Исторические аспекты развития международного конкурсного движения в искусстве хореографии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.01, кандидат наук Левкоева, Наталия Григорьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.01
- Количество страниц 541
Оглавление диссертации кандидат наук Левкоева, Наталия Григорьевна
Введение......................................................................................... 3
Глава 1. Предыстория
Параграф 1. Соревнования в области искусства танца............................... 6
Параграф 2. Хореографические смотры и конкурсы в СССР...................... 8
Глава 2. История международного конкурсного движения в искусстве хореографии
Параграф 1. Международный балетный конкурс в Варне, Болгария......... 28
Параграф 2. Международный конкурс артистов балета и хореографов в
Москве, СССР/Россия.................................................. 59
Параграф 3. Международные балетные конкурсы в Азии....................... 80
Параграф 4. Международные балетные конкурсы в Америке................... 90
Параграф 5. Международные балетные конкурсы в Европе.................... 97
Параграф 6. Международные балетные конкурсы в России..................... 112
Параграф 7. Международные детские и юношеские балетные конкурсы.... 128 Параграф 8. Международная Федерация балетных конкурсов................. 141
Заключение................................................................................144
БИБЛИОГРАФИЯ..........................................................................152
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................................ хом 2
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
«Проблема сохранения национальных особенностей народно-характерных танцев в творчестве российских хореографов ХХ века»2022 год, кандидат наук Пашкова Татьяна Витальевна
Национальный балет Бурятии второй половины XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Шестидесятая, Анастасия Вильгельмовна
Новые средства выразительности в балетном искусстве ХХ века (к проблеме соотношения традиции и новаторства2016 год, кандидат наук Рязанова Юлия Юрьевна
Марийское хореографическое искусство: опыт исторического развития2012 год, кандидат исторических наук Макарова, Нина Альбертовна
Балетные спектакли Минтая Тлеубаева в контексте хореографического искусства Казахстана2018 год, кандидат наук Уразымбетов Дамир Дуйсенович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исторические аспекты развития международного конкурсного движения в искусстве хореографии»
Введение Актуальность исследования.
Международное конкурсное движение в искусстве хореографии насчитывает почти полвека своего существования. Конкурсы являются неотъемлемой частью развития балетного искусства второй половины XX -начала XXI веков, они во многом определили тенденции его развития, оказали большое влияние на исполнительское мастерство, педагогику и методику преподавания классического и современного танца, развитие научной и критической мысли.
Творчество любого художника неотделимо от эстетики и идей своего времени. В связи с этим конкурсы артистов балета следует рассматривать в историческом контексте с учетом внутригосударственных и
внешнеполитических событий эпохи.
Интерес к балетным конкурсам в мире постоянно растет как в среде профессионалов, так и среди широкой публики. Этим объясняется организация все новых и новых творческих состязаний, число которых сегодня превышает пятидесяти.
Список международных балетных конкурсов дан в Приложении.
Объектом исследования стали самые крупные и авторитетные международные конкурсы артистов балета в Варне, Москве, Джексоне, Нью-Йорке, Хельсинки, Париже, Перми, Киеве, Санкт-Петербурге, ряд других балетных состязаний, включая международные детские и юношеские балетные конкурсы.
В диссертации анализируются исторические и художественные аспекты проведения этих творческих соревнований и перспективы развития международного конкурсного движения.
Предмет исследования - международные конкурсы артистов балета как показатель тенденций развития хореографического искусства, взаимосвязь и взаимовлияние конкурсов и спектаклей балетного театра в процессе
глобализации современной культуры.
Цель исследования - сбор и анализ результатов балетных состязаний, этапов их развития, художественных аспектов и творческой значимости данных форумов, определение международного конкурсного движения как отдельного направления современной хореографии.
Задача исследования - обобщение почти полувекового опыта существования балетных конкурсов, выявление основных тенденций, обобщение исторического и фактологического материала, определение влияния конкурсов на развитие исполнительского искусства, современной хореографии, педагогики, исследовательской и критической мысли.
Научная новизна исследования - данная работа является первым и единственным в мире собранием материалов и аналитическим исследованием такого явления танцевальной культуры ХХ-ХХ1 веков, как балетные конкурсы.
Материал диссертации выстроен по хронологическому принципу. Исследовательский метод предусматривает исторический обзор смотров и балетных конкурсов в нашей стране, рассмотрение исторической ретроспективы проведения крупнейших в мире международных конкурсов артистов балета и анализ результатов их деятельности.
Источниками данного исследования является информация, полученная из сборников балетоведческих материалов, газетных и журнальных статей, документов государственных и личных архивов, библиотек, Интернет-ресурсов, и тридцатилетнего опыта работы диссертанта в качестве ответственного секретаря жюри, члена пресс-жюри, переводчика и консультанта ряда международных балетных конкурсов.
В основу исследования положены теоретические труды, статьи, рецензии и выступления известных балетоведов - профессора В.В.Ванслова, профессора Н.И.Эльяша, главного редактора журнала «Балет» В.И.Уральской, ведущих практиков балетного театра Г.С.Улановой, Ю.Н.Григоровича, П.А.Гусева, О.В.Лепешинской, К.М.Сергеева, балетоведов, критиков и
журналистов.
Апробация - теоретические положения и практические рекомендации апробировались диссертантом в течение всего периода его творческо-организационной деятельности.
Материалы диссертации, опубликованные в книге «Мастерская звезд»1, используются в работе организаторами конкурсных состязаний, практиками балетного театра и авторами критических статей.
Практическая значимость работы - материалы исследования могут быть использованы артистами балета, педагогами и хореографами в процессе подготовки к конкурсам, критиками и теоретиками при написании статей и монографий, директорами балетных форумов, преподавателями истории русского и зарубежного балета, классической и современной хореографии в высших учебных заведениях.
1 Уральская В., Левкоева Н. Мастерская звезд. - М.: Редакция журнала «Балет», 2009.
Глава 1. Предыстория
Параграф 1. Соревнования в области искусства танца
Танец - один из неисчерпаемых источников прекрасного, выразительное сочетание движения и грации, зримое воплощение музыки, олицетворение духовной красоты.
Язык танца - универсален. Танец объединяет народы, помогает найти взаимопонимание между странами и континентами.
Соревновательный дух присущ самой человеческой природе, а творческие состязания молодых исполнителей привлекают появлением новых талантов, чье искусство освещает нашу жизнь и открывает миру путь к совершенству. Такие встречи дают возможность определить тенденции и направления творческих поисков и по достоинству оценить непреходящую красоту и гармонию классического наследия великих мастеров прошлого.
Конкурс можно рассматривать как катализатор творческой деятельности, как процесс накопления художественного опыта и созидательной энергии. И самое главное - конкурс дает шанс молодому артисту продемонстрировать свой талант и получить заслуженное признание.
Феномен международного танцевального состязания, рожденный в Варне и Москве, был подхвачен Токио, Джексоном, Нью-Йорком, Хельсинки, Парижем, и быстро завоевал весь мир. Если взглянуть на эмблемы международных конкурсов, то можно убедиться, насколько широка сегодня география этих состязаний.
Почти полувековой путь международного конкурсного движения можно разделить на три основных периода: первый - начало новой балетной традиции, заложенное международными конкурсами в Варне и Москве; второй - развитие международного конкурсного движения, охватившего страны Азии, Америки и Европы; третий - резкое увеличение числа конкурсов в разных странах мира и развитие конкурсной индустрии нового века.
Балетные состязания можно условно разделить на три основных группы: регулярно проводимые конкурсы, конкурсы, существовавшие определенное время, и разовые мероприятия, не имевшие продолжения. Все они являются частью мировой конкурсной палитры и способствуют дальнейшему развитию
искусства балета.
Современные конкурсы и фестивали уходят своими корнями в Древнюю Грецию, которая, восхищаясь красотой и гармонией человеческого тела, силой и ловкостью атлетов, проводила празднования и состязания в честь бога
Аполлона, покровителя всех искусств.
Первыми дошедшими до нас официальными государственными
соревнованиями в области искусства были Пифийские (Дельфийские) игры,
проходившие в августе месяце на улицах, площадях и театральных сценах
города Дельфы. Игры были знаменательным событием в жизни страны, и на
время их проведения провозглашался Священный Мир, длившийся три
месяца.
Дельфийские игры проводились по четырем традиционным видам искусства: исполнительному (музыка, танец, театр), изобразительному (живопись, графика, скульптура, архитектура), словесному (поэзия, проза, риторика), и прикладному (ювелирное дело, книгопечатание, изготовление музыкальных инструментов и резьба по дереву). Участие в них было делом чести и не подразумевало денежного вознаграждения. Победители венчались лавровым венком, но главным были почет и уважение, которыми пользовались они и их родные города, поддерживавшие своих героев на пути
к успеху.
Дельфийские игры проводились два столетия и были запрещены вместе с Олимпийскими играми в конце 4 века до нашей эры.
