Природа цивилизации: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Данин, Стефан Анатольевич

  • Данин, Стефан Анатольевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 147
Данин, Стефан Анатольевич. Природа цивилизации: социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Тверь. 2006. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Данин, Стефан Анатольевич

Введение

Глава 1 Природа цивилизации

1.1 «Цивилизация» в философской традиции

1.23апад и Восток как типы цивилизации

Глава 2 Цивилизации в современном мире

2.1 Глобальное развитие

2.2 Ценности взаимодействия 105 Заключение 120 Литература

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Природа цивилизации: социально-философский анализ»

Актуальность исследования. Как демонстрируют реалии, цивилизационные особенности сообществ, составляющих их народов, этносов задают векторы развития исторического процесса. Исследование природы цивилизации, ее генезиса, разнообразия способствует выявлению онтологических и экзистенциальных оснований человеческого бытия.

В области философского, политологического знания отсутствует ясная трактовка «цивилизации». В понимании природы, сущности процессов, относящихся к цивилизации, конкурируют несколько приемов: линейно-унитарный, - рассматривающий цивилизацию как единый процесс, проходящий через определенные стадии, представляющий качественно иную структуру, «новую социальность»; формационный, согласно которому цивилизация проходит в развитии пять общественно-экономических формаций - первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Вера в прогрессивную эволюцию социальных форм общежития составляла кредо социальной теории, фокусирующей внимание на динамике социальных классов, культур, нормативных систем, институциализированных моделей поведения.

Проблема оценки сущности цивилизации может быть решена с помощью уточнения ее базовой схемы, проясняющей понимание фактического материала с позиций оценки ценностей социального воспроизводства. Отход от формационной модели сводится к пониманию социальных объектов как целостных систем, где хозяйственный, культурный механизмы воспроизводства социальной системы являются взаимоопределяющими началами. Цивилизованность отражает качество общественного прогресса, его основные социальные параметры - от государственных, гражданских до бытовых.

Обсуждение вопросов цивилизационного развития на современном этапе связано с обнаружением важнейших ценностных начал социальной эволюции в глобальном контексте. Динамизм современной цивилизации детерминируется постиндустриальной системой. Глобализационные аспекты развития, взаимосвязанные с постиндустриальными тенденциями, зависят от ряда факторов, к которым относятся: характер технического прогресса, зрелость политических отношений, модернизированность, эффективность социальных институтов.

Понимание специфики социальной динамики позволит определить приоритетные аксиологические начала социальной интеракции, найти те оптимумы, которые стали бы реперными точками социальной динамики в локальном и мировом масштабе.

Степень разработанности проблемы. Осмысление природы цивилизации составляет важное направление исследовательской деятельности социологов, политологов, экономистов, философов. О сложности, масштабности тематической сферы свидетельствует содержание исследований, массив публикаций, рассматривающих вопросы социальной трансформации.

Среди авторов, в работах которых целенаправленно исследуется природа цивилизации, чьи результаты оказали существенное влияние на освоение темы - М.Вебер, Д.Вико, Н.Данилевский, Г.Гегель, П.Сорокин, А.Тойнби, О.Шпенглер, С.Хантингтон, школа «Анналов» и др. Гегель оценивает историю через призму ценностных новаций. Вебер рассматривает социальный процесс с позиций ценностной модернизации. Тойнби, Шпенглер вносят существенный вклад в рассмотрение динамики цивилизационных типов. Вико вводит методологические параметры оценки истории как циклического образования, выделяя в ней ритмические закономерности. Хантингтон, Фукуяма предлагают анализ современных оснований цивилизационного взаимодействия. Оба автора реализуют платформу европоцентризма, умаляя значение обществ восточного типа. Сорокин анализирует историю через призму циклического развития культуры. В исследованиях школы «Анналов» акцентируется уникальность, культурное многообразие обществ.

Важное значение для написания работы имело знакомство с исследованиями Л.Абалкина, А.Ахиезера, В.Иноземцева, Н.Конрада, Н.Лапина, А.Здравомыслова, А.Панарина, Н.Покровского, В.Шелохаева, Р.Пайпса, А.Янова, В.Федотовой и других. В научный оборот вводятся идеи: специфики постинформационного общества, неравномерности участия стран в мировой цивилизации - В.Иноземцев; сущности цивилизационной универсальности и уникальности - А.Ахиезер; исторического своеобразия культур - Н.Конрад; современной модели цивилизации, генезиса западного и восточного типов цивилизаций, геополитических противоречий - В.Ильин; конфликтности мирового существования - А.Панарин; природы ценностей -А.Здравомыслов; модернизации восточных обществ - В.Федотова и т.д.

Отдавая должное сделанному, тем не менее правильно утверждать: различные стороны предмета проанализированы не в одинаково глубокой и не в равной мере. Недостаточно основательно изучены особенности и традиции Запада и Востока в их влиянии на ход мирового развития; не учитывается специфика оптимального вхождения цивилизаций в мировое постиндустриальное сообщество. Задача восполнить данный пробел и стимулировала исследование.

Теоретическая и методологическая база исследования. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной реальности, методологическую базу исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения. Избегая политических пристрастий, автор изначально отказался от каких-либо «спекулятивных» установок. В ходе работы он опирался на результаты изысканий авторитетных представителей отечественной философской, исторической, политологической мысли, анализировал труды зарубежных ученых.

Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности определили объект, предмет, цели, задачи диссертации.

Объект исследования - западная, восточная цивилизации.

Предмет исследования - цивилизационная динамика в контексте взаимодействия обществ западного и восточного типов.

