Социальный обмен деятельностью: механизм регуляризации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Вишневская, Светлана Николаевна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 132
Оглавление диссертации кандидат философских наук Вишневская, Светлана Николаевна
Введение
Глава 1. Обмен деятельностью: природа, сущность, функции
Глава 2. Инструменты социокультурной регуляризации
2.1. Право
2.2. Мораль
2.3. Традиция 106 Заключение 122 Литература
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философско-антропологические аспекты идеи прогресса в русском позитивизме XIX - начала XX вв.2006 год, кандидат философских наук Полевой, Сергей Евгеньевич
Природа цивилизации: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Данин, Стефан Анатольевич
Регуляризация в структуре социальных связей2005 год, кандидат философских наук Демин, Игорь Николаевич
Культурная идентификация как социально-синергетический процесс2006 год, кандидат философских наук Самкова, Валентина Александровна
Образовательная реальность: опыт социокультурного проектирования2009 год, доктор философских наук Имакаев, Виктор Раульевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальный обмен деятельностью: механизм регуляризации»
Актуальность исследования. «Систематическое исследование вопроса о том, как упорядоченность социального капитала рождается из спонтанности и разрозненности, является одним из наиболее важных интеллектуальных достижений конца XX века», - указывал Ф.Фукуяма1. Тема регуляризации обмена деятельностью обостряется в теоретической мысли не случайно. Природа социокультурного развития, прояснение ценностного остова социокультурной эволюции, - важнейшие вопросы, требующие разрешения в условиях все более усложняющегося, становящегося все более взаимозависимым социального взаимодействия.
Современная ситуация в изучении социального обмена деятельностью в социокультурном развитии значительно отличается от обстояний еще вековой давности. Отход от оценки социального бытия как пассивного объекта заставляет искать новые основания его понимания. З.Бауман указывал: «Современное общество отличается от своих предшественников тем, что относится к себе уже не как лесничий, а как садовник. Оно рассматривает поддержание социального порядка (то есть удержание человеческого поведения в определенных параметрах и предсказуемость человеческих поступков в этих параметрах) как проблему - как то, что нужно учитывать, обдумывать, обсуждать, регулировать, решать. Современное общество не верит, что оно может существовать безопасно без сознательных и умышленных мероприятий по обеспечению этой безопасности. Эти меры означают в первую очередь руководство и надзор за человеческим
1 Фукуяма Ф. Социальный капитал // Культура имеет значение. М.: Московская школа политических исследований, 2002. С. 135 поведением.». Нахождение оснований регуляризации обмена деятельностью, определение ценностных регулятивов, позволяющих оптимизировать процессы социокультурной интеракции - фикс-пункт современных теоретических исследований, имеющих значительный резонанс в социальной практике.
Степень разработанности проблемы. Осмысление регуляризации деятельности обострило в обществоведческой мысли XX в. вопросы, связанные с интенсификацией коммуникаций, повышением значимости социальных технологий в управлении обществом. В то же время проблема социального обмена деятельностью приобретает актуальность на современном уровне социального развития в связи с деструктивным опытом подрыва социального равновесия, стабильности.
В разработку проблемы неоценимый вклад внесли исследования по направлениям:
- природа и сущность антропосоциогенеза (В.Алексеев, В.Ильин, А.Щюц, Н.Элиас и др.);
- методология социального развития в контексте гуманитарной парадигмы (Айзенштадт, П.Бурдье, В.Дильтей, Г.Зиммель, Н.Луман, Ф.Ницше, О.Шпенглер и др.);
- природа обмена деятельностью (Т.Адорно, Ж.Бодрийяр, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель, Т.Парсонс, М.Фуко, Ж.Эллюль, Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер и др.);
- ценностное регулирование социального целого (М.Вебер, Э.Гуссерль, А.Г.Здравомыслов, Д.Дьюи, Р.Инглхарт, В.Ильин, Г.Маркузе, В.Нерсесянц, Д.Пантин, Г.Риккерт, М.Рокич, А.Сен, Э.Трельч, Ю.Хабермас, Й.Хейзинга и др-); л
Бауман 3. Свобода. М.: Новое издательство, 2006. С.23
- ценностные основания социальности (Х.Арендт, З.Бауман, В.Ильин, Н.Конрад, А.Любищев, А.Назаретян, П.Тейяр де Шарден, Л.Фейербах, М.Хайдеггер, А.Швейцер, М.Шелер и др.).
