Современные тенденции татарского изобразительного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Ахметшина, Анифа Каюмовна

  • Ахметшина, Анифа Каюмовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 174
Ахметшина, Анифа Каюмовна. Современные тенденции татарского изобразительного искусства: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2000. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ахметшина, Анифа Каюмовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 Особенности художественной жизни Республики Татарстан в 1980-1990-е г.г.Ю

ГЛАВА II Проблема мусульманских традиций в современном татарском искусстве (шамаили, декоративно-прикладное искусство, декор и архитектура мечетей).

ГЛАВА III Современное изобразительное искусство в системе национальных традиций (живопись, графика).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные тенденции татарского изобразительного искусства»

Актуальность темы исследования.

В татарском искусстве 1980-1990-х гг. идет процесс более глубокого освоения и творческого развития различных пластов художественного наследия, народной культуры в целом. Наряду с расширением тематического диапазона и стилевого разнообразия светского (станкового и монументального), происходит возрождение исламского сакрального искусства. Этот процесс обусловлен естественным стремлением татарских художников к этнической идентификации.

Очевидно, что в сложившихся социально-культурных условиях повышается роль искусства как аккумулятора символов и ценностей этнического самосознания. И, думается, одной из актуальнейших задач искусствознания должно стать определение средств, путей выражения в современном искусстве художественного мышления, мировосприятия татарского народа, то есть выявление символов этнического самосознания.

Цели и задачи исследования.

В ходе исследования материала внимание автора было обращено на следующие проблемы:

• выявление тем, визуальных концепций, которые используются художниками для выражения своего этнического "я" и воспринимаются ими как этнические символы;

• определение путей преломления традиций татарской культуры в произведениях искусства;

• характеристика особенностей становления и развития основных видов изобразительного искусства татар, пройденных татарским искусством этапов, их преемственность, сходство, различие;

• выявление творческой индивидуальности ведущих художников и архитекторов Татарстана и анализ их произведений;

• исследование эстетики ислама в современной художественной культуре, сакральном искусстве татар (строительство и декор новых мечетей, создание ша-маилей, намазлыков (молитвенных ковриков) и разнообразного инвентаря мусульманских религиозно-просветительских центров.

• рассмотрение современного татарского искусства в контексте взаимодействия с общими проблемами развития искусства Российской Федерации.

Исследование строится на материалах художественных собраний Музея изобразительных искусств и Музея национальной культуры Республики Татарстан. Кроме того, изучались произведения мастеров изобразительного искусства и архитектуры Республики Татарстан, экспонировавшиеся на выставках, хранящиеся в мастерских художников и частных собраниях, имеющиеся в городской архитектурной среде. Следует также отметить, что географические границы нашего исследования ограничиваются Республикой Татарстан, а временные - периодом 1980-90-х годов

В качестве источников использованы также записи бесед автора с художниками, материалы архива Союза художников Республики Татарстан, Объединения художников Татарстана, решения и постановления правительства Республики Татарстан, общественно-политических объединений.

Исследование опирается на предшествующую и современную искусствоведческую литературу и критику как республиканских (Татарстан), так и общероссийских периодических монографических изданий.

Научная новизна исследования.

Впервые рассматриваются малоисследованные проблемы выявления этнического самосознания татарского народа в произведениях искусства, дается критический анализ современного художественного процесса, что возможно на основе дальнейшей разработки методологии и аксиологического подхода к явлениям современного татарского искусства. В данном контексте автор стремился осмыслить ряд теоретических проблем национального своеобразия татарского искусства, выражения этнического самосознания в изобразительном искусстве и архитектуре, а также художественной специфики современного сакрального искусства в общей эстетической системе ислама.

Эта диссертация является первой попыткой рассмотрения возрождающегося в настоящее время современного сакрального искусства, уходящего своими корнями в глубокую древность, но долгое время находящегося в забвении. Впервые рассматриваются и произведения, где находит отражение актуальная для современного общественного сознания идея общности татарского этноса с тюркскими народами и мусульманским миром.

Методология исследования.

Тема "Современные тенденции татарского изобразительного искусства" обуславливает рассмотрение материала в контексте современных общественно-политических событий, национальных традиций, так как, этническое самосознание народа имеет точки опоры в историческом прошлом, в том числе художественном опыте, в контексте мировой мусульманской культуры, частью которой является культура татарского народа.

Практическая ценность исследования.

При исследовании произведений татарского искусства 1980 - 1990-х гг. внимание обращается на те художественные ценности, которые могут определить ближайшую перспективу развития национального искусства.

При анализе творчества отдельных художников была предпринята попытка определения национальной художественной школы, сложившейся из взаимообогащения и взаимопроникновения культур народов Востока и Запада.

Данная работа может оказать практическую помощь исследователям, занимающимся проблемами теории и истории татарского искусства, в частности, воздействия и влияния учения ислама на художественную культуру XX в.

В связи с исследованием новейшего периода в истории татарского искусства автором впервые вводится в научный оборот значительный фактологический материал - новые имена мастеров Татарстана, творчество которых определяет художественную жизнь Республики и произведения, которые впервые упоминаются в диссертации. историографический очерк.

Широкий пласт современной исторической, этнологической литературы, социологические исследования казанских и московских ученых1 имеет важнейшее значение для настоящего исследования, ибо выявляет тот фон важнейших социальных изменений, политических и этнических процессов современности, на котором более четко выявляется специфика и направленность творческой деятельности художников. Вместе с тем надо отметить, что к самому изобразительному искусству Татарстана многочисленные труды философского, общеисторического, этнографического и социологического характера все же имеют лишь косвенное отношение. Углубляясь в теорию этноса, в специфические процессы национально-государственного строительства в Татарстане, в вопросы развития этнического самосознания татарского народа, авторы этих исследований резко выходят на те проблемы и конкретные явления, которые относятся к сфере художественной культуры, изобразительного искусства.

Вместе с тем в Татарстане (и за пределами Татарстана) давно существовала ( и продолжает свое развитие) искусствоведческая школа, опирающаяся на давние традиции бережного, внимательного, требовательного отношения к творчеству татарских художников, - школа, заложенная еще в первой половине - середине 20 века трудами таких историков искусства и критиков, как Б. Денике2, П. Дульский3, П.Корнилов4, Н. Машковцев5, Б. Веймарн6, Г. Могильникова7, проявлявших особую чуткость и внимание к художественной жизни Казани, к творчеству татарских художников.

Значительно расширились тематические, хронологические рамки, заметнее стало жанровое разнообразие и углубилось содержание искусствоведческой литературы о татарском изобразительном искусстве в 1960-80-х годах. В это же время появились монографии, красочные альбомы и снабженные научным справочным аппаратом каталоги, посвященные персонально творчеству ведущих художников Татарстана, среди которых на первом плане выделяются имена Баки Урманче, Хариса Якупова, Лотфуллы Фаттахова, Ильдара Зарипова8.

