Театральная реальность и ее трансформация в эпоху постмодерна: на материале театра кукол тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Берман, Вероника Львовна
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 128
Оглавление диссертации кандидат философских наук Берман, Вероника Львовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Культурные и антропологические основания театральной реальности.
§ 1 Религиозные истоки театральной реальности.
§ 2 Повседневная жизнь и карнавал как основания театральной реальности.
§ 3 Игровые компоненты театральной реальности.
§
ГЛАВА II. Трансформация театральной реальности.
§ 1 Социокультурные функции театральной реальности.
§ 2 Театральная реальность в эпоху постмодерна.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Искусство театра кукол в контексте национальной культуры2008 год, кандидат искусствоведения Романовский, Евгений Яковлевич
Становление театра "Геликон-Опера"2011 год, кандидат искусствоведения Буданов, Анатолий Валерьевич
Театральная кукла - форма, функция, образ: На примере кукол театра Н. Я. и И. С. Ефимовых1999 год, кандидат искусствоведения Ковычева, Елена Ивановна
Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX века2010 год, кандидат искусствоведения Романова, Александра Валерьевна
Элементы соц-арта и постсоц-арта в татарском драматическом театре на рубеже XX - XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Зайнуллина, Галина Инисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральная реальность и ее трансформация в эпоху постмодерна: на материале театра кукол»
Актуальность исследования определяется границами пространства человеческой деятельности, тенденциями развития общекультурных составляющих эволюции цивилизации.
С одной стороны, реальность создает образцы, которым искусство подражает, с другой стороны — искусство дает формы жизненному поведению людей, моделируя новые схемы. Широкое внедрение новых технологий масс-медиа приводит к быстроскоростной смене образов, активно влияющих на индивида. Происходит падение традиционной системы ценностей, изменение критериев отбора в знаковой среде при ситуации кризиса идентичности. Тем актуальнее обращение к театральной реальности как к средству самоопределения в современных процессах материальных и духовных трансформаций.
На сегодняшний день обозначились две тенденции, определяющие взаимоотношения субъекта и театра.
Во-первых, субъект, увлеченный массовой культурой, жаждет зрелища и выполнения от театра неких релаксационных функций, а театр, балансируя между исторически закрепившимися за ним функциями и стремлением к самовыражению, теряет свой сверхстатус.
Во-вторых, современные театральные постановки нагружены интеллектуально, в спектаклях присутствует многоплановость и многопластовость, которую необходимо расшифровывать, опираясь на концепцию режиссера. Современный театр настаивает на повышении интеллектуального уровня субъекта - зрителя, расширении его кругозора, в связи с чем отмечается качественное изменение театральных представлений. Театральное действо все реже может быть одновременно умным и простым, увлекательным и глубоким, талантливым и общедоступным.
Современные театральные режиссеры в попытке найти свой неповторимый почерк теряют связь с действительностью, что приводит к трансформации существующих форм театральной реальности.
Подобная трансформация привела к изменению театральной реальности, существующей в театре кукол. Парадокс заключается в отказе театра кукол от основного выразительного средства данного вида искусства, то есть самой куклы. Современные культурологические научные работы и эмпирика свидетельствуют об использовании разнообразных средств выразительности в театре кукол, кроме собственно самой куклы, что требует анализа.
Степень изученности проблемы. Массив литературы, отражающей тенденции трансформации реальности, недостаточно обширен и носит междисциплинарный характер. Каждый исследователь, философ рассматривает изменение реальности на основе одного из аспектов явления культуры.
В культурно-антропологических исследованиях А.Авдеева, Н.С.Арсеньева, С.А.Арутюнова, С.П.Батраковой, М.М.Бахтина,
A.И.Белецкого, П.И.Браславского, Йорика, И.А.Крывелева, А.П.Кулиша,
B.В.Латышева, Л.Леви-Брюля, Б.Леоне, Э.С.Макаряна, Ш.Маньяна, Ф.Ницше, В.Новацкого, В.Я.Проппа, Н.И.Смирновой, И.Н.Сол омоник, Ф.А. Степуна, Э.Б. Тайлора, В.Н. Топорова, Дж. Фрейзера, X. Юрковского анализируются религиозные истоки театральной реальности. В данных работах представлена идея об истоках театральной реальности, берущих начало в магии обряда.
В художественно-эстетическом аспекте формирование театральной реальности рассматривалось как зарубежными (Аристотелем, А.Арто, Б.Брехтом, П.Бруком, Б.Манфредом), так и отечественными исследователями театра (С.П.Батраковой, Е.М.Гашковой, М.К.Мамардашвили, М.В.Петелиной и др.).
Значимыми оказались работы П.Бергера, Б.Т.Гатаевой, Л.Г.Григорьева, А.Ю.Семаша, А.Шюца, где была предпринята попытка выявления сущности повседневной реальности.
К вопросу взаимосвязи театра и действительности обращались А.Арто, Ю.Б.Борев, П.И.Браславский, С.И.Бэлза, Г.Дебор, Н.Н.Евреинов, Б.И.Каверин, Ю.М.Лотман, В.С.Соловьев, В.Шекспир. В данных исследованиях раскрывается взаимопроникновение и взаимовлияние обеих реальностей, подчеркивается связь развития театрального искусства с особенностями мировоззрения той или иной эпохи.
Осмыслением феномена карнавализации сознания, изучением смеховой культуры в историко-культурном аспекте занимались Л.А.Абрамян, М.М.Бахтин, А.Вулис, Д.С.Лихачев, А.С.Ляшок, А.И.Мазаев, А.М.Панченко, В.Я.Пропп, Б.А.Успенский. Была определена и рассмотрена специфика карнавального мировоззрения, выявлена его структура, но в то же время взаимосвязь карнавальной и театральной реальностей рассмотрена недостаточно глубоко.
