Социальное зло и механизмы его преодоления тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Власенко, Милена Шамильевна

  • Власенко, Милена Шамильевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 135
Власенко, Милена Шамильевна. Социальное зло и механизмы его преодоления: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2005. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Власенко, Милена Шамильевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА

СОЦИАЛЬНОГО ЗЛА.

§ 1.1. Теоретико-методологические подходы к рассмотрению социального

§ 1.2. Концептуализация социального зла как социокультурного явления.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО И ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА.

§2.1. Преступность как форма социального зла в современном российском обществе.

§2. 2. Социальное и правовое государство как механизм преодоления социального зла.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальное зло и механизмы его преодоления»

Актуальность темы исследования. Актуальность предпринятого исследования может быть обоснована рядом аргументов.

Первый из них связан с тем, что в том, что в последнее время большинство социальных и гуманитарных наук стали детально исследовать феномен социального зла и его форм в жизни современного общества. Наиболее спорными в исследовании социального зла являются вопросы его определения, выявление его исторических корней, соотношения его форм и видов и др. Поэтому философское исследование данного социокультурного феномена позволит увидеть его специфические черты на современном этапе социального развития.

Другой аспект актуальности темы связан с тем, что большинство социальных трансформаций, в том числе все социальные революции, войны, народные восстания, бунты и т.п. были, в конечном счёте, направлены на улучшение жизни либо общества в целом, либо какой-то социальной группы. Организаторы и идейные вдохновители этих событий не предполагали, что они приведут к отрицательным последствиям: к гибели людей, разрушению экономики, культуры, всего общественного уклада. В этой связи особое внимание следует уделить политическим лидерам, которые, выступая орудием социальных изменений в жизни общества, становятся как бы катализаторами новых форм социального зла.

Если раньше под злом понимали зло нравственное, которое состояло в нарушении деятелем ранга ценностей, большей любви к себе, чем другим людям, то сегодня под социальным злом все чаще понимают разные виды преступлений. Отсюда следующее обстоятельство, придающее актуальность настоящему исследованию, заключается в том, что социальное зло, которое, с одной стороны, порождено общественными отношениями людей и является отражением условий их экономической, политической, культурной жизни, с другой стороны, связано со специфической системой ценностных ориентаций той части людей, которых мы называем преступники.

В современном российском обществе наблюдается катастрофический рост преступности, как в традиционных, так и в совершенно новых для России видах. Особые опасения вызывает усиление корыстной направленности преступности, ее профессионализация, появление и широкое распространение таких форм преступности, как терроризм, открытая пропаганда национальной розни и нетерпимости, алкоголизация и наркотизация широких масс населения (в том числе молодежи и несовершеннолетних).

На сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, требующая не только интенсификации борьбы с преступностью и изменения качества этой борьбы со стороны государства и общества в целом. Это, в свою очередь, заставляет обратиться к анализу причин воспроизводства преступности как формы социального зла, а, в конечном счете, выходу на исследование его предельных оснований.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема исследования социальной сущности и роли зла имеет мощные корни в истории социально-философской мысли. И хотя большинство современных исследователей отмечают, что эта проблема наилучшим образом рассмотрена Г.В.Ф. Гегелем и социальной философией марксизма, но истоки интереса к этой проблеме находим в античности.

В диалоге «Теэтет» Платон вкладывает в уста чужеземца ту мысль, что к человеческой душе относятся два вида зла: один проявляется «как болезнь в теле, другой - как безобразие»1. Обе эти разновидности относятся к сфере видимого. Безобразие есть некая несоразмерность и неприглядность во всех отношениях. Напротив, общественная гармония есть нечто невидимое, и приобрести точное знание о ней почти невозможно. Но, тем не менее, нельзя

1 См.: Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - С. 290. и не проверить всеми возможными способами существующие на этот счёт точки зрения. И всё же социальное зло - это то, что вызывает дисгармонию и проявляется как своеволие.

В средневековой философии происходит истолкование общественных отношениях в категориях этики. По мнению Фомы Аквинского, социальное зло рождается в тот момент, когда большинство народа, подавляя богатых и знатных, навязывает им свою волю и тем самым уподобляется тирану1.

В социальных теориях Ренессанса (идеология централизованного государства (Н. Макиавелли, Ж. Боден), в теории естественного права (Г. Гроций), в теоретических проектах утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла) по-разному расставлены акценты на добре и зле2. Если Макиавелли исходит из политики и её самостоятельности (её определяют не Бог и мораль, а сама политическая практика), то Кампанелла выражает мысль

0 необходимости больших общественных преобразований (т.е. также в дело включает политику) в соответствии с христианской совестью. По его мнению, зло - это частная собственность и всё с ней связанное.

В философии Нового времени также ставится и разрабатывается проблема социального зла. Так, по мнению Д. Юма, движущая сила развития общества — удовлетворение потребностей и достижение прибыли. Всё, что идёт вразрез с этим - зло. Без удовлетворения потребностей нет упорядочения общества и рациональной власти, обеспечивающей преодоление социального зла.

И. Кант осуждает высокомерие, жадность и злорадство человека как его главные пороки. Формой преодоления зла он считает следование нравственному долгу, которое должно со временем превратиться в привычку или стать «второй натурой». И.Г. Фихте абсолютизирует деятельность, считая труд человека высшей ценностью. Из права на труд и на его

1 См.: Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - С. 289.

2 См., например, Кампанелла Т. Город Солнца. - М.: Госиздат, 1954. результаты Фихте выводит право собственности, понимаемой как обладание такими материальными благами личного пользования, которые нельзя использовать для наживы и жизни за счёт труда других людей1.

Тема социального зла получает развитие в трудах Г.В.Ф. Гегеля. Гегель во имя предотвращения смерти обездоленного человека от голода, этого страшного общественного зла, обосновывает правомерность народа на 2 ниспровержение существующих порядков .

В произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса дан обстоятельный анализ социального зла. Это зло рассматривается с точки зрения отношений «личной зависимости», при которых социальное отчуждение огромное и всесильно. Вторая ступень человеческого отчуждения — это отношения «личной независимости». Это - современное Марксу и нам общество индустриального типа, с мировым информационным и финансовым рынками, наёмным трудом. Господство социального отчуждения здесь наглядно воплощено в деньгах. На второй ступени человечество накапливает силы для перехода к стадии «присвоения» человеком всех накопленных человечеством сил и потенций. При этом Маркс исходит из той мысли, что не человек должен подчиняться отчуждённым сущностям (разделению труда, государственным институтам, деньгам, идеологическим иллюзиям и т.д.), а наоборот, всё это должно быть преобразовано и поставлено на службу человеку, людям в их личностной уникальности3.

В нашей отечественной философии изучение зла как социального явления представлено в трудах Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, В.С.Соловьёва, Г.П.Федотова4.

1 См.: Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века.-М.: Высшая школа, 1989.-С. 150-151.

2 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977.

3 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Часть 1. - С. 100-101.

4 Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. - Париж, 1939; Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994; Соловьёв B.C. Свобода и

Исследованию сущности и специфической природы социального зла посвящены работы Д.Ж. Валеева, Э.В. Ильенкова, J1.H. Когана, В. Кувакина и др.1

Советские философы смогли отстоять лучшие традиции философствования о добре и зле по той причине, что в своей подавляющей массе не дали себя увлечь не только сложившимися к середине 30-х гг. XX века идеологическими стереотипами восприятия зла (зло — это капиталисты, империализм, частная собственность и т.д.), но и определённым романтическим духом, который господствовал вплоть до начала 70-х гг. и который толкал людей на ничем не обоснованное подвижничество в деле построения социально однородного общества, где «стёртыми» должны были оказаться не только классовые, но и национальные различия. Поэтому сегодня вполне можно и нужно говорить о феномене советской философии, которая представлена блестящими работами не только в области истории философии, но и в области методологии социального познания, включая сюда и познание общественных аномалий, девиантного поведения, различных форм конфликта, социальных антагонизмов, противоречий, всего того зла, которое связано с условиями социальной жизни людей.

Отсюда неоценимую помощь в осмыслении генезиса и сущности зла нам оказали труды С.Ф. Анисимова, М.М. Бахтина, B.C. Библера, A.B. Гулыги, А .Я. Гуревича, A.A. Гусейнова, А.Ф.Кудряшева, В.А.Малинина, И.С.Нарского, И.М.Орешникова, Л.А.Ширяева и других, а также работы по зло в философии Шеллинга //Историко-философский ежегодник. - М.: Наука. 1987. - С. 271-278; Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. -СПб.: Изд-во СПб. университета, 1994.

1 Валеев Д.Ж. Происхождение морали. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Республика, 1991 Коган JI.H. Зло. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992 и др.

2 Анисимов С.Ф. Духовные ценности, производство и потребление. - М.: Мысль, 1988; Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. - М., 1986; Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991; Гулыга А. В. Русская идея и ее творцы. - М.: Соратник, 1995; Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». -М.: Индрик, 1990; Гусейнов A.A. Великие моралисты. - М.: Республика, 1995; Ильенков методологии социального развития Г.С.Арефьевой, Г.А.Антипова, В.С.Барулина, А.А.Валькова, Б.С. Галимова, Б.А.Грушина, В.Е.Кемерова,

A.Н.Кочергина, А.Б.Курлова, С.М. Поздяевой, Р.М.Тухватуллина,

B.Г.Федотовой 1 и др.

К этому следует добавить, что в последние десятилетия обострился интерес к проблеме зла и его преодоления тех современных западных учёных, которые работают в русле трансцендентальной парадигмы и теории коммуникативного действия. Отметим работы Г. Гирндта, X. Трауба, Ю. Хабермаса2.

В последнее время обращается пристальное внимание на такую форму зла, как нравственное отчуждение, поскольку нравственность есть объединение воли людей и их моральности. Проникновение в природу нравственности затрагивает субстанцию всех институтов и степень их соответствия сущности человека. Это - работы Д.И.Дубровского, З.Р.Валеевой, П.П.Великого, В.В.Журавлёва, В.Б.Иорданского, А.С.Курашова, О.Н.Крутовой, В.П.Коблякова, Ю.М.Смоленцева, К.Н. Смирнова3 и др.

Э.В. Философия и культура. - М.: Республика, 1991; Малинин В.А. История русского утопического социализма: Вторая половина XIX - начало XX века. - М.: Наука, 1991; Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992; Ширяев JI.A. Социально- философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. - Свердловск: Изд-во УРГУ, 1990.

1 Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. - М.:Мысль, 1988; Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии анализа общества как целостной системы. -Новосибирск, 1988; Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. - М.: Изд-во МГУ, 1982; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. -Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1981; Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. - М.: Политиздат, 1987; Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности //Вопросы философии. - 1999, № 7; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. - Уфа: Автор-проект, 2000; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации: (социально-философский анализ). - Уфа: БГУ, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1997; Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. - 1995. -№ 12. -С.21-34 и др.

2 См., например, Хабермас Ю. Будущее человеческой природы /Пер. с нем. - М.: Издательство «Весь мир», 2002.

3 Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. - М.: Изд-во «РЭЙ»,

Однако нравственность не существует в отрыве от других форм сознания. И зло есть явление такое же комплексное, как и добро. Поэтому создание механизмов снижения зла в обществе предполагает всесторонний анализ форм взаимодействия морали и права, политики и морали, морали и науки, анализ толерантности как предпосылки снижения зла, исследования власти и проблемы её рационализации, анализ терроризма и предпосылок его преодоления и т.д. Изучение всех этих вопросов содержится не только в трудах западноевропейских авторов — М.Вебера, Э.Трёльча, В.Хёсле1, — но и в трудах современных отечественных авторов, многие из которых уже названы выше.

И всё же, несмотря на обилие работ, посвящённых изучению отчуждения, негативных общественных явлений, включая расширение теневых сфер жизнедеятельности, следует отметить, что сама по себе проблема социального зла остаётся своеобразным «белым пятном». Не находит достаточного освещения в литературе выявление сущности зла и механизмов, способствующих его снижению.

