Субъект как несубстанциальное основание бытия: концепция "приспособления" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат наук Биричева, Екатерина Вячеславовна

  • Биричева, Екатерина Вячеславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 173
Биричева, Екатерина Вячеславовна. Субъект как несубстанциальное основание бытия: концепция "приспособления": дис. кандидат наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Екатеринбург. 2013. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Биричева, Екатерина Вячеславовна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Понимание категории «субъект» в контексте вопроса о бытии

1.1. Субъект как динамическое онтологическое основание в модусе осуществления уникального способа бытия

1.2. Взаимное приспособление «Я» и «мира», осуществляемое субъектной активностью

1.2.1. Осмысление категории «субъект» в философии Нового времени: Р. Декарт, И. Кант

1.2.2. Вопрос об онтологическом основании в рамках становления неклассической философии

1.2.3. Онтологический поворот современной философии как форма приспособления к условиям множественности бытия

Глава 2. Реализация субъектности как приспособления в отношении

«Я - Другой»

2.1. Онтологическое основание со-бытия с Другими в модусе граничности

2.2. Приспособление в отношении «Я - Другой»: фантазм и симулякр как модусы субъекта

Глава 3. Методологические аспекты концепции приспособления

3.1. Приспособление через творчество смысла в ракурсе проблемы понимания

3.2. Проблема свободы субъекта как способа бытия 134 Заключение 154 Библиографический список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Субъект как несубстанциальное основание бытия: концепция "приспособления"»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования связана с неопределённостью статуса категории «субъект» в современной философии. С одной стороны, происходит явный или неявный отказ от использования данного понятия в ряде современных подходов. Наиболее радикальную позицию в данном случае занимают мыслители постструктуралистского толка, утверждающие идею «смерти субъекта». С другой стороны, назревают тенденции «воскрешения субъекта», возникают попытки вернуться к переосмыслению классического понимания субъективности в контексте современных концептов «коммуникативности», «дискурсивности», «событийности» и др. В целом, имеет место возрождение интереса к проблематике субъекта, что говорит о невозможности совершенно отказаться от использования данного понятия и является отражением ситуации происходящих фундаментальных изменений в понимании самой категории бытия, неразрывно связанной с понятием «субъект». Актуальность темы исследования, таким образом, обусловлена потребностями научно-теоретического и практико-методологического характера.

Во-первых, в некоторых подходах современной философии само бытие мыслится как множественное, гетерогенное, изменчивое, ускользающее. В таких условиях под вопросом оказывается автономность классического «мыслящего субъекта», его целостность и устойчивость. Многогранность динамически становящихся отношений между «Я» и «миром» становится невозможно описать в рамках бинарной «субъект-объектной» модели и свести всю многоаспектность связей к познавательно-преобразующему отношению. В то же время, наряду с признанием властной природы дискурсов, направленных на подчинение «Я» и размывание личности, невозможно согласиться с отрицанием постструктуралистскими мыслителями имеющих место в реальности феноменов индивидуальной активности и свободы.

Во-вторых, осмысление внутренней многоплановости и парадоксальности человеческого «Я» в русле неклассической философии с необходимостью выводит к постановке вопроса о предельном онтологическом основании. На стыке внешней разнородности и внутренней гетерогенности человек сталкивается с ускользанием оснований своего бытия. Становится очевидным, что ни постмодернистские «властные дискурсы», ни классическое «мыслящее сознание» не могут играть роль бытийного основания в изменчивых условиях «текучей современности». В силу этого необходимо определить, что может быть понято в качестве онтологического основания в современной ситуации.

В-третьих, тотальные множественность и гетерогенность захватывают и саму философскую мысль, которая не только раскалывается на множество противоборствующих направлений, но и не успевает отвечать формированием адекватных проработанных теорий современным стремительно изменяющимся условиям. В этой ситуации оказывается необходимой разработка методов продуктивного решения и «уравновешивания» состояния тотального плюрализма.

Таким образом, в современной философии складывается противоречивая картина осмысления субъективности. Невозможность совершенно отказаться от использования понятия «субъект» порождает множество разнородных концепций, которые, тем не менее, носят преимущественно прикладной характер, в силу чего затрагивают лишь некоторые аспекты данной проблематики и не удовлетворяют потребности современной философии в целостном осмыслении категории «субъект» на онтологическом уровне. Представляется, что построение адекватной картины понимания фундаментальной онтологической категории «субъект» в современной ситуации невозможно вне осуществления целостного подхода к осмыслению не только имеющихся на данный момент концепций субъективности, но и бытийных условий их формирования.

Щ

я

Вышеизложенное позволяет сформулировать основную идею настоящего диссертационного исследования. Определение статуса категории «субъект» и её основных характеристик в современных условиях множественности, изменчивости, гетерогенности бытия становится возможным в рамках разработки такой методологии исследования, которая, во-первых, будет отвечать требованиям внутренней целостности, во-вторых, обратится к онтологическому уровню постановки вопроса о субъекте как основании бытия, в-третьих, позволит не только систематизировать различные представления о субъективности, но и организовать их вокруг единого онтологического «стержня».

Степень разработанности проблемы.

Понятие «субъект» является одной из фундаментальных онтологических категорий, поэтому его осмысление не только трансформируется в истории философии, но и занимает значительное место в круге современных исследований. Традиционно возникновение самого понятия связывается с учением Аристотеля, в рамках которого субъект как субстанциальная основа, «под-лежащее», лежащее в основании мыслится в качестве материальной причины всего сущего. Переосмысление субстанциального понимания категории «субъект» и проработка теории субъективности осуществляется в эпоху Нового времени, прежде всего, в философии Р. Декарта, предполагающей отождествление субъекта с «мыслящей субстанцией». Данная позиция развивается такими мыслителями, как Б. Спиноза и Г.-В. Лейбниц, которые осуществляют субстанциальный подход к осмыслению субъективности. И. Кант создаёт структурированную теорию субъективности, основанную на разработке понятия чистого (спекулятивного и практического) разума. Основными характеристиками субъективности в рамках классической философии Нового времени являются автономность субъекта как мыслящего сознания, его «центрированность» и укреплённость в «Я», самотождественность и рациональность. Познающий субъект становится

онтологическим основанием в философии Нового времени, поскольку играет роль первичного, несомненного «ядра» разума, благодаря которому становится возможным конструирование как пространства человеческого «Я», так и объективной картины «мира».

