Свобода личности и правовое государство: Из истории правовой мысли тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Смирнова, Ирина Александровна

  • Смирнова, Ирина Александровна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 179
Смирнова, Ирина Александровна. Свобода личности и правовое государство: Из истории правовой мысли: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Санкт-Петербург. 2000. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Смирнова, Ирина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ В ИСТОРИИ 10 ПРАВОВОЙ МЫСЛИ

1.1. Формирование понятия свободы в европейской правовой мысли j q

1.2. Соотношение права и свободы в немецкой классической философской и правовой теории

1.3. Идея свободы в русской философии права

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ СВОБОДЫ И ПРАВА

ЛИЧНОСТИ

2.1. Свобода и права личности

2.2. Формы и условия реализации свободы личности в 121 правовом государстве

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Свобода личности и правовое государство: Из истории правовой мысли»

Актуальность темы исследования. Преобразование базисных категорий культуры и соответствующее изменение типа правовой культуры, как правило, связано с переломными моментами человеческой истории и вызвано трансформацией не только общества и представлений о нем, но и мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций личности, типов мышления, методов познания и т.п. Возникает потребность в новых нравственно-правовых ориентирах, которые обеспечивали бы адекватную передачу историко-правового опыта последующим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия. Теоретическое осмысление таких вопросов возможно лишь на стыке различных дисциплин. Существует тесная связь между историей и теорией права, философией права и этикой, которые исследуют развитие идеи свободы, понятий долга, добра и зла.

Среди фундаментальных правовых категорий свобода - наиболее сложная для понимания и практического воплощения в общественных отношениях, в юридических нормах, институтах и процедурах. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме правовой, человечество не знает. Особенно актуален вопрос о правовой форме свободы в настоящее время, в период глубокого изменения всего комплекса социальных отношений, связанных с переходом России от тоталитаризма к обществу открытого типа. Происходит раскрепощение человеческих потенций, как в мыслительной сфере, так и в формах деятельности, ранее запрещенных, усиление их за счет признания разнообразия потребностей и интересов различных социальных групп, изначальных прав и свобод личности.

Тематика исследования проблемы свободы, условий ее реализации и правовых гарантий в обществе, прав и свобод личности остается неизменно актуальной в постоянно изменяющихся социальных условиях, требующих каждый раз заново переосмысливать эти вечные темы. Всю историю правовой мысли можно представить как процесс отражения прогресса свободы, осмысления взаимосвязи личности, общества и государства.

Уровень развития свободы в обществе определяется не только формальным признанием со стороны власти тех или иных прав и свобод человека, но и рядом других факторов. Важнейшим среди них является наличие действенного, эффективного правового механизма реализации свободы, содержащего гарантии обеспечения и защиты прав и свобод личности. Этот процесс нашел свое конкретное выражение в отечественной Декларации прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и получил дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Осмысление сущности свободы, равно как и особенностей ее реализации в условиях правового государства является важной задачей, стоящей сегодня перед юридической наукой.

Решению этой задачи в немалой степени способствует изучение трудов отечественных мыслителей, посвященных разработке идеи свободы применительно к России в различные периоды развития ее государственности, которые не утратили своего значения и в современных условиях.

Степень разработанности проблемы. Проблемам свободы и путям ее развития посвящены многие работы. Основные аспекты этой проблемы рассматривались в трудах выдающихся мыслителей со времен античности, находя затем свое развитие в работах Т.Гоббса, Дж.Локка, Б.Спинозы, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегеля и др.

Изучение проблемы свободы в отечественной юридической науке имеет давние традиции. Особенности политических и экономических условий прошлого века обусловили многообразие подходов и позиций по кардинальным проблемам теории права и государства в отечественной науке. В результате исследований российских ученых-правоведов Н.Н.Алексеева, И.А.Ильина, Н.М.Коркунова, П.И.Новгородцева, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого, Б.Н.Чичерина и др. в России были заложены основы либеральной теории государства, личности и общества, рассмотрены проблемы отношения свободы и равенства, прав и обязанностей личности, "внешней" и "внутренней" свободы, свободы и ответственности и т.д.

Понятие свободы в контексте правовой и философско-правовой теории исследуются в работах современных авторов - С.С.Алексеева, Л.И.Антоновой, В.М.Баранова, Ю.Я.Баскина, С.В.Боботова, Ю.И.Гревцова, В.П.Казимирчука, В.Н.Карташова, Д.А.Керимова, В.Н.Кудрявцева, Э.В.Кузнецова, В.В.Лазарева, В.В.Леонтовича, Е.А.Лукашевой, Д.И.Луковской, Н.И.Матузова, Н.В.Мотрошиловой, В.С.Нерсесянца, Л.А.Николаевой, И.Ф.Покровского, В.П.Сальникова, Л.Б.Тиуновой, Б.С.Эбзеева, А.И.Экимова, Н.Г.Янгола, Л.С.Явича и др.

Объектом исследования является процесс становления и развития понятия свободы в политико-правовой и философско-правовой мысли, а также механизм реализации свободы личности в правовом государстве.

Предметом исследования служат историко-правовые и теоретические аспекты формирования представлений о свободе и ее месте в системе права с учетом особенностей научного, философского, этического и религиозного мышления, определивших своеобразие конкретных правовых теорий, а также современных юридических проблем, возникающих между личностью, обществом и государством в процессе правового строительства.

Цель работы заключается в том, чтобы комплексно исследовать место и значение понятия свободы в истории политических и правовых учений и в современной теории права и государства на основе как общетеоретических идей построения правового государства, так и выводов отраслевых юридических наук, а также изучения действующего законодательства.

Для достижения этой цели автором были сформултрованы следующие задачи:

• рассмотреть развитие взглядов на природу свободы в западноевропейской политико-правовой мысли;

• раскрыть особенности трактовки свободы в русской философии права и ее значение для современного правового строительства;

• выявить принципы, определяющие правовые условия существования свободы и предотвращающие ее превращение в произвол;

• проанализировать общетеоретические основания и нормативно-правовые документы, определяющие социально-юридический механизм реализации прав и свобод личности;

• показать роль права в обеспечении прав личности в ее отношениях с государством и обществом.

Методологическую основу исследования составляет комплексный анализ понятия свободы, прав и свобод личности в их историческом развитии и в системной взаимосвязи с другими понятиями теории права и государства.

В диссертации использовались логический, сравнительно-правовой, а также историко-правовой методы познания, которые позволили раскрыть особенности трактовки понятия свободы в истории и теории права и государства, а также в русской философии права, исследовать механизмы реализации и правовых гарантий прав и свобод личности.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой комплексное теоретическое и историческое исследование процесса становления и развития правовой проблематики свободы с учетом задач, стоящих перед современным обществом. В работе предпринята попытка разработки целостного представления о месте и роли свободы в системе правовых категорий. На основе общетеоретических положений впервые рассмотрена система реализации гарантий свобод личности в правовом государстве, выделены актуальные проблемы укрепления режима законности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Выявление взаимосвязи свободы и права, свободы и государства занимает важнейшее место в истории философии права. Детерминированность свободы индивида обществом обусловливает необходимость определенного баланса прав и свобод личности и их гарантированности институтами гражданского общества и государством. Эта идея начинает формироваться в эпоху Возрождения и получает наибольшую популярность в Новое время.

