Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Иванова, Антонина Владимировна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 205
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Иванова, Антонина Владимировна
Введение.
Глава 1. Подготовка иконописцев в средневековой Руси (XI — XVII вв.).
1.1. Становление и развитие подготовки иконописцев в России. Приоритет духовно-нравственного воспитания в подготовке иконописцев (XI - середина XIII вв.).
1.2. Особенности подготовки иконописцев на Руси в период становления и развития национальной школы (середина XIII - XVI вв.).
1.3. Формирование нового метода подготовки иконописцев в Оружейной палате в XVII в.
Глава 2. Подготовка иконописцев в России в Новое время XVIII - начале XX вв.
2.1. Государственные реформы в области иконописания. Подготовка иконописцев в Императорской Академии художеств.
2.2. Внутрицерковная подготовка иконописцев в России и ее трансформация в связи с государственными реформами.
2.3. Подготовка иконописцев в народной среде и ее трансформация в связи с государственными реформами.
Глава 3. Подготовка иконописцев в советский и постсоветский периоды (1917-2005 гг.).
3.1. Опыт подготовки иконописцев в условиях атеистического государства в 1917-1991 гг.
3.2. Возрождение иконописания и подготовка иконописцев в России в постсоветский период в 1991 - 2005 гг. (на материале Санкт-Петербурга).
3.3. Основные тенденции развития современного иконописания и пути возрождения подготовки иконописцев в России в XXI в.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Иконописная школа Троице-Сергиевой лавры в контексте возрождения традиционного иконописания: середина XVIII - начало XXI вв.2013 год, кандидат искусствоведения Армеева, Людмила Алексеевна
Сибирская икона XVI-XIX вв.: становление и развитие иконографической традиции2012 год, кандидат искусствоведения Прохорова, Татьяна Викторовна
Религиозная живопись ярославских художников рубежа XX - XXI веков: вопросы формирования региональной школы2005 год, кандидат искусствоведения Мухина, Надежда Николаевна
История иконописного промысла в Юго-Западной России (на примере слободы Борисовки): XVIII-начало XX века2006 год, кандидат исторических наук Припачкин, Игорь Александрович
Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII - начале XIX века2004 год, кандидат искусствоведения Софронова, Марина Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность»
Общая характеристика работы
Диссертация является историко-искусствоведческим исследованием проблемы подготовки иконописцев в России в разные эпохи: от Средневековья до настоящего времени.
Актуальность исследования обусловлена возрождением Православия в современной постсоветской России и возникшей в связи с этим необходимостью восстановления традиции иконописания и подготовки иконописцев, практически полностью утраченной в нашей стране в XX веке. На общем фоне востребованности работ по росписи реставрируемых и строящихся заново храмов, реставрации и написанию икон наблюдается недостаток иконописцев, имеющих должный уровень подготовки. Вследствие этого современная иконопись нередко имеет эклектично-копийный, самодеятельно-ремесленный характер.
Очевидно, что возрождение иконописания находиться в прямой зависимости не только от социокультурных факторов, но и от качества подготовки иконописцев. В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы подготовки, то есть обучения и воспитания иконописцев в прошлом и настоящем, до сего времени не являвшиеся предметом особого исследования. В частности, проблема соотношения религиозно-этического и профессионального компонентов в системе обучения иконописцев до настоящего времени в теории и истории искусства не была даже поставлена. Между тем, именно этот аспект - соотношение воспитания личности иконописца в духе Православия и специального (профессионального) обучения в конечном итоге являются ключевой характеристикой, определяющей состояние иконописи в ту или иную эпоху. Без исследования этого вопроса с целью выбора оптимального соотношения указанных компонентов невозможно воссоздание в России полноценной системы подготовки иконописцев, а значит, возрождения иконописания.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что проблема подготовки православных иконописцев не была предметом специальных научных исследований, отдельные ее аспекты и вопросы, с ней связанные, рассматривались в работах, посвященных русскому иконописанию. Так, в трудах дореволюционных ученых (начиная со второй половины XIX в.) внимание исследователей привлекали, прежде всего, организация процесса обучения, изучение техники и технологии иконописи (И.П. Сахаров1, И.Е. Забелин2, Д.А. Ровинский3, П.П. Пекарский4, И.А. Голышев5, В.Т. Георгиевский6, Н.В. Покровский7, Д.К. Тренев8, П.К. Симони9, Н.П. Лихачев10, А.И. Успенский11, М.И. Успенский12).
В работах советского периода, когда иконопись стала предметом теоретико-искусствоведческих исследований, вопросы подготовки иконописцев утратили свою актуальность. Историки русского средневекового искусства занимались в основном собиранием и изучением фактов. Тем не менее, такие исследователи как М.В. Алпатов13, В.Н. Лазарев14, Г.И. Вздорнов, И.А. Пронина15, Н. М. Молева, Э.М. Белютин, В.Г. Брюсова и другие обращали внимание на отдельные аспекты проблемы, в частности на вопросы организации
1 Сахаров А.И. Исследование о русском иконописании. - СПб., 1849.
2 Забелин И.Е. Материалы для истории русской иконописи. - М., 1850.
3 Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII века. - СПб., 1856. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. - СПб., 1903.
4 Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания в России. - СПб., 1865.
5 Голышев И.А. О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязниковском уезде // Владимирские губернские ведомости. - 1881. - №8.
6 Георгиевский В.Т. Школа иконописания в с. Холуй Владимирской губернии Н Искусство и художественная промышленность. - 1899 - №11.
7 Покровский Н.В. Материалы для истории русского иконописания. - СПб., 1904.
8 Тренев Д.К. Иконопись мстерцев. - М., 1903.
9 Симони П. К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. - СПб., 1906.
10 Лихачев Н.П. Род иконописцев. - СПб., 1908.
11 Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.1. - M., 1913.
12 Успенский M. И. Проект И. П. Сахарова об устройстве школы иконописания. - СПб., 1903.
13 Алпатов В.Н. Древнерусская иконопись. - M., 1978. Алпатов М.В. Краски древнерусской иконописи. - М., 1974. Алпатов М.В. Андрей Рублев. - М., 1972.
14 Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. - М., 1961.
Лазарев В.Н. О методе работы в рублевской мастерской // Доклады и сообщения филологического факультета Московского университета. Вып. 1. - М., 1946. Лазарев В.Н. Андрей Рублев. - М., 1960.
Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. - М., 1983. обучения. Так, И.А. Пронина выявила в древнерусской подготовке иконописцев два уровня обучения: высший - для способных к самостоятельному выполнению всей иконы и упрощенный - для тех, кто готовился к выполнению лишь отдельных операций по написанию иконы. Исследовательница особо отметила, что в Древней Руси в системе подготовки иконописцев не уделялось специального внимания теоретическим занятиям, так как знания, навыки и умения передавались ученикам в основном в процессе выполнения практических работ.
16 17
Н.М. Молева , Э.М. Белютин, В.Г. Брюсова , исследуя художественную деятельность Оружейной палаты XVII в., отметили отступление от узкой специализации в обучении иконописцев и расширение спектра их умений и навыков. Такие современные авторы, как Б.А. Колчин18, О.В. Лелеко-ва19, А.А. Павленко20, В.В. Скопин21, И.Д. Соловьева22, О.Н. Мальцева23, O.K. Нилова24, С.С. Каткова25, ввели в научный оборот сведения об отдельных иконописных мастерских, их структуре, методах обучения и статусе иконописцев.
Фундаментальным теоретическим трудом, посвященным народной иконописи XVIII - начала XX вв., является книга О.Ю. Тарасова «Икона и благочестие» (М., 1995), в которой рассматриваются особенности подготовки
15 Пронина И. А. Декоративное искусство в Академии художеств. Из истории русской художественной школы XVIII - первой половины XIX вв. - М., 1983.
16 Молева H.M., Белютин Э.М. Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. - M., 1956.
17 Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М., 1984. Брюсова В.Г. Федор Зубов. - M., 1985.
18 Колчин Б.А. Усадьба Новгородского художника XII века. - М., 1981.
19 Лелекова О.В. Материалы к истории художественных мастерских Кирилло-Белозерского монастыря XVII - XVIII вв. // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского севера. - М., 1989.
20 Павленко А.А. Организация живописного дела в Москве во второй половине XVII - начале XVIII вв.: Ав-тореф. дис. канд. искусствоведения - М., 1989.
21 Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI - XVIII вв. // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского севера. - М., 1989.
22 Соловьева И.Д. Организация иконописного дела по материалам архива Александро-Свирского монастыря // Новгородский исторический сборник. - СПб., Новгород, 1993. - Вып. 4 (14) - С. 263 - 278.
23 Мальцева О.Н. Иконописная мастерская Антониево-Сийского монастыря в XVII в. // IV научно-практическая конференция "Погибшие святыни". - СПб., 1996.
24 Нилова О. К. В мастерской Древнерусского иконописца. - Петрозаводск, 1997.
23 Каткова С.С. Иконописание - семейное ремесло костромских изографов XVII в. // 350 лет церкви Ильи пророка в Ярославле. 1650 - 2000 гг. - Ярославль, 2001. - С. 52 - 61. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. - М., 2000. иконописцев в народных ремесленных мастерских и прослеживается трансформация наглядно-практического метода обучения, применявшегося в них
Немаловажной представляется статья А.В. Корниловой27 «Из истории иконописного класса Академии художеств» (СПб., 1996), исследующей историю создания класса «Православного иконописания» в Императорской Академии художеств. Автор сообщает о задачах и принципах деятельности класса, отмечает ряд методических и дисциплинарных нововведений в программе обучения художников-иконописцев, разработанной вице-президентом Г.Г. Гагариным во второй половине XIX в.
Единственная работа советского периода, ставшая практическим руководством для обучения иконописцев - это книга «Труд иконописца» преподавателя иконописи и иконописца М.Н. Соколовой28, написанная в 1960-е гг. для учеников иконописного кружка при Московской Духовной академии. Особое значение для разработки центральной проблемы данного исследования имел труд иконописца и богослова JI.A. Успенского29 «Богословие иконы Православной Церкви» (Париж, 1960), посвященный теоретическим вопросам иконописания и обосновывающий необходимость духовно-нравственного воспитания иконописцев.
В период конца XX - начала XXI вв. в связи с возобновлением иконописания России исследователями были выявлены некоторые проблемы, связанные с состоянием современного иконописания, подготовкой иконописцев. В этой связи значимым событием явилась конференция «Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской Православной Церкви»30 (М., 1997). Ее участники признали необходимость создания при Московской Патриархии Отдела, осуществляющего надзор за появлением новых иконописных произведений с богословской, художественной и
27 Корнилова А.В. Из истории иконописного класса Академии художеств // Проблемы развития зарубежного и русского искусства. - СПб., 1996. - С.73 - 77.
28 Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. - М., 1998.
29 Успенский Л. А. Богословие иконы. - М., 2001.
30 Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской Православной Церкви. Материалы конференции 6-8 июня 1996 г. - М., 1997. технологической сторон. В компетенцию отдела должны войти разработка программ для иконописных школ, включающих наряду с практическими, богословские, исторические и технологические дисциплины.
Авторы ряда публикаций последних лет обозначают проблемы, связанные с недостаточностью профессиональных и богословских знаний у иконописцев, низким уровней, подготовки в современных иконописных школах (Н.В. Квливидзе31, О.В. Губарева32, С.А. Ржаницына33, Е.Н. Николаева34, Н.С. Кутейникова35).
Анализ литературы доказывает, что проблема подготовки православных иконописцев в России до настоящего времени остается изученной недостаточно, а главное — фрагментарно, так рассмотренные по отдельности аспекты проблемы не позволяют достичь ее целостного видения, а значит — единого решения.
Объект исследования - история и современное состояние подготовки иконописцев в России.
Предмет исследования - сложение и историческая динамика традиционных форм подготовки иконописцев в России.
Цель исследования — выявление особенностей подготовки иконописцев в периоды расцвета и упадка иконописания в России оказывающих существенное влияние на художественный уровень иконы и выявление факторов оптимизации подготовки иконописцев в настоящее время.
Достижение цели обусловлено решением следующих задач: - Изучить подготовку иконописцев в России в длительный исторический период (XI - начало XXI вв.).
31 Квливидзе Н. В. Проблема образцов в современной практике иконописания // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской Православной Церкви: Материалы конференции 6-8 июня 1996 г. - М., 1997.
32 Губарева О. В. Проблемы современной иконописи // Свет невечерний. - Владимир. - 2002. - № 4. - С. 45 -50.
33 Ржаницына С.А. (статья) сайт: http://rsvetal.narod.ru (06.12.2003).
34 Николаева Е.Н. Религиозные темы в работах студентов факультета живописи. 1990-е годы. - СПб., 2003.