Объект исследования - социальное зло как феномен, порождённый реальными отношениями людей, условиями их социальной и культурной жизни.

Предмет - формы проявления социального зла в современном российском обществе.

Цель и основные задачи работы. Целью диссертации является философский анализ социального зла и механизмов его преодоления.

1994; Валеева З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема. - Авт-т дисс. канд. филос. наук. - Уфа, 1998; Великий П.П. Экономика и нравственность. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1992; Журавлёв В.В. Проблемы духовной жизни общества. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов, ун-та, 1972; Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций //Вопросы философии. - 1998, №12; Крутова О.Н. Человек и мораль. - М.: Политиздат, 1970; Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989; Смирнов К.Н. Фауст против Мефистофеля? Диалоги и размышления о нравственной проблеме научно-технического прогресса. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1987 и др. 1 Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994; Трёльч Э. Историзм и его проблемы. -М.: Юрист, 1994; Хёсле В. Философия и экология. - М.: Издат. фирма АО Kami, 1994.

С учётом данной цели автором решались следующие задачи:

• проанализировать существующие подходы к определению социального зла как сложного и противоречивого явления экономической, политической и духовной жизни;

• исследовать содержательные аспекты категории социального зла и ее соотношение с другими понятиями, выступающими одновременно как его формы;

• выявить факторы, детерминирующие развитие преступности как формы социального зла;

• рассмотреть становление в России социального и правового государства как механизма снижения общего уровня зла в обществе.

Методологическая база исследования. Методологической основой работы выступает системный подход к анализу социальных явлений. Одну из его отличительных особенностей составляет относительная адекватность уровню сложности и неопределённости социальных процессов, в силу чего эвристические возможности данного метода достаточно высоки.

Автор исходит также из философско-антропологического и ценностного понимания развития общественных отношений. Автор опирается на принцип историзма, особенно при раскрытии исторических форм зла; он исходит из принципа единства духовной жизни, который оказывается методологически продуктивным в процессе анализа причин возникновения социального зла.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

• обосновано, что социальное зло есть такое явление общественной жизни, которое функционирует на уровне разных субъектов как специфическое нигилистическое мировоззрение, целью которого становится кардинальное изменение общества (или человека) с помощью физического, экономического, политического, психологического и других видов насилия;

• обнаружено, что социальное зло обусловлено не только резкой поляризацией общества на сверхбогатых и очень бедных, но и наличием в обществе открытых и латентных очагов конфликтов, теневыми, незаконными взаимодействиями на всех уровнях общества;

• выявлены главные детерминанты преступности как одной из опаснейших форм социального зла: социальное неравенство, бедность, маргинализация населения, «теневизация» сфер жизнедеятельности общества, деидеологизация, правовой нигилизм, падение нравов;

• обосновано, что в условиях современной России происходит переориентация общественного сознания с гуманистических ценностей на ценности преступного мира, что свидетельствует об укоренении криминального мировоззрения в сознании россиян;

• доказано, что принципы организации преступного мира, который существует как «государство в государстве» в теле современного российского общества, подрывают глубинные основы общественной морали и активизируют антимодернизационные тенденции;

• выявлены механизмы, способствующие общему снижению в обществе зла (разграничение сфер права и нравственности, ясность и приемлемость для людей морального целеполагания со стороны государства, ориентация на построение социального и правового государства, воспитание у граждан способности вести политический дискурс, отличающийся достаточным уровнем гуманитарной культуры).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что положения и выводы диссертации могут послужить теоретической основой для дальнейшего исследования сущности социального зла и его разновидностей, а также использованы в качестве общетеоретической основы для социологических исследований, анализирующих различные формы девиантного поведения человека.

Практическое значение работы заключается в том, что выводы диссертации найдут своё применение в процессе чтения лекционных курсов по социальной философии, социологии, культурологии, этики, политологии и правоведению, а также при чтении спецкурсов: «Правовой нигилизм в России», «Социально-философский подход к исследованию преступности».

Апробация исследования. Основные идеи и выводы диссертации докладывались на всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях, в том числе: на Всероссийской межвузовской конференции «Культурология в контексте гуманитарного мышления» (Саранск, 2004 г.); на научно-практической конференции, посвященной 95-летию основания Башкирского государственного университета (Уфа, 2004); на Международной конференции «Фихте, Платон, Макиавелли и идея правового общества» (Уфа, 2004 г.).

Концептуальные положения работы представлены в четырех публикациях автора общим объёмом 1,5 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 260 наименований. Общий объем диссертации -135 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Власенко, Милена Шамильевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, зло в человеке невозможно объяснить только указанием на внешние обстоятельства (наличие бедности в обществе, неблагоприятная экологическая ситуация, преобладание «мёртвого» капитала над «живым»). Сложность проблемы усиливается, когда мы осознаем всю противоречивость взаимоотношений человека и общества.

Часто случается так, что то или иное деяние для всего общества в целом выступает как благо, а для отдельного человека как зло. Например, общество заинтересовано в том, чтобы образующие его индивидуумы жертвовали своими интересами в пользу интересов всего рода. Но человеку свойственен, прежде всего, инстинкт самосохранения. Он испытывает естественное желание жить и инстинктивно ведёт борьбу со злом, которое выражается в различных формах несправедливости, в утрате свободы, в насильственной смерти и т.д.

Природа социального зла лежит гораздо глубже, чем это кажется с первого взгляда. В работе отрефлексированы трансцендентальный, формационный, экзистенциальный и цивилизационный походы к исследованию социального зла. Показано, что знание о социальном зле включает в себя не только знание различных его уровней и разновидностей, но и сам фрагмент мышления, т.е. знание как духовную жизнь. В данном отношении социальное зло, как социокультурный феномен, возникает в тот момент, когда эта «жизнь» утрачивает способность к самопреодолению, а значит, перестаёт быть духовной.

