Театр теней в России: заимствования и интерпретации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Башинская, Любовь Александровна

  • Башинская, Любовь Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 174
Башинская, Любовь Александровна. Театр теней в России: заимствования и интерпретации: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Башинская, Любовь Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ТЕАТР ТЕНЕЙ: ИСТОКИ И ПРИРОДА

1.1 .Театр теней как вид традиционного восточного искусства

1.2. Обрядово-ритуальная природа

1.2. Основные содержательные аспекты представлений яванского театра (встнг пурво)

П. ТЕАТР ТЕНЕЙ В РОССИИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ

2.1. Культурно-историческая обусловленность возникновения театра теней

в России

2.2. Театр теней художников Ефимовых как феномен

силуэтного творчества

Ш. МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ТЕАТР ТЕНЕЙ: ТЕНДЕНЦИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

3.1. Формирование индивидуального художественного стиля

3.2. Эксперименты в соединении традиционных и

новаторских приемов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театр теней в России: заимствования и интерпретации»

Введение

Актуальность темы исследования

Художественный процесс в XXI веке имеет свои ясно выраженные тенденции. Первая, и главная, из них, связана с глобализацией, которая задает доминирующий формат современной культуры - массовую культуру и как процесс, и как продукт культурного развития. Второй особенностью, так же тесно связанной с глобализацией, является стохастичность, дискретность, непредсказуемость социальных и культурных процессов, которые для человека означают повышение неопределенности в формах его существования. Тенденции культурной стандартизации художественного процесса и массовый характер художественного продукта, с одной стороны, и дестабилизация социального процесса - с другой, разрушают такие экзистенциальные основания бытия человека в мире как смысл его существования, творчество, самореализация. Человеку, живущему в условиях тотального утилитаризма жизни, помимо материального обеспечения, насущно необходимо нечто сакральное в жизни, некая духовная истина, освящающая сам смысл человеческого существования. На вызовы XXI в. человек отвечает с помощью тех же универсальных культурных механизмов, возвращающих баланс его существованию. Неудивительно поэтому, что сейчас, более чем когда-либо, возрос интерес к архаическим формам культуры как к истокам, «первомодели», содержащей полноту смыслов человеческой деятельности. Столь же закономерной представляется реактуализция духовно-сакрального элемента во всех формах художественных репрезентаций. Эти формы и соединил в себе театр теней, который завоевывает все большую популярность в мире современного театра. Интерес человека к потаенному, скрытому, исповедальному универсален и проявляется в разнообразных культурных формах. Гармонию между «средой обитания» и человеческой личностью, стремящейся постичь некую загадку бытия, задает театральная сцена, представляющая собой особый «фрейм», структурирующий деятельность и

трансформирующий повседневность в мистериальные формы. Сознанию европейского человека, базирующемуся на рациональных основаниях, часто не хватает тех мифопоэтических начал, на которых строится мировосприятие Востока [97], подарившего человечеству уникальный вид театрального искусства - театр теней.

«Инобытие и тайна игры», [138, с.27] - свойства, имманентно присущие театру как таковому, как нельзя полно раскрывают природу театра теней, так как именно в нем необычность игры достигает своего высшего проявления. В «тайне игры» сосредоточены движущие силы, переводящие этот театр из механических функций в иное пространство, связанное с духом, душой, телесностью. На экране театра теней даются лишь символы, подлинную же реальность творят сами зрители. Реальность эта «есть великий мир видимости, страстное стремление глубокого чувствующего человечества, которое одно только и может освободить нас от тесных границ этого бытия» [138, с.27]. Потребность в игре, исследование ее, изучение разных смыслов, приводящих к возникновению и функционированию такого древнего и современного вида искусства, как театр теней, стали основой и его длительного по времени существования; перетекание в разные этнокультурные пространства, самобытности этого существования, несмотря на индивидуальные особенности, заимствования и интерпретации.

Театр теней является одним из видов традиционного восточного искусства. Неповторимое и своеобразное традиционное искусство восточного театра -Индии, Шри-Ланки, Непала, стран Дальневосточного региона (Китай, Корея, Монголия, Япония), Юго-Восточной Азии (Бирма, Вьетнам, Индонезия, Кампучия, Лаос и др.) создавалось в течение многих сотен лет непрерывного развития в строгих рамках классических национальных традиций.

Почти всеми своими элементами и восточный традиционный театр отличен от европейского: у него совершенно особые законы драматургического построения пьесы и художественного оформления театрального представления. Своеобразие восточного театра во многом определяется характером мифологии,

религии и философии стран Востока, особой ролью театрализованных представлений в традиционном обществе.

В восточной культуре являются священными: терпимость по отношению к другой культуре, магическая сила слова, строгая регламентация всех сторон жизни и деятельности человека. Традиционные образцы поведения, аккумулирующие опыт предков, рассматриваются как высшая ценность. В духовной сфере продолжают господствовать религиозно-мифологические представления и канонизированные виды мышления. «В философской мудрости на Востоке всегда искали не столько научно-рациональное объяснение смысла жизни, сколько конкретное прочувствование, нравственное понимание человеческой боли и страдания, борьбы добра и зла» [23, с.49].

Время в восточной культурной традиции воспринималось неоднородно: особые, сакрализованные дни осознавались как благоприятные, им придавалось огромное значение; считалось, что театрально-карнавальное празднество в эти дни способствует благоденствию общества в целом.

В глубокой древности театральные представления были принадлежностью связанных с трудовыми процессами, культом животного, ритуалом погребения обрядов, из которых возникали сначала культовые представления, а затем -традиционные народные зрелища.

В глубокой древности в странах Востока появился и театр теней, который возник из обрядово-ритуального действа, направленного на вызывание духов умерших предков рода, богов, царей или мифологических героев для оказания ими помощи живущим потомкам.

Известно, что театр теней зародился в Индии около 3 тысяч лет назад, свое наибольшее развитие получил в странах Юго-Восточной Азии, на Дальнем Востоке (Китай, Япония) и в странах арабского региона (Египет, Турция, Иран, Сирия и др.) [139].

Театр теней продолжает жить и в наши дни, оказывая влияние на мировое искусство театра. Это живое напоминание всем живущим о всеобъемлющих космических связях в природе: о единстве видимого и невидимого, о

многомерности и вечности ежесекундно меняющегося космоса. Таинственное, волшебное, завораживающее и даже страшное в своей загадочности - вот что такое тень, она очаровывает и будит фантазию.