35 Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. - СПб., 2005.
- Выявить факторы в исторической динамике этой подготовки, которые составляют ее особенности в периоды упадка и расцвета иконописи в России.
- Определив оптимальную структуру подготовки иконописцев в России, проанализировать и оценить ее современное состояние, а также предложить некоторые условия для оптимизации подготовки иконописцев в настоящее время.
Широкие хронологические рамки исследования - от домонгольской Руси до наших дней - обусловлены историческими рамками существования иконописания в России и включают: Средневековье, переходный период, Новое время, советский и постсоветский периоды.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
- сравнительно-исторический, применявшийся для анализа основных компонентов подготовки иконописцев в различные исторические эпохи;
- теоретико-герменевтический, применявшийся для исследования сложившихся методов и традиций подготовки иконописцев в России, определения в них меры в соотношении духовно-нравственного и профессионального компонентов;
- аналитико-прикладной (наблюдения), - для изучения современного опыта подготовки иконописцев в Санкт-Петербурге;
- практический, основанный на личном опыте автора, обучавшегося иконописи в одной из иконописных школ Санкт-Петербурга и принимавшего непосредственное участие в работе над созданием икон и храмовых росписей.
Источники исследования: русская иконопись различных периодов (в том числе современная), представленная в храмах, музейных и частных собраниях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы, Новгорода, Пскова; литературные памятники (жития святых, сочинения Отцов Церкви, постановления церковных соборов, царские указы, теоретические трактаты об искусстве); русские иконописные подлинники, мастеровики; искусствоведческие исследования; архивные документальные материалы, в том числе из фондов РНБ, РГИА, НБА PAX; материалы специальной периодической печати; учебные программы иконописных школ.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- впервые последовательно рассмотрена структура подготовки иконописцев на Руси и в России в ее исторической динамике, начиная со времен становления христианства и заканчивая советским и постсоветским периодами;
- впервые проведен статистический анализ социального состава русских иконописцев XI - первой трети XIII вв.;
- впервые в научный оборот введены программы иконописных классов, школ и училищ, существовавших в России во второй половине XIX - начале XX вв.;
- впервые прослежена динамика развития и трансформация методов обучения русских иконописцев на протяжении длительного исторического периода (XI - начало XXI вв.);
- впервые сопоставлены уровень русской иконописи и система подготовки иконописцев, в результате чего было выявлено, что мера соотношения духовно-нравственного и профессионального компонентов подготовки иконописцев является ее ключевой характеристикой, существенно влияющей на состояние иконописи в разные эпохи;
- впервые выявлено и обосновано оптимальное соотношение духовно-нравственного и профессионального компонентов, которое может послужить основой для разработки системы подготовки иконописцев в настоящее время.
Положения выносимы на защиту: 1. Качество подготовки иконописцев на Руси (в России) на всех исторических этапах, наряду с социальными и культурно-историческими факторами, являлось ключевой характеристикой, определяющей как различные аспекты воспитания иконописцев, так и состояние иконописи в целом.
2. Подготовка иконописцев в России включала следующие компоненты: духовно-нравственное воспитание личности, включающее духовно-аскетическую практику; богословское и общекультурное образование; худо-жественно-профессиона11Ьное обучение, как практическое, так и теоретическое. При этом в разные эпохи эти компоненты соотносились между собой по разному.
3. Периоды расцвета русской иконописи: домонгольский (XI - XIII вв.) и «русского Возрождения» (вторая половина XIV - XV вв.) являлись временем когда духовно-нравственное воспитание имело приоритетное значение и в то же время гармонично сочеталось с другими аспектами подготовки иконописцев, что обусловило создание высочайших по своему духовному содержанию и художественному воплощению образцов иконописного искусства.
4. В XVI - начале XX вв. в подготовке иконописцев произошло усиление роли профессионального (практического и теоретического) обучения и уменьшении роли духовно-нравственного воспитания. Это привело к обмирщению иконописи, размыванию границы между светским и церковным искусством, утрате понимания духовной природы иконописного творчества.
5. Подготовка современных иконописцев должна включать следующие компоненты: приоритетное духовно-нравственное воспитание личности, практическое и теоретическое профессиональное обучение, а также богословское и общекультурное образование в их гармоничном сочетании.
Теоретическая значимость исследования заключается в актуализации проблемы соотношения духовно-нравственного и профессионального компонентов подготовки иконописцев; в выявлении положительных тенденций развития и негативных трансформаций методов подготовки русских иконописцев, происходивших на протяжении XI - начала XXI вв.; в определении и формулировке основных требований к современной подготовке иконописцев.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть включены в систему подготовки иконописцев; использованы для дальнейшей разработки теоретико-исторического раздела курса обучения иконописи в средних и высших учебных заведениях; при написании учебных пособий и научно-исторических изданий.
Полученные результаты и сопутствующие материалы диссертации могут послужить основой для последующих научно-теоретических исследований не только отдельно взятых проблем подготовки иконописцев, но также для научно-практических исследований, имеющих целью создание теоретико-методических основ подготовки иконописцев.
Рекомендации к использованию результатов диссертационного исследования Материалы и выводы исследования могут быть использованы исследователями истории иконописания в России, а также преподавателями историко-искусствоведческих и художественно-педагогических дисциплин при разработке курсов «История русской иконописи», «История образования» и др.
Достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается использованием необходимого комплекса материалов (архивных документов, литературных памятников, богословских трудов, искусствоведческих исследований, натурным изучением иконописных произведений) и адекватно применяемых при их анализе методов, а также собственным практическим опытом автора диссертации.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Возрождение древнерусских традиций в иконе XIX столетия: На примере иконописного наследия мастерской Пешехоновых2006 год, кандидат искусствоведения Белик, Жанна Григорьевна
Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков2007 год, кандидат искусствоведения Лаврешкина, Наталья Юрьевна
Иконописное наследие Череповецкого ареала Русского Севера конца XIV - XIX веков: к проблеме формирования региональных и локальных центров художественной культуры2013 год, кандидат искусствоведения Галунова, Светлана Николаевна
Старообрядческая икона XIX - XX веков в Волго-Вятском регионе2006 год, кандидат искусствоведения Быкова, Екатерина Васильевна
Иконопись Мстеры: история, структура промысла, художественные особенности2008 год, кандидат искусствоведения Баранов, Виктор Вячеславович
Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Иванова, Антонина Владимировна
Заключение
Православная икона - особый вид самовыражения и самораскрытия Церкви, создававшийся на основе соборного молитвенно-мистического опыта ее членов. Одним из главных отличий иконописного творчества от творчества художественного, направленного на создание произведения искусства и служащего средством самовыражения художника, является, прежде всего, его духовная природа. Предмет изображения иконописца - Горний мир, а источник для вдохновения - молитва к Богу, личный духовный опыт, духовно-аскетический подвиг. Наиболее благоприятные условия для развития иконописания создает гармоничное сочетание духовно-нравственного и профессионального компонентов подготовки иконописцев. Утрата этой гармонии вела к его упадку, что мы видим и в современной России.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: гармоничное сочетание духовно-нравственного и профессионального компонентов в подготовке иконописцев всегда было важнейшим условием расцвета иконописи. Утрата этой гармонии вела к ее упадку, что мы видим и в современной России; возрождение и развитие иконописи в России станет реальностью лишь в том случае, если будет создана такая система подготовки иконописцев, в которой одаренная личность сможет получить не только профессиональные навыки, как теоретические, так и практические, богословское и общекультурное образование, но и несомненно приоритетное духовно-нравственное воспитание, что позволит подготовить таких мастеров, плоды труда которых будут соответствовать современным ожиданиям.
144
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Иванова, Антонина Владимировна, 2005 год
1. РГИА, ф. 1101, оп. 2, №22. Сборник рецептов золочения и серебрения, составления и наложения разных красок на материалы, составление клеев и другое. рукопись XVIII в.
2. РГИА, ф. 789, оп. 19, г. 1804, е.х. 1601, № 66, 67. О предложении совета Академии Художеств отказаться от письма икон по золоту, как способа противоречащего художественному вкусу и технически не удовлетворительному.
3. РГИА, ф.802, оп.5, д.8561, 1847 г. Об открытии класса иконописания в Кавказской семинарии.
4. РГИА,ф.802, оп.16, д.52, 1851-1853гг. О преподавании иконописания и рисования в Петербургской и Иркутской духовных семинариях.
5. РГИА, ф.515, оп.З, г. 1856, д.409. Об учреждении школы православной живописи.
6. РГИА, ф789, ОП. 2, д. 151, 1857-1959 гг.
7. РГИА, ф.797, оп. 28, год 1858, е.х. 20. О командировании в Петербург четырех сестер Дивеевской женской общины для обучении иконописи и мозаике.
8. РГИА, ф.472, оп. 18(113/950), д.26, 1860-1864 гг. О приглашении из Мюнхена в Санкт-Петербург Людвига Тирша для обучения Церковной живописи.
9. НБА PAX: ФИ, Оп.2, №4760.Стукова Е.Л. Современная православная икона Л.-СПб. 1980-90 гг.: Дипломная работа / Российская Академия Художеств. СПб. 1994 г.1. Источники исследования
10. Стоглав. Казань: типография Губернского правления, 1862. - 438 с.
11. Отчет о действиях Воскресной рисовальной школы и библиотеки для чтения в слободе Мстере, Владимирской губернии, Вязниковского уезда. — Владимир на Клязьме: Губернская типография, 1866. — 2 с.
12. Ерминия или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурнографиотом. Киев: типография Киево-Печерской лавры, 1868.-250 с.
13. Устав московского епархиального училища иконописания и ремесел, относящихся к украшению храмов. — М.: Синодальная типография, 1873. — 9 с.
14. Программа дополнительного курса священной и церковной истории для учеников императорской Академии художеств. СПб.: б.и., 1876. - 7 с.
15. Московское епархиальное училище иконописания священника Руднева. -М.: Синодальная типография, 1885. 18 с.
16. Правила иконостасного заведения казанского купца М.А. Тюфилина. -Казань: б.и., 1887. 1 л.
17. Объявление от иконописной, ризочеканной и фольгоуборочной мастерской И.А. Панкрышева , в слободе Мстере, Вязниковского уезда, Владимирской губернии. Владимир: лито-типография П.Ф. Новгородского, 1889.-8 с.
18. Деяния Большого Московского Собора 1667 г. М., 1893.
19. И.Путешествие Патриарха Макария в Россию // Чтения Императорского Общества истории и древностей российских. М., 1898. - Вып. 4, кн. 10.
20. Успенский М. И. Проект И. П. Сахарова об устройстве школы иконописания. СПб.: типография Сойкина, 1903. - 8 с.
21. Устав иконописного цеха в иконописных селах Владимирской губернии. Проект. СПб.: типография И.В. Леонтьева, 1907. - 8 с.
22. М.Каталог юбилейной выставки и перечень произведений бывшего вице-президента Академии художеств князя Г.Г. Гагарина. СПб.: Б.и., 1910. -20 с.
23. Поморские ответы: Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита. — Уральск: Старообрядческая типография Симакова, 1911. — 716 с.
24. Выставка иконописных подлинников и лубков (каталог). -М.: б.и., 1913. -33 с.
25. Первая православная художественно-религиозная живописная женская студия. М.: типография Русская Печатня, 1915. - 1 с.
26. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Издательство Академии наук СССР, 1951.-410 с.
27. Письмо Епифания Премудрого к Кириллу Тверскому // Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М.: Искусство, 1961. - С. 113-114.
28. Иосиф Владимиров Послание некоего изуграфа Иосифа к цареву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Федоровичу // Древнерусское искусство XVII века. М.: Наука, 1964. - С. 9 - 61.
29. Сказание о святых иконописцах // Мастера искусства об искусстве. Т.6. -М.: Искусство, 1969. С. 14 - 25.
30. Аввакум Петров (протопоп) Об иконном писании // Пустозерская проза. -М., 1989.-С. 102- 106.
31. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. М.: Искусство, 1990. - Т. 1. - 446 е., Т. 2. 443 с.
32. Иоанн Дамаскин Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра: РФМ, 1993. — 207 с.
33. Иосиф Волоцкий Послание иконописцу и три «слова» о почитании святых икон // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология.-М.: Прогресс, 1993.-С. 34-44.
34. Максим Грек О святых иконах // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993. - С. 45 - 48.
35. Симон Ушаков Слово к люботщательному иконнаго писания // Философия русского религиозного искусства. М. Прогресс, 1993. - С.56 - 60.
36. Аввакум Петров (протопоп). Житие протопопа Аввакума. Житие инока Епифания. Житие боярыни Морозовой. СПб.: Глаголъ, 1994. - 219 с.
37. Из соборного определения о живописцах и о честных иконах (1551 г.) // Православная икона. Канон и стиль. М.: Паломник, 1998. - С. 9.
