Статус женщины в семье: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Вовк, Любовь Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 154
Оглавление диссертации кандидат философских наук Вовк, Любовь Александровна
Введение.
Глава первая. Современная социальная теория о тендерных и семейных отношениях.
1.1. Женщина как субъект социальных отношений.
1.2. Семья в системе социальных институтов.
1.3. Динамика социального пространства женщины.
Глава вторая. Женщина и семья в период трансформационных изменений общества.
2.1. Ролевой конфликт женщины: работа или семья.
2.2. Семья в условиях социально-экономических преобразований.
2.3. Роль женщины в модернизирующейся семье.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Феминность как форма гендерного самосознания2001 год, кандидат философских наук Ануфриева, Евгения Владимировна
Социальная роль женщины-руководителя в современной российской гендерной культуре2009 год, кандидат социологических наук Михайлова, Марианна Валериевна
Философско-антропологические основания репрезентации "мужского" и "женского" в поэтическом тексте: На материале поэзии XX века2006 год, кандидат философских наук Малкова, Наталья Юрьевна
Трансформация маскулинности в российском обществе: Социокультурный анализ2005 год, кандидат социологических наук Шилина, Наталья Анатольевна
Формирование гендерной культуры в современном обществе: философско-культурологический анализ2005 год, доктор философских наук Андреева, Наталия Ивановна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Статус женщины в семье: Социально-философский анализ»
Актуальность темы исследования. Вторая половина XX века стала временем становления параллельных течений: политического - феминизма, теоретического - феноменологии. При всех имеющихся различиях основной задачей эти течения считают выделение в качестве центральной проблемы женской субъективности, которая полагалась отстутствующей или второстепенной как в классических, так и неклассических социальных теориях, а также поиск дискурсивных средств для ее репрезентации в мышлении и культуре. Важнейшим логическим основанием современного феминистского дискурса выступает философская концепция женщины, принадлежащая Симоне де Бовуар - а именно промысливание женской субъективности как другого или иного по отношению к мужскому типу субъективации в культуре. Необходимо отметить, что в феминистских исследованиях в трактовке женщины особое внимание уделялось достижению ею профессиональных, политических, экономических и иных социальных параметров, которые приближали бы ее к мужчине, выявлению возможности женщины в получении удовольствий, ощущений и перспективы, которые раньше не имели собственного языка в патриархатной культуре. На аналогичных позициях находятся Л. Иригарэ, Р. Брайдотти, Д Батлер и ряд других авторов.
Признание специфических особенностей женского организма и женской психологии в традиционной литературе, которая ныне называется патриархатной, явилось обоснованием ее предначертания посвятить свою деятельность семье. Феминистская литература в биологической обусловленности, приводящая к способности вынашивать и рожать детей, в присущей женщинам в психологическом отношении большая эмоциональность видит подавление женского начала патриархатной культурой, а пути высвобождения женского начала находят в свободном проявлении сексуальности, в равном доступе к деловой и политической карьере. Для данных авторов семейные отношения, дети остаются в традиционном наборе женских ролей, якобы диктуемых патриархатной идеологией. Поэтому женская субъективность в современном феминистском прочтении по сути лишена связей и привязанностей, возникающих в сфере деторождения, домашнего хозяйства и прочих символов "угнетения женщины".
Полагаем, что современный философский анализ социального положения женщин должен строиться как с учетом феминистских воззрений, так и опираться на существующие традиции, сложившиеся в отечественной, западной и восточной литературе. Только такой "объемный" подход к изучаемой проблеме поможет избежать односторонности и крайних оценок, соединить трактовку статуса женщины в системе социальных связей и ее статуса в семье.
Степень разработанности проблемы.
На протяжении всей истории человечества существование и взаимодействие мужского и женского начал притягивало внимание мыслителей. Философские предпосылки осмысления тендерного самосознания и тендерных отношений были выражены в трудах классиков древности: Платона, Пифагора, Аристотеля, которые заложили базовые основания европейской модели тендерных отношений и тем самым предопределили вытеснение женщины из социальной сферы в семейную.
Теоретико-методологическая основа анализа проблемы семейных отношений заложена в трудах классиков социально-философской мысли: Гегеля, И. Канта, Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, М. Вебера, К. Маркса и др.
Возникновение и развитие феминизма, как явления общественной жизни многих европейских стран, привело к размышлениям о должном образе жизни и поведении женщин, послужило началом продолжающейся до сего дня дискуссии о женских добродетелях, о правильности оценки роли женщин в истории человечества, о феминизации женщин в XX и начале XXI века. Отдельные аспекты социально значимых отношений полов рассматривались в феминистских теориях на уровне изучения тендерных отношений в трудах
С. де Бовуар, К. Миллет. Теоретические разработки в этой области первоначально были сосредоточены, главным образом, на критике патриархатного уклада современного общества. Теоретико-методологические проблемы исследования тендерных отношений обозначены и рассмотрены в работах К. Гиллиган, Дж. Скотт, Н. Ходоров и др. Анализируя влияние патриархатной культуры на различные сферы жизни общества (политическую, культурную), авторы показывают формирование различий в структуре мужской и женской психики, различий в моделях поведения.