В России первые упоминания о представлениях театра теней датируются 1710 годом. [34; 35; 50]. В феврале 1710 года, в честь Полтавской победы, силами учеников Московской славяно-греко-латинской Академий было показано панегирическое действо «Божие уничижителей гордых в гордом Израиля уничижителе чрез смиренна Давида, уничиженном Голиафе уничижение». Действие развертывалось одновременно в двух планах: на сцене в драматическом представлении и «на прозрачном экране «через умбры», то есть в теневых картинах» [50, с.83-84]. Таким образом, можно предположить, что впервые элементы театра теней стали использовать в панегирических действах и й спектаклях так называемого школьного театра.

В истории развития театра теней в России можно условно определить четыре основных этапа. Первый этап, который хронологически охватывает весь XVIII век, характеризуется использованием элементов театра теней в панегирических действах, в спектаклях школьного театра, в светских любительских спектаклях при дворе.

Второй этап, охватывающий весь XIX век, характеризуется представлениями театра теней, в исполнении европейских гастролеров, а также российских артистов, освоивших технику театра теней. В этот период в русской прессе публикуется довольно много статей, рассказывающих о театрах теней разных стран (Турции, Персии, Франции), что свидетельствует о популярности театра теней в XIX веке.

Третий этап, послереволюционный, связан со становлением профессионального театра для детей в России. В 1918 г. в дни первой годовщины Октябрьской революции, в Москве был открыт Детский театр Московского Совета, созданный по инициативе Н.И. Сац Театральным отделом и Детской комиссией театрально-музыкальной секции Отдела просвещения Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов. На базе этого первого

Детского театра художниками Ниной Яковлевной Симонович-Ефимовой и ее мужем Иваном Семеновичем Ефимовым был создан оригинальный, не имеющий аналогов силуэтно-теневой театр. Неоценим вклад Н.Я. Симонович-Ефимовой и И.С. Ефимова в развитие искусства театра теней в России. Ими разработана собственная теория силуэтно-теневого театра, а также художественные и технологические принципы создания теневых спектаклей [84].

Начало четвертого этапа относится к 1934 году, когда при Музее детской книги государственного Московского театра теней (МТТ), который продолжает работать и сегодня.

Необходимо отметить, что история появления и распространения театра теней в России, основные этапы его развития, самобытность выразительных художественных средств практически не рассматривались исследователями и не получили должного освещения в специальных научных исследованиях. Эта тема остается в определенной степени неисследованной и требует серьезного изучения.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема исследования театра теней в России как феномена заимствования, трансформирования и оригинальной интерпретации выразительных средств традиционного восточного театра сложна и неоднозначна. Данный феномен имеет сложную структуру, так как исследование заимствований, включенных в другую культуру, и их интерпретаций содержит в себе множество различных аспектов.

Театр теней в качестве культурного феномена рассматривался в ряду с такими культурными формами ритуальной деятельности, как миф, ритуал, игра (Л. Леви-Брюль [73], К. Леви-Стросс [72], Э. Тайлор [124], Д. Фрезер [137], Й. Хейзинга [138], М. Элиаде [147]). В разработке этих аспектов автор опирался на исследования Дж. Вико [22]. Фундаментальным основанием работы послужили исследования связи западной и восточной культур Л.В.Васильева [21], А.Е. Глускиной [32], Н.И.Конрада [54].

Современные культурологические исследования театра и театрального творчества при всем многообразии подходов базируются на коммуникативной системе, включающей также интерактивную, информационную и семиотическую составляющую. В связи с этим методологическую базу исследования составили теории, базирующиеся на: феноменологической и «понимающей» социологии (П. Бергер [13], П. Бурдье [19], Э. Гидденс [30], Г. Зиммель [47], Т. Лукман [13], А. Шюц [145], герменевтике (Г.Г. Гадамер [27], П. Рикер [94]), символическом интеракционизме (Дж. Г. Мид [81]), символической антропологии (К. Гирц [31]), теории коммуникации (К. Ясперс [153]).

Феноменологический подход к исследованиям культуры, заданный Э. Гуссерлем [37], был подробно разработан в концепции социальной феноменологии А. ИЬоца [145]. Согласно этой концепции социальное познание носит коммуникативный характер и в ходе этой коммуникации процесс понимания выстраивается как двухуровневая система: непосредственное транслирование-рецепция смысла и конструирование смысла как основа рефлексивной деятельности. При этом смысловое поле или «горизонт смыслов» всегда задается культурой, невозможно понять объект культуры без отнесения его к той форме человеческой деятельности, в которой он возник, однако акт смыслового конструирования носит индивидуальный характер. Проблема интерпретации заимствованных явлений культуры рассматривалась в работах французского философа П. Рикёра, утверждавшего, что интерпретация - «это работа мышления, не только расшифровывающая, раскрывающая скрытые смыслы, но и порождающая новые смыслы» [94, с. 18].

Важную роль в определении методологии сыграла концепция «социальной драматургии» И. Гофмана [36], а также его теория фреймов и «театрального фрейма».

Семиотические аспекты данного исследования базировались на теориях, представленных в трудах Р. Барта [б], А.П. Лободанова [75], Ю.М. Лотмана [76; 77], Б.А. Успенского [132], У.Эко[146]. Важное значение

для исследования имели положения о формах хранения и транслирования информации посредством культурных кодов Р. Барта и его идеи о том, что рецепция культурных форм возможна только через осмысливание этого нового к контексту воспринимаемой культуры и контекстуальному определению смыслов.

Проблемы восприятия иной этнической культуры российской культурой нашли отражение в работах М.М. Бахтина [9], Н.А. Бердяева [13], Н.Я. Данилевского [39], В.К. Кантора [51], Н.С. Трубецкого [129] и др.

Наши исследования традиционного восточного, в частности, яванского театра теней, опирались на идеи американского антрополога, основателя интерпретативной антропологии К. Гирца [31]. Яванский театр теней (или ваянг пурво) - наиболее древний и высокоразвитый вид яванского искусства, являющийся также формой религиозного обряда, рассматривается К. Гирцем как пример взаимосвязи духовных ценностей яванского народа и его метафизики. Важной в определении роли ваянг пурво в традиционном восточном искусстве явилась работа немецкого режиссера и теоретика театра К. Гагемана [25; 26] «Игры народов», изданная в 1923г. Российским Институтом Истории Искусств. Главная ценность книги К. Гагемана заключается в том, что она написана практическим деятелем театра, и яванский театр ваянг пурво предстает освещенный со специфически театральной точки зрения. К. Гагеман затрагивает вопросы, которые невольно ускользают от филолога или этнографа в силу недостаточной обостренности интереса к театру.

