Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности: общероссийский и региональный аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Терентьева, Наталья Алексеевна

  • Терентьева, Наталья Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 207
Терентьева, Наталья Алексеевна. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности: общероссийский и региональный аспекты: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Челябинск. 2014. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Терентьева, Наталья Алексеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию

классического балета

§ 1. Классический балет как феномен культуры: универсально-художественные и уникально-специфические характеристики

§ 2. Исторические аспекты становления и развития классического балетного искусства

§ 3. Классический балет в структуре художественной культуры

Глава II. Социокультурные аспекты функционирования

классического балета в художественной культуре современности (на материале постановок в южноуральском регионе)

§ 1. Хореографическая культура: процессы создания и трансляции профессионального балетного искусства

§ 2. Культура восприятия балетного искусства публикой

§ 3. Функциональное значение классического балета в формировании

социокультурной среды

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности: общероссийский и региональный аспекты»

ВВЕДЕНИЕ

Балет - тот вид искусства, в котором недосказанность имеет особый смысл, ведь слова здесь отсутствуют, что, тем не менее, не мешает рассматривать балет как особую форму коммуникативного послания, своеобразный «невербальный нарратив», основанный на пластическом выражении мыслей и чувств.

Научный анализ классического балета в значительной мере затруднен в силу ряда факторов: неравнозначной подготовки аудитории к адекватному восприятию балетного текста, синкретизма средств передачи классического балетного искусства (симфоническая музыка, танец, пантомима, декорации, литературный текст-основа, индивидуальные особенности выражения роли конкретным артистом). Однако специфические особенности классического балета - синкретичность, зрелищность, универсально-национальный язык прочтения, коммуникативная природа действия - наделяют его мощным потенциалом социокультурной востребованности.

Кроме того, следует указать и на тот факт, что именно в российском социокультурном пространстве классический балет оказался предметом особо пристального внимания как аудитории, так и субъектов государственной культурной политики, с конца XIX и до последней четверти XX в. стабильно сохраняя статус национальной гордости. Советский балет, унаследовавший лучшие традиции российского дореволюционного искусства и достигший новых вершин, был предметом культурного и даже внешнеполитического престижа: балетные труппы выезжали на гастроли в Западную Европу и другие регионы мира, демонстрируя не только достижения искусства, но и пропагандируя образ жизни страны.

География современного классического балета необычайно широка -она включает все континенты и большинство развитых стран мира. Однако, следует отметить, что современный балет также переживает определенный кризис, связанный с общим понижением музыкальной культуры, смешением

танцевальных стилей и «языков», уменьшением популярности театрального искусства в молодежной среде и пр. Пока эти проблемы отчасти компенсируются обилием балетных школ, высоким техническим уровнем подготовки танцовщиков, что является заслугой развития балета в течение XX в., однако очевидно, что балет XXI в. вступил в период нового самоопределения. Сегодня перед профессиональным классическим балетом стоит вопрос о самосохранении себя как театрального представления, имеющего в основе язык классического танца. Такие современные жанры театральных представлений, как мюзикл или шоу-балет, имеют большую популярность, что объясняется массовизацией культуры, снижением значимости ее классических образцов.

Тем не менее в современной социокультурной действительности начала XXI в. расширяется репертуар российских музыкальных академических театров, увеличиваются труппы, приглашаются именитые зарубежные хореографы, наблюдается интенсификация гастрольной деятельности, относительно стабилизируется ситуация с аудиторией классического балета.

Весьма значимой видится задача изучения места и роли классического балета в художественной культуре современности: культуре полистилистической, демонстрирующей единство и борьбу противоположных начал: классики и современности, ретро и авангарда, исконно патриотического и космополитического, массового и элитарного. Можем ли мы говорить о том, что классический балет выполняет особую функцию медиатора в разнообразии современной художественной жизни, или же речь идет, скорее, о забвении классического балетного искусства, специфически-одностороннем характере его восприятия немногочисленными группами поборников классического наследия? Возможно ли говорить о миссии классического балета с точки зрения сохранения и воспроизведения базовых, культурно и антропологически значимых артефактов, лежащих в основе бытия человечества в целом? Эти и другие вопросы актуализируют

культурологическое прочтение проблемы, поставленной в данном диссертационном исследовании.

Степень научной разработанности проблемы. В современной российской науке исследования балетного искусства вряд ли можно отнести к разряду малоизученных. Однако стоит сразу отметить, что ряд проблем, вокруг которых концентрируется изучение балета, отличается некоторой односторонностью (узкоспециализированным характером) содержательного прочтения. Обращаясь непосредственно к культурологическому контексту осмысления проблемы, мы можем выделить несколько ключевых блоков источников.

Идеи, восходящие к осмыслению общих проблем развития художественной культуры представлены в исследованиях М. С. Кагана, Л. Н. Когана, А. Н. Сохора, В. С. Цукермана; проблемы социальной обусловленности искусства раскрыты в работах Ю. Н. Давыдова, Е. В. Дукова, В. С. Жидкова, Ю. В. Осокина, Ю. В. Перова, С. Н. Плотникова, К. Б. Соколова, Ю. У. Фохт-Бабушкина, Н. А. Хренова и др.

В трудах данных авторов обобщаются закономерности функционирования искусства в обществе, раскрывается институциональная проблематика развития художественной культуры. Ключевые компоненты и взаимодействия в коммуникативной схеме: «создание - распространение — потребление искусства» раскрыты в идеях Л. И. Михайловой, А. Н. Сохора, А. Я. Флиера.

Данные положения позволили автору диссертации сопоставить ключевые определения художественной культуры, выявив общие подходы к ее интерпретации. Тем не менее, в представленных работах, несмотря на полноту и фундаментальность исследования художественной жизни России и регионов, не акцентировалось внимание на особенностях функционирования балетного искусства в современном социокультурном пространстве.

Проблемы функционирования балетного искусства в общей системе художественной культуры и социокультурной коммуникации (социально-культурный контекст) представлены в ряде исследований современных авторов: Н. А. Коршуновой, В. Л. Кульвер, А. А. Лисенковой, М. В. Судаковой и др. Изучение его антропологической, феноменологической и мифологической составляющих проанализированы в работах Л. П. Мориной, С. В. Орловой, Н. В. Осинцевой, В. В. Ромма, Н. В. Руссу, В. Н. Смирновой, Н. Ю. Степановой. Отдельным содержательным блоком выступает проблематика художественно-культурной интерпретации балетного текста, прочтение его семантики. Подобный семиотический контекст нашел отражение в исследованиях Н. А. Вихревой, Л. К. Вычужановой, Н. Н. Зозулиной, М. А. Костериной, А. А. Меланьина, Л. И. Надарейшвили, Е. О. Пресняковой, Б. О. Сметаниной, Е. О. Цветковой и др.

