Театральная кукла в России XX века как артефакт музейной культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат культурологии Гнутикова, Светлана Сергеевна
- Специальность ВАК РФ24.00.03
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат культурологии Гнутикова, Светлана Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА КУКОЛ В РОССИИ XX В.
1.1. Театр кукол в России на рубеже XIX—XX вв.
1.2. Театр кукол в России первой половины XX в.
1.3. Театр кукол в России второй половины XX в.
Глава II. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ ФЕНОМЕНА
ТЕАТРАЛЬНОЙ КУКЛЫ.
2.1. Эволюция понятия театральной куклы в отечественной исследовательской мысли.
2.2. Коллекции театральных кукол как фактор трансляции культурного наследия в области театра кукол.
Глава III. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ КУКОЛ РОССИИ XX В.
НА ОСНОВЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОЛЛЕКЦИЙ).
3.1. Куклы традиционных представлений рубежа XIX — XX вв.
3.2. Куклы Серебряного века.
3.3. Куклы агитационного театра 1920-х — 1930-х гг.
3.4. Куклы профессионального театра кукол 1920-х — 1930-х гг.
3.5. Куклы времен Великой Отечественной войны.
3.6. Куклы эпохи натурализма конца 1940-х — 1950-х гг.
3.7. Куклы экспериментальных спектаклей конца 1950-х — 1960-х гг.
3.8. Куклы и новые средства выразительности театра кукол 1970-х — первой половины 1980-х гг.
3.9. Театральные куклы конца 1980-х— 1990-х гг. как синтетический вид творчества.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Театральная кукла - форма, функция, образ: На примере кукол театра Н. Я. и И. С. Ефимовых1999 год, кандидат искусствоведения Ковычева, Елена Ивановна
Искусство театра кукол в контексте национальной культуры2008 год, кандидат искусствоведения Романовский, Евгений Яковлевич
Искусство куклы в контексте отечественной культуры второй половины XX века2010 год, кандидат искусствоведения Романова, Александра Валерьевна
Историческое развитие и сценическая жизнь русской драматургии театра кукол XVIII-XX вв.2007 год, доктор искусствоведения Голдовский, Борис Павлович
Театр кукол как феномен советской культуры: на материале истории Костромского областного театра кукол2012 год, кандидат культурологии Задоров, Иван Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Театральная кукла в России XX века как артефакт музейной культуры»
Актуальность темы исследования
Театральная кукла является важным элементом культуры: ее знаково-символические и функциональные возможности используют в ритуально-обрядовой, театральной и музейной сферах, активное применение она находит в кино, анимации, на телевидении. На сегодняшний день не существует универсального определения театральной куклы, что вызвано состоянием современного театра, отмеченного тенденцией движения к зрелищу, перфомансу, синтезирующему разные театральные традиции, формы и знаки. Эпоха «тотального театра», создающего представления универсального масштаба, обращается к театру кукол как к • мощному средству иносказательности. Метаморфозы последних лет меняют традиционное представление о театральной кукле, что позволяет ряду исследователей включать в это понятие все средства художественной выразительности кукольного искусства, объединенные двигательной функцией. В рамках данной работы театральная кукла рассматривается в качестве объекта театральной и музейной деятельности в следующем значении: «Театральная кукла — это художественный образ, рожденный замыслом режиссера и художника, воплощенный художником и конструктором в материальный предмет, позволяющий актеру оживить его, создать сценический образ»1.
В наши дни человечество вступило в эпоху «киборгизации» или постепенного сращивания с искусственным, а это значит, что свою идентичность оно все с большей готовностью соотносит с искусственным образом робота, манекена, механической куклы, терминатора, киборга и пр. Театральная кукла, благодаря своей склонности к иносказанию, имитационности и способности моделировать действительность, выгодно отличающуюся от реальности, становится необычайно актуальной в переломные моменты истории. В XX в. человека часто посещают чувства изменчивости и нестабильности мира, тоска по утраченной целостности мировосприятия, что приводит к возникновению художественно-эстетических, философских, социальных стратегий формирования «нового человека». Трагические социальные, военные, классовые конфликты заставили людей задуматься о хрупкости Земли и всего живого. Именно XX в. с его ошеломительными научными победами показал «оборотную сторону медали», воочию продемонстрировав зловещие последствия великих научных открытий, предельно обострив тревогу за судьбы Земли. В этой ситуации кукла, и театральная кукла в том числе, как подобие, имитация человека, как элемент специфического отношения к действительности посредством искусственной материи, приковывает к себе пристальное внимание. Как писала Л.Г. Шпет, «. когда настоятельно требуется философское размышление о судьбах мира, осмысление глобальных проблем культуры, искусство театра кукол со своим специфическим языком приобрело моду, потому что попадает в масштабную линию: возможность вести разговор о вещах не в лоб, а с определенной смысловой «подкладкой»2.
Подобно рубежу XIX—XX вв., когда опытами с марионеткой были увлечены многие представители творческой интеллигенции, что стало основой профессионализации театра кукол, так и сегодня интерес к театральной кукле вышел на новый виток. Свидетельством этого является все возрастающее количество проводимых в разных городах России фестивалей театров кукол (Международный фестиваль театров кукол стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Мир кукол во Владивостоке» с 1999 г., Международный кукольный фестиваль имени Сергея Образцова в Москве с 2001 г., Международный фестиваль театров кукол «Оренбургский арбузник» с 2001 г., Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан» в Абакане с 2003 г., Международный театральный фестиваль «Чаепитие в Мытищах» с 2004 г. и др.), издаются специализированные журналы («Кукарт» с 1990 г., «Театр чудес» с 2001 г. и др.), организуются музеи театральных кукол (Музей театральной куклы имени A.A. Веселова при Воронежском государственном театре кукол «Шут» с 2001 г., Музей при Омском государственном театры куклы, актера, маски «Арлекин» с 2005 г. и др.), проводятся выставки, коллекции театральных кукол привлекаются к участию в проектах, организуемых другими музеями, открываются кукольные отделения в ряде высших учебных заведений страны.
Несмотря на возросший интерес к искусству театра кукол данная проблематика остается недостаточно изученной. Театр кукол продолжает занимать маргинальное положение в силу отождествления его исключительно с искусством для детей. Театральную куклу можно отнести к числу предметов, долгое время не попадавших в сферу специального научного интереса. Это вызвано рядом причин: незначительным оседанием в музейных коллекциях предметов кукольного искусства, отсутствием широкого круга специалистов, заинтересованных в данном виде источника. Изучение театральной куклы как з артефакта музейной культуры способно показать уникальность и потенциал кукольного искусства, дать анализ его как меняющегося во времени целостного феномена культуры, получив возможность общения с прошлым, наметить перспективы развития в будущем. Важно сфокусировать внимание современных исследователей на театральной кукле, которая дает возможность проникнуть в закономерности общественного развития, являясь свидетелем движения вкусов, нравов, политических, экономических, идеологических и художественных тенденций определенного времени.
