Социальное пространство как условие формирования российской идентичности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Балаклеец, Наталья Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат философских наук Балаклеец, Наталья Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
Глава 1. Социальное пространство и идентичность: характер связи.
§1. Экспликация взаимозависимости социального пространства и идентичности в истории социально-философской мысли.
§2. Основные способы и принципы трактовки идентичности России в отечественной социальной философии.
§3. Особенности конституирования идентичности в современном российском обществе.
Глава 2. Российская идентичность как презентация онтологической структуры социального пространства России.
§1. Социально-пространственные эйдосы России как условие формирования российской идентичности.
§ 2. Топологическая структура социального пространства России.
§ 3. Модели социального пространства современной России как условие конституирования российской идентичности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Позитивный имидж России: конструирование и репрезентация символической социальной реальности2011 год, кандидат философских наук Безотосный, Игорь Александрович
Самость, ее типология и место в самоопределении человека2010 год, доктор философских наук Жукова, Ольга Ивановна
Конкуренция социально-философских воззрений в практиках идеологического обоснования российских преобразований2011 год, кандидат философских наук Своеволин, Александр Иванович
Духовные практики человека в структурах социального бытия2014 год, кандидат наук Агапова, Элеонора Игоревна
Единство индивидуального и коллективного в идентичности: социально-философский анализ2012 год, кандидат философских наук Давыдов, Олег Борисович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное пространство как условие формирования российской идентичности»
Актуальность темы исследования.
В" глобализирующемся*мире идентичность того или иного5 общества не является заданной и неизменной субстанцией, метафизическим ядром, не подверженным никаким воздействиям извне, но представляет собой-явление открытое, следовательно, подвижное и изменяющееся. В основании- этих процессов лежат определённые- онтологические схемы и механизмы, экспликация которых представляется тем более актуальной и необходимой, когда социокультурная идентичность отдельных социальных общностей находится под угрозой нивелирования иполногоисчезновения.
Осмысление места российского социума, а< тем самым и определение идентичности России в изменившемся мире — это животрепещущая проблема, поскольку продолжающаяся депопуляция российского общества, неравномерность «в развитии'центра и регионов, все более усугубляющийся разрыв между масштабным географическим пространством1 России и «пробелами» в социальном пространстве могут стать факторами-риска-при сохранении целостности России, в условиях глобализации.
Из вышесказанного- следует, что актуальной задачей социально-философского исследования, российской идентичности является анализ онтологических оснований и путей конституирования идентичности как таковой, что.позволит выявить способы формирования новых солидарностей, межрегионального сотрудничества, сохранения культурного своеобразия, формирования- финансово-экономических, коммуникационных, инфраструктурных узлов в мировом сетевом пространстве в целом и в России в частности.
В"философской мысли пространство всегда выступало в качестве одного из определяющих атрибутов как бытия в целом, так и его. отдельных областей: пространство представляется в качестве условия человеческого бытия, познания, порядка. В качестве определяющего условия образования
• . '■•'•- ' . • 4 феномена идентичности может: быть рассмотрено4 социальное пространство; поскольку оно' представляет собой динамичную;; открытую смысловую структуру. В связи: с этим в поиске новых оснований бытия современного российского общества особую актуальность приобретают социально-философский; анализ российского топоса, экспликация его смысловой структуры и консолидирующего потенциала.
Таким образом, актуальность темы исследования заключается: в выявлении одного из; фундаментальных условий образования идентичности российского социума в современной ситуацию глобализации. Тем самым, проблемой диссертационного- исследования выступает обоснование-социально-онтологического; статуса1:социального пространства как.одного■ из; факторов формирования идентичности российского социума: Степень научной разработанности проблемы.
Характер исследуемой проблемы, обусловливает разделение наличной-литературы; и полученных в ней результатов на три- части: исследование России как особого социокультурного и исторического феномена; разработка концепта «социальное пространство»; социально-философский! анализ идентичности. '
Осмыслению социокультурных,, пространственных, религиозных, исторических особенностейРоссии? посвящены работы И.Я. Чаадаева, A.C. Хомякова, Н.Я. Данилевского; К.Н. Леонтьева;, Ф.М. Достоевского. С.М: Соловьёва, B.C. Соловьёва, ВО. Ключевского, FLA. Флоренского; C.JI. Франка, А. Белого и других мыслителей. В их работах Россия трактуется как-особое самостоятельное социокультурное явление, обладающее: своей национальной, духовной и социальной спецификой-, своей' судьбой, своей идентичностью. Среди факторов; формирующих российскую идентичность и определяющих её специфику, немалое внимание уделяется пространству. Уже: с этого времени^ закладываются две основные: тенденции рассмотрения; пространства, которые будут противостоять друг другу в дальнейшем:. Во-первых, пространство рассматривается как явление сугубо географического н> ' порядка, обусловливающее все характерные особенности российского общества. Начиная с работ П.Я. Чаадаева данная тенденция' впоследствии-находит своё воплощение в трудах представителей классического» евразийства (П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский), а также в работах JI.H. Гумилёва. Во-вторых, пространство трактуется как преимущественно духовный феномен метафизического порядка (Н.Я. Данилевский, A.C. Хомяков, Ф.М. Достоевский, B.C. Соловьёв, П.А. Флоренский, C.JI. Франк, А.Белый и др.).
В современных исследованиях вычленяется новая тенденция трактовки пространства как явления, возникающего из сложного взаимодействия разнородных факторов: географических, социальных, ментальных, и, следовательно, находящегося вне дихотомии материального-идеального. Пространство начинает рассматриваться не как заданное, само по себе существующее образование, но как результат онтологических процедур конституирования, где ментальное, символическое оформляет материальное, наполняет его смысловым содержанием. Данная тенденция< представлена в работах Д.Н. Замятина, И.Т. Касавина; И.И. Митина, В:А. Подороги, А.Ф. Филиппова, B.F. Щукина, И.Г. Яковенко и др.