Для определения игровых компонентов в структуре театральной реальности важными оказались исследования Аристотеля, Н. Бартрама, П.Брука, А.М.Веселовского, Л.С.Выготского, А.П.Кулиша, Ю.М.Лотмана, А.Ф.Лосева, Б.Манфреда, С.Моэма, Платона, Н.И.Смирновой, Ф.Фребеля, Й.Хейзинга, О.В.Хлебниковой, М.Эпштейна. В работах этих авторов выявлены отдельные компоненты, связанные с понятием «игра», но не сформулирована дефиниция театральной игры.
Исследования, посвященные роли театра кукол в формировании личности, представлены работами Н.Бартрама, И.М.Бархаша, А.Бруштейна, С.В.Образцова, Н.И.Сац, Л.Г.Шпет.
Раскрыть социокультурные функции театральной реальности стало возможным благодаря исследованиям Н.А.Бердяева, Д.И.Грядового, А.Ф.Мерзлякова, В.В.Миронова, И.М.Москалева, С.В.Образцова, Я.В.Ратнера, Л.Г.Шпет.
Фундаментальные философские идеи о сущности театра кукол высказывали такие мыслители, • как Аристотель, Платон, А.Авдеев, С.С.Аверинцев, А.Веселовский, Б.П.Голдовский, М.М.Королев, Ш.Маньян, А.Ф.Некрылова, Ш.Нодье, В.И.Перетц, НЛ.Симонович-Ефимова, И.Н.Соломоник, Е. Сперанский, И.П.Уварова, О.М.Фрейденберг. В данных исследованиях раскрывается символическое значение куклы в историко-культурном контексте, представлена идея куклы как связующего звена между природным и социальным бытием человека.
Куклу как проекцию социальной коммуникации и основу социализации человека определяют А.П.Кулиш, Ю.М.Лотман, Х.Юрковский.
О двойственности актерского бытия, о функциях артиста в формировании театральной реальности в разные эпохи писали Д.Дидро, Б.К.Коклен-старший, Г.В.Кристи, Г.Крэг, М.А.Чехов и др. Раскрыта суть существования артиста в спектаклях драматического театра, но не затронута специфика актерского бытия в театре кукол.
История античного и средневекового европейского искусства отражена в искусствоведческих изысканиях Л.Винничук, В.В.Латышева, А.А.Тахо-Годи. Сведения о театре кукол эпохи античности представлены в трудах Апулея, Геродота, Ксенофонта, Тита Ливия, Лукиана, Овидия, Петрония, Ювенала. В работах этих авторов анализируется роль куклы в художественно-эстетическом аспекте различных исторических эпох.
Необходимо отметить, что во второй половине XX века наблюдается возрастающий интерес к феномену режиссуры и ее роли в формировании театральной реальности. В частности этому посвящены исследования А.Васильева, А.К.Гладкова, Н.П.Наумова, С.В.Образцова, Л.В.Романовой, Е.Сперанского, где предлагается определить режиссера как основного стратега, а современный театр как режиссерский.
Выявление специфики режиссерского театра стало возможным благодаря работам Б.Брехта, П.Брука, К.С.Станиславского, Г.А.Товстоногова, В.Л.Шраймана, А.В.Эфроса.
Е.Колмановский, М.М.Королев, Б.Леоне, А.Ф.Некрылова рассматривают современные проблемы театра кукол, связывая их с общекультурными тенденциями в обществе.
Для характеристики эпохи постмодерна важными стали работы Р.Барта, Ж.Бодрийяра, Ж.Делеза, Ж.Деррида, И.П.Ильина, Л.Г.Ионина, В.Велына, М.Давыдовой, С.Ф.Денисова, И.Н.Жаровцевой, П.Козловски, Ж.Ф.Лиотара, Г.Макаровой, М.Фуко, С.М.Хвошнянской, изучающих культурные феномены второй половины XX века, не затрагивая явлений, происходящих в театре кукол.
Вышеперечисленные исследования внесли большой вклад в осмысление значения театральной реальности, помогли определить роль театра кукол и самой куклы в конкретных явлениях человеческого бытия (ритуала, игры, коммуникации, художественной деятельности). Однако в этих работах отсутствует целостное философское видение феномена театральной реальности, формирующейся в театре кукол.
Проблема исследования - определение социокультурной специфики театральной реальности, может быть выражена в следующих вопросах: 1. В чем заключаются культурные и антропологические основания театральной реальности? 2. Какова специфика театральной реальности, возникающей в театре кукол? 3. Каково значение субъективной концепции режиссера в трансформации театральной реальности?
Целью исследования является выявление специфики театральной реальности в процессе трансформации в эпоху постмодерна.
Задачи исследования: раскрыть базовые основания театральной реальности; выявить культурные традиции, лежащие в основе театральной реальности; определить игровые компоненты театральной реальности; рассмотреть социокультурные функции театральной реальности в современном обществе; проанализировать причины трансформации театральной реальности, формирующейся в театре кукол во второй половине XX века.
Объект исследования — театральная реальность.
Предмет исследования — трансформация театральной реальности в театре кукол.
Методологическая основа диссертационного исследования и теоретические источники.
Методология основывалась на принципах системности при выявлении философских интерпретаций понятий реальности; междисциплинарности при раскрытии повседневных, карнавальных, театральных оснований реальности; интегративности при анализе игровых компонентов в структуре театральной реальности.
При рассмотрении различных концепций формирования реальности были использованы методы сравнительного анализа, синтеза и принцип дополнительности.
Диссертационное исследование опиралось на следующее базовое определение театральной реальности: театральная реальность — это особый мир, создаваемый театром, в процессе театрального действия, существующего по законам, определяемым драматургией, актерской игрой, сценографией, режиссурой.
За основу берется дефиниция реальности М.М.Бахтина: реальность существует между личностями как необходимое условие коммуникации. Данный тезис близок к определению Н.А.Бердяева, которое заключается в том, что только субъект своей активностью делает форму формой, реальностью, но в то же время придает реальности статус коммуникации и диалога, так как театр - искусство диалогичное.
