Провинция и "центр" в театральной культуре России 1970-80-х годов: феномен "уральские зоны" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Флеенко, Дарья Алексеевна

  • Флеенко, Дарья Алексеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Кемерово
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 185
Флеенко, Дарья Алексеевна. Провинция и "центр" в театральной культуре России 1970-80-х годов: феномен "уральские зоны": дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Кемерово. 2015. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Флеенко, Дарья Алексеевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические и историко-культурные основания исследований провинциальной театральной культуры

1.1. Методологические подходы к исследованию провинциальной театральной культуры

1.2. Культурно-историческая динамика российской провинциальной театральной культуры

Глава 2. «Уральская зона» как феномен провинциальной театральной культуры 1970-80-х годов

2.1. Факторы формирования творческого содружества режиссеров «уральской зоны» в провинциальной художественной культуре 1970-80-х годов

2.2. Творческое содружество режиссеров «уральской зоны» как альтернативное явление в советской художественной культуре 1970-80-х годов

Глава 3. Центростремительные и центробежные тенденции в контексте художественно-творческого пространства «уральской зоны»

3.1. Смыслообразугощие векторы новаторских поисков творческого содружества режиссеров «уральской зоны»

3.2. Характерные особенности театральных экспериментов творческого содружества режиссеров «уральской зоны»

Заключение

Список использованных источников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Провинция и "центр" в театральной культуре России 1970-80-х годов: феномен "уральские зоны"»

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность исследования определяется поисками путей самоопределения культуры российских регионов и изменениями, наблюдаемыми в последние десятилетия в функционировании нестоличных театров. Отчасти перемены связаны с процессами децентрализации художественно-творческого поиска, с появлением значимых тенденций не только в столице, но и на территории того или иного региона. В более широкой культурно-исторической перспективе процессы децентрализации рассматриваются в их связи с процессами централизации. Такая взаимообусловленность является частью культурной ментальности, которая в работах философов, культурологов определяется как амбивалентная, двойственная, бинарная.

Смещение акцентов в сторону децентрализации в области художественной культуры проявляет себя начиная с 1960-х годов и по настоящее время. Не случайно в последнее десятилетие появляются работы, посвященные отношениям «центра» и «периферии». Эти публикации возникают во многом благодаря актуализации интереса к провинции и активным художественно-творческим процессам, свойственным региональной культуре.

В 1970-х годах процессы преодоления централизации в области художественной культуры нашли проявление также в театральном искусстве и выразились в феномене так называемой «уральской зоны», который и сегодня вызывает интерес, являясь конкретным примером развития в провинциальной среде тенденций художественной культуры своего времени. Именование «уральская зона» закрепилось за сообществом режиссеров, объединенных новым пониманием эстетической природы театра кукол, которое возникло на территории Урала (охватив города: Магнитогорск, Челябинск, Свердловск, Курган и др.) и существовало в 1970-80-е годы. Другой (не единственный, но яркий) пример схожих тенденций, вписывающийся в контекст эпохи 1970-х годов, - клуб но-

восибирского Академгородка «Интеграл», в котором среди прочего проходили первые фестивали джазовой музыки и авторской песни.

С 1980-х годов на территории Пермского края и Урала начинает формироваться новый центр развития неклассической хореографии. Инновации в указанной области были представлены Пермским театром «Балет Евгения Панфилова», Екатеринбургским театром современной хореографии «Провинциальные танцы» и Эксцентрик-балетом С. Смирнова, а также Челябинским «Театром современного танца», получившими очень высокую оценку профессионального сообщества. В это же время в Свердловском театре оперы и балета А. Титель создает спектакли, в которых закладываются основы современной российской оперной режиссуры. С конца 1980-х годов в провинции возникают авторские драматические театры, продолжающие децентрализацию художественного поиска. Так, в 1988 году создан Новосибирский городской драматический театр под руководством С. Н. Афанасьева, в 1990 году в Кемерово Е. В. Гришковец основал театр «Ложа», а в Омске открылся «Пятый театр», руководил которым С. Л. Рудзинский.

Процессы децентрализации в исследуемой сфере продолжаются и в настоящее время, в связи с этим актуализируются задачи, связанные с осмыслением сути этого явления. В контексте заявленной темы особый интерес представляют самые ранние события, свидетельствующие о смещении центра возникновения и проявления художественных новаций из пространства столицы в провинцию. Формирование «центров» художественно-творческого поиска в регионах актуализирует анализ явлений, изменивших театральную карту России и провинциальную культурную среду. В данном исследовании в подобном ключе рассмотрена «уральская зона», определившая важный этап в формировании театрального пространства в России, а также оказавшая влияние на развитие провинциальной театральной культуры.

Осмысление феномена «уральской зоны» как явления театрального искусства происходит в театроведении. В нашей работе представляется актуаль-

4

ным рассмотреть его на фоне процессов российской культуры. В частности - с точки зрения порождения этого феномена совокупностью социокультурных факторов, определивших его содержание и влияние на театральную культуру России. Посредством анализа индивидуализирующих черт творческого содружества режиссеров «уральской зоны» предполагается осмысление места и значимости провинциального театрального искусства в советской художественной культуре.

Степень научной разработанности проблемы.

В первый блок включены работы по методологии исследования явлений культуры. В основу легли научные труды, в которых разрабатывались начала индивидуализирующего метода познания в гуманитарных науках. Теоретическое обоснование данный метод получил в трудах В. Виндельбанда и Г. Рик-керта. В работе Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре» рассматривается важный для нашего исследования метод анализа индивидуального явления через выделение его характерных черт, выявление его причинной обусловленности и определение его значимости через отнесение к общекультурной ценности. Также важным для нас оказалось выделение Г. Риккертом «исторического группового понятия», которое может быть осмыслено как индивидуальное явление в рамках указанного метода.

Другой важный аспект данного исследования связан с обращением к культурно-историческому методу, становление которого происходило благодаря работам А. Н. Пыпина. Важный вклад в исследование конкретных культурно-исторических процессов совершили А. Я. Гуревич («Категории средневековой культуры», «Индивидуальность и социум на средневековом Западе») и Л. М. Баткин («Итальянское возрождение: проблемы и люди», «Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях в пределах личного самосознания»), В опоре на указанные работы, а также труды Ю. М. Лотмана, развивавшего идеи об амбивалентности русской культуры, осуществлен анализ динамики развития провинциального театра кукол как части об-

5

щего культурного процесса и определены факторы формирования феномена «уральской зоны» в провинциальном театральном пространстве.

Второй блок составили работы по истории и теории российской художественной культуры изучаемого периода, посвященные ее специфическим чертам на разных этапах формирования: Н. Хренова «Культура в эпоху социального хаоса»; П. Вайля, А. Г'ениса «60-е. Мир советского человека»; В. П. Конева «Советская художественная культура периода 30-80-х годов XX века: Теоретико-исторический анализ», Н. Ю. Костюриной «Художественная культура России XX века. Сущность и периодизация»; В. С. Жидкова «Культурная политика и театр»; Н. Верта «История советского государства. 1900-1991». В перечисленных научных трудах художественная культура советского периода рассматривается через призму политических и социально-культурных тенденций времени, выявляются закономерности развития культуры и формирования ее различных дискурсов. Анализ господствующих направлений и художественных парадигм на материале литературы, изобразительного искусства и архитектуры представлен в книгах С. Савицкого «Андеграунд. История и мифы ленинградской неофициальной литературы», В. Паперного «Культура два», в материалах сборников «Семидесятые как предмет истории русской культуры» (статья И. П. Уваровой и С. Ю. Рогова «Семидесятые: хроника художественной жизни»), «Избавление от Миражей. Соцреализм сегодня» (статья В. И. Тюпы «Альтернативный реализм»), «От искусства оттепели к искусству распада империи» и «Соцреалистический канон» (статьи Т. Лахусена, X. Гюнтера, Л. Геллера и А. Бодена).