Анализируя художественные запросы, вкусы и предпочтения аудитории искусства, автор опирался на основные идеи Г. Г. Дадамяна, Д. Б. Дондурея, А. Н. Сохора; типологии аудитории В. Бажановой, У. Сунна и др. Особенности изучения художественной культуры регионов в целом, а также в конкретизации к специфическим условиям развития музыкальной и театральной культуры Южного Урала связаны с именами К. И. Антоновой, Т. В. Вольфович, Г. М. Казаковой, И. Я. Мурзиной, Т. Б. Предеиной, И. В. Серебрякова, Т. М. Синецкой, С. С. Соковикова.

Тем не менее, несмотря на фундаментальный характер осуществленных исследований художественного пространства российской культуры, в данных работах не акцентируется внимание на месте и роли балета в структуре художественной культуры, изучении многообразия его функций в организации социокультурной среды современности.

Наиболее разработанным видится блок исследований, ориентированных на искусствоведческую трактовку специфики балетного искусства. Во-первых, это работы Н. Л. Адамянц, Д. В. Баланчина,

М. Е. Валукина, Г. В. Варакиной, Г. Н. Добровольской, Е. Н. Дулова, А. В. Занкова, Г. Д. Лебедевой, С. В. Наборщикова, Г. Ф. Онуфриенко, Т. В. Портнова - посвященные изучению историко-культурных этапов развития балетного искусства, становлению искусства классического танца.

Во-вторых, это исследования, посвященные творчеству определенного композитора, балетмейстера или артиста: Л. И. Абызовой, И. А. Бабич, И. Б. Вагановой, В. В. Васильевой, А. А. Государева, Е. А. Демидова, А. В. Епишина, Т. И. Жуковой, А. А. Иванова, К. П. Клировой, Н. В. Киселевой, А. В. Лазанчиной, Г. Д. Лебедевой, В. М. Медведева и др. В данных работах основной акцент сделан на анализе балетного искусства в исторической перспективе (художественная манера известных балетмейстеров, особенности реформирования стиля, смысловые акценты конкретных произведений, истории создания балетных спектаклей) или осмыслении художественной ценности балета и конкретных спектаклей на современном этапе развития культуры (модерна и постмодерна).

В-третьих, это искусствоведческие исследования, посвященные национальным школам и региональным особенностям балета, отдельным балетным театрам. Такая тематика находит отражение в работах

A. А. Асылмуратовой, И. И. Борисова, А. Г. Бурнаева, О. Г. Вильданова,

B. М. Гаевского, Н. В. Гальциной, П. Д. Гершензона, Э. Денби, А. А. Соколова-Каминского, Д. Г. Ломтева, А. С. Максимова, Л. В. Митрохиной, Е. А. Петренко, раскрывающих специфику и национальную эстетику различных балетных школ, традиций русского балета, анализирующих процессы культурного взаимовлияния и конвергенции, становление трупп классического балета в различных городах, регионах и странах.

Историческая эволюция и межнациональные связи в развитии балетного искусства обобщаются в исследованиях А. В. Галятиной, М. А. Ильичевой, Р. Г. Косачевой, М. К. Леоновой, Л. И. Протасовой и других современных авторов.

В-четвертых, это публикации педагогической направленности, ориентированные на осмысление особенностей образования артистов балета, роли педагога-воспитателя в профессиональном становлении артистов, проблем мотивации познавательной деятельности обучающихся в специализированных художественных учреждениях, методических основ подготовки будущих артистов балета, в целом - педагогических традиций хореографического образования в России. В русле данного направления писали А. М. Анохин, О. Г. Барышникова, Л. И. Гительман, Т. И. Головина, А. В. Горн, А. Л. Гройсман, В. М. Исаков, В. Г. Макарова, А. В. Малахов, Т. Н. Мацаренко, Н. А. Нетужилова, Н. В. Полякова и др.

Таким образом, обобщая все приведенные выше источники, мы можем говорить о том, что в данных работах идет речь, скорее, не о культурологических аспектах балетного искусства, а об общеэстетических смыслах существования балета: его национально-культурной специфике и традициях, специализированных аспектах культуры тела и культуры воспитания. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что традиционно проблемное поле исследований балета связывается с искусствоведческой направленностью знания, что, на наш взгляд, значительно сужает круг поднимаемых вопросов осмысления классического балетного искусства. Не отрицая безусловной ценности такого рода прочтения, укажем на необходимость всестороннего культурологического анализа, связанного с актуальностью выработки теоретико-методологических подходов к исследованию классического балета как феномена художественной культуры, с практической социокультурной ценностью (поскольку вопрос дальнейшего функционирования и развития балета актуализируется при изучении его публики, зрительских запросов, вкусов, предпочтений и т. д.). Кроме того, особый интерес, в условиях возрастающей актуализации регионально-локальной направленности исследований социокультурного пространства, может быть связан с изучением роли и места балетного искусства в региональном аспекте, пониманием значения

балета в формировании особой социокультурной среды (аудиторной, медийной, институциональной) современности.

Особенностью современного этапа можно считать и то, что в значительной мере трансформируется классическая, каноническая направленность балетного искусства. Рыночно-массовый посыл, столь активно внедряемый в идеологию современного потребления, оказывает влияние как на художественные запросы публики (всё более ориентированной на зрелищность), так и диктует институтам художественной культуры рассматривать коммерческий успех художественного продукта в качестве основополагающего критерия успешности и эффективности. Такая ситуация обусловливает практическое противоречие между элитарным, по сути, характером классического балета и возрастающей ориентацией на рыночно-массовый характер актуальной художественной культуры. В подобной ситуации балетному искусству необходимо искать новые формы воздействия на публику, чтобы обеспечить дальнейшее развитие и восприятие балета определенными сегментами аудитории.

Таким образом, проблема диссертационного исследования основана на реальных противоречиях существования классического балета в условиях рыночного общества и массовизации культуры и предполагает необходимость комплексного анализа процессов создания, распространения и потребления балетного искусства в современной России, понимания значения и миссии классического балета в актуальной художественной культуре и связывается с отсутствием комплексных культурологических исследований, ориентированных на данную тематику.

Объект исследования - классический балет как социокультурный феномен.

Предметное поле исследования - социокультурные аспекты функционирования классического балета в художественной культуре современной России.

Цель исследования - обосновать устойчиво-традиционные и актуально-трансформирующиеся функции и роль классического балета в художественной культуре современности, выявить ключевые тенденции его развития в общероссийском и региональном аспектах.

Задачи исследования:

1) рассмотреть классический балет как особый феномен культуры, выделить его сущностные черты, отражающие уникальность и специфичность классического балетного искусства;

2) выявить и охарактеризовать историко-культурные аспекты становления и развития классического балета;

3) исследовать процессы создания и трансляции образцов профессионального балетного искусства в актуальной социокультурной ситуации;

4) изучить особенности культуры восприятия классического балетного искусства современной аудиторией;

5) систематизировать ведущие функции классического балетного искусства, исследовать коммуникативные аспекты его существования в городской инфраструктуре.

Теоретико-методологические основы исследования базируются на сочетании философских, культурологических, исторических, искусствоведческих и социологических аспектах современного научного знания.

Принцип историзма, реализованный в разделах, посвященных истории классического балета, позволил проследить ключевые этапы его становления и развития.

