Современные процессы глобализации и альтернативные проекты развития человечества в русской философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Еремин, Аркадий Николаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 150
Оглавление диссертации кандидат философских наук Еремин, Аркадий Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА.
1.1. Процессы глобализации (возникновение и развитие).
1.2. Проявления глобализации.
1.3. Глобализация как западная модель развития мира.
ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
2.1. Нравственный характер русской цивилизации.
2.2.Материальный и духовный аспекты хозяйствования в русской философии.
2.3. Альтернативные проекты развития человечества в русской философии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Современные процессы глобализации в системе основных проектов науки: социально-философский анализ2006 год, доктор философских наук Пфаненштиль, Иван Алексеевич
Цивилизационные концепции русского космизма и современного альтернативного движения: Методология, теоретическая и социально-практическая значимость2000 год, доктор философских наук Рогулин, Валерий Евгеньевич
Человеческое измерение глобализирующегося мира: нравственный аспект2007 год, кандидат философских наук Овчинникова, Кристина Анатольевна
Культурное многообразие человечества в условиях глобализации2006 год, кандидат культурологии Залесский, Станислав Владимирович
Глобализация как общенаучная проблема: Философско-методологические аспекты2005 год, кандидат философских наук Куцобина, Елена Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современные процессы глобализации и альтернативные проекты развития человечества в русской философии»
Актуальность темы исследования. За последние три десятилетия в мировом сообществе происходят специфические процессы, имеющие определяющее значение и влияющие на все стороны мировой жизни.
Во-первых, революционные изменения в сфере информационных технологий приводят к трансформации индустриального общества в информационное общество, сформировавшееся впервые в промышленно развитых странах, но постепенно развивающееся и в других государствах и регионах.
Во-вторых, происходит формирование единого общемирового рынка, национальные экономики связываются все теснее, усиливается их взаимозависимость, происходит постепенное образование общемировой системы экономик.
В-третьих, мир престает быть евроцентристским: в мировом сообществе происходит процесс образования цивилизации нового типа, основанной на экономическом единстве и неделимости человечества, с одной стороны, и плюрализме культур, религий, народов с другой стороны. Совокупность этих процессов, прямо или косвенно затрагивающая жизнь практически каждого жителя Земли предстает перед нами как современные процессы глобализации.
Экономическая, военно-политическая и социокультурная глобализация человеческого сообщества, антиглобализм, глобальный экономический кризис и рост народонаселения, бедность и терроризм - это проблемы, с которыми встречается человек в повседневной жизни или узнает из средств массовой информации. Современные процессы глобализации породили комплекс существенных проблем, требующих своего решения. К таковым относят:
- зависимость национальных экономик от международных финансовых трансакций;
- изменение роли государства;
- усложнение межэтнических отношений;
- международный терроризм;
- нерегулируемая информатизация общественной жизни;
- ухудшение состояния окружающей среды;
- трансформация и унификация культур.
Проблема глобализации, явно или неявно присутствующая в жизни каждого человека, относительно нова для человеческого восприятия, внутренне противоречива и имеет неоднозначное освещение в научной и публицистической литературе. Существующие разночтения в отношении глобализации в значительной степени обусловлены, с одной стороны, тем, что развитие глобалистики, как науки о глобализации в ранние периоды ее развития имело политизированный и конъюнктурный характер; с другой стороны, тем, что преобладает монодисциплинарный подход к исследованиям. При этом сложность и многоплановость глобализации позволяет найти убедительные аргументы для обоснования самых различных точек зрения на проблему.
В современных условиях важно ответить на ряд назревших вопросов, а именно: каковы истоки глобализации; как она развивалась; какова ее взаимосвязь с другими геополитическими процессами; какие концепции наиболее эффективны и заслуживают внимания с целью использования при анализе реальных процессов. Понятие глобализации еще не получило достаточно четкого определения, процессы, которые оно обозначает, не полностью осмыслены и требуют углубления исследований.
Степень разработанности проблемы. К настоящему времени накопилось достаточно большое количество работ, отражающих тему глобализации в ее различных аспектах. Существующие публикации отечественных авторов посвящены в большей степени поиску приемлемых ответов на вызовы глобализации в отдельных сферах общественной жизни.
Часть работ уделена концептуальному осмыслению состояния и перспектив глобализации, однако в настоящее время нет общей теории глобализации.
Характерной чертой современного мира является не только интенсивный диалог культур, но и их взаимопроникновение. Глобализационные динамические процессы способствуют формированию единой мировой общности, но в то же время сопровождаются иными процессами, направленными на определение культурной идентичности, подчеркивание уникальности культур, установление культурной автономии, в чем состоит отличительная черта современной культурной ситуации. Проблемы культурной глобализации рассматриваются в работах В.Н. Кузнецова, В.М. Кулагина, В.М. Кутырева, Б.В. Маркова, Д.Н. Разеева, К.Э. Разлогова, Н.Н. Федотовой, C.JI. Удовика и других.
Социальная природа глобализации, возникающие при этом характеристики, связи и отношения рассматриваются в работах З.В. Балабановой, И.Ф. Кефели, В.Б. Кухаренко, Г.М. Сергеева, Л.И. Сергеевой, В.Г. Федотовой, Р.Г. Яновского, 3. Баумана, Э. Гидденса и других исследователей. Изучаются закономерности развития и функционирования глобализации в ее институциональных, деятельностных и социокультурных определениях. Исследуется влияние глобализации на семью, миграцию населения, межнациональные отношения, рассматривается проблема рисков, возрастающих с образованием взаимосвязанного мира.
Интенсификация процесса глобализации социальной жизни обостряет проблему взаимодействия цивилизаций. На фоне процесса распространения индустриализма и постиндустриализма по всему миру происходит обострение межцивилизационных противоречий. Цивилизационный подход рассматривается в трудах И.В. Бестужева-Лады, Г.А. Зюганова, В.Б. Кувалдина, А.С. Панарина, А.И. Уткина, X. Шрадера, С. Хангтинтона и др.