Идея проведения конкурсных состязаний мало изменилась с тех пор, однако, с течением времени, трансформировались их форма и система поощрения - в наши дни вместо лавровых венков лауреаты получают медали различного достоинства и соответствующие им денежные вознаграждения.
Первые официальные балетные состязания в Европе стали проводиться в начале тридцатых годов прошлого столетия.
В довоенной Германии состоялись три крупных международных хореографических форума - танцевальные конгрессы в Магдебурге (1927), Эссене (1928) и Мюнхене (1930), а также два фестиваля в Берлине (1934, 1935), собиравшие немало артистов и поклонников балета.
С 1931 года в Лондоне ежегодно проводился Международный конкурс классического балета Аделины Жене, организованный Королевской академией танца.
В 1932 году в Париже состоялся Международный конкурс хореографов, первую премию на котором получил немецкий артист и балетмейстер Курт Йосс за свой остро-политический антивоенный балет "Зеленый стол" на музыку Фрица Коэна. Награды были также вручены австрийскому балетмейстеру Розалии Хладек, югославским хореографам Пиа и Пино Млакарам и другим постановщикам.
В 1933 году в Варшаве проходил Международный конкурс сольного танца. Первой награды была удостоена солистка Берлинской государственной оперы Рут Абрамович.
В 1934 году в Вене был организован Международный конкурс балета с участием более ста исполнителей из шестнадцати стран. Председателем жюри была известная австрийская танцовщица Грете Визенталь, в его состав входили исполнители, хореографы, историки и теоретики балета, среди которых Рудольф фон Лабан, Андрей Левинсон, Александр Леонтьев, прима-балерина Венской оперы Густи Пихлер. Первой премии была удостоена Джозефа Бухчинская (Польша).
Вторая мировая война явилась трагедией для всей европейской цивилизации. Возрождение культуры на континенте потребовало длительного времени и большой концентрации сил. Западная Европа смогла присоединиться к международному конкурсному движению в искусстве танца только на основе опыта балетных олимпиад в Варне и Москве.
Параграф 2. Хореографические смотры и конкурсы в СССР
Развитие литературы и искусства в Советской России проходило в этот период в условиях существования «железного занавеса» - творческой, информационной и политической изоляции от остального мира, и шло своим особым путем.
Годы первых пятилеток в стране характеризовались не только грандиозными успехами в промышленности, строительстве и ликвидации неграмотности, но и значительными достижениями в области образования и культуры. На первый план выдвинулась целая плеяда талантливых представителей интеллигенции, судьба многих из которых оказалась неимоверно тяжелой, порой трагической.
В драматическом и музыкальном театре работали выдающиеся актеры, режиссеры, певцы и музыканты, новое кино снимали известные кинорежиссеры. В 1935 году было проведено первое мероприятие с участием иностранных гостей - Московский международный кинофестиваль, жюри которого возглавил С.М.Эйзенштейн.
В 1937 году были организованы Ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева и Ансамбль народного танца Украины под руководством Павла Вирского, в 1938 году в Русский народный хор им. М.Е.Пятницкого была приглашена Татьяна Устинова, которая стала автором всех хореографических номеров и сформировала творческое лицо танцевальной группы ансамбля.
В этот период творили великие композиторы: С.С.Прокофьев создал музыку для балетов «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929), «Ромео и Джульетта» (1940). Д.Д.Шостакович написал балеты «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935).
К концу 30-х годов были созданы балетные труппы в Баку (1920), Саратове (1928), Куйбышеве (1931), Днепропетровске (1932), Минске (1933), Горьком (1935), в городах союзных и многих автономных республик. Были открыты балетные школы в Тбилиси, Риге, Алма-Ате, Баку, Ташкенте,
Ереване, остро встала проблема подготовки кадров, разработки новых учебных программ и многие другие вопросы.
В такой обстановке развивалось балетное искусство страны,
испытывавшее трудности в борьбе с новыми направлениями и тенденциями, в
столкновении со сторонниками идей Пролеткульта, отрицавшими балет как пережиток прошлого.
Усилиями выдающихся деятелей отечественной хореографии балетное
искусство отстояло свои позиции и сохранило академическую танцевальную
систему. Значительная роль здесь принадлежала А.Я.Вагановой, которая взяв
у русского дореволюционного балета его лучшие качества, такие как
танцевальность, образность, пластичность, успешно работала над
усовершенствованием форм классического танца, обогащая этим исполнение классического репертуара.
В достаточно закрытой общественно-политической системе балет нашей страны развивался по своим внутренним законам, воспринимая влияние народного и бытового танца, впитывая в себя элементы спорта и акробатики, доведя до совершенства систему поддержек.
Поиски новых тем и новой лексики отразились в таких этапных
постановках того периода как «Величие мироздания» (1923) и «Красный
вихрь» (1924) Ф.В.Лопухова, «Иосиф Прекрасный» (1925) К.Я.Голейзовского,
«Красный мак» (1927) Л.А.Лащилина и В.Д.Тихомирова, «Пламя Парижа»'
(1932) В.И.Вайнонена, «Бахчисарайский фонтан» (1934) Р.В.Захарова,
«Сердце гор» (1936) и «Лауренсия» (1939) В.М.Чабукиани, «Ромео и Джульетта» (1940) Л.М.Лавровского.
В Москве в 1934 году был проведен первый творческий смотр советской хореографии, а в 1938 году состоялось Всесоюзное совещание по проблемам хореографического образования, в 1940 году - по вопросам создания современных балетных спектаклей.
Эти мероприятия подготавливали новую волну подъема отечественного балетного искусства, но Великая Отечественная война почти на целое
десятилетие прервала профессиональные встречи деятелей хореографии. Но творческая жизнь в эти тяжелые годы не затихала. В 1942 году Кировский театр, находясь в эвакуации в Молотове (Перми) показал премьеру балета «Гаянэ» А.Хачатуряна, Большой театр в Куйбышеве (Самаре) - «Алые паруса» В.Юровского. В Уфе с помощью ленинградских мастеров родилась «Журавлиная песнь» (1944) Л.Степанова, ставшая классикой национального балета. Театр им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко показал в прифронтовой Москве «Штраусиану» (1941), «Виндзорские проказницы» (1942) В.Оранского и «Лолу» (1943) С.Василенко. Нельзя не сказать и о деятельности Ольги Иордан по созданию Ленинградского блокадного театра.
В декабре 1948 года был проведен первый послевоенный показ танцевального искусства Москвы и Ленинграда, организована художественная выставка «Русский балет в живописи, графике и скульптуре», проведена научная конференция.
Зарубежные гастроли открыл Ансамбль Игоря Моисеева, затем в 50-х годах состоялись триумфальные поездки Большого театра и других ведущих коллективов страны.
Из всех видов театрального искусства именно танец является самым интернациональным по характеру, ибо он апеллирует к эмоциональному и духовному началу человеческой природы. Выступления советских артистов за рубежом всегда имели оглушительный успех и вызывали восторг публики, что было одним из действенных орудий психологического воздействия.
Пристальный интерес руководства страны к искусству танца имел
помимо творческих, политические причины. Искусство, как и спорт,
рассматривалось как пропагандистское орудие в условиях навязанной нашей
стране «холодной войны» - глобального идеологического и политического
противостояния двух политических систем и гонки ядерных вооружений,
стоившей миру огромного напряжения сил и гигантских материальных и людских потерь.
В этот период балет являлся визитной карточкой советской державы,
был мощным орудием политической пропаганды, перед которым все контраргументы были бессильны. Советские артисты ярко и наглядно демонстрировали всему миру творческие достижения народа, одержавшего победу над фашизмом, являя миру образцы высокого искусства. При этом на первый план выдвигалась забота советского правительства о своем народе, что наглядно демонстрировало преимущества социалистической системы.
Возлагая на балет высокую художественную и политическую ответственность, Советское государство направляло огромные финансовые средства на поддержку искусства танца, делая на него ставку в любых политических коллизиях и всегда получая немалый выигрыш. В идеологической борьбе государств с различным социальным строем искусство хореографии играло далеко не последнюю роль в вопросах урегулирования международной напряженности, ибо деятели искусства не вписывались в образ врага, навязанный западной пропагандой.
Неоспоримое первенство Советского Союза в области балетного искусства рождало симпатии народов мира к нашей стране, что благотворно влияло на международный климат. Позитивную роль играл многонациональный характер советского искусства, являя миру образцы братских взаимоотношений, дружбы и национальной толерантности.
Этой же цели служили посещения главами правительств, высокими
делегациями и членами королевских семей балетных спектаклей Большого и Кировского театров.
Оправившись от военных потерь и ориентируясь на международный резонанс выступления артистов нашей страны за рубежом, государство обратило свое пристальное внимание на поддержку хореографического искусства по всем направлениям. Это, в частности, включало проведение всесоюзных фестивалей, декад и дней литературы и искусства народов нашей страны в Москве, смотров учащихся хореографических училищ, всесоюзных конкурсов балетмейстеров и артистов балета, проведение совещаний, конференций, гастролей и ограниченное участие в международных
мероприятиях.
