Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Танько, Татьяна Семеновна

  • Танько, Татьяна Семеновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 182
Танько, Татьяна Семеновна. Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2006. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Танько, Татьяна Семеновна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические основания музыкально-педагогической деятельности учителя в коррекционно-развивающем обучении младших школьников.

1.1. Проблемы повышения квалификации учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения детей.

1.2. Закономерности воздействия музыки на человека.

1.3. Особенности коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки.

ГЛАВА 2. Пути совершенствования коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки в системе повышения квалификации.

2.1. Повышение профессиональной компетентности учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения младших школьников.

2.2. Программа и результаты экспериментального исследования по совершенствованию деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников»

Актуальность исследования. В последние десятилетия увеличивается число детей, испытывающих в процессе школьного обучения различного рода трудности. При поступлении в школу у некоторых детей проявляются дезадаптивные формы поведения: одни пассивны, апатичны, безразличны -у них складывается защитно-избегающая модель общения со взрослыми; другие ведут себя демонстративно-агрессивно, для них характерно недружелюбие, непослушание, непонимание и неприятие норм учебного поведения. Такие дети не имеют выраженных сенсорных отклонений и грубых нарушений интеллектуального и речевого развития, однако их стойкая неуспеваемость и трудности в обучении выступают одной из наиболее острых проблем современной педагогики. В связи с этим классы коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе сегодня становятся реальностью. Для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, открываются классы компенсирующего обучения, коррекционные, выравнивания и др.

Коррекционно-развивающая деятельность предъявляет определенные требования к знаниям и квалификации специалистов, которые, прежде всего, проявляются в умении владеть технологиями, позволяющими воплотить на практике идею «развивающейся личности» в «развивающемся мире» (JI.H. Комиссарова, Е.А. Медведева, O.JI. Сергеева, Г.Р. Шашкина).

Проблему коррекционно-развивающей работы с детьми рассматривали отечественные педагоги и психологи еще в начале XX века (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, В.П. Кащенко, П.О. Эфрусси и др.). Научно доказано, что для детей, имеющих пограничные нарушения физического и психического здоровья, а также для детей группы педагогического риска необходима организация коррекционно-развивающей работы в школе (Т.А. Власова, Ю.З. Гильбух, З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина, Н.А. Менчинская, У.В. Ульенкова и др.). В исследованиях A.M. Гельмонта, Е.К. Ивановой, Н.И. Мурачковского, JI.B. Орловой, JI.C. Славиной, B.C.

Цетлин и других педагогов и психологов рассматриваются различные пути преодоления учащимися школьных трудностей.

Теоретико-методологическая основа подготовки учителя заложена в трудах О. А. Абдуллиной, Е.В. Белозерцева, В.И. Загвязинского, И.Ф. Исаева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина, Е.К. Шиянова и др. С этих позиций в музыкальном образовании рассматриваются проблемы формирования профессиональной культуры, художественного мышления педагога-музыканта; осуществляется анализ исторического прошлого отечественной вокально-хоровой школы (Е.А. Бодина, Н.М. Терентьева, Е.В. Николаева, К.Ф. Никольская-Береговская, Т.Д. Якубовская и др.); исследуются различные аспекты рефлексии при подготовке учителя музыки, утверждаются в практике адекватные ей подходы, задачи, принципы, методические системы (Т.А. Колышева, В.Г. Ражников и др.).

Несмотря на многоаспектную разработку вопросов профессиональной подготовки учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Т.Н. Бакланова, JT.B. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, А.В. Малинковская, А.Н. Малюков, В.И. Петрушин, JT.M. Предтеченская, JT.A. Рапацкая, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова и др.), кор-рекционно-развивающему обучению уделяется мало внимания. Целенаправленная подготовка учителей музыки для работы с детьми, имеющими задержку психического развития не ведется. Чтение отдельных курсов в ряде учебных заведений по коррекционной педагогике и специальной психологии, изолированных от проблем музыкальной педагогики, не решает проблемы.

Ситуация усугубляется еще и тем, что профессиональная подготовка педагога-музыканта все еще осуществляется в рамках знаниевой парадигмы. В результате он оказывается не готовым к осуществлению педагогической деятельности, нацеленной на организацию ценностно-смыслового субъект-субъектного взаимодействия ребенка с миром музыки. Не случайно учителя музыки часто отказываются преподавать в классах коррекционно-развивающего обучения.