Цель поиска - проанализировать сущность западной, восточной цивилизационных структур в синхроническом и диахроническом аспектах, выявить характерные черты их взаимодействия на современном этапе.

Задачи исследования:

- Раскрыть сущность цивилизации с позиций оценки механизма воспроизводственной деятельности;

- Выявить сущность цивилизационного механизма западного и восточного типов;

Определить ценностные аспекты функционирования цивилизационных структур в глобальном контексте.

Новизна диссертационного исследования заключается в следующих полученных автором результатах:

- Сущность цивилизации оценивается, исходя из жизневоспроизводственного фундамента пролонгации существования. Расцвет цивилизации характеризуется ростом ценностей, культуры, упадок -кризисом ценностей, разрушением культуры. Природа цивилизации выражается в поддержании жизнедеятельности. Цивилизация есть образ жизни, детерминируемый базовыми устоями существования. Механизм цивилизации сводится к способу воспроизводства жизни. Отличительная особенность цивилизации - жизневоспроизводительный уклад, техника обмена деятельностью, способ вершения исторического бытия, обеспечение выживания. Истоки формирования цивилизации связаны с постепенным складыванием хозяйственного, культурного механизмов, способствовавших смене биологической эволюции социальной. Цивилизация определяется как социальная организация жизни, обусловливаемая всеобщей связью индивидов в воспроизводстве, наращивания общественного богатства.

- Выявлена сущность цивилизационного механизма западного и восточного типов как систем жизнепорождающих ценностей. Исторически функционирование западной цивилизации связано со становлением полисов, что обусловило традиции городской, интенсивной, модернизационной культуры с началами права, либерализма, демократии. Рационализм западной культуры обеспечил институализацию рационального мировозрения, способствовал оформлению индустриализма. Восточная цивилизация детерминирована земледельческим типом отправления хозяйства, индуцировавшего традиционность, деспотизм, корпоративизм в социальном устроении.

- На основе анализа гражданских реалий сделан вывод о контрарности Запада и Востока как цивилизационных типов, выражающейся в несостыкованности жизневоспроизводственных ценностей. Западу свойственны правосообразность, самоорганизованность, дифференцированность политического и социального, интенсивность, индустриальность, инновационность; Востоку - властность, волюнтарность, директивность, синкретичность политического и социального, коллективность, этатичность, экстенсивность, т.д. Модель модернизации в глобальном контексте оценивается не как экспансия более развитых в цивильном отношении общественных форм в менее продвинутые, а как возможность достижения оптимумов в системной организации мира. Основой эволюции от неравномерного развития к достижению относительной однородности выступают инновации, - экономические, технологические, социальные, культурные, направленные на стимулирование достижительных изменений. Уточняются базовые устои подобных продуктивных технологий - толерантность, диалог культур, гуманитарность, экономичность.

Теоретическая значимость результатов. Результаты диссертационного исследования имеют важное концептуальное, методологическое значение, позволяют уяснить природу цивилизации, принципы ее эволюции.

Практическая значимость работы. Данные работы могут быть использованы в высшей школе при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической истории; позволяют сформировать адекватную картину развития западной и восточной цивилизаций. Результаты исследования могут задействоваться в практической политике при оценке противоречий современного мира.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического института и рекомендована к защите. Результаты работы представлены на Бахтинских чтениях (Саранск, 2004), Рождественских чтениях (Нижний Новгород, 2005). По теме работы опубликованы 6 статей общим объемом 3 п.л.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее целями, задачами, принятым способом исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Данин, Стефан Анатольевич

Заключение

Анализ заявленной проблемы потребовал выяснения методологических оснований, способных адекватно отразить цивилизационную специфику Запада, Востока. В исследовании поддерживаются позиции цивилизационного (локально-исторического) подхода, позволяющего выделить характеристики западной, восточной цивилизации, особенности их институализации. В результате достигается продуктивный анализ проблем современных обществ западного и восточного типов.

В понимании природы, сущности процессов, относящихся к цивилизации, конкурируют несколько приемов: линейно-унитарный, -рассматривающий цивилизацию как единый процесс, проходящий через определенные стадии, представляющий качественно иную структуру, «новую социальность»; формационный, согласно которому цивилизация проходит в развитии пять общественно-экономических формаций -первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.

Смена одной стадии другой происходит посредством революций. Вера в прогрессивную эволюцию социальных форм общежития составила кредо социологии, фокусирующей внимание на динамике социальных классов, культур, нормативных систем, институциализированных моделей поведения.

Проблемы, поставленные практикой - необходимость определения параметров прогресса, выявления специфик обществ западного и восточного типа, необходимость идентификации, - вызывали разнообразные теоретические реакции, лежащие как в рамках эволюционной парадигмы (попытки ее обновления, корректировки), так и за ее пределами (например, циклическая парадигма или отказ от претензий на макросоциологическое теоретизирование и призыв к углубленному изучению эмпирического материала, микроисторических ситуаций). В результате наметилась тенденция диверсификации эволюционной парадигмы цивилизации: одни пытались сохранить подход практически в неизменном виде, другие вносили изменения, способствовавшие трансформации. Идея однолинеарной эволюции в значительной степени дискредитировала себя, потеснена л мультилинейными (в том числе билинейными) моделями .