Формационный поход, основанный на линейном видении истории, вырастает из рассмотрения социального зла как отчуждения человека от своей родовой сущности. Зло - это продукт общественных отношений людей и условий их социальной жизни, которое постепенно преодолевается путём развития производительных сил, путём последовательного прохождения стадий «личной зависимости», «личной независимости» в сочетании с «вещной зависимостью» и присвоения человеком всех накопленных человеческих сил и потенций. При этом социалисты избирали различные пути преодоления зла. В работе показано, что революционный путь сопряжён с громадными трудностями, поскольку не учитывает духовную экзистенцию человека, нуждающуюся в защите. Кроме того, человек имеет возможность свободного движения одинаково и к добру и к злу. Человек, общество, всё человечество не только могут находиться в состоянии преобладания добра или зла, но и на распутье. Это указывает на экзистенциализм.

Цивилизационный подход, связанный с констатацией факта разрушения самобытных культур, мы считаем наиболее перспективным. Ведь этот подход не столько резко противостоит формационному, сколько дополняет его с точки зрения исследования социокультурной составляющей зла. Отсюда мы определили социальное зло как такое явление общественной жизни, которое включает в себя специфическое нигилистическое мировоззрение, целью которого выступает кардинальное и в то же время объективно невозможное в существующих условиях изменение мира, общества или человека исключительно при помощи физического, политического и психологического насилия. Без идеологической составляющей действие социального зла утрачивает значение социокультурного феномена и превращается в преступление, которое уголовно наказуемо.

Конечно, преступность, которая в диссертации подвергается социально-философскому осмыслению, есть важнейшая разновидность социального зла. Но сама преступность должна быть отрефлексирована и подвергнута системному анализу.

В ходе выполнения исследования автор пришёл к следующим выводам:

1. Социальное зло возникает в тот момент, когда всё общество в целом перестаёт рассматриваться как образ нравственной и духовной жизни.

2. Обосновано, что сила и социальное насилие ориентируются на разные ценности. Если сила воплощена в физической и духовной стойкости человека, то насилие в своей злой ипостаси направлено на подавление достоинства человека, его свободы.

3. Установлено, что социальное зло связано прежде всего с нанесением вреда человечеству, обществу и отдельному индивиду. Антисемитизм, империализм и тоталитаризм как формы жестокости, одна злобнее другой, продемонстрировали, что человеческое достоинство должно быть гарантировано способностью людей, социальных групп, народов и правительств вести политический и моральный дискурс.

4. В диссертации обосновано, что социальное зло есть многофакторный процесс, характеризующийся достаточно высокой степенью поливариантности и неопределённости. Социальное зло и его различные сферы (экономическая, политическая, культурная и т.д.) представляют собой продукт взаимодействия множества факторных групп (традиционных и инновационных), активизировавшихся в новой исторической ситуации.

5. Выявлено, что правовой нигилизм как интеллектуализированная форма социального зла, состоит не только в отрицании государством права как своего самоограничителя, но и в отторжении народом навязанных ему силой правовых норм.

6. И всё же социальное зло, достигающее своего апофеоза в тоталитаризме, связано в конечном счёте с тем обстоятельством, что люди, социальные слои и группы не могут развиваться на основе собственных экзистенциальных и цивилизационных начал, а слабые (в экономическом, социальном и духовном отношении) общественные «корпускулы» не могут объединяться в мозаичное социальное целое, позволяющее сохранить их самость и личную собственность.

В качестве наиболее перспективных направлений дальнейших исследований можно указать следующие: 1) анализ зла как социокультурного феномена, особенно с точки зрения существующей проблемы социокультурного раскола в развитии российского общества; 2) развитие системного подхода к изучению преступности как важнейшей разновидности социального зла; 3) исследование терроризма как социального зла, проявляющегося на мега-, макро- и микроуровнях и связанного с понятиями «мировоззрение», «насилие» и «идеология».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Власенко, Милена Шамильевна, 2005 год

1. АвтономоваН.С. Рассудок. Разум. Рациональность. -М.: Наука, 1988287 с.

2. Азаматов Д.М. Философский взгляд на проблемы власти /Азаматов Д.М., Свириденко A.A. Уфа: БГУ, 2002. - 60 с.

3. Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа). — Оренбург: Оренбургский госуниверситет, 1993.— 172 с.

4. Анисимов С.Ф. Духовные ценности, производство и потребление. М.: Мысль, 1988.- 235 с.

5. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии анализа общества как целостной системы. Новосибирск, 1988. - 258 с.

6. Антонян Ю.М. Терроризм: Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.: Щит, 1998 - 123 с.

7. Антропология насилия /Отв. ред. В.В. Бочаров, В.А. Тишков. СПб.: Наука, 2001.-532 с.

8. Арефьева Г. С. Общество, познание, практика. М.: Мысль, 1988. - 204 с.

9. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа: Учеб. пособие. М.: МИРЭА, 1995. - 140 с.

10. Ю.Артёмов В.М. Свободный человек: средство или цель? //Первый Российский философский конгресс. В 7 т.: Т. VI. СПб., 1997. - С. 225226.

11. П.Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М.: Филос общ-во, 1991.- Т. 1 -318 е.; Т.2 - 378 е.; Т.З - 470 с.

12. Барулин B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 230 с.

13. Батай Ж. Проклятая доля. М.: Гнозис: Логос, 2003. - 207 с.

14. М.Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986. С. 32-40.

15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. - 347 с.

16. Белов В.А. В защиту индивидуальности: Проблемы формирования открытого общества в России. М.: Магистр, 1997. - 40 с.

17. Белова Т.В. Социальный и индивидуальный уровни отчуждения // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 1991. № 2. С. 25-34.

18. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма — М.: Наука, 1990.220 с.

19. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. — С. 179181.

20. Бердяев H.A. Царство духа и Царство кесаря. М.: Республика, 1995383 с.

21. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1991.- 413 с.

22. Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. - 400 с.

23. Бодрийяр, Жан. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000. -287 с.

24. Бронский М.В. Взаимодействие политического и морального сознания. М.: Знание, 1985. - 64 с.