Социально-философский анализ женского бытия в современном российском обществе проводится в работах Г.Г. Силласте, И.В. Василенко, В.В. Макарова, Е. Ф. Молевича, О.В. Рябова, З.М. Саралиевой, O.A. Хасбулатовой и др.
В русской философии проблемы взаимоотношения женского и мужского начал как под углом зрения социальной статусности, так и положения женщин в семье рассматривались H.A. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, В.В. Розановым, B.C. Соловьевым, Н.Ф. Федоровым, и др.
В зарубежной философской литературе проблематика семьи отражена в трудах Г. Алмонда, П. Бергера, Ф. Броделя, М. Вебера, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, С. Липсета, Р. Миллса, В. Парето, Н. Смелзера, П. Сорокина.
Общие проблемы семьи рассматривают в своих работах такие отчественные авторы, как Е.А. Ануфриев, Б.Г. Ананьев, В.Н. Боряз, Л.П. Буева, А.Г. Вишневский, В.Б. Голофаст, С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич, З.А. Янкова.
Анализ научной разработанности проблемы показывает, что имеющиеся труды отечественных и зарубежных авторов отражая отдельные грани женской статусности, недостаточно выражают социально -философское осмысление взаимосвязи женских социальных ролей как в семье, так и вне нее. С другой стороны, анализ семейных отношений не всегда учитывает тендерный аспект. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Предмет исследования - женщина как субъект социальных и тендерных отношений, находящихся во взаимодействии с ее положением в семье.
Объект исследования - философские, историко-культурные, социально-психологические концептуальные подходы к исследованию статуса женщины в семье, определяемым обществом как социокультурной системой, его цивилизационным типом.
Цель исследования состоит в социально-философском анализе взаимосочетания тендерных и социальных отношений и их проявлении в динамически развивающемся статусе женщины в семье.
Обозначенные цели могут быть достигнуты в процессе решения следующих задач: выявить социально-философские аспекты принципа разделения человеческого существа на два пола, специфики женской субъективности в контексте всей суммы макро- и микро- социальных отношений; проанализировать основные функции семьи, как социального института воспроизводства и социализации человека, роль женщины в организации жизни в семье; определить основные социогендерные поля жизнедеятельности женщин в их исторической динамике в контексте цивилизационного типа культуры и их влияние на статус женщины в семье; сформулировать основные проблемы, вытекающие из сочетания социально-ролевых функций женщины в семье и в профессиональной деятельности, дать анализ состояния женской занятости в современном российском обществе, выявить новые социальные роли, привнесенные происходящими в нем трансформационными процессами; выявить социальные источники кризисных проявлений в современной семье и конструктивную роль женщины в их преодолении; дать оценку места женщины в поддержании духовности, передаче нравственных ценностей, сохранении национальной самобытности, происходящей в семье.
Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют метод сравнительного анализа, системный подход, диалектический и общенаучный методы познания. Методологической основой анализа женской субъективности явились идеи мыслителей мировой философии, современных отечественных и зарубежных авторов в сфере социальной философии рассматривающих различные аспекты проблем феминности, взаимосвязи тендерных и социальных отношений, динамики социоролевых функций женщины в семье и в обществе.
Научная новизна исследования заключается в следующем: показано, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, образованных союзом женщины и мужчины, связанных узами супружества - родительства - родства; сформулированы основные проблемы, вытекающие из сочетания социально-ролевых функций женщины в семье и на работе, подчеркнуто сохранение этих противоречий в европейском типе культуры на современном этапе; выявлены тенденции модернизации современной семьи (превращение ее из сложной в нуклеарную, перераспределение социоролевых функций и др.) в контексте конкретного цивилизационного типа общества; дана характеристика основных признаков состояния семьи в период трансформационных изменений и возрастания роли семейных ценностей; раскрыта важность семейной политики, основных целей и первоочередных мер государства направленных на правовую и социальную защиту семьи в условиях кризиса; проведен анализ сочетания состояния женской занятости и выполнения семейных обязанностей в современном российском обществе, выявлены новые социальные роли, выполняемые женщинами в условиях либерализации экономики.
Результаты исследования можно сформулировать в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Семья представляет собой сложный социальный институт, имеющий в своей основе союз мужчины и женщины, характеризующийся полифункциональностью и исторической динамикой. Структура семьи зависит от распределения прав и обязанностей, социальных ролей и типов поведения. На основании этого подхода можно выделить социально-ролевые функции, распределяемые между мужчинами и женщинами в исторической динамике от взаимодополняемости к взаимозаменяемости.