Применение структурно-функционального подхода к исследованию балетного искусства было связано с представлением балета как института художественной жизни общества, сложноорганизованной структуры взаимодействия создателей, распространителей и потребителей искусства.

Ч I

Функциональная составляющая, также, виделась в понимании балета как полифункционального феномена культуры.

При использовании системного подхода балет рассматривался как целостная система синтеза искусств: с одной стороны, как динамичное единство своих частей (музыки, драматургии, хореографии, сценографии), а с другой - как подсистема некоей метасистемы (единого поля искусства, подсистемы художественной жизни).

Семиотический подход позволил рассматривать балет как своеобразный текст, фиксируя внимание на его знаково-семиотической составляющей - хореографическом языке. В рамках данного подхода балетное действие предстает как акт коммуникации - передачи смыслов при помощи специфической знаковой хореографической системы.

Синергетический подход позволил рассмотреть историческую эволюцию классического балета как процесс последовательного усложнения, совершенствования, динамику развития через выделение ключевых моментов - точек бифуркации.

В диссертации нашли применение контент-аналитические методики исследования материалов средств массовой информации (публикаций местной, региональной и центральной массовой и профессиональной прессы из архива ЧГАТОиБ), анализ результатов опроса жителей Челябинска.

Научная новизна исследования:

1) обоснована авторская интерпретация значения и роли классического балета как эталонной репрезентации для актуальных экспериментов в хореографической сфере;

2) систематизированы сущностные черты, отражающие универсально-художественную и уникально-специфическую природу классического балетного искусства: синтетическая основа создания, коммуникативная природа действия, культурно-презентационный и визуально-зрелищный характер выражения, сочетание эмоционально-чувственного и рационального начал восприятия, каноничность, доминирование телесно-пластического

начала в создании и передаче художественного образа; непосредственная предметность и адресно-демонстрационный характер в передаче художественной традиции;

3) определены основные показатели эффективного развития профессионального театрального балетного искусства: художественно-репертуарная политика (насыщенность и обновляемость репертуара, соотношение в нем классического и современного наследия); уровень развития балетной труппы и музыкально-постановочной инфраструктуры; система воспроизводства профессиональной подготовки, уровень развития и организации репетиционного процесса; содержательно-стилевая специфика художественного решения балетных спектаклей; событийно-творческая презентация художественных достижений балетной труппы (наличие фестивалей, творческих событий, конкурсов); система многоаспектной и интенсивно функционирующей художественной коммуникации (гастрольная деятельность, возможности приглашения «звезд»).

4) разработана классификация аудитории балетного спектакля по следующим основаниям: степень востребованности и выраженности потребности в постижении балетного искусства; уровень и тип освоения балетного текста; содержательно-стилевая направленность интереса (ориентированность на классическое наследие или авангардно-экспериментальные постановки); типы мотивации обращения; глубина и широта осведомленности в информационно-культурном поле развития балетного искусства; ориентированность социокультурного обращения к балету;

5) обосновано функциональное значение классического балета в формировании и эстетизации культурной среды современного города, определена миссия балета как медиатора в условиях полистилистического многообразия художественного пространства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Трансформация традиционно-канонической ориентации классического балета, обусловленная массовизацией и коммерциализацией современной культуры, формирует противоречие между элитарным, по сути, характером классического балета и возрастающей ориентацией на рыночно-массовый характер художественного пространства. Тем не менее, классический балет продолжает оставаться эталонной репрезентацией для актуальных экспериментов в хореографической сфере.

2. Особенность классического балета выражается в сочетании универсально-художественных и уникально-специфических характеристик. К первым могут быть отнесены: синтетическая основа создания, коммуникативная природа действия, культурно-презентационный и визуально-зрелищный характер выражения, сочетание эмоционально-чувственного и рационального начал восприятия, словесно-символическая (текстуальная) основа существования произведения, каноничность, взаимопереплетение массово-элитарной и национально-универсальной составляющих культуры. Уникально-специфическими чертами классического балета являются: доминирование телесно-пластического начала в создании и передаче художественного образа; диффузное, но органичное соединение различных искусств; непосредственная предметность и адресно-демонстрационный характер в передаче художественной традиции.

3. С точки зрения поиска путей адаптации классического балета к условиям массово-рыночной культуры необходим анализ проблем культуры восприятия балетного искусства и, в том числе, сегментация аудитории по следующим основаниям: степень востребованности и выраженности потребности в постижении балетного искусства; уровень и тип освоения балетного текста; содержательно-стилевая направленность интереса (ориентированность на классическое наследие или авангардно-экспериментальные постановки); типы мотивации обращения; глубина и широта

осведомленности в информационно-культурном поле развития балетного искусства; ориентированность социокультурного обращения к балету.

4. Значение и культурная миссия классического балетного искусства связаны с реализацией функции медиатора в условиях полистилистического художественного многообразия: удержания «живого» классического наследия в публично-коммуникативной форме и порождения авангардно-современных феноменов театрально-музыкальной культуры (база для экспериментально-модерновых постановок, современные способы освоения действительности актуально-художественными практиками танцевального искусства).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в осмыслении классического балета как феномена культуры в общероссийском и региональном контекстах, выявлении специфики его культурологического прочтения, связанной с функционированием балета как социокультурной системы создания, распространения и восприятия художественных, духовных ценностей, зависимой от комплекса культурно-исторических условий и обстоятельств, в которых эта система существует. В ходе работы были обоснованы возможности для исследования классического балета с позиций структурно-функционального, системного, семиотического, синергетического подходов. Разработанные в диссертации теоретические положения позволяют конкретизировать культурологическое осмысление проблем художественной культуры как в теоретическом, так и в прикладном аспектах исследований, осмыслить и обобщить роль классического балетного искусства в историко-культурной ретроспективе и актуальной социокультурной ситуации.

Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, при подготовке основных курсов по мировой художественной культуре, культурологии, культурной политике, теории и истории искусств.

Авторский подход к анализу аудитории балетных спектаклей может быть использован при совершенствовании учебных курсов по теории и социологии культуры и искусства. Практическая значимость диссертации видится в возможности использования результатов исследования для разработки и внедрения специализированных курсов: «Хореографическая культура современности», «Социокультурные аспекты развития балетного искусства», «Культура восприятия классического балетного искусства».

Положения исследования возможно применять при оценке действующего и перспективном планировании репертуара балетных спектаклей; для анализа деятельности средств массовой информации с целью совершенствования их работы по позиционированию балетного искусства; в целом в качестве возможного основания для определения культурно-художественной политики города и области.

Апробация диссертационной работы, изложение ее основных положений осуществлено в 26 публикациях общим объемом 17,5 печатных листов (3 из них в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК МОиН РФ), в том числе в монографии.

