Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Алексеева, Татьяна Юрьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Алексеева, Татьяна Юрьевна
Введение
Глава I. Педагогический потенциал музыкального искусства в коррекционно-развивающей работе с эмоционально-дезадаптированными детьми младшего школьного возраста
§ 1. Эмоциональная сфера личности и ее особенности в младшем школьном возрасте
§ 2. Эмоциональная дезадаптация у младших школьников: содержание понятия и структура дефекта
§ 3. Психолого-педагогический механизм коррекционно-развивающего воздействия музыки на эмоционально-дезадаптированного младшего школьника
Глава II. Педагогическая диагностика и коррекция эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами музыкального искусства
§ 1. Критерии оценки и диагностика уровня эмоциональной дезадаптации у младших школьников
§ 2. Принципы и формы организации коррекционно-развивающей работы с эмоционально-дезадаптированными младшими школьниками на основе использования средств музыкального искусства
§ 3. Педагогическая технология коррекционно-развивающего процесса, использующего средства музыкального искусства
§ 4. Анализ эффективности использования музыкального искусства в качестве педагогического средства в коррекционно-развивающей работе с эмоционально-дезадаптированными детьми младшего школьного возраста
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Система педагогической поддержки дезадаптированных учащихся младшего школьного возраста2002 год, кандидат педагогических наук Чурюмова, Елена Юрьевна
Содержание, формы и методы музыкального воспитания младших школьников с задержкой психического развития2008 год, кандидат педагогических наук Тишина, Екатерина Юрьевна
Совершенствование деятельности учителя музыки в коррекционно-развивающем обучении младших школьников2006 год, кандидат педагогических наук Танько, Татьяна Семеновна
Формирование нравственных представлений средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью2011 год, кандидат педагогических наук Трубина, Елена Николаевна
Психологическая коррекция социально дезадаптированных младших школьников в процессе изобразительной деятельности1997 год, кандидат психологических наук Петухова, Лариса Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников»
Актуальность исследования. Одной из ведущих задач современной школы является помощь ребенку в процессе социализации на основе формирования адаптационного потенциала личности. У значительной части школьников адаптационный потенциал ослаблен за счет эмоциональных нарушений, проявляющихся в аффективно-регулятивных, эмоционально-коммуникативных затруднениях, декомпенсации познавательной деятельности и гипофункции эмоционально-нравственной сферы. Зачастую это сигналы опасности, выявляющие «зону риска» формирования личности, в которой велика вероятность асоциальных и болезненных эмоциональных изменений (Г.М. Бреслав).
Наиболее остро подобные эмоционально-личностные процессы протекают в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, Е.И. Савонько, О.С. Никольская, JI.C. Славина, Л.Г. Татарникова), осложненном проблемами освоения новой социальной и школьной среды и, в связи с этим, повышенным уровнем школьной и личностной тревожности детей, несформированностью мотиваци-онной сферы и механизмов аффективной адаптации к социальной действительности.
Именно эти явления опосредуют возникновение сложного и многогранного дефекта эмоциональной сферы младших школьников — эмоциональной дезадаптации, — отсутствия у детей на доступном им уровне стабильности в саморегуляции внутренних аффективных процессов и адекватности в контактах с окружающим миром.
Проблема эмоциональной дезадаптации раскрыта в исследованиях В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг, Н.Г. Свининой, которые характеризуют этот дефект как социально-психологический, затрудняющий многие сферы деятельности школьника, и взаимосвязанный с другими видами дезаптированных состояний: психологической дезадаптацией (A.A. Налчаджян, Т.Г. Дичев, Б.Т. Турусбеков, Ю.А. Александровский, В.И. Бруд-ный, О.И. Зотова, Б.Д. Карвасарский, Д. Стотт); школьной дезадаптацией (Р.В.
Овчарова, Н.И. Жариков, Э.М. Александровская, А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Г.Г. Манке); психосоматической дезадаптацией (Д.И. Дубровский, Г.К. Зайцев, В В. Колбанов, М.Г. Колесникова, Л.Г. Татарникова).