Третий блок представлен работами, посвященными проблемам провинциальной культуры. Большой вклад в систематизацию исследований провинциальной культуры внес Н. М. Ишошкин, который сгруппировал материалы, посвященные методологии изучения провинциальной культуры (В. Ю. Афиани, И. Л. Беленький, Е. Я. Бурлина, Н. И. Воронина, М. С. Каган, Л. И. Коган, Т. И.

Кандаурова, Т. А. Чичканова) и изучению провинции в разных ее аспектах. Анали-

6

зом проблем провинции занимались С. Н. Иконникова, В. Н. Каганский, С. Я. Сущий, Н. В. Букреева, Э. Я. Дмитриева, С. А. Голубков, А. Ф. Еремеев, С. А. Исупов, А. М. Карпеев, И. В. Левитская, М. В. Строганов.

Осмысление понятия «провинция» как культурологической категории и анализ процесса формирования семантического поля, связанного с данным понятием, произведены в работах: Н. М. Инюшкина, И. А. Едошиной, Н. А. Дид-ковской, М. С. Кагана. Изучению характерных черт российской провинции, особенностей ее социального, экономического, политического устройства, аспектов повседневной жизни посвящены труды Е. А. Цыгановой, И. А. Купцо-вой, Н. М. Инюшкина, Е. А. Сайко. В этих работах провинция представлена в культурно-исторической динамике. Отдельный корпус составляют исследования провинциального культурного пространства и его специфических особенностей с XVIII по начало XX века, предпринятые Г. Ю. Стерниным, Е. И. Рубинштейном, Б. Ф. Егоровым, а также авторами сборника «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века».

В четвертый блок вошли работы, посвященные театральному искусству советского периода, позволившие выявить некоторые общекультурные процессы эпохи, повлиявшие и на формирование творческого содружества театров кукол «уральской зоны». Значимыми для нашего исследования оказались работы П. Богдановой, содержащие анализ процессов развития драматического театра в условиях советской художественной культуры 1960-80-х годов. Изучением особенностей взаимодействия театра, публики и власти в эпоху позднего социализма занимались Е. И. Кузнецова, В. С. Жидков, Г. Г. Дадамян, В. И. Дмитриевский и др.

Для понимания факторов, определивших успех художественно-творческих поисков театра кукол в провинциальном пространстве России периода 1970-80-х годов, необходимо обратиться к исследованиям, в которых выявляются специфические черты театра кукол как вида театрального искусства. Значимыми среди них являются работы Ю. М. Лотмана «Кукла в системе

7

культуры» и X. Калинской «О культурологическом подходе к исследованию кукольного театра». В статье Ю. М. Лотмана кукла осмысляется как культурный объект, через который искусство второй половины XX века в значительной степени осознает свою специфику. Понимание феномена куклы в этом ракурсе определило подход в диссертации к анализу средств сценической выразительности в театре кукол «уральской зоны». Базовыми для осмысления художественной практики театра кукол и особой знаковой системы в XX веке стали также труды П. Г. Богатырева, О. М. Фрейденберг, X. Юрковского, Б. П. Голдовского. Е. Б. Коренберг, А. П. Кулиша. А. Ф. Некрыловой, А. А. Ивановой и др. Кроме того, для понимания процесса формирования режиссерского театра кукол значимыми являются работы режиссеров-первопроходцев этого вида театра: Е. С. Деммени, С. В. Образцова, М. М. Королева и др. В их книгах сформулированы концепции театра кукол, в диалоге или полемике с которыми формировались художественные принципы представителей творческого содружества «уральской зоны». Важный в контексте данной работы анализ смены художественных векторов в искусстве театра кукол произведен в книге Н. И. Смирновой «Искусство играющих кукол: Смена театральных систем». К комплексному исследованию куклы, ее технологических форм и проявлений в пространстве сцены и киноэкрана обращается А. Н. Василькова в книге «Душа и тело куклы. Природа условности куклы в искусстве XX века: театр, кино, телевидение». Б. П. Голдовский в книге «Режиссерское искусство театра кукол в России XX века. Очерки истории» показывает этапы формирования режиссерского театра кукол и его основных технологических систем в России, частью которого становятся и представители «уральской зоны».

К пятому блоку отнесены работы исследователей, живущих в регионах и составляющих часть современного театрального процесса провинции. Эти работы во многом опираются на метод включенного наблюдения и аргументируют процессы самоидентификации провинциальной художественной культуры.

Современному театру российской провинции и проблемам его функционирова-

8

ния в культурологических аспектах посвящены диссертации 2000-х годов. Театр в контексте региональных социокультурных моделей осмысляется в работах Н. А. Дидковской и Г. Г1. Ивинских. Провинциальное культурное пространство как пространство театрального эксперимента исследует Р. Р. Романов. А. И. Бураченко изучает роль критики в межкультурном взаимодействии нестоличных театральных коллективов и ее функции в театральном и культурном процессе. Анализу зрительской аудитории провинциального театра и выявлению ее характерных черт, определяющих особенности функционирования театра, посвящено диссертационное исследование К. О. Чепленко.

Появление в регионах работ, посвященных театральной жизни как составляющей культурного процесса, представляется важным знаком усиления идентификации провинциальной культуры, выраженной не только в художественной рефлексии, но и в научном анализе. Деятельность провинциальных театров в указанном ракурсе представлена также в сборниках статей «Очерки культурной жизни провинции» (отв. ред. Е. Костина), «Искусство и искусствоведение: теория и опыт» (отв. ред. Н. Л. Прокопова). Описание и анализ театрального процесса в свете отношений столицы и провинции нашли отражение в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Вопросы театра».

Исследования, посвященные анализу тенденций развития провинциального театра кукол, в общем объеме литературы занимают сравнительное небольшое место. Особо следует отметить научные и критические материалы, посвященные деятельности творческого содружества режиссеров «уральской зоны». Так, к практике режиссеров указанного содружества в рамках описания «новых поисков» в современном театре кукол обращается Н. И. Смирнова в книгах «Искусство играющих кукол: смена театральных систем», «И... оживают куклы». Осмысление места и роли театра кукол «уральской зоны» в культурном пространстве СССР 1970-80-х годов нашло также отражение в статьях Л. Смирнова, М. Перчихиной, И. Уваровой, А. Ивановой, К. Мухина, Е. Давыдовой в журналах «Театр», «Декоративное искусство СССР» и «Кукарт».

Проблема исследования связана с реальной противоречивостью взаимодействия в культуре России «столичной» и «провинциальной» художественной культуры. Это порождает вопрос, рассматриваемый на примере феномена «уральской зоны», о том, при каких социокультурных условиях и на каких основаниях возникают центры активизации творческого поиска в провинции, обогащающие культурное пространство России в целом.

Объект исследования: театральная культура России 1970-1980-х годов.

Предмет исследования - взаимодействие провинции и «центра» в театральной культуре России 1970-80-х годов на примере феномена «уральской зоны».

Цель исследования - выявление социально-культурных факторов взаимодействия провинциальной и столичной театральной культуры 1970-80-х годов.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

1. Определить методологическую базу в исследовании провинциальной театральной культуры.

2. Установить культурно-исторические условия взаимодействия провинции и «центра» в театральной культуре России 1970-1980-х годов.

3. Выявить влияние политических и социально-культурных факторов, определивших процессы централизации и децентрализации в театральной культуре России 1970-80-х годов.

4. Обосновать сущностные, содержательные и институциональные основания феномена «уральской зоны».

