Становление новой системы ценностей в контексте модернизационных процессов в современной России: философско-культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Кагитина, Светлана Юрьевна

  • Кагитина, Светлана Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 158
Кагитина, Светлана Юрьевна. Становление новой системы ценностей в контексте модернизационных процессов в современной России: философско-культурологический анализ: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2010. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кагитина, Светлана Юрьевна

Введение.

ГЛАВА 1. Социокультурные процессы модернизации социума в рамках постиндустриальной теории.

1.1. Понятие «модернизация» как комплексная характеристика основных процессов качественного преобразования социума.

1.2. Особенности социокультурных процессов постиндустриального общества.

1.3. Социокультурные процессы в современной России.

ГЛАВА 2. Эволюция ценностных ориентаций современного российского общества.

2.1 Архетипические основы формирования ценностных установок современного российского общества.

2.2. Менталитет и особенности ценностного сознания молодежи в контексте становления новой системы ценностей российского общества.

2.3. Факторный анализ эволюции системы ценностей в современной России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление новой системы ценностей в контексте модернизационных процессов в современной России: философско-культурологический анализ»

Актуальность темы исследования определяется целым рядом теоретических и практических обстоятельств, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:

• десятилетия курса реформ в России, направленных на создание российской рыночной экономики, привели к очевидным, не вызывающим сомнений, огромным потерям России как государства. Это потери в области территориальной, геополитической, военно-стратегической и экономической, равно как и в области внутренней, преимущественно социальной и культурной политики, в образе жизни, системах ценностей, в интересах, потребностях и идеалах большинства российского населения - осмысление этих процессов предполагает нетенденциозное и политически не ангажированное фи-лософско-культурологическое исследование происходившего и происходящего;

• понимание процессов, характерных для современной России, неотъемлемо от философского осмысления существенно более общих социальных проблем современности, начиная с процессов глобализации, связанной с реализацией различных моделей модернизации, и интеграции в общемировое сообщество на основе культурной диффузии или аккультурации и заканчивая эмпирическими исследованиями эволюции массового сознания населения страны;

• особую значимость приобретает теоретический анализ специфики практической деятельности народов, государств и огромных регионов, не связанных с западнической, европоцентристской культурной традицией при переходе к новому, информационному типу культуры, потому что этот переход освещен как в нашей стране, так и за рубежом, явно недостаточно;

• современные модернизационные изменения в российском обществе, так или иначе ориентированные на интеграцию в общеевропейский дом, связаны с имплантацией западной культурной модели и ее системой ценностей, но, как показывает практика, эти процессы в России как и в большинстве других стран, не связанных с западной либеральной культурой, зачастую носят проблемный характер, что выявляет необходимость более целенаправленного изучения российского менталитета и основ его формирования, в том числе и православных в сопоставлении с ментальной спецификой стран Запада, связанных по преимуществу с протестантской религиозной традицией;

• в связи с четко-выраженной тенденцией возвращения населения страны к традиционным духовно-нравственным устоям, носителем которых является Православие, актуальным представляется социокультурный анализ российского общества с точки зрения религиозно-светского взаимодействия и влияние традиционных православных ценностей на массовое сознание населения страны и современные модернизационные процессы в России;

• в условиях радикальной трансформации общества массовое сознание, основанное на системах ценностей, норм и'идеалов, разделяемых большинством населения приобретает особую значимость, оно выступает важным индикатором формирования позитивного или негативного отношения к курсу реформ и оказывает активное обратное воздействие на темпы развития социума. Поэтому изучение феномена массового сознания обеспечивает создание реальных социальных прогнозов относительно развития массовых процессов современного российского общества;

• как показывает философский анализ, социально-политические преобразования в большинстве постсоциалистических стран во многом определяются: мерой культурных традиций/новаций в реализации курса реформ; в связи с этим исследование специфических особенностей национального характера и ментальности народа, осуществляющего радикальное изменение своего социального бытия позволяет выявить те ментальные конструкты, которые стоит учитывать властным структурам при реализации курса реформ и при формировании такого общественного идеала, который бы способствовал сплоченности и взаимодоверию, сохранению национального достоинства и уважения к своей самобытной истории и культурным традициям;

• эффективность трансформации современного российского общества во многом определяет участие в ней молодых поколений, состояние и уровень их культуры, поэтому анализ массового сознания молодежи, как особой социально-демографической группы российского общества в условиях радикальных преобразований практически всех сфер социального бытия, деятельности различных социальных институтов и существенного изменения социальной структуры населения, приобретает особое значение.

Именно философский анализ происходящих в современном мире социокультурных процессов позволяет понять причины и детерминации происходящего, а значит, и способствовать разрешению кризисных процессов, характерных для современной России.

Степень разработанности проблемы. Проблематика диссертации достаточно многопланова, и поэтому в ней, на основе междисциплинарного подхода, анализировались труды по самым разным гуманитарным и социально-научным дисциплинам - философии, культурологии, социологии, а также труды по общей и социальной психологии.

Современные теории ценностей и ценностных ориентаций восходят к работам представителей баденской школы неокантианства: Р. Лотце, В. Вин-дельбанда, Г. Риккерта, разработашим оригинальные теории в области аксиологии.1

Прагматический взгляд на ценности и ценностные ориентации представлен в американской социальной философии, в трудах Р. Парка, У. Томаса, Ф. Знанецкого.2

В отечественной науке концептуальную основу исследований ценностной проблематики составили работы О.Г. Дробницкого, В.П. Тугаринова, Н.И. Лапина. В публикациях A.B. Андреенковой, Л.А. Гордона, М.К. Горш

1 Виндельбанд В. Избранное. Дух и история.- М.: Юрист. 1995.- 688с.; Риккерт Г. Философия жизни.- Киев: Ника-Центр. 1998,-572с.