В отечественной науке проблема традиционного восточного театра теней анализировалась в работах А. Д. Авдеева [1;2], Ю.Л. Кужеля [62], В.В. Крестовского [61], С.А. Кузнецовой [63; 64], В.В. Малявина [79], Л.А. Мерварт [80], С.В. Образцова [85], Е.В. Ревуненковой [91], В.В. Сикорского [99], И.Н. Соломоник [108;113;116]. О. В. Цехновицера [140], Н.П. Чукиной [140].

В 1929 году издательством "Academia" был выпущен сборник статей «Восточный театр». Он был посвящен традиционным театрам Востока (Индии,

Индонезии, Китая, Японии), корни которых уходят в самобытное прошлое народов, и которые продолжают существовать как живая художественная и бытовая сила. Огромный интерес представляет статья Л.А. Мерварт «Малайский театр», первая серьезная работа на русском языке, посвященная основным видам традиционного театра Индонезии, в том числе, театру теней. Исследователь пишет: «... Малайская культура дает нам своеобразный тип представлений, в которых действующими лицами являются только тени. И этот вид театр возник из анимизма, из культа мертвых» [80 с. 133].

Работа А.Д. Авдеева «Индонезийский театр «ваянг-кулит» {) посвящена выдающемуся явлению индонезийской культуры - традиционному яванскому театру «ваянг купит». Ученый справедливо указывает на ошибочность термина «теневой театр» употребляемого некоторыми исследователями, в том числе Л.А. Мерварт, применительно к «ваянг купит». По мнению А.Д. Авдеева «ваянг купит» - это, прежде всего, театр плоских кожаных фигур. Ученый рассматривает также вопросы о ритуальной природе индонезийских традиционных представлений плоских кожаных фигур и о глубинном смысле их содержания.

Статья С.А. Кузнецовой «Историография вопроса о происхождении ваянг-кулит и о первоначальном значении его пьес» (1973) является чрезвычайно полезной для исследования. Сопоставляя различные точки зрения, выдвигавшиеся по мере изучения этого театра, автор выделяет три основные теории, объясняющие его генезис:

1) теория автохтонного происхождения «ваянг купит», намеченная в исследованиях голландского ученого Г. Хазе [162];

2) теория индийского происхождения «ваянг купит», сторонниками которой являлись голландские ученые Л. Серрурье [178] и Н. Кром [167];

3) теория яванских корней «ваянг купит», предложенная голландским ученым В. Рассерсом [171; 172; 173].

Невозможно не согласиться с выводами С.А. Кузнецовой о том, что «рассмотрение литературы, посвященной вопросу о происхождении театра ваянг

кулит, дает возможность проследить, как по мере накопления знаний о самом театре и о характере архаических верований народов мира вообще и Индонезии в частности, изменялся и уточнялся вопрос о генезисе ваянг кулит» [63, с.70].

Работа НЛЛукиной «Искусство Индонезии» (1991) представляет собой научно-популярный очерк искусства Индонезии (острова Ява и Бали), написанный по материалам и иллюстрированным образцам из коллекций Государственного музея искусства Востока. Автором рассматриваются различные виды традиционного искусства Индонезии, традиционный театр объемных кукол ваянг голек, театр масок ваянг топенг и яванский теневой театр ваянг пурво. Ваянг пурво является разновидностью ваянг кулит. Словом ваянг в Индонезии обозначают любую театральную куклу, в том числе и плоскую кожаную фигурку, а также всякое театральное представление. Яванцы слово ваянг понимают также как «тень», «призрак», «дух предка». Слово пурво означает «первый», «древний». Ваянг пурво можно перевести как «самый первый, древний театр». Таким образом, ваянг пурво является более древним видом ваянг кулит представления плоских кожаных фигур [48].

Невозможно не упомянуть о содержательном очерке индонезийского ученого, профессора Джакартского университета, Прийоно «Кукольный театр в Индонезии». Ученый, характеризуя различные виды традиционного индонезийского театра, отмечает, что «ваянг пурво - это не просто развлекательное представление. Значение его гораздо глубже. Жизненная мудрость, нравственные устои, идеи верности и справедливости, философские истины, идеалы добра - все это проповедует ... театр. В ваянге одновременно сочетаются различные виды искусства: драма, пение, музыка. Кроме того, он является как бы зримым воплощением литературы: этот театр связан с нею теснейшими узами. В жизни и культуре народов острова Ява и Бали, ваянг играет чрезвычайную важную роль и значение его неоценимо» [90, с.242]. Профессор Прийоно пишет о том, что и в современном обществе представления ваянг пурво являются священными: «Существует поверье, что они приносят

и

счастье тому человеку, который приглашает кукловодов, а также всей его семье и всем зрителям» [90, с.247].

Об искусстве театра теней Китая писали К. Гагеман [26], В.В. Крестовский [60], В.В. Малявин [78], C.B. Образцов [84], И.Н. Соломоник [112], Г. Якоб [164].

В книге «Театр китайского народа» выдающийся практик и теоретик театра кукол C.B. Образцов подробно рассказывает о китайском театре теней. Он называет его «цвето-теневым», описывает технологию изготовления фигур из ослиной кожи, систему освещения экрана, принцип управления. Автор замечает, что «и репертуар, и характер движения персонажей, и костюмы, и грим, и музыкальное сопровождение спектаклей кукольных и теневых театров очень похожи на традиционный театр живых актеров, а во многом тождественны с ним». C.B. Образцов рассматривает также вопрос о первенстве происхождения различных театров: «Совершенно естественно возникает вопрос о том, кто же является отцом и кто сыном, кто создал и репертуар и форму его выражения, а кто все это заимствовал. Мнения по этому вопросу расходятся. Многие считают, что кукольный театр, включая сюда и теневой, целиком заимствовал форму традиционного театра живого актера, а некоторые приходят к прямо противоположному выводу и утверждают, что кукольный театр является родоначальником, а театр живого актера - наследником и подражателем» [84, с.277]. Рассмотрев различные версии, C.B. Образцов приходит к следующему принципиально важному выводу: «История тетра, в том числе и театра кукол, - это история изобразительных зрелищ. Она так же велика, как и история человеческого общества. Взаимосвязь и взаимовлияние театра кукол и театра живого актера в периоды их становления естественны и органичны, так как при тонких стенках разделяющих эти разновидности театра, диффузия неизбежна. Но прародители у них одни и те же: изобразительные ритуальные действия, народные игры и зрелища» [84, с.278].