На современном этапе истории театральные куклы, вовлеченные в жизнь музеев, способны стать перспективными объектами игровой музейной коммуникации, обеспечить контакт между посетителем и экскурсоводом. Отличие театральной куклы от других музейных предметов по истории театра состоит в том, что она является подлинным свидетельством и непосредственным участником спектакля и с переходом в музей она не теряет своих «игровых» способностей. Это дает возможность активно использовать театральную куклу в деле реконструкции сценических представлений разных эпох, в том числе и тех, которые не находят применения в современной практике и могут быть утеряны безвозвратно.
С сожалением приходится констатировать, что в области сценической культуры и театра кукол в частности, нередко отмечается пренебрежение к опыту предшествующих поколений. Это выражается, в лучшем случае, в виде голого копирования приемов предыдущих театральных практик или их отторжения, в худшем случае — полного неведения, что ведет к тому, что «довольно часто «открывают» художественные приемы, задолго до наших дней открытые и усвоенные традиционным театром»3. Осмысление предыдущего опыта через понимание памятников культуры может дать плодотворные результаты в построении современных концепций, «необходимо актуализировать и превращать в позитивную традицию разные пласты наследия и в особенности те его части, которые составляют многовековой фонд отечественной культуры, в том числе вошедшие в музейные собрания»4.
Таким образом, актуальность темы обуславливается значимостью социокультурных процессов, свидетельством которых является театральное искусство и кукольное искусство в том числе; необходимостью аналитического подхода к проблеме использования театральных кукол в. музейной деятельности; новизной материала, вводимого в научный оборот; существующим противоречием между потребностью комплексного изучения театральной куклы как источника по истории кукольного искусства и отсутствием соответствующей методической литературы.
Степень научной разработанности проблемы
При анализе литературы по теме диссертации необходимо отметить, с одной стороны, отсутствие фундаментальных обобщающих исследований непосредственно по данной проблематике, с другой стороны существует большое количество работ, затрагивающих те или иные аспекты феномена театральной куклы.
Основное внимание следует уделить работам ведущих театральных г /г 7 деятелей России XX в. А.Н. Бенуа, A.A. Блока , Е.Б. Вахтангова, H.H. Евреинова8, Г. Крэга9, В.Э. Мейерхольда10, А .Я. Таирова11, чьи работы важны при изучении поставленной темы. Работы указанных авторов не только составляют сокровищницу режиссерской театральной мысли, но и протягивают цепочку в сегодняшний день. Идеи ведущих театральных деятелей 1900-1930-х гг. о создании синтетического театра, реконструкции сценических представлений прошлых эпох, сближении сцены и зала, актера и зрителя, возрождении традиций площадного театра дают почву для плодотворного творчества современных режиссеров, сценографов, актеров.
Интерес представляют книги по истории отечественного театра «Зори
12 13 театрального Октября» Д.И. Золотницкого, «О театре» П.А. Маркова, «История советского драматического театра»14, «Русский театр: 1824 — 1941»15, «Очерки истории русского советского драматического театра»16, рассматривающие постановки ведущих театров страны в период с начала XX в.
1 7 до конца 1960-х гг. Сборник «Спектакли и годы» содержит ряд статей ведущих театроведов Т. Бачелис, П. Маркова, А. Образцовой, Н. Велеховой по агитационно-политическому театру 1920-х гг., анализируются постановки В. Мейерхольда, А. Таирова, Н. Охлопкова. К исследованиям более позднего
О ЛА периода относятся работы В. Гаевского , Н. Герасимовой , С. Дрейдена" , А. Смелянского21.
Исторически сложилось, что отечественное кукольное искусство занимает особое маргинальное положение в русской сценической культуре. История изучения данной проблематики отмечается изъятием кукольного искусства из общего театрального контекста. Поэтому основой послужили труды, посвященные общим вопросам изучения театральной куклы и трансформации данного понятия, эволюции форм и способов репрезентации театральной куклы в России XX в.
В контексте общекультурных проблем о куклах писали Ю.М. Лотман22, П.А. Флоренский23, И.П. Уварова24. Наиболее ранний опыт философской рефлексии по поводу театральной куклы как иносказательного образа отражен
Г Л/' в трудах Шарля Маньена" , Эрнеста Мендрона , Йорика (Пьетро Ферриньи)" , А.Д. Алферова" , В.Н. Перетца . Указанные работы несут характер исторических очерков, систематизирующих разрозненную информацию по кукольному искусству Европы, которое рассматривается как цепь имен и событий. Попытка выявить основные тенденции и закономерности его развития вела к выстраиванию основных типов, сменяющих друг друга.
При всем разнообразии подходов и оценок роли театральной куклы в культуре, сложился некоторый багаж теоретических текстов, позволяющий наметить основные стратегии в изучении феномена театральной куклы. Это работы А.Н. Васильковой30, Е.С. Деммени31, A.A. Ивановой32, Е.И. Ковычевой33, Е.Б. Коренберг34, М.М. Королева35, А.П. Кулиша36, C.B.
ХП TO TQ
Образцова , H .Я. Симонович-Ефимовой , Ю.Л. Слонимской , < Е.В. Сперанского40, А .Я. Федотова41, X. Юрковского42 и др.
С изменениями внутри театра кукол модифицируется определение театральной куклы в попытке включить в себя все многообразие изменяющегося кукольного искусства. Ряд современных исследователей (А.Н. Василькова, A.A. Иванова, Е.И. Ковычева), отмечая расширение границ кукольного искусства, расширяют и само понятие театральной куклы, исключая из него элемент театральности. В их интерпретации театральной куклой может называться предмет, человеческая рука, одежда актера. Такая формулировка автору представляется неправомерной.
Чтобы более четко очертить границы понятия театральной куклы и изъять из него все инородное, группа петербургских исследователей (А.Ф. Некрылова, В.М. Советов) возвращаются к традициям Серебряного века и отмечают, что театральная кукла должна не только отражать замысел драматурга, режиссера, художника, вписываться в идейную направленность спектакля, но и непременно быть произведением искусства.
При рассмотрении вопросов эволюции, форм и способов репрезентации театральной куклы в России XX в. отмечается изучение данных проблем с точки зрения оценки событий, фактов, имен, анализа отдельных тем, при этом остается много «белых пятен». Среди работ обобщающего характера — труды Б.П. Голдовского43, H.A. Костровой44, А.Ф. Некрыловой45, О.И. Поляковой46, Н.И. Смирновой47, И.П. Уваровой48, Л.Г. Шпет49.
Представляются перспективными для дальнейших исследований направления, заданные И.П. Уваровой и Б.П. Голдовским. В своем диссертационном исследовании «Традиции старинного театра и русские сценические искания начала XX века» И.П. Уварова обращается к проблеме влияния традиционного фольклорного театра на профессиональное театральное искусство начала XX в. В основу анализа положены спектакли, созданные в период с 1902 по 1917 гг. Это постановки Н. Евреинова, Н. Дризена, Н. Вашкевича, В. Мейерхольда. И.П. Уварова отмечает, что многие театральные деятели начала XX в. пытались совмещать элементы традиционной культуры: балагана, народной драмы, комедии дель арте и т. д. Подобные тенденции прослеживаются и в современном театре, что может представлять интерес для дальнейших исследований.
В диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Историческое развитие и сценическая жизнь русской драматургии театра кукол XVIII-XX вв.» Б.П. Голдовский обратился к принципиально новой до этого области исследований — проблемам исторического развития и сценического воплощения русской драматургии для театра кукол.
Изучение поставленной в диссертации культурологической проблемы взаимосвязи театральной куклы и музея относится к сфере междисциплинарного знания. В современном мире музеи как информационно-культурные центры, обладающие огромными гуманитарными и художественными ценностями, играют важную роль в культурном развитии общества.
К рубежу XIX—XX вв. относятся первые попытки осмысления места и роли музея в жизни общества и в культуре. В работах Н.Ф. Федорова50 впервые дается целостное философское осмысление музея, возникновение которого философ рассматривал как общественную потребность, связанную с осмыслением, познанием и изучением национальной истории и культуры.
Отдельные аспекты взаимодействия музея и общества находят отражение в работах музееведов В.П. Грицкевича, В.Ю. Дукельского, М.Е. Каулен, E.H. Мастеницы, A.A. Сундиевой, JI.M. Шляхтиной, Т.Ю. Юреневой51 и др.
Проблемы научного проектирования музейной экспозиции, ее языковой структуры и зрительского восприятие отражены в трудах А.Ю. Волькович, М.Б. Гнедовского, М.Т. Майстровской, H.A. Никишина, Т.П. Полякова, К.И. Рождественского, О.С. Хижняка ~ и др. Среди исследователей, занимающихся изучением взаимодействия музея и посетителя с учетом психологических, социологических и культурологических составляющих через создание специальных программ по моделированию интерактивных экспозиций и самостоятельных программ ознакомления с музейными предметами, можно с т выделить имена Т.П. Мышевой, JI.M. Шляхтиной, М.Ю. Юхневич и др.
Проблемам коллекционирования и роли музеев в системе культуры уделено внимание в работах отечественных исследователей Н.Г. Макаровой54, М.С. Кагана35, И.Ю. Хитаровой56, C.B. Пшеничной57, Т.П. Калугиной58. В работах указанных авторов музей рассматривается в различных аспектах: как социально-эстетический феномен (Н.Г. Макарова), как феномен культуры (М.С. Каган, C.B. Пшеничная), как одна из культурных форм (Т.П. Калугина).
Последнее время характеризуется появлением большого числа работ, анализирующих новые пути развития всей музейной сети в стране и дающих оценку той ситуации, в которой оказалось российское общество, культура и музеи. Анализируются кризисные явления, наблюдающиеся в музейном деле, но одновременно отмечается положительная динамика развития музеев, и определяются пути их дальнейшего развития.
В данной работе музей выступает в качестве транслятора исторической памяти, дающего возможность следующим поколениям считывать позитивную для них информацию. Основные критерии определения объектов наследия, подлежащих сохранению, выявления роли культурного наследия в жизни общества, общие принципы преобразования памятников культуры в объекты музейного показа сформулированы в теоретических трудах М.Е. Каулен59, И.К. Кучмаевой60, В.П. Максаковского61, E.H. Мастеницы62, E.H. Селезневой63, Э.А. Щулеповой64 и др.
Оценивая в целом степень разработанности проблемы диссертационного исследования, можно сделать вывод, что существует достаточное количество материалов для решения поставленных задач исследования, но назрела необходимость комплексного и междисциплинарного подхода к осмыслению феномена театральной куклы.
Объект исследования — совокупность музеефицированных театральных кукол, имеющих свои типологические и технологические особенности.
Предмет исследования — историко-культурный потенциал данной совокупности музеефицированных кукол.
Цель исследования — создать целостную картину разнообразных проявлений, отразить изменчивость, подвижность, историческую обусловленность театра кукол в России XX в. с помощью комплексного анализа выявленных из ряда музейных собраний театральных кукол.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи диссертации:
1. Дать определение театральной куклы как артефакта музейной культуры, показав трансформацию данного понятия в зависимости от метаморфоз внутри театра кукол.
2. Выявить основную совокупность музеефицированных театральных кукол, рассматриваемых как объекты культурного наследия.
3. Используя средства культурологического анализа, провести типологизацию выявленных театральных кукол.
4. Анализировать формы выражения феномена театральной куклы в непрерывном, постоянно меняющемся, явлении кукольного искусства России XX в., а также в области музейного использования.
5. Показать как театральная кукла прошлых театральных традиций включена в проблематику современной культуры, отобразить вопрос преемственности и трансформации идей.
6. Сформировать сводный каталог театральных кукол из музейных собраний России по истории отечественного театра кукол XX в.
Хронологические рамки исследования охватывают XX в. — время становления и развития профессионального театра кукол в России.
Источниковую базу исследования составил широкий круг как опубликованных, так и не опубликованных материалов, среди которых следует выделить периодическую печать, мемуары, сборники пьес, театральные буклеты и программы, которые несут богатую фактологическую информацию, раскрывают этапы становления и развития отечественного кукольного искусства, отражают ценностные характеристики своего времени.
Особую группу составляют неопубликованные материалы из Архива Музея театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол имени C.B. Образцова (далее: МТК ГАЦТК): протоколы заседаний Художественных советов, тексты пьес с правками, годовые и гастрольные отчеты, стенограммы совещаний, воспоминания. Представленные в протоколах, отчетах, стенограммах материалы дают основание судить о творческих методах крупнейших деятелей театра кукол XX в.: C.B. Образцова, Н.М. Беззубцева, Н.Г. Шалимова, И.С. и Н.Я. Ефимовых, Е.С. Деммени и др. В этих документах содержатся идеи создания первых профессиональных театров кукол в России, намечаются направления их деятельности, ценностно-смысловые ориентиры.
Отдельную группу материалов составили изобразительные источники (эскизы, макеты, фотографии), отображающие образную составляющую театра кукол.
К наиболее достоверным источникам по теме исследования можно отнести театральные куклы из ряда музеев при театрах — ГАЦТК имени C.B. Образцова, Санкт-Петербургского государственного театра марионеток имени Е.С. Деммени, Санкт-Петербургского государственного Большого театра кукол (далее: БТК), Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин», Рязанского театра кукол. В данном случае театральная кукла как музейный предмет является подлинным и непредвзятым свидетельством прошлого отечественной культуры, выступает транслятором с учетом конкретного исторического контекста. Сегодняшний день позволяет делать избирательное «снятие» информации с музейного предмета, давать возможность говорить не только о фактах, но и превращать их из негативных или нейтральных традиций в позитивные и наоборот.
Можно констатировать, что совокупная исследовательская источниковая база позволяет на основе обобщения и сравнительного анализа составить общую картину культурологических оснований в отношении наследия в области кукольного искусства России XX в.
Методология исследования обусловлена проблематикой, целью и задачами диссертации. В качестве базовых в работе используются конкретно-исторический и сравнительно-типологический методы. При работе с широким кругом источников конкретно-исторический метод позволяет протянуть хронологическую цепочку важных событий в истории осмысления феномена театральной куклы и выстроить точный событийный ряд из дат и имен.