Первыми послевоенными победами на международном уровне явилось участие молодых советских артистов балета в конкурсах классического балета, проводимых с 1947 года в рамках Всемирных фестивалей молодежи и студентов. Лауреатские медали имели почти все ведущие танцовщики нашей страны - Раиса Стручкова, Алла Осипенко, Майя Плисецкая, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Елена Рябинкина, Марис Лиепа, Ирина Колпакова и другие известные исполнители.
В Советском Союзе существовала единая программа подготовки талантливой молодежи с целью ее продвижения на национальном и международном уровне, которая состояла из трех последовательных этапов и была частью культурной и пропагандистской политики советского государства.
ПеРвым-этапом являлось проведение всесоюзных смотров
хореографических училищ страны с целью выявления таланта на начальной стадии его формирования, и дальнейшая подготовка одаренных детей к сольной балетной карьере и участию в балетных конкурсах.
Всесоюзные смотры хореографических училищ начали проводиться в Москве и Ленинграде с 1950 года при участии АЛ.Вагановой, Г.С.Улановой, Е.Н.Гейденрейх, Ф.В.Лопухова, Л.М.Лавровского, Р.В.Захарова, и других выдающихся представителей балетного театра и балетной педагогики. На смотрах впервые прозвучали имена Мариса Лиепы, Аллы Сизовой, Рудольфа Нуреева, Екатерины Максимовой, Владимира Васильева, Наталии Бессмертновой, Михаила Лавровского, Надежды Павловой.
Значение всесоюзных смотров хореографических училищ невозможно переоценить. Они сыграли решающую роль в совершенствовании педагогических принципов русской балетной школы, формировании артистов балета нового типа и развитии современной хореографии, стали ареной для творческих дискуссий и лабораторией, выдвинули целую плеяду молодых исполнителей и хореографов, определивших на многие годы лицо отечественного и мирового балета.
Последний Всесоюзный смотр состоялся в Москве в 1976 году, затем проведение этих мероприятий прекратилось практически на четверть века. После ухода со своего поста министра культуры Е.А.Фурцевой ни один из сменивших ее представителей власти не уделил данному вопросу должного внимания. Такая ситуация сохранялась до 2001 года, когда по инициативе известной татарской балерины и руководителя Казанского хореографического училища Н.Д.Юлтыевой в Казани был организован Международный фестиваль хореографических училищ и школ, проходивший под девизом «Язык балета - язык мира».
Впервые после долгого перерыва Москва принимала представителей хореографических училищ и балетных школ России, СНГ и зарубежных гостей.
В 2003 году в рамках празднования 230-летия Московской балетной школы, в 2008 году, отмечая свое 235-летие.
Вторым этапом программы по воспитанию новых поколений артистов балета являлась подготовка талантливой молодежи для участия во всесоюзных конкурсах и фестивалях и выдвижение их на ведущие позиции в театральных коллективах страны.
Краткое рассмотрение всесоюзных конкурсов служит более полному раскрытию диссертационной темы, так как эти состязания во многом служили образцом для проведения международных конкурсов.
Первым опытом в этом направлении явилось проведение в Москве в 1956 году Всесоюзного конкурса вокалистов и артистов балета.
Конкурс проводился в три тура, первый - в апреле месяце в городах и республиках страны, второй и третий - 1-8 июля 1956 года в Москве в Концертном зале им. П.И.Чайковского.
К участию в конкурсе допускались вокалисты не старше 32 лет и артисты балета не достигшие 25 летнего возраста. Всего в конкурсе приняли участие более 600 исполнителей.
Жюри обоих конкурсов возглавили выдающиеся мастера, отмеченные
высшими государственными наградами. Председателем жюри конкурса
вокалистов была русская оперная певица В.В.Барсова. Диплом первой степени
был вручен солистке Киевского театра оперы и балета имени Т.Г.Шевченко Галине Олейниченко.
Жюри конкурса артистов балета возглавила Г.С.Уланова, ее заместителем был директор Большого театра, композитор М.ИЛулаки.
Диплом первой степени на конкурсе артистов балета присужден не был.
Дипломами второй степени были награждены Наталья Александрова, Ирина Колпакова, Александр Лившиц, Владилен Семенов, Герман Янсон (Ленинградский театр оперы и балета имени С.М.Кирова), Наталья Касаткина, Шамиль Ягудин (Большой театр), Наталья Каган-Шабшай (Москонцерт) - все в дальнейшем известные исполнители и педагоги.
Следующим шагом была организация Всесоюзных конкурсов новых хореографических концертных номеров.
Идея проведения конкурса была вызвана оскудением танцевального концертного репертуара. Серьезную тревогу за состояние малых форм хореографии высказали ведущие деятели отечественной культуры, ив 1964 году Министерство культуры СССР объявило конкурс на создание номеров, посвященных современной и историко-революционной тематике.
I Всесоюзный конкурс новых хореографических концертных номеров
состоялся в 1965 году. Для проведения этого соревнования были созданы все
финансовые условия: с композиторами и либреттистами заключались
договора, а гонорар хореографам выплачивали театры и концертные организации.
Конкурс проводился в два тура: первый тур в мае 1965 шда в союзных республиках, второй тур в июне месяце в Москве.
Под председательством Л.М.Лавровского работало представительное жюри, в состав которого входили К.М.Сергеев, Ю.Н.Григорович,
Г.Б.Измайлова, Т.А.Ханум, В.А.Преображенский, Р.И.Гербек, Н.А.Анисимова.
Конкурс явился важным событием в советской хореографии и собрал в Москве около 200 исполнителей и хореографов, а в заключительном этапе состязания приняли участие 46 ведущих хореографов страны.
Первая премия была вручена Л.В .Якобсону за «Хореографическую картинку по мотивам карикатур Бидструпа» на музыку композитора С.Баневича. Исполнителям этого номера - воспитанникам Ленинградского хореографического училища имени А.Я.Вагановой был вручен диплом первой степени. На конкурса были отмечены новые постановки И.Есаулова, В.Варковицкого, С.Власова и других балетмейстеров.
Конкурс предоставил широкой культурной общественности возможность судить о состоянии концертной хореографии страны, познакомил с талантливой молодежью, которая вступила в смелое соревнование с маститыми мастерами. В этой творческой борьбе значительных успехов добились питомцы ГИТИСа, что говорило о возрастающей роли этого учебного заведения в подготовке кадров балетмейстеров.
II Всесоюзный конкурс новых хореографических концертных номеров был приурочен к празднованию 50-летия Великого Октября. Коллегия Министерства культуры СССР определила место и сроки его проведения -конец января 1967 года, Московский театр эстрады.
Жюри возглавил И.А.Моисеев.
Условия конкурса, оговорив необходимость обращения к современным и историко-революционным темам, оставляли большие возможности в выборе жанра и делали особый упор на создание оптимистических и жизнеутверждающих номеров, нехватка которых ощущалась на предыдущем конкурсе.
Министерство культуры СССР обеспечило все организационные и финансовые условия для проведения конкурса. Для балетмейстеров были предусмотрены по две первых, вторых и третьих премий, для композиторов и художников по одной первой, второй и третьей премий, а для исполнителей -
по три первых, вторых и третьих премий.
В конкурсе приняли участие 62 балетмейстера и 242 исполнителя из 30 городов страны. Однако, несмотря на столь широкое участие, ни один из ста показанных номеров не был удостоен первой премии.
Двум номерам была присуждена вторая премия: это сатирическое обозрение по карикатурам Кукрыниксов В.Копылова и В.Преображенского, которое было в центре внимания с первого дня состязания, и номер «Рикша» мастера эстрадной хореографии А.Обранта.
Похожие диссертационные работы по специальности «Театральное искусство», 17.00.01 шифр ВАК
Стилевая и жанровая специфика творчества мексиканских хореографов XX века: к проблеме становления творческого метода2015 год, кандидат наук Норма Алисия де ла Торре Диаз
Творчество балетмейстера И.Д. Бельского в контексте развития отечественного балетного театра 1950-60 годов2006 год, кандидат искусствоведения Абызова, Лариса Ивановна
Использование корригирующих методик в профессиональном обучении артистов балета1983 год, кандидат искусствоведения Васильева, Тамара Ивановна
Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.2008 год, кандидат искусствоведения Гальцина, Наталья Васильевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Левкоева, Наталия Григорьевна, 2012 год
БИБЛИОГРАФИЯ
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Балет. Энциклопедия. -М.: Советская энциклопедия, 1981.
2. Все о балете. Сост. Е. Суриц. - М., Л.: Музыка, 1966.
3. Русский балет. Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, Согласие, 1997.
4. Советские балеты: Справочник. - М.: Советский композитор, 1985.
5. Музыкальный энциклопедический словарь - М.: Советская энциклопедия, 1990.
6. Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1973-1982.
АВТОРСКИЕ КНИГИ
7. Балетмейстер Юрий Григорович. Статьи, исследования, размышления. - М.: «Фолиант», 2005.
8. Бахрушин Ю.А. История русского балета. - М.: Просвещение, 1977.