Значительный вклад в разработку концепта социального пространства и его теоретического обоснования внесли исследования Ф. Броделя, П. Бурдье, М. Дуглас, И.А. Исаева, М. Фуко, М. Элиаде и др. Социальное пространство трактуется как самостоятельный, не сводимый к географии феномен, формирующийся на основе отношений власти, присвоения», установления границ.
Постмодернистская философская традиция- обнаруживает тенденцию к трактовке пространства как сложного, многоуровнего, открытого, находящегося в состоянии перманентных трансформаций образования, как ветвящуюся, не имеющую единого и фиксированного центра сеть отношений (Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ф. Гваттари). Ж. Бодрийяр предлагает интерпретацию социального пространства как симулякра, возникающего вследствие тотальной, подмены реальности знаками, лишёнными какого-либо референта. Данные- идеи имеют существенное значение для анализа современного состояния- социального пространства и феномена идентичности.
Проблеме идентичности также посвящено значительное число исследований на протяжении всей истории философии, однако сама эта проблема не всегда была явно представлена. В классической метафизике идентичность рассматривается как. заданная, автономно существующая сущность, бытие которой всецело определяется, и гарантируется наличием высшего сущего (платоновский мир идей, Бог). В эпоху метафизики субъективности таким-условием, становится, познающий« субъект (Р.Декарт, И: Кант, И:Г. Фихте, Г.В'.Ф. Гегель и др.). В > неклассической философии идентичность начинает рассматриваться? не как заданная; но* как конституируемая различными? факторами; как возникающая; исчезающая, преобразующаяся! и трансформирующаяся: Данная трактовка* идентичности впервые наиболее отчётливо-заявляет о себе в философии Ф:Ницше, затем-проявляется в экзистенциализме1 (1С Ясперс, М{ Хайдеггер; Ж.-П: Сартр), постструктурализме ш постмодернизме. (М:. Фуко, Ж. Деррида,.Ж. Делёз, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр). Проблеме идентичности России посвящены,работы следующих авторов: A.G. Ахиезер; Ф.И. Гиренок, Д1Н-: Замятин, В .К. Кантор; A.A. Кара-Мурза, BvE. Морозов, A.C. Панарин, В:И: Пантин и др.
На основе анализа работ указанных авторов устанавливается степень разработанности проблемы и определяются цель и задачи исследования.
Цель- исследования - экспликация, онтологической^ структуры социального пространства в качестве условия^ формированиям российской идентичности.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Проанализировать феномен социального пространства'как определяющее условие формирования идентичности.
2. Раскрыть основные подходы к осмыслению роли социального пространства в конституировании российской идентичности в отечественной социально-философской мысли.
3. Определить специфику конституирования идентичности современной России.
4. Эксплицировать основные социальные перспективы сознания современных россиян, обусловливающие конституирование эйдоса России.
5. Исследовать механизмы преобразования социального пространства России.
6. Выявить топологические модели социального пространства России.
Объект исследования — социальное пространство как онтологический атрибут социальной жизни.
Предмет - трансформации социального пространства как условие формирования российской идентичности.
Методологическая основа исследования.
В диссертации используется методологическая установка перспективизма Ф. Ницше, X. Ортеги-и-Гассета, А. Шюца, согласно которой социальное познание обусловлено личной позицией, точкой; зрения познающего. «Перспектива», определяемая местонахождением человека в социальной целостности, выступает организующим принципом мировосприятия. Используется в диссертации и социальный конструктивизм П. Бурдье, П. Бергера, Т. Лукмана и других исследователей, учитывающий роль ментальных процедур в формировании социальной реальности и феномена идентичности. Применение указанной методологии дает возможность трактовать социальное пространство не как нечто «естественное» и «объективно данное», но вскрыть его искусственный, конструируемый характер, эксплицировать многообразие перспектив видения России. Таким образом, акцент делается на роли человека в конституировании и освоении социальной реальности, что позволяет выявить ее смысловое, символическое строение.
Используется?метод; сравнительно-исторического? анализа^ позволяющий; выявить специфику социального пространства России^ через» рассмотрение его исторической* динамики и трансформаций; сопоставление- с западноевропейским социальным пространством.
Применяется феноменологическая методология, разработанная Э. Гуссерлем^ А. Шюцем и другими исследователями: Обращение к феноменологическому методу обусловлено его эвристическим потенциалом, позволяющим; раскрыть гетерогенность смысловой структуры^ российского социального пространства. Указанный метод дает возможность, выявить основные интенции, сознания? современных россиян, исследовать способы и формы формирования« идентичности в их обусловленности онтологической структурой и спецификой социального пространства России.
В! диссертации: применяются« некоторые концептуально-методологические разработки постструктуралистской и постмодернистской» философии М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяра и других авторов; позволяющие- показать множественность, полисемантичность и; трансформационный потенциал; социального пространства России; образуемого различными® дискурсами-,, выявить трансгрессивные феномены, встроенные в структуру социального' пространства* российского^ общества- ш служащие- механизмами его преобразования.
Результаты исследования и их научная новизна:
1. Проанализирован феномен социального пространства как определяющее, условие формирования* идентичности. Сделан: вывод, что социальное пространство возникает на базе отношений власти; и выступает в? качестве организующего и упорядочивающего фактора, который противостоит хаосу.
2. Раскрыты два основных; подхода в отечественной' социально-философской мысли к пониманию роли социального пространства в .качестве фактора конституирования российской идентичности. В первом случае пространство- России рассматривается, как феномен; приводящий' к, рассеиванию; размыванию российской идентичности. Всг второй тенденции' акцент делается.на консолидирующем* потенциале российского пространства, которое представляется как синтезирующее, интегративное образование:
3. Определена специфика конституирования идентичности современной России, которая представляет собой централизованный монодискурсивный процесс, осуществляемый дискурсом власти.