Сравнительно-типологический метод позволяет проанализировать типологические модели репрезентации театральной куклы в культурном пространстве через конкретные музейные предметы. Таким образом, указанный метод позволяет реконструировать целое, сотканное из событий, фактов, имен, явление путем сравнения, сопоставления.
Научная новизна исследования:
1. Предпринята попытка определения многофункциональной природы театральной куклы в отечественном музееведении как объекта изобразительного искусства и предмета материальной культуры.
2. Впервые в отечественной науке поставлена проблема изучения музеефицированных театральных кукол и их использования в качестве исторического источника для ряда искусствоведческих, культурологических, исторических исследований.
3. Выделены основные типы театральных кукол в России XX в. на основе разработанной периодизации становления и развития профессионального театра кукол.
4. Осуществлен анализ и выявлены характерные черты генезиса репрезентации театральной куклы в России XX в.
5. Показан потенциал театральной куклы в деле музейной коммуникации и реконструкции театральных традиций прошлых лет.
6. На основе комплексного изучения музеефицированных театральных кукол подготовлен каталог соответствующих музейных предметов по истории отечественного кукольного искусства России XX в.
7. Введены в научный оборот малоизвестные факты и документы из истории отечественного кукольного искусства XX в.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе исторически изменчивого феномена театральной куклы, в попытке актуализировать идеи прошлого в современном культурном пространстве. Теоретический анализ проблемы и сделанные выводы углубляют и расширяют представление о сущности и эволюции понятия театральной куклы и форм ее репрезентации в историческом контексте и музейном пространстве, что может стать основой для будущих исследований в этой области. Осмысление данного феномена, его потенциальных возможностей позволяет рассматривать музеефицированные театральные куклы как важный исторический источник.
Практическая значимость исследования состоит во введении в научный оборот ранее не фигурировавших по рассматриваемой проблематике документальных источников, данных о музеефицированных театральных куклах, их научном изучении. Полученные в результате исследования выводы и предложенный аналитический материал могут быть использованы при разработке учебных курсов и пособий по теории и истории культуры, в процессе обучения работников кукольных театров и студентов творческих специальностей. Представленный в приложении каталог театральных кукол может послужить базой для организации совместных экспозиций и выставок, проведения театрализованных экскурсий и других акций. На защиту выносятся следующие положения:
1. Театральная кукла анализируется как составляющая театральной и музейной практик, объект культурного наследия и важный исторический источник для ряда направлений исследовательской деятельности.
2. Вариативность современных взглядов на природу и сущность театральной куклы привела к парадигмальному раздвоению — от понимания ее как произведения изобразительного искусства, символа, в руках актера являющегося выразителем идей режиссера и художника, к образу, характеризующему все разнообразие театра кукол, дающему размытое определение театральной куклы с множеством составляющих сценического решения спектакля.
3. Попадая в музей, театральная кукла теряет колдовскую силу оживления, но сохраняет достоверность непосредственного участника представления, что делает ее более «говорящей» по сравнению с другими музейными предметами и дает возможность использовать ее как транслятор мировоззренческих представлений.
4. Наиболее полными специализированными коллекциями театральных кукол по истории отечественного кукольного искусства обладают музеи при театрах, позволяющие выявить основные типы театральных кукол в России XX в.
5. Типологизация театральных кукол базируется на основе периодизации истории развития театра кукол в России XX в. и системы управления куклы. Главными критериями являются образное решение, материал, техника управления театральной куклы. Выделены следующие типы: куклы традиционных кукольных представлений рубежа XIX — XX вв., куклы Серебряного века, куклы агитационного театра 1920-х — 1930-х гг., куклы профессионального театра кукол 1920-х — 1930-х гг., куклы времен Великой Отечественной войны, куклы эпохи натурализма конца 1940-х — 1950-х гг., куклы экспериментальных спектаклей конца 1950-х — 1960-х гг., куклы и новые средства выразительности театра кукол 1970-х — первой половины 1980-х гг., театральные куклы конца 1980-х — 1990-х гг. как синтетический вид творчества. 6. Театральная кукла как артефакт музейной культуры благодаря аутентичности и сохранению своей функциональности в любой момент может принять активное участие в творческом процессе, стать непосредственным участником театрально-музейных экспозиций, игровых и театрализованных экскурсий, что позволяет воссоздавать в музейном пространстве представления, которые в силу разных причин были утеряны.
Апробация результатов исследования была осуществлена автором в докладах «История музея ГАЦТК им. C.B. Образцова, создание каталога-путеводителя по музею» (Научно-практическая конференция МГУКИ «Сохранение культурного наследия народов мира», 2003 г.), «Предпосылки возникновения коллекций театральных кукол» (I международная научно-практическая конференция МГУКИ «Научно-исследовательская работа в музее», 2007 г.), в работе Дальневосточного театрального форума (2008 г.)
Внедрение результатов исследования в практику нашло отражение в следующих публикациях: «Вопрос реконструкции идей прошлого в театре кукол XX в.», «Музей театральных кукол ГАЦТК имени C.B. Образцова», «Силы любви и волшебства» (творческие искания в области кукольного искусства начала XX в.)» и др.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, каталога театральных кукол, библиографического списка и иллюстраций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК
Театр Нингё Дзёрури в эпоху городской культуры Японии XVII-XVIII вв.2004 год, доктор искусствоведения Кужель, Юрий Леонидович
Музыкальный мир детского кукольного спектакля (на примере театров Сибири)2022 год, кандидат наук Решетова Наталья Михайловна
Сценография татарского театра: основные этапы и закономерности развития (XX-XXI вв.)2018 год, доктор наук Султанова Рауза Рифкатовна
Авторская кукла конца XX - начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика2013 год, кандидат искусствоведения Лопаткина, Екатерина Владимировна
Образы куклы в детской фортепианной музыке XIX - XX веков2014 год, кандидат наук Базилевич, Мария Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Гнутикова, Светлана Сергеевна, 2009 год
1. Автобиография И.А. Зайцева (Запись 1933 г.)// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990. — С. 11-19.
2. Агиенко А., Поляков А. Советский Петрушка. — М., 1927. — 106 с.
3. Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5-ти кн. — М., 1980. — Т. I. — 711 с.
4. Блок A.A. Кукольный театр Оболенской и Кандаурова из серии «Петрушка». Война королей// Собр. соч.: В 12-ти тт. — М., 1936. — Т. 12. О театре. — С. 156-157.
5. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи/ Сост. и комментарий Н.М. Вахтанговой, Л.Д. Вендровской, Б.Е. Захавы. — М.-Л., 1939. — 405 с.
6. В гостях у кукол: Буклет выставки. — Л., 1988. — Б/с
7. Деммени Е.С. Куклы на сцене. — М.-Л., 1949. — 84 с.
8. Деммени Е.С. Призвание — кукольник. — Л., 1986. — 197 с.
9. Деммени Е.С. Страницы из жизни. — Л., 1949. — 64 с.
10. Деревенский Петрушка. — М., 1926. — 32 с.
