Статика и динамика духовно-нравственного кризиса: логико-социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Таланова, Ксения Сергеевна
- Специальность ВАК РФ22.00.04
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат наук Таланова, Ксения Сергеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования духовно-нравственного кризиса
1.1. Духовно-нравственный кризис как предмет социологического дискурса
1.2. Теоретические проблемы и противоречия исследования духовно-нравственного кризиса в современной России
Глава 2. Статика духовно-нравственного кризиса: методологические ориентиры исследования и особенности проявления в российской социальной реальности
2.1. Методология социологического исследования статики духовно-нравственного кризиса
2.2. Статические характеристики духовно-нравственного кризиса в России
Глава 3. Динамика духовно-нравственного кризиса: теоретические проблемы исследования и специфика проявления в российской социальной реальности
3.1. Методологические ориентиры социологического исследования динамики духовно-нравственного кризиса
3.2. Динамика духовно-нравственного кризиса в России и перспективы его преодоления
Заключение
Библиографический список
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления2014 год, кандидат наук Филюшкина, Диана Владимировна
Духовно-нравственные основы национальной идеологии современного российского общества2013 год, кандидат наук Вареник, Мария Сергеевна
Духовное самоопределение российской молодежи в условиях глобализации2013 год, кандидат наук Красноруцкий, Павел Павлович
Преемственность поколений в сфере духовно-нравственных ценностей современной молодежи России2015 год, кандидат наук Вагин, Дмитрий Юрьевич
Архаизация российского общества: культурные детерминанты, формы проявления и перспективы развития2023 год, доктор наук Ситников Алексей Петрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Статика и динамика духовно-нравственного кризиса: логико-социологический анализ»
Введение
Актуальность исследования. В любом обществе на определенной стадии его развития функционируют и воспринимаются те или иные общественные идеалы, которые составляют душу общества и определяют динамику его изменения. В эпоху социальных потрясений, трансформаций или кризисов возникают новые идеалы, которые люди пытаются воплотить в реальность1, но зачастую это сопровождается духовным кризисом, ценностной аномией и вакуумом как результатом разрушения социокультурного кода социума и его неготовности к принятию новых ценностей и идеалов.
Е.В. Беляева отмечает, что все фундаментальные новации в истории человечества, связанные с возникновением древних цивилизаций, мировых религий и идеологий (демократических, гуманистических и т. д.), несли в себе глубокий нравственный смысл и содержали нравственную программу, как для общества, так и для личности2, но появление этих новаций, как известно, сопровождалось столь же глубоким духовно-нравственным кризисом общества.
Каким нравственным содержанием наполнена программа развития современного общества? Какой глубокий нравственный смысл несут в себе современные российские инновации, породившие глубокий духовно-нравственный кризис общества? Возможно, российское общество и весь западный мир стоят накануне великой социальной революции и перехода к иному типу социокультурного развития, который отвратит от современной человеческой цивилизации час расплаты за торжество научно-технического
1 Громов И.А., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценности Э. Дюркгейма// Социологические исследования. 2010. № 8. С. 131.
2 Беляева Е.В. Нравственные ценности эпохи постмодерна // Философия и социальные науки. 2010. № 1.С.63.
прогресса, давшего в руки человечества страшное оружие самоубийства? Быть может, мы стоим на пороге гибели той самой чувственной культуры, осознание исчерпанности которой как источника социокультурного развития
-з
было представлено еще в работах П.А. Сорокина , и перехода к более совершенной культуре, которая мыслится многими учеными как гуманистическая и креативная4?
Чтобы знать, на каком отрезке кривой духовно-нравственного кризиса находится современное общество, в том числе российское, перенявшее эстафету в принятии элементов чувственной культуры с ее приоритетом потребительства от Запада, но дошедшее до совершенства в принятии и развитии ее самых негативных оттенков, необходима социологическая рефлексия статических и динамических характеристик этого кризиса с учетом имеющейся методологической основы для их изучения в классической социологии и потенциала современных методологических разработок, еще не применявшихся с обозначенной целью.
Бесспорно, выделение в качестве отдельных операциональных сторон духовно-нравственного кризиса его статики и динамики следует рассматривать лишь как объективную необходимость для удобства социологического осмысления природы духовно-нравственного кризиса, его движущих сил и характерных признаков проявления. В реальности же
См.: Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Сорокин П. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997 и др.
4 См.: Добренькое В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011; Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность// Социологические исследования. 1995. № 12; Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Социологические исследования. 2011. № 11; Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.
статика и динамика выступают двумя взаимосвязанными и неразделимыми сторонами духовно-нравственного кризиса общества.
Необходимость обозначенного ракурса исследования продиктована тенденциями затянувшегося и в то же время динамично протекающего в современном обществе, и прежде всего, в российском, духовно-нравственного кризиса и убежденностью в том, что методологически и эмпирически обоснованная стратегия выделения его статических и динамических характеристик позволит выработать адекватные им методы преодоления кризисных явлений в духовно-нравственной сфере общества.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Исследуемая проблематика включает в себя ряд теоретических и практических блоков, связанных с такими явлениями и понятиями, как кризис, ценности, духовно-нравственный кризис, статика и динамика духовно-нравственного кризиса. Значительный пласт научной литературы посвящен проблеме кризиса. Природа кризиса достаточно хорошо раскрыта Э. Мореном, который утверждает, что кризис есть «отсутствие решения (феномен дерегулирования и дезорганизации), которое, как результат, может создавать решение (новую форму регулирования, постепенное преобразование)»5, соглашаясь с точкой зрения ученых о необходимости изучения в рамках социологии кризисов не внешних причин, а внутренних срывов и процессов дерегулирования, а также следующих за ними дисфункций и неуправляемостей6.
Российские ученые также внесли свой вклад в развитие теории кризиса, в изучение его социальной природы. Анализируя природу кризисов, H.A.
п
Акимов и Б.Н. Порфирьев отмечают, что большинство кризисов
5 MorinE. Sociologie. P.: Fayard, 1984. P. 143-144.
6 Wieviorka M. Sociology in times of crisis // Facing an Unequal World: Challenges for a Global Sociology. Vol. 1 : Latin America and Africa. Taiwan: Academia Sinica, 2010. P. 41.