Результаты исследования прошли обсуждение на научно-практических конференциях различного уровня: VIII международной научно-практической конференции «Вузовское преподавание: проблемы и перспективы» (Челябинск, 2007 г.), VI международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2007 г.), IX международной научно-практической конференции «Вузовское преподавание: стратегия инновационного развития в условиях модернизации высшего профессионального образования» (Челябинск, 2009), VIII - XI научно-творческих форумах «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2010-2013 гг.), IX всероссийской научно-практической конференции «Славянский научный собор: Урал. Православие. Культура» (Челябинск, 2011 г.), XXXIII научно-практической конференции «Культура -искусство - образование: взаимозависимость результатов науки и практики»

(Челябинск, 2012 г.), научно-практической конференции «Челябинск многонациональный: история города в истории страны» (Челябинск, 2012 г.); V международной научно-практической конференции «Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития» (Махачкала, 2013 г.), I всероссийской научно-практической заочной конференции с международным участием «Проблемы современности: человек, культура, общество» (Рязань, 2013 г.), VI международной научно-практической интернет-конференции «Гуманитарные науки в современном мире» (Тамбов, 2013 г.), III международной научно-практической конференции «Познание стран мира: история, культура, достижения» (Новосибирск, 2013 г.), региональной научно-практической конференции «Высшее образование в России: история и современность» (Самара, 2013 г.), международной межвузовской научно-практической конференции «Сетевая журналистика в стиле "APT": проблемы и перспективы» (Казань, 2013 г.), XIV международной конференции, посвященной проблемам общественных и гуманитарных наук (Москва, 2013 г.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Терентьева, Наталья Алексеевна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абызова, Л. И. Творчество балетмейстера И. Д. Вельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950-60-х годов : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Лариса Ивановна Абызова; [Место защиты: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2008. - 26 с.

2. Адамянц, Н. Л. Новые формы музыкального театра первой трети XX века (на примере творчества И. Стравинского) / Н. Л. Адамянц // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2010. - № 1. - С. 205-214.

3. Антонова, К. И. Балетная труппа Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки / К. И. Антонова // Балет. - 1997. - № 2. - С. 14-20.

4. Асылмуратова, А. А. Общие задачи русской и французской школ балета / А. А. Асылмуратова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2004. - № 14. - С. 35-37.

5. Бабаскина, С. Челябинский театр оперы и балета им. М.И. Глинки / С. Бабаскина // Балет. - 2009. - № 6. - С. 50-51.

6. Бабич, И. А. Смысловые акценты «Сказание о Йусуфе» поэмы Кул Гали и балета Л. 3. Любовского / И. А. Бабич // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2007. — № специальный. - С. 14-18.

7. Базаров, Н. Азбука классического танца: учебно-методическое пособие / Н. Базаров, В. Мей. - 2-е изд. - Л.: Искусство, 1983. - 207 с.

8. Баланчин, Д. Хронология важнейших событий в истории балета / Д. Баланчин // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. -1993.-№2.-С. 31-36.

9. Барышникова, О. Г. Роль педагога-воспитателя в профессиональном становлении артиста балета / О. Г. Барышникова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2011. - № 1. -С. 246-258.

10. Бетехтин, А. В. Социокультурный потенциал Южного Урала: вызовы времени и ориентиры культурной политики / А. В. Бетехтин, Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий, М. Л. Шуб; научный редактор

B. С. Цукерман. - Челябинск : Энциклопедия, 2011. - 229 с.

11. Блок, Л. Д. Классический танец. История и современность / Л. Д. Блок. - Москва : Искусство, 1987. - 557 с.

12. Бобков, Л. М. Балет Урала (до 1941 года) / Лев Бобков. - Пермь : Пермская книга (ИПК Звезда), 2003. - 144 с.

13. Богомолова, Н. Н. Социальная технология печати, радио и телевидения / Н. Н. Богомолова. - Москва : Аспект-пресс, 1991. - 210 с. -72 с.

14. Большаков, В. П. Культура как форма человечности : учебное пособие / В. П. Большаков. - Великий Новгород : НовГУ им. Я. Мудрого, 2000.-92 с.

15. Борисова, И. И. Первый якутский балет «Сир симэгэ» - «Полевой цветок» / И. И. Борисова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2010. - № 1. - С. 97-103.

16. Бурнаев, А. Г. Ценности мордовского балетного искусства в области национального образования / А. Г. Бурнаев // Интеграция образования. - 2005. - № 3. - С. 131-137.

17. Ваганова, И. Б. Неповторимый танцевальный дуэт (Наталия Дудинская и Вахтанг Чабукиани) / И. Б. Ваганова // Искусство и образование. - 2010. - № 1. - С. 82-90.

18. Ваганова, И. Б. «Я счастлив работать с вами...» (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре) / И. Б. Ваганова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2011. - № 1. —

C. 124-132.

19. Ваганова, И. Б. Артисты балета кировского театра Н. М. Дудинская и К. М. Сергеев в годы войны / И. Б. Ваганова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. -№3-3.-С. 797-802.

20. Ваганова, И. Б. К. М. Сергеев о работе над балетом «Золушка» (из рукописного наследия) / И. Б. Ваганова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2008. -№ 19. - С. 177-186.

21. Ваганова, И. Б. Творческое наследие Н. М. Дудинской и К. М. Сергеева в контексте развития советского балетного искусства: на материалах личного архива артистов : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Ирина Борисовна Ваганова; [Место защиты: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2010.- 18 с.

22. Валукин, М. Е. Анализ педагогики балета конца XIX - первой половины XX века / М. Е. Валукин // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 6. - С. 149-154.

23. Валукин, М. Е. Мастерство актера в хореографии / М. Е. Валукин // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2010. - № 2. -С. 128-146.

24. Ванслов, В. В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета / В. В. Ванслов. - Д.: Музыка, 1980. - 192 с.

25. Варакина, Г. В. Игорь Стравинский и «Русский балет» Сергея Дягилева в контексте трансформации культуры рубежа XIX - XX веков / Г. В. Варакина, Т. А. Литовкина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 1. - С. 223-230.

26. Варакина, Г. Сергей Дягилев: феномен русского балета / Г. Варакина // Вопросы культурологии. - 2008. - № 10. - С. 23-25.

27. Васильева, В. В. Принципы символизации в балетах Ю. Григоровича (на примере балетов «Иван Грозный» и «Ромео и Джульетта») / В. В. Васильева // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2010. - № 2. - С. 85-92.

28. Васильева-Рождественская, М. В. Историко-бытовой танец : учебное пособие / М. В. Васильева-Рождественская. - 2-е изд., пересмотр. -Москва : Искусство, 1987. - 382 с.

29. Ведерникова, М. А. Балет как социокультурный феномен (к 100-летию русских балетных сезонов С. П. Дягилева): монография / М. А. Ведерникова; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва : Экон-Информ, 2010.- 159 с.

30. Вильданова, О. Г. Первый национальный балет Башкирии. Методы его создания / О. Г. Вильданова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2010. - № 1. - С. 89-96.

31. Виноградов, О. Только о проблемах / О. Виноградов // Советский балет. - 1986. - № 3 (28). - С. 5-9.

32. Волк, П. А. Синергетика культурогенеза / П. А. Волк // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2004. - № 2. -С. 156-159.

