Человеческое измерение глобализирующегося мира: нравственный аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Овчинникова, Кристина Анатольевна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 138
Оглавление диссертации кандидат философских наук Овчинникова, Кристина Анатольевна
Введение.
Глава 1. Феномен глобализации: истоки, сущность и основные тенденции.
1.1. Духовно-нравственные истоки глобализации.
1.2. Глобализация: преобразование культуры субъекта.
Глава 2. Влияние глобализации на духовный мир человека.
2.1. «Культура смерти» versus «Культура жизни»: проблема нравственного выбора.
2.2. Духовный труд как самопознание, нравственное самосовершенствование и смысл жизни.
Глава 3. Глобализация с человеческим лицом: духовнонравственная основа объединения.
3.1. Обращение человечества к духовному строительству.
3.2. Преодоление отчуждения: воспитание и единое знание.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Духовные основания процессов глобализации2010 год, кандидат философских наук Макатов, Зураб Валерьевич
Экологическая картина мира в культуре современного информационного общества2009 год, доктор философских наук Колосова, Ольга Юрьевна
Проблемы философии образования в условиях глобализации2008 год, кандидат философских наук Блохина, Юлия Вячеславовна
Глобализация и актуальные проблемы российских реформ2003 год, доктор философских наук Джегутанов, Борис Керимович
Конфуцианский рационализм как духовный ресурс цивилизационного развития2004 год, кандидат философских наук Юйшина, Елена Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человеческое измерение глобализирующегося мира: нравственный аспект»
Актуальность темы исследования. Мир в конце XX - начале XXI века вступил в качественно новый этап своего развития, который характеризуется глубинными изменениями всех сторон человеческого бытия и нарастанием глобальных кризисов. В мировой науке эти процессы описываются как глобализация, формирование постиндустриального мира, информационного общества, как переход на ноосферный путь развития, и, соответственно, высказываются спорные оценки происходящего, предлагаются различные векторы дальнейшего развития мировой цивилизации.
На наш взгляд, современная картина мира наиболее полно может быть осмыслена и представлена как процесс глобализации. В экономической и технологической сферах этот процесс характеризуется формированием глобальной системы производства и торговли, техногенной культуры и потребительского образа жизни. Политическая глобализация связана с распространением западных либеральных и демократических ценностей. Глобализация в культурной сфере отражает два крайне противоречивых процесса. С одной стороны, она открывает более широкий доступ к ценностям национальных культур, способствует их взаимообогащению и не отменяет национальной самобытности. С другой стороны, глобализация способствует унификации культурного и духовного многообразного мира. Объединяющими конструкциями глобальной системы являются информационные и коммуникационные технологии.
Глобализация не только открыла новые горизонты для развития человечества, но и обострила нерешенные ранее социальные противоречия, явила миру новые вызовы и угрозы. Налицо системный антропологический и духовный кризис, нарастание разрыва между бедностью и богатством; усиление экстремистских настроений и угроза международного терроризма; экологический кризис и глобальное разрушение окружающей среды. Под угрозой само существование людей как вида.
В философских категориях сложившаяся ситуация оценивается как торжество насилия человека над природой, человека над человеком, когда инстинкт побеждает разум, а материя тщетно пытается поглотить дух.
Реальная практика глобализации поставила перед человечеством извечный гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» Этот вопрос суть двух неизбежных процессов: либо самый грандиозный крах и небытие, либо путь к духовному восхождению и нравственной зрелости, к новому осмыслению основ бытия. Поэтому перспективы развития мировой цивилизации видятся нам на пути духовно-нравственной эволюции и изменения внутреннего мира человека.
Следовательно, при изучении процесса глобализации необходимо, прежде всего, выделить её духовно-нравственное измерение и оценить то влияние, которое она оказывает на человека, его сознание, систему ценностей и поведение. Антигуманный вариант реализации глобальных преобразований деформирует духовно-нравственную сферу человеческого бытия, разрушает самобытность и уникальность, превращает его в безликого человека «одного дня», свободного от каких-либо «корней», отчужденного и потерянного, с искаженным представлением о добре и зле.
Степень научной разработанности проблемы. Научный интерес к разработке проблем глобализации возник в середине 80-х годов XX века и был обусловлен глубокими структурными и функциональными изменениями, которые охватили все сферы жизнедеятельности человека и мирового сообщества в целом. В научных исследованиях глобализация была осмыслена как новый тип и новое качество взаимосвязанности и взаимозависимости человечества. Поэтому и в последующий период основные тенденции мирового развития, перспективы межцивилизационных отношений не рассматривались вне контекста глобализации и ее влияния на человеческое бытие.
Первостепенное значение для осмысления глубины процессов глобализации, ее сущностных основ представляют фундаментальные труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные изучению истоков, объективных и субъективных причин ее возникновения. В связи с этим, в диссертации рассматривается несколько концепций глобализации.
