Театральная кукла - форма, функция, образ: На примере кукол театра Н. Я. и И. С. Ефимовых тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Ковычева, Елена Ивановна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 156
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ковычева, Елена Ивановна
I. Введение.
П. Глава 1. История изучения специфики театральной куклы
1. Исторические сведения и научные выводы о куклах народного театра.
2. Теория и практика Ю.Л. Слонимской и Н.Я. Симонович-Ефимовой.
3. Взгляды на театральную куклу деятелей советского театра кукол.
4. Выводы.
Глава 2. Конструкции и сценические образы кукол
1. Актуальность, проблематика и источники вопроса.
2. Эволюция конструктивных решений, сценическое поведение и репертуар кукол театра Ефимовых.
3. Выводы.
Глава 3. Средства изобразительного искусства в создании образа
1. Осуществление эстетической функции театральной куклы.
2. Кукла как динамичная скульптура.
3. Сценическая жизнь театральной куклы.
4. Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Искусство театра кукол в контексте национальной культуры2008 год, кандидат искусствоведения Романовский, Евгений Яковлевич
Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX века2010 год, кандидат искусствоведения Романова, Александра Валерьевна
Театр Нингё Дзёрури в эпоху городской культуры Японии XVII-XVIII вв.2004 год, доктор искусствоведения Кужель, Юрий Леонидович
Авторская кукла конца XX - начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика2013 год, кандидат искусствоведения Лопаткина, Екатерина Владимировна
Китайские мотивы в русском театрально-декорационном искусстве2007 год, кандидат искусствоведения Сюй И
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральная кукла - форма, функция, образ: На примере кукол театра Н. Я. и И. С. Ефимовых»
Актуальность исследования: Театральная кукла - уникальное произведение, принадлежащее равнозначно двум искусствам: изобразительному и театральному, не становилась еще объектом внимания специалистов по теории и истории изобразительных искусств. Такие исследования актуальны по нескольким причинам.
В истории русского профессионального театра кукол были периоды, когда роль художника в создании кукольного образа недооценивалась. Это стало одной из причин, которые в 40-50е годы привели к натурализму, в 60-70е - к формальной стилизации кукол. Сегодня кукольники говорят о размывании видовых границ кукольного театра, утрате куклой значения основного видообразующего элемента. Поэтому все чаще слышатся призывы обратиться к историческому опыту, неотъемлемой частью которого являются сохранившиеся театральные куклы.
Закончив сценическую карьеру, театральные куклы превращаются в скульптуру, хотя и непривычную по материалу, конструкции, способу экспонирования. Обычно куклы хранятся в театрах, и те, которые сделаны позже, вытесняют старых по мере обновления репертуара. Лишь небольшое количество кукол находится в частных коллекциях и нескольких не обладающих необходимыми помещениями и штатами музеях. Это наводит на мысль, что в нашем обществе еще не сформировалось представление о театральной кукле, как о культурно-эстетической ценности. Важно привлечь внимание к куклам достойным изучения, сохранения и восстановления.
До сих пор не существовало системы художественного анализа театральной куклы как обладающей особой игровой природой скульптуры. Хотя, несомненно, кукла, сохраненная в музее или коллекции, является предметом анализа только как произведение изобразительного искусства. Специалист-искусствовед, проанализировав линейное, пропорциональное, объемное, колористическое и фактурное решение театральной куклы, может открыть внутреннюю сущность, характер, психологическое состояние персонажа. Взяв куклу в руки, исследователь ощутит пластику ее движений, узнает, как происходит чудо оживления куклы, что, несомненно, сделает полнее представление об образе. Привлечение искусствоведческого анализа может расширить и обогатить изучение сферы театрального искусства, представления о спектакле и о сценических образах куклы.
Главная цель настоящего исследования заключается в попытке выявления особенностей образа, функций, формы театральной куклы. При этом выбраны два пути: углубленное изучение истории взглядов на театральную куклу и анализ самих кукол.