Мало внимания уделено вопросам последипломной подготовки учителей музыки к коррекционно-развивающей деятельности. Проблемы повышения квалификации учителя музыки в системе непрерывного образования широко рассматриваются в исследованиях В.Г. Горяева, Л.П. Дугано-вой, Т.А. Затяминой, А.В. Копыловой, Г.П. Сергеевой, Т.В. Челышевой и др. С учетом специфики деятельности педагога-музыканта авторы предлагают пути ее совершенствования в процессе освоения инвариантной и вариативной частей, но область коррекционно-развивающего обучения ими не затрагивается.

Таким образом, налицо противоречие между потребностью школы в педагогах, способных применять дифференцированные технологии коррекционно-развивающего обучения младших школьников, и традиционной парадигмой подготовки и переподготовки музыкально-педагогических кадров. В связи с этим возникает проблема теоретического и практического осмысления вопросов подготовки учителей музыки к арттерапевтической деятельности в системе последипломного образования. Обращение к этой проблеме обусловило выбор темы: «Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников».

Цель исследования: разработать теоретические и методические основания совершенствования деятельности учителя музыки в сфере коррекци-онно-развивающего обучения младших школьников.

Объект исследования: профессиональное образование учителя музыки.

Предмет исследования: процесс совершенствования профессиональной подготовки учителя музыки в системе повышения квалификации к кор-рекционно-развивающему обучению младших школьников.

Гипотеза исследования. Профессиональная деятельность учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения младших школьников станет более эффективной, если:

- содержание послевузовской подготовки учителя музыки будет носить комплексный характер, включать новые направления артпедагогики и опираться на взаимодействие принципов общей, музыкальной и коррекци-онной педагогики;

- коррекционно-развивающие технологии обучения младших школьников будут опираться на закономерности художественно-образного и арттерапевтического воздействия музыки, способствуя универсализации деятельности учителя;

- будет разработан комплекс диагностических процедур, позволяющий выявить уровень профессиональной компетентности учителя музыки в области артпедагогики.

Задачи исследования:

1. выявить теоретические и методические основания оптимизации музыкально-педагогической деятельности учителя в коррекционно-развивающем обучении младших школьников и разработать критерии диагностики уровня его профессиональной компетентности в области артпедагогики;

2. определить общие черты комплекса методов, направленных на музыкально-педагогическую коррекцию младших школьников, и раскрыть методику диагностики психофизиологических особенностей детей группы риска для проведения дифференцированных занятий с ними;

3. разработать и экспериментально проверить программу и рекомендации по совершенствованию коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки в системе непрерывного образования.

Методологической основой исследования являются общие идеи кор-рекционно-педагогической деятельности (Н.Н. Малофеев, Е.А. Медведева и др.), идеи о воздействии музыки на человека (М.С. Каган,

В.В. Медушевский, А. Сохор и др.), педагогики искусства как специфической отрасли педагогической действительности (В.В. Алексеева, Д.Б. Кабалевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, В.Г. Ражников, J1.B. Школяр и др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), идеи непрерывного образования, подготовки педагога-музыканта в высшей школе и последипломного образования учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Т.В. Челышева и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; обобщение и анализ музыкально-педагогического опыта; педагогический эксперимент; диагностика, моделирование, классификация, анкетирование, опрос, тестирование, включенное наблюдение, интервьюирование, метод математической и статистической обработки полученных данных, графические методы.

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2000-2001 гг.) проведен анализ философской, педагогической, психологической, музыкально-педагогической литературы; изучена сущность профессионально-педагогической культуры преподавателя музыки в начальных классах; разработан научный аппарат; изучена степень разработанности проблем коррекционно-развивающего обучения младших школьников на уроках музыки и совершенствования профессиональной деятельности учителя музыки; осуществлен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2001-2003 гг.) выявлены теоретические позиции коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки при обучении младших школьников; подвергнута первичной проверке и уточнению гипотеза; проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников и осуществлен сравнительный анализ эффективности занятий, проводимых учителями разного уровня подготовки в данной сфере деятельности.

На третьем этапе (2004-2006 гг.) разрабатывались и внедрялись программы курсов повышения квалификации учителей музыки, пути и условия развития коррекционно-педагогической деятельности, корректировалась гипотеза исследования, апробировалась модель деятельности учителя музыки по коррекционно-развивающему обучению младших школьников в системе повышения квалификации, предложены практические рекомендации по проведению занятий на курсах повышения квалификации.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении современных данных, касающихся оптимизации музыкально-педагогической деятельности в коррекционно-развивающем обучении младших школьников.