9. Беляева-Челомбитько Г.В. Раиса Стручкова. - М.: Редакция журнала «Балет», 2002.
Ю.Богданов-Березовский В.М. Уланова. -М.: Искусство, 1961. П.Богданов-Березовский В.М. Статьи о балете. - Л.: Искусство, 1962.
12.Валукин Е.П. Мужской классический танец. - М. Искусство, 1987.
13.Валукин М.Е. Эволюция движений танца. - М.: РАТИ-ГИТИС, 2007.
14. Ванслов В.В. Статьи о балете. - Л.: Искусство, 1980.
15. Ванслов В .В. Балет в ряду других искусств. - М.: Музыка, 1980.
16. Ванслов В.В. В мире искусств. - М.: Знание, 2003.
17. Ванслов В.В. Постижение искусства. -М.: Знание, 2005.
18. Ванслов В.В. О журнале Балет. - М..: Редакция журнала Балет, 2005.
19. Ванслов В.В. О музыке и о балете. - М.: Памятники исторической мысли, 2007.
20. Волынский А.Л. Статьи о балете. - М.: Гиперион, 2002.
21. Гаевский В.М. Дивертисмент - М.: Искусство, 1981.
22. Добровольская Г.Н. Федор Лопухов. - Л.: Искусство, 1976.
23. Деген А.Б., Ступников И.В. Петербургский Балет 1903 - 2003. - С.-П.: Балтийские сезоны, 2003.
24. Захаров Р.В., Записки балетмейстера, - М.: Искусство, 1976.
25. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. - М.: Искусство, 1954.
26. Захаров Р.В. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1974.
27. Захаров Р.В.. Сочинение танца. -М.: Искусство, 1983.
28. Зорич Ю.С. Магия русского балета. - Пермь: Звезда, 2004.
29. Кан А. Дни с Улановой. - М.: Искусство, 1963.
30. Карп П.М. О балете. -М.: Искусство, 1967.
31. Константинова М.Е. Екатерина Максимова. - М.: Искусство, 1980.
32. Красовская В.М. История русского балета. - Л.: Искусство, 1978.
33. Красовская В.М. Русский балетный театр начала 20 века. - Л.: Искусство, 1971.
34. Красовская В.М. Статьи о балете . - Л.: Искусство, 1967.
35.Лавровский Л.М. Документы, статьи, воспоминания. - М.: ВТО, 1983.
36. Лиепа М.Э. Вчера и сегодня в балете. - М.: Молодая гвардия, 1982.
37. Лиепа М.Э. Я хочу танцевать всю жизнь. - М.: Вагриус, 1996.
38. Лопухов Ф.В. Шестьдесят лет в балете. - М.: Искусство, 1966.
39. Лопухов Ф.В. Хореографические откровения. -М.: Искусство, 1972.
40. Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии - М.: Фолиум, 2003.
41. Львов-Анохин Б.А. Галина Уланова. М.: Искусство, 1984.
42. Максимова Е.С. Мадам «Нет». М.: «АСТ-пресс книга», 2003.
43. Надеждина E.H., Эльяш Н.И. Большой балет. - М.: Знание, 1966.
44. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. - Л.-М.: Искусство, 1965.
45. Плисецкая М.М. Тринадцать лет спустя. - С.: ACT Москва, 2007.
46. Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств. - М.: Искусство, 1980.
47. Рославлева Н.П. Марис Лиепа - М.: Искусство, 1978.
48. Слонимский Ю.И. Мастера балета. - М.: Искусство, 1937.
49. Слонимский Ю.И. Советский балет. - М.-Л.: Искусство, 1950.
50. Слонимский Ю.И. Беречь хореографические сокровища. -М.: Музыка, 1977.
51. Слонимский Ю.И. В честь танца. - М.: Искусство, 1968.
52. Соколов-Каминский А.А.Советская балетная школа. -М.: Знание, 1983.
53. Соллертинский И.И. Статьи о балете. - Л.: Музыка, 1973.
54. Суриц Е.Я. Хореографическое искусство двадцатых годов. - М.: Искусство 1979.
55.Тарасов H.H. Классический танец. Школа мужского исполнительства. - М: Искусство 1980.
56. ТихомировВ.Д. Артист, балетмейстер, педагог.-М.: Искусство, 1971.
57.Файер Ю.Ф. О себе, о музыке, о балете. - М.: Советский композитор, 1970.
58. Холфина С.С. Вспоминая мастеров московского балета. -М.: Искусство, 1990.
59. Шереметьевская Н.Е. Танец на эстраде. - М.: Искусство, 1985.
60. Эльяш Н.И. Образы танца. -М.: Знание, 1970.
ПЕРИОДИКА
ВСЕСОЮЗНЫЕ СМОТРЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ
61. Смотр хореографических училищ // Советское искусство. Газета. № 20, 22 апреля - М.: 1950. - С. 4.
62. Будущие артисты балета. На Всесоюзном смотре хореографических училищ / Чернов Я. // Вечерняя Москва. Газета. № 97, 24 апреля - М.: 1950. - С. 4.
63. Всесоюзный смотр хореографических училищ // Советское искусство. Газета. № 21, 25 апреля - М.: 1950 . - С. 4.
64. Всесоюзный смотр хореографических училищ // Театр. Журнал. № 5 - М.: 1950.-С. 108.
65. Молодые кадры балета / Богопольский А. // Театр. Журнал. № 9 - М.: 1950. -С. 87-88.
66. К итогам смотра хореографических училищ // Музыкальная жизнь. Журнал.
№ 8, апрель - М.: 1958. - С. 8.
67. Смотр хореографических училищ // Вечерняя Москва. Газета. № 90, 16 апреля - М.: 1958. - С. 3.
68. Смотр хореографических училищ // Театральный Ленинград. Журнал. № 17, 23-29 апреля - Л.: 1958. - С. 7.
69. Это наша смена / Лавровский Л. // Советская культура. Газета. № 50, 26 апреля-М.: 1958.-С. 3.
70. Театр и школа / Рославлева Н. // Советская музыка. Журнал. № 9 - М.: 1961 -С. 55-57.
71. Разговор о будущем//Советская культура. Газета. №76, 29 июня-М • 1965
-С. 1.
72. Осипова Л., Начало тропинки, Огонёк. Журнал. № 41, октябрь - М.: 1965 -С. 18.
73. Два вечера / Рославлева Н. // Театральная жизнь. Журнал. № 8, апрель - М.:
1968.-С. 16.
74. Успеха вам на конкурсе / Прохорова В. // Смена. Газета. № 10, 12 января - Л.:
1969.-С. 4.
75. Смотр балетных школ, //Московская правда. Газета. № 11, 14января-М.: 1969.-С. 3.
76. Смотр балетных школ, Московский комсомолец. Газета. №, М., 1969, 14 января, № 11, С. 1.
77. Выступает балетная юность // Советская культура. Газета. № 6, 14 января -М.: 1969.-С. 1.
78. Терпсихоры спешат в Большой // Вечерняя Москва. Газета. №15,18 января -М.: 1969.-С. 3.
79.Экзамен балетной молодежи / Иноземцева Г. // Советская культура. Газета. № 8,18 января - М.: 1969. - С. 3.
80. Наследники «Большого балета», / Илупина А. //Вечерняя Москва. Газета № 16, 20 июня-М.: 1969. - С. 3.
81. Фестиваль искусств «Белые ночи» // Театральный Ленинград. Журнал. № 25,
21-30 июня-Л.: 1971.-С. 6-7.
82. Лауреаты «Белых ночей» // Смена. Газета. № 150, 30 июня - Л.: 1971. - С. 3.
83. Спущен флаг фестиваля / Сергеева Н. // Советская культура. Газета. № 78, 1 июля-м.: 1971.-с. 3.
84. Закончился Всесоюзный смотр / Марьяновская Т. // Советская культура. Газета. № 9, 18 января - М.: 1972. - С. 2.
85. Три конкурса балета / Гусев П. // Театр. Журнал. № 6, июнь - М.: 1972 - С 59-67.
86. Танец древний, танец юный // Вечерний Ленинград. Газета. № 145, 22 июня -Л.: 1972.-С. 3.
87. Вдохновение юности // Вечерний Ленинград. Газета. №№ 147, 24 июня - Л ■ 1972.- С. 3.
88. Главный приз уедет в Пермь / Сливинская С. // Ленинградская правда. Газета. № 148, 25 июня - Л.: 1972. - С. 3.
89. Гимн солнцу. Главный приз / Ларионов А., Михайлов В. // Советская Россия. Газета. № 148, 25 июня - М.: 1972. - С. 3.
90. Награды - лучшим, // Театральный Ленинград. Журнал. № 29, 25 июля - Л.: 1972.-С. 9.
91. Фестиваль «Белые ночи» / Самойлов Д. // Музыкальная жизнь. Журнал. № 17, сентябрь - М.: 1972. - С. 3-6.
92. Прощание с музами // Вечерний Ленинград. Газета. № 150 - Л.: 1973. - С. 3.