Под трансформацией подразумевалось существенное преобразование, качественное изменение сути данного явления.
Положения, выносимые на защиту:
1. В противовес повседневной реальности человек в процессе творчества создает иную реальность. Во время театрального представления возникает акт сотворчества, диалога, в результате которого формируется театральная реальность, опирающаяся на составляющую «артист — зритель».
2. В представлениях театра кукол формируется реальность, имеющая свою социокультурную специфику.
3. Специфика театральной реальности, возникающей в театре кукол, проявляется в использовании такого выразительного средства, как кукла, преобразующего структуру театральной реальности «артист - зритель» в «артист - кукла - зритель».
4. Доминирование режиссуры в эпоху постмодерна преобразует ранее существовавшую структуру в новую - «режиссер — артист — кукла — зритель».
5. Изменение структуры театральной реальности приводит к смене функций артиста в формировании данной реальности, преобразуя его (артиста) в промежуточное звено, некий транслятор субъективной концепции реальности режиссера.
6. Влияние субъективной концепции реальности режиссера приводит к трансформации театральной реальности, что определяет возникновение новых тенденций и течений в театре кукол, выразившихся в отказе от куклы, что, в свою очередь, преобразует сущность театра кукол.
Научная новизна исследования и его результаты состоят в следующем:
1. Выявлены базовые основания театральной реальности. Обозначены составляющие структуры театральной реальности, определены ее игровые компоненты.
2. Сформулированы причины трансформации театральной реальности в театре кукол, обусловленные общекультурными тенденциями в обществе второй половины XX века, а также процессами, протекающими внутри самой театральной реальности.
3. Введено понятие «Театра рассказчика», как определение нового жанра, сформировавшегося на стыке театра драматического и кукольного в процессе трансформации театральной реальности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: во-первых, материалы диссертации могут выступать в качестве методологической основы для дальнейшего изучения театра кукол и связанных с ним процессов трансформации реальности; во-вторых, в работе представлены современные концепции становления театра кукол, основанные на междисциплинарном подходе; в-третьих, положения диссертационной работы могут быть использованы для чтения лекционных курсов по истории и теории культуры, философии и театроведению.
Апробация работы. Результаты исследования нашли отражение в выступлениях на следующих международных и отечественных научных конференциях: «Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2006, 2009), «Творчество молодых: дизайн, реклама, полиграфия» (Омск, 2006, 2008, 2009), «Местная культура. Методология, история, практика» (Омск, 2001), «Человек и кукла: pro end contra» (Омск, 2007, 2008, 2009), «Дизайн, искусство, архитектура: весь мир - театр» (Омск, 2009).
Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 172 наименования. Общий объем диссертации составляет 128 страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Европейские театральные традиции и оперная режиссура Эммануила Каплана2010 год, кандидат искусствоведения Селиверстова, Наталия Борисовна
Взаимосвязь театра и театрализованного сознания в социуме2006 год, доктор философских наук Андреева, Инна Михайловна
Театр Нингё Дзёрури в эпоху городской культуры Японии XVII-XVIII вв.2004 год, доктор искусствоведения Кужель, Юрий Леонидович
Театр в эстетико-семиотическом дискурсе: На примере отечественной и западноевропейской театральной практики второй половины XX века2004 год, кандидат философских наук Романова, Елена Владимировна
Трансформация культуры русского режиссерского театра: социокультурный анализ2010 год, кандидат культурологии Васильченко, Наталья Николаевна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Берман, Вероника Львовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи и достигнуть указанной цели.
Выявлено, что к базовым основаниям театральной реальности можно отнести, ритуальные действия, связанные с коренными моментами жизни общества того времени. Персонификация явлений природы в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами: в обрядах и ритуалах разыгрывались ключевые моменты, жизненно важные события. Магическое начало обряда, его глубоко осмысленная функция, стремление и способность воздействовать на человека, а не просто забава, развлечение стало одним из истоков, одним из прообразов будущего театра.
Определено, что театральная реальность формируется в диалоге, возникающем между артистом и зрителем во время театрального действия. И артист, и зритель являются активными участниками и сотворцами спектакля, находясь в чувственном поле восприятия игровой ситуации, при влиянии коммуникативных и внешних условий. Актер и зритель вместе создают структуру действия, формируют театральную ситуацию и игру и, как следствие, театральную реальность.
Было определено, что к культурным традициям, являющимися основаниями театральной реальности, можно отнести повседневность и карнавал.
В исследовании установлено, что повседневность выступает как область моделирующей активности - она создает образцы, которым театральная реальность подражает. Если в первом случае театр дает формы жизненному поведению людей, то во втором случае — формы жизненного поведения, существования и мировоззрение становятся основаниями для формирования театральной реальности.
Выявлены связь карнавальной и театральной реальности на сущностном уровне. Уточнено, что театр, как и карнавал, воспроизводит аспекты социально-ролевого общения: нравственные, социально политические, производственные, семейные и тому подобное. Но в отличие от карнавала пропускает их сквозь призму эстетического осмысления, создающего возможность художественно-образного претворения.
В сущностных основаниях театра, как и карнавала, лежат различные формы народной смеховой культуры, трансформация которых отслеживается в художественных средствах. Определено, что карнавал побуждает участников к розыгрышу и театрализации происходящего. Таким образом, можно говорить о карнавале как об одном из оснований театральной реальности.
Диссертант утверждает, что театральная реальность является отражением потребности в игре. При этом можно выделить общие основания игры и театра: 1) создание альтернативной реальности в некотором пространстве (в театре кукол); 2) удовлетворение психологических и эмоциональных потребностей (артиста и зрителя).
В свою очередь определено, что игровые компоненты в театре имеют следующую структуру: наличие игроков (артист и зритель); игрового пространства (сцена-зал); сюжет (определен драматургией); наличие правил, обусловленных для одних — искусством актерской игры, для других — нормами поведения зрителей в зале. В театре кукол добавляется еще один игрок, который и формирует особенности данного вида искусства - кукла. Взаимосвязь театра кукол и детской игры повлияла на направления развития театра кукол, внесла изменение в его эстетику и обусловила особенности развития драматургии.