2. Крупнейшие представители классической правовой мысли неизменно связывали понятия права и свободы, хотя и трактовали последнее по-разному, в соответствии с особенностями исторических условий, представлений, исторически сложившихся в рамках конкретной цивилизации, своих культурно-мировоззренческих установок и методологических подходов. При этом на первый план выдвигались такие проблемы, как роль индивидуальной свободы личности, основания естественного права, соотношение права и закона, права и нравственности, прав и обязанностей, значение начал свободы в устройстве гражданского общества, обеспечении его поступательного развития.

3. Особенность понимания свободы в российской либеральной философии права определялась его трактовкой как общественно-правового идеала. Целью общественного развития, согласно учению отечественных юристов, является общее благо, а его основой - неотчуждаемые и неотъемлемые права и свободы личности. Отсюда вытекает признание важности переноса акцента с трактовки свободы как индивидуального состояния на понимание необходимости установления реальной гражданской свободы, основанием которой является закон, закрепляющий возможность ее осуществления. Свобода, не ограниченная рамками закона как правового императива, определяющего границы практической деятельности, превращается в произвол, утрачивает правовой характер.

4. Специфика правового закрепления границ свободы личности обусловлена тем, что право выступает как форма общественных отношений равных субъектов, обладающих правами и обязанностями. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и, одновременно, их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы свободы.

6. Демократическое правовое государство, задача построения которого стоит перед современной Россией, является закономерным этапом исторического развития гражданского общества и государственности. Его формирование идеологически подготовлено отечественных авторов, связавших проблему свободы личности с ее ответственностью, а границы свободы - с пределами (нравственными и правовыми) ответственности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов общей теории и истории права и государства, истории политических и правовых учений, отдельные положения конкретизируют ряд разделов конституционного права. Исследуемые в диссертации проблемы свидетельствуют о важности интеграции различных отраслей знания об обществе и человеке. Полученные в диссертации выводы могут быть использованы при чтении курсов лекций по теории и истории права и государства, истории политических и правовых учений, в отраслевых юридических науках, а также при разработке рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства.

Апробация результатов исследования получила выражение в опубликованных научных работах автора. Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались на научно-практических конференциях и симпозиумах: региональной научно-практической конференции "Законность, правопорядок и борьба с преступностью" (СПб., 1995); межвузовской научно-практической конференции "Общество, право, полиция" (СПб., 1996); межвузовской научно-практической конференции "Православие и правоохранительная деятельность" (СПб., 1996); "Проблемы свободы в русской философии права" (СПб., 1998); межвузовской конференции "Рациональный выбор в политике и управлении" (СПб., 1998); семинаре в Северо-Западной академии государственной службы. "Права человека и современное общество" (СПб., 1999); 13-й Всероссийской заочной научной конференции "Русь, Россия и мировая цивилизация" (СПб., 1999).

Структура диссертации. Цели и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру и логику работы, которая состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Смирнова, Ирина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная философия и теория права стремится выявить предельные универсалии: свобода, право, справедливость, человек и др., а также их основания как мотивы поведений и познавательных актов. Теория и философия права, таким образом, с необходимостью становится неотъемлемым лидером в механизме функционирования правовой культуры как единой системы, без которого она не может обрести цельности, произвести синтез разума и гуманизма, обосновать взаимосвязь права и нравственности, свободы и ответственности, общечеловеческих потребностей и индивидуальных склонностей. Философско-правовая и теоретико-правовая разработка проблематики свободы уже сама по себе является действенным актом конституирования правовой культуры1.

Поскольку свобода всегда связана с борьбой за либеральность, она прежде всего ассоциируется у большинства с самим процессом освобождения, со свободой от чего-то (или свободой против чего-то). При таком негативном восприятии свободы кажется, будто освобождение от чего-либо известного по прошлому опыту - это освобождение на все будущее от всего негативного и достижение абсолютной свободы счастья. Подобные иллюзии, абсолютизирующие некую относительную ступень и форму будущей свободы, не только типичны, но видимо, и социально-психологически необходимы для мотивации активной борьбы за нее против прошлого. Отмечая различные значения, придаваемые слову "свобода", Монтескье в работе "О духе законов" писал: "Нет слова, которое получило бы столько разнообразных значений и производило бы столь различное впечатление на умы, как слово "свобода". Одни называют

1 См.: Сальников В.П. Правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л., 1988. свободой легкую возможность низлагать того, кого наделили тиранической властью; другие - право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи - право носить оружие и совершать насилие; четвертые - видят ее в привилегии состоять под управлением человека своей национальности или подчиняться своим собственным законам. Некий народ долгое время принимал свободу за обычай носить длинную бороду. Иные соединяют это название с известной формой правления, исключая все прочие"1.

Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба и единой меры, словом, так называемая "свобода" без равенства - это идеология элитарных привилегий, а так называемое "равенство" без свободы -идеология рабов и угнетенных масс (с требованиями иллюзорного "фактического равенства", подменой равенства уравниловкой и т. д.). Или свобода (в правовой форме), или произвол (в тех или иных проявлениях). Третьего здесь не дано: неправо (и несвобода) - всегда произвол.

Отсюда и многоликость произвола (от "мягких" до самых жестких, тиранических и тоталитарных проявлений). У права (и правовой формы свободы) есть свой, только ему внутренне присущий, специфический принцип - принцип формального равенства. У произвола же нет своего принципа; его принципом, если можно так выразиться, является как раз отсутствие правового принципа, отступления от этого принципа, его нарушение и игнорирование. Бесправная свобода - это произвол, тирания, насилие.

Фундаментальное значение свободы для человеческого бытия в целом выражает вместе с тем место и роль права в общественной жизни людей. Наблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождения людей

1 Монтескье Ш. Избр. произвед. ., 1955. С. 288. от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления - это одновременно и правовой прогресс, прогресс в правовых (и государственно-правовых) формах выражения, существования и защиты этой развивающейся свободы. В этом смысле можно сказать, что всемирная история представляет собой прогрессирующее движение к все большей свободе все большего числа людей. С правовой же точки зрения этот процесс означает, что все большее число людей (представители все новых слоев и классов общества) признаются формально равными субъектами права.

Историческое развитие свободы и права в человеческих отношениях представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права -формального (правового) равенства - первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе исторического развития преобразуется в свободных индивидов. Правовое равенство делает свободу возможной и действительной во всеобщей нормативно-правовой форме, в виде определенного правопорядка.

Об этом убедительно свидетельствует практический и духовный опыт развития свободы, права, равенства и справедливости в человеческих отношениях, а также представления о них, в категориальной форме фиксируемые теорией и историей права. Между тем повсеместно довольно широко распространены представления о противоположности права и свободы, права и справедливости, права и равенства. Они обусловлены во многом тем, что под правом имеют в виду любые веления власти, законодательство, которое зачастую носит антиправовой, произвольный, насильственный характер. Но если речь действительно идет о свободе, а не о привилегиях, произволе, деспотизме, то она просто невозможна без принципа и норм равенства, без общего правила, единого масштаба и равной меры свободы, т. е. без права, вне правовой формы. Свобода не только не противоположна равенству (а именно- правовому равенству), но, напротив, она выразима лишь с помощью равенства и воплощена в этом равенстве. Свобода и равенство неотделимы и взаимно предполагают друг друга. С одной стороны, исходной и определяющей фигурой свободы в ее человеческом измерении является свободный индивид — необходимая основа правоспособности и правосубъектности вообще; с другой стороны, эту свободу индивидов можно выразить лишь через всеобщий принцип и нормы равенства этих индивидов в определенной сфере и форме их взаимоотношений. Право не просто всеобщий масштаб и равная мера, а всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов. Свободные индивиды - "материя", носители, суть и смысл права. Там, где отрицается свободная индивидуальность, личность, правовое значение физического лица, там нет и не может быть права (и правового принципа формального равенства), там не может быть и каких-то действительно правовых индивидуальных и иных (групповых, коллективных, институциональных и т.д.) субъектов права, действительно правовых законов и правовых отношений и в обществе в целом, и в различных конкретных сферах общественной и политической жизни.