В работах зарубежных (А. Аппадураи, У. Бека, Э. Валлерстайна, А. Гидденса, Р. Робертсона, Г. Терборна, Б. Уильсона, М. Уотерса) и отечественных (М.А. Мунтяна, А.Д. Сахарова, А.И. Уткина)1 авторов глобализация представлена как объективный и неизбежный процесс исторического развития.
Следует отметить, что в научной литературе существуют различные точки зрения относительно истоков и начала процессов глобализации. Одни авторы (Г. Терборн) относят их к эпохе экспансии мировых религий, другие (Р. Робертсон, М. Уотерс) - к эпохе великих географических открытий и формированию колониальных империй, третьи (У. Бек, А. Гидденс, М.А. Мунтян, Б. Уильсон) - к эпохе научно-технической революции и становлению мирового рынка. Называется и
1 См.: Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996. P. 139-158; Бек У. Что такое глобализация? (Ошибки глобализма -ответы на глобализацию). М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 е.; Giddens, A. The Contours of High Modernity, in: Giddens, A. Modernity and Self-Identity. Cambridge, 1991. P. 10-34; Robertson R. Mapping the Global Condition: Globalization as a Central Concept // Global Culture / Ed. by M. Featherstone. London, 1990. P. 15-30 и др. более поздний период - эпоха транснациональных корпораций (ТНК) и всемирных коммуникационных сетей (Э. Валлерстайн, А.И. Уткин).
Одной из наиболее дискуссионных проблем является определение сущности глобализации. В некоторых зарубежных и отечественных исследованиях акцент сделан либо на экономических аспектах глобализации, формировании фактически единого мирового рынка товаров и услуг (К. Волтз, Дж. Стиглиц, Д. Хелд), либо на формировании единого информационного пространства (М.Г. Делягин, М. Кастельс), на развитии единых поведенческих стандартов, единого образа мышления, системы ценностей (Г.Г. Дилигенский, С.Г. Кара-Мурза, B.C. Медведев, Т. Сакайя, Ю. Хабермас).
Системный и синергетический подходы в определении сущности глобализации, осмысление глобальных экономических, социально-политических и духовных процессов во взаимосвязи, представлены в трудах отечественных ученых Р.Г. Баранцева, В.А. Белавина, В.П. Бранского, В.Г. Ванярхо, А.А. Горелова, Т.А. Гореловой, М.Т. Громковой,
B.C. Даниловой, О.П. Иванова, Г.С. Киселева, JI.B. Клыкова, С.Д. Лебедева, М.К. Мамардашвили, Н.С. Мельниковой, В.И. Моисеева, А.И. Неклесса, Н.В. Поддубного, Г.С. Померанца, Н.К. Рериха, B.JI. Романова, M.JI. Титаренко2 и др.
См.: Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм: синергетическая теория глобализации. СПб., 2004. 400 е.; Бранский В.П., Пожарский
C.Д. Глобализация и синергетическая философия истории // Общественные науки и современность. 2006. №1; Громкова М.Т. Синергия духовного и материального в условиях глобализации // http://spkurdvumov.narod.ru/D17Gromkova.htm; Данилова B.C. Взаимосвязь идей наук биосферного и ноосферного классов с синергетикой // http://spkurdyumov.narod.ru/D15Danilova.htm: Киселев Г.С. Свобода и эволюция // Вопросы философии. М.: Наука, 2005. С. 3-15.; Клыков JI.B. Единое знание и новый человек. // http://www.live-radio.ru/lekcii/indexK.shtml; Неклесса А.И. Трансмутация истории М.: Новый мир, 2002 // http://magazines.mss.rU/novyimi/2002/9/nekl.html;
Значительное количество работ посвящено исследованию, так называемой «практики глобализации», глобализации в том виде, в котором она осуществляется как реальность. Доминирующим в научной литературе является представление о глобализации, как о процессе навязывания всем странам мира западного экономического, политического, культурного, технологического и информационного кода. Многие зарубежные (JI. Бентон, А. Гилпин, Н. Глейзер, М. Кастельс) и отечественные (М.Г. Делягин, В.К. Егоров, А. А. Зиновьев, И.М. Ильинский, B.JL Иноземцев, В.М. Кайтунов, Б.Ф. Ключников, B.C. л
Степин) авторы связывают глобализацию с укреплением мирового господства «богатого Севера», стран «Золотого миллиарда», где остальные страны либо постепенно встраиваются в новый мировой порядок, либо становятся изгоями. В широком смысле к понятию глобализации применяется синоним «вестернизация», а в более узком смысле - синоним «американизация».
Померанц Г.С. Распадающаяся Вавилонская башня // Вестник Европы. 2001. № 3 // http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/3/pom.html и др.