5. Аргументировать смыслообразующие векторы новаторских поисков творческого содружества режиссеров «уральской зоны».

6. Конкретизировать индивидуальные художественные принципы творческого содружества режиссеров «уральской зоны».

Теоретико-методологическая база исследования. Междисциплинарный

характер работы определил подход к выбору методологии исследования, кото-

ю

рая представляет собой совокупность генерализирующего и индивидуализирующего методов.

Культурно-исторический метод позволил установить взаимосвязь между эстетическими поисками, воплощенными в конкретных постановках, и социокультурной ситуацией периода. В работе рассмотрены факторы изменений в обществе, оказывающие влияние на искусство, а также современные подходы, направленные на раскрытие внутренних тенденций культурно-исторических процессов, представленные в работах А. Я. Гуревич, Л. М. Баткина.

Выявить и проанализировать индивидуальные черты творческого театрального содружества «уральской зоны», определяющие его как явление уникальное, единичное и проявляющиеся в конкретной театральной практике, помог индивидуализирующий метод, предложенный в работах В. Виндельбанда и получивший развитие в трудах Г. Риккерта.

В качестве дополнительного метода видится важным привлечение идей семиотики к исследованию культуры. В данной работе возможности семиотического метода применены в анализе художественной практики творческого содружества режиссеров «уральской зоны», а также в исследовании знаковой природы куклы и ее культурных смыслов, актуализировавшихся в спектаклях конкретного культурно-исторического периода.

Эмпирической базой исследования послужили спектакли творческого содружества режиссеров «уральской зоны». При разборе постановок мы основываемся на сохранившихся видеозаписях отдельных спектаклей, а также на их описании в статьях ведущих исследователей театра, критиков, журналистов. Кроме того, в массив источников вошли зрительские отзывы в местной прессе (из архивных материалов театров) и воспоминания участников событий, зафиксированные в статьях и интервью.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Аргументирована целесообразность применения культурно-исторического и индивидуализирующего методов в сочетании с идеями семиотики в качестве методологической базы исследования провинциальной театральной культуры.

2. Выявлены культурно-исторические условия усиления значимости провинциального театра кукол во второй половине XX столетия в связи с ослаблением реалистического направления в искусстве, а также в связи с тенденцией общей децентрализации художественно-творческого поиска и его смещения на периферию.

3. Осмыслены 1970-80-е годы как период активизации процессов взаимодействия централизации и децентрализации в художественной культуре, обусловленных политическими и социокультурными факторами: налаживанием политического и культурного диалога с Западом, ужесточением государственного контроля. Указанные процессы способствовали самоопределению провинциальной театральной культуры вообще и возникновению творческого содружества режиссеров «уральской зоны» в частности. Предложено теоретическое обоснование утвердившегося ранее в искусствоведении устойчивого сочетания «уральская зона» как «исторического группового понятия», содержащего индивидуальность всех представителей группы и транслирующего понимание свободы как общекультурной ценности.

4. Определено понятие «уральская зона» как феномен, сообщивший импульс развитию провинциальной театральной культуры. В связи с актуализацией альтернативной официальной линии в советской художественной культуре уточнены следующие предпосылки формирования творческого содружества режиссеров «уральской зоны»: 1) специфика магистральной линии в театре кукол, связанной с именем С. В. Образцова, 2) поиски новых форм в театре кукол, осуществленные в спектаклях М. М. Королева, А. Бурова, Б. Аблынина; 3) творческие лаборатории как пространство поиска нового понимания театра кукол как вида искусства.

5. Выявлены индивидуальные свойства творческого содружества режиссеров «уральской зоны», связанные с транслируемыми посредством художественной практики темами. В качестве сущностных смыслов новаторских поисков творческого содружества режиссеров «уральской зоны» сформулирован круг общих сквозных тем творчества, связанных единой идеей осмысления места человека в современном мире: 1) «человек и власть», 2) «человек и общество», 3) «взросление личности и проявление ее творческого потенциала».

6. Уточнены индивидуализирующие черты художественной практики творческого содружества режиссеров: движение в сторону синтетических театральных форм; поиск приемов сценического существования; расширение круга выразительных средств, расширение репертуарного диапазона, ориентация на широкую зрительскую аудиторию.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследование провинциальной театральной культуры требует использования комплексного подхода, опирающегося на возможности генерализирующего культурно-исторического и индивидуализирующего методов, а также идей семиотики. В опоре на указанные подходы выявлена динамика развития театральной культуры в России в контексте формирования отношений «столица» - «провинция», «центр» - «периферия», «официальное» - «неофициальное» искусство, «драматический театр» — «театр кукол». Феномен «уральской зоны» определен как альтернативное явление в истории русской провинциальной театральной культуры последней трети XX столетия.

2. В контексте осмысления культурно-исторических условий взаимодействия периферии и «центра» в художественной культуре выявлена связь возрастания интереса к искусству театра кукол с развитием нереалистических направлений. Так, интерес к кукле проявляется в периоды: 1) рубежа Х1Х-ХХ веков и связан с формированием направления модернизма и влиянием символистской эстетики на театральное искусство; 2) на этапе 1970-80-х годов, корреспондирующихся с попытками преодоления натуралистических тенденций в театре

13

кукол, а также с возникновением новых культурных центров, художественных сообществ и направлений вне столиц.

3. Период 1970-80-х годов обоснован как первый этап самоидентификации провинциальной художественной культуры, спровоцированный активизацией процесса децентрализации. Указанные десятилетия советского периода послужили накоплению потенциала провинциальной культурной среды и его раскрытию в постсоветское время. Развитию творческой среды в провинции способствовали политические и социокультурные факторы: влияние западной культуры; усложнение пространства российской художественной культуры в связи с ужесточением государственного контроля; укрепление неофициальной линии в искусстве.

4. Художественная практика группы режиссеров, вошедшая в историю русского театрального искусства как «уральская зона», позиционирована в измерениях культурологии. Посредством индивидуализирующего метода творческий союз названных театральных деятелей осмыслен как содружество режиссеров театра кукол провинции, формой интеграции которого явились общие ценностные (утверждение свободы как общезначимой ценности) и художественные принципы. Феномен «уральской зоны» был обусловлен практикой содружества режиссеров, в которой отразились: противостояние «официальной» линии в советской художественной культуре, формирование альтернативного направления и новой смысловой парадигмы в театре кукол. Как предпосылки

I

укрепления позиций альтернативного явления в провинциальной театральной культуре установлены: стремление к преодолению магистральной линии советского театра кукол, влияние европейского театра кукол через фестивали и обменные гастроли, творческие лаборатории, способствовавшие консолидации профессионального сообщества.

5. Смыслообразующие направления художественной практики творческого содружества режиссеров «уральской зоны» представлены темами «человек и

власть», «человек и общество», «взросление личности и проявление ее творче-

14

ского потенциала». Установки представителей творческого содружества режиссеров «уральской зоны», связанные с осмыслением свободы как общезначимой ценности, проявились в области художественного поиска в расширении и приближении смыслового поля театра кукол к драматическому театру, литературе и кино. В стремлении к расширению границ театра кукол также актуализировалась тенденция к децентрализации культуры.

6. Развитие репертуара посредством обращения к несвойственной для советского театра кукол литературе (включающей в себя классическую и современную драматургию и прозу) и ориентация на создание взрослого зрительского сообщества определили следующие индивидуализирующие черты художественной практики творческого содружества режиссеров «уральской зоны»: движение в сторону синтетических форм; поиск новых приемов сценического существования; расширение круга выразительных средств. Указанные индивидуализирующие черты наряду с принципом «неконвенциональности», предполагающим поиск нового способа выражения и нового кода, который зритель должен открыть в каждом спектакле на локальном, идейном уровне, отразили общее столкновение процессов централизации и децентрализации в художественной культуре данного периода.

