Художественная культура: предпочтения и запросы аудитории и деятельность системы учреждений искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Бетехтин, Алексей Валерьевич

  • Бетехтин, Алексей Валерьевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 157
Бетехтин, Алексей Валерьевич. Художественная культура: предпочтения и запросы аудитории и деятельность системы учреждений искусства: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Челябинск. 2012. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Бетехтин, Алексей Валерьевич

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЗАПРОСОВ В СФЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

§ 1. Художественная культура: структурно-функциональные

и коммуникативные аспекты исследования

§2. Художественные запросы в контексте

функционирования учреждений культуры и искусства

§3. Институциональные аспекты функционирования

художественной культуры (на примере культуры Южного Урала)

ГЛАВА 2. СИСТЕМА УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПРОЦЕССАХ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАПРОСОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

§1. Художественные запросы аудитории:

анализ предпочтений и типология стратегий потребления

§2. Взаимодействие аудиторного и институционального

аспектов функционирования художественной культуры региона

§3. Пути оптимизации и эффективной

реализации художественных запросов аудитории

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Художественная культура: предпочтения и запросы аудитории и деятельность системы учреждений искусства»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность избранной темы определяется комплексом социокультурных условий и обстоятельств, свойственных как реалиям современной действительности, так и отражающим ее тенденции культурологическим исследованиям XXI века. Обозначим ключевые позиции, актуализирующие обращение к исследованию запросов и их реализации в учреждениях художественной культуры на современном этапе.

Прежде всего, культурный запрос есть отражение человеческих потребностей, индивидуально-личностных и социально-групповых посылов и ожиданий. В век господства техники и технологий, тотальной компьютеризации жизненного пространства, живая личность или реальная человеческая общность нередко оказываются «заслоненными» миром вещественной предметности или виртуальностью образов, антропологическая составляющая культуры подменена техницизмом, а сам человек оказывается отчужденным от продуктов своей деятельности. В такой ситуации обнажается угроза утраты культурой ее реального предназначения - быть полем реализации человеческих потребностей, ценностно-нормативных основ жизнедеятельности. Между тем, именно «человеческий фактор» на сегодняшний день признается ключевым условием, определяющим эффективность и дееспособность любой культурной системы, мыслится не просто пассивным объектом управления и воздействия, а определяется как наиболее ценный ресурс её успешного функционирования. Утверждение принципов кулътуроцентричности в качестве важнейшей перспективы современного социогуманитарного знания фокусирует внимание на категориях жизненных сил, жизненного мира реального субъекта с его индивидуальными потребностями, устремлениями, запросами, ценностными ориентациями (подтверждением этому могут выступать опыты интеграции методологических подходов и концепций, отражающих различные аспекты развития аксиологии, этики, социологии, эстетики).

Неслучайным представляется нам и актуальность обращений исследователей к виталистской культурологии (Е. А. Попов, Т. А. Семилет), постулирующей внимание на жизненном пространстве культуры, на самой жизни во всем многообразии ее проявлений и значенийчеловеческих общностях, ответственных перед культурой и обществом за свои сущностные устремления и социокультурные потребности. Одной из зафиксированных тенденций современного культурологического знания является переакцентировка внимания с «идеального типа» культуры на реальные социокультурные практики.

Немаловажным фактором актуальности видится исследование запросов как своеобразного барометра культурного состояния общества, индикатора происходящих в нем изменений. Если рассматривать коллективную жизнедеятельность людей как ключевой, порождающий культуру фактор, то и сама культура может пониматься как совокупность субъективных выборов, реализованных запросов, воплотившихся ожиданий (по аналогии с механизмом «Вызова и Ответа» в концепции А. Тойнби). А потому вполне логичным представляется и обратный поворот - изучение современного поля культуры через призму коллективных запросов аудитории. Вследствие трансформации самого поля современной культуры, его принципиальной изменчивости, все попытки подобной фиксации выступают значимыми и необходимыми в качестве диагностирующего среза ее сегодняшнего состояния.

Необходимость концентрации внимания на исследовании запросов и их реализации именно в сфере учреждений культуры и искусства важна с позиций устойчивого эффективного взаимодействия между аудиторным и институциональным уровнем функционирования культуры. Если говорить о том, что сама культура антропологична, то сфера культуры, безусловно, мыслится в родовом признаке соучастия с аудиторией, что особенно важно в столь популярных сегодня идеях диалога, взаимодействия, согласия. Запросы коллективных аудиторных сообществ, адресованные

социокультурным институциям, призваны скреплять связь между человеком и культурным наследием прошлого, актуальным потенциалом культурных достижений страны.

Исследование художественных запросов представляет важность и потому, что современная цивилизация предстает культурой нового типа, акцентирующей внимание на свободном времени как поле реализации человеческих потребностей в сфере досуга. Сегодня все чаще звучат утверждения о гуманитарном повороте не только в знании, но и сознании человека. Развертывание НТР, широкое внедрение ее достижений в сферы труда, быта и отдыха, привело к сокращению рабочего и к увеличению свободного времени, резкому расширению временного диапазона досуговой деятельности («цивилизация досуга»). В современной постиндустриальной и информационной культуре свободное время перестает быть неким вторичным «приложением» к труду (что свойственно индустриальному типу культуры), а приобретает самоценный и самодостаточный характер, что во многом центрирует внимание и на сфере реализации социокультурных запросов в области личностно-значимых сценариев потребления.

Одновременно, современное техническое состояние общества, как никогда ранее, предоставляет человеку полную свободу выбора, размывая при этом видимые границы контактов с достижениями культуры. Таким образом, несомненно, слабеют возможности воздействия на духовный мир человека «видимым», «наблюдаемым» способом и, напротив, наиболее благоприятными становятся любые виртуальные условия контактов человека и достижений культуры, обнажая проблему функционирования традиционных, классических форм в их живой презентации.

Исследование запросов в сфере художественной культуры приобретает особую значимость в силу необходимости понимания механизмов привлечения и приобщения человека к сфере художественной культуры, поскольку именно здесь концентрировано выражен совокупный опыт образного выражения достижений духовной культуры человечества. Именно

через реализацию запроса в сфере художественной культуры человек перестает быть просто пассивным потребителем, но восходит к особой форме «восприятия как творчества», выступающей оппозицией растущему засилью потребления масскультурной тиражированной продукции.

Немаловажным представляется для нас и исследование самой сферы культуры, системы ее учреждений, институтов и услуг - также в значительной мере усложнившихся в условиях полистилистической культуры, ставших более разнообразными как по содержанию, так и по способам коммуникации, нацеленных на удовлетворение запросов аудитории. С позиций культурологического анализа необходимо преодолеть узкопрофессиональный, отраслевой подход истолкования сферы культуры, концентрирующий внимание лишь на прикладных технологических позициях функционирования институтов, без теоретического осмысления ее идеологических оснований; акцентировать внимание на исследовании сферы художественной культуры как динамичного, социопластичного феномена культуры, предстающего полем взаимодействия аудитории и системы учреждений и институтов искусства.

Степень разработанности проблемы. Содержательное многообразие проблематики исследований художественной культуры требует сознательного сужения исследовательской оптики за счет дифференциации направлений и конкретизации круга решаемых проблем. К числу наиболее разработанных подходов к исследованию художественной культуры мы можем отнести: системно-морфологический анализ художественной культуры - наиболее полно представленный в работах М. С. Кагана, Л. Н. Когана, А. Н. Сохора, В. С. Цукермана; структурно-функциональный подход к изучению художественной культуры, отражающий социальную обусловленность функционирования искусства (Ю. Н. Давыдов, Е. В. Дуков, В. С. Жидков, Ю. В. Осокин, Ю. В. Перов, С. Н. Плотников, К. Б. Соколов, Ю. У. Фохт-Бабушкин, Н. А. Хренов и другие). В работах данных авторов обобщаются закономерности социального бытования искусства, особенности

его функционирования в обществе, проблемы взаимодействия институтов художественной культуры с иными подсистемами.

