Становление и развитие судебной этики в России: традиции и инновации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат наук Черевко, Александр Андреевич

  • Черевко, Александр Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саранск
  • Специальность ВАК РФ09.00.05
  • Количество страниц 190
Черевко, Александр Андреевич. Становление и развитие судебной этики в России: традиции и инновации: дис. кандидат наук: 09.00.05 - Этика. Саранск. 2013. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Черевко, Александр Андреевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теория и история зарождения судебной этики

1.1 Категории судебной этики

1.2 Судебная этика в эпоху Античности и Средневековья

1.3 Проблемы судебной этики в западноевропейской этической и правовой мысли XVII - середины XX вв

2 Становление судебной этики в России конца XVIII - XX вв.

2.1 Судебная этика Российской Империи (конец XVIII - XIX вв.)

2.2 Эволюция судебной этики в советской России (XX в.)

3 Современная судебная этика

3.1 Судейская этика в зарубежных кодексах

3.2 Инновации современной судебной этики России

Заключение

Библиографический список

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие судебной этики в России: традиции и инновации»

Введение

Актуальность темы исследования. Основы судебной системы, заложенные Конституцией Российской Федерации, незыблемы. К сожалению, сам механизм организации судебной системы, повышение доверия граждан к суду, создание облика судьи, соответствующего всем этическим и нравственным требованиям мирового сообщества нуждается в дальнейшей модернизации законодательства о суде, направленной на повышение качества его работы [130, С. 198].

Актуальность исследования феномена судебной этики в современной России определяется необходимостью построения в нашей стране гражданского общества, создания системы справедливого судопроизводства. Принятие кодекса судейской этики - закономерный шаг в развитии судебной реформы, поскольку суд, как справедливо отметил президент России В. В. Путин на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г., выступает «важнейшим государственным институтом, где вершатся судьбы миллионов людей, потому предвзятость и нарушение этических норм - это не только личное фиаско и позор для конкретного судьи, но и подрыв доверия граждан к судебной системе в целом, к государственной власти и государству» [66, С. ]. Высокая гражданская миссия всех судей, подчеркнул глава государства, проявляется в объективности и беспристрастности, в умении учитывать тончайшие нюансы рассматриваемых дел, за сухой правовой нормой всегда видеть конкретного человека.

Судебная этика представляет собой совокупность нравственных идеалов, принципов и норм осуществления правосудия. Все это определяет моральное содержание деятельности участников судопроизводства. Накопленный опыт этической регуляции деятельности судей и иных участников судебного процесса должен способствовать «развитию истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от черствости приемов,

и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка» [98, С. 3]. Судья обязан следовать в своей повседневной деятельности не только нормам закона, но и прислушиваться к внутреннему голосу разума, не отступая при этом от безусловных и вечных этических стандартов и принципов поведения. При изучении моральных основ судопроизводства необходимо перенести центр тяжести учения о суде с хода процесса на этическую деятельность судьи во всех ее проявлениях.

Обращение к данной проблеме в аспекте изучения зарубежной и отечественной этико-философской традиции представляется чрезвычайно важным. Существует необходимость тщательного изучения проблем судебной этики в современной этической науке, поскольку в понимании ее смысла, границ регулирования и даже в терминологическом ряде накопилось множество дискуссионных вопросов, требующих решения, что в значительной степени и определило выбор темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Заявленная в диссертации тема имеет многоаспектный характер и получила всестороннее освещение не только в отечественной, но и в зарубежной философии и этике.

Основные прииципы поведения судей и первые этические требования к процессу отправления правосудия были заложены еще в античности Сократом, продолжены в наследии Платона, Аристотеля, А. Геллия, Боэция, «Своде Юстиниана».

В дальнейшем античная традиция развивалась в западноевропейской этико-философской мысли. С середины XVII и до конца XX в. вопросы судебной этики были затронуты в работах X. Арендт, Г. Гегеля, Г. Гроция, И. Канта, М. Фуко, К. Шмитта, Л. Штрауса; писателя и общественного деятеля Т. Драйзера и др.

Феномен судебной этики стал предметом рассмотрения и в отечественной этико-философской мысли конца Х1Х-начала XX вв., прежде всего в творчестве И. А. Ильина и В. С. Соловьева, чьи работы явились

отправным началом, определившим основу дальнейшего изучения проблем судебной этики современными исследователями.

Дореволюционное отечественное этико-философское учеиие о судебной этике было развито советскими и современными российскими учеными. К вопросам судебной этики обращались в своих работах такие видные правоведы, как Е. Я. Акимова, В. Б. Алексеев, Л. Е. Ароцкер,

B. Н. Бабенко, Е. А. Борисова, А. Д. Бойков, Е. В. Васьковский, Т. А. Владыкина, А. Я. Вышинский, Г. Ф. Горский, Б. А. Золотухин,

A. С. Кобликов, М. В. Кожевников, Л. Д. Кокорев, А. Ф. Кони, Д. П. Котов, Н. В. Крыленко, О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, В. В. Леоненко,

C. В. Потапенко, Р. Д. Рахунов, Г. Ю. Семигин, А. С. Смыкалин, Т. В. Сомсонов, М. С. Строгович, А. Я. Сухарев, В. М. Сырых, А. П. Фоков, Г. И. Цепляев, И. Н. Яблоков.

Существенную роль в рассмотрении проблем судебной этики сыграли советские исследователи: В. И. Букреев, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, Ю. В. Согомонов, А. И. Титаренко.