Много интересных сведений о специфике китайского театра теней содержится в статье Линь Ли «Восхитительный театр теней»

(перевод Лю И) [74]. Автор подробно описывает историю возникновения, этапы развития этого вида традиционного китайского искусства, а также технику изготовления кукол из особо выделанной и искусно раскрашенной ослиной кожи. Следует подчеркнуть, что китайский театр теней имеет региональные особенности: театры теней различных провинций Китая отличаются формой и размером фигур, манерой управления ими. Линь Ли отмечает, что придворный театр теней отличался особо ажурной работой, и был баснословно дорогим.

Фундаментальная работа В.В. Малявина «Китайская цивилизация», основанная на новейших данных мировой науки, многолетних исследованиях, представляет собой энциклопедию традиционного Китая, от высших сфер религии и философии до описания жизненного уклада и духовных ценностей китайского народа. Известный ученый рассматривает и вопросы происхождения театра этой страны. В.В. Малявин пишет: «Как и театры других стран, театр Китая возник из религиозных культов и обрядов» [78, с. 123].

Т. Реми в статье «Китайский театр теней» рассматривает вопрос проникновения этого театра теней в Европу, что является важным для нашего исследования. Он пишет: «Китайские тени появились в Европе в середине XVIII-го века, сначала в Германии, где назывались шаттеншпиль. Во Франции их называли сначала оптическими представлениями, потом фантасмагориями и, наконец, китайскими тенями - название, которое утвердилось за ними с 1767 года, когда они впервые были показаны в Париже» [93, с. 12].

Египетский фольклорист А.-Х. Юнее в работе, посвященной театру теней Египта [149], обращает внимание на дальневосточные корни теневых представлений, прослеживает историю распространения театра теней из Египта в другие страны, а также в общих чертах представляет описание жанровых особенностей и сюжетов представлений.

В диссертационной работе В.Ф. Дакруба «Традиционный театр теней в арабских странах: философско-эстетические аспекты зрелища» [38] подробно рассматриваются национальные особенности этого вида зрелищного искусства в арабских странах, исследуются дальневосточные корни арабского театра теней,

анализируется влияние религиозной доктрины ислама на театр теней в арабских странах, описываются основные виды представлений театра теней, эстетические принципы и технология изготовления фигур, устройство игрового пространства, а, также, литературная основа представлении.

В диссертационной работе И.В. Тресоруковой «Литературно-драматические особенности текстов современного греческого театра теней» [128] рассматривается не только специфика греческого театра теней, но и вопрос о происхождении театра теней и о взаимовлиянии театров теней разных стран друг на друга.

При написании данной работы методологически чрезвычайно важными явились научные работы по традиционному восточному театру теней И.Н. Соломоник, ведущего специалиста в этой области. В работе «Традиционный театр Востока: Основные виды театра плоских изображений» дано полное аналитическое описание отдельных видов театра плоских кожаных фигур Индии, Индонезии, Ирана, Таиланда. Основываясь на детальном разборе многочисленных литературных, музейных и архивных источников, автор описывает систему выразительных средств этого вида искусства, выявляет способы художественного воздействия и законы эстетического восприятия театрального представления [116].

В большей или меньшей степени проблемы происхождения восточного театра теней и особенности его выразительных средств рассматривались в работах теоретиков и историков театра кукол: Е.С. Деммени [40], С.Д. Дрейдена [41; 42], Е.Б. Коренберг [55; 56], А.П. Кулиша [67; 68; 69], Н.И. Смирновой [105; 106; 107], Е.В.Сперанского [119], А Я. Федотова [135; 136], И.П. Уваровой [130; 132], X. Юрковского [150; 151; 152].

Н.И. Смирнова в книге «И... оживают куклы» рассматривает проблемы происхождения театра кукол, особенности его выразительных средств. Отдельная глава посвящена традиционным театрам теней Индии, Индонезии, Турции, Китая. Она пишет: «В Индии, Малайзии, Индонезии до сих пор, как и много веков назад, живет магический теневой театр. Связан он по-прежнему с

религиозной легендой, что души предков или души ...богов вселяются в теневых кукол и оживают на экране под свет свечей или ритуальной лампы» [106, с. 51].

Исследователь отмечает, что яванский (индонезийский) театр теней возник на основе ритуала поклонения умершим предкам. «В Индонезии, как и в других областях Малайского архипелага существовало представление, что умершие обладают магической силой и могут оказывать живущим покровительство и помощь. Для привлечения духов умерших изготовлялись специальные фигурки, в которые они якобы должны вселиться. Сами души умерших... представлялись ... народам Индонезии в виде теней. Так возник один из самых оригинальных видов театрального зрелища - теневой театр» [106, с.29].

В другой работе «Искусство играющих кукол: Смена театральных систем» Н. И. Смирнова анализирует театральные системы, сложившиеся в кукольном театре, охватывая период от VII в. до н.э. до последней четверти XX в. - от первых известных форм театра Африки и Азии до системы, родившейся в середине ХХ-го века Европе и имеющей сегодня наибольшее распространение. Исследователь отмечает, что у многих народов первые представления театра кукол являлись одной из форм культовых представлений. В качестве примера автор рассматривает истоки происхождения яванского традиционного театра теней — ваянг кулит [107].

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Башинская, Любовь Александровна, 2012 год

Библиографический список

1. Авдеев А. Д. Индонезийский театр «ваянг-кулит»// Советская этнография, 1966-№5- С. 51-55.

2. Авдеев А.Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытном строе. - Л.- 3VL: Искусство, 1959. - 268 с.

3. Бабкина М.П., Потабенко С.И. Народный театр Индии. - М.: Наука, 1964. -167с.

4. Бальер М. Wajang. Яванский кукольный театр // Студия импрессионистов. Спб., 1910. - Кн.1. - С.28-30.

5. Барабаш H.A. Условность в драме и театре (современные аспекты). Ташкент: Изд-во «Фан» АН УССР, 1991.- 174с.

6. Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. - Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

7. Бартрам Н. Д. Игры с масками и уборами. М.-Л.: ГНЗ, 1926. - 60 с.