Не ясно в рамках эволюционистской парадигмы место «человеческого фактора», который обыкновенно редуцируется сторонниками эволюционизма до уровня зависимой переменной в силу признания естественного характера. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие относить очередную трансформацию цивилизации (переход от одного типа к

62 См.: Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge, 1960; Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. С.6-23; Уайт JT.A. Концепция эволюции в культурной антропологии // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т.1: Интерпретации культуры. С.536-558; Он же. История, эволюционизм и функционализм как три типа интерпретации культуры // Там же. С. 559-590; Therborn G. European Modernity and Beyond: The Trajectory of European Societies, 1945-2000. London, New Delhi: Sage Publications, 1995. другому) к числу общеэволюционных сдвигов или к разряду неупорядоченных случайностей. Предположения, что социальные изменения способствуют расширению возможностей адаптации общества к среде, не является очевидным. Известно, что усложнение социального устройства, успехи в технологической и научной сферах не делают общество менее хрупким, менее уязвимым, более устойчивым. Напротив, «прогресс» расширяет диапазон и масштаб рисков, которые приобретают все более угрожающий для человека порядок.

Теории локальных цивилизаций (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, В.Парето, А.Кребер и др.) отражают иную исследовательскую парадигму. Сторонники циклической парадигмы акцентируют отличительные особенности отдельных цивилизаций. Созданные ими конструкции -циклические теории исторического круговорота, согласно которым общество и его подсистемы движутся по замкнутому кругу, регулярно возвращаясь вспять, к исходному состоянию. В моделях восстановлена последовательность фаз в развитии мировых цивилизаций, включающая рождение, рост, зрелость, упадок. Предлагаемые схемы динамики не исключали присутствие в историческом процессе определенных закономерностей, но не предусматривали векторности, направленности истории, которая цементировала эволюционистскую парадигму.

Многообразие определений, концепций и точек зрения относительно понятия «цивилизация» - культурологических (М.Вебер, В.Каволис), социологических (Д.Уилкинс, П.А.Сорокин), этнопсихологических (Л.Н.Гумилев), географических (Л.Мечников) и других - сводится к трем основным группам. Цивилизация рассматривается как:

1) синоним культуры;

2) уровень, ступень общественной эволюции, материальной и духовной культуры;

3) стадия общественного развития, следующая вслед за дикостью и варварством.

Показано, что важнейшим системообразующим элементом цивилизации второй половины XX в. являются ее технологические характеристики. Научно-технический прогресс, экономическая эффективность, целесообразность выступают как реализация «формальной рациональности», подчиняющая все стороны общественной жизни. Подлинная сущность цивилизации совпадает с собственно технической цивилизацией, а совершенствование техники, экономики становится субстанциональной основой и универсальным критерием информационного общества.

В значительной мере информационные характеристики цивилизации на рубеже XX-XXI вв. обусловливают глобализацию, что выражается в усилении взаимосвязи и взаимозависимости стран и регионов, явлений, проблем, процессов, происходящих в мире в различных сферах.

Важнейшей чертой глобализации выступает складывание в мировых масштабах финансово-информационного пространства. Глобализация создает предпосылки преодоления информационного провинциализма и отсталости, появления новых форм образования, оптимизации принятия и реализации управленческих решений во всех сферах деятельности человека, способствует распространению и утверждению не только идеалов демократии и прав человека, но и соответствующей практики.

Вместе с тем феномены постиндустриализма, глобализации порождают в современном мире множество проблем: постиндустриальная цивилизация, способная развиваться на собственной основе, все более ограничивается определенным набором стран, эволюционирующих по пути данной модели. Широко распространив высокие, информационные технологии, сделав их неотъемлемой чертой современного производства, постиндустриальные страны могут диктовать цены на этот вид продукции, что лишь ускоряет отрыв центров постиндустриальной цивилизации, где сосредоточивается все большая часть производства, от остального мира. Попытки «догоняющего» развития, основанные на вторжении отстающих стран в технологические ниши, находящиеся на уровне, в целом уже пройденном постиндустриальными странами, могут принести мимолетные результаты, и бесперспективны в качестве долгосрочной стратегии. Становление постиндустриального общества не устраняет проблему имущественного неравенства. Массовое производство занимает неприоритетное место в системе хозяйства, место лидеров -интеллектуальная элита.

Существенной проблемой мультикультурных стратегий выступает национализм. Обратная сторона глобализации - обострение радикальных черт самобытного, национального. Тенденции, с одной стороны, выступают закономерными, что касается необходимости сохранения самобытного, уникального, с другой стороны, - предстают радикальным последствием наступления глобализации. В действительности важно достижение оптимального баланса между локальным и глобальным; на этом пути возможно устранение противоречий обострения национализма и сопротивления унификации.

Основной конфликт современности - конфликт ценностей западного и восточного типов цивилизаций. Выход из ситуации предполагает учет стратегий жизневоспроизводства в разрешении основных конфликтных сторон современности, начиная от учета неравенства развития и заканчивая определением стратегий в достижении модели ресурсосберегающего общества. Необходимо урегулирование ряда проблемных ситуаций, среди которых: поддержание военно-стратегического паритета, выступающего гарантией безопасности; постепенное снижение уровня ядерного противостояния, исключения возникновения войн; реализация комплексного подхода к решению глобальных проблем; складывание системы коллективной безопасности, сокращение ядерного вооружения, запрещение испытаний ядерного оружия; развитие гуманитарных принципов человеческого существование: признание высшей моральной и политической ценностью человечества; совершенствование политики на началах компромисса, признания прав народов на самоопределение, защиты собственных завоеваний.

Задача современности - найти оптимальные стратегии сосуществования и соразвития обществ разных цивилизационных моделей. Последнее достигается нахождением оптимальных ценностей сложного многополярного, мультикультурного пространства, позволяющих регламентировать экономику, культуру, политику, образование, науку и т.д.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Данин, Стефан Анатольевич, 2006 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XX1.века. - М.: Владос, 1994. - 335 с.