3См.: Делягин М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000. 344 е.; Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М., 2003. 767 е.; Зиновьев А.А. Глобальное сверхобщество и Россия. Минск, 2000. 128 е.; Иноземцев B.JI. Расколотая цивилизация. М., 1999. 740 е.; Иноземцев B.JI. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль - XXI. 2000. №1. С. 26-36.; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общества и культура. М.: ГУ ВШЭ. 2000. 608 е.; Castells М. The Rise of the Network Society. Maiden (Ma.). Oxford: Blackwell Publishers, 1996. 508 p.; Castells M. The Power of Identity. Maiden (Ma.). Oxford: Blackwell Publishers, 1996. 312 p.; Ключников Б.Ф. О глобализации, новом тоталитаризме и России // http://www. patriotica.ru/actual/kluchnikov global.html; Степин B.C. Философия и поиск новых ценностей цивилизации // Вестник РФО. 2005. №4(36). С. 10-24. и др.
Для более объективной оценки глобализации по-американски, автор привлекает исследования отечественных (А.С. Панарина, А.И. Шендрика4 и др.) и зарубежных (А. Доде, Э. Сепира5 и др.) авторов, в которых духовная сфера рассматривается как сакральная часть национальной культуры, где традиции, история, система нравственных и эстетических ценностей являются святая святых национального наследия. В условиях глобализации, по мнению этих авторов, духовная сфера не может подвергаться ни трансформации, ни унификации, а системы ценностей могут быть открыты к переосмыслению и взаимообогащению только в увязке с национальными корнями и традициями.
Изучение и анализ нарастающих отрицательных тенденций глобализации - становление общества сетевых структур, всеобщая стандартизация и внедрение унифицированных моделей поведения, мышления, стиля и образа жизни, разработка метатехнологий, направленных на управление сознанием, нравственный кризис науки и техники, кризис культуры - привели к появлению концепций «массовой культуры» (Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Морен, X. Оргетта-и-Гассет, Е.Н. Карцева, Н.Н. Федотова, В.П. Шестаков), «конца истории» и «столкновения цивилизаций» (Ф. Фукуяма, С. Хантингтон), «заката Европы» (О. Шпенглер), «культуры смерти» (Г.С. Померанц, М.М. Обухов). Перечисленные концепции в значительной степени содержат пессимистические прогнозы перспектив человеческого развития.
4См.: Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2003. 378 е.; Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000. 352 е.; Шендрик А.И. Культура в мире драма бытия: избр. работы / А.И. Шендрик. М.: изд-во Моск. Гуманит.ун-та, 2007. 704 е.; Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат // Знание. Понимание. Умение. М., 2005. №1. С. 56-68 и др.
5 См.: Доде А. Последний Урок // Собр. Соч.: в 6 т. М.,1986; Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. М., 1993 и др.
Особый интерес представляют исследования, в которых преодоление глобальных кризисов и глубоких социальных противоречий связаны с отказом от грубого рационализма и прагматизма, технократического и антропоцентрического подхода к проблемам отношений человека, общества и природы. По мнению ряда зарубежных (Ж. Аттали, А. Тоффлера, А. Швейцера и др.) и отечественных (С. Бенхабиб, А.А. Гусейнова, С.Г. Кара-Мурзы, Г.С. Киселева, А.В. Кожева, В.А. Кутырева, А.И. Неклессы, Г.С. Померанца, B.C. Степина, В.И. Толстых, Н.Н. Федотовой6 и др.) исследователей, с этой точки зрения человек должен предстать во Вселенной не как господин природы и главный субъект культуры, а как одухотворяющий субъект единого целого - человеческого общества и природы.
Поэтому актуальными для диссертационного исследования являются работы, посвященные проблемам воспитания и образования, разработанные в зарубежной (Х.Г. Гадамер, Г. Гегель, С.И. Гессен, Дж. Пико делла Мирандола и др.), отечественной религиозной (И.А. Ильин, Н.К. Рерих, В.В. Розанов и др.) и современной научной (А.Э. Воскобойников, Д.Т. Жовтун, И.М. Ильинский, JI.B. Клыков, Вал. А. Луков и др.) литературе, в которой осмысление и понимание происходящего неразрывно связано с переоценкой всей системы ценностей, в основе которой должны быть высшие духовные смыслы и
6 См.: Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. / Бенхабиб С., пер. с англ. под. ред. В.Л.Иноземцева. - М.: Логос, 2003. 289с.; Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Ниж. Нов., 1994. 203 е.; Кутырев В. А. Прогресс или возвращение к вечному? М.: Наука, 1998 // http://www.rnoskvam.ru/russian knot/ru kutir.htm; Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6 // http://courier.com.ru/homo/ho0603fedotova.htm и др. возможность свободного самоопределения, самосознания и саморазвития личности.
Следует отметить, что на данном этапе исследования проблем глобализации уже крайне недостаточно ограничиваться изучением её отдельных сторон. Научные представления многих авторов о том, что возможные стратегии глобального развития будут определяться не столько интеллектуальными и организационно-техническими возможностями современной цивилизации, сколько будут зависеть от нравственной зрелости самого человека, подтверждают актуальность комплексного философского исследования проблемы духовно-нравственного измерения глобализирующегося мира.
