Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Мацаренко, Татьяна Николаевна

  • Мацаренко, Татьяна Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 172
Мацаренко, Татьяна Николаевна. Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2012. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мацаренко, Татьяна Николаевна

Содержание

Введение

Глава1 Теоретические основы социально-профессиональной

адаптации артистов балета к педагогической деятельности

1.1 Проблема социально-профессиональной адаптации

в педагогических исследованиях

1.2 Профессиональная самореализация артистов балета

в сфере дополнительного образования детей

1.3 Особенности социально - профессиональной адаптации бывших артистов балета в период перехода к педагогической деятельности

ГлаваII Психолого- педагогические условия процесса

социально-профессиональной адаптации бывших артистов балета в учреждениях дополнительного образования детей

2.1 Определение готовности бывших артистов балета

к педагогической деятельности

2.2 Психолого-педагогические условия социально-профессиональной адаптации артистов балета к педагогической деятельности

2.3 Педагогическое сопровождение социально - профессиональной адаптации артистов балета к деятельности руководителя хореографического коллектива

Заключение

Библиография

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современном обществе в связи с социально-экономическими преобразованиями объективно необходимым становится профессиональная переориентация значительной части работоспособного населения России, что связано со сменой профессии уже состоявшимися профессионалами.

Круг субъектов, оставшихся без работы в 38 - 40 лет, довольно широк. Это работники МЧС, МВД (ветераны боевых действий), военнослужащие, работники гражданской авиации, бортпроводники, спортсмены, артисты цирка и другие категории специалистов, что свидетельствует об общесоциальном характере проблемы профессиональной переориентации в дееспособном возрасте.

Особенно актуальна проблема социально-профессиональной адаптации к новым условиям деятельности артистов балета профессиональных художественных коллективов после завершения сценической карьеры. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 о трудовых пенсиях, исполнители танцевальных номеров в профессиональных художественных коллективах имеют право на пенсию при стаже творческой работы не менее 20 лет, при этом в стаж артистов балета не входят гастроли, служба в армии, декрет. Следует также отметить, что в частных балетных труппах, ансамблях государственная балетная пенсия отменена, поэтому артисты балета должны уходить из профессии в 40 лет, ожидая пенсионного возраста.

Анализ научной литературы свидетельствует о наличии исследований, которые имеют значение в плане настоящего исследования: "Исследование психологических особенностей профессиональной переориентации в зрелом возрасте" (М.А. Ратникова, 1999 г.); "Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога - хореографа" (А.И. Борисов, 2001 г.); "Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет" (О. А. Рындина, 2004 г.);

"Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход" (А.Н. Брусницына, 2008 г.); "Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии" (И.Е. Ересько, 2005 г.); "Совершенствование физического воспитания детей 7-11 лет в многопрофильных учреждениях дополнительного образования средствами спортивных бальных танцев" (Е.Г.Салимгареева, 2004 г.) и др. Одним из вариантов профессиональной переориентации артистов балета является их переход к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей. Однако специальных исследований по анализу перспектив продолжения профессиональной педагогической деятельности артистов балета после завершения сценической карьеры не проводилось.

Переход в педагогическую профессию осуществляется артистами балета в условиях незнания специфики работы педагога как руководителя хореографического коллектива в дополнительном образовании детей. Значительное количество артистов балета, начинающих работать руководителями хореографических коллективов, указывает на неподготовленность к решению воспитательных задач из-за отсутствия соответствующей подготовки. В связи с этим обостряются противоречия:

- между желанием артистов балета осуществлять творческие замыслы и педагогические идеи и отсутствием необходимых знаний по организации детского хореографического коллектива;

- установкой артистов балета на получение высоких исполнительских результатов детского хореографического коллектива и отсутствием знаний о специфических особенностях хореографических занятий в учреждении дополнительного образования детей;

между необходимостью овладения новыми функциями руководителя детского хореографического коллектива и слабой мотивацией к

собственному самообразованию и самосовершенствованию, неподготовленностью к воспитанию обучающихся.

Становится актуальной проблема обеспечения творческого долголетия артистов балета после завершения сценической карьеры на основе переориентации на педагогическую деятельность, что и определило тему настоящего исследования "Социально-профессиональная адаптация артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей".

Объект исследования - процесс социально-профессиональной адаптации артистов балета к педагогической деятельности.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия социально-профессиональной адаптации артистов балета к деятельности руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей.

Цель исследования - определить психолого-педагогические условия социально-профессиональной адаптации артистов балета к деятельности руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей.

Гипотеза исследования - социально-профессиональная адаптация артистов балета к деятельности руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей будет протекать успешно, если:

- будут определены сущность и особенности социально-профессиональной

адаптации артистов балета при смене профессиональной деятельности; -освоены новые функции деятельности руководителя хореографического коллектива в дополнительном образовании детей;

- определены психолого-педагогические условия адаптации артистов балета к деятельности руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей;

- реализуется программа пропедевтического курса, направленная на формирование установки на педагогическую деятельность и на осознание возможности творческой самореализации артистов балета в новой деятельности.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

провести теоретический анализ проблем социально профессиональной адаптации специалистов при смене профессиональной деятельности.

- определить особенности деятельности артистов балета в качестве руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей.

- выявить психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации артистов балета к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей.

- разработать и экспериментально апробировать пропедевтический курс, способствующий формированию нового профессионального опыта артистов балета.

Методологической основой исследования являются:

- деятельностный подход (А.Г.Асмолов, J1.C. Выготский, А.Н.Леонтьев,

СЛ. Рубинштейн и др.);

- личностно - ориентированный подход (В.В.Сериков, Е.В.

Бондаревская, А.А.Плигин, И.С.Якиманская и др.);

- компетентностный подход (Т.И. Барышникова, Г.М. Бурденюк,

И.А. Зимняя и др.).

Теоретическую основу исследования составили труды по проблеме профессиональной адаптации (В.И. Жернов, А.К. Маркова, A.A. Пережогина и др.); психологии адаптации личности (А.А.Баранов, Т.В. Гуляева, А.Р. Кудашев, A.A. Реан и др.); деятельности педагогов в системе дополнительного образования детей (Н.К. Беспятова, JI.H. Буйлова, М.А.

Валеева, Л.Г. Логинова, М.Р. Углицкая, И.В. Чендева и др.); художественного воспитания детей средствами хореографии (Л.Н. Алексеева, Т.К. Барышникова, М.С. Боголюбская, А.Н. Брусницына, Л. Д. Ивлева, А. И. Курьяков, В. Н. Нилов, Е. Н. Фокина и др.); по проблеме подготовки педагога - хореографа (А.И. Борисов, Л.А.Митакович, Ю.А.Кившенко и др.); проведению занятий по хореографии в системе дополнительного образования детей (А.Н. Брусницына, И.Е. Ересько, О. А. Рындина, Е.Г.Салимгареева и др.).

Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ литературных источников; эмпирические методы: наблюдение, сравнение, анкетирование, интервьюирование, констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент.

Экспериментальная база исследования: исследования: источником эмпирических данных на констатирующем этапе исследования явились слушатели Академии танца им. Н. Нестеровой (45 чел.), Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии им. A.A. Александрова (35 чел.), Ансамбля песни и пляски внутренних войск МВД (35 чел.), Академического ансамбля песни и пляски Московского военного округа (30 чел), Ансамбля воздушно-десантных войск (20 человек), Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» (15 чел.), Московского областного государственного театра "Русский балет"(15 чел.), Хореографической школы-студии танца хора им. Пятницкого (15 чел.), Государственного академического хореографического ансамбля «Берёзка» (10 чел), Театра пластического балета "Новый балет" (10 чел.).

Базой формирующего эксперимента были хореографические коллективы «Франжелика», «Эльфы», «Лебедушка» Всероссийского центра детского творчества, хореографический ансамбль «Ровесник» МОУ ДОД Центра эстетического воспитания учащихся (г. Орел), ансамбль

«Юный москвич» ДК им Зуева, ансамбль «Аленушка» ДК «Дружба», ансамбль народно-сценического танца Дома культуры «Берендей», хореографические коллективы «Блюз» и «Антре» Московского Дома самодеятельного творчества, «Арабеск» ДК «Гармония», «Театр танца «Марина» ДК «Салют», ансамбли «Гармония», «Реверанс», «Топотушки» ДК «Гайдаровец», хореографические коллективы «Спектр» и «Геликон» ДК Плеханова, ансамбль «Фокстрот» ДК «Красный Октябрь». Всего в исследовании приняло участие 330 человек в возрасте от 18 до 70 лет, со стажем работы от 3-х до 46 лет.

Научная новизна исследования:

- обоснована перспективность профессиональной переориентации артистов балета на педагогическую деятельность в системе дополнительного образования детей;

- выявлена необходимость педагогического сопровождения процесса адаптации артистов балета к педагогической деятельности после завершения сценической карьеры;

- определены особенности деятельности артистов балета в качестве руководителя детского хореографического коллектива в дополнительном образовании детей;

- выявлены психолого-педагогические условия успешной адаптации артистов балета к деятельности руководителя хореографического коллектива;

- разработан пропедевтический курс для формирования установки артистов балета на педагогическую деятельность и осознание ими возможности творческой самореализации в новой сфере деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

выявлены специфические особенности деятельности руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей; уточнены функции руководителя детского хореографического коллектива, что дополняет теорию и практику общей педагогики.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации пропедевтического курса, который позволяет артистам балета, завершившим сценическую деятельность, самореализоваться в педагогической деятельности и развить свой творческий потенциал; в разработке методики танцевально-игровой программы, ориентированной на работу с учащимися, независимо от их индивидуальных физических данных. Разработанные в ходе исследования методические материалы могут быть использованы в деятельности педагогов дополнительного образования детей и в системе повышения квалификации руководителей хореографических коллективов.

Достоверность и обоснованность проведенного исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных методологических и теоретических оснований, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, воспроизводимостью результатов эксперимента и внедрением итогов в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печати, обсуждения результатов исследования на курсах повышения квалификации артистов балета в театре "Мюзик-холл" (г. Санкт-Петербург), на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы и тенденции развития современного общества» -сентябрь 2011 года, г. Киев (Украина), на XIV Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и современные тенденции развития психологии и педагогики» - ноябрь 2011 года, г. Киев (Украина), на междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и соискателей АПКиППРО г. Москва (апрель 2007 г), на кафедре педагогики и психологии АПКиППРО.

На защиту выносятся следующие положения:

социальная проблема профессиональной переориентации специалистов в дееспособном возрасте требует выбора нового вектора деятельности с учетом прошлого профессионального опыта и

педагогического сопровождения процесса их адаптации к новой профессиональной сфере. При профессиональной переориентации артиста балета после завершения сценической карьеры перспективен переход к педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей.

психолого-педагогическими условиями успешной адаптации артистов балета к деятельности руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей являются: установка на педагогическую деятельность; освоение специфических особенностей деятельности руководителя хореографического коллектива в дополнительном образовании детей; раскрытие творческого потенциала деятельности руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей.

- эффективность социально-профессиональной адаптации артистов балета обеспечивается реализацией программы пропедевтического курса, состоящего из двух модулей: теоретического, обеспечивающего установку на педагогическую деятельность и освоение особенностей деятельности артистов балета в качестве руководителя хореографического коллектива в системе дополнительного образования детей; практического,

представляющего собой процесс педагогического сопровождения руководителей хореографических коллективов на первом году педагогической деятельности, с целью раскрытия творческого потенциала новой для них сферы деятельности.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Текст включает 2 таблицы, 3 рисунка.

Глава I Теоретические основы социально - профессиональной

адаптации артистов балета к педагогической деятельности

1.1 Проблема социально-профессиональной адаптации в педагогических исследованиях

В связи с изменением социально - экономических условий в России значимость проблемы социально-профессиональной адаптации к новой сфере деятельности резко возросла. Специфические особенности развития современного российского общества, несовпадение спроса и предложения специалистов разных профессий, сокращение штатов, ликвидация или реорганизация предприятий и учреждений привели к незанятости активного дееспособного населения и являются причиной вынужденной смены сферы деятельности, профессии. Появилась острая потребность в профессиональном переобучении специалистов, потерявших работу. Кризис утраты профессии связан с уходом из профессиональной жизни, необходимостью усвоения новой социальной роли и новых норм поведения, сужением социально-профессионального поля и контактов [57].

Социально - профессиональная адаптация населения России к новой сфере деятельности представляет собой сложное жизненное явление. Смена профессии в зрелом возрасте имеет свои отличительные особенности, иногда меняющие приоритеты в процессе выбора новой сферы деятельности [12, 70]. Специалисты, меняющие профессию, в большей степени полагаются на собственный физический потенциал - на индивидуальные особенности, обусловленные возрастом, состоянием здоровья и общим уровнем личной активности. Оптимальной является ситуация, когда специалист в новой сфере деятельности находит свое призвание и успешно адаптируется к вновь избранной профессии. Но если поиск продолжается достаточно долго или не заканчивается положительным результатом, это

является фактором, обусловливающим развитие глубокой неудовлетворенности трудом, жизнью в целом [12,70].

Адаптация к новой деятельности сопровождается изменениями не только во взглядах, настроениях, но и в формировании новых социальных установок, ценностных ориентаций, личностных смыслов, моделей поведения и деятельности в целом.