Научно-теоретическая значимость исследования

На основе приемов культурно-исторического и индивидуализирующего методов, а также идей семиотического анализа, на материале «уральской зоны» установлены культуроформирующие возможности провинциального театра, эксплицированы аспекты формирования театрального феномена в провинциальном культурном пространстве и определены его индивидуализирующие черты. Кроме того, возникновение творческого содружества режиссеров «уральской зоны» было осмыслено как проявление альтернативных тенденций рассматриваемого периода. Такой подход позволяет дополнить общую картину исследования провинциальной художественной культуры с точки зрения влияния на нее официального и неофициального искусства 1970-80-х годов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Флеенко, Дарья Алексеевна, 2015 год

Список использованных источников

1. Аваиссова, Г. А. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева. - Москва: Из-во РАГС, 2004. - 424 с.

2. Аванесова, Г. А. Ядро - периферия и процессы регионализации культуры / Г. А. Аванесова // Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / под ред. Б. С. Тарасова. - Москва: Аспект Пресс, 1998. - С. 185-189.

3. Адрианова, Т. О. Социальные функции театра / Т. О. Адрианова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 35 (289). -С. 91-94.

4. Альтшуллер, А. Я. Провинциальный театр / А. Я. Альтшуллер // Русская художес твенная культура конца XIX- начала XX века / под ред. А. Д. Алексеева [и др. |. - Москва: Наука, 1968. - Кн. 1: 1895 - 1907. Зрелищные искусства. Музыка. - С. 158-176.

5. Альтшуллер, А. Я. Александринский театр / А. Я. Альтшуллер // Русская художественная культура конца XIX - начала XX века / А. Д. Алексеева |и др.|. - Москва: Наука, 1977. -Кн. 3: 1908 - 1917. Зрелищные искусства. Музыка. - С. 92-106.

6. Антология сатиры и юмора России XX века. - Москва: Эксмо-Пресс, 2000. - Т. 6: Григорий Горин. - 736 с.

7. Ахиезер, А. С. Социально-культурные проблемы развития России (философский аспект) / А. С. Ахиезер. - Москва: Российская Академия наук, Институт научной информации по общественным наукам, 1992. - 82 с.

8. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. - Москва: Искусство, 1990. -415 с.

9. Ваткин, Jl. M. Европейский человек наедине с собой: Очерки о культурно-исторических основаниях в пределах личного самосознания / Л. М. Баткин. - Москва: PI ТУ, 2000. - 1008 с.

10. Белова, Е. «Питер Пэн» / Е. Белова // Театр. - 1977. - № 7. - С. 1819.

1 1. Березкин, В. И. Искусство сценографии мирового театра / В. И. Бе-резкин. - Москва: КомКнига, 2006. - Т. 4: Театр художника. Истоки и начала. -232 с.

12. Березкин, В. И. Польский театр художника: Кантор, Шайна, Монд-зик / В. И. Березкин. - Москва: Аграф, 2004. - 336 с.

13. Березкин, В. И. Художник в театре сегодня / В. И. Березкин. - Москва: Советская Россия, 1980. - 128 с.

14. Библер, В. С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в XXI век / В. С. Библер. - Москва: Политиздат, 1991. - 412 с.

15. Боборыкин, П. Д. За полвека. Воспоминания / П. Д. Боборыкин. -Москва: Захаров, 2003. - 686 с.

16. Богатырев, П. Е. О взаимосвязи двух близких семиотических систем (Кукольный театр и театр живых актеров) / П. Е. Богатырев // Труды по знаковым системам: сб. науч. тр. - Тарту: Тартуский государственный университет, 1973. - Вып. 6. - С. 306-329.

17. Богданова, П. Режиссеры - шес тидесятники / П. Богданова. - Москва: Новое ли тературное обозрение, 2010. - 176 с.

18. Богданова, П. Режиссеры - семидесятники / П. Богданова. - Москва: Новое ли тературное обозрение, 2014. - 224 с.

19. Богданова, П. Театр Анатолия Васильева 70-80-х годов. Метод и эстетика [Электронный ресурс] / П. Богданова. - Москва: Новое литературное обозрение. - 2011. - 214 с. - Режим доступа: http://l it.l ib.ru/b/ bogdanowa_p_b/Leatranaloliyavasilyeva70-80ggmetodiestetika.shtml - Загл. с экрана.

20. Бойм, С. Общие места: мифология повседневной жизни / С. Бойм. -Москва: Новое литературное обозрение, 2002. - 320 с.

21. Булавка, Л. А. Феномен советской культуры / Л. А. Булавка. - Москва: Культурная революция, 2008. -288 с.

22. Булатова, М. Уральская зона / М. Булатова // Кукарт. - 2005-2006.

- № 10-1 1. - С. 63-64.

23. Бураченко, А. И. Театральная критика в провинции: структура и функции: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Алексей Иванович Бураченко.

- Кемерово, 2014. - 176 с.

24. Быстрова, А. И. Культурное пространство как предмет рефлексии / А. И. Быстрова // Философские науки. - 2004. - № 12. - С. 24-40.

25. Вайль, П.. Генис, А. 60-е. Мир советского человека. / П. Вайль, А. Генис. - Москва: 11овое литературное обозрение, 1996. - 368 с.

26. Василькова, А. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве XX века: т еат р, кино, телевидение / А. Василькова. - Москва: Аграф, 2003.-208 с.

27. Верт, Н. История советского государства, 1900-1991: учебник / Н. Верт. - Москва: ИМФРА-М, Весь мир, 1998. - 544 с.

28. Взрослые темы «детского» театра // Комсомолец. - 1982. - 27 окт.

29. Виндельбаид, В. Избранное: Дух и история / В. Виндельбанд. - Москва: Юрист, 1995. - 687 с.

30. Возгривцсва, К. И. Театральное пространство: культурологический аспект / К. И. Возгривцсва // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - № 35. - С. 57-63.

31. Вольховский, В. А. Взрослые темы «детского» театра / В. А. Воль-ховский // Комсомолец. - 1982. - 27 окт.

32. Геллер, Л., Боден, А. Институциональный комплекс соцреализма / Л. Геллер, А. Боден // Соцреалистический канон / под общ. ред. X. Гюнтера, Е. Добренко. - С.анкт-11егербург: Академический проект, 2000. - С. 289-3 19.

33. Герои ленинградской культуры: 1950-1980-е / cocí'. Л. Скобкина. -Санкт-Петербург: [б. и.], 2005. -256 с.

34. Глазунова, О. Те мушкетеры и эти / О. Глазунова // Театр. - 2006. -№ 1. - 60-66.

35. Г лебкип, ß. Ритуал в советской культуре / В. Глебкин. - Москва: Янус-К, 1998. - 168 с.

36. Голдовский, Б. П. История драматургии театра кукол / Б. П. Голдовский. - Москва: Дизайн Хаус, 2007. - 328 с.

37. Голдовский, Б. Режиссерское искусство театра кукол России XX века. Очерки истории. Книга 1 / Б. Голдовский. - Москва: [б.и.], 2011. - 120 с. .

38. Голдовский, Г). Режиссерское искусство театра кукол России XX века. Очерки истории [Электронный ресурс] / Б. П. Голдовский - М.: Вайн Граф, 2013. - 320 с. - Режим доступа: http://www.e-reading.link/book rcader.php/103 1630/Goldovskiy_-_Rezhisserskoe_iskusstvo_ teatra__kukol_kossii_XX_vcka.html. - Загл. с экрана.