7 См.: Акимов IiA., Порфирьев Б.Н. Кризисы и риск: к вопросу взаимосвязи категорий // Проблемы анализа риска. 2004. Т. 1. № 1. С. 38-49.
представляют собой результат сочетания ошибок человека, институциональных «провалов» и постоянного изменения среды функционирования людей и организаций. Н.И. Лапин также полагает, что кризис следует рассматривать как «острую форму движения - через
о
дезинтеграцию и конфликт - к иному состоянию общества» . Такое понимание кризиса, в принципе, и закрепилось в современной отечественной социологии, в которой в качестве отдельного направления успешно развивается социология духовной жизни, что, как нам представляется, символично для эпохи, стремительно утрачивающей понятие духовности. И в этом направлении значительных успехов добились такие ученые, как В.И. Добреньков, Е.А. Попов, Е.Д. Руткевич9.
В современной социологической литературе проблема статики и динамики духовно-нравственного кризиса еще не получила концептуального осмысления, но для подобного ракурса исследования есть серьезные методологические основания, заложенные в теории ценностей и методологических разработках П.А. Сорокина. Проблема статики и динамики духовно-нравственного кризиса своими корнями уходит в проблему динамики ценностей, что определяет глубокий интерес и ценность исследований в области теории ценностей, среди которых необходимо отметить, прежде всего труды М. Вебера, Э. Дюркгейма, У. Томаса, Ф.
о
Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социс. 1993. № 9. С. 18.
9 Добренькое В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011; Попов Е.А. Социология духовной жизни: проблемы концептуализации // Социологические исследования. 2012. № 4; Руткевич Е.Д. Социология духовности: проблемы становления // Вестник Института социологии. 2014. № 2(9). URL: http://www.vestnik.isras.ru.
Знанецкого, Т. Парсонса, Р. Мертона10. Среди российских ученых серьезный вклад в развитие теории ценностей внесли И.Г. Комиссарова, Н.И. Лапин11.
Ключевым основанием для многочисленных исследований в области динамики ценностей и духовно-нравственного кризиса в социологии стало понятие аномии, благодаря работам Э. Дюркгейма и Р. Мертона. В современной социологии аномия трактуется как «состояние, характеризующееся отсутствием цели, самоидентичности или этических ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация
1 О
общественного сознания и поведения» .
Российские ученые, анализируя специфику ценностного развития современного, в том числе российского общества, в подавляющем большинстве приходят к выводу о том, что происходят изменения в иерархии ценностей и на смену базовым, традиционно нематериальным ценностям приходят ценности материального порядка, потребительские и достижительные ценности. Эти тенденции связываются, как правило, с влиянием западной массовой культуры, которая в свете усиления глобализационных процессов проникает в мировое культурное пространство, порождая, согласно концепции О.Н. Яницкого, феномен «мусорной»
10 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994; Парсопс Т. Система современных обществ. М., 1997; Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
11 Комиссарова И.Г. Феномен трансформации ценностных ориентации российского студенчества: социальные факторы и интерпретационные парадигмы // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. URL: http://nesch.ieie.nsc.m/I.G.KomissarovaKontiress2012.htm; Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И.
Лапин. М.: ИФАН, 1991.
1 ^
" Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 164.
культуры . ЕЛО. Шакирова пишет, что «современное общество вошло в такую стадию, когда в своей социально-практической деятельности в значительной степени нивелирует свои же достижения в духовной области, ставя меркантильные, заниженные идеалы выше других в социальной практике»14.
Трудно переоценить методологическое наследие П.А. Сорокина в изучении кризиса современного общества. Из-под его пера вышло большое количество работ, без которых сегодня не обходится ни один ученый, пытающийся осмыслить природу кризиса современного общества, в том числе в сфере культуры, духовного развития. Теория П.А. Сорокина может выступать основанием изучения статики и динамики духовно-нравственного кризиса общества, поскольку именно в сочетании и смене статических и динамических состояний социокультурных суперсистем (идеациональной, идеалистической и чувственной) видится Сорокину сама сущность социокультурного развития общества и его истории. Разрушение одного из типов этой системы при переходе к другому сопровождается кризисом как результатом кризиса базовых ценностей общества15.
В условиях кризиса, как пишет П.А. Сорокин, важно не сокрушаться об утраченном и пытаться воскресить безнадежно ушедшее, а решить проблемы, которые позволили бы этот переходный период, определяющий социокультурный кризис, сделать менее болезненным, т. е. надо его как можно быстрее и безболезненнее преодолеть, а также составить конструктивные планы для будущего развития общества и будущей культуры с учетом новых культурных реалий16. Другими словами,
13 Япицкий О.Н. «Мусорная культура» // Повое в социологии: монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 418-419.
14 Шакирова ЕЛО. Общее представление о строении и динамике современного социокультурного пространства // Власть. 2013. № 12. С. 113.
15 Осипов Г.В. Встречи с Питиримом Сорокиным. М., 2003. С. 101.
16 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. С. 790.
необходимо не допустить статики социокультурного кризиса, а, переводя эту идею в русло диссертационной проблематики, статики духовно-нравственного кризиса.
Духовно-нравственный кризис уже не одно десятилетие волнует российских исследователей, о чем свидетельствует серьезный пласт исследований, посвященных данной проблематике. Об этом пишут в своих работах Е.В. Аралова, A.B. Верещагина, С.И. Самыгин, A.A. Возьмитель, J1.X. Газгиреева, Л.А. Бурняшева, М.К. Горшков, A.B. Коршунов, Т.А. Рассадина, Т.Д. Стерледева, Р.К. Стерледев, И.Б. Чернова, Ж.Т. Тощенко,
17
О.Н. Яницкий, Р.Г. Яновский и др. . Оценки процесса в области духовно-нравственного развития современной России, которые дают российские ученые, далеки от позитивных, а в ряде случаев отличаются
17 Аралова Е.В. К истокам духовной культуры // Власть. 2013. № 8; Аралова Е.В. Соборность как фактор духовной культуры России // Власть. 2014. № 7; Самыгин С.И., Верещагина A.B. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2); Возьмитель A.A. Образ жизни: от советского к российскому // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб.: Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011; Газгиреева Л.X., Бурняшева Л.А. Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества // Власть. 2011. № 2; Горшков М.К. «Русская мечта» в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. 2012. № 2; Коршунов A.B. Духовная безопасность в системе обеспечения социальной безопасности российского общества: институциональные риски и стратегии их преодоления. М.: Социально-гуманитарные знания, 2013; Рассадина Т.А. Россияне в условиях «общества риска»: эмоциональный и ценностный аспекты // Социологические исследования. 2013. № 11; Стерледева Т.Д., Стерледев Р.К. Духовность и бездуховность как вызов и риски для России // Власть. 2013. № 8; Чернова И.Б. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013. № 9; Тощенко Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике // Социологические исследования. 2010. № 7; Яницкий О.Н. «Мусорная культура» // Новое в социологии: монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮПИТИ-ДАНА, 2013; Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность // Социологические исследования. 1995. № п.
