Социально-политические взгляды Г.Д. Торо: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.01, кандидат социологических наук Жирнов, Петр Олегович
- Специальность ВАК РФ22.00.01
- Количество страниц 181
Оглавление диссертации кандидат социологических наук Жирнов, Петр Олегович
Введение.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы Г.Д. Торо к анализу социально-политических процессов американского общества.
§1 Общественно-исторические предпосылки и теоретико-методологические основания социальнополитического учения Г.Д. Торо.
§2 Гражданское неповиновение как инструмент созидания справедливого общества.
Глава 2. Актуализация социально-политических воззрений Г.Д. Торо в современных условиях.
§1 Идеи Г.Д. Торо в контексте современной общественно-политической мысли.
§2 Практика гражданского неповиновения в социально-политических процессах современности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК
Власть и оппозиция: конфликтно-дискурсный анализ: Теория, история, методология2005 год, доктор политических наук Тимофеева, Лидия Николаевна
Ненасилие в культуре современного российского общества2008 год, кандидат философских наук Вшивцева, Людмила Николаевна
Политические и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России2004 год, доктор политических наук Андронова, Ирина Владимировна
Государство и общество в системе взглядов Джона Дьюи2003 год, кандидат исторических наук Шемякина, Ирина Валерьевна
Взаимодействие гражданского общества и государства в современной России: опыт, ведущие тенденции, перспективы2007 год, кандидат политических наук Городнина, Ольга Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-политические взгляды Г.Д. Торо: социологический анализ»
Развитие современной отечественной социологической науки происходит в условиях сложных социальных преобразований, нацеленных на формирование в России правового государства и гражданского общества. Эти процессы сопровождаются ростом социального самосознания и политической активности граждан. Драматические события истории отечества конца 80-х - начала 90-х годов отчетливо показали, что именно высокая гражданская активность стала той массовой политической силой, которая привела к разрушению авторитаризма и расчистила почву для становления новой, демократической России. Будущее начатых демократических преобразований, поступательное решение задач становления правового государства и гражданского общества в нашей стране в немалой степени зависит от способности политической власти направить эту мощную общественную стихию в позитивное, созидательное русло. Важнейшими шагами в этом направлении призваны стать выработка новой национальной идеи и строительство массовых политических партий, способных воспитать политически зрелых и ответственных членов гражданского общества.
Социально-политические реалии постсоциалистического общества таковы, что представители различных слоев общества неизбежно вступают в конфликты между собой и с государством по разнообразным вопросам социального, политического и экономического характера. В этих условиях одной из типичных форм современного социального и политического конфликта является гражданское неподчинение, способное принимать как стихийный, так и организованный характер.
В контексте осуществляемых в России, бывших союзных республиках и странах социалистического лагеря демократических преобразований весьма актуальным является научный анализ социально-политических воззрений выдающегося американского мыслителя Генри Дэвида Торо (1817-1862), которого по праву можно считать основоположником современной концепции гражданского неповиновения.
Научный анализ концептуальных основ современных теории и практики гражданского неповиновения невозможен без обращения к социально-политическому наследию Генри Дэвида Торо. Именно он впервые в истории общественно-политической мысли раскрыл созидательную сущность ненасильственного гражданского неповиновения, показал его роль в качестве эффективного политического инструмента созидания гражданского общества. В эпоху новейшей истории гражданское неповиновения стало одним из наиболее эффективных средств социально-политической борьбы.
Творчество этого выдающегося мыслителя весьма многогранно и неоднородно по своему содержанию, и представляет собой большое количество политических эссе, статей и один большой роман - «Уолден, или жизнь в лесу», в котором наиболее ярко раскрываются социально-политические воззрения данного мыслителя. Теоретическое и практическое наследие Г.Д. Торо оказали мощное созидательное влияние на американскую культуру1, на формирование и воплощение на практике социально-политических теорий М.М. Ганди и M.JI. Кинга, ко
1 См.: Огурцов А.П. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы Философии. № 8. М.: Наука, 1992. С. 7. торые довели этот инструмент социально-политической борьбы до совершенства. Идея гражданского неповиновения, выдвинутая Г.Д. Торо, до сих пор вдохновляет многих политических активистов к сознательной, гражданской активности, подтверждающей и проверяющей демократический уклад и образ жизни.
Следует констатировать, что социально-политическое учение Г.Д. Торо мало изучено в отечественной социологии. Имя Г.Д. Торо даже не упоминается ни в одном из русскоязычных справочных изданий по социологии и политологии. В России Торо известен как литератор и, сравнительно мало как философ, социолог и политолог. Такое положение дел можно объяснить господствовавшей в Советском Союзе коммунистической идеологией и потенциальной опасностью теоретических выводов и убеждений данного автора для правящего режима, а также недоступностью его публицистических произведений для русскоязычного читателя. Вышеуказанные обстоятельства позволяют понять, почему отдельные аспекты социально-политического учения Г.Д. Торо в советской науке затрагивались лишь в немногочисленных исследованиях2.
В советском литературоведении основательное исследование влияния литературного наследия Т.Д. Торо на творчество JI.H. Толстого было проведено Н.К. Гудзием3. Интересный ли
2Торо, Толстой, Ганди, Эмерсон. Новые пророки. СПб.: Алатейя, 1986.; Мартышин О.В. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди // Принципы ненасилия. М.: Прогресс, 1991.
3 Гудзий Н.К. Толстой и Торо. Русско-европейские литературные связи. M.-JI., 1966. тературоведческий анализ творчества Торо был осуществлен А.И. Старцевым4.
В отечественной науке наиболее значительное исследование трансцендентализма - американского философского и литературного направления, в рамках которого работал Г.Д. Торо, и творчества этого мыслителя, было проделано Н.Е. Покровским5, работы которого получили известность не только в России, но и за рубежом. Следует также отметить весомый вклад А.А. Гусейнова и Б.Г. Капустина в выработку научного понимания феноменов насилия и ненасилия6.