39. Голдовский, Б. Российский театр кукол в период постмодерна [Электронный ресурс] / Б. Голдовский. - Режим доступа: http://rudocs.cxdat.com/docs/index-278823.html

40. Голдовский Б. Русский народный кукольный театр: генезис, функции, образы [Электронный ресурс] / Б. Голдовский. - Режим доступа: http://booth.rLi/pctTushka/goldovsk_petr_l.shtml. - Загл. с экрана.

41. Головчинср. В. Г. Горина надо осмыслить как нашу закономерность... [Электронный ресурс] / В. Е. Головчинер // Неординарные формы русской драмы XX столетия: сб. ст. / отв. ред. проф. 10. В. Бабичева. - Режим доступа: http://www.bot)ksiic.Tu/rulltext/bab/ich/babicheva_y_v/7.htm.- Загл. с экрана.

42. Головчинср, В. Е. Две эпохи томского театра / В. Е. Еоловчинер // Очерки истории культуры Томской области / сост. Э. Л. Львова. - Томск: Рекламный Дайджес т, 2010. - С. 144-160.

43. Головчипер, В. Эскиз к портрету / В. Головчинер // Красное знамя. -1987.-27 окт.

44. Горный, Li Мистический жест импровизатора в открытом пространстве сцены (Беседа с режиссером театра «ДаНег» Борисом Понизовским) [Электронный ресурс| / Г. Горный // Alma Mater. - 1992. - № 2 (7) http://www.zhurnal.ru/slalT/gorny/texts/ponizovski.html- Загл. с экрана.

45. Горяинова, О. И. Методология структурно-функционального анализа культуры / О. И. ! оряинова // Основы культурологии: уч. пособие / под ред. И. М. Быховской. - Москва: Эдиториал УРСС, 2005. - 496 с.

46. Гракова, О. Чтобы сказка не старела... / О. Гракова // Алтайская правда, - 1979,- 1 июля.

47. Гуревич. А. Я. Категории средневековой культуры / А. Я. Гуревич -Москва: Искусст во, 1984. - 350 с.

48. Гуревич. П. С. Субкультура [Электронный ресурс] / П. С. Гуревич // Культурология. XX век. Энциклопедия / гл. ред. и сост. А. Я. Левит. - Санкт-Петербург: Уни вереи i стекая книга, 1998. - Режим доступа: http://www.psylib.org.ua/books/levit01/txtl07.htm - Загл. с экрана.

49. Понтер, X. Художественный авангард и социалистический реализм / X. Понтер // Соцрсалис гический канон / под общ. ред. X. Понтера, Е. Добрен-ко. - Санкт-Пегербуpi: Академический проект, 2000. - С. 101-108.

50. Понтер. X. Жизненные фазы соцреалистического канона / X. Гюн-тер // Соцреалистический канон: сб. ст. / под общ. ред. X. Понтера, Е. Добрен-ко. - Санкт-Пстерб) рг: Академический проект, 2000. - С. 28 1-288.

51. Давыдова. 1- В сторону куклы / Е. В. Давыдова // Геатр. - 1989. -№ 7. - С. 43-5 1.

52. Давыдова. К В сторону свободы / Е. В. Давыдова // Театральная жизнь. - 1986. - № 19. - С. 10-11.

53. Дадамян. Г. Г. Атлантида советского искусства 1917-1991 / Г. Г. Дадамян. - Москва: ГИ ГИС, 2010.-Ч. 1: 1917-1932. - 524 с.

54. Данилов, С. С. [Вступительная статья] / С. С. Данилов // Русский провинциальный театр. Воспоминания / под общ. ред. С. С. Данилова. - Ленинград; Москва: Искусство, 1937. - С. 7.

55. Декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела» РСФСР от 26.08.1919 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lunachaTsky.newgocl.su/lib/o-massovyh-pra7.dnestvah/dekret-soveta-narodnyh-komissarov-ob-obedinenii-teatralnogo-dela. - Загл. с экрана.

56. Демин. Г. Русский театр начала XXI века: время выживания? / Г. Демин // Pro scenium. Вопросы театра: сб. ст. / сост. и отв. ред. В. А. Максимова. - Москва: КомКнига, 2006. - С. 76-97.

57. Дидковская, Н. А. Современный провинциальный театр: мифологизированная реальност ь / Н. А. Дидковская // Вестник Евразии. - 2002. - № 3. -С. 116-141.

58. Дидковская, El. А. Театр как субъект и среда воплощения культурных стратегий современной российской провинции / Н. А. Дидковская. // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №i 4. - Т. I. - С. 246-249.

59. Дмитриев. 10. Большое собрание маленьких кукол / 10. Дмитриев // Советская культура. - I960. - 1 нояб.

60. Дмитриевский, В. Н. Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования: дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.01 / Виталий Николаевич Дмитриевский. - Ленинград, 1991. - 395 с.

61. Дмитриевский, В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в сис^ теме отношений сцены и публики: Советский театр 1917-1991 гг. / В. Н. Дмитриевский. - Москва: Государственный институт искусствознания, «Канон-)-» РООИ «Реабилитация», 2013.-Ч. 2: Советский театр 1917-1991 гг.-696 с.

62. Едошппа, И. А. Понятие «провинция» как феномен в русской культуре / И. Д. Едошипа // Русская провинция и театр. - Иваново: ИвГУ, 201 1. - С. 4-13.

63. 1 лисеева, 10. А. Феномен «культурного I незда» в социогумани Iарном дискурсе [Олектронный ресурс] / 10. А. Елисеева. - Режим доступа: 1Шр://\у\у\у.г1^па11ка сот/20_0№1_2012/РЫк)!50рЫа/4_1 13726.cloc.htm. - Загл. с экрана.

64. Ерасов, Б. С. Цивилизация: универсалии и самобытность / Б. С. Ерасов. - Москва: Наука, 2002. - 524 с.

65. Жаровцева, И. «Мой кукольный театр шубок и мудр...» / И. Жа-ровцева // Те а 1р.- 1987,-№7.-С. 103-1 17.

66. Жидков, В. С Культурная поли тика и телф / В. С. Жидков. - Москва: Издательс 1 во ли г. по а том. технике, 1995.-320 с

67. Жумаги, Т. Провинциальный андеграунд 1960-1980-х годов [Электронный ресурс] / Т. Жумати // 2ААКТ. - Режим доступа: http://mmj.rU/l 58.Ь1тГ.'&атИс1е=413 - Загл. с экрана.

68. Заржецкий, В. В. Традиции балагана в современной драматургии: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Василий Владимирович Заржецкий. - Москва, 2006 -21 с.

69. Зорохович, Е. Куклы и маски / Е. Зорохович // Московская правда. - 1987. - 13 мая.

70. . Иванкива, М. В. Пьеса Джеймса М. Барри «Питер Пэн»: к вопросу о границе взрослой и детской литературы / М. В. Иванкива // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2009. - № 92. - С. 200-203.

71. Иванова, А. Аномальная зона / А. Иванова // Кукарт. - 2005-2006. -№ 10-11.-С. 95-97.

72. Иванова. Л. А. Театр кукол: содержательность традиционных 1сх-нологических систем: автореф. дис. ... канд. искусс 1 поведения: 17.00.01 / Анна Аркадьевна Иванова. - Санкт-Петербург, 1996. -17 с

73. Иванова-Брашинская, А. Вольховкий и... / А. Иванова-Брашипская // Кукарт. - 2005-2006. - № 10-1 1. - С. 95-97.

74. Ивинских, Г. П. Пермский театральный период. Из истории театрального искусства Пермского края. ХТХ - начало XXI века / Г. П. Ивинских. -Пермь: ИЦ « Титул», 2014. - 684 с.