катастрофичностью. Так например A.A. Возьмитель, сравнивая образ жизни россиян на грани двух эпох - советской и постсоветской, крайне негативно обрисовал ситуацию в новой, образовавшей после распада СССР России, указав на открытую криминализацию властных структур, бизнеса, массовое снижение доверия, тотальную коррупцию, бесправие и незащищенность населения России, засилье чуждых идеалов и ценностей и духовное обнищание человека18. М.К. Горшков не столь категоричен в оценке духовно-нравственного потенциала российского общества и на основе анализа результатов исследования Института социологии РАН о мечтах россиян приходит к выводу, что население России постепенно утрачивает не только свою пассионарность, но и цивилизационную специфику, которая пока еще сохраняется, но на уровне исторической памяти, архетипов и идеалов19.
Подводя итоги степени научной разработанности темы диссертационного исследования, необходимо подчеркнуть еще раз, что специальные исследования концептуального характера, в которых проводился бы единовременный анализ статических и динамических проявлений духовно-нравственного кризиса в современном, прежде всего, российском обществе в современной отечественной социологии не представлены, хотя имеются фундаментальные разработки в области изучения источников и социальных последствий кризиса в духовно-нравственной сфере, предлагаются те или иные пути инновационного прорыва общества20 и смены вектора его развития в гуманистическом
18 Возьмитель A.A. Образ жизни: от советского к российскому // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. ред. академик РАН М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб.: Институт социологии РАН, Нестор-История, 2011. С. 282.
19 Горшков М.К. «Русская мечта» в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. 2012. №2. С. 16.
20 Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Новые идеи в социологии: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
направлении21, которое сложно представить без гуманитаризации мышления и, соответственно, образования. Гуманитарное мышление, как очень точно пишет Г.И. Герасимов, опирается на особый тип мировосприятия и взаимоотношений с окружающим миром, позволяющий осмыслить его реалии в их «человеческом измерении», постичь «человеческое в человеке», т. е. суть гуманитарного образования заключается в том, что в его пространстве создается возможность для выращивания гуманитарного мышления22.
Итак, перспективы, связанные с возможностью и необходимостью использования имеющихся и разработкой на их основе адекватных современной реальности методологических ориентиров исследования статики и динамики духовно-нравственного кризиса и формирования концептуальных положений по вопросу о преодолении кризисных явлений в духовно-нравственной сфере российского общества, определили выбор темы для диссертационного исследования, а также его стратегию, отразившуюся в постановке цели и задач.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке социологической концепции статики и динамики духовно-нравственного кризиса в современном обществе.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд исследовательских задач:
рассмотреть теоретические проблемы исследования духовно-нравственного кризиса в контексте социологического дискурса;
21 Михайлёнок О.М. Гуманитарная культура как фактор национальной безопасности // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2010 / Отв. ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2010; Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008 и др.
" Герасимов Г.И. Гуманитарность и гуманитаризация образования // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1.С. 131-132.
выявить теоретические проблемы и противоречия исследования духовно-нравственного кризиса в современной России;
определить методологические параметры социологического исследования статики духовно-нравственного кризиса;
- выявить статические характеристики духовно-нравственного кризиса в России;
- охарактеризовать методологические ориентиры социологического исследования динамики духовно-нравственного кризиса;
- выявить динамические характеристики духовно-нравственного кризиса в России и оценить перспективы его преодоления.
Объектом исследования выступает духовно-нравственный кризис современного общества.
Предметом исследования являются статические и динамические проявления кризиса в духовно-нравственной сфере современного российского общества.
Гипотеза диссертационного исследования. Духовно-нравственный
кризис общества может принимать как статическую, так и динамическую
формы. Статика духовно-нравственного кризиса заключается в устойчивости
причин, порождающих кризисные явления в духовно-нравственной сфере
общества, в то время как степень их проявления в социокультурной
реальности выступает показателем динамики духовно-нравственного кризиса
общества. В современной российской реальности доминантной причиной,
определяющей статику духовно-нравственного кризиса, является кризис
идеального как результат разрушения общественных идеалов,
символизирующих духовные скрепы общества, которые формируют
потенциал солидарности, консолидации и образ будущего развития социума.
Кризис идеального находит выражение в противоречиях, формирующихся
между культурными идеалами, нормами и ценностями и социальной
реальностью. На фоне этих противоречий в зависимости от устойчивости их
воспроизводства разворачивается динамика духовно-нравственного кризиса,
12
которая может носить как положительный, так и отрицательный характер. Выход из духовно-нравственного кризиса в России видится в преодолении маргинального состояния российского общества, которое так и не совершило модернизационный прорыв на пути к демократическому обществу и развивается в русле имитации демократии, модернизации, свободы, принципов правового государства и социальной справедливости.
Теоретико-методологическая основа диссертационного
исследования. Методологической основой диссертации выступает неоклассическая научная метапарадигма, в рамках которой автором активно использовались идеи и положения теории ценностей М. Вебера, Э. Дюркгейма, теории флуктуации культурных суперсистем П.А. Сорокина, неоинституциональной теории Д. Норта и концепции институциональных матриц С.Г. Кирдиной, теории трансформации Т.И. Заславской и Н.И. Лапина и теории социальной неопределенности Ю.А. Зубок и В.И. Чупрова. Их комплексное использование позволило разработать методологические параметры для выделения статических и динамических характеристик духовно-нравственного кризиса в современном обществе, а также определить препятствия для преодоления кризисных явлений в современном трансформирующемся российском обществе.