93. Призы - лауреатам / Танина С. // Вечерний Ленинград. Газета. № 149, 28 июня-Л.: 1974.-С. 3.
94. Смотр-конкурс // Советская культура. Газета. №, 52, 28 июня -М.: 1974.-С. 1.
95. Фестиваль искусств «Белые ночи» // Театральный Ленинград. Журнал. № 25, 10-26 июня - Л.: 1974. - С. 6.
96. Фестиваль искусств «Белые ночи» // Театральный Ленинград. Журнал. № 26, 27 июня-3 июля - Л.: 1974. - С. 3-4.
97. Молодые силы нашего балета // Советская культура. Газета. № 52, 27 июня -М.: 1975.-С. 4.
98. Фестиваль искусств «Белые ночи» // Театральный Ленинград. Журнал. № 25, 10-26 июня - Л.: 1975. - С. 7.
99. Каким быть артисту балета / Головкина С. // Советская Россия. Газета. №78, 2 апреля - М.: 1976. - С. 2.
100. Смотры молодых / Шолохова Н. // Советский балет. Журнал. № 2 - М.: 1989.-С. 17-20.
ВСЕСОЮЗНЫЙ КОНКУРС ВОКАЛИСТОВ И АРТИСТОВ БАЛЕТА
101. Всесоюзный конкурс вокалистов и артистов балета // Советская культура. Газета. № 10, 24 января - М.: 1956. - С. 1.
102. В Министерстве культуры СССР и РСФСР // Театр. Журнал. № 5 - М.: 1956.-С. 164.
103. Выступает балетная молодежь // Вечерняя Москва. Газета. № 144, 19 нваря -М.: 1956.-С. 1.
104. Лауреаты конкурса / Филиппов Б. // Московская правда. Газета. № 157, 1 июля-М.: 1956.-С. 3.
105. Смотр творческой молодежи // Театр. Журнал. № 9 - М.: 1956. - С. 176.
106. Конкурс молодых исполнителей // Театральная неделя. Журнал. № 11 -11 -а -М.: 1956.-С. 4-5.
ВСЕСОЮЗНЫЕ КОНКУРСЫ НОВЫХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОНЦЕРТНЫХ НОМЕРОВ I Всесоюзный конкурс новых хореографических конттертных номеров
107. О современности // Советская культура. Газета. № 39, 31 марта - М.: 1964. -С. 1.
108. Конкурс мастеров хореографии, Правда. Газета. № 286, 13 октября - М.: 1965.-С. 6.
109. Смотр новинок советской хореографии // Советская культура. Газета. № 122, 14 октября-М.: 1965.-С. 1.
110. Победители конкурса мастеров хореографии, // Правда. Газета. № 292,18 октября - М.: 1965. - С. 4.
Ш.Герой балета - современник//Советская культура. Газета. № 125,21 октября
-M.: 1965.-С. 3.
112. Дипломы - ленинградским артистам // Вечерний Ленинград. Газета. № 251, 23 октября - Л.: 1965. - С. 3.
113. Творческие конкурсы // Театральный Ленинград. Журнал. № 37, 27 октября -Л.: 1965.-С. 15.
114. Танец - участник конкурса / Конончук С. // Московский комсомолец. Газета. № 230, 28 октября - М.: 1965. - С. 3.
115. Тема - современность / Долгополов М. // Огонёк. Журнал. № 48 , ноябрь -М.: 1965.-С. 32-33.
116. Конкурс балетмейстеров // Музыкальная жизнь. Журнал. № 23 - М.: 1965. -С.З.
117. Всесоюзный конкурс новых хореографических номеров на современную тематику // Советская эстрада и цирк. Журнал. № 1 - М.: 1966. — С. 4.
II Всесоюзный конкурс новых хореографических концертных номеров
118. Чей танец лучше // Комсомольская правда. Газета. № 308, 31 ноября, - М.: 1965.-С. 2.
119. Соревнование хореографов // Советская культура. Газета. № 127, 25 октября -М.: 1966.-С.З.
120. Новые хореографические работы // Вечерний Ленинград. Газета. № 17, 20 января-Л.: 1967.-С. 3.
121. Советская хореография // Советская культура. Газета. № 10, 24января - М.: 1967.-С. 1 .
122. Всесоюзный танцевальный // Вечерняя Москва. Газета. № 24, 28 января -М.: 1967.-С.З.
123. На Всесоюзном хореографическом // Советская культура. Газета. № 12, 28 января-М.: 1967.-С. 1 .
124. Победители конкурса хореографов // Советская культура. Газета. № 13,31 января-М.: 1967.-С. 1.
125. Победители - ленинградцы. Второй Всесоюзный конкурс // Вечерний Ленинград. Газета. № 27, 1 февраля - Л.: 1967. - С. 1.
126. Размышления после конкурса / Редель А., Хрусталев М. // Музыкальная жизнь. Журнал. № 8, апрель - М.: 1967. - С. 6-7 .
127. Две плюс одна. Высокий класс ленинградского балета / Смирнова А. // Смена. Газета. № 77, 1 апреля - Л.: 1967. - С. 4.
128. Для концертной эстрады // Советская музыка. Журнал. № 5 - М.: 1967. -С. 51.
129. Семь конкурсных дней / Илупина А., Луцкая Е. // Советская эстрада и цирк. Журнал. № 5 -М.: 1967. - С. 8-11.
130. Уроки одного конкурса / Преображенский В. // Театр. Журнал. № 8, август -М.: 1967.-С. 74-79.
III Всесоюзный конкурс новых хореографических концертных номеров
131. Всесоюзный конкурс // Театральный Ленинград. Журнал. № 3, 16-22 января -Л.: 1969.-С. 8.
132. Конкурс хореографов // Московская правда. Газета. № 16, 19 января - М.: 1969.-С. 4.
133. Конкурс концертной хореографии // Вечерний Ленинград. Газета. № 16, 20 января-Л.: 1969.-С. 3.
134. На сцене - современность // Московская правда. Газета. № 17, 21 января -М.: 1969.-С. 4.
135. Соревнуются балетные пары // Вечерняя Москва. Газета. № 17, М. 21 января -М.: 1969.-С. 1 .
136. Соревнуются хореографы // Советская культура. Газета. № 9, 21 января - М.: 1969.-С. 2.
137. Они умеют танцевать / Засеев В. // Вечерняя Москва. Газета. № 24, 29 января - М.: 1969. - С. 3.
138. Лауреаты конкурса хореографов. Итоги подведены // Ленинградская правда. Газета. № 25, 21 января - Л.: 1969. - С. 4.
139. Победители // Советская культура. Газета. № 13, 30 января - М.: 1969. - С. 2.
140. Победители хореографического конкурса // Театральный Ленинград. Журнал. № 8, 20-26 января - Л.: 1969. - С. 10.
141. Репертуару - пополнение / Кригер В. // Советская культура. Газета. № 17, 8 февраля - М.: 1969. - С. 3.
142. Балет сражается за современность / Кулаковская Т. //Театральная жизнь. Журнал. № 75 апрель -М.: 1969. - С. 22-29.
143. Современность - на концертную эстраду // Советская музыка. Журнал. № 4, апрель - М.: 1969. - С. 148-149 .
144. Репертуару - пополнение / Сталинский О. // Советская культура. Газета. №, 43, 10 апреля-М.: 1969.-С. 2.
145. Дневник балетного турнира / Луцкая Е. // Советская эстрада и цирк. Журнал. № 7-М.: 1969.-С. 18-20.
146. Третий Всесоюзный/Шереметьевская Н.// Театр. Журнал. № 7-М.: 1969. -С. 52-57.
ВСЕСОЮЗНЫЕ КОНКУРСЫ БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ И АРТИСТОВ БАЛЕТА I Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов бяттетя
147. Соревнуются артисты и балетмейстеры // Правда. Газета. № 9, 9 января -М.: 1972.-С. 6.
148. Конкурс советской хореографии / Николаев М. // Известия. Газета. № 13, 15 января - М.: 1972. - С. 4.
149. Участники состязания - мастера балета // Советская культура. Газета. № 9, 18 января - M.: 1972. - С. 1.
150. Обещающее начало / Анохина М. // Правда. Газета. № 19, 19 января - М.: 1972,- С. 3.
151. В поисках... На Всесоюзном конкурсе балетмейстеров // Советская культура. Газета. № ю, 20 января - М.: 1972 - С. 1.
152. Всесоюзный смотр мастеров балета // Московская правда. Газета № 16, 20 января - М.: 1972. - С. 4.
153. Конкурс продолжается // Вечерняя Москва. Газета. № 17, 21 января - М.: 1972. -С.З.
154. Лауреаты известны // Правда. Газета. №21,21 января - М.: 1972. - С. 6.
155. Лауреаты конкурса хореографов // Московская правда. Газета. №17, 21
января - M.: 1972. - С. 4.
156. Молодой балет / Гусев П. // Известия. Газета. №18,21 января - M. : 1972 -С.5.
157. Как мы и лучше нас / Лепешинская О. // Советская Россия. Газета. № 18, 22 января - М.: 1972. - С. 4.