Исторический прогресс свободы и права свидетельствует о том, что формирование и развитие свободной, независимой, правовой личности необходимым образом связаны с признанием человека субъектом отношений собственности, собственником средств производства. Собственность является не просто одной из форм и направлений выражения свободы и права человека, но она образует собой вообще цивилизованную почву для свободы и права. Где полностью отрицается право индивидуальной собственности на средства производства, там не только нет, но и в принципе невозможны свобода и право.

В логике таких взаимосвязей собственности, свободы и права коренятся глубинные причины несовместимости тоталитаризма (всеобщий запрет частной собственности, ее обобществление и т. д.) с правом и свободой. Этой же логикой определяется фундаментальное значение социализации личности во всем процессе перехода от тоталитаризма к началам права и свободы. Специфика права обусловлена тем, что оно выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиненных в своем поведении, действиях и взаимоотношениях общей норме. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой формы их взаимоотношений и одновременно их одинаковая, равная подчиненность общей норме определяют смысл и существо правовой формы свободы.

Рассмотрев различные подходы к понятию свободы в истории политической и правовой мысли, в русской философии права, мы стремились выявить и суммировать с нашей точки зрения наиболее ценное и полезное для современной практики политико-правового строительства. Свобода и право как двуединый объект анализа во многом предвосхищает как методологию, так и сами подходы различных мыслителей, которые должны быть востребованы и развиты современной теорией государства и права.

Взаимодополнительность структурного видения понятия свободы в учениях Платона и Аристотеля реализует себя в правовых учениях раннехристианских авторах и в развитых схоластических правовых доктринах (Тертуллиан, Августин, Исидор Севильский, Сигер Брабантский, Фома Аквинский, Дуне Скотт, Эриугена). Конституирование свободы как легитимизирующего принципа правовых систем мы находим в политико-правовых доктринах Нового времени - у Локка и Спинозы, у Руссо и Гоббса, у онтескье и Вико. В целом в либеральных доктринах Нового времени диверсификация понятий права и свободы происходит на почве соотнесения понятия личности с государством и понимания государства как суверенного и компетентного субъекта права.

В учении Канта право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого лица с точки зрения всеобщего закона свободы. Особенно важно, что значимость идеи права подразумевает у Канта идею свободы. Причем не только формальной свободы как общего принципа конституирования личности, но и реальной свободы конкретного человека. В системе Фихте результатом систематической дедукции права из высшего принципа свободы оказывается его чистое понятие, в общем и целом соответствующее понятию естественного права. Рассматривая вопрос о соотношении свободы и закона, Шеллинг указывает на Абсолют - высшее тождество субъекта и объекта - которое лежит как в основании закономерности, так и в основании свободы. Важнейшим принципом, конституирующим понятие философии права Г.В.Ф. Гегеля, является понятие свободной воли личности. Свобода составляет субстанцию воли. Определение и система права есть царство осуществленной свободы, мир духа, порожденный им самим как некая вторая природа. По Гегелю, свобода заключается не в воображаемой независимости от законов природы, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.

Русские ученые-юристы опирались на разработанное в классических философско-правовых и юридических учениях понятие свободы, по-своему преломляя его сообразно отечественной духовной, этической и правовой традициям. Наиболее значительную роль играло понятие свободы в правовых доктринах либерального направления. История русского правового либерализма показала определенную закономерность его идейной эволюции: сумма идей последовательно сменялась от концепции естественного права в борьбе против несправедливых привилегий сословного общества в конце XVIII - начале XIX в. к теоретическому формулированию принципов консервативного либерализма в пореформенный период после отмены крепостного права и "возрождению" философии естественного права в начале XX столетия.

Понятие свободы имело значение основной категории теории права в трудах крупнейших русских юристов. Понятие свободы конституировало концептуальное пространство этих теорий. Свобода рассматривалась и трактовалась в различных взаимосвязанных друг с другом аспектах: как вечное, естественное право личности, как изначальная природа человека, как свойство волевой природы индивидуума, как онтологическая сущность, как методологический принцип построения правовой теории. При этом различалась внешняя и внутренняя свобода, политическая свобода и свобода естественная. Понятие свободы исследовалось в контексте взаимоотношения категорий свободы и равенства, права и нравственности, закона и ответственности личности.

Выделенные в классических правовых учениях определения свободы должны быть использованы при разработке современных актуальных проблем теории государства и права, а также учтены в практике нормотворчества, в процессе воспитания правовой культуры и формирования правосознания личности. Однако сегодня необходимо осознание важности переноса акцента с понимания свободы как индивидуального состояния на понимание необходимости установления реальной гражданской свободы, основанием которой является закон, обеспечивающий возможность ее существования. Необходимость создания правовых условий для положительной свободы личности и ее самореализации, выбор ею своего места в обществе связаны прежде всего с раскрепощением личности. Правовая форма, демонстрируя формальный характер равенства, всеобщности и свободы, предполагает и выражает внутреннее сущностное и смысловое единство правовой формальности, всеобщности, равенства прав граждан. Для всех тех, чьи отношения опосредуются правовой формой, - как бы ни был узок этот правовой круг,

- право выступает как всеобщая форма, как общезначимый и равный для всех этих лиц различных по своему фактическому, физическому, умственному, имущественному положению и т. д. одинаковый масштаб и мера. В целом всеобщность права как единого и равного (для того или иного круга отношений) масштаба и меры (а именно - меры свободы) означает отрицание произвола и привилегий (в рамках этого правового круга). Поэтому свобода в обществе предполагает твердые гарантии режима законности.

Реализация прав и свобод представляет собой практическое использование предусмотренных правовыми нормами социальных возможностей, в результате чего человек получает разнообразные материальные, духовные и иные блага для удовлетворения индивидуальных и, в известной мере, общественных интересов и потребностей. При этом реализацию субъективного права как свободы можно рассматривать и в качестве процесса достижения результата и, как конечный итог, - фактическое обретение гражданином конкретного блага, пользование, распоряжение им. Несмотря на ряд проблем и противоречий современного этапа развития российского государства, сам факт официального признания им неотъемлемых прав и свобод человека есть решительный шаг в сторону идеалов свободы и гражданского общества. На переднем плане стоит вопрос надлежащего гарантирования прав и свобод, что согласно Конституции России является первейшей обязанностью самого государства. Здесь исключительно важное значение имеет эффективная деятельность правоохранительных органов и среди них

- органов внутренних дел. Функции последних в механизме реализации прав и свобод личности многогранны и сложны: от создания безопасных условий их реализации в общественных местах до защиты преступно нарушенных, причем в различных формах, разнообразными методами, путями, средствами, включая применение самых жестких по закону принудительных мер. Вместе с тем любое направление деятельности органов внутренних дел, хотя бы формально и претендующее на статус гарантирующего права и свободы личности, может быть фактически таковым лишь в строгих рамках законности. Однако законности не в видении идеологов и практиков тоталитаризма, а той, которая присуща правовому государству, основана на воплощенных в законе общепризнанных ценностях демократии.