Процесс адаптации затрагивает целый ряд социальных групп и свидетельствует о разной степени готовности профессионалов к переменам: сокращение численности и увольнение в запас сотен тысяч военнослужащих в процессе реформирования Вооруженных Сил РФ [48]; работники милиции, не прошедшие аттестацию, и вынужденные расстаться со службой в связи с реорганизацией МВД [134]; бортпроводники в связи с выходом на пенсию в возрасте 45 лет; спортсмены, артисты цирка и т.д. Приведенные факты свидетельствуют об общесоциальном уровне проблемы социально-профессиональной адаптации к новой сфере деятельности.

В такой же ситуации находятся и артисты балета в профессиональных художественных коллективах. В 38-40 лет артисты балета, как правило, выходят на пенсию [74]. Наиболее сложной ситуация оказывается для артистов балета частных балетных трупп, ансамблей, где государственная пенсия по выслуге лет отменена, поэтому артисты балета вынуждены уходить из профессии в 40 лет, ожидая пенсионного возраста, а танцевать женщинам до 55 лет и мужчинам до 60 лет нереально.

Социальная и профессиональная адаптация тесно взаимосвязаны. Социальная адаптация затрагивает ряд характеристик личности: ее социальный статус, положение в коллективе, в системе межличностных отношений ближайшего социального окружения; личностный статус; характерологические особенности и качества личности; возможность проявления индивидуальности. Профессиональную адаптацию связывают с овладением знаниями, умениями, навыками, нормами и функциями

профессиональной деятельности. С.Г. Вершловский отмечает, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность [133].

Ведущую роль в развитии и результативности адаптации играют структуры личности как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия [107].

Понятие «социальная адаптация» рассматривается в работах A.A. Баранова, J1.A. Гордон, В.П. Зинченко, А.Р. Кудашева, JI.B. Мардахаева, Н. Н. Мельниковой, Б.Г. Мещерякова,

JI.A. Милославовой, A.B. Мудрика, A.A. Налчаджян, И.Н. Никитиной, А. В. Петровского, А. А, Реан, М. Г. Ярошевского и др.

По A.B. Мудрику, социальная адаптация создаёт условия, которые способствуют разрешению основного противоречия социализации между степенью идентификации человека с обществом и степенью обособления его в обществе [89]. Природа сформировала предрасположенность человека к социальной адаптации и адаптационным процессам в различной среде его жизнедеятельности. Такие возможности у каждого человека свои, и они значительны. Благодаря им люди успешно приспосабливаются к условиям обстановки, в том числе к исключительно сложным и неблагоприятным.

Под социальной адаптацией понимают постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды и результат этого процесса. При этом выделяют типы адаптационного процесса: а) тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду; б) тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентаций группы [107, 89]. При активной позиции человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства. При пассивной позиции он является объектом воздействия среды.

Прежде всего необходимо конкретизировать объект адаптации (адаптация к чему?) - непрерывное и активное приспособление человека к

условиям социальной среды. Проблема социально-профессиональной адаптации выступает на первый план в условиях существенного, кардинального изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении [107]. В исследовании рассматривается адаптация личности к педагогической деятельности после завершения профессиональной сценической карьеры.

Социально-профессиональная адаптация - это «вхождение» в специальность и общество, овладение нормами и функциями будущей профессиональной и социальной деятельности [47]. Это процесс и результат приспособительного взаимодействия личности, который выражается в умении рационально и эффективно использовать имеющиеся профессионально-квалификационные ресурсы и личностный потенциал для встраивания в сложившуюся социальную структуру общества с целью реализации своих потребностей и интересов.

Показателями успешной адаптации специалиста являются его удовлетворенность средой, в которой он находится, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта. Человек, приобретающий опыт адаптации к различным условиям обстановки, формирует в себе такое качество, как адаптивность, которая необходима ему в различных ситуациях: в учебе, профессиональной деятельности, общении с другими людьми.

Адаптация - это сложный процесс, направленный на включение личности в социальную и профессиональную среду и отношения, на освоение новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя и своего окружения.

Источником социально-профессиональной адаптации является сама личность, ее внутреннее стремление к развитию, а не только влияние внешних по отношению к ней условий. Любое общественное преобразование личность оценивает с точки зрения приобретений и потерь. Социальные

перемены, способствующие реализации актуальных потребностей, принимает и поддерживает, препятствующие - отвергает.

По Ф.Б. Березину, адаптация позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведение требованиям среды [17].

Адаптация выступает как необходимое условие продуктивной социальной активности, самоопределения личности, расширения сферы свободы, развития индивидуальности. Для того, чтобы активно воздействовать на среду, участвовать в ее изменении и преобразовании, нужно, прежде всего, «врасти» в эту среду, чувствовать себя полноправным ее членом. Только при условии достижения определённой степени свободы в данной среде, чувствуя себя полноправным членом коллектива, можно активно и целенаправленно влиять на эту среду [9].

Педагогическим проблемам обеспечения адаптационного процесса к профессиональной деятельности посвящены работы П. Р. Атутова, С.Я. Батышева, O.JI. Берак, H.H. Березовика, Н. В. Бордовской, Н.М. Борытко, Ю.К. Васильева, В.В.Воронова, Н.Ф.Головановой, В.В.Давыдова, В. И. Загвязинского, В.П. Каширина, JI.M. Митиной,

A.B. Мудрика, А.М.Новикова, В. А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной, H.A. Томина, A.A. Шибанова и др.

Проблемы, связанные с вхождением личности в новые обстоятельства жизнедеятельности, активно разрабатывались российскими и зарубежными учеными: Р.Г. Баярд, Г. Гертманн, И. Лангмейер, 3. Матейчик,

B.В. Москаленко, Ж. Пиаже, М. Раттер, А.Г. Харчев и др.

Вопросы вхождения в педагогическую среду освещены в работах В.Т. Ащепкова, Г. А. Балла, А. А. Баранова, В. И. Трудного, Н. М. Голянской, Л.Г. Земцовой, Л. Г.Егоровой, М. А. Кузнецова,

П. С. Кузнецова, И. Д. Лушникова, А. К. Марковой, А. Г. Мороза, В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, Е. В. Руденского и др.

По мнению А. Я. Кибанова, адаптация предусматривает приспособление человека к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений человека и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение индивида и коллектива [69].

Адаптация и преобразование как виды активности человека взаимообусловлены. Преобразовательная деятельность человека не ограничивается преобразованием природной среды, она распространяется и на межчеловеческие отношения [115].

В адаптации просматривается преобразовательный характер, эффект которого направлен как на внешнюю среду, так и на перестройку личностной структуры с целью самоутверждения, самосовершенствования, самоприспособления, стремления к успеху, общественному признанию.

Активная адаптация, прежде всего, способствует успешной социализации в целом, индивид не только принимает нормы и ценности новой социальной среды, но и строит свою деятельность, отношения с людьми на их основе. При этом у такого человека нередко формируются все новые и новые разнообразные цели, но одной из них, главной становится цель — полная собственная реализация в новой социальной среде.