2Znaniecki F. What are Sociological Problems?- Poznan: Wydawnictwo. 1994.-249p. кова, Ю.А. Левады, В.Т. Лисовского, С.Я. Матвеевой, В.А. Ядова и др. проводится факторный анализ ценностей россиян.3

В конце XX в. изменение ценностной парадигмы, соотношение материальных и постматериальных ценностей в контексте социокультурной специфики постиндустриального общества активно обсуждается многими западными философами и футурологами. В их числе: Д. Белл, А. Горц, Э.Гидденс Д.К Гэлбрейт, П.Друкер, Р.Инглегарт, К. Мангейм, Э.Тоффлер, А. Турен, Э. Фромм, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, Ш.Эйзенштадт. 4

Социально-философская мысль на Западе успешно анализировала и анализирует феномены массы, массового сознания и массового поведения. В работах 3. Баумана, Г. Блумера, Г. Лебона, Т. Липпса, Г. Маркузе, X. Ортеги-и-Гассета эти феномены всесторонне рассматриваются в своих противоречивых проявлениях на разных стадиях истории индустриального и постиндустриального общества.^

Обращение к этому теоретическому материалу способствовало энергичному развертыванию исследований массового сознания и массовой культуры в отечественной философии в работах Г.Г. Дилигенского, Б.А. Трушина, А.К. Уледова, B.C. Грехнева, C.B. Туманова, П.С. Гуревича, Э.В. Ильенкова, A.B. Костиной и др.6

3Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов,- М.: Изд-во политит.лит. 1967.- 380с.; Тугаринов В.П. Философия сознания.- М.: Мысль. 1971,- 198с.; Андреенкова А.В., Беляева Л.А. Россия в Европе.- М.: Academia, 2009,- 347с.; Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России// Социс.- 2003.-№ 6.- С. 346; Левада Ю.А. От мнений к пониманию.- М.: Московская школа полит, исслед. 2000.- 576с., Горшков М.К. Социологические исследования// Социс.-2009. -№3,- С. 15-26.; Россия: трансформирующееся общество/ отв.ред Ядов В.А.- М.: ИСРосАН. 2001,- 640с. ;Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России,- Санкт-Петербург: ГУП. 2000.- 512с

Bell D. The cultural contradictions of capitalism.- New York: Basic Books. 1976.- 30 Ip; Giddens A. Europe in the Global Age.- Cambridge: Polity Press. 2007.- 241 p.; Drucker P. The Age of Discontinuity.- London: Heinemann, 1969,- 336 p.; Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change.- Englewood Cliffs: Prentice-Hall. 1966,- 354 p.; Fukuyama F. The Great Disruption.- London: Profile Books. 1993,- 146 p.; Giddens A. Europe in the Global Age.-Cambridge: Polity Press. 2007.- 241p.;Toffler A. The Third Wave.- NY: Bentam Books. 1991.- 544 p.; Touraine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow's Social History: Classes Conflicts & Culture in the Programmed Society.- New York: Random House. 1971.- 233 p.

5 Маркузе Г. Одномерный человек,- М.: ACT. 2002,- 526с.; Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс,- М.: ACT. 2008.- I92c.; Bauman Z. The Individualized Society.- Cambridge: Polity Press. 2001.-390р.; Блумер Г. Общество как символическая интеракия/ Современная зарубежная социальная психология,-М.: Изд-во МГУ, 1994,- 115с.; Лебон Г. Психология народов и масс,- Спб.: Макет. 1995,- 379с.

6 ДилигенскиП Г.Г. Люди среднего класса,- M.: Институт фонда «Общественное мнение». 2002,- 285с.; Гру-шин Б.А. Четыре жизни России.- M.: Прогресс-Традиция. 2001,- 620с.; Ильенков Э.В. Философия и культу

В качестве ведущей теоретической основы работы были избраны принципы междисциплинарного и системного подходов к анализу современного российского общества, а также использовал эвристический потенциал теоретической концепции «идеальных типов» М. Вебера и концепции социокультурной динамики, разработанной П.А. Сорокиным.

В общетеоретических трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, М. Мид, Т. Парсонса автор находил обоснование современной социальной структуры общества и его динамики, а также описание механизмов адаптации новых поколений к социокультурным процессам и институтам в условиях статично

•7 го и трансформирующегося общества.

Большое значение для понимания автором тенденций развития современных социокультурных процессов имело обращение к трудам А. Печчеи, К.Поппера, М. Маклюэна, К.Ясперса.8

Значительное место среди источников занимают работы российских исследователей - H.A. Бердяева, Н.О. Лосского, К.Н. Леонтьева, И.А. Ильина, Н.Ф. Федорова, которые изучали русский национальный характер, давали характеристику российской ментальности и специфическим чертам российской православной культуры.9

Эта же проблематика отражена в ряде новейших отечественных публикаций, посвященных анализу происходящего ^ современной России: проблемам модернизации, секуляризации, взаимосвязи религии и социокультурных процессов. Это работы A.C. Панарина, A.C. Ахиезера, В.Г. Федотовой, К.Х. pa.- М.: Политиздат 1991.- 464с.; Костина A.B. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального.- М.: ЛКИ. 2007,- 240с.; Туманов C.B. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа).- М.: Изд-во МГУ. 2000.- 190с.; Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М.: Мысль. 1980,- 272 с.

7 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Западноевропейская социология XIX - начала XX века / Под ред. В.И. Добренькова,- М.: Наука. 1991.- 575с.; Вебер М. Избранное. Образ общества.- М.: Юрист. 1995,- 704с.; Мид М. Культура и мир детства,- М.: Директ-Медиа. 2008,- 878с.; Парсонс Т. Система современных обществ.- М.: Аспект-Пресс. 1997.- 354с.

8 Тоффлер Э. Метаморфозы власти,- М.: ACT. 2003.- 669с.; Печчеи А. Человеческие качества.- М.: Прогресс. 1985,- 311с.; Поппер K.P. Открытое общество и его враги,- М.: Культурная инициатива. 1992.- 528с.; Мак-люэн М. Информационное общество.- М.: Аст, Мидгард. 2004.- 512с. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.-М.: Республика. 1999,- 527с.

9 Лосский Н.О. Характер русского народа,- М.: Даръ. 2005,- 336с.; Ильин И.А. О грядущей России.- М.: Воениздат. 1993.- 368 е.; Бердяев H.A. Русская идея.- М.: Азбука-классика. 2008.- 320с.; Федоров Н.Ф. Сочинения.- М.: Традиция. 2005.- Кн. 1-4.