Значительную ценность для понимания процессов глобализации в духовной сфере имеют исследования таких авторов, как А.И. Вебер, Б.В. Марков, А.С. Панарин, А.В. Семушкин, Н.М. Чуринов, В.П. Шестаков, Г.
Маркузе. Анализ работ указанных авторов показывает, что одна из главных проблем глобализации заключается в распространении потребительства и массовой культуры, господстве рационалистического мышления, присущих западному проекту глобализации.
Поисками основ общественной стабильности и устойчивого развития человечества были религиозно-философские искания русских философов конца 19 - начала 20 вв. И.А. Ильина, B.C. Соловьева, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и их последователей в России и за рубежом. Их концепции построены на ином принципе: поиске стабильности через примирение человека и Бога, а, следовательно, и человека с человеком.
Философским осмыслением возможной всемирно-исторической катастрофы и поиском выхода из нее является русский космизм. Мысли и идеи, изложенные в работах Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, К.А. Горского, Н.Г. Холодного, И.О. Лосского, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского дают основания рассматривать проблему глобализации в новых аспектах. Русские космисты выделяли главное из того, что нужно современному социуму: глобальное целостное понимание проблем, необходимое ответственное соучастие единого человечества в жизненных процессах, значимость футурологии для выживания людей и оптимального сосуществования с миром. Идеи космизма развивают в своих работах современные исследователи А.Ю. Семенов, Г.С. Семенова, В.П. Казначеев, Е.А. Спирин, Н.Н. Моисеев. А.Д. Московченко, И.А. Пфаненштиль, Э.Н. Мирзоян.
Анализ работ по теме диссертации позволяет сделать вывод о том, что наиболее полно исследованы экономический, геополитический и экологический аспекты глобализации. При этом влияние глобализационных процессов на изменения в духовной сфере человека, как объекта и участника глобализации, изучено недостаточно. Необходимо дальнейшее рассмотрение проектов развития мирового сообщества, альтернативных существующему западному проекту. Нуждается в совершенствовании понятийный аппарат глобализации.
Объектом диссертационного исследования является глобализация как социальное явление.
Предметом исследования являются современные процессы глобализации и альтернативные проекты развития человечества в русской философии
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы -изучение современных процессов глобализации и альтернативных проектов развития человечества в русской философии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Исследовать развитие понятийного аппарата глобализации в понятиях: «глобализм», «глобалистика» и «глобализация»; проанализировать теоретические взгляды на исторический процесс появления и становления глобализации
2. Выявить формы проявления глобализационных процессов.
3. Раскрыть сущность и возможные перспективы развития западной модели глобализации как американизации.
4. Обосновать особенность российской цивилизации, как духовно-нравственной, соборной, образующей коллективистское общество
5. Выявить способы решения проблемы сочетания экономизма и духовности, существующие в русской философии.
6. Обосновать альтернативные пути глобализации на основе идей всечеловечества, всеединства и космического мышления, разработанных в русской философии.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Методологической основой диссертационного исследования явился диалектический и метафизический философские методы и принципы познания. Анализируя теоретические основы глобализации, диссертант опирался на концептуальный аппарат, сложившийся в современной философии, социальной философии и культурологии. Исследование процессов глобализации осуществлялось посредством системного, деятельностного и ценностного подходов с применением философских категорий «сущность», «содержание» и «форма», «единичное», «особенное» и «всеобщее» и использованием общенаучных методов анализа и синтеза. Диссертант руководствовался также положениями и выводами, содержащимися в работах отечественных и зарубежных авторов.
Научная новизна диссертационной работы.
1. Обосновано, что для ведения научной дискуссии в глобализационом дискурсе необходимо разделение и уточнение понятий: глобализм есть образ мышления, обусловленный глобальными проблемами; глобализация есть многоплановый процесс образования единого и интегрированного в ряде аспектов взаимосвязанного мира; глобалистика есть область научных исследований, направленная на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации.
2. Установлено, что глобализм представляет собою построение многомерного образа мира, обусловленного смысловым полем предметных значений субъектов глобализации. Для создания объективной картины глобализации необходимо применение метода конкретно-исторического анализа как составной части диалектического познания мира.
3. Доказано, что глобализация, как процесс образования интегрального и взаимосвязанного мира проявляется на технологическом и экономическом уровнях общественной жизни. Технолого-экономическая взаимосвязанность участников глобализации основана на операциональном характере взаимодействия и имеет формальный характер.
4. Установлено, что степень включения народа, нации или этноса в процессы глобализации определяется степенью нарушения культурной идентичности при вхождении в тот или иной процесс глобализации и имеет при этом обратно-пропорциональную зависимость указанных степеней;
5. Показано, что деформации культурного, социального и исторического уровней жизни участников глобализации, возникающие вследствие их взаимозависимости, обусловливают фрагментацию и дезинтеграцию мирового сообщества.
6. Доказано, что идейной основой глобализации, происходящей в евро-атлантическом варианте, является модель «общества потребления»; при этом происходит «глобализация потребления».
7. Показано, что нравственность российской цивилизации обусловлена коллективистским типом общности, в котором нравственные нормы жизни устанавливаются народом, а не законодателем. Духовность России, как этно-социально-государственного образования, основана на идее славянской соборности, как совпадения религиозного, нравственного и социального начал.
8. Обосновано, что : проекты глобализации, альтернативные западному, должны базироваться на основе духовных ценностей, позволяющих выработать общие фундаментальные ценности, при этом предполагается «глобализация духа».