Объектом исследования является глобализирующийся мир в аспекте радикальных преобразований во всех основных сферах жизнедеятельности человечества.
Предметом исследования является человеческое измерение глобализирующегося мира: влияние глобализации на весь духовный мир человека, в том числе на его сознание и самосознание, выработку системы ценностей и нравственных позиций.
Цель диссертационного исследования заключается в осмыслении предназначения человека в современном глобализирующемся мире, путей преодоления его расщепленности, в обосновании объективной необходимости формирования в перспективе планетарного ноосферного сознания и постижения высших духовных смыслов как основы духовно-нравственного единения человечества.
Цель исследования определяет его задачи:
- выявить объективные и субъективные предпосылки глобализации, раскрыть ее духовно-нравственные истоки;
- выделить сущностные основы и современные тенденции глобализации;
- раскрыть негативные стороны процессов глобализации;
- проанализировать влияние глобализации на человека, её воздействие на сознание и духовный мир человека, его нравственный выбор;
- осмыслить и раскрыть основные пути духовно-нравственного единения человечества в свете религиозно-философских и естественнонаучных концепций всеединства, ноосферного мышления и космической этики.
Концептуальная основа и методологическая база исследования. Концептуальной основой для выработки основных положений и суждений о человеке, его духовной и природной сущности, познавательной и ценностно-ориентированной деятельности послужили классические труды зарубежных (И. Канта, Г. Маркузе, Э. Фромма, П. Тейяра де Шардена) и отечественных (Н.А. Бердяева, Н.К Рериха,
B.C. Соловьева, СЛ. Франка) авторов, работы современных российских исследователей (Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой, А.Э. Воскобойникова, JI.C. Выготского, ПС. Гуревича, В.Н. Жукова, В.А. Титова, И.Т. Фролова и
ДР-)
Важной составной частью наших теоретических представлений о духовно-нравственных основах объединения человечества являются концепции всеединства русских религиозных философов и мыслителей Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева,
C.JL Франка; работы представителей русского космизма В.И. Вернадского, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского; концепции ноосферного мышления и космической этики А.А. Горелова, Т.А. Гореловой, Г.С. Киселева, Н.Н Моисеева, Г.С. Померанца и др.
В диссертационном исследовании используется диалектический категориальный аппарат, основные принципы диалектики. В частности, диалектический подход способствовал определению взаимообусловленных причинно-следственных связей процессов глобализирующегося мира. Также используются аксиологический, феноменологический, системный и синергетический методы.
Аксиологический метод позволил определить ценностные ориентации современного общества и человека в условиях глобализации.
Феноменологический, системный и синергетический методы способствовали изучению феномена человеческого сознания и самосознания, духовного мира человека, как самодостаточных явлений; позволили обозначить и объяснить объективную необходимость планетарного ноосферного сознания, постижения высших духовных смыслов в процессе создания духовно-нравственной основы единения человечества.
В диссертации также используется социологический и социально-психологический анализ процессов глобализации, который лег в основу предположений и выводов о последствиях глобализации, ее влиянии на духовный мир человека.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором в широком философском контексте предпринята попытка комплексного изучения неразработанной темы и ее осмысление в свете религиозно-философских и естественнонаучных концепций всеединства, ноосферного мышления и космической этики. Конкретно это нашло выражение в следующем:
- показано, что качественные радикальные преобразования в экономической, политической, социальной, культурной и духовной сферах жизнедеятельности человечества направлены на формирование единой (общечеловеческой) культурно-цивилизационной мировой системы;
- на основе анализа реального процесса формирования единой культурно-цивилизационной системы выявлены основные механизмы преобразования «культуры субъекта»: формирование структуры потребностей человека через создание имиджа; формирование социально-психологической модели выбора профессии; создание искусственной языковой среды в ТНК; контроль над человеческой популяцией путем генетических манипуляций в целях «улучшения наследственности»; контроль в сферах принятия решений, индивидуального мышления под лозунгом «гарантии личной защищенности и безопасности»;
- дана авторская трактовка понятия «культуры субъекта», согласно которой это единая целостность, в которую входят образ мышления, менталитет, ценностные ориентиры, духовно-нравственные принципы, поведенческие и деятельностные установки, генетический потенциал человека.