Выявление перспектив преодоления духовно-нравственного кризиса в современном российском обществе стало возможным на основе ряда теоретических концепций и подходов, таких как: теория креативности (Ю.Г. Волков), гуманистическая концепция (В.И. Добреньков, Г.И. Герасимов, О.Н. Яницкий).
Значимым методологическим основанием данного диссертационного исследования стали элементы теории безопасности, в том числе духовной, теории социальной справедливости, теории доверия, теории потребительского общества, теории «общества риска», а также системного, сравнительного, функционального подходов.
В процессе разработки инструментария для проведения социологических эмпирических исследований использовались методы социологического и экспертного опроса, наблюдения, анализа и обобщения эмпирического материала, контент-анализа.
Эмпирическая база исследования включает в себя комплекс источников, среди которых представлены результаты социологических исследований российских академических структур, научно-исследовательских центров и организаций (ИС РАН, Левада-Центра)" , а также данные двух социологических эмпирических исследований, в которых автор диссертации принял непосредственное участие:
1. Исследование на тему «Ценностные ориентации современной российской молодежи, особенности процесса их формирования и осуществления молодежной политики», которое было проведено в ноябре 2013 года на базе НИЛ «Социологические проблемы современного российского общества» социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством С.О. Елишева (при научном консультировании профессора Е.В. Добреньковой). В исследовании приняли участие 408 студентов московских вузов: Московского государственного
23 Горшков М.К. Российское общество как оно есть: опыт социологической диагностики. М.: Новый хронограф, 2011; О чем мечтают россияне (размышления социологов): Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2012; Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: ИС РАН, 2010; Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2011; Россияне о проблемах. URL: http://www.levada.ru/l 0-03-2014/rossiyane-o-problemakh; Имморализм постсоветского общества и европейские ценности. URL: http://w\vw.levada.ru/21-05-2014/immoralizm-postsovetskogo-obshchestva-i-evropeiskie-tsennosti; Подмена понятий: патриотизм в России. URL: http://\vww. levada.ru/27-05-2014/podrncna-ponyatii-patriotizm-v-rossii; Моральные ограничения россиян. URL: http://\w\v.levada.ru/25-07-2013/moralnye-ogranicheniya-rossiyan.
университета имени М.В. Ломоносова, Международной академии бизнеса и управления, Российского университета дружбы народов, Медицинской академии имени И.М. Сеченова, Института журналистики и литературного творчества, Московского физико-технического института, Государственного университета управления, Российского православного университета св. Иоанна Богослова.
2. Экспертный опрос на тему «Особенности осуществления молодежной политики в Российской Федерации», проведенный в ноябре 2013 года на базе НИЛ «Социологические проблемы современного российского общества» социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством С.О. Елишева (при научном консультировании профессора Е.В. Добреньковой). В экспертном опросе приняли участие 30 специалистов и экспертов в сфере образования, работы с молодежью и молодежной политики из самых разных регионов страны.
Результаты указанных авторских эмпирических исследований были опубликованы в книге «Социологические исследования социальных проблем современного российского общества» (гл. ред. Е.В. Добренькова, отв. ред. Ю.П. Аверин. М.: МАКС Пресс, 2014. Вып. 1. 164 с.)
В комплексе представленные эмпирические источники обеспечили решение исследовательских задач в рамках изучения статических и динамических характеристик духовно-нравственного кризиса в современном российском обществе.
Полученные в ходе диссертационного исследования результаты характеризуются наличием элементов научной новизны:
- показана специфика социологического дискурса исследования духовно-нравственного кризиса в современном обществе и обоснована неправомерность однозначных коннотаций термина «духовно-нравственный кризис», связанных с негативной оценкой его природы и социальных последствий;
- выявлены теоретические проблемы и противоречия исследования духовно-нравственного кризиса в современной России и определены направления дискурса, развернувшегося в социологической литературе по вопросу о природе и социальных последствиях духовно-нравственного кризиса в России;
- рассмотрены методологические основания изучения статики духовно-нравственного кризиса, дано авторское определение термину «статика духовно-нравственного кризиса» и показан механизм воспроизводства статических характеристик духовно-нравственного кризиса в современном обществе;
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК
Трансформация ценности жизни в молодежной среде российского общества в условиях эскалации потребительской идеологии2018 год, кандидат наук Коваленко, Ангелина Мизаевна
Трудовая социализация молодежи в условиях трансформации трудовых ценностей в России2014 год, кандидат наук Уколов, Роман Александрович
Жизненное проектирование российской молодежи в условиях информационной реальности2019 год, доктор наук Алиев Шапи Изиевич
Социокультурные детерминанты здоровьесберегающих практик российской религиозной (православной) и нерелигиозной студенческой молодежи2016 год, кандидат наук Лисина Ольга Васильевна
Профессиональная компетентность российской молодежи: специфика формирования и способы повышения в условиях новой социальной реальности2015 год, кандидат наук Морозова, Яна Вячеславовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Таланова, Ксения Сергеевна, 2014 год
Библиографический список
1. Акимов НА., Порфирьев Б.Н. Кризисы и риск: к вопросу взаимосвязи категорий // Проблемы анализа риска. 2004. Т. 1. № 1.
2. Андреев A.JI. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства // Социологические исследования. 2007. № 9.
3. Андреенкова A.B. Материалистическое/постматериалистические ценности в России // Социологические исследования. 1994. №11.
4. Антонов АИ. Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.
5. Аралова Е.В. К истокам духовной культуры // Власть. 2013. № 8.
6. Аралова Е.В. Соборность как фактор духовной культуры России //Власть. 2014. №7.
7. Ардашова Ю.И. Нравственные ценности общества и милосердие // Вестнник Читинского гос. ун-та. 2007. № 2.
8. Архангельский В.Н. Репродуктивное и брачное поведение // Социологические исследования. 2013. № 2.
9. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство, 2005.
10. Ахиезер A.C. Архаизация в российском обществе как методологическая проблема // Общественные науки и современность. 2001. №2.
11. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. В 2 тт. Новосибирск, 1997.