Общая картина и цельная историческая концепция развития изобразительного искусства Татарстана в 20 веке получила выражение в таких обобщающих трудах, как альбом «Изобразительное искусство Советского Татарстана»9 Н.В. Черкасовой, альбом «Художники Татарии» Л.Я. Ельковича10 и монография «Искусство Советской Татарии. Живопись. Скульптура. Г рафика» С.М. Червонной11, книга «Художники Татарии» А.Б. Файнберга12, альбом «Изобразительное искусство Советской Татарии» С.М. Червонной13.

Эта панорама и эта концепция со временем и с выходом в свет 9-ти томной « Истории искусства народов СССР» расширялась и уточнялась14. Изобразительное искусство и архитектура Татарстана разных исторических периодов - от художественного наследия Волжской Булгарии до творчества художников 1960-70-х годов -оказались в контексте с историей искусства других народов и регионов Евразии. Появились важнейшие для дальнейшего развития науки справочные издания15.

Были предприняты глубокие исследования отдельных исторических периодов и отдельных видов и жанров татарского искусства, при этом особое значение имели всесторонние исследования генезиса и особенностей татарского народного искусства в трудах Ф.Валеева16; археологические исследования17 и изучение искусства Золотой Орды18; работы, посвященные монументально-декоративному искусству19, различным видам прикладного и современного народного искусства казанских татар20

С выходом книги С.М. Червонной «Искусство Татарии. История изобразительного искусства и зодчества с древнейших времен до 1917 года»21, защищенная как докторская диссертация в Академии художеств ССОР в 1989 году, исследования всей истории искусства Татарстана, всех его этнических компонентов, включая важнейший процесс формирования татарской национальной культуры, обрели завершенную цельность.

Современным художественным процессам в Татарстане всегда значительное внимание уделяли периодические издания (журналы «Искусство», «Творчество», «Художник», «Декоративное искусство СССР», «Дружба народов», и др.), включая и республиканскую печать Татарстана (журналы «Казан утлары», «Коммунист Татарстана/ Татарстан», «Идель», «Чаян» и др.). В 1990-х годах процесс отражения художественной жизни в периодике особенно оживился: появился целый ряд статей в старых и новых, молодых журналах, например, в «Санаигы Нафиса», «Татарская археология», «Татарика», о художественных явлениях и традициях, ранее мало известных и мало исследованных22. Стали заметнее имена молодых художников и молодых критиков, татарских ученых и писателей, проявляющих интерес к татарскому искусству23.

Самостоятельное значение приобрела современная татарская архитектуро-ведческая литература, в которой выделяются комплексные исследования общих этнических основ и региональной особенной мусульманской сакральной архитектуры (мечетей), предпринятые теоретиком и практиком архитектурно-художественной реставрации Н. Халитовым24.

При всем разнообразии и значительных достижениях искусствоведения, исследующего частные и общие вопросы истории татарского искусства и современные художественные процессы в Республике, вся эта обширная литература все же ни в коей мере не исчерпывает проблематику настоящего исследования и не восполняет те информационные и теоретические пробелы, которые оставались до сих пор в об9 ласти выявления этнического самосознания в современном татарском изобразительном искусстве. Во-первых, большинство публикаций, составляющих основной библиографический ряд исследований по татарскому изобразительному искусству и архитектуре, все же значительно отдалены от современности, ограничиваются рассмотрением материала 1960-80-х годов и редко выходят на 1990-е годы (в то время как задачей данного диссертационного исследования является рассмотрение прежде всего новых произведений - 1990-х годов). Во-вторых, авторы многих прежних публикаций сосредотачивали свое внимание на творчестве узкого круга ведущих художников Республики, на художественной жизни Казани, и работы молодых, особенно, «периферийных» художников (из восточных регионов, из молодых промышленных центров Татарстана) редко попадали в поле их внимания и интереса (в то время как в настоящем исследовании на «периферии», прежде всего на художественной жизни и искусстве Набережных Челнов, Елабуги, Нижнекамска сделан значительный акцент). Наконец, в-третьих, в проблемном, теоретическом плане сложнейшие процессы выявления этнической психологии, национального самосознания народа в искусстве практически не выделялись, как специальный предмет исследования, как монографическая проблема в прежних изданиях по истории искусства Татарстана.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Ахметшина, Анифа Каюмовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 Нигматуллина Ю. Национальное своеобразие эстетического идеала. - Казань: КГУ, 1970. - С.156.

2 Из беседы с Н. Халитовым июнь 1998.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ахметшина, Анифа Каюмовна, 2000 год

1. Абдуллин Я. Татарская просветительская мысль. - Казань.: ТКИ, 1976.

2. Абдулхаева В. Нравственные аспекты и религиозные мотивы в творчестве татарских поэтов и писателей II Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Казань: КГУ, 1998.С.68-70.

3. Абзалина Р. Вязь святого слова. // Казань. 1997. - № 8-9. - С.46-49.

4. Айдаров С.С. Архитектурное исследование руин здания Караван-Сарая в Биляре // Исследования Великого города. М., 1976. - С. 101-112.

5. Айдаров С.С. Архитектурное исследование руин соборной мечети в Болгарах // Поволжье в средние века. М., 1970. - С. 39-56.

6. Айдаров С.С. Архитектурные комплексы средневекового Болгара // Архитектурное наследство / Сб. статей: вып.24. М., 1976.

7. Айдаров С.С. Методические основы консервации архитектурно-археологических памятников в Великих Болгарах // Города Поволжья в Средние века. М., 1974. - С. 30-38.

8. Айдаров С.С. Научные предпосылки реставрации архитектурных памятников Татарии (Великие Болгары). М., 1968.

9. Айдаров С.С. Памятники архитектуры Казани. Казань, 1964.

10. Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары. Путеводитель по Булгар-скому историко-архитектурному заповеднику. Казань, 1971 (изд. 1-е); Казань, 1975 (изд. 2-е); Казань, 1983 (изд 3-е).

11. Айдаров С.С., Валеева Д.К. ТАССР. Архитектура и изобразительное искусство // Большая Советская Энциклопедия. Т.25. М., 1976. - С. 293-294.

12. Айдарова Г. Сокровенное место истории. Земля казанская на перекрестке культурных влияний Востока и Запада // Казань. 1993. №1. - С. 108.

13. Амирханов Р. Духовные основы татарской национальной идеологии. // Идель. 1993. № 4. - С. 68-71, 77.

14. Амирханов Р. Ислам в истории татарской общественной мысли. // Татарстан. 1993. - № 4. - С. 82-86.