Морфология и структура художественной культуры, ее ключевые компоненты и взаимодействия в коммуникативной схеме: «создание -распространение - потребление художественных продуктов» базировались на концепциях В. В. Журавлева, Ю. А. Лукина, Л. И. Михайловой,

A. Н. Сохора, А. Я. Флиера, Н. А. Хренова.

Исторические аспекты развития художественной культуры различных эпох были изучены на материалах воззрений Д. Дидро, Г. Лессинга, И. Винкельмана, А. Баумгартена, Ж.-М. Гюйо, Ф. Шиллера; с опорой на основные положения марксистской теории искусства Д. Лукача, К. Блаукопфа, К. Маркса, Г. В. Плеханова; философско-культурологические концепции Т. Адорно, Ф. Ницше, П. А. Сорокина, А. Тойнби -акцентирующие внимание на понимании сущностных проблем художественного творчества.

Социально-психологическая обусловленность процессов восприятия и воздействия искусства отражена в работах психологической и психоаналитической школ (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Т. Адорно, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский), теориях рецептивной эстетики Г. Р. Яусса, X. Вайнриха, В. Изера, феноменологической социологии Э. Гуссерля, А. Щюца.

Анализируя запросы, художественные вкусы и потребности, автор опирался на основные идеи социологии и психологии восприятия искусства, нашедшие отражение в работах Г. Г. Дадамяна, Д. Б. Дондурея, М. И. Жабского, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. Н. Сохора. Исследование потребителей художественной продукции отражено в типологиях аудитории А. Вахеметса, М. И. Жабского, О. Божкова,

B. Бажановой, Л.Н. Когана, У. Сунна и других.

Исследуя запросы и их реализацию в области художественной культуры, автор обращался к базовым проблемам духовно-ценностных

оснований культуры, опираясь на аксиологические концепции В. Виндельбанда, Г. Когена, Р. Г. Лотце, Г. Риккерта с содержащимися в них положениями об общезначимости «вечных ценностей», идеальной форме существования ценностей, их нормативной роли в становлении культуры, обособленном характере духовных ценностей (М. Шелер), значимости ценностной рефлексии в понимании действительности (М. С. Каган).

Вопросы ценностного единства применительно к российским реалиям наиболее глубоко рассмотрены в работах А. С. Ахиезера, П. С. Гуревича, Б. С. Ерасова, С. Н. Иконниковой, В.Н. Ильина, Л. Г. Ионина, И. В. Кондакова, Ю. А. Левады, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева и других. Осмысление социокультурных процессов современности, динамика социокультурной ситуации и духовных ориентиров россиян систематизированы в исследованиях А. X. Бурганова, Т. И. Заславской,

A. И. Кравченко, Н. И. Лапина, Ю. А. Левады, В. К. Левашова, Н. В. Романовского, Ж. Т. Тощенко, П. Штомпка, В. А. Ядова и других. Проблемы трансформации культуры в современных условиях отражены в работах И. В. Кондакова, К. Б. Соколова, Н. А. Хренова.

Ключевые аспекты коммуникации в художественной культуре поднимались в исследованиях В. Ю. Борева, И. М. Быховской, И. Н. Горелова, Т. А. Ван Дейк, Т. М. Дридзе, В. П. Конецкой, Ю. М. Лотмана, С. Т. Махлиной.

Рассматривая проблематику реализации запросов как коммуникативной модели, автор уделил особое внимание работам классиков теории и практики коммуникации: М. Вебера, Р. Барта, П. Бурдье, Д. Клаппера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Н. Лумана, Н. Постмана, Д. Рисмена, Ю. Хабермаса.

Проработки в диссертационном исследовании потребовали проблемы сопоставления массовой и элитарной культуры, отраженные в концепциях

B. Беньямина, Г. Ганса, М. Маклюэна, X. Ортеги-и-Гассета, Э. Шилза,

У. Эко; обобщающих исследованиях российских культурологов Д. В. Иванова, А. В. Костиной, С. С. Соковикова, А. Я. Флиера и других.

Обращаясь к особенностям потребления художественной продукции, нами исследовались вопросы социальных притязаний, престижного потребления (М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, П. А. Сорокин, П. Бурдье, Э. Шилз, Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Ж. Лакан, М. Фуко).

Изучение путей оптимизации и эффективной реализации запросов населения в учреждениях культуры и искусства предопределило обращение к концепциям культурной политики С. Н. Артановского, Г. М. Бирженюка, В. С. Жидкова, А. П. Маркова, С. Б. Синецкого, К. Б. Соколова, Г. П. Щедровицкого и др. Также в диссертации исследовались идеи капитализации культуры (П. Бурдье, А. Гоулднер, П. Бергер, Н. Луман), в которых культурным идеологам и политикам отводится функция аккумуляции духовных достижений как накопления особого вида символического капитала, используемого в целях культурно-идеологического программирования.

Проблемы управления культурными и художественными процессами, ключевые аспекты менеджмента в сфере художественной культуры раскрываются в исследованиях О. Н. Астафьевой, А. С. Балакшина, Т. Г. Богатыревой, В. С. Жидкова, Л. А. Зеленова, О. И. Карпухина, Э. А. Орловой, Г. Л. Тульчинского.

Проблемное поле исследования предопределило необходимость обращения к региональному аспекту изучения культуры, рассмотренному в работах российских культурологов Г. Е. Зборовского, В. Л. Каганского, Л. М. Мосоловой, И. Я. Мурзиной, Л. Г. Скульмовской, Р. Ф. Туровского и других. Особенности изучения художественной культуры регионов в целом, а также в конкретизации к специфическим условиям развития художественной культуры Южного Урала связаны с именами В. А. Вольфовича, Г. М. Казаковой, Т. М. Синецкой, В. С. Цукермана, М. Л. Шуб.

Тем не менее, несмотря на достаточно обширный материал существующих теоретических и эмпирических исследований, мы можем говорить о том, что проблематика культурных и художественных запросов не находит должного осмысления в русле культурологического изучения. Существующий теоретико-концептуальный базис вышеуказанных гуманитарных исследований дает возможность представить обобщенную модель формирования и реализации художественных запросов, преодолев некоторую односторонность трактовок в рассмотрении проблемы -излишнюю прагматичность, узкую специализацию понимания, недостаточную обновляемость сведений о реальных запросах потребителей, отсутствие созвучных времени и современной информационной культуре инновационно-проектных стратегий опережающего программирования в области художественной политики региона. Обобщая все вышеназванное, мы приходим к осознанию существующей потребности в выработке подходов исследования проблемы формирования и реализации запросов населения системой учреждений культуры и искусства в ракурсе культурологического осмысления.