Таким образом, являясь основанием для возникновения отклонений в формировании личности детей младшего школьного возраста, эмоциональная дезадаптация представляет собой серьезную педагогическую проблему, требующую решения путем организации коррекционно-развивающего процесса.
В связи с этим особый интерес представляют коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства, изучение и использование которых в педагогическом процессе широко представлено в научно-педагогической литературе. Аксиологический, развивающий и воспитательный смысл музыкального искусства раскрыт философами (Платон, Б. Спиноза, И. Маттезон, Ж.Ж. Руссо, Г.Ф. Гегель, А. Шопенгауэр, А. Бергсон), психологами (К. Штумпф, Э. Курт, Б.Л. Яворский, С.Н. Беляева-Экземплярская, H.A. Гарбузов, Б.А. Вяткин, Л .Я. Дорфман, Г.Н. Кечхуашвили, Е.В. Назайкинский), педагогами (O.A. Апраксина, В.Н. Шацкая, М.А. Руммер, С.Н. Морозова, Т.В. Нагорная, Т.И. Благинина, Б.Д. Тихонов).
Но несмотря на широкий круг исследований возможностей и функций музыки в педагогическом процессе, использование музыкального искусства как коррекционно-развивающего средства в работе с младшими школьниками не разрабатывалось. Таким образом, возникает противоречие между целесообразностью коррекционного развития эмоционально-дезадаптированных младших школьников на основе привлечения средств музыкального искусства и отсутствием теоретического и методического обеспечения данного процесса. Необходимость разрешения этого противоречия определила тему нашего исследования: «Музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников».
Объект исследования, процесс педагогической коррекции состояния эмоциональной дезадаптации у младших школьников.
Предмет исследования: технология применения музыкального искусства в процессе педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников.
Цель исследования, теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования музыкального искусства в процессе педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников.
Гипотеза исследования: музыкальное искусство будет являться эффективным средством педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников, если: будет создана эмоционально-комфортная ситуация развития младших школьников, основанная на принципе личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ученика, принимающем личность ребенка как источник его развития; коррекционно-развивающее воздействие музыки будет основано на психофизическом, эмоционально-коммуникативном, программно-семантическом, социально-нравственном смыслах музыкального искусства; методика музыкального занятия будет основана на системе модулей, адресно корректирующих соответствующие компоненты состояния эмоциональной дезадаптации.
Объект, предмет, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:
1. Определить содержание понятия «эмоциональная дезадаптация личности в младшем школьном возрасте» и критерии оценки ее уровня и характера.
2. Определить механизм педагогического воздействия на структуру дефекта средствами музыкального искусства.
3. Разработать технологию организации процесса педагогической коррекции состояния эмоциональной дезадаптации у младших школьников средствами музыкального искусства.
4. Экспериментально подтвердить эффективность использования музыкального искусства как педагогического средства в коррекционно-развивающем процессе.
Для реализации цели и задач исследования применялся комплекс методов: историко-педагогический анализ литературы по теме исследования, анкетирование, опросные методы, педагогическое наблюдение, тесты, изучение продуктов деятельности младших школьников, педагогический аспект, качественный и количественный анализ.
Основной опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальные образовательные учреждения г. Нижнего Тагила — школы № 28 и № 1.
Теоретико-методологической основой для диссертационного исследования послужили: концепция личностно-ориентированного образования (В.В. Сериков, И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская), психолого-педагогическая теория деятельности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Г. Салмина, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин), суггестопедическая теория (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Б.Д. Парыги-на, Л.Г. Татарникова), феноменология эмоциональных явлений (JI.C. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, П.М. Якобсон, В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав), теория музыкального обучения и воспитания (Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, O.A. Апраксина, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.А.Терентьева, Г.М Цыпин и др.).
Исследование проводилось в два этапа.
На первом этапе (1994-1997 гг.) анализировалась философская, психологическая и педагогическая литература в целях разработки методологических и теоретических основ исследования; определялись проблема, объект, предмет и цель исследования; был проведен эксперимент для проверки гипотезы.