8. Бартрам Н. Д., Овчинникова И. Е. Музей игрушки: Об игрушке, кукольном театре, начатках труда и знаний и о книге для ребенка. Л.: Academia, 1928. -64 с.

9. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: «Художественная литература», 1975. - 504с.

Ю.Белащев B.C. В царстве цветных теней. М.: «Советская Россия», 1976. - 80с. П.Белецкий А.И. Старинный театр в России. М.: Товарищество В.В. Думнова, 1923. - 103 с.

12.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: «Медиум», 1995. - 323 с.

13.Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. - М.: Сварог и К., 1997. - 542 с.

14.Блок М. Апология истории. - М.: Наука, 1973. Серия "Памятники исторической мысли". Пер. Е.М.Лысенко. - 230с.

15. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. 544с.

16.Богатырев П. Г. Функционально-структурное изучение фольклора: малоизвестные и неопубликованные работы. М.: ИНЛИ РАН, 2006.288 с.

П.Богатырев П.Г. О взаимосвязи двух близких семиотических систем (Кукольный театр и театр живых актеров) // Труды по знаковым системам. -Вып.VI. Ученые записки Тартуского гос. университета. Тарту, 1973 - С.306-329.

18.Большая Советская энциклопедия: В 30 т. - 3-е изд. - М., 1969-1978. - Т. 9. -С. 109.

19. Бурдье П. Социология социального пространства Изд-во: Алетейя, 2007. -288с.

20.Варадпанде M.JI. Толпава кутху - кукольный театр теней Кералы // Электронный ресурс: http://cci.wl4vgu.ru// tolpava.htm.

21. Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Высшая школа, 1988. - 416 с.

22.Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М.-К.: REFL-book-ИСА, 1994.-656 е..

23.Воронина Н.И. О восточной культуре // Теоретическая культурология: учебник. В 2 ч. / Н.И.Вороннна. - Изд. 2-е перераб. и доп. - Саранск: Тип. «Крас.Окт.», 2006.228с.

24. Всеволодский (Гернгросс) В.Н. История русского театра. - Л.-М., - TEA-КИНО-ПЕЧАТЬ, 1929. 508с.

25. Гагеман К. Игры народов. - Вып. I. Индия.- Пг..-«Академия», 1923. - С. 120135.

26.Гагеман К. Игры народов. - Вып. 3-й: Китай. - Л.: Academia, 1924. - С.50-59. 110 с.

27.Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 366 с.

28.Галунов Р.А.Народный театр Ирана. - Советская этнография. - 1936. -4,5.

29. Гань Бао. Записки о поисках духов (Coy шэнь цзи). Перевод с китайского, предисл., прим. и словарь-указ. Л.Н.Меньшикова. СПб: Центр "Петербургское востоковедение",1994.-576с.

30. Гидденс Э. Социология. 2-е изд., полн. перераб. и доп. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

31.Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

32.Глускина А. Е. Заметки о японской литературе и театре древность и средневековье. М.: Наука, 1979. - 296с.

33.Голдовский Б. П. Куклы: Энциклопедия. - М.: Время, 2004.- 469 с.

34.Годдовский Б. П.История драматургии театра кукол. М.: Дизайн Хаус, 2007. - 328с.

35.Голдовский Б.П. Летопись театра кукол в России XV - XVIII веков. - М.: Берегиня, 1994. - 90с.

36. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Йзд-во: Институт социологии РАН. 2004. - 752с.

37.Гуссерль Э. Избранные работы. Сост. В. А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005, серия "Университетская библиотека Александра Погорельского", - 464 с.

38.Дакруб В.Ф. Традиционный театр теней в арабских странах: философско-эстетические аспекты зрелища. Диссертация... канд. иск. СПб., 2005. - 204с.

39.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574с.

40.Деммени Е.С. Призвание - кукольник: Статьи. Выступления. Заметки. Воспоминания о Е.С.Деммени: [Сборник] / Сост. Н.В. Охочинскнй. - Л. : Искусство. Ленинф. отд-ние, 1986 . — 199 с.

41. Дрейден С.Д. Театр кукол зарубежных стран. Л.-М.: Искусство, 1959. - 568с.

42.Дрейден С.Д. Театр кукол СССР // Куклы, макеты, эскизы. Каталог выставки. ВТО, - М. 1957. - 51с.

43. Ефимов И.С. Мена. Теневой театр // Художник И.Ефимов делает книгу. М.: Советский художник, 1982. - 11с.

44. Ефимов И.С.Об искусстве и художниках. М.: Советский художник, 1977. -423с.

45.Жихарев С.П. Записки современника. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 834с.

46.Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. - 2-е изд./ Под общей редакцией С.С. Дмитриева; Вступ.ст. Г.А. Веселой и С.С. Дмитриева; Сост., коммент. и имен.указ. Г. А. Весе л ой. - М.: Сов. Россия, 1991.-592с.

47.3иммель Г. Избранные работы. М.: Ника-Центр, 2006. - 440 с.

48.Искусство Индонезии / Автор-составитель Чукина Н.П. / Гос. музей иск-ва народов Востока. - М. ВРИБ «Союзрекламкультура», 1991. - 49с.

49. История культурологии / Под редакцией доктора философских наук, профессора А.П.Огурцова. - М.: Гардарики, 2006. - 383с.

50.История русского драматического театра: в 7т. / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР; гл.ред. Е.Г.Холодов. М.: Искусство, 1977. - Т.1: От истоков до конца XVII века (В.Н. Всеволодский-Гернгросс). - 482с.

51.Кантор В.К. Восток и Запад Европы: европейская судьба России // Электронный ресурс: http://www.russ.ru/politics/20020402-kant.html.

кино и проблемы киноэстетики. Статьи. Заметки. Выступления (1962-1993).

СПб.: Искусство-СПб, 1998. 750 с.

52.Ковычева Е. И. Кукла в диалоге культур: монография / Е. И. Ковычева. -Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2002. - 156 с.

53.Ковычева Е.И. Театральная кукла - функция, форма, образ (на примере кукол Н.Я. и И.С. Ефимовых). Автореферат дис... канд.иск. МГХПУ им. С.Г.Строганова. М.,1999. - 18с.

54.Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. — М.: Наука, 1966. - 519 с.

55.Коренберг Е.Б. Виды представлений театра кукол: Краткий обзор истории театра кукол. М.: Моск. гос. ин-т культуры, 1977. 48 с.