9. Доказано, что основанием альтернативных проектов развития глобализации могут стать идеи, разработанные в русской философии: 1) идея всечеловечества как всечеловеческой цивилизации, создаваемой последовательным или совместным развитием всех культурно-исторических типов народов; 2) идея всеединства и коэволюции с природой, базирующаяся на философии русского космизма.
Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертационного исследования могут использоваться при изучении социальных и культурных процессов, сопровождающих глобализацию общественной жизни. Результаты исследования могут быть полезными для общественных организаций, а также органов власти и управления при решении задач социального и духовного развития общества.
Теоретические положения диссертации могут быть использованы для преподавания учебных курсов по социальной философии, социологии, политологии, геополитике, культурологии.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на расширенном заседании кафедры философии Политехнического института СФУ, а также на заседании кафедры философии и социальных наук СибГАУ им. академика М.Ф. Решетнева.
Отдельные, наиболее важные аспекты диссертационного исследования изложены автором в ряде научных конференций, в том числе:
1. Экономика и управление в современных условиях. Всероссийская научно-практическая конференция. - Красноярск. 22-23 декабря 2004 г.
2. Национальная безопасность России в условиях глобализации: проблемы и перспективы. Межрегиональная научно-практическая конференция. - Санкт-Петербург. 1 февраля 2005 г.
3. Инновационное развитие регионов Сибири. Межрегиональная научно-практическая конференция. - Красноярск. 28 февраля - 1 марта 2005 г.
4. Молодежь и наука: начало XXI века. Всероссийская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых. -Красноярск, 25 мая 2005 г.
5. Философия духовно-нравственной и гражданской самореализации личности в условиях региональной ментальности. IX Международная научно-практическая конференция. - Пенза, ноябрь 2005 г.
6. Макроэкономические проблемы современного общества (федеральный и региональный аспекты). - Пенза, декабрь 2005 г.
7. Управление и экономика XXI века. Научно-практическая конференция. -Красноярск. 20-21 октября 2006 г.
8. Социально-экономическое развитие регионов в условиях перехода к инновационной деятельности. Межрегиональная научно-практическая
- интернет-конференция. - Новосибирск, 15-16 июня 2006 г.
9. Философия управления. 1 Всероссийская заочная научно-практическая конференция. - Красноярск, 27-28 октября 2007 г.
Статьи по теме диссертационного исследования опубликованы в российском журнале «Вестник КрасГАУ», Красноярск, 2006. № 13, в сборнике научных трудов Красноярского института экономики АУиЭ (СПб), выпуск № 2,2006 г.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Национальное в контексте глобализации2004 год, кандидат философских наук Зелепухина, Ирина Васильевна
Социальный универсализм в русской историософии второй половины XIX - начала XX вв.2011 год, доктор философских наук Кузнецов, Юрий Валентинович
Глобализация и цивилизационное многообразие мира: Политологический анализ2003 год, доктор политических наук Пирогов, Григорий Григорьевич
Мировоззренческая парадигма русского космизма :социально-философский анализ: социально-философский анализ2011 год, доктор философских наук Хабибуллина, Зиля Наиловна
Научно-техническое развитие общества в аспекте российской историософии2010 год, кандидат философских наук Иванова, Елена Владимировна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Еремин, Аркадий Николаевич
Заключение
Общепризнанным становится мнение о том, что глобализация - это реальное явление современного мира. Глобализация является тем вектором развития человечества, с которым мы имеем дело сейчас, и будем иметь дело в будущем. Проблема глобализации относительно нова для человеческого восприятия, внутренне противоречива и имеет неоднозначное отражение в научной литературе. Разнообразие взглядов в отношении глобализации преимущественно обусловлено политизированностью темы и монодисциплинарным подходом к исследованиям.
Для научной дискуссии в глобализационном дискурсе целесообразно ввести разграничение и уточнение применяемых терминов: глобализм есть образ мышления, обусловленный глобальными проблемами; глобалистика есть область научных исследований, направленная на выявление сущности, тенденций и причин процессов глобализации; глобализация есть многоплановый процесс образования единого в ряде аспектов, взаимосвязанного мира.
Отмечено, что мнения по поводу времени и причин возникновения и развития глобализации имеют широкий спектр - от Древнего мира до Возрождения или постмодерна, от родоплеменных отношений до зарождения капитализма или становления информационного общества. Идеи глобализма, как системы мышления в связи с происходящей глобализацией, представляют собою построение многомерного образа мира, обусловленного смысловым полем предметных значений субъектов глобализации. Современное философствование о предмете и существе глобализации осуществляется не только рационально, но и эмоционально, через эмоционально-трансцендентные акты. Создание объективной картины глобализации достигается применением метода конкретно-исторического анализа понятий и фактов как составной части диалектического познания мира.
Глобализация - объективный процесс формирования, организации, функционирования и развития принципиально новой всемирной, глобальной системы на основе углубляющейся взаимосвязи и взаимозависимости во всех сферах международного сообщества. Процесс глобализации какой либо сферы общественной жизни определяется наличием в глобализирующейся сфере «всеобщего» как отражения реально существующих свойств объективного мира. Стадия глобализации характеризуется наличием всеобщего, тогда как стадию интеграции характеризует взаимосвязанность, взаимозависимость.
Глобализация, как образования всеобщего мира, происходит в следующих сферах общественной жизни:
- информационные технологии, в первую очередь Интернет;
- глобальная экономика;
- стандартизация продукции (услуг) и унификация документации и международного законодательства в этой сфере;
- массовая культура.
Интернет появился как результат диалектического перехода количественных изменений в качественные. Противоречие между нарастающим количеством информации и ограниченными возможностями ее хранения и передачи привело к созданию компьютеров и систем электронной передачи информации, объединенных в мировую сеть - Интернет. Фактически состоявшаяся третья информационная революция обеспечила всем людям возможность доступа к необъятным информационным ресурсам, накопленным человечеством, и к всемирной электронной почте. Телекоммуникационные и информационные технологии создали виртуальные мосты, благодаря которым осуществляется глобализация экономики, в первую очередь - ее финансовой сферы, возникает новое глобальное явление мировой жизни - геоэкономика. Легкость получения и передачи информации приобщает большие массы людей к культуре, и тогда, в силу обратной связи, культура неизбежно становится массовой.