Переход к неклассическому пониманию категории «субъект» во многом задаётся в философии И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля. Данные мыслители обращают внимание на историчность, процессуальность формирования субъективности, рассматривают категорию «субъект» с точки зрения диалектического становления. Фихте, задаваясь вопросом о «безусловном основоположении», приходит к пониманию динамично становящегося, постоянно расширяющего свои границы «Я», организующим принципом которого является внутреннее движение синтеза, «дело-действие»1. По мысли Гегеля, субъект, становящийся «понятием» в качестве «абсолютной основы», осуществляет своё развитие через субстанцию2. Таким образом, в философии данных мыслителей намечается «разрыв» субъекта и субстанции, что позволяет обратиться к рассмотрению динамических особенностей субъективности, перейти к осмыслению субъективности как изменчивой, несубстанциальной, становящейся.

Дальнейшее переосмысление понятия «субъект» связано с работами таких неклассических мыслителей, как К. Маркс, 3. Фрейд и Ф. Ницше. Данные философы ставят под вопрос автономность и первичность классического субъекта как «мыслящего сознания». Субъективность полагается обусловленной структурами общества, бессознательного, власти, поэтому субъект становится функцией общественно-экономических отношений, структур бессознательного, иррациональной жизни, в силу чего уже не может быть осмыслен в качестве безусловного основания. Таким образом, современная ситуация неоднозначного понимания категории «субъект» берёт

1 Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792 - 1801 гг. Москва, 1995. С. 283.

2 См. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Санкт-Петербург, 2002. С. 529-532.

начало именно в рамках неклассической философии, в которой субъективность, с одной стороны, понимается как вторичная, неавтономная, обусловленная, а с другой, всё же сохраняется в качестве некой активности.

Идеи неклассических мыслителей развиваются в различных направлениях современной философии. Отечественная марксистская традиция осмысляет категории «субъекта» и «объекта» в их взаимосвязи в качестве «полюсов» практического отношения. В. А. Лекторский в своих исследованиях обращается к рассмотрению функционирующих в различных формах двух

о

типов «субъектов», индивидуальному и коллективному . В ходе развития диалектического подхода к осмыслению соотношения «субъекта» и «объекта» такими отечественными мыслителями, как К. Н. Любутин и Д. В. Пивоваров, показаны особенности взаимного становления субъекта и объекта: субъект преобразует объект и за счёт этого формируется сам. На первый план выходит проблематика фундаментального онтологического отношения «Человек -Мир», которое, в свою очередь, осмысляется в ракурсе противопоставления общества и преобразуемой им части природы, то есть динамика онтологического отношения рассматривается данными мыслителями не в субстанциальном, но «функциональном» аспекте4.

Философы, развивающие постструктуралистский подход, также основываются на идеях К. Маркса и 3. Фрейда о влиянии общественных отношений на индивидуальное сознание и о зависимости сознательных действий от структур бессознательного, добавляя идею обусловленности субъективного бытия языковыми структурами. Такие мыслители, как М. Фуко, Р. Барт и Ж. Деррида, формируют концепцию «смерти субъекта», которая предполагает растворение «Я» в многообразии современных дискурсов, рассеивание субъективности в языке, тотальную обусловленность

1

См. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. Москва, 1980.

4 См. Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. Москва, 1981; Любутин К. Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993.

индивидуальных проявлений властной природой языковых структур5. С другой стороны, обращающиеся к психоаналитическому дискурсу Ж. Лакан и С. Жижек не отрицают существования «субъекта» как такового, однако рассматривают его как «чистую негативность», структуру, функционирующую в качестве нехватки, «пустого места» и проявляющуюся в реальности только в качестве «эффекта»6. «Позитивная» концепция субъективности разрабатывается в рамках шизоанализа Ф. Гваттари, который предлагает рассматривать субъект как производимый индивидами, группами, социальными институтами, а функционирующую субъективность - в качестве

п

«множественной и полифоничной» .

Глубокое осмысление проблема субъективности получает также в рамках развития ницшеанских идей мыслителями различных современных направлений. Поднимаемые Ф. Ницше вопросы об онтологическом вопрошании и новом статусе «человека» по отношению к «миру» в изменяющихся условиях прорабатываются М. Хайдеггером и исследуются в творчестве таких мыслителей-экзистенциалистов, как К. Ясперс, Ж.-П. Сартр,

о

П. Тиллих . Ницшеанское понимание жизни как текучей, становящейся действительности находит своё отражение в осмыслении данными философами ускользания, невозможности «уловить» бытие во всей его полноте. В ходе разработки проблематики принципиальной неполноты любого конкретного, специфического бытия в рамках экзистенциальной философии осуществляется

5 См. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Санкт-Петербург, 1994; Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. Москва, 1989; Деррида Ж. Письмо и различие. Москва, 2007.

6 См. Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда. URL: http://kosilova.textdriven.com/narod/uhref.html (дата обращения: 28.03.2011); Жижек С. Возвышенный объект идеологии. Москва, 1999. С. 155-200.

Guattari F. Chaosmosis: an Ethico-Aesthetical Paradigm. Bloomington, Indianapolis, 1995. P. 1.

8 См. фундаментальные работы обозначенных мыслителей, уделяющих внимание осмыслению онтологических оснований субъективности: Хайдеггер М. Бытие и время. Москва, 2011; Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции. Москва, 2012; Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. Москва, 2012; Тиллих П. Мужество быть. Москва, 2011.

поиск основания, объединяющего все «способы бытия»9: таким основанием несубстанциального характера становится стремление к полноте бытия, к чистой экзистенции. Формируется новое, несубстанциальное понимание субъекта как действия, определяющего способ бытия, уникальный для каждого.

Понимание приспособления как способа бытия всего живого прорабатывается в рамках ницшеанской философии в ходе развития концепта «воли к власти», представляющей собой постоянное стремление к преодолению препятствий, самопревосхождению. Субъект, теряющий связь с субстанцией, выражается именно в форме приспособления, действия расширения собственных границ. Следует отметить, что идея взаимной приспособленности всего сущего впервые вводится в рамках лейбницевской концепции предустановленной гармонии. Философская система Г.-В. Лейбница также закладывает основы современного топологического понимания бытия, которое осмысляется в ходе разработки данным мыслителем монадологического проекта с позиции взаимной относительности субъектов, точек зрения, в бытии.

В ходе развития ницшеанских и лейбницевских идей в контексте постмодернистской мысли Ж. Делёзом формируется «позитивное» понимание субъективности. Методология творчества концептов, разработанная Ж. Делёзом и Ф. Гваттари, позволяет конструировать многогранную теорию субъекта, которая «примиряет» подчиняющие дискурсивные структуры и неустранимость становящейся онтологической активности. Хотя субъект окончательно теряет свою связь с классическим «мыслящим сознанием» и становится децентрированной, переходящей с места на место номадической активностью, всё же он сохраняет свой статус онтологического основания. Последнее оказывается возможным в силу связи субъекта с творчеством,

9 Понятие «способ бытия» вводится К. Ясперсом: см., например, Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика. Москва, 2012.