- значительно расширено (по сравнению с прежними научными и философскими трактовками) концептуальное поле «культуры смерти». «Культура смерти» представлена как особый тип идеологии с искаженным понятием свободы, ведущей в предельном варианте к вседозволенности и соответствующей ей практики магистрального пути развития западной техногенной цивилизации;
- дана авторская интерпретация философской концепции «культуры жизни» как духовный труд и нравственное самосовершенствование, единство принципов (справедливости, меры, ответственности) в отношениях человека, общества и природы, идейным стержнем которой явились учения русских религиозных мыслителей о «Царстве Божьем внутри нас»;
- через сопоставление жизненных позиций, связанных с «культурой жизни» и «культурой смерти», проанализирована проблема нравственного выбора человека в условиях глобализирующегося мира;
- раскрыт нравственный смысл концепций духовного всеединства, ноосферного мышления и космической этики как объективной идейной основы единения человечества и преодоления глобальных вызовов современной цивилизации; обоснована необходимость формирования целостного мировосприятия, «созвучного» ускоряющемуся социально-историческому развитию человечества, в котором особенную роль играют образование и воспитание;
- показана необходимость ориентации образования на изучение не только прошлого и настоящего, но и на анализ потенциального будущего; в связи с этим проанализирована эволюционно-генетическая связь биосфера -техносфера - ноосфера; особый упор при этом сделан на развитии и смене системы нравственных ценностей.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Глобализация явилась результатом объективных и длительных процессов развития западной цивилизации, а её духовно-нравственные истоки уходят вглубь истории. С эпохи великих географических открытий и формирования колониальной системы до появления информационного общества, западная цивилизация вырабатывала «трансцивилизационный стержень» современной глобализации, ставший её материальной и инструментально-технологической основой.
2. В западной цивилизации коренятся идейные и духовно-нравственные истоки глобализации. Именно здесь была выработана базовая система ценностей, основанная на рационализме и прагматизме, технократическом и антропоцентрическом подходе к решению проблем и выстраиванию отношений человека, общества и природы.
3. «Реальная» глобализация (в контексте глубинных преобразований культурно-генетического и духовно-нравственного потенциала человека по западному образцу) представляет собой процесс насильственного внедрения идеологии и практики «культуры смерти» как магистрального пути развития западной техногенной цивилизации, противостоять которой может только «культура жизни», как основа позитивной модели глобализации.
Под позитивной моделью глобализации глобализацией автор понимает триединство процессов: объективный, взаимообусловленный, взаимозависимый процесс исторического развития; процесс накопления общего культурно-цивилизационного опыта; процесс духовно-нравственного объединения человечества.
4. Человек, природа, космос представляют собой единое целое, живой одухотворенный организм. И именно человек, как осознанно действующий субъект, ответственен как за дальнейшую биосферную (биотехносферную), так и ноосферную эволюции. Поэтому отношения человека общества и природы должны основываться на созидающих и утверждающих жизнь принципах и ценностях.
5. Нравственный выбор человека в условиях глобализации мы связываем с утверждением «культуры жизни», как нового типа мышления, основанного на постижении высших духовных смыслов бытия, этике ненасильственного и достойного поведения по отношению к человеку, обществу, природе. Только через «накопление» духовной культуры, как внутреннего регулятора поведения человека, возможен процесс его одухотворения и нравственного самосовершенствования.
6. Особая роль в формировании целостного восприятия картины мира, его единства, в становлении ответственной и творческой личности, «человека слова», «человека действия», «человека духовного» принадлежит образованию и воспитанию, которые определяют суть изменений, происходящих в обществе.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования позволяют не только понять всю глубину и взаимосвязанность процессов глобализации, выявить степень их влияния на духовно-нравственное состояние человека, его внутренний мир и выработку ценностных ориентаций, но и осмыслить необходимость обращения человечества к «духовному строительству».
Понятия «культура жизни» и «культура смерти», выбранные для оценки нравственного выбора человека, могут применяться для характеристики духовных процессов глобализации.
Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки учебно-методических разработок по курсам «Философия», «Культурология», «Социология»; при разработке альтернативных моделей глобализации; при генерировании новых идей устойчивого развития.
На основе материалов второй и третьей глав диссертации был разработан учебный курс «Ценностные и профессиональные ориентации личности».
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты исследований и выводы, содержащиеся в диссертации, докладывались на заседаниях кафедры социальной и политической философии Московского гуманитарного университета, излагались автором на российских и международных научно-теоретических и научно-практических конференциях: II Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, 2005), Межвузовской конференции «Язык и культура: философские и общенаучные проблемы» (Москва, 2007), Международной научной конференции «1917 - 2007: Уроки СССР и будущее России (ресурсно-энергетические, экономико-политические и социокультурные параметры)» (Москва, 2007).
Выводы первой главы, связанные с осмыслением «интегрирующей роли языка глобализации», были подтверждены исследованием языковой среды в международных компаниях, работающих на российском рынке, которое автор провел в 2006 году.
Структура работы обусловлена логикой решения исследовательской задачи, предметом, целью философского анализа и спектром рассматриваемых проблем. Она состоит из введения, трех глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Современные процессы глобализации и альтернативные проекты развития человечества в русской философии2007 год, кандидат философских наук Еремин, Аркадий Николаевич
Кооперативность как принцип самоорганизации социальных систем: ноосферные аспекты2006 год, кандидат философских наук Прищеп, Елена Николаевна
Феномен глобальности в философии русского космизма2004 год, кандидат философских наук Исакова, Наталья Владимировна
Деконструкция гуманизма в постмодернистской глобализации2005 год, кандидат философских наук Карпова, Светлана Александровна
Становление глобального сознания: Философский анализ2006 год, кандидат философских наук Номеровская, Галина Вениаминовна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Овчинникова, Кристина Анатольевна
Заключение
Исходя из поставленной цели, сформулированных задач и проведенного исследования автор приходит к следующим выводам.