На Западе, и особенно, в Америке, на родине выдающегося мыслителя, интерес к жизни и творчеству Г.Д. Торо неизмеримо выше. Имя этого выдающегося мыслителя занимает почетное место в зале американской славы и должно быть известно каждому гражданину США. В западной научной мысли насчитывается более десяти тысяч статей и монографий, посвященных жизни и творчеству этого замечательного мыслителя, внесшего выдающийся вклад в развитие мировой литературы, философии, социологии и политологии. Особое место в этой плеяде ученых принадлежит главному биографу и наиболее из
4 Старцев А.И. Генри Торо и его "Уолден" // От Уитмена до Хемингуэя. М., 1972.
5 Покровский Н.Е. Америка потерянная и обретенная // Ральф Эмерсон, Генри Торо. М.: Художественная литература, 1986; Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1989; Покровский Н.Е. Высшие законы Генри Дэвида Торо // Высшие законы. М.: Издательство «Республика», 2001.
6 Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы Философии. №6. М.: Наука, 1994; Гусейнов А.А. Возможно ли моральное оправдание насилия? // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 2004; Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004; Капустин Б.Г. К понятию политического насилия // Полис. 2003, №6. вестному и плодовитому исследователю творчества Г.Д. Торо -Уолтеру Гардингу. Он посвятил всю свою жизнь изучению и систематизации наследия Торо и является автором и редактором большого количества монографий и статей7, посвященных этому великому американскому мыслителю XIX века.
Объектом наиболее пристального внимания исследователей является концепция гражданского неповиновения, разработанная Г.Д. Торо в середине XIX века. «Открытие» Т.Д. Торо в качестве социолога и политолога в Америке приходится на начало XX века. С этого времени личность мыслителя привлекает всевозрастающее внимание ученых и политиков. Популярность Торо достигла своего пика в первой половине 1960-х годов, когда творческое наследие основоположника концепции гражданского неповиновения было воспринято и задействовано Мартином Лютером Кингом в борьбе темнокожих американцев против расовой сегрегации. Противники войны во Вьетнаме эффективно использовали тактику гражданского неповиновения в качестве орудия противодействия агрессивной оккупационной политики США.
К настоящему времени в американской научной мысли накопилось большое количество работ, посвященных моральным и философским детерминантам творчества Г.Д. Торо и его биографии. По нашему мнению, заслуживают внимания труды следующих ученых, исследующих данный аспект творчества Торо:
7 Harding W. The Days of Henry Thoreau. N.-Y.: Knopf, 1965; Henry David Thoreau // A Profile. N.-Y.: Hill and Wang, 1971; Henry David Thoreau's Walden and Civil Disobedience, a Study Guide. Bound Brook, NJ:v Shelley, 1962; Thoreau: A Century of Criticism. Dallas: Southern Methodist University Press, 1954; Thoreau As Seen by His Contemporaries. N.-Y.: Dover Publications, 1989; A Thoreau Handbook. N.-Y.: New York University Press, 1959.
К. Гайета, П. Беллиса, Р. Борста, А. Таубера, Р. Ричардсона, Г. Солта, JI. Уолс, С. Ворли8.
Социально-политические аспекты творчества Генри Торо подвергаются изучению в работах П. Аббота, X. Арендт, В. Бу-ранелли, Д. Катеба, М. Мейера, Н. Розенблюм, X. Бедау, Б. Уо-кера9.
Весомым аргументом в пользу изучения социально-политического учения Г.Д. Торо является широкое распространение в мировой политической практике заранее спланирован
8 Bellis P. J. Writing Revolution: Aesthetics and Politics in Hawthorne, Whitman, and Thoreau. Athens: U of Georgia P, 2003; Borst R. R. The Thoreau Log: A Documentary Life of Henry David Thoreau, 1817-1862. New York: G. K. Hall, 1992; Bridgeman R. Dark Thoreau. Lincoln: University of Nebraska Press, 1982;Gayet C. The intellectual development of Henry David Thoreau. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 198 l;LebeauxR. Young Man Thoreau. University of Massachusetts Press, 1977; Richardson R.D., Jr. Henry Thoreau: A Life of the Mind. Berkeley: University of California Press, 1987; Salt H.S. The Life of Henry David Thoreau. London: Richard Bentley & Sons, 1890; Tauber A. Henry David Thoreau and the moral agency of knowing. Berkley: University of California Press, 2001; Walls L.D. Seeing new worlds: Henry David Thoreau and the Nineteenth-century science. Madison: University of Wisconsin Press, 1995; Worley S.M. Emerson, Thoreau, and the Role of the Cultural Critic. Albany, N.-Y.: State University of New York P, 2001.
9 Abbot P. Henry David Thoreau, the state of nature, and the redemption of liberalism // The journal of politics 47 (1985); Arendt H. Civil disobedience // Crises of the Republic. N.-Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1969; Bedau H.A. Civil disobedience: theory and practice. N.-Y.: Pegasus, 1969; Buranelli V. The case against Thoreau // Ethics 67; Kateb G. The inner ocean: Individualism and democratic culture. Ithaca: Cornell UP, 1996; Meyer M. Several more lives to live: Tho-reau's political reputation in America. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1977; Rosenblum N. Thoreau's militant conscience //Political theory 9. 1981; Rosenblum N. Another Liberalism: Romanticism and the reconstruction of liberal thought. Cambridge: Harvard University Press, 1987; Walker B. Thoreau on democratic cultivation // Political theory 29 (2001); Worley S.M. Emerson, Thoreau and the role of the cultural critic. Albany: State University of New York Press, 2001. ных так называемых «бархатных» революций. Высокое количество ненасильственных гражданских протестов за последние двадцать лет в немалой степени связано с деятельностью наиболее известного современного теоретика ненасильственной борьбы - Д. Шарпа. Изучив в 50-е годы 20-го столетия концепции гражданского неповиновения Генри Торо и Махатмы Ганди10, Джин Шарп окончательно перевел ненасильственное гражданское неповиновение из сферы морали и религии в сферу политики. Он превратил ненасильственное сопротивление в эффективную политическую технологию смены неугодных администрации США политических режимов. В настоящее время Д. Шарп возглавляет институт Альберта Эйнштейна в Бостоне, осуществляющий финансовую, идеологическую, а также теоретико-практическую поддержку оппозиционных сил во многих странах мира.