4. Эксплицированы и описаны основные социальные перспективы, наличествующие в сознании современных россиян- и обусловливающие конституирование эйдоса России: центрированные («россиецентричная» и «этноцентричная») и нецентрированные («Россия-в-мире»).
5. Исследована специфика* социального* пространства России, которая заключается в его- дихотомичном характере: Раскрыты такие-трансгрессивные* феномены, как странничество и юродство, встроенные в структуру социального пространства- России и- служащие механизмами^ его преобразования. Предложена трактовка российской интеллигенции как, феномена, генерирующего антидискурс по5 отношению к дискурсу власти, а также российской истории- как. дихотомичногс чередования-дискурсивного и антидискурсивного периодов.
6. Предложены- пространственные модели- социального- пространства России: концентрическая, пограничная и модель хаоса. Каждая из названных моделей задаёт свою специфику смыслообразования. и конституирования идентичности.
Новизна- указанных результатов-, обеспечивается применением к исследованию социального пространства современного* методолого-концептуального аппарата, что позволяет представить онтологическую структуру социального пространства России как определяющего фактора конституирования российской идентичности.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается, в осмыслении социального пространства российского общества в качестве онтологического основания образования^ идентичности России. Тем самым определяются' границы современного варианта понимания идентичности российского социума и пути его преобразования, что позволит осуществить консолидацию российского общества на основе смыслов, рождаемых разнообразными перспективами социального пространства России.
Основные положения и выводы исследования являются существенными для прогнозирования тенденций развития и будущих состояний российского социума и могут быть использованы для управления структурами социального пространства России.
Основные положения и идеи диссертационного исследования и полученные результаты могут быть использованы в качестве методологического инструментария при анализе различных социокультурных общностей и общественного бытия в целом. Материалы диссертационного исследования' могут использоваться в научно-педагогической практике: в. лекционных и семинарских занятиях по философии, культурологии, социологии, политологии. Результаты и положения диссертации использованы в разработке спецкурса. «Жизненный мир как местопребывание человека».
Апробация результатов исследования. Основные идеи и положения диссертационного исследования изложены в 12 публикациях автора. Положения диссертации излагались автором в докладах на Международной научной конференции «Литература Х1-ХХ1 вв. Национально-художественное мышление и картина мира» (Ульяновск, 2006), Международной научно-теоретической конференции «1дентичность у сучасному сощумЬ) (Донецк, 2006), Первом областном научно-теоретическом семинаре «Этика в науке» (Ульяновск, 2006), Межрегиональной научно-практической конференции «Развитие гражданского общества в России средствами образовательного процесса» (Тверь, 2008), Международной теоретико-практической конференции, посвященной памяти профессора Г.Ф. Миронова, «Наука -Творчество - Образование» (Ульяновск, 2009, 2010), научно-технических конференциях УлГТУ «Вузовская наука в современных условиях» (Ульяновск, 2005-2010).
Результаты исследования были представлены на кафедре философии Ульяновского государственного технического университета; основные идеи использованы в образовательном процессе.
Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения и библиографического списка. Объём диссертации: 141 страница.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Имитация в современном российском обществе: сущность, субъекты воздействия, социальное пространство проявления2012 год, доктор философских наук Шалюгина, Татьяна Александровна
Проблема отцовства в социальной философии2013 год, кандидат философских наук Бутаев, Максим Витальевич
Идентичность как философская проблема: социокультурные основания2010 год, кандидат философских наук Зверева, Ирина Александровна
Целостность человека: Онтологический подход2002 год, доктор философских наук Тельнова, Надежда Алексеевна
Политико-культурное развитие российского общества: Социально-философский анализ2001 год, доктор философских наук Носков, Владимир Алексеевич
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Балаклеец, Наталья Александровна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании был проведен- социально-философский анализ пространственных факторов как условия конституирования российской идентичности, что потребовало применения современной методологической базы, включающей в себя достижения социального конструктивизма, феноменологической философии, перспективизма и постмодернизма.
Использование указанной методологии позволило вскрыть дихотомичный, неоднородный характер социального пространства России, в котором существует зазор между двумя; его полюсами - дискурсом власти и оторванным от него' пластом неупорядоченного Большого Пространства. Парадоксальность российской идентичности проявляется* в одновременной зависимости от власти и ускользании от сферы её действия.
Топологическая, структура социального пространства России носит гетерогенный характер, конституируется разнонаправленными перспективами, одни из которых направлены на сохранение, удержание существующей идентичности (дискурс власти), а другие - на её преодоление (антидискурс). Масштабный разрыв между дискурсом власти и смысловой недостаточностью российских гигантских пространств приводит к кризису смыслообразования в российском социальном пространстве. Отсюда следует, что можно разграничивать Россию как фантом власти, на основе которого конструируются её официальные идентичности, и смысловой потенциал Большого Пространства, остающийся сокрытым в тени дискурса власти.
Разрыв между официальными» идентичностями, утверждаемыми дискурсом власти, и негативной самоидентификацией самих россиян осложняет поиск решения одной из наиболее актуальных и смысложизненных проблем российского общества - проблемы поиска и генерации смыслов, могущих служить основанием для консолидации российского социума. Для сохранения социокультурной целостности России необходимо учитывать смыслообразующий потенциал российского социального-пространства1.
Настоящее исследование вскрывает эвристический потенциал стратегий социального проектирования, призванных консолидировать российское общество не на основе единственного «генерального» смысла (дискурса), претендующего на универсальный статус, но на основе множества пограничных смыслов. Возможность генерирования промежуточных дискурсов обеспечивается наличием в социальном пространстве России модели хаоса, трактуемого как источник всех возможных смыслов. Топосы российской провинции-, сокрытые ныне в тени дискурса власти, нуждаются «логотерапии» (В*. Франкл), т.е. в. раскрытии,их смыслового потенциала, что позволит сгладить остроту социального напряжения! между двумя пластами--социального пространства России, осуществить его горизонтальное «сшивание». Таким образом, социальное проектирование трактуется^ нами как осуществление разнообразных способов общественной интеграции на основе смыслов, рождаемых социальным пространством.