15. Амирханов Р. Ислам и национальные идеологии татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань: АН РТ, И.ЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1994, С. 20-29.

16. Амирханов Р. Национальная идеология и национальная политика // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Казань: КГУ, 1993. - С.29-32.

17. Асифа аль-Халлаб. Эстетические основы исламского орнамента //Автореферат на соискание уч. степени кан. искусствоведения. М., 1999.

18. Ахметова Д. И. к вечной правде устремилось сердце. // Татарстан. 1996. -№2. - С. 80-83.

19. Ахметова Д. Поэзия вселенной души И Аргамак. 1996. №11. - С. 192-194.

20. Ахметшина А.К. Архитектура мечетей восточного Татарстана // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. М.: РАН, ЦИМО, Институт этнологии и антропологии им. Н.И. Миклухо-Маклая, 1998. -С.113-121.

21. Ахметшина А.К. Сиюмбике в понимании современных художников //Татарстан. 1995. № 11-12, С. 28-31.

22. Ахметшина А.К., Червонная С.М. Эстетика Ислама в современном искусстве Южного Урала // Творческое объединение Чингис-хан. М., 1997.

23. Библиографический словарь. Художники народов СССР. Т. 1-4. М.: Искусство, 1970-1998.

24. Балтанов Р. Религиозная ситуация в Татарстане: проблемы и изучения // Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Казань: КГУ, 1993. - С.140-142.

25. Балтанова Г. Трудное рождение // Татарстан. 1995. № 3,4, С.85-92.

26. Большаков О. Ислам и изобразительное искусство // Труды государственного Эрмитажа. Т.Х. Л., 1969. - С. 142-156.

27. Валеев Ф., Валеева-Сулейманова Г. Древнее искусство Татарии. Казань: ТКИ, 1987.

28. Валеев Ф.Х. Архитектурно-декоративное искусство казанских татар. Сельское жилище. Йошкар-Ола, 1975.

29. Валеев Ф.Х. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. -Йошкар-Ола, 1975.

30. Валеев Ф.Х. Древние страницы искусства наших предков // Казань. 1995. -№ 5-6. С. 38-44.

31. Валеев Ф.Х. Зооморфные мотивы и их развитие в орнаменте казанских татар // Вопросы истории и литературы народов Среднего Поволжья. Казань, 1965. - С.69-79.

32. Валеев Ф.Х. К истории архитектуры казанских татар XV первой половины XVI в.//Вопросы истории, филологии и педагогики: вып. 2.- Казань, 1967.-С.94-103.

33. Валеев Ф.Х. К происхождению некоторых узоров в орнаменте казанских татар//Вторая научная конференция молодых ученых г. Казани 27-26.03.1964г. /Сб. науч. работ. Казань, 1966. - С.244-252.

34. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство казанских татар, его развитие, истоки (по материалам XVIII начала XX в.): Автор, дис. на соискание уч. степени док-ра искусствоведения. - М., 1980.

35. Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. Казань, 1984.

36. Валеев Ф.Х. Народный орнамент казанских татар в конце XVIII начале XX в.: Автор, дис. на соискание уч. степени кан-та истор. наук. - Казань, 1969.

37. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1969.

38. Валеев Ф.Х. Основные особенности народного декоративного искусства казанских татар // Казань. 1995. № 5, 6.

39. Валеев Ф.Х. По следам прошлого II Казань. 1995. № 5, 6, С. 33-51.

40. Валеев Ф.Х. Цветочно-растительный орнамент в декоративно-прикладном искусстве казанских татар// Итоговая научная сессия Казанского института языка, литературы и истории АН СССР за 1963. Казань, 1964. - С.72-76.

41. Валеев Ф.Х., Могильникова Г.А. и др. Татарская АССР (Татария) // Краткая художественная энциклопедия «Искусство стран и народов мира» -Т.З.-М., 1971. С.496-505.

42. Валеев Ф.Х., Мухамедьяров Ш.Ф. К истории архитектуры волжских булгар XIII XIV вв. // Вопросы истории, филологии и педагогики: вып. 1.- Казань, 1965. - С.40-45.

43. Валеева Д. Еретик вызывающий духов // Известия Татарстана. 1992,- 19 июня.

44. Валеева Д. Шамаили II Из истории татарского народного искусства. Казань: АН Татарстана, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1995. - С.38-52.

45. Валеева Д.К. Взаимовлияние и заимствование в булгарском искусстве // Взаимодействие интернационального и национального в изобразительном искусстве Татарстана. Казань: Казанский филиал АН СССР, 1981. - С. 80-111.

46. Валеева Д.К. За сложностью гармония и красота // Советская Татария. -1971. - 5 августа.

47. Валеева Д.К. Искусство волжских булгар (X начало XIII в.). - Казань, 1983.

48. Валеева Д.К. Искусство Волжской Булгарии II История искусства народов СССР Т. 3. - М., 1974. - С.395-398.

49. Валеева Д.К. Сполохи и радуга Ильдара Зарипова // Известия Татарстана. 1984. - 12 апреля.

50. Валеева Д.К. Тюркский мир//Татарстан. 1995. №1-2. - С.25-26.

51. Валеева-Сулейманова Г. Ветры будущего.//Казань. 1997.-№3-4. -С.58-66.

52. Валеева-Сулейманова Г. Декоративное искусство Татарстана. Казань: ТГЖИ, 1997.

53. Валеева-Сулейманова Г. Кому собирать камни? Мечтания о бабушкином доме и золотом сундуке // Казань. 1993. № , С.81-83.

54. Валеева-Сулейманова Г. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии. Казань: ТКИ, 1984.

55. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Возрождение национальной культуры//Национальная жизнь и национальное взаимодействие. Казань, 1993.-С. 126-128.

56. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Душа повседневности // Декоративное искусство Татарстана: тенденции современного развития // Казань. 1996.-№5-6. -С. 65-73.

57. Валеева-Сулейманова Г.Ф. К характеристике «восточного типа» культуры поволжских татар в искусствоведческом аспекте // Взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций и культур на Востоке Т. 1. - М., 1998. - С. 39-41.

58. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Монументально-декоративное искусство Советской Татарии. Казань, 1984.

59. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманская культура и изображение человека в татарском искусстве // Иман Нуры. 1996. № 4. - С. 55-62.

60. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Мусульманская культура Среднего Поволжья и Приуралья//Ислам и проблемы межнационального взаимодействия. М., 1994. - С. 66-78.

61. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Национальная культура Татарстана: пути возрождения // Татарстан. 1993. № 12. - С. 47-52.

62. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Простые истины//Казань. 1997.-№10-11.С. 14-19.

63. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Ренессанс татарского искусства // Вечерняя Казань. 1991. - 13 сентября.

64. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Типология взаимодействия художественной культуры татар в системе Восток Запад. - Казань: Институт истории, ТА-TARICA N 1. 1998. - С.108-128.

65. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественная культура татар // Аргамак. 1997. №2. - С.125-145.

66. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественная культура татар в аспекте взаимодействия Восток-Запад // Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы. Казань: КГУ, 1997. С. 219-223.

67. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Художественные особенности мусульманского искусства в Среднем Поволжье // Восток: прошлое и будущее народов Т. 1. -М., 1996. - С. 149-151.

68. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. М.: Советский художник, 1990. - С.45.

69. Веймарн Б.В. Проблема изобразительности в искусстве феодального Востока // Искусство. 1968. №5. - С.61-67.

70. Валиди Д. Очерк истории образованности и литературы татар //Татарстан. 1993. № 9, С.76-84.

71. Воробьев Н.И. Жилища и поселения казанских татар Арского кантона ТССР // Вестник научного общества татароведения. 1926.-№4. С.10-48.

72. Воробьев Н.И. Казанские татары (Этнографическое исследование материальной культуры дооктябрьского периода). Казань, 1953.

73. Воробьев Н.И. Материальная культура казанских татар. Казань: Дом татарской культуры и академический центр ТНКП, 1930. - С.242-245.

74. Воробьев Н.И. Происхождение казанских татар // Советская этнография АН СССР. 1946. № 3.

75. Воробьев Н.И., Бусыгин Е.П. Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957.

76. Воробьев Н.И., Валеев Ф.Х. Народное прикладное искусство татар Поволжья //Доклад на VII Международном конгрессе антропологических и этнографических наук в Москве. М., 1964.

77. Воронов Н. В. К вопросу становления национальной чувашской живописной школы // Чувашское искусство. Выпуск 3. Чебоксары. 1974.

78. Воронов Н. В. Эстетика и техника. М., 1972.

79. Воронов Н. В. Искусство предметного мира. М., 1977.

80. Воронов Н. В. Советскоя монументальная скульптура 1960 1980. - М.: Искусство. 1984.

81. Воронов Н. В., Трофимов А. Н. Изобретательное искусство Советской Чувашии. М.: Советский художник. 1980.

82. Воронов Н. В. Очерки истории дизайна. М., 1998.

83. Габидуллин Р. Этнополитическая концепция государственного возрождения Татарстана в программных положениях татарского национального движения // Ислам в татарском мире: история и современность. Казань: АН РТ Институт истории, 1997.

84. Гайнутдинов И.Г. Национальные черты жилища казанских татар //Архитектурное наследие. 1975. № 23. - С.144-158.

85. Гарбуз А. Поиск и традиция // Рампа. 1994. № 2-3. - С.10-23.

86. Гильманов М., Батыршин А. К вопросу о воспитании на основе исламской религии // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. -Казань: КГУ, 1998. С.77-79.

87. Глезер А. Современное русское искусство. Париж-Москва-Нью-Йорк: Третья волна.

88. Горожанкина Е. Таинство серебряной завесы.//Творчество. 1996. №9.-С.13-16.

89. Гулова Ф.Ф. Татарская народная вышивка. Казань, 1980.

90. Гулова Ф.Ф. Татарская национальная обувь (искусство кожаной мозаики). -Казань, 1983.

91. Денике Б.П. Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства. -Казань, 1923.

92. Денике Б.П. Художественная выставка 1920 года в Казани//Казанский музейный вестник. 1920. № 3-4.

93. Дульский П.М. Татарское искусство // Большая Советская Энциклопедия -Т.53. М., 1946. - С. 659-663.

94. Дульский П.М. Татарское изобразительное искусство в прошлом // Из истории татарского народного искусства. Казань.: ИЯЛИ, 1995.-С.126.

95. Дульский П.М. Актуальная графика. Казань, 1935.

96. Дульский П.М. Барокко в Казани. Казань, 1927.

97. Дульский П.М. Выставка искусства народов СССР в Москве // Вестник научного общества татароведения. 1928. №8. - С.153-162.

98. Дульский П.М. Западная культура и барокко в Казани // Старая и Новая Казань. Культурно-исторические экскурсии. Казань, 1927. - С.133-160.

99. Дульский П.М. Искусство в Татреспублике за годы революции, Казань, 1929.

100. Дульский П.М. Искусство казанских татар. М., 1925.

101. Дульский П.М. Искусство Татреспублики на Выставке (ВСХВ в Москве) // Труд и хозяйство. 1923. № 10.

102. Дульский П.М. Казанский каллиграф Али Махмудов//Вестник научного общества татароведения. 1930. №9-10. - С.172-177.

103. Дульский П.М. Материалы по татарскому орнаменту//Труды Казанского института инженеров коммунального строительства им. М. Горького: вып. 4. -Казань, 1936.

104. Дульский П.М. Народное искусство Татреспублики //Художественная культура Советского Востока. М. -Л., 1931. - С.75-90.

105. Дульский П.М. Несколько слов по поводу орнаментики татарских памятников XVI XVII вв. // Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников ТАССР: вып. 3. - Казань, 1928.

106. Елькович Л.Я. Лотфулла Фаттахов. М.: Советский художник. 1960.

107. Елькович Л.Я. (составитель и автор вступит, ст.) Художники Татарии (Альбом). Л., 1960.

108. Елькович Л.Я. 40-летие Татарской АССР // Художник. 1960. № 6.

109. Елькович Л.Я. Лотфулла Фаттахов. М., 1960.

110. Елькович Л.Я. Татарская АССР // Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Л., 1973.

111. Енькова Л. Живопись иглой: Вышивка в быту казанских татар//Казань. 1997. № 8-9. С. 51-53.

112. Завьялова М. Неиссякшие родники. // Казань. 1997. № 8-9. - С.76.

113. Из истории Золотой Орды. Ред. Валеева-Сулейманова Г.Ф.- Казань, 1993.

114. Из истории татарского народного искусства // Ред. Валеева-Сулейманова Г.Ф. Казань: ИЯЛИ, 1995.

115. Ильина М. Как оживает история // Молодежь Татарстана. 1996. - 29 января.

116. Иордан М. Ислам и исламизация: взгляд с позиций концепции уподобления // Ислам в России. М.: ЦИМО, 1997. - С.16-24.

117. Искусство авангарда. Уфа: Музей современного искусства, Банк «Восток», 1993.

118. Ислам и культура Ислама. Материалы «круглого» стола//Творчество. 1991,-№9.

119. Ислам в России / Ред. Червонная С.М. М.: ЦИМО, Институт этнологии и антропологии, 1997.

120. Ислам в татарском мире: история и современность // Панорама форум. -Казань: Институт истории АН РТ, 1997.

121. Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994.