Особую значимость для автора имели теоретические разработки фундаментальных этико-философских вопросов анализа судебной этики современных отечественных авторов: Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова,

B. Н. Назарова, А. В. Прокофьева, О. С. Пугачева, А. В. Разина, А. П. Скрипника.

Кроме того, положения, регулирующие основные спорные вопросы судебной этики, закреплены в соответствующих зарубежных кодексах профессионального поведения судей Республики Казахстан, Украины, Эстонии, США и др. Отдельно необходимо отметить принятие в декабре 2012 г. «Кодекса судейской этики» [2, С. 2] России.

Анализ степени разработанности исследуемой проблемы свидетельствует о недостаточном количестве работ, дающих целостную оценку развития и становления судебной этики с момента ее зарождения до настоящего времени.

Актуальность темы, степень ее научной разработанности позволили определить объект, предмет, цель и задачи исследования.

В качестве объекта настоящего диссертационного исследования выступает судебная этика как этико-философская и этико-правовая категория. Предмет исследования - традиции и инновации в истории становления и развития судебной этики в России.

Цель настоящей работы - изучить историю развития судебной этики в России, охарактеризовать изменяющуюся роль судебной этики в судопроизводстве в процессе ее эволюции.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих основных задач:

- выявить соотношение понятий «судебная этика» и «судейская этика», раскрыть содержание данных категорий;

- изучить процесс зарождения и основные этапы эволюции судебной этики в западной Европе;

- провести этический анализ традиций западноевропейского судопроизводства середины ХУИ-конца XX вв.;

- исследовать процесс становления судебной этики в Российской Империи конца ХУП1-Х1Х вв.;

- охарактеризовать развитие судебной этики в советской России;

- проанализировать современные зарубежные кодексы судейской этики;

- рассмотреть в этическом аспекте новации современного российского Кодекса судейской этики и работу квалификационных коллегий судей России;

- выработать практические рекомендации по развитию судебной этики и повышению эффективности нравственного воспитания судей.

В основу научной гипотезы исследования положено суждение о том, что регулятивная сила судебной этики зависит в первую очередь от государства, которое формулирует свои требования к судейскому поведению,

способствует его формированию, создает для этого соответствующие материальные условия, нормативную базу и обстановку в судах. Эффективным способом повышения этической составляющей судебной деятельности является организация условий труда с учетом общечеловеческих этических ценностей.

Источниками исследования послужили опубликованные в разные годы нормативно-правовые акты (законы, основы законодательства, указы, постановления, инструкции) царской (помещенные в Свод законов Российской Империи и Судебные Уставы 20 ноября 1864 года, либо существующие по отдельности), советской и современной России, содержащие важнейшую информацию, касающуюся вопросов судебной этики.

Отдельную группу материалов представляют кодексы профессионального поведения судей России, Республики Казахстан, Украины, Эстонии и США.

Существенную роль в рассмотрении проблем судебной этики сыграли статистические данные по количеству жалоб и иных обращений граждан по поводу неэтичного поведения судей в Квалификационные Коллегии Судей субъектов Российской Федерации, в том числе и в Квалификационную Коллегию Судей Республики Мордовия, а также данные о количестве судей, привлеченных к дисциплинарной ответственности по итогам рассмотрения названных жалоб и иных обращений.

Теоретико-методологическая основа работы. Проведение диссертационного исследования на стыке таких наук, как этика, философия, история, право предполагает комплексный характер избранной методологии, позволяющий всесторонне и целостно раскрыть сущность судебной этики. Положенный в основу работы принцип системности предопределил необходимость применения следующих методов исследования:

- интегративного, позволяющего использовать достижения в различных областях научного знания для решения задач, поставленных в настоящем исследовании;

- сравнительно-исторического, позволяющего рассмотреть процесс зарождения и развития судебной этики в западной Европе и в России в различные периоды времени, сопоставить их друг с другом, выявив при этом их влияние на формирование современных взглядов на судебную этику;

- герменевтического, способствующего правильному истолкованию и пониманию философских трудов западных и русских мыслителей;

- аксиологического, обосновывающего место судебной этики в системе социальных ценностей.

Научная новизна исследования и личный вклад диссертанта состоит в следующем: осуществлен целостный этико-философский анализ традиций и инноваций в процессе становления и развития судебной этики в России; раскрыто содержание понятий «судебная этика» и «судейская этика», выявлено их соотношение; изучен процесс зарождения и основные этапы эволюции судебной этики в западной Европе периода Античности, Средневековья и середины ХУН-конца XX вв.; исследован процесс становления и развития судебной этики в Российской Империи конца XVIII -XIX вв. и в советской России; проанализированы современные этические требования российского и зарубежных кодексов судейской этики, рассмотрена работа квалификационных коллегий судей России.

Автором выработаны практические рекомендации по развитию судебной этики и повышению эффективности нравственного воспитания судей.

На защиту выносятся следующие основные выводы и положения дисссртационного исследования:

1. Судебная этика как учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, составляющая совокупность правил поведения всех участников судопроизводства, представляет собой раздел

прикладной этики. Судейская этика, выступая структурным элементом судебной этики, определяя лишь профессиональное этическое поведение судей и рассматривая нормы права, регулирующие поведение представителей судейского сообщества как в процессе осуществления ими профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни, является разделом профессиональной этики.

2. Предмет судебной этики образуют три основные составляющие: нормативно закрепленные положения, содержащие морально-этическую составляющую, действующие в конкретной сфере общественных отношений, являющиеся исключительным порождением конкретной профессиональной деятельности, не противоречащие общим нормам, но дополняющие и развивающие их; морально-этические правила поведения - этикет; нравственное сознание участников судопроизводства.

Принципы и нормы судебной этики и регулируемые ими правила поведения участников судопроизводства являются наиболее статичными из всех элементов предмета судебной этики, хотя в процессе исторического развития также изменяются, в то время как нравственное сознание участников судопроизводства - наиболее подвижная и подверженная внезапным изменениям составная часть предмета судебной этики.