Начиная с 1990-х годов в отечественной социологической, политической и философской мысли значительно возрастает интерес к изучению демократического общества и его институтов, одним из которых в западной политической культуре можно по праву считать гражданское неповиновение. Обращение в данном диссертационном исследовании к работам отечественных обществоведов, таких как: О.В. Артемьева, В. Качоха, Н.А. Корольков, Е.Г. Цветкова, В.Б. Киселев, С.Н. Фролов,
A.Н. Медушевский, В.И. Пантин, М.Т. Степанянц, B.C. Степин,
B.Н. Толстых и др., продиктовано задачами методологического анализа демократических политических институтов и граждан
10 Мейсан Т. Институт Альберта Эйнштейна: отказ от применения насильственных методов в версии ЦРУ // www.voltairenet.org/article 1288 80.html. ского неповиновения как эффективного инструмента созидания и совершенствования гражданского общества11.
При работе над диссертационным исследованием автором были использованы англоязычные тексты работ Г.Д. Торо, так как опубликованные в России их переводы, носят купированный и, по нашему мнению, местами неадекватный характер.
Целью диссертационной работы является исследование социально-политических взглядов Т.Д. Торо, исторического возрастания актуальности разработанной им концепции гражданского неповиновения и возможности ее применения в современной России.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: анализ исторических условий и идейных предпосылок формирования мировоззрения Торо; выявление содержания, идейной и гражданской ориентации его научной и общественно-политической деятельности;
11 Артемьева О.В. Демократия в России и Америке // Вопросы Философии. № 6. М.: Наука, 1996; Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы Философии. № 9. М.: Наука, 2000; Корольков Н.А., Цветкова Е.Г., Киселев В.Б., Фролов С.Н. Современная Россия: стабильность или застой? // Власть. №2,2006; Лапкин В.В., Култыгин В.П., Кузнецов А.Г. Общая социология. М.: Научная Книга, 2004; Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинским и российским массовым сознанием // Полис. №1,2005; Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 1993; Симонян Р. Грузия, Украина. Далее везде? //Власть. 2005, №1; Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 1996; Степин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы Философии. № 10. М.: Наука, 1996. раскрытие философско-социологической основы учения Г.Д. Торо о справедливом обществе; обобщение его идей о путях совершенствования представительной демократии; анализ влияния социально-политических воззрений Торо на формирование и практическое воплощение современных концепций гражданского неповиновения.
Объектом исследования является идейное наследие выдающегося американского мыслителя и художника слова XIX столетия Т.Д. Торо.
Предметом исследования выступают социально-политические аспекты мировоззрения и творческой деятельности Г.Д. Торо, оказавшие деятельное влияние на формирование современной теории и практики гражданского неповиновения.
Для решения теоретических и методологических задач данного исследования необходимо в должной мере изучить источники формирования социально-политического учения Т.Д. Торо и проанализировать концептуальные положения и выводы, которые содержатся как в работах самого выдающегося американского мыслителя, так и в творчестве его современников-единомышленников и коллег-трансценденталистов.
Методологической основой исследования послужили сравнительно-исторический, аксиологический, функциональный и генетический методы. Сравнительно-исторический анализ позволил раскрыть взаимосвязь изучаемого духовного явления с конкретными историческими процессами развития американского общества в середине XIX столетия. Научному пониманию сущности социально-политических взглядов Т.Д. Торо, источников их формирования и взаимоотношений с другими идейными течениями способствовало применение аксиологического, функционального и генетического методов. Формирование целостного представления о социально-политических воззрениях Г.Д. Торо осуществлялось на основе комплексного социологического подхода, позволяющего прийти к адекватному пониманию и осмыслению наследия выдающегося мыслителя и художника слова.
В качестве основных источников данного диссертационного исследования послужили, прежде всего, литературные и публицистические произведения самого Т.Д. Торо, его соратников по трансцендентальному клубу и идейных последователей - М. Ганди и M.-JL Кинга. Диссертантом были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных литературоведов, социологов, политологов и философов, в которых рассматриваются теоретические и практические аспекты проблемы совершенствования институтов демократии, созидания справедливого общества, получившей оригинальное решение в творчестве выдающегося американского мыслителя и художника слова. Учитываются также материалы дискуссий на страницах научной периодики и интернет-сайтах по вопросам применения политической оппозицией гражданского неповиновения в качестве метода политической борьбы и «революционного» преобразования в государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена постановкой проблемы, не получившей обстоятельного изучения в отечественной общественно-политической научной мысли. Впервые на диссертационном уровне проведено исследование социально-политических взглядов Г.Д. Торо, его социологической концепции справедливого общества, а также оказанного влияния на развитие общественно-политической мысли и практики. Проанализирована роль Г.Д. Торо в качестве основоположника современной концепции гражданского неповиновения.
Конкретные элементы научной новизны исследования состоят в следующем: в научный оборот введен ряд малоизвестных в России работ Г.Д. Торо, посвященных социально-политическим вопросам и содержащим важные теоретические выводы, выявлена и обоснована органическая взаимосвязь разработанной этим выдающимся мыслителем концепции гражданского неповиновения с его эстетическими, религиозно-философскими, этическими, историческими и культурологическими взглядами; выявлены теоретические представления Г.Д. Торо г о месте и роли индивида в системе общественно-политических отношений гражданского общества, и его моральных и политических обязанностях в условиях правового государства; раскрыты концептуальные основы социально-политического феномена гражданского неповиновения и показана роль Г.Д. Торо в качестве основоположника научной концепции гражданского неповиновения; показана преемственность теории и практики политической борьбы таких выдающихся деятелей в истории XX века, как М. Ганди и M.J1. Кинг, по отношению к теории гражданского неповиновения Г.Д. Торо; показано влияние учения о гражданском неповиновении Г.Д. Торо на развитие современных концепций и политическую практику гражданского неповиновения; определен вклад социально-политических взглядов Г.Д. Торо в становление и развитие института гражданского неповиновения в США и других странах мира, раскрыто значение социологической публицистики Г.Д. Торо для совершенствования институтов демократии, становления правового государства, а также идеологической борьбы против имморализма в политике.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Задачи становления гражданского общества в современной России требуют углубленного социологического анализа социально-политического феномена гражданского неповиновения, которое в условиях правового государства является одним из наиболее действенных и гуманных средств разрешения конфликтов между обществом и государственной властью, предоставляя индивидам возможность публичного выражения своей гражданской позиции.