33. Вычужанова, Л. К. Язык хореографии: философский анализ : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Ляля Камильевна Вычужанова; [Место защиты: Башкирский государственный университет]. - Уфа, 2009. -20 с.

34. Габович, М. М. Душой исполненный полет (Об искусстве балета) / М. М. Габович. - Москва : Молодая гвардия, 1966. - 176 с.

35. Гаевский, В. М. Мариинский балет: «чужое» и «своё» / В. М. Гаевский, П. Д. Гершензон // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2007. - № 17. - С. 239-272.

36. Гальцина, Н. В. Второй национальный карельский балет «Кижская легенда» / Н. В. Гальцина // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2008. -№ 19. - С. 51-62.

37. Гальцина, Н. В. Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг. : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Наталья Васильевна Гальцина; [Место защиты: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов]. -Петрозаводск, 2008. - 262 с.

38. Гальцина, Н. В. Становление труппы классического балета в Карелии / Н. В. Гальцина // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.-2007.-№ 17.-С. 183-191.

39. Галятина, А. В. Два типа ритмических систем в музыке русского балета XIX века / А. В. Галятина // Вестник Челябинского государственного университета. - 2007. - № 20. - С. 181-189.

40. Галятина, А. В. Особенности ритма и его роль в музыке русского балета конца XIX - начала XX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02/ Анна Валерьевна Галятина; [Место защиты: Магнитогорская государственная консерватория]. - Магнитогорск, 2008. -207 с.

41. Гарафола, Л. Русский балет Дягилева / Линн Гарафола. - Пермь : Книжный мир, 2009. - 478 с.

42. Гительман, Л. И. Культура и воспитание артистов балета / Л. И. Гительман // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. -1998.-№6.-С. 175-178.

43. Головина, Т. И. Концепция воспитания в академии русского балета / Т. И. Головина // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2004. - № 13. - С. 178-179.

44. Горн, А. В. О музыкальном образовании артистов балета / А. В. Горн // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2008. -№ 19.-С. 135-143.

45. Государев, А. А. Синтез искусств и единства стиля: символизм, модерн и балеты Михаила Фокина / А. А. Государев // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 1998. - № 6. - С. 191-194.

46. Гришина, Е. М. Николай Фадеечев / Е. М. Гришина. - Москва : Искусство, 1990. - 246 с.

47. Гройсман, А. Л. Комплексная коррекция психических состояний артистов балета / А. Л. Гройсман, А. М. Анохин, В. А. Поздняков // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 1. - С. 83-89.

48. Демиденко, С. В. Развитие социокультурной среды современного российского города : дис. ... канд. социол. наук / С. В. Демиденко. - Ростов-на-Дону, 2002. - 194 с.

49. Демидов, Е. А. Н. М. Петипа в Казани: открытие школы хореографии и первый балет (1912-1913 гг.) / Е. А. Демидов // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2007. - № 17. - С. 192-196.

50. Демченко, А. И. Балет И. Стравинского «Весна священная»: Опыт концепционного анализа / А. И. Демченко. - Москва : Композитор, 2000.-69 с.

51. Денби, Э. Об американском балете 1940-х годов / Э. Денби // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2002. - № 11. -С. 147-156.

52. Добровольская, Г. Н. Неизвестные документы по истории балета XVIII века / Г. Н. Добровольская // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 1998. - № 6. - С. 77-89.

53. Дулова, Е. Н. Балетный жанр как музыкальный феномен: Русская традиция конца XVIII - начала XX века : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Е. Н. Дулова. - Москва, 2000. - 320 с.

54. Епишин, А. В. О музыкальной драматургии балетов М. Бежара в контексте эстетики постмодернизма / А. В. Епишин // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2007. - № 17. - С. 199-212.

55. Жукова, Т. И. Чудо-балет Леонида Якобсона / Т. И. Жукова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2004. - № 13. -С. 88-98.

56. Занкова, А. В. Взаимодействие музыки и хореографии в отечественных балетах первой трети XX века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / А. В. Занкова; [Место защиты: Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова]. - Ростов-на-Дону, 2008.-30 с.

57. Занкова, А. Взаимодействие музыки и хореографии в балете Сергея Прокофьева «Блудный сын» / А. Занкова // Музыка и время. - 2006. -№ И.-С. 26-30.

58. Захаров, Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта / Р. В. Захаров. - Москва : Искусство, 1987. - 237 с.

59. Зозулина, H. Н. Алла Осипенко / H. Н. Зозулина. - Ленинград : Искусство, 1987. - 220 с.

60. Илле, M. Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи / M. Е. Илле // Социс. - 1990. - № 12. - С. 94-102.

61. Ильичева, М. А. Аскольд Макаров / М. А. Ильичева - Ленинград : Искусство, 1984. - 156 с.

62. Ильичева, М. А. Эволюция балета в диалоге со временем: «Тщетная предосторожность» в Петербурге - Петрограде - Ленинграде -Петербурге : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / М. А. Ильичева. -Санкт-Петербург, 2001. - 179 с.

63. Исаков, В. М. Особенности нетипового образования артистов балета / В. М. Исаков // Право и образование. - 2012. - № 2. - С. 70-77.

64. Исаков, В. М. Проблемы формирования профессиональной элиты в балете / В. М. Исаков, А. В. Фомкин // Aima mater (Вестник высшей школы). -2011.-№2. -С. 15-20.

65. Каган, М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган // Советская музыка. - 1987. -№ 3. - С. 56-66.

66. Каган, М. С. Об изучении музыки в контексте художественной культуры / М. С. Каган // Вопросы методологии и социологии искусства. -Ленинград, 1988.-С. 110-121.

67. Каган, М. С. Общее представление о культуре / М. С. Каган // Введение в культурологию : курс лекций / под редакцией Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 6-14.

68. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 928 с.

69. Киселева, Н. В. Пушкинская тема в балете Р. М. Глиэра «Медный всадник» / Н. В. Киселева // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2010. - № 1. - С. 259-274.

70. Клирова, К. П. Балет «Накануне» в Малом оперном театре. 1960 год / К. П. Клирова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2009. - № 22. - С. 255-265.

71. Клирова, К. П. Балет К. Ф. Боярского «Классическая симфония» / К. П. Клирова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. -2011.-№ 1.-С. 219-229.

72. Клирова, К. П. Балет К. Ф. Боярского «Франческа да Римини» / К. П. Клирова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. -2010.-№ 2. — С. 216-231.

73. Коршунова, Н. А. Русская балетная критика 1910-х годов и творчество А. А. Горского : автореф. дис.... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Наталья Александровна Коршунова; [Место защиты: Государственный институт искусствознания]. - Москва, 2010. - 24 с.

74. Косачева, Р. Г. Проблемы романтизма в музыке зарубежного балета (1917-1939) : дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Р. Г. Косачева. - Москва, 1983. - 350 с.

75. Костерина, М. А. Художественно-образная интерпретация пластических мотивов в искусстве танца : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 / Мария Анатольевна Костерина; [Место защиты: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева]. - Саранск, 2008.- 17 с.