Благодаря реализации семантического1 потенциала российского Большого Пространства станет возможным создание сетей межрегионального и межкультурного взаимодействия^ России с другими' акторами глобализирующегося мира, формирование её' новых коммуникационных узлов. Открытие исторических напластований российского топоса и «инставрация» (П. Струве) не актуализованных ранее исторических возможностей и перспектив воспрепятствуют размыванию российской идентичности в современном чрезвычайно динамичном« мире.
Философский анализ социального пространства России помимо своего очевидного предназначения - экспликации и описания социально-философских реалий - служит методолого-онтологической почвой для исследования исторических, политических, социокультурных и прочих феноменов российского бытия, затронутых в настоящей работе.
В качестве перспектив на дальнейшее исследование плодотворным видится поиск и пристальное изучение значимых для России Других (прежде всего, Запада и Востока, во многом остающихся неотрефлектированными феноменами в отечественном социально-гуманитарном дискурсе) для определения предпосылок и особенностей социокультурного диалога с ними в процессе глобализации.
Перспективным представляется дальнейшее исследование смысловой структуры социального пространства России, поскольку оно позволит выявить возможные пути консолидации российского общества.
Продолжение и систематизация предпринятого в настоящей диссертации анализа политических, экономических, религиозных и прочих дискурсов, способов и форм их генерации и взаимодействия может внести вклад в концептуальную базу уже существующих подходов к анализу феномена идентичности и заложить основания для появления в будущем нового подхода к философскому осмыслению данного явления.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Балаклеец, Наталья Александровна, 2010 год
1. Абельс, X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / X. Абельс. СПб.: Алетейя, 2000. - 266 с.
2. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. 1988 - № 9. - С. 227-239.
3. Аверинцев, С.С. Несколько мыслей о «евразийстве» Н.С. Трубецкого / С.С. Аверинцев // Новый мир. 2003. - № 2. - С. 137-149.
4. Алексеев, H.H. Русский народ и государство / H.H. Алексеев. -М.: Аграф, 1998.-640 с.
5. Алексеева, Т. А. «Публичное» и «частное»: где границы «политического»? / Т.А. Алексеева // Философские науки. — 2005 № 4. - С. 5-39.
6. Андерсон, Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. M.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 288 с.
7. Арендт, X. Vita activa, или о деятельной жизни / X. Арендт. -СПб.: Алетейя, 2000. 437 с.
8. Ахиезер, A.C. Российское пространство как предмет осмысления / A.C. Ахиезер // Отечественные записки. 2002. - № 6. — С. 72-86.
9. Ахиезер, A.C. Россия: критика исторического опыта / A.C. Ахиезер. М.: Философское общество, 1991. - Том 1: 319 е.; том 2: 378 е.; том 3: 471 с.
10. Бауман, 3. Власть без места, место без власти / 3. Бауман // Социологический журнал. 1998. - №3/4. - С. 86-100.
11. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауман. М.: Логос, 2002. - 390 с.
12. Бауман, 3. От паломника к туристу / 3. Бауман // Социологический журнал. 1995. - № 4. - С. 133-154.
13. Бауман, 3. Пьер Бурдье, или диалектика VITA CONTEMPLATIVA и VITA ACTIVA / 3. Бауман // Социологический журнал. -2002. -№ 3. С. 5-19.
14. Бек, У. Космополитическое мировоззрение / У. Бек. М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2008. — 336 с.
15. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
16. Бек, У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 304 с.
17. Белый, А. Петербург / А. Белый. СПб.: ООО «Издательство «Кристалл»», 1999. - 976 с.
18. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. -М.: Academia-Центр, МЕДИУМ. 1995. 334 с.
19. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М.: Сов. писатель, 1990.-346 с.
20. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы / 3. Бжезинский. — М.: Международные отношения, 2000. 256 с.
21. Бибихин, В.В. Мир / В.В. Бибихин. Томск: Водолей, 1995. - 144с.
22. Бодрийяр, Ж. Америка / Ж. Бодрийяр. СПб.: Владимир Даль, 2000.-206 с.
23. Бодрийяр, Ж. Забыть Фуко / Ж. Бодрийяр. СПб.: Владимир Даль, 2000. - 90 с.
24. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака / Ж. Бодрийяр. М.: Академический Проект, 2007. — 335 с.
25. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. -М.: Добросвет, 2000. 387 с.
26. Бондаренко, И.А. Жизнь сознания: Конституирование новой онтологии сознания в культуре XX века / И.А. Бондаренко. — Омск: Омск, госуниверситет, 2002. 320 с.
27. Бродель, Ф. Что такое Франция? В 2 кн. Кн. первая: Пространство и история / Ф. Бродель. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1994. -405 с.
28. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: «Наука», 1983. - 416 с.
29. Брысина, Т.Н. Новое как модус сознания / Т.Н. Брысина // Творчество как форма выражения мира человека: сборник, научных трудов / под редакцией О.Ю. Марковцевой. Ульяновск, 2005. - С. 14-18.
30. Брысина, Т.Н. Сознание в современном мире / Т.Н. Брысина. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1992. 80 с.
31. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. — М.: 8осю-Ьо§оз, 1993.-336 с.
32. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье. -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
33. Бутенко, И.А. Социальное познание и мир повседневности: Горизонты и тупики феноменологической социологии / И.А. Бутенко. М.: Наука, 1987.- 141 с.
34. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн. -М.: Логос, 2003. 368 с.
35. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. — М.: Логос, 1997. 752 с.
36. Вехи. Интеллигенция в России: Сб. ст., 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991.-461 с.
37. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопросы философии.— 1995,-№6.-С. 112-121.