2. Уяснение сущности и содержательных компонентов феномена гражданского неповиновения невозможно без обращения к социально-политическому наследию выдающегося американского мыслителя Г.Д.
Торо, которого можно по праву считать основоположником современной концепции гражданского неповиновения. На основе конкретно-исторического анализа и объективного исследования современной ему американской демократии Г.Д. Торо разрабатывает в своих трудах, обосновывает и применяет на практике свою собственную систему политической и социальной борьбы, которую он называет «сопротивлением гражданскому правительству», снискавшую историческую известность как «гражданское неповиновение». Значительное влияние на формирование мировоззрения Г.Д. Торо оказали идеи древнекитайских философов Конфуция и Jlao-Цзы, моральная философия Иммануила Канта, теория общественного договора Ж.Ж. Руссо, а также взгляды главы американского философско-литературного движения трансцендентализма - Р.У. Эмерсона.
3. Г.Д. Торо принадлежит заслуга морального обоснования необходимости применения гражданского неповиновения в целях противодействия несправедливой политике правительства и совершенствования институтов демократического общества. Выдающийся американский мыслитель впервые в истории социально-политической мысли и практики разработал и применил учение, обосновывающее приоритет моральных обязанностей каждого индивида по отношению к его институциональным обязанностям. Г.Д. Торо характеризовал индивида в качестве единственного источника и носителя нравственного авторитета власти, считая, что политическая власть выступает продолжением именно моральной власти индивидов, а не правил, законов, традиций или учреждений. Придерживаясь вышеуказанных взглядов, мыслитель считал, что гражданское правительство всегда должно выступать лишь средством достижения определенной цели, то есть справедливости. Это учение заложило концептуальные основы теории и практики гражданского неповиновения.
4.В работах Г.Д. Торо показаны действительные и потенциально слабые стороны демократии и намечены пути их преодоления. Основным объектом его критики выступает несправедливый характер мажоритарной политической системы, в условиях которой главным условием победы тех или иных политических кандидатов является не их правота, а лишь физическое превосходство большинства избирателей. Генри Торо считал, что выборы представителей народа отвращают индивидов от их собственного понимания добра и справедливости и снимают с них моральную ответственность за судьбу общества.
5. Теория гражданского неповиновения Г.Д. Торо оказала неоценимое и деятельное влияние на становление и развитие концепций ненасильственного сопротивления М. Ганди и M.-JI. Кинга. Г.Д. Торо снискал известность в качестве основоположника теории и практики гражданского неповиновения во многом благодаря массовым политическим движениям Ганди и Кинга, которые заимствовали многие теоретические аспекты его учения, оправдывающего и обязывающего индивида оказывать сопротивление репрессивному и несправедливому правительству, а также сами основы тактики ненасильственной борьбы.
6. Практические и теоретические аспекты социально-политического учения Торо заложили основы современных социально-политических концепций и практики гражданского неповиновения. Во многом благодаря вкладу Генри Дэвида Торо тезис о естественном праве индивида противодействовать тоталитарному и авторитарному угнетению настолько прочно укоренился в демократическом правовом и политическом сознании, что не нуждается в новых доказательствах.
Научно-практическая значимость полученных результатов определяется, прежде всего, их актуальностью в плане исследования социально-политических механизмов формирования и становления стабильного государства и зрелого гражданского общества в России, а также возможностью их использования в целях преодоления негативных социально-политических явлений.
Материалы диссертации могут быть полезными в научно-педагогической деятельности, в преподавании курсов общей социологии, истории социологии, социологии политики, политологии, конфликтологии, при чтении спецкурсов по методологии социологии, политической конфликтологии и политическим технологиям.
Результаты исследования обсуждались на аспирантских научно-теоретических семинарах, заседаниях кафедры правовой социологии и психологии СЮИ МВД РФ, научных конференциях социологического факультета Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского в 2006 и 2007 году. Основные положения диссертации изложены автором в 4-х публикациях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой правовой социологии и психологии СЮИ МВД РФ.
Цель и основные задачи, поставленные в диссертационном исследовании, определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методология и история социологии», 22.00.01 шифр ВАК
Политическая философия Джона Дьюи и проблемы формирования гражданского общества2011 год, кандидат политических наук Белоцветова, Екатерина Михайловна
Политико-правовые стратегии формирования институтов российского гражданского общества2009 год, кандидат юридических наук Малько, Станислав Викторович
Теория гражданского общества и его становление в России2006 год, кандидат исторических наук Макшаева, Евгения Николаевна
Гражданское общество: социально-философское содержание понятия и его применение к социальной действительности России2008 год, кандидат философских наук Папырин, Дмитрий Игоревич
Символы и ритуалы в политических процессах в США: традиции и современность: Феномен "гражданской религии"2000 год, кандидат политических наук Легойда, Владимир Романович
Заключение диссертации по теме «Теория, методология и история социологии», Жирнов, Петр Олегович
Заключение
В проведенном диссертационном исследовании осуществлен научный анализ общественно-политической и публицистической деятельности Г.Д. Торо, позволяющий охарактеризовать этого выдающегося американского мыслителя в качестве последовательного и непримиримого противника рабства и несправедливой политики государства.
Диссертантом предпринимается попытка раскрыть сущностные характеристики социально-политических воззрений Т.Д. Торо, которые формировались в условиях становления институтов американской демократии и ожесточенной борьбы между сторонниками и противниками рабства. В работе показано, что значительное влияние на формирование социально-политических взглядов Т.Д. Торо оказали учение Платона, идеи древнекитайских философов Конфуция и Jlao-Цзы, моральная философия И. Канта, теория общественного договора Ж.Ж. Руссо, а также взгляды Р.У. Эмерсона - главы американского философско-литературного движения под названием трансцендентализм.
В трудах Т.Д. Торо представлен полный и беспристрастный анализ современных мыслителю идеологических течений и политических тенденций, показаны реально и потенциально слабые стороны мажоритарной политической системы. Весьма впечатляет проделанная Торо последовательная характеристика демократического режима как силы, ставящей задачи развития и соблюдения демократии выше прав человека. Критически относясь к демократии, Т.Д. Торо, тем не менее, рассматривал ее в качестве наиболее гуманного из когда-либо существовавших в истории политических режимов.
Торо критикует демократию за ее безответственное принуждение граждан к выполнению создаваемых ею самою институциональных обязательств, которые изначально призваны воплощать справедливость, но, фактически этого не делают. Демократия, по мнению Торо, искажает смысл добропорядочного поведения, заставляя граждан повиноваться «справедливости», носители которой были избраны посредством выборов или назначены законодательными актами представителей народа. В результате такой подмены при определенных условиях справедливость на деле может оказаться несправедливостью.
На протяжении всей своей жизни Г.Д. Торо твердо отстаивал идею морального и политического приоритета индивидуальной совести по отношению к государству, обществу и различным общественным объединениям. Торо рассматривает индивида в качестве единственного источника и носителя нравственного авторитета власти. С этой точки зрения, политическая власть выступает продолжением именно моральной власти индивидов, а не правил, законов, традиций или учреждений. Отдавая приоритет индивидуальной совести и морали индивида, Торо считает, что именно индивид должен использовать общество в своих целях, а не наоборот. Руководствуясь своим личным опытом, Генри Дэвид Торо формирует качественно новый тип политического поведения, основанный на компромиссе индивида с обществом и собственной совестью.
На основе скрупулезного исследования современной ему американской демократии Г.Д. Торо разрабатывает, обосновывает и применяет на практике свою собственную систему политической и социальной борьбы, которую он называет «сопротивлением гражданскому правительству». Именно этому выдающемуся мыслителю принадлежит заслуга морального обоснования необходимости и допустимости применения гражданского неповиновения в целях противодействия несправедливой политике правительства и совершенствования институтов демократического общества.
В работе показано созидательное влияние практических и теоретических аспектов теории гражданского неповиновения, разработанной Торо, на развитие и воплощение концепций ненасильственного сопротивления М. Ганди и M.-J1. Кинга и на современные реалии социально-политической практики.
Отмечая значительное влияние концепции гражданского неповиновения, разработанной Т.Д. Торо, на социально-политические процессы XX и нынешнего веков, следует отметить, что идейные преемники Торо заимствовали и реализовали отнюдь не все идеи учения Торо, а сконцентрировались, в основном, на практических аспектах его концепции гражданского неповиновения.
Социально-политическое учение Т.Д. Торо внесло весомый вклад в развитие научного понимания общественно-политической жизни. Проделанная мыслителем критика современной ему демократии содержит продуктивный анализ сложных взаимоотношений между верностью морали и гражданскими обязанностями индивидов и создает условия для преодоления негативных последствий демократии - моральных компромиссов, повышения рациональности и выгодности за счет справедливости, недостаточной надежности представительной системы управления государством. Выделяя в качестве ключевой проблему морального обоснования политики, Торо, по сути, заявляет, что в качестве приоритетов должны рассматриваться отнюдь не политические институты, а индивиды, интересам которых и должны служить последние. Таким образом, уже сама постановка вопроса о том, как лучше руководить политической и личной жизнью индивидов закладывает основу нетрадиционного с точки зрения западной науки исследования общественно-политической жизни.
Развитие современных демократических процессов во многом определяется теоретическим знанием и эмпирическим опытом, накопленным за всю историю существования демократических институтов. Научное понимание и вдумчивое использование данного опыта может во многом облегчить решение проблемы созидания в современной России гражданского общества и правового государства, а также избежать повторения ошибок, допущенных западными демократиями в ходе своего развития.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что научное наследие Т.Д. Торо существенно обогатило социологическую науку. Как мы пытались показать, его социально-политические идеи обладают существенной теоретической и практической значимостью.
Автор отнюдь не претендует на исчерпывающее освещение темы. Научное наследие Т.Д. Торо многогранно. Дальнейшего специального исследования заслуживают, на наш взгляд, изучение влияния социально-политических воззрений Торо на становление института гражданского неповиновения в условиях современной западной демократии и на формирование современных политических технологий, основанных на применении ненасильственного гражданского неповиновения.
Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Жирнов, Петр Олегович, 2007 год
1. Артемьева О.В. Демократия в России и Америке // Вопросы Философии. № 6. М.: Наука, 1996.
2. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. СПб.: Terra Fantastica, 2004.
3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.
4. Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы Философии. №3. М.: Наука, 1992.
5. Ганди М.К. Хинд сварадж // Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969.
6. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991.
7. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Том 2. М.: Мысль, 1991.
8. Гудзий Н.К. Толстой и Торо. Русско-европейские литературные связи. М.-Л., 1966.
9. Гусейнов А.А. Возможно ли моральное оправдание насилия? // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 2004.
10. Гусейнов А.А. Моральная демагогия как форма апологии насилия // Вопросы Философии. №5. М.: Наука, 1995.
11. Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы Философии. №6. М.: Наука, 1994.
12. Дао дэ цзин. «Книга пути и добродетели». Учение Лао-цзы // Гун Ч. Внутренние энергии в Тайцзи-Цюане. Киев, «София», 1996.
13. Доклад Британской Хельсинской группы по правам человека //www.russian.kiev.ua/archives/2004/0412/041209uptl .shtml.
14. Иванов Г. Голосование и справедливость: математический анализ. Власть №3, 2001.
15. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М.: Художественная литература, 1987.
16. Кант И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М., 1980.
17. Капустин Б.Г. К понятию политического насилия // Полис. 2003, №6.
18. Капустин Б.Г. Моральный выбор в политике. М.: КДУ: Изд-во МГУ, 2004.
19. Кара-Мурза С. Экспорт революции: Ющенко, Саакашви-ли.М.: Алгоритм, 2005.
20. Качоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы Философии. № 9. М.: Наука, 2000.
21. Кинг M.JI. Есть у меня мечта. М.: Наука, 1970.
22. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Ка-рамчанда Ганди. М.: Наука, 1969.
23. Конгрессмен Рон Пол: кампания Ющенко незаконно финансируется американским правительством // www.nr2.ru/policy/l 1288.html.