Глобализация явилась результатом объективных и длительных процессов развития западной цивилизации. Её духовно-нравственные истоки уходят вглубь истории. С эпохи великих географических открытий и формирования колониальной системы до появления информационного общества западная цивилизация вырабатывала «трансцивилизационный стержень» современной глобализации, ставший её материальной и инструментально - технологической основой.
В западной цивилизации коренятся идейные и духовно-нравственные истоки глобализации. Именно здесь была выработана базовая система ценностей, основанная на рационализме и прагматизме, технократическом и антропоцентрическом подходе к решению проблем и выстраиванию отношений человека, общества и природы.
Среди базовых ценностей техногенной западной цивилизации можно выделить следующие: понимание природы как неорганического мира, в котором ресурсы безграничны, ценность активной суверенной личности, ценность инноваций и прогресса, доминанта научной рациональности в системе человеческого знания, технологическое манипулирование природными и социальными объектами с целью их преобразования. Эти ценности транслируются в другие культурно-цивилизационные общности, выступают культурно-генетическим кодом самой западной цивилизации, в соответствии с которым она воспроизводится и развивается.
Под действием таких факторов, как развитие глобальных средств массовой информации, транснациональных корпораций, глобальной сети
Интернет происходит макроструктурирование мирового порядка, становление «общества сетевых структур».
На основе технологий и механизмов управления, манипулирования сознанием, применяемыми «сетевыми структурами», осуществляется радикальное преобразование «культуры субъекта». Под «культурой субъекта» понимается единая целостность, в которую входят образ мышления, менталитет, ценностные ориентиры, духовно-нравственные принципы, поведенческие и деятельностные установки, генетический потенциал человека.
Среди основных механизмов и технологий управления, которые в «обществе сетевых культур», всеобщей стандартизации и структурного принуждения играют решающую роль в преобразовании «культуры субъекта» можно выделить следующие:
• формирование структуры потребностей человека через создание имиджа;
• формирование социально-психологической модели выбора;
• создание искусственной языковой среды в ТНК;
• контроль над человеческой популяцией путем генетических манипуляций в целях «улучшения наследственности»;
• контроль в сферах принятия решений, индивидуального мышления под лозунгом «гарантии личной защищенности и безопасности». Структурное принуждение и всеобщая стандартизация побуждает людей искать новый образ жизни там, где они могут компенсировать и оправдать утраченную свободу. К примеру, сексуальные меньшинства, проявление международного терроризма и др.
На современном этапе исторического развития обострение глобальных кризисов (антропологический, экологический) и нерешенных социальных противоречий (к примеру, проблема терроризма), которые поставили под вопрос само существование человечества, есть результаты «реальной» глобализации. Таким образом, «реальная» глобализация представляет собой процесс насильственного внедрения философии и практики «культуры смерти» как магистрального пути развития западной техногенной цивилизации, противостоять которой может только «культура жизни», как основа позитивной модели глобализации.
В нашем понимании, позитивная модель глобализация - это триединство процессов: объективный, взаимообусловленный, взаимозависимый процесс исторического развития, процесс накопления общего культурно-цивилизационного опыта и процесс духовно-нравственного объединения человечества.
Культура смерти» - это особая совокупность идей, взглядов; это особый тип мышления, менталитет и образ жизни, рожденные западной цивилизацией. В ее основе, прежде всего, лежит искаженное представление о понятиях свободы, справедливости, чести, долга, достоинства и т.д.
Формулой «культуры смерти» является соперничество. Мировая общественная система, постоянно поддерживая конкуренцию, как единственно возможный вариант прогресса, ведет игру в «слабых и сильных». Она выгодно для себя определяет, какими качествами должен обладать сильный и, в свою очередь, слабый. Так или иначе, по задумке этой системы, всегда побеждает сильнейший, но не самый лучший, в т.ч. и в нравственном смысле. Однако, многие пытаются походить на выдуманный образец сильного, отбрасывая за ненадобностью нравственные и моральные положения, жертвуя тем, чем, в сущности, человек отличается от животного, то есть сознанием.
Соперничество - это разрушение целостного пространства жизни, сотрудничество напротив есть совместный труд, созидание целостности. В нем заключена формула «культуры жизни», где у каждого своя значимость и предназначение, где исключается игра «в сильных и слабых». Здесь взаимозависимость, взаимообмен, обоюдный благородный страх потерять совместно созданное, сделать что-то не так по отношению друг к другу, что может привести к разрушению. Здесь раскрывается способность идти по пути добра, который (по верному, на наш взгляд, утверждению В. Соловьева) «оправдывает себя в любых жизненных обстоятельствах»; по пути любви, которая таит в себе утверждающие ценности «культуры жизни», в корне меняет наше мировосприятие, отношение к человеку и природе.