158. Открытие таланта / Захаров Р. // Московская правда. Газета. № 18, 22 января -М.: 1972.-С. 4.
159. Победители известны. На Всесоюзном конкурсе балетмейстеров // Советская культура. Газета. № 11, 22 января - М.: 1972. - С. 1.
160. Соревнуются юные. На Всесоюзном конкурсе артистов балета // Советская культура. Газета. № 12, 25 января -М.: 1972. - С. 1.
161. Вкус, строгость, мастерство. Заметки с Всесоюзного конкурса молодых балетмейстеров и артистов балета / Луцкая Е., Московский комсомолец. Газета. № 22, 27 января - М.: 1972. - С. 2.
162. Перед новым этапом // Советская культура. Газета. № 13, 27 января - М.: 1972. - С. 3.
163. Впереди - финишная прямая // Советская культура. Газета. № и, 29 января -М.: 1972.-С. 1 .
164. Лауреаты известны // Ленинградская правда. Газета. № 25, 30 января - Л.: 1972.-С. 4.
165. Поздравляем лауреатов / Клименская В., Лавренюк Б. // Комсомольская правда. Газета. № 25, 30 января - М.: 1972. - С. 1.
166. Торжество танца / Кригер В. // Правда. Газета. № 30, 30 января - М.: 1972. -С. 6.
167. Надежда нашего балета // Советская культура. Газета. № 15, 1 февраля - М.: 1972.-С. 1.
168. Торжество балетной юности / Гусев П. // Советская культура. Газета. № 17, 5 февраля - М.: 1972. - С. 2-3.
169. Только начало // Советская Россия. Газета. №31,6 февраля - М.: 1972 - С. 4.
170. Трудное золото балета, Труд. Газета. №31,6 февраля - M. : 1972. - С. 4 .
171. Языком танца о современности / Гусев П. // Вечерний Ленинград. Газета. №40, 17 февраля - Л.: 1972. - С. 3.
172. Победители названы //Театральный Ленинград. Журнал. №9, 24 февраля-11 марта-Л.: 1972.-С. 8.
173. Красота и благородство / Сахарова О. // Огонёк. Журнал. № 6, февраль - М.: 1972.-С. 6-7.
174. Конкурс - стимул для творчества / Сергеев К. // Музыкальная жизнь. Журнал. № 7 - М.: 1972. - С. 5-7.
175. Смотр хореографической молодежи // Советская музыка. Журнал. № 4 - М.: 1972.-С. 133.
176. На что следует обратить внимание / Лепешинская О. // Театральная жизнь. Журнал. № 7, апрель - М.: 1972. - С. 8-9.
177. Времени остается немного / Сергеев К. // Театральная жизнь. Журнал. № 7, апрель-М.: 1972.-С. 8-9.
178. На пуантах - юность / Гришина Е. // Советская женщина. Журнал. № 6, июнь-М.: 1972.-С. 29.
179. Три конкурса балета / Гусев П. // Театр. Журнал. № 6, июнь - M.: 1972. - С. 59, 67-75.
II Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета
180. Молодость советского балета // Московский комсомолец. Газета. № 59,12 марта-М.: 1976.-С. 1.
181. Молодость советского балета // Советская культура. Газета. № 21, 12 марта -М.: 1976.-С. 1.
182. Справочное бюро «Вечерней Москвы», Вечерняя Москва. Газета. № 39, 17 марта-М.: 1976.-С. 2.
183. Всесоюзный конкурс // Театральный Ленинград. Журнал. № 14, 2-8 апреля -Л.: 1976.-С. 9.
184. Молодость советского балета//Московский комсомолец. Газета. № 80, 6 апреля-М.: 1976.-С. 1.
185. Молодость советского балета, Советская культура. Газета. № 28, М. 6 апреля
-M.: 1976.-С. 1.
186. В фокусе - танец / Маршкова Т. // Комсомольская правда. Газета. № 82, 7 апреля - М.: 1976. - С. 4.
187. Итоги балетного турнира // Советская культура. Газета. № 32, 20 апреля -М.: 1976.-С. 1.
188. Воспеть добро и красоту / Луцкая Е. // Московский комсомолец. Газета. № 93, 21 апреля - М.: 1976. - С. 4.
189. Новые имена / Толокнова Н. // Советская культура. Газета. № 95, 22 апреля -М.: 1976.-С. 4.
190. Новые имена / Клейменова М. // Музыкальная жизнь. Журнал. № j3, июль -М.: 1976. -С. 4-5.
191. Первые старты / Чижова А. // Театральная жизнь. Журнал. № 15, август -М.: 1976.-С. 17-18.
192. Вести с конкурсов // Советская музыка. Журнал. № 9 - М.: 1976. - С. 132133.
III Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета
193. Заметки о ходе конкурса // Вечерняя Москва. Газета. № 30, 5 февраля - М.: 1980.-С. 3.
194. Конкурс Граций / Иноземцева Г. // Советская культура. Газета. №11,5 февраля - М.: 1980. - С. 8.
195. Дневник конкурса // Московская правда. Газета. № 3, 6 февраля - М.: 1980. -С. 3.
196. Заметки о ходе конкурса // Вечерняя Москва. Газета. №31,6 февраля - М. : 1980.-С. 1.
197. Молодость балета // Московский комсомолец. Газета. № 32, 7 февраля -М.: 1980.-С. 4.
198. На конкурсе - танец // Комсомольская правда. Газета. №31,7 февраля - М.: 1980.-С. 4.
199. Молодость советского балета // Советская культура. Газета. № 12, 8 февраля -М.: 1980.-С. 1.
200. Хроника // Театральная Москва. Журнал. № 6, 8 февраля - М.: 1980. - С. 5.
201. Заметки о ходе конкурса // Вечерняя Москва. Газета. № 42, 19 февраля - М.: 1980. - С. 3.
202. Первый этап завершен / Иноземцева Г. // Советская культура. Газета. № 13, 12 февраля - М.: 1980. - С. 8.
203. Конкурс подходит к своему экватору / Иноземцева Г. // Советская культура. Газета. № 14, 15 февраля-М.: 1980. - С. 1.
204. Конкурс балетмейстеров // Московский комсомолец. Газета. № 42, 19 февраля - М.: 1980. - С. 4.
205. Жюри назвало лауреатов // Московская правда. Газета. №> 44, 21 февраля -М.: 1980.-С. 2.
206. Заметки о ходе конкурса // Вечерняя Москва. Газета. № 44, 21 февраля - М.: 1980.-С. 3.
207. Конкурс завершен // Правда. Газета. № 53, 22 февраля - М.: 1980. - С. 3.
208. Праздник молодости и красоты // Московский комсомолец. Газета. № 45, 22 февраля - М.: 1980. - С. 2.
209. Праздник молодости и красоты // Советская Россия. Газета. № 45, 22 февраля - М.: 1980. - С. 2.
210. Надежды нашего балета. Всесоюзный конкурс завершен / Иноземцева Г. // Советская культура. Газета. № 16, 23 февраля - М.: 1980. - С. 8.
211. Праздник молодости и красоты // Известия. Газета. № 46, 23 февраля - М.: 1980.-С. 3.
212. Красив рисунок танца // Комсомольская правда. Газета. № 47, 25 февраля -М.: 1980.-С. 4.
213. Миг искусства / Колесникова Н. // Советская Россия. Газета. № 48, 25 февраля - М.: 1980. - С. 6.
214. Первые цветы. Закончился Всесоюзный конкурс молодых балетмейстеров и артистов балета / Луцкая Е. // Московский комсомолец. Газета. № 50, 28 февраля - М.: 1980. - С. 4.
215. Откуда берутся звезды. Заметки со Всесоюзного конкурса балетмейстеров и
артистов балета / Эльяш Н. // Советская культура. Газета. № 18, 29 февраля -М.: 1980.-С. 4.
216. «Я помню тебя, Орландо» / Разин Е. // Советская культура. Газета. № 40, 16 мая-М.: 1980.-С. 4.
217. Молодость советского балета / Клейменова М. // Музыкальная жизнь. Журнал. № ю, май - М.: 1980. - С. 2-3.
218. Будущее рождается сегодня / Чижова А. // Театральная жизнь. Журнал. № 13, июль-М.: 1980.-С. 16-19.
IV Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов бяпртя
219. Москва - столица балетных конкурсов, Советский балет. Журнал. № 5 - М.:
1983.-С. 17.
220. Победителей определит конкурс / Гогоберидзе Г. // Советская культура. Газета. № 7, 17 января - М.: 1984. - С. 8.
221. Конкурс артистов балета / Ивашкевич Б.// Советская Россия. Газета. № 63,14 марта-М.: 1984.-С. 6.
222. Конкурс артистов балета // Советская культура. Газета. №32,15 марта - М.:
1984.-С. 2.
223. Поэзия танца / Литовченко Е. // Вечерняя Москва. Газета. № 65, 15 марта -М.: 1984. - С. 3.
224. Праздник танца / Витвицкий Н. // Известия. Газета. № 78,18 марта - М.:
1985.-С. 6.