На теоретическом уровне обоснованы содержание и структура профессиональной подготовки учителя музыки к коррекционно-развивающей деятельности в системе повышения квалификации.

Проведен научный анализ процесса комплексной подготовки учителя музыки к коррекционно-развивающей деятельности, определены факторы, способствующие повышению профессиональной компетентности учителя музыки.

Научная новизна исследования.

• Выявлена система принципов музыкального коррекционно-развивающего обучения, которая базируется на взаимодействии общедидактических принципов, принципов коррекционной педагогики и педагогики искусства, среди которых важнейшими являются принцип нормативности развития, определяющий стратегию коррекционно-развивающего обучения; принцип коррекции «сверху вниз», ориентирующий на создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка; принцип системности развития, направленный на устранение причин и источников отклонения в развитии ребенка; принцип музыкально-педагогической зоркости педагога, фокусирующий внимание учителя на диагностике индивидуальных особенностей ребенка и его музыкально-коррекционном сопровождении.

• Обоснован комплекс музыкальных коррекционно-развивающих технологий, обусловленных воздействием музыкального искусства на эмоциональное состояние детей и направленных на коррекцию психофизиологических особенностей детей группы риска (интеллектуальную, эмоциональную сферу), единство их музыкального и коррекционного развития. Основными характеристиками этого комплекса являются композиционность, эмоциональная дополнительность и игровая направленность методов и приемов.

• Разработаны критерии диагностики уровней профессиональной компетентности и динамики отношения учителей музыки к коррекционно-педагогической деятельности (заинтересованность, мотивация, обучен-ность, самооценка, а также эффективность практической деятельности по гармонизации психофизиологического и эмоционального состояния детей младшего возраста).

Практическая значимость исследования.

Разработаны пути повышения профессиональной компетентности учителя музыки в области коррекционно-развивающего обучения младших школьников; предложены рекомендации по совершенствованию педагогической деятельности учителя музыки в системе непрерывного образования (спецкурс) и создана практико-ориентированная программа «Музыкальные коррекционно-развивающие технологии в обучении младших школьников в системе общего, специального и дополнительного образования»; раскрыта методика диагностики, способствующая организации дифференцированных занятий с детьми с учетом их психофизиологических особенностей.

Материал исследования может быть использован в институтах повышения квалификации работников образования, институтах усовершенствования учителей, а также в педагогических вузах и колледжах, как при определении содержания специальных тем в учебных планах спецкурсов, так и в 9 создании новых программ для подготовки преподавателей музыки, а также принесет пользу учителям-практикам, работающим в коррекционно-развивающих классах. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть полезны при создании методических рекомендаций и пособий по проблемам подготовки учителей музыки для коррекционно-развивающего обучения младших школьников.

Применение предложенного комплекса коррекционно-развивающих технологий возможно на уроках музыки в классах коррекции и в общеобразовательных классах, в дополнительном образовании, на коллективных и индивидуальных занятиях с детьми.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены согласованностью методологических оснований, базирующихся на фундаментальных психологических, педагогических концепциях современной системы непрерывного образования в исторической ретроспективе; проведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентацией на нее; вариативностью методов научно-экспериментальной работы; адекватностью методов научного исследования целям и задачам эксперимента.

Опытно-экспериментальная база исследования: Центр непрерывного художественного образования (Центр НХО) г. Москвы. Экспериментальным исследованием было охвачено более 200 учителей музыки и педагогов-музыкантов дополнительного образования, обучавшихся на курсах повышения квалификации и работающих в школах №№ 342, 348, 345, 354 ЦАО г. Москвы (общеобразовательные классы и классы коррекции).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе собственной педагогической деятельности и опытно-экспериментальной работы с учителями музыки в классах коррекции и общеобразовательных классах на базе школ №№ 342, 348, 345, 354 ЦАО г. Москвы, в научно-методической деятельности диссертанта на курсах повышения квалификации учителей музыки в Центре непрерывного художественного образования (ЦНХО, Москва, 2002-2006 гг.), в выступлениях на конференциях для учителей музыки и педагогов-музыкантов ЦАО г. Москвы (2003-2005 гг.), на международных научно-практических конференциях: «Д.Б.Кабалевский - композитор, ученый, педагог» (Москва, 2004), «Современные музыкальные и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» (МГПУ, Москва, 2005), «Ценностные приоритеты образования XXI века в контексте межкультурных контактов» (Луганск, 2006); при проведении мастер-классов, открытых уроков по теме: «Музыкальные коррекционно-развивающие технологии и методы»; путем обсуждения материалов диссертации на заседаниях лаборатории музыкального искусства ИХО РАО (2002-2006 гг.) и представленных в публикациях.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Введение коррекционной составляющей в систему непрерывного образования учителя музыки расширяет его педагогические возможности, создает оптимальные условия для психического, личностного развития детей группы риска, преодоления или ослабления их трудностей в обучении. Овладение практическими и теоретическими знаниями в области коррекци-онно-развивающей педагогики способствует развитию мотивации учителя музыки к самообразованию, универсализации его деятельности, повышению компетентности и социального статуса.