Таким образом, проблемное поле исследования замыкается в нескольких узловых противоречиях:

- между реальным присутствием и функционированием в обществе разнообразных художественных запросов и недостаточной разработанностью теоретических подходов для их анализа;

между необходимостью культурологического осмысления особенностей коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры, определения оптимальной модели их взаимодействия и недостаточной разработанностью методологических подходов к исследованию данной коммуникации;

- между возрастающей необходимостью исследований, направленных на выявление запросов аудитории художественной культуры современной

России и отсутствием в поле социокультурной практики предметно-выраженной теоретико-методической базы подобного рода исследований;

- между потребностью актуальной систематизации и анализа проблем, препятствующих эффективному развитию сферы художественной культуры Южного Урала, поиском путей оптимизации аудиторного и институционального аспектов ее функционирования и отсутствием как комплексного анализа их представленности в современных культурологических исследованиях, так и предметно-технологического уровня решения данных проблем (на региональном уровне).

Объект исследования - аудиторный и институциональный аспекты функционирования художественной культуры.

Предмет исследования - состояние и изменение художественных запросов аудитории во взаимодействии с институтами художественной культуры (на примере Южного Урала).

Цель исследования - на основе изучения запросов и их реализации как социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры выявить актуальное состояние, проблематику, ведущие тенденции развития и технологии оптимизации художественной культуры региона (на примере Южного Урала).

Задачи диссертационного исследования:

1. систематизировать подходы к изучению художественной культуры в проблематике культурологических исследований;

2. выработать определение понятия «художественный запрос», соотнести его с рядоположенными категориями, разработать типологию художественных запросов;

3. исследовать ключевые аспекты формирования и реализации запросов в системе социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной

культуры; разработать универсальную рефлексивную методику анализа запросов и предпочтений аудитории в сфере художественной культуры;

4. обобщить общекультурные и территориально-специфические черты функционирования современного художественного пространства региона, представить комплекс проблем формирования и реализации художественных запросов и предпочтений населения системой учреждений культуры и искусства Южного Урала;

5. типологизировать ключевые мотивационные стратегии потребления художественной продукции, выявить и систематизировать ведущие факторы воздействия на восприятие художественной информации;

6. выработать основные пути оптимизации взаимодействия аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры Южного Урала; систематизировать преимущества виртуально-проективной коммуникации в сфере художественной культуры.

Теоретико-методологические основы исследования

Теоретико-методологические подходы исследования базируются на концептуальных достижениях зарубежной и отечественной науки в области культурологии, социологии искусства, социальной психологии, теории и практики коммуникаций.

Методология исследования опирается на единство философско-культурологического, аксиологического, структурно-функционального и коммуникативно-деятельностного подходов.

Принципы осмысления культуры и социокультурного пространства, язык и основные категории культурологии, методы исследования культуры применялись с учетом работ отечественных культурологов

A. И. Арнольдова, А. Я. Гуревича, Б. С. Ерасова, Н. С. Злобина, С. Н. Иконниковой, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Э. В. Соколова, А. Я. Флиера.

При всем многообразии существующих трактовок культуры, наиболее ценными для диссертанта оказались: понимание культуры как ценностно-смысловой, нормативно-регулятивной и символико-информационной составляющих любой сферы деятельности (А. Я. Флиер); духовного измерения социума (Б. С. Брасов), аксиосферы (М. С. Каган); жизненных устремлений и потребностей индивида в традициях виталистской культурологии (Е. А. Попов, Т. А. Семилет). В разработке определения художественного запроса автор опирался на концептуальные положения исследований культурных запросов Л. Н. Когана, С. С. Соковикова и

B. С. Цукермана.

Изучение аудиторных запросов, притязаний, ожиданий и ценностных установок связывалось с концепцией репрезентативной культуры Ф. Тенбрука, социодинамическими моделями культуры (А. Моль, С. Холл).

При рассмотрении сферы культуры, уместным и необходимым предполагалась опора на структурно-функциональный подход (Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун, М. Глакмен, Т. Парсонс, Р. Мертон, М. Леви), рассматривающий исследуемый объект как систему, состоящую из структурных элементов, взаимосвязанных друг с другом и выполняющих определенные функции по отношению к обществу как единому целому. Опираясь на данную методологию, процесс удовлетворения потребностей и запросов человека рассматривался как ключевая функциональная основа сферы культуры.

Анализ особенностей потребления, мотивации обращения и восприятия художественной информации осуществлялся с учетом теоретико-методических основ исследователей социологии искусства: Б. С. Асафьева, А. Н. Сохора, Г. Г. Дадамяна, Е. В. Дукова, Е. Я. Бурлиной.

Процесс удовлетворения запросов понимался как процесс взаимодействия социально-институционального и аудиторного уровней функционирования художественной культуры, построенный на взаимообмене информации, выраженной посредством знаковых систем, приемов и средств их использования и воплощенной в форме культурных объектов, событий и услуг. В данном вопросе диссертант опирался на символическую модель социокультурной коммуникации, отраженную в работах П. Бурдье, Д. Клаппера, П. Лазарсфельда, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, Н. Лумана, Н. Постмана, Д. Рисмена, Ю. Хабермаса.

Специфика заявленной темы, нацеленная на систему «обратной связи», изучение форм репрезентации запросов и предпочтений населения (распредмечивание культурной информации) обусловила обращение к эмпирическим методам сбора информации: опросу населения городов Южного Урала (Челябинск, Златоуст, Миасс, Сатка); контент-анализу челябинской прессы и репертуара учреждений культуры и искусства; анализу статистической отчетной документации институтов художественной

культуры Южного Урала.

Научная новизна диссертационного исследования видится:

• в разработке авторского определения понятия художественного запроса, трактуемого как востребовательное послание носителя осознанной художественной потребности субъекту ее удовлетворения; в разработке типологии художественных запросов;

• в разработке универсальной рефлексивной методики анализа художественных запросов аудитории, основанной на пяти содержательно-смысловых блоках: 1. актуализация потенциала аудитории, 2. репрезентация притязаний, 3. общехудожественная компетентность потребителей, 4. синхронность социокультурной коммуникации аудиторного и институционального аспектов функционирования художественной культуры; 5. прогностический ресурс развития сферы;

• в выявлении комплекса характеристик и параметров, отражающих актуальное состояние художественной культуры Южного Урала, в фиксации и систематизации доминирующих тенденций ее развития, определении общекультурных и территориально-специфических черт функционирования современного художественного пространства;

• в разработке типов доминирующей направленности потребления художественной продукции, представленной следующими типами: культурно-восполняющая, духовно-эстетическая, катарсическая, художественно-компенсаторная, гедонистическая, референтная мотивационные стратегии;

• в разработке концептуальных основ оптимизации коммуникации аудиторного и институционального уровней функционирования культуры через разработку концепции виртуально-проективной изоморфной модели художественной культуры региона.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественный запрос понимается как востребовательное послание носителя осознанной потребности субъекту ее удовлетворения. Носитель (аудитория) в данном случае понимается не столько как объект воздействия, сколько как контрсубъект, проявляющий активность со-творчества в художественной коммуникации. Художественные запросы могут быть классифицированы по следующим основаниям: по характеру переживания личностью (актуальные/отсроченные), по степени удовлетворения (удовлетворенные/частично удовлетворенные/не удовлетворенные), по уровню осознания (фокусированные/латентные), по содержанию художественного посыла (полижанровые/моножанровые, гибридные), по целевой установке (потребление культурного продукта/потребность в соучастии), по направленности (предметно-адресные/жанрово-ориентированные).

2. Художественные запросы аудитории могут выявляться на основе рефлексивной методики анализа, построенной на последовательной фиксации следующих содержательно-смысловых блоков: наличие и интенсивность выражения запросов; анализ мотивации и дифференциация факторов воздействия на запросы и предпочтения аудитории; содержательная конкретизация существующих запросов; оценка степени удовлетворения художественных запросов сферой культуры и искусства; характеристика устойчивости и прогностических ресурсов существующих запросов.