2. Статус женщины в семье определяется типом культуры, характером менталитета народа, его конфессиональной принадлежностью и в целом цивилизационными характеристиками. Статус в семье характеризуется распределением прав и обязанностей между мужчиной и женщиной, сочетанием социальных обязанностей и функций в семье, взаимодействием социокультурных типов поведения в семье и профессиональной деятельности.
3. Женская субъективность есть комплекс специфических пологендерных ментальных и поведенческих стереотипов, связанных как с выполнением особых социальных ролей, которые обусловлены функциями деторождения и ведения домашнего хозяйства, так и с реализацией одинаковых с мужчинами социальных ролей. Женственность - это особый характер выполнения социокультурных ролей, при котором актор (будь это мужчина или женщина) подчеркнуто отдифференцируется от маскулинности как Иного, внося в исполнение названных ролей большую толерантность и меньшую степень агрессивности.
4. Важным обстоятельством, определяющим статус женщины в обществе, является распределение активности женщины между социогендерными полями, которое зависит как от индивидуальных склонностей, так и от типа ментальности, от конфессиональной принадлежности, от сложившихся нравов и традиций. Характер традиционно признанных в том или ином типе общества различий между мужчиной и женщиной определяется прежде всего исторически сложившимися социокультурными факторами и проявляется в приоритете либо социального ранга, либо статусности женщины прежде всего в семье.
5. На фоне происходящих в обществе социально-экономических изменений установка на семейные ценности в общественном сознании прочна, прежде всего в сознании женщины. Семья остается не просто объединением людей, она является важнейшим способом для личности получить смысл подлинно человеческого существования. На наш взгляд, главная причина устойчивости семьи перед лицом социальных катаклизмов состоит в ее нравственном начале, в том, что она выступает как непосредственная субстанциальность духа, что она является средством раскрытия человеческой любви во всей полноте своих проявлений.
6. Ролевой конфликт: работа или семья - присущ тем культурам (и на тех стадиях их развития), когда возникает массовое привлечение женщин к внесемейному труду. Выполнение женщиной двух социально- ролевых функций имеет противоречивый характер: с одной стороны, присутствует стремление качественно выполнять производственные и материнские функции, с другой стороны, это приводит к некоторым негативным явлениям. Существуют определенные сложности в совмещении женщиной семейных и профессиональных обязанностей, преодолеть которые призваны социальные институты (прежде всего государство).
Теоретическое и практическое значение данного исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы как методологические принципы при исследовании данной проблематики в социальной философии, социологии, психологии. Материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес как для специалистов при подготовке и изложении специальных курсов по социальной философии, феминологии, так и для широкой аудитории.
Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в научных публикациях и докладывались на конференциях: международных научных конференциях «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000г.) и «Наука, искусство, образование на пороге III тысячелетия» (Волгоград, 2000г.); на ежегодных научных конференциях ВолгГТУ. Материалы исследования нашли * отражение в научных публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых включает по три параграфа), заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека2007 год, доктор философских наук Ерошенко, Татьяна Игоревна
Влияние гендерного фактора на коммуникативные процессы: Социально-философский анализ2004 год, кандидат философских наук Копанева, Татьяна Георгиевна
Социально-философский анализ гендерных отношений в современном обществе2006 год, кандидат философских наук Потапенкова, Анастасия Александровна
Динамика образов "мужественности" и "женственности" в европейском костюме XX века: Гендерный подход2003 год, кандидат культурологии Яковлева, Мария Викторовна
Национально-культурная специфика гендерных отношений: на материалах Республики Бурятия2013 год, кандидат культурологии Николаева, Галина Андреевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Вовк, Любовь Александровна
Заключение
В завершении считаем целесообразным обратить внимание на ряд положений, рассмотренных в работе.
Мы отметили, что существует наличие, как феминных, так и маскулинных проблем. И прежде всего это выражается в наличии тендерной асимметрии. Осуществляется возврат к традиционным тендерным ролям.
Проблема «женскости» и «женственности» (в европейском варианте -феминности) стала популярной во многом из-за развития феминистского движения и становления его идеологии. На этой волне широкое распространение получили тендерные исследования.
Известно, что сегодня идет процесс становления тендерных исследований и в отечественном социально-гуманитарном знании. Парадоксально, что в отечественной литературе, имеющей глубоко залегающие традиции исследования мужского и женского начал с позиций андрогинности, тем не менее по мере становления тендерного направления все более утверждалась трактовка феминного как полярно Иного по отношению к маскулинности. В немалой степени с данным обстоятельством связано отсутствие единого, общепризнанного определения женственности , хотя оно позволило бы облегчить решение философских, психологических аспектов познания социальной сущности человека, в том числе специфику тендерного самосознания.
