Становление и развитие французской пейзажной живописи середины XIX в., проблема традиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Фролова, Марина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 332
Оглавление диссертации кандидат наук Фролова, Марина Анатольевна
Содержание
Том I
Введение
Глава 1. Истоки пейзажной живописи середины XIX века
1.1. Классицистический пейзаж и первые предпосылки становления нового метода натурной живописи во французском искусстве конца XVIII -первой трети XIX века
1.2. Формирование концепции национального пейзажа в искусстве Франции XVII - первой трети XIX века
1.3. Круг иностранных влияний
Глава 2. Традиции и новаторство: французская пейзажная живопись середины XIX века
2.1. Новый взгляд на природу в творчестве мастеров Барбизонской школы
2.2. Расцвет французского национального пейзажа в творчестве К.Коро, Г.Курбе, Ж.-Ф.Милле
2.3. На пути к импрессионизму. Творчество И.-Б. Йонгкинда и Э. Будена
Заключение
Список использованной литературы
Список иллюстраций
Том II
Иллюстрации
2-117
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Итальянизирующее направление в голландской пейзажной живописи XUII века2011 год, кандидат искусствоведения Питеря, Юлий Владимирович
Творческий метод А.П. Боголюбова в контексте русских и европейских художественных процессов второй половины XIX века2021 год, кандидат наук Ильина Ирина Анатольевна
Жанр пейзажа в масляной живописи Нового Китая (1949 - 2023): проблема национального своеобразия"2024 год, кандидат наук Лю Цзыюй
Русский пейзаж середины XIX века: Проблема формирования и пути развития2000 год, кандидат искусствоведения Кривонденченков, Сергей Викторович
Голландская гравюрная марина XVII века2011 год, кандидат искусствоведения Берницева, Виктория Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие французской пейзажной живописи середины XIX в., проблема традиций»
Введение
Диссертация посвящена проблеме становления национальной пейзажной живописи во французском искусстве XIX века. В ней рассматривается совокупность факторов, повлиявших на появление в 1820-30-х годах в творчестве мастеров Барбизонской школы и художников их круга мотивов национальной природы. При этом выявляются отдельные предпосылки в искусстве их предшественников и развитие философско-эстетической мысли в целом. Особое внимание уделено расцвету пейзажа в творчестве крупнейших живописцев середины XIX столетия - К. Коро, Г. Курбе и Ж.-Ф. Милле. Глубокая взаимосвязанность всех этапов развития французского искусства обусловила хронологические границы исследования, охватывающего длительный период с начала XVII по вторую половину XIX века. Данный материал рассматривается с разных точек зрения: прослеживается стилистическая эволюция французского пейзажа в целом, характеризуются особенности живописной манеры различных художников. Основное внимание уделено анализу конкретных произведений.
Под термином «национальный пейзаж» понимается круг произведений, исполненных французскими мастерами, а в редких случаях и обосновавшимися во Франции иностранцами, изображающих характерные природные мотивы этой страны.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что до сих пор не существует обобщающих трудов о французской пейзажной живописи Нового времени, где был бы представлен систематический и целостный анализ ее развития. Что касается пейзажа XIX века, то на фоне его изученности практически во всех аспектах, вопрос о степени воздействия иностранных школ живописи и собственно французской традиции на его становление по сей день остается открытым. Зачастую его появление приписывают влиянию английской живописи эпохи романтизма и голландского реалистического искусства XVII века. В диссертации не
отрицается это воздействие, напротив, проводятся аналогии между сходными явлениями в искусстве разных стран, но сделаны попытки доказать ведущее значение эволюции французской живописи - той основы, без которой не могли бы сложиться принципы национального пейзажа и на которую впоследствии легли все иностранные влияния.
Степень научной разработанности проблемы
Спор о степени воздействия той или иной традиции на развитие французского пейзажа уходит своими корнями практически к годам первых выступлений на официальных выставках Теодора Руссо и его единомышленников. Появление на художественной арене мастеров реалистической живописи вызвало большой резонанс в культурной жизни Франции, о новом направлении высказывались разные точки зрения. Некоторые критики, приверженцы классицистического пейзажа, выразили неприятие и непонимание, однако тонко чувствующие искусство знатоки сразу оценили новаторство этих художников. Так, великий французский поэт и художественный критик Шарль Бодлер в своих статьях, посвященных выставкам в Салоне 1845, 1846 и 1859 годов, на русском языке объединенных в сборник «Об искусстве»1, уделяет большое внимание пейзажной живописи, признавая ее возросшее значение. Он одним из первых чутко отзывается о творчестве молодых независимых пейзажистов, подчеркивая их существенную роль в обновлении искусства. Еще в 1845 году ведущими мастерами пейзажа он называет Камиля Коро и Теодора Руссо. При этом «часто несовершенному, но всегда мятущемуся и трепетному» Руссо он противопоставляет Коро как единственного, сохранившего «глубокое чувство слаженности и соразмерности»2. Объективно оценивая творчество каждого мастера, Бодлер отмечает и поэтичность искусства Добиньи: «Грация и свежесть его пейзажей пленяют с первого взгляда. Они
3
непосредственно передают зрителю одушевляющее художника чувство» .
1 Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986.
2 Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. С. 226.
3 Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. С. 225.
Бодлер задался вопросом и об истоках французского пейзажа 1830-х годов и одним из первых связал их с традициями одновременно голландской, фламандской и английской школ, которые особенно тесно переплелись в творчестве Руссо: «Если мы оживим в памяти некоторые пейзажи Рубенса и Рембрандта и добавим к ним кое-что от английской манеры и если предположим в художнике глубоко прочувствованную любовь к природе, которая преобладает над этими влияниями и упорядочивает их, мы сумеем получить представление о магической силе живописи г-на Руссо»4. В этом его поддержали и многие другие крупнейшие критики того времени.
Французский художник и писатель Эжен Фромантен в своей книге «Старые мастера»5 1875 года, посвященной голландским и фламандским живописцам, в отдельной главе рассматривает современный ему французский пейзаж. Автор последовательно и убедительно доказывает свое мнение о коренном влиянии голландцев на его становление, однако можно не согласиться с умалением значения национальной традиции в формировании этого жанра, в том числе с утверждением, что «в течение двух веков во Франции был только один пейзажист - Клод Лоррен», и «восемнадцатый век почти не занимался пейзажем»6. Таким образом, Фромантен называет пейзаж середины XIX века и, особенно, работы Теодора Руссо «переходной ступенью и промежуточным звеном между Голландией и художниками будущего»7. Автор упоминает также о фламандском и английском влияниях: «Первый толчок дала английская живопись. И поэтому вначале, когда Жерико и Бонингтон акклиматизировали во Франции живопись Констебла и Гейнсборо, возобладало англо-фламандское влияние. Колорит ван Дейка в фонах его портретов, смелость и своевольная палитра Рубенса - вот что помогло нам отделаться от холодности и условностей предшествовавшей
о
школы» . При этом Фромантен точно подмечает, что, подхватив
4 Бодлер Ш. Об искусстве. М.: Искусство, 1986. С. 120.
5 Фромантен Э. Старые мастера. М.: Изобразительное искусство, 1996
6 Фромантен Э. Старые мастера. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 165.
7 Фромантен Э. Старые мастера. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 171.
8 Фромантен Э. Старые мастера. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 165.
европейскую традицию, французы пошли своим путем и шагнули далеко вперед в рамках национального пейзажа. Особенно он выделяет Руссо, намного превосходящего их размахом своего творчества: «можно сказать, что голландцы только топтались на одном месте. Все они, вместе взятые, могли бы сделать себе карьеру, делая только выборки из этюдов Руссо»9.
Действительно, для этого этапа развития художественной критики было характерно сильное преувеличение влияния Констебля и голландцев, даже такой тонкий критик, как Теофиль Торе был убежден, что именно появление работ английских мастеров в Париже обусловило начало переворота во французской живописи. Эта тенденция, надо признать, сохраняется в критике и по сей день.
Гораздо реже авторы отстаивали независимость французской традиции от иностранных влияний. Категоричен в вопросе воздействия английской живописи на пейзаж во Франции Рене Юэ, издавший книгу о своем отце, пейзажисте-романтике Поле Юэ с богатейшим материалом его писем и размышлений об искусстве: «Легенда приписывает нашей школе пейзажа происхождение от английской школы. Но это только легенда. Не было необходимости в этом иностранном влиянии: французская школа, особенно в XVIII веке никогда не теряла традиции Пуссена и Клода Лоррена, и пейзаж Ватто, Фрагонара и Прюдона имел большее влияние на Поля Юэ, чем англичане»10.
Начиная с середины XIX века крупнейшими знатоками искусства делались попытки систематического изучения пейзажной живописи во Франции, тогда же появилось много исследований монографического характера с задачей охарактеризовать творчество того или иного художника и определить его место в искусстве. Так, Теофиль Сильвестр внес большой вклад в изучение творчества Коро, Курбе, а также отдельных мастеров Барбизонской школы, издав в 1856 году «Историю ныне живущих
9 Фромантен Э. Старые мастера. М.: Изобразительное искусство, 1996. С. 260.
10 Huet R.P. Paul Huet. D'apres ses notes, sa correspondance, ses contemporains. Paris: Librarie Renouard, 1911. P. 16.
художников» («Histoire des artistes vivantes»). Одним из основных источников о жизни Теодора Руссо являются воспоминания его друга Альфреда Сансье («Воспоминания о Теодоре Руссо»11), дающие не только яркую характеристику личности и характера художника, но и подробную эволюцию его творчества. Этим же автором было положено также начало изучению живописи одного из крупнейших мастеров XIX века - Жана Франсуа Милле в книге «Жизнь и творчество Ж.-Ф. Милле»12. Близко знавший художника, Сансье владеет богатым материалом, касающимся не только его творчества, но и его личности, впервые публикует его письма. Однако основополагающим трудом об искусстве Милле является обстоятельное трехтомное издание Этьена Моро-Нелатона «Милле, рассказывающий о
13
себе» .
