Современное религиозное искусство в культуре русского зарубежья: на примере деятельности иконописцев в США и Канаде тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Дёмина, Дарья Сергеевна

  • Дёмина, Дарья Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 163
Дёмина, Дарья Сергеевна. Современное религиозное искусство в культуре русского зарубежья: на примере деятельности иконописцев в США и Канаде: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2015. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дёмина, Дарья Сергеевна

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1. Религиозное искусство как научная категория

1.2. Религиозное искусство в русской православной культуре

1.3. Деятельность иконописца и основные критерии ее анализа

ГЛАВА 2. РУССКОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ США И

КАНАДЫ

2.1. История русских православных приходов на Северо-Американском континенте

2.2 Влияние социокультурной среды США и Канады на религиозное искусство

2.3. Основные этапы становления иконописи в США и Канаде

ГЛАВА 3. ИКОНОПИСЕЦ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ США И КАНАДЫ

3.1. Профессионализация иконописца в Северной Америке

3.2. Традиции и новаторство в деятельности иконописцев русского зарубежья на территории США и Канады

3.3. Тенденции развития иконописного творчества в условиях поликонфессиональной культуры Северо-Американского континента

Заключение

Список литературы

Приложение А. Список респондентов, предоставивших экспертное мнение

Приложение Б. Иллюстративный материал к тексту диссертационного исследования

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Современное религиозное искусство в культуре русского зарубежья: на примере деятельности иконописцев в США и Канаде»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью глубокого научного анализа проблемы бытования русского религиозного искусства и иконописной традиции в условиях эмиграции, - достояния отечественной и мировой художественной культуры.

В современном мире икона способствует развитию диалога христианских Востока и Запада, имеющих общую историю. Сегодня можно наблюдать переосмысление иконописного образа западнохристианским миром. Икона становится общехрнстианской ценностью, выходя за границы православной цивилизации вместе с эмигрантами тех стран, где православие является традиционной конфессией.

Российское рассеяние сыграло первостепенную роль в укоренении православной культуры на Северо-Американском континенте и подготовило почву к принятию иконы западнохристианской ойкуменой. Иконописное творчество как одно из непременных условий бытия православной традиции, продолжается в иноконфессиональной среде. Современные культуры США и Канады знают немало мастеров иконописного искусства росашского происхождения, которые перенесли опыт русского иконописання на американскую почву.

Развитие иконописи за рубежом может также рассматриваться в контексте сохранения художественно-эстетического и духовного наследия русской культуры в эмиграции. Русское зарубежье осуществляло работу по восстановлению иконописной традиции параллельно с той, которая в завуалированных формах велась в советской России, и плоды исследовательской деятельности по открытию иконы совместно с первыми попытками восстановления древнерусского образа явили себя за границей раньше, чем на родине.

Таким образом, проблема религиозного искусства в культуре русского зарубежья значительна н перспективна, она связана не только с изучением современного художественного наследия русской культуры, но с развитием восточнохрнстианского искусства в целом.

Основной целью данного исследования является всестороннее изучение проблемы иконописного творчества в ннокультурной и иноконфессиональной среде США и Канады.

В диссертации поставлены следующие исследовательские задачи: —уточнить определение религиозного искусства;

— определить специфику религиозного искусства в русской православной культуре;

— рассмотреть особенности профессии иконописца в современной культуре России;

— обратиться к проблеме российской православной эмиграции и выявить механизмы транслирования религиозно-художественного опыта;

— выявить характерные для США и Канады социокультурные факторы, влияющие на развитие православного искусства в этих странах;

— изучить основные этапы становления иконописной традиции на СевероАмериканском континенте;

— определить особенности профессионализации иконописцев в США и Канаде и «вызовы» среды, влияющие на творчество;

— выявить основные тенденции развития иконописания в США и Канаде. Объектом исследования является религиозное искусство русского

зарубежья.

Предмет исследования - специфика деятельности русских иконописцев в современных социально-культурных условиях США и Канады.

Степень научной разработанности проблемы. Анализом артефактов религиозного искусства в той или иной степени занимались различные научные школы и отдельные исследователи, чье творчество можно обобщить в следующие направления научной мысли:

- научные работы, представляющие анализ русской культуры и восточнохристианского искусства;

- труды, посвященные культуре русской эмиграции;

- исследования, раскрывающие особенности профессиональной деятельности русских художников в России и за рубежом.

К первой группе относятся фундаментальные фнлософско-богословскне, историко-культурологические, искусствоведческие труды.

Общие теоретические вопросы искусства и религии в системе культуры исследуются в работах С.С. Аверинцева, Н.Г. Багдасарьян, М.М. Бахтина, П.С.Гуревича, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна, JI.M. Мосоловой, А.Я. Флиера.

Взаимосвязи религии и общества посвящены труды В.И. Гараджи, Л.А.Сндоровой, Д.М. Угрнновича, И.Н. Яблокова и др.

Вопросы религиозного искусства в русской культуре поднимались в трудах А.И. Арнольдова, П.С. Гуревича, Ю.А. Жданова, Н.С. Злобнна, В.М. Межуева, Е.Г. Яковлева.

Истоки теории образа в христианстве приводятся в богословских трудах прп. Иоанна Дамаскнна, сщмч. Дионисия Ареопагита, свт. Василия Великого, при. Феодора Студита, свт. Григория Паламы.

Среди отечественных религиозных философов рубежа XIX-XX веков проблемой иконы занимались С.Н. Булгаков, Ф.И. Буслаев, E.H. Трубецкой, П.А. Флоренский.

Стоит отметить произведение JI.A. Успенского «Богословие иконы Православной Церкви», где рассматривается иконописный образ в литургическом аспекте. Особый интерес к богословскому наследию Успенского обусловлен тем, что он работал во Франции, его труды за границей широко распространены, идеи проникли и в православную среду Северной Америки. Кроме того, JI.A. Успенский являлся практикующим иконописцем, идейным вдохновителем и преподавателем иконописной школы в Париже, оказал прямое или косвенное влияние на современных художников-иконописцев Северо-Американского континента.

Эстетические и художественные особенности иконы изучалась такими крупными учеными, как М.В. Алпатов, Д.В. Айналов, Г.К. Вагнер, И.Э. Грабарь, Л.Ф. Жегин, Н.В. Квливидзе, Н.П. Кондаков, О.С. Попова, Б.В. Раушенбах, A.B. Рынднна, Н.М. Тарабукин, И.А. Шалина.

Проблемы интерпретации образа в восточнохристианской и западнохристнанской духовных традициях раскрываются в работах X. Бельтинга, Р. Краутхаймера, A.M. Лндова, Д.Т. Райса и др.

Феноменология иконы освещена в исторнко-культурологических трудах С.С. Аверинцева, В.В. Бычкова, А.Я. Гуревнча, В.В. Лепахина, А.Ф. Лосева, И.А. Тульпе и др.

Богословские основы иконопнсания рассматриваются в работах архнм. Рафаила (Карелина), С.Г. Савиной, К.Г. Шахбазяна, А.Д. Шмемана, И.К. Языковой и др. Усилиями И.К. Языковой началось глубокое изучение иконописного наследия русского зарубежья.

Особенностям профессиональной деятельности и проблеме подготовки

будущих мастеров иконопнсания посвящены работы Г.И. Вздорнова,

О.В. Губаревой, A.B. Корниловой, Н.С. Кутейниковой, И.А. Прониной, С.А. Ржаницыной, М.Н. Соколовой, О.Ю. Тарасова.

Отдельную группу источников составляют труды по истории Церкви в России и за рубежом: С.Б. Белоглазовой, Г\М. Бенигсена, Д.В. Поспеловского, В.А. Цыпинандр.

Культурным, социальным, профессиональным, психологическим факторам адаптации российской эмиграции посвящены работы A.A. Аронова, А.И. Новикова и Н.С. Фрейкман-Хрусталевой, М.И.Раева, В.М.Соловьева, В.А.Тишкова и др.