Если применить данное методологическое положение, то можно предположить, что мужское и женское начала как две противоположности существуют только в целом - в едином родовом человеке. Вместе они и составляют (воспроизводят) человека как некую целостность, которая существует, реализует свою родовую сущность через составляющие ее половины - мужскую и женскую. Каждая из указанных частей придает человеку индивидуальное, личностное своеобразие. Самобытность, оригинальность и неповторимость человека в значительной степени обусловлена фактом тендерной дифференциации людей. Индивидуальное можно рассматривать как своеобразную форму выражения родовой сущности человека: всеобщее становится социальной ценностью лишь тогда, когда оно выражает себя через индивидуальное. Одним из аспектов тендерного самосознания может выступать осознание себя личностью как индивида, обладающего набором глубинно-психологических качеств и свойств отличными от его биологической принадлежности. Психо-половые свойства личности, рассматриваемые нами как составляющая тендерного самосознания, ранее взаимодополнявшие друг друга, на индивидуальном уровне, сегодня уступают место взаимозамене в исполнении социальных ролей. Всякая социальная роль имеет в основе своей психологическую предуготовленность личности действовать в ее рамках тем или иным способом. Инаковость, понимаемая сегодня как социально-ролевая дифференциация может рассматриваться и как индивидуально-психологический и как социально-психологический феномен. Подвижки в системе установок восприятия, оценки и поведения личности служат основой инаковости в социально-ролевом понимании.
Социально-философское осмысление вопроса о соотношении мужского и женского начал в структуре человеческого бытия, в человеке, необходимо для более глубокого понимания человека, для проникновения в антропологические основания бытия. В органическом единстве данных начал отчетливо проявляется единство таких свойств человеческого бытия как его разделенность ("расщепленность") и нераздельность ("тотальность"), единство многообразия и индивидуальной самобытности. Развитие каждой из сторон указанного единства находится в прямой зависимости от степени развитости противоположной стороны. Точно так же социальное развитие и свобода личности женщины и личности мужчины непосредственно зависят от степени свободы и уровня индивидуально-личностного развития каждого из них.
Мы полагаем возможным утверждать, что каждый человек представляет собой определенный синтез черт мужественности и женственности, как социально-ролевого плана, так и на уровне генедерного самосознания, при этом единство, взаимосвязь и взаимозависимость мужественности и женственности, мужской силы и женской красоты (мужской красоты и женской силы), создают особый нравственно-эмоциональный и эстетический фон, благоприятствующий общему развитию человека.
На наш взгляд, можно определить семью как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Современная семья представляет собой союз женщины и мужчины, одной женщины и одного мужчины. Цивилизации соответствует и вместе с ней окончательно утверждает свое господство новая форма семьи-моногамия, господство мужчины над женщиной и отдельная семья как хозяйственная единица общества.
Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения: супружества - родительства - родства - позволяет говорить о конституировании семьи как таковой в ее строгой форме. Наличие только одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации).
Женщина как социальный агент реализует себя через выполнение социальных ролей в нескольких полях жизнедеятельности. Каждое поле конституирует относительно открытое пространство жизнедеятельности субъектов, накладывая лишь некоторые ограничения (скажем, базисный статус агента - занятость, капитал, образование; а также "правила игры", обусловленные состоянием законности экономики и пр.). Наконец, немаловажно, что развертывание женской активности в каждом социальном поле происходит в специфическом сочетании с деятельностью представителей мужского пола.
На наш взгляд, можно выделить несколько основных социальных полей жизнедеятельности женщин.
Первое. Это - поле внесемейной, преимущественно трудовой деятельности вне зависимости от сферы приложения сил - это может быть и экономика, и политика, и культура, и другая сфера социальной жизни. Раньше было принято говорить о занятости женщин в "общественном производстве". На наш взгляд, в сегодняшних условиях применение этого термина выглядит архаизмом: во-первых, само производство ныне не только общественное; во-вторых, кроме производства, есть не менее важные сферы социальной деятельности. Возможно, уместнее применять термин "сфера официальной занятости". Формы взаимодействия полов на "территории" данного социального поля весьма многообразны - это и партнерство, и конкуренция; социальные функции, выполняемые представителями обоих полов, по своей сути идентичны.
Второе. Это - специфическое поле женской жизнедеятельности, где только она и может выполнять необходимую для общества функцию -деторождения, материнства первого периода ребенка; функции противоположного пола в этой сфере несопоставимы по своему объекту и задачам.
Третье. Это - внетрудовое, досуговое и бытовое поле (возможна реализация как статусности, так и ранжированности), на котором мужчины и женщины взаимодополняют друг друга, а партнерство может выливаться в межличностную борьбу за лидерство; здесь мы встречаем и субполе семейных отношений, и субполе сексуальности (с равным правом обоих полов на счастливую интимную жизнь); и субполе развлечений.