В исследовании выявлено, что функции театральной реальности театре кукол следует рассматривать с позиций увеличения возможности восприятия и силы эмоционального воздействия (за счет куклы). Эволюция театра свидетельствует о постоянном наличии идеологической и развлекательной функции. В начале XX века в связи с усилением внимания педагогики к театру кукол, начинает доминировать воспитательная функция. В связи с тем, что представление в театре кукол благодаря доступности восприятия для детской аудитории способно не только воспитывать, но и формировать мировоззрение, поучать, прививать эстетический вкус, можно говорить о появлении ценностно-ориентационной функции. Однако к концу XX столетия с усложнением и интеллектуальной перенасыщенностью театральных постановок, а также частичной переориентации зрительской аудитории в большей степени с детской на взрослую, можно говорить об отрицательной динамике реализации основополагающих функций театральной реальности.
Проведенное исследование позволило определить, что в эпоху постмодерна происходит трансформация театральной реальности, выразившаяся в изменении сущности театра кукол и его структурной составляющей, то есть отказе от самой куклы как основного выразительного средства и превращении ее в знак, а также включении в составляющую реальности - режиссера.
Театральная реальность в театре кукол эпохи постмодерна определена следующими признаками: 1) стилистический эклектизм; трансформация жанра; 2) гибридизация, или мутантное изменение, смена функций артиста; 3) интерактивность представлений; диалог и полиолог; 4) потеря собственного «Я» артиста; 5) конструирование субъективной реальности как попытка преодоления разобщенности с действительностью; 6) игра с классическим произведением, интертекстуальность; 7) хаотичность, коллажность; 8) карнавализация.
Выявлено, что механизмы трансформации повседневности достаточно ярко проявились в искусстве театра кукол, выразившись в отказе от куклы.
Подобный парадокс объяснен доминированием роли режиссера, связанным с общекультурными тенденциями в обществе. То есть активность субъекта в театре выразились появлением феномена режиссерского театра.
Было выявлено, что сознание режиссера в попытке разрешить кризис субъекта трансформирует театральную реальность через новое действие. В спектаклях четко прослеживается достаточно опасная, с точки зрения самих «трансформаторов», тенденция, так называемый живой план, чрезмерное увлечение которым приводит к тому, что искусство оживления театральной куклы может быть утрачено навсегда. На сегодняшний день театральная кукла по воле режиссера чаще всего выступает в лучшем случае в роли знака, в худшем — реквизита.
Динамика трансформации театральной реальности приводит к появлению по воле режиссера на сцене кукольного театра артиста-рассказчика, предлагающего условия бытия, выбранные режиссером для разрешения его собственного этического и экзистенциального конфликта, и заключающего «договор», правила игры со зрителем на время одного спектакля. Подобная трансформация театральной реальности выявила необходимость теоретического обоснования присутствия артиста в живом плане на сцене.
Выявлено, что в эпоху постмодерна с приходом в театр кукол режиссера структурная составляющая театральной реальности «артист -кукла - зритель» преобразуется в систему «режиссер — артист - кукла -зритель», что в конечном итоге приводит к доминированию на сцене «живого» актера над куклой, что, в свою очередь, изменяет сущностную составляющую театра кукол, и, как следствие, происходит формирование некоего нового жанра.
Зарождение нового жанра происходит на стыке театра драматического и кукольного, сформировавшегося в процессе трансформации театральной реальности, возникающей в театре кукол, в эпоху постмодерна в связи с выведением из активного поля действия театральной куклы и передачей ей функции знака. Пути трансформации определили общекультурные тенденции в обществе второй половины XX века, а также процессы, протекающие внутри самой театральной реальности, связанные с введением принципа детской игры в драматургию, а также роли режиссера в создании данной реальности. Сформировавшийся жанр можно определить как «Театр рассказчика». В то же время отказ от куклы влечет за собой потерю театром кукол своих социокультурных функций, так как именно кукла в структуре театральной реальности несет на себе эти функции.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить и проанализировать структурные составляющие театральной реальности, раскрыть сущностные характеристики данной реальности, найти возможности и границы ее трансформации, определить специфику театральной реальности в процессе трансформации в эпоху постмодерна, другими словами, выделить специфику театральной реальности в процессе трансформации в эпоху постмодерна.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Берман, Вероника Львовна, 2009 год
1. Абрамян, Л. А. Первобытный праздник и мифология / Л. А. Абрамян. — Ереван : АНАрм ССР, 1983.-231 с.
2. Авдеев, А. Индонезийский театр «вайонг-кулит» / А. Авдеев. // Сов. этнография 1966. - №5 - С. 43-57.
3. Античная литература / под ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1986. - 463 с.
4. Апулей. Апология, или О магии ; Метаморфозы, или Золотой осел ; О божестве Сократа : сб. : пер. с лат. / Апулей. Диалоги ; Недиалогические жанры : сб. : пер. с древнегреч. / Лукиан. М., 2005. - 1016 с. - ISBN 589268-001-0.
5. Аристотель. Поэтика / Аристотель // Собр. соч. : в 4 т. М, 1976. - Т. 4. - С. 645-680.
6. Аристотель. Никомаховая этика / Аристотель // Собр. соч. : в 4 т. — М., 1976. Т. 4. - С. 53-295.
7. Арсеньев, Н. С. О смысле культуры / Н. С. Арсеньев // О жизни Преизбыточествующей. Брюссель : Жизнь с Богом, 1966. — С. 262-269.
8. Арто, А. Театр и его двойник / А. Арто. СПб. : Симпозиум, 2000. - С. 58-59.
9. Арутюнов, С. А. Народы и культуры : развитие и взаимодействие / С. А. Арутюнов. М. : Наука, 1989. - 247 с.
10. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. М. : Прогресс, 1994. - С. 72-130.
11. Бартрам, Н. Народное и детское творчество в кукольном театре / Н. Бартрам // Вестник театрам. 1919. - № 21. - С. 4-5.
12. Бархаш, И. М. Кукольный театр и советские дети / И. М. Бархаш // Искусство в школе. 1930. - № 4.
13. Батракова, С. П. Театр мир и мир - театр / С. П. Батракова // Театр XX века. - М., 2003. - С. 373-429.
14. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. М.: Советская Россия, 1979. — 320 с.
15. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. М. : Худ. лит., 1990. - 543 с.
16. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М., 1979. 432 с.
17. Белецкий, А. И. Старинный театр в Европе / А. И. Белецкий. — М., 1923. С. 5-42.
18. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М. : Медиум, 1995. - 323 с. -ISBN 5-85691-036-2
19. Бердяев, Н. А. Самопознание / Н. А. Бердяев. М., 1990. - 334 с.
20. Бердяев, Н. А. Философия свободы : Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М. : Правда, 1989. - 607 с.
21. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М. : Рудомино, 2001. -218 с.
22. Борев, Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. 4-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1988. - 496 с.
23. Браславский, П. И. Театр и виртуальная реальность: предпосылки и перспективы конвергенции Электронный ресурс. / П. И. Браславский. — Режим доступа : http: //zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2003/008.pdf 88. -21.03.2007.
24. Брехт, Б. Диалектическая драматургия / Б. Брехт // Театр : в 5 т. Т. 5, ч. 2. Теория Эпического театра. Против театральной рутины. — М. : Искусство, 1965.-С. 61-63.
25. Брехт, Б. Новые принципы актерского искусства / / Театр : в 5 т. Т. 5, ч. 2. Теория Эпического театра. М. : Искусство, 1965. - С. 102-132.
26. Брук, П. Объемный мир / П. Брук // Блуждающая точка / П. Брук. -СПб. ;М., 1996.-С. 38.
27. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук М.: Прогресс, 1976. — 240 с.
28. Брук, П. Сущностное излучение / П. Брук // Блуждающая точка / П. Брук. СПб.; М., 1996. - С. 253-258.
29. Бруштейн, А. Советский театр для детей / А. Бруштейн // Советский театр. К 30-летию советского государства. М. : ВТО. — 1947.
30. Бэлза, С. И. Роман жизни Оскара Уайльда / С. И. Бэлза // Портрет Дориана Грея. Роман. Рассказы / О. Уайльд. М. : Правда, 1987. - С. 450-477.
31. Веселовский, А. Н. Старинный театр в Европе : исторические очерки / А. Н. Веселовский. М., 1870. - 410 с.
32. Винничук, JI. Люди, нравы : обычаи Древней Греции и Рима / JI. Винничук ; пер. с польск. В. К. Ронина. — М. : Высш. шк., 1988. — 496 с.
33. Вулис, А. Метаморфозы комического / А. Вулис. — М., 1976. 126 с.
34. Выготский, JI. С. Предыстория письменной речи / JI. С. Выготский // Умственное развитие детей в процессе обучения. М. ; JL, 1935 - С. 77-78.
35. Гатаева, Б. Т. Концепции повседневности в зарубежной культурологи Электронный ресурс. / Б. Т. Гатаева. Режим доступа : http://anthropology.ru/ru/texts/gataeva/russia09.htm. — 01.04.2009.
36. Гашкова, Е. М. Социально-ролевое общение в жизни и в искусстве : дис. . канд. философ, наук / Е. М. Гашкова. Л., 1989. - 170 с.
37. Геродот. История / Геродот ; пер. и примеч. Г. А. Стратановского. -М., 2006. 671 с. - ISBN 5-8301-0034-7.
38. Гладков, А. К. Об искусстве режиссера / А. К. Гладков // Мейерхольд : -в 2 т. М., 1990. - Т. 2. - С. 291-313.
39. Голдовский, Б. П. Куклы : энциклопедия / Б. П. Голдовский. — М., 2004. 496 с. - ISBN 5-94117-095-5
40. Голдовский, Б. П. Русский народный кукольный театр: Генезис, функции, образы / Б. П. Голдовский // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М. : Традиционная культура, 1988. - С. 221-234.
41. Григорьев, Л. Г. Социология повседневности Альфреда Шюца / Л. Г. Григорьев // Социологические исследования. 1987. - № 1. — С. 125.
42. Давыдова, М. Конец театральной эпохи / М. Давыдова. М. : ОГИ, 2005. - 384 с. - ISBN 5-94282-321-9.
43. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор ; пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович. М. : Логос, 2000. - 224 с. - ISBN 5-8163-0008-3
44. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М. : Академия, 1995. - 298 с. -ISBN 5-7695-0004-2.
45. Денисов, С. Ф. Постмодерн, или Культура в состоянии неправды / С. Ф. Денисов // Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды. — Омск, 2001.-С. 117-147.
46. Деррида, Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / Ж. Деррида ; пер. с фр. Михалкович Г. А. Мн.: Современный литератор, 1999. - 832 с. - ISBN 985-456-147-Х.
47. Дидро, Д. Парадокс об актере / Д. Дидро // Собр. соч. : в 10 т. Л. ; М., 1939.- Т. 5.-416 с.
48. Друг мой, подросток! (Беседа за круглым столом) // Театр. — 1983. № 8. - С. 9-27.
49. Евреинов, Н. Н. Театр как таковой : (Обоснование театральности в смысле положит, начала сцен, искусства и жизни) / Н. Н. Евреинов. — СПб., 1912.- 118 с.
50. Жаровцева, И. Н. «Мой кукольный театр глубок и мудр.» / И. Н. Жаровцева // Театр. 1987. - № 7 с. 102-117.
