Декоративное искусство Татарстана: Истоки нац. традиций, история соврем. развития тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, доктор искусствоведения в форме науч. докл. Сулеманова, Гузель Фаудовна

  • Сулеманова, Гузель Фаудовна
  • доктор искусствоведения в форме науч. докл.доктор искусствоведения в форме науч. докл.
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 50
Сулеманова, Гузель Фаудовна. Декоративное искусство Татарстана: Истоки нац. традиций, история соврем. развития: дис. доктор искусствоведения в форме науч. докл.: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 1998. 50 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Декоративное искусство Татарстана: Истоки нац. традиций, история соврем. развития»

К защите на соискание ученой степени доктора искусствоведения представлен научный доклад по совокупности работ автора общим объемом более 60 печатных листов (в том числе три монографии и альбом, разделы в коллективных трудах, научные статьи). Работа рассмотрена и рекомендована к защите в отделе искусствоведения Института языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан и в отделе русского изобразительного искусства и архитектуры Государственного Института Искусствознания.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Представленные к защите работы являются первыми научными публикациями и монографическими исследованиями современного декоративного искусства Республики Татарстан (с 1920-х гг. по 1990-е гг.), освещают древнее и средневековое искусство татар и их основных предков (с древнейших времен до середины ХУ! в.), декоративно-прикладное искусство казанских татар середины ХУШ - начала XX вв. В них впервые раскрывается историко-художественная концепция татарского декоративного искусства в широком значении данного термина, включающего виды декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства, народное и профессиональное творчество.

ЦЕЛЬЮ автора была выработка целостного взгляда на историю и проблемы эволюции декоративного искусства татар и Татарстана, создание последовательной научной концепции, свободной от идеологических стереотипов прошлого и учитывающей весь накопленный объем материалов по данному виду искусства.

Поставленная цель была продиктована АКТУАЛЬНОСТЬЮ следования, которое, I во-первых, раскрывает современный период развития декоративного искусства, остававшийся "белым пятном" в истории искусства республики; во-вторых, обобщает этапы развития этого вида искусства с древнейших времен по настоящее время; в-третьих, дает новые теоретические подходы в комплексном изучении искусства, уделяя особое внимание тем историческим периодам (в основном Лдневековья), объективная оценка которых ранее замалчивалась. 1"* В свете вышеизложенного, основными ЗАДАЧАМИ работы явились:

1) создание исследования по новейшей истории и, отчасти, теории декоративного искусства Татарии, изучающего современную эпоху- двадцатое столетие, поэтапно от начала 1920-х до середины 1990-х гг.;

2) раскрытие генезиса и процессов эволюции этого искусства, преемственности художественных традиций на протяжении длительного исторического периода, начиная со времени первых государственных образований предков татар на территории Восточной Европы.

Исходя из данных задач, автором были достигнуты следующие ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- сделан первый вклад в изучение, описание и систематизацию более чем полувековой истории декоративного искусства Республики Татарстан;

- выявлены художественные процессы и наиболее важные закономерности развития этого искусства;

- дана характеристика этапов и периодизация с древнейших времен до современности;

- осуществлен научно-теоретический анализ художественных особенностей средневекового (УШ - середина ХУ1 в.) и народного традиционного искусства периода формирования национальной культуры (ХУШ- начало XX в.);

- раскрыта проблематика процессов становления современного искусства и методология его исследования с точки зрения генезиса и развития национальных традиций;

- исследовано творчество профессиональных художников и народных мастеров в контексте стилевых тенденций и развития общенациональной культуры Татарстана (1920-1990-е гг.);

- раскрыто взаимодействие народного и профессионального творчества, традиций и инноваций в современном искусстве.

В исследовании декоративного искусства республики автор уделила основное внимание проблемам преемственности традиционного наследия, которое через столетия исторической жизни народа сохраняется и поныне в образной системе и художественных средствах произведений.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.

Историография дореволюционного (до 1920-х гг.) народного декоративного искусства татар, особенно казанских, является достаточно обширной. Тем не менее, в работе были привлечены новые материалы, обнаруженные в коллекциях и фондах музеев Казани, Москвы, Саикт - Петербурга, Уфы, Тобольска, Тюмени, Касимова и других городов и собранные в ежегодных (на протяжении почти двадцати лет) экспедициях, осуществленных на территории Татарстана и за его пределами.

Были использованы материалы Центрального государственного архива РТ, Российского государственного архива народного хозяйства, Российского архива литературы и искусства, архива Научно-исследовательского института художественной промышленности. Изучены отечественные, а также зарубежные работы по татарской истории и культуре, ставшие доступными в последние годы.

Это помогло выявить новые приоритеты исследования, обобщить ранее неизвестные теоретические материалы, выработать новые методологические подходы к концепции истории искусства как республики, так и татарского народа в целом. В частности, были определены новые подходы к проблематике декоративного искусства в художественной системе мусульманской культуры. Была дана оценка периоду Золотой Орды как важнейшего этапа в формировании культуры татарской народности. Впервые были привлечены материалы по творчеству художников татарской диаспоры, работы которых связаны с республикой, а также по русским художественным промыслам, получившим развитие на ее территории.