Момджяна, С.Д.Лебедева, С.Н.Гаврова, Л.В.Полякова, В.И.Пантина и др., изученные автором в процессе написания диссертации.10

В работе использована официальная статистика, а также результаты вторичного анализа базовых данных ВЦИОМ, ЦСИ МГУ, Института молодежи и некоторых других социологических служб, чьи исследования в той или иной мере отражали тематику диссертационной работы

Несмотря на обилие научно-исследовательских работ социально-философской, социально-психологической направленности, посвященных теориям модернизации, эволюции ценностных ориентаций, а также социокультурным процессам в постсоветской России, наблюдается недостаток фи-лософско-культурологического осмысления происходящего в современной России в свете современной теории модернизации и концепций постиндустриального общества и социокультурной динамики с целью выявления ценностных оснований общественного развития страны и систематизации фило-софско-методологических и культурологических концепций, позволяющих прогнозировать будущее российского социума.

Недостаточная степень научной разработанности данной проблемы обусловлена ограничениями междисциплинарного подхода в исследовании ценностей массового сознания, а также динамическим состоянием объекта изучения.

В данном диссертационном исследовании предпринята попытка восполнить данный философско-культурологический пробел.

10 Ахиезер A.C. Россия- Критика исторического опыта.- М.: Новый хронограф. 2008.- 938с.; Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: социокультурные аспекты модернизационных процессов в России,- М.: УРСС. 2004.- 350с.; Момджян К.Х. Введение в социальную философию.- М.: Высшая школа. 1997,- 448с. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование,- М.: УРСС. 1999.- 272с.; Пантин В.И. Философия исторического прогнозирования,- Дубна: Феникс+. 2006,- 448с.; Федотова В.Г. Кросс Ш. Православие. Ве-бер и новый русский капитализм// Общественные науки и современность,- 2006.- № 2.- С. 41-51.; Федотова В.Г. Хорошее общество,- М.: Прогресс-Традиция. 2005.- 542с.

Объект исследования: система ценностных ориентаций индивидуального и общественного сознания современного российского общества.

Предмет исследования: специфика эволюции системы ценностных ориентаций в современном российском обществе в свете общемировых социокультурных процессов, и связанной с этим модернизацией российского общества.

Гипотеза исследования: современные социокультурные процессы в России можно рассматривать как смену паттернов культуры, свидетельствующую об эволюции массового сознания россиян от ценностей традиционного общества к либеральным ценностям прозападной культурной модели.

Определение целей и задач данной работы обусловлено выбранной диссертантом для анализа тематикой.

Цель и задачи диссертационного исследования заключаются в теоретическом осмыслении современных социокультурных процессов с точки зрения их влияния на формирование систем ценностных ориентаций в индивидуальном и общественном сознании и соответствующих им стандартов поведения, определяющих их отнесение к традиционному/ инновативному образцу. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• проследить историю развития теории модернизации как концепции общественного прогресса и выделить ключевые этапы ее формирования и основные модернизационные модели;

• систематизировать основные компоненты социокультурных преобразований постиндустриального общества;

• проанализировать объем и содержание понятия «социокультурный процесс» в рамках эволюционной и циклической концепций социокультурной динамики и выявить его гносеологические возможности для адекватного описания современного российского общества;

• выявить характерные черты российского менталитета, оказывающие особое влияние на формирование ценностных представлений и ориентаций молодежи;

• провести сравнительный анализ и выделить отличительные характеристики православных и протестантских архетипических установок с точки зрения их влияния на социокультурные процессы современного российского и западного социума;

• определить меру традиционности и инновативности массового сознания современных россиян на примере религиозно-светского взаимодействия в рамках российской культуры;

• проследить влияние современных систем ценностей на становление ценностного сознания молодежи, социализация которой протекает в условиях резкого нарушения в обществе меры соотношения традиций и новаций наиболее значимых паттернов культуры;

• осуществить анализ процесса формирования ценностного сознания на базе вторичного социологического анализа материалов эмпирических исследований, в которых выявляются новые приоритетные базовые и инструментальные ценности современного российского общества;

Теоретико-методологическая база исследования

Автор рассматривает современное российское общество как целостную, динамичную, открытую социальную систему, в которой происходят радикальные изменения во всех социальных институтах, структурах и социальных процессах. Они оказывают определяющее воздействие на общую направленность социокультурных процессов. Реализация в работе плюралистического подхода представляется наиболее соответствующей множественности и мозаичности культурных миров россиян, эмпирически подтверждаемой исследованиями, проведенными в течение последнего десятилетия. Для решения поставленных задач был использован целый комплекс методов. Для выявления социокультурных тенденций модернизационных процессов при

10 менялся историко-аналитический и метод социокультурного анализа, при исследовании российского менталитета, основ его формирования, в том числе православных, использовались методы культурологического и дескриптивного анализа, выделение отличительных характеристик православных и протестантских архетипических установок потребовало применение сопоставительного анализа. Ряд положений исследования опирается на качественный анализ данных эмпирических исследований, а также сравнительный анализ результатов социологических исследований, проведенных различными исследовательскими центрами. Теоретическое осмысление современных мо-дернизационных процессов в России и эволюции ценностного сознания населения страны опирается на фундаментальное положение о законообразном характере развития общества и происходящей на этой основе социализации личности, взаимодействия объективных и субъективных факторов в ее развитии. Общим методологическим принципом исследования является междисциплинарный принцип, позволяющий рассматривать исследуемые феномены с разных точек зрения.