Искусство в эмиграции представлено в трудах П.Е. Ковалевского, Н.П.Крадина, С.С. Левошко, В.Г. Лисовского, М.Л. Магидовнч, Л.А.Мнухина, О.Л.Лейкинда, К.В. Махрова, Д.Я. Северюхнна, В.Л. Хайта, Е.П. Яковлевой и др.

Проблема образа в католицизме и протестантизме изучается в работах А. Безансона, X. Бельтинга, Б.Р. Виппера, М.Дворжака, Э.Жильсона, М. Кунцлера, Ж.Маритена, Э. Панофского.

Стоит отметить, что общее число публикаций, посвященных иконописцам-эмигрантам русского зарубежья, невелико и в основном эти работы освещают проблему иконописи в Европе. Среди современных авторов, затрагивающих вопросы профессиональной деятельности российского иконописца за рубежом, отдельно можно отметить И.Н. Горбунову-Ломаке - педагога и теоретика искусства, живущего в Бельгии.

Отдельные вопросы иконописи в Северной Америке освещаются в публикациях сети Internet, достаточно редко, но появляются аналитшескпе и критические статьи на тему профессиональной деятельности иконописцев в современных США и Канаде в СМИ.

Весьма важными и во многом определяющими для работы оказались научные труды, посвященные деятельности художников русского зарубежья М.Л. Магидович, которые задали вектор исследования и во многом

предопределили данную работу. В исследование включены материалы круглых столов и конференций, а также периодические издания и интервью.

Методология исследования. Методологической базой исследования послужил системный культурологический подход, который включает системный анализ феноменов культуры с применением методов смежных научно-исследовательских отраслей - истории, искусствоведения, религиоведения, социологии. В исследовании применялся иконолошческий, структурно-функциональный, а также историко-культурный анализ в диахронном и синхронном срезах. В качестве эмпирических методов сбора данных были использованы: экспертные и биографические интервью, письменный опрос, вторичный анализ статистических данных, анализ документов, включенное наблюдение.

Источниковую базу исследования составляет

комплекс архивных материалов, воспоминания, мемуары и периодика, отразившие историю российской эмиграции в Северной Америке в XX веке, выставки иконописного искусства за рубежом, иконы и росписи храмов США и Канады, научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций и круглых столов, авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования, информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события культурной и художественной жизни православной диаспоры на Северо-Американском континенте, официальные сайты иконописных мастерских, объединений, персональные сайты современных иконописцев, личные встречи и интервью.

Стоит отметить открытость иконописного сообщества США и Канады, готовность художников оказать содействие в исследовательской работе. Отдельного упоминания заслуживает иконописец Дмитрий Школьник, чьи консультации и экспертные интервью помогли в процессе исследования. Кроме того, неоценимую помощь в исследовании оказали экспертные интервью и консультации Владимира Грнгоренко, Филиппа Давыдова, Ивана Румянцева,

Валентина Стрельцова, Александра Шелехова, Marek Czarnecki, Theodore Koufos Jonathan Pageau, Theodore Jurewicz.

Положения, выносимые на защиту

- Среди наиболее острых проблем в области иконописной деятельности можно обозначить следующие: неприятие заказчиком творческого подхода иконописца к произведению, удерживание иконописца в рамках «копийности»; низкая численность иконописцев, способных выработать собственный художественный язык в рамках богословской традиции; трудности, связанные с организацией рабочего процесса; невысокая стоимость иконописного труда, связанная во многом с низкой компетентностью покупателей и заказчиков.

- Важнейшим элементом профессиональной стратегии художника-иконописца, работающего за рубежом, является выбор места жительства относительно достаточно крупной православной диаспоры, способной обеспечить его заказами.

- Становление православной культуры в Северной Америке есть результат совместной деятельности Церкви и православной эмиграции, ставящей перед собой задачу сохранения этноконфессиональной идентичности.

- Специфическая социокультурная среда США и Канады особым образом влияет на православное искусство, отражается как на процессе создания, так и на процессе бытования артефактов религиозной культуры.

- Икона, впервые появившаяся на Северо-Американском континенте с первыми православными поселенцами, за два с половиной века своего существования существенно изменила свою стилистическую направленность и технику исполнения.

- Открытие древнерусской иконы на Северо-Американском континенте происходило посредством исследовательской и иконописной деятельности за рубежом, и не испытывало на себе влияние процессов, происходивших в метрополии.

- Среди рукописных образов, исполненных русскими художниками на американской земле к началу XXI века в храмах США и Канады, в большей

степени представлены: народная икона как результат художественной деятельности местных мастеров из среды переселенцев в Северную Америку; икона, выполненная в академическом стиле профессиональными художниками; икона в академическом стиле, выполненная местными добровольными мастерами, представляющая собой копию картин на религиозный сюжет кисти известных художников, выступающая чаще всего в качестве стенной росписи; старообрядческая икона, исполненная профессиональными художниками-старообрядцами, в основном, для частного заказа; икона в византийском стиле профессионального уровня.

— Традиция иконописания, развивающаяся в США и Канаде привлекает к себе колоссальное количество последователей, в том числе из неправославных христианских деноминаций, что отражается на качестве иконы, иконографии и стилистике.

Научная новизна. Впервые в отечественном культурологическом исследовании:

— рассматривается тема истории развития иконописания в странах Северной Америки;

— собраны п систематизированы сведения об иконописцах, работающих в США и Канаде с момента появления на Северо-Американском континенте первых православных миссионеров и по настоящее время;

—проведен стилистический анализ работ американских иконописцев; —разработаны критерии культурологического анализа, выявляющие специфику иконописания в США и Канаде;

—показаны особенности трансляции иконописного опыта в Северной Америке;

—выявлены основные социально-культурные проблемы и особенности современного иконописания в США и Канаде;

—раскрыты основные закономерности профессионализации иконописцев в США и Канаде.

Теоретическая значимость. Разработанная в диссертационном исследовании методология может быть применена для изучения как религиозного искусства регионов России, так и для изучения других видов религиозного искусства русского зарубежья. Материалы и выводы данной работы могут использоваться исследователями современной культуры, церковного искусства в целом и иконописи в частности, как основа для научных исследований, связанных с изучением специфики современного иконописного творчества за рубежом.

Практическая значимость. Основные материалы и выводы диссертащш могут быть внедрены при формировании музейных коллекций, воссоздании церковных интерьеров, в практической деятельности иконописцев, а также при разработке международных программ и проектов в области культурной политики в отношении культуры русского зарубежья и ее представителей.

Основное содержание и выводы диссертационного исследования могут применяться при составлении учебно-методических пособий для организаторов выставочно-экспознционных проектов, посвященных современной православной иконе.

Собранные и систематизированные автором материалы могут использоваться при подготовке курсов и учебных пособий по дисциплинам «Теория и история культуры», «Религиоведение», «История Русской Православной Церкви», «История русской эмиграции», «История русского искусства».

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ИСКУССТВА В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

1.1. Религиозное искусство как научная категория

В культурно-историческом процессе религия и искусство тесным образом связаны, оказывая друг на друга взаимное воздействие. Как все многообразие существующих интерпретаций религии и искусства, так и утверждение приоритета одного феномена над другим, в значительной степени зависят от научных и мировоззренческих пристрастий исследователя.

Теистическое направление мысли оценивает религию как источник духовности, отсюда, религия первостепенна по отношению к искусству. И даже в условиях кризиса традиционных религиозных ценностей, искусство, как правило, сохраняет религиозное чувство и мистическое восприятие человеком мира.

Протоиерей Александр Мень в своем труде «История религии», говоря о значении религии, отмечает: «Даже для исследователей, весьма далеких от веры, давно стало ясно, что этика и метафизика, искусство и естествознание обязаны ей своим происхождением. Искусство родилось как культовое, наука и философия возникли как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир; мораль, право, семья базировались на заповедях веры» \

Антропоцентрическая мировоззренческая концепция полагает, что религиозное сознание складывается позднее эстетического, а также утверждает эксплуатационный характер религии по отношению к искусству. Если религия закрепощает, удерживает искусство в рамках канона, что дает человеку только иллюзорное отражение действительности, то искусство, вне гнета религии, являет свою гуманистическую природу, прославляет торжество жизни, раскрепощает личность2.