Ролевой конфликт, который проявляется: когда человек играет несколько ролей одновременно (так часто бывает, когда работающим женщинам приходится исполнять роли одновременно работника, жены и матери), когда разные роли связаны с несовместимыми ожиданиями в отношении какой-либо одной роли (роль мастера на производстве подвержена противоречащим друг другу требованиям со стороны ролей рабочих и высших линейных менеджеров, которые выражают различные представления об ожидаемом поведении мастера).
Ролевой конфликт возникает тогда, когда один человек выполняет несколько социальных ролей и когда между ними возникает напряженность. Современный автор приводит пример: "Признано, что индивидуум сталкивается с напряженными отношениями (ролевым конфликтом) в попытке придерживаться несовместимых ролей, например, рабочей и матери." [139].
Что касается женщины, то среди возможных ролевых конфликтов особую остроту приобрело противоречие между ее социальной и семейной ролями. Выполнение женщиной двух социально- ролевых функций имеет противоречивый характер: с одной стороны, стремление качественно выполнять производственные и материнские функции; с другой стороны, это приводит к большим перегрузкам, некоторым негативным явлениям. Следовательно, существуют определенные сложности в совмещении женщиной семейных и профессиональных обязанностей.
В предшествующем изложении мы установили зависимость содержательного наполнения социально-ролевых функций женщины от исторически сложившихся типов экономических систем, от типа ментальное™, от сложившихся традиций и др. В этом контексте ролевой конфликт: работа и семья - присущ тем культурам (и на тех стадиях их развития), когда возникает массовое привлечение женщин к внесемейному труду. Тот факт, что социальные взаимоотношения полов обусловлены культурно-историческими и этнокультурными факторами, означает, что концептуальные основы и интерпретация проводимых в России тендерных исследований должны принимать во внимание особенности феминистской ориентации в отечественных условиях. Тем более, что в настоящее время, по замечаниям отдельных авторов, «.отчётливо прослеживается вполне определённая историческая тенденция в эволюции полового состава общества: в странах традиционно аграрной культуры с их "молодой" возрастной структурой, как правило, имеет место маскулинизация полового состава, в странах индустриальной культуры с их быстро прогрессирующими процессами старения населения развивается хорошо выраженная феминизация полового состава общества» [130].
Если европейская цивилизация пошла по пути повышения социального статуса женщин за счет их самореализации в первом поле социальной жизнедеятельности (реализуя тем самым западную модель статусной ориентации), то восточные культуры долгое время и - в отдельных регионах до сих пор - предпочитают укреплять нравственный статус женщины, лишь отчасти привлекая ее к внесемейной деятельности (такова реализация восточной модели ранжированности).
Выделение влияния социокультурных факторов на сложившуюся систему взаимоотношения полов привело к появлению в понятийно-категориальном аппарате современного научного знания понятия "гендер"(социо - культурный конструкт, который общество "надстраивает" над физиологической реальностью) как дефиниции отражающей это влияние. Значение тендерных исследований видится нам в том, что они позволяют обосновать роль существующих в обществе социальных установок маскулинности и феминности в процессе и формирования тендерного самосознания индивида, и усвоения им стереотипов социального поведения.
В таком случае можно обозначить определенную тендерную самоидентификацию или половую идентификацию, в результате которой индивид использует видимые им примеры проявления маскулинности/феминности для соотнесения себя с определенным полом и для выработки соответствующего поведения.
Между тем совершенно очевидно, что ни мужчины, взятые в отдельности от женщин, ни женщины, обособленные от мужчин, не решают проблему целостного и универсального развития человеческого бытия и человеческой культуры.
На наш взгляд, главная причина устойчивости семьи перед лицом социальных катаклизмов состоит в ее нравственном начале, в том, что она выступает как непосредственная субстанциальность духа, что она является средством раскрытия человеческой любви во всей полноте своих проявлений; следует также учитывать, что в таком единстве индивид являет себя в нем не как лицо для себя, а как член этого единства, необходимого для / своей "сущей существенности" (Гегель). Немаловажную роль в поддержании статуса семьи выполняет позиция социальных институтов по отношению к ней, прежде всего государства.
Понятия «мужское», «мужественность», «женское», «женственность» формируют в общественном сознании определённые поведенческие установки, которые принято называть стереотипами. В свою очередь, необходимо подчеркнуть, что стереотипы «феминности» и «маскулинности» представляют собой социально-ориентированные мотивы поведения людей, в различной степени связанные с их половой принадлежностью. Однако, в меняющемся мире мужчины и женщины приобретают новые поведенческие характеристики, ранее считавшиеся им не свойственные.