В оценке современного контекста социального взаимодействия автор опирался на разработки теории глобализации и модернизации (А.Ахиезер, М.Делягин, А.Дугин, Ф.Фукуяма, В.Федотова и др.), постиндустриального развития (Д.Белл, А.Бузгалин, Д.Иванов, М.Маклюэн и др.). Рычаги социокультурной динамики рассматриваются в работах А.Ахиезера. Особенности глобального взаимодействия содержатся в исследованиях М.Делягина. Специфика российской социокультурной эволюции оценивается А.Дугиным. Проблемы модернизационного развития анализируются в исследованиях В.Федотовой. Модели модернизационного общества в историческом и синхроническом аспектах оцениваются Ф.Фукуямой, Д.Беллом, М.Маклюэном. Оценка социальных, социокультурных аспектов информационного общества в России содержится в работах Д.Иванова. Идеи указанных авторов составили стержень рефлексии сюжетов диссертационного исследования.
Объект исследования - социальный обмен деятельностью.
Предмет исследования - механизм регуляризации социального обмена деятельностью.
Цель исследования - изучить природу социального обмена деятельностью в контексте гражданского развития.
Задачи исследования:
- выявить сущностные начала социального обмена деятельностью;
- вскрыть специфику инструментов регуляризации деятельностного обмена;
- оценить особенности детерминант социального обмена деятельностью в социальной эволюции.
Методологическая и теоретическая база исследования. Учитывая комплексный, полиморфный строй социальной материи, эвристический базис изысканий составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности рассмотрения, системности, целостности.
Научная новизна исследования состоит в следующих полученных автором результатах:
- Выявлены сущностные начала социального обмена деятельностью. Демонстрируется, что ценности, детерминирующие деятельностный обмен, образуются по ходу социогенеза в результате эволюции традиций, обычаев, обрядов, внешних регулятивов, регламентирующих практическую жизнедеятельность людей. В ходе отбора значимых ценностей в социальной эволюции происходит складывание внутреннего механизма социального обмена деятельностью, выстраиваются ценностные отношения доброго и злого, хорошего и дурного, святого и греховного, дозволенного и запретного, альтруистического и эгоистического и т.д. Нормы и ценности как результат коллективной формы жизнедеятельности свидетельствуют о высокой социализированное™ участвующих в интеракции членов социума, характеризуют логику совместного производства и воспроизводства жизни.
Этико-культурный вид трансляции наследия выполняет важнейшие цивилизационные и социализационные функции. В ходе социального развития формируются оптимальные ценностные начала социального обмена деятельностью, способствующие достижению эффективных принципов, фигур общественного взаимодействия.
- Продемонстрировано, что инструменты социального обмена представляют эволюционно вызревшие, исторически выверенные порядки деятельности и созидания, оправданные формы обеспечения достойной жизни. Регуляризация обмена деятельностью моделируется как трехсоставный механизм упорядочения социального взаимодействия, включающий право, мораль, традицию. Право имеет формально-официальный, кодифицированный, институциальный характер. Нормы права включают общеобязательные долженствования, построенные на началах свободы, равенства, справедливости. В социальном взаимодействии институт права зкрепляется посредством сдержек, противовесов, диспозиций, санкций, условий действия. Мораль предстает как неформально-официальная, кодифицированная неинституциальная система регламентов, вменяющих достойность человеческого существования. Сущность традиции образуют неформально-официальные, некодифицированные, неинституциальные основы деятельностного обмена. Традиция строится на стереотипных мироориентациях, устойчивых поведенческих началах: обычаях, заветах, обрядах, ритуалах, преданиях, назиданиях.
- Вскрыты особенности детерминант социального обмена деятельностью в контексте социальной эволюции. Основу социального обмена деятельностью составляет коммуникационное взаимодействие. Ценностное сознание комплексно, инспирируется конденсацией в культуре гуманитарного потенциала, упрочением свободного выбора. Диктуемые адаптацией требования рациональной организации жизни порождают внутренний регулятивный этос, который, при определенных условиях, способен действовать вопреки интересам отдельных индивидов, во благо группе, к которой индивиды принадлежат. Таким образом, возникает понимание естественно-исторической обоснованности, детерминированности ценностного сознания на уровне коллектива. Понимание же становления его на уровне личности достигается за рамками антропогенетических рассмотрений в границах собственно гуманитарного анализа. Социальные механизмы регуляризации в общем виде отражают объективные потребности любого общества в упорядочении действий и взаимодействий его членов, подчинении их поведения социально необходимым правилам. Социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ, формы жизнедеятельности людей.