2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. М.: Наука, 1998. - 458 с.

3. Айламазян А.К., Стась Е.В. Информатика и теория развития. М.: Наука, 1989.- 172с.

4. Алексеев В.П. Становление человечества. М.: Политиздат, 1984. - 462 с.

5. Алексеев С.С. Тайна права: Его понимание, назначение, социальная ценность. -М.: Прогресс, 2001. 298 с.

6. Алексеева Ю.И. «Новая интеллектуальная технология» в постиндустриализме Д.Белла / Традиционная и современная технология. -М, 1999. -С.12-20.

7. Алешина И. Постиндустриальное общество и международные коммуникации // Международное сотрудничество. 2000. - №1. - С. 1318.

8. Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

9. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. М.: Мысль, 1970. - 183с.

10. Ю.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. - 303с.

11. П.Артамонов Г.Т. О планах разработок законопроектов в сфереинформатизации // Информационное общество 1992. №2 - С.13-15.

12. Артамонов Г.Т., Кристальный Б.В., Курносов И.Н., Мелюхин И.С., Смолян Г.Л., Черешкин Д.С. О концептуальной базе построения в Россииинформационного общества // Информационное общество. 1999. - № 3. -С.16-19.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. - 368с. М.Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Социальная информация (некоторые методологические аспекты) // Вопросы философии. - М., 1974. - №10. -С.61-74

14. Ахиезер А.С. Специфика российской цивилизации // Цивилизации. М.: Наука, 2004. Вып.6. - С.215-220.

15. Ачкасов В.А., Чугунов А.В. Демократия и Интернет: Роль Интернет в формировании «просвещенного понимания» // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7-11 декабря 1998 г. СПб, 1998.

16. Батыгин Г.С. Метаморфозы утопического сознания // Квинтэссенция: филос. альманах, 1991. -М., 1992.-С.263-293

17. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984-1985.-М, 1986.-С.65-83.

18. Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии 2002. - №5. - С.23-25.

19. Беляева JI.A. Социальная модернизация в России в конце XX века. М.: Азбука, 1997.-621 с.

20. Бергер П, Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995. - 323 с.

21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. -222с.

22. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. - 175 с.

23. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. -607с.

24. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Прогресс, 1994. - 760 с.

25. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. М., 1989. - №2. -С.147-162.

26. Бердяев Н.А. Русская идея. М.:АСТ, 1999, - 397с.

27. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М.: СИНТО, 1999.-246 с.

28. Бессмертный Ю.Л. Кризис Анналов// Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы Анналов. М.: Наука, 1993. - С.24-32.

29. Бестужев-Лада И.В. Прогнозирование социальных потребностей. М.: Наука, 1978.- 207 с.

30. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. М.: Наука, 1998.-468 с.

31. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. -254с.

32. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М.: Наука, 2000. - 412с.

33. Богомолов А.С. Опредмечивание, ценности и социологическое по-знание//Социологические исследования. 1975. № 2. С.46-63.

34. Боранецкий П. Основные начала. Онтология творческого миросозерцания. -Париж. 1995.-349 с.

35. Борзенков В.Г. Жизнь и ценности. К обоснованию современного натурализма // Жизнь как ценность. М.: Азбука, 2000. - 732 с.

36. Борко Ю. О социальном прогрессе в меняющемся мире // Коммунист. 1990. № 11.-С.23-34.

37. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Т.З. -М.: Прогресс, 1992. 679 с.

38. Бузгалин А.В. «Постиндустриальное общество» тупиковая ветвь социального развития? (критика практики тотальной гегемонии капитала и теорий постиндустриализма) // Вопросы философии - 2002. - №5. -С.26-43.

39. Васильев JT.C. История Востока. Т. 1. М.: Наука, 1993. - 782 с.

40. Васильчук 10. Постиндустриальная экономика и развитие человека // МэиМО. 1997. - №9. - С. 11 -16.

41. Вебер М. Избранные произведения. М.: Мысль, 1990. - 564 с.43.Век XX и мир. 1989. №6.

42. Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины // Вестник АН СССР. 1985. - № 1. - С. 18-27.

43. Веряскина В.П. Жизнь и ценности как основополагающие понятия философской антропологии // Жизнь как ценность. М.: Азбука, 2000. -283 с.

44. Вехи. Интеллигенция в России. М.: Мысль, 1991. - 184 с.

45. Вильховченко Э. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // Мировая экономика и международные отношения. №5. - 1998. - С. 12-23.

46. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.: Прогресс, 1995- 458 с.

47. Виноградов В.А. Информация и глобальные проблемы современности // Вопросы философии. 1983. - №12. - С.95-106.

48. Винокуров В.А., Митин Б.С. Технология и наука // Вопросы философии. -1985. -№1. -С.55-63.

49. Виролайнен М. Н. «Речь и молчание» // СПб.: Амфора, 2003. 210с.

50. Восточный регионализм: социокультурный, экономический, политический и международный аспекты // Материалы международной научной конференции, г. Иркутск, 10-12 апреля 2000 г. С. 32-44.

51. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики. // Новый мир. 1988. - №9. -С. 43-51.

52. Герцен А.И. Эстетика, критика, проблемы культуры. М.: Мысль, 1987. -498 с.

53. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.- 105с.

54. Глобальное сообщество: Новая система координат (Подходы и проблемы). СПб.: Питер, 2000. - 765 с.