76. Кравченко, А. И. Культурология : учебное пособие для вузов / А. И. Кравченко. - Москва : Академический проект, 2002. - 496 с.

77. Красовская, В. Балет сквозь литературу / Вера Красовская. -Санкт-Петербург : Академия русского балета им. А. Я. Вагановой (ОАО Иван Федоров), 2005. - 421 с.

78. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины XVIII века / В. М. Красовская. - Москва : Искусство, 1979.-295 с.

79. Кульвер, В. JI. Русский балет как феномен духовности : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02; 17.00.01 / В. JI. Кульвер; Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова. - Санкт-Петербург, 1995.-21 с.

80. Культурные запросы населения и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры : информационно-аналитические материалы социологического исследования (Свердловская область, лето -осень, 2003 г.) / Федеральное агентство по культуре и кинематографии; Государственный Российский дом народного творчества; Министерство культуры Правительства Свердловской области; Свердловский государственный областной дворец народного творчества; Ю. Р. Вишневский, В. Т. Шапко, А. П. Коробейникова. - Москва : Государственный Российский дом. народного творчества, 2005. - 110 с.

81. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. - Санкт-Петербург : Университетская книга : Алетейя, 1998. - 447 с.

82. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. - Санкт-Петербург : Университетская книга : Алетейя, 1998. - 447 с.

83. Культурология : учебное пособие для студентов технических вузов / Г. В. Иванченко, А. В. Литвинцева и др.; под редакцией Н. Г. Багдасарьян. - Москва : Высшая школа, 2002. - 511 с.

84. Куркин, В. В. Контент-анализ художественных текстов / В. В. Куркин // Социологические исследования. - 1991.- № 6. - С. 60-66.

85. Лазанчина, А. В. Н. В. Данилова - балетмейстер и педагог (из истории Самарского театра оперы и балета) / А. В. Лазанчина // Искусство и образование. - 2009. - № 5. - С. 14-22.

86. Лебедева, Г. Д. Балет Серебряного века. Два пути и две судьбы: Фокин и Горский / Г. Д. Лебедева // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. - 2007. - № 10. - С. 154-170.

87. Леонова, М. К. Роль московской балетной школы в творческой жизни Большого театра: 1945-1970 : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Марина Константиновна Леонова; [Место защиты: Российская академия театрального искусства (ГИТИС)]. - Москва, 2008. - 170 с.

88. Лисенкова, А. А. Социальная коммуникация как фактор развития музыкальной театральной культуры : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / А. А. Лисенкова. - Санкт-Петербург, 2003. - 213 с.

89. Ломтев, Д. Г. Балеты Йозефа Штарцера в России / Д. Г. Ломтев // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2010.-№ 1.-С. 220-224.

90. Макарова, В. Г. Отдельные профессиональные составляющие педагогики балета / В. Г. Макарова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2009. -№ 22. - С. 105-113.

91. Макарова, В. Г. Формирование эмпатийных способностей студентов - артистов балета / В. Г. Макарова, С. А. Русинова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2011. - № 1. - С. 55-67.

92. Марков, А. П. Духовная культура России: социально-педагогические проблемы саморазвития : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. П. Марков. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 1993. - 41 с.

93. Марков, А. П. Отечественная культура как предмет культурологии : учебное пособие / А. П. Марков. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет печати, 1996. - 288 с.

94. Марков, А. П. Методология и методика изучения социально-культурной специфики региона / А. П. Марков, Г. М. Бирженюк // Региональные программы развития культуры. - Санкт-Петербург : Импульс, 1991.-74 с.

95. Мацаренко, Т. Н. Профориентация артиста балета после завершения сценической карьеры в системе дополнительного образования детей / Т. Н. Мацаренко // Балет. - 2012. - Т. 174. - № 3. - С. 26-27.

96. Мацаренко, Т. Н. Субъективная оценка своего профессионального будущего артистами балета / Т. Н. Мацаренко // Педагогические науки. -2006.-№6.-С. 333-335.

97. Медведев, В. М. Балет Кара Караева «Семь красавиц». Проблема традиций и обновления / В. М. Медведев // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. -2010. -№ 1. - С. 169-175.

98. Медушевский, В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» / В. В. Медушевский // Восприятие музыки : сборник статей. -Москва, 1980. - С.141-155.

99. Меланьин, А. А. Методы анализа танцевального движения : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Андрей Александрович Меланьин; [Место защиты: Российская академия театрального искусства (ГИТИС)]. - Москва, 2010. - 24 с.

100. Миронов, С. П. Пояснично-крестцовый болевой синдром у спортсменов и артистов балета (диагностический алгоритм) / С. П. Миронов, Г. М. Бурмакова // Вестник Российской академии медицинских наук. - 2008. -№8.-С. 8-12.

101. Миронов, С. П. Пояснично-крестцовый болевой синдром у спортсменов и артистов балета: патология остистых связок / С. П. Миронов, Г. М. Бурмакова, В. Г. Салтыкова // Вестник травматологии и ортопедии им.Н. Н.Приорова.-2011.-№ 2.-С. 81-88.

102. Митрошенков, О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами / О. А. Митрошенков // Социологические исследования. - 2005. - № 11. - С. Ъ1-А6.

103. Митрохина, Л. В. Хореографическая драматургия в творчестве русских балетмейстеров / Л. В. Митрохина // Образование и общество. -2011. -№ 4. — С. 116-120.

104. Михайлова, Л. И. Социология культуры : учебное пособие / Л. И. Михайлова. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 232 с.

105. Моль, А. Социодинамика культуры : пер. с фр. / А. Моль; вступ. ст., ред. и примеч. Б. В. Бирюкова, P. X. Зарипова и С. Н. Плотникова. - Изд. 2-е, стер. - Москва : URSS : КомКнига, 2005. - 416 с. - С. 404.

106. Моргунова, Г. Е. Социокультурная среда города как фактор формирования современной молодежной субкультуры : дис. ... канд. культурологии / Г. Е. Моргунова. - Кемерово, 2010. - 218 с. - С. 20.

107. Морина, JI. П. Мифология и феноменология танца : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / JL П. Морина. - Санкт-Петербург, 2003. - 191 с.

108. Мурзина, И. Я. Методологические аспекты изучения культуры региона / И. Я. Мурзина // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С. 60-65.

109. Мурзина, И. Я. Очерки истории культуры Урала / И. Я. Мурзина, А. Э. Мурзин. - Екатеринбург : Форум-книга, 2008. - 414 с.

110. Мурзина, И. Я. Региональная культура как предмет философско-культурологического исследования / И. Я. Мурзина // Известия Уральского государственного университета. - 2004. - № 29. - С. 86-97.

111. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: бытие и самосознание : автореф. дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / И. Я. Мурзина; Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Издательство Уральского педагогического университета, 2003. - С. 47.

112. Мурзина, И. Я. Феномен региональной культуры: поиск качественных границ и языка описания / И. Я. Мурзина. - Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет, 2003. - 205 с.