А.Г. Асмолов выделяет преобразование личностью не только предметной деятельности, но и самого себя, то есть происходит активная перестройка отношения к своему опыту, к своему характеру, способностям и к продуктам своей деятельности [11].

Социально-профессиональная адаптация помогает человеку выбирать сферу профессиональной деятельности, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Суть проблемы, рассматриваемой в данном исследовании, заключается в поиске условий адаптации артистов балета к педагогической среде. Адаптация

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мацаренко, Татьяна Николаевна, 2012 год

Библиография

1. Абульханова-Славская Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991.-299 с.

2. Акишев C.B. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / АПН СССР. НИИ дошкольного воспитания, Москва, 1989.- 16 с.

3. Алексеева JI.H. Двигаться и думать [Текст]: сб. материалов / JI.H. Алексеева. - М.: [б. и.], 2000. - 79 е., [8] л. ил. - Б. ц. Библиогр.: С. 76-78

4. Андреева Г.Н. Публичный отчет Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Калининграда Дворец творчества детей и молодежи за 2010-20111 учебный год [Электронный ресурс] // Комитет по образованию администрации городского округа "Город Калининград": [сайт]. - Калининград, 2011. - URL

5. Андреева Т.Ф. Построение урока классического танца методом одного «pas» // ВУЗ культуры и искусств в образовательной системе региона: Материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. (Самара, октябрь - декабрь 2007). - Самара: Самарская государственная академия культуры и искусств, 2008. - С. 253-255.'

6. Андрианова H. Н. Формирование готовности к профессии педагога дополнительного образования у студентов педколледжа: На примере квалификации "педагог дополнительного образования" в области художественного творчества с дополнительной подготовкой по музыке автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ин-т общ. образования М-ва образования РФ Москва , 2001. - 22 с.

7. Андрусенко J1.C. Детское хореографическое творчество в художественной культуре России XX - начала XXI вв.: автореф. дис. канд. искусствоведения: 17.00.09 / Андрусенко Людмила Сергеевна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар, ун-т профсоюзов]. - СПб., 2008. - 30 с.

8. Анохина Н.В. Открытая модель дополнительного образования региона [Текст] / [Н. В. Анохина, А. М. Аронов, М. Г. Балашкина и др.]. - М.: ДОД,

2008. - 119 е.: табл. - (Библиотечка педагога-практика) (Приложение к журналу "Внешкольник. Дополнительное образование, социальное, трудовое и художественное воспитание детей"; вып. № 3).

9. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии//Молодежь и труд. — М., 1970.— С. 135-136

10. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития [Текст] /А.Г.Асмолов//Внешкольник.- 1997.-№ 9.

11. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] /А.Г. Асмолов// М.: Изд-во МГУ, 1994. -104 с. 1

12. Ахмеров P.A. Биографические кризисы личности: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01, Москва, 1994.- 210 с. ил.

13. Бандура А. Принципы социального научения Текст. / А. Бандура, Р. Уолтере // Современная зарубежная социальная психология'. Тексты, пер. с англ. М., 1984.-С. 55-60.

14. Баранов А.Б. Использование предметов в хореографических постановках // Дополнит, образование. — 2003. — № 12. — С. 25-26.

15. Барышникова Т. К. Азбука хореографии: Методические указания. [Текст] / Т. Барышникова. - СПб.: Респекс, Люкси, 1996. - 252 с.

16. Бегидова С.Н. Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: детерминанты, процесс, условия / С.Н. Бегидова, Ю.А. Иоакимиди, Л.Ф. Сельмидис. - Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2006. - 127 с.

17. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф.Б. Березин. Л, 1988 - 270 с. 1

18. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01, Москва, 1998.-147 с.

19. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России: 90 лет / М-во

образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию; [редкол.: В.А.Березина (отв. ред.) и др.] Москва: Диалог культур, 2008.-512 с

20. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации [Текст]: практ. пособие / сост. Н.К. Беспятова. -2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 170,[1] с.

21. Боголюбская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах пособие. Текст. / М.С. Боголюбская: учебно-методическое. М., 1983. -102 с.

22. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000.-351 с.

23. Борисов А.И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / А.И. Борисов; Самар. гос. пед. ун-т. - Самара, 2001. - 24 с. - Библиогр.:24с.

24. Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. - 1995. - № 2.-С. 2-3.

25. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Брусницына Анастасия Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств] Москва , 2008 -208 с.- Библиогр.: С. 165-184.

26. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной школе [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Образование в соврем, шк. - 2002. -N4.-0. 13-25

27. Буйлова Л.Н. Организация дополнительного образования детей в школе [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Кленова // Справочник заместителя директора шк. -2009. -№2. -С. 49-63. ;

28. Буренина А.И. Ритмическая мозаика // Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.

29. Бурцева Г. В. Управление развитием творческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки Текст.: дис.канд. пед. наук / Г.В. Бурцева. Барнаул, 2000. - 165с.

30. Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01, Оренбург 1999.-167 с.

31. Вартерьян З.А. Хореография для групп художественной гимнастики: [авт. программа педагога доп. образования Респ. Дворца творчества детей и юношества г. Владикавказа] // Спорт в шк. - 1997. - № 27. - С. 5-10.

32. Георгиевский А.Б. Эволюция адаптации (историко- методологическое исследование) [Текст] /А. Б. Георгиевский. Л. Наука, 1989. - 187,[1] с.

33. Герасимова Э.И. Методика работы с хореографическим коллективом [Текст]: учебно-методическое пособие / Сост. Э.И. Герасимова, КОКК. -Киров, 2010.-36 с.

34. Гиглаури В. Т. Компоненты постановочной и исполнительской работы в искусстве движения / "Век информации" .- 2011 г. - 66 с.

35. Гончарова Н. Программа развития коллектива, сущность и функции её планирования // Пщручник для директора. - 2004. - № 11/12. - С. 9*7-104.

36. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях [Текст] / Л.А. Гордон // Социологическое исследование. 1994. - № 8. - С. 3-8. '

37. Горелова Г.Г. Профессионально-личностная реадаптация в условиях кризиса: диссертация доктора психологических наук: 19.00.03, Челябинск, 2002 г.-398 с.

38. Горчакова В.А. Менять или не менять, или Срочно меняю профессию. Журнал Управление персоналом [Текст]/ гл. ред. А. Гончаров. - Москва: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1996. - 2003г. № 2,- С.67

39. Горшкова В.В. Образование взрослых: формат опережения [Текст] / В. В. Горшкова // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 25-29.

40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 050700 Педагогика балета. Квалификации: педагог-балетмейстер, педагог бального танца: утв. Министерством образования Росийской Федерации 11.02.2003: вводится с момента утверждения / М-во образования Рос. Федерации. - М.: Радуга, 2003. - 32 с.