Моро-Нелатону принадлежит и самый значительный труд о Камиле Коро, лежащий в основе всех последующих исследований, - «История Коро и его произведений» в 4-х томах, изданный в 1905 году. Первоисточником является также прижизненный каталог Альфреда Робо, переизданный в 1946 году14. Камиль Коро - художник, которому посвящено, пожалуй, наибольшее число исследований, в числе которых монографии Леона Роже-Миле15 и Поля Корню16 1880-х годов. Однако больший интерес вызывает еще одна
17
монография Моро-Нелатона «Коро» , изданная чуть позднее, чем каталог и
18
роман-биография «Le roman de Corot» , и в заглавии определенная самим автором как «критическая биография». Построена она на анализе самых значительных работ художника, от ранних итальянских этюдов до зрелых произведений с тонким вкраплением размышлений о его творчестве в целом. На примере двадцати четырех отдельных произведений последовательно
11 Sensier А. Souvenirs sur Th. Rousseau. Paris: Leon Techener, 1872.
12 Sensier A. La vie et l'oeuvre de J.-F. Millet. Paris: A. Quantin, 1881.
13 Moreau-Nélaton É. Millet raconté par lui-même. T. 1-3. Paris: H. Laurens, 1921.
14 Robaut. A. Corot, raconté par lui-même et par ses amis, pensées et écrits du peintre. Lausanne: Héliographia, 1946.
15 Roger-Milès L. Corot. Paris: Librairie de l'Art, 1881.
16 Cornu P. Corot. Paris: Edition Louis-Michaud, 1889.
17 Moreau-Nelaton É. Corot. Paris: Éditeur Henri Laurens, 1928.
18 Moreau-Nelaton É. Le roman de Corot. Paris: Éditeur H. Floury, 1914.
прослежены основные грани его искусства и этапы творческой эволюции. «Ни один художник не был столь разнообразен как Коро»19 - утверждает автор и подтверждает это многообразием и многогранностью его работ. Среди огромного множества картин Коро избраны самые важные для развития его творческой манеры, на этом умелом отборе, несомненно, базировались и все дальнейшие исследования. Сравнивая законченные, предназначавшиеся для Салона композиции и натурные работы, автор придерживается мнения, которое вскоре будут повторять все исследователи, об уникальности творчества Коро, совмещавшего две противоречивые, во многом даже несовместимые тенденции. В этом вопросе сложно согласиться с мнением автора: классицистические черты творчества Коро представляются не только не противоречащими его искусству, но естественно и органично входящими в его образную систему.
Не удивительно при этом, что наиболее проникновенные строки, посвященные этому сложному для анализа художнику, написаны поэтами, в
частности, Полем Валери, тонко очертившем круг сюжетов мастера и его
20
лирическое восприятие природы в своем эссе «Вокруг Коро» .
Уже в самом начале ХХ столетия некоторые исследователи пытались определить стилистические границы французского национального пейзажа
времени его становления. Например, Леон Розенталь в книге «От романтизма
21
к реализму» среди общей канвы развития искусства 1830 - 1848 годов прослеживает эволюцию пейзажа, выявляя его постепенное движение от романтизма к реализму. Автор делает попытки дать определение этим важнейшим направлениям в искусстве XIX века, выделить их типичные черты. При этом он настаивает на четкой приверженности каждого мастера к тому или иному художественному явлению: «не было в ту эпоху художника, за исключением, пожалуй, Коро, кто не работал бы под воздействием оппозиционных веяний. Руссо, Каба, Юэ, Декан были, в свою очередь,
19 Moreau-Nelaton É. Corot. Paris: Éditeur Henri Laurens, 1928. P. 6.
20 Валери П. Вокруг Коро // Об искусстве. М.: Искусство, 1993. С. 211-229.
21 Rosenthal L. Du Romantisme au Réalisme. Paris: H. Laurens, 1914.
романтиками, неоклассиками, или реалистами» . Однако спустя пятьдесят
23
лет Кеннет Кларк в своей книге «Романтический бунт» опровергнет это предположение, доказав глубокую связь и отсутствие четких границ между этими тенденциями.
Затем последовал недолгий спад интереса к представителям французского пейзажа: все внимание исследователей было поглощено мастерами импрессионизма, постимпрессионизма и быстро сменяющих друг друга течений ХХ века. Во второй половине ХХ столетия вновь наметился подъем интереса к художникам середины XIX века, который продолжается до сих пор. В частности, Жермен Базен, известный искусствовед и главный хранитель живописи в Лувре, внес огромный вклад в изучение французского искусства от забытого на тот момент классицистического пейзажиста Валансьена24 до импрессионистов25. Ему принадлежит также одно из лучших исследований творчества Камиля Коро - объемная монография «Коро и его век»26 1942 года, в которой прекрасный анализ лучших его произведений открывает одновременно и связь с традицией, и глубоко самостоятельный самобытный дар художника. В ней Базен предлагает достаточно условное на наш взгляд разделение творчества Коро на несколько линий - лирического и классического пейзажа, в чем ему последует и Жан Леймари в монографии 1966 года27. Также одним из первых Базен отметил, что в творчестве Коро
взаимодействуют многие тенденции XIX века: «неоклассицизм, несколько
28
искусственный романтизм и пленэризм» , что впоследствии так емко и лаконично переосмыслит Лионелло Вентури.
Жермен Базен и Мишель Галле, организовав в 1957 году в Париже выставку «Сто лет французского искусства, от Фрагонара к Курбе», задались очень важным вопросом о единой традиции французского искусства. В
22 Rosenthal L. Du Romantisme au Réalisme. Paris: H. Laurens, 1914. Р. 269.
23 Clark K. The Romantic Rebellion. Romantic versus Classic Art. Norwich: Jarrold and Sons Ltd, 1973.
24 Bazin G. Pierre-Henri de Valenciennes // Gazette des Beaux-Arts. Mais-Juin. 1962. Vie périod. Tome LIX. P. 353-362.
25 Bazin G. L'époque impressionniste. Paris: Éditions Pierre Tisné, 1947.
26 Bazin G. Corot et son siècle. Paris: P. Tisné, 1942.
27 Leymarie J. Corot. Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1966.
28 Bazin G. Corot et son siècle. Paris: P. Tisné, 1942. Р. 11.
небольшом каталоге к экспозиции29 авторы также ставят вопрос о взаимодействии французского искусства и иностранных школ живописи. Согласно сложившемуся мнению, они не отрицают влияния голландской и английской живописи на возникновение Барбизонской школы. Однако ими подчеркнута непрерывность традиции в развитии самого французского искусства, особенно воздействие романтизма на становление национального пейзажа. Среди продолжателей романтической традиции авторы называют барбизонцев Руссо, Дюпре и Диаса, рассматривая их близость мастерам романтизма в выборе мотива и живописных средств. Также подчеркивается их особый эмоциональный подход к натуре: «Лиризм Руссо, - пишет Мишель Галле, - роднит его с романтической поэзией, и его чувство
30
природы близко "Грусти Олимпио" Гюго» . Однако, по мнению авторов, под влиянием Милле и Курбе эти мастера вскоре приходят к реализму. Выводом же этого небольшого исследования является утверждение, что «вместе с Барбизонской школой романтический пейзаж осуществил слияние достижений Клода Лоррена, старых голландцев и Констебля, оживленных
31
новой эмоциональностью» .
Начиная с 50-х годов ХХ века в западном искусствознании появляется достаточно большое количество литературы, посвященной творчеству крупнейших пейзажистов XIX столетия. Авторы в разной степени касаются и вопроса влияния европейской живописи на становление национального пейзажа во Франции. Некоторых исследователей также занимала и преемственность мастеров середины XIX века по отношению к своим французским предшественникам.
32
Кеннет Кларк в книге «Пейзаж в искусстве» , вышедшей в 1949 году, рассмотрел историю развития пейзажной живописи как самостоятельного
29 Cent ans de paysage français, de Fragonard à Courbet: catalogue de l'exposition, Musée national du Château de Fontainebleau / G. Bazin, M. Gallet. Paris: Presses de l'impr. Union, 1957.
30 Cent ans de paysage français, de Fragonard à Courbet: catalogue de l'exposition, Musée national du Château de Fontainebleau / G. Bazin, M. Gallet. Paris: Presses de l'impr. Union, 1957. P. 14.
31 Cent ans de paysage français, de Fragonard à Courbet: catalogue de l'exposition, Musée national du Château de Fontainebleau / G. Bazin, M. Gallet. Paris: Presses de l'impr. Union, 1957. P. 16.
32 Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004.
жанра в европейском искусстве от раннего Средневековья до XX века. Исследование является первой работой, посвященной пейзажу в целом. В связи с грандиозностью и трудностью поставленной задачи, автор решает ее на примере наиболее значительных тенденций, имен и произведений. Французский пейзаж середины XIX века, которому дана общая характеристика в главе «Естественное видение», автор справедливо относит к категории натуралистического пейзажа, так как художники сосредоточиваются, в основном, на точной передаче действительности. Главу открывает анализ творчества его создателя, Джона Констебля. Далее многосторонне рассматривается влияние английского мастера на развитие французского пейзажа, в особенности на барбизонцев. Искусству малых голландцев уделено много внимания в главе «Пейзаж реальности». Одного из самых значительных его представителей, Якоба ван Рейсдаля, автор признает величайшим мастером естественного видения до Констебла. Таким образом, Кеннет Кларк опосредованно, но отчетливо, связывает эти явления европейской живописи. Однако небольшой объем издания и широта поставленной автором задачи не позволяет достаточно детально исследовать эту проблему.