75. Ишошкин, Н. М. Провинциальная культура: взгляд изнутри / 11. М. Инюшкин. - Пенза: Пензенская правда, 2004. - 439 с.

76. Иняхин, А. Люди, куклы и «третий жанр» / А. Иняхин // Театр. -1980.-№ 1.- С. 44-51.

77. Исаченко, С. В. Альтернативная культура в позднесоветском социуме: региональное измерение: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01 / Сергей Владимирович Исаченко. - Волгоград, 2014. - 27 с.

78. Ишкип, Ь С. Динамика представлений о провинциальном городе в российской кулыурс Нового времени / Б. С. Ишкин // Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. по материалам конгресса / отв. ред. Д. Л. Сппвак. - Москва: Новый хронограф: Эйдос, 2009. - Т. 6: Культурное наследие: От прошлого к будущему. - С. 3 1 1-320.

79. Каган, М. С., Кайсаров, Е. А. История культуры Петербурга: учебное пособие / М. С. Каган, Е. А. Кайсаров. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2010. -320 с.

80. Каган, М. С. Москва - Петербург - провинция: «двустоличность» России - ее историческая судьба и уникальный шанс / М. С. Каган // Российская провинция. - 1993. - № 1. - С. 16-27.

81. Каган, М. С. Философия культуры. / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: Лань, 1998. -448 с.

82. Кагапский, В. Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: сб. ст. / В. Л. Каганский. - Москва: 11овое литературное обозрение, 2001. - 572 с.

83. Калинская, X. О культурологическом подходе к исследованию кукольного театра / X. Калинская // Художественная культура и искусство: Методологические проблемы: сб. науч. тр. / cocí-. В. М. Дианова - Ленинград: Ле-

174

нинградский государственный институт i carpa, музыки и кинематографии, 1987. - С. 154-159.

84. Каминская, Н. Чтобы злым не везло / IT. Каминская // Советская культура. - 1983. - 17 сент.

85. Капралов, Ю. Первые спектакли о современности / Ю. Капралов // Театр. - 1950. - № 5. - С. 37-43.

86. Кардынова, М. М. Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины ХТХ - начала XX века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Мария Михайловна Кардынова. - Нижний Новгород, 2010. - 219 с.

87. Коган, J1. Н. Духовный потенциал провинции вчера и сегодня / JI. Н. Коган // Социологические исследования. - 1997. - № 4. - С. 122-129.

88. Копев. В. П. Советская художественная культура периода 30-80-х годов XX века: I еоретико-исторический анализ: автореф. дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / Валерий Павлович Конев. - Кемерово, 2004. - 39 с.

89. Корспберг, Е. Б. Истоки театра кукол и его основных жанров / Е. Б. Коренберг // Ч то же такое театр кукол? В поисках жанра: сб. ст. - Москва: ВТО, 1980. - С. 178-189.

90. Королев. М. М. Искусство театра кукол: Основы теории / М. М. Королев. - Ленинград: Искусство, 1973. - 1 1 1 с.

91. Коротов, В. Е. Динамика социальных функций европейского искусства как кулыурно-исторического феномена: дис. ... канд. филос. наук: 22.00.06 / Борис 1:ш епьевич Коротов. - Тюмень, 201 1. - 184 с.

92. Кострова Н. Первые советские кукольники / Н. Кострова // Что же такое театр кукол ': сб. ст. / сост. О. И. Полякова. - Москва: СТД РСФСР, 1990. -С. 88-105.

93. Коспорипа, Н. Ю. Художественная культура России XX века. Сущность и периодизация / Н. Ю. Костюрина. - Санкт-Петербург: РГГ1У им. А. И. Герцена, 2000. - 174 с.

94. Кручипина, И. Непросто убить дракона / И. Кручинина // Магнитогорский рабочий. -1981. - 26 фев.

95. Кр)1,01. Актер и сверхмарионетка / Э. Г. Крэг // Воспоминания. Статьи. 1 !исьма - Москва: Искусство, 1988. - С. 212-233.

96. Крэг, О Г. Заметка о масках / Э. Г. Крэг // Воспоминания. Статьи. Письма. - Москва: Искусство, 1988. - С. 233-240.

97. Кузовчикова, Т., Зайцева, Н. Хенрик Юрковский: «Больше иллюзии, пожалуйс1а» [Электронный ресурс] / Т. Кузовчикова, Н. Зайцева // Империя драмы. - Декабрь 2010 - январь 2011. - № 41-42. - Режим доступа: http://www.alexanclTinsky.ru/magazine/mbiTcs/rubrics_384.html. - Загл. с экрана.

98 Кулиш, Д. П. Истоки театральной куклы / А. П. Кулиш // В профессиональной школе кукольника: сб. науч. тр.- Ленинград: ЛГИТМиК, 1988 - С. 148-154

99. Кулы урология: учебник / под ред. 10. Н. Солонина, М. С. Кагана. -Москва: Высшее образование, 2005. - 566 с.

100. Купцова, И. А. Динамика русской провинциальной культуры в условиях исторических трансформаций российской цивилизации: дис. ... д-ра культурологии: 24 00.01 / Ирина Александровна Купцова. - Москва, 201 1. -377 с.

101. Лазарев, А. И все-таки - удача! / А. Лазарев // Челябинский рабочий. -1978. - 16 аир.

102. Лахусен, Г. Соцреализм в поисках своих берегов: несколько исторических замечаний относительно «исторически открытой эстетической системы правдиво! о изображения жизни» / Т. Лахусен // Соцреалистический канон / под общ. ред. X Гюпгера, Е. Добренко. - Санкт-Петербург: Академический проект. 2000. - С. 523-536.

103. Левикова, Е. Из прошлого / Е. Левикова // Кукарт. - 2005-2006. -№ 10-1 1. - С. 88-89.

104. Лсшпина, Е. Летопись театрального дела рубежа веков. 1975-2005. / Е. Левшина. - Санкт -Петербург: Балтийские сезоны, 2008. - 464 с.

105. Ленинградский большой театр кукол. - Ленинград, 1975.

106. Ленинградскому государственному большому театру кукол 50 лет / сост. Е Стропская. -- Ленинград: Искусство, 1982. - 206 с.

107. Лот wai i. Ю. М. История и типология русской культуры / Ю. М. Лотмап. - Сапкт-1Кчсрбург: Искусство-СПБ, 2002. - 768 с.

108. Лотман, К). М. Кукла в системе культуры / Ю. М. Лотман // Об искусстве. - Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2005. - 704 с.

109. Лотман, 10. М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург: Искусс гво-СПБ, 2000. - 704 с.

1 10. Лотмап. 10. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Ю. М. Лотмап. - Санкт-1 ¡етербург: Академический проект , 2002. - 543 с.

111. Малевич, О. В золотом раю / О. Малевич // Театр. - 1960. - № 5. -С. 75-77.

I 12. Мальцева, О. Поэтический театр Юрия Любимова. Спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке 1964-1998 / О. Мальцева. - Санкт-Петербург: РИИИ, 1999.-271 с.

1 13. Маргулис, С. Дом на краю Европы / С. Маргулис // Урал. - 1982. -№ 7.-173-180.

I 14. Маркаряп. Э. С. Очерки теории культуры / Э. С. Маркарян. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. - 228 с.

I 15. Миловзорова, М. А., Раскатова, Е. М. «Другое искусство» столицы и провинции: к вопросу о структуре историко-культурной ситуации [Электронный ресурс] / М. А. Миловзорова, Е. М. Раскатова // Вестник гуманитарного факультета И1ХТУ. - 2008. - Вып. 3. - Режим доступа: http://www.isuct.ru/e-publ/vglVsites/ru.e publ.vgf/files/2008/vgf-2008-03-40.pdf

1 16. Модернизм [Электронный ресурс] // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Иванова. - Москва: Гардарики, 2004. - Режим доступа: die. academic. m/dic.nsf/encjphilosophy/746/МОДЕРНИЗМ

1 17. Мухин, К. Миг между прошлым и будущим / К. Мухин // Театральная жизнь. - 1989. - № 13. - С. 20-21.