Объекты и границы исследования: Театральная кукла не может быть рассмотрена в категориях общих или однозначно трактуемых для всех времен и традиций. Поэтому автор ограничивает себя изучением отечественной теории театральной куклы определенного исторического этапа. Временные рамки письменных источников работы - 30-е годы 17 века (тогда появилось первое свидетельство существования кукольного театра на Руси в дневнике немецкого путешественника А. Олеария) и 90-е годы нашего столетия. Сведения о куклах народного театра содержат свидетельства очевидцев представлений и обобщающие их труды исследователей конца 19 века и советских ученых. Особое значение приобретает литература, написанная после 1916 года, когда театр кукол стал сферой интересов и областью деятельности интеллигенции.
В обозначенном периоде пристального внимания и глубокого изучения ДООТоен опыт художников И.С. Ефимова (1878-1959) и Н.Я. Симонович-Ефимовой (1877-1948), отвечающий театральным, искусствоведческим, мировоззренческим поискам первой половины 20 века. Театральные куклы
Ефимовых были созданы в период с 1917 по 1941 годы и хранятся в их мемориальной мастерской, музее Государственного академического центрального театра кукол им. C.B. Образцова (ГАЦТК), в Музее детских театров и в Театральном музее им. A.A. Бахрушина. Привлеченные для сравнения с ними куклы артиста фольклорного направления И.А. Зайцева (кон. 19-нач.20 в.) и куклы советских театров (1930-50е гг.) хранятся в коллекции музея ГАЦТК, куклы театра Ю.Л. Слонимской (1916 г.) - в коллекции музея Санкт-Петербургского театра кукол-марионеток. Для изучения сценического поведения кукол были использованы свидетельства авторов и очевидцев представлений, отраженные в литературе и неопубликованных архивных источниках, хранящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства и архиве семьи Ефимовых. Для успешности анализа кукол были привлечены произведения изобразительного искусства Ефимовых, хранящиеся в их мемориальной мастерской.
Методика исследования: В работе принята комплексная методика, обусловленная проблематикой исследования. Изучение эволюции театральной куклы предполагает некоторую пограничность методов и направлений анализа, так как это область сложных и фольклорно-лингвистических исследований, и исследований в области изобразительного искусства и театра. Системный метод позволил провести исследование с выделением аспекта целостности и полноты творческого поиска, увидеть в кукле как часть системы (синкретичного народного искусства, или синтетичного театрального зрелища), так и микросистему. Применение структурного метода предполагало соединение общего и частного, объективного и субъективного в материалах исследования. Сравнительно-исторический метод являлся основой рассматриваемого в диссертации материала. Признаки, по которым проведено сравнение теоретических взглядов на театральную куклу и самих кукол: отношение к театру кукол, как к искусству, обладающему собственным языком, определение его вневременных специфических свойств, понимание образной природы театральной куклы, ее изобразительных и игровых возможностей, особенностей репертуара, отношений с художником, актером, зрителем.
Основным при изучении кукол театра Ефимовых являлся художествено-стилисти ческий анализ. Понимание сложной содержательности художественного образа театральной куклы повлекло за собой изучение театральных кукол как обладающих динамической природой произведений скульптуры, дополнявшееся изучением их актерских свойств. По воспоминаниям современников, видевших игру кукол, составлялось представление об их сценических возможностях и глубине воздействия на зрителей.
Народная кукла может быть рассмотрена как пример межвидовых связей декоративно-прикладного искусства, фольклора, этнографии и т.д. В кукле профессионального театра эти связи выступают как проявление общих типологических соответствий между изобразительным искусством и театром 20 века. Поэтому в работе при анализе поискового материала использовался историко-типологический подход.
Научная новизна: Данное исследование представляет интерес для ученых занятых проблемами театральной культуры и изобразительного искусства. Впервые собран и осмыслен литературный материал по проблемам истории и теории театральной куклы на значительном по времени и значению этапе. Обозначены связи теории с практикой кукольного театра и историко-культурными процессами. Введены в научный оборот новые сведения и факты из истории театра кукол 20-3Ох годов.
Научная значимость: Предложено суждение о функциях, образе и форме театральной куклы. Определена роль художника в создании образа. Построена целостная, с искусствоведческим компонентом, система анализа театральной куклы. Доказана ценность творческого опыта И.С. и Н.Я. Ефимовых.