Культура жизни» есть духовный труд и нравственное самосовершенствование, единство принципов (справедливости, меры, ответственности) в отношениях человека, общества и природы, стремление к постижению высших духовных смыслов бытия. Ее идейным стержнем являются учения русских религиозных мыслителей о «Царстве Божьем внутри нас».
Нравственный выбор в пользу ценностей «культуры жизни» - это всегда испытание и искушение, это постоянное преодоление «недоброй воли» и восхождение к высшим духовным ценностям. Только через «накопление» духовной культуры как внутреннего регулятора поведения человека возможен процесс его одухотворения и нравственного самосовершенствования.
Человек, как осознанно действующий субъект ответственен как за дальнейшую биосферную (биотехносферную), так и ноосферную эволюции. Поэтому отношения человека, общества и природы должны основываться на созидающих и утверждающих Жизнь принципах. Особую ценность в осмыслении того, что человек, природа, космос представляют собой единое целое, живой одухотворенный организм, представляют собой концепции духовного всеединства, ноосферного мышления и космической этики, которые являются объективной идейной основой единения человечества и преодоления глобальных вызовов современной цивилизации.
Для того чтобы человечество осознало необходимость созидания общей духовно-нравственной основы, забота о духовных потребностях должна быть общественной целью. Только тогда возможна переоценка ценностей, переход от лихорадки производства и потребления к цивилизации духовного роста и равновесия с природой. Именно воспитание определяет суть изменений, происходящих в обществе.
Воспитание (как и образование) должны сочетать в себе два основных принципа: принцип индивидуальности (уникальности) и принцип универсальности.
Первый принцип означает - знать, уважать, хранить «себя» и «другого»; познать много-образие мира: индивидуальные, уникальные национальные, религиозные, духовно-культурные и другие особенности. Второй принцип означает - воспитать в себе «гражданина мира» и «хранителя» мира в самом широком смысле; познать единое, универсальное в человечестве: духовно-нравственную основу его сосуществования и общечеловеческие ценности (терпимость, человеколюбие, добродетель). В слиянии эти два принципа формируют целостное мировосприятие, ответственную и творческую личность, «человека слова», «человека действия», «человека духовного».
Формирование общенаучной картины мира, целостных знаний о человеке, представлений о духовно-нравственных общечеловеческих ценностях должно опираться на синтез наук о природе и духе. Единое знание позволяет приблизиться к пониманию замысла вселенной, к осмыслению предназначения человека. Без него невозможно осознать многомерности и целостности жизненного пространства, всей взаимосвязи проистекающих в нем процессов. Единое знание позволяет связать причину и следствие, которые могут находиться в разных плоскостях» пространства; позволяет соединить дух и материю в единое целое. Тогда становится очевидным, что истинная причина всех человеческих бед, болезней цивилизации кроется в самом главном, современном и в тоже время уже традиционном и «законсервированном» духовно-нравственном кризисе.
Человеку, обладающему этим поистине духовным знанием, совершенно очевидными становятся утверждения, что «Красота, Добро, Любовь спасут мир». Поскольку они есть вечные, общечеловеческие, универсальные Истины, основы Жизни.
Путь человечества к духовному единению, преодоление глобальных кризисов есть «путь в себе» как нравственное самосовершенствование и как постижение высших духовных смыслов Добра, Любви, Красоты через осмысление того, что человек, природа, космос представляют собой единое целое, живой одухотворенный организм.
Подлинная духовная эволюция человечества, изменение его сознания, связаны, прежде всего, с одухотворением и преодолением антропологического кризиса, с освобождением от всех форм порабощения. Только возрождение подлинной духовности способно привести человека к новому качеству жизни, к «новому» сознанию и творчеству. Планетарное ноосферное сознание необходимо человечеству, которое подошло в XXI веке к новому эволюционному витку.
Разумеется, никакая высокая духовность и нравственность сами по себе не выведут глобализирующееся общество из тупикового положения. Лишь войдя в «плоть и кровь» реально протекающих процессов в материально-технической, экономической, политической и т.д. сферах, они могут стать действительным катализатором реализации позитивной модели глобализации.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Овчинникова, Кристина Анатольевна, 2007 год
1. Августин Блаженный. Свобода воли // http://ihtik.lib.ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec2006 4704. rar
2. Агаркова Е Ю. Современная экологическая ситуация как отражение духовного кризиса // http://studlib.ru/article/print-1268.html
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2002. 288 с.
4. Адорно Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001. 527 с.
5. Анисимов С.Ф. Введение в аксиологию. М.: Совр. Тетради, 2001.125 с.
6. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М.: Междунар. отношения, 1993. 135 с.