1 ¡8. Наймушина, А. Н. Закономерности и фазы культурной диффузии / А. Н. Наймушина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2014. -№ 164. - С. 78-86.

I 19. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII - начало XX века / А. Ф. Некрылова. - Ленинград: Искусство, 1988. -215 с.

120. Некрылова, А. Ф. Куклы Петербурга / А. Ф. Некрылова // Кукарт. -2004.-№9. _с. 53-38.

121. Немченко. Л. Большой мир кукольной сцены / Л. Немченко // Вечерний Свердловск. - 1975. - 23 июня.

122. Немченко, Л. Буратино и другие / JI. Немченко // Комсомольская правда. - Магни I огорск. -1976.-7 авг.

123. Немченко, Л. Большой мир кукольной сцены / Л. Немченко // Вечерний Свердловск. - 1975. - 23 июня.

124. Немченко. Л. Движущийся мир театра кукол / Л. Немченко // Театр. - 1978. -№ 6. - С. 53-62.

125. Никопова. С. И. Государственная политика в области идеологии и культуры в кон I с к с 1 с советской действительное ги (середина 60-х - середина 80-х годов XX века)- автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Светлана Игоревна 11икопов... - Казань, 2009. -44 с.

126. Образцов, С. В. Режиссер условного юатра / С. В. Образцов // Театр. - 1940. -№ 1 1 -С. 45-55.

127. Образцов, С. В. Моя профессия / С. В. Образцов. - Москва: ACT, Зебра Е, ВК'Г. 2009. - 640 с.

128. Образцов, С. В. Что же такое - кукла9 / С. В. Образцов // Что же такое теат р кукол'7 В поисках жанра: сб. ст. - Москва: ВТО, 1980. - С. 7-22.

129. Орлова, Е. В. К вопросу о культурологическом анализе театрального пространства [Электронный ресурс] / Е. В. Орлова // Вестник ОЕУ. - № 6 (88). - 2008. - Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2008_6/2-pdf

130. Орлова, Е. В. Театральное пространство и пространство театра: компаративный анализ: дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Елена Валентиновна Орлова. - Тамбов, 201 1. - 175 с.

131. Орлова. Е. В. Театральное прост рапс ню в структуре художественного пространсI ва: системный анализ [Электронный ресурс] / Е. В. Орлова // Аналитика культурологии. - № 18. - 2010. - Режим доступа: httpV/cyberlcninka.ru/aTticIe/n/teatralnoe-prostranstvo-v-strukture-hudozhestvennogo -prostranstva-sistemnyy-analiz - Загл. с экрана.

1 32. Пави, Г1. Словарь театра / EI. Пави. - Москва: ЕИТИС, 2003. - 5 16 с.

133. Паперный, В. Культура два / В. Паперный. - Москва: Новое литературное обозрение. 1996. - 384 с.

134. Перчпчипа, М., Уварова, И. Все как \ людей / М. Перчихина, И. Уварова // Театр. - 1987,-№7.-С. 118-127.

135. Перчихина, М. По сцене идет существо... / М. Перчихина // ДИ СССР, - 1984. -№ 10.-С. 31-34.

136. Петровская, И. Ф. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX века / И. Ф. Петровская. - Ленинград: Искусство. Ленинградское отделение, 1979. - 248 с.

137. Петровская, И. Ф. Театр и зритель российских столиц: 1895-1917 / И. Ф. 11стровская. - Ленинград: Искусство, 1990. - 271 с.

138. Петрова, Л. 'Творческая биография Романа Виндермана [Электронный ресурс] / J1. Петрова. - Режим доступа www.vinderman.com /theater/about.php- Загл. с экрана.

139. Микстом, II К. Областные кулыурные 1иезда: историко-краеведческий семинар / Н. К. Ликсанов. - Москва, Ленинград, 1928. - 148 с.

140. Подорога, В. А. Мимесис. Материалы по анали i ической антропологии литературы / В. А. Подорога. - Москва: Культурная революция Логос, 2006. - Т. 1: Н. 1 о голь, Ф. Достоевский. - 379 с.

141. Попиювский, В. Премьера альтрюизма или сомнение в премьере / Б. Понизовский // Jin I ературно-художественный альманах «Незамеченная земля». - Москва, СанкI-Петербург: Ассоциация «Номая литература», 1991. - С. 303-327.

142. Провинция // Большая советская энциклопедия |Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bse.sci-lib.com-aTlicle093024.html - Загл. с экрана.

143. Прокопова, Н. J1. Театральный процесс Кузбасса: векторы развития / Н. J1. Прокопова // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: сб. науч. тр. / под ред. Г. А. Жерновой. - Кемерово: Изд-во КемГУКИ, 2004. - Вып. 3: Театральное прос iранеi lit) Сибири. - С. 48-71.

144. Пыпин, А. Н. История русской литершуры: в 4 i. / А. Н. Пыпин. -Саню-11етербур1 Типография М. М Сгасюлевича, 1898-1899

145 Рай Iаровская, Н Владимир Штейн. История одного человека и судьбы / Н. Рай I аровская. - Москва: |б.и.], 2010. - 264 с.

146. Раскагова, Е. М. Сове1Ская власть и художественная интеллигенция в 1964-1985 п.: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Елена Михайловна Раскатова. -Москва, 2010. - 594 с.

147. Рикксрт. 1 . Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт. - Москва: Республика, 1998. -413 с.

148. Романом, Р. Р. Феномен провинциального reaipa: дис. ... канд. культурологии: 24.00 01 / Роман Романович Романов. - Хабаровск. 2006. - 176 с.

149. Руднев, В. Словарь культуры XX века / 13. Руднев. - Москва: АГРАФ, 1997. - 394 с.

150. Савицкий, С. А. Андеграунд. Исюрия и мифы ленинградской неофициальной ли I сра iуры / С. Л. Савицкий. - Москва: Новое литературное обозрение, 2002 - 153 с.

151. Сайко, Е. А. Российская провинция как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.02 / Елена Анатольевна Сайко, - Москва, 1997. - 129 с.

152. Сайко, Е. А. Куль тур-диалог философии и искусства в эпоху Серебряного века / Е. Д. Сайко. - Москва: РАЕС, 2004. - 141 с.

153. Санпикова, Т. Цешр и периферия. Моноцентрическая модель советской кул ы уры | Электронный ресурс] / 1. Санникова // Научно-культурологический журнал. - 2007. - № 2 [147]. - Режим доступа: http://www.relga.i u/Environ/WebObjects/tgu-www woa/wa/Main?tcxtid= 1584& level 1 =main&levcl2=articles. - Загл. с экрана.

I 54. Самш уллина, Р. От Петрушки к Прометею / Р. Самигуллина. - Уфа: Китап, 1993. - 143 с

155. Семидесятые как предмет истории русской культуры / ред.-сост. К. Ю. Рогов. - Москва-Венеция. 1998. - 302 с.

156. Слонимская ТО. Марионетка. Фрагметы / Ю. Слонимская // Ку-карт. - 2004. - N" 9. - 41^2.

157. Смирнова. Н. Глазами 1ероя / Н. Смирнова // Декоративное искусство СССР. - 1983. - № 12. - С. 30.

158. Смирнова, Н. И. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем / Н. И. Смирнова. - Москва: Искусство, 1983. - 270 с.