*Мень А.В. История релпгпи. В поисках Пути, Пспшыи Жгпнн. В 7т. Т. 1. Истокпрелнпш. М.: Слово, 1991.С. 27.

2 Настольная книга атеиста / С. Ф. Анислмов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький и др. М.: Политиздат, 1987.431 с.

Несомненно, эти два типа суждений занимают крайние позиции, однако заявленные взаимные претензии на приоритет одного над другим есть следствие близости религии и искусства, единства духовного и эстетического в системе культуры. Данную мысль иллюстрирует М.С. Каган при анализе строения культуры. Обозначая три подсистемы культуры — материальную, художественную и духовную, Каган видит их обусловленность, соответственно, тремя основными формами человеческой деятельности - материально-практической, практически-духовной, т.е. художественной, и духовно-теоретической. Он включает в предметное поле художественной культуры все возможные виды, роды и жанры искусства, и отвечает на логический вопрос: «почему художественная культура, несмотря на духовное содержание, выделяется как особая, отличная от духовной культуры, подсистема»3, следующим образом: «... в искусстве его духовное содержание воплощено в материальной форме так, что оно от нее неотрывно, ... эстетические качества стиха неотъемлемы от его звучания.<...> Следовательно, духовная и материальная стороны искусства как содержание и форма художественных образов соединяются не так как в предметах духовной и материальной культуры, и эта их неразрывность объясняет особое место художественно-творческой деятельности в культуре»4.

Таким образом, всякое художественное произведение есть органичное сочетание духовного и эстетического. Наиболее ярким примером такого взаимодействия является религиозное искусство.

Религия и искусство способны выступать как важнейшие культурообразующне элементы. Например, Н. Я. Данилевский видел в религиозной деятельности основу своеобразия еврейской культуры, в греческой культуре ключевым видом деятельности, по его мнению, была художественная, а в римской - политическая.5

С другой стороны, религия и искусство сами испытывают на себе смену культурных парадигм, что отражается на их количественном и качественном

3 Введение в культурологию. Курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С.9.

4 Там же. СЛО

5 Данплевскнп НЛ. Россия п Европа. - М.: Ш-т русской цпвнлпзащш, Благословение, 2011.816 с.

содержании в культуре определенной эпохи. Данный тезис способна проиллюстрировать концепция социокультурной динамики П. А. Сорокина, в которой история человечества рассматривается как последовательная смена типов культур, представляющих собой единство меняющихся ценностей, значений и норм.

В динамике каждой культуры П. А. Сорокин выделяет три типичные стадии: идеациональную (ideational), идеалистическую (idealistic) и чувственную (sensate).6 Так, стиль идеациональной культуры, главной ценностью которой является Бог,- символнчен, а искусство — религиозно: ((Архитектура и скульптура средних веков были «Библией в камне». Литература также была насквозь пронизана религией и христианской верой. Живопись выражала те же библейские темы в линии и цвете. Музыка почти исключительно носила религиозный характер»7. Кроме того, идеи христианства разрабатывались философией, этикой, наукой и правом. Однако на смену идеациональной, средневековой реальности

приходит иная, идеалистическая, которая «частично сверхчувственна и частично

0

чувственна» . В ракурсе взаимоотношения религии и искусства это означает ослабление религиозности искусства, которое следует по пути практически полного обмирщения в чувственной культуре — следующем историческом типе культуры. Чувственная культура старается освободиться от религии, стиль ее освобождается от символизма.

В истории мировой культуры мы можем наблюдать значительные периоды, как практически полной обусловленности искусства религиозным мировоззрением, так и отхода искусства от сферы сакрального. Начиная с эпохи Возрождения, - пишет М. Н. Соколов в статье «АЬ arte restaurata. Сакральность эстетического в «Иеротопии» Нового времени»9,- эстетическое сакрализуется, постепенно вытесняя собственно сакральное. Мысль о том, что эстетическое

6 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. и преднсл. А. Ю. Согомонов. М: Политиздат, 1992. 543 с.

7 Там же.

s Там же.

' Перотоппя. Сравнительные исследования сакральных пространств: [сб.ст.] / ред.-сост. А.М. Лндов. М.: Индрцк, 2009. С. 176.

способно перенимать черты религиозного развивает и Е. Г. Яковлев, отмечая, что религия на современном этапе секуляризации культуры переносит свои характерные свойства в сферу искусства.10

В.В. Кандинский в своем фундаментальном труде «О духовном в искусстве», также говорит о современном ему абстрактном искусстве как об искусстве, трансформирующем художественные формы, сохраняя преемственность

I ^

сакрального и вырабатывая высокий уровень духовности.

Существуют различные точки зрения относительно близости или расхождения путей, а также назначения религии и искусства. Сложно не согласиться с тем, что, несмотря на существенные отличия в смысловом содержании и методологии изучения данных культурных феноменов, можно обозначить их общие значительные признаки. Как у религии, так и у искусства присутствует устремленность к совершенству, совместное движение к таким абсолютным ценностям, как истина, красота. Религиозное переживание, также как и художественная деятельность, есть прорыв к высшим сферам духовности. История культуры свидетельствует, что эстетическое способно вытеснять религиозное, а религия не имеет самоцелью создать искусство, однако эстетическое и религиозное взаимодействуют друг с другом, обладая при этом своими неповторимыми особенностями.

Однако вступая на путь определения границ религиозное/светское в искусстве той или иной культуры, в первую очередь становятся очевидны и существенные различия в отношении искусства и религии к конечному продукту, к конструируемой реальности. Например, Л. Фейербах, рассуждая о назначении религии и искусства, отмечал, что для художника важна верность и красота своих произведений, он ничего не требует от них большего, не пытается выдавать их за действительность, а только создает видимость действительности.12 При этом религия претендует на объективное, системное объяснение мира. Кроме того, религия и искусство видят по-разному отношение человека с иной реальностью.

10 Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М., 2005. С. 10.

11 Кандинский В.В. О духовном искусстве. СПб.: Свое изд-во, 2013. 88 с.

12 Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2 томах. Т. 2. М.: Полит. лнт-ра,1955. С. 7- 305.

Если для искусства «иная реальность» творится самим человеком, и сотворение этой реальности есть цель творения, то для религии человек - сам результат творения, и через обращение к иной реальности он осуществляет самопостижение.

Возникает вопрос, как религиозное искусство - явление, существующее на стыке рассматриваемых феноменов, способно разрешить внутреннее противоречие сущностных характеристик религии и искусства.

Первоначально следует уточнить понятие «религиозное искусство» и обозначить его семантическое поле. Хотя «религиозное искусство»- термин настолько общеупотребительный, что кажется совершенно прозрачным для понимания, анализ литературы по данной проблематике позволяет установить расхождения во мнениях относительно его содержательной стороны.

Часть исследователей полагает, что религиозное искусство — это искусство, отображающее особенности религиозного мировоззрения и заключающее в себе некую религиозную идею. Религиозным произведение делает его особое содержание, утверждающее реальность сверхъестественного мира. Религиозное искусство может как принадлежать, так и не принадлежать религиозному культу.13

Иная точка зрения на религиозное искусство созвучна позиции Русской православной церкви, когда под религиозным произведением понимается только культовое произведение, т.е. произведение, имеющее сакральный характер, введенное в богослужебный обиход. В случае если произведение использует религиозную тему или сюжет, но, по мнению Церкви, выражает личностное человеческое мироощущение и переживание, ему будет отказано в статусе религиозного произведения искусства, и соответственно, в участии в богослужебной практике.14

Из анализа данных позиций следует, что в узком смысле религиозное искусство - это сакральное искусство, являющееся частью церковного культа; в

13 Угрпновпч Д.М. Искусство н религия. М.: Политиздат, 1982. С.103.