122. Исхаков Д. Джадидизм. Казань: Иман, 1996.

123. Исхаков Д. Джадидизм, как нациостроительство//Иман нуры. 1996.-№ 4. С.20-27.

124. Исхаков Д. Неформальные объединения в современном татарском обществе // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань: РАН, Казанский научный центр, ИЯЛИ, 1992. - С.5-52.

125. Исхаков Д. От нации мусульманской к нации татарской//Татарстан. 1995. № 9-10. - С. 79-83.

126. Исхаков Д. Проблемы становления и трансформации татарской нации.-Казань: Институт истории АН РТ, 1997.

127. Исхаков Д. Роль интеллигенции в формировании и современном функционировании в национальном самосознании татар // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань: АН РТ, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1994. - С.5-26.

128. Исхаков Д. Становление национального самосознания татар//Татарстан. 1993. № 6. С.54-58.

129. Исхаков Д. Суверенный Татарстан. Т. 1-3. М.: РАН, ЦИМО, Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая, 1998.

130. Исхаков Д. Формирование национального самосознания татар: проблема становления//Культура, искусство татарского народа. Казань, 1987. С. 116124.

131. Казаков Е.П. Памятники болгарского времени в восточных районах Татарии. М., 1978.

132. Калинин Н.Ф. Булгарское искусство в металле. К вопросу о происхождении татарского народного искусства. Казань, 1945.

133. Калинин Н.Ф. Казань 18-го века. Казань, 1929.

134. Калинин Н.Ф. Постник Барма строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского кремля // Советская археология. 1967. - №3.

135. Камалетдинова Т. Отражение концепции личности в хадисах // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. Казань: КГУ, 1998. С.82-84.

136. Каталог выставки «Город мастеров». // Казань. 1997. - 28-30 августа.

137. Ключевская Е. У истоков казанской графики//Художник. 1990. -№ 6.-С. 36-40.

138. Ключевская Е. Давид Бурлюк и художественная жизнь Казани // Искусство авангарда язык мирового общения. - Уфа: Музей современного искусства Восток, Башкортостан, 1993. - С. 235-252.

139. Ключевская Е. К вопросу о национальных особенностях изобразительного искусства автономных республик Поволжья II Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. Казань, 1983.

140. Ключевская Е. Согласие несогласного // Казань. 1997. № 10-11. С.38-40

141. Ключевская Е. Художественные промыслы Татарстана в прошлом // Татарстан. 1997. № 3. - С. 24-32.

142. Конституция Республики Татарстан. Казань: ТКИ, 1993.

143. Корнилов П.Е. Собрание художественных произведений казанских мастерских. Казань, 1927.

144. Корнилов П.Е. Художественные издания Казани за 10 лет (19171927) // Труды общества изучения Татарстана Т. 1. - Казань, 1930.

145. Лескова Т. Вечно удивляющий Зарипов. // Санаигы Нафиса. 1995.-№4. - С:20.

146. Лескова Т. Сладок воздух очага // Татарстан. 1993. № 3-4. - С. 129-130.

147. Машковцев Н.Г. Художественная жизнь Казани // Творчество. 1940. №6.

148. Миннибаев К., Ахметова Ф. Баки Урманче. Казань: ТКИ, 1982.

149. Могильникова Г.А. Музей изобразительных искусств Татарской АССР (Альбом). Л., 1978.

150. Мусина Р. Ислам и межэтнические отношения в современном Татарстане // Иман нуры. 1992. № 4. С.51-54.

151. Мусина Р. Ислам и мусульмане в современном Татарстане//Ислам в татарском мире: история и современность. Казань: Институт истории АН РТ, 1997.-С.215-216.

152. Мусина Р. Ислам среди городских татар//Исламо-христианское пограни-чье: итоги и перспективы изучения. Казань: АН РТ, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова,1994. С.92-100

153. Мусина Р. К вопросу о месте и роли религии в жизни современных татар // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань, РАН Казанский научный центр ИЯЛИ. 1992. С. 52-64.

154. Мусина Р. Мусульманская идентичность как форма «Религиозного национализма» татар в контексте этносоциальных процессов и этнополитической ситуации II Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. М.: ЦИМО ИЭА РАН, 1998.

155. Мусина Р. Реисламизация татар как форма религиозного национализма // Независимая газета Религия. - 1997. - 23 октября.

156. Мусина Р. Этнокультурные ориентиры и межнациональные отношения. Анализ ситуации в городах РТ // Современные национальные процессы в РТ. -Казань: АН РТ ИЯЛИ, 1994. С. 46-52.

157. Мухаметгалиева С. Проблемы исламского возрождения в оценке российских и зарубежных исследователей // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденция. Казань: Заман, 1998. - С.49-51.

158. Мухаметдинов Р. К чему стремится Иттифак?//Татарстан. 1991. -№1,-С. 29-31.

159. Мухаметдинов Р. Зарождение и эволюция тюркизма. Казань: Заман, 1996.

160. Мухаметшин Д., Хакимзянов Ф. Эпиграфические памятники города Булгар. Казань: ТКИ, 1987.

161. Мухаметшин Р. Джадидизм: время поиска новых подходов//Татарстан.1995. № 9-10. С.87-90

162. Мухаметшин Р. Динамика исламского фактора в общественном самосознании татар XVI XX в.в. // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. - Казань, 1997.

163. Мухаметшин Р. Ислам и национальное самосознание//Межэтнические и межконфессиональные отношения в Республике Татарстан. Казань, 1993. С. 149-155.

164. Мухаметшин Р. Исламский фактор в общественном сознании татар в XVI-XX веке // Исламо-Христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, АН Татарстана ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 1994. - С. 29-40.

165. Мухаметшин Р. Официальные институты мусульман и общественно-политические организации и движения в Татарстане в 1990-е годы//Ислам в татарском мире: история и современность. Казань: Институт истории АН РТ, 1997. - С. 251-266.

166. Мухаметшин Р. Региональные особенности Ислама//Татарстан. 1995. — № 11-12. С. 66-70.

167. Мухаметшин Р. Татарский феномен в российском мусульманстве // Казанское востоковедение: традиции, современность и перспективы. Казань, 1997. С. 269-271.

168. Мухаметшин Р. Универсализм как основа возрождения (о распространении исламских ценностей среди татар)//Независимая газета Религия, - 1997.-ноябрь.

169. Надиров И. Традиционные образы татарской народной лирики//Развитие гуманитарных наук. Казань, 1977. - С.18.

170. Насыри К. Книга о воспитании. Казань: ТКИ, 1994.

171. Нигматуллина Ю. Национальное своеобразие эстетического идеала. Казань: КГУ, 1970.

172. Нигматуллина Ю. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литературы. Казань: ФЭН, 1997.