11. Дрейден С.С. Репертуар театра кукол// Театр кукол: Сб. пьес. — М., 1955. — С. III-XLVIII.
12. Дымшиц А. Звенья памяти. Портреты и зарисовки. — М., 1968. — 427 с.
13. Евреинов H.H. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». — М., 1998. — 365 с.
14. Евреинов H.H. Дань марионеткам// H.H. Евреинов. Театральные новации. — Пг., 1922. —С. 99-102.
15. Ефимов А.И. Движущаяся скульптура// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990. — С. 74-88.
16. Ландау С.Г. Парабола жизни. Режиссер Андрей Трапани. — Тамбов, 2008. — 408 с.
17. Ленинградскому государственному Большому театру кукол 50 лет: Книга-альбом. — Л., 1982. — 206 с.
18. Магнитогорский театр куклы и актера «Буратино». 1973 — 1983: Буклет. — Магнитогорск, 1983. — Б/с.
19. Мейерхольд В.Э. О театре. — Спб., 1913. — 208 с.
20. Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи — Воспоминания о Михоэлсе — М., 1965. —612 с.21. «Наши» на зарубежных фестивалях// Информационный бюллетень Центра УНИМА. — 1992. — № 2. — С. 18-49.
21. Образцов C.B. Театр кукол: Фотоальбом. — М., 1980. —Б/с.
22. Петрушка в лагерях: Сб. пьес. — М.-Л., 1930.
23. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1639 годах, составленное секретарем посольства Адамом Олеарием. — М., 1870. — 1038 с.
24. Русские народные гулянья. По рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Е. Кузнецова. — М.-Л., 1948. — 172 с.
25. Рязанский театр кукол: Буклет. — Рязань, 1997. — 20 с.
26. Советский театр кукол сегодня. К XII Конгрессу УНИМА. — М., 1976. — 42 с.
27. Сперанский Е.В. История одного спектакля, записанная его участником в 1946 г.// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990. — С. 129-145.
28. Сперанский Е.В. Повесть о странном жанре. — М., 1971. — 240 с.
29. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8-ми тт. — М., 1954. — T. I. Моя жизнь в искусстве. — 516 с.
30. Стенограмма конференции по итогам Всероссийского смотра театров юного зрителя и театров кукол, посвященного 70-летию со дня основания детских театров (21 октября 1988 г.)// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990.—С. 179-203.
31. Степанов В. Деревенский Красный Петрушка: Методика и техника. — М., 1926. —52 с.
32. Степун Ф.А. Встречи и размышления. — London, 1992. — 287 с.
33. Таиров А.Я. Записки режиссера, статьи, беседы, речи, письма. — М., 1970.604 с.
34. Театр кукол СССР. Куклы, макеты, эскизы: Каталог выставки. — М., 1957.51 с.
35. Театр Петрушки при ГТЮЗе.: Сб. статей. — [Л., 1927]. — 84 с.
36. Флоренский П. А. Предисловие к «Запискам петрушечника» Н.Я. Симонович-Ефимовой// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990.С. 69-73.
37. Цехновицер О., Еремин И. Театр Петрушки: Для работников городских клубов, школ и кукольных театров. —M.-JL, 1927. — 184 с.
38. Швембергер В.А. Театр моей жизни. — М., 2003. — 154 с.
39. Шпет Л.Г. Сегодня и завтра в театре кукол (Выступление на симпозиуме в Лодзи 30 ноября 1967 г.)// Информационное письмо Советского центра УНИМА. — 1968. — № 13.
40. The puppets of the Demmeni theatre: Booklet. St. Petersburg. — W/y. — 16 p.Архив Музея театральных кукол ГАЦТК им. C.B. Образцова
41. Бархаш И.М. Московский кукольный театр// МТК ГАЦТК. — Личный фонд И.М. Бархаша. — Папка 1. — Ед. хр. 25. — 3 л.
42. Беззубцев Н.М. Кукольный театр в Воронеже// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — On. 1. — Ед. хр. 21. — 13 л.
43. Гагарина М.М. Материал о Московском кукольном театре (25.07.1945 г.)// МТК ГАЦТК. — Личный фонд И.М. Бархаша. — Папка 1. — Ед. хр. 24. — Юл.
44. Инструкция городовым Московской столичной полиции// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. Оп. 1. — Ед. хр. 2264а. — 2 л.
45. Коренберг Е.Б. Отчет о поездке в Германскую Демократическую Республику на юбилей Магдебургского театра кукол и в Дрезденский музей кукол (1978 г.)// МТК ГАЦТК. — Фонд зарубежных театров. — Папка 284. — Ед. хр. 18.8 л.
46. Кукольный театр «Веселый Петя»// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. — Ед. хр. 2277. — 4 л.
47. Кусов В.А. Актер-помощник в театре кукол// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. — Ед. хр. 2140. — 6 л.
48. Петрушка. (Записано со слов старого народного фокусника, кукольника, шарманщика П.Я. Любаева)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. — Ед. хр. 2252. — 3 л.
49. Петрушка (Из репертуара И. А. Зайцева)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. — Ед. хр. 2254. — 24 л.
50. Петрушка. Кукольное представление в двух отделениях с прологом (вариант на народную тему)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. —Ед.хр. 409. — 10 л.
51. Полякова О.И. Война и кукла (Советский театр кукол в годы Второй мировой войны)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1.Ед.хр. 2377. —28 л.
52. Протокол Заседания Художественного совета ГЦТК от 27 февраля 1951 г.// Архив литературной части ГАЦТК. — Оп. 3. — Ед. хр. 17. —8 л.
53. Протокол Заседания Художественного Совета от 06.09.60 г.// Протокол Заседания Художественного совета от 08.04.59 г.// Архив литературной части ГАЦТК. — Б/н. — 3 л.
54. Протокол Заседания Художественного совета от 15.03.61 г.// Архив литературной части ГАЦТК. — Б/н. — 10 л.
55. Протоколы совещаний режиссерской коллегии за 1955 г.// Архив литературной части ГАЦТК. — Б/н. — 29 л.
56. Смирнова Н.И. История театра кукол народов СССР: Учебник. (1985 г.)// Архив Библиотеки ГАЦТК им. C.B. Образцова. — Ед. хр. 5313. — 570 л.
57. Стенограмма вечера «Из прошлого советского театра кукол (2 марта 1962 г.)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — On. 1. — Ед. хр. 2282. — 29 л.
58. Стенограмма доклада С.Д. Дрейдена «О современном советском театре кукол», прочитанного в Центральном театре кукол (10 июня 1957 г.)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — On. 1. — Ед. хр. 789. — 39 л.
59. Стенограмма записи воспоминаний старого кукольника Якова Мироновича Бромфейна (11 апреля 1939 г.)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — On. 1. — Ед. хр. 2296.
60. Стенограмма конференции работников кукольных театров (18 мая 1934 г.)// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — On. 1. — Ед. хр. 76/2. — 73 л.
61. Стенограмма Первой Всероссийской конференции работников кукольных театров. Вечернее заседание 21 мая 1930 г.// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — On. 1. — Ед. хр. 78/2.