25. Валеев Д.Ж. История общественной мысли Башкортостана: Учебное пособие. Уфа: РИО БашГУ, 1994. -244 с.

26. Валеев Д.Ж. Происхождение морали. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981.- 168 с.

27. Валеева З.Р. Нравственное отчуждение как философская проблема. -Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1998. - 18 с.

28. Валитов O.K. Цивилизационные проблемы России: курс лекций для студентов вузов /O.K. Валитов, Ф.Г. Умеркаев. Уфа: БашГУ, 2002. -240 с.

29. Вальков A.A. Философское постижение идеи нации. Уфа: БашГУ, 1998.- 108 с.

30. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 702 с.

31. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 460 с.

32. Великий П.П. Экономика и нравственность. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1992.- 119 с.

33. Гайсин P.A., Попов В.Д. Духовность сущность человека.-Уфа, 1995116 с.

34. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1981. - 246 с.

35. Галимов Б.С. Конец философии? //Философия и современность: мысли, понятия, идеи /Изд-е Башкирск.ун-та. Уфа, 1999. - С. 10-19.

36. Галимов Б.С. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека: Препринт /Б.С. Галимов, И.Г. Васильева. Уфа: БГУ, 2001. - 53 с.

37. Галустян Д.Ю. Глобализация и терроризм //Третий Российский философский конгресс. В 3 т.: Т. 3. Ростов н/Д, 2002. - С. 184-185.

38. Ганцева JI.M. Правовое пространство: социально-философский анализ (на примере Российской Федерации). Автореф. дис. Канд. филос.н. -Уфа: БашГУ, 2001.-22с.

39. Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа /Пер. Г. Шпета. Санкт-Петербург: Наука, 1992. - 443 с.

40. Гегель Г.В.Ф. Философия права /Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. - 526 с.

41. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. -М.: Мысль, 1975. 452 е.; Т. 3. Философия духа. - М.: Мысль, 1977. -471 с.

42. Геркнер Г. Опасность современного капиталистического строя для культуры. М., 1957. - 87с.

43. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т.: Т. 1. М.: Мысль, 1985. - 592 е.; Т. 2. М.: Мысль, 1986.-654 с.

44. Гершензон М.О. Творческое самосознание //Веха. — М., 1990. — С. 72-76.

45. Гёте И.В. Избранные философские произведения. — М.: Мысль, 1964. -520 с.

46. Гоббс Т. Сочинения в 2 т.: Т. 2. М.: Мысль, 1991.-731 с.

47. Голубев A.B. Социально-культурный контекст реидентификации российской цивилизации. Проблемы этнического паритета. — Самара: Изд-во «Самарский университет», 2000. 240 с.

48. Грибакина Э.Н. Генезис и формы проявления социального неравенства. Авт-т дисс. доктора филос. наук. Уфа, 1998. - 36 с.

49. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

50. Гулыга A.B. Русская идея и её творцы. М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. -448 с.

51. Гуревич А .Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. - 367 с.

52. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 351 с.

53. Гусейнов Г.Ч. Ложь как состояние сознания //Вопросы философии. -1989.-№11.-С. 64-76.

54. Давидович В.Е. Проблемы человеческой свободы. Львов: Изд-во Львов, ун-та, 1967. - 248 с.

55. Дебор, Ги. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. - 184 с.

56. Деринг Детмар. Либерализм: размышления о свободе /Пер. с нем. — М.: Комплекс-Прогресс., 1996. 48 с.

57. Джиразян Л.Н. Культ и раболепие //Социс. 1988. -№ 5. - С. 64-72.

58. Дмитриев А.Н. Насилие: Социо-политический анализ /A.B. Дмитриев, И.Ю. Залысин. М.: РОССПЭН, 2000. - 325 с.

59. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974.-388 с.

60. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. М.: Изд-во «РЭЙ», 1994. - 120 с.

61. Духовность: традиции и проблемы: Межвуз. сб. науч. ст. Уфа: Изд-е БашГУ, 1991.-150 с.

62. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. -М.: Наука, 1991.-572 с.

63. Ермолина Г.К. Философские проблемы равенства и свободы. -Ярославль: Верх.-Волжское кн. изд-во, 1973. 160 с.

64. Ершов Ю.Г. Человек. Социум. История: Социально-философские проблемы исторического процесса. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990.-151 с.

65. Жировов Б.В. Нищета доктрины потребительства. М.: Политиздат, 1976.-63 с.

66. Идеал, утопия и критическая рефлексия: Сб. статей. М.: РОССПЭН, 1996.-302 с.

67. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Республика, 1991. — 464 с.

68. Иорданский В.Б. О едином ядре древних цивилизаций //Вопросы философии. 1998. - № 12. - С. 11.

69. Исмагилов К.Н. Социально-философский анализ форм отчуждения. Авт-т дисс.канд. филос. наук. Уфа, 2000. - 24 с.

70. История теоретической социологии. В 4-х т.: Т. 1. М.: Изд-во «Канон+» ОИ «Реабилитация», 2002. - 496 с.

71. Кабашов С.Ю. Об изменении природы и роли бюрократии в трансформирующейся России //Государственная служба: состояние, тенденции развития и актуальные проблемы. Сб. науч. статей БАГСУ: Уфа, 204.-С. 10-16.

72. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954. - 130 с.

73. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство /Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

74. Камянов В. Что мешает чувствам? //Октябрь. 1988. - № 2. - С. 184193.81 .Кант И. Трактаты. Санкт-Петербург: Наука, 1996. - 552 с.

75. Кантор B.K. Насилие как провокация цивилизованных срывов в России //Вопросы философии. 1995. - № 5. - С. 39-48.

76. Категории исторического материализма и их методологическая функция. Киев: Наук, думка, 1986. - 327 с.

77. Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1992.-207 с.

78. Келле В.Ж. Культура и социальность //Постижение культуры. Ежегодник. Вып. 9. М., 1988. - С.22-24.

79. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности //Вопросы философии. 1999. - № 7. - С. 17-19.

80. Киселёв Г.С. Трагедия общества и человека: Попытка осмысления опыта современной истории. — М.: Наука. Издат. фирма «Восточная литература», 1992. 118 с.