56.Коренберг Е.Б. Истоки театра кукол и его основных жанров // Что же такое театр кукол? В поисках жанра. Сб. статей. - М.: ВТО, 1980. - С. 178-189.

57.Королев М.М. Искусство театра кукол. Основы теории. - Л.: Искусство, 1973.- 112 с.

58. Королев М.М. Режиссер в театре кукол // В профессиональной школе кукольника // Сборник научных трудов. - Вып.З. - Л.: ЛГИТМиК, 1987.-139с.

59. Коханая О.Е. Социокультурные функции детского и молодежного театра: Дис.... докт.культурологии. М., 2009. - 294с.

60.Крестовский В.В. Искусство на крайнем Востоке // Художественный журнал. - СПб., 1881 - Т.2 -№11. - С.264-265.

61.Кривуля Н. Г. История «туманных картинок» (оптические представления до появления кинематографа) // Театр художника // Материалы лаборатории режиссеров и художников театра кукол под руководством И. Уваровой. М.: СТД, 2006. С.29-38.

62. Ку же ль Ю. Л. Театр Дзерури: История развития и драматургия. М.: Наука, 1993.-220 с.

63 .Кузнецова С.А. Историография вопроса о происхождении ваянг-кулит и о первоначальном значении его пьес. - Литература и время. - М., 1973.- С.60-71.

64.Кузнецова С.А. У истоков индонезийской культуры (Яванская культурная традиция ХУШ-ХХвв.). - М.: Наука, 1989 - 198с.

65. Кузовчикова Т.И. Парижские тени «Черного кота» // Театр чудес. 2010. N° 1-2. С.34-40; № 3-4. С.46-49.

66.Кукольный театр: Студия кукольного театра // Временник театрального отдела Народного Комиссариата по просвещению. - 1919. - Вып. 2. - С. 50.

67.Кулиш А.П. Истоки театральной куклы // В профессиональной школе кукольника. Сб. науч. тр. - Л.: ЛГИТМиК, 1979. - С.148-154.

68.Кулиш А.П. Кукольники в Петербурге. СПб.: СПбАТИ, 1995.136 с.

69.Кулиш А.П. Театр кукол в России XIX века: События и факты. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007. - 360 с.

70.Культурология: энциклопедия. В 2 тт. М.: РОССПЭН. 2007. - Т.1. - 1392 с.

71.Лапина К.В. Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов XX века: Автореферат дис. ... кандидата искусствоведения / Рос. акад. театр, искусства (ГИТИС)] - М., 2008. - 26 с.

72.Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. — 384 с.

73.Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления. М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140.

74. Линь Ли. Восхитительный театр теней // Электронный ресурс: http.V/biblioteka - obraz.ru/node/5124/.

75. Лободанов А. П. Основы семиотики. Семиотика искусства: Лекции по семиотике. Выпуск I. Изд-во: МГУ. М., 2007. - 215с.

76. Лотман Ю. М. Об искусстве. Структура художественного текста. Семиотика

77. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.- T.I Статьи по семиотике и топологии культуры -Таллин, "Александра", 1992. - С.19Ы99.

78.Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.: Астрель, 2000. - с. 509-511.

79. Мексин Я. П. Из опыта музейно-выставочной работы с детьми: по материалам Базы пропаганды детской книги при Музее по народному образованию / Я. П. Мексин // Совет, музей. - 1932. - № 2. - 38-57.

80.Мерварт Л.А. Малайский театр // Восточный театр. Сборник статей.- Л.: Academia, 1929. - 408с.

81. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009.- 290 с.

82.Музей детской книги // Книга. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

83. Некрылова А.Ф. Предисловие к книге // Записки петрушечника и статьи о театре кукол. - Л, : Искусство, 1980. - 271 с.

84. Образцов C.B. Театр китайского народа. - М., Искусство, 1957. - С.249-303.

85. Образцов C.B. Актер с куклой. - М.-Л.: Искусство, 1938. - 172 с.

Бб.Озерова Д.Е. Культурно-образовательная деятельность исторических музеев в России и Германии, 1971-2001 гг.: На примере музеев городов Ярославля и Билефельда. Автореферат дис.,. канд. ист. наук / Ярослав. Гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль, 2003. - 23с.

87.Парникель Б.Б. Литература островов Явы и Мадура // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. А.М.Горького. - М.: Наука, 1983-1994.Т.5. - 1988.- С.549-552.

88.Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. Приложения. - Кн.1. - СПб., 1895. (репр.изд.: М., 1991).-С. 177-185.

89. Полунина Н.М., Фролов А.И. Приятнейшая тень (Об искусстве силуэта). Памятники Отечества. Малая серия. - Вып.2. - М.: Классика плюс, 1996. -192 с.

90. Прийоно. Кукольный театр в Индонезии // Журнал «Иностранная литература» - №1 - М., 1957. - С.242-250.

91.Ревуненкова Е.В. Миф. Обряд. Религия,- М.: Наука,1992. - 216с.

92.Резанов В.И. Из истории русской драмы. Школьные действа ХУН-ХУШвв. и театр иезуитов. Издание императорского общества истории и древностей российских при московском университете. Синодальная типография. - М., 1910. - 344с.

93.Реми Тристан. Китайский театр теней // Сб.ст. «В защиту мира». - М., 1957.-С.12-14.

94. Рикер П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. - М.: "Медиум", 1995.-415 с.

95.Российская музейная энциклопедия. - М., Прогресс: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.-410с.

96. Семевский М. И. Торопец // Библиотека для Чтения. - 1863. - № 12. -С.Петербург. Типография П.А.Кулиша. С. 1-40.

97. Семёнов А.Н. Путь Востока, Традиции освобождения // Материалы III Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии,

культуры Востока. Вып.4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.45-50.

98. Сидоров A.A. Человечность и искренность // Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. - М., 1982. - С. 334.

99.Сикорский В.В. Театр // Индонезия. - М., 1983. - С.357-364.

100. Симонович-Ефимова Н.Я. Воспоминания о Валентине Серове. - Л.: Художник России, 1964. - 188с.

101. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника и статьи о театре кукол.

- Л.: Искусство, 1980. - 271с.

102. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. М.-Л., Госиздат, 1925.

- 240с.

103. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. - М.: Советский художник, 1982. - 423с.

104. Симонович-Ефимова Н.Я. Родословие и биография. Очерк. // Ефимов И.С. Об искусстве и художниках. - М.: Советский художник, 1977. - 423с.