«производством» смысла, которое позволяет осуществлять соединение «треснувшего Я» и гетерогенного мира в их взаимном становлении10.

Рассмотрение фундаментальной онтологической проблематики, связанной с переосмыслением категории «субъект», требует осуществления многогранного подхода к исследованию вопросов субъективности, а также учёта многообразия современных методологий, направленных на раскрытие проблематики бытия. В связи с этим для развития концепции данного исследования большое значение приобретают посвящённые проблеме осмысления категории «субъект» работы таких отечественных и зарубежных мыслителей, как С. В. Комаров, А. В. Дьяков, Г. Б. Гутнер, А. Г. Погоняйло, К. Джу-Ю Ченг, Б. Финк, Р. Синнербринк, С. Б. Саджади.

Среди важнейших методологических подходов к осмыслению онтологической проблематики следует отметить топологический подход, развиваемый в работах М. Хайдеггера, Ж. Деррида, Ж.-Л. Нанси, М. К. Мамардашвили, Д. В. Котелевского, С. А. Азаренко; философскую герменевтику, представленную работами М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, П. Рикёра, Л. А. Микешиной, Е. В. Бакеевой, Н. А. Черняк; онто-гносеологический срез диалектического подхода Э. В. Ильенкова, К. Н. Любутина, Д. В. Пивоварова, Н. В. Бряник; антропологически ориентированный онтологический подход, представленный в трудах В. И. Плотникова и Л. А. Мясниковой; экзистенциально-феноменологическую методологию, основы которой разработаны М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Ж.-П. Сартром, М. Мерло-Понти, П. Тиллихом; концепцию диалогизма, развиваемую М. М. Бахтиным, Г. Марселем, М. Бубером, Э. Левинасом; а также «шизоанализ» Ж. Делёза и Ф. Гваттари, «гетерологию» Т. X. Керимова, «нарративный» анализ Е. Г. Трубиной, «археоавангард» Ф. И. Гиренка.

Таким образом, онтологический «срез» проблематики субъекта получил глубокое и многоплановое освещение как в трудах мыслителей прошлого, так и

10 См. Делёз Ж. Различие и повторение. Санкт-Петербург, 1998; Делёз Ж. Логика смысла. Москва, 2011; Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? Москва, 2009.

10

в современной философской литературе. Тем не менее, остаются вопросы, которые требуют дальнейшего философского осмысления. Это, прежде всего, вопрос об онтологическом пространстве субъективности, являющейся динамической в современной ситуации многомерности самого бытия и требующей для своего адекватного описания соответствующего понятийного аппарата и методологии, которые позволили бы раскрыть понятие «субъект» на онтологическом уровне и обосновать его понимание в рамках динамично становящегося онтологического отношения «Я - мир».

Объектом диссертационного исследования выступает субъект в его онтологическом аспекте - как основание бытия.

Предмет исследования - субъект как несубстанциальное основание бытия, определяемый в работе как «приспособление».

Цель работы заключается в разработке онтологических оснований концепции субъективности, в методологическом плане отвечающей множественному, гетерогенному пониманию категории бытия.

Достижение обозначенной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:

1. Разработать понятийный аппарат и основы методологии для описания категории «субъект» в условиях многомерности онтологической ситуации.

2. Опираясь на методологию «приспособления», выявить специфику понимания субъективности в различных подходах классической, неклассической и постнеклассической философии в аспекте конструирования онтологического отношения «Я - мир».

3. Исследовать особенности субъекта, осуществляющего приспособление в контексте построения отношения «Я - Другой» как важнейшей грани фундаментального онтологического отношения «Я - мир».

4. Предложить модель конструирования отношения «Я - Другой» в условиях реальной повседневной жизни, построенную на понимании субъекта как действия осуществления взаимного приспособления.

5. Выявить и сформулировать методологические возможности концепции «приспособления» в контексте разработки проблемы понимания.

6. Определить специфику осмысления проблемы свободы субъекта в рамках концепции «приспособления».

Теоретико-методологическая основа исследования.

Теоретическое основание исследования составляют классические философские тексты Платона, Аристотеля, представителей новоевропейской мысли - Р. Декарта, И. Канта, И. Г. Фихте, фундаментальной онтологии, экзистенциализма, герменевтики - М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти, П. Тиллиха, Г.-Г. Гадамера, а также постмодернистской традиции - Ж. Лакана, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, С. Жижека. В диссертационном исследовании значительную роль играют результаты, полученные представителями отечественной философской мысли, связанные с раскрытием сущностных оснований субъективности, - С. В. Комаровым, А. В. Дьяковым, Л. А. Мясниковой.

Методологическую основу диссертационного исследования составляют методы философского анализа, продемонстрировавшие свою продуктивность и результативность в раскрытии онтологического аспекта проблематики субъективности, которое настоящее диссертационное исследование продолжает. Для обеспечения наиболее полного анализа избранной проблемы применяется комплексный подход, позволяющий продуктивно использовать методологические положения 1) экзистенциально-феноменологического подхода, обеспечивающего разработку постановки онтологического вопроса; 2)

философской герменевтики, раскрывающей понимание онтологической категории через историю её становления и развития; 3) топологического подхода, обращающегося к пространственно-проблематической организации исследования и конструированию совместности бытия. Комбинирование различных методологических приёмов с элементами принципов дополнительности, системности, целостности позволяет осуществить многогранный подход к осмыслению проблематики исследования.

Соотнесение друг с другом обозначенных теоретических и методологических принципов на онтологическом уровне позволяет сформировать концептуальные основания альтернативной теории субъективности, которая предполагает учёт многогранности и динамичности конструирования онтологического отношения «Я - мир», а также многомерности самого бытия.

Научная новизна исследования определяется результатами, полученными в ходе решения поставленных задач:

1. Проработаны онтологические основания методологии «приспособления», осмысляющей субъект как осуществление способа бытия.

2. Проанализированы важнейшие теории субъективности в рамках классической, неклассической и постнеклассической онтологии с позиции концепции «приспособления».

3. В свете идеи «приспособления» выстроены связи понятия «субъект» с такими фундаментальными онтологическими категориями, как «бытие», «смысл», «Я», «Другой», «понимание», «свобода».

Положения, выносимые на защиту.

1. Субъект в онтологическом аспекте есть то, что в качестве основания отвечает приспособлением на трансформирующиеся условия бытия.