113. Мягков, Б. Из ответов на анкету журнала Советский балет / Б. Мягков // Советский балет. - 1989. - № 2 (45). - С. 64.

114. Наборщикова, С. В. Баланчин и Стравинский: к проблеме музыкально-хореографического синтеза : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.02 / Светлана Витальевна Наборщикова; [Место защиты: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского]. -Москва, 2010.-49 с.

115. Надарейшвили, JI. И. К методу анализа балетного текста (структура сценического танца) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Л. И. Надарейшвили. - Москва, 1997. - 37 с.

116. Некрасова, Н. А. Возможности синергетической методологии анализа общества / Н. А. Некрасова, О. Г. Садикова // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2009. - № 142. - С. 164-166.

117. Нетужилова, Н. А. Методические основы гимнастической подготовки будущих артистов балета / Н. А. Нетужилова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2007. - № 18. - С. 180-190.

118. Нетужилова, Н. А. О роли гимнастики в подготовке артистов балета / Н. А. Нетужилова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 1998. -№ 6. - С. 27-33.

119. Нетужилова, Н. А. Язык мифа и ритуала в искусстве балета / Н. А. Нетужилова // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. -2009.-Т. 10.-№ 1.-С. 115-120.

120. Онуфриенко, Г. Ф. Нижинский, Дягилев и «Русские сезоны» / Г. Ф. Онуфриенко // Обсерватория культуры. - 2009. - № 5. - С. 76-85.

121. Орлова, С. В. Образ вещи в современном танце : автореф. дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Светлана Вениаминовна Орлова; [Место защиты: Вятский государственный гуманитарный ун-т]. - Киров, 2011. - 20 с.

122. Осинцева, Н. В. Танец в аспекте антропологической онтологии : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 / Н. В. Осинцева; Тюменский государственный университет. - Тюмень, 2006. - 21 с.

123. Петренко, Е. А. Синтез музыки и танца как традиция русского балета / Е. А. Петренко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - № 1 (13). - С. 57-63.

124. Петров, О. А. Русская балетная критика второй половины XIX века: Петербург / О. Петров. - Екатеринбург : Сфера, 1995. - 414 с.

125. Полякова, Н. В. Проблемы мотивации познавательной деятельности обучающихся в Академии русского балета имени

А. Я. Вагановой / Н. В. Полякова // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. -2008. -№ 19. - С. 160-174.

126. Портнова, Т. В. Артисты балета и хореографы как художники: (Роль и значение изобразительных искусств в практике балетного театра рубежа XIX - XX вв.) / Т. В. Портнова. - Москва : ИЦ-Гарант, 1996. - С. 32.

127. Портнова, Т. В. Образы балета в русском изобразительном искусстве конца XIX - начала XX в.: (Проблемы интерпретации и взаимосвязи искусств) : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Т. В. Портнова; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. - Москва, 1993. - 26 с.

128. Портнова, Т. В. Проблемы взаимодействия балета и пластических искусств в русской художественной культуре конца XIX - начала XX в. : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения : 17.00.04 / Татьяна Васильевна Портнова; [Место защиты: Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств]. -Москва, 2009.-58 с.

129. Портнова, Т. В. Тема балета в русском изобразительном искусстве конца XIX - начала XX в.: (Проблема интерпретации) / Т. В. Портнова; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. - Москва, 1996. -95 с.

130. Предеина, Т. Б. О некоторых факторах, оказавших влияние на становление балета на Южном Урале (результаты экспертной оценки проблемы) / Т. Б. Предеина // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. - 2011. - № 1. - С. 29-40.

131. Преснякова, Е. О. Хореография В. П. Бурмейстера: особенности и метод : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.01 / Елена Олеговна Преснякова; [Место защиты: Российская академия театрального искусства (ГИТИС)]. - Москва, 2009. - 22 с.

132. Протасова, Л. И. Бурятский балет: истоки, этапы развития, взаимодействие национальной традиции и классического танца : автореф.

дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Лариса Иннокентьевна Протасова; [Место защиты: Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств]. - Улан-Удэ, 2007. - 22 с.

133. Розин, В. М. Современная культурология: проблемы формирования и методологический идеал / В. М. Розин // Личность. Культура. Общество. - Москва, 2005. - Вып. 1. - С. 127-145.

134. Ромм, В. В. Танец как фактор эволюции человеческой культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / В. В. Ромм; Алтайский государственный университет. - Барнаул, 2006. - 48 с.

135. Рославлева, Н. П. Василий Дмитриевич Тихомиров / Н. П. Рославлева. - Москва : Искусство, 1971. - 390 с.

136. Руссу, Н. В. Субъект-объектные основания импровизации как вида творческой деятельности в хореографии : дис.... канд. филос. наук : 09.00.01 / Н. В. Руссу. - Кемерово, 2006. - 223 с.

137. Сидоров, А. Н. Художественная культура региона: проблемы социального управления : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / А. Н. Сидоров. - Нижний Новгород, 2006. - 150 с.

138. Синецкая, Т. М. Концерт как отражение художественных интересов населения города (социологический аспект) / Т. М. Синецкая // Город и культура : коллективная монография / отв. ред. В. С. Цукерман; Челябинский государственный институт искусства и культуры. - Челябинск, 1993.- 190 с.

139. Синецкая, Т. М. Социология музыки : учебное пособие / Т. М. Синецкая; Челябинский государственный институт искусства и культуры. - Челябинск, 1998.-281 с.-С. 135.

140. Скульмовская, Л. Г. Регион как субъект функционирования и развития культуры / Л. Г. Скульмовская. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2005. - 299 с.

141. Слонимский, Ю. Беречь хореографические сокровища / Ю. Слонимский // Музыка и хореография современного балета : сборник статей. Вып. 2. - Ленинград : Музыка, 1977. - С. 108-131.

142. Слонимский, Ю. Пути возрождения балета / Ю. Слонимский // Балет. - 1998. -№ 9. - С. 98-99.

143. Сметанина, Б. О. Интерпретация литературных образов в балете: эпизоды из творческого опыта Бориса Эйфмана / Б. О. Сметанина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2007. - Т. 8. - № 27. - С. 77-79.

144. Сметанина, Б. О. Сценическая интерпретация литературных произведений в творчестве Б. Эйфмана: последняя треть XX - начало XXI века : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09 / Бэла Олеговна Сметанина; [Место защиты: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов]. - Санкт-Петербург, 2008. - 26 с.

145. Смирнов, Б. Ф. К проблеме типологии слушателей симфонических концертов / Б. Ф. Смирнов // Социс. - 2004. - №5. - С. 86-89.

146. Смирнова, В. Н. Английский балет начала XX века в контексте культурного диалога : монография / В. Н. Смирнова; Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. - Пенза : Издательство ПГУАС, 2011. - 140 с.

147. Смирнова, В. Н. Художественное alter ego Анны Павловой : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / В. Н. Смирнова. - Саранск, 2004. - 165 с.

148. Соковиков, С. С. Театр и город / С. С. Соковиков // Город и культура : коллективная монография / отв. ред. В. С. Цукерман; Челябинский государственный институт искусства и культуры. - Челябинск, 1993. - 190 с.