3. Актуальное состояние художественной культуры определяется через фиксацию следующих доминирующих тенденций ее развития:

- слабо выраженная актуализация запросов населения по отношению к системе учреждений культуры и искусства; эпизодический характер контактов при наличии нисходящей динамики интереса аудитории;

- художественно-эстетическая дезурбанизация форм досуга, наличие в сознании аудитории представлений о символическом устаревании моделей реализации запросов в учреждениях культуры и искусства;

- наметившаяся тенденция восприятия современной художественной продукции с позиций потребления имиджевого ресурса соответствия актуальной культуре, что, с одной стороны может трактоваться как потеря духовно-идеологической и обретение функционально-прагматической значимости культурного продукта, с другой - выступать благоприятным потенциалом для последующего конвертирования в личную практику регулярных контактов с современным искусством.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Бетехтин, Алексей Валерьевич, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Акулич, Е. М. Музей как социокультурное явление / Е. М. Акулич // Социолог, исслед. - 2004. - № 10. - С. 89-92.

2. Алексеев, В. В. Регионализм в России [Текст] / В. В. Алексеев. -Екатеринбург : РАН Урал отд.; Урал, гуманит. ин-т, 1999. - 193 с.

3. Антология исследований культуры [Текст] / Сост. Л. А. Мостова. -СПб. : Университетская книга, 1997. Т.1. Интерпретация культуры. -726 с.

4. Арнольдов, А. И. Введение в культурологию [Текст] / А. И. Арнольдов. - М. : Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 350 с.

5. Артановский, С. Н. Современная культурология и ее научно-практическое значение [Текст] / С. Н. Артановский // Культура: организация, управление, экономика. - СПб. : СПбГИК, 1992. -С. 14-28.

6. Астафьева, О. Н. Медиакультура и некоторые принципы формирования информационно-коммуникативного пространства [Текст] / О. Н. Астафьева // Медиакультура новой России. Материалы международной научной конференции. Том 2.1 под ред. Н. Б. Кирилловой. - Екатеринбург-Москва : Академический проект, 2007. - С. 9-27.

7. Ахиезер, А. С. От культурологического к социокультурному анализу инноваций в обществе [Текст] / А. С. Ахиезер // Вестник московского университета. Сер. 12 «Политические науки». - 1999. - №2 - С.22-35.

8. Ахметова, Л. Факторы влияния на музейную аудиторию [Текст] / Л. Ахметова // Музей. - 2008. - №2. - С.77-80

9. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация : западные теории и концепции: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / Г. П. Бакулев. - М. : Аспект Пресс, 2005.- 176 с.

Ю.Балакшин, А. С. Культурная политика: теория и методология исследования [Текст] : дис. ... д-ра филос. наук: / А. С. Балакшин. -Н. Новгород, 2005 - 355 с.

П.Балдина, О. Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России [Текст] /О. Д. Балдина. - М. : ACT Астрель, 2002. - 256 с.

12.Бахтин, М. М. К методологии гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 412 с.

13.Бахтин, М. М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве [Текст]/ М. М. Бахтин. - М. : А-Ритм, 2002. - 422 с.

14.Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество : опыт социального прогнозирования [Текст] / Д. Белл. Пер. с англ. под ред. В. J1. Иноземцева. - М. : Academia, 1999- 783с.

15.Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости [Текст] / В. Беньямин/ под. ред. Ю. А. Здорового. - М. : Медиум, 1996. - С. 15-65.

16. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания [Текст] / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Academia-Центр : Медиум, 1995 - 322 с.

17.Березовчук, Л. Н. Интерактивность как провокация деятельности [Текст] / Л. Н. Березовчук // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11-13 апреля 2000.: СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. — 2000. - С. 6-11.

18. Бестужев-Лада, И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации [Текст] / И. В. Бестужев-Лада // Социс.- 1993. - №8. - С. 100-104.

19.Бестужев-Лада, И. В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: разработка сценариев [Текст] / И. В. Бестужев-Лада // Социс.- 1993.- №11. - С.87-90.

20. Бирженюк, Г. М. Методология и технологии региональной культурной политики [Текст] // Социально-культурная деятельность: теория, технология, практика: коллективная монография / ред.-сост. Л. Е. Осипова; науч. ред. В. Я. Рушанин; Челяб. гос. академия культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - С. 90-141.

21. Блуммер, Г. Коллективное поведение [Текст] / Психология масс. Хрестоматия. - Самара, Издательский дом «БАХРАХ», 1998. - С.535-588.

22. Бодрийар, Ж. Реквием по масс-медиа [Текст] / Ж. Бодрийяр / Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии РАН. - М. : Институт экспериментальной социологии; СПб. : Алетейя, 1999.-С. 193-226.

23. Бурлина, Е. Я. О понятии «музыкальный интерес» [Текст] / Е. Я. Бурлина // Музыка в социалистическом обществе. - Л., 1975. -Вып. 2.-С. 63-73.

24. Быстрова, А. Н. Культурное пространство как объект философской рефлексии [Текст] / А. Н. Быстрова // Философские науки. - 2004. -№12. - С.24-40.

25. Вишневский, Ю. Р. Художественная культура жителей области (интересы и запросы в сфере искусства) [Текст] / Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, А. П. Коробейникова // Библиотека в эпоху перемен. - 2007. -№1.- С. 23-40

26. Вольфович, В. А. Музыканты Южного Урала [Текст] / В. А. Вольфович. - Челябинск : Обл. орг-ция о-ва «Знание», 1991. -198 с.

27. Востряков, Л. Е. Государственная культурная политика современной России: региональное измерение [Текст] : дис. ... докт. политич. наук / Л. Е. Востряков. - М., 2007. - 365 с.

28. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. -М.: Искусство, 1986. - 573 с.

29. Выжлецов, Г. П. Аксиология культуры [Текст] / Г. П. Выжлецов. -СПб. : СПбГУ, 1996.-149с.

30. Галанова, О. Е. «Коммуникативный жанр» как методологический концепт изучения форм социального взаимодействия [Текст] / О. Е. Галанова // Социолог, исслед. - 2010. - №6. - С. 80-86.

31. Герменевтика: история и современность: Критические очерки [Текст] / М. : Мысль, 1985.-303 с.

32.Глотов, М. Б. Менеджмент в художественной культуре [Текст] / М. Б. Глотов // Социолог, исслед. - 2000. - №9. - С. 64-73.

33.Глотов, М. Б. Социокультурная концепция «мозаичной культуры»

A. Моля как прообраз ее виртуальной модели [Текст] / М. Б. Глотов // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11-13 апреля 2000.: СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. -2000.-С. 64-68.

34.Глотов, М. Б. Эстетическое и художественное [Текст] / М. Б. Глотов // Эстетика сегодня: состояние, перспективы. Материалы научной конференции. 20-21 октября 1999 : СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. - 1999. - С. 27-29.

35. Горлова, И. И. Культурная политика в условиях переходного периода: Федеральный и региональный аспекты [Текст] : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / И. И. Горлова ; МГУКИ. - М., 1997. - 42 с.

36. Горностаева, М. В. Художник как социальный актор: современный научный дискурс [Текст] / М. В. Горностаева // Социолог, исслед. -2008-№1.-С.97-105.

37.Город и культура : коллект. монография [Текст] / отв. ред.

B. С. Цукерман. - Челябинск : ЧГИИК, 1993.-190 с.

38. Горшков, М. К. Российский менталитет в социологическом измерении [Текст] / М. К. Горшков // Социолог, исслед. - 2008.- №6. - С. 100-114.