225. Танец - их призвание / Литовченко Е. // Вечерняя Москва. Газета. № 68, 19 марта - М.: 1984. - С. 3.
226. Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета // Советская культура. Газета. № 34, 20 марта - М.: 1984. - С. 8.
227. Всесоюзный конкурс балетмейстеров // Правда. Газета. № 80, 20 марта-М.: 1984.-С. 6.
228. Языком танца // Комсомольская правда. Газета. № 67, 20 марта - М.: 1984. -С. 4.
229. Языком танца / Васильева Г. // Московская правда. Газета. № 69, 21 марта -
М.: 1984.-С. 3.
230. Всесоюзный конкурс артистов балета. Заметки о ходе конкурса // Вечерняя Москва. Газета. № 70, 21 марта - М.: 1984. - С. 1.
231. Конкурс артистов балета // Труд. Газета. № 68, 22 марта - М.: 1984. - С. 4.
232. Молодость балета // Правда. Газета. № 82, 22 марта - М.: 1984. - С. 6.
233. Молодость балета // Советская Россия. Газета. № 69, 22 марта - М.: 1984. -С.З.
234. Мыслить ярко, свежо, по-своему / Васильев В. // Советская культура. Газета. №35,22 марта-М.: 1984.-С. 8.
235. Всесоюзный конкурс артистов балета. Заметки о ходе конкурса // Вечерняя Москва. Газета. № 72, 24 марта - М.: 1984. - С. 3.
236. Экзамен держит молодежь / Лепешинская О. // Советская культура. Газета. № 37, 27 марта - М.: 1984. - С. 8.
237. На празднике танца / Гоготишвили Г. // Московская правда. Газета. № 75, 28 марта-М.: 1984.-С. 3.
238. Молодость советского балета // Известия. Газета. № 89, 29 марта - М.: 1984. -С.З.
239. Всесоюзный конкурс артистов балета. Заметки о ходе конкурса // Вечерняя Москва. Газета. № 76, 29 марта - М.: 1984. - С. 3.
240. Молодость советского балета // Советская Россия. Газета. № 75, 30 марта -М.: 1984.-С. 6.
241. Победители названы //Советская культура. Газета. № 39, 31 марта-М.: 1984.-С. 1.
242. После конкурса / Эльяш Н. // Известия. Газета. № 92, 1 апреля - М.: 1984. -С.З.
243. Интервью после праздника / Гоготишвили Г. //Московская правда. Газета. № 79, 3 апреля - М.: 1984. - С. 3.
244. Ожидание открытий / Чернова Н. // Правда. Газета. № 100, 9 апреля - М.: 1984.-С. 3.
245. Время для размышлений: Заметки о Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и
артистов балета / Луцкая Е. //Московский комсомолец. Газета. № 85,10 апреля -М.: 1984.-С. 4.
246. Радость признания, радость призвания / Николаева О. // Комсомольская правда. Газета. № 92, 19 апреля - М.: 1984. - С. 4.
247. Первые премии на Всесоюзном конкурсе // Таллин. Журнал. № 3, май-июнь -Таллин: 1984.-С. 120.
248. Молодость в пути. Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета / Лепешинская О. // Музыкальная жизнь. Журнал. № 12, июнь - М.: 1984. - С. 4-5.
249. Премии - молодым танцовщикам // Советская музыка. Журнал. № 7, июль -М.: 1984.-С. 130.
250. Высокое искусство танца / Ткач Е. // Театральная жизнь. Журнал. № 13, июль-М.: 1984.-С. 15-18.
251. Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета // Советский балет. Журнал. № 4-М.: 1984.-С. 4-12.
252. Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета: итоги, мнения, впечатления, размышления // Советский балет. Журнал. № 4 - М.: 1984. - С. 12-15.
253. Это был настоящий праздник / Алмасзаде Г. // Советский балет. Журнал. № 4-М.: 1984.-С. 12-13.
254. Школа исполнительства / Кириллова Г. // Советский балет. Журнал. №4-М.: 1984.-С. 13.
255. Жить сочинением ганца / Елизарьев В. // Советский балет. Журнал. № 4 -М.: 1984.-С. 13-14.
256. Утверждение творческих позиций / Акимов Б. // Советский балет. Журнал. № 4-М.: 1984.-С. 14-15.
257. Костюмы и образ / Курилко-Рюмин М. // Советский балет. Журнал. № 4 -М.: 1984.-С. 15.
258. О чем рассказал конкурс / Луцкая Е. // Советская эстрада и цирк. Журнал. № 9-М.: 1984.-С. 35 .
V Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артисток бят-гя
259. Праздник балета / Петрова Е. // Московская правда. Газета. № 43, 21 февраля - М.: 1988. - С. 3.
260. В честь Терпсихоры // Вечерняя Москва. Газета. № 42, 22 февраля - М.: 1988.-С. 1.
261. Места без лауреатов / Самсонова С. // Советская культура. Газета. № 27, 22 февраля-М.: 1988.-С. 2.
262. Открывается конкурс // Советская культура. Газета. № 23, 23 февраля - М.: 1988.-С. 8.
263. Балетмейстеры не радуют // Вечерняя Москва. Газета. № 43, 29 февраля -М.: 1988.-С. 3.
264. Балет: Конкурс завершен // Вечерняя Москва. Газета. № 54, 7 марта - М.: 1988.-С. 3.
265. Надежда нашего балета // Советская культура. Газета. № 29, 8 марта - М.: 1988.-С. 2.
266. Нота тревоги в мажорной гамме / Белова Е. // Московская правда. Газета. №
57, 10 марта-М.: 1988.-С. 5.
267. Разочарование и надежды / Липпа Э. // Московский комсомолец. Газете. №
58, 10 марта-М.: 1988.-С. 4.
268. Их ждет балет / Головкина С. // Труд. Газета. № 59,13 марта - М.: 1988 -С. 4.
269. После конкурса... / Григорович Ю. // Советская культура. Газета. №32,15 марта-М.: 1988.-С. 4.
270. Ответственность перед будущим / Тюрин Ю. // Музыкальная жизнь. Журнал. № 13, июль - М.: 1988. - С. 6-7.
271. Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета. Итоги // Советский балет. Журнал. № 5 - М.: 1988. - С. 5.
272. Встреча в редакции / Викторова Г. // Советский балет. Журнал. № 5 - М.: 1988.-С. 20.
273. Заглядывая в будущее... / Хярм Т. // Советский балет. Журнал. № 5 - М.: 1988.-С. 15-16.
274. Какова мера заинтересованности / Курилко М. // Советский балет. Журнал. №5-М.: 1988.-С. 17.
275. Пора переходить от слов к реальным делам / Уральская В. // Советский балет. Журнал. № 5 - М.: 1988. - С. 17-19.
276. Представляем лауреатов // Советский балет. Журнал. № 5-М.: 1988. - С. 613.
277. Разочарование и надежды / Белова Е. // Советская эстрада и цирк. Журнал. № 10-М.: 1988.-С. 1-4.
278. Уроки побед и поражений, / Эльяш Н. // Советский балет. Журнал. № 5 -М.: 1988.-С. 14-15.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАЛЕТНЫЙ КОНКУРС В ВАРНЕ I Международный балетный конкурс в Варне
279. Первый в мире конкурс балета // Советская культура. Газета. № 40, 2 апреля - М.: 1964. - С. 4.
280. Впереди - интересные конкурсы // Театральный Ленинград. Журнал. № 18, 29 апреля-6 мая - Л.: 1964. - С. 13.
281. Новый Международный конкурс //Музыкальная жизнь. Журнал. № 12, июнь-М.: 1964.-С. 6.
282. Конкурс молодых артистов. Галина Уланова - председатель международного жюри // Вечерняя Москва. Газета. № 154Д июля _ М : 1%4 -С. 1.
283. Представляя страну Большого театра // Известия. Газета. № 156, 1 июля -М.: 1964. -С.4.
284. Я жду открытий. На проводе - Варна / Уланова Г. // Литературная газета.
Газета. № 80, 7 июля - М.: 1964. - С. 1.
285. Балет в Варне/Поспелов Р.//Московская правда. Газета. № 161, 9 июля-
М.: 1964.-С.З.
286. Варна перед вторым туром / Дарев Э. // Советская культура. Газета. № 82,
11 июля-М.: 1964.-СЛ.
287. Большой балет / Поспелов Р. // Московская правда. Газета. № 164 12 июля
-M.: 1964.-С.З.
288. Международный конкурс артистов балета в Варне // Правда. Газета. № 194, 12 июля - М.: 1964. - С. 6.
289. Победила русская советская школа балета / Уланова Г. // Литературная газета. Газета. № 83, 14 июля - М.: 1964. - С. 4.
290. Успех советского балета // Советская культура. Газета. № 83, 14 июля - М.: 1964.-С.6.
291. Выступают победители конкурса // Правда. Газета. №199,17 июля - М. : 1964.-С. 6.