62. Стенограмма Первой Всероссийской конференции работников кукольных театров. Вечернее заседание 22 мая 1930 г. // МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — On. 1. — Ед. хр. 78/4.
63. Стенограмма Первой Всесоюзной конференции работников кукольных театров. Вечернее заседание 23 мая 1930 г. // МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. — Ед. хр. 78/6. — 41 л.
64. Стенограмма Первой Всесоюзной конференции работников театра кукол. Утреннее заседание 21 мая 1930 г.// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. —Ед. хр. 78/1. — 55 л.
65. Стенограмма Первой Всероссийской конференции работников кукольных театров. Утреннее заседание 22 мая 1930 г.// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. —Ед. хр. 78/3.
66. Стенограмма Первой Всероссийской конференции работников кукольных театров. Утреннее заседание 23 мая 1930 г. // МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. — Ед. хр. 78/5. — 53 л.
67. Стенограмма совещания «Кукольник в боевой обстановке» // МТК ГАЦТК.— Личный фонд И.М. Бархаша. — Папка 1. — Ед. хр. 2. — 11л.
68. Фаворский. В.А. Автобиография// МТК ГАЦТК. — Фонд письменных источников. — Оп. 1. — Ед. хр. 87. — 1л.
69. Юрковский X. Театр Королева в Ленинграде// МТК ГАЦТК. — Фонд театров кукол России. — Папка «БТК». — Б/н. — 6 л.Литература74.«Academia Образцова». — М., 2007. — 336 с.
70. Алферов А.Д. Петрушка и его предки: Очерк из истории народной кукольной комедии// Десять чтений по литературе. — М., 1895. — С. 175 — 205.
71. Василькова А.Н. Душа и тело куклы: Природа условности куклы в искусстве XX в.: театр, кино, телевидение. — М., 2003. —201 с.
72. Веденин Ю.А. Необходимость нового подхода к культурному и природному наследию России// Актуальные проблемы сохранения природного и культурного наследия. — М., 1995. — С. 5-20.
73. Веденин Ю.А. Роль музеев в сохранении культурного и природного наследия в России// Источниковедение и краеведение в культуре России. — М., 2000.—С. 235-240.
74. Волысович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепциях зарубежных музееведов// Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. — Спб., 1997. — Т. 147. —С. 69-73.
75. Волькович А.Ю. Музейная экспозиция как семиотическая система: Дисс. . канд. культурол. наук. — Спб., 1999. — 192 с.
76. Гаевский В. Флейта Гамлета: Образы современного театра. — М., 1990. — 352 с.
77. Герасимова Н.П. Патриотическая деятельность московских театров в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. — М., 1988. — 25 с.
78. Гнедовский М.Б.Коммуникационный подход в музееведении: теоретический и прикладной аспекты: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. — М., 1994. — 18 с.
79. Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы// Музеи мира: Сб. науч. ст. — М., 1991. — С. 144.-158.
80. Голдовский Б.П. Записки кукольного завлита. — М., 1993. — 60 с.
81. Голдовский Б.П. Историческое развитие и сценическая жизнь русской драматургии театра кукол XVIII—XX вв.: Автореф. дисс. . доктора искусствоведения. — Спб., 2007. — 46 с.
82. Голдовский Б.П. Российский театр кукол в период постмодернизма: От «золотой нити» до «золотых масок». — М., 2008. — 40 с.
83. Голдовский Б.П., Смелянская С.А. Театр кукол Украины. Страницы истории. — Сан-Франциско, 1998. — 276 с.
84. Грицкевич В.П. История музейного дела в мире до конца XVIII в.: Дисс. . доктора культурол. наук. — Спб., 2002. — 397 е.;
85. Дукельский В.Ю. Формирование основ историзма в музейном деле России середины XIX—XX вв.: Дисс. . канд. ист. наук в форме науч. докл. — М., 1994. —29 е.;91.3олотницкий Д.И. Зори театрального Октября. — Л., 1976. — 392 с.
86. История советского драматического театра: В 6-ти тт. — Т. 1. 1917-1920. — М., 1966. —408 с.
87. Йорик. История марионетки. — Спб., 1913. — 108 с.
88. Каган М.С. Искусство как феномен культуры//Искусство в системе культуры. — М., 1987. — С. 6-22.
89. Калмановский Е.С. Театр кукол, день сегодняшний. — Л., 1977. — 120 с.
90. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. — Спб., 2001. — 224 с.
91. Каулен М.Е. Методы актуализации объектов наследия и проблемы классификации музеев// Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI веков. — М., 2001. — С. 86-99.
92. Каулен М.Е. Музей на рубеже веков: пространство взаимодействия культур// Культурные миры: Материалы научной конференции «Типология и типы культур: разнообразие подходов». — М, 2001. — С. 216-221.
93. Каулен М.Е. Нематериальное наследие в информационном пространстве музея// Науки о культуре — шаг в XXI век: Сб. материалов ежегодной конференции семинара молодых ученых. — Т. 5. — М., 2005. — С. 32-41.
94. Ковычева Е.И. Кукла в диалоге культур. — Ижевск, 2002. — 156 с.
95. Ковычева Е.И.Театральная кукла — функция, форма, образ (на примере кукол театра Н.Я. и И.С. Ефимовых): Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1999. — 19 с.
96. Кострова H.A. Первые советские кукольники (По неопубликованным материалам архива музея ГАЦТК)// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990. —С. 88-105.
97. Кулиш А.П. Эстетические функции театральной куклы (Опыт историко-типологического исследования): Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — Л., 1979. — 19 с.
98. Кучмаева И.К. Культурное наследие: современные проблемы. — М., 1987. — 173 с.
99. Луцкая Е.Л. Валентин Андриевич. — М., 1979. — 144 с.
100. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство — архитектура — дизайн. Тенденции формирования. — М., 2002. — 275 с.
101. Майстровская М.Т. Музейная экспозиция: тенденция развития// На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. — М., 1997. — С. 11-36.
102. Майстровская М.Т. Художественно-композиционные основы и тенденции формирования оборудования экспозиций музеев изобразительных и прикладных искусств (Опыт обоснования концепции): Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. —М., 1987. — 23 с.
103. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен: Автореф. дисс. — М., 1987.— 16 с.
104. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. — М., 2000. — 415 с.
105. Мастеница E.H. Ведущие тенденции в современном музееведении// Науки о культуре — шаг в XXI век: Сб. материалов ежегодной конференции семинара молодых ученых. — Т. 5. — М., 2005. — С. 41-47.
106. Мастеница E.H. Деятельность по сохранению и использованию культурного наследия: основания и смыслы// Основы культурологии: Учеб. пособие. — М., 2005. — С. 337-361.
107. Мастеница E.H. Новые тенденции в развитии музея музейной деятельности// Триумф музея? — Спб., 2005. — С. 138-145.
108. Мастеница E.H., Шляхтина JI.M. Взаимодействие музея и культурного наследия как научная проблема (региональный аспект)// Культура российской провинции: век XX — XXI веку: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. — Калуга, 2000. — С. 92-96.
109. Москалев И.М. Ленора Шпет: Уроки жизни и театра. — М., 2005. — 143 с.