39. Грошев, И. В. Методы, подходы и проблемы изучения организационной культуры [Текст] / И. В. Грошев // Вестник

Московского госуд. ун-та культуры и искусств. - 2006. -№3. -С. 131-137.

40. Губогло, М.Н. Идентификация идентичности : этносоциологические очерки [Текст] / М. Н. Губогло; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая - М. : Наука, 2003. - 764 с.

41. Гуревич, П. С. Философия культуры : пособ. для студентов гуманит. вузов [Текст]. - 2-е изд. - М. : «Аспект пресс», 1995. - 228 с.

42. Дадамян, Г. Г. Проблемы исследования эстетических оценок в социологии искусства // Вопр. социологии искусства: теоретические и методологические проблемы. -М., 1979. - С. 79-103.

43. Дадмян, Г. Г., Дондурей, Д. Б. Социальные функции искусства : в ожидании новых концепций [Текст] / Г. Г. Дадамян, Д. Б. Дондурей // Социальные функции искусства и его видов. - М., 1980. - С. 27-61.

44. Дуков, Е. В. К проблеме изучения социально-регулятивной функции музыки [Текст] / Е. В. Дуков // Методолог, проблемы музыкознания. -М., 1987.-С. 96-121.

45.Дуков, Е. В., Жидков, В. С., Осокин, Ю. В., Соколов, К. Б., Хренов, Н. А. Введение в социологию искусства: учеб. пособ. [Текст]. - СПб. : Алетейя, 2001.-256 с.

46.Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы. Материалы международ, научно-практич. конф. / ЧГАКИ. - Челябинск, 2009. - 217 с.

47. Ерасов, Б. С. Социальная культурология [Текст] / Б. С. Ерасов. - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Аспект Пресс, 1997. - 591 с.

48. Жидков, В. С., Соколов, К. Б. Культурная политика России: теория и история: учеб. пособ. для вузов [Текст]. - М. : Академический Проект, 2001. - 592 с. - (Оиаёеатш).

49. Журавлев, В. В. Мир художественной культуры [Текст] / В. В. Журавлев. -М. : Мысль, 1987.-237 с.

50. Заславская, Т. И. Социокультурный аспект трансформации российского общества [Текст] / Т. И. Заславская// Социолог, исслед. -

2001- №8 - С.3-11.

51. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий [Текст] / С. Н. Иконникова. - СПб. : Питер, 2005. - 474 с.

52. Иконникова, С. Н., Большаков, В. П. Теория культуры [Текст] / С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

53. Илле, М. Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи [Текст] / М. Е. Илле // Социолог, исслед. - 1990 - №12. -С.94-102.

54. Ильин, В. В. Аксиология [Текст] / В. В.Ильин. - М. : Изд-во МГУ, 2005.-216 с.

55. Ионин, Л. Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) [Текст] / Л. Г. Ионин // Социолог, исслед.

-1995 - №4 - С.3-14.

56. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие [Текст] / Л. Г. Ионин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Логос, 2000- 432 с. (Институт «Открытое общество» Мегапроект «Пушкинская библиотека»).

57.История Урала. XX век : учеб. [Текст] / Под ред. Б. В. Личмана, В. Д. Камынина. - Екатеринбург : «СВ-96», 1998. - 432 с.

58. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры [Текст] / М. С. Каган. - СПб.: ООО «Издательство «Петрополис». - 2003. - 368 с.

59. Каган, М. С. Музыка в мире искусств [Текст] / М. С. Каган // Советская музыка. - 1987. - №1. - С. 26-32.

60. Каган, М. С. Музыка в мире искусств [Текст] / М. С. Каган // Советская музыка. - 1987. - №3. - С. 56-66.

61. Каган, М. С. Об изучении музыки в конексте художественной культуры [Текст] / М. С. Каган // Вопр. методологии и социолог, искусства. - Л., 1988. - С. 110-121.

62.Каган, М. С. Общее представление о культуре [Текст] // Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. - СПб., 2003. - С. 6-14.

63. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - Академия Гуманитарных наук. - СПб. : Петрополис, 1996. - 414 с.

64. Каган, М. С. Философская теория ценности [Текст] / М. С. Каган. -СПб : Петрополис, 1997. - 205 с.

65.Казакова, Г. М. Культура Южного Урала : локальный вариант регионального измерения [Текст] / Г. М. Казакова. - СПб., 2007. -254 с.

66. Казакова, Г. М. Художественная культура Южного Урала (опыт историко-культурологического анализа): дис...канд. культурологии / Г. М. Казакова. - СПб., 2001.-168 с.

67.Капустин, Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика: социологические проблемы современной концертной жизни [Текст] / Ю. В. Капустин. -Л.: «Музыка», 1985.- 160 с.

68. Кармин, А. С., Новикова, Е. С. Культурология [Текст] / А. С. Кармин, Е. С. Новикова. - СПб. : Питер, 2007. - 464 с.

69. Карпухин, О. И. Культурная политика России: цели и способы реализации [Текст] / О. И. Карпухин // Социально-политический

журнал, 1996. - № 1. - С.44-56

70. Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну [Текст]/ Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект, 2005- 448 с.

71. Кириллова, Н. Б. Медиасреда российской модернизации [Текст]/ Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2005- 400 с.

72. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность: Учебник [Текст] / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

73. Китов, Ю. В. Культурные запросы личности [Текст] // Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений. - Челябинск, ЧГИИК, 1991. - С. 17-22.

74.Козиев, В. Н. Динамика посещаемости художественных музеев (1985— 2006) [Текст] / В. Н. Козиев, Л. Я. Петрунина // Социолог, исслед. -2008.-№ 10.-С. 104-113.

75. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры [Текст] / И. В. Кондаков. - М. : Аспект Пресс, 1997 - 687 с.

76. Корольков, А. А. Духовная антропология [Текст] /А. А. Корольков. -СПб.: СПбГУ, 2005.- 324 с.

77. Котляревский, Ю. Л. Игротехническая культура: эффект шагреневой кожи [Текст] / Ю. Л. Котляревская // Социолог, исслед. - 1993 - №7-С.95-102.

78. Коулман, Дж. Капитал социальный и человеческий [Текст] / Дж. Коулман // Общественные науки и современность. - 2001. - №3. -С.122-139.

79. Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений [Текст] / Отв. ред. В. С. Цукерман. -Челябинск, ЧГИИК, 1991. - 146 с.

80.Культурные запросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры [Текст] : Информ.-аналит. материалы социол. исслед. (Свердл. обл., лето-осень, 2003 г.) / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. Рос. Дом нар. творчества, М-во культуры Правительства Свердл. обл., Свердл. гос. обл. Дворец нар. творчества ; Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, А. П. Коробейникова. - М. : Гос. Рос. дом. нар. творчества, 2005. -110 с.

81. Культурология. XX век. Энцикопедия. Т.1.- СПб. : Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.

82. Культурология. XX век. Энцикопедия. Т.2. - СПб. : Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.

83. Куркин, В. В. Контент-анализ художественных текстов [Текст] /

B. В. Куркин // Социолог, исслед. - 1991- №6 - С.60-66.

84. Лапин, Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социолог, исслед. - 1996. -№ 5. - С. 3 - 19.

85. Лапин, Н. И. Проблема формирования современного социетального порядка в России [Текст] / Н.И. Лапин // Вопр. философии. - 2006. -№11. - С.3-13.

86. Лассвелл, Г. Структура и функции коммуникации в обществе [Текст] / Г. Лассвелл // Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М. : Аванти плюс, 2003. - С.233-242.