Научная новизна исследования выражается в следующем: • На основе синтеза концептуального и методологического потенциала теории модернизации и теории постиндустриального общества, а также концепции социокультурной динамики выявлено, что современные социокультурные процессы в России можно рассматривать как смену паттернов культуры, свидетельствующую об эволюции массового сознания россиян от ценностей традиционного общества к либеральным ценностям прозападной культурной модели;

• эвристический потенциал теоретической концепции «идеальных типов» М. Вебера, позволил осуществить попытку определения роли право, славной этики в социокультурном развитии современной России. В связи с чем, выделены основные архетипические установки Православия и в сопоставлении с основополагающими смыслообразами Протестантизма, сыграв

11 шего решающую роль в успехе капиталистической модернизации европейских стран;

• в результате социокультурного исследования религиозно-светского взаимодействия в жизни современного российского социума с точки зрения дуальной оппозиции «традиционное/инновационное», а также качественного анализа данных конкретно-социологических исследований установлено, что концепт «Православная вера» актуализируется в современном массовом сознании, прежде всего, как стереотипный символ культурно-исторических традиций, что позволяет сделать вывод о преобладании светской (инновативной) составляющей в массовом сознании россиян. Вместе с тем, на основе изучения эволюции Православия под влиянием модернизационных изменений на протяжении российской истории, показано, что православная церковь обладает способностью к саморазвитию, и содействует гармонизации традиций и новаций в духовной жизни общества; 1

• выделены специфические, традиционные для ценностных миров россиян и российского менталитета, черты в рамках «дуальных оппозиций», в частности, стремление переложить ответственность, за свою индивидуальную судьбу на общество или государство; утопичность в поисках «лучшей жизни» в сочетании с верой в ее непременное достижение; своеобразная абсолютизация независимости и «воли»; растворенность личности в общине, придающие социокультурным процессам современной России амбивалентный, противоречивый и разнонаправленный характер;

• установлено эпистемологическое значение сопоставительного анализа данных конкретно-социологических исследований для понимания направленности эволюции социокультурных процессов в России и соответствующих им изменений в массовом сознании населения в течение последних десятилетий: от традиционных - к новационным, либерально-рыночным ценностям;

• выделены и осмыслены основные конструктивные и деструктивные компоненты ценностных новообразований массового сознания молодежи в переходный период российской истории (90-е годы XX века);

• выявлены специфические черты «культурных миров» молодежи в современном российском обществе, связанные как с психологическими возрастными особенностями, традиционными «дуальными оппозициями», мозаич-ностью и плюралистичностью российской ментальности, так и с наличными социокультурными процессами, оказывающими существенное влияние на социализацию молодежи. Анализ данных КСИ позволил сделать вывод о том, что на массовое поведение молодежи наибольшее влияние оказывают, прежде всего, экономические, социальные и миграционные процессы в современной России, в то время как политические, региональные и этнические находятся на периферии молодежного сознания;

• на основе синтеза эвристических возможностей концепции социокультурной динамики и данных эмпирических исследований массового сознания россиян построен социальный прогноз относительно эволюции ценностных ориентаций россиян.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современные социокультурные процессы в России можно рассматривать как смену паттернов культуры, свидетельствующую об эволюции массового сознания россиян от ценностей традиционного общества к либеральным ценностям западной культурной модели. Эти процессы обусловлены не только изменением социокультурной среды, но и влиянием российской ментальной специфики, которая придает им амбивалентный и разнонаправленный характер, требуя использования традиции как предпосылки к нововведениям, что связано с сочетанием традиционных базовых ценностей с поддержкой и продвижением инновативных ценностных ориентаций. Такой синтез традиций и инноваций способен не только гармонизировать ожидания масс и интересы государства, но и служить основой устойчивого развития страны и ее интеграции в мировую информационную культуру;

2. Процессы внедрения инновативных норм и идеалов в традиционные системы ценностей россиян на основе культурной диффузии определяются социально-историческим коллективным опытом культуры-донора и культуры-реципиента, закрепленном в национально-религиозных архетипических установках. В западной протестантской картине мира основополагающие смыслообразы: «рационализм», «индивидуализм» и «либерализм», что повлияло на формирование таких ценностных установок как предприимчивость, высокая трудовая мотивация, личная инициатива, прагматизм, стремление к материальному благополучию, либерально-демократические ценности. Для Православия характерными архетипами являются «державность», «соборность» и «духовность», которые воплотились в русском национальном характере в духовности как сверхиндивидуальности, в мобилизационном коллективизме и общинности, в патриотизме, в преклонении перед авторитетами и верховной властью, в представлении справедливости, отличной от законности, ориентации на групповые стандарты поведения, низкой трудовой мотивации. Будучи закрепленными на подсознательном уровне, они, через менталитет, оказывают опосредованное влияние и на современную систему ценностных ориентаций российского общества, определяя его модернизаци-онный потенциал, заключающийся в поиске меры между традициями и инновациями;

3. Несмотря на возрождение религиозных ценностей и традиционного Православного мировоззрения в 90е годы XX века, в настоящее время концепт «Православная вера» актуализируется в современном массовом сознании россиян, прежде всего, как стереотипный символ культурно-исторических традиций, что позволяет сделать вывод о преобладании светской (инновативной) составляющей в массовом сознании россиян. Вместе с тем, на основе изучения эволюции Православия под влиянием модернизаци-онных изменений на протяжении российской истории, показано, что православная церковь обладает способностью к саморазвитию и содействует гармонизации традиций и новаций в духовной жизни общества;

4. Ценностные миры россиян обладают рядом специфических, традиционных для российского менталитета, черт в рамках «дуальных оппозиций»: патриотизм и жертвенность в сочетании с верой в особую миссию русского народа, стремление переложить ответственность за личную судьбу на общество или государство, ориентация на авторитеты, фетишизация власти и вместе с тем неумение регулировать действие власти законными способами, абсолютизация независимости и воли как протестная реакция на действия властных структур. Эти и другие особенности менталитета придают социокультурным процессам современной России амбивалентный, противоречивый и разнонаправленный характер;

5. Система ценностных ориентаций молодежи современной России обладает характеристиками типичными для демократического общества с рыночной экономикой. Но вместе с тем, ее отличает противоречивость и дихо-томичность: сочетание утилитарно-либеральных ценностей: стремление к материальному благополучию, инициативность, индивидуализм, рациональность, необходимость самореализации и свободы выбора • с традиционно-российскими ценностными установками: потребностью в укреплении и усилении государственной власти, пассивной исполнительностью, социально-политической индифферентностью, ориентацией на авторитеты, групповыми стереотипами поведения;

6. Переходный период российской истории (90-х годов XX века), в силу наличия ряда конструктивных и деструктивных компонентов, вызвал кардинальные изменения в системе ценностных установок массового сознания населения России и, в частности, российской молодежи. К деструктивным компонентам можно отнести следующие факторы: нарушение преемственности поколений, кризисный период социализации молодежи, противоречие между декларируемыми социально-политическими свободами' и отчуждением большинства молодежи от реального производства и управления, уста