55. Глобальные проблема и общечеловеческие ценности. М.: Азбука, 1990. -676 с.

56. Голубева H.J1. Развитие и современное состояние исследований по искусственному интеллекту в СССР. М.:Наука, 1991. - 196с.

57. Гольц Г.А. Динамические закономерности развития системы городских и сельских поселений. // Вопросы географии. 1974. - С.96.

58. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Азбука, 1998.-459 с.

59. Гэлбрэйт Дж. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1979.-407с.

60. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Аспект-пресс, 1991 -574с .

61. Дугин А. От сакральной географии к геополитике // Элементы. 2000. -№4.-С. 15-20.

62. Даниелов А.Р. Основные направления информатизации американского общества // США, Канада: экономика, политика, культура. №5. - 1999.

63. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. М.: Прогресс, 1998.-675 с.

64. Делягин М.Г. Мир для России, каким он нам нужен и что мы с ним можем сделать. Краткое изложение открытой части аналитического доклада Института проблем глобализации, 1999//www.ccsis.msk.ru/russia/l/deljagin.htm

65. Денхофор М.Г. Границы свободы. Капитализм должен стать цивилизованным. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 459 с.

66. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? // Вопросы философии. 1991. -№3. - С.29-42.

67. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1990. - 335с.

68. Дугин А. Основы геополитики. М.: АРКТОГЕЯ-центр, 1999. - 924с.

69. Духовность, художественное творчество, нравственность: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 3-40.

70. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения (1911)// Социологические исследования. 1991,-№2.-С. 106-114.

71. Дятлов С.А. Информационные аспекты анализа экономических явлений // Проблемы новой политической экономии. 1999. -№1.

72. Евразийский соблазн. М.: Наука, 1992.- 342 с.

73. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема / Проблемы теоретической социологии. Вып.З. Отв.ред. А.О.Бороноев. -Спб., 2000.

74. Ивин А.А. Основания логики оценок. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970 -228с.

75. Извеков Н. Глобальная экономика: Россия перед выбором // Обозреватель. -№2.- 1997.

76. Из глубины. М.: Прогресс, 1988. -320с.

77. Ильин В.В. Новый миллениум для России: путь в будущее. М.: Изд-во МГУ, 2001.-224с.

78. Ильин В.В. Политология. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. -540 с.

79. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности. М.: Изд-во МГУ, 2000. - 304с.

80. Ильин И.А. Наши задачи. М.: Наука, 1992. - 788 с.

81. Иноземцев B.J1. За десять лет. К концепции постэкономического общества. -М.: Academia, 1998. 528с.

82. Иноземцев B.J1. Социология Д.Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии 2002.- №5. -С.3-12.

83. Иноземцев B.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии.-1997.-№10. -С.29-44.

84. Иноземцев В.Л. Технологический прогресс и социальная поляризация в XXI столетии // Полис. 2000. - №6. - С.28-39.

85. Информатизация России и формирование информационного рынка: Материалы Всероссийской конференции. М., 1992.

86. Информатика и культура. Новосибирск: Наука Сибир.отд-ие, 1990. -232с.

87. История России XX в. М.: ACT, 2001. - 606с.

88. История экономических учений.-М.: Прогресс, 1991.-908 с.

89. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Наука, 1989. - 765 с.

90. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Питер, 1997. - 654 с.

91. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума//Соч. в 6-ти тт. Т. 4. Ч. 1. М.: Прогресс, 1965. -786 с.

92. Карамзин Н.М. Записки о древней и новой России. М.: Наука, 1991. 127с.

93. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М.: Азбука, 2000. - 433 с.

94. Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М.: Наука, 1990. - С. 71-82.

95. Кацура А.В., Новик И.Б. Микропроцессорная революция стык технических и социокультурных проблем / Глобальное моделирование. -М., 1984. -С.52-60.

96. Кейган Р. Сила и слабость // Pro et Contra. 2002. Т.7. №4.-С.120-130.

97. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М.: Мысль, 1960.-345 с.

98. Киреевский И.В. Полн. Собр. Соч. Т.2. М.Мысль, 1861. - 31 Ос.

99. Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000. С. 6-23.

100. Клименко В.В. Россия: тупик в конце туннеля? // Общественные науки и современность. 1995. - №5. - С.71-80.

101. Ключевский В.О. Собр. соч. в 9-ти Т. T.l. М.: Мысль, 1987. -431с.

102. Ключевский В.О. Соч. в 9-ти т. Т.Н. М.: Мысль, 1988. 447с.

103. Ковалев В.И. Мотивы поведения и личности. М., Наука, 1988. -391 с.

104. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Питер, 1995. - 455 с.

105. Колб У. Изменение значения понятия ценностей в современной социологической теории // Беккер Г. Босков А. Современная социологическая теория. М.: Наука, 1961. - 677с.

106. Концепция государственной информационной политики. М., 1999.-48с.

107. Концепция формирования информационного общества в России. -М.: Мысль.-1993.-96с.

108. Костюченко B.C. Вивекананда.-М.: Мысль, 1977.-210с.

109. Котенев А.А. Гибель гуманизма. Из истории философской мысли. -М.: Аспект-Пресс, 2000. 456 с.

110. Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблема информационного взаимодействия в обществе. Философско-социологический анализ. М., 1980.-345с.

111. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 4.1. -М.: Госполитиздат, 1962. 832с.

112. Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса // Вопросы философии 2002. - №9. - С.3-19.

113. Крупное А.Е, Финько О.А., Черешкин Д.С. О государственной политике России в области формирования информационного общества. -М.: Наука.-123с.

