерения / Г. М. Казакова. - СПб., 2007. - 254 с.
79. Казакова, Г. М. Регион как социокультурный феномен / Г. М. Казакова. - Москва: НОУ УРАО, 2013. - 164 с.
80. Казакова, Г. М. Художественная культура Южного Урала (опыт историко-культурологического анализа): дис.канд. культурологии / Г. М. Казакова. - СПб., 2001. - 168 с.
81. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект, 2005.- 448 с.
82. Коган, Л. Н. Публика как объект социологического анализа / Л. Н. Коган // Актуальные проблемы организации, экономики и социологии театра. -М., 1972. - С. 9-15.
83. Коган, Л. Н. Содержание и структура художественной культуры [Текст] / Л. Н. Коган // Социологические проблемы художественной культуры. Теория, методология, конкретные исследования. - Свердловск, 1976. - 128 с.
84. Коган, Л. Н. Теория культуры / Л. Н. Коган. - Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 160 с.
85. Коган, Л. Н. Художественная культура в системе культуры социалистического общества / Л. Н. Коган // Вопросы социологии театра. М., Сб. науч. Тр. - М.: ВТО, 1982. - 203 с.
86. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры / И. В. Кондаков. - М. : Аспект Пресс, 1997.- 687 с.
87. Концепты культуры XX века : сборник статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского ; науч. ред. Т. С. Злотникова, Т. В. Юрьева. - Ярославль : ЯГПУ, 2009. - 175 с
88. Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений / отв. ред. В. С. Цукерман. - Челябинск, ЧГИИК, 1991. - 146 с.
89. Культурные запросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры: информ.-аналит. материалы социол. исслед. (Свердл. обл., лето - осень, 2003 г.) / Федер. агентство по культуре и кинематографии; Гос. Рос. дом нар. творчества; М-во культуры Правительства Свердл. обл.; Свердл. гос. обл. дворец нар. творчества; Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, А. П. Коробейникова. - М.: Гос. Рос. дом. нар. творчества, 2005. -110 с.
90. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.2. - СПб. : Университетская
книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.
91. Летина, Н. Н., Еремина, А. В., Шапошников, В. А. Приоритеты и перспективы человека в современной российской провинции (по материалам социокультурного исследования) / Н. Н. Летина, А. В. Еремина, В. А. Шапошников // Ярославский педагогический вестник - 2014. - №4. - Том 1. -С. 259-263.
92. Лисенкова, А. А. Социальная коммуникация как фактор развития музыкальной театральной культуры: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / А. А. Лисенкова. - СПб., 2003. - 213 с.
93. Лихачев, Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. - М. : Искусство, 2000. - 440 с.
94. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А. Ф. Лосев. - М. : Искусство, 1995. - 319 с.
95. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст -семиосфера - история / Ю. М. Лотман - М. : Языки русской культуры, 1999. -670 с.
96. Лотман, Ю. М. Об искусстве: Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - М. : Искусство, 2005. - 702 с.
97. Лотман, Ю. М. Семиотика сцены / Ю. М. Лотман // Театр. - 1980. -№1. - С. 89-99.
98. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Избранные труды в 3-х томах / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 1998. - 228 с.
99. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - СПб. : Искусство-СПб, 1998. - 126 с.
100. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. -СПб. : Алетейя, 2000. - 386 с.
101. Марков, А. П., Бирженюк, Г. М. Методология и методика изучения
социально-культурной специфики региона / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк // Региональные программы развития культуры. - Спб. : ТПО "Импульс", 1991. -74 с.
102. Марков, А. П. Отечественная культура как предмет культурологии: учеб. пособие / А. П. Марков. - СПб.: СПбГУП, 1996. - 288 с.
103. Мечковская, Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: курс лекций / Н. Б. Мечковская. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с.
104. Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах : коллективная монография / Т. С. Злотникова, Н. А. Дидковская, Н. Н. Летина и др. ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского, Науч.образоват. центр «Культуроцентричность науч.-образоват. Деятельности». -Ярославль : Издательство Ярославского гос. педагогического университета, 2013. - 292 с
105. Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / А. Моль; вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, Р. Х. Зарипова и С. Н. Плотникова. - изд. 2-е, стер. - М. : URSS : КомКнига, 2005. - 404 с.