Происходит унификация образцов и стереотипов художественной культуры как социальной практики, а именно познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений. Культура из предмета духовного творчества трансформируется в предмет рыночных отношений, становится объектом купли-продажи.
Информационная, экономическая и культурная глобализация, как процесс образования всеобщего мира, проявляется на технологическом и экономическом уровнях общественной жизни. Технико-экономическая всеобщность участников глобализации в указанных сферах общественной жизни основана на операциональном характере взаимодействия и имеет инструментальный характер.
Процессы глобализации затрудняются или прерываются в тех случаях, когда происходит значимое воздействие на культуру участника глобализации, представляющую собою совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых данным обществом в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Человек как часть народа, нации, этноса живет в созданной им самим информационной среде -в мире предметов и явлений, в которых заложена разнообразная информация. Эта среда в определенном смысле и есть культура. Такая культура не поддается глобализации, стремясь сохранить целостность и оригинальность.
Долгая совместная деятельность групп людей на одной территории формирует у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Ее ядро составляет набор поведенческих комплексов и стереотипов взаимодействия, принятых в процессе их коллективного существования. В отличие от биологических свойств человека они не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле.
Социальная среда должна представлять собою определенную группу людей, связанных между собой не столько местом проживания, сколько самоидентификацией каждого участника общности с выстроенным при его участии жизненным пространством. В ходе глобализации «свои» и «чужие» оказались спрессованными в глобальных информационных и финансовых потоках. Высокая плотность сети глобальных международных, межгрупповых и межличностных связей не позволяет уклониться от контактов, остаться безразличным или нейтральным. В таком тесном взаимодействии резко возрастает опасность отторжения, вражды и прямых столкновений.
Процессы глобализации оказывают противоречивое воздействие на социокультурную динамику локальных цивилизаций. Это проявляется, с одной стороны, в том, что формируется глобальное социокультурное пространство, усиливается взаимозависимость стран и цивилизаций в этой сфере, их взаимное проникновение и переплетение, особенно в связи с усилившимися процессами миграции. Ас другой стороны, развивается процесс цивилизационного и культурного самосознания, понимания самобытности, своеобразности своей культуры. То есть одновременно наблюдаются процессы интеграции и дезинтеграции, унификации и дифференциации. Взаимозависимость участников глобализации, приводящая к деформации культурного, социального и исторического уровней жизни, в итоге дает фрагментацию и дезинтеграцию мирового сообщества. Степень включения в процессы глобализации определяется степенью нарушения культурной идентичности этноса, нации или народа при вхождении в тот или иной процесс глобализации и имеет при этом обратно-пропорциональную зависимость указанных степеней.
Главной идейной проблемой глобализации становится мировоззренчески деструктивное воздействие западного, евро-атлантического проекта, основанного на конструировании и строительстве общества потребления. Следствием осуществления концепции потребления оказывается нарушение необходимых экологических и социальных ограничений. Неизбежно следует вывод о том, что, с точки зрения разумного природопользования, общество потребления не имеет перспективы.
Общество потребления не имеет перспективы также вследствие отвержения ценностей Западного мира большинством мирового общества. Основным негативным фактором современности является экономизм государственной и идейной жизни. Негативное воздействие потребления на личность приводит к появлению «одномерного человека». Неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей посредством доставляемого им большего или меньшего удовольствия к производителям и через этих последних - к целому обществу потребления. Происходит «глобализация потребления», приводящая к губительному разделению духа и социальной жизни. Зависимость духовности от социальной среды есть всегда ее извращение и искажение, есть всегда рабство духа и символическая ложь, истина же, правда, справедливость, свобода есть результат активного действия духа на социальную среду и социальные отношения людей.
Предлагаемый западный путь развития страдает внутренним противоречием. Исходя из материального начала, начала розни и случайности, предполагается достижение единства и цельности, создание правильного человеческого общества. Но в жизни материальная сторона существующего, влечения и страсти человеческой природы, факты внешнего опыта - все это составляет лишь общую подкладку жизни и знания, материал, из которого они создаются; но для того чтобы из этого материала действительно что-нибудь создалось, необходимо образующее, единящее начало и некоторая форма единства, которое следует искать в другом, более могущественном начале единства.
В основе миропорядка, отвечающего императивам наступившего века, не может лежать система либеральных ценностей, господствовавшая на Западе вплоть до конца минувшего века. К настоящему моменту либеральная идея достигла содержательного и пространственного предела. Потенциал внутреннего развития либерализма в общем исчерпан, то есть либерализм перестал быть силой, способной качественно трансформировать общество, обновлять его.
Альтернативный проект глобализации должен базироваться на примате духовных ценностей, позволяющих выработать общие фундаментальные ценности, в отличие от недостижимых общечеловеческих ценностей. Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота (Н.Я. Данилевский). Всечеловеческой цивилизации также не существует, это идеал, достижимый последовательным или совместным развитием всех культурно-исторических типов, своеобразною деятельностью которых проявляется историческая жизнь человечества в прошедшем, настоящем и будущим. Глобализация человечества на основе достижения всечеловеческого, как «глобализация духа», предстает альтернативой существующей глобализации потребления на основе индивидуализма.
Альтернативным проектом глобализации может быть достижение гармоничного всеобщего мира через образование соборного мышления, достижения соборности в качестве внутреннего, органического единства, лежащего в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей.