2. В ходе смещения внимания на разные «полюсы» отношения «Я -мир», а затем на само это отношение-в-динамике в философии намечается

тенденция топологического отделения «субъекта» от «Я». Однако, приобретая различные характеристики, категория «субъект» не перестаёт мыслиться в качестве онтологического основания. Субъект как онтологическое основание понимается как действие взаимного приспособления «Я» и «мира», как осуществление способа бытия.

3. В онтологическом плане Другой возникает по отношению к «Я» как осуществляющий иной способ бытия. Тем не менее, со-бытие возможно в силу взаимного приспособления в конструировании отношения «Я - Другой», активностью построения которого выступает субъект в модусе разделяющей-объединяющей границы между «Я» и Другим.

4. С точки зрения выявления механизма конструирования реальных отношений между «Я» и Другим, продуктивна модель осуществления приспособления на границе «Я - Другой» посредством функционирования «двустороннего» субъекта. Одна из граней последнего (фантазм) обращена внутрь «Я» и направлена на защиту и организацию внутреннего пространства «Я», вторая же (симулякр) проявляется на поверхности «Я» по отношению к Другому и служит для сохранения Другого как необходимой для существования «Я» структуры.

5. Реализация приспособления к точке зрения Другого в рамках проблемы понимания оказывается одновременно и приспособлением к своей позиции, более детальным прояснением собственной онтологической ситуации, поскольку в этом взаимном движении приспособления осуществляется творчество смысла, являющееся, в свою очередь, несубстанциальным онтологическим основанием.

6. Свобода является свойством онтологического измерения, а вместе с тем, и человека, способного к выходу на онтологический уровень осмысления собственного бытия. Тем не менее, свободным можно назвать только субъект как осуществление способа бытия, в отличие от зависимого и обусловливаемого множеством отношений «Я», поэтому свобода возможна

лишь на онтологическом уровне в действии приспособления к собственной онтологической ситуации, требующей осмысления.

Научно-практическая значимость исследования.

Основные теоретические выводы и результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем для разработки понятия «субъект» в современной онтологии, а также послужить основой для понимания нового статуса субъективности в области социально-гуманитарных наук. Методологические положения, лежащие в основе данной работы, могут способствовать дальнейшей разработке методологической базы для исследования феномена понимания. Основные моменты исследования могут быть использованы при разработке и чтении специальных и базовых курсов по онтологии и теории познания.

Результаты исследования имеют и практическую значимость, поскольку позволяют представить субъект как осуществление способа бытия в его становлении. Данный подход может способствовать решению актуальных проблем современной философии и постановке новых вопросов, связанных с формированием субъективности и пространства индивидуальной творческой активности.

Апробация результатов исследования.

Основные положения исследования были изложены в 13 публикациях (в монографии и ряде статей) общим объёмом 16,71 п.л., а также представлены в качестве докладов на различных всероссийских и международных конференциях, среди которых можно выделить следующие: всероссийская научная конференция «Позиции философии в современном обществе», посвящённая 45-летию философского факультета Уральского государственного университета им. А. М. Горького (УрГУ, Екатеринбург, 19-20 мая 2010 г.); всероссийская научно-практическая конференция «Практические задачи философии: ретроспектива и перспектива» (УрГУ, Екатеринбург, 4-6 апреля

2011 г.); всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы российской философии» (ПГНИУ, Пермь, 29-30 сентября 2011 г.); XI международная научная конференция «Рациональность и экзистенция» (СПбГУ, Санкт-Петербург, 17-19 ноября 2011 г.); всероссийская научная конференция «Философия как инновационный фактор науки и образования» (ПГНИУ, Пермь, 18-19 апреля 2013 г.).

Структура и объём работы.

Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав (каждая глава включает по два параграфа), заключения и библиографии, содержащей 175 наименований. Общий объём диссертации - 173 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Биричева, Екатерина Вячеславовна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абеляр П. Тео-логические трактаты / Петр Абеляр ; пер. с лат. С. С. Неретиной. - Москва : Прогресс : Гнозис, 1995. - 413 с.

2. Августин А. Исповедь / Аврелий Августин ; пер. с лат. А. А. Столярова. - Москва : Ренессанс : СП ИБО - СиД, 1991. - 488 с.

3. Азаренко С. А. Топология культурного воспроизводства: методология и социально-этнический аспект исследования : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / С. А. Азаренко ; Урал, гуманит. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2000.-50 с.

4. Антология мировой философии : в 4 т. / АН СССР, Ин-т философии. -Москва : Мысль, 1969-1972.

5. Аристотель. Сочинения : в 4 т. : пер. с древнегреч. / Аристотель. -Москва : Мысль, 1976-1983.

6. Бадью А. Делез. Шум бытия / Ален Бадью ; пер. с франц. Д. Скопина. - Москва : Прагматика культуры : Логос-Альтера, 2004. - 184 с.

7. Бакеева Е. В. Апофатическое мышление как элемент новой рациональности / Е. В. Бакеева. - Томск : ТГУ, 2004. - 90 с.

8. Бакеева Е. В. Понимание как воссоздание смысла бытия: апофатический путь : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / Е. В. Бакеева ; Урал, гос. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2005. - 38 с.

9. Бакеева Е. В. Понимание как экзистенциальная проблема / Е. В. Бакеева. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2002. - 169 с.

10. Бакеева Е. В. Принять парадокс, или Усилие смирения / Е. В. Бакеева. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2009. - 84 с.

11. Барт Р. Актовая лекция, прочитанная при вступлении в должность заведующего кафедрой литературной семиологии в Колледж де Франс 7 января 1977 года [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. - Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov_Buks/protestant/Bart_lecture.php (дата обращения: 02.10.2011).

12. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Ролан Барт ; пер. с фр. Г. К. Коеикова. - Москва : Прогресс, 1989. - 616 с.

13. Бауман 3. Текучая современность / Зигмунд Бауман ; пер. с англ. Ю. В. Асочакова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 240 с.

14. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. - Санкт-Петербург : Азбука, 2000.-336 с.

15. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. -Москва : Советский писатель, 1963. - 364 с.

16. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. - Москва : Искусство, 1979. - 423 с.

17. Библер В. С. Что есть философия?! [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Bibler.htm (дата обращения: 01.06.2012).

18. Бодрийяр Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр ; пер. с франц. С.Н. Зенкина. - Москва : РУДОМИНО, 1999. - 224 с.

19. Бряник Н. В. Введение в современную теорию познания : Учеб. пособие для вузов / Н. В. Бряник. - Москва ; Екатеринбург : Академический проект : Деловая книга, 2003. - 286 с.

20. Бубер М. Я и Ты / Мартин Бубер ; пер. с нем. - Москва : Высшая школа, 1993. - 175 с.