12. Байрамов В.Д. Социальный хаос в российском обществе: дисс. ... д-ра соц. наук. 22.00.04. Ростов н/Д, 2009.
13. Байрамов В.Д. Флуктуации социального хаоса в российском обществе. Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007.
14. Байралюв В.Д., Магомедов М.Г. Социальный хаос и социальная транзиция российского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №8.
15. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003. № 5.
16. Барышев П.Ф. Комплексная безопасность в России: методологический подход // Власть. 2014. № 12.
17. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2005.
18. Бауман 3. Социология постмодернизма. М., 1991.
19. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 2000.
20. Беляева Е.В. Нравственные ценности эпохи постмодерна // Философия и социальные науки. 2010. № 1.
21. Богачёва Н.В. Отношения родителей и детей // Социология. 2006. № 3-4.
22. Богданов A.A. Тектология. Всеобщая организационная наука. М.: Экономика, 1989. Кн. 2.
23. Бондар A.B. Социокультурный раскол и развитие российской государственности // Власть. 2009. № 3.
24. Броделъ Ф. Грамматика цивилизаций. М.: Весь мир, 2008.
25. Буркин А.К, Возженников A.B., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М.: Изд-во РАГС, 2008.
26. Вахитов Р. Болонский процесс в России / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.strana-oz.rU/2013/4/bolonskiy-process-v-rossii
27. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
28. Верещагина A.B. Трансформация институт семьи и демографические процессы в российском обществе. Автореф. дисс. ... д-ра соц. наук. Ростов н/Д, 2009
29. Верещагина A.B., Самыгин С.И. Кризис традиционной семьи и альтернативы развития института семьи в России: теоретический анализ с позиций синергетической парадигмы // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2531
30. Возъмителъ A.A. Образ жизни: от советского к российскому // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2011 / Отв. Ред. Академик РАН М.К. Горшков. Вып. 10. М.; СПб.: ИС РАН, Нестор-История, 2011.
31. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации // Новые идеи в социологии: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
32. Волков Ю., Кривопусков В. Доверие и креативный класс: факторы консолидации российского общества. Научное издание. Ереван: Тигран Мец, 2013.
33. Волков Ю.Г. 11 тезисов в защиту креативного класса. Ростов н/Д: Антей, 2013.
34. Волков Ю.Г. Креативность: исторический прорыв России. М.: Социально-гуманитарные знания, 2011.
35. Волков Ю.Г. Креативный класс versus имитационных практик // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1.
36. Волков Ю.Г. Креативный класс: логика социального становления // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.
37. Волков Ю.Г. Креативный класс: проблема концептуализации в российском обществе. Ростов н/Д: Антей, 2011.
38. Волков Ю.Г. Российское образование: креативный потенциал. Ростов н/Д: Антей, 2011.
39. Выжлегрв. Г.М. Ценности российской духовности: Кризис и возрождение. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб., 1996.
40. Газгиреева Л.Х., Бурпяшева Л.А. Экзистенциальные основы духовной безопасности российского общества // Власть. 2011. № 2.
41. Гафиатулина Н.Х. Состояние институциональных субъектов, моделирующих социальное здоровье российской молодежи // Инженерный вестник Дона. 2011. № 1 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/nly2014/2296
42. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. 2010. № 1.
43. Герасимов Г.И. Гуманитарность и гуманитаризация образования // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1.
44. Герасимов Г.И. Познавательно-развивающая парадигма: инновационное измерение трансформации образования // Гуманитарий Юга России. 2013. №4.
45. Герасимов Г.И. Трансформация образования - социокультурный потенциал развития российского общества. М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005.
46. Герасимов Г.И, Куницыиа Е.В. Социально-философские основания развивающего образования. Ростов н/Д: Антей, 2012.
47. Глобальный кризис западной цивилизации и Россия / Отв. ред. Г.В. Осипов. 2-е изд. доп. М.: Книжный дом «Либроком», 2009.
48. Голенкова З.Т. Основные тенденции трансформации социальных неравенств // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
49. Голод С.И. Современная семья: плюрализм моделей // Социологический журнал. 1996. № 3,4.
50. Голофаст В.Б. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб., 2006.
51. Горшков М.К. «Русская мечта» в зеркале социологии // Гуманитарий Юга России. 2012. № 2.
52. Горшков М.К. Российское общество как оно есть: опыт социологической диагностики. М.: Новый хронограф, 2011.
53. Горшков M.K. Россия: двадцать лет спустя (некоторые аспекты социологического анализа реформирования общества) // Власть. 2011. № 12.
54. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. 2-е изд. доп. и исправл. М.: ИС РАН, 2010.
55. Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. № 4.
56. Гофман А.Б. О социологии Эмиля Дюркгейма // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
57. Гофман А.Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах // Социологические исследования. 1991. № 2.
58. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: МГУ; ВШЭ, 2001.
59. Громов H.A., Лукьянов В.Г. Методология научного познания и теория ценности Э. Дюркгейма // Социологические исследования. 2010. № 8.
60. Грызунова Е.А. Социология кризисного управления // Социология. 2012. № 3.
61. Грязнова О.С., Магун B.C. Базовые ценности учителей // Социологический журнал. 2011. № 1.
62. Гуманитарно-правовой портал Psyera. Деформация социальных отношений / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyera.ru/2499/deformaciya-socialnyh-otnosheniy
63. Гундаров И.А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа// Общественные науки и современность. 2001. № 5.
64. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. М., 2008.
65. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) / Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2011.
66. Демидов A.M., Демидова A.A. Исследование социокультурных стилей в России: десять лет спустя // Социологические исследования. 2011. № 12.
67. Дердюк В.Б. Цивилизационная безопасность России в современных условиях // Власть. 2010. № 9.
68. Добренькое В.И. Ценностно-ориентированная социология: проблемное поле постнеклассической методологии. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2011.
69. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 тт. Т. 4. Общество: статика и динамика. М.: ИНФРА-М, 2004.
70. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 тт. Т. 6. Социальные трансформации. М.: ИНФРА-М, 2005.
71. Дюльднна Ж.Н. Семейные ценности и традиции как основа основ российского общества и государства // Власть. 2013. № 11.
72. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX - начала XX веков. М., 1996.
73. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Сост., послесл. и прим. А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.
74. Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2.
75. Ефлова М.Ю., Игикинеева Ф.Ф., Фурсова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте социальных изменений // Вестник Института социологии. 2014. № 3(10) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.isras.ru
76. Жукова О.А. Культурно-политический вектор российской модернизации: ценности культуры в системе образования // Культурологический журнал. Journal of Cultural Research: электронное периодическое рецензируемое научное издание / Ред. совет: К.Э. Разлогов и др.; глав. ред. О.Н. Астафьева. М., 2012. № 4 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cr-journal.ru/rus/journals/l 74.html&j_id=l2
77. Журавлева И.В. Почему не улучшается здоровье россиян? // Вестник Института социологии. 2012. № 6. С. 171 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.vestnik.isras.ru
78. Журавлева И.В., Иванова Л.Ю., Ивахненко Г.А. Студенты: поведенческие риски и ценностные ориентации в отношении здоровья // Вестник Института социологии. 2012. № 6.
79. Зарубина H.H. Между этикой убеждения и этикой ответственности? Трансформация нравственной позиции российской молодежи // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3.
80. Заславская Т.Н. Трансформационный процесс в России: социокультурный аспект // Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы / Отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999.
81. Захаров C.B. Перспективы рождаемости в России: второй демографический переход // Отечественные записки. 2005. № 3.
82. Зиновьев A.A. Гибель «империи зла» // Социологические исследования. 1994. № 10, 11; 1995, №1,2, 4.
83. Зиновьев A.A. России не существует // Комсомольская правда. Калининград. 2002. 20 сент.
84. Зиновьев A.A. Русская трагедия. М., 2005.
85. Зиновьев A.A. Советская контрреволюция // Советская Россия. 1998. 19 сент.
86. Зубенко С.А. Трансформация социально-экономических систем: тенденции и факторы // Вестник Тамбовского ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 3.
87. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М.: Academia, 2008.
88. Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность России: институциональный контекст и человеческое измерение. М.: Academia, 2010.
89. Изменения за последние десять лет / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/l 1 -03-2014/izmeneniya-za-poslednie-desyat-let.
90. Измерения миролюбия в мире и в России / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1672
91. Ильиноеа H.A. Гуманитаризация образования как стратегический фактор модернизации современного российского общества // Власть. 2013. № 12.
92. Имморализм постсоветского общества и европейские ценности / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/21-05-2014/immoralizm-postsovetskogo-obshchestva-i-evropeiskie-tsennosti
93. Иовенко Е.Ю. Тендерные особенности ценностных ориентаций студентов // Молодой ученый. 2012. Ноябрь. № 11 (46).
94. Каган М.С., Перое Ю.В., Прозерскый В.В., Юровская Э.П. Философия культуры. Становление и развитие: Учебник. СПб.: Изд-во «Лань», 1998.
95. Казарина-Волшебная Е.К, Комиссарова И.Г., Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 6.
96. Кара-Мурза С.Г. Аномия в России: причины и проявления. М.: Научный эксперт, 2013.
97. Кармин A.C. Культурология: Культура социальных отношений. СПб: Лань, 2000 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.countries.ru/library/ethic/etterm.htm
98. Катаев С.Л. Кто мы такие (молодежь о себе и старшем поколении) // Социологические исследования. 1988. № 1.
99. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000.
100. Кирдина С.Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 1.
101. Кисселъ М.А. Ценностей теория // Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия 1969-1978 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_sovet/Cennoste-teorija-97696.html
102. Клупт М.А. Демографическая повестка XXI века: теории и реалии // Социологические исследования. 2010. № 8.
103. Клямкин И.М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Полис. 1994. №4.
104. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования.2003.№ 1.
105. Козлова М.В. Духовность общества в условиях глобализации. Автореф. дисс. ... канд. философ, наук. Красноярск, 2012.
106. Комиссарова И.Г. Феномен трансформации ценностных ориентаций российского студенчества: социальные факторы и интерпретационные парадигмы // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nesch.ieie.nsc.ru/LG.KomissarovaKongress2012.htm
107. Константинова Л.В. Общественный идеал в эпоху постмодерна: ракурсы социальной политики // Власть. 2014. № 4.
108. Константиновский Д.Л. Молодежь: интересы и судьбы, проблемы и надежды // Власть. 2010. № 2.
109. Коршунов A.B. Духовная безопасность в системе обеспечения социальной безопасности российского общества: институциональные риски и стратегии их преодоления. М.: Социально-гуманитарные знания, 2013.
110. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М.: Наука, 1991.
111. Красиков С.А. Исследование рисков в западной социологии // Социологические исследования. 2008. № 9.
112. Кривошеее В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. № 3. С. 57.
113. Курбатов В.И., Крупенникова Л.Ш. Евразийский диалог: концептуальный анализ // Гуманитарий Юга России. 2013. № 3.
114. Кучмаева О.В., Марыганова Е.А., Петрякова О.Л., Синельников А.Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7.
115. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М.: 2000.
116. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социс. 1993. № 9.
117. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества / Отв. ред. Н.И. Лапин. М.: ИФАН, 1991.
118. Лапин H.H., Беляева Л.А. Кризисный социум. Наше юношество в трех измерениях. М., 1994.
119. Лев Гудков: «Рост националистических настроений - это признак стагнации общества» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/l 8-12-2013/lev-gudkov-rost-natsionalisticheskikh-nastroenii-eto-priznak-stagnatsii-obshchestva
120. Лескова ИВ. Маргинальность и культурная идентификация молодежи // Социальная политика и социология. 2008. № 2.
121. Луков В.А. Концептуализация молодежи в XXI веке: новые идеи и подходы / Новое в социологии: монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
122. Луценко И.О. «Утечка мозгов»: тенденции и меры по преодолению // Власть. 2013. № 8.
123. Маркова Н.Г. Культура межнационального общения - базовый индикатор межнациональных отношений // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №81.
124. Марченко С.А. Россия - страна самоубийц, высокой смертности и эмигрантов / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/43-07.php
125. Матяш Т.П. Основы православной культуры. Ростов н/Д, 2010.