24. Корня А. «Пора» приближается // www.ng.ru/politics/2004-12-10/lpora.html.
25. Корольков Н.А., Цветкова Е.Г., Киселев В.Б., Фролов С.Н. Современная Россия: стабильность или застой? // Власть. №2, 2006.
26. Култыгин В.П., Кузнецов А.Г. Общая социология. М.: Научная Книга, 2004.
27. Кравченко И.И. Политика и мораль // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 1995.
28. Кучуради И. Справедливость социальная и глобальная // Вопросы Философии. № 9. М.: Наука, 2003.
29. Кынев А.В. Эффекты «Майдана»: политическая система Украины после кризиса 2004 года // Полис. №1, 2005.
30. Кэмпбелл Дж. Свобода и сообщество // Вопросы Философии. № 12. М.: Наука, 1992.
31. Лапкин В.В., Пантин В.И. Освоение институтов и ценностей демократии украинским и российским массовым сознанием // Полис. №1, 2005.
32. Лекторский В.А. Рациональность, критицизм и принципы либерализма // Вопросы Философии. № 10. М.: Наука, 1995.
33. Локк Д. Два трактата о правлении. Книга Вторая // Сочинения в трех томах. Том 3. М.: Наука, 1988.
34. Маркузе Г. Разум и революция. СПб.: Владимир Даль, 2001.
35. Мартышин О.В. Ненасильственное сопротивление Махатмы Ганди // Принципы ненасилия. М.: Прогресс, 1991.
36. Медушевский А.Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 1993.
37. Мейсан Т. Институт Альберта Эйнштейна: отказ от применения насильственных методов в версии ЦРУ // www.voltairenet.org/article 128880.html.
38. Молотков М. Как это делается: Организация и экономика "оранжевой революции": Репортаж ИА REGNUM из Киева // http://www.regnum.ru/news/373 890.html.
39. Нордау М. Вырождение. М.: Республика, 1995.
40. Огурцов А.П. Ненасильственные движения и философия ненасилия: состояние, трудности, перспективы (материалыкруглого стола») // Вопросы Философии. № 8. М.: Наука, 1992.
41. Ойзерман Т.И. Этикотеология Канта и ее современное значение // Вопросы Философии. №3. М.: Наука, 1997.
42. Ордешук П. Эволюция политической теории Запада и проблемы институционального дизайна // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 1994.
43. Покровский Н.Е. Америка потерянная и обретенная //
44. Ральф Эмерсон, Генри Торо. М.: Художественная литература,1986.
45. Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1989.
46. Покровский Н.Е. Высшие законы Генри Дэвида Торо // Высшие законы. М.: Издательство «Республика», 2001.
47. Покровский Н.Е. Новые горизонты или историческая западня, 1994 // www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/ 07/10/0000215451/013Diskussiipokrovskij.pdf.
48. Потокова Н.В. Агрессия США против Мексики 1846-1848. М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962.
49. Ратиани Г. Франция: одиннадцатое лето Пятой республики. М.: Издательство политической литературы, 1969.
50. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1994.
51. Рикер П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы Философии. №4. М.: Наука, 1996.
52. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995.
53. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.
54. Старцев А. И. Генри Торо и его "Уолден" // От Уитмена до Хемингуэя. М., 1972.
55. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопросы Философии. № 3. М.: Наука, 1996.
56. Степин B.C., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации // Вопросы Философии. № 10. М.: Наука, 1996.
57. Толковая Библия или комментарий на все книги святого писания Ветхого и Нового Завета. Новый Завет. Стокгольм, 1987.
58. Торо, Толстой, Ганди, Эмерсон. Новые пророки. СПб.: Алатейя, 1986.
59. Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997.
60. Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу. Казань: Издательство казанского университета, 1963.
61. Философия и политика (материалы круглого стола) // Вопросы Философии. № 1. М.: Наука, 1996.
62. Шарп Д. Гражданская оборона: Послевоенная система вооружений. Принстон, Нью-Джерси: Принстон Юниверсити Пресс, 1990.
63. Шарп Д. Политика ненасильственных акций. Бостон: Портер Сарджент, 1973.
64. Шарп Д. От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения. // www.psyfactor.org/lib/sharp.htm.
65. Шарп Д. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы Философии. № 8. М.: Наука, 1992.
66. Шуков В.А. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы Философии. №12. М.: Наука, 2001.
67. Эмерсон Р.У. Нравственная философия. М.: ACT, 2001.
68. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.
69. Abbot P. Henry David Thoreau, the state of nature, and the redemption of liberalism // The journal of politics 47, 1985.
70. Alcott A.B. The Journals of Bronson Alcott. Boston: Little, Brown and Company, 1938.
71. Arendt H. Civil disobedience // Crises of the Republic. N.-Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1969.
72. Atkinson B. Henry Thoreau, the cosmic yankee. N.-Y.: AA Knopf, 1927.
73. Bay C. Civil disobedience / International encyclopedia of the social sciences. Vol.2. N.-Y.: Macmillan, 1968.
74. Bedau H.A. Civil disobedience: theory and practice. N.-Y.: Pegasus, 1969.
75. Bellis P. J. Writing Revolution: Aesthetics and Politics in Hawthorne, Whitman, and Thoreau. Athens: University of Georgia Press, 2003.
76. Borst R. R. The Thoreau Log: A Documentary Life of Henry David Thoreau, 1817-1862. New York: G. K. Hall, 1992.
77. Bridgman R. Dark Thoreau. Lincoln: University of Nebraska Press, 1982.
78. Brown J.M. Gandhi and civil disobedience: The Mahatma in Indian Politics, 1928-1934. Cambridge University Press, 1977.
79. Buell L. The environmental imagination: Thoreau, nature writing, and the formation of American culture. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
80. Buranelli V. The case against Thoreau // Ethics 67.
81. Calverton V.F. The liberation of American literature. N.-Y.:Charles Scribner's Sons, 1932.
82. Cavell S. The senses of Walden. Chicago: University Of Chicago Press, 1992.
83. Chapman J.J. Emerson // The shock of recognition. New England Quarterly. Vol. 16, No. 3, 1943.
84. Cohen C. Civil Disobedience: Conscience, tactics and the law. N.Y.: Columbia UP, 1971.
85. Cowen T. Student Activists: Still a Strong Force // Christian Science Monitor. 27 March, 2001.
86. Davidson S. Hippie families on open land // Communes: creating and managing the collective lifestyle. N.-Y.: Harper and Row, 1973.