38. Гачев, Г.Д. Космо-психо-логос: Национальные образы мира. / Г.Д. Гачев. М.: Академический проект, 2007. - 511 с.
39. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении, с Россией и Славянством / Г.Д. Гачев. М.: Раритет, 1997. - 677 с.
40. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций / Г.Д. Гачев.- М.: Академия, 1998. 432 с.
41. Гиренок, Ф.И. Метафизика пата / Ф.И. Гиренок. М.: Лабиринт, 1995.-204 с.
42. Гиренок, Ф.И. Патология русского ума. Картография дословности / Ф.И. Гиренок. М.: Аграф, 1998. - 416 с.
43. Глебова, И.И. Политическая культура России: образы прошлого и современность / И.И. Глебова; отв. ред. Ю.С. Пивоваров. М.: Наука, 2006. -332 с.
44. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной'жизни / И. Гофман: М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - 304 с. ,
45. Гумилёв, Л. География этноса в исторический период / Л. Гумилёв. СПб.: «Наука», 1990. - 280 с.
46. Гумилёв; Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилёв. М.: ACT, 2003. -392 с.
47. Гудков, Л.Д. Феномен негативной мобилизации / Л.Д. Гудков // Общественные науки и современность. — 2005. № 6. — С. 46-57.
48. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая / Э. Гуссерль. М.: Академический Проект, 2009. - 489 с.
49. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб.: Наука, 2001.-320 с.
50. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль. СПб.: Владимир Даль, 2004. - 400 с.
51. Давидсон, А. Имперское наследие в XXI веке / А. Давидсон // После империи / под общ. ред. A.M. Клямкина. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2007. - С. 60-75.
52. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. - 495 с.
53. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор. М.: Логос, 1999. - 224с.
54. Делёз, Ж. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делёз, Ф. Гваттари. Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 672 с.
55. Деррида, Ж. Дессиминация. / Ж. Деррида. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 608 с.
56. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. М.: Академический проект, 2000. - 495 с.
57. Дмитриев, А. Неосновательные письма не о любви / А. Дмитриев //Знамя.-2008.-№ 11.-С. 130-134.
58. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений. В 15 т. Т. 14. / Ф.М. Достоевский. СПб.: Наука, 1995. - 516 с.
59. Дугин, А.Г. Проект «Евразия» / А.Г. Дугин. М.: Эксмо, Яуза. 2004.-512 с.
60. Дугин, А.Г. Философия войны / А.Г. Дугин. М.: Яуза, Эксмо, 2004.-256 с.
61. Дуглас, М. Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу / М. Дуглас. М.: «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. - 288 с.
62. Дятлов, В. От «жёлтой опасности» к «китайской угрозе»: эволюция одной мигрантофобии в России / В. Дятлов // Русскийнационализм: Социальный и культурный контекст. — М.: Новое литературное обозрение, 2008. С.73-86.
63. Евзеров, Р. Глобализация и евразийский выбор / Р. Евзеров // Свободная мысль XXI. - 2001. - №10. - С. 59-67.
64. Евлампиев, И.И. Концепция сознания С.Н. Трубецкого в контексте европейской философии XX века / И.И. Евлампиев // Вопросы философии. 2007. - № 11. - С. 33-44.
65. Евразийство: за и против, вчера и сегодня (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. - № 6. - С. 3-48.
66. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М1: Русская книга, 1992. - С. 347415.
67. Ерасов, Б.С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства / Б.С. Ерасов // Политические исследования. 2001'. - № 5. - С. 65-74.
68. Замятин, Д.Н. Власть пространства и пространство власти:географические образы в политике и международных отношениях / Д.Н.i
69. Замятин. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. -352 с.
70. Замятин, Д.Н. Россия и нигде: географические образы и становление российской цивилизационной идентичности / Д.Н. Замятин // Философские науки. 2007. - № 10. - С. 72-90.
71. Запесоцкий, A.C. Образование: философия, культурология, политика / A.C. Запесоцкий. М.: Наука, 2002. - 456 с.
72. Зиновьев, A.A. Коммунизм как реальность / A.A. Зиновьев.* М.: Центрполиграф, 1994.-495 с.
73. Ильину И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 256 с.
74. Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И.П. Ильин. М.: Интрада, 1996. - 241 с.
75. Иноземцев, B.JI. Расколотая цивилизация / В.Л: Иноземцев. — М.: Academia-HayKa, 1999. 740 с.
76. Исаев, И.А. Топос и номос: пространство правопорядка / И.А. Исаев. М.: Норма, 2007. - С. 362
77. Каганский, B:JI. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство / В.Л. Каганский. М.: Новое литературное обозрение, 200 Г. -576 е.
78. Кагарлицкий, Б. Ю. Периферийная империя: циклы русской истории / Б.Ю. Кагарлицкий. — М.: Эксмо-Пресс, 2009. 576 с.
79. Канетти, Э: Масса и власть / Э. Канетти. М.: Ad Marginem, 1997.-417 с.
80. Кантор; В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского!хаоса: К проблеме имперского сознания в России / В.К. Кантор. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. - 542 с.
81. Касавин И.Т. «Человек мигрирующий»: онтология пути и местности / И.Т. Касавин // Вопросы философии. 1997. - №7. - С. 74-84.
82. Кара-Мурза, A.A. Между «Империей» и «Смутой». Избранная социально-философская, публицистика' / A.A. Кара-Мурза. М:: ИФРАН, 1996.-173 с.
83. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / C.F. Кара-Мурза. -М.: Эксмо, 2003. 832 с.
84. Карсавин, Л.П. Пролегомены к учению о личности / Л.П. Карсавин // Сочинения. М.: Раритет, 1993. - С. 459-470.
85. Карсавин, Л.П. Философия истории / Л.П. Карсавин. М.: ACT, 2007.-510 с.
86. Клещина, А.В. Современная Россия в поиске культурной идентичности / А.В. Клещина // Судьба России: вектор перемен. Т. I. Екатеринбург-Москва, 2007. С. 209-219.
87. Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. / В.О. Ключевский. М.: Мысль, 1993. - 589 с.
88. Койре, А. Очерки истории философской мысли / А. Койре. М: УРСС, 2004.-272 с.
89. Козин, Н.Г. Постижение России: Опыт историософского анализа / Н.Г. Козин. М.: Алгоритм, 2002. - 656 с.
90. Кормер, В.Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура / В.Ф. Кормер // Вопросы философии. 1989. - № 9: - С. 65-79.
91. Кочетов, Э.Г. Геоэкономика и стратегия России. Истоки и принципы построения внешнеэкономической доктрины / Э.Г. Кочетов. М.: Московский общественный научный фонд, 1997. - 142 с.
92. Кочетов, Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства) / Э:Г. Кочетов. М.: БЕК, 1999. - 462 с.
93. Крепость «Россия». М.: Яуза, Эксмо, 2008. - 320 с.
94. Леонтьев, К. Н. Избранное / К. Н. Леонтьев. — М.: Рарогъ, 1993. -397 с.
95. Леонтьев, К.Н. Записки отшельника / К.Н. Леонтьев. М.: Рус. кн., 1992. - 538 с.
96. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М.: Прогресс, 1992.-270 с.
97. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: «Искусство -СПБ», 2000.-704 с.
98. Луман, Н. Власть / Н. Луман. М.: Праксис, 2001. - 256 с.
99. Люкс, Л. Евразийство / Л. Люкс // Вопросы философии. — 1993. — №6.-С. 105-114.
100. Люкс, Л. Заметкш о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» / Л. Люкс // Вопросы философии. 2003. -№ 7. - С. 23-34.
101. Макродинамика: Закономерности геополитических, социальных и культурных изменений / под редакцией Н.С. Розова. Новосибирск: Наука, 2002.-468 с.
102. Мелих, Ю.Б. Персонализм Карсавина и европейская философия / Ю.Б. Мелих. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 272 с.
103. Мелих, Ю.Б. Сущее личности и личностность единосущего. К вопросу о спорности персонализма.у Л.П. Карсавина и H.A. Бердяева / Ю.Б. Мелих// Вопросы философии^ 2008. - № 8. - С. 145-157.
104. Мережковский, Д.С. Больная1 Россия / Д.С. Мережковский. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 272 с.
105. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти. СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 603 с.
106. Миллер, А. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования / А. Миллер. М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 248 с.
107. Митин, И.И. Описывая, воображая и конструируя пространство России: Э. Реклю, В.П. Семёнов-Тян-Шанский и географические описания XXI века / И.И. Митин // Россия: воображение пространства / пространство воображения. М.: Аграф, 2009. - С. 52-68.
108. Моисеева, Н.В. Глаголы восприятия в русском языке / Н.В. Моисеева // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 1998. — №6.-С. 82-92.
109. Молчанов, В.И. Время и сознание: Критика феноменологической философии / В.И. Молчанов. -М.: Высш. шк., 1988. 144 с.
110. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. — М.: Прогресс, 1973.-408 с.
111. Морозов, В.Е. Россия и Другие: идентичность и границы политического сообщества / В.Е. Морозов. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. 656 с.
112. Мотрошилова, H.A. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля / H.A. Мотрошилова // Вопросы философии. -2007. № 7. - С. 102-112.
113. Мотрошилова, H.A. Понятие1 и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля (окончание) / H.A. Мотрошилова // Вопросы философии. 2007. - № 9. - С. 134-144.
114. Н. Бердяев о русской философии. В 2 ч. Ч. 2. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. - 240 с.
115. Неклесса, А.И. Ordo Quadro четвертый порядок: пришествие постсовременного мира / А.И. Неклесса // Политические исследования. -2000.-№6.-С. 6-27.
116. Нефедова, Т. Увидеть Россию / Т. Нефедова // Отечественные записки. 2006. - № 5. - С. 41-60.
117. Ницше, Ф. Ессе Homo: Как становятся самим собой / Ф. Ницше // Сочинения: В 2 т. Т. 2. -М.: Мысль, 1997. С. 693-769.
118. Новикова, Л.И. Введение / Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1009.-С. 4-23.
119. Нойманн, И. Использование «Другого»: Образы Востока в формировании европейских идентичностей / И. Нойманн. М.: Новое издательство, 2004. - 336 с.
120. Огурцов, А.П. Интерсубъективность как поле философских исследований / А.П. Огурцов // Личность. Культура. Общество. — 2007. — Вып. 1(34).-С. 58-69.
121. Орлова, И.Б. Евразийская цивилизация: Социально-историческая ретроспектива и перспектива / И.Б. Орлова. М.: Норма, 1998. - 280 с.
122. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. -М.: Наука, 1991.-408 с.
123. Пайпс, Р. Россия при старом режиме / Р. Пайпс. М.: Независимая газета, 1993.-421 с.
124. Пак, М.Н. Новоевразийская концепция российской цивилизации / М.Н. Пак, Г.А. Югай // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. - №3. - С. 62-75.
125. Панарин, A.C. Реванш истории: Российская стратегическая инициатива в XXI веке / A.C. Панарин. М.: Логос, 1998. - 392 с.
126. Панарин, A.C. Российская интеллигенция1 в мировых войнах и революциях XX века / A.C. Панарин«. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 349 с.
127. Панарин, A.C. Православная цивилизация в глобальном мире / A.C. Панарин. М:: Алгоритм, 2002. - 494 с.
128. Панарин, A.C. Философия политики / A.C. Панарин. М.: Наука, 1994.-367 с.
129. Пантин, В.И. Мировые циклы и перспективы России в первой половине XXI века: основные вызовы и возможные ответы / В.И. Пантин. -Дубна: Феникс+, 2009. 432 с.
130. Панченко, A.M. Смех как зрелище // Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. - С. 72-153.