51. Жаровцева, И. Н. Старо как мир и вечно молодо / И. Н. Жаровцева // Что и как в театре кукол : сб. ст. М. : Искусство, 1969. - С. 3-25.
52. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. М. : Интрада, 1996. - 256 с. - ISBN 5-87604-035-5
53. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия : эволюция научного мифа / И. П. Ильин. М. : Интрада, 1998. - 255 с. - ISBN 5-87604038-Х.
54. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин. М. : Интрада, 2001. - 384 с. - ISBN 5-87604-044-4.
55. Ионин, JI. Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие / Л. Г. Ионин. -М. : Логос, 2000.-432 с. ISBN 5-88439-052-1.
56. Йорик. История Марионетки / Йорик // Библиотека театра и искусства. СПб., 1913. №№ 1-5, 7; Пгр., 1914. №№ 1, 9. (репр. изд.: М., 1990. «Библиотека Театра Чудес»). — 108 с.
57. Каверин, Б. И. Искусство как форма культуры / Б. И. Каверин. — М., 2005.-288 с.
58. Калашникова, В. Лабиринт пустоты / В. Калашникова // Театральный разъезд. 2005. - № 2 - С. 32-33.
59. Козловски, П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски ; пер. с нем. Л. В. Федоровой. М. : Республика, 1997. - 238 с.
60. Коклен, Б. К.-ст. Искусство актера / Б. К. Коклен. М. ; Л. : Искусство, 1937.- 144 с.
61. Колмановский, Е. Удивительные события, развернувшиеся в Тбилиси на улице Шавтели / Е. Колмановский // Театр. 1983. - № 8. — С. 65-70.
62. Королев, М. М. Искусство театра кукол. Основы теории / М. М. Королев. Л., 1973. - 112 с.
63. Кристи, Г. В. Воспитание актера школы Станиславского / Г. В. Кристи. -М.: Искусство, 1978.-430 с.
64. Крывелев, И. А. История религий / И. А. Крывелев. М., 1975. - Т. 1. — С. 81.
65. Крэг, Г. Актер и сверхмарионетка / Крэг. Г. // Искусство театра. — СПб., 1912.-С. 62.
66. Ксенофонт. Сочинения Ксенофонта : в 5 ч. / пер. с греч. Г. А. Янчевецкий. СПб., 1895. - 392 с.
67. Куклы мира / ред. кол. : М. Аксенова, Е. Ананьева, Т. Евсеева. М. : Мир энциклопедий, 2007. - 184 с. - ISBN 5-98986-097-8
68. Кулиш, А. П. Истоки театральной куклы / А. П. Кулиш // Сборник статей. Л., 1979. - С. 147-154.
69. Кулиш, А. П. Проблемы сценического характера в современном советском театре кукол : лекция для студ. отд-ния театров кукол / А. П. Кулиш. Л. : ЛГИТМиК, 1988. - 33 с.
70. Кулиш, А. П. Современный театр кукол в России. Тенденции и проблемы / А. П. Кулиш // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол» («Театр кукол в современном мире») : материалы Междунар. конф. — М., 2008. С. 11-14.
71. Культурология: XX век : словарь / под ред. Ж. М. Арутюнова и др.. — СПб. : Университетская книга, 1997. 640 с.
72. Латышев, В. В. Очерк греческих древностей / В. В. Латышев. — СПб., 1899.-Ч. 2.-286 с.
73. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. М., 1937. - 518 с.
74. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под. ред. В. В. Бычкова. М., 2003. - 607 с. - ISBN 5-8243-0420-3
75. Леоне, Б. Размышления / Б. Леоне // КукАрт. 1992. - № 2. - С. 14-18.
76. Ливий, Т. Римская история от основания города / Тит Ливий ; пер. с латин. ; под ред. и предисл. П. Адрианова. — М., 1892. — 498 с.
77. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар ; пер. с фр. Шмако Н. А. М.: Ин-т эксперимент, социологии, СПб. : Алетейя, 1998. -160 с. - ISBN 5-89329-107-7.
78. Лихачев, Д. С. Смех в Древней Руси / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Л. : Наука, 1984. - 295 с.
79. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития / А. Ф. Лосев. М. : Прогресс, 1994. - Кн. 1-2. - 1520 с.
80. Лосев, А. Ф. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба / А. Ф. Лосев // Платон и его эпоха. М. : 1979. - 815 с.
81. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1996. - 399 с. - ISBN 5-210-01468-1.
82. Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры / Лотман Ю. М. // Избранные статьи в трех томах. — Т. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992. - С. 377-380.
83. Лотман, Ю. М. Семиотика кино и вопросы киноэстетики / Ю. М. Лотман. Таллинн, 1973. - 137 с.
84. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. — М., 1970.-384 с.
85. Лукиан. Избранные сочинения / Лукиан ; пер. с греч. и авт. предисл. Н. Д. Чечулин. СПб., 1909. - 166 с.
86. Ляшок, А. С. Карнавал как форма праздничной культуры : философско-культурологический анализ : дис. . канд. филос. Наук : 24.00.01 / А. С. Ляшок. Краснодар, 2004. - 177 с.
87. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление : опыт историко-теоретического исследования / А. И. Мазаев. — М., 1978. — 392 с.
88. Мамардашвили, М. Время и пространство театральности / М. Мамардашвили // Театр. 1989. - № 4. - С. 105-108.
89. Маркарян, Э. С. Очерки теории культуры / Э. С. Маркарян. Ереван, 1969.-229 с.
90. Маньян, Ш. История марионетки у древних / Ш. Маньян // Пантеон и репертуар русской сцены. СПб., 1850. — Т. 4, кн. 8. - С. 2-4.
91. Мерзляков, А. Ф. О том, что называется действием драмы (басня, содержание), и об его главных свойствах / А. Ф. Мерзляков // Русские эстетические трактаты первой трети XIX века : в 2 т. М., 1974. - Т. 1. - С. 125-133.