87. Deevay E.S., Jr. A re-examination of Thoreau's Walden // Quarterly Review of Biology. № 17, 1942.
88. Dewey J. Experience and nature. N.-Y.: W.W. Norton, 1929.
89. DeWolf L.H. Martin Luther King, Jr., as theologian // The Journal of the Interdenominational Theological Center 4. 1977.
90. Duyckinck E.A., Duyckinck G.L. Cyclopedia of American Literature, I, II / Ed. M. Laird Simons, 1855.
91. Dworkin R.M. Civil disobedience and nuclear protest // A matter of principle. Harvard University Press, 1985.
92. Dworkin R.M. Law's Empire. Cambridge MA: Harvard University Press, 1986.
93. Earle W. Some paradoxes of private conscience as a political guide // Ethics 80, 1970.
94. Emerson R.W. Compensation // Essays: First series // www.emersoncentral.com/compensation.htm.
95. Fairclough A. Was Martin Luther King a Marxist? // History Workshop Journal 15, 1983.
96. Fishburn P.C. The theory of social choice. Princeton: Princeton University Press, 1973.
97. Gandhi M.K. My Religion. Ahmedabad: Jivanji Dahyabhai Desai Navajivan Press, 1955.
98. Gandhi M.K. The Collected Works of Mahatma Gandhi, vol. 19. New Delhi: New Delhi Publications, 1958.
99. Gandhi M.K. The Collected Works of Mahatma Gandhi, vol. 61. New Delhi: New Delhi Publications, 1958.
100. Garrow D.J. The intellectual development of Martin Luther King, Jr.: The influences and commentaries // Union Seminary Quarterly Review 40, 1986.
101. Gayet C. The intellectual development of Henry David Thoreau. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 1981.
102. Godwin W. An Enquiry Concerning Political Justice, 1793.
103. Goodwin J. Thoreau and John Brown: Transcendental Politics // ESQ 25, 1979.
104. Goyal O.P. Studies in modern Indian political thought. Delhi: Kitab Mahal, 1964.
105. Habermas J. Civil disobedience: litmus test for the democratic constitutional state // Berkley Journal of Sociology, Vol. 30, 1985.
106. Hanigan J.P. Martin Luther King, Jr.: The shaping of the mind // Debate and Understanding № 1, 1974.
107. Harding W. The days of Henry Thoreau. N.-Y.: Alfred A. Knopf, 1965.
108. Harding W. Henry David Thoreau's Walden and Civil Disobedience, a Study Guide // Bound Brook. NJ: Shelley, 1962
109. Harding W., Bode C. The correspondence of Henry David Thoreau. Westport, Conn.: Greenwood Press, 1958.
110. Harding W. Henry David Thoreau // A Profile. N.-Y.: Hill and Wang, 1971.
111. Harding W. Thoreau: A Century of Criticism. Dallas: Southern Methodist University Press, 1954.
112. Harding W. A Thoreau Handbook. N.-Y.: New York University Press, 1959.
113. Harding W., Meyer M. The New Thoreau Handbook. N.-Y.: New York University Press, 1980.
114. Harding W. Thoreau As Seen by His Contemporaries. N.-Y.: Dover Publications, 1989.
115. Hazard L.L. The Frontier in American literature. N.-Y.: Thomas Y. Crowell Company, 1927.
116. Herzog D. Happy slaves: a critique of consent theory, 1989.
117. Howarth W.L. The Literary Manuscripts of Henry David Thoreau. Columbus: Ohio State University Press, 1974.
118. Jefferson T. The tree of liberty letter (to William Stevens Smith), November 13, 1787.
119. Fink S. Thoreau and his audience // The Cambridge companion to Henry David Thoreau. N.-Y.: Cambridge University Press, 1995.
120. Kateb G. The inner ocean: Individualism and democratic culture. Ithaca: Cornell UP, 1996.
121. Katz B.J. Civil disobedience and the First Amendment / UCLA Law Review, Vol. 32. April 1985.
122. King M.L.Sr. Daddy King: An autobiography. N.-Y., 1980.
123. King M.L. Letter from Birmingham Jail, April 16, 1963.
124. King M.L., Jr. Stride towards Freedom. N.-Y.: Harper & Brothers, 1958.
125. Lebeaux R. Young Man Thoreau. University of Massachusetts Press, 1977.
126. Ledewitz B. Civil disobedience, injunctions, and the First Amendment / Hofstra Law Review, Vol. 19. 1990.
127. Lerner M. Thoreau: No Hermit // Ideas Are Weapons. N.-Y.: Viking Press, 1939.
128. Lewis H.D. Obedience and conscience // Mind 54.127. Liberator. 7 July, 1854.
129. Macy J. The spirit of American Literature. N.Y.: Garden City, 1913.
130. Madden E. Civil disobedience and moral law in nineteenth-century American philosophy. Seattle: University of Washington Press, 1968.
131. Malcolm X. Nonviolence / Malcolm A to X: The man and his ideas. N.-Y.: Graf Publishers, 1992.
132. Matthiessen F. 0. American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman. N.-Y.: Oxford University Press, 1941.
133. Mencken H.L. Notes on Democracy. N.-Y.: Alfred A. Knopf, 1926.
134. Meyer M. Several more lives to live: Thoreau's political reputation in America. Westport, Conn.: Greenwood Press,1977.
135. Miller S.B. Radicalism Reborn// Christian Science Monitor. 30 August, 2001.
136. Muelder W.G. Philosophical and theological influences in the thought and action of Martin Luther King, Jr. // Debate and Understanding 1, 1977.