292. Звезды в Софии / Дарев Э. // Советская культура. Газета. № 84, 18 июля -М.: 1964.-С. 4.
293. На сценах мира. Болгария // Театр. Журнал. № 8, июль - М.: 1964. - С. 140.
294. Итоги Варненского лета // Советская музыка. Журнал. № 9, сентябрь - М. : 1964.-С. 153.
295. Конкурс балета в Варне // Музыкальная жизнь. Журнал. № 17, сентябрь -М.: 1964.-СЛ.
II Международный балетный конкурс в Варне
296. Навстречу Второму международному // Вечерний Ленинград. Газета. № 149, 26 июня-Л.: 1965.-С. 1.
297. Конкурсы балетных звезд // Московская правда . Газета. № 158, 7 июля -М.: 1965.-С. 4.
298. Молодые звезды балета. Отъезд советских артистов // Вечерняя Москва. Газета. № 159, 8 июля - М.: 1965. - С. 3.
299. Перед конкурсом артистов балета // Советская культура. Газета. № 80, 8 июля.-М.: 1965. - С. 1.
300. Конкурс танца в «жемчужине» Болгарии // Советская культура. Газета. № 83, 15 июля-М.: 1965.-С. 1.
301. Призы Варны // Советская культура. Газета. № 86, 22 июля-М.: 1965.- С. 1.
302. Победители конкурса в Варне // Театральный Ленинград. Журнал. № 31, 15-21 сентября-Л.: 1965.-С. 12.
303. Второй международный конкурс артистов балета в Варне // Музыкальная жизнь. Журнал. № 18 - М.: 1965. - 2-я обложка.
304. Варна 1965 / Плисецкий А. // Театр. Журнал. № 1 - М.: 1966. - С. 155-156.
III Международный балетный конкурс в Варне
305. Кому достанется «Варненское лето» // Советская культура. Газета. № 83, 14 июля-М.: 1966. - С. 1.
306. На конкурс в Болгарию // Московская правда. Газета. № 162, 14 июля - М.: 1966.-С. 4.
307. Молодость балета / Кригер В. //Известия. Газета. № 168, 18 июля - М.: 1966.-С. 4.
308. Балетный конкурс в Варне // Ленинградская правда. Газета. № 168,19 июля -Л.: 1966.-С. 3.
309. Конкурс подходит к зениту / Кригер В. // Известия. Газета. № 174, 21 июля -М.: 1966.-С. 4.
310. Третий международный / Правченов С. // Советская культура. Газета. № 86, 21 июля-М.: 1966.-С. 4.
311. Десять медалей и премий / Кригер В. // Известия. Газета. № 175, 26 июля, -М.: 1966.-С. 4.
312. Победители - советские артисты // Вечерняя Москва. Газета. № 173, 26 июля-М.: 1966.-С. 1.
313. Балетный конкурс в Варне // Правда. Газета. № 208,27 июля - М.: 1966. -С. 6.
314. «Варненского лета» лауреаты // Советская Россия. Газета. № 172, 27 июля -М.: 1966.-С. 4.
315. Творческая победа юных ленинградцев // Вечерний Ленинград. Газета. № 174, 27 июля - Л.: 1966. - С. 1 .
316. Золотые медали // Советская культура. Газета. № 90, 30 июля - М.: 1966. -С. 4.
317. ... И снова москвичи. Лауреаты Варненского фестиваля / Илупина А. // Вечерняя Москва. Газета. № 180, 3 августа - М.: 1966. - С. 3.
318. Живой пламень искусства / Эльяш Н. // Советская культура. Газета. №101, 25 августа - М.: 1966. - С. 4.
319. Варна 1966 // Музыкальная жизнь. Журнал. № 19, октябрь - M. : 1966. - С. 18-19.
IV Международный балетный конкурс в Варне
320. Варненское лето - 68 // Советская культура. Газета. № 64, 1 июня - М.: 1968.-С. 1.
321. На конкурс в Варну // Советская культура. Газета. № 78, 4 июля - М.: 1968. -С. 3.
322. Конкурс балетной молодости и красоты // Советская культура. Газета. № 79, 6 июля-М.: 1968.-С. 1.
323. Только факты // Ленинградская правда. Газета. № 158, 6 июля - Л.: 1968. -С. 4.
324. Итоги первого тура // Советская культура. Газета. № 83, 16 июля - М.: 1968. -С. 1.
325. Большой успех // Ленинградская правда. Газета. № 172, 23 июля - Л.: 1968. -С. 3.
326. Новые лауреаты // Советская культура. Газета. № 86, 23 июля - М.: 1968. -С. 1.
327. Музыкальное лето Варны / Новик М. // Огонёк. Журнал. № 31, июль - М.: 1968. - С. 31.
V Международный балетный конкурс в Варне
328. Наши международные конкурсы // Советская музыка. Журнал. № 2, февраль-М.: 1970.-С. 129-130.
329. Пятый международный конкурс в Варне // Правда. Газета. № 203, 22 июля -М.: 1970 №203, С. 5
330. Лауреаты конкурса в Варне // Ленинградская правда. Газета. № 174, 26 июля-Л.: 1970.-С. 3.
331. Звезды балета / Звягина С. // Советская культура. Газета. № 90, 30 июля -М.: 1970.-С. 1 .
332. Конкурс танца в Варне/Львов-Анохин Б. //Театр. Журнал. № 2-М.: 1971. -С. 147-152.
VI Международный балетный конкурс в Варне
333. Конкурс поклонников Терпсихоры // Вечерний Ленинград. Газета. № 93, 20 апреля - Л.: 1972. - С.З.
334. Международный конкурс артистов балета // Театральный Ленинград. Журнал.№ 20, 18-24 мая-Л.: 1972.-С. И.
335. Конкурс наследников Терпсихоры / Паниев Н. // Известия. Газета. № 162, 12 июля - М.: 1972. - С. 4.
336. Варна - балетная страна / Паниев Н. // Советская культура. Газета. № 85, 15 июля-М.: 1972.-С. 1.
337. Варна: Балет-72 / Авдеенко А. // Неделя. Газета. № 29, 17-23 июля - М.: 1972.-С. 4.
338. Репортаж с IV Международного конкурса балета / Агафонова Т. // Комсомольская правда. Газета. № 167, 19 июля-М.: 1972. - С. 3.
339. Мажорный аккорд / Авдеенко А. // Неделя. Газета. № 30, 24-30 июля - М.: 1972.-С. 11.
340. Репортаж с IV Международного конкурса балета / Агафонова Т. // Комсомольская правда. Газета. №172, 25 июля - М.: 1972. - С. 3.
341. Названы лауреаты // Ленинградская правда. Газета. № 173, 26 июля - Л.: 1972.-С. 4.
342. Репортаж с IV Международного конкурса балета / Агафонова Т. // Комсомольская правда. Газета. № 173, 26 июля - М.: 1972. - С. 3.
343. Успех уральской балерины / Анохина М. // Правда. Газета. № 210, 28 июля -М.: 1972.-С. 6.
344. Лауреаты балета / Данилова 3. // Вечерняя Москва. Газета. № 176, 29 июля -М.: 1972-С. 3.
345. Как выигрывают конкурсы / Авдеенко А. // Неделя. Газета. №31,31 июля-6 августа-М.: 1972.-С. 16.
346. Уроки Варны / Луцкая Е. // Московский комсомолец. Газета. № 231
1 октября - M.: 1972. - С. 4.
347. Варна, шестой балетный / Абаджиев А. // Музыкальная жизнь. Журнал. № 19, октябрь-М.: 1972.-С. 16-17.
VII Международный балетный конкурс в Варне
348. Мир в нескольких строках // Советская культура. Газета. № 95, 27 ноября -М.: 1973.-С. 7.
349. Мир в нескольких строках // Советская культура. Газета. № 32, 19 апреля -M.: 1974.-С. 7.
350. Балетные смотрины/Авдеенко А. //Известия. Газета. № 161,11 июля-М.: 1974.-С. 4.
351. Тур второй / Авдеенко А. // Известия. Газета. №163,13 июля - M. : 1974. -С.З.
352. Лауреаты известны / Авдеенко А. // Известия. Газета. № 173, 24 июля - М.: 1974.-С. 6 .
353. Победители названы // Советская культура. Газета. № 60, 26 июля - М.: 1974.-С. 7.
354. Возвратились с победой // Вечерняя Москва. Газета. № 174, 27 июля - М.: 1974.-С. 5.
355. Награда советскому танцу // Вечерняя Москва. Газета. № 201, 28 июля - М.: 1974.-С. 1.
356. Воспоминания о Варне / Авдеенко А. // Неделя. Газета. № 32, 5 -11 августа -M.: 1974.-С. 14-15.
357. Мечтать! // Советская Россия. Газета. № 208, 5 сентября - М.: 1974. - С. 4
358. Лауреаты Варны // Советский артист. Газета. № 26, 6 сентября - М.: 1974. -С. 2.
359. Варна, год 1974-й / Варламов А. // Советский артист. Газета. № 28, 20 сентября - М.: 1974. - С. 2.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.