159. Смирнова, EI. «Е1о курсу «Белого парохода» / Н. Смирнова // Театральная жизнь. - 1983. -№ 23. - С. 1 1-12.

160. Смирнова, Н. Радостные открытия / 11 Смирнова // Челябинский рабочий. -198о. - 5 янв.

161. Смиппов. Л. Пространства внутренний избыток / Л. Смирнов // Ку-карт. - 2005-200(j. - № 10-1 1. - С 73-79.

162. Сперанский, Е. Куклы. Что дальше / Е. Сперанский // Театр. - 1987. -№7. - С. 44-47.

163. Стерпим. Г. Ю. Абрамцево - «тип жизни» и тип искусства» [Электронный ресурс ] / Г. 10. Стерн ин // Два века. Очерки русской художественной культуры. - Режим доступа: http://www.tphv-hislory.ru/books/ocherki-russkoy-hudozhestvennoy-kuUuryl6.html. - Загл. с экрана.

164. С тернии, Г. Ю. Русская художественная культура второй половины ХГХ - начала XX века. Исследования. Очерки / Г. Ю. Стернин. - Москва: Советский художник, 1984. — 296 с.

165. Трубникова, О. Старая комедия - новая игра / О. Трубникова // Вечерний Свердловск. -1975. - 12 нояб.

166. Тэн. И. Философия искусства / И. Тэн. - Москва: Республика, 1996. -351 с.

167. Тюпа, В. 14. Альтернативный реализм / В. И. Тюпа // Избавление от миражей. Соцреализм сегодня / сост. Е. А. Добрей ко - Москва: Советский писатель, 1990. - С. 345-372.

168. Тюпа, В. И. Парадигмы художественноеги (конспект цикла лекций) [Электронный ресурс] / В. И. Тюпа // Дискурс. - ¡997. - № 3-4. - Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual/cliscourse34_22.htm. - Загл. с экрана.

169. Уварова, И. Помни ib подлость / И. Уварова // Тюменская правда. -1982. - 10 март.

170. Уварова, И. П. «Кукла Мейерхольда» / И. П. Уварова // Кукарт. — 2004. -№ 9. -С. 4-14.

171. Уварова, И. Вся королёвская конница / И. Уварова // Кукарт. -2005-2006. - № 10-11. - С. 67-72.

172. Уварова. И. П. Свертки и спирали. Ткани и нитки / И. П. Уварова // Живая кукла: сб. ст. - Москва: Рос. гос. гуманитар, ун-т, Ин-т высш. гуманитар, исслед.. Центр типологии и семиотики фольклора, 2009. - С. 75-86.

173. Уварова, И. П. Теагр оживающей скульптуры / И. II. Уварова // Театр. - 1982. - №.. 7. - С. 35-40.

174. Уварова, И. П., Рогов, К. Ю. Семидесятые: хроника художественной жи ¡ни / И. 11. Уварова, К. 10 Рогов // Семидесятые как предмет истории русской кулыуры / род -сост. К. 10. Рогов. - Москва; Венеция, 1998. - 302 с.

175. Флиер, Д. >1., Полетаева, М. А. Тезаурус основных понятий культурологии: учебное пособие [Электронный ресурс] / Д. Я. Флиер, М. А. Полетаева. - Москва: Московский университет культуры и искусств, 2008. - 284 с. -Режим доступа: http://gaga»o.ru/uchebnoe-posobie-i*noskva-2008-flier-a-ya-poletaeva-m-a-ieza.html - Загл. с экрана.

176. Флиер, А. Я. Кулыурная среда и ее социальные черты [Электронный ресурс] / А. Я. Флиер // Информационный гумани iарный портал «Знание. Понимание. Умение-' - 2013. - № 2. - Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Hier_Cultural-Milieu/

177. Хренов, 11. А. Культура в жоху социального хаоса / Н. А. Хренов. -Москва: Едиториа.м УРСС. 2002.-448 с.

178. Цуканов, Г. Авангарда таинственный лик [Электронный ресурс] / Г. Цуканов // Меценат и мир. Литературный и культурологический журнал. - Режим доступа: ht;p://www.mecenat-and-world.ru/l 1 -1 3/teatr.htm. - Загл. с экрана.

179. Цыганова. Я. М. Российская провинция пореформенной эпохи как историко-кулыурпое пространство: подходы к изучению / Я. М. Цыганова// Вестник Сам 1 N - 20 1 3. - № 8 (109). - С. 74-82.

180. Чащпна. С. В. Альтернативная культура и альтернативные художественные практики, к проблеме механизма возникновения и развития [Электронный ресурс] / С. В. Чащина // Культура и образование. - 2014. - № 12. -Декабрь. - Режим доступа: http://vestnik-rzi.ru/2014/l2/2773.

181. Чвапов, И В. Российская провинция как социокультурный феномен: дис. ... канд. филос. наук: 09 00.11 / Иван Владимирович Чванов. - Саранск. 201 1.- 151 с.

182. Шаггтала, Г. «Маленький принц» на сцене / Г. Шаптала // Челябинский рабочий. - 1979. - 25 мая.

183. Шиньёв, Е. 11. Межкультурная диффузия как фактор творчества (на материале прои зведений В. В. Набокова) [Электронный ресурс] / Е. П. Шиньёв // Аналитика кул ы урологии. - 2010. - № 16. - Режим доступа: http://cyberleninka.iu/articlc/n/me7Jikûliuinaya-ditïu7jya-i-intertekstimlnost-v-rornane -v-nabokova-mashenka - За гл. с экрана.

184. Шиньсв. Е. П. Интермедиальность как механизм межкультурной диффузии в литературе (па примере романов В. В. Набокова «Дар») [Электронный ресурс] / Е. П. Шиньёв // Аналитика культурологии. - 2009. - № 14. - Режим доступа: htl p://cyberl cninka.ru/arl i ele/n/i ntermedial nost-kak-mehani zm-mezhkulturnoy-dil ru/ii-\'-lileratuie-na-primere-romanov-v-v-nabokova-dar

185. LLIiiei, JI. 1 . Сегодня и зашра в театре кукол / J1. Г. Шпет // Что же такое театр кукол? В поисках жанра: сб. ст. - Москва: ВТО, 1980. - С. 29-32.

186. Шпс1, JI. I . Актер-человек среди актеров-кукол / Л. Г. Шпет// Что же такое театр кукол'.' 13 поисках жанра: сб. ст. - Москва: ВТО, 1980. - С. 23-28.

187. Шрайман, В. Л. В поисках синтетичен кого театра / В. Л. Шрайман // Театральная жи знь. - 1988. - № 8. - С. 21.

188. Юрковский, X. Идеи нос i модернизма и куклы [Электронный ресурс] / X. Юрковский // Экран и сцена. - 2001. - № 48 (618). - Режим доступа: http://booth.ru/ieor_ tea ir k uk/postmodern_jurkowski.htm - Загл. с экрана.

189. Юрковский. X. Из из1 лядов на историю театра кукол / X. Юрковский // Что же такое театр кукол? В поисках жанр.:, сб. ст. - Москва: ВТО, 1980. _ С. 44-76.

190. Юрьева, А. В. Взаимодействие театра и публики в малом городе: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Алена Викторовна Юрьева. — Екатеринбург, 2012. - 21 с.

191. Юрьева, Е. I [ена прозрения / Е. Юрьев,а // Театр. - 1983. - № 1 1. - С.

34-37.

192. Яковепко, Б. Вильгельм Випдельбаид / Б. Яковепко // Виидельбанд В. Избранное: Дух и история. - Москва: Юрис1, 1995. - С. 659-670.

193. Яськевич, И. Г. История искусства музыкального театра. Лекции. Материалы / И Г . Яськевич. - Новосибирск, 201 I. - 305 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.