81. Клаузевич К. О войне. Т. 1-2. /Пер. с нем. А. Рачинского. 3-е изд-е. — М.: Госвоениздат, 1936. Т.1. - С. 106-110.

82. Кобляков В.П. Этическое сознание: Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. — JL: Изд-во ЛГУ.-203 с.

83. Коган Л.Н. Зло. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. - 112 с.

84. Кожушко Е.П. Современный терроризм. Анализ основных направлений. Минск: Харвест, 2000. - 224 с.

85. Колосницын В.И. Социально-психологические условия возникновения отчуждения. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Свердловск, 1969. -22 с.

86. Кормер В.Д. Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура // Вопросы философии. 1995. - № 5. - С. 65-79.

87. Косолапов Р.И. Социализм: к вопросам теории. М.: Мысль, 1979. — 589с.

88. Кризисный социум: наше общество в трёх измерениях/ Под ред. Н.И.Лапина.-М.: ИФРАН, 1994.-С. 5-71.

89. Крутова О.Н. Человек и мораль. М.: Политиздат, 1970. - 223 с.

90. Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. 1991. -№ 12.-С. 6-12.

91. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1998. — 184 с.

92. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок /Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. 320 с.

93. Лапин Н.И. Отчуждение философского сознания //Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991. - С. 11-35.

94. Лапин Н.И. Проблемы социокультурной трансформации //Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 3-17.

95. Латипов А.Д. Власть как социальный феномен и формы её истинности. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 2001. — 19 с.

96. Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении /Пер.с нем. М.: Республика, 1996. - 447 с.

97. Левашов В.К. Динамика социально-политической ситуации в России: опыт социологического мониторинга //Социс. 1997. — № 11.— С. 13-25.

98. Лейбин В. Проблема отчуждения сквозь призму перестройки //Коммунист. 1990. - № 6. - С. 100-109.

99. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 256 с.

100. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 152 с.

101. Локк Дж. Сочинения в 3-х т.: Т, 2. М.: Мысль, 1985. - 560 с.

102. Лосский Н.О. История русской философии /Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

103. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368 с.

104. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. — М., 1991.- 294с.

105. Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. М.: Наука, 1987. - 616 с.

106. Лукьянов A.B. И.Г. Фихте о проблеме критериев духовного «Я» //Философские науки. 2002. -№ 6. - С. 81-84.

107. Лукьянов A.B. Философия, предвидение, духовность.- Уфа: Изд-е Башкирск.ун-та, 1993.- 109 с.

108. Лукьянов A.B., Бикметов Е. Фихтевская идея «единой жизни» и проблема управления образовательным процессом //Вестник Российского Философского общества. 2(30), 2004. М., 2004. - С. 130133.

109. Лунеев В.В. Криминогенная обстановка в России и формирование новой политической элиты // Социологические исследования. 1994. - № 8.- С.89-100.

110. Лунеев В.В. Преступность в XX веке (методология прогноза) // Социологические исследования. 1996. - № 7. - С.93 -106.

111. Лунеев В.В. Рыночная экономика и преступность // Общественные науки и современность. 1996. - № 3. - С.37-46.

112. Любутин К.Н. Социализм: от государственно-феодального к гуманному, демократическому //Социализм в России. М., 1990.- С. 5379.

113. Макаренко В.П. Анализ бюрократии классово-антагонистического общества в ранних работах Карла Маркса: (Очеркпроблематики и методологии исследования). — Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1985.-160 с.

114. Малинин В.А. История русского утопического социализма: Вторая половина XIX начало XX века. - М.: Наука, 1991. - 272 с.

115. Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. Киев: Наукова думка, 1986. - 320 с.

116. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1992. - 414 с.

117. Мареева Е.В. Ж.-Ж. Руссо и проблема отчуждения //Краткая история философии. Москва: Олимп, 1996. - С. 328-338.

118. Маркович М. Маркс об отчуждении //Вопросы философии. — 1989.-№9.-С. 36-57.

119. Маркс К. К критике гегелевской философии права //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 414-429.

120. Маркс К. Экономические философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 43-174.

121. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: 11ЕЕЬ-Ьоок, 1994. — 334 с.

122. Маркузе Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории. СПб.: Владимир Даль, 2000. - 542 с.

123. Мельников Д., Чёрная Л. Преступник № 1. Нацистский режим и его фюрер. М., 1983. - С. 53-233.

124. Мешуев В.М. Социализм как идея и как реальность //Вопросы философии. 1990. - № 11. - С. 19-22.

125. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х т. -М.: Прогресс, 1993. Т.1 - 527 е.; Т.2. - 415 е.; Т.З - 477 с.

126. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Отв. ред. Б.А. Грушин. М.: Наука, 1990. - 220 с.

127. Михляев В.А. Соотношение силы и насилия как философская проблема //Первый Российский философский конгресс. В 7 т.: Т. IV. -СПб., 1997.-С. 347-349.

128. На перепутье (Новые вехи): Сборник статей. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 240 с.

129. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического процесса). М.: Наследие, 1996.-С. 19-23.

130. Наумова Т.Ф. Рыночные реформы в российском измерении // Социологические исследования. 1998. - № 1. - С.55-61.

131. Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках. Злая мудрость. М., 1993. - 64 с.

132. Нуриев Д.А. Историческое, логическое и мировоззренческое основания категории «материя». Уфа, 1996.

133. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Отв. ред. М.А. Абрамов. М.: Наука, 1995. -463 с.

134. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 568 с.

135. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. 148 с.

136. Панарин A.C. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы //Вопросы философии. — 1999. № 12. — С. 19-21.

137. Панарин A.C. Философия политики. М.: Новая школа, 1996. -424с.

138. Пантин И.К. Драма противостояния демократии (либерализм в старой и новой России) //Политические исследования. 1994. - № 3. -С. 75-95.

139. Пантин И.К. Проблемы самоопределения России: Историческое измерение//Вопросы философии. 1999. -№ 10.-С. 3-17.