38. Свод письменных источников по технике древнерусской живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV XIX вв. - СПб.: Пушкинский фонд, 1995. - Т.1 - кн. 1 - 1995 - 448 е.; Т.1 - кн. 2 - 1995 -463 е.; Т. 2-1998-397 с.
39. Указ царя Алексея Михайловича о запрете на неискусное иконное письмо // Православная икона. Канон и стиль. М.: Паломник, 1998. - С. 11 - 12.
40. Киево-Печерский патерик, или сказания о жизни и подвигах святых угодников Киево-Печерской лавры. (Репринтное издание). -М.: Издательство им. св. Игнатия Ставропольского, 1999.- 348 с.
41. Крылов А.К. Программа по композиции для студентов мастерской церковно-исторической живописи. — СПб.: Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1999.-7 с.
42. Православный Свято-Тихоновский богословский институт: справка. — Б.м.: Б. И., 1999.-30 с.
43. Сизоненко Т.Д. Программа по иконографии для студентов I — II курсов по специальности «Церковно-историческая живопись» СПб: Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1999. - 7 с.
44. Правила приема в Иконописную школу при Санкт-Петербургских Православных Духовных Академии и Семинарии. — СПб., б.и., б.г. 1 с.
45. Иконописные подлинники, руководства для иконописцев
46. Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку конца XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М.: Университетская типография, 1873. - 138 с.
47. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г. Филимонова. — М.: Общество любителей древнерусского искусства, 1874. — 435 с.
48. Амфилохий, архимандрит. Сборник изображений Спасителя, Божией Матери с X по XV вв. М.: типография А.В. Кудрявцевой, 1885. - 76 с.
49. Вяземский П.И. Иконописный подлинник краткой редакции. СПб., 1885.
50. Лицевой Сийский иконописный подлинник. Вып. 1. СПб.: типография И.Н. Скороходова, 1894.-22 л.
51. Иконописный сборник. Вып. 1. — СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи, 1906. 36 с.
52. Фартусов В.Д. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года, содержащее сказания о внешнем виде их, об одеждах, возрасте, типе, с приложением рисунков одежд. Опыт пособия для иконописцев. М.: Синодальная типография, 1910.-451 с.
53. Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник.- Т.1: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб.: Комитет попечительства о русской иконописи, 1910.
54. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. СПб.: Комитет попечительствао русской иконописи, 1910. Ю.Святые Древней Руси: Атлас изображений / Сост. Г.В. Маркелов. СПб.:
55. Дмитрий Буланин, 1998. Т. 1. - 636 е., Т. 2. - 404 с. 11 .Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского дома / Составитель Маркелов Г.В. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1988. - 285 с.
56. Прориси и переводы с икон из собрания Пушкинского дома / Составитель Маркелов Г.В. СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. - 284 с.
57. Изображения Божией Матери и святых Православной церкви. Рисунки, выполненные священником Вячеславом (Савиных) и Н. Шелягиной. М.: Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андронниковом монастыре, 1995. — 336 с.
58. Маркелов Г.В. Книга иконных образцов: 500 подлинных прорисей и переводов с русских икон XV XIX вв. Т. 1,2.- СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2001. - Т. 1 - 552 е., Т.2 - 634 с.
59. Икона: сборник, секреты ремесла. М.: Стайл А Лтд, 2000. - 247 с.1. Основная литература
60. Виен И.И. Диссертация о влиянии анатомии в скульптуру и живопись. СПб.: печатано у Шнорра, 1789. - 86 с.
61. Сахаров И.П. Исследование о русском иконописании. СПб.: типография Я. Трея, 1849. - Т. 1. - 72 е., Т. 2. - 61 с.
62. Забелин И.Е. Материалы для истории русской иконописи // Временник Московского общества истории и древностей российских. Кн. 7. М., 1850.-С. 1 - 128.
63. Гагарин Г.Г. Краткая хронологическая таблица в пособие истории византийского искусства. Тифлис: типография Канцелярии наместника кавказского, 1856. - 87 с.
64. Ровинский Д.А. История русских школ иконописания до конца XVII века. СПб.: типография И-го отделения собственной Е.В.Н. канцелярии, 1856.- 196 с.
65. Петров П.Н. Сборник материалов для Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования. Часть 1. -СПб.: б.и., 1864.-347 с.
66. Пекарский П.П. Материалы для истории иконописания в России. СПб.: типография Академии Наук, 1865. — 30 с.
67. Буслаев Ф.И. Общее понятие о русской иконописи. М.: типография Грачева и ком., 1866. — 106 с.
68. Виноградов А. Н. Опыт сравнительного описания и объяснения некоторых символических икон древнерусского искусства. СПб., 1877. — 38 с.
69. Гагарин Г.Г. Происхождение пятиглавых церквей. Читано в заседании Общества любителей древней письменности 13 марта 1881 года. — СПб.: Общество любителей древней письменности, 1881. 16 с.
70. Голышев И.А. О рисовальных школах для улучшения иконописания в Вязниковском уезде // Владимирские губернские ведомости. 1881. -№8.
71. Гагарин Г.Г. Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным. — СПб.: иждивением Санкт-Петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица, 1887. 8 с.
72. Арсеньев В. О церковном иконописании // Душеполезное чтение. -1890.-ч.1.-С. 253 -266.
73. Гагарин Г.Г. Строителям русских церквей. — СПб.: типография А. Бенке, 1892.-30 с.
74. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII столетия // Русский художественный архив. -1894. Вып. 3.-С. 32-47.
75. Георгиевский В.Т. Школа иконописания в селе Холуй Владимирской губернии // Искусство и художественная промышленность. 1899. -№11.
76. Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства. СПб.: ОЛДП, 1899. - 23 с.
77. Воспоминания кн. Григория Григорьевича Гагарина о Карле Брюллове (1852).-СПб., 1900.-е. 39.
78. Денисов Л. И. Каким требованиям должна удовлетворять православная икона? М.: типография Г. Лисснера и А. Гешеля, 1901. - 15 с.
79. Истомин М.П. Обучение живописи в Киево-Печерской лавре в XVIII в. // Искусство и художественная промышленность. 1901. - № 10.
80. Кондаков Н. П. Современное положение русской народной иконописи // ПДПИ, т. СХХХ1Х. СПб., 1901.
81. Покровский Н.В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб.: типография А.П. Лопухина, 1901. - 77 с.