21. Витгенштейн Л. Избранные работы / Людвиг Витгенштейн ; пер. с нем. и англ. В. Руднева. - Москва : Территория будущего, 2005. - 440 с.

22. В поисках новой онтологии : сб. ст. / под общ. ред. В. И. Плотникова. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2004. - 272 с.

23. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного / Ганс-Георг Гадамер ; пер. с нем. - Москва : Искусство, 1991. - 367 с.

24. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Ганс-Георг Гадамер ; пер. с нем. Б. Н. Бессонова. - Москва : Прогресс, 1988. -704 с.

25. Гадамер Г.-Г. Текст и интерпретация [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://anthropology.ш/ru/texts/gadamer/txtint_l.html (дата обращения: 22.05.2013).

26. Гегель Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. - Санкт-Петербург : Наука, 2002. - 800 с.

27. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г. В. Ф. Гегель ; пер. с нем. Г. Г. Шпета. - Москва : Наука, 2000. - 495 с.

28. Гилязова О. С. Текст и действительность: сравнительный анализ онтологически-темпоральных статусов : автореф. дис. ... канд. филос. наук / О. С. Гилязова ; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 28 с.

29. Гиренок Ф. И. Ускользающее бытие / Ф. И. Гиренок. - Москва : ИФ РАН, 1994.-220 с.

30. Гиренок Ф. И. Фигуры и складки / Ф. И. Гиренок. - Москва : Академический проект, 2013. - 244 с.

31. Гиренок Ф. И. Философский манифест археоавангарда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.elenakosilova.narod.ru/studia/gman.htm (дата обращения: 23.07.2012).

32. Гиренок Ф. И. Хвост ускользающей субъектности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fedorgirenok.narod.ru/hvost.htm (дата обращения: 28.07.2012).

33. Гиренок Ф. И. Человек - не симулякр [Электронный ресурс] // Портал Zavtra.ru. - Режим доступа: http://vAvw.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/09/807/82.html (дата обращения: 23.07.2012).

34. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии / Эдмунд Гуссерль ; пер. с нем. А. В. Михайлова. - Москва : Академический проект, 2009. - 489 с.

35. Гутнер Г. Б. Субъект как энергия / Г. Б. Гутнер // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. - Москва, 2007. - С. 490-502.

36. Двадцать лекций по философии : учеб. пособие / А. В. Грибакин, Ю. Г. Ершов, В. Е. Кемеров и др. ; Рос. филос. о-во и др. - 2-е изд. -Екатеринбург : Банк культурной информации, 2002. - 408 с.

37. Декарт Р. Избранные произведения / Ренэ Декарт ; пер. с франц. и лат. А. А. Соколова. - Москва : ИФ АН СССР : Государственное издательство политической литературы, 1950.-712с.

38. Делёз Ж. Алфавит Жиля Делёза совместно с Клер Парне [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dironweb.com/klinamen/End_Deleuze-ABC-Final_kli.pdf (дата обращения: 02.12.2011).

39. Делез Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари ; пер. с франц. Д. Кралечкина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2008.-672 с.

40. Делёз Ж. Золя и трещина / Жиль Делез // Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва, 2011. - С. 422-437.

41. Делёз Ж. Кино / Жиль Делёз ; пер. с франц. Б. Скуратова. - Москва : Ад Маргинем Пресс, 2013. - 560 с.

42. Делёз Ж. Клоссовски, или Тела-язык / Жиль Делез // Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва, 2011. - С. 366-394.

43. Делез Ж. Критика и клиника / Жиль Делез ; пер. с франц. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина. - Санкт-Петербург : Machina, 2002. - 240 с.

44. Делёз Ж. Лукреций и симулякр / Жиль Делез // Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва, 2011. - С. 346-365.

45. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. Статьи / Жиль Делез ; пер. с фр. Е. Г. Соколова. - Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. - 190 с.

46. Делёз Ж. Мишель Турнье и мир без другого / Жиль Делез // Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва, 2011. - С. 395-421.

47. Делез Ж. Логика смысла / Жиль Делез ; пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва : Академический проект, 2011. - 472 с.

48. Делёз Ж. Платон и симулякр / Жиль Делез // Делёз Ж. Логика смысла / Пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва, 2011. - С. 328-345.

49. Делез Ж. Различие и повторение / Жиль Делез ; пер. с фр. Н. Б. Маньковской, Э. П. Юровской. - Санкт-Петербург : Петрополис, 1998. - 384 с.

50. Делез Ж. Переговоры 1972-1990 / Жиль Делез ; пер. с фр. В. Ю. Быстрова. - Санкт-Петербург : Наука, 2004. - 234 с.

51. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко / Жиль Делез ; пер. с франц. Б. М. Скуратова. - Москва : Логос, 1997. - 264 с.

52. Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари ; пер. с франц. Я. И. Свирского. - Екатеринбург ; Москва : У-Фактория : Астрель, 2010. - 895 с.

53. Делез Ж. Что такое философия? / Жиль Делез, Феликс Гваттари ; пер. с фр. С. Зенкина. - Москва : Академический Проект, 2009. - 261 с.

54. Делез Ж. Эмпиризм и субъективность: опыт о человеческой природе по Юму. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Жиль Делез ; пер. с франц. Я. И. Свирского. - Москва : ПЕР СЭ, 2001.-476 с.

55. Деррида Ж. О грамматологии / Жак Деррида ; пер. с фр. Н. Автономовой. - Москва : Ас! Маг§тет, 2000. - 512 с.

56. Деррида Ж. Письмо и различие / Жак Деррида ; пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. - Москва : Академический проект, 2007. - 495 с.

57. Деррида Ж. Эссе об имени / Жак Деррида ; пер. с фр. Н. А. Шматко. - Москва ; Санкт-Петербург : Институт экспериментальной социологии : Алетейя, 1998.-192 с.

58. Дьяков А. В. Жиль Делёз: территория смысла / А. В. Дьяков // Делёз Ж. Азбука: Учебник для начинающих, подготовленный Клэр Парне / Жиль Делез ; пер. с фр. А. В. Дьякова. - Москва, 2004. - С. 5-24.

59. Дьяков А. В. Проблема субъекта в постструктуралистской перспективе: (Онтологический аспект). Монография / А. В. Дьяков. - Москва : Союз, 2005.-597 с.

60. Дьяков А. В. Феликс Гваттари: Шизоанализ и производство субъективности / А. В. Дьяков. - Курск : Изд-во Курск, гос. ун-та, 2006. - 246 с.