Теоретическое значение диссертации. Результаты диссертации имеют значение для разработки теоретических аспектов механизма обмена деятельностью в социокультурном развитии, прояснения сущностных критериев культуро- и социотворчества, понимания ценностных аспектов межиндивидного взаимодействия.
Практическое значение диссертации. Итоги исследования имеют значение для выработки оптимальных, эффективных социальных технологий. Результаты работы могут быть использованы при чтении курсов по социальной философии, философии культуры, антропологии, политологии, социологии.
Апробация работы. Результаты работы представлены на Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2006). Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре гуманитарных дисциплин КФ МГЭИ. Основные результаты исследования изложены в пяти статьях общим объемом 3,2 п. л.
Структура работы определяется целями, задачами, принятым способом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Средства массовой информации в пространстве современной гуманитарной культуры2009 год, кандидат философских наук Семишова, Евгения Петровна
Гуманитарный менеджмент как инновационный социокультурный тип деятельности постиндустриальной эпохи2007 год, кандидат культурологии Музалевская, Ирина Михайловна
Архитектоника социального пространства2004 год, доктор социологических наук Черняева, Татьяна Ивановна
Игра в деятельности и общении: философский анализ2006 год, кандидат философских наук Гринберг, Наталия Семеновна
Метафизическая традиция "русской идеи" в отечественной философии2007 год, кандидат философских наук Стовбун, Светлана Федоровна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Вишневская, Светлана Николаевна
Заключение
Автор отстаивает идею, что понимание социокультурного развития в контексте регуляризации обмена деятельностью предполагает учет прогрессивных (или негативных) тенденций. Раскрытие сущности регуляризации обмена деятельностью заключается в оценке ценностных начал социокультурной динамики.
Сущность регламентационного механизма заключается в наиболее оптимальных началах ценностного регулирования социального взаимодействия. В его основе - выработка гарантийных начал, обеспечивающих эффективность межиндивидной интеракции.
Возможность обустраивать общество не есть задача с произвольным решением. Предлагаются исходные установки социальной динамики: фазовыми, временными, ресурсными ограничениями выступают человеческий, социальный, геополитический, физический, властный потенциалы; инициативными ограничениями - недопустимость саморазрушения, самоуничтожения.
Социальное устроение задается подчинением желательных состояний критериям качества. Содержательно фундаментальные социальные константы активизируют подобные критерии, выступают регулятивным корректирующим началом, когда из множества допустимых динамических форм выбираются приоритетные. Магистраль развития строится как оптимальная, эффективная траектория социодинамики.
При анализе социогенеза, позволяющего прояснить сущность регуляризации обмена деятельностью, делается вывод, что цивилизованность отражает качество общественного прогресса, которое задает условия достижения воспроизводства основных социальных параметров (ценность личности, правовые основы регулирования социального взаимодействия, либерально-конституционные принципы социальной интеракции и т.д.). Проводится анализ становления и эволюции государственных, гражданских институтов, традиций быта. Делается вывод, что ценностные основания регуляризации обмена деятельностью, а именно гражданственность, гуманитарность предстают ведущими установками поведения человека. Ориентированность на ценности, соответственно, целесообразность социального действия заключается в том, что созидание потенциального бытия проводится по реалистичным правомерным целям, удовлетворяющим природным и гуманитарным законам. Идея целесообразности на уровне микроэволюционном предполагает описание механизма поддержания динамических равновесных состояний. Созидание сверхприродного оценивается как целерациональное, правомерное, законосообразно, гуманитарно оправданное.
Автор акцентирует: ценности создают пространство социального взаимодействия на базе ментальных, символических, поведенческих норм, кодексов, эталонов. Содержание конструктивных социальных ценностей определяется интенцией на сохранение, поддержание природы, социума, культуры, цивилизации. Делается вывод, что целесообразность, рациональная планируемость, общественность, кооперативность -существенные принципы организации общественной жизни, эффективное средство социализации индивида.
Анализируются особенности регуляризации обмена деятельностью в обществах восточного и западного типов. Отмечается, что налаживание и институциальное закрепление межобщинных связей происходит под влиянием естественных социальных потребностей в организации единого хозяйственного, коммуникационного пространства.
Подчеркивается, что механизм регуляризации обмена деятельностью предстает многоуровневым образованием, инструментами которого выступают традиции, право, мораль - основные начала социального регламентирования.
Регуляризованность обмена деятельностью связывается с утверждением человечности, развитием диалога, толерантности культур. Последнее выражается в правоспособности, совестливости, нравственности, персональной добропорядочности - ценностных начал социальной интеракции, позволяющих избежать негативных тенеденций общественного развития на современном этапе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Вишневская, Светлана Николаевна, 2006 год
1. Абрамян Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры // Методологические проблемы этнических культур. - с.23-29.