15 новка на утилитарные ценности с одновременным снижением ценности морально-нравственных норм, что в совокупности привело к деформации ценностно-нормативной матрицы молодежи, дезинтеграции поколений и разрыву социальных связей. Конструктивную компоненту вектора ценностных новообразований составляет появление значительных политических, экономических и гражданских свобод, устранение жесткого диктата идеологии, появление свободы выбора, что, в свою очередь позволило определенной части молодежи достаточно быстро адаптироваться к рыночным отношениям и к новым экономическим и социально-политическим реалиям;

7. Проведенный философский анализ ценностных ориентаций современного российского общества позволяет сделать вывод, что последующее развитие будет приниматься молодежью и другими социально-демографическими группами российского социума настолько, насколько оно будет открывать возможности свободного выбора ценностных установок, жизненных стратегий, самоактуализации личности, реализации ее индивидуальных прав и свобод в рамках гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость диссертации

Положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего углубления философского анализа социокультурной динамики современного российского общества; выводы работы позволяют наметить пути для более глубокого осознания значимости интегративного понимания социокультурных процессов, обеспечивающих сплоченность общества на основе единства базовых систем ценностей и паттернов культуры, позитивно воспринимаемых всеми членами общества.

Принципиальные положения работы могут быть использованы как при разработке и чтении спецкурсов по культурологии и философии, так и при проведении эмпирических исследований по данной проблематике.

Апробация диссертации

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов на 24-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов» (ГУУ, 23.04-24.04.2009), на 4-ой международной научно-практической конференции «Россия-Запад-Восток. Политическое, экономическое и культурное взаимодействие. История и современность» (г.Тольятти) (08.04.2010). По теме диссертации опубликовано семь научных работ.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры культурологии и менеджмента в культуре Государственного университета управления и рекомендована к защите

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кагитина, Светлана Юрьевна

Заключение

За последние десятилетия постсоветская Россия изменилась существенным образом. Радикальные изменения всех сфер социального бытия привели не только к системному кризису экономической и социально-политической жизни, но и к смене мировоззренческих парадигм, которыми руководствуется население, к борьбе систем ценностных ориентации в духовном мире каждого россиянина.

В результате проведенного исследования, на основе теоретического и методологического потенциала теории модернизации и теории постиндустриального общества, а также концепции социодинамики П. Сорокина, выявлено, что современные социокультурные процессы в России можно рассматривать как смену паттернов культуры, свидетельствующую об эволюции массового сознания россиян от ценностей традиционного общества к либеральным ценностям западной культурной модели.

Вместе с тем, реализация модернизационных изменений российского социума в последние десятилетия зачастую имела противоречивый, кризисный характер. В связи с чем, в рамках данного исследования, осуществлена попытка анализа процесса социокультурных преобразований современной России с целью выявления их трудностей, которые, по нашему мнению, связаны:

- с модернизационной спецификой России, обусловленной как социально-экономическими факторами (наследие социалистической «псевдомодернизации» со всеми вытекающими отсюда последствиями), так и социокультурными (амбивалентностью и бинарностью российского менталитета с одной стороны, и плюралистичностью и мозаичностыо культурных миров россиян в целом, с другой);

- с противоречиями между модернизаторской элитой и консервативными слоями общества, что обусловлено, во-первых, неоднозначностью результатов проводимых реформ, которые имели ряд деструктивных последствий разрушение системы социальных гарантий, снижение уровня жизни населения страны, социальная нестабильность и др.), а во-вторых, с дезинтеграцией общества (разрыв межпоколенческих, межэтнических связей, резкая экономическая дифференциация общества);

- с проблемами культурной диффузии, связанной с имплантацией западной либеральной системы ценностей, что, по нашему мнению, обуслов лено и архетипическими Православными установками отличными от Протестантских, способствовавших становлению западного демократического общества;

- с политикой внедрения новаций, которая как показывает опыт последних лет, не всегда эффективно задействовала российские культурные традиции как предпосылки к инновациям, что не способствовало интеграции общества. Исключением, по нашему мнению, может служить государственная политика в области религиозно-светского взаимодействия. Возвращение России к своим духовно-нравственным устоям, носителем которых является Православие, может служить консолидации общества, сохранению национального достоинства и уважению к своей самобытной истории и культурным традициям. «Православная вера» на протяжении веков играла определяющую роль в духовной жизни России, формируя менталитет и особенности мировоззрения русского человека, которые нельзя не учитывать в процессе реализации курса реформ. В то же время, проведенный социокультурный анализ религиозно-светского взаимодействия в жизни современного российского социума дает основания утверждать, что концепт «религиозная вера» актуализируется в массовом сознании современных россиян, прежде всего, как символ культурно-исторических традиций, что подтверждается и результатами эмпирических исследований.

Несмотря на значительные изменения внутреннего содержания концепта «вера» в современном массовом сознании россиян (в том числе и благодаря атеистическому прошлому советской эпохи), Православие как культурный феномен общественной жизни обладает значительным социальноинтеграционным потенциалом. Это, по нашему мнению, не только не противоречит инновационным процессам, характерным для переходного периода, но и, исходя из теории П.А. Сорокина, способствует становлению идеалистического типа культуры, основанному на синтезе духовных и материальных ценностей. Таким образом, синтез традиций и инноваций определяет успех модернизационных преобразований в современной России, связанных с переходом к новому информационному типу культуры.

Характеристики современного информационного общества в их сопоставлении с другими обществами, сосуществующими с информационным в настоящее время на планете, позволяют выявить эпистемологические возможности современных социально-философских и культурологических концепций, которые основываются на идеографических методах и качественном анализе современного социального-бытия, в то время как получаемая в эмпирических социологических исследованиях информация о массовом сознании и поведении характеризует не только специфику социокультурных процессов современности, но и показывает отношение людей к происходящему, выявляет различия в поведении разных социальных групп.