61. Жижек С. Аватар: упражнение в политически корректной идеологии / Славой Жижек ; пер. с англ. В. Мазина // Лаканалия. - 2010. - № 4: Плюшевый мишка. - С. 77-80.

62. Жижек С. Возвышенный объект идеологии / Славой Жижек ; пер. с англ. В. Сафронова. - Москва : Художественный журнал, 1999. - 238 с.

63. Иванова А. «Эйкон» и «эйдолон» Платона и «симулякр» Делеза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kogni.narod.ru/eikondeleuze.htm (дата обращения: 28.12.2011).

64. История философии: энциклопедия / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Минск : Интерпрессервис : Книжный Дом. 2002. - 1376 с.

65. Калина Н. Ф. Фантазм в терапии [Электронный ресурс] // Структурно-аналитический подход в терапии. — Режим доступа: http://lacan.narod.ru/kalina/default_26.htm (дата обращения: 02.12.2011).

66. Кант И. Критика чистого разума / Иммануил Кант ; пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. - Москва : Наука, 1999. -655с.

67. Кант И. Лекции по этике / Иммануил Кант ; пер. с нем. А. А. Гусенова. - Москва : Республика, 2000. - 431 с.

68. Карташева А. А. Онто-гносеологические основания авторского права : автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. А. Карташева ; Урал. гос. ун-т. -Екатеринбург : [б. и.], 2013. - 26 с.

69. Керимов Т. X. Бытие и различие: генеалогия и гетерология / Т. X. Керимов. - Москва : Академический проект, 2011. - 256 с.

70. Клоссовски П. О симулякре в сообщении Жоржа Батая [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kassandrion.narod.rU/commentary/03/l 5klos.htm (дата обращения: 15.01.2012).

71. Комаров С. В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомены к фундаментальной онтологии сознания / С. В. Комаров. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. - 736 с.

72. Комаров С. В. Проблема субъективности в трансцендентально-феноменологической традиции западной философии : автореф. дис. ... д-ра филос. наук / С. В. Комаров ; Перм. гос. тех. ун-т. - Пермь : [б. и.], 2007. - 34 с.

73. Конашкова А. М. Методологические основания феноменологической онтологии: архитектоника смысла бытия : автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. М. Конашкова ; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2007.-28 с.

74. Котелевский Д. В. Понятие локального дискурса и его границы / Д.

B. Котелевский // Многообразие жанров философского дискурса: Коллектив, монография: Учеб. пособие / Под общ. ред. д-ра фил ос. наук В. И. Плотникова; Рос. филос. о-во и др. - Екатеринбург, 2001. - С. 107-123.

75. Котелевский Д. В. Топология Бытия: исходные основания и способы пространственно-временного структурирования Бытия : дис. ... канд. филос. наук / Д. В. Котелевский ; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1999. - 140 с.

76. Котелевский Д. В. Фантазм [Электронный ресурс] // Философская энциклопедия. - Режим доступа: http://terme.ru/dictionary/183/word/%D4%C0%CD%D2%C0%C7%CC (дата обращения: 02.12.2011).

77. Кравец А. С. Теория смысла Ж. Делёза: pro и contra / А. С. Кравец // Философско-литературный журнал «Логос». - 2005. - № 4 (49). - С. 227-258.

78. Красавин И. Techne. Сборка сообщества / И. Красавин. - Москва ; Екатеринбург : Кабинетный учёный, 2013. - 596 с.

79. Кристева Ю. Знамения на пути к субъекту / Юлия Кристева ; пер. с фр. Ж. Горбылевой // Философская мысль Франции XX века. - Томск, 1998. -

C. 289-296.

80. Кузанский Н. Сочинения : в 2 т. / Николай Кузанский ; пер. В. В. Соколова и 3. А. Тажуризиной. - Москва : Мысль, 1979-1980.

81. Кьеркегор С. Болезнь к смерти / Сёрен Кьеркегор ; пер. с дат. Н. В. Исаевой, С. А. Исаева. - Москва : Академический проект, 2012.- 157 с.

82. Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kosilova.textdriven.com/narod/uhref.html (дата обращения: 28.03.2011).

83. Лакан Ж. О бессмыслице и структуре Бога / Жак Лакан ; пер. с фр. А. К. Черноглазова // Метафизические исследования. Статус иного. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований. - Санкт-Петербург, 2000. - Вып. 14.-С. 218-231.

84. Лакан Ж. Психоз и Другой / Жак Лакан ; пер. с фр. А. К. Черноглазова // Метафизические исследования. Статус иного. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований. - Санкт-Петербург, 2000. - Вып. 14.-С. 201-217.

85. Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа (Семинары: Книга XI (1964)) / Жак Лакан ; пер. с фр. А. Черноглазова. - Москва : Гнозис : Логос, 2004.-304 с.

86. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/slovar_psih/44.php (дата обращения: 02.12.2011).

87. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Эммануэль Левинас ; пер. с фр. А. В. Парибка. - Санкт-Петербург : Высшая религиозная школа, 1998. - 266 с.

88. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Эмманюэль Левинас ; гл. ред. С. Я. Левит. - Москва ; Санкт-Петербург : Университетская книга, 2000.-416 с.

89. Лейбниц Г.-В. Сочинения : в 4 т. : пер. с франц. и лат. / Готфрид-Вильгельм Лейбниц. - Москва : Мысль, 1982-1989.

90. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание / В. А. Лекторский. -Москва : Наука, 1980. - 356 с.

91. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Жан-Франсуа Лиотар ; пер. с фр. Н. А. Шматко. - Москва : Институт экспериментальной социологии, Санкт-Петербург : Алетейя, 1998. - 160 с.

92. Лошаков Р. А. Различие и тождество в греческой и средневековой онтологии / Р. А. Лошаков. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2007. - 233 с.

93. Любутин К. Н. Диалектика субъекта и объекта / К. Н. Любутин, Д. В. Пивоваров. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1993. -415 с.

94. Любутин К. Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии / К. Н. Любутин. - Москва : Высшая школа, 1981. - 262 с.

95. Маковецкий Е. А. Социальная аналитика ритма: Жиль Делёз, или О спасении / Е. А. Маковецкий. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 176 с.

96. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. - 2-е изд., изм. и доп. - Москва : Прогресс : Культура, 1992. -410 с.

97. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности / М. К. Мамардашвили. - Москва : Логос, 2004. - 238 с.

98. Мамардашвили М. К. Органы онтологии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.philosophy.rU/library/mmk/mamard_organy.html#_ftn 1 (дата обращения: 31.05.2012).

99. Мамардашвили М. К. Полнота бытия и собранный субъект [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philosophy.rU/library/mmk/vved.html#3 (дата обращения: 20.03.2012).