140. Петренко В.Ф., Митина О.В. Образ политической и экономической реформы в сознании россиян // Общественные науки и современность. 1997. - № 4. - С.92-105.

141. Петров В.Ш. Власть духа. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.-187 с.

142. Пивоваров Д.В. Иррациональное и рациональное в проблеме смысла жизни //Отношение человека к иррациональному. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. 321 с.

143. Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т, 3. — М.: Мысль, 1994. 989 с.

144. Платонов С. После коммунизма: Книга, не предназначенная для печати (2-е изд.); Второе пришествие: Беседы. — М.: Молодая гвардия,1991.-557 с.

145. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации: (социально-философский анализ). Уфа: БГУ, 1998. - 210 с.

146. Поздяева С.М., Фролова И.В. Социальная утопия: тип сознания, идеал и эксперимент. Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. - 150 с.

147. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. М.: Феникс,1992. 4.1- 448 е.; 4.2 - 528 с.

148. Поручевская А.Ф. Терроризм как крайняя форма социокультурного диалога //Третий Российский философский конгресс. В 3 т.: Т. 3. Ростов н/Д, 2002. - С. 215.

149. Пригожин А.И. Патологии политического лидерства в России // Общественные науки и современность. 1996. - № 3.- С.23-29.

150. Прудон П.Ж. Что такое собственность? М., 1919.

151. Прудон П.Ж. Бедность как экономический принцип. М., 1908.

152. Пути Евразии: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.-340 с.

153. Рассел Б. Практика и теория большевизма. М., 1991. - 296 с.

154. Рачков П.А. Общественное сознание: Курс лекций. — М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2002. 273 с.

155. Реннер К. Теория капиталистического хозяйства. Марксизм и проблема социализирования. — M.-JL, 1926. — 234с.

156. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907. - 56 с.

157. Садыков Ф.Б. Особенность советской цивилизации. Уфа: Изд-воГилем, 1998.-368 с.

158. Саксельцева Л.Я. Проблема социального насилия в русской философии и социологии //Первый Российский философский конгресс. В 7 т.: T. IV. СПб, 1997. - С. 187-190.

159. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. — М.: Щит, 1999.-120 с.

160. Санатин В. "Черная кошка" выросла в мафию // Комсомольская правда. 1993. - 12 февраля.

161. Святохина Г.Б. Социальная справедливость: актуальные проблемы и пути их решения в современном российском обществе. Авт-т дисс. канд. филос. наук. Уфа, 1998. - 18 с.

162. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — Брянск: Курсив, 1999. 558 с.

163. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989. — 351 с.

164. Смирнов К.Н. Фауст против Мефистофеля? Диалоги и размышления о нравственной проблеме научно-технического прогресса. 2-е изд., доп. - М: Политиздат, 1987. - 286 с.

165. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М., 1993. С. 79-94.

166. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 199 с.

167. Соловьёв B.C. Свобода и зло в философии Шеллинга (Публикация подгот. Н.М. Корминым) //Историко-философский Ежегодник. М.: Наука. 1987. - С. 271-278.

168. Соловьёв B.C. Смысл любви //Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т.: Т. 2. М.: Мысль, 1988. - С. 493-547.

169. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. — 432 с.

170. Сорокин П. Основные черты русской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990.-С.463-489.

171. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

172. Сорос Дж. Советская система: к открытому обществу //Октябрь. -1990.-№12.-С. 70-171.

173. Социально-экономические и правовые проблемы борьбы с преступностью: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 4.1. Уфа: РИО УЮВ, 2004. - 396 с.

174. Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения терроризма. Вып. 4. Терроризм. М., 1993.

175. Социальные проблемы духовной жизни: Сб. статей /Отв. ред. JI.H. Коган. Челябинск: Изд-е Челяб. пед. инс-та, 1974. — 66 с.

176. Стариков E.H. Маргиналы, или размышления на старую тему: " Что с нами происходит?" // Знамя. 1989. - № 10.

177. Степанов Е.И. Современный терроризм: состояние и перспективы. М.: Эдиториал, 2000. - 153 с.

178. Стёпин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избранная социально-философская публицистика. М.: Б.и., 1996. - 176 с.

179. Тенякова О.М. Катастрофизм как мегатенденция современного цивилизационного развития. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2003.- 16 с.

180. Тихонова Н.Е. Мировоззренческие ценности и политический процесс в России // Общественные науки и современность. 1996. - № 4.- С. 15-27.

181. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. - № 12. - С.3-15.

182. Тойнби А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.

183. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. — 719 с.

184. Трубина Е.Г. "Я" в конце XX века: проблема персональной идентичности // Смысл жизни: поиск и созидание. Тематический сборник участников межвузовского семинара "Мировоззренческие поиски современности". Уфа: Изд -е УТИС, 1997. - С.37-47.

185. Трубников H.H. Наука и нравственность (о духовном кризисе европейской культуры) //Заблуждающийся разум: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. - С. 280-289.

186. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. М., 1973. - 62 с.

187. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. — 258 с.

188. Тюрго А.Р.Ж. Размышления о создании и распределении богатства. Ценности и деньги. — Юрьев, 1905. 117 с.

189. Уледов А.К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333 с.

190. Файбисович С.Р. Русские новые и неновые: (Эссе о главном). -М.: Новое лит. обозрение, 1999. 288 с.

191. Федотов Г.П. Лицо России // Вопросы философии. 1990. - № 8.1. С.131-159.

192. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1994.-152 с.

193. Федотова В.Г. Анархия и порядок. М.: Эдиториал УРСС, 2000. -144 с.

194. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997. -255 с.

195. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С.21-34.

196. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы / Пер. и коммент М.К. Грабарь-Пассек. М., 1958. - 113 с.

197. Фергтосон А. Опыт истории гражданского общества /Пер. с англ.- М.: РОССПЭН, 2000. 392 с.

198. Философия Фихте в России. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1996.-192 с.

199. Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти П.А. Сорокина (1889-1968 гг.). Уфа: РИО БашГУ, 2004.-318 с.