114. Кузнецов Б.Г. Ценность познания: Очерки современной теории науки. М.: Наука, 1975. - 731 с.

115. Кузнецов М.М. Философия Маршала Маклюэна и коммуникативные стратегии Интернета; http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Mclw.doc;

116. Куприн А.И. Собр.соч. в 5-ти тт. Т.2. М.: Прогресс, 1982. - 644 с.

117. Лавров П.Л, Избр. произв, в 2-х Т. Т.2. М.: Мысль, 1965. - 344 с.

118. Лаудан Н. Наука и ценности // Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Мысль, 1994. - 897 с.

119. Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. -М.: Аспект-Пресс, 2001. 533 с.

120. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. М.: Издательство Политической литературы. Т. 37. - 3 Юс.

121. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. М.: Мысль, 1996. - 568 с.

122. Леонтьев Н.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 2. С. 23-34.

123. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. - С. 1526.

124. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Наука, 1998. - 487 с.

125. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: Прогресс, 1991. -522 с.

126. Лотце Г. Основания практической философии. СПб.: Азбука, 1992. -433 с.

127. Луман Н. Решения в «информационном» обществе / Проблемы теоретической социологии. Вып.З: Межвуз.сб. / Отв. ред. А.О.Бороноев. Спб., 2000.-С. 12-23.

128. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество / Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. - С. 106-197

129. Мамут Л.С. Государство в ценностном измерении. М.: Прогресс, 1998.-298 с.

130. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Наука, 1991. — 854 с.

131. Материалы международной научной конференции // Вестник Московского университета. Серия 12, 1993. №5. - С. 67- 87.

132. May В. Экономико-политические итоги 2001 года и перспективы устойчивого экономического роста // Вопросы экономики. 2002. - № 1.- С.4-22.

133. Митева Л. Информационная революция и перспективы развития. -М.: Б.и., 1993.- 136с.

134. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: Мысль, 1994. -601 с.

135. Моисеев Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996. - №1. - С.22- 30.

136. Моисеев Н. Нужен мешок зерна для будущего посева // Знание-сила.- 1999. -№9-10. С.13-17.

137. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: эколого-полититологический анализ // Вопросы философии. -1995.-№1. -С.3-30.

138. Мур Цж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1990. - 287 с.

139. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: Per Se, 2001. - 239с.

140. Научно-технический прогресс в США. М.: Наука, 1988. -105с.

141. Неклесса А.И. Постсовременный мир в новой системе координат. // Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме) -СПб.: Алетейя, 2000. С.22-75.

142. Нисневич Ю.А. Государственная информационная политика России сегодня и завтра // Информационное общество. 1999. - № 2. - С.4-9.

143. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Прогресс, 1994.-403 с.

144. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. М.: Аспект-Пресс, 2000. -308 с.

145. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. М.:Наука, 1990. - 860с.

146. Новая постиндустриальная волна. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Мысль, 1999. - 877 с.

147. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы: Мегатенденции. Год 2000. М.: Республика, 1992. - 414с.

148. Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван, 1979. -655 с.

149. Огурцов А.П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования, 1995.-№ 1.-С. 34-41.

150. Огурцов А.П. Страстные споры о ценностно-нейтральной науке // Вступительная статья к книге Лейси X. Свободна ли наука от ценностей? Ценности и научное понимание. М.: Аспект-Пресс, 2001. - 655 с.

151. Орлов Б.В., Эйнгорн Н.К. Духовные ценности: проблема отчуждения. Екатеринбург, 1993.-281 с.

152. Основные ценности социальной демократии. М.: Азбука, 19%. -398 с.

153. Отечественная история. 1992, №4. С. 67 -82.

154. Паарльберг Д. Великие мифы экономики. М.: Наука, 1972. - 972 с.

155. Панарин А. Искушение глобализмом. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. -415с.

156. Панарин А. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2002. - 348с.

157. Панфилов ОМ. Ценностное сознание: основания субъективной философии. СПб.: Питер, 1995. - 402 с.

158. Переслегин С. Б., Столяров А. М. Научно обоснованный конец света // Октябрь. №1. 2003. С. 14-20.

159. Пивоваров Ю. Фурсов А. Русская система. // Рубежи. 1995. № 5. -С.34-41.

160. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. М.: Инфра-М, 2001.-302с.

161. Плеханов Г.В. Полн. Собр. статей и речей 1917-1918 годы. Париж. 1992.-367с.

162. Поляков JI. Путь России в современность; модернизация как деархаизация. М.: Аспект-Пресс, 1998. - 502 с.

163. Поппер К. Логика социальных наук//Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 841 с.

164. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1991. №6. - С.46-52.

165. Проблемы исторической демографии СССР. Таллин, 1997. - 208 с.

166. Проблема ценности в философии. М.: Прогресс, 1966. - 398 с.

167. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. СПб.: Питер, 1999.-289 с.

168. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. -М.: Мысль, 1996.-709 с.

169. Процесс европейской безопасности и европейские культурные ценности. Часть 1. М.: Мысль, 1992. - 574 с.

170. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях. М.: ИНИОН, 1998. - 104с.

171. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. - 286с.

172. Ржаницына JI.C. Политика доходов: этапы и резервы. // Экономист, 1999.-№9.-С. 62-71.

173. Рикардо Д. Соч. Т. 1.-М.: Наука, 1955.-598 с.

174. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М.: Мысль, 1992. -276 с.

175. Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1998. - 536 с.

176. Российская модернизация: проблемы и перспективы. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. -1993. №7. - С.3-39.

177. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. -М.: РНИСИНП, 1998.-271с.

178. Россия: опыт национально-государственной идеологии. Под ред. В.В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1994 - 229с.

179. Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политическая литература, 1991. - 366 с.

180. Сисмонди С. Новые начала политической экономии. Т. 1. М.: Полит, издат., 1936. - 273 с.

181. Ситарам К. Когделл Г. Основы межкультурной коммуникации // Человек. 1992. №4. - С. 52-59.

182. Славный Б. Сутра о власти и собственности. // Рубежи, 1995. №2 -С.29-36.

183. Слипченко В.И. В третьем тысячелетии мир ожидают совсем другие войны // Независимое военное обозрение. N 8. - 2000. - С. 11-25.

184. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Наука, 1960.-482 с.

185. Совместное заявление Правительства Российской Федерации и Комиссии Европейских Сообществ // Информационное общество. 1999. -№3. - С. 59- 60

186. Соловьев B.C. Соч. в 2-х Т. Т. 2. М.: Наука, 1989. - 345с.

187. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. -430с.

188. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. Спб.: Изд-во Рус. Христиан, гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054с.

189. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.-542с.

190. Спиноза Б. Этика. Спб.: Азбука, 2001. - 348 с.

191. Станкевич Л.П. Проблемы целостности личности (гносеологический аспект): Монография / Станкевич. М.: Наука, 1987. - 334 с.

192. Степин B.C. Основания науки и их социокультурная детерминация // Философия и социология науки и техники. Ежегодник '87. М.: Наука, 1987.-С.300-350.

193. Степин B.C. Высокие технологии и проблема ценностей // Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999. - С.4-8.

194. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Наука, 1994. - 287 с.

195. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. М.: Прогресс, 1996. - 341 с.

196. Съезды Советов СССР в постановлениях и резолюциях. -М.:Политиздат, 1939.-300с.

197. Телекоммуникация и информатизация общества. Сборник обзоров. -М.: ИНИОН, 1990.- 159с.

198. Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. М.: Изд-во Инта социологии РАН, 1999. - 169с.

199. Тойнби А. Постижение истории. М.: Аспект-пресс, 1991. - 490с.

200. Толерантность и современный либерализм // Личность и мир. М.: Институт федерализма и гражданского общества. - 2001. -№10. - с.23-30.

201. Томиссен П. Политика Государств и их география. М.: Наука,-358с.

202. Травин Д. Я. Война и мир в начале нового века // Актуальные проблемы трансформации социального пространства. СПб.: Леонтьевский центр, 2004. - 34-43.

203. Тоффлер О. Власть, раса, культура / Новая технологическая волна на Западе. -М.: Мысль, 1984. 183 с.

204. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Мысль, 1999. - 460с.

205. Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы. // Вопросы философии. 1997. №3. - С.16-30.

206. Тюрго А. Избр.филос.произв. М.: Прогресс, 1937. - 210с.

207. Тюрго А.Р. Избранные экономические произведения. М.: Полит, из-дат, 1961.-356 с.

208. Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара Воронеж: Воронежское книжное издательство, 1963. - 243с.

209. Уайт JI.А. Концепция эволюции в культурной антропологии // Антология исследований культуры. СПб.: Унив. кн., 1997. - 315с.

210. Управление, информация, интеллект / Под ред. Берга А.И. -М.:Мысль, 1976.-383с.

211. Урсул А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику. М.: Акад. обществ. Наук при ЦК КПСС, 1990. - 191с.

212. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. -М.: Наука, 1991. с. 120-197.

213. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т.1. Спб.: Азбука, 1991. - 304 с.

214. Федотова В.Г. Анархия и порядок. М. : Аспект-Пресс, 2000. - 214 с.

215. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М.: Мысль, 1997. -238 с.

216. Федотова В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы модернизационной теории // Вопросы философии 2002. -№12. - С.3-21.

217. Федотова В.Г. Третий путь // Свободная мысль. 2002. - №2. -С.47-63

218. Философия образования. М.: Наука 1996. - 197 с.

219. Философские аспекты информатизации. М.: ВНИИСИ, 1989. -110с.

220. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 366с.

221. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Наука, 2000. - 534с.

222. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее. М.: ACT, 2004. -349с.

223. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. - №3. -С. 134-148.

224. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ACT, 2003. - 476с.

225. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Наука, 1992.-387 с.

226. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций М.: ACT, 2003. - 603с.

227. Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М.: Прогресс, 1994. - 422 с.

228. Хорос В. Г. Постиндустриализм испытание на прочность / Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). - СПб.: Ал етейя, 2000.-С.111-154.

229. Хьерлл Л. Теории личности. Сб.: Питер, 2000. - 608 с.

230. Целостность и многоединство российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1995. - №5. - с.63-70.

231. Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России. -М.: СИНТЕГ, 1999. 150с.

232. Чаадаев П.Я. Полн. Собр. соч. в 2-х т. Т.2., М.: Мысль, 1991. -537с.

233. Чаадаев П.Я. Полн. Собр. Соч. в 2-х тт. T.I., М.: Мысль, 1991. -625с.

234. Чаадаев П.Я. Соч. М.: Наука, 1989. - 621 с.

235. Человек и техника. М.: ИФАН, 1990 - 154с.

236. Человек. Границы философской рефлексии. М.: Прогресс, 1996. -311с.

237. Чугунов А.В. Теоретические основания концепции «информационного общества» СПб: СпбГУ, 2000. - 52 с.