110. Музей театральных кукол ГАЦТК имени C.B. Образцова. — М., 2005. — 216 с.
111. Некрылова А.Ф. Куклы и Петербург// Кукольники в Петербурге. — Спб., 1995. —С. 7-26
112. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII — начало XX века. — Л., 1984. — 191 с.
113. Некрылова А.Ф. Русский народный кукольный театр «Петрушка» в записях XIX — XX вв.: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — Л., 1973. —28 с.
114. Некрылова А.Ф. Традиционная архитектоника народной кукольной уличной комедии// Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. — М., 1984. — С. 23-36.
115. Никишин H.A. Музейные средства: знаки и символы// На пути к музею XXI века: Сб. науч. тр. — М., 1997. — С. 37-54.
116. Никишин H.A. К вопросу о методах построения экспозиций в естественнонаучных музеях// Некоторые проблемы исследований современной культуры: Сб. науч. тр. — М., 1988. — С. 53-59.
117. Образцов C.B. Актер с куклой. — М.-Л., 1938. — 172 с.
118. Образцов C.B. Моя профессия. — М., 1981. — 464 с.
119. Окладникова Е.А., Махлина С.Т. Музейный предмет и его семиотический дискурс// Триумф музея? — Спб., 2005. — С. 84-103.
120. Очерки истории русского советского драматического театра. В 3-х тт. — Т. II. 1935-1945.—М., i960. —776 с.
121. Перетц В.Н. Кукольный театр на Руси: Исторический очерк. Отдельный оттиск из «Ежегодника императорских театров». Сезон 1894 — 1895. — Спб., 1895. — 106 с.
122. Поляков Т.П. Актуальные проблемы отношения содержания и формы музейной экспозиции: Автореф. дисс. . канд. ист. наук. —М., 1988. — 16 с.
123. Поляков Т.П. Музей будущего: проблемы выбора модели// Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI веков. — М., 2001. — Вып. 127. —С. 76-85.
124. Полякова О.И., Файнштейн Ф.З. Решения сценического пространства. Спектакли Государственного академического центрального театра кукол. — М., 1988. — 116 с.
125. Пшеничная C.B. Музей как социокультурный феномен. Информационно-коммуникативная модель. — Спб., 1999. — 196 с.
126. Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. — Л., 1970. — 232 с.
127. Русский театр: 1824— 1941. — 2-е изд. — М., 2006.—472 с.
128. Сазонов П.П. О театре Ю. Слонимской// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990. — С. 19-26.
129. Самарина Н.Г. Современное состояние музейного дела// Организация и методика музейной работы: Тез. докл. — М., 2002. — С. 4-7.
130. Селезнева E.H. Культурное наследие России в политических дискурсах 1990-х годов: Автореф. дисс. . д-ра филос. наук. — М., 2004. — 40 с.
131. Селезнева E.H., Шулепова Э.А. Социокультурные аспекты формирования историко-культурной среды// Культурология от прошлого к будущему: К 70-летию Российского ин-та культурологии. — М., 2002. — С. 46-70.
132. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки петрушечника. — M.-JL, 1925. — 240 с.
133. Симонович-Ефимова Н.Я. Записки художника. — М., 1982. — 423 с.
134. Симонович-Ефимова Н.Я. Куклы на тростях. — М., 1940. — 48 с.
135. Смелянский А. Междометия времени. Кн. 1. — М., 2002. — 528 с.
136. Смелянский А. Уходящая натура. Кн. 2. — М., 2002. — 528 с
137. Смирнова Н.И. И оживают куклы: Книга о кукольных театрах. — М., 1982. — 177 с.
138. Смирнова Н.И. Искусство играющих кукол: Смена театральных систем. — М., 1983. —270 с.
139. Смирнова Н.И. Куклы на эстраде// Русская советская эстрада. 1930 — 1945. Очерки истории. — М., 1976. — С. 221-234.
140. Смирнова Н.И. Советский театр кукол: 1918-1932. —М., 1963. — 384 с.
141. Смирнова Н.И. Театр Сергея Образцова. — М., 1971. — 324 с.
142. Соломоник И.Н. Традиции перчаточной куклы на Востоке и в России// Что же такое театр кукол? Сб. статей. — М., 1990. — С. 106-128.
143. Соломоник И.Н. Человек на сцене традиционного и нового театра кукол// Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. — М., 1984. —С. 54-62.
144. Спейт Дж. Изучение истории театра кукол в Англии// Международный симпозиум историков и теоретиков театра кукол. — М., 1984. — С. 43-53.
145. Спектакли и годы. Статьи о спектаклях русского советского театра: Сб./ Ред. и сост. А Анастасьев, Е. Перегудова. — М., 1969. — 520 с.
146. Сундиева A.A. Культурная форма как категория истории музейного дела// Триумф музея? — Спб., 2005. — С. 104-111.
147. Уварова И., Новацкий В. Происхождение куклы// Маска. Человек. Кукла: Материалы лаборатории режиссеров и художников театров кукол под руководством И. Уваровой. — М., 2004. — С. 33-39
148. Уварова И.П. «Смеется в каждой кукле чародей». — М., 2001. — 244 с.
149. Уварова И.П. Традиции старинного театра и русские сценические искания начала XX в.: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения. — М., 1981. —19 с.
150. Федотов А.Я. Анатомия театральной куклы. — M.-JL, 1944. — 50 с.
151. Федотов А.Я. Ожившие силуэты: Театр теней. — М., 1961. — 94 с.
152. Федотов А.Я. Техника театра кукол. — М., 1953. — 203 с.
153. Федотов А.Я. Тростевая кукла. — М., 1950. — 25 с.
154. Федотов А .Я. Устройство ширм в театре кукол. — М., 1950. — 32 с.
155. Хижняк О.С. Метод моделирования в создании музейной экспозиции (на материалах Государственного музея истории религии)// Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. — М., 1997. — Т. 147. — С. 128-138.
156. Хитарова И.Ю. Музеи искусства — эталонные модели культур// Человек в мире искусства: информационные аспекты. Тез. науч. конф. — Краснодар, 1994. —С. 248-258.
157. Что и как в театре кукол: Сб. статей. — М., 1969. — 128 с.
158. Шахматова Е. Режиссерский артистизм А. Таирова и традиции синтеза искусств в восточном театре// Метаморфозы артистизма. Проблема артистизма в русской культуре первой трети XX века: Сб. статей. — М., 1997. —С. 126-150.
159. Швембергер В.А. Спектакль театра кукол: Работа режиссера, актера и художника в театре кукол. —М., 1937. — 104 с.
160. Шпет Л.Г. Советский театр для детей. Страницы истории. 1918 — 1945. — М., 1971. —С. 432 с.
161. Шулепова Э.А. Историческая память в контексте культурного наследия// Культура памяти: Сб. науч. ст. — М„ 2003. — С. 11-26.
162. Шулепова Э.А. Наследие как интеграционный компонент памяти поколений// От краеведения к культурологии: Рос. ин-ту культурологии — 70 лет. — М., 2002. — С. 155-166.