2. Профессиональная психолого-педагогическая подготовка преподавателя музыки для коррекционно-развивающего обучения младших школьников основана на взаимодействии принципов общей дидактики, коррекционной педагогики и педагогики искусства. Основополагающими в исследовании явились принципы нормативности и системности развития, коррекции «сверху вниз» (Л.С. Выготский), которые определили стратегию кор-рекционно-развивающего обучения, а также методический принцип «музы-калъно-педагогической зоркости», который направлен на распознавание психофизиологических особенностей ребенка и его дифференцированное музыкально-коррекционное сопровождение.

3. Предметно-методическая подготовка учителя музыки основана на овладении комплексом арттерапевтических технологий, построенных на единстве музыкального и коррекционного развития детей. Основными характеристиками этого комплекса становятся: - композиционность, органично сочетающая приемы коррекции с общими музыкально-педагогическими методами в процессе постижения конкретных музыкальных произведений; - эмоциональная дополнительность, гармонизующая эмоциональные состояния ребенка и развивающая их амплитуду на основе художественно-образного воздействия музыкального искусства; - игровая направленность методов и приемов, способствующая развитию социально значимых качеств ребенка, выравниванию межличностных отношений в контексте социальных требований и норм.

4. Включение в систему повышения квалификации учителя музыки разработанной автором исследования интегрированной программы «Музыкальные коррекционно-развивающие технологии в обучении младших школьников в системе общего, специального и дополнительного образования» придает практико-ориентированную направленность подготовке учителя музыки к коррекционно-развивающей деятельности. Применение предложенных в исследовании методов возможно на уроках музыки в общеобразовательных классах и в классах коррекции, а также в дополнительном образовании на коллективных и индивидуальных занятиях с детьми.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Танько, Татьяна Семеновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с возросшим количеством детей с нарушениями в развитии, детей «группы педагогического риска» назрела необходимость введения в содержание последипломного образования учителей музыки специально разработанных учебных программ, курсов, посвященных проблемам коррекцион-ной педагогики. Введение коррекционной составляющей в деятельность педагога-музыканта расширяет возможности урока музыки, усиливая его воспитательную и развивающую функции, и в целом повышает социальный статус музыкальных занятий в образовательных учреждениях разного типа.

Овладение технологиями артпедагогики в процессе обучения по разработанной в исследовании программе строится на изучении закономерностей воздействия музыкального искусства в единстве с введением в содержание предметной музыкальной подготовки соответствующих психолого-педагогических образовательных циклов в контексте коррекционно-развивающего обучения. Профессиональная психолого-педагогическая подготовка преподавателя музыки для коррекционно-развивающего обучения младших школьников основана на взаимодействии принципов общей, коррекционной педагогики и педагогики искусства, важнейшими среди которых являются принципы нормативности развития, коррекции «сверху вниз», системности развития.

Предметно-методическую подготовку учителя музыки обусловливает методический принцип музыкально-педагогической зоркости, фокусирующий внимание учителя на диагностике индивидуальных особенностей ребенка и его музыкально-коррекционном сопровождении. Основными характеристиками разработанного в исследовании комплекса коррекционно-развивающих технологий являются композиционность, эмоциональная дополнительность, игровая направленность методов и приемов, в целом усиливающие коррекционное воздействие музыки и обусловливающие развитие ребенка.

Реализация теоретико-методических положений, разработанных в исследовании, повышает заинтересованность, мотивацию и самооценку учителей музыки в области коррекционно-развивающей деятельности и в целом способствует росту профессиональной компетентности учителя музыки; улучшает психофизиологическое и эмоциональное состояние младших школьников. Система повышения квалификации, предусматривающая освоение и применение учителем музыкальных коррекционно-развивающих технологий, способствует универсализации деятельности учителя музыки, повышению его педагогической и социальной значимости.