100. Мамардашвили М. К. Пространство мысли и язык философии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.rU/library/mmk/vved.html#4 (дата обращения: 20.03.2012).

101. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути М. Пруст «В поисках утраченного времени» / М. К. Мамардашвили. - Санкт-Петербург : Издательство Русского Христианского гуманитарного института : Журнал «Нева», 1997.-576 с.

102. Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М. К. Мамардашвили, А. М. Пятигорский. - Москва : Языки русской культуры, 1997. - 224 с.

103. Мамардашвили М. К. Стрела познания: (Набросок естественноисторической гносеологии) / М. К. Мамардашвили. - Москва : Языки русской культуры, 1996. - 304 с.

104. Маркс К. Избранные сочинения : в 9 т. Т. 2 / Карл Маркс, Фридрих Энгельс ; Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - Москва : Политиздат, 1985.-574 с.

105. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понти ; пер. с фр. И. С. Вдовиной и С. JI. Фокина. - Санкт-Петербург : Ювента : Наука, 1999.-608 с.

106. Микешина JI. А. Философия познания. Проблемы эпистемологии гуманитарного знания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ideashistory.org.ru/pdfs/lamphpozn.pdf (дата обращения: 05.03.2012).

107. Митенко П. Фантазм протеста [Электронный ресурс] // Художественный журнал. - Москва, 2007. - № 64. - Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/64/fantazm/ (дата обращения: 02.12.2011).

108. Многообразие жанров философского дискурса : коллектив, монография : учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Плотникова; Рос. филос. о-во и др. - Екатеринбург : Банк культурной информации, 2001. - 276 с.

109. Мясникова JI. А. Тайна и смысл индивидуального бытия. Монография / JI. А. Мясникова. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 1993. -218 с.

110. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное / Жан-Люк Нанси ; пер. с фр. В. В. Фуре. - Минск : Логвинов, 2004. - 272 с.

Ш.Нанси Ж.-Д. О событии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianparis.com/litterature/txt/nancy.htm (дата обращения: 15.03.2013).

112. Неретина С. С. Тропы и концепты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/neretina/02.html (дата обращения: 01.06.2012).

113. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Фридрих Ницше ; пер. с нем. Е. Герцык и др. - Москва : Культурная революция, 2005. - 880 с.

114. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Прелюдия к философии будущего / Фридрих Ницше ; пер. с нем. Н. Понилова; К генеалогии морали: Полемическое сочинение / Фридрих Ницше ; пер. с нем. К. А. Свасьяна. -Москва : Академический проект, 2007. - 398 с.

115. Ницше Ф. Собрание сочинений : в 5 т. Т. 3 / Фридрих Ницше ; пер. с нем. Ю. Антоновского, Е. Соколовой. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2011.-480 с.

116. Новейший философский словарь. Постмодернизм / гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - Минск : Современный литератор, 2007. - 816 с.

117. Общие проблемы философии науки : словарь для аспирантов и соискателей / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник; отв. ред. О. Н. Дьячкова. -Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2007. - 318 с.

118. Пивоваров Д. В. Дух, душа и смысл жизни человека (Философия религии) : Учеб. пособие / Д. В. Пивоваров. - Екатеринбург : УрГУ, 1993. - 91 с.

119. Пивоваров Д. В. Основные категории онтологии : учеб. пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. - 2-е изд., стер. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2006.-268 с.

120. Плат Э. Ниспровержение субъекта у Лакана / Э. Плат ; пер. с англ. Л. Кудри // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. - 2009. -№ 3-4 (9/10). - С. 93-108.

121. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. : пер. с древнегреч. / Платон. -Москва: Мысль, 1990-1994.

122. Погоняйло А. Г. Монадология и номадология // Метафизические исследования. Статус иного. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований. - Санкт-Петербург, 2000. -Вып. 14. - С. 127-133.

123. Постолова Н. А. Подкидной субъект // Метафизические исследования. Статус иного. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований. - Санкт-Петербург, 2000. - Вып. 14. - С. 67-78.

124. Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Илья Пригожин, Изабелла Стенгерс ; пер. с англ. В. И. Аршинова, Л. Ю. Климонтовича, Ю. В. Сачкова. - Москва : Прогресс, 1986. -432 с.

125. Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме / отв. ред. Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков. - Москва : Наука, 2002. - 288 с.

126. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Поль Рикёр ; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. И. С. Вдовиной. - Москва : Академический проект, 2008. - 694 с.

127. Романтизм: истоки, метафизика, эволюция. - Екатеринбург : УрО РАН, 2006.- 196 с.

128. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Жан-Поль Сартр ; пер. с фр. В. И. Колядко. - Москва : ACT : Астрель, 2012. -925 с.

129. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм [Электронный ресурс] // Сумерки богов / Библиотека Фонда содействия развитию психической культуры (Киев). - Режим доступа: www.psylib.org.ua/books/sartr01/index.htm (дата обращения: 02.10.2011).

130. Смирнов И. Реальность и фантазм. От «Общества спектакля» к «Матрице» [Электронный ресурс] // Портал Lacan.ru / Лаканалия. - Режим доступа: http://prev.lacan.ru/articles/reality_and_fantasm.html (дата обращения: 02.12.2011).

131. Смирнова И. Виртуальная реальность политико-технологического разума / Инга Смирнова // Лаканалия. - 2010. - № 2: Жена мясника. - С. 122— 133.

132. Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон [и др.] : ПАНПРИНТ, 1998. - 1064 с.

133. Социальная философия : словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. X. Керимова. - Москва : Академический Проект, 2003. - 558 с.

134. Спиноза Б. Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделённая на пять частей / Бенедикт Спиноза ; пер. с лат. Н. А. Иванцова. -Москва : Академический проект, 2008. - 431 с.

135. Тиллих П. Мужество быть / Пауль Тиллих ; пер. с англ. - Москва : МОДЕРН, 2011.-240 с.

136. Трубина Е. Г. Рассказанное Я: Проблема персональной идентичности в философии современности / Е. Г. Трубина ; отв. ред. И. Я. Лойфман. - Екатеринбург : УрО РАН, 1995. - 151 с.

137. Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792 - 1801 гг. / Иоганн Готлиб Фихте ; пер. с нем. - Москва : Ладомир, 1995. - 656 с.

138. Фрейд 3. Введение в психоанализ; Лекции / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. М. В. Вульф, Н. А. Алмаева. - Москва : СТД, 2003. - 624 с.

139. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Мишель Фуко ; пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. - Санкт-Петербург : А-саё, 1994.-407 с.