Поскольку сегодняшнее состояние общественного сознания, и тем более такой его специфической структуры как молодежное сознание, можно охарактеризовать как переходное, то исследователи феномена российского менталитета должны решать, прежде всего, два вопроса - на какие ментальные конструкты оправданно опираться, модернизируя социальную жизнь и насколько те или иные реформаторские начинания будут успешны ввиду объективного наличия как устойчивых ментальных конструкций, так и инновационных компонентов в массовом сознании.

На основе сопоставительного анализа данных конкретно-социологических исследований определены специфические черты массового сознания молодежи современной России, в целом свидетельствующие о становлении новой системы ценностных ориентаций, характерных для демокра-; тического общества с рыночной экономикой. Но вместе с тем выявлена про

147 1 тиворечивость и дихотомичность молодежного сознания, где утилитарно-либеральные ценности: материальный достаток, инициативность, индивидуализм, рациональность, стремление к самореализации, социально-политические свободы и свобода выбора сочетаются с традиционно-российскими ценностными установками: в частности, потребностью в укреплении и усилении государственной власти, пассивной исполнительностью, социально-политической индифферентностью, ориентацией на авторитеты, групповыми стереотипами поведения.

В результате социокультурного анализа процессов переориентации ценностей молодого поколения в переходный период 90-х годов, выявлен ряд конструктивных и деструктивных компонентов. К деструктивным компонентам, по нашему мнению, можно отнести следующие факторы: нарушение преемственности поколений, кризисный период социализации молодежи, противоречие между декларируемыми социально-политическими свободами и отчуждением большинства молодежи от реального производства и управления, установка на утилитарные ценности с одновременным снижением ценности морально-нравственных норм, что в совокупности привело к деформации ценностно-нормативной матрицы молодежи, дезинтеграции поколений и разрыву социальных связей. Конструктивную компоненту вектора ценностных новообразований составляет, прежде всего, появление значительных политических, экономических и гражданских свобод, устранение жесткого диктата идеологии, появление свободы выбора, что, в свою очередь, позволило определенной части молодежи достаточно быстро адаптироваться к рыночным отношениям и к новым экономическим и социально-политическим реалиям.

Синтез эвристических возможностей концепции социокультурной динамики и данных эмпирических исследований массового сознания молодежи ь позволяет построить социальный прогноз относительно эволюции ценностных ориентаций молодого поколения. Последующее развитие российского ; общества, связанное с модернизацией социума, будет приниматься молодыI I ми людьми настолько, насколько оно будет открывать возможности свободного выбора ценностных установок и соответствующих жизненных стратегий, самоактуализации молодежи и реализации ее творческого потенциала.

Очевидно, что полнота изучения современных социокультурных процессов, а также специфики массового сознания с точки зрения их влияния на становление доминирующих систем базовых ценностей и соответствующих им стандартов поведения россиян, предполагает долговременную перспективу и не может быть реализована в рамках одного диссертационного исследования.

Будущее российского общества настоятельно требует, на основе серьезного анализа, выработки мер, направленных на развитие подрастающих поколений, коренных изменений стратегии образования, смещения ее акцентов в сторону формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственные стратегии поведения, т.е. личности активно саморазвивающейся и умеющей преобразовать мир, в котором она живет. Именно такую молодежь нужно формировать для радикального обновления современной России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кагитина, Светлана Юрьевна, 2010 год

1. Абалкин Л.И. Поиск самоопределения. Очерки.- М.: Наука. 2005.- 464с.

2. Абрамова Н. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания. // Вопросы философии.- 1998.- № 6.- С.58-65.

3. Адорно Т. Проблемы философии морали.- М.: Республика. 2000.- 239с.

4. Актуальные проблемы культуры XX века.- М.: Знание. 1993.- 192с.

5. Андреев А.Л. Образ России в сознании россиян: международные аспекты// Мониторинг общественного мнения: экономические и социологические перемены.- 2007,- №4,- с. 39-51.

6. Арон Р. Поколение на стыке веков. // Полис.- 1993.- № 2.- С. 115-121.

7. Ахиезер A.C. Россия: Критика исторического опыта.- М.: Новый хронограф. 2008.- 938с.

8. Байнова М.С. Ценности современной молодежи и их влияние на трудовую мотивацию// Социальная политика и социология.- 2000.- №3.- с. 3441.

9. Бадовский Д. Модернизация России: снова на развилке?// Россия в глобальной политике.- 2009.- №3.- С. 29-34.

10. Белоцерковский В. Россия посткапиталистическая// Свободная мысль.-2007.- №12.- С. 43-56.

11. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма.- М.: Наука. 1990.-224с.

12. Бердяев H.A. Русская идея.- М.: Азбука-классика. 2008.- 320с.

13. Бердяев H.A. Судьба России.- М.: Эксмо. 2007.- 640с.

14. Бердяев H.A. Философия неравенства.- М.: ACT. 2006,- 352с.

15. Бердяев H.A. Философия свободы: Смысл творчества.- М.: ACT. 2005.-336с.

16. Бестужев-Лада И. Альтернативная цивилизация.- М.: Алгоритм. 2003.-448с.

17. Библер B.C. Замыслы.- М.: РГГУ. 2002. кн.1.- 879с.

18. Вазелин В.А. Логика истории,- М.: Современный гуманитарный ун-т. 2005.- 432с.

19. Викторов В.В. Российская цивилизация. Тенденции развития от истоков к современности.- М.: Вуз. учебник. 2009,- 336с.

20. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия.-М.: Логос. 1997.- 752с.

21. Вебер М. Избранное. Образ общества.- М.: Юрист. 1995.- 704с.

22. Вебер М. Наука как призвание и профессия. / Самосознание европейской культуры XX в.- М.: Изд-во полит, литературы. 1991.- 327с.

23. Вехи: Из глубины,- М.: Грифон. 2005.- 348с.

24. Вехи: Интеллигенция в России,- М.: Грифон. 2007.- 538с.

25. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи//Социологические исследования.-2006.-№6.- С.26-36.

26. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе.- М.: Молодая гвардия. 1990.- 255с.

27. Вунд В. Проблемы психологии народов: Преступная толпа.- Спб.: Питер. 2001.- 160с.

28. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи: социокультурные аспекты модернизационных процессов в России.- М.: УРСС. 2004,- 350с.

29. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс.- М.: Политиздат. 1991.- 368с.