41. Государственный образовательный стандарт. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0317 Педагогика дополнительного образования (повышенный уровень среднего профессионального образования) Вводится в действие с 2003 г. Москва 2003 !

42. Грищенко М.Г. Формирование артистизма у художественных руководителей хореографических коллективов в вузах культуры и искусств, автореф. дисс. канд.пед.наук, Москва, 2009.- 24 с.

43. Гуляева Т.В. Профессиональная адаптация молодого учителя в послевузовский период: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08: Минск, 1998.-22 с.

44. Дейч Б.А. Социальная педагогика и дополнительное образование : учеб. пособие / Б. А. Дейч ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. - 120 с.

45. Дейч Б.А. Социально-педагогические аспекты дополнительного образования // Социализация молодежи в условиях развития современного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2004. - Ч. 2. - С. 21-25.

46. Деркач, А. Акмеология: учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2003.-256 с

47. Динмухамедова Р.К., Гараева Э.И. Активизация психолого-педагогической деятельности в процессе социально-профессиональной адаптации студентов // Информационные технологии как основа

инновационного профессионального образования: Конференция 14 сентября - 12 октября 2011 г. / Инновационный образовательный центр «Новый город». - М., 2011.

48. Дмитриев И. В. Социально-психологическая адаптация офицеров, уволенных в запас, к условиям гражданской среды: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05 Москва, 1999.- 192 с.

49. Долгополова А. В. Диагностика коммуникативных способностей, умений и навыков педагогического общения [Текст]: учеб. пособие / A.B. Долгополова ; Самар. гос. ун-т, Каф. педагогики. - Самара: Самар. ун-т, 2002. - 22 е.: табл. - Библиогр.:22с.

50. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. обрзования, обучающихся по специальности 0317 "Педагогика доп. образования" / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, H.H. Михайлова. - М. : Владос, 2002. - 348,[1] с. ;

51. Ересько И. Е. Методика совершенствования тренировочного процесса танцоров 7-9 лет на основе использования средств хореографии: дис. канд. пед. наук: 13.00.04, Хабаровск, 2005.-189 с.

52. Ермолаева Е.П. Идентификационные аспекты социальной адаптации профессионалов // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2007. - С.368-392. 1

53. Ершова О. В. Теоретические и методические основы пластико-хореографической подготовки специалистов социально-культурной деятельности в вузе культуры и искусств [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / О.В. Ершова; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М., 2001. - 24 с. - Библиогр. :23-24с.

54. Жернов В.И. Профессионально-педагогическая направленность личности студента: теория и практика ее формирования Текст.: дис. .д-ра пед. наук / В.И. Жернов. Магнитогорск, 1999. - 305 с.

55. Занятия по танцу со школьниками: Опыт работы руководителей детских хореографических кружков и кружков бального танца Текст./ Е.В. Короновой,- М., 1959. вып.2. 72 с.

56. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: Учебное пособие.-М.:Арманов-центр, 2010.-144 с.

57. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности Текст. /Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк// Психологический журнал. -1997, Т. 18. -№6. С.35-44.

58. Ивлева Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. Д. Ивлева. - Челябинск, 2003.- 58 с.

59. Измайлова И.К. Повышение эффективности обучения учащихся хореографических образовательных учреждений Российской Федерации: автореф. дис. канд. пед. наук / Измайлова И.К.; [Воен. ун-т]. - М., 2005. -23 с.

60. Илларионов Б. Профессиональное балетное образование в России (Петербургская традиция) // История художественного образования в России. - СПб.: Композитор, 2007. - Вып. 1/2. - С. 122-161. 1

61. Казаринова Т.А. О развитии творческих способностей студентов-хореографов // Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений: Мат. Всесоюз. науч. конф. - Пермь, 1989. - С. 146-149.

62. Калашникова Т.И. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.И. Калашникова. - Улан-Удэ, 2004. - 23 е.: ил. - Библиогр.: С. 22-23. 1

63. Калимуллин Р.Х. Дополнительное образование как 1 фактор совершенствования подготовки будущих учителей к педагогической деятельности: диссертация кандидата педагогических наук: ! 13.00.08, Челябинск 1999.- 190 с.

64. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст]: учебно-методическое пособие / О.Г. Калугина. - Киров: КИПК и ПРО, 2010,- 123 с.

65. Камашева А.С. Хореографическое искусство как фактор воспитания личности в учреждениях дошкольного образования // Формирование конкурентоспособной личности средствами дополнительного образования : материалы межрегион, науч.-практ. конф., 16-18 февр. 2009 г. - Казань : [б. и.], 2009. - С. 393-394.

66. Кан-Калик В.А Педагогическое творчество Текст. / В.А Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. - 144 с. 1

67. Каргина Е.В. Уроки хореографии как средство обретения внутренней гармонии // Формирование конкурентоспособной личности средствами дополнительного образования: материалы межрегион, науч.-практ. конф., 16-18 февр. 2009 г. - Казань : [б. и.], 2009. - С. 336-338.

68. Каргина З.А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей. [Текст] / З.А. Каргина // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи. - 2006. - № 5. - С. 11 - 15.

69. Кибанов А. Я. Основы управления персоналом [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом" / А. Я. Кибанов; Гос. ун-т управления. - Москва: ИНФРА-М, 2006. - 304 е.: табл. - (Высшее образование). - Библиогр.: С. 300-304.

70. Клищевская М. В. Смена профессии как феномен профессионального развития: дис. канд. психол. наук, 19.00.03, Москва, 2001.-148 с. I

71. Коваль М.Б. Становление и развитие системы воспитательной деятельности внешкольных объединений. Дис. д-ра пед. наук. - М., 1991.-340 с.

72. Колодницкий Г. А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры [Текст]: метод, пособие / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2004. - 91,[3] с.

73. Коренева Т.Ф. «Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. - Учеб.-метод. Пособие. - (Воспитание и дополнительное образование детей). - (Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.-ч 1. - 112с.

74. Крылова М. Учебники после пуантов // Независимая газета, 21.05.2004 г.

75. Кузнецова Т.М. Индивидуальный стиль деятельности педагога-хореографа и его формирование: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Нижегород. гос. пед. ин-т им. М. Горького, Нижний Новгород, 1992.- 15 с.

76. Кулагина И.Е. Художественное движение. (Метод Л.Н. Алексеевой): пособие для преподавателей дошк. учреждений и общеобразоват. шк. / И.Е. Кулагина ; Рос. акад. образования, Ин-т художеств, образования, Лаб. музык. искусства. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 62 с.

77. Кулова В. Ф. Мастерство хореографа [текст]: учеб.-метод. комплекс для студентов / В. Ф. Кулова. - Тюмень: РИД ТГАКИ, 2009. - 24 с. !

78. Куприянов Б.В. Педагог дополнительного образования: 'анатомия профессиональной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2009. - № 12. - С. 3-7; 2010. - № 1. - С. 5-8.