200. Финогентов В.Н. Социально-исторические регуляторы человеческих отношений // Духовность и культура. Алгоритмы культуры. Екатеринбург: Изд-е УрГУ, 1994. - С.54-65.

201. Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни. М.: Канон+, 1997. -400 с.

202. Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т.: Т, 2. СПб.: Мифрил, 1993. -798 с.

203. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. Изд-е подгот. П.П. Гайденко. М.: Ладомир, 1995. - 655 с.

204. Фишер К. Гегель. Его жизнь, сочинения и учение. Первый полутом. М.-Л., 1933. - 611 с.

205. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1981. 304 с.

206. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.511 с.

207. Франк С.Л. Этика нигилизма к характеристике нравственного миросозерцания русской интеллигенции //Он же. Соч. М.: Правда, 1990.- 156 с.

208. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.-366 с.

209. Франц А.Б. Информатизационное общество: близок ли закат социальных утопий? //Социализм и Россия. — М.: Философское общество СССР, 1989.-С. 162-186.

210. Фрейд 3. Недовольство в культуре //Философские науки. 1989. — № 1.-С. 92-101.

211. Фролов И.Т. Познание человека: комплексный подход и гуманистические (этико-правовые) регулятивы //Свободная мысль. -1998.— № 5.-С.6.

212. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика. 1994 - 447 с.

213. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. - 269 с.

214. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

215. Фромм Э. Человек для самого себя //Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. - С. 23-258.

216. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы /Пер. с нем. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 144 с.

217. Хабермас Ю. Вовлечение другого. Очерки политической теории. СПб.: Наука, 2001. - 417 с.

218. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //О человеческом в человеке (Под общ.ред. И.Т. Фролова). М., 1991. - С. 200-203.

219. Хёсле В. Философия и экология. М.: Издат. фирма АО Kami, 1994.- 189 с.

220. Холодковский К.Г. Социальные корни идейно-политической дифференциации российского общества //Полис — 1998. — № 3. С.5-9.

221. Хохряков Г. Мафия в СССР: вымыслы, домыслы, факты // Юность. 1989. - № 3. - С. 85-91.

222. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1987. - 365 с.

223. Чаликова В.А. Утопия и свобода: Эссе разных лет. М.: Весть, 1994.-182 с.

224. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. шк., 1981. — 512 с.

225. Чернина Н. Бедность как социальный феномен российского общества //Социологические исследования. 1994. - № 2. - С. 53-57.

226. Чернобровкин И.П. Этнонационалистический терроризм как глобальная проблема //Третий Российский философский конгресс. В 3 т.: Т. 3. Ростов н/Д, 2002. - С. 220.

227. Чернов Г.Ю. Социально-массовые явления: исследовательские подходы. Дубна: Феникс+, 2002. - 208 с.

228. Черносвитов Е.В., Курашов A.C. Сознание в структуре самосознания: К философскому анализу эффективности как предметного переживания //Вопросы философии. — 1987. № 10. — С. 86-88.

229. Чучин Русов А.Е. Культурно - исторический процесс: форма и содержание // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С.3-14.

230. Шахрай С.М. Глобализация в современном мире: политико-правовые аспекты. СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД РФ, 2003. -174 с.

231. Швырёв B.C. К проблеме специфики социального познания //Вопросы философии. 1972. - № 3. - С. 126-128.

232. Шеллинг В.Ф.И. Система мировых эпох: Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста JIaco. Томск: Изд-во «Водолей», 1999. -320 с.

233. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х т.: Пер. с нем. Т. 2. М.: Мысль, 1989.-638 с.

234. Шеллинг Ф.В.И. Философия откровения. Т. 1. — СПб.: Наука, 2000. 699 е.; Т. 2. - СПб.: Наука, 2002. - 480 с.

235. Ширяев Л.А. Социально- философские проблемы оптимизации научно-технического творчества. Свердловск: Изд-во УРГУ, 1990. -189 с.

236. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д. Изд-во «Феникс», 1998.- 640 с.

237. Штирнер М. Единственный и его собственность. Харьков: Основа, 1994.-560 с.

238. Шулов В.И. Терроризм. Социально-философский анализ. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Пермь, 2004. -26 с.

239. Эйдельман Н. Революции "сверху" в России. М.: Книга, 1989. -171с.

240. Эккерман И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни. -М., 1981.-345 с.

241. Элиас Н. Общество индивидов /Пер. с нем. М.: Праксис, 2001. -336 с.

242. Юдин А. Парадоксы критической теории Герберта Маркузе //Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. - С. 6-9.

243. Ядов В. Россия как трансформирующееся общество (резюме многолетней дискуссии социологов) //Общество и экономика. — 1999. -№10-11.-С. 66-72.

244. Яковенко И. Сталинизм. Границы явления //Свободная мысль. -1993.-№3.-С. 33-43.

245. Яковенко И.Г. Цивилизация и варварство в России // Общественные науки и современность. 1996. - № 4. - С.87-97.

246. Ялалов И.И. Гражданское общество: природа, содержание, структура: Учеб. пособие. Уфа: Уфим. юрид. инст-т, 2001. - 101 с.

247. Ярцева О.Ю. В поисках утерянного разума //Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989. — С. 40-71.

248. Ясперс К. Смысл и постижение истории. М.: Республика, 1994. - 527 с.

249. СПИСОК ИНОСТРАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

250. Fichte J.G. Der geschloßne Handelsstaat. Hamburg: Meiner, 1979. — 146 s.

251. Fichte J.G. Die späten wissenschaftlichen Vorlesungen. Hrsg.von Hans Georg von Manz. Stuttgart - Bad Cannstatt, 2000. -418s.

252. Hösle V. Philosophie der ökologischen Krise: Moskauer Vorträge. Orig. -Ausg. - München: Beck, 1991.-151 s.

253. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung /М. Frank. Frankfurt a.M., 1993.-592 s.

254. Weber M. Wahlrecht und Demokratie in Deutschland //Max Weber Gesamtausgabe. Abt. 1. Bd. 15. Tübingen, 1984.-427 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.