131. Пащенко, В.Я. Евразийству 80 лет / В.Я. Пащенко // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. - 2001. — № 4. — С. 3-19.
132. Пащенко, В.Я. Социальная философия евразийства / В.Я. Пащенко. -М.: Альфа-М., 2003. 368 с.
133. Подорога, В.А. Метафизика1 ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX XX вв / В.А. Подорога. - М.: Наука, 1993.-320 с.
134. Половинкин, С.М. Евразийство и русская эмиграция / С.М. Половинкин // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995.-С. 731-762.
135. Рожков, В.П. Запад и Россия. Философские основания цивилизационной константы общественного сознания / В.П. Рожков. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. 244 с.
136. Россман, В. Мистерия, центра: Идентичность и организация социального' пространства' в современных и* традиционных обществах / В. Россман // Вопросы философии. 2008: - №-2. - С. 42-57.
137. Руткевич, А. М. От Фрейда к Хайдеггеру / А. М. Руткевич. М.: Политиздат, 1985. - 175 с.
138. Руткевич, Е.Д. Феноменологическая социология знания / Е.Д. Руткевич. -М.: Наука, 1993. -272 с.
139. Савицкий, П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. - 464 с.I
140. Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр: М.: Республика, 2000. - 639 с.
141. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм. это гуманизм / Ж.П: Сартр // Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1990. - С. 319-344.
142. Свасьян, К. А. Россия: мысли вслух / К. А. Свасьян // Растождествления. М.: evidentis, 2006. С. 54-78.
143. Свасьян, К. А. Феноменологическое познание / К. А. Свасьян. -Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1987. 198 с.
144. Сендеров, В.А. Евразийство миф XXI века? / В.А. Сендеров // Вопросы философии. - 2001. - №-4'. - С. 47-55.
145. Сендеров, В.А. Консервативная революция в постсоветском изводе. Краткий очерк основных идей / В.А. Сендеров // Вопросы философии.-2007.-№ 10.-С. 3-18.
146. Сендеров, В.А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы / В.А. Сендеров // Вопросы философии. 2004. - № 6. - С. 2237.
147. Сергиенко, П.А. Массовое политическое сознание: проблемы формирования и развития / П.А. Сергиенко. К.: Лыбидь, 1991. - 179 с.
148. Серио, П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-е гг. / П. Серио. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 360 с.
149. Слинин, Я.А. Феноменология интерсубъективности / Я.А. Слинин. СПб.: Наука, 2004. - 360 с.
150. Соболев, А.О. О евразийстве как культуроцентричном мировоззрении / А.О. Соболев // Россия XXI. 2000. - №1. - С. 70-91.
151. Согомонов, А.Ю. Гражданская нация и соседство / А.Ю. Согомонов // Территориальная организация в Испании. Модель институционального развития. М.: «Московская школа политических исследований», 2005. — С. 103-108.
152. Солженицын, А.И. В круге первом / А.И. Солженицын. -Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1990. 608 с.
153. Солженицын, А. Образованщина,/ А. Солженицын // Новый мир. 1991.-№ 5.-С. 28-46.
154. Соловей, В. Восстание русской этничности / В. Соловей // Москва.-2006.-№ 10.-С. 156-162.
155. Соловей, В. Не Запад. Не Восток. Не Евразия. Запад как центральная проблема советского общества // Свободная мысль XXI. -2005. -№ 12. - С. 111-131.
156. Соловей, В. Не Запад. Не Восток. Не Евразия. О цивилизационной идентичности России / В. Соловей // Свободная мысль -XXI.- 2005. -№ 11.-С. 108-128.
157. Соловей, В. Русские революции: логика, форма, смысл // Москва. -2007. -№ И.-С. 144-162.
158. Соловьёв, B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 1 / B.C. Соловьёв. М!: Правда, 1989. - 688 с.
159. Соловьёв, B.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2. / B.C. Соловьёв. М.: Правда, 1989.-736 с.
160. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
161. Сурков, В. Национализация будущего / В. Сурков // Эксперт. -2006.-№43.-С. 102-108.
162. Тишков, В.А. Культурный смысл.пространства / В.А. Тишков // Этнографическое обозрение. 2004. - № 1. — С. 14-31.167'. Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана / Н.С. Трубецкой. М.: Аграф, 1999. - 560 с.
163. Трубецкой, E.H. Смысл жизни / E.H. Трубецкой- М.: Республика, 1994.-432 с.
164. Умланд, А. «Консервативная революция»: имя собственное или родовое понятие? / А. Умланд // Вопросы философии. 2006. - № 2. - С. 116126.
165. Умланд, А. Концептуальные и контекстуальные проблемы интерпретации современного русского, ультранационализма / А. Умланд // Вопросы философии. 2006. - № 12. - С. 64-81.
166. Уолцер, М. Компания критиков: Социальная критика и политические пристрастия XX века / М. Уолцер. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги. - 1999. — 356 с.
167. Успенский Б.А. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры / Б.А. Успенский // Избранные труды. Том II. Язык и культура. М.: Гнозис, 1994. С.226-228.
168. Успенский, Б.А. Этюды о русской истории / Б.А. Успенский. -СПб.: Азбука, 2002. 480 с.
169. Уткин, А.И. Вызов Запада и ответ России / А.И. Уткин. М.: Эксмо, 2003.-608 с.
170. Уткин, А.И. Мировой порядок XXI века / А.И. Уткин. М.: Алгоритм, 2001. - 480 с.
171. Филиппов, А.Ф. Гетеротопология родных просторов / А.Ф. Филиппов // Отечественные записки. 2002. - № 6. - С. 48-62.
172. Филиппов, А.Ф. Социология пространства / А.Ф. Филиппов. -СПб.: Владимир Даль, 2008. 285 с.
173. Филиппов, А.Ф. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы / А.Ф. Филиппов // Логос. 2000. - №2. -С. 113-151.