3. В истории становления и развития судебной этики автор выделяет две традиции: западноевропейскую и отечественную, для каждой из которых характерны определенные этапы.

История зарождения и развития судебной этики в западной Европе включает три этапа:

Первый - начальный (V в. до н.э.-У1 в. н.э.) - характеризуется зарождением коренных начал правосудия (гласность, устность, непосредственность судебного разбирательства и свободная оценка доказательств, основанная на внутреннем убеждении судьи). Представлен в творчестве Аристотеля, Боэция, А. Геллия, Платона, Сократа, Юстиниана Великого.

Второй этап - средний (середина XVII-середина XX вв.), - в котором суд совести рассматривался как морально-этическая, нравственная составляющая судопроизводства, при этом подчеркивались ее независимость, беспристрастность и объективность. Отражен в работах Г. Гегеля, Г. Гроция, И. Канта.

Третий этап - современный (с середины XX в. по настоящее время), на протяжении которого судебная этика сохранила и развила основные принципы осуществления правосудия, зародившиеся еще в эпоху Античности. Основные представители: X. Арендт, М. Фуко, К. Шмитт, JI. Штраус.

4. История развития отечественной судебной этики включает три этапа:

Первый - дореволюционный (конец XVIII в-1917 г.), где впервые нашли свое отражение нормы и правила судебной этики. Представлен в Именном указе «Об удержании судей и чиновников от лихоимства» (1762 г.), двух частях «Учреждений для управления Губерний Всероссийской Империи» (1775 г. и 1780 г.) и Судебных Уставах (1864 г.): «Устав гражданского судопроизводства (дополненный законоположением 1866 года «Об охранительном судопроизводстве»)», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Мнение Государственного Совета, высочайше утвержденное 2 октября 1865 года».

Второй этап - советский (1917-1991 гг.) характеризуется полным подчинением норм и принципов судебной этики нуждам советского государства; судебная этика играет важную роль в политической пропаганде советской агитационной машины.

Третий - постсоветский, или современный этап развития отечественной судебной этики (конец ХХ-начало XXI вв.) укрепил значение судебной этики, выведя ее на новый этап развития и оградив от влияния государства, закрепил новые нормы и принципы поведения судей. Представлен

«Кодексом чести судьи Российской Федерации» (1993 г.), «Кодексом судейской этики» (2004 г.) и новым «Кодексом судейской этики» (2012 г.).

5. Анализ современных зарубежных кодексов профессионального поведения судей показал, что любой документ об этических нормах, регулирующих поведение судей, и соответствующие стандарты поведения должны содержать общие этические принципы, поскольку невозможно предусмотреть все конкретные ситуации, с которыми столкнется судья при осуществлении профессиональной деятельности и, соответственно, все возможные варианты поведения судьи в данных ситуациях. Кодексы профессионального поведения судей сами по себе не являются идеальной моделью. При рассмотрении данной законодательной формы складывается впечатление, что закрепленные в них этические требования и нормы являются неким исчерпывающим сводом правил, согласно которому судьям разрешено все то, что не запрещено кодексом. Являясь вполне обтекаемой правовой формой, принципы служат судье универсальным механизмом саморегулирования, позволяя ориентироваться в любой ситуации.

Подготовка этических принципов профессионального поведения судей должна осуществляться во всех странах и поощряться руководством страны по нескольким основаниям. Во-первых, при создании и внедрении этических норм и требований к судьям внимание в первую очередь должно обращаться на профессиональную подготовку, переподготовку и дальнейшее повышение квалификации судейских кадров. Во-вторых, сами судьи в рамках своей профессиональной деятельности должны вносить определенный вклад в развитие этических стандартов и правил. В-третьих, надлежащая публикация решений по дисциплинарному производству, определяющих обязанности судей, может способствовать повышению уровня осознания этических принципов, на которых они основаны.

6. На основании статистических данных о количестве жалоб и иных обращений граждан по поводу неэтичного поведения судей (грубость в отношении участников процесса, иных граждан и недостойное поведение в

быту) в Квалификационные коллегии судей субъектов России, включая Квалификационную коллегию судей Республики Мордовия, диссертантом выявлено, что моральный облик судьи, его этические убеждения напрямую зависят от уровня его образованности и грамотности.

7. В целях дальнейшего развития судебной этики и повышения эффективности нравственного воспитания судей диссертантом выработаны следующие практические рекомендации:

- вводить этические требования к судьям оптимально в форме нормативных стандартов профессионального поведения (этических принципов), а не в форме кодекса;

- вышеуказанные принципы поведения должны представлять собой механизм саморегулирования (разрабатываться и приниматься самими представителями судейской профессии);

- следует укомплектовывать судейский состав с учетом этических характеристик кандидатов на должность судьи;

- необходимо повышать квалификацию судей (в особенности основного звена судов общей юрисдикции) путем проведения курсов судебной этики, что повысит соответствие судей общепризнанному морально-этическому облику, высокому умственному и нравственному цензу;

- органам судейского сообщества России и, в частности, общим собраниям судей судов следует периодически проводить обсуждения спорных этических вопросов, возникающих на практике, что позволит обеспечить широкое распространение этических норм и стандартов в судейских кругах;

- в современных нормативно-правовых актах необходимо предоставить судье больше свободы и самостоятельности в применении к виновному мер пресечения, доверяя профессиональному опыту и морально-этическим качествам судьи;

- все особенности современного судебного красноречия необходимо критически проанализировать с позиции соответствия их нравственным и морально-этическим стандартам и нормам;

- воспитательную функцию суда (одно из наиболее значимых внесудебных полномочий, которым обладали судьи Советского Союза, наделявшее их определенной долей моральной ответственности перед обществом и возлагавшее на них нравственно-этические обязанности) необходимо закрепить в современном отечественном законодательстве как одно из основных внесудебных полномочий судей России, поскольку грамотно организованный судебный процесс является эффективной и эффектной формой проявления справедливости закона.