79. Курьяков А. И. Ритмика и основы хореографии [Текст]: практ. курс авториз. изложения / Курьяков А.И.; Моск. экстер. гуманит. ун-т. - М.: МЭГУ, 1993.-202 с. 1

80. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 405 с.

81. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей [Текст]: моногр. / Л.Г. Логинова; Акад. повышения

квалификации и переподгот. работников образования. - М.: Academia: АПКиПРО, 2003 .- 131 с.- Библиогр.: С. 99-131.

82. Макарова JI. Н. Инновационная подготовка педагога-хореографа в вузе [Текст]: практико-ориентир. моногр. / JI.H. Макарова, М.Н. Юрьева; Моск. гос. ун-т культуры, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - М.; Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - 190,[1] с.

83. Малинина Е. Адаптация сотрудника: случайности или подготовленная программа [Текст] / Е. Малинина // Служба персонала. - 2005. - № 8. - С. 6162.

84. Маркова А.К. Психология профессионализма Текст. / А.К. Маркова. -М., 1996.-308 с.

85. Матяшина А.А. Путешествие в страну "хореография". Развитие творческих способностей детей средствами хореографического искусства // Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками / под ред. С.И. Мерзляковой. - М.: Владос, 1999. - С. 104-119

86. Медведев Ю.В. Социализация военнослужащих запаса как социально-психологическая проблема: автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.05 / Рос. акад. управления, Москва, 1 994.- 20 с. '

87. Милославова JL А. Понятие и структура социальной адаптации [Текст] Л. А. Милославова. Л., 1974. -164с.

88. Митакович Л. А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. -СПб, 2009. - № 116. - С. 185-189.

89. Мудрик А. В. Социальная педагогика [Текст] / А. В. Мудрик - М.: изд.

центр «Академия», 2000. - 191 с.

90. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.

91. Налчаджян A.A. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст] / А. А. Налчаджян. Ереван ИздБо АН Армянской ССР, 1988. - 264 с.

92. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации [Текст] / H.H. Никитина. - М., 1980. - 85с.

93. Нилов В. Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика Текст. / В.Н. Нилов. М.: 1998.186 с.

94. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. - Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.-187 с

95. О концепции непрерывного хореографического образования // Хореографическое образование: тенденции развития. Сборник тезисов научно-практической конференции (Москва, 28-30 апреля 2001 года) - М.: МГУКИ, 2001. - С.4-6. 1

96. Паршук С.М., Драган А.О. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников // Успехи современного естествознания. - 2011. -№8-С. 185-186

97. Педагогический опыт и мастерство хореографа [текст]: сб. науч. тр. / науч. ред. В. Я. Рушанин, В. И. Панферов; сост. Т. Ф. Берестова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 503 с.

98. Педагогические средства создания ситуации успеха в детском хореографическом коллективе/ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, «Тюменская государственная академия культуры и искусств» Тюмень 2009.

99. Пережогина A.A. Профессионально-педагогическая адаптация начинающего преподавателя вуза: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.08, Курган, 2000.- 165 с. 1

100. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: история и

практика [Текст]: моногр. / A.A. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 430,[1] с.

101. Полтавец Г. А. Научно-методические материалы по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей [Текст]: метод, пособие для рук. и педагогов учреждений доп. образования / Г.А. Полтавец, С.К. Никулин; Центр техн. творчества учащихся. - М.: Б.и, 2000. - 94 с. - Библиогр.:79-85с.

102. Попова Г.Н. Системы деятельности внешкольных учреждений по распространению передового опыта воспитания школьников: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01, Москва, 1990.-20 с.

103. Посельская Н. С. Становление и развитие школы классического танца в республике Саха (Якутия): диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01, Якутск, 2010.- 230 с.

104. Прангишвили A.C. Установка как неосязаемая основа психического отражения. //Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. / Под общей редакцией А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. Тбилиси: Издательство "Мецниереба", 1985. Том 4. -С. 23.

105. Пуляева JI. Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе [Текст]: учеб. пособие для студентов сред, и высш. учеб. заведений культуры и искусств РФ / JI.E. Пуляева; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. - 83,[1] с. -Библиогр. :81 -82с.

106. Ратникова М.А. Исследование психологических особенностей профессиональной переориентации в зрелом возрасте: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.03, Москва, 1999.-194 с. 1

107. Реан A.A. Психология адаптации личности: анализ, теория, практика Текст. / A.A. Реан, А.Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 479 с.

108. Редлих С.М. Педагогические основы социально-профессиональной адаптации учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук: Спец. 13.00.01 / Редлих

С.М. ; [Ин-т общ. сред, образования Рос. акад. образования]. - М., 1999. -42 с.

109. Родных И.В. Гражданское самоопределение военного профессионала: Соц.-психол. анализ: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.05, Москва, 1996.- 177 с.

110. Рубинштейн С. JX Основы общей психологии [Текст]: в 2 т. / Сост., авторы комментариев и послесл.: К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский; Академия педагогических наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989.- 485 с.

111. Рындина О. А. Занятия хореографией в системе дополнительного образования как средство эстетического воспитания детей 9-12 лет: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.05, Москва, 2004.- 139 с.

112. Савостьянов А.И. Профессиональная компетентность педагога [Текст]: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности (ОПД.Ф.02-педагогика) / А. И. Савостьянов, И. П. Андриади, М. П. Семаков. - М.: Экон-Информ, 2009. - 506 с.

113. Салимгареева Е. Г. Совершенствование физического воспитания детей 711 лет в многопрофильных учреждениях дополнительного образования средствами спортивных бальных танцев: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.04, Улан-Удэ, 2004.-173 с '

114. Сальцева С. В. Досуговая деятельность и профессиональное становление педагога [Текст]: учеб. пособие / C.B. Сальцева, A.A. Ярцев ; Оренбург, обл. ин-т повышения квалификации работников образования, ГОУ ВПО "Оренбург, гос. пед. ун-т". - Оренбург: ООИПКРО, 2004. - 89 с. !

115. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Н. И. Сарджвеладзе; АН ГССР, Ин-т психологии йм. Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 204 е.; 22 см. - Библиогр.: С. 198202. ;

116. Свиридов H.A. Социальная адаптация личности в коллективе // Социологические исследования. - 1990. - №3. - С. 44-51.

117. Севастьянихина Т.Г. Влияние обучения бальным танцам на развитие детей младшего школьного возраста: автореф. дис. канд. психол. наук / Севастьянихина Татьяна Георгиевна; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб, 1999. - 22 с.

118. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технологии. - Волгоград, 1994. - 164 с.