Итальянский историк искусства Лионелло Вентури в 1949 году издает
33 34
две книги «Художники Нового времени» и «От Мане до Лотрека» , посвященные крупнейшим мастерам XIX века, среди которых важное место отведено Камилю Коро. Вентури создает одну из самых точных и ярких характеристик живописного мастерства этого тонкого художника, дает блестящий образный анализ наиболее значительных его произведений. Его суждение о том, что «Коро самостоятельно, не имея никакой программы, чисто интуитивно перенесся через пятьдесят лет живописи, перейдя от
35
классицизма к импрессионизму»35 было настолько точным, что практически без изменений повторяется во всех последующих исследованиях.
33 Вентури Л. Художники Нового времени. СПб.: Азбука-классика, 2007.
34 Вентури Л. От Мане до Лотрека. СПб.: Азбука-классика, 2007.
35 Вентури Л. Художники Нового времени. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 220.
Руссо, Диаса, Дюпре, Добиньи и других художников Барбизонской школы, а также Милле автор причисляет к романтикам. «Сначала они находились под влиянием англичан, особенно Констебла, - пишет Вентури, -затем под влиянием голландцев XVII века: они подчинялись природе, отказывались исправлять ее и изучали эффекты света и теней в красках»36. Говоря о романтиках, Вентури утверждает, что их поиски «в
37
действительности закончились решительным поворотом к реализму» .
Среди художников-романтиков рассматривает пейзажистов
38
Барбизонской школы и искусствовед Раймон Конья в книге «Романтизм» . Субъективизм выражаемых чувств позволяет и другому исследователю романтизма - Э. Форнариону причислить их к этому движению, в частности, в статье «Французские пейзажисты-романтики»39.
В 1862 году в нескольких городах США - Бостоне, Кливленде и Толедо состоялась выставка «Пересмотренный Барбизон», к которой известным знатоком французского искусства Робертом Хербертом был составлен обстоятельный каталог40. В нем автор утверждает, что значение собственной традиции для французов было существеннее иностранных влияний, хотя и не отрицает глубокой связи французского пейзажа с голландским искусством
XVII века. При этом он заявляет, что французы обращают внимание на творчество голландцев благодаря влиянию англичан, ранее открывших для себя их искусство. С этим сложно согласиться, так как известно, что картины голландских художников были известны во Франции на протяжении всего
XVIII века. Говоря о барбизонцах в целом, автор употребляет понятие «натурализм», однако избегает давать этому термину четкое определение: «натурализм Барбизона был главным проявлением общеевропейского
36 Вентури Л. Художники Нового времени. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 227.
37 Вентури Л. Художники Нового времени. СПб.: Азбука-классика, 2007. С. 230.
38 Cogniat R. Le Romantisme. Lausanne: Editions Rencontre, 1966.
39 Fornairon E. Les paysagistes français de l' école romantique // Le Jardin des Arts. Octobre 1956. № 24. P. 757764.
40 Barbizon revisited: catalog of an exhibition held at the California Palace of the Legion of Honor, Toledo Museum of Art, The Cleveland Museum of Art, Museum of Fine Arts, Boston / R. Herbert. New York: Clarke and Way, 1962.
феномена середины XIX века, проявившегося в литературе и искусствах»41. В целом, можно сказать, что западные исследователи очень аккуратны в определении натурализма и зачастую уходят от прямых дефиниций, в отличие от советских ученых, когда речь идет о понятии «реализм». Тем не менее, одной из первых в зарубежном искусствознании реализму посвятила
42
свое исследование Линда Ноклин , рассматривая это явление, в первую очередь, с точки зрения сюжетной канвы, а голландский автор Досшатт в книге «Французский реализм и голландские мастера»43 непосредственно касается вопроса французского реализма и влияния на его становление голландской живописи.
В вопросе воздействия голландской и английской школ на возникновение французского пейзажа не все авторы единогласны. В небольшой книге «Барбизонская школа»44 К. Кауфман, подтверждая влияние малых голландцев на творчество барбизонцев, в особенности Тройона, Добиньи и Руссо, говорит о неоднозначности влияния Констебля. С одной стороны, живопись барбизонцев более консервативна в цветовом и композиционном отношении по сравнению с натурными этюдами английского мастера но «когда мы сравниваем законченные картины Констебля с законченными работами барбизонцев, последние кажутся более эскизными»45. Несмотря на сильную преувеличенность этого утверждения по отношению к столь различным мастерам, в нем есть некоторая правдивость.
Книга Жана Буре «Барбизонская школа и французский пейзаж XIX века»46, изданная в 1972 году, является одним из основополагающих трудов при изучении французского пейзажа этого периода, где многосторонне рассматривается история формирования и развития Барбизонской школы в
41 Barbizon revisited: catalog of an exhibition held at the California Palace of the Legion of Honor, Toledo Museum of Art, The Cleveland Museum of Art, Museum of Fine Arts, Boston / R. Herbert. New York: Clarke and Way, 1962. Р. 66.
42 Nochlin L. Realism. New York: Penguin books, 1977.
43 Doesschate Ch., Petra T. French realism and Dutch masters: the influence of Dutch seventeenth-century painting on the development of French painting between 1830 and 1870. Utrecht: Haentjens Dekker & Gumbert, 1974.
44 Kauffmann C.M. The Barbizon School. London: Her Majesty's stationery office, 1965.
45 Kauffmann C.M. The Barbizon School. London: Her Majesty's stationery office, 1965. P. 9.
46 Bouret J. L'école de Barbizon et le paysage français au XIXe siècle. Paris: Éditions Ides et Calendes, 1972.
контексте искусства того времени, дана характеристика творчества основных ее представителей. Автор утверждает преемственность французского пейзажа по отношению к традиции европейской пейзажной живописи, подчеркивая воздействие концепции реалистического пейзажа голландской школы и технического и колористического совершенства искусства английских мастеров XIX века.
Той же позиции придерживается и Клод Марюмо в своем исследовании
47
«Барбизон и пейзажисты XIX века» 1975 года издания. Он делает особый акцент и на воздействии испанских художников «золотого века» на французских пейзажистов начала XIX века. Работы Гойи и Веласкеса, которые они могли копировать в Лувре, показали тот путь «изображения
48 л
окружающего мира, каким он предстает перед их глазами» . Автор отмечает и решающее влияние Гойи на творчество Диаса, обладавшего многими его произведениями, что сказалось на поисках особой экспрессивности и динамике живописного мазка. Однако представляется преувеличенным суждение о колористическом влиянии таких испанских художников как Веласкес и Гойя на использование барбизонцами «дополнительных оттенков
49
чистого цвета» . И само утверждение о значительном влиянии испанской живописи на становление французского пейзажа, в целом, представляется необоснованным. В самом деле, после наполеоновских походов мир испанской культуры, действительно, вдохновил многих писателей и художников-романтиков: Проспера Мериме, Альфреда де Мюссе, Делакруа. Этому вопросу даже посвящено отдельное исследование Хемпеля Липшица «Испанская живопись и французский романтизм»50. Но все-таки это влияние едва ли коснулось пейзажной живописи.
Помимо общих трудов с последовательным изложением истории возникновения и развития Барбизонской школы, где представлены яркие характеристики творчества отдельных художников, существуют монографии,
47 Marumo C. Barbizon et les paysagistes du XIX siècle. Paris, 1975.
48 Marumo C. Barbizon et les paysagistes du XIX siècle. Paris, 1975. P. 33.
49 Marumo C. Barbizon et les paysagistes du XIX siècle. Paris, 1975. P. 33.
50 Lipschutz Н. Spanish Painting and the French Romantics. Cambridge: Harvard University Press, 1972.
посвященные отдельным мастерам, изданные после 1970 года. Их не так много, исследователей интересуют в основном лишь Руссо Добиньи, творчеству которых посвящались отдельные статьи51, каталоги выставок52 и
53
монографии . Особого упоминания заслуживает объемная монография Мадлен Фидель-Бофор «Добиньи»54 с богатым биографическим материалом, уточняющим все предыдущие издания, письмами и объемным каталогом. Однако автор не дает исчерпывающей картины эволюции творчества художника, чего нельзя сказать о подробной монографии Руссо, написанной одним из крупнейших исследователей французского искусства последнего времени Пьером Микелем55. Этому автору принадлежит большое количество книг о французских художниках, в том числе значительное трехтомное издание, посвященное французскому пейзажу56. А также небольшая, но значительная статья о Констебле, в которой говорится о его опосредованном,
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Чингён Сансухва - корейский пейзаж "реального вида" эпохи Поздний Чосон (XVIII - середина XIX вв.). Поиск национальной самобытности2014 год, кандидат наук Гутарёва, Юлия Ивановна
Образы природы Китая в живописи китайских и российских художников (конец XIX – начало XXI вв.)2023 год, кандидат наук Ми Цяомин
Античные образы в голландской живописи XVII в.2005 год, кандидат искусствоведения Бодрова, Валентина Николаевна
Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Цзян Дэсай
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Фролова, Марина Анатольевна, 2017 год
Список использованной литературы
1. Алпатов М.В. Камиль Коро / М.В. Алпатов. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 176 с.
2. Арагон Л. Жерико и Делакруа, или Действительность и воображение. Пер. с фр. Эльзы Триоле / Л. Арагон // Собрание сочинений. Т. XI. Статьи об искусстве, публицистика. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - С. 163-176.
3. Арагон Л. Пример Курбе. Пер. с фр. Эльзы Триоле / Л. Арагон // Собрание сочинений. Т. XI. Статьи об искусстве, публицистика. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. - С. 147-162.
4. Аркин Д.Е. Борьба за стиль в живописи XVIII - XIX веков. Реализм, классицизм, романтизм / Д.Е. Аркин. - М.: ОГИЗ - ИЗОГИЗ, 1933. - 93 с.