Важнейшая миссия правосудия в том, чтобы люди могли вынести из суда уроки общественной морали и этики. Судебный процесс, направленный на поиски истины и справедливого решения, должен нести воспитательный заряд, влиять на формирование правового и нравственного сознания граждан.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Результаты проведенного исследования позволяют раскрыть особенности зарождения и развития судебной этики в западной Европе и России, выявить нравственный, этический, правовой смысл судебной этики, расширить возможности современной этической теории и задать новые направления в исследовании данного феномена. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке вузовских лекционных курсов по истории этики, этике юриспруденции, философии, этике, истории философии. Выводы работы также могут служить основой для дальнейшего творческого развития и осмысления проблем судебной этики.

Апробация основных результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы изложены автором в 10 статьях, четыре из которых опубликованы в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК: «Казанская наука» (Казань, 2013), «Известия Самарского научного центра РАН»

(Самара, 2013), «Регионология» (Саранск, 2013), «Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева» (Чувашия, 2013). Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях (Саранск, 2009-2013, Пенза 2011, Москва 2012), конференциях молодых ученых и аспирантских семинарах. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» в сентябре 2013 г. и рекомендована к защите.

Структура и объем диссертации.

Поставленные цель и задачи определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 161 наименование. Общий объем работы - 190 страниц.

1 Теория и история зарождения судебной этики

Рассмотрение понятий судебной и судейской этики позволит выявить их соотношение, уточнить их содержание. Изучение основных исторических этапов развития судебной этики в западной Европе, а также основных проблем судебной этики в западноевропейской этической и правовой мысли способствует уяснению процесса становления судебной этики и ее развитию в отечественной этико-философской науке.

1.1 Категории судебной этики

Считаем справедливым начать исследование обозначенной нами темы с анализа понятий «судебная (прикладная) этика» и «судейская (профессиональная) этика», выявления особенностей их соотношения. «Такой ход мыслей, - считает А. А. Гусейнов, - является естественным, ибо задается видовым определением «прикладная» [77, С. 148]. В. Н. Назаров отмечает, что «среди специалистов в прикладной этике нет единого мнения о ее предмете, методе, структуре и содержании, не существует также общепринятых представлений о соотношении прикладной и профессиональной этики» [110, С. 9].

Прикладная этика создана, чтобы взаимодействовать с практикой, «являясь моментом последней, а именно: её содержанием выступает не то, что существует, а то, что может и должно существовать благодаря нам, нашим поступкам, поведению, нашим ответственным и сознательным усилиям» [77, С. 148-149]. Судьи используют положения и принципы, закрепленные в нормативно-правовых актах, посвященных проблемам этики, в том числе и судебной, не с целью познания окружающей их действительности, а для самосовершенствования, повышения своего морально-этического облика. Более того, прикладная этика помимо своего практического применения значительно обогащает философию, являясь

наукой философской, поскольку регулирует действия и поведение судей и иных участников процесса с позиции базовых принципов, смысла жизни» [90, С. 152]. Подводя итог данному рассуждению, следует также указать на то, что прикладная этика является точкой соприкосновения философии и практики, реальной жизни. Отсюда и отношение к прикладной этике как к практической философии, поскольку «философия свой взгляд на мир доводит до формулирования программы жизни и через них, через этико-нормативные программы и модели поведения непосредственно внедряется в практику, становится интересной и нужной людям» [64, С. 2].

Прикладная этика обращена на конкретное действие как на неповторимое и своеобразное проявление осознанной воли индивида. Прикладная этика акцентирует внимание на поступке «не с точки зрения его универсальной основы, которая задается общими моральными принципами, и не с точки зрения частных обстоятельств, которые фиксируются в привычных для соответствующих ситуаций поведенческих схемах, а с точки зрения его индивидуального облика, который принципиально не поддается расчету» [77, С. 151]. О. Г. Дробницкий справедливо отмечает, что «нравственный поступок не может быть предварительно просчитан в своих возможных следствиях, он совершается в силу решения совершить его и всегда представляет собой опыт над тем, кто его совершает» [82, С. 11]. Тем не менее данная характеристика поступка до момента изучения его прикладной этикой ни разу не была объектом всеобъемлющего общественного сознания и целенаправленных умственных усилий.

Нравственные вопросы, имеющие этико-прикладное содержание, постоянно возникают в различных направлениях практической деятельности. Следовательно, прикладная этика формируется как комплексное явление, включающее в себя множество разновидностей, в том числе и судебную этику. Гусейнов отмечает, что теоретический и практический статус прикладной этики как науки на данный момент не получил окончательной оценки. Предполагается, что прикладная этика представляет собой

структурный компонент этики как науки о нравственной составляющей жизни общества, в то же время являясь в большей степени частью специфической практической области знания, к примеру, судебная этика -юриспруденции. Прикладная этика, по мнению Гусейнова, представляет собой «новую область знания и общественной практики, возникающую на стыке этики и иных форм научно-практической деятельности» [77, С. 156].

Неоднозначность предмета прикладной этики, ее соотношение и переплетение с профессиональной и традиционной этикой может считаться зарождением нового этапа развития традиционной этики, особенного в том плане, что в нем учение о нравственности напрямую соединяется с этической жизнью общества. В любом случае, прикладная этика в настоящий момент является одним из наиболее прогрессивных направлений развития этических знаний и накопления нравственного опыта. Профессорами В. И. Бакштановским и Ю. В. Согомоновым в рамках развиваемой ими концепции прикладной этики высказано предположение о том, что «прикладную этику предпочтительно сопоставлять с фундаментальным знанием, которое для того, чтобы стать прикладным, должно быть определенным образом трансформировано» [77, С. 157].

Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Черевко, Александр Андреевич, 2013 год

Библиографический список

Российские нормативно-правовые акты, судебная практика

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - № 237. - Ст. 3.

2. Кодекс судейской этики от 19 декабря 2012 г. // Бюллетень актов по судебной системе. - 2013. - № 2. - С. 2-9.

3. Кодекс судейской этики от 2 декабря 2004 г. // Вестник ВАС РФ. -2005.-№2.-С. 3-5.

4. Кодекс чести судьи Российской Федерации от 21 октября 1993 г. // Советская юстиция. - 1993. - № 23. - С. 12-14.

5.0 внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»: федер. закон от 21 июля 2011 г. №254-ФЗ//Российская газета. -2011 г.-№ 161.-С. 12-14.

6. Дело «Калашников (Kalashnikov) против Российской Федерации» (жалоба № 47095/99): пост. ЕСПЧ от 15 июля 2002 г. // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2003. - № 1. - С. 4-5.

7. О практике применения Кодекса судейской этики: пост. Совета судей РФ от 30 ноября 2006 г. № 172 // документ опубликован не был.

8. Разъяснения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о практике применения Кодекса судейской этики. // Российская юстиция. - 2001. - № 7. - С. 43.

9. Отчет о работе Высшей квалификационной коллегии судей России за период 1994 - 2003 гг. // Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. - 2004. - № 3. - С. 124.

10. Обзор результатов деятельности ВККС РФ. Анализ практики. URL: http://vmw.vldcs.ru/category/8/ (дата обращения: 11.06.2013).

11. Обзор результатов деятельности ККС РМ. Отчеты, справки, итоги работы. URL: http://mo.vkks.ru/categorv/374/ (дата обращения: 11.06.2013).

12. О суде: декрет от 24 ноября 1917 г. № 1 // СУ РСФСР. - 1917. -№4.-Ст. 50.

13. О суде: декрет от 7 марта 1918 г. № 2 // СУ РСФСР. - 1918. - № 26. - Ст. 420 (347).

14. Положение о народном суде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики: декрет от 21 октября 1920 г. // СУ РСФСР. -1920.-№83.-Ст. 407.

15. О судоустройстве РСФСР: положение от 1 января 1923 г. // СУ РСФСР. - 1922. - № 69. - Ст. 902.

16. О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик: закон от 16 августа 1938 г. // Ведомости ВС СССР. - 1938. - № 11. - С. 5-32.

17. О дисциплинарной ответственности судей Ведомости ВС СССР: указ от 15 июня 1948 г. // Ведомости ВС СССР. - 1948. - № 31. - С. 5-11.

18. О судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик: основы законодательства от 25 декабря 1958 г. // Ведомости ВС СССР. -1958.-№ 1. — Ст. 12.

19. Моральный кодекс строителей коммунизма. — М. : Плакат, 1961. -

1 с.

20. Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 19241977, Ч. 2. - М. : Известия, 1978. - 372 с.

21. Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.: указ Президиума Верховного Суда СССР от 17 сентября 1955 г. // Ведомости ВС СССР. -1955. -№ 17.-Ст. 345.

22. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР № 35 от 7 февраля 1967 г. «Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения судами РСФСР». URL: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow DocumID 36391 .html (дата обращения: 09.08.2013).

23. О реабилитации жертв политических репрессий: закон РФ № 1761-1 от 18 октября 1991 г. // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Суда РСФСР.-1991.-№44.-Ст. 1428.

24. О Концепции судебной реформы в РСФСР: постановление от 24 октября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 44. - Ст. 1435.

25. Именной указ «Об удержании судей от лихоимства» от 18 июля 1762 г. // Полное собрание законов Российской империи. - 1830. - С. 1-3.

26. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений на коих они основаны. Часть 1. - СПб.: Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1866. - С. 9-215.

27. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений на коих они основаны. Часть 2. - СПб. : Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1866. - С. 216-458.

28. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений на коих они основаны. Часть 3. Второе доп. изд. - СПб. : Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1867. - С. 5-236.

29. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений на коих они основаны. Часть 4. Второе доп. изд. - СПб. : Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1867. - С. 237-461.

30. Судебные Уставы 20 ноября 1864 г., с изложением рассуждений на коих они основаны. Часть 5. Второе доп. изд. - СПб. : Типография Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1867. - С. 462-701.

31. Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи от 7 ноября 1775 г. Часть 1 // Полное собрание законов Российской империи. -1830.-С. 5-67.

32. Учреждения для управления Губерний Всероссийской Империи от 4 января 1780 г. Часть 2 // Полное собрание законов Российской империи. -1830.-С. 68-124.

Международные и зарубежные нормативно-правовые акты

33. О защите прав человека и основных свобод: межд. конв. от 4 ноября 1950 г. ETS № 005 // Собрание законодательства Российской Федерации. -

2001.-№ 2.-Ст. 163.

34. Заключение «О принципах и правилах, регулирующих профессиональное поведение судей, в частности, этические нормы, несовместимое с должностью поведение и беспристрастность», вынесенное на заседании Консультативного Совета Европейских Судей 19 ноября 2002 в Страсбурге. URL: http://agryzsky.tat.sudrf.ru/modules.php?name=:norm_ akt&id=34 (дата обращения: 19.05.2013).

35. Доклад «Гражданские и политические права, включая вопросы независимости судей, отправления правосудия, безнаказанности», представленный Комиссии по правам человека Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций 10 Января 2003 г. № E/CN.4/2003/65. URL: http://www.ohchr.org/EN/Issues/Judiciary/Pages /Annual.aspx (дата обращения: 19.05.2013).