92. Миронов, В. В. Философия и метаморфозы культуры : Современные тетради / В. В. Миронов. М., 2005. - 424 с. - ISBN 5-88289-263-5.
93. Мифологический словарь / М. Н. Ботвинник и др.. 3-е изд., доп. -М., 1965.-300 с.
94. Мифологический словарь / под ред Е. М. Мелитинский. М., 1991 -736 с.
95. Москалев, И. М. Ленора Шпет: уроки театра и жизни / И. М. Москалев. -М., 2005. 143 с.
96. Моэм, У. С. Собрание сочинений : в 5-т. Т. 2. Луна и грош : роман ; Пироги и пиво, или Скелет в шкафу: роман ; Театр : роман. — М. : Худож. лит., 1991.-566 с.
97. Набоков, В. В. Соглядатай : повесть / В. В. Набоков // Соглядатай. Отчаяние / В. В. Набоков. СПб., 2004. - 288 с.
98. Наумов, Н. П. Режиссер и драматург творческий дуэт? / Н. П. Наумов // Материалы лаборатории театра кукол. - СПб., 2007. — С. 35-41.
99. Некрылова, А. Ф. Фольклорный театр / А. Ф. Некрылова. — М., Советская России, 1991. 476 с.
100. Некрылова, А. Ф. Сказка на сцене современного театра кукол / А. Ф. Некрылова // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол» («Театр кукол в современном мире») : материалы Междунар. конф. М., 2008. - С. 24-27.
101. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше // Сочинения : в 2 т. -М., 1998. -Т. 1. С. 56-159.
102. Новацкий, В. Она родилась вместе с человеком / В. Новацкий, И. Уварова. // КукАрт. 1992. - № 1. - С. 44-46.
103. Образцов, С. В. Зачем людям театр кукол / С. В. Образцов // Театр. -1987.-№7.-С. 98.
104. Образцов, С. В. Моя профессия / С. В. Образцов. М. : Искусство, 1981.-464 с.
105. Овидий, Назон Публий. Любовные элегии; Метаморфозы; Скорбные элегии / Публий Овидий Назон; пер. с латин. С. В. Шервинского — М., 1983. — 512 с.
106. Перетц, В. И. Кукольный театр на Руси : истор. очерк / В.И. Перетц // Ежегодник императорских театров. Сезон 1894-1895 гг. СПб., 1895. - Кн. 1. Приложение (репр. изд. : М., 1991). - 107 с.
107. Петелина, М. В. Мир как театр в ренессансной философии : дис. . канд. филос. наук : 09.00.03 / М. П. Петелина. СПб, 2004. - 158 с.
108. Петроний Арбитр. Сатирикон : перевод / Петроний Арбитр; вступ. ст. А. Пиотровского; предисл. Б. И. Ярхо, — М., 1990. — 235 с.
109. Платон. Государство / Платон // Сочинения : в 3-х т. — М., 1971. Т. 3, ч. 1.-С. 318-319.
110. Платон. Законы // Платон. Государство. Законы. Политик. — М. : Мысль, 1998.-С. 553.
111. Пропп, В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. JL, 1986-364 с.
112. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха / В. Я. Пропп. — М., 1976. — 183 с.
113. Пропп, В. Я. Ритуальный смех в фольклоре: по поводу сказки о Несмеяне // Фольклор и действительность : избр. ст. -М., 1976. С. 174-204.
114. Ратнер, Я. В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я. В. Ратнер. -М., 1979. 135 с.
115. Романова, Л. В. Волшебник из страны кукол / Л. В. Романова. -Воронеж. 2004. - 95 с.
116. Сац, Н. Театр для детей / Н. Сац, С. Розанов. Л., 1925.
117. Семаш, А. Ю. Трансформация обыденного сознания, или Наука в популярном изложении / А. Ю. Семаш // Инновации и образование : сб. материалов конф. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2003.-Вып. 29.-С. 413.
118. Симонович-Ефимова, Н. Я. Вместо предисловия / Н. Я. Симонович-Ефимова // Записки петрушечника. Л., 1980. - 271 с.
119. Словарь литературоведческих терминов / Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. М. , 1974. - 509 с.
120. Словарь философских терминов / В. Г. Кузнецов и др. ; под ред. В. Г. Кузнецова. М.: ИНФРА - 2007. - 731 с.
121. Смирнова, Н. И. Искусство играющих кукол: смена театральных систем / Н. И. Смирнова. М. : Искусство, 1983. - 270 с.
122. Смирнова, Н. И. В театре кукол / Н. И. Смирнова. — М. : Знание, 1978. — 48 с.
123. Смирнова, Н. И. Советский театр кукол. 1918-1932 / Н. И. Смирнова. -М. : АН СССР, 1963.-384 с.
124. Смирнова, Н. И. Театр Сергея Образцова / Н. И. Смирнова. М. : Наука, 1971.-324 с.
125. Смирнова, Н. И. Что такое театр кукол : вступ. ст. / Н. И. Смирнова // Театр в чемодане : метод, пособие / А. Лебединский. М., 1977. - С. 3-28.
126. Современный философский словарь / под ред. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. -М. : Акад. Проект, 2004. - 864 с. - ISBN 5-8291-0364-8.
127. Соловьев, В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьев // Сочинения : в 2 т. М., 1988. - Т. 2. - С. 396-399.
128. Соломоник, И. Н. Традиционный театр кукол Востока. Основные виды театра объемных форм / И. Н. Соломоник. — М. : Наука, 1992. 312 с.
129. Сперанский, Е. Повесть о странном жанре / Е. Сперанский. М., 1971. - 172 с.
130. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. — М., 1983.-424 с.
131. Степун, Ф. А. Жизнь и творчество (окончание) / Ф. А. Степун // Логос 1993.-№4. -С. 239-273.
132. Тайлор, Э. Б. Первобытная культура / Э. Б. Тайлор. М. : Политиздат, 1989.-573 с.