137. Murphy Y.G. Civil disobedience and violence. Belmont (CA),1978.
138. New-York Tribune. 2 August, 1854.
139. Paley W. Principles of Moral and Political Philosophy. London, 1804.
140. Parrington V.L. Main Currents in American thought. N.-Y.: Harcourt, Brace and Company, cl930.
141. Paul S. The shores of America (1958). Urbana: University of Illinois Press, 1972.
142. Perry L. Radical abolitionism: Anarchy and the government of God in antislavery thought. Ithaca: Cornell University Press, 1973.
143. Pitkin H. Obligation and consent III American Political Science Review 59, 1965.
144. Oates J.C. Introduction // The writings of Henry D. Thoreau. Walden. Princeton: Princeton University Press, 1989.
145. Oates S.B. Let the trumpet sound: The life of Martin Luther King, Jr. N.-Y.: 1982.
146. Oehlschlaeger F. Another Look at the Text and Title of Thoreau's 'Civil Disobedience' // ESQ 36, 1990.
147. Rawls J. Two Concepts of Rules // The Philosophical Review, № 64, 1955.
148. Rawls J. A theory of justice. Harvard University Press: Cambridge, MA, 1971.
149. Richardson R.D. Henry Thoreau: A Life of the Mind. Berkeley: University of California Press, 1987.
150. Richardson R.D. The social ethics of Walden // Critical essays on Henry David Thoreau's Walden. Boston: G.K. Hall, 1988.
151. Rosenblum N. Another Liberalism: Romanticism and the reconstruction of liberal thought. Cambridge: Harvard University Press, 1987.
152. Rosenblum N. Thoreau's militant conscience // Political theory № 9, 1981.
153. Salt H.S. The Life of Henry David Thoreau. London: Richard Bentley & Sons, 1890.
154. Sartre J.-P. Notebooks for an Ethics. Chicago: The University of Chicago Press, 1992.
155. Shanley J.L. The making of Walden with the text of the first version. Chicago: The University of Chicago Press, 1957.
156. Scharnhorst G. Henry David Thoreau: An annotated bibliography of comment and criticism before 1900. N.-Y.: Garland Publishing, 1992.
157. Schlesinger A.M. The American as Reformer. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1950.
158. Schuster E.U. Native American Anarchism: A Study of Left-Wing American Individualism // Smith College Studies in History, Vol. XVII. N.-Y.: AMS Press, 1932-1970.
159. Schwarz W. The ambiguities of resistance / Ethics, Vol. 87 No. 3, April 1977.
160. Sharp G. Making Europe Unconquerable : The Potential of Civilian-based Deterrence and Defense. Taylor & Francis, London, 1985.
161. Sharp G. The politics of nonviolent action. Boston: P. Sargent Publisher, MA, 1973.
162. Simmons D. Justification and legitimacy: Essays on rights and obligations. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
163. Simmons A.J. Moral Principles and Political Obligations. Princeton, 1979.
164. Smith D. An exegesis of Martin Luther King, Jr.'s social philosophy // Phylon 3 1, 1970.
165. Snyder G. Turtle Island. N.-Y.: New Directions, 1974.
166. Stoller L. After Walden: Thoreau's changing views on economic man. Stanford: Stanford University Press, 1957.
167. Symbolic Conduct // Columbia Law Review, Vol. 68. June 1968.
168. Tauber A. Henry David Thoreau and the moral agency of knowing. Berkley: University of California Press, 2001.
169. Thomas J.L. Romantic reform in America, 1815-1865 // American Quarterly 17, 1965.
170. Thoreau and the Danish Resistance // Thoreau in Our Season / Ed. John Hicks. Amherst: The University of Massachusetts Press, 1966.
171. Thoreau H.D. Journal, Volume 1: 1837-1844. Princeton: Princeton University Press, 1981.
172. Thoreau H.D. Journal, Volume 3: 1848-1851. Princeton: Princeton University Press, 1990.
173. Thoreau H.D. A plea for captain John Brown // www.gutenberg.org/dirs/etextO 1/apcjb 10.txt plea.
174. Thoreau H.D. On civil disobedience, 1848 // /www.gutenberg.org/files/71/71-h/71-h.htm----civil disobedience.
175. Thoreau H.D. Slavery in Massachusetts // www. sniggle. net/Experiment/index.php?entry=sim.
176. Thoreau H.D. The writings of Henry David Thoreau: Reform Papers / Ed. Wendell Glick. Princeton: Princeton University Press, 1973.
177. Thoreau H.D. Walden or Life in the Woods // www.gutenberg.org/dirs/etext95/waldn 10.txt ---walden.
178. Thoreau H.D. Walking// www.gutenberg.org/dirs/etext97/wlkngl O.txt----walking.
179. Thoreau H.D. Wild Apples// www.gutenberg.org/dirs/etext03/wldppl0.txt wild apples.
180. Tussman. Obligation and the body politic. N.-Y.: Oxford University Press, 1960.
181. Van Dusen L.H. Civil disobedience: Destroyer of Democracy // Writings and readings across the curriculum. Boston: Little, Brown and C°, 1985.
182. The variorum civil disobedience / Ed. W. Harding. N.-Y.: Twayne Publishers, 1967.
183. Wakin D.J. Arrest Me Please (But Jail? No Thanks). Rediscovering the Price of Protest // New York Times, 3 June, 2001.
184. Walker В. Thoreau on democratic cultivation // Political theory 29, 2001.
185. Walls L.D. Seeing new worlds: Henry David Thoreau and the Nineteenth-century science. Madison: University of Wisconsin Press, 1995.
186. Walzer M. Civil disobedience and corporate authority // Obligations: Essays on disobedience, war, and citizenship. Harvard University Press, Cambridge, MA, 1970.
187. Weberstuduies.weber.edu/archive/archive В Vol. 1116.1 /Vol. 14.3/14.3Lynch.htm.
188. Whitford P., Whitford K. Thoreau: pioneer ecologist and conservationist // Thoreau: A century of criticism. Dallas: Southern Methodist University Press, 1954.
189. Wolff R. M. In defense of philosophical anarchism // The philosophical quarterly 24, 1974.
190. Worley S.M. Emerson, Thoreau and the role of the cultural critic. Albany: State University of New York Press, 2001.
191. Zinn H. Disobedience and democracy. N.-Y.: Random House, 1968.
192. Zinn H. A people's history of the United States. N.-Y.: Harper Perennial, 1995.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.