87. Лебон, Г. Психология народов и масс [Текст] / Г. Лебон // Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. -

C.5-131.

88. Левашов, В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование [Текст] /

B. К. Левашов // Социолог, исслед. - 2008. - №12. - С.26-36.

89. Левашов, В. К. Морально-политическая консолидация российского общества [Текст] / В. К. Левашов // Социолог, исслед. - 2004. - №7. -

C.27-46.

90. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие [Текст] / Д. А. Леонтьев//Вопр. философии-1996 -№4-С. 15-22.

91. Лосев, А. Ф. О специфике эстетического отношения русских к искусству [Текст] / А. Ф. Лосев // Эстетика и жизнь : сб. ст. - Вып. 3. -М.: Искусство, 1974. -680 с.

92. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек-текст-семиосфера-история [Текст] / Ю. М. Лотман. - М. : Языки русской культуры, 1996. -447 с.

93. Лотман, Ю. М. Статьи по семиотике и топологии культуры. Избранные труды в 3-х томах [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 1998. - 228 с.

94. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста [Текст] / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - СПб. : Искусство-СПб, 1998. - 126 с.

95.Львова, М. Л. Теоретические и методологические аспекты рейтинговых исследований культуры [Текст] / М. Л. Львова / диссерт. на соиск. уч. ст. канд. культурологии. - Челябинск: ЧГИИК. - 1997. - 180 с.

96. Магарил, С. А. Исчерпана ли социальная роль интеллигенции? [Текст] / С. А. Магарил // Социолог, исслед. - 2007.- №1.- С. 132-139.

97. Макаров, М. Л. Основы теории дискурса [Текст] / М. Л. Макаров. - М. : Гнозис, 2003.-280 с.

98. Мак-Куэйл, Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования медиа [Текст] / Д. Мак-Куэйл // Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования. - М. : Аванти плюс, 2003 .-С.297-308.

99. Манхейм, К. Диагноз нашего времени [Текст] / К. Манхейм / М. : Юрист, 1994- 700 с. (Лики культуры).

100. Манхейм, К. Проблема интеллигенции. Исследования ее роли в прошлом и настоящем: Пер. с нем. [Текст] / К. Манхейм / М. : РАН. -1995.- 105 с.

101. Маньковская, Н. Б. Эстетика постмодернизма [Текст] / Н. Б. Маньковская. - СПб.: Алетейя, 2000. - 386 с.

102. Маркетинг культуры и искусства [Текст] / Франсуа Колбер при участии Жака Нантеля и [др.]; пер. с англ. [Л.Г. Мочаловой ; науч. ред. М. Наймарк]. - 2-я ред. - СПб. : Арт-Пресс, 2004. - 255 с.

103. Марков А.П. Духовная культура России: социально-педагогические проблемы саморазвития. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - СПб : СПбГИК, 1993. - 41 с.

104. Марков, А. П. Отечественная культура как предмет культурологи: учеб. пособие. - СПб. : СПбГУП, 1996. - 288 с.

105. Марков, А. П., Бирженюк, Г. М. Методология и методика изучения социально-культурной специфики региона // Региональные программы развития культуры. - Спб. : ТПО "Импульс", 1991. - 74 с.

106. Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» [Текст] / В. В. Медушевский // Восприятие музыки: Сб. статей. - М., 1980. - С.141-155.

107. Мирошенков, О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами [Текст] / О. А. Митрошенков // Социолог, исслед. - 2005. - №11. - С. 37-46.

108. Михайлова, JI. И. Социология культуры : учеб. пособие [Текст] / Л. И. Михайлова. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 232 с.

109. Моль, А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. [Текст] / А. Моль; вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, P. X. Зарипова и С. Н. Плотникова . - Изд. 2-е, стер. - M. : URSS : КомКнига, 2005. -404 с.

110. Мурзина, И. Я. Методологические аспекты изучения культуры региона [Текст]/ И. Я. Мурзина // Социолог, исслед. - 2004. - №2. -С.60-65.

111. Мурзина, И. Я. Очерки истории культуры Урала [Текст] / И. Я. Мурзина, А. Э. Мурзин. - Екатеринбург : Форум-книга, 2008. -411 с.

112. Мурзина, И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования [Текст] / И. Я. Мурзина // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - №29. - С. 86-97.

113. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание : автореф. дис. ... д-ра культурол.: 24.00.01 / И. Я. Мурзина ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. пед. ун-та, 2003. - 47 с.

114. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания [Текст] / И. Я. Мурзина. -Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2003. - 205 с.

115. Назайкинский, Е. В. Оценочная деятельность при восприятии музыки [Текст] / Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. - М., 1980. -С. 195-228.

116. Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования [Текст] / М. М. Назаров. - М. : Аванти плюс, 2003.- 428 с.

117. Науки о культуре: современный статус [Текст] / М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; [науч. ред.: Л. С. Жаркова, В. И. Черниченко]. - М. : МГУКИ, 2003 - .4. 1. - 2003. -210 с.

118. Науки о культуре: современный статус [Текст] / М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств ; [науч. ред.: Л. С. Жаркова, В. И. Черниченко]. - М. : МГУКИ, 2003 - Ч. 2. - 2003. -123 с.

119. Ольшанский, Д. В. Психология масс [Текст] / Д. В. Ольшанский/ СПб.: Питер, 2002. - 368 с. (Серия «Мастера психологии»).

120. Ориентиры культурной политики. - Вып.1. - Концептуальные основы разработки региональных программ и проектов сохранения и развития культуры (на материалах Челябинской области). - Челябинск:

ГУКИ, 1996.-60 с.

121. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс [Текст] / X. Ортега-и-Гассет // Психология масс. Хрестоматия. - Самара, Издательский дом «БАХРАХ», 1998 - С.195-312.

122. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика философии культуры [Текст] / X. Ортега-и-Гассет. - М.: Искусство, 1991. - 588 с.

123. Павлова, И. Н. Музейный маркетинг: новый формат [Текст] / И. Н. Павлова. - М. : А-Пресс, 2006. - 216 с.

124. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: учеб. пособие. - М. : Изд-во РАГС, 2002. - 328 с.

125. Перов, Ю. В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства [Текст] / Ю. В. Перов; ЛГУ им. А. А. Жданова. -Л. : Изд-во ЛГУ, 1980. - 188 с.

126. Петрунина, Л. Я. Публика художественных музеев [Текст] / Л. Я. Петрунина // Социолог, исслед. - 2010 - №10.- С.63-74.

127. Поколение в социокультурном контексте XX века [Текст] / Отв. ред. Н. А. Хренов; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры и массовых коммуникаций РФ; Науч. Совет «История мировой культуры» РАН. - М. : Наука, 2005. - 631 с.

128. Попов, Е. А. Перспективы культуроцентричности в социогуманитарном знании [Текст]/ Е. А. Попов // Социолог, исслед. -2005.-№11.

129. Радаев, В. В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация [Текст] / В. В. Радаев // Общественные науки и современность. - 2003- №2. - С.5-16.

130. Разин, П. В. Феномен популярности в массовом сознании [Текст] / П. В. Разин // Автореферат диссертации канд. филос. наук. - Москва, 1990.- 25 с.

131. Регион: к новому качеству управления / под науч. ред. Ю.П.Алексеева и А. Н. Падучина. М. : Издательство "Луч". - 2000. Спецкурс. - Вып. 9. - 320 с.