105. Смирнова Н. И. Советский театр кукол. 1918 - 1932. - М.: АН СССР, 1963. -384с.

106. Смирнова Н.И. И ... оживают куклы: Книга о кукольных театрах. - М., 1982. - 194с.

107. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. М.: Искусство, 1983. - 270 с.

108. Соломоник И. Н. Ваянг бебер: театр или магический обряд? Старинное представление картин на острове Ява. - М.: Изд-во ГЕОС, 2001. - 78с.

109. Соломоник И. Н. Куклы выходят на сцену. - М.: Просвещение, 1993. - 159 с.

110. Соломоник H.H. «Дары Востока: обогащение выразительных средств западного театра кукол под влиянием представлений Азии» // Историко-культурные связи народов тихоокеанского бассейна. Маклаевекие чтения (2002-2006) / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого -Спб.,2006. - С.253-261.

Ш.Соломоник И.Н. Кукольные традиции Востока и современный театр // Советская этнография. - 1980. - №6. - С.114-130.

112. Соломоник И.Н. Невидимое в зримом // Машческий аспект народного тетра кукол Китая // Живая старина. - №1. - 2006. - С.9-12,

113. Соломоник И.Н. Представления кожаных кукол // Азия и Африка сегодня. -т -М., 1996. -С.66-68.

114. Соломоник И.Н. Проблемы анализа народного театра кукол//Советская этнография - №6. -М., 1978. - С.28-45.

115. Соломоник И.Н. Традиционная культура в условиях большого города: Города Нусантары и проблемы их развития // Малайские и индонезийские исследования. - № 6. - 1995. - С.112-115.

116. Соломоник И.Н. Традиционный театр Востока: Основные виды театра плоских изображений. - М.: Наука, 1983. - 184 с.

117. Соломоник И.Н. Чары формы: трансформация восточных теней в европейском и русском театре кукол // Малайско-индонезийские Исследования. - Выпуск 16. - М., 2004. - С.237-253.

118. Соломоник И.Н. Человек на сцене традиционного и нового театра кукол // Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. - М.,1984. - С.54.

119. Сперанский Е.В. Повесть о странном жанре. М.: ВТО, 1971. - 235 с.

120. Старикова Л.М. Иностранные кукольники в России в I половине XVIII века // ПКНО за 1995 год. - М., 1996.- С.135-158.

121. Старикова Л.М. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. - Москва, 1997.- 152с.

122. Старикова Л.М. Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника 1730-1740 гг. - М., Радикс, 1995 - 752 с.

123. Старикова Л.М. Театральная жизнь старинной Москвы: Эпоха. Быт. Нравы, - М.: Искусство, 1988. - 334 с.

124. Тайлор Э. Первобытная культура: Пер. с англ. - М.: 1989. - 573 с.

125. Театр теней: искусство светотени / Авт.-сост. И.С.Скрипник, - М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 221с.

126. Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741-1750. / Сост. Л.М.Старикова; Гос. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. - Вып.2: В 2ч.- М.: Наука, 2003. - 4.1 - 863с.

127. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Директ-Медиа, 2007. - 1845с.

128. Тресорукова И.В. Литературно-драматические особенности текстов современного греческого театра теней. Автореф. дисс.... канд.филологических наук. - М., 2007. - 23 с.

129. Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры (Этническая основа русской культуры) // История. Культура. Язык. - М.: Прогресс, Универс, 1995.- 800с.

130. Уварова И. П., Новацкий В. И. Происхождение куклы // Маска. Кукла. Человек // Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под рук. И Уваровой. М.: СТД, 2004. - 85с.

131. Уварова И.П. Экспедиция за куклой // Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол (Москва. 6-9 дек. 1983 г.). - М., 1984. -С. 4 -16.

132. Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Школа «Языки русской культуры». 1995. - 360с.

133. Фаворский В.А. «Об искусстве, о книге, о гравюре». - М.: Книга,1986. -237с.

134. Федотов А.Я. Из истории кукольного театра. Лекции читанные на Курсах режиссеров кукольных театров в Москве. М.: Искусство, 1940. 76 с.

135. Федотов А.Я. Ожившие силуэты. М.: Молодая гвардия, 1961. - 96с.

136. Флоренский П.А. Предисловие к «Запискам петрушечника» Н.Я. Симонович-Ефимовой // Что же такое театр кукол? Сб. статей. - М.: СТД 1990. - С. 69-73.

137. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии (пер. с англ. Рыклина М.К.). - М.: ACT, 1998. - 784с.

138. Хейзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры. М.: Айрис-пресс, 2003. - 496с.

139. Цехновицер О.В. История народного кукольного театра в Азии и Европе // Цехновицер О.В., Еремин И.П. Театр Петрушки. - М.;Л.: Госиздат, 1927. - 65 с.

140. Чукина Н.П. Ваянг пурво - индонезийский теневой театр // Научные сообщения ГМИНВ. - Вып.З. - М., 1970. - С.59-78.

141. Шамбинаго С.К.Театр и народные развлечения в Москве в XVIII веке // Москва в ее прошлом и настоящем. - 4.7. - М.: Образование, 1910-1911. -С.82-94.

142. Шедевры устного и нематериального наследия человечества. Провозглашения 2001, 2003 и 2005 гг. // Электронный ресурс: http://unesco.ru.- С.39.

143. Ширман Н.Т. Силуэт на экране. - К.:Мистецово, 1987. - 187с.

144. Шпет Л.Г. Советский театр для детей. Страницы истории. 1918-1945. М:Искусство, 1971. - 431 с.

145. Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / Пер. с нем. и англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 1056 с.

146. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. - ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 432 с.

147. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

148. Эттингер П.Д. Силуэты Н.Я.Симонович-Ефимовой // Симонович Н.Я. Записки художника. - М., 1982. - С. 326,

149. Юнее А.-Х. Театр теней. - Каир, 1994. - 103 с.

150. Юрковский X. Из истории взглядов на театр кукол // Что же такое театр кукол? Сборник статей. - М., 1980.

151. Юрковский X. Кукла между ритуалом и театром // Кукарт. 1991. №1.

152. Юрковекий X. Театр кукол на рубеже тысячелетий // Сцена. - 2006. - №5. -С. 6-8.

153. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.- 527 с.