7. Баранцев Р.Г. Комплексирование целостности // http://spkurdyumov.narod.ru/D9Barantsev.htm
8. Бауман 3. Последствия глобализации для человека и общества. М.: Весь мир, 2004.188 с.
9. Бек У. Общество риска. М., 2001. 384 с. http://www.risksociology.ru/text/Beck.pdf
10. Бек У. Что такое глобализация? (Ошибки глобализма ответы на глобализацию). М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
11. Белавин В. А. Синергетика и развитие человечества // http://spkurdyumov.narod.ru/D6Belavin.htm
12. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру / Бенхабиб С. ; пер. с англ. под. ред. B.JI. Иноземцева. М.: Логос, 2003. 289 с.
13. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.
14. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1990. 468 с. http://ihtik.lib.ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec2006 883. rar
15. Бердяев Н.А. Философия свободы // http://ihtik.lib.ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec20064570. rar
16. Бердяев Н. Судьба человека в современном мире // http://ihtik.lib.ru/philosbook22dec2006/philosbook 22dec20064564. rar
17. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. Спб.: Изд-е М.В. Пирожкова, 1907.
18. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с. http://ihtik.lib.ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec2006 6262.г аг
19. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии (1907-1909 гг.). СПб., 1910. 160 с.
20. Бестужев-Лада И. В. Впереди XXI век. Перспективы, прогнозы, футурологи. М: ACADEMIA, 2000. 480 с.
21. Бодрийар Ж. Прозрачность зла (1990): Пер. с фр./Л.Любарская, Е.Марковская. М.: Добросвет, 2000. 259 с.
22. Бодрийар Ж. Насилие Глобализации // Логос. 2003. №1 // http://ihtik.lib.ru/philosbook22dec2006/philosbook22dec20062385. гаг
23. Бодрийар Ж. Америка (1986): Пер. с фр./ Д. Калугин.СПб.: Владимир Даль, 2000. 92 с.
24. Борисенко В.В., Титов В.А. Проблемы нравственного воспитания молодежи на этапе современного общественного развития. М, 1988. 94 с.
25. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм: синергетическая теория глобализации. СПб., 2004. 400 с.
26. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетическая философия истории // Общественные науки и современность. 2006. №1. С. 28-37.
27. Бровко Е. Потоковое обучение Труд золотоискателей // Е-xecutive. 2005 // http://www.e-xecutive.ru/
28. Бубер М. Два образа веры. М: Республика, 1995.464 с.
29. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение, 1978. 216 с.
30. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. (Его отношение к религии человекобожия Л. Фейербаха) // Булгаков С.Н. Соч.: В 2-х т. М.: Наука, 1993.-Т. 2.http://ihtik.lib.ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec2006 5532. rar
31. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада / пер. с англ. Л. Башкирова. М: ACT, 2004.448 с.
32. Бэттлер Л. Контуры мира в первой половине XXI века и чуть далее Теория. // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №1. С. 73-80.
33. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Спб., 2001.416 с.
34. Валлерстайн И. После либерализма // http://www.natahaus.m/2006/05/14/ivallerstaiinposlejiberalizrna.html
35. Ванярхо В.Г., Чкуарели В.О. Глобализация как процесс самоорганизации // http://spkurdyumov.narod.ru/D5VinTchaureli.htm
36. Василенко В.И., Теслев В.Н. Международный терроризм как проявление глобальных противоречий // http://spkurdyumov.narod.ru/D40VasilTes.htm
37. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М. 1991. 482 с.
38. Внутренний предиктор СССР. Мертвая вода. Часть 1 Историко-философский очерк. Китеж. Державный град России, 2004. // http://www.vodaspb.ru/russian/razdelsotsiolog-1 .html
39. Волченко В.В. Поиск парадигмы развития цивилизации XXI века. Материалы междисциплинарного научного семинара «Человек»./ Бюллетень №1. М., 1999. 210 с.
40. Воронович Б. Л., Торукало В.П. Человек в глобализирующемся мире: проблемы и тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2004. №4. С. 175-185.
41. Воскобойников А.Э. Концепции современного естествознания. М.: Национальный институт бизнеса, 2004. 400 с.
42. Выготский Психология развития человека. М., 2003. 1136 с.
43. Гадамер X. Г. Истина и метод // http://ihtik.lib.ru/philosbook 22dec2006/philosbook 22dec2006 6429. rar
44. Галкин А.П. Мировое развитие: состязание новых и старых политик. Материалы мед. науч. Интернет- конф. 13 мая 10 июня 2003 г. / ПОЛИС - Политические исследования // http://www.politstudies.rU/politinfo/interconf/2.htm#2
45. Гегель Г. Лекции по философии духа // http://ihtik.lib.ru/philosbook22dec2006/philosbook22dec2006 1755. гаг
46. Гегель Г. Учение о бытии // http://ihtik.lib.ru/philosbook22dec2006/philosbook 22dec2006 1766. rar47.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.