2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: МФФ, 1998. -344с.
3. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. М., 1989. №2.-С. 24-34.
4. Айзенштадт Ш. Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Т. 1. №2 с.109-112.
5. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. -462с.
6. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М., 1988.-231с.
7. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФ РАН, 1995.-348с.
8. Арутюнов С.А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. М.: Мир, 1989.160с.
9. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985. -М.: Наука, 1986. -С.82-138
10. Ю.Бауман 3. Свобода. М.: Новое издательство, 2006. 125с.
11. П.Бинсвангер JI. Бытие-в-мире. Избранные статьи. Я.Нидлмен. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1999.-336с.
12. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. М.: Прогресс, 1986.-Т.1.-622с., 1988.-Т.2.-632с., 1992.- Т.3.-679с.
13. Веряскина В.П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии // Жизнь как ценность. М.: ИФ РАН, 2000. -270с.
14. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Юрист, 1995. -686с.
15. Витгенштейн J1. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. -612с.
16. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская Этнография. 1981. №2. С.110-115.
17. П.Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа: о социалистическом самоуправлении. -М.: Мысль, 1998. 188с.
18. Гегель. Философия религии. М.: Мысль, в 2-х тт., 1975. Т. 1. - 532с., 1977.-Т.2.-573с.
19. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М.: Ad Marginem, 1995. -222с.
20. Генон Р. Язык птиц. О смысле «карнавальных» праздников. Тайны буквы «нун». Традиция и бессознательное. Влияние исламской цивилизации на Европу//Вопросы философии. М., 1991. №4. С.43-57
21. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. 315с.
22. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М.:Наука, 1998.- 137с.
23. Денхофор М.Г. Границы свободы. Капитализм должен стать цивилизованным. М.: Международные отношения, 2001. - 231 с.
24. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. - 320с.25.3дравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат,1986. 221с.
25. Игитова И.В. Механизм реализации Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» // Государство и право. -1997. -№1. -С.76-82
26. Ильин В.В. Аксиология. М.: МГУ, 2005. -216с.
27. Ильин М.В. Государство // Полис. 1994. № 1. с.15-21.
28. Интенциональность и текстуальность: философская мысль Франции XX в.: Ж.Делез, Ж.Деррида, М.Дюфрен, А.Камю, Ю.Кристева, Э.Девинас, М.Мерло-Понти, Ж.-Л.Нанси, П.Рикер Томск: Водолей, 1998.-319с.
29. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205с.
30. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990.-415с.
31. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М.: Наука, 1997. 285с.
32. Кассирер Э. Эссе о человеке. Введение в философию культуры // Вестник МГУ. Сер.7. М., 1993. №1. с.45-53.
33. Князева Е.Н., Курлюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3. С.62-79
34. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: СПбУ, 1995. - 279с.
35. Кутырев В.А. Пост-пред-гипер-контр-модернизм: концы и начала // Вопросы философии. -М., 1998. №5. С. 135-143
36. Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия// Вопросы философии. 1996. №5. С.21-31.
37. Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь. 1993. №4. -С.101-141
38. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С.15-26.
39. Лотце Г. Основания практической философии. СПб.: СПбУ, 1882. -235с.
40. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. М., 1992. №3. С.39-53.
41. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. -М.: Республика, 1998. -393с.
42. Луман Н. Эволюция. -М.: Логос, 2005. -256с.
43. Любищев А. Расцвет и упадок цивилизаций. -Ульяновск-Самара: УлПИ, 1993.-78с.
44. Маркарян Э.С. Культурная традиция и задача дифференциации ее общих и локальных проявлений // Методологические проблемы этнических культур. Материалы симпозиума. Ереван: АН Арм. ССР, 1978.-С.8-21.
45. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. №2. С. 12-18
46. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Сагуна, 1994. -160с.
47. Михайлов И.А. Ранний Хайдеггер: между феноменологией и философией жизни. М.: Прогресс-традиция, 1999. -283с.
48. Музиль Р. Человек без свойств. М.: Художественная литература, 1994. Кн.1.-751с.;Кн.2.-502с.
49. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1990. - 326с.
50. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика социального прогресса). М.: Наследие, 1995. -184с.
51. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в мировой истории. М: Междунар.отношения, 2003. - 533с.
52. Нерсесянц B.C. Философия права. -М.: Норма, 2005. 656с.
53. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Транспорт, 1994.-301с.