Опытно-экспериментальная работа выполнялась в естественных условиях базы исследования.
На втором этапе (1997-1998 гг.) проводились анализ и теоретическое обобщение, интерпретация полученных результатов исследования, оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Теоретически обосновано содержание понятия «эмоциональная дезадаптация личности в младшем школьном возрасте», определяемое следующими компонентами: расстройство системы эмоциональной регуляции, эмоциональная автономность, низкая эмоционально-познавательная децентрация, отклоняющееся поведение.
2. Раскрыт механизм коррекционно-развивающего действия средств музыкального искусства на эмоционально-дезадаптированных младших школьников, основанный на психофизическом, эмоционально-коммуникативном, программно-семантическом, социально-нравственном смыслах музыкального искусства, опирающийся на законы художественного восприятия, природу и функции эмоциональных явлений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны приемы использования музыки в коррекционно-развивающем педагогическом процессе путем создания художественно-игровых и нравственно-эстетических ситуаций; представленный материал может быть использован в коррекционно-развивающем педагогическом процессе, связанном с воздействием на эмоциональную сферу младших школьников в общеобразовательной школе, в классах педагогической коррекции.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены опорой на методологическую основу, использованием методов теоретического и эмпирического исследования, результатами экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование обращения к музыкальному искусству как педагогическому средству в процессе коррекционно-развивающей работы с эмоционально-дезадаптированными детьми младшего школьного возраста.
2. Методический комплекс музыкально-творческих заданий, выступающих средством коррекции эмоциональной дезадаптации и развития эмоциональных и высших личностных образований младших школьников.
Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось: а) в ходе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов исследования на заседаниях методических объединений учителей начальных классов и музыки в образовательных учреждениях — школах № 28 и № 1 г. Нижнего Тагила, на кафедре эстетического воспитания младших школьников Нижнетагильского педагогического института; б) в выступлениях на научно-практических конференциях по проблеме гуманизации образования и социального становления современного школьника (гг. Екатеринбург, Нижний Тагил, 1997, 1998).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Коррекция социальной дезадаптированности младших школьников с помощью средств арт-терапии2007 год, кандидат психологических наук Куракина, Светлана Викторовна
Педагогическая технология использования арттерапии в начальной школе2003 год, кандидат педагогических наук Аметова, Лидия Анатольевна
Особенности эмоционального развития и самооценки учащихся начальных классов со школьной дезадаптацией2007 год, кандидат психологических наук Куликова, Татьяна Геннадьевна
Психолого-педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития2006 год, кандидат педагогических наук Романова, Марина Вячеславовна
Психологические особенности развития эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта2008 год, кандидат психологических наук Шкляр, Наталья Валерьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Алексеева, Татьяна Юрьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Решение проблемы эмоциональной дезадаптации у младших школьников, нахождение эффективных педагогических средств ее коррекции является насущной необходимостью современной педагогической теории и практики. Возникновение проблемы связано с ослабленным адаптационным потенциалом младших школьников, вследствие негативных воздействий социальной среды, ведущих к эмоциональным нарушениям, обусловливающим появление эмоциональной дезадаптации, и, как следствие, отклонений в формировании личности детей младшего школьного возраста.
Большой интерес в для педагогической коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников представляет музыкальное искусство, являющееся адекватным аффективной природе дефекта. Обладая психофизическим, эмоционально-коммуникативным, программно-семантическим, социально-психологическим смыслами, музыка непосредственно воздействует на эмоциональную, коммуникативную, интеллектуальную, социально-нравственную сферы младшего школьника.
В связи с этим была выдвинута гипотеза об эффективности музыкального искусства в качестве педагогического средства коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников. С целью определения истинности гипотезы было проведено теоретическое и экспериментальное исследование.