"Флоренский П. А. Избранные труды по искусству. М: Изобразительное искусство, 1996. 286 с

широком смысле - это искусство, раскрывающее религиозный сюжет или несущее религиозную проблематику, однако способное существовать, как в литургической сфере, так и вне ее.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дёмина, Дарья Сергеевна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азаренко, С.А. Интерпретация / С.А. Азаренко // Современный философский словарь / под общ. ред. В. Е. Кемерова. - 2-е изд., нспр. и доп.

- Лондон [и др.].: Панпринт, 1998. - 1064с.

2. Аверинцев, С.С. Византийский культурный тип и православная духовность. Некоторые наблюдения / С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы. - СПб.: Азбука-классика. - С. 426-444.

3. Аверинцев, С.С. Крещение Руси и путь русской культуры / С.С. Аверинцев // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. - М.: Столица, 1991.464 с.

4. Акт о каноническом общении [Электронный ресурс] // Русская православная церковь: [сайт]. — Режим доступа: https://mospat.ru/ru/documents/act-of-canonical-communion/

5. Александров, Е.А. Русские в Северной Америке: биогр. словарь / Е.А. Александров. - Хэмден; Сан-Франциско; СПб, 2005.- 599 с.

6. Александров, Е.В. Коллекция русских икон и старины в Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании / Е.В. Александров // Русский американец. -1997.-№21.-С. 190-191.

7. Анатолий (Каменский), архим Ситка: Историко-статистическое описание Снткинского православного прихода //Американский православный вестник.

- 1898.-В. И.

8. Аринин, Е.И. Философия религии. Принципы сущностного анализа / Е.И. Аринин, Е.И. - Архангельск: Изд-во Поморского гос. ун-та им. М.В.Ломоносова, 1998. - 297 с.

9. Аронов, A.A. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939 гг.): сущность, предпосылки, результаты / A.A. Аронов. - М., 1999. - 232с.

10. Ахиезер, A.C. Прошлое и настоящее эмиграции из России / А. Ахнезер // Миграционная ситуация в России: социально-политические аспекты: вып.4.- М., 1994. - С. 39-63.

11. Баландина, О.В. Место и роль религии в общественно-политической жизни российской эмиграции США, Канады и Мексики (1917-1945 гг.) /О.В.Баландина // Вестник РУДН. Сер. История России.- М., 2006.- № 2.- С. 63-68.

12. Баландина, О.В. Российская диаспора в Северной Америке в XX в. / О.В. Баландина. - М.: Прометей, 2009.- 402 с.

13. Баландина, О. В. Российская эмиграция в Северной Америке в XX веке: автореф. дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / О.В. Баландина; ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. - М., 2011.- 36 с.

14. Балнм, Г.М. Проблемы системного анализа культуры / Г.М Балим, В.П. Рыжов, Ю.В.Рыжов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 184 с.

15. Батуркин, М.Г.Символическнй язык православной иконы / М.Г. Батуркин // Вестник СевГТУ. Философия. - Севастополь, 2003,- Вып. 46.- 215 с. - С.97-105.

16. Белоглазова, С.Б. Христианизация аборигенов: К истории православия в Русской Америке / С.Б. Белоглазова // Россия и АТР,- 1997. - №4. - С.40-47.

17. Бельтинг, X. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Ханс Бельтинг. - М.: Прогресс - Традиция, 2002.- 752 с.

18. Бережков, А.Л. Америка золотоглавая / А.Л. Бережков // Эхо Планеты. -1996. - №5 (январь-февраль). - С. 14.

19. Бландов, A.A. Православное духовенство в росашском военно-морском флоте XVIII в.: дне... канд. ист. наук: 07.00.02 /A.A. Бландов; СПБГУ. - СПб., 2014. - 259 с.

20. Блохин, B.C. История поместных Православных Церквей: учеб. пособне/В.С. Блохин. - Екатеринбург, 2004 .- 200с.

21. Бобров, Н. Краткий исторический очерк строительства Свято-Троицкого монастыря, шт. Нью-Йорк, Северная Америка.- Джорданвнлль, 1969 //

Русский инок. - 2008. - № 66-68 (229-231) Май-Июль. - Режим доступа: http://russian-inok.org/books/istoriya.html 176 с.

22.Богословие образа. Икона и иконописцы: антология / сост. А.Н. Стрижев. -М., 2002. - С. 78-83.

23.Бородина, A.B. Основы православной культуры / A.B. Бородина. - М., 2003. -240с.

24.Булгаков, С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви / Сергей Булгаков. - 2-е изд.- YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne Ste Genevieve, Paris 5e, 1989. - 402 c.

25.Бычков, B.B. Русская средневековая эстетика XI - XVII века: монография / В.В. Бычков. - М., Мысль, 1992. - 474 с.

26. В США освящен музей русских икон [Электронный ресурс] // Русская православная церковь США : [сайт]. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/news/25763.htm

27.В США появится Православный институт церковного искусства [Электронный ресурс]. - 2013, 27 декабря - Режим доступа: http://\v\v\v.pra vmir.ru/v-ssha-poyavitsya-pravoslavnyj-institut-cerkovnogo-iskusstva/#ixzz3 3 rxYhpIN

28.Вагнер, Г.К. Византийский храм как образ мира / Г.К. Вагнер // Византийский временник. Т.47. - 1986 - С. 163-181.

29.Вардзелашв1Щи, Ж.И. Метафорические номинации в языковой картине мира / Ж.И. Вардзелашвилн // СПбГУ и Тбилисский гос. ун-т: науч. труды. Сер. Филология. - СПб-Тб., 2001.- Вып. II.- С.32-37.

30.Васнецов, В.М. Письма. Новые материалы / В.М. Васнецов. - СПб., 2004,-287с.

31.Введение в культурологию. Курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова.- СПб., 2003. -167 с.

32. Вейдле, В.В. религиозном корне русского искусства / Владимир Вейдле // Умирание искусства. - М.: Республика, 2001. - С. 171176.

33.Вениамин (Федченков), мнтрои. На рубеже двух эпох / митроп. Вениамин (Федченков). - М.: Отчин дом, 1994. - 447 с.

34.Возняк, Е.Р. Архитектура православных храмов на примере храмов Санкт-Петербурга: учеб. пособие / Е.Р.Возняк, В.С. Горюнов,С. В. Семенцов. -СПб.: СПбГАСУ, 2010.- 80 с.

35.Гительман, Ц.А. Русские евреи на трех континентах / Ц.А. Гнтельман // Иностранец. - 1995.- №23, 26 июля. - С. 18.

36.Голубинскнй, Е.Е. История Русской Церкви: Т.1: Период первый, киевский или домонгольский / Е.Е. Голубинский. - репринт 2-го изд. исп. и доп. 1904. -М.: Грааль, 1997.- 802 с.

37.Голубцов, В. Русская православная диаспора во второй половине XX века / В. Голубцов. - М.: ООО « М-Принт», 2004. - 228 с.

38.Горбунова-Ломаке, И.Н. Икона: правда и вымыслы/ Ирина Горбунова-Ломаке. - СПб.: Сатис, 2009. - 288 с.

39.Гуревич, П.С. Гуманизм и вера: днскус. вопр. взаимоотношений совр. религ. сознания и свет, гуманист, традиции /П.С. Гуревнч. - М.: Знание, 1990.-63 с.

40.Давыдов, И. П. От иконописи — к иконике (Критический анализ эпистемы православной иконологии) / И.П.Давыдов // Вестник ПСТГУ. Сер.1. Богословие. Философия . - 2012.- Вып. 2 (40). - С.49-58.

41. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. - М.: Ин-т русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.

42.Демина, Д.С. Развитие иконописной традиции в условиях русского зарубежья: на примере иконописной школы Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена: реценц. науч. журнал. - 2014.- Вып. 166. - С.126- 132.

43.Доронченков, А.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России / АИ. Доронченков. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. - 214с.

44.Евдокимов, П.В Введение в икону/ П.В. Евдокимов // Православие. - М., 2002.- С. 307-338.

45.Евзлин, М.Г. Космогония и ритуал / М.Г. Евзлин. - М.: Радикс, 1993. - 344с.