5. Бенуа А.Н. Жорж Мишель / А.Н. Бенуа // Александр Бенуа размышляет. - М.: Советский художник, 1968. - С. 304-307.
6. Березина В.Н. Французская живопись первой половины и середины XIX века в Эрмитаже: науч. кат. / В.Н. Березина. - Л.: Искусство, 1987. - 254 с.
7. Березина В.Н. Французская живопись XIX века в собрании Государственного Эрмитажа / В.Н. Березина. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 296 с.
8. Богемская К.Г. Клод Моне / К.Г. Богемская. - М.: Искусство, 1984. -143 с.
9. Богемская К.Г. Пейзаж: Страницы истории / К.Г. Богемская. - М.: Галактика, 1992. - 336 с.
10.Бодлер Ш. Об искусстве. Пер. с фр. Н.И. Столяровой и Л.Д. Липман / Ш. Бодлер. - М.: Искусство, 1986. - 422 с.
11.Валери П. Вокруг Коро. Пер. В. Козового, С. Ромова, А. Эфроса / П. Валери // Об искусстве. - М.: Искусство, 1993. - С. 211-229.
12.Вентури Л. От Мане до Лотрека / Л. Вентури. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 351 с.
13.Вентури Л. Художники Нового времени / Л. Вентури. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 352 с.
14.Верижникова Т.Ф. Малые голландцы / Т.Ф. Верижникова. - СПб.: Аврора, 2004. - 256 с.
15.Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670) / Б.Р. Виппер. - М.: Искусство, 1962. - 519 с.
16.Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи / Б.Р. Виппер. - М.: Искусство, 1957. - 336.
17. Всеобщая история искусств. В 6-ти т. Т.5. Искусство XIX века / под общ. ред. Ю.Д. Колпинского и Н.В. Яворской. - М.: Искусство, 1964. -429 с.
18.Гайдукевич. Е.М. Крупнейшие мастера барбизонской школы / Е.М. Гайдукевич // Искусство. - 1960. - №3.
19.Гайдукевич Е.М. Роль Коро в становлении французского реалистического пейзажа XIX века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е.М. Гайдукевич. - М.: Академия художеств СССР, 1964. - 20 с.
20.Герман М.Ю. Антуан Ватто / М.Ю. Герман. - М.: Искусство-XXI век, 2010. - 224 с.
21.Герман М.Ю. Импрессионизм: Основоположники и последователи / М.Ю. Герман. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 520 с.
22.Герман М.Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время / М.Ю. Герман. - М.: Слово/Б1оуо, 2004. - 296 с.
23.Гюбер Робер и архитектурный пейзаж второй половины XVIII века: каталог выставки / автор вступ. ст. И.С. Немилова. - Л.: Искусство, 1984. - 56 с.
24.Гюбер Робер - певец руин: К 275-летию со дня рождения художника: Каталог выставки / Авт. вступ. ст. Л.В. Коваль. - С-Пб.: ГМЗ «Павловск», 2008. - 128 с.
25.Гюстав Курбе. Письма. Документы. Воспоминания современников / Пер. Н.Н. Калитиной. - М.: Искусство, 1970. - 360 с.
26.Даниэль С.М. Европейский классицизм / С.М. Даниэль. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 304 с.
27.Даниэль С.М. Картина классической эпохи / С.М. Даниэль. - М.: Искусство, 1986. - 220 с.
28.Долт Ф. Французская акварель XIX века. Пер. М.Н. Прокофьевой / Ф. Долт. - М.: Искусство, 1981. - 176 с.
29. Дьяков Л.А. Эжен Делакруа / Л.А. Дьяков. - М.: Искусство, 1973. - 87 с.
30. Дьякова Т.А. Онтологические контуры пейзажа. Опыт смыслового странствия / Т.А. Дьякова. - Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2004. - 184 с.
31.Жан-Франсуа Милле: альбом / авт.-сост. Н. Нерсесов. - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1958. - 16 с.
32.Живопись французского романтизма. Выставка произведений из музеев Франции: каталог выставки / Сост. и авт. вступ. ст. М. Леклотт, Э. Туссен. - М.: Советский художник, 1968. - 112 с.
33. Замятина А.Н. Милле / А.Н. Замятина. - М.: Искусство, 1959 - 62 с.
34.3олотов Ю.К. Пуссен / Ю.К. Золотов - М.: Искусство, 1988. - 375 с.
35.Изергина А.Н. Творчество Теодора Руссо и проблема французского реалистического пейзажа XIX века / А.Н. Изергина // Антонина Николаевна Изергина: в 2-х кн. Кн.1. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2009. С. 225-275.
36.История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л.Мальцевой. - М.: Изобразительное искусство, 1984. - 488 с.
37.Калитина Н.Н. Борьба за реализм во Франции XIX века (французская художественная критика в 50 - 60е гг.) / Н.Н. Калитина // Искусство -1966. - № 4. - С. 63-68.
38.Калитина Н.Н. Гюстав Курбе / Н.Н. Калитина. - М.: Искусство, 1981. -184 с.
39. Калитина Н.Н. Французская живопись XIX века и искусство Рубенса / Н.Н. Калитина // Вестник Санкт-Петербургского Университета - Серия 2. - 1996. - № 1. С. 23-31.
40. Калитина Н.Н. Французская пейзажная живопись. 1870 - 1970 / Н.Н. Калитина. - Л.: Искусство, 1972. - 260 с.
41.Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца XVIII -XIX веков / Н.Н. Калитина. - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1990. - 280 с.
42.Калитина Н.Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX века / Н.Н. Калитина. - Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1972. - 288 с.
43.Каптерева Т.П., Быков В. Искусство Франции XVII века / Т.П. Каптерева, В. Быков. - Л.: Искусство, 1969. - 224 с.
44.Кларк К. Пейзаж в искусстве. Пер. Н.Н. Тихонова / К. Кларк. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 304 с.
45.Кожина Е.Ф. Искусство Франции XVIII века / Е.Ф. Кожина. - Л.: Искусство, 1971. - 216 с.
46. Кожина Е.Ф. Романтическая битва. Очерки французской романтической живописи 1820-х годов / Е.Ф. Кожина. - Л.: Искусство, 1969. - 271 с.
47.Коро: альбом репродукций / Сост. и автор вступит. ст. Е.М.Гайдукевич. - М.: Советский художник, 1965. - 118 с.
48. Коро - художник, человек. Документы. Воспоминания / Сост. и автор вступит. статьи Е.М. Гайдукевич. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. - 184 с.
49.Костеневич А.Г. Искусство Франции. 1860 - 1950. В 2-х т. / А.Г. Костеневич. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008
50.Костеневич А.Г. Французское искусство XIX - начала XX века в Эрмитаже / А.Г. Костеневич. - Л.: Искусство, 1984. - 320 с.
51.Кузнецова И.А. Джон Констебль / И.А. Кузнецова. - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1962. - 44 с.
52.Кузнецова И.А. Коро. Образ и цвет / И.А. Кузнецова. - М.: Изобразительное искусство, 1976. - 4 с.
53.Курбе: альбом репродукций / Сост. и автор вступит. ст. И.С. Немилова. - М.: Изогиз, 1959. - 20 с.
54.Курбе. Письма, документы, воспоминания современников / Пер. Н.Н. Калитиной. - М.: Искусство, 1970. - 360 с.
55. Лазарев В.Н. Братья Ленэн / В.Н. Лазарев. - Л.-М.: Искусство, 1936. -86 с.
56.Лазарев В.Н. Старые европейские мастера / В.Н. Лазарев. - М.: Искусство, 1974. - 356 с.
57.Лесли Ч.Р. Жизнь Джона Констебля, эсквайра. Пер. Р. Сеф, Л.М. Мирцевой; вступ. ст. А.Д. Чегодаева / Ч.Р. Лесли. - М.: Искусство, 1964. - 336 с.
58.Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. Пер. Е. Эдельсона; под ред. Н.Н. Кузнецовой / Г.Э. Лессинг. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. -519 с.
59. Лившиц Н.А. Жан-Оноре Фрагонар / Н.А. Лившиц. - М.: Искусство, 1970. - 100 с.
60. Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Воронихина Л.Н. Искусство XVIII века / Н.А. Дившиц, Б.А. Зернов, Л.Н. Воронихина. - М.: Искусство, 1966 -480 с.
61.Лосев А.Ф. Реализм, натурализм и позитивизм / А.Ф. Лосев // Проблема художественного стиля. - М.: Киевская Академия Евробизнеса, 1994. С. 92-108.
62.Мастера искусства об искусстве. В 7-ми т. Т.4.: XIX в. / Под ред. А.А. Губера. М.: Искусство, 1967. - 750 с.
63.Милле: альбом / Сост. и авт. вступит. статьи В.Н. Березина. - М.-Л.: Изогиз, 1962. - 12 с.
64.Мишачева И.В. Пейзаж XIX и XX веков. Типология и обновление // Искусство XIX - XX веков. Контрасты и параллели. Сб. ст. / Отв. ред. И.Е. Светлов. М.: Канон-плюс, 2014. С. 124-132.
65.Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве / Е.А. Некрасова. -М.: Искусство, 1975. - 256 с.
66.Немилова И.С. Ватто и его произведения в Эрмитаже / И.С. Немилова.
- Л.: Советский художник, 1964. - 212 с.
67.Оноре Домье: альбом репродукций / Сост. и автор вступ. ст. А.Г. Барская - М.: Государственное издательство изобразительного искусства, 1958. - 64 с. 68.Орлова М. Ш.-Ф. Добиньи / М. Орлова // Искусство - 1938. - №4. - С. 228-229.
69.Пейзаж в литературе и живописи: сб. науч. тр. Перм. гос. пед. ин-т. / науч. ред. Г.Н. Толова. - Пермь: Издательство Перм. Пед. Ин-та, 1993.
- 49 с.