106. Моргунова, Г. Е. Социокультурная среда города как фактор формирования современной молодежной субкультуры: дис. ... канд. культурологии / Г. Е. Моргунова. - Кемерово, 2010. - 218 с.
107. Мурзина, И. Я. Методологические аспекты изучения культуры региона / И. Я. Мурзина // Социологические исследования - 2004. - №2. -С.60-65.
108. Мурзина, И. Я. Очерки истории культуры Урала / И. Я. Мурзина, А. Э. Мурзин. - Екатеринбург : Форум-книга, 2008. - 411 с.
109. Мурзина, И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования / И. Я. Мурзина // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - №29. - С. 86-97.
110. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание : автореф. дис. ... д-ра культурол.: 24.00.01 / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. пед. ун-та, 2003. - 47 с.
111. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания / И. Я. Мурзина. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 205 с.
112. Осипова, Э. В. История театральной культуры Дальнего Востока России/ автореф. дисс... к.и.н. - Владивосток, 2012. - 24 с.
113. Орлова, Е. В. К вопросу о культурологическом анализе театрального пространства / Е. В. Орлова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2008. - №6 (88). - С. 10-16.
114. Орлова, Е. В. Театральное пространство и пространство театра: компаративный анализ / Е. В. Орлова. - дисс.к. ф. н. - Тамбов. - 2011. - 175 с.
115. Орлова, Э. А. Культурная (социальная) антропология / Э. А. Орлова. - М. : Академический Проект, 2004. - 480 с.
116. Орлова, Э. А. Современная городская культура и человек / Э. А. Орлова. - М. : Наука, 1987. - 193 с.
117. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Психология масс. Хрестоматия. - Самара, Издательский дом «БАХРАХ», 1998.- С.195-312.
118. Ортега-и-Гассет, Х. Дегуманизация искусства / Х. Ортега-и-Гассет //Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители Запада о месте культуры в современном обществе. М. : Политиздат, 1991.С.230-263.
119. Ортега-и-Гассет, Х. Эстетика философии культуры / Х. Ортега-и-Гассет. - М. : Искусство, 1991. - 588 с.
120. Пави, П. Словарь театра / П. Пави. - М.: ГИТИС, 2003. - 516 с.
121. Перов, Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства / Ю. В. Перов; ЛГУ им. А. А. Жданова. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 188 с.
121. Поляков, М. Я. О театре. Поэтика, семиотика, теория драмы / М. Я. Поляков. - М. : Агентство «А. Д. и театр», 2000. - 384 с.
121 . Райков, В. Н. Феномен театральности: социально-философский анализ: автореф. диссерт. к.филос.н. - Саратов, 2010. - 21 с.
122. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт // Культурология. ХХ век. Антология. - М., 1995. - С.69-104.
123. Розин, В. М. Современная культурология : проблемы формирования и методологический идеал / В.М. Розин // Личность. Культура. Общество. - М., 2005. - Вып. 1. - С. 127-145.
124. Романов, Р. Р. Феномен провинциального театра: экспериментальные площадки Хабаровского края / Р. Р. Романов. - дисс...канд. культурологии. -Хабаровск, 2006. - 176 с.
125. Ромашкина, Г. Ф. Процессы модернизации в регионах УФО/ Г. Ф. Ромашкина // Социологические исследования. - 2015. - №2. - С.19-26.
126. Рубинштейн, А. Я. Введение в экономику исполнительского искусства / А. Я. Рубинштейн. - М. : «Союзтеатр», 1991. - 383 с.
127. Рубинштейн, А. Я. Культура и государство: новый взгляд / А. Я. Рубинштейн // Обсерватория культуры. - 2008. - №2. - С.42-50.
128. Рубинштейн, А. Я. Опекаемые блага в сфере культуры: признаки и последствия «болезни цен» / А. Я. Рубинштейн. - М.: Институт экономики РАН, 2012. -78 с.