В параграфах первой главы мы сочли необходимым дать понятие термина «гендер». С нашей точки зрения, это - определённость человека, возникающая в результате социокультурного наполнения полового диморфизма, имеющая систему смылосодержащих символов, включающая в себя полоролевые стереотипы, полоролевые нормы и тендерную эдентичность.
Мы рассматривали понятие «тендер» как тип ментальности и социального поведения. Особое внимание при этом уделили категориям «женщина», «женское», «женственность».
Не случайно нами заострено внимание на семье, ведь семейная сфера -особая сфера деятельности женщины, её особый мир. Правомерным считаем и то обстоятельство, что в работе дана характеристика основных функций семьи, как социального института. Никто не станет оспаривать тот факт, что в выполнении такой функции как воспроизводство человека, семье принадлежит абсолютная монополия.
На наш взгляд, характеристика современной женщины представляется абстрактной, если не брать во внимание исторический контекст, тот многотрудный путь, который преодолела женщина к эмансипации, равноправию свободе. Мы убеждены в том, что философам, мыслителям, у писателям всегда удаётся сказать об этом правдиво и возвышенно. Отсюда наше обращение к ним при оценке роли женщины в передаче нравственных ценностей, сохранении традиций, в поддержании духовности.
Россия вступила в новое третье тысячелетие, и хотя многие традиционные роли женщины в семье остаются незыблемыми, мы констатируем и появление спектра новых ролей, которых ранее женщина никогда не выполняла. Сегодня женщина - предприниматель, менеджер, 4 фермер, политик становится реальностью. Как у мужчин, так и у женщин формируются новые представления о тендерных ролях.
Если говорить о плюсах и минусах современной женской судьбы, то с одной стороны мы наблюдаем большие возможности её участия в политической, экономической сферах деятельности; а с другой -дискриминацию на рынке труда, низкую степень использования образовательного потенциала женщины, сужение круга общения в связи с высокой бытовой загруженностью.
В семье, как в зеркале, отражается кризисное состояние общества. Перед и 1 1 и /V женщинои встает извечныи философскии вопрос - дом или работа, подчинение или лидерство, жизнь с семьёй или одиночество? Итак, во все века женская природная мудрость подсказывает остановиться на оптимальном решении. Женский взгляд на происходящие события позволяет выбрать ценностные приоритеты, которые в её сознании формулируются как семья - дети. В них, в детях, наше продолжение. Поэтому очевидным является лидерство женщины в выполнении ею воспитательных функций в 4 кризисной семье, где у детей закладываются основы миропонимания и своего предназначения.
Для более точной детерминации рассматриваемого феномена и понятия необходимо разграничить его с такими понятиями как "пол", "гендер", феминность", некоторыми другими. Категория "пол" обозначает совокупность анатомо-биологических особенностей мужчины и женщины, в современных исследованиях противопоставляется термину "гендер" как * совокупности (системы) культурных образцов, регулирующих поведение мужчин и женщин. Общепринятое определение "феминности" имеет в виду, что особь женского пола готова принять на себя роли и обязанности, традиционно связанные с ее полом.
Известно, что единство мужского и женского начала, дополненное совместным существованием и совместной деятельностью представителей обоих полов, образуют исходные моменты человеческого бытия. Лишь , единство мужского и женского начала обеспечивает существование человеческого бытия как некоей "родовой целостности". Единство и различие мужских и женских характеристик человеческого бытия выступает его всеобщим и сущностным атрибутом. Поэтому человек, сознающий свою мужественность, чувствующий себя мужчиной, и считающий это чувство естественным и закономерным, может осознавать и чувствовать себя существом частичным, нуждающимся в ином, противоположном, и в чем-то дополняющем его, частичном существе для создания целого, истинного человечества.
Игнорирование вопроса о единстве мужского и женского начала, являющегося одной из сущностных основ человеческого бытия, привело к тому, что такие его важные элементы, как половой диморфизм, тендерное самосознание, любовь, семья и другие подобные им социальные и индивидуальные феномены практически выпадали из поля научного исследования, что исключало возможность изучения их влияния на личность и на развитие культуры. Между тем, сегодня очевидно, что эти феномены оказывают существенное влияние на изменение культуры в целом, и типа человеческой индивидуальности, в частности. Понятие культуры используется здесь нами не в смысле культурно-исторического типа, то есть как совокупность материальных проявлений жизни, достижений и творчества народа, а как система нравственно-эстетических ценностей, социальных установок общества и человека.
Каждый человек представляет собой определенный синтез черт мужественности и женственности, как социально-ролевого плана, так и на уровне тендерного самосознания, при этом единство, взаимосвязь и взаимозависимость мужественности и женственности, мужской силы и женской красоты (мужской красоты и женской силы), создают особый нравственно-эмоциональный и эстетический фон, благоприятствующий общему развитию человека.