70. Пейзаж как развивающаяся форма воплощения авторской концепции: сб. науч. тр. / Редкол.: А.К. Дремов (отв. ред.) и др. - М.: МОПИ, 1984.
- 135 с.
71.Петрусевич Н.Б. Искусство Франции XV - XVI века / Н.Б. Петрусевич.
- Л.: Искусство, 1973. - 224 с.
72.Пио Р. Палитра Делакруа. Пер. А.Н. Тихомирова / Р. Пио. - М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1932. - 54 с.
73.Письма Пуссена / Пер. Д. Аркиной. - М.: Искусство, 1939. - 204 с.
74.Проблемы пейзажа в европейском искусстве XIX века: материалы конференции ГМИИ им. А. С. Пушкина (1976). - М.: Искусство, 1978.
- 393 с.
75.Прокофьева М.Н. Делакруа / М.Н. Прокофьева. - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 136 с.
76. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм / В.И. Раздольская. - СПб.: Азбука-классика, 2005. - 368 с.
77. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века / В.И. Раздольская. - Л.: Искусство, 1981. - 320 с.
78. Раздольская В.И. Искусство Франции. Середина - вторая половина XIX века / В.И. Раздольская. - С-Пб, 2013. - 480 с.
79. Раздольская В.И. Пейзажи Ф. Милле / В.И. Раздольская // Эрмитажные чтения. К 100-летию со дня рождения В.Ф. Левинсона-Лессинга. Краткое содержание докладов. - СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 1993. С. 51-53.
80.Раздольская В.И. Религиозные сюжеты в творчестве Жана Франсуа Милле / В.И. Раздольская // Искусствознание. - 2001. - № 1/01 (XVII).
- С. 520-529.
81.Разумовская С.В. Коро в музеях СССР / С.В. Разумовская. - Л.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, 1938. - 14 с.
82.Ревалд Д. История импрессионизма. Пер. П. Мелковой; вступ. ст. А.Н. Изергиной / Д. Ревалд. - Л.-М.: Искусство, 1959. - 456 с.
83.Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы / Е.И. Ротенберг. - М.: Искусство, 1989. - 288 с.
84.Ротенберг Е.И. Искусство Голландии XVII века / Е.И. Ротенберг. - М.: Искусство, 1971. - 295 с.
85.Русаков Ю. Курбе. Пейзажи / Ю. Русаков. - М.: Искусство, 1956 - 4 с.
86. Ситник К. Французский реалистический пейзаж / К. Ситник // Юный художник - 1939. - № 3. - С. 20-24.
87.Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность / В.Н. Стасевич. -М.: Просвещение, 1978. - 157 с.
88.Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века / Ю.А. Тарасов. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 320 с.
89.Тихомиров А.Н. Гюстав Курбе / А.Н. Тихомиров. - М.: Искусство, 1965. - 192 с.
90.Тугендхольд Я.А. Пейзаж во французской живописи / Я.А. Тугендхольд. - СПб: Издательство журнала «Аполлон», 1891. - 25 с.
91.Турчин В.С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона / В.С. Турчин. - М.: Жираф, 2007. - 482 с.
92.Федоров-Давыдов А.А. Выставка французского пейзажа в Музее нового западного искусства / А.А. Федоров-Давыдов // Творчество. -1939. - № 7. - С. 14-17.
93.Франсуа Буше: каталог выставки в Эрмитаже. - Л.: Аврора, 1970. -100с.
94. Франция XVI - первой половины XIX века. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Собрание живописи: науч. кат. / Под ред. И.А. Кузнецовой, Е.Б. Шарновой. - М.: Красная площадь, 2001. - 480 с.
95.Франция второй половины XIX - XX века. ГМИИ им. А.С.Пушкина. Собрание живописи: науч. кат. / Под ред. Е.Б. Георгиевской, М.А. Бессоновой. - М.: Красная площадь, 2001. - 400 с.
96. Французская живопись. XVIII в. Государственный Эрмитаж. Собрание западноевропейской живописи: каталог / И.С Немилова. - Л.: Искусство, 1985. - 494 с.
97. Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. Сб. статей / Под ред. И.Е. Даниловой. - М.: Советский художник, 1972. - 205 с.
98.Хофман В. Основы современного искусства: Введение в его символические формы / В. Хофман. - СПб.: Академический проект Pro Arte, 2004. - 560 с.
99. Художественная жизнь Франции второй половины XIX века / Сост. Н.В. Яворская и Б.Терновец. - М.: ОГИЗ, 1938. - 138 с.
100. Фромантен Э. Старые мастера. Пер. Г. Кепинова / Э. Фромантен. - М.: Изобразительное искусство, 1996. - 312 с.
101. Чегодаев А.Д. Джон Констебль / А.Д. Чегодаев. - М.: Искусство, 1968. - 298 с.
102. Шарнова Е.Б. Роже де Пиль и движение рубенсизма во французском искусстве: автореф. дис. ... канд. искусствоведения / Е.Б. Шарнова. -М.: Знание, 1987. - 24 с.
103. Эжен Делакруа. Дневник / Ред. М.В. Алпатова, пер. Т.М. Пахомовой. В 2-х т. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961
104. Эжен Делакруа. Письма / Вступ. статья В.И. Раздольской. - СПб.: Азбука, 2001. - 896 с.
105. Яворская Н.В. Западноевропейское искусство XIX века / Н.В. Яворская. - М.: Издательство Академии Художеств, 1962. - 80 с.
106. Яворская Н.В. Из истории советского искусствознания. О французском искусстве XIX-XX вв. / Н.В. Яворская. - М.: Советский художник, 1987. - 256 с.
107. Яворская Н.В. Пейзаж барбизонской школы / Н.В. Яворская. -М.: Искусство, 1962. - 348 с.
108. Яворская Н.В. Романтизм и реализм во Франции в XIX веке / Н.В. Яворская. - М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1938. - 208 с.
109. Якимович А.К. Французская живопись от Давида до Домье и художественное наследие Испании / А.К. Якимович // Классическое и современное искусство Запада: сб. статей. - М.: Наука, 1989. С. 160 -180.
110. Adams St. The barbizon school and the origins of impressionism / St. Adams. - London: Phaidon Press Limited, 1997. - 240 р.
111. Arsene Al. A. L. Barye / Al. Arsene. - Paris: Librairie de l'art, 1889 -112 p.
112. Bakker-Hefting V. J.B. Jongkind / V. Bakker-Hefting. - Amsterdam: Wim J. Koster, 1963. - 16 p.
113. Ballas G. La signification des saisons dans l'oeuvre de Delacroix / G. Ballas // Gazette des Beaux-Arts. - Juillet 1985. - P. 15-21.
114. Barbizon revisited: catalog of an exhibition held at the California Palace of the Legion of Honor, Toledo Museum of Art, The Cleveland Museum of Art, Museum of Fine Arts, Boston / R. Herbert. - New York: Clarke and Way, 1962. - 177 p.
115. Barriere G. Courbet réaliste? / G. Barriere // Beaux-Arts - Decembre 1985. - № 30. - P. 51-56.
116. Barye. Sculptures, peintures et aquarelles: catalogue de l'exposition. Paris, 1956 - 1957 / G. Hubert, M. Serullaz. - Paris: Editions des musées nationaux, 1957. - 68 p.
117. Bazin G. Corot et son siècle / G. Bazin. - Paris: P. Tisné, 1942. - 141 p.
118. Bazin G. L'époque impressionniste / G. Bazin. - Paris: Éditions Pierre Tisné, 1947. - 93 p.
119. Bazin G. Pierre-Henri de Valenciennes / G. Bazin // Gazette des Beaux-Arts. - VIe périod. - Tome LIX. - Mais-Juin 1962. - P. 353-362.
120. Bazin G. Théodore Rousseau / G. Bazin // Connaissance. - Novembre 1967. - № 189. - P. 94-99.
121. Billy A. Millet a Barbizon / A. Billy // Jardin des Arts. - Juin 1965. -№ 127. - P. 9-14.
122. Boime A. The Academy and French Painting in the nineteenth century / A. Boime. - New Haven; London: Yale University press, 1986. - 330 p.
123. Bouret J. L'école de Barbizon et le paysage français au XIXe siècle / J. Bouret. - Paris: Éditions Ides et Calendes, 1972. - 270 p.
124. Caille M.-Th. L'auberge Ganne. Musée Municipal de l'École de Barbizon / M.-Th. Caille. - Moisenay: Éditions GAUD, 1994. - 64 p.
125. Cent ans de paysage français, de Fragonard à Courbet: catalogue de l'exposition, Musée national du Château de Fontainebleau / G. Bazin, M. Gallet. - Paris: Presses de l'impr. Union, 1957. - 44 p.
126. Clark K. The Romantic Rebellion. Romantic versus Classic Art / K. Clark. - Norwich: Jarrold and Sons Ltd, 1973. - 366 p.
127. Cogniat R. Le Romantisme / R. Cogniat. - Lausanne: Editions Rencontre, 1966. - 207 p.
128. Cornu P. Corot / P. Cornu. - Paris: Edition Louis-Michaud, 1889. -191 p.
129. Corot en Suisse: catalogue de l'exposition, Musée Rath, Genève / M. Dieterle, P. Lang, C. Jaquier. - Paris: Somogy, 2010. - 267 p.
130. Corot: catalogue de l'exposition, Paris, Galeries nationales du Grand Palais, Ottawa, Musée des beaux-arts du Canada, New York, the Metropolitan museum of art / V. Pomarède, M. Pantazzi, G. Tinterow. -Paris: Réunions des musées nationaux, 1996. - 494 p.
131. Corot, un artiste et son temps: actes des colloques organisés au Musée du Louvre par le Service culturel et par l'Académie de France à Rome. -Paris: Musée du Louvre, 1998. - 617 p.