129. Савчук, В. В. Конверсия искусства / В. В. Савчук. - СПб. : Петрополис, 2001. - 288 с.
130. Свирида, И. И. Пространство и культура: аспекты изучения / И. И. Свирида // Славяноведение. - 2003. - №4. - С. 19-21.
131. Синецкий, С. Б., Синецкая, Т. М. Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики/ С. Б. Синецкий, Т. М. Синецкая // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. -2014.- №4 (40). -С. 46-50.
132. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего / С. Б. Синецкий. - Челябинск: Энциклопедия, 2011.- 288 с.
133. Скульмовская, Л. Г. Регион как субъект функционирования и развития культуры / Л. Г. Скульмовская. - Екатеринбург : изд-во Урал. ун-та, 2005. - 299 с.
134. Смирнов, Б. Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов / Б. Ф. Смирнов // Социологические исследования. - 2004. - №5. -С.86-89.
135. Согомонов, А. Ю. Социология культуры. Теоретический аспект / А. Ю. Согомонов // Социология в России. - М., Ин-т социологии РАН, изд-во «На Воробьевых», 1996.- С.401-422.
136. Соковиков, С. С. К определению аудитории художественной культуры / С. С. Соковиков // Челябинский Гуманитарий. - 2011.- №17.- С.95-99.
137. Соковиков, С. С. Театр и город / С. С. Соковиков // Город и культура: коллект. монография / отв. ред. В. С. Цукерман; Челяб. гос. ин-т искусства и культуры. - Челябинск, 1993. - 190 с.
138. Соколов, К. Б. Социальный эффект искусства и культурная политика: распространение и освоение художественных ценностей/ автореф. дис. ... доктора филос. наук. - М.: РИИ, 1993. - 52 с.
139. Соколов, Э. В. Культурология. Очерки теории культуры / Э. В. Соколов - М.: Интерпракс, 1994. - 272 с.
140. Соколов, А. В. Феномен социокультурной деятельности / А. В. Соколов. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2003. - 204 с.
141. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. - М. : Сов. композитор, 1975. - 202 с.
142. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский. - М. : А-Пресс, 2009. - 540 с.
143. Тэн, И. А. Философия искусства / И. А. Тэн. - М. : Республика, 1996. - 351 с.
144. Успенский, Б. А. Семиотика искусства / Б. А, Успенский. - М. : Школа «Языки русской культуры», 1995. - 360 с.
145. Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь / А. А. Федоров. - Рос акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - М. : Флинта : МПСИ, 2005. - 462 с.
146. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 492с.
147. Флиер, А. Я. Культурология 20-11. Авторский сборник эссе и статей / А. Я. Флиер. - М. : Согласие, 2011.- 560 с.
148. Флиер, А. Я. Непреодолимый барьер систематизации: поля науки и обочины публицистики. // «Культура культуры». - 2015. - № 1.
149. Флиер, А. Я. Эволюция культуры как социально-регулятивной системы / А. Я. Флиер // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - №4 (40). - С. 33-39.
150. Флиер, А. Я. Эволюция культуры как социально-регулятивной
системы / А. Я. Флиер // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - №1 (41). - С. 47-54.
151. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины ХХ века. История и методология) / Ю. У. Фохт-Бабушкин. - СПб. : Алетейя, 2001. -556 с.
152. Фрейд, З. Художник и фантазирование / З. Фрейд. - М. : Республика, 1995. - 396 с.
153. Хренов, Н. А. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов // Вопросы методологии и социологии искусства: сб. науч. тр. - ЛГИТМиК. - Л., 1988. - С. 100-110.
154. Хренов, Н. А. Смена поколений в границах культуры модерна: надежды, иллюзии, реальность / Н. А. Хренов // Поколение в социокультурном контексте ХХ века / отв. ред. Н. А. Хренов. - М. : Наука, 2005. - С.21-111.
155. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. / Рос. АН, Гос.ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; Отв. ред. К. Б. Соколов. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1996 - Т.1 : Субкультуры и этносы в художественной жизни. - 235с.
156. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. / Рос. АН, Гос.ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1997 - Т.2 : Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. - 212 с.
157. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. / Рос. АН, Гос.ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; Отв. ред. А. Я. Рубинштейн. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1998 - Т.3 : Искусство в контексте социальной экономии. - 351 с.
158. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. / Рос. АН. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; Отв. ред.
A. Я. Рубинштейн. - СПб. : Дмитрий Буланин. Т. 4, кн. 1 : Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. -2001. - 438 с.
130. Художественная культура и искусство : методол. пробл. : сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н,К. Черкасова ; сост. В.М. Дианова. - Л. : ЛГИТМИК, 1987. - 158 с.
131. Художественная культура и развитие личности : проблемы долгосрочного планирования / АН СССР, ВНИИ искусствознания. - М. : Наука, 1987. - 222 с.
132. Художественная культура и эстетическое развитие личности /
B. И. Мазепа и др. ; АН УССР, Ин-т философии. - Киев : Наук. думка, 1989. -292 с.
133. Цукерман, В. С. Из работ прошлых лет: сб. ст. / В. С. Цукерман. -Челябинск, 2007. - 181 с. - (Академия культуры и искусств: из творческого наследия).
134. Цукерман, В. С. Культурные запросы населения и работа учреждений культуры / В. С. Цукерман // Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений. - Челябинск, ЧГИИК, 1991. - С. 6-17.
135. Цукерман, В. С. Художественная культура в аспекте культурной политики / В. С. Цукерман // Уржумка. - 2000. - №1(6). - С. 106-112.
136. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление [Текст] / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. -М. : Наука, 1982. - 110 с.
137. Чепеленко, К. О. Социокультурные особенности аудитории современного провинциального театра / К. О. Чепеленко. - автореф. дисс...к. с.н. - Саратов, 2008. - 16 с.
138. Шапко, В. Т. Феномен актуальной культуры / В. Т. Шапко //
Социологические исследования - 1997. - №10.- С.93-104.
139. Швыдкой, М. Е. Драматургия, театр, жизнь / М. Е. Швыдкой. - М. : Знание, 1987. - 54 с.
140. Шеллинг, Ф. Философия искусства / Ф. Шеллинг. - М. : Мысль,
1999. - 608 с.
141. Шлет, Г. Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Г. Г. Шлет. - М. : РОССПЕН, 2007. - 712 с.
142. Экономические основы культурной деятельности: в 3-х томах. Том 1. Рынок культурных услуг: публика театра 90-х / СПб.: Алетейя, 2002. -640 с.
143. Эстетика // Новая Философская Энциклопедия. - Т. 4. - М., 2001. -С. 456-466.
144. Эфрос, А. В. Профессия режиссер / А. В. Эфрос. - М. : ВАГРИУС,
2000. - 572 с.
145. Юдчиц, Г. В. Театральное пространство: теория и практика / Г. В. Юдчиц. - Минск: Право и экономика, 2007. - 220 с.
146. Юлдашев, Л. Г. Искусство: философские проблемы исследования / Л. Г. Юлдашев. - М. : Мысль, 1981. - 247 с.
147. Юрьева, А. В. Взаимодействие публики и театра в малом городе: социологический анализ / А. В. Юрьева. - автореф. дисс...к.с.н. -Екатеринбург, 2012. - 22 с.
148. Eshen N. M. Performing the past: Theatrical Revisions of Cold War Culture.
- USA, University of California Los Angeles. - 2009. - 265 p.
149. Gras J. Exemplilificacia: Vzory a modely. Bratislava: Vydavatelstvo Obzor, 1990. - 432.
150. Global culture. Media, arts, policy and globalization / Ed. by Diana Crane et al.
- New York: Routledge, 2002. - 286 с.
151. Pamela, O/ Advertising in Modern and Postmodern Times (Published in association with Theory, Culture & Society)/ New-York. - 2007. - Sage Publications -Ltd 232 p.
152. Storey J. Cultural theory and popular culture. An introduction. - USA, NY. -2001. - 518 p.
153. Rohrs J. K. Audience marketing in age of subscribers, fans&followers. -USA, 2014. - 278 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.