Дальнейшая теоретическая разработка правовых аспектов понятия свободы предполагает решение следующих исследовательских задач: осуществление сравнительного анализа трактовки понятия свободы в зарубежных философско-правовых доктринах XX столетия; изучение особенностей понятия свободы в различных правовых системах, сложившихся в современном мире; определение роли понятия свободы в теории нравственно-правовой социализации личности, в воспитании современной правовой культуры и правосознания; выявление пробелов в российском законодательстве по правам и свободам личности и обоснование рекомендаций, направленных на устранение этих пробелов и совершенствование механизма гарантий реализации прав и свобод.

Надеемся, что осуществленное нами исследование внесет свой вклад в разработку этих и других актуальных проблем современной правовой теории.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Смирнова, Ирина Александровна, 2000 год

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ1. МАТЕРИАЛЫ

2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М., 1995.

3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. М.,1989.

4. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.

5. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 27. Ст. 2503.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. Введен в действие с 1 янв. 1997 г.

7. Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1994 г. № 2131 "Об изучении Конституции Российской Федерации вобразовательных учреждениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3342.

8. Указ Президента Российской Федерации от 08 июля 1994 г. № 1487 "О гарантиях нрав граждан Российской Федерации на получение образования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №11. Ст. 1199.

9. Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1922 "О федеральной программе "Молодежь России" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 22. Ст. 2459.

10. Указ Президента Российской Федерации от 06 июля 1995 г. № 673. "О разработке концепции правовой реформы Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 28. Ст. 2642.

11. Концепция развития российского законодательства. М., 1995.

12. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. М.; Нью-Йорк, 1992.

13. МОНОГРАФИИ И СБОРНИКИ СТАТЕЙ

14. Абдулаев М.И. Права человека : Историко-сравнительный анализ. СПб., 1999.

15. Агешин Ю.А. Правовые знания и культура человека. М., 1973.

16. Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. М., 1982.

17. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М., 1988.26 .Алафаев A.JI. Русский либерализм на рубеже 70 80 годов 19 в.: Из истории журнала "Вестник Европы". М., 1911.

18. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1998.

19. Алексеев С.С. Общая теория права : Курс лекций в 2-х т. T.I. 1982. 350 с.

20. Алексеев С.С. Право : азбука теория - философия : Опыт комплексного исследования. М., 1999.

21. Алексеев С.С. Проблемы теории права : Курс лекций в 2-х т. Т. 1. Свердловск, 1972.31 .Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971.

22. Алексеев С.С. Теория права. М., 1994.

23. ЪЪ.Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

24. Алексеев С.С. Эффективность правовых норм. М., 1986.

25. Алъбов А.П. Проблемы права и нравственности в классической немецкой и русской философии права конца XIX-начала XX веков. СПб., 1999.

26. Альбов А.П., Масленников Д.М., Числов А.И., Филиппова С.В. Русская философия права философия бытия, веры и нравственности. СПб., 1997.

27. Алъхименко В.В., Козловский А.В. Правовое воспитание молодого поколения. М., 1985.3&.Аннерс Э. История европейского права. М., 1996.

28. Анселъ М. Новая социальная защита. М., 1970.

29. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1-4.4\. Аристотель. Собр. соч. М., 1991.

30. Аристотель. Соч. в 4 т. T.I. М., 1976.

31. Артхашастра или Наука политики. М., 1993.

32. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Т. 1-2. М., 1991.

33. Бабаев В.К. Теория современного советского права. Нижний Новгород, 1991.

34. Балашова Н.А. Российский либерализм начала XX в. : Банкротство идей "Московского еженедельника". М., 1981.

35. Баранов В.М. Истинность норм советского права : Проблемы теории и практики. Саратов., 1989.

36. Баскин Ю.Я. История правовых и политических учений : (Сб. статей). СПб., 2000.

37. Баскин Ю.Я. Кант. Из истории политической и правовой мысли. М., 1984.50 .Бегинин В.И. Общественное правосознание и государственность. Саратов., 1993.51 .Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995.

38. Бенедиктов Н.А., Пушкин С.Н., Шапошников Л.Е., Шаталин Е.Н. Философия истории в России. XIX в. Нижний Новгород, 1994.

39. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

40. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

41. Бердяев Н.А.: Pro et contra : Антология. Кн. 1-2. СПб., 1994.

42. Берман Г.Дж. Западная традиция права : эпоха формирования. М., 1998.

43. Боботов С.В. Управление. Социология. Право. М., 1971.

44. Богданов А. А. Либерализм и социализм. Женева, 1904.

45. БоргошЮ. Фома Аквинский. М., 1975.60 .Боровой А.В. Общественные идеалы современного человечества : Либерализм. Социализм. Анархизм. М., 1917.61 .Бороноев А.О., Смирнов П.И. Россия и русские : Характер народа и судьбы страны. Л., 1992.

46. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976.

47. БребанГ. Французское административное право. М., 1988.

48. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986.

49. Бутусова Н.В. Государственно-правовые отношения между советским государством и личностью. Воронеж, 1986.

50. Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993.

51. Валицкий А. Славянофильство и западничество. Либеральная и консервативная утопия : Конспект. М., 1992.

52. Вандалковская М.Г. П.Н.Милюков, А.А.Кизеветтер. История и политика. М., 1992.

53. Васильев A.M. Правовые категории : Методологические аспекты разработки системы категорий права. М., 1976.

54. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.

55. Вехи. Интеллигенция в России : Сборник статей. 1909-1910. М, 1991.

56. Гаджиев КС. Политическая наука. М., 1994.

57. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. 81 .Гегель Г.В. Ф. Философия права. М., 1989.

58. Герцен А.И. Перед грозой. (Разговар на палубе) // Герцен А.И. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1946.

59. Герцен А.И. Письма к старому товарищу // Герцен А.И. Соч. В 2 т. Т. 2.М., 1946.

60. Герцен А.И. Русский народ и социализм // Герцен А.И. Соч. В 2 т. Т. 2. М., 194685 .Гессен В.М. Теория правового государства в политическом строе современного государства. СПб., 1905.

61. Ъб.Гнатюк O.JI. Русская политическая мысль начала XX в. СПб., 1994.

62. ЪПТоббс Т. Избр. произведения. В 2 т. М., 1965.

63. Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М., 1914.

64. Гойман В.И. Действие права : (методологический анализ). М., 1992.90 .Головченко В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии и методика измерения. Киев, 1985.

65. Гордин Я.А. Меж рабством и свободой. СПб., 1994.

66. Государственный идеал либерализма и новый проект русской Конституции. СПб., 1905.93 .Грановский Т.П. и его переписка. М., 1897.

67. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

68. Гревцов Ю.И. Правовое отношение и осуществление права. Л.,1987.

69. Давыдов М.А. Оппозиция его величества. М., 1994.

70. Данилевский Н.Я. Россия и Европа : Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М., 1991.

71. Дворцов А.Г. Жан-Жак Руссо. М., 1980.99Денисов Ю.А., Спиридонов JI.K Абстрактное и конкретное в советском правоведении. JL, 1987.

72. Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М.Сперанского. М., 1905.

73. Долгова А.И. Преступность и общество. М., 1992.