119. Сластенин В. А. Ведущие тенденции непрерывного педагогического образования [Текст] / В.А. Сластенин // Непрерывное педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития. - Липецк; М, 2000. -4.1. -С. 1-15

120. Смирнова Н. Г. Уроки хореографии в образовательных учрёждениях [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Г. Смирнова, Наталья Ивановна Бочкарева; Департамент образования и науки Администрации Кемер. обл., Кемер. гос. ин-т искусств и культуры, Кемер. обл. ин-т усоверш. учителей. - Кемерово: Кемеров. обл. ин-т усоверш. учителей, 1996. - 35 с.

121. Сопов В.Ф. Морфологический тест жизненных ценностей [Текст] / В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина. Самара, 2002.- 16 с.

122. Соболева О. С. Продуктивность творческой деятельности артистов балета: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.13, Москва 2005.- 174 с.

123. Соломин И. Профориентация. Россия. XX век [Текст] / И. Соломин // Школ, психолог: прил. к газ. "Перв. сент.". - 2000. - № 24. - С. 8-9

124. Соснина И. Г. Специальные способности артиста балета: Природа, структура, диагностика: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01, Пермь, 1997.- 155 с.

125. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. Сборник включает парные, характерные танцы, игры, музыкально-ритмические композиции для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Адресовано муз.

руководителям, преподавателям ритмики и хореографии в ДОУ и начальной школе, педагогом доп. образования. Учебное пособие. - СПб.: "Музыкальная палитра", 2004. -44с.

126. Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и нравственные аспекты воспитания: диссертация кандидата искусствоведения: 24.00.01 Ярославль, 2001.-231 с.

127. Танцуйте на здоровье! [Текст]: танцевально-игровые тренинги: снятие напряжения и стресса, возможность самовыражения, обретение уверенности в себе / Л. Л. Раздрокина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. -157 е.: ил. - (Психологический практикум). - Библиогр.: С. 155.

128. Тарасенко Т.В. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ин-т худож. образования Рос. акад. образования, Москва, 2006.- 26 с.

129. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства [Текст]: учебное пособие для вузов / Н.И. Тарасов. - 4-е изд., стереотип. -СПб.: Лань; Планета музыки, 2008. - 496 с.

130. Телегин A.A. Экспериментальная программа и методические рекомендации по предмету «Ритмика и танец» [Текст] : для сред, общеобразоват. шк. 1-9 кл. / А. А. Телегин. - Самара, 2001. - 100 с.

131. Телегина Л.А. Психологическая подготовка педагогов-хореографов к будущей профессиональной деятельности: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.07, Казань, 2004 г.-198 с.

132. Требования к современному педагогу дополнительного образования [Электронный ресурс] : лекция 9 // Республиканский Центр • детского (юношеского) технического творчества и информационных технологий: [сайт]. - Казань, [б.г.]. - URL 1

133. Учитель: крупным планом [Текст]: социал.-пед. пробл. учит, деятельности / [ Под общ. ред. В. Г. Вершловского ]. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Санкт-Петербург, гос. ун-т пед. мастерства, 1994. - 132, [2] с.

134. Федотов Е. Г. Социально-экономическая адаптация сотрудников милиции, уволенных из органов внутренних дел: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05, Москва, 2006.- 145 с.

135. Фокина Е. Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / E.H. Фокина; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень, 2002. - 24 е.: табл. -Библиогр. :23-24с.

136. Фомин A.C., Фомин Д.А. Осмысление танцев образовательных технологиях // Современные наукоемкие технологии. - 2004. - № 5. - С. 55-58.

137. Фролов А.Г. Адаптации преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе [Текст] / А.Г. Фролов, С.А.Хомочкина, Г.У. Матушанский // Образовательные технологии и общество. -2006. - Т. 9, № 2. - С. 265-276. 1

138. Хореографическая школа в системе дополнительного образования детей /Департамент науки и образования Администрации Самар. обл., Самар. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Муницип. образоват. учреждение доп. образования детей -Центр внешк. работы Ж.-д. р-на г. Самары; [сост. Г.С. Косяченко, Н.М. Черникова]. - Самара: Изд-во СИПКРО, 2003. - 167 с.

139. Циркова Н.П. В мире бального танца // Фольклор - музыка - театр: программы и конспекты занятий для педагогов дополнйтельного образования, работающих с дошкольниками / под ред. С.И. Мерзляковой. -М. :Владос, 1999.-С. 63-103. 1

140. Чендева И.В. Педагоги дополнительного образования как социально-профессиональная группа: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.06, Екатеринбург, 2001.- 171 с. 1

141. Черномыс О. Профессия артист балета [Текст] / Черномыс О. // Обучение в России. - 2003. - №1.-С. 18-20.

142. Чечина Ю.В. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках хореографии и в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. наук / Чечина Ю.В.; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М., 2011. - 23 с.

143. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128 е.: ил.

144. Щелкунова JI.A. Проблемы профессиональной адаптации студентов на педагогической практике // Ярославский пед. вестн. - 1995. - № 2 (3). - С. 38-39.

145. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [Текст] / В. М. Шепель. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 474 с. - (Мастер-класс). -Библиогр.: С. 470-473. !

146. Широкая Э. А. Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Э.А. Широкая. - Краснодар, 2005. - 23 с. 1

147. Шиханова Н.Ю. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом [Электронный ресурс] // Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании - 2011: Междунар. Интернет-конф. - [Б.м.], 14.04.2011

148. Шустова Н.Е. Социальная адаптация личности: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04, Саратов, 1999.- 132 с.

149. Щугарева И.Н. Нравственное воспитание младших школьников средствами хореографии: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Щугарева Ирина Николаевна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т], Ростов-на-Дону, 2009.-24 с.

150. Щугарева И.Н. Развитие творческих способностей детей средствами танцевальной культуры. /И.Н.Щугарева// Непрерывное образование: региональный аспект: Материалы конференции. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ,2007. - с.197-200. -0,2 п.л. ;

151. Юнусова Е. Б. Значение специфики и типов хореографических занятий для становления хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании ДОУ // Актуальные вопросы педагогики и психологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. -Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. - Ч. III. - С. 71-75.

152. Юрьева М.Н. Профессионально-педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога-хореографа в вузе [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / М.Н. Юрьева; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Липецк, 2001. - 22 с. - Библиогр.:20-22с.

153. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 95 с. 1

154. Яценко Н. П. Основные направления совершенствования деятельности учреждения культуры в развитии самодеятельного хореографического творчества Текст.: дисс. канд. пед. наук / Н.П. Яценко. М, 1996. - 176с.

155. Яценко А. С. Развитие профессионально-хореографической направленности детей в учреждениях дополнительного образования [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / A.C. Яценко; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. - М, 2001. - 24 с. - Библиогр.:24с.

АНКЕТА № 1

(выявления возможности и желания самореализоваться в педагогической деятельности)

1. Ф.И.О............................................................................

2. Ваш возраст.....................................................................