На наш взгляд, задачи, которые намечалось решить в ходе данной работы, нами выполнены. Остается выразить надежду на то, что демократические преобразования в России найдут своё достойное развитие, Что создаст благоприятное условие для жизнедеятельности семьи, основанную на равноправии полов. На основании вышеизложенного мы считаем возможным высказать рекомендации:
- создание условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет внедрения соответствующих обучающих программ, позволяющих легче адаптироваться к рыночным отношениям;
- смягчение кризисной ситуации в сфере женской занятости; преодоление сегрегации в трудовой сфере, создание фактически равных возможностей для граждан в реализации трудового потенциала;
- поэтапную ликвидацию исторически сложившегося отставания в оплате труда бюджетных отраслей с преимущественной занятостью женщин, а также неравенства вознаграждения за труд равной ценности;
- поощрение предприятий государственного и негосударственного секторов экономики, расширяющих возможности для занятости женщин с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда; для активизации женского предпринимательства требуется наличие не только условий достаточных, но и необходимых, решение которых зачастую находится в компетенции законодательных и исполнительных органов власти. Одним из необходимых условий могла бы стать разработка специального проекта (на уровне города, региона) развития женского предпринимательства, в рамках которого можно было бы провести обучение женщин основам бизнеса;
- развитие различных форм семейного производства (надомный труд, семейные предприятия), а также увеличение рабочих мест с неполным рабочим днем (неделей);
- квотирование рабочих мест и стимулирование работодателей при организации ими рабочих мест для женщин;
- создание в учебных заведениях и учебных центрах государственной службы занятости специальных отделений профессионального обучения женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов;
- создание условий и приоритетность стимулов к гармоничному сочетанию профессиональных и семейных обязанностей; повышение ответственности обоих родителей за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства;
- формирование условий, обеспечивающих на практике осуществление права женщины на безопасный труд, что окажет положительное влияние на здоровье женщин и детей;
- меры по укреплению здоровья матери и ребенка, снижению материнской и детской заболеваемости и смертности, по профилактике здоровья женщин и детей, созданию системы консультативной и диагностической помощи женщинам и детям, формированию государственной системы планирования семьи, что позволит приостановить наметившиеся тенденции в здоровье женщин и детей; создание комплексной системы, помогающей преодолевать гражданам трудные жизненные ситуации, сети специальных центров реабилитации, ориентированных на одиноких женщин и матерей с детьми, женщин, пострадавших от насилия, с участием не только государственных учреждений, но и различных неправительственных объединений: благотворительных фондов, религиозных организаций, международных организаций, национальных общин и землячеств, а также частных фирм и лиц;
- оказание государственной поддержки общественным инициативам, независимому женскому движению.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вовк, Любовь Александровна, 2003 год
1. Аверинцев С. С. Горизонт семьи // Новый мир. - 2000. - №2.
2. Айвазова С. Женское движение в России: традиции и современность // Общественные науки и современность. 1995. №2.С.121-130.
3. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифферанциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1989.№2.С.44-53.
4. Андреева А. А. Некоторые проблемы феминистской философии // Вестник Спб Г У, серия №6.1992.
5. АнтоновА. И. и др. Кризис семьи и депопуляция в России (круглый стол) // Социологические исследования. 1999. -№11.
6. Аристотель. Политика // Соч. В 4 т. М., 1984. Т.4. С. 383; 430.
7. Бабель А. Женщина и социализм. М., 1959. С. 100.
8. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историцизма. М.,1984.
9. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы // Социологические исследования. 1999.- №9.
10. Бахофен И. Материнское право. Классики мирового религиоведения. М., 1996. С.216-267.
11. Белкин А.И. Биологические и социальные факторы, формирующие половую идентификацию (по данным изучения лиц, перенесших смену пола) // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.С.777-790.
12. Белова В. А. Число детей в семье. М., 1975.
13. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999.464с.
14. Бердяев H.A. О назначении человека. М.,1993. С.67-72.
15. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989. С.399, 401.
16. БердяевН. Метафизика пола и любви. 1907 // Русский эрос, или философия любви в России. Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
17. Бовуар С. де . Второй пол. М., 1995.С. 108-110.
18. Бойко В. В. Малодетная семья. М.: Статистика, 1980.
19. Бок Г. История, история женщин, история полов// THESIS.№6.1994.С. 180.
20. Булгаков С.Н. В. Соловьев и Анна Шмидт //Тихие думы. М., 1918.
21. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. 415с.
22. Ванчугов В.В. Женщины в философии (Из истории философии в России конца XIX- нач. XX вв.) М., 1996. 304с.
23. Введение в тендерные исследования. Т. 1 Харьков, СПб., 2001.
24. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992. 480с.