74. Дражина КВ., Пономаренко Е.В. Правовое освоение действительности в системе юридических категорий. Тюмень, 1995.

75. Древнекитайская философия. Т.2. М., 1973.

76. Дубинин Н.П., Карпец Н.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989.

77. Дуденков В.Н. Русский космизм: философия надежды и спасения. СПб., 1992.

78. Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н.Милюкова. Ч. 1. М., 1993.

79. Дюркгейм Э. Норма и, патология // Социология преступности : (современные буржуазные теории). М., 1966. С. 39-40, 42.

80. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. СПб., 1990.

81. Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление : Проблемы борьбы с преступностью. М.,1989.110. 103. Жуйков В.М. Права человека и власть закона. М., 1995.

82. Завадская JI.H. Механизм реализации права. М., 1992.

83. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.

84. Замалеев А.Ф. Осипов ИД. Русская политология : обзор основных направлений. СПб., 1994.

85. Западноевропейские либералы в 70-е годы. М., 1975.

86. Зорькин В. Д. Чичерин. М., 1984.116. 109. Зорькин В Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978.

87. Зорькин В.Л. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй половины XIX -начала XX в.: (Б.Н.Чичерин). М., 1975.

88. Иконникова С.И. Диалог о культуре. JL, 1987.

89. Иорданский Н.И. Земский либерализм. М„ 1905.

90. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России конца XIX-началаXXв. М., 1991.

91. История политических и правовых учений : XVII XVIII вв. М., 1989.

92. История политических и правовых учений : Древний мир. М., 1985.

93. Кавелин К.Д. Задачи этики. СПб., 1884.

94. Кавелин К Д. Наш умственный строй : Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

95. Кальной ИИ. Отчуждение: истоки и современность. Симферополь, 1990.

96. Калягин В.А. Политические взгляды и государственная деятельность М.М. Сперанского в 1808-1812 гг. Саратов, 1973.

97. Каменский З.А. Тимофей Николаевич Грановский. М., 1988.

98. Кант И. Критика практического разума. М., 1995.

99. Кантор В.К. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994.

100. Кантор В.К. Средь бурь гражданских и тревог. М., 1988.

101. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношения. М., 1991.

102. Карбонъе Ж. Юридическая социология. М., 1986.

103. Кареев Н.И. Историко-философские и социологические этюды. СПб., 1895.

104. Кареев Н.И. Основные вопросы философии истории. СПб., 1889.

105. Кареев Н.И. Происхождение современного народно-правового государства. Вып. 1, 2. СПб., 1908.

106. Карпец И.И. Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности. М., 1986.

107. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

108. Карташов В.Н. Правовая реформа и проблемы совершенствования профессиональной юридической деятельности. Ярославль, 1990.

109. Карташов В.Н. Профессиональная юридическая деятельность : (вопросы теории и практики). Учебное пособие. Ярославль, 1992.

110. Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1. Ярославль, 1995.

111. Катетов И.В. Граф М. М. Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1884.

112. Кейзеров Н.М. Политическая и правовая культура. М., 1983.

113. Кейзеров Н. М. Власть и авторитет. М., 1973.

114. Керенский А. Ф. Воспоминания. М., 1991.

115. Керенский А.Ф. Любовь и ненависть революции : Дневники, статьи, очерки и воспоминания современников. Чебоксары, 1993.

116. Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992.

117. Кистяковский Б.А. В защиту права. Вехи. Из глубины. М.,1991.

118. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право : Очерки по методологии социальных наук общей теории права. М., 1916.

119. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.

120. Китаев В.А. От фронды к охранительству : Из истории русской либеральной мысли 50-60-х годов XIX в. М., 1972.

121. Кнапп В., Герлах А. Логика в правовом сознании. М., 1987.

122. Ковалевский М М. Демократия и ее политические доктрины. СПб., 1913.

123. Козлихин И.Ю. Идея правового государства : История и современность. СПб., 1993.

124. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб, 1995.

125. Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества : (политико-правовое исследование). Саранск, 1995.

126. Кони А.Ф. Собр. соч. в 8-ми т. Т.4. М., 1967.

127. Копейчиков В.В. Народовластие и личность. Киев, 1991.

128. Коркунов Н. М. История философии права. СПб, 1915.

129. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. Изд. 9-е. СПб., 1914.

130. Котляревский С.Л. Правовое государство и внешняя политика. М., 1909.

131. Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М., 1980.

132. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.

133. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

134. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

135. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.

136. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

137. Кунцевич К.М. Либерализм: сущность, истоки, перспективы. Минск, 1993.

138. Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983.

139. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань, 1982.

140. Лебедев С.Я. Традиции, обычаи и преступность : Теория, методология, опыт криминологического развития. М., 1995.

141. Левин Ш.М. Очерки по истории русской общественной мысли. Вторая половина XIX начало XX в. Л., 1974.

142. Леонтович В.В. История либерализма в России : 17621914. М„ 1995.

143. Леонтьев КН. Залиски отшельника. М., 1992.

144. Либерализми социализм. М., 1988.

145. Лившиц Р.З. Современная теория права : Краткий очерк. М., 1992.

146. Лившиц Р.З. Теория права. М., 1994.

147. Линицкий П. Славянофильство и либерализм : Опыт систематического анализа того и другого. Киев, 1882.

148. Лихолоб В.Г. Правовые и нравственные вопросы предупреждения преступности органами внутренних дел. Киев, 1992.

149. Личность и уважение к закону : Социологический аспектМ., 1979. О

150. ЛоккДж. Соч. в 3 т. М., 1989. Т. 3.

151. Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.

152. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

153. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность М.,1973.

154. Луковская Д.И. Социологическое направление во французской теории права. Л., 1972.

155. Луковская Д.И., Гуцериев Х.С., Козлов В.А., Поляков А.В. Введение в теорию права : (историко-методологический аспект). СПб., 1996.

156. М.М.Стасюлевич и его современники в их переписке. СПб., 1911.

157. Маликов М.Ф. Проблемы реализации права. Иркутск, 1988.

158. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.

159. Маркс К, Энгельс Ф. Немецкая идеология. // Соч. Т. 3.

160. Материалисты Древней Греции. М., 1955.

161. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.

162. Медушевскш А.Н. История русской социологии. М., 1993.

163. Милль Дж. Ст. О свободе. СПб., 1900.

164. Милюков П.Н. Государственное хозяйство в России. СПб., 1900.

165. Милюков П.Н. История русской культуры. СПб., 1910.

166. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1,2. М.,1992-1995.

167. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.

168. Могильницкий Б.Г. Политический и методологи-ческий идеал русской либеральной медиевистики 70-х годов XIX в., начала 90-х годов. Томск, 1969.

169. Монтескье Ш.-Л. Избр. произв. М., 1955.

170. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1955.

171. Москаленко А. Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск, 1991.

172. Муромцев С.А.Опрелеление и основное разделение права. М., 1879.

173. Мюллерсон Р.А. Права человека и гражданина: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

174. Нерсесянц B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.

175. Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли : (из истории идей). М., 1980.

176. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. М., 1999.

177. Нерсесянц B.C. Право и закон : Из истории правовых учений. М., 1983.

178. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.

179. Нерсесянц B.C. Философия права Гегеля, М., 1998.

180. Новгородцев П.Н. Введение в философию права. М., 1904. С. 301.

181. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

182. Новгородцев П.И. Нравственные проблемы философии Канта. М., 1903.

183. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права // Проблемы идеализма. М., 1902.

184. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902.

185. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

186. Новгородцев П.И. Политические идеалы Древнего и Нового мира. М., 1919.

187. Новгородцев П.И. Сочинения. М., 1995.

188. Новгородцев П.И, Покровский И. А. О праве на существование СПб., 1911.

189. Оболонский А.В. Человек и государственной управление. М., 1987.

190. Общая теория государства и права : Академ, курс в 2-х т. М., 1998.

191. Общая теория прав человека. М., 1996.

192. Общая теория права / Под общ. ред. А.С.Пиголкина. М., 1995.

193. Общая теория права : Курс лекций / Под общ. ред. В.К.Бабаева. Н.Н.Н.Н.Н.Новгород, 1993.

194. Общественные отношения. Вопросы общей теории. М., 1981.

195. Орзих М.Ф. Право и личность. Киев ; Одесса, 1978.

196. Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1907.

197. Петражицкий JI.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т. 1-2. СПб., 1910 (СПб., 2000).

198. Пионтовский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М.,1963.

199. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение. Социальные корни и эволюция до начала XX в. М., 1977.

200. Письма графа М.М. Сперанского к Х.И. Лазареву. СПб., 1864.

201. Платон. Собр. соч. М., 1991.

202. Плохое В.Д. Социальные нормы : философские основания общей теории. М., 1985.

203. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.

204. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974.

205. Политический плюрализм : История и современные проблемы / Под ред. Л.В. Сморгунова. СПб., 1992.

206. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992.

207. Посконин В.В. Правопонимание Толкотта Парсонса. Ижевск, 1995.

208. Правовое государство : Сб. зарубеж. материалов. М., 1990.

209. Проблемы общей теории права и государства / Под общей ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999.

210. Пяткина С.А. Русская буржуазная правовая идеология. М., 1980.

211. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М., 1989.

212. Рассел Б. История западной философии. М., 1959.

213. Революционеры и либералы в пореформенной России. М., 1990.

214. Решетников Ф.М. Беккариа. М., 1987.

215. Решетов Ю.С. Реализация норм советского права : Системный анализ. Казань, 1989.

216. Рогачевский A.JI. Меч Роланда: правовые взгляды немецких горожан XIII-XVI1 вв. СПб, 1996.

217. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

218. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методологические проблемы. Саратов, 1989.

219. Самюэль Г. Либерализм. М., 1905.

220. Секиринский С. С., Филиппова Т. А. Родословная российской свободы. М, 1993.

221. Семитко А.П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск. 1990.

222. Синха С.П. Юриспруденция. Философия права. М., 1996. С. 41-42.

223. Синюков В.Н. Российская правовая система: введение в общую теорию. Саратов, 1994.

224. Смирнов JI,A. Убеждение как философская категория. Калинин, 1973.

225. Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.

226. Соловьев B.C. Право и нравственность: Очерки из прикладной этики. 2-е изд. СПб., 1899.

227. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

228. Сольц А. Революционная законность и наша карательная политика. М., 1925.

229. Сорман Г.И. Либеральное решение. М., 1992.

230. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реорганизации / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. М., 1989.

231. Социальная революция. Вопросы теории. Л., 1989.

232. Социальное государство и защита прав человека. М.,1994.

233. Социальное действие. Минск, 1980.

234. Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб., 1845.

235. Спиридонов Л.И. Социальное развитие и право. Л., 1973.

236. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СПб.,1995.

237. Стимулирование правомерного поведения функция права развитого социализма. Иркутск, 1982.

238. Стремоухое А.В. Человек и его правовая защита. Спб.,1996.

239. Теория права и государства / Под ред Г.Н.Манова. М., 1995.

240. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997.

241. Тиунова Л.Б. Право, конституция, правовое государство, СПб., 1992.

242. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности. СПб., 1991.

243. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980.

244. Токвиль А. Старый порядок и революция. СПб., 1906.275. ; Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992.

245. Толстой JI.H. Письмо к либералам. М., 1906.

246. Трубецкой Е.Н. История новой философии права. Киев, 1893.

247. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913 (СПб., 1998).

248. Трубецкой Е.Н. Два зверя. М., 1918.

249. Трубецкой Е.Н. Звериное царство и грядущее возрождение России. Ростов, 1919.

250. Фельдман Д.И., Баскин Ю.Я. Учение Канта и Гегеля о международном праве и современность. Казань, 1977.

251. Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.

252. Франк C.JI. Крушение кумиров // Франк С.Л. Сочинения. М, 1990.

253. Франк C.JI. Философия и жизнь : Этюды и наброски по философии культуры. СПб., 1910.

254. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М., 1994.

255. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1992.

256. Хайек Ф.А. Бегство от свободы. М., 1991.

257. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

258. Халфина P.O. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

259. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М„ 1993.

260. Хеффе О. Политика, право, справедливость: основоположения критической философии права и государства. М., 1994.

261. Хохряков Г.Ф. Формирование правосознания у осужденных. М., 1985.

262. Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991.

263. Цертелев Д.Н. Свобода и либерализм. М., 1896.

264. Цимбаев НИ. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986.

265. Черданцев А. Ф. Теория государства и права. М., 1999.

266. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

267. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

268. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 1-5. М., 1869-1902.

269. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М., 1901.

270. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 1862.

271. Чичерин Б.Н. О народном представительстве М., 1899.

272. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 1900.

273. Шапошников JI.E. Философские портреты. (Из истории отечественной мысли). Н. Новгород, 1993.

274. Шацилло К.Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг. М, 1985.

275. Шелохаев В.В. Идеология и политические организации российской либеральной буржуазии. 1907 1914. М., 1991.

276. Шетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции конца XIX-начала XX в. М.,1995.

277. Щербакова Н.В. Проблемы правовой установки личности. Ярославль, 1993.

278. Явич JI.C. Сущность права: социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений. JI. ,1985.

279. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

280. Ященко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. СПб., 1999.1. СТАТЬИ

281. Аврех А.Я. Русский буржуазный либерализм // Вопр. истории. 1989. № 2.

282. Арефьев М.А., Осипов ИД. Проблема самоуправления в социально-политической философии России // Методология исследования диалога философских культур / Под ред. А. С. Колесникова. СПб., 1995.

283. Аронсон Г.А. Русский либерализм и рреволюция // Свободная мысль. 1992. № 7.

284. Арсланов Р.Л. Ранний русский либерализм в освещении французских историков // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Сер. "История, философия". 1993. № 1.

285. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо // Историко-философские этюды. М., 1984.

286. Асмус В.Ф. Консервативное гегельянство второй половины XIX в. // Гегель и философия в России (30-е годы XIX-20-е XX в.). М, 1974.

287. Ачилъдиев И. Идол. Очерк социологии культа личности // Юность. 1990. N10.

288. Бахин С.В. О классификации прав человека, провозглашенных в международных соглашениях // Правоведение. 1991. № 2.

289. Бердяев Н.А. Философия и жизнь. Дневник публициста // Новый путь 1904. № 10-12.

290. Бердяев Н.А.Русская идея //Вопр. философии. 1990. № 2.

291. Бродский А.И. Логико-теоретические основания либерализма (На материале русской философии) // Мат. Науч. Конф. "Современная логика: проблемы теории, истории и применение в науке". СПб., 1994.

292. Булгаков С.П. Без плана // Новый путь. Октябрь-декабрь. 1904.