132. Регионоведение: учеб. для вузов [Текст] / Т.Г.Морозова, М. П. Победина, С. С. Шишов, Р. А. Исляев; под ред. проф. Т. Г. Морозовой. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 424 с.

133. Регионоведение: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. Ю. Г. Волков. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 448 с.

134. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре [Текст] / Г. Риккерт // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. - С.69-104.

135. Розин, В. М. Современная культурология : проблемы формирования и методологический идеал [Текст] / В.М. Розин // Личность. Культура. Общество. -М., 2005. - Вып.1. - С. 127-145.

136. Русакова, О. Ф. Глэм-культура: опыт дискурс-исследования [Текст] / О. Ф. Русакова // Материалы XI международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» Ч. 2-3. - Екатеринбург : УрГУ, 2009. - 352 с.

137. Савчук, В. В. Конверсия искусства [Текст] / В. В. Савчук. - СПб. : Петрополис, 2001. - 288 с.

138. Савчук, В. В. Режим актуальности [Текст] / В. В. Савчук. - СПб. : изд-во СПбГУ, 2004. - 280 с.

139. Сидоров, А. Н. Художественная культура региона: проблемы социального управления: дис...канд. филос. наук : 24.00.01 Н. Новогород, 2006. - 150 с.

140. Синецкая, Т. М. Композиторы Южного Урала [Текст] / Т. М. Синецкая. - Челябинск : Дом печати, 2003. - 352 с.

141. Синецкая, Т. М. Концерт как отражение художественных интересов населения города (социологический аспект) [Текст] / Т. М. Синецкая // Город и культура. - Челябинск : ЧГИИК, 1993. -С. 135-146.

142. Синецкая, Т. М. Социология музыки : учеб. пособие. [Текст] / Т. М. Синецкая. - Челябинск, ЧГИИК, 1998. - 282с.

143. Синецкий, С. Б. Методологические аспекты культурной политики в постсоветский период [Текст] / С. Б. Синецкий // Вестник Челябинского института экономики и права. - Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М. В. Ладошина, 2002. - С. 166-182.

144. Синецкий, С. Б. Социопроектные основы культурной политики [Текст] / С. Б. Синецкий // Социально-культурная деятельность : теория, технология, практика: коллектив, моногр. : в 2 ч. / ред.-сост. Л. Е. Осипова; науч. ред. В. Я. Рушанин; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005. - Ч. I. - С. 81-90.

145. Синецкий, С. Б., Боталов, С. Г., Львова, М. Л. Концепция социально-культурной политики города Челябинска [Текст] / С. Б. Синецкий, С. Г. Боталов, М. Л. Львова; Челяб. гор. Дума; Челяб. гор. администрация. - Челябинск, 1998. - 41 с.

146. Скульмовская, Л. Г. Регион как субъект функционирования и развития культуры [Текст] / Л. Г. Скульмовская. - Екатеринбург : изд-во Урал, ун-та, 2005. - 299 с.

147. Соболь, М. Я., Баскаков, В. А., Соковиков, С. С., Синецкий, С. Б. Материалы к формированию концепции развития культуры Челябинской области [Текст] / М. Я. Соболь, В. А. Баскаков, С. С. Соковиков, С. Б. Синецкий // Ориентиры культурной политики. Концептуальные основы разработки региональных программ и проектов сохранения и развития культуры (на материалах Челябинской области) / Главное управление культуры и искусства администрации Челябинской области; Областной учебно-образовательный центр ГУКИ. - Челябинск, - 1996. - Вып. 1. - С. 21-36.

148. Соболь, М. Я., Баскаков, В. А., Соковиков, С. С., Синецкий, С. Б. Материалы к формированию концепции развития культуры Челябинской области [Текст] / М. Я. Соболь, В. А. Баскаков, С. С. Соковиков, С. Б. Синецкий // Ориентиры культурной политики. Концептуальные основы разработки региональных программ и проектов сохранения и развития культуры (на материалах Челябинской области) / Главное управление культуры и искусства администрации Челябинской области; Областной учебно-образовательный центр ГУКИ. - Челябинск, - 1996. - Вып. 1. - С. 21-36.

149. Современные трансформации российской культуры [Текст] / Отв. ред. И. В. Кондаков; Науч. Совет РАН «История мировой культуры». - М. : Наука, 2005. - 751 с.

150. Согомонов, А. Ю. Социология культуры. Теоретический аспект [Текст] / А. Ю. Согомонов // Социология в России. - М., Ин-т социологии РАН, изд-во «На Воробьевых», 1996 - С.401-422.

151. Созидательная миссия культуры [Текст] : сб. ст. молодых ученых / М-во культуры Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств; [науч. ред. Т. Г. Киселева и др.]. - М. : МГУКИ, 2002 - .Вып. 3. - 2003.

- 267 с.

152. Соковиков, С. С. О проблеме единства культурного пространства [Текст] / С. С. Соковиков // Единое социокультурное пространство: теоретические и управленческо-технологические проблемы. Материалы международной научно-практической конференции/ ЧГАКИ. - Челябинск, 2009. - С. 14-19.

153. Соколов К. Б. Социальный эффект искусства и культурная политика: распространение и освоение художественных ценностей/ автореф. дис.... доктора филос. наук. - М.: РИИ, 1993. - 52 с.

154. Соколов Э. В. Культурология. Очерки теории культуры / [Текст].

- М.: Интерпракс, 1994. - 272 с.

155. Соколов, А. В. Феномен социокультурной деятельности [Текст] / А. В. Соколов. - СПб. : Изд-во СПбГУП, 2003. - 204 с.

156. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений [Текст] / П. А. Сорокин /Пер. с англ., комментарии и статья В. В. Сапова. - СПб. : РХГИ, 2000 - 1056 с.

157. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура [Текст] / А. Н. Сохор. -М. : Сов. композитор, 1975. - 202 с.

158. Социокультурные аспекты развития регионов: сб. науч. тр. / М-во образования и науки Челяб. обл.; Обществ, палата Челяб. обл.; Челяб. ин-т экономики и права им. М. В. Ладошина; [редкол.: С. Г. Зырянов, Г. И. Ладошина, А. Н. Лымарь, С. Б. Синецкий]. - Челябинск: НОУ ЧИЭП им. М. В. Ладошина, 2009. - 260 с.

159. Социология : проблемы духовной жизни: учеб. пособие по курсу социологии для студентов гуманитарных факультетов / под ред. Л. Н. Когана. - Челябинск, 1992. - 263 с.

160. Стрельникова, П. В. Социальный капитал : типология зарубежных подходов [Текст] / П. В. Стрельникова // Общественные науки и современность. - 2003- №2 - С.33-41.

161. Суминова, Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) [Текст] / Т. Н. Суминова. -М. : Академический Проекта, 2006. - 383 с.

162. Тарасов, Г. С. Проблема духовных потребностей (на материале музыкального восприятия) [Текст] / Г. С. Тарасов. - М. : Наука, 1979. -191 с.

163. Тарасова, Ю. Б. Элита. Культурологический анализ [Текст] / Ю. Б. Тарасова. - ЧГАКИ. - Челябинск, 2002. - 49 с.

164. Тард, Г. Психология толп [Текст] / Г. Тард./ Пер. и предисл. И. В. Задорожнюка; Вступ. ст. В. Н. Дружинина - СПб. : Соц-психол.

центр, 2002.- 427с.

165. Терин, В. П. Основные направления исследований теории массовых коммуникаций [Текст] / В. П. Терин // Социолог, исслед. -

1997. -№1. - С.25-31.