238. Шевченко В.Н. Возвращение в цивилизацию или поиск реального пути? // Философские науки. 1991. -№ 8. - С. 23-29

239. Шилз Э. Общество и общества: макросоциологический подход // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М: Наука, 1972.-С. 348-359

240. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. -М.: ООО «Попурри», 1998 697с.

241. Шишкина В.И. Пурынычева Г.М. История русской философии. -Йошкар-Ола: МарГТУ, 1997. 264с.

242. Шпет Г.Г. Очерки развития русской философии. М.: Мысль, 1990, -453с.

243. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. М.: Наука, 1999.-321 с.

244. ЭволаЮ. Оседлать Тигра//Элементы.-2000.-№3.-с.5 6-61.

245. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 461с.

246. Экономические и социальные перемены: мониторинг отечественного мнения. М.: Полит, издат., 1994, №3. - С. 45-58.

247. Этические проблемы компьютеризации. М.: ИНИОН, 1990. - 154с.

248. Яковенко И. Гр. Противостояние как форма диалога // Рубежи. -1995.-№6-С. 12-34.

249. Яковенко И.Г. Власть в русской традиционной культуре; опыт культурологического анализа // Рубежи. 1996. - № 8 - С.35-46.

250. Alvin and Heidi Toffler Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave // Turner Publishing, Inc. Atlanta, 1995 234c.

251. Beedham, B. (1996). Full Democracy. The Economist, 25 12 - 1996, c.3-14.

252. Bell D. The Winding Passage. Essays and Sociological Jorneys 19601980. Camridge, 1980. - P.20-37.

253. Blum R Soziale Marktwirtschaft Wirtschaftspolitik zwischen Neoliberalismus und Ordoliberalismus. Tubingen, 1969. - 318c.

254. Civilization: Le mot et l'idee. Paris, 1931 123c.

255. Crouzet M. Preface General des Civilization, Paris, 1953, V. 1.

256. Dumasedie J. Sociologic impirigue du Loisin. P., 1974. 223c.

257. Edwards, W. (1954). The Theory of Decision Making. Psychological Bulletin, 51,- c.380-417.

258. Feld, L., & Savioz, M. (1997). Direct Democracy Matters for Economic Performance: An Empirical Investigation. Kvklos, 50, c.507-538.

259. Field D. The end of Seldom. Cambridge, 1976. 472c.

260. Frey, В., & Pommerehne, W. (1995). Public Expenditure on the Arts and Direct Democracy: The Use of Referenda in Switzerland. Cultural Policy, 2, c.55-65

261. Huntington E. Mainsprings of Civilization. N.Y.:Chapman, 1945. 660c.

262. Hoffe 0. Ethik und Politik, Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1979.495c.

263. Mann L. Decision Making. A psychology analysis of conflict, choice. New York: Free Press, 1979. 488c.

264. Kaiser F.B. Die russische Justizreform von 1864. Leiden: Brill, 1972. -552c.

265. Lindblom, C. The Science of 'Muddling Through. Public Administration Review, 19,c.79-88.

266. Lieven D. Russia's rulers under the old regime. New Haven,London: Yale univ. press, 1989, 407c.

267. Muller-Armack A Wirtschaftsordnung und Wirtschaftspolitik Studien und Kon/eptc zur Sozialen Markt-wirtschaft und zer Europaischen Integration Freaiburg im Breisgan, 1966, s 234

268. Pipes R. Russia under the old regime. Harmondsworth: Penguin books, 1977.-360c.

269. Poniatowski M. Le socialisme a la fransais. P., 1985. 241c.

270. Quinn, J. (1978). Strategic Change: Logical Incrementalism. Sloan Management Review, 20(1), c. 7-22.

271. Rieber A.J. The Politics of Autocracy. Paris The Hague: Mouton., 1966 -153c.

272. Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. A Non-Communist Manifesto. Cambridge: The univer. press, 1960 178p.

273. Savelzon, O. (2000). Russia and Israel in the XXI Century. Prospects of Developing Rational Open Society. New York: Liberty Publishing House. -231c.

274. Simon, H. (1960). The New Science of Management Decision. New York: Harper&Row. 134c.

275. Simon, H. (1976). From Substantive to Procedural Rationality. In: Latsis, S.J. (Hg.): Method and Appraisal in Economics. Cambridge: Cambridge University Press. 132c.

276. Sorokin Pitirim in Review. Durham (NC), 1963. 255c.

277. Sorokin P. Sociological Theories of Today. L.-N.Y., 1966.- 387P.

278. Spengler O. The Decline of the West. N. Y.: Random house, 1962 414c.

279. Tenbergen I. Income Distribution Analysis and Policies. Amsterdam -Oxford, 1975,- 165c.

280. Therborn G. European Modernity and Beyond: The Trajectory of European Societies, 1945—2000. London, New Delhi: Sage Publications, 1995. -231c.

281. Toynbee A. Civilization on Trial and the World and the West. N.Y, 1963.-321P.

282. Weber, M. (1947). The Theory of Social and Economic Organization. (A. M. Henderson and T. Parsons, and trans.) New York: Free Press. 323c.

283. Wehler H.-U. Modernizierungstheorien. Gottingen.1975; 214c.

284. Wehler H.-U. Voruberlegungen zur modernen deutschen Gesellshaftsgeschichte // Industrielle Gesellschaft und politischen System: Betr. zurpolit. Sozialgeschichte. Bonn. 1978.-342c.

285. Wilkinson D. Sorokin versus Toynbee on Civilization // Sorokin and Civilization. A Centenial Assessment (ed by J. Ford, Richard M., Talbutt P.) New Brunswick, c.213-242.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.