126. Мельников A.C. Социологическая интерпретация экзистенциальных ценностей // Соцюлопчш дослщження: Зб1рник наукових праць. 2008. № 10 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x5026.htm
127. Меренков A.B. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе // Социологические исследования. 2013. № 2.
128. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Структурно-функциональный анализ в социологии. М., 1968. Вып. 1-3.
129. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / Под ред. С.А. Белановский М., 1991.
130. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966.
131. Метелёв С.Е. Методологические аспекты угроз национальной безопасности // Власть. 2011. № 2.
132. Михайлёнок О.М. Гуманитарная культура как фактор национальной безопасности // Россия реформирующаяся: Ежегодник-2010 / Отв. ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2010.
133. Моральные ограничения россиян / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/25-07-2013/moralnye-ogranicheniya-rossiyan.
134. Мустафаев Ф.М. Межнациональное общение как фактор обеспечения цивилизационной безопасности России. Махачкала: Изд-во «АЛЕФ», 2014.
135. Немировский В.Г. Российский кризис в зеркале постнеклассической социологии. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
136. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // Thesis / Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 2.
137. О чем мечтают россияне (размышления социологов). Аналитический доклад. М.: ИС РАН, 2012.
138. Одинцова М.А. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации студенческой молодежи в условиях энтропии современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. Март-апрель. № 2 (108).
139. Олейников Ю.В. Судьба инфантильного социума // История и современность. 2012. № 2.
140. Ольшанский В.В. Личность и социальные ценности // Социология в СССР / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1966.
141. Омельченко Е. Культурные практики и стили жизни российской молодежи в конце XX века // Рубеж: альманах социальных исследований. 2003. № 18.
142. Осанов А. Концепции кризиса духовности, культуры, истории в гуманитарных науках // Социально-экономические проблемы современного российского общества. Владимир, 2007 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://humanitarius.com/static/osanov-06.html
143. Осипов Г.В. Встречи с Питиримом Сорокиным. М., 2003.
144. Пальцев А.И. Постмодернистский либерализм как средство изменения цивилизационного кода ментальной сферы России // Власть. 2012. № 11.
145. Панькова И.И. Здоровьетворящее образование в контексте православной педагогической традиции. Ростов н/Д, 2011.
146. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.
147. Парсонс Т. Социальное взаимомействие. М., 1997.
148. Парсонс Т. Социология и мировоззрение // Социологические исследования 1991. № 7.
149. Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодежи: общие черты и региональная специфика имущественного положения // Социологические исследования. 2010. № 3.
150. Патрушев C.B., Хлопин А.Д. Социокультурный раскол и проблемы политической трансформации России // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 6. М.: ИС РАН, 2007.
151. Пещеров В.Г. Россия перед выбором: проблемы отечественного образования // Власть. 2010. № 3.
152. Пещеров Г.И., Пирогов А.И. Институт семьи: эволюция и проблемы в современном мире // Власть. 2013. № 10.
153. Подмена понятий: патриотизм в России / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii
154. Полякова H.JI. XX век в социологических теориях общества. М.: Изд-во «Логос», 2004.
155. Попов Е.А. Социология духовной жизни: проблемы концептуализации // Социологические исследования. 2012. № 4.
156. Прошак JI.B. К проблеме снижения духовно-информационных рисков в современном обществе // Власть. 2010. № 6.
157. Рангелова Е.М. Нравственная культура ученика. Мн.: БРУ, 1998.
158. Рассадина Т.А. Россияне в условиях «общества риска»: эмоциональный и ценностный аспекты // Социологические исследования. 2013. № 11.
159. Репина Т.А. Кризис современной семьи: причины, особенности, последствия // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 6 (62).
160. Рожнова Е.А. Репрезентация гражданских ценностей и установок в русских пословицах и поговорках: социокоммуникативный аспект // Социология. 2013. № 1.
161. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (Ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). М., 1993.
162. Россияне о проблемах / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/10-03-2014/rossiyane-o-problemakh; Имморализм постсоветского общества и европейские ценности / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/21 -05-2014/immoralizm-postsovetskogo-obshchestva-i-evropeiskie-tsennosti
163. Руденко В.А. Духовный кризис современного российского общества как следствие догоняющей модернизации // Общество: политика, экономика, право. 2009. № 1-2.
164. Русская доктрина (Сергиевский проект) / Под ред. А.Б. Кобякова и В.В. Аверьянова. М.: Яуза-пресс, 2008.
165. Руткевич Е.Д. «Социология духовности»: проблемы становления // Вестник Института социологии. 2014. № 2(9) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik.isras.ru
166. Самыгин С.И., Верещагина A.B. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6. Т. 2 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf
167. Самыгин С.И., Верещагина A.B. Духовная безопасность России как основа российской государственности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1 (2).
168. Самыгин С.И., Верещагина A.B. Семья и социальная безопасность // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №2.
169. Седова H.H. Морально-нравственные ориентации и социальная активность // Социс. 2004. № 8.
170. Симоненко A.B. Система ценностных ориентаций в механизме преступного поведения личности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 1.
171. Словарь. Китайское толкование слова «Кризис» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dictionary-economics.ru
172. Соловей В.Д. Варвары на развалинах Третьего Рима // Политический класс. 2005. № 2.
173. Солодников В.В. Социология социально-дезадаптированной семьи. СПб.: Директ, 2007.
174. Сорокин 77. Главные тенденции нашего времени. М., Наука, 1997.
175. Сорокин 77. Социологические теории современности. М.: ИНИОН, 1992.
176. Сорокин 77. Человек и общество в условиях бедствия // Вопросы социологии. 1993. № 3.
111. Сорокин 77. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
178. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.
179. Сорокин П.А. Причины войны и условия мира // Социологические исследования. 1993. № 12.
180. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006.
181. Станиславский П.В. Демографическая безопасность общества в системе обеспечения национальной безопасности России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7.
182. Стёпин B.C. Эпоха цивилизационных перемен и диалог культур // Альманах «Форум-2009»; Цивилизационные и национальные проблемы. М.: 2009.
183. Стерледева Т.Д., Стерледев Р.К. Духовность и бездуховность как вызов и риски для России // Власть. 2013. № 8.