173. Новицкий А. Баки Урманче. Казань: ТКИ, 1994.

174. Полякова Jl. Шамаили Р. Салахутдинова //Аргамак. 1998. № 2.

175. Пугаченкова Г. Миниатюры Средней Азии. -М.: Изобразительное искусство, 1978.

176. Разумейченко В.И. и др. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань, 1997.

177. Резолюция 1 конгресса татар. Программа «Мирас»//Известия Татарстана. 1992. - 21 июня.

178. Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции, Казань, 1998.

179. Ремпель Л.И. Искусство Руси и Восток (как историко-культурная и художественная проблема). Ташкент, 1969.

180. Ремпель Л.И. Искусство Среднего Востока.-М.: Советский художник, 1978.

181. Сагитова Л. Национальное самосознание татарской интеллигенции и ее участие в возрождении нации // Современные национальные процессы в Республике Татарстан Казань: ИЯЛИ, 1994. С.26-46.

182. Сагитова Л. О некоторых аспектах этнокультурной специфики современного татарского общества // Ислам в татарском мире: история и современность. -Казань: Институт истории АН РТ, 1997. С.219-233.

183. Сагитова Л. Этничность в современном Татарстане. Казань: Институт истории АН РТ, 1998.

184. Саттарова Л. Веков связующая нить II Идель. 1996. № 1-2. -С.58-61.

185. Саттарова Л. Другое искусство Абрека Абзгильдина // Казань. 1997. № 56. - С. 62-64.

186. Смирнов А.П. Волжская Болгария//Археология СССР. Степи Евразии в эпоху Средневековья Т. 1. - М., 1981. - С. 208-212.

187. Смирнов А.П. Волжские булгары//Труды Государственного Исторического музея: вып. XIX. М., 1951.

188. Смирнов А.П. Гуннский элемент в культуре волжских булгар//История и культура Восточной Европы по археологическим данным. М., 1971. - С. 139190. Смирнов А.П. О столице государства волжских булгар//Советская археология. 1972. - №1.

189. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Среднего Поволжья и Прикамья // МИА № 28. М., 1952.

190. Смирнов А.П. Очерки по истории древних Булгар //Труды Государственного Исторического музея: вып. II. М., 1940.

191. Сперанский П.Т. Татарский народный орнамент: вып. 1 Казань, 1948; вып. 2 - Казань, 1953.

192. Султанова Р. Глазами сердца //Аргамак. 1995. № 7. - С. 105.

193. Султанова Р. Наследники национального искусства//Татарстан. 1995. — № 7-8. С.128-131.

194. Султанова Р. Челнинская палитра//Аргамак. 1995.-№ 10-11.

195. Султанова Р. Чингис-хан: рождение нового мира // Аргамак. 1996. — № 12. С. 143-149.

196. Суслова C.B. Женские украшения казанских татар середины XIX начала XX в. - М., 1980.

197. Суслова C.B. Татарские ювелирные украшения. Казань, 1980.

198. Тагиров И. Мы должны быть единой цивилизованной и процветающей нацией. // Татарстан. 1993. №7.

199. Тагиров Э. Национально государственные интересы. - Казань: КФЭИ, 1995.

200. Таржеманов Д. Свет желтых акаций//Казань. 1995. -№ 9-10. С. 74 -78.

201. ТАССР. Изобразительное искусство // Большая Советская Энциклопедия -2-е изд. Т. 41. - М., 1956.

202. Татарская АССР // Искусство автономных республик Российской Федерации. -Л., 1973.

203. Угринович Д. Искусство и религия. М.: Изд-во политической литературы, 1982.

204. Уразманова Р. Ислам в семейно-бытовой обрядности татар: традиции и современность // Ислам в России.-М.: ЦИМО, Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. С.87 - 95.

205. Уразманова Р. Народные и религиозные обряды//Иман нуры. 1996. — № 4. С. 48-50.

206. Урманчеев Ф. По следам белого волка. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1994.

207. ФайнбергА.Б. (составитель) Казанские «Окна сатиры»// 1941-1945г.г. Каталог. Казань, 1961.

208. ФайнбергА.Б. (составитель) Харис Абдрахманович Якупов. Десять репродукций. -Л., 1972.

209. ФайнбергА.Б. Истоки самобытности//Художник. 1969,-№6.

210. Файнберг А.Б. Сильные люди // Художник. 1970. № 7.

211. Файнберг А.Б. Художники Татарии народу // Искусство. 1970,- № 6.

212. ФайнбергА.Б. Художники Татарии в годы Отечественной войны // Коммунист Татарии. 1965. № 7.

213. Файнберг А., Якупов X. Лотфулла Фаттахов. Казань: ТКИ, 1990.

214. Фаттахов Л.А., Елькович Л.Я. Художник и жизнь//Коммунист Татарии. 1961. № 5.

215. Фатхутдинов А. Все хорошее в человеке от природы (из записной книжки художника) // Идель. 1989. №3. - С.64.

216. Фахрутдинов Р.Г. Археологические памятники Волжско-Камской Булгарии и ее территория. Казань, 1975.

217. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды // История искусства народов СССР Т. 3. - М., 1974. - С. 399-402.

218. Федоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских народов. М., 1976.

219. Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Изд. группа Прогресс, 1993.

220. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении. Казань, 1844.

221. Хакимов Р. Евроислам в межнациональных отношениях Татарский вариант Ислама. // Независимая газета (приложение НГ религии №1,1997.)

222. Хакимов Р. Население мы или народ. // Идель. 1989. №3. - С.49-54.

223. Хакимов Р. Перспективы федерализации России: взгляд из Татарстана // Ислам в татарском мире: история и современность. Казань: Институт истории, 1997. С. 325-338.

224. Хакимов Р. Подходы к федерализму: вариант Татарстана // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. Казань: АН РТ, ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 1994. - С.58-68.

225. Хакимов Р. Цена свободы. // Татарстан. 1991. № 2. - С. 13-20.

226. Халиков А.Х. Древняя история Среднего Поволжья. М., 1969.

227. Халиков А.Х. Приказанская культура. М.,1980.

228. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978.

229. Халиков А.X., Шарифуллин Р.Ф. Исследования комплекса мечети (в Биля-ре) // Новое в археологии Поволжья. Казань, 1979. - С. 21-45.

230. Халитов Н. Архитектура мечетей Казани Казань: ТКИ, 1991.

231. Халитов Н. Загадки булгарских минаретов //Татарстан. 1995. № 3-4. -С. 65-74.

232. Халитов Н. Загадки мечети Кул-Шариф. II Татарстан. 1994. №11-12. -С.67-83.

233. Халитов Н. Мечеть и ее архитектура. Казань: Изд-во Иман, 1994.