Идейной основой нового проекта может стать философия всечеловечества и всеединства, базирующаяся на русском космическом мышлении. Религиозные концепции всеединства построены на поиске стабильности через примирение человека и Бога, а, следовательно, и человека с человеком. Единство человеческого рода возможно построить исходя из религиозных норм. Человечество может предстать как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации (B.C. Соловьев). Ни один народ не может жить в себе, чрез себя и для себя, но жизнь каждого представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. На каждую нацию возложена та или иная «органическая функция», которая является национальной идеей, при этом национальные различия должны быть всегда, народы должны оставаться на деле обособленными членами вселенского организма.
В определенное время жизни человечества социология заменила теологию, религиозное чувство потерявшего веру человечества направилось на социальность. Ориентация жизни сделалась по преимуществу социальной, и ей были подчинены все другие оценки, все ценности были поставлены в социальную перспективу. Переход от социологического мироощущения к мироощущению космическому, должен привести к преодолению того, что Н.А. Бердяев называл социально-политическим провинциализмом.
В естественнонаучном подходе сущностью русского космизма является не проблематика освоения внеземных пространств, познание внеземных цивилизаций, а проблематика призвания к жизни нового проекта науки. Для русских теоретиков, философов - космистов, исходным пунктом как естествознания, так и науки в целом, служит понимание необходимости изучения мира в контексте принципа всеобщей связи явлений. Непосредственность и опосредованность всеобщей связи предстают как ее весьма существенные для научного познания стороны, а также как важные стороны единства мира. Перед социальным и политическим сознанием, проникнутым космическим мироощущением, станет вся широта мира, проблема овладения и управления всей поверхностью земного шара, проблема сближения Востока и Запада, встреч всех типов и культур, объединения человечества через взаимодействие и общение всех народов.
Современный этап истории ставит задачу выявить особенности различных и зачастую противоречивых социальных процессов, дать человеку основные ценностно-мировозренческие ориентации в сложном нынешнем мире, прогнозировать его дальнейшее развитие. Дальнейшие научные исследования достижений русской философии целесообразно проводить с целью их воплощения в альтернативных проектах глобализационного развития общества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Еремин, Аркадий Николаевич, 2007 год
1. Агаркова, Е.Ю. Современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса. / Е.Ю. Агаркова // Социальный кризис и социальная катастрофа: Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 91-95.
2. Ажыбекова, К.А. Проблемы оптимизации глобальных кризисов современности. / К.А. Ажыбекова // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ. -Бишкек, 2004. С. 187-194.
3. Аксаков, К.С. Еще несколько слов о русском воззрении / К.С. Аксаков // Русская идея. Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. М.: Республика, 1992. С. 112-117.
4. Андрющенко, Е.Г. Глобализация: границы реальности и новой мифологии / Е.Г. Андрющенко // Безопасность Евразии. 2001. № 4, с. 663669.
5. Аннан, К. Выступление Генерального секретаря ООН на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества. Тунис, 16 ноября 2005 года URL: http// www.un.org/russian/conferen/wsis/sg05.htm
6. Аннан, К. ООН и Интернет / К. Аннан // Известия, 16 ноября 2005 г.
7. Артюс-Бертран, Я. Земля, увиденная с неба / Я. Артюс-Бертран М.: Арт - родник, 2002. - 455 с.
8. Астафьев, П.Е. Философия нации и единство мировоззрения / П.Е. Астафьев. М.: Москва, 2000. - 544 с.
9. Баталов, Э.Я. «Новый мировой порядок»: к методологии анализа / Э.Я. Баталов // Политические исследования. 2003. № 5. С. 25-37.
10. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и для общества / 3. Бауман М.: Издательство «Весь Мир», 2004. - 188 с.
11. Бауман, 3. Идентичность в глобализирующемся мире // 3. Бауман Индивидуализированное общество. М.: Лотос, 2005. - 325 е.
12. Белинский, В.Г. Собрание сочинений. В 9 т.т.7 / В.Г. Белинский. М.: Худож. лит, 1981. - 799 с.
13. Бердяев, Н.А. Судьба России: Сочинения / Н.А. Бердяев М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Изд-во Фолио. 1998. - 736 с.
14. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа / Н.А. Бердяев М.: Республика, 1994.-480 с.
15. Болотова, А.Л. Экологическая политика повседневности в западных странах и в России / А.Л. Болотова // Общественные науки и современность. 2002. № i.e. 80-89.
16. Брайден, А. Международные стандарты в глобальной экономике / А. Брайден // Стандарты и качество. 2004, № 10. С. 12-15.
17. Бузгалин, А. Основные «пласты» глобализации и ее конфликтогенный потенциал / А. Бузгалин // Международные процессы. 2003. № 2. С. 31-43.
18. Булгаков, С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков М.: Наука, 1990. -412 с.
19. Буряковский, А.Л. Религия и нравственность в секулярном мире / А.Л. Буряковский // Материалы научной конференции. 28-30 ноября 2001 года. Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 79-82.
20. Вартазарова, Л.С. Россия в глобальном мире: сохранение субъектности / Л.С. Вартазарова // Безопасность Евразии. 2004. № 4. С. 431-437.
21. Видоевич 3. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире / Видоевич 3. // Социологические исследования. 2005, № 4. С. 25 32.
22. Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове / В.В. Виноградов М.: Изд-во Высшая школа, 1972. - 616 с.
23. Гаджиев, К.С. Введение в геополитику. 2-е изд., доп. и перераб.: Учебник для вузов. / К.С. Гаджиев М.: Логос, 2003. - 432 с.
24. Галкин, А.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации / А.А. Галкин, Ю.А. Красин // Социологические исследования. 2003. № 8. С. 64-74.
25. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация изменяет нашу жизнь. / Э. Гидденс М.: Издательство «Весь мир», 2004 - 120 с.
26. Глобализация: человеческое измерение. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т); РОССПЭН, 2003. - 112 с.