36. Кодекс поведения судей Соединенных Штатов Америки от 2 июня 2011 г. URL: http://www.supremecourt.gov/ (дата обращения: 19.05.2013).

37. Кодекс профессиональной этики судей Украины, утвержденный IX съездом судей Украины от 22 февраля 2013 г. URL: http://www.spinform.ru/ (дата обращения: 19.05.2013).

38. О судоустройстве и статусе судей: закон Украины от 7 июля 2010 г. № 2453-VI // Голос Украины. - 2010 г. - №142. - С. 2-4.

39. Кодекс судейской этики Республики Казахстан, принятый V съездом судей Республики Казахстан от 18 ноября 2009 г. URL: http://www.kostanaysot.kz/index.php/ru/sudebnava-sisitema-razd/organi-sud-soobshestva/komissiya-po-su-etike/390-2011-08-09-04-40-31 .html (дата обращения: 19.05.2013).

40. Этический кодекс судей Эстонии, утвержденный всем составом Эстонского суда в 1994 г. URL: http://constitutions.ru/archives/8634 (дата обращения: 19.05.2013).

41. Дигесты Юстиниана / Пер. с лат. И. С. Перетерский; Ред. Е. А. Скрипилев. -М. : Наука, 1984. - 456 с.

42. Дигесты Юстиниана. В 8 т. / Отв. ред. Л. Л. Кофанов. - М. : Статут, 2002-2006.

43. Избранные новеллы Юстиниана / В. А. Сметанин, ввод, ст., пер., комм. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005. - 340 с.

44. Кодекс Юстиниана. (Фрагменты) / Пер. с лат. Ф. И. Успенский, Н. В. Пигулевская. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 12 с.

45. Памятники римского права: Институции Юстиниана. / Под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова. - М.: Наука, 1998. - 532 с.

Научные статьи и другие публикации, сборники научных трудов, монографии, научно-практические комментарии, словари и

энциклопедии

46. Авл Геллий. Аттические ночи. Книги XI - XX / Пер. с лат. под общ. ред. А. Я. Тыжова, А. П. Бехтер. - СПб. : ИЦ Гум. Академия, 2008. - 448 с.

47. Акимова Е. Я. Особенности правового регулирования формирования судейского корпуса в Германии. // Российское правосудие. -2011.-№8(64).-С. 84-95.

48. Алексеев В. Б., Ароцкер Л. Е. Настольная книга судьи. - М. : Юридическая литература, 1972. - 428 с.

49. Апология Сократа // Творения Платона, перев. Вл. С. Соловьева, М. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого. Т. 2. - М.: Известия, 1903. - 637 с.

50. Арендт X. Ответственность и суждение / Пер. с англ. Д. Аронсона, С. Бардиной, Р. Гуляева. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. - 352 с.

51. Арендт X. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. / Пер. с англ. С. Кастальского, Н. Рудницкой. - М.: Европа, 2008. - 424 с.

52. Арендт X. О революции. - М. : Европа, 2011. - 464 с.

53. Аристотель. Политика. Афинская политая. Серия: Из классического наследия. - М. : Мысль, 1997. - 343 с.

54. Бабенко В. Н. Судебная система России: история и современность. -М.: РАН. ИНИОН, 2005. - 236 с.

55. Бакштановский В. И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. - М. : Политиздат, 1983. - 223 с.

56. Бакштановский В. И. Этика как практическая философия. Традиционные образы и современные подходы. - М.: Знание, 1983. - 64 с.

57. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Введение в прикладную этику: Монография. - Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006. -392 с.

58. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В., Чурилов В. А. Этика политического успеха. - Тюмень-Москва : Центр прикладной этики, 1997. -747 с.

59. Борисова Е. А. О реформе российской системы судов общей юрисдикции // Законодательство. - № 11.- 2009. - С. 11-13.

60. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. - М. : Наука, 1990.-448 с.

61. Букреев В. И. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению / В. И. Букреев, И. Н. Римская. - М. : Юрайт, 2000. - 336 с.

62. Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. Том I. Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. - М. : Бр. Башмаковы, 1913.-691 с.

63. Владыкина Т. А. Кодекс судейской этики: теоретико-правовой аспект // Российский судья. - 2010. -№ 11. - С. 34-38.

64. ВолченкоЛ. Б. Добро и зло как этические категории. / Л. Б. Волченко. -М. : Знание, 1975. - 64 с.

65. Воспитательная роль социалистического правосудия / Под ред. А. Д. Бойкова, И. Нескусила. - М. : Юрид. лит., 1982. - 184 с.

66. Выступление В. В. Путина на VIII Всероссийском съезде судей 18 декабря 2012 г. URL: http://www.kremlin.ru/news/17158. (дата обращения: 09.10.2013).

67. Вышинский А. Я. Теория судебных доказательств в советском праве. -М. : Юридическое издательство НКЮ СССР, 1941. - 220 с.

68. Вышинский А. Я. Теория судебных доказательств в советском праве. Изд. Третье, доп. - М. : Государственное издательство юридической литературы, 1950. - 308 с.

69. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. - М. : Эксмо, 2001. - 468 с.

70. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Феноменология духа. - М. : Наука, 2000 - 495 с.

71. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Философия права. Пер. с нем.: Ред. и сост. Д. А. Керимов и В. С. Нерсесянц; Авт. вступ. ст. и примеч. В. С. Нерсесянц. - М. : Мысль, 1990. - 524 с.

72. Горский Г. Ф., Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Судебная этика. -Воронеж: Наука, 1978. - 351 с.