163. Шулепова Э. А. Региональное наследие в проблемном поле исторической культурологии// Культурология — культурная политика — развитие: Материалы Междунар. науч. конф. — М., 2001. — С. 293-295.
164. Щепеткова И.А. Феномен «театрализации музея»// Триумф музея? — Спб., 2005. — С. 244-257.
165. Щепеткова И.А. Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями: Дисс. . канд. культурологии. — Спб., 2006. — 249 с.
166. Юренева Т.Ю. Музеи в мировой культуре. — М., 2003. — 535 с.
167. Юрковский X. Из истории взглядов на театр кукол// Что же такое театр кукол? В поисках жанра: Сб. статей. — М., 1980. — С. 44-76.
168. Hadson К. Museums of Influence. — Cambridge, 1987.
169. Maindron E. Marionettes et gignols. — Paris, 1900. — 382 p.
170. Magnin Ch. Histoire des marionnettes. — Paris, 1852. —- 352 p.Периодика
171. Аксенов H. С намеками и шпильками. «Голый король» в театре кукол// Уральский рабочий. — 1966. — 29 сент.
172. Анчар. В кукольном театре// Биржевые ведомости. — 1916. — Веч. вып. — 22 февр.
173. Асеев Н. Новая постановка театра кукол Образцова// Правда. — 1943. — 24 окт.
174. Барсуков Н. Необычайные приключения Андрюши Труффальдинова в карточном королевстве// Горьковская коммуна. — 1945. — 9 сент.
175. Бенуа А.Н. Марионеточный театр// Речь. — 1916. — 20 февр.
176. Берковский Б. Любовь!// Комсомолец. — 1978. — 23 сент.
177. Бруштейн А. Большой Иван// Советское искусство. — 1938. — 22 мар.
178. В гости к сказке// Тюменская правда. — 1979. — 12 окт.
179. Вощенко Р. Кукольный театр нуждается в помощи// Воронежская коммуна. — 1954. — 9 дек.
180. Галушкин В. «Солнце сияет снова»// Удмуртская правда. — 1957. — 24 нояб.
181. Глазунова О.Л. Те мушкетеры и эти: О смене генераций в театре кукол// Театр. — 2006. — № 1.
182. Головчинер В. Эскиз к портрету// Красное знамя. — 1987. — 27 окт
183. Давыдова Е. В сторону куклы//Театр. — 1989. — № 7. — С. 43-51.
184. Друзина М. В духе наступательной сатиры// Смена. — 1957. — 24 дек.
185. Журавская И. Как дожить до субботы?// Московская правда. — 1994. — 9 дек.
186. Зорохович Е. Куклы и маски// Московская правда. — 1987. — 13 мая.
187. И.В. Детский театр// Днепровский пролетарий. — 1934. — 5 июня.
188. Измайлова Е. «Двенадцать стульев» в Театре кукол// Ленинградская правда. — 1958. — 5 мар.
189. Из театра — на выставку// Северная правда. — 1974. — 17 февр.
190. Каган М.С. Музей в системе культуры// Вопросы искусствознания. — 1994. — № 4. — С. 445-460.
191. Коваленко Г. Марионетки Александры Экстер// Кукарт. — 1999. — № 7.С. 43-48.
192. Константинович М. Искусство играющей куклы// Курортная газета. — 1939. — 18 янв.
193. Концерты на передовой// Красноармейская газета. — 1943. — 29 июля.
194. Коренберг Е.Б. Новая экспозиция музея// Декоративное искусство СССР.1978. — №2. — С. 48.203. «Круглый стол» молодых драматургов театра кукол// Современная драматургия. — 1991. — № 4. — С. 138-143.
195. Кукольных дел мастера// Советская культура. — 1973. — 8 июня.
196. Ласточкин H.A. Театр кукол// Красная Карелия. — 1938. — 30 дек.
197. Любители вы театр?// Приокская правда. — 1988. — 29 апр.
198. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры// Декоративное искусство СССР. — 1978. — №2. — С. 36-37.
199. Минкевич Д. Обыкновенный концерт// Бакинский рабочий. — 1948. — 13 авг.
200. Мухин К. Вопросы куклам и самим себе// Современная драматургия. — 1989.— №2.—. С. 178-181.
201. Мухин К.Н. Миг между прошлым и будущим// Театральная жизнь. — 1989. —№ 13. —С. 20-21.
202. На Мадагаскаре и дома. Маршруты творчества театрального художника Елены Луценко// Комсомолец. — 1985. — 26 мар.
203. Никитина-Шипкова О.И. Красный Петрушка// Культурно-просветительная работа. — 1968. — № 3.
204. Образцов C.B. Новогодние заботы// Советская культура. — 1964. — 31 дек.
205. О позорищных играх, или комедиях и трагедиях// Примечания на Санкт-Петербургские ведомости. — 1733. — 4 июня. — С. 179-184.
206. Палеева Р. Ай, да кукольный! Ай, да молодец!// Хорошие новости. — 1999. — 13 окт.
207. Право и долг театра// Правда. — 1953. — 27 нояб.
208. П.Ю. Кукольный театр// Театр и искусство. — 1916. — № 9. — С. 175176.
209. Род Б. Актеры, авторы, музыканты — в цехах// Красная газета. —■ 1930.15 сент.
210. Ромм С. Черевики// Красная газета. — 1938. — 15 сент.220. «Сармико»// Труд. — 1949. — 24 нояб.
211. Селезнева E.H. Избирательная преемственность исторического опыта и культурное наследие// Обсерватория культуры. — 2004. —№ 1. — С. 86-90.
212. Слоб В. Чем воспитывать народ?// Правда. — 1913. — 25 янв.
213. Слонимская Ю.Л. Кукольный театр// Театр и искусство. — 1916. — № 9.С. 179-181.
214. Слонимская Ю.Л. Марионетка// Аполлон. — 1916. — № 3. — С. 1-42.
215. Смирнов Л. Эволюция маски в чучело// Театр. — 1987. — № 7. — С. 133140.
216. Смирнова Н. Радостные открытия. -— Челябинский рабочий. — 1986. — 5 янв.
217. Соколинский Е. Чего не скроет маска// Смена. — 1980. — 11 мар.
218. Соколянский А. Что ожидает театр: смена эпохи или смена правителя?// Коммерсантъ Daily.— 1994. — 5 авг.
219. Сперанский Е.В. Верность печальному образу. «Сеньор рыцарь» — на сцене Московского театра кукол// Советская культура. — 1985. — 15 янв.
220. Таиров А.Я. В поисках стиля// Театр и драматургия. — 1936. — № 4. — С. 201-202.
221. Уварова И.П. Свертки, нити, ткань// Театр чудес. — 2002. — № 3-4. — С. 56-57.
222. Шкулев Г. Зритель смеется и аплодирует// Советский железнодорожник. — 1943.— 14 сент.
223. Шрайман В.Л. «Мы ждали, что новое поколение предъявит нам художественный ультиматум»// Известия. — 2005. — 11 авг.
224. Шулепова Э.А. Основание исторической культурологии// Культурологические исследования в Сибири. — 2008. — № 1. — С. 28-32.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.