27. Гобозов, И.А. Глобализация, стандартизация и шоу / И.А. Гобозов // Философия и общество. 2002. № 3(28). С. 116-132.
28. Гоголь, Н.В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 8: Исторические заметки./ Н.В. Гоголь М.: Русская книга, 1994. - 864 с.
29. Горбачев, М.С. Как я представляю себе роль Америки: Если строить новый мир, то без активного участия России не обойтись / М.С. Горбачев // Независимая газета, 10 января 2001 г.
30. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П.Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - З52.с.
31. Гуревич, А.Я. Уроки Люсьена Февра. / В кн: Люсьен Февр. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 517-518.
32. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н.Я. Данилевский. 6-е изд. - СПб. Изд-во С.-Петербургского ун-та, Изд-во «Глаголъ», 1995. - 552 с.
33. Данилов, А.Н. Глобализм, регионализм и современный трансформационный процесс / А.Н. Данилов // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 12-17.34. Декларация тысячелетия.
34. URL:http://www.un.org/russian/documen/declarat/summitdecl.htm
35. Делягин, М.Г. Мировой кризис: Общая Теория Глобализации. Издание второе, переработанное и дополненное / М.Г. Делягин М.: ИНФРА-М, 2003. - 768 с.
36. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления / Ф. Джеймисон // Логос. 2000. № 4 (25). С. 63-77.
37. Дмитриев, А.В. Конфликтогениость миграции: глобальный аспект / А.В. Дмитриев // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 4-13.
38. Дугин, А.Г. Философия глобализма философия контрлогализма / А.Г. Дугин // Доклад на международной конференции «Глобализм и глобальная безопасность», Москва, 2001.
39. URL:http//www.philosophy.ru/library/kutyrev/globalism.html
40. Жвитиашвили А.Ш. Концептуальные истоки идеи глобализации / А.Ш. Жвитиашвили // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 3-13.
41. Зюганов, Г.А. Глобализация и судьба человечества / Г.А. Зюганов; Под ред. А.К.Фролова. М.: Мол. гвардия, 2002. - 447с.
42. Ильенков, Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно -теоретическом мышлении / Э.В. Ильенков М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1997. - 464 с.
43. Ильин, И.А. Собрание сочинений в 10 т. Т 1. / И.А. Ильин М.: Русская книга, 1996. - 400 с.
44. Иноземцев, B.JT. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / B.JI. Иноземцев // Вопросы философии. 2004. № 4. С. 5869.
45. Исаев, К. «Общество риска» в условиях глобализации / К. Исаев // Социологические исследования. 2001. № 12. С. 15-21.
46. Кармин, А. Философия культуры в информационном обществе: проблемы и перспективы / А. Кармин // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 52-60.
47. Кессиди, Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность / Ф.Х. Кессиди // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 76-79.
48. Кефели, И.Ф. Социальная природа глобализма / И.Ф. Кефели// Перспективы человека в глобализирующемся мире. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.88 - 147.
49. Колдуэл, JI. Международная политика по охране окружающей среды / Л. Колдуэл // Курьер ЮНЕСКО. 1973, январь, с. 4-6.
50. Колин, К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция / К. Колин // Вестник высшей школы. 2002. № 8. С. 3-9.
51. Кондратьев, К.Я. Современное общество потребления и его экологические ограничения / К.Я. Кондратьев, В.Ф. Крапивин // «Энергия». 2005. № ю. С. 60-66.
52. Коптюг, В. Земля ищет равновесия / В. Коптюг // Советская Россия, 24 апреля 1993 г.
53. Косолапов, Н.А. Международно-политическая организация глобализирующегося мира: модели на среднесрочную перспективу / Н.А. Косолапов // Общественные науки и современность. 2001. № 6. С. 140-166.
54. Костин, А.И. Глобальные проблемы и политические аспекты глобализации. / А.И. Костин // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2001. № 3. С. 20-27.
55. Кузнецов, В.Н. Геокультура: Основы геокультурной безопасности в мире XXI / В.Н. Кузнецов М.: Книга и бизнес, 2003. - 632 с.
56. Курдюмов, С.П. Историческая динамика: взгляд с позиций синергетики / С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, А.В. Подлазов // Общественные науки и современность. 2005. № 5. С. 118-132.
57. Кутырев, В.А. Культурологический смысл глобализма / В.А. Кутырев // Вестн. рос. филос. о-ва. 2001. № 4(20). С.78-83.
58. Левашов, В.К. Глобализация и социальная безопасность / В.К. Левашов // Безопасность Евразии. 2001. № 4. С. 255-272.
59. Левашов, В.К. Глобализация и устойчивое развитие / В.К. Левашов // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2002 № 1. С. 19-38.
60. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 18, С. 181.
61. Леонтьев, А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избр. психолог. Произведения. М.: Педагогика. 1983. С. 251-261.
62. Лосский, Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей / Н.О. Лосский Харьков: Фолио; ООО «Фирма «Издательство ACT», 2000. - 864 с.
63. Лутидзе, Б.И. Глобализация как фон для развития сущностных сил человека / Б.И. Лутидзе //Человек постсоветского пространства: Сборник материалов конференции. Выпуск 3, СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. С. 313-323.
64. Мазур, И.И. Глобалистика / И.И. Мазур, А.Н. Чумаков// Глобалистика: Энциклопедия, М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 199-204.
65. Макарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Макарян-М.: Мысль, 288 с.
66. Макбрайд, У. Глобализация и межкультурный диалог / У.Макбрайд // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 80-87.
67. Макбрайд, У. Политическая философия, один мир и гипердержавный патриотизм / У. Макбрайд // Вопросы философии. 2004. № 6. С. 38-48.
68. Малиновский, П.В. Глобализация как цивилизационный процесс / П.В. Малиновский // Россия и современный мир. 2001. № 2(31). С. 5-30.