46.Жаренова, O.A. Интеллектуальная миграция россиян. Ближнее и дальнее зарубежье /O.A. Жаренова, Н.В.Кечил, Е.Р. Пахомов.- М., 2002.- 126 с.

47.Жидков, B.C. Искусство и картина мира/ B.C. Жидков, К.Б. Соколов. -СПб., 2003.- 464 с.

48.Жизненный путь Архимандрита Киприана ( Пыжова) // Православная Русь .-2001.-№7.

49.Журавский, A.B. Приход в Русской православной церкви XX в / A.B. Журавский // Православная Энциклопедия: Русская Православная Церковь. -М., 2000. - С. 276-277.

50.3авалишин, В. Лучший иконописец нашего времени (К пятилетию со дня кончины Пимена Максимовича Софронова) / В. Завалншин // Русское Возрождение. Независимый русский православный национальный орган. -1980. - № 12.-С. 177-187.

51.3аволоко И. Н. Памяти иконописца П. М. Софронова (1898 — 1973) / И.Н.Заволоко, А.Л. Мурннков // Старообрядческий Церковный календарь на 1974 год - Рига, 1973. - С. 79.

52.3адорожный, Н.С [Электронный ресурс]: биограф, и библногр. справка // Искусство п архитектура русского зарубежья : [сайт]. - Режим доступа: http://www.artrz.ru/articles/1804783740/index.html

53.3акхей архим. Моя Америка, моя Россия. Размышления американского православного священника [Электронный ресурс] // Фома.- 2008, январь. -Режим доступа: http://foma.ru/moya-amerika-moya-rossiya.html

54.Иванова, Ю.А. Русские в городе [Электронный ресурс] // ZEMLYAKI.CA [сайт]. - Режим доступа: http://wvvw.zemlyaki.ca/life_society/russkie-v-gorode-а818/

55.Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Русн / ред. A.M. Лндов - М.:,Индрик, 2006. - 764 с.

56.Иконопнсец Пимен Софронов и Резекненская Кладбищенская община староверов // Поморский Вестник.- 2003.-№ 2 (11).- С.10-12.

57.Илыш, И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т.1.: Основы христианской культуры. - М.: Русская книга, 1993.- 400 с.

58.Илыш, И.А. Художники и художественность / И.А. Ильин // Одинокий художник / сост., предисл. и примеч. В.И. Белов.- М.: Искусство, 1993. 348с.

59.Иоанн Сан-Францнсский, архиеп. Книга свидетельств: Т.2. / архиеп. Иоанн Сан-Францисский // Собрание избранных трудов архиепископа Иоанна (Шаховского).-Нью-Йорк, 1965. -655 с.

60.История прихода преп. Серафима Саровского в Торонто [Электронный ресурс] // Православная церковь преп. Серафима Саровского в Торонто: [сайт]. - 2013,9 мая - Режим доступа: http://stsl.hglc.com/node/96

61.История Русской Америки (1732-1867): в 3 т. Т. 1: Основание Русской Америки (1732-1799) / отв. ред. акад. Н. Н. Болховитинов. - М.: Междунар. отношения, 1997. - 479 с.

62.История Свято-Троицкого мужского монастыря в Джорданвилле. В кратких жизнеописаниях его настоятелей [Электронный ресурс]: очерк по изд. Свято-Троицкого монастыря // Русская православная Церковь Заграницей: [сайт]. - Режим доступа:

http:/Дv\v^v.гussianorthodoxchuгch.ws/synod/history/htm.html

63. Иулнання (М.Н.Соколова), мои. Труд иконописца / мон. Иулиания (М.Н. Соколова). - Свято-Троиц. Сергпева Лавра, 1995. - 264 с.

64.Кабузан, В.М. Русские в мире: Динамика численности и расселения (17191989). Формирование этнических и политических границ русского народа / В.М. Кабузан,- СПб.: Русско-балтийский пнформ. центр «Блиц», 1996. - 352с.

65. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - СПб., 1997. — 544 с.

66.Кандинскпй, В.В. «О духовном в искусстве» / Василий Кандинский. - СПб.: Свое изд-во, 2013.- 88 с.

67.Капалнн, Г.М. Русская православная церковь и освоение Тихоокеанского севера в ХУШ-ХЕХ вв. (по материалам Аляски) : дне. ... д-ра ист. наук; 07.00.02 / Г. М. Капалин, РАНХиГС. -М.,2014,- 630 с.

68.Кипрнан (Пыжов), архим. Дореволюционное русское духовенство за границей / архим. Киприн (Пыжов) // Православная мысль.- 1957.- №11.-С.114.

69.Киирнан (Пыжов), архим. К познанию православной иконописи / Архимандрит Киприан // «Православная жизнь».- Джорданвилль, 1966.-№1.- стр. 8-13.

70.Киприан (Пыжов), архим. К познанию того, что такое православная иконопись [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://\v\v\v.russianorthodoxchurch.ws/STATII/iconographyfrkiprian.html

71. Кириченко, Е.И. Храм и город. О содержательно структурном единстве русского сакрального пространства / Е.И. Кир1шенко // Иеротопня. Сравнительные исследования сакральных пространств: [сб. ст.] / под. ред. A.M. Лндова. - М., «Индрпк», 2009. С. 285 - 315.

72.Кншковский, Л. прот. Православие в Америке. Диаспора или Церковь? [Электронный ресурс] / Л. Кншковскнй. - Режим доступа: http://www. theolcom.ru/uploaded/115-128.pdf

73.Ковалевский, П.Е. Революция. Русское рассеяние и культурное завоевание мира / П.Е. Ковалевсюш // Общество «Икона» в Париже: в 2 т. Т.2 / сост. Г.И. Вздорнов, З.Е. Залесская, О.В Лелекова. - М.: Прогресс-Традиция. 2002. - С.23-30.

74.Колосницын В.И. К определению природы «религиозного искусства» // В.И. Колосннцын // Социальные функции искусства и религии: сравнит, характеристика: сб. ст. - Свердловск, 1976. - С.32. 149 с.

75.Кононова М. Русская старообрядческая диаспора в странах дальнего зарубежья: генезис, формирование и современное положение [Электронный ресурс]. - Режим доступа. -

http:/Av\v\v.archipelag.ru/ru_mir/volni/religio_voln/russian_diaspora/

76.Кордис, Г. Невозможно стать хорошим иконописцем без личного опыта церковной жизни [Электронный ресурс]: интервью с иконописцем

Георгиосом Кордисом / Беседовали О.Шаламова и Ф.Давыдов. - Вода живая. - 2008, 12 февраля.- Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/smi/80.htm

77.Кравченко, A.C. Икона: пособие для художников, реставраторов / A.C. Кравченко, А.П.Уткина.- М.: Стайл А ЛТД, 1993,- 126с.

78.Крадш1, Н. П. Харбин - русская Атлантида / Н.П. Крадин. - Хабаровск. 2001. С. 157-158.

79. Кураев, A.B., диак. Культура как жемчужина /А.В.Кураев // Взрослым о детской вере. Школьное богословие Ростов-н/Д., 2002. — 640 с.

80.Курчевский, Б.А. О русской эмиграции в Америку / Б.А. Курчевский. -Лнбава, 1914.-217с.

81.Лава, Д.А. Влияние народных стилей на архитектуру православных церквей Канады / Д.А.Лава, И.Ю. Грин // Новые идеи нового века: науч. сборник ТОГУ .- Хабаровск, 2014.- Т.1. - С.184-190.

82. Лепахин, В.В. Икона и иконичность / В.В. Лепахнн. - 2-е изд., перераб. и

доп. - СПб.: Успенское подворье Оптиной пустыни, 2002. - 399с.

83. Лепахнн, В.В. Значение и предназначение иконы. Икона в Церкви, в

государственной, общественной и личной жизни / В.В. Лепахин. - М.,

«Паломникъ» 2003. - 512 с.