234. Халитов Н. Мечеть Кул-Шариф. Казань: Иман, 1996.

235. Халитов Н. Мечеть Нур-Али: поиски и находки//Татарстан. 1994.-№ 78. С. 121-129.

236. Халитов Н. На каком языке говорит собор Василия Блаженного // Татарстан. 1994. № 5-6. - С.81.

237. Халитов Н. Памятники архитектуры Казани XVIII начала XIX в. - М.: Стройиздат, 1989.

238. Халитов Н. Полемика вокруг реконструкции мечети Кул-Шарифа в Казанском Кремле: политические аспекты защиты татарского архитектурного наследия//Ислам в татарском мире: история и современность, Казань, 1997.-С. 240-249.

239. Худяков М.Г. Деревянное зодчество казанских татар // Казанский музейный вестник. 1924. №1. - С.23-28

240. Худяков М.Г. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 1922.

241. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. Казань, 1923.

242. Худяков М.Г. Татарская Казань в рисунках XVI столетия // Вестник научного общества татароведения. 1930. №9-10, - С.45-60.

243. Хузин Ф.Ш. Из истории изучения булгарского жилища домонгольского периода // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. Казань, 1976. - С. 72-78.

244. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М.: РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.И. Миклухо-Маклая, 1994.

245. Цой В. Вечно ищущий странник. // Казань. 1996. - №12. - С.84-87.

246. Цой В. Каталог выставки «Казанское искусство» в Голландии 6 ноября 1993г. 30 января 1994г.

247. Цой В. Красная корова эпохи перестройки.//Татарстан. 1994.-№1-2. -С.133.

248. Цой В. Сотворение души // Казань. 1994. № 9-10. - С. 98-99.

249. Червонная С.М. Все наши боги с нами и за нас. М.: PAX НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1999.

250. Червонная С.М. Искусство российских автономий // Искусство. 1990.-№2.-С.12-15.

251. Червонная С.М. Искусство Советской Татарии. Живопись, скульптура, графика. М., 1978.

252. Червонная С.М. Искусство татарского Крыма. М.: PAX, НИИ Теории и истории изобразительных искусств, Меджлис татарского народа, 1995.

253. Червонная С.М. Исламское искусство в России: границы, принципы, особенности // Ислам в России. М.: ЦИМО, 1997. - С.96-108

254. Червонная С.М. Мусульманская эпиграфика. М.: НИИ Теории и истории изобразительных искусств, 1997.

255. Червонная С.М. Насущные проблемы времени //Художник. 1988. № 11. -С. 7-13.

256. Червонная С.М. Сын земли // Советская культура. 1981. - 25 сентября.

257. Червонная С.М. Там вековая тишина // Искусство. 1988. №7. - С. 14.

258. Червонная С.М. Традиции советского изобразительного искусства и их развитие в современном творчестве. С. 10.

259. Червонная С.М. Харис Якупов. Ленинград: Художник РСФСР, 1983.

260. Червонная С.М. Художники Советской Татарии. Биографический справочник. Казань, 1975.

261. Червонная С.М. Этические и эстетические концепции Ислама в современном искусстве тюрко-мусульманских народов // Ислам и этническая мобилизация: национальные движения в тюркском мире. М.: ЦИМО ИЭА РАН, 1998.

262. Черкасова Н.В. Изобразительное искусство Советской Татарии. (Альбом). Казань, 1957.

263. Черкасова Н.В. Искусство Татарии // История искусства народов СССР Т. 7. - М., 1972; Т. 8, 1977.

264. Черкасова Н.В. Харис Якупов. М., 1960.

265. Шабалова Портрет Золотой Орды // Известия Татарстана. 1993. - 15 июня.

266. Шагеева Р. Вселенная, уместившаяся в одной душе.//Татарстан.-1993. №11. - С.74-79.

267. Шагеева Р. Фонограмма души в мифологическом театре. // Известия Татарстана*. 1993. - 20 апреля.

268. Шаймиев М.Ш. Выступление на конференции «Федерализм глобальные и российские измерения» // сборник статей научно-методической конференции. -Казань. 1993. - С.7.

269. Шамсутов Р. Шамаиль с именами обитателей пещеры и его магические свойства // Казанское востоковедение: традиции, современность и перспективы. Казань, 1997. - С.156.

270. Шарипов X. Значение творчества Б. Урманче для современного татарского искусства. //Аргамак. 1998. №8. - С. 134.

271. Шашкина М. Сарыбия желтая лошадь // Искусство. 1990. - № 2. - С. 5153.

272. Шукуров III. Было, есть и пребудет слово.//Наука и религия, 1988. — № 11. - С.8-9.

273. Шукуров Ш. Об искусстве Ислама//Декоративно-прикладное искусство СССР. 1988. № 1-2.

274. Шукуров Ш. Храм и храмовое сознание Ислама. // Творчество. 1991.-№ 9. С.8-11.

275. Эссад Д. Константинополь. С.-Петербург: Типография Собашникова, 1913.

276. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. M.-J1, 1960.

277. Юсупова Г. Хранилище легенд старинный шамаиль//Татарстан. 1996.-№ 2. С. 66-67.

278. Яковлев Е. Искусство и мир религий. М.: Высшая школа, 1997.

279. Якупов X. Искусство Советской Татарии. -М.: Изобразительное искусство, 1978.

280. Якупов X. Художники Советской Татарии. Казань: ТКИ, 1984

281. Литература на английском языке:

282. Hikmet Barutcugil «The Art of Marbling» International Seminar on «Greativity in Traditional Islamic Grafts». Islamabad, 10-12 Oktober, 1994. Istombul, /IRCICA/, p.65.

283. Ali Wijdan Whatis Islanic Art?: Mafrague: Al al Bayt University, 1996.

284. Литература: 1. Полякова Л. Мансарды над городом//Знамя коммунизма.- 1988.- 15, 16, 21 апреля. 2. Шигапова Л. Возвращение к истокам//Челнинская газета, 1991,- 17 августа. 3. Огородникова М. Живите и веруйте // Челниские известия. - 1992. - 26 ноября.

285. Литература: 1. Пашкова М. Сердцу радость // Hyp. - 1997. - 18 февраля. 2. Камалетдинова Г. Утренние бабочки // Сиюмбике. 1999. - №3. - С.40-41.

286. Литература: 1. Мазуда И. Национальное, духовное, современное // Камские зори. 1991. - 14 марта.

287. БИКТАШЕВА Земфира родилась в 1955 году. Закончила Казанское художественное училище (1974), член СХ России (1996). Основные произведения: серия «Булгарские цветы» (1995-1997), выполнены в смешанной технике аппликации и вышивки.