73. Гринин Л. Е. Методологические основания периодизации истории. Философские науки. - М. : КомКнига, 2006. - 272 с.

74. Гринин Л. Е. Производительные силы и исторический процесс. Изд. 3-е. - М.: КомКнига, 2006. - 235 с.

75. Гуго Гроций. О праве войны и мира. - М. : Государственное издательство юридической литературы, 1956. - 868 с.

76. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1984. - 350 с.

77. Гусейнов А. А. Размышления о прикладной этике // Ведомости НИИПЭ. Вып. 25: Общепрофессиональная этика / Ред. В. И. Бакштановский, Н. Н. Карнаухов. - Тюмень: НИИПЭ, 2004. - С. 148-159.

78. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. - М.: Гардарики, 2000. - 472 с.

79. Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. 8-е изд. - М.: Зерцало, 2007. - 440 с.

80. Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. - М.: Наука, 1987. - 336 с.

81. Драйзер Т. Финансист. - М. : Эксмо, 2010. - 608 с.

82. Дробницкий О. Г. Моральная философия: Избр. труды /Сост. Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2002. - 523 с.

83. Дубко Е. Л. Новейшая англо-американская этика: метафизическая инерция // Вопросы философии. - 1985. - № 5. - С. 3-5.

84. Дювернуа Н. Л. Источники права и суд в древней России. — М. : Университетская типография (Катков и К°), 1869. - 414 с.

85. Записка Комиссии Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х - начала 50-х гг. Совершенно секретно. Особая папка. 25 декабря 1988 г. // Вестник Архива Президента Российской Федерации. - 1995. -№ 1.-С. 123-130.

86. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. -М. : Рус. кн., 1994. - Т. 4. - С. 45-147.

87. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. - СПб.: Наука, 1994. - 542 с.

88. История советского государства и права. Кн. 3. (1936-1945 гг.). -М.: Дело, 1985.-356 с.

89. История этических учений / Под ред. А. А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2003. - 911 с.

90. Каган М. С. К истории изучения отношений этического и эстетического. // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. -С . 70-72.

91. Кант И. Лекции по этике: Пер. с нем. / Общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. - М. : Республика, 2000. - 431 с.

92. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. Т.4 4.1. - М. : Мысль, 1965.-435 с.

93. Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т.8. - М. : Чоро, 1994. - 718 с.

94. Клейнман А. Ф. Советский гражданский процесс. - М. : Дело, 1954. -235 с.

95. Кобликов А. С. Юридическая этика. - 3-е изд., изм. - М. : Норма, 2007.-176 с.

96. Кожевников М. В. История советского суда. 1917-1956 гг. - М. : Наука, 1957.-423 с.

97. Комментарий к Кодексу судейской этики постатейный (Нехаев В.В., Нехаева Т.Г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req =doc;base =СМВ;п=7766 (дата обращения: 15.06.2013).

98. Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики). Воспроизведено по изданию: Кони А. Ф. Избранные произведения. -М. : Госюриздат, 1956. - 550 с.

99. Конституционное право зарубежных стран. - М. : Норма, 2004. -832 с.

100. Концепция судебной реформы в Российское Федерации / Под ред. Б. А. Золотухина. -М. : БЕК, 2001. - С. 3-14.

101. Краткий философский словарь. Под ред. А. П. Алексеева. - М. : Проспект, 2001. - 496 с.

102. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы. - M. : T.V., 2003. - 867 с.

103. Кутафин О. Е., Лебедев В. М, Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы. - M. : T.VI., 2003. - 917 с.

104. Лебедев В. М. От концепции судебной реформы к новым идеям развития судебной системы // Российская юстиция. - 2000. - № 9. -С. 24-26.

105. Ленин В. И. ПСС. Т. 33. -М. : Юрлитинформ, 2007. - 718 с.

106. Леоненко В. В. Профессиональная этика участников уголовного судопроизводства. - Киев: Наука, 1981. - 312 с.

107. Марксистская этика / Под общ. ред. А. И. Титаренко. - М. : Норма, 1980.-328 с.

108. Мораль и рациональность / Под ред. Р. Г. Апресяна. - М. : Институт философии РАН, 1995. - 197 с.

109. Моральный кодекс и профессиональная специфика морали.-Ростов : Изд-во Ростов, ун-та, 1964. - 132 с.

110. Назаров В. Н. История русской этики. - М. : Гардарики, 2006. -319 с.

111. Назаров В. Н. Прикладная этика. - М. : Гардарики, 2005. - 302 с.

112. Назаров В. Н. Этическое образование в России (история и современность): Монография. - Тула : Тул. гос. пед. ун-т им. Jl. Н. Толстого, 2004. - 88 с.

113. Нерсесянц В. С. Сократ. -М. : Наука, 1984. - 152 с.

114. Нравственные начала судейской профессии. // Российская юстиция.-2001.-№ 11 - 12.-С. 43-45.

115. Перестройка и нравственность (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии. - 1990. - № 7. - С. 3-5.

116. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Т. 4. - М. : Мысль, 1994.-832 с.

117. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). Т. 3. - М. : Мысль, 1994.-656 с.

118. Потапенко С. В. // Российский судья. - 2001. - № 5. - С. 6-8.

119. Проблемы судебной этики / Под ред. М. С. Строговича. - М. : Наука, 1974.-272 с.

120. Прокофьев А. В. Типология справедливости Гуго Гроция: историко-этический контекст // Философия и культура. - 2009. - № 5. - С. 97-107.

121. Прокофьев А. В. Этика ненасилия как бегство от нравственного риска // Философия и культура. - 2011. - № 7. - С. 137-149.

122. Пугачев О. С. Значение и границы теономной этики // Регионология. - 2012. - № 4. - С. 32-33.