В теоретической части исследования осуществлен феноменологический анализ эмоциональных явлений личности и их роли в процессе обучения, основанный на трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.К. Анохина, Г.Х. Шингаро, A.B. Запорожца, П.М. Якобсона, Л.И. Божович, В.К. Вилюна-са, Г.М. Бреслава, В.М. Смирнова, П.В. Симонова, С.Н. Батраковой. Определено понятие «эмоциональная дезадаптация личности в младшем школьном возрасте», основные компоненты дефекта (расстройство системы эмоциональной регуляции, эмоциональная автономность, низкая эмоционально-познавательная децентрация, девиантное поведение). Выявлен механизм педагогического воздействия на структуру дефекта средствами музыкального искусства.
Целью опытно-экспериментальной части диссертационного исследования явилось определение характера и глубины эмоциональной дезадаптации у младших школьников, раскрытие принципов и форм организации коррекцион-но-развивающего процесса, обоснование технологии коррекционно-развивающего обучения, построенной на инвариантно-модульном принципе.
За время проведения формирующего эксперимента в состоянии эмоциональной дезадаптации у младших школьников, составлявших экспериментальные группы, произошли значительные внутриструктурные изменения: расстройство системы эмоциональной регуляции уменьшилось на 23%, эмоциональная автономность — на 35%, качество познавательной сферы улучшилось на 23%, количество отклонений в поведении детей уменьшилось на 26%; общий уровень дефекта снизился на 30%. Результаты проведенного исследования подтвердили гипотезу об эффективности музыкального искусства в качестве педагогического средства коррекции эмоциональной дезадаптации у младших школьников.
Данные экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Коррекционно-развивающий процесс, использующий музыкальное искусство как педагогическое средство коррекции эмоциональной дезадаптации, обеспечивает младшим школьникам поэтапный переход от состояния дезадаптации к состоянию устойчивого и адекватного взаимодействия с реальной действительностью.
2. Педагогические возможности музыкального искусства в коррекционно-развивающем процессе заключены в активизации личностного потенциала младшего школьника как источника и основы его саморазвития.
3. Эффективность коррекционно-развивающего процесса, использующего средства музыкального искусства обеспечивается за счет аюуализации психофизического, программно-семантического5 эмоционально-коммуникативного, социально-психологического смыслов музыкального искусства, обращенных в педагогическом процессе непосредственно к компонентам эмоциональной дезадаптации.
4. Педагогическое воздействие средствами музыкального искусства на эмоционально-дезадаптированных младших школьников должно осуществляться по индивидуальной программе, составленной с учетом индивидуальной структуры дефекта, используя для этого возможности модульной технологии и целесообразные формы взаимодействия школьников и педагога.
5. Понимая значение и эффективность использования музыкального искусства в коррекционно-развивающем процессе, тем не менее, считаем, что музыка не может являться единственным средством коррекции дефекта, а требует взаимодействия с другими педагогическими приемами и средствами, целенаправленно влияющими на эмоционально-личностную сферу младших школьников.
141
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Алексеева, Татьяна Юрьевна, 1998 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М., 1983.
2. Аверин A.B. Психология детей и подростков. — С.-Пб., 1994.
3. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. — Свердловск, 1986.
4. Альманах музыкальной психологии. — М., 1995.
5. Амонашвили III.А. Воспитательная и образовательная функция оценки школьников. М., 1984.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
7. Антология педагогической мысли России XVIII в. — М., 1985.
8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX—начала XX веков. —М., 1990.
9. Анохин П.К. Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности // Проблемы высшей нервной деятельности. — М., 1949.
10. Апраксина O.A. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1978. Вып. 13. — С. 15-31.
11. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.
12. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.
13. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. —Л., 1974.
14. Аснин В.И. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., 1980,
15. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1983.
16. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. —Л., 1974.
17. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. — Ярославль, 1.982.
18. Батракова С.Н. Эстетическое начало в деятельности педагога // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. —Ярославль, 1991.
19. Батрусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М„ 1977.
20. Белкин A.C. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973.
21. Белкин A.C. Внимание — ребенок! — Свердловск, 1981.
22. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. Педагогика и логика. — М„ 1988.
23. Благонадежина JI.B. Эмоции и чувства // Психология. — М., 1956.
24. Блинова М. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности. — М., 1964.
25. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности / Педагогика. — 1992. № 5—6, — С. 32-37.
26. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
27. Бочкарев Л.Л. Адекватное восприятие музыки в зависимости от психических состояний слушателей // Новые исследования в психологии. — 1981. — № 2. — С. 63-74.
28. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств в семье // Вопросы психологии. — 1986. — № 1. — С. 41-47.
29. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности личности в детстве. — М., 1990.
30. Вахнянская Л.Л. Особенности отношения школьников к эстетическому содержанию музыки // Новые исследования в психологии. — 1978. — № 1. — С. 47-49.
31. Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки // Музыка в школе. — 1989. — № 3. — С. 24-32.
32. Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Эмоциональные переживания в структуре мотивационных процессов // Новые исследования в психологии. — 1973. — № 2. — С. 23-25.
33. Вилюнас В.К. Психологический анализ эмоциональных явлений. Эмоциональная структура личности // Новые исследования в психологии. — 1974. — № 1. — С. 15-18.
34. Вилюнас B.K. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
35. Винокуров Л.В. Некоторые причины школьной дезадаптации и пути их коррекции // Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. — Ярославль, 1991.
36. Воспитание музыкой / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. — М., 1991.
37. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. — 1958. — № 3. — С. 125-128.
38. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М., 1960.
39. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. — М., 1983.
40. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1987.
41. Вяткин Б.А. Дорфман Л.Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопросы психологии. — 1980. —№ 1. — С. 94-100.
42. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. — М., 1972.
43. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. — М., 1966.
44. Голошумова Г.С. Музыка как средство коррекции работы // Вестник ППУ. — Вып. 1. — Н. Тагил. — 1996. — С. 21-27.
45. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. — 1995. — №2. —С. 137-149.
46. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. — М., 1993.
47. Грановская P.M. Элементы практической психологии. —Л., 1988.
48. Гуревич K.M. Что такое психологическая диагностика. — М., 1985.
49. Гуткина H.H., Данг Суанг Хуай. К характеристике мотивации поведения младших школьников // Вопросы психологии. — 1975. — № 4. — С. 56-63.
50. Давыдов В.В. Виды общения в обучении. — М., 1977.
51. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
52. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. — М., 1978.
53. Дорфман Л.Я. Исследование структуры эмоциональных состояний, возникающих под влиянием музыки // Психологические проблемы индивидуальности. — ML, 1983. — Вып 1.—С. 66-67.
54. Загвязинский В.И. Противоречия процесса обучения. — Свердловск, 1971.
55. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. —М., 1987.
56. Запорожец A.B., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. —1974. — № 6. — С. 59-73.
57. Запорожец A.B. Развитие эмоциональной регуляции у ребенка. — Тбилиси, 1971.
58. Запорожец A.B. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. — М., 1986.
59. Как определить уровень развития мышления школьников. — М., 1986.
60. Зюбин JIM. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. — М., 1974.
61. Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.
62. Из истории музыкального воспитания / Сост. O.A. Апраксина. — М., 1990.
63. Ильин B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. — М., 1984.
64. Ильина Г.А. К вопросу о формировании музыкального переживания // Вопросы психологии. — 1959,—№5. —С. 134-142.
65. Ильина Г.А. К вопросу о механизме музыкального переживания // Вопросы психологии. — 1971.
66. Кабалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. — М, 1963.
67. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1981.
68. Кабалевский Д.Б. Программа средней школы: Музыка 1—3 классы. — М., 1990.
69. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 11984. — № 4. — С. 89-95.
70. Казначеев В.П. Адаптация человека // Клинические и экспериментальные аспекты патологии. — Новосибирск, 1980. С. 5-17.
71. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
72. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере. — Екатеринбург, 1996.
73. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников. — Екатеринбург, 1997.
74. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика эмоционального самочувствия школьников. — Екатеринбург, 1997.
75. Карпова Г.А. Педагогическая социометрия ученического коллектива. — Екатеринбург, 1997.
76. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. —М., 1994.
77. Колесникова И.А. О критериях гуманизации образования // Гуманизания образования. — Теория. Практика. — С.-Пб., 1994.