132. Courbet raconté par lui-même et par ses amis. Tome I. Sa vie et ses oeuvres. - Genève: P. Cailler, 1948. - 361 p.
133. Courbet raconté par lui-même et par ses amis. Tome II. Ses écrits, ses contemporains, sa postérité. - Genève: P. Cailler, 1950. - 323 p.
134. Courbet: L'amour de la Nature: catalogue de l'exposition, Paris, Fondation Mona Bismarck / C. Rajakaruna, F. Lépine, J.-J. Fernier. - Paris: Mona Bismarck foundation, 2011. - 110 p.
135. Cunningham Ch. Jongkind and the Pre-Impressionists: Painters of the École Saint-Siméon / Ch. Cunningham. - Wasington: Clark Art Institute, 1977. - 167 p.
136. De Corot à l'art modern: souvenirs et variations: catalogue de l'exposition, Musée des Beaux-Arts de Reims / V. Pomarède. - Paris: Éditions du musée du Louvre, 2009. - 216 p.
137. Delacroix et la Normandie: catalogue de l'exposition, Musée national Eugène Delacroix / A. Sérullaz. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1993 - 112 p.
138. Delacroix: Les dernières années: catalogue de l'exposition, Galeries nationales du Grand Palais, Philadelphia museum of art / A. Sérullaz, V. Pomarèd. - Paris: Le Grand livre du mois, 1998 - 406 p.
139. Doesschate Ch., Petra T. French realism and Dutch masters: the influence of Dutch seventeenth-century painting on the development of French painting between 1830 and 1870 / Ch. Doesschate, T. Petra. -Utrecht: Haentjens Dekker & Gumbert, 1974. - 92 p.
140. Dorra H. Valenciennes's theories: from Newton, Buffon and Diderot to Corot, Chevreil, Dlelacroix, Monet and Seurat / H. Dorra // Gazette des Beaux-Arts. - VIe period. - Tome CXXIV. - 1510e livraison. - 136 année. -Novembre 1994. - P. 185-193.
141. Duffy St. Richard Parkes Bonington / St. Duffy. - London: The Trustees of the Wallace Collection, 2004. - 96 p.
142. Eitner L. An outline of 19th century European Painting. From David through Cézanne Vol. 1. / L. Eitner. - New York: Harper and Row Publishers, 1987. - 464 p.
143. Eitner L. Neoclassicism and Romanticism. Sources and Documents / L. Eitner. Vol. I. - New Jersey: Englewood Cliffs, 1970. - 166 p.
144. Eitner L. French Paintings of the nineteenth century. Part I: Before impressionism. The collections of the National Gallery of Art. Systematic catalogue / L. Eitner. - Washington: Oxford University Press, 2000. - 413 p.
145. Escholier R. Eugène Delacroix / R. Escholier. - Paris: Editions Cercle d'Art, 1963 - 250 p.
146. Eugène Isabey: catalogue de l'exposition, Paris, Louvre / Ch. Leribault. - Paris: Musée du Louvre Editions, 2012. - 84 p.
147. Fermigier A. Courbet / A. Fermigier. - Genève: A. Skira, 1994. - 119 p.
148. Fermigier A. Jean-François Millet / A. Fermigier. - Genève: Skira, 1977. - 151 p.
149. Fidell-Beaufort M., Bailly-Herzberg J. Daubigny / M. Fidell-Beaufort, J. Bailly-Herzberg. - Paris: Editions Geoffroy-Dechaume, 1975 - 285 p.
150. Forges M.-T. Barbizon et l'école de Barbizon / M.-T. Forges. - Paris: Editions du temps, 1971. - 136 p.
151. Fornairon E. Les paysagistes français de l' école romantique / E. Fornarion // Le Jardin des Arts. - Octobre 1956. - № 24. - P. 757-764.
152. Fried M. Courbet's Realism / M. Fried. - Chicago and London: The University of Chicago Press, 1990. - 378 p.
153. Galassi P. Corot in Italy / P.Galassi. - New Haven; London: Yale University press, 1991. - 266 p.
154. Greenberg S. Reforming Paysage Historique: Corot and the generation of 1830 / S. Greenberg // Art history. - Vol. 27. - Juin 2004. - № 3. - P. 412-426.
155. Gustave Courbet: catalogue de l'exposition, Galeries nationales du Grand Palais, Paris; the Metropolitan museum of Art, New York; Musée Fabre, Montpellier / B. Tillier, S. Amic, K. Calley. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 2007. - 480 p.
156. Gustave Le Gre. L'emotion photographiée : collection du Musée des beaux-arts de Troyes / B. Massé. - Troyes: Musées d'Art et d'Histoire de Troyes, 2002. - 88 p.
157. Hefting V. Jongkind: sa vie, son oeuvre, son époque / V. Hefting. -Paris: Arts et métiers graphiques, 1975. - 431 p.
158. Herbert R. Impressionism / R. Herbert. - New Haven and London: Yale University Press, 1988. - 324 p.
159. Herbert R. Millet Revisited - I / R. Herbert // The Burlington magazine. - Volume CIV. - July 1962. - № 712. - P. 294-305.
160. Herbert R. Millet Revisited - II / R. Herbert // The Burlington magazine. - Volume CIV. - September 1962. - № 714. - P. 377-385.
161. Hours M. Corot et le paysage français au debut du XIX siècle / M. Hours // L'Estampille. - Décembre 1979. - № 116. - P. 38-47.
162. Huet R.P. Paul Huet. D'apres ses notes, sa correspondance, ses contemporains / R.P. Huet. - Paris: H. Laurens, 1911. - 543 p.
163. In the forest of Fontainebleau: painters and photographers from Corot to Monet: catalog of an exhibition held at the National gallery of art, Washington, and the Museum of fine arts, Houston / K. Jones, S. Kelly, S. Kennel. - New Haven; London: Yale University Press, 2008. - 209 p.
164. In the light of Italy: Corot and early open-air painting: catalog of an exhibition held at the National gallery of art, Washington, the Brooklyn museum, Saint Louis art museum / Ph. Conisbee, S. Faunce, P. Galassi. -Washington; New Haven; London: Yale university press, 1996. - 288 p.
165. Jean-François Millet: catalogue de l'exposition, Grand Palais, Paris / R. Herbert. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1975. -313 p.
166. Jean-François Millet: catalog of an exhibition held at the Museum of fine arts, Boston / A. Murphy. - Boston: Museum of fine arts, 1984 - 259 p.
167. Johnson L. Delacroix: Pastels / L. Johnson. - London: John Murray, 1995 - 192 p.
168. Johnson L. Some sketches made by Delacroix at Dieppe / L. Johnson // The Burlington magazine. - Volume CXLIII. - April 2001. - № 1177. -P. 224-227.
169. Joubeaux H. Simon-Mathurin Lantara: Un paysagiste et sa légende / H. Joubeaux. - Département de Seine-et-Marne: IAC Editions d'Art, 2011. -80 p.
170. Jules Dupré: catalogue raisonné de l'œuvre peint, dessiné et gravé / M.-M.Aubrun. - Paris: L. Laget, 1974. - 414 p.
171. Jullian R. Delacroix et le paysage / R. Jullian // L'Œuil. - Janvier-Février 1979. - № 282-283. - P. 24-28.
172. Jullian R. Courbet et la France-Comté / R. Jullian // L'Œuil. - Octobre 1979. - № 267. - P. 2-9.
173. Kauffmann C.M. The Barbizon School / C.M. Kauffmann. - London: Her Majesty's stationery office, 1965. - 20 p.
174. La forêt de Fontainebleau: un atelier grandeur nature: catalogue de l'exposition, Musée d'Orsay, Paris / Ch. Georgel. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 2007. - 224 p.
175. Lacambre G. Les paysages de Pierre Henri de Valenciennes / G. Lacambre // La Revue du Louvre. - 1976. - № 1. - P. 46-48.
176. Lafenestre G. Paul Huet et le paisage français / G. Lafenestre // Revue des Deux Mondes. - Tome 3. - VIe période. - 1911. - P. 830-861.
177. Lanes J. Daubigny Revisited / J. Lanes // The Burlington Magazine. -Vol. 106. - October 1964. - № 739. - P. 457-462.
178. Lassalle Ch. Charles-François Daubigny / Ch. Lassalle. - Paris: Editions du Valhermeil, 1990. - 46 p.
179. Lastic G. Desportes et Oudry. Peintres des chasses royal / G. Lastic // Connoisseur. - Vol. 196. - December 1977. - № 739. - P. 289-297.
180. Lean-Aubry G. Eugène Boudin / G. Lean-Aubry. - Neuchâtel: Edition Ides et Calendes, 1968. - 244 p.
181. Leclère T. Hubert Robert et les paysagistes français du XVIII siècle / T. Leclère. - Paris: Henri Laurens, 1913. - 127 p.
182. L'école de Barbizon: peindre en plein air avant l'impressionnisme: catalogue de l'exposition, Musée des beaux-arts, Lyon / V. Pomarède, G. de Wallens, O. Meslay, et al. - Paris: Éditions du musée du Louvre, 2002. -319 p.
183. L'École de Barbizon: un dialogue franco-néerlandais: catalogue de l'exposition, Museum voor schone kunsten, Gand; Haags gemeentemuseum, La Haye; Institut néerlandais, Paris / J. Sillevis et H. Kraan. - La Haye: Haags gemeentemuseum, 1985. - 216 p.
184. Levitine G. Les origins du mythe de l'artiste bohème en France: Lantara / G. Levitine // Gazette des Beaux-Arts. - VIe période. - Tome LXXXVI. - 117 année. - Septembre 1975. - № 1280. - P. 49-58.