30. Голик В.Н. Проблемы модернизации России// Философские науки.-2004.- №11.- С. 5-21.

31. Гирусов Э.В., Платонов Г.В. Устойчивое развитие путь к ноосфере // Вестник МГУ. Серия 7.- 1997.-№1.- С.49-66.

32. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ).- М.: РОССПЭН. 2000.- 384с.

33. Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологические измерения// Социс.- 2009.- №12.-С. 36-47.

34. Грехнев B.C. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений.- М.: Изд-во МГУ. 1985.- 184с.

35. Григорьева Л.И. Религия «нового века» в современной России/ Автореферат дис. канд. фил. наук.- Красноярск. 2002.- 28с.

36. Гудков JI. Кризис высшего образования в России: конец советской модели. // Мониторинг ОМ.- 1998.- № 4.- с.32-45.

37. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли,- Спб.: Азбука-классика. 2002.- 608с.

38. Дилигенский Г.Г. Люди среднего класса.- М.: Институт фонда «Общественное мнение». 2002.- 285с.

39. Дискин И. Е. Прорыв. Как нам модернизировать Россию.- М.: РОС-СПЭН. 2008.-319с.

40. Дубин Д. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России. // Мониторинг ОМ.- 1998.- №4.-С.22-32.

41. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX начала XX века / Под ред. В.И. Добренькова.- М.: Наука. 1991.- 575с.

42. Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М.: Аспект Пресс. 2000.- 591с.

43. Жуков В.И. Россия в глобальной системе социальных координат: социологический анализ и прогноз// Социально-гуманитарные знания.- 2009.-№1.-С. 3-21.

44. Золотова И., Зуев А. Молодежь на рынке труда. // ОНС.- 2004.- № 4.-С.34-41.

45. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах.- Киев: Час-Крок, 2006.- 312с.

46. Ильенков Э.В. Философия и культура.- М.: Политиздат. 1991.- 464с.

47. Ильин В.В., Панарин A.C. Философия политики.- М.: Изд-во МГУ. 2003,- 283с.

48. Ильин И.А. О грядущей России.- М.: Воениздат. 1993.- 368 с.

49. Ильинский И.М. и др. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы.- М.: Голос. 1999.- 164с.

50. Каган М.С. Мир общения.- М.: Политиздат. 1988.- 319с.

51. Каган М.С. Философия культуры,-СПб.: Петрополис. 1996.- 416с.

52. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.- М.: Эксмо. 2009.- 864с.

53. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России,- Спб.: Летний сад. 2000.- 187с.

54. Каргина И.Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация.// Социс,- 2004.-№1,- С. 45-53.

55. Ковалева А.И. Социализация личности: нормы и отклонения.- М.: Академия. 1996,-224с.

56. Козлова H.H. Социализм и сознание масс.- М.: Наука. 1989,- 160с.

57. Костина A.B. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Дис. д-ра филос. наук.- Москва. 2003.- 456с.

58. Костина A.B. Культурная политика современной России: соотношение этнического и национального.- М.: ЛЕСИ. 2007,- 240с.

59. Кукушкина Е. И., Логунова Л. Б. Мировоззрение, познание, практика,-М.: Политиздат. 1989.- 303с.

60. Кулькин А. Тернистый путь России в информационное общество// Свободная мысль.- 2006.- № 7-8.- С. 31-45.

61. Культурные миры молодых россиян: три жизненных ситуации.- М.: МГУ. 2000.- 224с.

62. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян. // Социс.- 2006.-№5.- С.3-23.

63. Лапин Н.И. Тяжкие годины России. // Мир России,- 2002,- № 1,- С. 5-37.

64. Лексин В.Н. Россия как светское общество: религиозные объединения в секулярном обществе// Мир России.- 2009.- №2.- С. 141-171.

65. Ленин В.И. Социализм и религия. ПСС. Т12.- М.: Политиздат. 1976,-567с.

66. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. ПСС. Т 17.- М.: Политиздат. 1976.- 655с.

67. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России.- Санкт-Петербург: ГУП. 2000.- 512с.

68. Лосский Н.О. Характер русского народа.- М.: Даръ. 2005.- 336с.

69. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- Спб.: Искусство. 2000.- 704с.

70. Маклюэн М. Информационное общество.- М.: ACT. Мидгард. 2004.-512с.

71. Мангейм К. Диагноз нашего времени.- М.: Юрист. 1995.- 700с.

72. Маркс К. К критике политической экономии.- М.: ЛКИ. 2010.- 178с.

73. Маркузе Г. Одномерный человек.- М.: ACT. 2002.- 526с.

74. Маслоу А.Г. Мотивация и личность.- СПб.: Изд-во Питер. 2006.- 352с.

75. Минюшев Ф.И. Социология культуры.- М.: КДУ. 2009.- 254 с. .

76. Моисеев H.H. Время определять национальные цели.- М.: Изд-во МНЭ-ПУ. 1997.- 256с.

77. Моисеев H.H. Современный рационализм.- М.: КОКС. 1995.- 376с.

78. Молодежь России: тенденции и перспективы./ Под. ред. Ильинского, И.М., Шаронова A.B.- М.: Прогресс. 2003.- 431с.

79. Молодежь-97: надежды и разочарования./ Под ред. Ручкина Б.А.- М.: НИЦ при ин-те молодежи. 1997.- С. 31-35.

80. Молчанов М.А. Истоки российского кризиса: Глобализация или внутренние проблемы // Полис.- 2007.- № 5.- С. 94-107.

81. Момджян К.Х. Введение в социальную философию.- М.: Высшая школа, 1997. 448с.

82. Мчедлов М.П. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях.//Социс.- №6.- 2005.- С. 46-56.

83. Новгородцев П.И. Об общественном идеале.- М.:УРСС. 1991.- 640с.

84. Олейников Ю.В., Оносов A.A. Ноосферный проект социоприродной эволюции.- М.: ИФ РАН. 2008.- 327с.

85. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс,- М.: ACT, 2008.- 192с.

86. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.- М.: Искусство.1991.- 592с.

87. Павловский В.В. Ювенология: становление науки о молодежи.- Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та. 1997.- 186с.

88. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование.- М.: УРСС. 1999.- 272с.