Продолжение исследований в области коррекционно-развивающей деятельности учителя музыки с целью модернизации его подготовки в педагогических вузах и колледжах будет способствовать успешному решению проблем в обучении младших школьников в системе непрерывного образования в целом.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Танько, Татьяна Семеновна, 2006 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету «Музыка». -М.: МИРОС, 1992.-72с.

2. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. - СПб., 1998. - 294с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитания. М., Знание, 1971. - 96 с.

4. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965.-304 с.

5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания- М.: «Наука», 1977.-380 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование. (Пер. с англ. и научн. ред. А.А.Алексеева. 7-е изд. - СПб.: Петер. 2001. - 688 с.

7. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975- 301с.

8. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х-начала XX века / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990. - 608 с.

9. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М., 1992.-240 с.

10. Ю.Апраксина О.А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы //Музыкальное воспитание в школе: Сборник статей / Сост. О.Апраксина. Вып. 17.-М.: «Музыка», 1986-С.5-15.

11. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1984. - 111с.

12. Арчажникова Л.Г. Теоретические основы профессионально- педагогической подготовки учителя музыки: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. 13.00.01.-М., 1986.-36с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд-е, Л,; Музыка, 1973. - 144 с.

14. М.Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

15. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды //Серия Библиотека искусствознания. М.: «Советский художник», 1981.-352с.

16. Баренбойм J1.A. Еще раз о подготовке педагогов, о курсах методики и о многом другом // Советская музыка, 1975, № 9. С.80-87.

17. Баренбойм J1.A. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. Л.: «Советский композитор», 1989. - 368 с.

18. Беличева С.А. Содержание подготовки педагогических и психологических кадров для системы коррекционно-развивающего обучения // Вестник психосоциальной и коррекционно-развивающей работы. 1996, №2. -С.3-5.

19. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: «Мысль», 1990. - 176с.

20. Берлянчик М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя (К проблеме преемственности музыкального образования) // Сб: психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Новосибирск, 1986. - с. 35-55.

21. Берне Р. Развитие «Я концепции» и ее воспитание /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1986. 422 с.

22. Бинсвангер Л. Аналитика существования Хайдеггера и ее значение для психиатрии // Бытие в мире. М., 1999. - С.79-95.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. М: АПН РСФСР, 1961.-695с.

24. Блонский П.П. Отношение подростка к искусству и красоте. На РАО. Ф. 112. On 1 ЕД.хр. 1. 15.

25. Болотов В.А. Главный ресурс человеческой свободы //Новые ценности образования. Вып №5. М.: Инноватор, 1996. - С. 6-14.

26. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. М.,1981. -80с.

27. Браже Т.Г. Об индивидуализации как принципа работы с учителями к индивидуальным формам повышения их квалификации // Проблемы индивидуализации: в системе повышения квалификации учителей: Сб. науч. тр. / Под ред. Браже Т.Г. СПб.: ИОВ РАО, 1992. - С.3-10.

28. Братусь Б.С. Личностные смыслы по Л.Н.Леонтьеву и проблема вертикали сознания //Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: Школа Л.Н.Леонтьева. М., 1999. - С. 284-298.

29. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352с.

30. Вейт М.А. Формирование гуманных отношений в воспитательном коллективе общеобразовательной школы: Учебное пособие. М.: МГПИ, 1985. -148 с.

31. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок. М., Педагогика, 1972.- 124 с.

32. Винокуров Л.Н. Педагогическая диагностика и профилактика нервно-психических нарушений у школьников: Автореф. Дисс. . докт. наук. -Кострома, 1996.-С.8.

33. Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Автореф. дис. .канд. психол. наук.-М.: Психол. Ин-т РАО, 1992.-18 с.

34. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: Изд. Псковского обл. ИПК РО, 1997. -422с.

35. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить управляя // Мир образования. 1997, №1. - С.63-65.

36. Выготский JT.C. Педагогическая психология. М., 1991. - 389с.

37. Выготский JT.C. Психология искусства /Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: Педагогика, - 1987. - 344с.

38. Выготский JT.C. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416с.

39. Выготский JT.C. Умственное развитие детей в процессе обучения // Сборник статей. М: Учпедгиз, 1935. - 133 с.

40. Гмурман B.C. Теория вероятности и математическая статистика. М.: «Высшая школа», 1972. -368с.

41. Голошумова Г.С. Музыка как средство коррекции работы // Вестник ППУ. -Вып. 1.-Н. Тагил, 1996.-С. 21-27.

42. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособ. для студ. высш. педагогич. учеб. завед. Раздел Педагогика. М.: Изд. Академия, 2002. - 280 с.

43. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М., «Магистр» 1993. - 190 с. (С. 167)

44. Готсдинер A.JI. О восприятии и музыкальном слухе //Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. — Л., 1981. С. 41-57.

45. Гришанович Н.Н. Музыкально-конструктивная деятельность учителя музыки. Асновы мастацтва, 2002. - С. 79-102.

46. Губанова О.В. Возможности освоения будущим учителем эстетически направленной игровой деятельности младших школьников // Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя: Сб. научн. тр. Иркутск: Изд. ИГПУ, 1997. - 131 с.

47. Гуревич К.М. Развитие волевых действий у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1940. - 36 с.

48. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов. М.,1995. -288с.

49. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Изд. Педагогика, 1986.-240 с.

50. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978 - 272 с.

51. Дорфман Л.Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1.-М., 1983.-С. 66-67.

52. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М.: Изд. Академия, 2003. - 144с.

53. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. - 464с.

54. Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкального переживания // Вопросы психологии, 1959, №5. С. 134-142.

55. Ильина Г.А., Руднева С.Д. К вопросу о механизме музыкального переживания / Вопросы психологии, 1971, №5. С.66-67.

56. Индивидуальные формы повышения квалификации учителей. Л.: НИИ 00В АПН СССР. 1989. - С.5-10.

57. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учебное пособие. М., Белгород, 1992.- 102с.

58. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.-Белгород, МГПУ, 1993.-219с.

59. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. М.-Белгород: БГУ, 1999. - 224 с.

60. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 400с.

61. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады.-М., Изд. «Музыка», 1986.- 192с.

62. Каган В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков». -М.: Изд. Дом «Грааль», 1996. С. 60-69.

63. Казунина И.В. Формирование и активизация творческого художественно-образного мышления учащихся музыкальных училищ в классе фортепиано: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. 183 с.

64. Калашникова Т. А. Дидактические основания дифференцированного обучения школьников младшего подросткового возраста. Дис. . канд. пед. наук М., 1994.- 149с.

65. Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1999. - С. 231-239.

66. Калмыкова З.И. Методика диагностики обучаемости школьников // Проблемы диагностики умственного развития: Сб. научн. тр. М.: «Просвещение», 1975.-С. 15-38.

67. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс (эмоционально-коммуникативные аспекты педагогического творчества): Дис. .д-ра психолог, наук. Грозный, 1985. - 254с.

68. Капустина Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста // Дефектология, № 2 /1998. С.22-30.

69. Каузова А.Г. Гуманно-личностный подход и развивающие тенденции в фортепиано-исполнительском обучении // Преподаватель-музыкант, 1999, №4.-С. 33-35.

70. Каузова А.Г. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для ВУЗов. М., «Владос», 2001. - 368с.

71. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.: Просвещение, 1994. - 223с.(С.34).

72. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир / В поисках нового миро-видения: И. Пригожин, Е. и Н. Рерихи. М.: Знание, 1991. - С.3-31. (Сер. "Философия и жизнь"; №7).

73. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы// Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. М.Н. Лазу-товой. М.: РИПКРО, 1995. - 250с.

74. Конвенция о техническом и профессиональном образовании (10.11.89) / В сб.: Международное законодательство об образовании. М. Социально-политический журнал, 1994.-С. 19-101.

75. Конев А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения. М.: «Просвещение», 1968.-208 с. (С. 19)

76. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы /Ин-т образования взрослых РАО; Санкт-Петербургский гос. ун-т пед. мастерства / Под общ. ред. В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Воронцовой. СПб., 1996. -126с.

77. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Кумари-ной Г.Ф. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 316 с.

78. Костюк А.Г. Музыкально-эстетическая культура слушателя. Автореф. Дис. . канд. искусствоведения. Киев., 1964. - 20 с.

79. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994. - 165с.

80. Крутецкий В.А Основы педагогической психологии. — М.: «Просвещение», 1972.-321 с.

81. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1981.-145 с.

82. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб.: Акмеологическая академия, 1995.-24 с.

83. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. - 119с.

84. Кулагина И.Ю. Личность школьника. М.,1999. - 192с.

85. Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монограф. Воронеж, 1997. - 235 с.

86. Кумарина Г.Ф. Дети «группы риска» // Советская педагогика. 1991, №11. -С. 106-107.