185. Leymarie J. Corot. Étude biographique et critique / J. Leymarie. -Genève: Skira, 1966. - 140 p.
186. Leymarie J. La peinture français. Le XIX siècle / J. Leymarie. -Geneve: Skira, 1962 - 232 p.
187. Leymarie J. L'impressionnisme. Étude biographique et critique. Vol. 1-2 / J. Leymarie. - Genève: Skira, 1959.
188. Lipschutz H. Spanish Painting and the French Romantics / H. Lipschutz. - Cambridge: Harvard University Press, 1972 - 407 p.
189. Manœuvre L. Jean-François Millet. Pastels and dessins / L. Manœuvre. - Paris: Bibliothèque de l'Image, 2002. - 96 p.
190. Marumo C. Barbizon et les paysagistes du XIX siècle / C. Marumo. -Paris: Les Editions de l'Amateur, 1975. - 160 p.
191. Michallon A.-E.: catalogue de l'exposition, Musée du Louvre / V. Pomarède, B. Lesage. - Paris: Réunion des Musées nationaux, 1996. - 187 p.
192. Michel F. Valenciennes ou les deux manières d'un paysagiste / F. Michel // L'Estampille. - Décembre 1979. - № 116. - P. 45-47.
193. Miquel P. John Constable: le peintre que les paysagistes français gardé comme leur leader / P. Miquel // Connaissance des Arts. - Mars 1976. - № 289. - P. 74-82.
194. Miquel P. Le paysage français au XIX siècle. L'École de la Nature. T. I / P. Miquel. - Maurs-la-Jolie: Éditions de la Martinelle, 1975.- 203 p.
195. Miquel P. Le paysage français au XIX siècle. L'École de la Nature. T.
II / P. Miquel. - Maurs-la-Jolie: Éditions de la Martinelle, 1975.- 310 p.
196. Miquel P. Le paysage français au XIX siècle. L'École de la Nature. T.
III / P. Miquel. - Maurs-la-Jolie: Éditions de la Martinelle, 1975.- 340 p.
197. Miquel P. Paul Huet. De l'aube romantique a l'aube impressioniste / P. Miquel. - Paris: Somogy editions d'art, 2011. - 192 p.
198. Miquel P. Théodore Rousseau / P. Miquel. - Paris: Somogy éditions d'art, 2010. - 256 p.
199. Mirot L. Roger de Piles. Peintre, amateur, critique / L. Mirot. - Paris: Jean Schemit, 1924. - 110 p.
200. Moreau-Nelaton É. Corot / É. Moreau-Nelaton. - Paris: Éditeur Henri Laurens, 1928. - 128 p.
201. Moreau-Nelaton É. Le roman de Corot / É. Moreau-Nelaton. - Paris: Éditeur H. Floury, 1914. - 67 p.
202. Moreau-Nélaton É. Millet raconté par lui-même / É. Moreau-Nelaton. T. 1-3. - Paris: H. Laurens, 1921
203. Musée d'Orsay: catalogue sommaire illustré des peintures. Vol. 1-2. -Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1990
204. Nochlin L. Realism / L. Nochlin. - New York: Penguin books, 1977. -283 p.
205. Oudry J. B.: catalogue de l'exposition, Galeries nationales du Grand Palais / H. Opperman, P. Rosenberg. - Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1982. - 287 p.
206. Parinaud A. Barbizon: les origins de l'impressionnisme / A. Parinaud. - Paris: Bonfini, 1994. - 192 p.
207. Paysages de François Desportes. Études peintes d'après nature: catalogue de l'exposition, Musée national de Compiègne. - Paris: Les Press Antiques, 1961. - 23 p.
208. Polaillon G. Delacroix et Paul Huet: Précurseurs de l'Impressionisme / G. Polaillon // La Revue du Louvre et des Musées de France. - 24-e année. -1974. - № 4-5. - P. 367-370.
209. Pomarède V., Wallens G. Corot: la mémoire du paysage / V. Pomarède, G. Wallens. - Paris: Réunion des musées nationaux, 2007. - 176 p.
210. Riat G. Gustave Courbet, peintre / G. Riat. - Paris: H. Floury, 1906. -391 p.
211. Robaut A. Corot, raconté par lui-même et par ses amis, pensées et écrits du peintre / A. Robaut. - Lausanne: Héliographia, 1946. - 227 p.
212. Roger-Milès L. Corot / L. Roger-Milès. - Paris: Librairie de l'Art, 1881. - 87 p.
213. Rosenthal L. Du Romantisme au Réalisme / L. Rosenthal. - Paris: H. Laurens, 1914. - 436 p.
214. Rosenthal M. Constable / M. Rosenthal. - London: Thames and Hudson, 2003. - 216 p.
215. Rubin J. H. Courbet / J. Rubin. - London: Phaidon Press Limited, 1997. - 352 p.
216. Sensier A. La vie et l'oeuvre de J.-F. Millet / A. Sensier. - Paris: A. Quantin, 1881. - 402 p.
217. Sensier A. Souvenirs sur Th. Rousseau / A. Sensier. - Paris: Leon Techener, 1872. - 394 p.
218. Théodore Rousseau. Catalogue de l'exposition, Musée du Louvre, 1968 / M. Laclotte. - Paris: Réunion des Musées Nationaux, 1968 - 90 p.
219. Un siècle de paysages: les choix d'un amateur: catalogue de l'exposition, Musée des beaux-arts, Lyon / St. Deschamps-Tan, C. Lévêque-Claudet, St. Paccoud, et al. - Lyon; Paris: Editions Hazan, 2010. - 168 p.
220. Vaughan W. Romanticism and Art / W. Vaughan. - London: Thames and Hudson, 1994. - 288 p.
221. http://www. academia. edu/13468983/_Contested_Terrain_Gustave_Co urbets_Hunting_Scenes_ Дата обращения: 20.01.2013
222. http://www.barbizon.fr/ Дата обращения: 23.12.2015
223. http://impressionnisme.narod.ru/ Дата обращения: 15.03.2014
224. http://www.mutualart.eom/Artist/Camille-Corot/61846061A540B34D Дата обращения: 11.01.2016
225. http://www.newworldencyclopedia. org/entry/Jean-Francois_Millet Дата обращения: 09.10.2015
Список иллюстраций
1. Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649. Х., м. 155 х 199. Эрмитаж. Санкт-Петербург
2. А. Карраччи. Бегство в Египет. Ок. 1603. Х., м. 122 х 230. Галерея Дориа Памфили. Рим
3. П.-А. Валансьен. Классический пейзаж с фигурами, пьющими из источника. 1806. Х., м. 45,2 х 73,5. Художественный музей. Толедо
4. П.-А. Валансьен. Александр перед гробницей Кира Великого. 1796. Х., м. 42 х 91,1. Институт искусств. Чикаго
5. П.-А. Валансьен. Гора Афон в виде памятника Александру Македонскому. 1796. Х., м. 41,9 х 91,4. Институт искусств. Чикаго
6. А. Мишаллон. Пейзаж, вдохновленный видом Фраскати. 1822. Х., м. 127 х 171. Лувр. Париж
7. Ж.-В. Бертен. Классический пейзаж с фигурами. 1803. Дерево, м. 36 х 45. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
8. П.-А. Валансьен. Фермы на вилле Фарнезе. 1780. Картон, м. 25 х 38. Лувр. Париж
9. П.-А. Валансьен. Деревья и строения на вилле Боргезе. Картон, м. 25 х 38. Лувр. Париж
10. П.-А. Валансьен. Руины на вилле Фарнезе. Картон, м. 24 х 38. Лувр. Париж
11. П.-А. Валансьен. Руины на вилле Фарнезе. Картон, м. 25 х 39. Лувр. Париж
12. П.-А. Валансьен. Вид Рима утром. 1782 - 1784. Дерево, м. 18 х 25. Лувр. Париж
13. П.-А. Валансьен. Равнина с руинами в сумерки. Картон, м. 16 х 39. Лувр. Париж
14. П.-А. Валансьен. Рокка-ди-Папа в туман. Картон, м. 15 х 28. Лувр. Париж
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
П.-А. Валансьен. Рокка-ди-Папа в облачный день. Картон, м. 14 х 29. Лувр. Париж
П.-А. Валансьен. Рим, этюд облаков. 1780-е. Картон, м. 24 х 39. Лувр. Париж
П.-А. Валансьен. Этюд облаков над Римской Кампаньей. 1782. Х., м. 20
х 33. Национальная галерея искусств. Вашингтон
А. Козенс. Закат на побережье. 1768 - 1775. Бумага, м. 47 х 55.
Йельский центр британского искусства. Нью-Хейвен
А. Козенс. Заход солнца. 1770 - 1773. Х., м. 24 х 30. Художественная
галерея Уитворта. Манчестер
Д. Констебль. Облако: бурный закат. 1821 - 1822. Х., м. 20 х 27. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Д. Констебль. Облака, этюд. 1822. Дерево, м. 47 х 57. Галерея Тейт. Лондон
У. Тернер. Облачное небо, закат. 1824. Бумага, акв. 24 х 34. Галерея Тейт. Лондон
У. Тернер. Грозовые тучи. 1822. Бумага, гуашь. 18 х 26. Галерея Тейт. Лондон
П.-А. Валансьен. Пейзаж с человеком, испуганным змеей. 1817. Х., м.
39 х 47. Музей Боуи. Барнард-Касл
П.-А. Валансьен. Вилла Боргезе. Картон, м. Лувр. Париж
Ф.-М. Гране. Пинии на холме. Вечерний свет. 1802 - 1819. Бумага на
холсте, м. 11,5 х 28,6. Музей Гране. Экс-ан-Прованс
Ф.-М. Гране. Шторм над долиной Тибра. 1802 - 1819. Х., м. 19 х 37.