84. Лидов, A.M. Пространственные иконы. Чудотворное действо с Одштггрией Константинопольской / A.M. Лидов // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси.- М.: Индрик, 2006.- С. 325-372.

85. Лидов, A.M. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре / Алексей Лидов. - М.: Дизайн. Информация. Картография: Троица, 2009. — 362 с.

86. Лидов, A.M. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования / A.M. Лидов // Иеротопия. Исследование сакральных пространств: материалы междунар. Симпозиума / ред.- сост. A.M. Лидов,- Москва: Радуница, 2004. С. 15-33.

87. Лидов, A.M. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид художественного творчества [Электронный ресурс]: лекция / А.М.Лидов //

Цикл «Публичные лекции Полит. Ру». - 2007, 14 июня. - Режим доступа: http://\v\v\v.polit.ru/article/2007/06/14/ierotop/

88. Лидов, A.M. Святой Лик - Святое Письмо - Святые Врата. Образ-парадигма «благословенного града» в христианской иеротопии / A.M. Лидов // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств: [сб. ст.] / ред. сост. A.M. Лндов. - М.: Индрик, 2009, с. 112-145.

89. Линде, Ю.В. Борис Раушенбах: От ракеты к иконе [Электронный ресурс]: цнт. приведены по кн. Б. Раушенбаха «Пристрастие» / Ю.В. Линде // Фома. -2011, 11 апреля. - Режим доступа: http://foma.ru/boris-raushenbax-ot-raketyi-k-ikone.html

90.Литвак, Б.Г. Русское православие в ХЕХ веке / Б.Г. Литвак // Русское православие: вехи истории / науч. ред. А.И. Клебанов. - М.: Политиздат 1989. С.309-379.

91. Лосев, А.Ф. Художественные каноны как проблема стиля / А.Ф. Лосев // Вопросы эстетики: Вып. 6. - М.: Искусство, 1964. - С. 351-374.

92. Лосский, В.Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / В.Н. Лосский. - 2-е изд.- М.: Изд-во Свято-Троиц. Сергневой Лавры, 2012. - 586 с.

93. Лотман, Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства.- СПб.: Академический проект, 2002. - С. 314-321.

94.Магидович, М.Л. Поле искусства как предмет исследования / М.Л. Магидовнч // НЛО: Теория и история литературы, критика и библиография . - 03/2003. -N60(2). - С.54-69.

95.Магадович, М.Л. Профессиональная идентичность художника / М.Л. Магидовнч // Журнал социологии и социальной антрополопш,- 2004.- Т. VII.-№3.-С. 139-152.

96.Магидович, М.Л. Профессиональные стратегии художников-эмигрантов / М.Л. Магидовнч // Журнал социологии и социальной антропологии,- 2005.-Т.8. - №2. - С.127-141.

97. Магидовнч, M.JI. Профессиональная идентичность художника и социокультурные механизмы ее формирования. Диссертация доктора соц. наук / М.Л. Магидовнч. СПб., 2005.- 354с.

98.Малаховская, О.М. Природа религиозного образа в современной живописи / О.М. Малаховская // Христианство и мир. Материалы Всерос. науч.- практ. конференц. "Хрнстпанство-2000". - Самара: Православная Самара, 2001.

99.Манн, В.В. Два столетня Православия на Аляске / В.В. Манн // Россияне. -1994.-№10-11.- С. 145-148.

100. Маркелов, Г.В. Изограф из Причудья / Г.В. Маркелов // Памяти Заволоко И.Н.: сб. ст. и материалов, посвященных 100-летию И.Н. Заволоко / сост. И.Иванов, И.Миролюбов. -Рига: Издание РГСО. - 1999. - С.99-101.

101. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методологический анализ). - М.: Мысль, 1983. -284 с.

102. Межуев, В.М. Культурология и философия культуры // Культурология сегодня. - М., 1993. - С. 15-22.

103. Духовное производство : социал.-филос. аспект пробл. духов, деятельности / В. М. Межуев ; отв. ред. В. И. Толстых ; АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1981. - 352 е..

104. Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение / прот. Иоанн Мейендорф. - М.: Когелет, 2001. -С. 244-265.

105. Мень, A.B. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. Т. 1. Истоки религии / А.Мень. - М.: СП Слово, 1991 С. 27.288 с.

106. Миронов, И. Б. Как продавали Аляску / И.Б. Миронов. - М.: Алгоритм, 2012.-290 с.

107. Моррис, Р. Старорусские традиции различия трёх русских религиозных общин в Орегоне (США) / Р.Моррис // Русская культура вне границ: информ. - аналит. сб. Вып. 1.- М., 1995. - С. 28 - 35.

108. Настольная книга атеиста / С. Ф. Аннснмов, Н. А. Ашнров, М. С. Беленький п др. ; под общ. ред. С. Д. Сказкнна. - 9-е изд., испр. и доп. - М.. Политиздат, 1987. -431 с.

109. Настольная книга священнослужителей: в 7 т. Т.4. — М.: Московская Патриархия, 1977-1988. - 824 с.

110. Наумова, Т. Научная эмиграция из России / Т. Наумова // Свободная мысль. - 2004. - № 3.- С.120-130.

111. Несговоров, А. Пимен Максимович Софронов / А. Несговоров // Русский американец. Обзорн. вып. - Nyack, N.Y, 1997. - № 21. - С. 144-148.

112. Ннтобург, Э.Л. Евреи в Америке на исходе XX века / Э.Л. Нитобург. -М., Чоро.- 1996.-128 с.

113. Нитобург, Э.Л. Русская Православная церковь в США / Э.Л. Нитобург // США и Канада: экономика, политика, культура. — 2000. -№ 4. - С.34-54.

114. Нитобург Э.Л. Русские религиозные сектанты и староверы в США / Э.Л. Нитобург // Новая и новейшая история. - 1999. - №3. - С.34-51.

115. Нитобург, Э.Л. Русские трудовые иммигранты в США (конец XIX в.-1917 г.): Адаптация и судьбы / Э.Л.Нитобург // Отечественная история. -2002. - Яг5. -С.63-75.

116. Озмитедь, Е. Е. Православная культура и подходы к ее изучению / Е.Е. Озмитель // Вестннк Адыгейского гос. ун-та. Сер. Регионоведение. -2010. - Вып.2 (59). - С. 153-157.

117. Окунцов, И.К. Об иммиграции в Канаду / И.В. Окунцов // Русское слово. - Нью-Йорк, 1915. - С. 5

118. Олекса, М., прот. Православные храмы, семинария в Америке [Электронный ресурс]: по материалам журнала "Мнр Божий". 1997. №1 //Образование и православие: [сайт]. Режим доступа: http://\vw\v.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/10488pra.htm

119. Основы религиоведения Учеб. /Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова. — М. :Высш. шк. ,1994. — 368 с.

120. Языкова, И. К. Богословие иконы: учеб. пособие / И.К. Языкова. - М.: Изд-во Общедоступного Православного ун-та, 1995.- 212 с.

121. Ортодоксия // Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина — М.: Гардарнки, 2004.- 1072 с.

122. Павлуцкий, Г.А. Каменное церковное зодчество на Украине / И. Э. Грабарь // История русского искусства: В 6 т. Т.2. Архитектура. (Москва и Украина).- М., Изд-во И. Кнебеля, 1911.- С. 383 384.

123. Панофскнй, Э. Готическая архитектура и схоластика / Эрвин Пановский // Богословие в культуре средневековья : пер. и коммент. А.Н. Панасьева.- Киев, 1992. - С.49-78.

124. Панофский, Э. Этюды по иконологии / Эрвин Пановский. — СПб,: Азбука-классика, 2009.- 521с.

125. Пантелеев, С.Ю. Кто такие соотечественники и как формируется русская диаспора в странах бывшего СССР [Электронный ресурс]: интервью с дир. Ин-та Русского Зарубежья С.Ю. Пантелеевым С.Ю. / Беседу вела Н. Асадова // Эхо Москвы, 2013, 8 мая. - Режим доступа: http://echo.msk.ru/programs/linguafranca/1062794-echo

126. Папков, A.A. Древнерусский приход [Электронный ресурс] /A.A. Папков // Богословскш! вестник. 1897. №2 (Февраль). Режим доступа: http://\v\v\v.bogoslov.ru/joumal/vestnik/index.html

127. Петров, В.П. Русское Православие в Америке (XVIII -XX вв.) / В.П. Петров // Этнографическое обозрение.- 1994.- №2. - С. 70-77.