149. Сохор, А. Н. Композитор и публика в социалистическом обществе / А. Н. Сохор // Музыка в социалистическом обществе : сборник статей / сост. А. А. Фарбштейн. - Ленинград : Музыка, 1975. - Вып. 2. - 213 с.

150. Сохор, А. Н. Социология и музыкальная культура / А. Н. Сохор. -Москва : Советский композитор, 1975. - 202 с.

151. Степанова, Н. Ю. Феноменология танца: движение в структуре временности : автореф. дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / Надежда Юрьевна Степанова; [Место защиты: Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет]. - Комсомольск-на-Амуре, 2010. - 23 с.

152. Судакова, M. В. Эволюция современного хореографического спектакля и методика его экспертной оценки : дис.... канд. искусствоведения : 24.00.01 / М. В. Судакова. - Владивосток, 2006. - 201 с.

153. Сурина, И. А. Московская аудитория концертов классической музыки / И. А. Сурина, Н. А. Селиверстова // Социс. - 1996. - № 1. - С. 129— 131.

154. Тейдер, В. Труден путь к сатире / В. Тейдер // Советский балет. -1987.-№4.-С. 29-30.

155. Тельчарова, Р. А. Музыка и культура: личностный подход / Р. А. Тельчарова. - Москва : Знание, 1986. - 62 с.

156. Уланова, Г. Из Челябинска в Большой театр / Г. Уланова // Вечерний Челябинск. - 1966. - Текущий архив ЧГАТОиБ им. М. И. Глинки.

157. Уральская, В. И. Детство подводит итоги / В. Уральская // Балет. -1994.-№ 1.-С. 28-29.

158. Уральская, В. И. Трудное сегодня нашего балета. А завтра... / В. И. Уральская // Советский балет. - 1991. - № 6 (61). - С. 19-21.

159. Устинова, Т. Лексика русского танца: основные элементы русских танцев и плясок / Татьяна Устинова. - Москва : Балет, 2006. - 205 с.

160. Федоренко, Е. Чувствуя душу спектакля / Е. Федоренко // Советский балет. - 1984. - № 6 (19). - С. 26-27.

161. Фокина, К. Есть билет на балет! / К. Фокина // Балет. - 2007. - № 6 (148).-С. 24-25.

162. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Искусство в жизни людей (Конкретно-социологические исследования искусства в России второй половины XX века. История и методология) / Ю. У. Фохт-Бабушкин. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2001.-260 с.

163. Хлебников, А. Русские художники в балетах начала XX века / А. Хлебников // Балет. - 2008. - № 4 (152). - С. 16-17.

164. Хоруженко, К. М. Культурология : энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1997. - 640 с.

165. Хренов, Н. А. О неисследованных аспектах взаимодействия искусства и публики / Н. А. Хренов // Вопросы методологии и социологии искусства : сборник научных трудов / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. - Ленинград, 1988. - С. 100-110.

166. Хренов, Н. А. Смена поколений в границах культуры модерна: надежды, иллюзии, реальность / Н. А. Хренов // Поколение в социокультурном контексте XX века / отв. ред. Н. А. Хренов. - Москва : Наука, 2005.-С. 21-111.

167. Худеков, С. Н. Всеобщая история танца / С. Н. Худеков. -Москва : Эксмо, 2009. - 606 с.

168. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. / Российская Академия наук; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации; отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1997. - Т. 2: Аудитория искусства в России: вчера и сегодня. - 214 с.

169. Художественная жизнь современного общества : в 4 т. / Российская Академия наук; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации; отв. ред. А. Я. Рубинштейн. -Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1998 - Т. 3: Искусство в контексте социальной экономии. - 353 с.

170. Художественная жизнь современного общества: в 4 т. / Российская Академия наук; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации; отв. ред. Б. Ю. Сорочкин. -Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001. - Т. 4. Кн. 1: Государственная культурная политика в документах и материалах. - 440 с.

171. Художественная культура и искусство: методологические проблемы : сборник научных трудов / Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова; сост. В. М. Дианова. - Ленинград : ЛГИТМИК, 1987. - 158 с.

172. Художественная культура и развитие личности: проблемы долгосрочного планирования / Академия наук СССР; Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания. - Москва : Наука, 1987.-222 с.

173. Художественная культура и эстетическое развитие личности / В. И. Мазепа и др.; Академия наук УССР; Институт философии. - Киев : Наукова думка, 1989.-292 с.

174. Цветкова, Е. О. Инструментальные сочинения в русском балете XX столетия: проблемы интерпретации музыкального текста : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02 / Е. О. Цветкова. - Москва, 2004. - 263 с.

175. Цукерман, В. С. Из работ прошлых лет : сборник статей /

B. С. Цукерман; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2007. - 181 с.

176. Цукерман, В. С. Музыка и слушатель : опыт социологического исследования / В. С. Цукерман. - Москва : Музыка, 1972. - 202 с.

177. Чадов, С. И. «Золушка» из Челябинска достигла Тайваня /

C. И. Чадов // Балет. - 2002. - № 1 - С. 28.

178. Чадов, С. И. Челябинск 45 и 36,6 / С. И. Чадов // Балет. - 2002. -№4-5.-С. 16-17.

179. Чадов, С. И. Балетная труппа Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки / С. И. Чадов // Исторические чтения : материалы научной конференции «Культура Урала. XX век». - Челябинск, 2007. - С. 264.

180. Чадов, С. И. Портрет оркестра / С. И. Чадов // Созвучие. - 2011. -№ 6 (апрель) - С. 4.

181. Человек в мире художественной культуры: Приобщение к искусству: процесс и управление / отв. ред. Ю. У. Фохт-Бабушкин. - Москва : Наука, 1982.-336 с.

182. Шульгина, А. Бальный танец. Бытовая хореография России, конец XIX - начало XX века / Алла Шульгина. - Москва : Один из лучших, 2005.-84 с.

183. Щелкунова, А. Челябинские сезоны Тлеубаева / А. Щелкунова // Балет. - 1992. -№ 2. - С. 32-33.

184. Эльяш, Н. И. Образы танца / Н. И. Эльяш. - Москва : Знание, 1970.-238 с.

185. Яковлева, Ю. Мариинский театр. Балет. XX век / Юлия Яковлева. - Москва : Новое литературное обозрение, 2005. - 327 с.

Электронные ресурсы

186. Виппер, Б. Р. Введение в искусство [Электронный ресурс] / Б. Р. Виппер. - Режим доступа : http//lib.ru /textbooks/art/viper.txt. - (дата обращения: 06.11.2013).

187. Искусство [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/slt/abc/ltl/ltl-3101.htm.- (дата обращения: 17.03.2011).

188. Философский словарь [Электронный словарь]. - Режим доступа : http://mirslovarei.com/content_fil/vidy-iskusstva-7219.html. - (дата обращения: 21.03.2011).

189. Энциклопедия культурологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_corier/451. - (дата обращения: 11.04.2011).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.