54. Основные ценности социальной демократии. -М.: РАН ИНИОН, 1996. -150с.56.0ртега-и-Гасссет X. Восстание масс // Вопросы философии. -М., 1989. № 3. С.119-154. №4.- С.114-15457.0ртега-и-Гассет X. Избранные труды. М.: Весь мир, 1997. - 704с.
55. Панарин А.С. Философия политики. -М.: Новая школа, 1996.-423с.
56. Панфилов О.М. Ценностное сознание: основания субъективной философии.-СПб.: СПбУ, 1995. 112с.
57. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. -М.:Гнозис, 1993. 169с.
58. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991, №6. С.46-52.
59. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. М.: ИГиП РАН, 1996.-92с.
60. Реформирование России: мифы и реальность. М.: Гнозис, 1994. -215с.
61. Риккерт Г. О системе ценностей. Т. 1. Вып. 1. -М.: Наука, 1914. 212с.
62. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: НГУ, 1998.-292с.
63. Рормозер Г. Кризис либерализма. -М.: И РАН, 1996. -298с.
64. Соколов Э.В. Традиция и культурная преемственность // Советская этнография. 1981. №3. С.35-39.
65. Соловьев B.C. Соч. в 2-х Т. Т. 2. М.: Наука, 1989. - 345с.
66. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. - 430с.
67. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект): Монография / Станкевич. М.: Наука, 1987. - 334 с.
68. Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. -М.:Политиздат, 1939., 300с.
69. Субботин Ю.К. Проблема ценностей в неотомизме. М.: Мысль, 1980. - 237с.
70. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Прогресс, 1996. - 341 с.
71. Тоффлер О. Власть, раса, культура / Новая технологическая волна на Западе. М.: Мысль, 1984. - 183 с.
72. Уайт J1.A. Концепция эволюции в культурной антропологии // Антология исследований культуры. СПб.: Унив. кн., 1997. - 315с.
73. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: ИФ РАН, 1997. -255с.
74. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2001. № 4. С.3-27.
75. Философия образования. М.: Наука 1996. - 197 с.
76. Философия: проблемный курс. Учебник /Под общ. ред. проф. Лебедева С.А. М.: ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. - 480 с.
77. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Наука, 2000. - 534с.
78. Фукуяма Ф. Социальный капитал // Культура имеет значение. М.: Московская школа политических исследований, 2002. - С. 125-210.
79. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: ACT, 2004. -349с.
80. Фуллер Г.Э. Будущее политического ислама. М.:Мысль, 2004. 201с.
81. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992. -176с.
82. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. М., 1989. №2. -С.35-40.
83. Хабермас Ю. Право как средство и право как институт // Правовая мысль XX века. М.: Гнозис, 2002. С.91-136.
84. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. -416с.
85. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. М, 1989. №9.-С.116-163.
86. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Гнозис, 1994. 320с.
87. Хьерлл Л. Теории личности. Сб.: Питер, 2000. - 608 с.
88. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. 134с.
89. Человек. Границы философской рефлексии. М.: Прогресс, 1996. - 311 с.
90. Чистов К.В. Традиция, «традиционное общество» и проблема варьирования//Советская этнография. 1981. №2. -С.91-101.
91. Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. 413с.
92. Шелер М. Рессентимент в структуре моралей. М.: Мысль, 1994. 198с.
93. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. М.: Мысль, 1998-666с.
94. Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии. М.: Мысль, 1990, -453с.
95. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 208с.
96. Экономические и социальные перемены: мониторинг отечественного мнения. М.: Полит, издат., 1994, №3.- С. 45-58.
97. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Медиум, 1994. 114с.
98. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. -527с.
99. Bell D. The Winding Passage. Essays and Sociological Jorneys 19601980. Camridge, 1980. - P.20-37.
100. Dumasedie J. Sociologic impirigue du Loisin. P., 1974. 223c.
101. Edwards, W. (1954). The Theory of Decision Making. Psychological Bulletin, 51,-c.380-417.
102. Huntington E. Mainsprings of Civilization. N.Y.:Chapman, 1945. -660c.
103. Mann L. Decision Making. A psychology analysis of conflict, choice. New York: Free Press, 1979. 488c.
104. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge: The univer. press, 1960 178p.
105. Spengler O. The Decline of the West. N.Y.: Random house, 1962 -414c.
106. Simon, H. (1960). The New Science of Management Decision. New York: Harper&Row. 134c.
107. Toynbee A. Civilization on Trial and the World and the West. N.Y., 1963. P.233.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.