89. Панарин A.C. Политология.- М.: Проспект. 1998.- 408с.

90. Панарин A.C. Цивилизационный процесс в России: опыт поражения и уроки на завтра. // Знамя.- 2002.- № 7.- С. 6-18.

91. Пантин В.И. Философия исторического прогнозирования.- Дубна: Фе-никс+. 2006.- 448с.

92. Печчеи А. Человеческие качества.- М.: Прогресс. 1985.- 311с.

93. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика. Аналитический доклад по заказу ЮНЕСКО.- М.: Маш-мир. 2005.- 168с.

94. Поппер K.P. Открытое общество и его враги.- М.: Культурная инициатива, 1992.- 528с.

95. Родионов В. Молодежная политика в современной России. // Диалог.-2008.- №9.- С.62-67.

96. Розанов В.В. Религия, философия, культура.- М.: Директмедиа Пабли-шинг. 2002.- 292с.

97. Россия: вызовы времени и пути реформирования. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1997 г.- М.: ИСПИ РАН. 1998.-310с.

98. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческий и социокультурный аспекты.- М.: Наука. 2007.- 640с.

99. Руткевич М.Н. Депопуляция или вымирание? // Социс.- 1996.- № 1.с 18-23.

100. ЮО.Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России. // Социс.- 1998.-№5.- с.90-98.

101. Самосознание европейской культуры 20-го века.- М.: Политиздат. 1991.366 с.

102. Современное положение молодежи и реализация Государственной молодежной политики в Российской Федерации.- М.: Логос. 2003.- 110с.

103. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек, цивилизация, общество.- М.: Политиздат, 1992.- 543с.

104. Сорокин П.А. Современное состояние России. // Новый мир.- 1992.- № 4-5.- с. 161-191.

105. Социальная философия/Под ред. Крапивенского С.Э.- Волгоград: Комитет по печати. 1996.- 352с.

106. Юб.Степин B.C. Философская антропология и философия науки.- М.: Высшая школа. 1992.- 191с.

107. Тоффлер Э. Метаморфозы власти.- М.: ACT. 2003:- 669с.

108. Туманов C.B. Общественный идеал: Диалектика развития.- М.Изд-во МГУ. 1986.- 197с.

109. Туманов C.B. Современная Россия: Массовое сознание и массовое поведение (опыт интегративного анализа).- М.: Изд-во МГУ. 2000.- 190с.

110. Ю.Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М.: Мысль. 1980.- 272 с.

111. Ш.Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития.- М.: РАГС. 2000.- 269с.

112. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации.- М.: Луч. 1993.- 275с.

113. Федотова В.Г. Кросс Ш. Православие. Вебер и новый русский капитализм// Общественные науки и современность.- 2006.- № 2.- С. 41-51.

114. Федотова В.Г. Хорошее общество.- М.: Прогресс-Традиция. 2005.- 542с.

115. Филатов С.Б., Языкин Р.Н. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность.// Социс.- 2005.- №5.- с. 45-85.

116. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс. 1990.- 368с.

117. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. / Малое собрание сочинений.- М.: Азбука-классика. 2009.

118. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: Ренессанс. 1992.- 296с.

119. Фромм Э. Бегство от свободы.- М.: ACT. 2009.- 284с.

120. Фромм Э. Иметь или быть?- М.: ACT. 2007.- 320с.

121. Фурман Д.Е. Американский характер.- М.: Политиздат. 1991.- 254с.

122. Хабермас Юрген. Демократия, разум, нравственность.- М.: Наука. 1992.-176с.

123. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.- М.: Наука. 2002.-452с.

124. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня.- М.: ACT. 2004.-539с.

125. Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции.- М.: Социум. 2004.- 136с.

126. Человек и социокультурная среда.- М.: Инион. 2000.- 50с.

127. Чернов A.A. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы.- М.: Дашков и К. 2003.- 232с.

128. Чупров В.И., Черныш М.Ф. Мотивационная среда сознания молодежи: Состояние и тенденции развития.//Социс,- 2006.- №6.- С.37-46.

129. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.: Прогресс. 1992.- 574с.

130. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис.- М.: Прогресс. 2006.- 342с.

131. Этциони А. Новое золотое правило: Сообщество и нравственность в демократическом обществе.- М.: Academia. 1999.- 334с.

132. Юревич A.B. Нравственность в современной России// Экономические стратегии.- 2009.- №3.- С. 58-63.

133. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.- М.: Республика. 1999.- 527с.

134. Bauman Z. The Individualized Society.- Cambridge: Polity Press. 2001.390p.

135. Bell D. The coming of Post-Industrial Society.- New York: Harper Colophon1. Books. 1974.- 782 p.

136. Bell D. The cultural contradictions of capitalism.- New York: Basic Books. 1976.- 301p.

137. Benedict R. Patterns of Culture.- Boston & NY: Houghton. 1934.- 260 p.

138. Black C. The Dynamics of Modernization. A study of Comparative History.-NY: Harpers Colophon Books. 1975.- 187 p.

139. Drucker P. The Age of Discontinuity.- London: Heinemann. 1969.- 336 p.

140. Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change.- Englewood Cliffs: Prentice-Hall. 1966.-354 p.

141. Etzioni A. From Empire to Community.- NY: Palgrave Macmillan. 2004.342 p.

142. Fukuyama F. The Great Disruption.- London: Profile Books. 1993.- 146 p.

143. Giddens A. Europe in the Global Age.- Cambridge: Polity Press. 2007.- 241p.

144. Handy Ch. The Hungry Spirit. Beyond Capitalism A Quest for Purpose in the Modern World.- London: Hutchinson. 1997.- 267 p.

145. Huntington S.P. The Clash of Civilizations & the Remaking of Word Order.-New York: Simon & Schuster. 1996.- 603 p.146.1nglehart R, Culture Shift in Advanced Individual Society.- NJ: Princeton. 1990,- 640 p.

146. Toffler A. The Third Wave.- NY: Bentam Books. 1991.- 544 p.

147. Touraine A. The Post-Industrial Society. Tomorrow's Social History: Classes Conflicts & Culture in the Programmed Society.- New York: Random House. 1971,- 233 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.