293. Валщкш А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца Х1Х-начала XX в. // Вопр. философии. 1991. №8.

294. Величко A.M. Политико-правовые взгляды Б.Н.Чичерина и их отличия от гегелевской правовой философии (философско-правовой аспект) // Вест. СПбГУ. 1994. Сер. 6, № 3 (20).

295. Витте О. Социализм и либерализм: возможен ли синтез? // Свободная мысль. 1992. № 14.

296. Вопленко Н.Н. Правомерное поведение как социальный и юридический процесс // Актуальные проблемы юридического процесса в общенародном государстве. Ярославль, 1979. С. 2127.

297. Гайденко П.П. Под знаком меры. Либеральный консерватизм П.Б.Струве //

298. Вопр. философии. 1992. № 12.

299. Гефтер М.Я. Конвергенция или Мир миров // Европа плюс Америка. 1991. №2.

300. Глобачев М.О. Кадеты выход из безвременья? // Диалог. 1990. №11.

301. Градовский А.Д. Реформы и народность // Русская речь. 1880. апр.

302. Графский В.Г. Традиции и обновление в праве: ценностное измерение перемен // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.

303. Гребенников В., Дмитриев Ю. Гражданское общество как конституционно-правовая категория // Право и жизнь. Вып. 9. М., 1996.

304. Грязин И. Правовое государство // Новый мир. 1988. № 8.

305. Демидов А.И. Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право. 1992. № 4.

306. Дронникова В.П. Общение и политичесая социализация индивида // Социальное познание и управление. Калинин, 1975.

307. Ермичев А. А. "Проблемы идеализма" и "Очерки реалистического мировоззрения" полемика о социальном идеале // Философия и освободительное движение в России. Л., 1987.

308. Железняк Н.Н. К истории либерализма в России // Вестн. Моск. ун-та. 1994. №15.

309. Жеругов Р.Т. Вопросы правомерного поведения личности // Правовое регулирование общественных отношений. М., 1977.

310. Забрянский Г. И. Преступность как отражение социальной действительности // Вест. Моск. ун-та. Cep.ll. Право. 1990. № 3.

311. Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве РФ.// Государство и право. №11. 1996.

312. Зорькин В Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса // Сов. гос. и право. 1989.№ 6.

313. Зорькин В.Д. Правовая культура и правовое сознание общества // Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990.

314. Иконникова С.Н. П.Н. Милюков как историк русской культуры // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб., 1993.

315. Искандеров А.А. Российская монархия, реформа и революция // Вопр. истории. 1993. № 3, 5, 7.

316. Исторические судьбы либерализма // Коммунист. 1990. № 15.

317. Казимирчук В.П. Правовая информированность личности: юридические и социологические аспекты // СССР-Болгария: правовая информированность личности. М., 1984.

318. Казимирчук В.П. Социально-правовая активность личности // Социализм и личность. М, 1979.

319. Козин A.JI. Идея соборности в русской социальной философии // Общество и человек: пути самоопределения. СПб., 1994.

320. Капустин Б.Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Полис. 1994. № 5.

321. Капустин Б.Г. Россиян Европа на пути к Миру миров//Вести. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. "История, философия". 1993. № 1.

322. Капустин Б.Г., Клямкин ИМ. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. №1-2.

323. Карпенко А. С. Логика, детерминизм и феномен прошлого // Вопр. философии. 1985. № 5.

324. Карпунин В.А., Сальников В.П. Право и мораль // Лики морали. Введение в этику. СПб., 1996.

325. Керимов Д.А. Психология и правоведение: некоторые аспекты взаимодействия // Психология и право. М., 1985.

326. Керимов Д.А. Соотношение теоретической и практической деятельности в процессе познания права // Сов. государство и право. 1980. № 3.

327. Керимов Д.А. Фундаментальные проблемы методологии правоведения // Политические науки и политическая практика. М., 1984.

328. Кистяковский Б. А. Государство правовое и социалистическое//Вопр. философии. 1990. № 6.

329. Китаев В.А. Славянофильство и либерализм // Вопр. истории. 1987. №1.

330. Кожевников С.Н. Правовая активность: понятие и сущность // Правоведение. 1979. №4.

331. Кожевников С.Н. Социально-правовая активность: содержание и субъекты // Правоведение. 1981. № 3.

332. Колотова Н.В. Мораль и право: анализ традиции исследования ценностных аспектов проблемы // Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М., 1996.

333. Королев А.И. Социализм и нормативное регулирование общественных отношений // Правоведение. 1987. № 5.

334. Костюченко ИВ. Реформизм и революционаризм в российском либеральном движении // Кентавр. 1994. Январь.

335. Кропачев Н.М., Торбагаев А.И. Действие принципа "гражданину дозволено все, что не запрещено законом" в сфере уголовно-правового регулирования // Правоведение. 1991. №3.

336. Кудрявцев Ю.В. Избыточность правовой информации // Сов. государство и право. 1978. № 12.

337. Кудрявцев В.П. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. №3.

338. Кудрявцев ВН., Малеин Н.С. Правовое поведение, его субъекты и пределы // Правоведение. 1980. № 3.

339. Куницын А.П. Энциклопедия прав // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. T.l. М., 1951.

340. Лазарев В.В. Выявление закономерностей правомерного поведения // Сов. государство и право. 1983. №11.

341. Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования //Сов. государство и право. 1976. № 10.

342. Ленин В.И. Либерализм и демократия // Поли. собр. соч. Т. 21.

343. Ленин В.И. Либералы и клерикалы // Полн. собр. соч. Т. 21.

344. Ленин В.И. Либеральный профессор о равенстве // Полн. собр. соч. Т. 25.

345. Ленин В.И. О "Вехах" // Полн. собр. соч. Т. 20,

346. Лесков Н.С. Деспотизм либералов // Собр. соч.: В 6 т Т. З.М., 1993.

347. Луковская Д.И. У истоков правовой мысли в Древней Греции // Правоведение. 1977. № 1.

348. Мальцев Г.В. Равенство и гуманизм как принципы уголовного законодательства // Правоведение. 1993. N5.

349. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. №5.

350. Матузов П.И. Активная жизненная позиция и право //Сов. государство и право. 1984. № 3.

351. Медушевский А.Н. Гегель и русский либерализм // Общественно-политическая мысль в Европе в конце XVIII -начале XX вв. М., 1987.

352. Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопр. философии. 1993. № 10.

353. Медушевский А.П. Либерализм как проблема современной западной историографии // Вопр. истории. 1992. № 8-9.

354. Мишкин А.В. Способы конституционного регулирования общественных отношений // Сов. государство и право. 1986. № 12.

355. Момов В. Проблемы управления идеологическим процессом на научной основе и нравственная социализации личности // Этика, мораль, воспитание. (Прикладные аспекты). Новосибирск, 1982.

356. Назаров Б.Л. Важнейшая проблема прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.

357. Некрасова Е.П. Семен Франк // Вече. Альманах русской культуры / Под ред. А. Ф. Замалеева. Вып. 2. СПб., 1995.

358. Персесянц B.C. Право: многообразие определений и единство понятия //

359. Сов. государство и право. 1983. №10.

360. Нерсесянц B.C. Пути развития правового государства и права: история и перспективы // Пульс реформ (юристы и политологи размышляют). М.: Прогресс, 1989.

361. Нерсесянц B.C. Концепция советского правового государства в контексте истории учений о правовом государстве // Социалистическое правовое государство: проблемы и суждения. М., 1989.