78. Крупник Е.П. Психологические механизмы воздействия искусства на личность // Психологический журнал. — 1988. — Т. 2. — № 4. — С. 89-92.
79. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. —М., 1972.
80. Крутецкий М.Л. Возрастная и педагогическая психология. — М., 1973.
81. Лазарев М.Л. Интоника. — М., 1994.
82. Леонтьев А.Н. Потребность, мотивы и эмоции. — М., 1971.
83. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1972.
84. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1977.
85. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. — М., 1980.
86. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М., 1976.
87. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. — 1992. — № 3-4. — С. 5-12.
88. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь школьного коллектива. — М., 1978.
89. Мазель Л.А., Цукерман В.А. Анализ музыкальных произведений. — М., 1978.
90. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. — М., 1978.
91. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.
92. Методы системного педагогического исследования. —Л., 1980.
93. Морозов В.П. Возрастные особенности восприятия. — Л., 1980.
94. Морозов В.П. Возрастные особенности восприятия человеком эмоций в речи и пении // Журнал эволюционной биохимии и физиологии. — 11993. — Т. 3. — №1. —С. 289-292.
95. Морозов В.П. Невербальная коммуникация // Психологический журнал. — 1993. —Т. 14. —№ 1, —С. 18-23.
96. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.
97. Неверович З.Я., Кошелева А.Д., Стрелкова Л.П. Развитие социальных эмоций.1. М„ 1986.
98. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М., 1987.
99. Немов P.C. Психология. — М., 1994.
100. Обуховский К. Психология влечений человека. —М., 1972.
101. Обучение и воспитание школьников средствами искусства. — М., 1978.
102. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.1. М., 1995.
103. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1996.
104. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. — М., 1996.
105. Орлов Б.А. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии.— 1995. —№ 2. С. 5-12.
106. Орф К. Система детского музыкального воспитания. — Л., 1970.
107. Педагогика. — Ярославль. 1994.
108. Петровский В.А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. — 1981. — С. 40-47.
109. Петровский В.А. Проблема развития личности в современной психологии // Вопросы психологии. — 1984. — № 4. — С. 15-29.
110. Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М., 1990.
111. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М., 1976.
112. Привознова Р.П. Структура коррекционно-развивающих музыкальных занятий // Вестник ППУ. — Вып. 1. — Н. Тагил. — 1996. — С. 83-89.
113. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. — М., 1971.
114. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. — М., 1980.
115. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
116. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М„ 1995.
117. Роттенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М., 1984.
118. Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. — М., 1957.
119. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. — М., 1977.
120. Свинина Н.Г. Концептуальные подходы и результаты исследования эмоционально-дезадаптированных детей // Вестник ППУ. — Вып. 1. — Н.Тагил. — 1996.— С. 11-18.
121. Сериков В.В. Личностный подход в обучении: от концепции к технологиям // Проблемы обновления содержания общественного развития. — Ростов-на-Дону. — 1992. — С. 25-32.
122. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. —Волгоград, 1994.
123. Симонов П.В. Что такое эмоция? — М., 1966.
124. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. —М., 1981.
125. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984.
126. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. — 1990. — № 3. — С. 25-36.
127. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В. Челышева. — М., 1993.
128. Тарасов Г.С. Психология восприятия музыки. — М., 1989.
129. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. — С.-Пб., 1995.
130. Тельчарова P.A. Музыка и культура. — М., 1986.
131. Терентьева H.A. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. — М.,1994.
132. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. — М., 1947.
133. Ухтомский А.А. Избранные труды. — Л., 1978.
134. Философско-психологические проблемы развития образования. — М., 1981.
135. Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунова И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. — М., 1988.
136. Фром Э. Душа человека. — М., 1990.
137. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.
138. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М„ 1975.
139. Шингаров Г.Х. Место эмоций в структуре личности / Проблемы личности. Материалы симпозиума. Т. 1. — М., 1969. — С. 443.
140. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. — М„ 1971.
141. Школа и психическое здоровье учащихся. — М., 1988.
142. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960.
143. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.
144. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.
145. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
146. Якобсон П.М. Психология чувств. — М., 1956.
147. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.