140. Фуко М. ТЬеа^иш рЬПоБорЫсит / Мишель Фуко // Делёз Ж. Логика смысла / Жиль Делез ; пер. с фр. Я. И. Свирского. - Москва, 2011. - С. 438-470.

141. Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. - Москва : Академический проект, 2011. - 460 с.

142. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. - Санкт-Петербург : Наука, 2007. - 621 с.

143. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге: Сборник / Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. A. JI. Доброхотова. - Москва : Высш. шк., 1991. - 192 с.

144. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии /Мартин Хайдеггер ; пер. с нем. А. Г. Чернякова. - Санкт-Петербург : Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.

145. Хайдеггер М. Отрешённость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://philosophy.ru/library/heideg/estr.html (дата обращения: 26.05.2011).

146. Хайдеггер М. Язык [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/HEIDEGGER/yazyk.txt (дата обращения: 26.09.2012).

147. Хоружий. С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности / С. С. Хоружий // Вопросы философии. - 1997. - № 6. - С. 5368.

148. Человек и многогранность сотворённого им мира / С. А. Азаренко, Е. В. Бакеева, Т. X. Керимов и др. ; под общ. ред. Е. В. Бакеевой; Урал. акад. гос. службы. - Екатеринбург : Изд-во УрАГС, 2010. - 177 с.

149. Черняк Н. А. Онтология понимания: монография / Н. А. Черняк. -Омск : Ом. гос. ун-т, 2011. - 256 с.

150. Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры / Е. Н. Шапинская. - Москва : КРАСАНД, 2012. - 216 с.

151.Шуталева А. В. Проблема видения в контексте конститутивной онтологии сознания : автореф. дис. ... канд. филос. наук / А. В. Шуталева ; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 24 с.

152. Шуталева А. В. Проблема видения в контексте конститутивной онтологии сознания : дис. ... канд. филос. наук / А. В. Шуталева ; Урал. гос. унт. - Екатеринбург : [б. и.], 2007. - 154 с.

153.Ясперс К. Философия. Книга вторая. Просветление экзистенции / Карл Ясперс ; пер. А. К. Судакова. - Москва : Канон+ : Реабилитация, 2012. -448 с.

154.Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика / Карл Ясперс ; пер. А. К. Судакова. - Москва : Канон+ : Реабилитация, 2012. - 296 с.

155. Ad Marginem'93: ежегодник Лаборатории постклассических исслед. Ин-та философии Рос. акад. наук / ред. и авт. предисл. Е. В. Петровская. -Москва : Ad Marginem, 1994. - 422 с.

156. Cheng С. Ju-Yu. On Subjectivity in Deleuze's "The Fold" / Catherine Ju-Yu Cheng // NTU Studies in Language and Literature. - 2007. - No. 17. - P. 79100.

157.Deleuze G. Empiricism and Subjectivity. An Essay on Hume's Theory of Human Nature / Gilles Deleuze ; Translated by Constantin V. Boundas. - New York : Columbia University Press, 1990. - 171 p.

158. Deleuze G. Nomadology: the War Machine / Gilles Deleuze, Felix Guattari; Translated by Brian Massumi. - Seattle : WA, 2010.- 104 p.

159.Derrida J. Aporias / Jacques Derrida ; Translated by Thomas Dutoit. -Stanford : Stanford University Press, 1993. - 87 p.

160. Derrida J. The Gift of Death / Jacques Derrida ; Translated by David Wills. - Chicago ; London : The University of Chicago Press, 1995. - 115 p.

161. Fink B. The Lacanian Subject: Between Language and Jouissance / Bruce Fink. - Princeton : Princeton University Press, 1997. - 219 p.

162. Faucher К. X. McDeleuze: What's More Rhizomal than the Big Mac? / Kane X. Faucher // Deleuze Studies. - 2010. - Vol. 4. - P. 42-59.

163. Gordon N. Foucault's Subject: An Ontological Reading / Neve Gordon // Northeastern Political Science. Polity. - 1999. - v31 i3 p395. - P. 1-13.

164. Guattari F. Chaosmosis: an Ethico-Aesthetical Paradigm / Felix Guattari ; Translated by Paul Bains and Julian Pefanis. - Bloomington ; Indianapolis : Indiana University Press, 1995. - 135 p.

165. Jameson F. Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism [Electronic resource]. - Mode of access: http://classweb.gmu.edu/sandrew3/misc/nlrl42jameson_postmodernism.pdf (дата обращения: 14.01.2012).

166. Krips H. The Politics of the Gase: Foucault, Lacan and Zizek / Henry Krips // Culture Unbond: Journal of Current Cultural Research. - 2010. - Vol. 2. - P.

167. Lumsden S. Hegel, Derrida and the Subject / Simon Lumsden // Cosmos and History: The Journal of Natural and Social Philosophy. - 2007. - Vol. 3, nos. 2-3.-P. 32-50.

168. Nae C. Behind the "Death of the Author": Radical French Philosophy and the Fascination of the Sacred / Cristian Nae // Meta: Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy. - 2010. - Vol. 2, No. 2. - P. 533-538.

169. Olivier B. Nietzsche, Immorality, Singularity and Eternal Recurrence / Bert Olivier // South African Journal of Philosophy. - 2007. - 26 (1). - P. 70-84.

170. Sadjadi S. B. Investigating the Subject's Identity: The Critical Treatment of the Lacanian-Althusserian Dialectic and Subjectivity Formation in James Joyce's "A Portrait of the Artist as a Young Man" : thesis ... PhD of Philosophy / S. B. Sadjadi; the University of Exeter. - Exeter, 2010. - 223 p.

171. Sinnerbrink R. Nomadology or Ideology? Zizek's Critique of Deleuze / Robert Sinnerbrink // Parrhesia: A Journal Of Critical Philosophy. - 2006. - No. 1. -

172. Sinnerbrink R. Sein Und Geist: Heidegger's Confrontation With Hegel's Phenomenology / Robert Sinnerbrink // Cosmos and History: The Journal of Natural and Social Philosophy. - 2007. - vol. 3, nos. 2-3. - P. 132-152.

173. Voss D. Deleuze's Rethinking of the Notion of Sense / Daniela Voss // Deleuze Studies. - 2013. - Vol. 7. - P. 1-25.

174. Wiel R. van de. Deleuze and Sartre: From Praxis to Production [Electronic resource]. - 2008. - Mode of access: http://www.raymondvandewiel.org/deleuze-sartre.pdf (дата обращения: 28.02.2011).

175. Zizek S. Organs without Bodies: Deleuze and Consequences / Slavoj Zizek. - New York ; London : Routledge, 2003. - 217 p.

91-102.

P. 62-87.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.