Современное декоративное искусство Татарстана до изданных автором трудов не было предметом специального изучения. Публикации на эту тему были представлены разрозненными статьями в периодической печати, посвященными в основном персоналиям отдельных художников, краткими данными в каталогах и альбомах, справочных изданиях Союза художников Республики Татарстан. Творческая практика в области декоративного искусства не раскрывалась и в аспекте постановки каких-либо научно-теоретических проблем и, в частности, актуальных проблем национального своеобразия, преемственности художественных традиций, взаимодействия народного и профессионального искусства, соотношения коллективного и индивидуального в художественном творчестве и некоторых других вопросов, получивших освещение в представленных к защите работах.

Поставив перед собой цели систематического изложения истории современного декоративного искусства Татарстана, автор на протяжении последних почти двух десятилетий планомерно собирала материал по современному творчеству и непосредственно участвовала в самом художественном процессе, выступая инициатором в организации выставок, их обсуждении, проведении научных конференций и в работе секции декоративно-прикладного искусства Союза художников РТ. По более раннему периоду, от начала ) 920-х до середины 1950-х годов, были привлечены неопубликованные ранее документальные данные из вышеназванных и личных архивов, музейных фондов, материалы бесед с представителями творческой интеллигенции и другое, что позволило в итоге раскрыть неоднозначные для этого периода развития советской культуры процессы.

Автор завершила свое исследование началом 1990-х годов, тем историческим отрезком времени, который отделяет предыдущую историю развития декоративного искусства, связанную с таким феноменом, как советская культура, от качественно новой - этапа социально-экономических преобразований, осуществляемых в новых политических реалиях Российской Федерации. Этот новый этап в истории искусства Республики Татарстан требует обобщения с позиции временной дистанции, и его углубленное изучение является делом будущего. В работе были выявлены лишь отдельные, наметившиеся в современной практике тенденции.

В представленных . к защите исследованиях автор опиралась на фундаментальные труды, раскрывающие развитие декоративного искусства с древнейших времен до начала XX в., и особенно на основополагающие работы доктора искусствоведения Ф. X. Валеева, его монографии "Орнамент казанских татар"(Казань, 1969), "Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья" (Йошкар-Ола, 1975), "Архитектурно-декоративное искусство казанских татар" (Йошкар-Ола, 1975), "Народное декоративное искусство Татарстана" ( Казань, 1984), написанную на основе его докторской диссертации по теме " Народное декоративное искусство казанских татар, его развитие, истоки (по материалам ХУШ - начала XX в.) " и совместную с ним работу "Древнее искусство Татарии"(с древнейших времен до середины ХУ! в.) (Казань, 1987).

Автор не задавалась целью всестороннего изучения народного декоративного искусства и его отдельных видов, поскольку это было сделано в вышеприведенных трудах Ф. X. Валеева, а также, отчасти, в работах искусствоведов- П.М. Дульского, Д. К. Валеевой, С. М. Червонной и других; с точки зрения изучения его как одного из объектов материальной культуры - в трудах этнографов Н. И. Воробьева, Е. П. Бусыгина, Р. Г. Мухамедовой, Д. М. Исхакова, Ф. Ш. Сафиной, С. М. Сусловой, Ю. Г. Мухаметшина; атрибуции булгаро-татарских произведений - в работах археологов А. П. Смирнова, Н. Ф. Калинина, Г. А. Федорова - Давыдова, А. X. Халикова, Е. П. Казакова, Р. Г. Фахрутдинова, А. Г. Мухаммадиева, Т. А. Хлебниковой и др. Мною была поставлена задача наиболее полно охватить разнообразный комплекс материалов по декоративному искусству и исследовать его как самостоятельное явление в художественной культуре.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Для создания целостной научной концепции декоративного искусства татар и Татарстана автор опиралась на метод комплексного историко-искусствоведческого исследования, позволяющего рассматривать явления в их развитии. Специфика татарского декоративного искусства такова, что требует синкретического подхода к его изучению, объединяющего данные разных наук, включая археологию, этнографию, историческое источниковедение и др., без которых создание полноценной истории этого вида искусства не представляется возможным.

Декоративное искусство татар является сложной системой. В нем отражаются художественное мировоззрение народа, его творческая практика на том или ином историческом этапе развития, раскрываются процессы этногенеза, особенности быта, культуры, религии. Это искусство восходит к изделиям народных мастеров из крестьянской среды и к творчеству ремесленников города, а также к произведениям профессиональных художников. В нем проявляются региональные, в том числе и этнические локальные отличия и то, что формирует общенациональную культуру татар и республики в целом. Взаимодействие на протяжении нескольких столетий традиций русской и татарской культур способствовало проявлению общеэтнических особенностей.