288. Литература: 1. Гайнутдинова Ф. Сокровенная мелодия души // Челнинские известия. 1995. - 22 апреля 2. Гайнутдинова Ф. Булгарские цветы // Аргамак. 1995. - №3. - С.99-101 3. Каталог выставки / Вступ. статья Ф. Гайнутдиновой. - Наб. Челны, 1998.

289. Литература: 1. Бессчётнова С. Тот, кто стоит особняком // Казань. 1997. №10-11. -С.204-208. 2. Хакимова Ф. Татарнамэ (натат.яз.) // Сиюмбике. 1985. №10. - С.34.

290. ГАЛИЕВ Марат родился в 1963 году в Казани, художественного образования не имеет. Ювелирному искусству обучался на Казанском заводе по ремонту часов и ювелирных изделий. Основные произведения: коранница (1996), колье и серьги (1996).

291. ГАЛИЕВ Фарид (р.1947) архитектор, работает в г.Елабуге.

292. Литература: 1. Ахметшина А. Татарское декаративно-прикладное искусство (на англ. яз.) //1 Всемирный фестиваль мусульманского искусства. Тезисы. Исламабад, 1994 2. Ахметшина А. Традиции в современной интерпретации II Сафар. 1998. - №4.

293. Литература: 1. Мамаева Т. Трое в одной лодке всегда ли это хорошо? // Время и деньги. - 1996. - 5 февраля.

294. Литература: 1. Каталог выставки «Искусство из Казани» / Автор вступ. статьи и сост. В. Цой. 2 илл. Голландия, 1993 2. Цой. В. Искусство Татарстана. Взгляд изнутри // Санаигы Нэфиса. 1995. - №2. - С.3-5.

295. Литература: 1. Каталог выставки «Искусство из Казани». Голландия, 1993 2. Каталог произведений / Автор вступ. статьи и сост. А. Кузнецов. 8 илл. - 1992 3. Тулузакова Г. Желание постич невидимую суть .II Санагыт Нэ-фисе. 1994. - №1. - С. 15-20.

296. Литература: 1. Каталог произведений скульптора / Автор вступ. статьи Р.Шагеева. 41 илл. Казань. 2. Валеева-Сулейманова Г. Скульптор Кадим Замитов (на тат. яз.) // Казан утлары. 1992. - №4. - С. 184-189.

297. Литература: 1. Цой В. Искусство Татарстана. Взгляд изнутри//Санангы нафиса. 1995. №2. - С.3-5 2. Ахметова Д. И к вечной правде устремилось сердце . // Татарстан. 1996. - №2. - С.81-84.

298. Литература: 1. Валеева Д. Диалог с будущим человеком//Известия Татарстана,- 1993,- 30 мая 2. Сафин М. Неповторимый мир Назипа Накка-ма //Аргамак. 1998. №4. - С.167-172.

299. Литература: 1. Колина С. Путеводная нить // Казань. 1998. №3. - С.5764.

300. МАРДАНОВ Раиф родился в 1964 году. Закончил КГУ в 1990г. Работает зав. отделом редких книг в Национальной библиотеке РТ.

301. МИННАХМЕТОВ Зиннур родился в 1947 году, в дер. Борисово Елабуж-ского района ТАССР. Закончил КХУ в 1972г., член СХ РТ. Работает в г. Елабуге.

302. Литература: 1. Гайнутдинова Ф. Возвращаясь к истокам: размышления после выставки // Аргамак. 1995. №5-6. - С. 138-146.

303. НАФИКОВ Канафи родился в 1938 году. Закончил Ташкентский театрально-художественный институт в 1973г., член СХ РФ с 1980г.; живет и работает в Казани, лауреат премии им. Баки Урманче.

304. Литература: 1. Султанова Р. Челнинская палитра//Аргамак. 1995.-№10-11. С.154-159. 2. Гайнутдинова Ф. Возвращаясь к истокам: Размышления после выставки // Аргамак. 1995. - №5-6. - С.138-146.

305. С.396-397. 3. Мингалеев М. Красота человека в красоте его письма // Вечерние Челны. -1998. - 14 января. 4. Султанова Р. Наследники национального искусства // Татарстан. 1995. - №9-10. - С.57-59.

306. САЛЯХОВ Рабис родился в 1958 году. Закончил Уфимское художественное училище. Член СХ. Работает в г. Елабуге. Основные произведения: проектирование интерьера и экстерьера строящейся Соборной мечети в г. Елабуга.

307. УРМАНЧЕ Баки живописец, график, скульптор, родился в 1887г., умер 1991г., закончил ВХУТЕИН в 1926г., народный художник РСФСР (1982), лауреат Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1967).

308. Литература: 1. Ахметшина А. Его признал мир (на тат. яз)//Сиюмбике. 1995. №7. -С.34. 2. Синцова С. Воплощение души // Казань. 1997ю - №7. -С.57-64.

309. ФАСХУТДИНОВА Луиза родилась в 1968г., закончила КХУ в 1988г., член СХ РТ с 1994г.; работает в Казани. Основные произведения выполнены в техниках вышивки.

310. Литература: 1. Гайнутдинова Ф. Возвращаясь к истокам: размышления после выставки //Аргамак. 1995. №5-6. -С. 138-146.

311. ХАНОВ Фердавис родился в 1951 году. Закончил КИСИ по специальности архитектура (1978). Член СА России. Главный архитектор г. Нижнекамска. Основные произведения: проектирование Соборной мечети в г. Нижнекамске (1995).

312. Литература: 1. Султанова Р. Художник с поэтической душой (на тат. яз.) // Татарстан. 1999. №4. - С.58-59. 2. Мингалеев М. Импровизация Мадьяра Хазиева // Вести КамАЗа. - 1998. - 28 февраля.

313. Литература: 1. Каталог выставки «Искусство из Казани»//Автор вступ. статьи В. Цой. 2 илл. 2. Цой В. Сотворение души // Казань. 1994. №9-10. -С.98-99.

314. Литература: 1. Ахлия Ф. Мысли о художнике//Мэден и жом га. 1997. — 25 июля 2. Шагеева Р. Национальный дух // Сиюмбике. 1997. - №8.

315. ШАМСУТДИНОВ Рушан график, родился в 1946г., закончил Московский полиграфический институт в 1981г., член СХ РФ, художник ТГЖИ; живет и работает в Казани.

316. ШАМСУТОВ Рустем живописец, родился в 1965г., закончил КИСИ в 1984г., МАРХИ в 1991г., КГУ в 1997г., член СХ РТ с 1997г., научный сотрудник ИЯЛИ им Г. Ибрагимова; живет и работает в Казани.

317. ЯГУДИН Рауф родился в 1959 году, специального художественного образования не имеет. Работает в г. Набережные Челны. Основные произведения: витражи, резные панно мечети «Абузар» (1994).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.