362. Нерсесянц B.C. Правовое государство: история и современность // Вопр. философии. 1989. №2.

363. Новгородцев П.И. О задачах современной философии права (1902) // Вестн. Московского ун-та. Сер. 7. Философия.1992, №3.

364. Новиков А.И. Проблема возрождения России в социально-философской концепции П.Б. Струве // Возрождение культуры России: истоки и современность. СПб.,1993.

365. Новикова Л.И., Сиземская ИН. Либеральная традиция в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. № 15.

366. О методологии научных исследований в области государства и права // Сов. государство и право. 1980. № 12.

367. Оболонский А. В. Бюрократическая деформация сознания и борьба с бюрократизмом // Сов. государство и право. 1987. № 1.

368. Оболонский А. В. Драма российской политической истории: система против личности. М., 1994.

369. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопр. философии. 1989. № 1-4.

370. Осипов И. Д. Проблема общественного идеала в русском либерализме // Вестн. С.-Петербургского ун-та. Сер. "Философия, политика, социология, психология, право". 1993. Вып. 3.

371. Осипов ИД. Народничество // Русская философия : Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

372. Осипов ИД. П.И.Новгородцев//Русская философия : Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

373. Осипов И Д. Социология истории Н. И. Кареева // Российская социология. СПб., 1993.

374. Осипов ИД. Философия права в России // Введение в русскую философию / Отв. ред. В.В. Лазарев. М.,1995.

375. Осипов ИД. Философские основания русского либерализма // Актуальные проблемы русской классической философии / Отв. ред. В.В.Лазарев. Пятигорск, 1994.

376. Петелин Б.Я. Мотивация преступного поведения // Сов. государство и право. 1980. №2.

377. Покровский И.Ф. О правовой активности личности и формировании ее правосознания // Вестн. ЛГУ. Экономика, философия, право. 1971. № 17. Вып.З.

378. Приленский В.И. Полемика Чичерина и Соловьева 1897 г. // Философские науки. 1989. № 9-11.

379. Прохоров В.Л. Взгляд на Россию первой половины девяностых годов // Социолог, исследования. 1996. N 6.

380. Пую А. С. Политические институты индустриальных стран на рубеже XXI века // Современная зарубежная философия : проблемы трансформации на рубеже XX XXI веков. СПб., 1996.

381. Радько Т.П. О роли запретов в правовом регулировании //Труды Высшей следственной школы МВД СССР. Вып.1. Волгоград. 1969.

382. Ратинов А. Р., Ефремова Г.Х. Правосознание и преступное поведение // Правосознание и правовое воспитание осужденных. М., 1982.

383. Родионов М.М. Правовое государство и гражданское общество в аспекте естественных прав человека // Права человека и статус правоохранительных органов. Матер, международного симпозиума. Санкт-Петербург, 3-4 марта 1994 г. Ч. 1 СПб., 1995.

384. Рормозер Г. Пути либерализма в России // Полис. 1993.№ 1.

385. Сабикенов С. Интересы в системе факторов противоправного поведения // Сов. государство и право. 1980. №3.

386. Сальников В.П. Правовая культура и реализация права в условиях совершенствования социализма // Методологические проблемы государства и права. Куйбышев, 1986.

387. Сапун В.А. К понятию правовой активности субъектов // Государство и право социалистического общества. Владивосток, 1975. С. 14-23.

388. Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1991.

389. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2-х т. Т. 1.М., 1988.

390. Соловьев Э. Теория "общественного договора" и кантовское моральное обоснование права // Философия Канта и современность. М., 1974.

391. Соловьев Э.Ю. Правовой нигилизм и гуманистический смысл права // Квинтэссенция : Философский альманах. М., 1990.

392. Струве П.Б. Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества // Вопр. философии. 1992. № 12.

393. Сухов А.П. Социально-психологический взгляд на титут наказания // Человек : преступление и наказание, инс1993. № 1.

394. Требков А.А. Знать международные стандарты прав человека // Государство и право. 1993. N 10.

395. Трубецкой ЕЛ. Мистика государства и соблазн грядущего рабства // Русская мысль, 1917. № 1.

396. Тульчинский Г.Л. Об одной ошибке русской философии // Вопр. философии. 1995. № 3.

397. Туманов В. А Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Государство и право. 1993. № 8.

398. Туманов В.А. О юридическом нигилизме // Пульс реформ : (юристы и политологи размышляют). М., 1989.

399. Франк С.Л. Государство и личность // Новый путь. 1904. N11.

400. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. №3.

401. Чупринин С. Выбор : Заметки русского либерала: опыт самоидентификации // Знамя. 1993. №7.

402. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопр. философии. 1990. № 6.

403. Шарлет Р. По следам Вышинского : парадокс права и террора // Международный журнал социологии права. 1984. N12.1. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ

404. Альбов А.П. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой философии права (теоретико-правовой анализ) : Автореф. дис . д-раюрид. наук. СПб., 1999.

405. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни : Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1982.

406. Анисимов ИВ. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел : Автореф. дис. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1993.

407. Багдасаров В.Ю. Права человека в российской правовой мысли второй половины XIX начала XX века : Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М, 1995.

408. Бадыков А. Ф. Диалектика методологических подходов в исследовании взаимоотношений человека и общества : Автореф. дис. канд. юрид. наук. Уфа, 1994.

409. Величко A.M. Учение Б.Н.Чичерина о праве и государстве : Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1995.

410. Глушаченко С.Б. Русские юристы второй половины XIX начала XX веков о правах личности и правовом государствеисторико-правовое исследование) : Автореф. дис . д-ра юрид. наук. СПб., 2000.

411. Гойман В.И. Действие права : Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М, 1992. й"й"

412. Голъцблат А.А. Развитие идей правового государства в России (1905-1917гг.) : Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.,1994.

413. Гревцов Ю.И. Использование права субъектами юридических отношений: проблемы теории и практики : Автореф. дис. докт. юрид. наук. JL, 1989.

414. Догадайло Е.Ю. Личность в системе отношений власти: теоретико-правовые и социально-психологические аспекты : Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1995.

415. Казимирчук В.П. Социальный механизм действия права в условиях развитого социализма : Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 1977.

416. Какгшжанов М. Т. Соблюдение прав и свобод граждан в деятельности милиции : Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.,1995.

417. Кальченко Н.В. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации : Автореф. дис. . канд. юрид. наук. СПб., 1995.

418. Комаров С. А. Личность в политической системе российского общества (теоретико-правовое исследование) : Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб.; Рязань,1996.

419. Мельников В.А. Право лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту : Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1995.

420. Москвина А.Г. Становление русской юриспруденции : Автореф. дис. канд. юрид. наук. СПб., 1999.

421. Патюлин В.А. Советское социалистическое государство и личность. (Правовые аспекты взаимоотношений) : Автореф. дис. д-ра юрид. наук М., 1974.

422. Суворов JI.K. Правовая культура личности и роль советской юридической системы в ее формировании : Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.,1982.

423. Сухарев А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия : Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 1996.

424. Федоров В.П. Человек и правоохранительная деятельность (философско-правовой аспект) : Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. СПб., 1996.

425. Шапиева О.Г. Нравственно-правовая социализация личности : Автореф. дис. д-ра юрид. наук. СПб., 1997.

426. Швыдак Н.Г. Факторы формирования правомерного поведения и социально-правовой активности граждан в условиях развитого социализма. : Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.