123. Разин А. В. Моральное требование в процессе формирования высших социальных потребностей личности // Философские науки. — 1979. — №4.-С. 21-23.

124. Разин А. В. Сознание и нравственность, антропологическое единство // Вестник МГУ. Сер. 7. «Философия». - 1999. - № 3. - С. 15-17.

125. Разин А. В. Трудовая активность — важнейший показатель нравственной зрелости личности. - М. : Знание, 1981. — 47 с.

126. Разин А. В. Этика. - М. : Академический Проект, 2006. - 624 с.

127. Рахунов Р. Д. Выездная сессия суда (библиотечка народного судьи и народного заседателя). - М. : Юрид. лит., 1968. - 60 с.

128. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. - М. : Издательство политической литературы, 1992. - 351 с.

129. Скрипник А. П. Этика. - М. : Проект, 2004. - 352 с.

130. Смыкалин А. С. История судебной системы России. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2010. - 231 с.

131. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Сочинения в 2-х т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; Примеч. С. Л. Кравца и др. - М. : Мысль, 1988. - 822 с.

132. Сомсонова Т. В. Этика перестройки и перестройка этики. Научное исследование (на нем. яз.). Бонн, 1989. Обновление морали и перспективы этики. - М. : Наука, 1990. - 362 с.

133. Столович Л. Н. История русской философии. Очерки. - М. : Республика, 2005. - 496 с.

134. Суд в СССР. / Под ред. Л. Н. Смирнова, В. В. Куликова, С. Г. Банникова, В. М. Савицкого, X. Б. Шейнина. - М. : БЕК, 1977. - 211 с.

135. Судоустройство СССР и организация работы судов, органов юстиции и прокуратуры. - М. : Юрид. лит., 1983. - 224 с.

136. Суды и судьи. // Российская юстиция. - 2005. - № 1-2. -С. 96-99.

137. Сухарев А. Я. Советский суд. - М. : Юрид. лит., 1976. - 96 с.

138. Сырых В. М., Крыленко Н. В. Идеолог советского правосудия. -М. : Статут, 2003.-284 с.

139. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания: опыт этико-философского исследования / А. И. Титаренко. - М. : Мысль, 1974. - 278 с.

140. Толстой JI. Н. Воскресение. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. - М.: Лексика, 1996. - 596 с.

141. Уортман Р. С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России / Авторизов. перевод с английского М. Д. Долбилова при участии Ф. Л. Севастьянова. - М. : Новое литературное обозрение, 2004. - 520 с.

142. Фейерабенд П. Методология научного познания // Современная эпистемология. - Новосибирск : Наука, 2002. - С. 77-78.

143. Философский энциклопедический словарь. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - 673 с.

144. Фоков А. О Кодексе судейской этики в Российской Федерации. // Российский судья. - 2002. - № 12. - С. 2-4.

145. Фуко Мишель. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с франц. Владимира Наумова. - М. : Ad Marginem, 1999. - 480 с.

146. Цепляева Г. И., Яблокова И. A. De facto и de jure судейского сообщества. // Российская юстиция. - 2001. - № 11. — С. 4-7.

147. Шмитт К. Теория партизана: Промежуточное замечание по поводу понятия политического / Пер. с немецкого Ю. Ю. Коринца. - М. : Праксис, 2007. - 304 с.

148. Штраус Л. Естественное право и история. - М. : Водолей Publishers, 2007.-312 с.

149. Энциклопедия юриста. - М. : БЕК, 2005. - 593 с.

150. Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М. : Гардарики, 2001. - 671 с.

151. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М. : Республика, 1994. -427 с.

152. A. A. Vasiliev. Justinian's Digest. In commemoration of the 1400th anniversary of the publication of the Digest (A. D. 533-1933). - Studi bizantini e neoellenici, vol. V, 1939, pp. 711-734.

153. Avl Geliy/ Noct. Att. VI, 1,10-11.

154. Biener F.A. Geschichte der Novellen Justinian's. - Berlin: Dummler, 1824.-621 p.

155. Codex Justiniani, de emendatione Codicis, ed. P. Kruger, 4.; Лебедева Г.Е. Кодексы Феодосия и Юстиниана об источниках рабства // Византийский временник Т. 36. - М. : Наука, 1974. - С. 31-44.

156. Comte, О. 1974 [1830 - 1842]. Cours de philosophie positive // The essential Comte: selected from Cours de philosophie positive / Edited and with an introduction by Stanislav Andreski. London : Croom Helme. - 571 p.

157. Goudsblom, J. 1996. Human History and Long-Term Social Processes: Toward a Synthesis of Chronology and Phaseology // The Course of Human History. Economic Growth, Social Process, and Civilization / Ed. by J. Goudsblom, E. L. Jones, and S. Mennel. - New York, NY : Sharpe. - p. 15-30.

158. Grinin, L. E., and A. V. Korotayev. 2006. Political Development of the World System: A Formal Quantitative Analysis // History & Mathematics. Historical Dynamics and Development of Complex Societies / Ed. by P. Turchin, L. Grinin, V. de Munck, and A. Korotayev. - Moscow: URSS. - p. 41-47.

159. Justinian I. 2005. Das Corpus Juris Civilis / Carl Eduard Otto, Bruno Schilling, Carl Friedrich Ferdinand Sintenis. - Leipzig: Verlag von Carl Flocke, 1830- 1833.-395 p.

160. Les mutations de la justice. Comparaisons européennes (Эволюция правосудия. Сравнительный анализ европейских стран), Ph. Robert and A. Cottino (éd.), Harmattan, 2001.-451 p.

161. Titz A. Ructereid und richterliche Ethic. // Официальный сайт немецкого союза судей. URL: www.drb.de (дата обращения: 28.08.2013).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.