166. Тимченко, М. Б. Восприятие искусства как творчество [Текст] / М. Б. Тимченко // Вопр. методологии и социологии искусства: сб. науч. тр. - ЛГИТМиК. - Л., 1988. - С. 26-31.

167. Томпсон, Дж. Б. Идеология и современная культура [Текст] / Дж. Б. Томпсон// Назаров, М. М. Массовая коммуникация и общество.

Введение в теорию и исследования. - М. : Аванти плюс, 2003. - С. 257264.

168. Тульчинский, Г. JI. Менеджмент в сфере культуры [Текст] : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский. -М. : А-Пресс, 2009. - 540 с.

169. Туровский, Р. Ф. Культурные ландшафты России [Текст] / Р. Ф. Туровский. - М. : Рос. НИИ культурологии и природного

наследия. - 1998.-209 с.

170. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также для преподавателей культурологии [Текст] / А. Я. Флиер. - М. : Академический проект : Екатеринбург : Деловая книга, 2002. - 492 с.

171. Флиер, А. Я. Новая русская национальная идентичность [Текст] / А. Я. Флиер // Современные трансформации российской культуры [Текст] / Отв. ред. И. В. Кондаков. - М. : Наука, 2005. - С.235-251.

172. Флиер, А. Я. Современная культурология: объект, предмет, структура [Текст] / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1997. - №2. - С. 124-145.

173. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология) [Текст] / Ю. У. Фохт-Бабушкин. -

СПб. : Алетейя, 2001. - 556 с.

174. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство и духовный мир человека [Текст] / Ю. У. Фохт-Бабушкин. - М.: Знание, 1982. - 110 с.

175. Франк, С. Л. Духовные основы общества [Текст]/ С. Л. Франк / Сост. и вступит, ст. П. В. Алексеев - М. : Республика, 1992. - 570 с.

(Мыслители XX века)

176. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] / Р. Харрис. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 448 с.

177. Хермес, Д. Активность аудиторий [Текст] //Медиа. Введение/ под ред. А. Бриггза, П. Кобли; пер. с англ. Ю.В. Никуличева- 2-е изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 350-367.

178. Хоруженко, К. М. Культурология [Текст] : энцикл. сл. / К. М. Хоруженко. - Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 640 с.

179. Хренов, Н. А. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики [Текст] / Н. А. Хренов // Вопр. методологии и социологии искусства: сб. науч. тр. - ЛГИТМиК. - Д., 1988. -С. 100-110.

180. Хренов, Н. А. Смена поколений в границах культуры модерна: надежды, иллюзии, реальность [Текст] / Н. А. Хренов // Поколение в социокультурном контексте XX века [Текст] / отв. ред. Н. А. Хренов. - М. : Наука, 2005. - С.21-111.

181. Художественная жизнь современного общества [Текст] : в 4 т. / Рос. АН, Гос.ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; Отв. ред. К. Б. Соколов. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1996 - Т.1 : Субкультуры и этносы в художественной жизни. - 235с.

182. Художественная жизнь современного общества [Текст] : в 4 т. / Рос. АН, Гос.ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1997 -Т.2 : Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. - 212 с.

183. Художественная жизнь современного общества [Текст] : в 4 т. / Рос. АН, Гос.ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации; Отв. ред. А. Я. Рубинштейн. - СПб. : Дмитрий Буланин, 1998 - Т.З : Искусство в контексте социальной экономии. - 351 с.

184. Художественная культура и развитие личности [Текст] : пробл. долгосроч. планир. / АН СССР, ВНИИ искусствознания. - М. : Наука, 1987.-222 с.

185. Художественная жизнь современного общества [Текст] : в 4 т. / Рос. АН. Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры Рос. Федерации;

Отв. ред. А. Я. Рубинштейн. - СПб. : Дмитрий Буланин. Т. 4, кн. 1 : Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. - 2001. - 438 с.

186. Художественная культура и эстетическое развитие личности [Текст] / В.И. Мазепа и др. ; АН УССР, Ин-т философии. - Киев : Наук, думка, 1989. -292 с.

187. Художественная культура и искусство [Текст]: методол. пробл. : сб. науч. тр. / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н,К. Черкасова ; сост. В.М. Дианова. - Л. : ЛГИТМИК, 1987. - 158

188. Худякова, Н. Л. Ценностный мир человека : возникновение и развитие [Текст] / Н. Л. Худякова - Челябинск : Тендерлайн, 2004 - 400 с.

189. Цукерман, В. С. Из работ прошлых лет: сб. ст. / В. С. Цукерман. - Челябинск, 2007. - 181 с. - (Академия культуры и искусств: из творческого наследия).

190. Цукерман, В. С. Культурные запросы населения и работа учреждений культуры [Текст] // Культурные запросы населения и деятельность культурно-просветительных учреждений. - Челябинск, ЧГИИК, 1991.-С. 6-17.

191. Цукерман, В. С. Музыка и слушатель: опыт социологического исследования [Текст]/ В. С. Цукерман - М. : Музыка, 1972. - 204 с.

192. Цукерман, В. С. Художественная культура в аспекте культурной политики [Текст] // Уржумка. - 2000. - №1(6). - С. 106-112.

193. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление [Текст] / Отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - М. : Наука, 1982. - 110 с.

194. Чернышова, А. А. Культура как объект управления [Текст] : дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / А. А. Чернышова ; ЧГАКИ. -Челябинск, 2005. - 141 с.

195. Шабурова, А. А., Окулова, Н. А. Оценка населением социокультурной среды региона [Текст] / А. А. Шабурова, Н. А. Окулова // Социолог, исслед. - 2011- №6. - С. 36-43.

196. Шапко, В. Т. Феномен актуальной культуры [Текст] / В. Т. Шапко // Социолог, исслед. - 1997. - №10.- С.93-104.

197. Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации [Текст] / Ф. И. Шарков / М. : Перспектива, 2004. - 246 с.

198. Шехтер, Т. Е. Художественное воображение и логика фрактала [Текст] / Т. Е. Шехтер // Виртуальное пространство культуры. Материалы науч. конф. 11-13 апреля 2000.: СПб. : Санкт-Петербургское философское общество. - 2000. - С. 58-62.

199. Штомпка, П. Социальное изменение как травма [Текст] / П. Штомпка // Социолог, исслед. - 2001. - № 10. - С.6-16.

200. Щедровицкий, Г. П. О методе исследования мышления [Текст] / Г.П. Щедровицкий / Сост. А. А. Пископпель, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. - М. : Фонд «Институт развития им. Г. П. Щедровицкого», 2006. - 600 с.

201. Южный Урал в судьбе России (к 70-летию Челябинской области): материалы науч.-практ. конф. - Челябинск, 2003. - 382 с.

202. Яковенко, И. Г. Механизмы культурной динамики и смена поколений [Текст] / И. Г. Яковенко // Поколение в социокультурном контексте XX века [Текст]. - М.: Наука, 2005. - С. 112-129.

203. Яковенко, И. Г. Трансформация базовых идентичностей: факторы, тенденции, сценарии [Текст] / И. Г. Яковенко// Современные трансформации российской культуры [Текст] / Отв. ред. И. В. Кондаков. - М. : Наука, 2005. - С.119-134.

204. Global culture. Media, arts, policy and globalization / Ed. by Diana Crane et al. - New York: Routledge, 2002. - 286 c.

205. Pamela, Odih Advertising in Modern and Postmodern Times (Published in association with Theory, Culture & Society)/ New-York. -2007. - Sage Publications - Ltd 232 p.

206. Storey J., Cultural theory and popular culture. An introduction. -

USA, NY.-2001.-518 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.