128. Покровская, K.M. Икона завоевывает Америку [Электронный ресурс]: интервью для итал. жур. «Новая Европа», 2009/ Беседу вела Ирина Языкова. Режим доступа: http://\v\vw.art-sobor.ru/archives/5604

129. Полян, П.М. Эмиграция: кто и когда в XX веке покидал Россию/ П.М. Полян // Россия и ее регионы в XX веке: территория - расселение -миграции / под ред. О. Глезер н П. Поляна. - М.: ОГИ, 2005. - С.493-519.

130. Попов, A.B. Библиотеки и библиотечные собрания Православной Церкви за рубежом // Макарьевские чтения: материалы Пятой междунар. конференц. (21-22 ноября 2006 года) / отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск.: Горно-Алтайский гос. ун-т, 2006. С. 222-235.

131. Попов, A.B. Русское зарубежье и архивы. Документы российской эмиграции в архивах Москвы: проблемы выявления, комплектования, описания, использования / A.B. Попов. - М.: Ист.- архивн. ин-тРГГУ, 1998. -291с.

132. Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д.Попова, И.А. Стерннн. - М.: Восток-Запад, 2007. - 314 с.

133. Поспеловскнй, Д.В. Из истории русского церковного Зарубежья Д.В. Поспеловскнй // Церковь и время. - 1991. - № 2. - С. 19-64.

134. Поспеловскнй, Д.В. Роль русского Зарубежья в распространении Православия [Электронный ресурс] // Альфа и Омега. 1994. №1. Режим доступа: http ://aliom.orthodoxy.ru/arch/001 /frame.htm

135. Поспеловскнй, Д.В. Русская православная церковь: испытания начала XX века / Д.В. Поспеловскнй // Вопросы истории.- 1993.- №1,- С.42-55.

136. Пример заявления на вступление в члены Прихода [Электронный ресурс]// Храм Покрова Пресвятой Богородицы: [сайт]. Режим доступа: http://ni.pokrovchurch.org/membership.html

137. Приход преподобной княгини Анны Новгородской (Средняя и Северная Норвегия) в Тронхейме (Русская православная церковь) [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://ortodoksnorge.com

138. Прохорова, Д. Русское Православие и культура коренных народов Аляски [Электронный документ] / Дарья Прохорова // Дилетант. 2012, 1 апреля. Режим доступа: http://diletant.ru/articles/54457/?sphrase_id=734987

139. Пушкарева, Н.Л. Пути формирования русской диаспоры после 1945 г. / Н.Л. Пушкарева// Этнографическое обозрение. 1992. №6. - С. 18-30.

140. Пятидесятилетне Архиерейского Служения высокопреосвященного Митрополита Анастасия. Юбилейный сборник. (1906-1956). Джорданвнлль: Свято-Троицкий монастырь, 1956. - 262 с.

141. Радзиховский, Л.П. Эмиграция будущего / Л.П. Радзиховскпй // Еврейское слово. - 2004. - 4-10 авг. - С. 2-3.

142. Раушенбах, Б.В. Простанственные построения в древнерусской живописи / Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1975.- 184 с.

143. Раушенбах, Б.В. Пристрастие / Борис Раушенбах. - М.: Аграф, 2002. — 432 е.- (Символы времени)

144. Раушенбах, Б.В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы / Б.В. Раушенбах. - М.: Наука, 1986.- 256 с.

145. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению / Под ред. проф. И.Н. Яблокова. М.: Гардарика, 1998.-536 с.

146. Российская научная эмиграция: двадцать портретов / под ред. Г.М. Бонгарда-Левнна и В.Е. Захарова. - М.Дциториал УРСС, 2001. - 368 с.

147. Русская библиотека [Электронный ресурс] // Русский православный собор Святых апостолов Петра и Павла в Монреале. - Режим доступа: peterpaul.sobor.ca/ru/русская-библнотека/

148. Русская Православная Церковь за границей. В 2 т. Т.2 / под ред. гр. A.A. Соллогуба. - Иерусалим, 1968. - 690с.

149. Русские без Отечества. Очерки по истории антибольшевистской эмиграции 20-40-х годов. - М., 2000. - 496 с.

150. Русское православие: вехи истории / науч. ред. А.И. Клибанов. — М.: Политиздат, 1989.- 719 с.

151. Ручкин, А.Б. Русская диаспора в Соединенных Штатах Америки в первой половине XX века / А.Б. Ручкин.- М., 2007.- 446с.

152. Рыжов, Ю.М. Религия, наука и искусство в системе культуры / Г.М. Балнм, В.П. Рыжов, Ю.В. // Проблемы системного анализа культуры.-Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.- 184 с.

153. Святитель Иоанн (Максимович) и Русская Зарубежная Церковь.-Джордавнлль: Тип. преп. Иова Почаевского, Свято-Троиц. Монастырь,

1996.- 63 с.

154. Семенов, Ю.С. Этнос, нация, диаспора / Ю.С. Семенов // Этнографическое обозрение. - 2000. - №2. - С.64-74.

155. Скурат, К. Е. Православная церковь в Америке [Электронный ресурс] / К.Е. Скурат // История поместных православных церквей. В 2 т. Т. 2 // Б-ка свящ. Якова Кротова. Режим доступа: http://krotov.info/history/20/1900/skurat_amer.htm

156. Снегирев, И.М. Взгляд на православное иконопнсанне / И.М. Снегирев // Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв : антология /сост., общ. ред. и предисл. Н.К. Гаврюшнна. - М.: Прогресс, 1993.-С 101-112.

157. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. -

1997.-№ 1.-С. 134-143.

158. Соколов, М.Н. Ab arte restaurata. Сакральность эстетического в «иеротошш» нового времени / М.Н.Соколов // Иеротопня. Сравнительные исследования сакральных пространств: [сб. ст.] / ред.- сост. A.M. Лидов.-М., «Индрик», 2009. - С. 172-198.

159. Соловьев, В.М. Русские на чужбине. Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества Х-ХХ века / В.М. Соловьев.-М.: Центрполнграф. - 319 с.

160. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А.Сорокин ; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов.- М.: Политиздат, 1992.- 543 с.

161. Социально-экономические проблемы миграции в современной России: сб. обзоров / отв. ред. и сост. Былов В.Г. - М.: ИНИОН РАН, 2003. - 160 е.- (Экономические и социальные проблемы России. Вып.2)

162. Спекторский, E.B. Христианство и культура / Е.В. Спекторский / сост., вступ. статья и примеч. П.Е. Бойко, JI.A. Бойко. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. — 360 с.

163. Тарасов, О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России / О.Ю. Тарасов. - М.: Прогресс-Культура, Традиция, 1995. - 496 с.

164. Тишков, В.А. Исторический феномен диаспоры / В.А. Тншков // Этнографическое обозрение. - 2000. - № 2. - С.43-64.

165. Тншков, В.А. Русский мир: смысл и стратегии [Электронный ресурс] / В.А. Тишков // Стратегия России. - 2007. - №7. - Режим доступа: http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_to.php?subaction=sho\vfull&id=l 18527 465 l&archive=l 185275035

166. Тренев, Д.К. Иконопись мстерцев. С приложением фототипий / Д.К. Тренев. - М.: Тип. М. Борнсенко,1903. - 16 с.

167. Трубецкой, E.H. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе / E.H. Трубецкой. - Paris.: Ymsa Press, 1965. - 168 с.

168. Трубецкой, E.H. Два мира в древнерусской иконописи / E.H. Трубецкой // Философия русского религиозного искусства XVI-XX : антология / сост., общ. ред. и преднсл. Н.К. Гаврюшина. — М.: Прогресс, 1993.- С.220-246.