154. Anderson В. Mythology and the tolerance of the Javanese. - N.Y., 1969.

155. Bagner F.A. Indonesien. Die Kunst eines Inselreiches. - Baden-Baden, 1959.

156. Bosch F. The golden germ. - S-Gravenhage, 1960.

157. Brandow J.R. Theatre in South East Asia. - Cambridge: Harvard University Press, 1967.

158. Bührmann M. Studien über das chinesische Schattenspiele // Lüdenscheider Beiträge». -Н.Ю.- Lüdenscheid, 1963.

159. Coomaraswamy A. Picture showmen // Indian Historical Quarterly. - Vol.5.-Calcutta, 1929.

160. Craig G.(Ed.) Javanese Marionettes // The Mask. Floence, 1914. - V. 6. - Nr.4. April.

161. Grube W., Krebs E., Laufer В. Chinesische Schattenspiele. - München, 1915.

162. Haseu G.H. I. Bijdrage tot de Kennis van het Javaansche Tooneel. -Leiden,1897.

163. Holt C. Art in Indonesia. - N.Y., 1967.

164. Jacob G. Das chinesische Schattentheatre. - Stuttgart, 1933.

165. Jacob G. Das Schattentheatre in Seiner Wanderung vom Morgenland Zum Abendland. Benin: Mayer Muller, 1901.22 s.

166. Kats J.Het Javaansche tooneel. I. Wajang Poerwa. - Weltevreden, 1926.

167. Krom N. Hindoe-javaansche geschiedenis. - S-Gravenhage, 1926.

168. Meinhard H. The Javanese wayang and its Indian prototype // Man.- L.,1939. -Vol.39. - № 94.

169. Pigeaud Th. Javaanse volksvertoningen. - Batavia, 1938.

170. Pischel R. Das altindishe Schattenspiel // Sitzungsberichte der königlish Preussischen - Akademie der Wissenschaften. - Bd 23. - В.,1906.

171. Ras J. The historical development of the Javanese shadow theatre // Review of Indonesian and Malayan affairs. - Sydney, 1976. - Vol. 10. - № 2.

172. Rassers W.H. Over de oorsprong van het Javaansche Tooneel. Bijdragen tot de Taal-Land en Volkenkund van Nedetl. - Indie, Deel 88, 1931.

173. Rassers W.H. De Panji - roman. - Leiden, 1922.

174. Rassers W.H. On the origin of the Javanese Theatre // Panji, the culture hero. -Hague, 1959.

175. Reusch R. The rebirth of shadows. Einhorn-Verlag. - Germany, 1991.

176. Seitmann F. Schattenspiel in Orissa. - BKI. D.133. - Afl. 2 -3. -1977.

177. Seno-Sastroamidjojo A. Renungan tentang pertundjkan wajang kulit. -Djakarta, 1964. -P.137-164.

178. Seirurier L. De Wajang Poerwa. - Leiden,1896.

179. Spies O. Das indisch Schattentheater // Theater der Welt. - Amsterdam ~ Köln, 1938.-№1.

180. Stutterheim W. Oost-Java en Hemelberg // Djawa. - D.6. - Weltevreden, 1926

181. WhanslowH. Shadowplay. -L., 1950.

Список использованных источников:

Издания периодической печати

Газеты:

182. Ведомости Московской городской полиции. - 1849. - 17 ноября (№250). -С.2004.

183. Ведомости Московской городской полиции. - 1849. - 19 октября (№ 226). -С. 1811.

184. Ведомости Московской городской полиции. - 1849. - 24 декабря(№280). -С.2245.

185. Ведомости Московской городской полиции. - 1855. - 18июня (№133). -С.704.

186. Вечерняя Москва. -1958. - 28 августа (№203(10.566)).

187. Вечерняя Москва. - 1994. - 11 июля.(№165).

188. Горьковская Коммуна. - 1949. - 20 февраля (№42(9110».

189. За качество и темпы // Орган партбюро, завкома, комитета ВЛКСМ и дирекции Московского шинного завода. - 1945. - 19 ноября (№89(179)).

190. Ленинские искры. - 1953. - 4ноября (№88(24531)).

191. Московская правда. - 1957. - Юдекабря (№ 287(11504)).

192. Московские ведомости. - 1784. - 17 апреля (№31). - С.294.

193. Московские ведомости. - 1784. - 6 марта (№19). - С.180.

194. Прибавление к Московским ведомостям. - 1777. - 21 февраля (№15).

195. Прибавление к Московским ведомостям. - 1838. - 26 октября (№86). -С.1273.

196. Прибавление к Московским ведомостям. - 1838. - 28 мая (№43). - С. 601.

197. Прибавление к Московским ведомостям. 1838. - 23 февраля (№16). - С. 203.

198. Прибавление к Московским ведомостям. 1849. - 19ноября (№139). -С.1297.

199. Прибавление к Московским губернским новостям. - 1841. - 29 апреля (№17).-С. 17.

200. Прибавление к Санкт-Петербургским ведомостям. - 1776. - 23 сентября (№77).

201. Прибавление к Санкт-Петербургским ведомостям. - 1776. - 8 ноября (№90).

202. Прибавление к Санкт-Петербургским ведомостям. - 1783. - 21 ноября (№93).

203. Примечании на Санкт-Петербургские ведомости. - 1733. - 31 мая (№44). -С. 175-178.

204. Примечании на Санкт-Петербургские ведомости. - 1733. - 4 июня (№45). -С. 179-182.

205. Примечании на Санкт-Петербургские ведомости. -1733.-7 июня (№46). -С. 183-186.

206. Санкт-Петербургские ведомости. - 1806. - 25 декабря (№103). - С. 1152,

207. Советская Кубань. -1955. - 11 марта (№59(4559)).

208. Советское искусство. -1945. - 24 апреля (№17).

209. Суфлер. - СПб. - 1880. -10 февраля (№12). - С.5. Журналы:

210. Исторический вестник. - СПб. - Т.53. - Сентябрь. - С. 764-794

211. Отечественные записки. -1827. - Т.85. - Май. - С.325.

212. Русский вестник. - 1856. - Т.1. - Февраль. - С.697-702.

213. Театр. -1959. - №8 (август) - СЛ72-173.

214. Театральная жизнь. - 1959. - Август (№16).

215. Театральная неделя. - 1958. -17-23 декабря (№51-а).

216. Художественный журнал. - СПб. -1881. - Т.2. - Ноябрь. - С.261-265.

217. Chehoslavatsky loutkar. - 1957. - fijna (№10).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.