3. Образование:

• средне-специальное (хореографическое)-

• высшее специальное-

• самодеятельность + средне-специальное по др. специальности-

• самодеятельность + высшее по др. специальности-

4. Что значит для Вас ваша профессия.....................................

5. В чем проявляется креативность в преподавании?

• опора на национальную хореографию -

• освоение нового направления -

• танцевальная лексика -

• создание сценического образа -

• фантазия-

6. С какими трудностями при работе с детьми Вы встречаетесь?....

7. Назовите ваши собственные индивидуально-психологические особенности, профессионально-деловые качества:

• трудоспособность-

• творческий подход-

• исполнительность-

• профессиональная хореографическая подготовка-

• техника движений-

• требовательность-

• дисциплинированность-

• преданность делу-

8. Интересы в других сферах деятельности:

• интерес к педагогической деятельности -

• интерес к другим профессиям-

• нет возможностей уйти в другую сферу деятельности-

• нет желания уйти в другую сферу деятельности-

• могу заниматься только преподаванием-

9. Отчего зависит профессиональный успех?

• самореализация -

• профессионализм-

• удовлетворение потребности публики -

• предприимчивость -

• оригинальные постановки -

• адекватная самооценка своей профессиональной деятельности -

10. Что Вы будете ощущать в случае потери сценической деятельности?

• ностальгия-

• радость-

• не смогу жить-

• потеря, пустота-

• ущербность -

• перемены-

• негативные эмоции-

• растерянность-

• разочарование в жизни -

• горе-страх-

• дипрессия-

• стресс -

• никогда не потеряю-

11. К чему Вы стремитесь в своей профессиональной деятельности?

• личностная значимость-

• карьерный рост-

• стремление повысить свой профессиональный статус-

• создать новое направление в хореографии-

• найти единомышленников для реализации своей профессиональной деятельности-

12. Что для Вас педагогическая деятельность?

• надежность существования-

!

• творчество-

• поиск индивидуального стиля-

• повышение профессиональной квалификации-

13. От чего, на Ваш взгляд, зависит успех в педагогической деятельности?

• способность обучать-

• умения общаться с учащимися и их родителями-

• удовлетворения познавательных потребностей учащихся-

• удачных выступлений коллектива-

• оригинальных постановок-

• адекватной самооценки своей педагогической деятельности-

14. В чем на Ваш взгляд заключается самореализация в педагогической деятельности?

I

• развитие новых личностных качеств-

• приобретение педагогических знаний-

• возможность изучить новые направления хореографии-

• реализация в новом статусе-

• возможность делать танцевальные постановки, учитывая потребность публики-

• быть независимым-

• поддерживать хореографическую форму-

15. Стаж профессиональной деятельности................

16. Ваша профессиональная перспектива через 3 -5 лет:

• фитнес-

• свой театр, центр, школа-

• педагог-хореограф-

• репетитор-

• дополнительное образование -

• аэробика-

• останусь в своем коллективе-

• затрудняюсь ответить-

АНКЕТА № 2

(выявления потребности в проведении курса по профориентации артиста балета)

1. Ф.И.О......................................................................

2. Ваш возраст................................................................

3. Образование..............................................................

4. Опыт работы..............................................................

5. Желаете ли Вы повысить свой профессиональный уровень?.....

6. Что Вы думаете по поводу курса по профориентации {смена профессии,

возможность личностного развития, карьерный рост, прочее)! .......................................... |

7. Чем Вас могут привлечь курсы по профориентации?.........................

8. В чем Вам может помочь курс по профориентации {знание и информация, опыт, умения и навыки, квалификация, личные качества, помощь других людей, что-то еще)?..........................................................................................................

9. Что, на Ваш взгляд, было бы полезно освоить в программе курса по профориентации?............................................................................................

10. Ваши профессиональные предпочтения {желательный уровень профессиональной переподготовки)?....................................................................

11. Какая организация курсов переподготовки является для Вас наиболее предпочтительной? {с отрывом от работы, без отрыва от работы)...............

12. Укажите наиболее приемлемые для Вас формы организации курса:

a. Лекции

b. Тренинги

c. Семинары

(1. Индивидуальное обучение

е. Круглые столы

12. Какие тренинги, семинары, курсы Вы посещали (заполните таблицу)?

Мероприятие

Что понравилось?

Что хотелось бы изменить?

Что используете на практике?

13. Какой из вариантов по продолжительности курса профориентации желателен и возможен для Вас (две недели, один месяц, три месяца, полгода, др).........................................................................................................................

14. Ваши пожелания по проведению организации курсов (время, количество участников и др.).............................................................................

Морфологический тест жизненных ценностей

(Авторы: В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина)

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.

Перечень жизненных ценностей включает:

1. Развитие себя. Т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов. I

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Текст опросника МТЖЦ

Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным действиям, по 5-балльной шкале:

- если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте в бланке цифру «1»

- если утверждение ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру « 2»

- если утверждение ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «3»;

- если утверждение ВАЖНО, поставьте цифру «4»;

- если утверждение ОЧЕНЬ ВАЖНО, поставьте цифру «5» .

1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию

2. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании

3. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся

4. Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности

5. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я !

6. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов

7. Испытывать антипатии к другим

8. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня

9. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании

10. Быть лидером в моей семье

11. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью

12. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей

13. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок

14. Позлословить, когда у людей неприятности

15. Учиться чтобы «не зарывать свой талант в землю

16. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки

17. Применять свои собственные методы в общественной деятельности

18. Состоять членом какого-либо клуба по интересам

19. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость

20. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему

21. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии

22. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми

23. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом

24. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью

25. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение

26. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых

ситуациях

27. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры

28. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни

29. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее

30. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании

31. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде ,

32. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе

33. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга

34. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников

35. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность

36. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность

37. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью

38. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби

39. Придумывать новые упражнения для физической разминки

40. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой

41. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей

42. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень

43. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния

44. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно- ,

политических вопросах

45. Знать свои способности в сфере хобби

46. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки

47. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был ,

48. В работе быстро достигать намеченных целей

49. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение

50. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи

51. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер

52. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам

53. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п!)

54. Учиться, чтобы «не затеряться в толпе»

55. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах

56. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность

57. Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности

58. Учиться, получая при этом удовольствие

59. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье

60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми

61. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению

62. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий

63. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах

64. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса

65. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину

66. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой

67. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей

68. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия

69. Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение

70. Не говорить с умыслом неприятных вещей

71. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать

72. В супружестве быть всегда абсолютно надежным ,

73. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась

74. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же

75. Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство

76. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать,услугу

77. Чтобы приемы моей работы изменялись

78. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей

79. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения

80. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности

81. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.)

82. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы

83. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов .

84. Быть полезным для общества

85. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби

86. Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей

87. Внимательно следить за тем, как я одет

88. Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами

89. Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.