169. Тульпе, И.А. Мифология. Искусство. Религия / И.А. Тульпе .- СПб.: Наука, 2012. - 320 с.

170. Тюрюканова, Е.Е. Женщина. Миграция. Государство / Е.Е. Тюрюканова, М.Ф. Малышева .- М.: Академия, 2001. - 229с.

171. Угриновнч, Д.М. Искусство и религия / Д.М. Угринович .- М.: Политиздат, 1982. - 287 с.

172. Успенский, JI.A. Богословие иконы православной церкви / JI.A. Успенский. - Коломна: Братство во имя св. князя А. Невского. - 1997. - 656с.

173. Успенский, Б. А. Семиотика иконы / Б.А. Успенский // Семиотика искусства. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - С. 221 - 296. -(Язык. Семиотика. Культура)

174. Фарли, JL, свящ. Об обращении "дикарей" [Электронный ресурс]/ Лоуренс Фарли // Фома. - 2013, 15 августа. - Режим доступа: http.7/foma.ru/ob-obrashhenii-dikarej .html

175. Фейербах, Л. Избранные философские произведения в 2 томах. Т.2 / Л. Фейербах. - М.: Полит.лнт-ра,1955. - С.7-305

176. Фелыитинский, Ю.К истории нашей закрытости. Законодательные основы советской иммиграционной и эмиграционной политики / Ю.К. Фелыитинский. - М.: Терра, 1991.-184 с.

177. Феофан Затворник. Что такое духовная жизнь и как на нее настроится / Феофан Затворник. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. - 368 с. -(Духовная сокровищница).

178. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для высш. шк. / А.Я. Флиер. - М.: Академнчесюш Проект, 2000.- 496 с.

179. Флоренский, П.А. Иконостас / П.А.Флоренский // Избранные труды по искусству. - СПб.: Изобразительное искусство, 1993. - С. 75-183.

180. Флоренский, П.А. Избранные труды по искусству / П.А. Флоренский. - М.: Изобразительное искусство.- 1993. - 487 с.

181. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств / П.А. Флоренский // Избранные труды по искусству. - М.,1996. С. 199-215.

182. Флоренский, П.А. Моленные иконы преподобного Серпы / П.А. Флоренский//Журнал Московской патриархии. 1969. № 9.- С.88-90.

183. Флоренский, П.А. Обратная перспектива / П.А. Флоровский // Труды по знаковым системам. III. Вып. 198. - Тарту: ТГУ, 1967. - С. 381-416.

184. Флоровский, Г.К. Пути русского богословия / Т.К. Флоровский. -Вильнюс, 1991.-599 с.

185. Фол, С. Эти странные американцы / Стефани Фол ; пер. с англ. А. Глебовской. - М.: Эгмонт Россия Лтд., 1999. - 72 с.

186. Цыппн, В.А. Историческое значение принятия "Акта о каноническом общении" [Электронный ресурс] / прот. Владислав Цыппн // интернет-журнал «Православие. Ru». 2007, 28 мая. - Режим доступа: http:/Av\v\v.pravoslavie.ru/jurnal/778.htm

187. Цыпин, В.А. История Русской Церкви: 1917-1997 / прот. Владислав Цыпин. - М.: Изд-во Спасо-Преображенск. Валаамского монастыря, 1997. -831 с.

188. Цыпин, В.А. Церковное право / В.А. Цыпнн. - 2-е изд.- М.: Изд-во МФТИ, 1996.-426 с.

189. Цурнков В.А. Остров Святой Руси. Джорданвилль / В.А. Цуриков // Русская история. - 2014. - №3 (30). - С. 84-88.

190. Шмитт, Ж.-К. К вопросу о сравнительной истории религиозных образов / Ж.-К. Шмитт // Другие Средние века. К 75-летию А. Я. Гуревича.-М.; СПб., 2000.- С. 343-357.

191. Шахбазян, К.Г. Символический реализм и язык иконы: критический анализ книга Б.А. Успенского «Богословие иконы православной церкви [Электронный ресурс] / К.Г. Шахбазян // Несусвет: [сайт]. — Режим доступа: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/shakhbazyan.htm

192. Шелехов, А.Н. Я можно сказать, врос в иконопись [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://rn.stoicholasmontreal.com/files/Article-on-Icons.pdf

193. Школа иконологии и иконописи «Просопон» [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://wmv.prosopon.ru/about.html

194. Щукин, С., прот. Краткая история Русской Православной Церкви Заграницей 1922-1972 [Электронный ресурс] / Сергий Щукин, прот. //Русская Православная церковь Заграницей: [ сайт] .- Режим доступа: http://www.synod.com/synod/history/his_rocorshukin.html

195. Эмиграция и репатриация в России / В.А. Ионцев, Н.М. Лебедева, М.В.Назаров, А.В.Окороков. - М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001. - 490 с.

196. Этничность и диаспоральность: [материалы круглого стола] // Этиометодология: проблемы, подходы концепции: сб. ст. Вып.З. - М.: Путь, 1997.- 144 с.

197. Языкова, И. К. Она много потрудилась для того, чтобы Образ Господа просиял на иконах [Электронный ресурс]: [статья посвящ. К. Покровской] / Ирина Языкова. - Режим доступа: http://www.art-sobor.nl/archives/5597

198. Языкова, И.К. Традиция жива п развивается [Электронный ресурс]: Интервью с И.К Языковой / Беседу вела Е. Вншковская // Благоукраснтель. -№27. - Режим доступа: http://www.art-sobor.ru/archives/2098

199. Яковлев, Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение / Е.Г. Яковлев. - 2-е изд., стер,- М.: Кн. дом Университет, 2005. - 640 с.

200. Якунин, В.Н. Положение и деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / В. Н. Якунин.

- Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2001. - 400 с.

201. Antonii (Dashkevich), hieromonk The Russian Orthodox Cathedral of the Archangel Michael at Sitka // Russian Orthodox American Messenger. — 1899.

- B. III.

202. Apostolos-Cappadona Diane. Art and religion // Encyclopedia of Religion.

- 2nd ed. - 2005. - Vol. 1. - 610 p.

203. Bogolepov, A. Toward an American Orthodox Church. - N.Y: Morehouse -Borlow.- 1963. - P.72-136.

204. Dunlap, T.R. Nature and the English Diaspora: Environment and History in the United States, Canada, Australia, and New Zealand. (Studies in Environment and History).-N-Y: Cambridge University Press, 1999. - 932 p.

205. Bielenberg, Andy. The Irish Diaspora. - N-Y: Longman, 2000. - 368 p.

206. Szasz, F.M. Scots in the North American West, 1790-1917. Norman: University of Oklahoma Press, 2000.

207. Gmelch, Sharon Bohn. The Tlingit encounter with photography. -University of Pennsylvania Press. — 240 p.

208. Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. - Cambridge, Massachusets, 1981. - 885 p.

209. Heitman, S. The third Soviet emigration: Jewish, German. Armenian emigration from the USSR since World War II. Köln: Bundesinstitut fur ostwiss. u intern. Studien, 1987.

210. Yazykova, Irina. Hidden and Triumphant: The Underground Struggle to Save Russian Iconography. - Paraclete Press, 2010. - 194 p.

211. Kennedy, J., A Nation of Immigrants. -N-Y.: Evanston: Harper&Raw, 1964.

212. Leonty. Theologicnl education in America. St Vladimir s Seminary Quart, vol 9. 1965.- №2.- P. 60.

213. Metropolit Manuil (Lemeschevskij). Die Russischen orthodoxen Bischöfe von 1893 bis 1965: bio-bibliog. Teil 3. - Erlangen, 1984. - 414 c.

214. Schmemann, A. Church world mission: Reflections on Orthodoxy in the West. SVSP, 1979. - №4. - P.209.

215. Seide, G. Monasteries & convents of the Russian Orthodox Church abroad

216. St. Tikhon's Monastery [Электронный ресурс] // Wayne County Historical Society [ URL: http://www.waynehistorypa.org/plid/215

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.