69. Мамлеева, JI.A. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии / JI.A. Мамлеева // Vita Antiqua, 1999. № 2. С. 53-61.
70. Манохина, Н.В. Глобализация рынка образовательных услуг в контексте российской экономики / Н.В. Манохина // Экономика и управление. 2005. № 1(18). С. 37-41.
71. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. Пер с англ. А.А. Юдина. М.: ООО «Издательство «АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 331 с.
72. Мартин, Г.-П. Западня глобализации: Атака на процветание и демократию / Г.-П Мартин, X. Шуманн. Пер. с нем. М.: Изд. дом «Альпина», 2001. - 330 с.
73. Миссия в стране восходящего солнца. / Православие. Ru < http://www.pravoslavie.ru/
74. Михайлов, В.В. К проблеме социальных ограничений / В.В. Михайлов // Социологические исследования. 2005. № 7. С. 124-130.
75. Моисеев, Н.Н. Идеи Вернадского и проблема sustainable development // Н.Н. Моисеев С мыслями о будущем России URL: http://www.leadnet.ru/moiseev/index.htm
76. Мостовой, П.П. Есть ли будущее у общества потребления? / П.П. Мостовой. Лекция в рамках проекта «Публичные лекции Полит.ру» URL: http://www.polit.ru/lectures/2005/12/01/mostovoi.html
77. Мэтьюз, Р. Маргиналы, INC / Р. Мэтьюз, У. Уэкер // Искусство управления. 2002. № 2. С. 40-54.
78. Неклесса, А.И. Четвертый Рим. Глобальное мышление и стратегическое планирование в последней трети XX века / А.И. Неклесса // Российские стратегические исследования. Отв. ред. Л.Л. Фитуни. М.: Логос, 2002. С. 9-39.
79. Неклесса, А.И. Pax Economicana: геоэкономическая система мироустройства / А.И. Неклесса // Экономическая наука современной России. 1999. № 1(5). С. 71-89.
80. Никонов, В.А. Россия в глобальной политике XXI века / В.А. Никонов// Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 115-123.
81. Оливер, П. Мировые религиозные верования / Пол Оливер. Пер с англ. О.Перфильева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 240 с.
82. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин М.: Русский Национальный Фонд, 2000. - 451 с.
83. Панарин, А.С. Православная цивилизация в глобальном мире / А.С. Панарин М.: Алгоритм, 2003. - 544 с.
84. Пантин, В.И. Глобальная политическая история и современность / В.И. Пантин // Общественные науки и современность. 2002. № 3. С. 156-167.
85. Парфенова, Л.Б. Глобализация и международная миграция рабочей силы / Л.Б. Парфенова // Безопасность Евразии. 2005. № 2. С. 394 397.90. Персия страна стран
86. URL:http://www.ancienthistory.spb.ru/types/state/asia/V302/
87. Пигров, К.С. Социальная философия / К.С. Пигров СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2005 - 296 с.
88. Подзигун, И.М. Глобализация в социально философском измерении / И.М. Подзигун // Государственная служба. 2002, № 5. с. 98-105.
89. Померанц, Г.С. / Г.С. Померанц Выступление на семинаре по проблемам образования, экологии и глобализации, 6-9 сентября 2002г.
90. Международный институт гуманитарно-политических исследований URL:// http://www.igpi.ru/center/seminars/party6-0902/party6-09-pomerantsfull.htrnl
91. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000. - 344 с.
92. Пригожин, И.И. Философия нестабильности / И.И. Пригожин // Вопросы философии. 1991. № 6. С. 46-57.
93. Приепа, А. Производство теории потребления / А. Приепа // Логос 2000. № 4 (25). С. 57-62.
94. Пфаненштиль, И.А. Проблемы и принципы устойчивого развития общества в современных условиях глобализации / И.А. Пфаненштиль // Теория и история. 2005. № 2. С. 148-161.
95. Пфаненштиль, И.А. Глобализация: проблемы и перспективы: монография / И.А. Пфаненштиль Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 484 с.
96. Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая? / Э.К. Разлогов // Общественные науки и современность. 2003, № 2. С. 143-156.
97. Розанов, В.В. Цель человеческой жизни / В.В. Розанов // В сб. Метафизика христианства. М.: ООО Издательство ACT, 2001. - 544 с.
98. Романов, В.Л. Глобализация как самоорганизующийся и организуемый процесс / В.Л.Романов // Безопасность Евразии. 2004. № 1. С. 239-241.
99. Ротенфельд, Ю.А. Запечатанная книга: Кризис понимания. Кн. 3. Виражи эволюции. Новая концепция мирового открытого общества / Ю.А. Ротенфельд Луганск: Свгашця, 2001. - 150 с.
100. Савельев, Н.Н. «Река Времени. История глобализации» Краснодар: «Пересвет», 2002. 338 с.
101. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / В.А. Садовничий // Вопросы философии. 2006. № 2. С. 3-15.
102. Самохвалова, В.И. Проект глобализации и метафизический мегапроекг человека / В.И. Самохвалова // Философские науки. 2003, № 3. С. 112-131.
103. Свитин, А.П. Технократизм и природогенность / А.П. Свитин // Теория и история. 2004. № 1(4). С. 114-120.
104. Семенов, А.Ю Русский космизм и западная мысль / А.Ю. Семенов Интернет СМИ FUTURA.RU. 03.04.2004г.
105. Слинин, Я.А. Идея глобального общества и национальный вопрос / А.Я. Слинин // Очерки по философии и культуре. Серия «Мыслители», выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 205213.
106. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. - 800 с.
107. Сморгунов, JI.B. Политическое управление в глобализирующемся мире / JI.B. Сморгунов // Перспективы человека в глобализирующемся мире -СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 148-159.
108. Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве / B.C. Соловьев. М.: ООО «Издательство «АСТ», 2004.-251 с.
109. Соловьев, B.C. Русская идея / B.C. Соловьев // Русская идея. Сост. и авт. вступ. статьи М.А. Маслин. -М.: Республика, 1992, С. 185-204.
110. Солоневич, И.Л. Народная монархия. / И.Л. Солоневич- М.: Изд-во Эксмо, 2003.-608 с.
111. Столович, Л.Н. Об общечеловеческих ценностях / Л.Н. Столович // Вопросы философии. 2004, № 7. С. 86-97.
112. Сухарев, М.В. Движение цивилизаций: Россия и Запад / М.В. Сухарев // Политические исследования. 2005. № 2. С. 72-93.
113. Сухарев, Ю.А. Глобализация и культура. Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире / Ю.А. Сухарев. Моск. гос. лингв, ун-т. М.: Высш. шк., 1999. - 158 с.
114. Тощенко, Ж.Е. О понятийном аппарате социологии / Ж.Е. Тощенко // Социологические исследования. 2002. № 2. С. 3-16.
115. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой М.: ООО «Издательство «АСТ»; Харьков: «Фолио», 2000. - 656 с.
116. Удовик, С.Л. Глобализация: семиотические подходы / С.Л. Удовик -М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2002. 480 с.
117. Уорд, Б. Только одна земля / Б. Уорд // Курьер ЮНЕСКО. 1973. январь, С. 8-10.
118. Урсул, А.Д. Глобализация через устойчивое развитие / А.Д.Урсул // Безопасность Евразии. 2004. № 1. С. 143-182.
119. Урсул, А. Д. ВСУР в Йоханнесбурге / А. Д. Урсул, А Л, Романович // Устойчивое развитие. Наука и Практика. 2003. № 1. С. 123 130.
120. Урсул, А.Д. Модель образования XXI века: проблемы устойчивого развития и безопасность / А.Д.Урсул // Безопасность Евразии. 2001. № 4. с. 61-96.
121. Уткин, А.И. Глобализация / А.И. Уткин // Глобалистика: Энциклопедия, М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003. С. 181-183.
122. Уткин, АН. Глобализация: процесс и осмысление / А.И. Уткин М.: Логос, 2001.-254 с.
123. Федотова, В.Г. Российское развитие в условиях глобализации / В.Г. Федотова// Философские науки. 2001. № 1. С. 5-18.
124. Федотова, Н.Н. Глобализация и образование / Н.Н. Федотова // Философские науки. 2003, № 4. С. 5-24
125. Федотова, Н.Н.: Кризис идентичности в условиях глобализации / Н.Н. Федотова // Человек. 2003. № 6. С. 50-59.
126. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 1997, -576 с.
127. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975. - 496 с.
128. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов / А.Я. Флиер М.: Академический проект, 2000.- 496 с.
129. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк М.: Республика, 1992.-511 с.
130. Французский бунт // Известия, 07 ноября 2005 г.
131. Хабермас, Ю. Спор о прошлом и будущем международного права. Переход от национального к постнациональному контексту. /10. Хабермас // Вопросы философии. 2004. № 3. С. 12-18.
132. Хазин, M.JI. О глобальных проектах. / M.JI. Хазин Доклад на конференции ВСЭИ, г. Вятка, февраль 2005. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/217996
133. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Политические исследования. 1994. № 1. С. 33-48.
134. Хмылев, П.Н. Глобализация как социально-философская проблема / П.Н. Хмылев III Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 5-22.
135. Холодный, Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке / Н.Г. Холодный // Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой, М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 с.
136. Хомяков, А.С. Сочинения: в 2 т. Т. 1 / А.С. Хомяков М.: Медиум, 1994. -589 с.
137. Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России / Редактор-составитель, автор предисловия и комментариев В.Н. Акулинин. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 350 с.
138. Чешков, М.А. Взгляд на глобализацию через призму глобалистики / М.А Чешков // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 2. С. 52-56.
139. Чешков, М.А. Глобалистика как область научного знания / М.А. Чешков // Глобалистика: энциклопедия М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.- С. 210-214.
140. Чуринов, Н.М. Реальности: физическая и информационная / Н.М. Чуринов Красноярск: САА, 1995. - 233 с.
141. Чуринов, Н.М. Совершенство и свобода: 3-е изд., доп. / Н.М.Чуринов; Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. 712 с.
142. Шимов, Я. Пир побежденных. Современная демократия как путь к катастрофе / Я. Шимов // Логос. 2005, № 5(50). С. 131-146.
143. Шишков, Ю.В. Глобализация экономики продукт индустриализации и информатизации социума / Ю.В. Шишков // Общественные науки и современность. 2002. № 2. С. 146-160.
144. Шрадер, X. Глобализация, (де)цивилизация и мораль / X. Шрадер // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 83-99.
145. Шупер, В.М. Единство цивилизации или единственный путь развития? / В.М. Шупер // Вопросы философии, 2005, № 5, С. 175-179.
146. Юнг, К.Г. Духовная проблема современного человека / К.Г. Юнг // Сознание и бессознательное. Сборник СПб.: Университетская книга, 1977 -544 с.
147. Юрлов, Ф.Н. Социальные издержки глобализации / Ф.Н. Юрлов// Социологические исследования. 2001. № 7. С. 13-22.
148. Юрьев, А.И. Картины мира человека, его Жизненной позиции, Мировозрения и Образа жизни. / А.И. Юрьев Доклад на конференции «Реальный и виртуальный мир нового тысячелетия», СПбГУ, 28.03.2002 г.
149. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. - 527с.
150. Яценко, М.П. Аксиологические особенности гносеологической сущности истории: Монография / М.П. Яценко, И.А. Пфаненштиль. Красноярск: ИПЦ КГУ, 2003, 238 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.