133. Театральная энциклопедия / Г. Н. Бояджиев и др.. М., 1967. - 1137 с.
134. Театр «Школа драматического искусства» : Электронный ресурс. / Режим доступа : http://www.ticketland.ru/wg.dll/buildinfo. 01.01.2009.
135. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены : в 2 кн. / Г. А. Товстоногов. Л. : Искусство, 1984. - Кн. 1. -303 с.
136. Топоров, В. Н. О ритуале. Введение в проблематику / В. Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.-С. 19-45.
137. Успенский, Б. А. Анти-поведение в культуре Древней Руси / Б. А. Успенский // Избранные труды : в 2 т. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Школа «Языки русской культуры», 1996. - С. 460-477.
138. Философская энциклопедия. — М., Прогресс — Энциклопедия, 1994. — 576 с.
139. Философский энциклопедический словарь / сост. : Б. Ф. Губский. — М. : ИНФРА, 2006. 576 с. - ISBN 5-86225-403-Х.
140. Фребель, Ф. Воспитание человека / Ф. Фребель // Избр. соч. — М., 1906.-Т. 1.-С. 38-43.
141. Фрейденберг, О. М. Семантика постройки кукольного театра / Миф и театр. М. : ГИТИС, 1988.
142. Фрейзер, Дж. Дж. Золотая ветвь / Дж. Дж. Фрейзер. М. : Политиздат, 1986.-703 с.
143. Фуко, М. Слова и вещи Электронный ресурс. / М. Фуко. Режим доступа : http://lib.ru/CULTURE/FUKQ/weshi.txt. - 01.01.2009.
144. Хвошнянская, С. М. Борис Саламчев / С. М. Хвошнянская // Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» / М-во культуры РФ; главное управление культуры и искусства администрации Омской области. -Омск, 2001.-С. 4.
145. Хвошнянская, С. М. Длинною дорогою чудес / С. М. Хвошнянская // Ом. Муза. 1997. - март - апр. - С. 19.
146. Хвошнянская, С. М. Путешествие с куклами / С. М. Хвошнянская // Ом. Вестник. 1994. - 25 марта. - С. 3
147. Хейзинга, Й. Homo Ludens : статьи по истории культуры. / Й. Хейзинга -М., 1997.-416 с.
148. Хлебникова, О. В. Познание как игра : дис. . канд. философских наук : 09.00.01 / О. В. Хлебникова. Омск, 2004. - 187 с.
149. Честертон, Г. К. Вечный Человек. Эссе / Г. К. Честертон. // Собр. соч.: в 5 т. СПб. : Амфора, 2000. - Т. 5. - С. 347-350.
150. Чехов, М. А. Путь актера / М. А. Чехов. М., 2007. - 560 с.
151. Швецов, И. В. Игра в рекламе / И. В. Швецов, Ю. С. Вегенер. — М., 2009. 160 с. - ISBN: 978-5-238-01564-4
152. Шекспир, В. Гамлет / В. Шекспир // Собр. соч. : в 8 т. М., 1960. - Т. 6. -С. 75.
153. Шекспир, В. Как вам это понравится / В. Шекспир // Собр. соч.: в 8 т. -М., I960. Т. 5.-С. 47.
154. Шпет, Л. Г. О театре кукол / Л. Г. Шпет // Театр. 1977. - № 7. - С. 5660.
155. Шпет, Л. Г. Советский театр для детей / Л. Г. Шпет. М., 1971. - 431 с.
156. Шрайман, В. Л. Проблемы профессионализма / В. Л. Шрайман // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол» («Театр кукол в современном мире») : материалы Междунар. конф. -М., 2008-С. 28-31.
157. Шюц, А. Структура повседневного мышления / А. Шюц ; пер. с англ. Е.Д. Руткевич // СОЦИС. 1988. - № 2. - С. 131.
158. Эпштейн, М. Игра в жизни и в искусстве / М. Эпштейн // Современная драматургия. 1982. - С. 251.
159. Эфрос, А. В. Профессия : режиссер / А. В. Эфрос. М., 2000. - 574 с.
160. Ювенал, Децим Юний. Сатиры : перевод / Ювенал. СПб., 1994. - 220 с.
161. Юрковский, X. Завершение эпохи / X. Юрковский // КукАрт. 1992. — №4.-С. 10-13.
162. Юрковский, X. Кукла между ритуалом и театром / X. Юрковский // КукАрт. 1992. - № 1.- С. 52-55.
163. Юрковский, X. Четыре принципа / X. Юрковский // Театр. 1987. -№7.-С. 99-101.
164. Юрковский, X. Театр кукол на рубеже тысячелетий / X. Юрковский // Сцена. 2006. - № 5 (43). - С. 6-8.
165. Юрковский, X. Театр кукол (Новые перспективы) / X. Юрковский // Проблемы творчества и художественного восприятия в современном театре кукол» («Театр кукол в современном мире») : материалы Междунар. конф. -М., 2008-С. 5-10.
166. Hassan, I. The Question of Postmodernism // Bucknell Review. — 1980. Vol. 25, №2.-P. 119.
167. Jurkovski, H. Dzieje teatru lalek. Od antyku do romantyzmu / H. Jurkovski. Warszawa, 1970. - 257 p.
168. Jurkovski, H. Metamorfoze pozorista lutaka u XX veku / H. Jurkovski. — Subotica : Otvoreni univerzitet, 2006. 284 str.
169. Jurkovski, H. Teorija lutkarstva / H. Jurkovski. Subotica, 2007. - 428 str.
170. Maanfred, B. Theatr im 20. Jahrhundert / Programmschriften, Stilperioden, Reformmodelle / B. Maanfred. Germany, 1986. - 543 p.
171. Welsch, W. Postmoderne Pluralitat als enhischen und politischer / W. Welsch - Wert Koln, 1988. - P. 23.
172. Welsch, W. Unsere postmodeme Modeme / W. Welsch. Weinheim, 1987 -344 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.