Практическая ценность работы: Анализ и оценка кукол театра Ефимовых будут полезны специалистам современного театра кукол: режиссерам, художникам, актерам и критикам. Они могут быть использованы при обучении студентов кукольных специальностей. Знакомство с работой специалистов музейного дела может способствовать сохранению кукол, участию их в выставках как театрального, так и художественного направления, формированию общественного представления о культурно-эстетической ценности театральных кукол.
Апробация работы. Основные выводы работы изложены в опубликованных статьях и докладах на конференциях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, изложенных на 110 страницах текста, списка использованной литературы из 188 наименований, списка архивных материалов из 71 наименования, приложения, включающего альбом фотографий и рисунков.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования2000 год, кандидат педагогических наук Тимофеева, Татьяна Вячеславовна
Искусство куклы в России и Германии конца XIX - начала XX вв.: художественные и культурно-исторические смыслы2006 год, кандидат искусствоведения Змеева, Екатерина Олеговна
Театральная кукла в России XX века как артефакт музейной культуры2009 год, кандидат культурологии Гнутикова, Светлана Сергеевна
Формы бытования традиционной куклы в культурном пространстве постиндустриального общества России2011 год, кандидат культурологии Мишина, Марина Александровна
Традиционный театр теней в арабских странах: философско-эстетические аспекты зрелища2005 год, кандидат искусствоведения Дакруб, Валид Фахреддин
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Ковычева, Елена Ивановна
Заключение
Выяснение особенностей функции, формы, образа театральной куклы в настоящей работе происходило посредством изучения теории отечественного театра кукол, а также привлечения комплексного анализа художественно-творческой практики и театрального наследия художников И.С. и Н.Я. Ефимовых. Изложенный материал формирует следующие положения о сущности наблюдаемого явления:
1. Кукла - это предмет, на который человек переносит признаки живого существа. Главное качество куклы - вера человека в ее собственную жизнь достигалась разными способами. Детское и обрядовое сознание оживляло куклу в силу своего анимизма, не требуя изображения живого существа.
2. Сознание культурного человека подвигало его к созданию копии. Наделение куклы-скульптуры внутренней жизнью и психологическим поведением позволяло зрителям верить в нее как в обладающее собственной волей, чувствами, характером существо.
3. Театральная кукла индивидуально-творческого периода - это произведение особого, обладающего собственным образным языком вида искусства -театра кукол.
4. Театральная кукла - основной субъект представления. Такие свойства имеет кукла-скульптура, образ которой стремится к передаче типичного, жизненно убедительного характера. Образ театральной куклы строится на туманном, имеющем общечеловеческое значение репертуаре. Большую роль имеет психологически убедительная манера игры куклы, достигающаяся безусловным подчинением актера-кукловода образу куклы, созданному художником.
5. Универсализм кукольника - залог успешности его общения со зрителями посредством куклы. Эмоциональная активность зрителей является показателем их безусловной веры в самостоятельную жизнь кукол и средством к совершенствованию мастерства кукольника.
6. Анатомия театральной куклы играет главную роль в создании сценического поведения персонажа и в выборе репертуара. Конструкция меняется всякий раз, когда происходят изменения в задачах игры.
7. До начала игры театральная кукла способна выполнить эстетическую функцию: раскрыть чувственное содержание и общечеловеческий смысл своего образа. Для этого как условия и этапы процесса необходимы эмоциональный настрой зрителя, общение с произведением искусства, вызывающее переживания и работу по духовной гармонизации личности.
8. Этому способствует обнаружение противоречий самой природы куклы, мертвенности материала и жизненности характера и эмоций, отраженных как во внешности, так и в конструкции куклы, стремящейся привести ее в движение.
9. Стремление куклы-скульптуры к натуралистичности, выраженное в ее цветности, а, кроме того, в натуральности материалов костюма, преодолевается условностями средств изобразительного искусства, подчинением линейных, пропорциональных, пластических, колористических и фактурных качеств изображения образным задачам. Другие условности связаны с игровой природой куклы, ее конструкцией.