25. Виноградова Н. JI. Этническое взаимодействие в рамках славянской цивилизации// Восточное славянство как культурно-этническая общность. Сб. научных трудов. Волгоград, изд-во Волгоградского гос. техн. ун-та, 2002.
26. Вовк J1. А. Проблемы семьи в контексте трансформационных изменений в обществе. Волгоград, изд-во Волгоградского гос. техн. унта , 2002.
27. Волкова Т.А. Социально-философский анализ полового диморфизма итендерной самоидентификации: Дисс.канд. филос. наук: 09.00.11.1. Кемерово,1998.
28. Воронина O.A. Женщина в «мужском обществе» // Социологические исследования, 1998.№2.С. 104-110.
29. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.,1994.
30. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо- Психо- Логос. М., 1995.480с.
31. Гегель. Философия права. М., 1990.
32. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. Санкт-Петербург, 1998.
33. Гордон J1. А., Клопов Э. В. Человек после работы. М.: Наука, 1972.
34. Гримшоу Д. Идея «женской этики».// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М, 1993. С.8-30.
35. Давыдова Н. М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000. - №4.
36. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. Т. 2. М., 1999.
37. Дойч Э. Феминизм и автономность.// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М.,1993.С.30-41.
38. Елизаров В. В. Перспективы исследования семьи: Анализ, моделирование, управление. М.: Мысль, 1987.
39. Ерошенко Т.И. Диалог мужской и женской культур // Труды конференции. Волгоград, 3-5 октября,2000г.
40. Женщина в мифах и легендах. Ташкент, 1992.
41. Женщины в бизнесе.М., 1993.
42. Женщины в науке. М., 1989.
43. Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы. М.: Наука. 1991.
44. Журженко Т.Ю. Феминность как вопрос: проблематизация «женского» в книге Л.Иригарэй «Пол, который не одинок».//Материалы международной научной конференции. Иваново, 23-24 апреля 1998 г.С.20-27.
45. Заславская Т. И. Стратификация современного российского общества// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.-1996.-№ 1.
46. Здравомыслова Е.А. Темкина A.A. Социальная конструкция тендера и тендерная система в России.
47. Ильин И. А. О вечно-женственном и вечно-мужественном в русской душе // Собр. соч.: В Ют. М.Д993.Т.6, кн.З.
48. Иодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблеме человека // Человек в системе наук. М.Д989.С.171-180.
49. Ионов И. Н. Женщины и власть в России: история и перспективы // Общественные науки и современность. 2000. - №4.
50. История социологии в Западной Европе и США. М.,1999.
51. Кайдаш С. О «женской культуре».// Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.С.188-205.
52. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., 1995.149с.
53. Кант И. Метафизика нравов // Соч. В 6 т. М., 1965. Т.4. 4.2. С.234- 236.
54. Кирилина A.B. Перспективные направления развития тендерных исследований в российской лингвистике // Материалы международной научной конференции. Иваново, 23-24 апреля 1998 г. С. 16- 20.
55. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996.
56. Козлова H.H. Тендер и вхождение в модерн.// Общественные науки и современность. 1999. №5. С.16.
57. Комаров Е.И. Деловитость женщины руководителя//Управление персоналм. 1998.№7.С. 12-14.
58. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии, 1981 .№2.
59. Коои Г. Мужественность и женственность.// Изменения положения женщины и семья. М., 1977. С.166-179,
60. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема. Философские науки 1991.№12.
61. Кузнецова JI. Н. Женщина на работе и дома. М.: Политиздат, 1980.
62. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994. С.288.
63. Лабутова И.В. Самопринятие как усиление женственности современной женщины // Материалы традиционной Всероссийской конференции, Ижевск, 12-13 февраля 1998 г. С.249-250.
64. Левин К. Разрешение социальных конфликтов: Пер. с англ. СПб., 2000.,
65. Леонтьев К.Н. Образ мира // Избр. ст.: В 2т. М.,1983.
66. Лосев А.Ф. Эрос у Платона // Бытие- имя- космос/Сост. А.А.Тахо-Годи. М., 1993. С.31-61.
67. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1994.
68. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: в восьми томах. Т.5 / Сост.:Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1985
69. Макаров В.В. Социальное пространство жизнедеятельности женщины// Женщина в российском обществе. 1997.№ 2.
70. Макаров В.В., Василенко И.В. Философия и социология пола. Волгоград, 1992.
71. Макаров В.В., Василенко И.В., Коваленко Н.В. Некоторые аспекты социокультурной направленности современных молодых женщин// Материалы международной научной конференции. Иваново,23-24 апреля 1998 г.С.149.
72. Мальцева Н.Л. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию. Волгоград, 1996.176с.
73. Марков Б. В. Разум и сердце: история и теология менталитета. СПб.,1993.76
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.