184. Сулейменов Н.Э., Габриелям O.A., Шалтыкова Д.Б., СулеГшенова К.И. Пространство смысловых кодов современной цивилизации // История и современность. 2014. № 1.
185. Супрун В.И. Ценности и социальная динамика // Наука и ценности. Новосибирск, 1987.
186. Тезаурус социологии: темат. слов.-справ. / Под ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
187. Томас У, Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1994.
188. Тонконогое A.B. «Деструктивная духовность» как социально-философская категория // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 3.
189. Топольян A.TI. Духовно-нравственное возрождение как социокультурная основа модернизации России // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1 (09).
190. Тощенко Ж.Т. Новые лики деятельности: имитация // Социологические исследования. 2012. № 12.
191. Тощенко Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике // Социологические исследования. 2010. № 7.
192. Трофимова И.Н. Молодежь группы риса и спорт // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 2.
193. Федотова В.Г. Когда нет протестантской этики // Вопросы философии. 2001. № 10.
194. Филюшкина Д.В. Духовная люмпенизация российского общества: детерминирующие факторы и социальные проявления. Ростов н/Д: СКНЦ ВШЮФУ, 2014.
195. Флиер А.Я. Энтропия социально-культурная // Культурология. XX век: Энциклопедияю. В 2 тт. М.: Университетская книга, 1998. Т. 2.
196. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993.
197. Фомченкова Г. А. Трансформация ценностных ориентаций молодежи: межпоколенческое сопоставление // Власть. 2012. № 12.
198. Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий. М.: Айрис-Пресс, 2005.
199. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. № 3;
200. Хагуров Т.А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // Вестник Института социологии. 2013. № 7. С. 156— 158 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vestnik.isras.ru
201. Хайтун С Д. Социальная эволюция, энтропия и рынок // Общественные науки и современность. 2000. № 6.
202. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2006.
203. Харин А.Н. К вопросу о формировании цивилизационного пространства России // Власть. 2011. № 12.
204. Хунагов Р.Д. Личность и цивилизация в мире аутентичности и идентичности: монография. Ростов н/Д: Антей, 2012.
205. Цвылёв Р.К, Столповский Б.Г. Социальные трансформации в России. 1992-2004 гг. М.: УРСС, 2005.
206. Чекмарев Э.В. Духовно-нравственный потенциал молодежи в условиях современной модернизации // Власть. 2009. № 8.
207. Чернова КБ. О сущности духовной безопасности // Власть. 2013. № 9.
208. Чехлатый Е.И. Сравнительное исследование структуры ценностных ориентаций больных шизофренией и невротическими расстройствами // Вестник психотерапии: научно-практический журнал. 2009. №31 (36).
209. Чупров В.К, Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Молодежь и кризис: диалектика неопределенности и определенности в социальном развитии. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2009.
210. Шакирова Е.Ю. Общее представление о строении и динамике современного социокультурного пространства// Власть. 2013. № 12.
211. Шапталов Б.Н. Деградация и деграданты: История социальной деградации и механизмы ее преодоления. М.: ЛЕНАНД, 2014.
212. Шехмаметъееа В. А. Культура межэтнического общения (региональный аспект) // Власть. 2009. № 6.
213. Шыроканова A.A. Индивидуализация постсоветской молодежи в сфере морали // Социологические исследования. 2009. № 12.
214. Шиханова Ю.М. Влияние СМИ на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.profistart.ni/ps/blog/l 1188.html
215. Шкарина Ю.Ю. Молодежь и преемственность культуры // Социология. 2008. № 2.
216. Шляпентох В.Э. Страх перед будущим в современном мире: теоретические аспекты // Катастрофическое сознание в современном мире в конце XX века (по материалам международных исследований) / Ред. В.Э. Шляпентох, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов. М.: МОНФ, 1999.
217. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1.
218. Ядов В.А. А все-таки Россию умом понять можно // Россия: трансформирующееся общество. М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.
219. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. Шорохова. М., 1975.
220. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1.
221. Яковенко И.Г. Познание истории. Цивилизационный анализ. М.: Наука, 2008.
222. Яницкий О.Н. «Мусорная культура» // Новое в социологии: Монография / Отв. ред. Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
223. Яницкий О.H. Россия как общество всеобщего риска / Социология и общество. Тезисы докладов I Всероссийского социологического конгресса. СПб.: СПбГУ, 2000.
224. Яницкий О.Н. Россия как общество риска: методология анализа и контуры концепции // Общественные науки и современность. 2004. № 2.
225. Яновский Р.Г. Духовно-нравственная безопасность // Социологические исследования. 1995. № 12.
226. Bellah R.N. Emile Durkheim, on morality and society. Chicago: The University of Chicago Press, 1973.
227. Cowell E.R. Values in human society. The contributions of Pitirim A. Sorokin to sociology. Boston, 1970.
228. Crisiology / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.crisiology.org/
229. Crisis / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Crisis
230. Durkheim Е. Introduction à la morale // Revue philosophique. 1989. No. 4.
231. Fowler's modem English usage. Oxford: Oxford University Press, 2004.
232. Morin E. Sociologie. P.: Fayard, 1984.
233. Rokeach M. The nature of human values. N.Y.; L., 1973.
234. Schwartz S.H. Are there universal asects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. 1994. No. 50.
235. Schwartz S.H. Universale in the content and structure of values: theory and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology / Ed. by M. Zanna. Vol. 25. N.Y.: Academic Press, 1992.
236. Schwartz S.H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis // Journal of Research in Personality. 2004. No. 38.
237. Schwartz S.H., Rubel T. Sex differences in value priorities: cross-cultural and multi-method studies // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. No. 89.
238. Schwartz S.H., Sagiv L., Boehnke K. Worries and values // Journal of Personality. 2000. No. 68.
239. Sorokin P.A. Russia and the United States. New Brunswick: Transaction Publishers, 2007.
240. The Bauman reader / Ed. by P. Beilharz. Oxford, Blackwell Publishers, 2001.
241. Thompson K. Emile Dürkheim. L.; N.Y.: Routledge, 1988.
242. Wieviorka M. Sociology in times of crisis // Facing an Unequal World: Challenges for a Global Sociology. Vol. 1: Latin America and Africa. Taiwan: Academia Sinica, 2010.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.