10. Образ, созданный художником, стремится к действию, превращению в условного актера, приобретает при слиянии с артистом-кукловодом свойства самостоятельной творческой личности и свободу самовыражения в игре
11. Чем богаче и выразительнее душевный потенциал образа, тем ярче и свободнее игра куклы. Для этого художник обязан наделить куклу целесообразной конструкцией. Задача актера состоит в том, чтобы разгадать сущность образа, освоить конструкцию куклы и наделить ее поведением, то есть создать сценический образ.
12. Неживая природа материала, из которого выполнена кукла, статика изобразительного искусства вступают в противоречие со стремлением создать образ живого существа. Необходимо сознательно подчеркивать, что куклы это «движущаяся скульптура», а не уменьшенная копия человека-актера. Созданию образа помогают свойства изобразительного искусства и отличный от человека характер движений куклы.
13. Лаконичное решение куклы, гуманизм и внутренняя сила образов, строгий отбор реплик и жестов, замедление темпа движения в самых значительных моментах действия придают кукольному театру монументальное звучание.
14. Средства изобразительного искусства придают самостоятельное значение кукле, закончившей сценическую карьеру.
15. Значительный вклад в формирование понятия о театральной кукле как культурно-эстетическом феномене могут внести профессионалы-кукольники, критики, музейные работники, и искусствоведы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ковычева, Елена Ивановна, 1999 год
1. Авдеев А. Д. Происхождение театра. Л-М. 1959.
2. Алферов А. Петрушка и его предки // Русские ведомости, 1894. №84.
3. Агур Рейн. Вступление научное и на сей раз окончательное // Кукарт, 1993. №3
4. Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М. 1979.
5. Бартрам Н.Д. От игрушки к детскому театру. М. 1925.
6. Бархаш И.М. Искусство театральной куклы // Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М. 1982. (Полностью статья "Кукольный театр И.С. и Н.Я. Ефимовых", рукопись архив Ефимовых (далее Архив Е.).
7. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М. 1965.
8. Белецкий А. Старинный театр в России. М. 1923.
9. Белкин A.A. Русские скоморохи. М. 1975.
10. Богатырев П.Г. Народный театр. Берлин-Петербург, 1923.
11. Богатырев П.Г. Народный театр чехов и словаков // Вопросы теории народного искусства. М. 1971.
12. Богатырев П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем (кукольный театр и театр живых актеров) Сб. тр. по знаковым системам. VI. Тарту, 1973.
13. В кукольном театре. Сб. статей. М. 1972.
14. В профессиональной школе кукольника. Сб. статей. М. 1972.
15. Верчинская Я. Бумажный мир театра // Кукарт, 1992. №3.
16. Власова Р.И. Русское театрально-декорационное искусство начала XX века. Л. 1984.
17. Всеволодский-Гернгросс В.Н. История русского драматического театра (от истоков до конца XVIII века). М. 1977.
18. Гаврилов М.Ф. Кукольный театр в Узбекистане. Ташкент, 1928.
19. Гвоздев A.A. Западно-Европейский театр на рубеже XIX и XX столетий. Л-М. 1939.
20. Голдовский Б. П. Записки кукольного завлита. М. 1993.
21. Голицин И.В. Слово о мастере // Творчество, 1968. №5 (77). Часть в книге Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М. 1982.
22. Голлербах Э.Ф. Искусство силуэта. Москва, 1922. №7. Часть в книге Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. М. 1982.
23. Гусев В.Е. От обряда к народному театру // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л. 1974.
24. Давыдова М.В. Очерки истории русского театрально-декорационного искусства. М. 1974.
25. Деммени Е.С. Куклы на сцене. Л-М. 1949.
26. Деммени Е.С. Призвание кукольник. Статьи, выступления, заметки. Воспоминания о Е.С.Деммени. Л. 1986.
27. Дмитриевская М., Габриадзе Р. Случайные диалоги с Резо Габриадзе // Кукарт, 1992. №1.
28. Зайцев И.А. Автобиография. 1933 // Что же такое театр кукол. М. 1990.29.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.