82. Успенский А.И. Значение иконописного подлинника в современной церковной живописи. М.: типолитография И. Ефимова, 1901. - 8 с.
83. Тренев Д.К. Русская иконопись и ее желаемое развитие. М.: Издательство при церковно-археологическом отделении Московского общества любителей духовного просвещения, 1902. - 28 с.
84. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб.: А.С. Суворин, 1903. - 330 с.
85. Рождественский С. Эпоха преобразований Петра Великого и русская школа нового времени. — СПб., 1903. 80 с.
86. Тренев Д.К. Иконопись мстерцев. М.: Издательство при Цер-ковно-археологическом отделении Московского общества любителей духовного просвещения, 1903. - 16 с.
87. Покровский Н.В. Материалы для истории русского иконописания. СПб.: типография П.П. Сойкина, 1904. — 16 с.
88. Дамиан, иеромонах. Недостатки русской иконописи и средства к их устранению. Историко-критический очерк. СПб.: Книжный магазин «Вера и знание», 1905. - 60 с.
89. Тренев Д.К. Несколько слов о древней и современной русской иконописи. М.: Издательство при Церковно-археологическом отделении Московского общества любителей духовного просвещения, 1905. — 24 с.
90. Иконописный сборник. Издание Высочайше учрежденного Комитета Попечительства о русской иконописи. Выпуск 1. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, Звенигородская 11, 1907. - 93, 114, 34 с.
91. Афонские стенописцы. Их технические приемы и образцы работ // Иконописный сборник. Издание Высочайше учрежденного Комитета Попечительства о русской иконописи. Выпуск 2. — СПб.: типография И. Генералова, Гороховая 31, 1908. С. 1 — 162.
92. Иконописный сборник. Издание Высочайше учрежденного Комитета Попечительства о русской иконописи. Выпуск 2. СПб.: типография И. Генералова, Гороховая 31, 1908. - 162, 14, 15, 36,47 с.
93. Лихачев Н.П. Род иконописцев. СПб.: типография М.А. Александрова, 1908. - 7 с.
94. Иконописный сборник. Издание Высочайше учрежденного Комитета Попечительства о русской иконописи. Выпуск 3. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, Звенигородская 11, 1909. - 115 с.
95. Учебная иконописная мастерская Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи в слободе Борисовке Курской губернии Грайворонского уезда. Харьков: б.и., 1909. - 16 с.
96. Тренев Д.К. О русской иконописи. По поводу вопроса о ней в Государственной Думе. М.: Товарищество типолитографий И.М. Машистова, 1910.-41 с.
97. Булгаков С.В. Настольная книга для церковносвященнослужите-лей. Киев: типография Киево-Печерской Успенской лавры, 1913. — 746 с.
98. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. Т.1. -М.: печатня А.И. Снегиревой, 1913. 322 с.
99. Прохоров С.М. Об иконописании и его технике // Светильник. -1914.-№1.
100. Щекотов Н.М. Иконопись как искусство (по поводу собраний икон И.С. Остроухова и И.С. Рябушинского) // Русская икона. 1914. - Вып. №2.
101. Колычев А.А. Сборник актов северного края XVI XVII вв. -Вологда: машинопись, 1925. - 299 с.
102. Щавинский В.А. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. М. - Л.: Государственное социальноэкономическое издательство, типография «Печатный двор» и типография «Советский печатник» в Пгр., 1935. 158 с.
103. Лазарев В.Н. О методе работы в рублевской мастерской // Доклады и сообщения филологического факультета Московского университета. Вып. 1.-М., 1946.
104. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. (Русское искусство с древних времен до начала XVIII в.). Т. 3. М.: Искусство, 1955. - 427 с.
105. Молева Н.М., Белютин Э.М. Педагогическая система академии художеств XVIII века. М.: Искусство, 1956. — 519 с.
106. Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. — М.: Искусство, 1961. —220 с.
107. Лазарев В.Н. Древнерусские художники и методы их работы // Древнерусское искусство XV начала XVI вв. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1963.-С. 7-21.
108. Древнерусское искусство. XVII век.(Сб. ст. Редколлегия: Лазарев В.Н. и др.). М.: Наука, 1964. - 334 с.
109. История русского искусства. Т. 8, кн. 2. М.: Наука, 1964. — 670 с.
110. Голейзовский Н.К. Послание иконописцу и отголоски исихазма в русской живописи // Византийский временник. М., 1965.
111. Мнева Н.Е. Искусство московской Руси второй половины XV — XVII вв. М. Искусство, 1965. - 252 с.
112. Лазарев В.Н. Михайловские мозаики. М.: Искусство, 1966. —271 с.
113. Мастера искусства об искусстве. Т.6. М.: Искусство, 1969. - 543с.
114. Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись: статьи и исследования. М.: Наука, 1970. - 343 с.
115. Алпатов М.В. Андрей Рублев. М.: Изобразительное искусство, 1972.-205 с.
116. Вздорнов Г.И. О понятиях «школа» и «письма» в живописи Древней Руси // Искусство. 1972. - № 6. - С. 12 - 17.
117. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М.: Искусство, 1978.331 с.
118. Колчин Б.А. Усадьба Новгородского художника XII века. М.: Наука, 1981.- 168 с.
119. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII в. М.: Искусство, 1983.238 с.
120. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: Учебник / под ред. Б. А. Рыбакова. -М.: Высшая школа, 1983. 415 с.
121. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. -М.: Искусство, 1983. 538 с.
122. Пронина И. А. Декоративное искусство в академии художеств: Из истории русской художественной школы XVIII — первой половины XIX вв. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 311 с.
123. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М.: Искусство, 1984. - 320 с.
124. Бобров Ю.Г. История реставрации древнерусской живописи. -Л.: Художник РСФСР, 1987. 162 с.
125. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.: Искусство, 1987. - 285 с.
126. Лелекова О.В. Материалы к истории художественных мастерских Кирилло-Белозерского монастыря XVII XVIII вв. // Древнерусское искусство: Художественные памятники русского севера. - М.: Наука, 1989. — 375 с.
127. Павленко А.А. Организация живописного дела в Москве во вт. пол. XVII нач. XVIII вв.: Автореф. дис. . канд. искусствоведения. - М., 1989.-23 с.
128. Скопин В.В. Иконописцы на Соловках в XVI XVIII вв. // Древнерусское искусство: Художественные памятники русского севера. - М.: Наука, 1989.-375 с.
129. Бойцова Т. Тверские иконописцы // Художник. 1991. - № 1.