Музей Гране. Экс-ан-Прованс
Ф.-М. Гране. Долина Тибра. Бумага на холсте, м. 21,3 х 28,8. Музей Гране. Экс-ан-Прованс
Т.-К. Алиньи. Итальянские холмы. 1822 - 1827. Х., м. 41 х 68. Художественный музей. Бостон
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Л. Ленен. Пейзаж с крестьянами. 1640. Х., м. 46 х 57. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Н. Пуссен. Вид близ Вильнев-лез-Авиньон. Бумага, тушь. 21,8 х 27,7 Музей Конде. Шантийи
А. Ватто. Пейзаж с водопадом. Х., м. 72 х 106. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Ж.-О. Фрагонар. Горный пейзаж, закат. 1764. Картон, м. 22 х 33. Национальная галерея искусств. Вашингтон
Г. Робер. Хижина в лесу. 1796 - 1797. Х., м. 23 х 32. Эрмитаж. Санкт-Петербург
Г. Робер. Вид в окрестностях Парижа. 1781. Дерево, м. 76,7 х 88,5. Художественная галерея. Новый Южный Уэльс
Ж.-Б. Удри. Пять чувств: осязание. 1749. Х., м. 148 х 80. Музей. Версаль
Ж.-Б. Удри. Пять чувств: осязание. Фрагмент
Ж.-Б. Удри. Пять чувств: слух. 1749. Х., м. 148 х 80. Музей. Версаль Ж.-Б. Удри. Пять чувств: слух. Фрагмент
Ж.-Б. Удри. Возвращение стада. 1740. Х., м.. 113 х 148. Музей изящных искусств. Нант
П. Поттер. Пьющие коровы, которые отражаются в пруду. 1648. Дерево, м. 43,4 х 61,3. Маурицхёйс. Гаага
Ж.-Б. Удри. Охота на волка в лесу. 1748. Х., м. 113 х 140. Музей изящных искусств. Нант
Ж.-Б. Удри. Дома и деревья на берегу реки. Бумага, тушь. 20 х 24. Лувр. Париж
Ж.-Б. Удри. Вид на долину со стороны леса. Бумага, тушь. 20 х 26. Лувр. Париж
А.-Ф. Депорт. Пейзажный этюд: река и ивы. Картон, м. 28 х 53. Музей изящных искусств. Лилль
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
А.-Ф. Депорт. Пейзажный этюд. Картон, м. 30 х 53. Музей изящных искусств. Лилль
А.-Ф. Депорт. Пейзажный этюд. Картон, м. 24 х 49. Музей изящных искусств. Лилль
А.-Ф. Депорт. Пейзаж с церковью. 1700 - 1702. Картон, м. 18 х 52. Музей изящных искусств. Лилль
А.-Ф. Депорт. Пейзаж с виноградниками. 1692 - 1700. Картон, м. 19 х 44. Музей изящных искусств. Лилль
А.-Ф. Депорт. Равнинный пейзаж с рекой. Картон, м. 17 х 49. Национальный музей керамики. Севр
А.-Ф. Депорт. Облачное небо, закат. Картон, м. 28 х 33. Национальный музей керамики. Севр
С. Лантара. Пейзаж. Дерево, м. 5 х 7. Музей Жироде. Монтаржи С. Лантара. Пейзаж. Дерево, м. 5 х 7. Музей Жироде. Монтаржи С. Лантара. Пейзаж в лунном свете. Дерево, м. 16 х 19. Лувр. Париж С. Лантара. Сошествие Святого Духа. Х., м. 52 х 63. Музей изящных искусств. Гренобль
Ж.-Ф. Ю. Вид леса Фонтенбло. 1782. Х., м. 115 х 152. Фонтенбло. Замок
Л.-Г. Моро-старший. Вид Венсенского замка с высот Монтрёя. Х., м. 47 х 86. Лувр. Париж
Л-Г. Моро-старший. Пейзаж, эффект заходящего солнца. Х., м. 43 х 63. Музей Маньен. Дижон
Л. Брюанде. Булонский лес. 1793. Х., м. Музей изящных искусств. Нант Я. ван Рейсдал. Дорога, ведущая в лес. 1655 - 1660. Х., м. 54 х 71. Национальная галерея. Лондон
Л. Брюанде. Интерьер леса с монахами. Х., м. Музей изобразительных искусств. Гренобль
Ж.-Л. Демарн. Ферма на большой дороге. 1800-е. Х., м. 49 х 50. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
И. ван Остаде. Путешественники у гостиницы. 1645. Дерево, м. 75 х 109. Маурицхёйс. Гаага
В. Гюго. Пейзаж с тремя деревьями. Бумага, уголь, тушь, сепия. 43 х 61. Дом-музей Виктора Гюго. Париж
Т. Жерико. Печь для обжига извести. 1822 - 1823 Х., м. 50 х 60. Лувр. Париж
Э. Изабе. Мон-Сен-Мишель. Картон, м. Музей Пикардии. Амьен Э. Изабе. Эффект волн. Х., м. 25 х 40. Лувр. Париж Т. Гёртин. Белый дом в Челси. 1800. Бумага, акв. 30,5 х 51. Галерея Тейт. Лондон
Э. Изабе. Скалы в Сен-Мало. Бумага, акв., пастель. 19 х 32. Лувр. Париж
Э. Изабе. Большой залив в Сен-Мало. Бумага, акв., черный карандаш. 15 х 35. Лувр. Париж
Э. Изабе. Большой залив в Сен-Мало. Бумага, акв., гуашь. 16 х 35. Лувр. Париж
Э. Делакруа. Ночной пейзаж. Ок. 1826. Бумага, пастель. Лувр. Париж Э. Делакруа. Пейзаж в окрестностях Анта. 1856. Х., м. 27 х 59. Частное собрание
Э. Делакруа. Пейзаж в Шанрозе. 1849. Х., м. 41 х 72. Художественный музей Андре Мальро. Гавр
П.-П. Рубенс. Осенний пейзаж. Дерево, м. 39 х 27. Музей Эшмолеан. Оксфорд
Р.-П. Бонингтон. Соляные болота близ Трувиля. 1826. Бумага, карандаш, акв. 10 х 22. Музей Гетти. Лос-Анджелес Э. Делакруа. Английская деревня. 1825. Бумага, акв. 14 х 23. Лувр. Париж
Э. Делакруа. Порт д'Амон, Этрета. 1849. Бумага, пастель, акв. 15 х 20. Музей Фабра. Монпелье
79. Э. Делакруа. Скалы в Этрета. Ок. 1859. Бумага, акв., гуашь. 14,5 х 23, 8. Музей Бойманса - ван Бёнингена. Роттердам
80. Э. Делакруа. Море в Дьеппе. 1852. Картон на дереве, м. 35 х 51. Лувр. Париж
81. Э. Делакруа. Этюд неба: закат. 1849. Бумага, пастель. 19 х 24. Лувр. Париж
82. Э. Делакруа. Этюд неба в сумерки. Ок. 1849. Бумага, пастель. 19 х 24. Лувр. Париж
83. П. Юэ. Деревья в парке Сен-Клу. Ок. 1820. Х., м. 37,6 х 55,5. Национальная галерея. Лондон
84. П. Юэ. Возвращение гвардейца. 1821. Х., м. 48 х 63. Музей департамента Уаза. Бове
85. Р.-П. Бонингтон. Вид Нормандского побережья. 1823. Х., м. 46 х 38. Лувр. Париж
86. Р.-П. Бонингтон. Берега в Пикардии. 1826. Х., м. 37 х 54. Собрание Уоллес. Лондон
87. П. Юэ. Вид Руана. 1831. Бумага, акв. 20 х 30,5. Музей изящных искусств. Руан
88. П. Юэ. Юг Франции. 1838 - 1839. Х., м. 35 х 52. Художественный музей. Бостон
89. П. Юэ. Начало грозы над Ла-Маншем. Картон, м. 26 х 40, 5. Частное собрание
90. П. Юэ. Морской пейзаж. 1850. Бумага, пастель. Музей Фабра. Монпелье
91. У. Тернер. Буря на песках Маргейта. 1835 - 1840. Бумага, акв., гуашь. 22,5 х 29, 5. Галерея Тейт. Лондон
92. П. Юэ. Морское впечатление. 1855. Бумага, акв. 18 х 22,5. Частное собрание
93. П. Юэ. Наводнение в Сен-Клу. 1855. Х., м. 203 х 300. Лувр. Париж
94. П. Юэ. Прибой в окрестностях Онфлёра. Х., м. 101 х 164. Лувр. Париж
95. Ж. Мишель. Пейзаж с мельницей. 1820 - 1830. Х., м. 46 х 38. Музей Виктории и Альберта. Лондон
96. Ж. Мишель. Пейзаж с мельницей. Х., м. 40 х 52. Музей Тиссена-Борнемисы. Мадрид
97. Я. ван Гойен. Ветряная мельница у реки. 1642. Дерево, м. 29,4 х 36,3. Национальная галерея. Лондон
98. Ф. Конинк. Панорамный пейзаж с дорогой и рекой. 1655. Х., м. 137 х 167. Национальная галерея. Лондон
99. Ж. Мишель. Равнина Сен-Дени. 1820 - 1829. Х., м. 35 х 42. Галерея искусств. Йорк
100. Ж. Мишель. Пейзаж с мельницей. Дерево, м. 59 х 80. Музей Фицуильяма. Кембридж
101. П. де Молейн. Дюны. 1635. Дерево, м. 26 х 36. Музей герцога Антона Ульриха. Брауншвейг
102. Ж. Мишель. Мельницы на Монмартре. Х., м. 51 х 73. Музей Карнавале. Париж
103. Рембрандт. Пейзаж с грозой. Ок. 1638. Дерево, м. 52 х 72. Музей герцога Антона Ульриха. Брауншвейг
104. Ж. Мишель. Грозовой пейзаж с руинами. После 1830. Х., м. 55 х 81. Национальная галерея. Лондон
105. Ж. Мишель. Пейзаж с мельницей. Бумага на картоне, м. 73 х 101. Экс-ле-Бен. Музей Фора
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.