87. Кумарина Г.Ф. Компенсирующее обучение как тип коррекционно-развивающего учебного процесса // Компенсирующее обучение в России. М.: ООО «Изд. АСТ-ЛТД», 1997. - С.23-28.

88. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в системе педагогического образования // Коррекционная педагогика, 2003, №1. С.24-27.

89. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 2000. - С. 19-29.

90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977. -304с.

91. Лещинский В.И., Кульневич СВ. Учимся управлять собой и детьми: Педа-гогич. практикум. М.: Просвещение: Владос, 1995. - 240с.

92. Лурия АР. Язык и сознание. М., 1979. - 157 с.

93. Майковская Л.С. Артистизм учителя музыки. Учебное пособие. -М,1999. 65с.

94. Малитников Е.М. Учимся жить в XXI веке: Доклад на заседании Межгосударственного комитета СНГ по распространению знаний и образования взрослых. http//www.holand.ru/sobita/sob03a.htm#3

95. Малофеев Н.Н. Институт коррекционной педагогики. Цели и приоритеты // Дефектология, 1993, № 3. С.3-7.

96. Малюков А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: Автореф. дисс. . докт. пед. наук. М, 1996. - 39 с.

97. Маркарян Э.С. История культуры и современная наука / Логико-методологический анализ. М.,1983. -284с.

98. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика, 1995. С. 55-63.

99. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 2002.-432с.

100. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994. - 96.с.(С.64)

101. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Центр «Академия», 2001. - С. 166.

102. Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Изд. центр «Академия», 2002. -224 с.

103. Медушевский В.В. Концепция: Основы духовно-нравственного воспитания и образования. М.: Московская консерватория, 2001. - С. 42 - 47.

104. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254с.

105. Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства. Искусство в школе, 1999, №4. - С. 3-6.

106. Морозов В.П. Возрастные особенности восприятия. — JL, 1980. 568 с.

107. Морозов В.П. Невербальная коммуникация // Психологический журнал, 1993, Т. 14, №1.-С. 18-23.

108. Мудрик А.В. Учитель. Мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.-160 с.

109. Мусин-Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам образования на Западе и в России. СПб., 1912. -Т.2. - С.327-328. (417с.)

110. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. - 408с.

111. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М.: Педагогика, 1990. - С.8-11. 104с.

112. Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: В.2.-М.: 1973. С. 59-98.

113. Назарова Н.М. Специальная педагогика. Уч. пос. 4-е изд. / Под ред. Назаровой Н.М. М.: Академия, 2005. - 400с.

114. Невский И.А., Колесова Л. С. Подростки «группы риска» в школе: Организация общепедагогической и социально-психологической помощи подросткам. М.: АОЗТ «Ариант», 1997. - 92с.

115. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Кн. для учителя. М., 1987.- 255с.

116. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностики. Формирование. Москва-Воронеж, 2000. - С. 58.

117. Обучение и воспитание детей "группы риска": Хрестоматия: Учеб. пособие для педагогов классов коррекц.-развивающего обучения / Сост.: Астапов В.М., Микадзе Ю.В. М.: Ин-т практ. психологии, 1996. - 221 с.

118. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. М.: Просвещение, 1987. - С. 19-21.

119. Орф Карл. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л.А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160с.

120. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. М., 1989. -302с.

121. Палагина Т.А. Условия профессиональной подготовки учителя музыки к индивидуализации музыкально-эстетического воспитания школьников // Основы профессиональной подготовки учителя музыки. Вып. 4. Саратов: Изд. СПИ, 1999. - С. 13-14.

122. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра: Пер. англ. // Перлз Ф.С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальттерапии: Пер с англ. -СПб.: «Петербург-XXI век», 1995. -448с.

123. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ТОО «Пассим», 1994. -304с.

124. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 176 с.

125. Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии. // Методологические и теоретические основы психологии. М.: Наука, 1969. - С. 190-206.

126. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 2001. - 320 с: ноты.

127. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога: Сб.научн.тр. Киров, 1991. - С.26-43.

128. Профессиональная подготовка учителя сельской школы / Авторский коллектив под рук. Е.С. Гуртового // В кн.: «Непрерывное педагогическое образование». Вып.1. СПб, 1996. - 147с.

129. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной М.: «Просвещение», 1991.-303с.

130. Рабунский Е.С. Теория и практика реализации индивидуального подхода к школьникам в обучении. Дис. . докт. пед. наук. Горький, 1988. -464с.

131. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. д-ра психол. наук. В виде научного доклада. М., 1993. -60с.

132. Рекомендации по развитию образования взрослых (26.11.76) / В сб.: Международное законодательство об образовании. М. Социально-политический журнал, 1994. - С.28-29.

133. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. Пер. с англ. / Общ. ред. Е.И.Есениной. М.: Прогресс, Унивсрс, 1994. - 480 с.

134. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. 2-е изд., доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1980. -239с., илл.

135. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. СПб., Питер Ком, 1999. - 720с.

136. Руднев П. В. К вопросу о «дифференциации общего образования» в средней школе // Народное образование. -1963, №1 С. 12-22.

137. Силяева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методика. М.: Магистр, 1995. - 144с.

138. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997. -201с.

139. Сластенин В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен./УПсихолого-педагогические науки МПГУ.-М.,2000.- С. 10-37.

140. Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие. М., 1993. - 175с.

141. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н., Педагогика: Учебное пособие. -М., 1997. 512с.

142. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. -408с.

143. Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 308 с.

144. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-пресс, 1995. - 383с.

145. Словарь терминологии образования взрослых /Под ред. В.Г. Онушки-на, Е.И. Огарева. СПб., 1993. -115с.

146. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Логос, 2003. - 304с.

147. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, -1993.-204с.

148. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1985. -479 с.

149. Старчеус М.С. Homo musicus: Альманах музыкальной психологии. -М., 1995.- 176 с.

150. Сухобская Г.С. Педагогическая рефлексия как основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя // Проблемы индивидуализации в системе повышения квалификации учителей // Сб. научн. тр. / Под ред. Браже Т.Г. СПб., 1992. - С. 10-17.

151. Тарасенко Н.Ф. Природа, технология, культура: философско-мировоззренческий анализ. К.: Наук, думка, 1985. - 256 с.

152. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. 2-е изд., доп. - СПб.: Петроградский и К., 1997. - 416 с.

153. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 158 с.(С.9)

154. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие /Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская и др. 2-е изд. - М.: «Флинта: Наука», 1999. - 336 с. илл.

155. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.,1947. - 169с.

156. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -544 с. (Серия «Психология отечества»).

157. Туркина Э.К. Проблема индивидуализации обучения учителей в системы повышения квалификации / Применение, дифференцированного подхода в системе повышения квалификации. Л.: НИИ СОВ АПН СССР, 1989.-С. 13-19.

158. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия». 2002. -172с.

159. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: «Педагогика», 1990.- 192с.

160. Учебные программы для классов коррекционного обучения / русс, речь, математика, труд, обучение. М.: ИПК и ПРНО МО, 1993.

161. Фейгин М.Э. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -М.: «Советский композитор», 1973. 158с.

162. Франкл В. Экзистенциальный вакуум: Вызов психиатрии // Человек в поисках смысла. -М., 1990. С. 308-321.

163. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. - 464 с.

164. Хекгаузен X. Мотивация и деятельность: в 2х т. М.: Наука, 1986. -786 с.

165. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества.- М.: «Советский композитор», 1988. 384 с.

166. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Автореф. Дис. . д-ра пед. наук. М., 2003. -48с.

167. Шахмаев Н. М. Проблема дифференцированного и индивидуализированного обучения в советской школе. -М.: «Педагогика», 1987. 162с.

168. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Владос, 2001. - 136 с.

169. Шилова Т. А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. М.: ИПК и ПРНО МО, 1995. - 84с.

170. Шипицына JI.M. Интегрированное обучение детей с проблемами в развитии // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 1995, №3. - С.29-36.

171. Школяр JI.B., Красильникова М.С., Критская Е.Д., Усачева В.О., Ме-душевский В.В., Школяр В.А. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие. М.: Флинта: Наука, 1999. -336с.

172. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. М.: Пед. о-во России, 2002. - 223 с. - (Образование XXI века)

173. Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство: Пер. с англ. М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996.-304 с. (Серия «Актуальная психология».)

174. Юшко И. А. Проблемы дифференцированного обучения школьников в сельской школе // Материалы респ. научн.-пр. конф. 10-12 декабря 1990 г.- Минск: Изд-во МГПИ, 1990. С. 68-93.

175. Ядов В.А. Социологические исследования: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1995. - 332с.

176. Ясперс К. Смысл и назначение истории М., 1994. - 454с.

177. Frances R. «La perception de la musique». Paris. 1954. - p.408

178. Pratt Caroll «Aesthetics. Annuel review of Psychology», 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.