130. Булгаков С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви.-М.: Терра, 1991.-416 с.
131. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 1991.-616с.
132. О церковном искусстве сегодня: О. Генисаретский беседует с игуменом Зиноном // Творчество. 1991. - №1. - С. 1 - 3.
133. Червяков A.M. Иконописец монахиня Иулиания (М.Н. Соколова) // Творчество. 1991. - №1. - С. 25 - 26.
134. Бедник Н. У лукоморья Н Мои любимые сказки. СПб.: Грифон, 1992.-С. 183 - 188.
135. Воробьева Т.А. История мастерской религиозной живописи в Академии художеств // Наследие и современность. 1992.
136. Соколова Иулиания (монахиня). Технология иконописи. М., 1992.-48 с.
137. Анатолий (Мартыновский) О иконописании // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993. -С. 71 - 100.
138. Булгаков С. Икона, ее содержание и границы // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. - М.: Прогресс, 1993. - С. 281 -291.
139. Гаврюшин Н.К. Вехи русской религиозной эстетики // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993.-С. 7-33.
140. Зинон архимандрит (Теодор) Беседы иконописца. Новгород: Русская провинция, 1993. - 64 с.
141. Лещинский А. Лавра преподобного Сергия и Академия в ней. -Сергиев-Посад: Культурно-коммерческая фирма «Тонус», 1993. 202 с.
142. Седова Р. А. Святитель Петр, митрополит Московский, в литературе и искусстве Древней Руси. М.: Русский мир, 1993. — 199 с.
143. Соловьева И.Д. Организация иконописного дела по материалам архива Александро-Свирского монастыря // Новгородский исторический сборник. 1993. - Вып. 4 (14)-С. 263-278.
144. Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. - М.: Прогресс, 1993. - 400 с.
145. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. -СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. 366 с.
146. Ерохина О. Сестра Иоанна // Свеча. 1994. - № 5 - С. 22 - 26.
147. Павлов Н.С. Старообрядческая поморская икона: вопросы атрибуции. // Программа «Храм»: сборник материалов. Выпуск 6. СПб.: Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1994.-С. 110-123.
148. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.-366 с.
149. Копылова Н. Тверские иконописцы // Московский журнал. -1995.-№7.-С. 33-36.
150. Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. М.: Прогресс-Культура: Традиция, 1995.-495 с.
151. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995. — 212 с.
152. Корнилова А.В. Из истории иконописного класса академии художеств // Проблемы развития зарубежного и русского искусства. СПб.: Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1996. - С.73 - 77.
153. Кутейникова Н.С. Некоторые аспекты изучения православного иконописания (Россия и русское зарубежье). 1917-1990. СПб., Первые Ди-митриевские чтения. СПб.: Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1996.
154. Мальцева О.Н. Иконописная мастерская Антониево-Сийского монастыря в XVII веке // IV научно-практическая конференция «Погибшие святыни». СПб., 1996.
155. Святитель Игнатий, епископ Казанский и Черноморский. Понятие о ереси и расколе. Неизданные творения святителя Игнатия (Брянчани-нова) // Богословские труды. Сборник № 32. М., 1996.
156. Алексеев С.В. Образ, воплотивший слово. СПб.: Сатисъ, 1997. —37 с.
157. Архимандрит Рафаил (Карелин) О языке православной иконы. -СПб.: Сатисъ, 1997. 70 с.
158. Ефуни Ю. С. Икона как щит православия // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской Православной Церкви: Материалы конференции. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997.
159. Искусство Мстеры. СПб.: Государственный Русский музей, 1997.-31 с.
160. Итоговый документ конференции // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской Православной Церкви: Материалы конференции. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 1997.
161. Кутейникова Н.С. Святая блаженная Ксения Петербургская (формирование иконографического образа) // Искусство и Православие. -СПб.: Санкт-Петербургский академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 1997.
162. Лаевская Э. Иконописец сестра Иоанна Рейтлингер (1898-1988) // Русское искусство между Западом и Востоком: материалы конференции. -М.-.И.И., 1997.-С.348-355.
163. Нилова О. К. В мастерской Древнерусского иконописца. — Петрозаводск: КГПУ, 1997. 87 с.
164. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси. М.: Владос, 1997. -432 с.
165. Чернышев Н., Жолондзь А. Вопросы современного иконопочита-ния и иконописания // Альфа и Омега. 1997. - №2 (13).
166. Чернышев Н. Священник. Се, творю все новое // Памятники Отечества. 1997. - № 1 (37).
167. Алдошина А.Е., Апдошина Н.Е. Жизнеописание // Монахиня Иу-лиания (Соколова). Труд иконописца. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998.-С. 5-34.
168. Берсенев В.И. Икона пишется душой // Смена. 1998. - №3. - С. 138- 145.
169. Васнецов В.М. Божественный смысл икон // Православная икона. Канон и стиль. М.: Паломник, 1998. - С. 121 - 141.
170. Кукенков В.И. Обучение иконописи в XIII XV веках в России // Вторые Уральские историко-педагогические чтения / Уральский педагогический университет. - Екатеринбург: УрГПУ, 1998. - С. 19 - 23.
171. Малеев М. (священник). Техника русской иконописи. Братцев: Приход храма Покрова Божией Матери, 1998. - 105с.
172. Малков Ю. Иконописец и иконописание в Древней Руси // Альфа и Омега. 1998.-№1 (15).
173. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1998. - 223 с.
174. Православная икона. Канон и стиль. М.: Паломник, 1998. — 496с.
175. Флоренский П. Смиренные и кроткие // Православная икона. Канон и стиль. М.: Паломник, 1998. - С. 210 - 212.
176. Брушлинская О. Живая икона искони и поныне // Наука и религия. 1999 - №1. - С. 33.
177. Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 192 с.
178. Сергеев В.Н. Современное иконописание и проблема экуменизма // Искусство христианского мира.- 1999. Вып. 3.
179. Тарабукин Н. М. Смысл иконы. М.: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999.
180. Чибикова И.Ю. Проблемы возвращения к канону в современной иконописи // Платоновсг:ие чтения: материалы Всероссийской конференции молодых историков. Самара: б.и., 1999. - С. 143 - 146.
181. Давыдов Ф. А. Об ответственности, лежащей на современных иконописцах // Русь православная: история и современность. СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 2000. - С. 66.
182. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи. М.: Языки русской культуры, 2000. - 270 с.
183. Савина С.Г. Детская школа иконописи P.M. Гирвеля // Начало. -2000.-№9.-С. 121-130.
184. Шмидт Б. Современная иконопись Пскова. // Русь православная: история и современность. — СПб: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 2000. — С. 54.
185. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. Московская Духовная Академия. М., 2001.
186. Барская Н. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца // София. 2001. - №3. — С. 13 — 17.
187. Виноградов И.А. Александр Иванов в письмах, документах, воспоминаниях. М.: И.Д. XXI век. - Согласие, 2001. - 776 с.
188. Каткова С.С. Иконописание семейное ремесло костромских изографов XVII в. // 350 лет церкви Ильи пророка в Ярославле. 1650 - 2000 гг. - Ярославль: Александр Рутман, 2001 - С. 52 - 61.
189. Корнилова А.В. Григорий Гагарин: от романтизма к русско-византийскому стилю. М.: Искусство, 2001. - 256 с.
190. Кутейникова Н.С. Искусство второй половины XX в.: иконопись. СПб.: Институт им. И.Е. Репина, 2001. - 63 с.
191. Папроцкий X. (протоиерей) Икона и современность: Творчество Ежи Новосельского // Истина и жизнь 2001. - №9. - С. 52 - 60.
192. Ратьковский И.С., Ходяков М.В. История Советской России. -СПб.: Лань, 2001.-414 с.
193. Савина С.Г. Иконография: богословские очерки иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2001. - 304 с.
194. Современная икона: (Северо-запад): материалы круглого стола / Философский факультет СпбГУ, СПб-е философское общество: под ред. В.А.
195. Булкина. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. - 30 с.
196. Успенский JI. А. Богословие иконы. М.: Издательство западноевропейского экзархата. Московский патриархат, 2001. - 474 с.
197. Архимандрит Киприан (Пыжов) К познанию православной иконописи // Богословие образа. Икона и иконописцы. М.: Паломник, 2002. — С. 417-423.
198. Богословие образа. Икона и иконописцы: антология. М.: Паломник, 2002. - 463 с.
199. Буслаев Ф.И. Подлинник по редакции XVIII века // Богословие образа. Икона и иконописцы: антология. М.: Паломник, 2002. - С. 221 - 253.
200. Вздорнов Г.И., Залесская З.Е., Лелекова О.В. Общество «Икона» в Париже. М. - Париж: Прогресс-Традиция, 2002. - Т.1 - 599 с. Т.2 - 286 с.
201. Губарева О. В. Проблемы современной иконописи // Свет невечерний. 2002. - №4. - С. 45 - 50.
202. История иконописи. М.: APT - БМБ, 2002. - 288 с.
203. Кондаков Н.П. Древнейшая иконопись Киевской Руси и Суздальской области // Богословие образа. Икона и иконописцы. М.: Паломник, 2002.-С. 112-138.
204. Круг Григорий (инок) Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе. М.: Аксиос, 2002. - 238 с.
205. Райе Д.Т. Искусство Византии. М.: Слово, 2002. - 256 с.
206. Ровинский Д.А. Царские живописцы и Оружейная палата // Богословие образа. Икона и иконописцы: антология. М.: Паломник, 2002. - С. 341 -351.
207. Сироткин Н. О возврате к национальным началам в деле возрождения и облагораживания русского иконописного творчества. // Свет невечерний. 2002. - №3. - С. 15 - 18.
208. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие для студентов высших педагогических уч. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.
209. Языкова И. Се творю все новое // Икона в XX в. Бергамо, La casa di matriona, 2002.
210. Языкова И., игумен Лука (Головков) Икона XX век // История иконописи. М.: APT - БМБ, 2002. - С. 231 - 249.
211. Алексеев С.В. Зримая истина. М.: Нева: ОЛМА - Пресс, Гранд, 2003.-414 с.
212. Гирвель P.M. Авторская методика обучения детей иконописи // Вестник Международной Академии «Информации, связи, управления в технике, природе, обществе». 2003. - № 12. - С. 32.
213. Гусакова В.О. Мастерская Церковной живописи в Академии художеств: история и современность // Университетские Петербургские чтения. 300 лет Северной столице. Сб. ст. СПб.: Знаменитые универсанты, 2003. — С. 328-333.
214. Николаева Е.Н. Религиозные темы в работах студентов факультета живописи 1990-е годы. СПб.: Российская Академия художеств Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, 2003. - 48 с.
215. Пархоменко К., священник. На уроках с Ростиславом Мартино-вичем Гирвелем, учителем // Вестник Международной Академии «Информации, связи, управления в технике, природе, обществе». 2003. - № 12. - С. 17 -19.
216. Полубояринова И.Г. Ведомый Богом. Жизнь и творчество Ростислава Мартиновича Гирвеля // Вестник Международной Академии «Информации, связи, управления в технике, природе, обществе». 2003. - № 12. - С. 5-11.
217. Роуз Серафим, иеромонах, Подмошенский Герман, игумен. Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 2003. - 912 с.
218. Словарь русских иконописцев XI XVII вв. - М.: Индрик, 2003.816с.
219. Короткина JI.B. Виктор Васнецов. Письма. Новые материалы. — СПб.: АРС, 2004.-320 с.
220. Кутейникова Н.С. Академия художеств и Православная Церковь: сб. н. ст. СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры, 2004. - 79 с.
221. Сурожский Антоний, митрополит. О встрече. Клин.: Фонд «Христианская жизнь», 2004. - 256 с.
222. Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины XX века. СПб.: Знаки, 2005. - 192 с.1. Альбомы
223. Московская иконописная мастерская. М.: б.и., 1992. - 32 с.
224. Russian church art today. M., Современник, 1993. - 113 с.
225. Современная православная икона: альбом репродукций, очерки / Автор и составитель С.В. Тимченко. М.: Современник, 1994. - 303 с.
226. Кудлай А. (альбом) каталог. М.: АО Фонд, 1995. - 156 с.
227. Рубин Н. (1945-1997): иконы: (альбом). М.: б.и., 1999. - 33 с.
228. Кутейникова Н.С. Современная Православная икона (Санкт-Петербург). — СПб.: Знаки, 2003. 288 с.1. Интернет1. http://rsvetal.narod.ru Гот 06.12.2003).
229. Официальный сайт Троице-Сергиевой лавры http://www.delovov.spnet.ru/lavra3.htm (06.12.2003)
230. Официальный сайт Свято-Троицкой Александро-Невской лавры http://lavra.spb.ru (от 06.03.2004).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.