174. Флоренский, П.А. Сочинения. В 4 т. Т. 2. / П.А. Флоренский. -М.: Мысль, 1996.-877 с.
175. Флоровский, Г.В. Евразийский соблазн / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - С. 311-343.
176. Флоровский Г.В. О народах не-исторических. Страна отцов и страна детей / Г.В. Флоровский // Из прошлого русской мысли. — М.: Аграф, 1998.-С. 87-103.
177. Франк, С.Л. Смысл жизни / С.Л. Франк. Брюссель: Жизнь с Богом, 1992. - 132 с.
178. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с.
179. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. Киев: Ника-Центр, 1996.-208 с.
180. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности / М. Фуко. -М.: Магистериум; Касталь, 1996.-448 с.
181. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. В 3 ч. Ч. 1 / М. Фуко. М.: Праксис, 2002. -384 с.
182. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. В 3 ч. Ч. 3. / М. Фуко. — М.: Праксис, 2006. 320 с.
183. Хайдеггер, M. Бытие и время / М. Хайдеггер. Харьков: Фолио, 2003.-503 с.
184. Хайдеггер, М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Время и бытие. М.: Республика, 1993. - С. 41-62.
185. Хайдеггер, М. Основные проблемы феноменологии / М. Хайдеггер. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. - 446 с.
186. Хардт, М. Империя / М. Хардт, А. Негри. М.: Праксис, 2004. -440 с.
187. Хомяков, A.C. Сочинения. В 2 т. Т. 2. / A.C. Хомяков. М.: Медиум, 1994.-476 с.
188. Хаусхофер, К. Границы в их географическом и политическом значении / К. Хаусхофер // Классика геополитики, XX век. М.: ACT, 2003. -С. 227-598.
189. Цыганков, А.П. Что для нас Евразия? Пять стратегий российского освоения пространства после распада СССР / А.П. Цыганков // Вопросы философии. 2003. - № 10. - С. 3-17.
190. Цымбургский, B.JI. Остров Россия. Перспективы российской геополитики / B.JI. Цымбургский // Политические исследования. 1993. - № 5.-С. 6-23.
191. Чаадаев, П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма: В 2 т. Т. 2. / П.Я. Чаадаев. М.: Наука, 1991.- 672 с.
192. Чаадаев, П.Я. Философические письма / П.Я. Чаадаев. М.: ACT, 2006. - 254 с.
193. Чернявская, Ю.И. «Этническое время» в хронотопе народа / Ю.И. Чернявская // Человек. 2006. - № 1. - С. 78-88.
194. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. М.: ACT, Минск: Харвест, 2000. - 1376 с.
195. Штепа, В.В. 1Штопия / В.В. Штепа. Екатеринбург: Ультра.Культура, 2004. - 384 с.
196. Шульц, В.JI. Методология социального познания А. Шютца / В.Л. Шульц // Вопросы философии. 2008 . - № 1. - С. 152-162.
197. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. М.: РОССПЭН, 2004. - 1056 с.
198. Щедровицкий, П. Русский мир: Возможные цели самоопределения / П. Щедровицкий // Независимая газета. — 2000. 11 февр. -С. 8.
199. Щукин, В.Г. Европейские ландшафты и цивилизация большой равнины (Ф.А. Степун) / В.Г. Щукин // Россия: воображение пространства / пространство воображения. М.: Аграф, 2009. - С. 378-397
200. Юревич, A.B. Асимметричное будущее / A.B. Юревич// Вопросы философии: 2008. - № 7. - С. 76-89.
201. Яковенко, И.Г. Русское пространство / И.Г. Яковенко // Россия: воображение пространства / пространство воображения. М.: Аграф, 2009. -С. 24-37.
202. Яницкий, О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции / О.Н. Яницкий // Общественные науки и современность. 2004. - № 2. - С. 5-15.
203. Brand, G. Die Lebenswelt: Eine Philosophie des konkreten AprioriV G. Brand. В.: De Gruyter, 1971. - 651 S.
204. Brauner, H. Die Phänomenologie Edmund Husserls und ihre Bedeutung für soziologische Theorien / H. Brauner. — Meisenheim a. Glan: Hain, 1978.- 158 S.
205. Dialektik und Genesis in der Phänomenologie / Hrsg. von E. W. Orth. Freiburg; München: Alber, 1980. 206 S.
206. Eley, L. Transzendentale Phänomenologie und Systemtheorie der Gesellschaft: Zur philosophischen Propädeutik der Sozialwissenschaften / L. Eley Freiburg: Rombach, 1972. 168 S.
207. Frank, Susi К. Eurasianismus: Projekt eines^russischen "dritten Weges" 1921 und heute / Susi K. Frank // Europa und die Grenzen im Kopf. -Klagenfurt: Wieser-Verlag, 2004. SS. 197-224.
208. Lebenswelt und Wissenschaft in der Philosophie Edmund Husserls / Hrsg. von E. Ströker. Frankfurt а. M.: Klostermann, 1979. 142 S. .
209. Nietzsche, F. Also sprach Zarathustra / F. Niezsche. СПб.: КОРОНА принт, KAPO. - 2004. - 448 S.
210. Nietzsche, F. Werke in zwei Bänden. Band I / F. Niezsche. -München: Carl Hanser Verlag, 1990. 810 S.
211. Nietzsche, F. Werke in zwei Bänden. Band II / F. Niezsche. -München: Carl Hanser Verlag, 1990. 744 S.
212. Ruelle, D. Zufall und Chaos / D. Ruelle. Berlin: Springer-Verlag, 1994.-254 S.
213. Schütz, A. Strukturen der Lebens weit / A. Schütz, Th. Luckmann. -Neuwied; Darmstadt: Luchterhand, 1975. 331 S.
214. Umbrüche in der Industriegesellschaft: Herausforderungen für die politische Bildung. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 1990. - 488 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.