Со второй половины ХУ1 в. декоративное искусство татар, оказавшихся в составе Российского государства, до начала XX столетия существовало, в силу особых исторических условий, преимущественно в формах народного искусства. Устойчивость коллективных традиций, эстетические критерии исламской культуры обусловили детерминированность декоративного искусства этнорелигиозной спецификой. Во второй половине XIX в., с появлением реформаторского движения и формированием общенациональной татарской культуры' как европейской и буржуазной, возникают предпосылки для становления профессионального декоративного искусства, которое как самостоятельный тип современной художественной культуры (1) получает развитие в начале 1920-х годов в результате образования Татарской республики в рамках РСФСР, затем а составе СССР и с 1990-х годов - Российской Федерации.

При написании истории декоративного искусства республики автор исходила из характера взаимодействия народного и профессионального творчества, ставила задачу осмысления произведений как в эстетическом, так и в этническом аспекте. Мною были объединены два подхода в научном анализе - художественный и историко-культурный. Первый из них раскрывает сущность и внутренние закономерности развития самого предмета исследования, второй рассматривает его в духовно-ценностном содержании, преемственности этнических традиций.

Анализируя национальные основы декоративного искусства, приходится с особой тщательностью изучать генезис художественных форм, композиционные и орнаментально-декоративные принципы, особенности технологии, цветовых решений в произведениях как традиционных, так и новых видов. В то же время надо отметить, что система татарского народного декоративного искусства является сложной и разветвленной. Она включает в себя искусство таких этнических групп, как казанские татары, татар-мишарей, крещеных, касимовских, астраханских, приуральских, сибирских, чье творчество в начале двадцатого столетия стало одной из составляющих общенациональной культуры татар. Последняя сформировалась на базе "высокой" городской культуры поволжско-приуральских татар, ядром которой явилась культура татар казанских (2). Исследование генезиса татарского искусства, начиная с археологических памятников, выявило устойчивую этнокультурную общность и позволило раскрыть инвариантные и вариативные признаки, нашедшие отражение в его художественном языке.

Периодизация декоративного искусства соответствует в целом принятым в литературе этапам развития исторических типов этнической культуры (3). На этапе развития национальных общностей, в период со времени образования в 1920 г. ТАССР, определяющую роль в нем играли социально-политические факторы, что было раскрыто автором на материале декоративного искусства советского периода. Традиционная образная система, художественный язык произведений претерпели значительную трансформацию. Уникальное творчество профессиональных художников, в котором народная традиция подверглась индивидуальному переосмыслению, приобрело доминирующее положение. Тем не менее преемственность в развитии художественной основы народных традиций явилась одним из путей формирования национального своеобразия современного искусства, что было раскрыто в работе на примере творческой практики многоэтнического коллектива мастеров республики. Исходя из исторического опыта взаимодействия культуры народов Татарстана, автор ставила своей задачей раскрыть ее целостность на материале декоративного искусства.

АПРОБАЦИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Результаты исследований, проведенных автором, опубликованы в виде монографий: "Монументально-декоративное искусство Советской Татарии" ( Казань, 1984); "Древнее искусство Татарии (с древнейших времен до середины ХУ1 века)" (Казань, 1987) - в соавторстве с Ф. X. Валеевым; "Декоративное искусство Татарстана (1920-е - начало 1990-х годов)" ( Казань, 1995); альбома-монографии "Декоративно-прикладное искусство казанских татар" (М.,1990 ) - в соавторстве с Р. Г. Шагеевой; глав и статей в книгах: Валеев Ф.Х. "Народное декоративное искусство Татарстана"( Казань, 1984): "Татары и Татарстан" ( Казань, 1993); "Tatarstan: past and present"( London, 1992); учебниках "История и культура родного края"( учебное пособие-хрестоматия) ( Казань, 1993); " История и культура родного края" (учебное пособие - хрестоматия) ( Казань, 1994) и в более ста научных статьях в сборниках, журналах и специальных изданиях.

Результаты исследований докладывались более чем на 60 научных конференциях, в том числе и на международных, излагались в курсе лекций на английском языке для преподавателей и аспирантов Висконсинского университета США в 1993 г. Изданные работы включены в программы курсов "Культурология" и "История искусств", преподаваемых в высших и средних специальных учебных заведениях Татарстана. На их основе были написаны "Концепция развития изобразительного искусства в РТ", разделы концепций Музея национальной культуры и постоянной выставки "Татарский мир", разработан краткий курс и программа "Народное декоративное искусство татар" для обучения в средней школе. Работы вошли в научный оборот и были использованы в исследованиях по истории, этнографии, архитектуре, социологии культуры и др., при написании статей для Татарского энциклопедического словаря.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Представленный к защите доклад в краткой форме раскрывает содержание исследований автора и состоит из двух основных частей: "Истоки национальных традиций декоративного искусства (с древнейших времен до начала XX века) и " Декоративное искусство Татарстана (1920-е начало 1990-х годов)", в каждую из которых входит по два раздела. Материал систематизируется по историческим этапам и периодам развития, а внутри них - по типам творчества и видам декоративного искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК