Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Власова, Елена Ивановна

  • Власова, Елена Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 159
Власова, Елена Ивановна. Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Власова, Елена Ивановна

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания подростков.

§ 1. Проблемы духовно-нравственного воспитания детей в трудах отечественных педагогов.

§ 2. Психолого-педагогические особенности развития и ценностные ориентации современных школьников-подростков.

§ 3. Национальная традиционная культура как основа формирования духовно-нравственных ценностей современных подростков.

Выводы по главе .:.

ГЛАВА 2. Формирование духовно-нравственных ценностей у сельских подростков в условиях культурно-образовательного центра

§ 1. Организационная модель и этапы становления центра русской традиционной культуры.

§ 2. Возможности взаимодействия учреждений образования и культуры в сельской местности.

§ 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию духовно-нравственных ценностей у сельских подростков.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков»

В сложных современных условиях, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья нового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь.

В связи с этим становится очевидным, что от воспитания и образования подрастающего поколения зависит будущее России. Назрела жизненная необходимость усиления национальных интересов и традиций отечественной культуры в системе образования, что является одним из главных средств противостоять духовному обнищанию, национальной нивелированности.

Известно, что подростковый возраст связан с важным этапом процесса формирования духовно-нравственных ценностей личности и отличается противоречивостью в ходе ее становления и развития. В условиях деформации престижа знаний, нравственных идеалов, роста негативных явлений в подростковой среде (наркомания, алкоголизм, телемания, преступность, безнадзорность и т.п.), наряду с наступлением массовой культуры, коммерциализации и «вестернизацией» общества, особую значимость приобретает проблема приобщения к духовно-нравственным ценностям и традициям народа.

Социокультурная среда села характеризуется особой специфичностью (отсутствием учреждений культуры и дополнительного образования, скудостью технической базы и недостатком квалифицированных кадров и др.). Поэтому требуется обогащение этой среды, формирования таких социально-педагогических условий, включение в которые сделало бы жизнь школьников более содержательной, нравственно и эстетически насыщенной.

Особое место в системе российского образования принадлежит сельской общеобразовательной школе, имеющей исключительно важное значение в духовно-нравственном развитии социума современного села, так как именно сельская школа обладает большими возможностями организации педагогического процесса на основе использования богатого наследия традиционной культуры народа, его духовно-нравственных ценностей.

Научная разработанность проблемы. Духовная культура человека и ее развитие всегда были в центре внимания многих ученых.

Значительный вклад в решение этой проблемы внесли исследования выдающихся философов: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, И.А.Ильина, В.В.Зеньковского, А.Ф.Лосева, В.С.Соловьева.

Вопросы воздействия культуры на нравственно-эстетическое развитие человека рассматривались В.С.Библером, И.И.Зарецкой, Д.Б.Кабалевским, В.С.Кузиным, Б.Т.Лихачевым, М.Ф.Овсянниковым, В.Л.Скатерщиковым и др.

Проблемам нравственного воспитания посвящены труды многих выдающихся отечественных педагогов и деятелей народного образования, таких как П.П.Блонский, Л.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, С.А.Рачинский, М.М.Рубинштейн, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, И.Р.Свадковский и др.

Особый интерес представляют работы, посвященные возрождению традиций духовно-нравственного воспитания: Г.Н.Волкова, Н.Д.Никандрова, Т.И.Петраковой, М.Г.Тайчинова.

Значительный вклад в раскрытие проблемы воспитания средствами художественной культуры внесли работы, раскрывающие взаимодействия народного искусства и детского творчества, таких ученых, как М.А.Некрасова, В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, И.С.Збарский, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов и др.

Фундаментальные труды психологов А.Б.Ананьева, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Э.И.Ильенкова,

A.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, В.В.Рубцова, Д.И.Фельдштейна,

B.Д.Шадрикова, Б.Н.Ничипорова и др. дают представление о сложившихся взглядах на природу духовной культуры личности, об особенностях становления ценностных ориентаций подростков.

Научная разработка теории и практики воспитательных систем, проблем средового подхода, социокультурной среды находит свое место в работах таких ученых и педагогов-практиков, как Б.З.Вульфов, М.И.Новикова, В.А.Караковский, П.Д.Кузнецов, А.М.Сидоркина, Н.А.Селивановой и др.

Внимание к проблемам воспитания подрастающего поколения нашло отражение в ряде документов Министерства образования РФ («О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях» 24.05.1995; «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования»; 5.05.1996; «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг.» 18.10.1999 и др.).

В течение последнего десятилетия была развернута большая работа по приобщению детей и молодежи к ценностям христианской этики и морали, прежде всего, в системе дополнительного образования.

Между тем, наряду с очевидными достижениями в теории и практике духовно-нравственного воспитания средствами традиционной национальной культуры в современном образовании существует ряд противоречий: признание важности формирования духовно-нравственных ценностей и отсутствие соответствующего программно-методического обеспечения педагогов, работающих в этом направлении;

- с одной стороны, наблюдается тенденция к использованию этнокультурного компонента в программах образовательных учреждений, а с другой - недостаточно изучены традиционные духовно-нравственные и культурные ценности русского народа;

- понимание невозможности решить проблему формирования духовно-нравственных ценностей только в рамках основного образования, и в то же время продолжает существовать недостаточное взаимодействие образовательной учреждений с учреждениями дополнительного образования и культуры, особенно в сельской местности.

Кроме того, остается практически не изученной сфера формирования духовно-нравственных ценностей у сельских школьников, особенности работы с подростками в условиях села, возможности воздействия на них социокультурного окружения.

Стремление внести вклад в решение этих проблем продиктовало выбор темы исследования: «Социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков».

Проблема исследования была сформулирована следующим образом: соответствие социально-педагогических условий формированию духовно-нравственных ценностей у школьников села, решение которой составило цель данного исследования.

Объект исследования - процесс формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся общеобразовательной сельской школы.

Предмет исследования - социально-педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков (5-9 классы).

Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс формирования духовно-нравственных ценностей у сельских подростков будет эффективным при условии:

- обращения к культуре своего народа (в том числе и региональной ее составляющей); выявления особенностей духовно-нравственного воспитания сельских подростков; определения специфики социокультурного окружения школы, создания организационного центра, объединяющего деятельность работников образования и культуры; разработки научно-методического обеспечения их совместной работы.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи:

- определить основные теоретические положения духовно-нравственного воспитания школьников;

- проанализировать ценностные ориентации современных школьников и особенности их развития у учащихся сельских школ;

- определить содержание и формы внеурочной работы, способствующие формированию духовно-нравственных ценностей, учащихся 5-9 кл.;

- разработать и апробировать организационную модель сельского культурно-образовательного центра;

- выявить наиболее эффективные пути взаимодействия школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры в условиях села.

Методологической основой исследования является совокупность философских, психологических, педагогических знаний о духовной культуре человека, специфике ее развития в детском возрасте, о важности обращения к национальной культуре как основе формирования духовно-нравственных представлений подрастающего поколения; о духовных потребностях развивающейся личности.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; метод наблюдения; анкетирование; изучение и анализ творческого опыта учителей; включенное наблюдение; опытно-экспериментальная работа.

База исследования - сельская общеобразовательная школа села Оранки Нижегородской области, сельский культурно-образовательный центр; общеобразовательные школы № 980 и № 838 ЮАО г. Москвы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась через соответственно практический опыт, через экспериментальную опытную работу, выступления на научно-теоретических и практических конференциях (Нижний Новгород - 1997, Москва - 1999, 2000 гг., Рязань - 2000 г.), семинары для учителей и руководителей учреждений культуры, через публикацию печатных работ и выступление на радио и телевидении, выступления на заседаниях кафедр словесности и культурологии НИРО и дополнительного образования ИОО МОРФ.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1994 - 1995 гг.) связан с анализом теории и практики духовно-нравственного воспитания, формулированием рабочей гипотезы, выявлением объекта исследования.

Второй этап (1997 - 1999 гг.) предусматривал разработку программы занятий на уроках и во внеурочной деятельности, создание и определение содержания деятельности культурно-образовательного центра, способов диагностирования уровня сформированное™ духовно-нравственных ценностей сельских подростков в условиях организованной социокультурной среды.

Третий этап (1999 - 2000 гг.) был посвящен проверке эффективности функционирования разработанной модели культурно-образовательного центра, а также обобщению результатов исследования, их апробации и завершению оформления диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в определении комплекса социально-педагогических условий, путей, методов и средств, необходимых и достаточных для формирования духовно-нравственных ценностей, в выявлении особенностей духовно-нравственного воспитания школьников-подростков в условиях сельской общеобразовательной школы и культурно-образовательного центра.

Достоверность и обоснованность работы обеспечены серьезным анализом широкого спектра литературы по теме исследования; использованием системы методов исследования адекватных целям и задачам исследования; объективной оценкой полученных в ходе опытной работы результатов.

Практическая значимость исследования заключается в разработке проекта и различных программ культурно-образовательного центра, методических рекомендаций, которые были реализованы в деятельности центра, в процессе урочной и внеурочной работы сельской школы, они могут быть использованы в практике других общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, на курсах повышения квалификации в ИПК.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обращение к культуре своего народа является основой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

2. Формирование духовно-нравственных ценностей у сельских школьников-подростков обеспечиваются рядом социально-педагогических условий (взаимодействием различных учреждений образования и культуры; сочетанием общероссийских культурных ценностей и региональных особенностей, традиций края; созданием культурно-образовательного центра на селе)

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Власова, Елена Ивановна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ И.

Сельская школа в диссертационном исследовании рассматривается как образовательная система, имеющая основополагающее значение в жизни и развитии социума современного села. При активном участии и преобразующей деятельности школа становится центром духовной, культурной и просветительской работы села.

Специфика социокультурной среды села состоит в том, что помимо школы как системы основного образования практически не существует учреждений дополнительного образования и культуры, которые бы учитывали интересы и разнообразные потребности школьников. Поэтому возникла необходимость построения новых моделей образовательных учреждений на селе. Для решения этой задачи имеется достаточно серьезные теоретические исследования и практический опыт (например, опыт учебно-воспитательных комплексов, появившихся впервые в селах Белгородской области более 20-ти лет назад). Это подтолкнуло к идее создания культурно-просветительского центра на селе, получившего название Центр русской традиционной культуры (ЦРТК).

Центр русской традиционной культуры является творческим объединением, сочетающим в своей работе функции библиотеки, историко-краеведческого и культурно-эстетического центров, социально-педагогического и научно-методического центров. Образовательный процесс ЦРТК строится на основе свободного выбора обучающимся видов и форм деятельности.

Вся деятельность ЦРТК группируется по трем основным направлениям: историко-краеведческое, культурно-эстетическое и духовно-нравственное. Последнее направление связано со стремлением глубже узнать русскую духовную традицию, связанную с православием и лежащую в основе русской традиционной культуры.

Центр русской традиционной культуры является в настоящее время сложной системой, в которую входят различные учреждения образования, культуры, администрации села Оранки (школа, детский сад, библиотека, монастырь, подсобное хозяйство «Автозаводец» и др.)

Расширение и обогащение социокультурной среды села возможно за счет привлечения представителей региональной культурной и научной творческой интеллигенции, поэтому необходимо организовывать крупные культурно-просветительные мероприятия (Дни славянской письменности и культуры, «Оранские чтения» и др.), в ходе которых подростки имеют прекрасную возможность культурного общения.

Включенные в работу ЦРТК подростки не только усваивают новые знания по истории и культуре, но и активно включаются в социально-значимые дела, что особенно влияет на формирование духовно-нравственных ценностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время воспитанию детей и сельской молодежи стало уделяться больше внимания, оно выделяется как приоритетное направление государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли, что очень созвучно целям нашего исследования.

В связи с этим становится очевидным, что от воспитания и образования подрастающего поколения зависит будущее России. Назрела жизненная необходимость усиления национальных интересов и традиций отечественной культуры в системе образования, что является одним из главных средств противостоять духовному обнищанию, национальной нивелированности.

В современных условиях, когда увеличивается интерес к духовной сфере человека, становится очевидным, что между понятиями «духовный» и «нравственный» существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категорией духовности. Суть духовности, несмотря на многогранность, заключается в нравственной направленности жизнедеятельности и сознания личности.

Владение языком культуры является условием высшего миропознания, действительного знания об истории и природе, но овладение культурой не есть еще воспитание духовности в человеке и развитие его творческих способностей (В.Д.Шадриков). Духовным знание становится тогда, когда оно становится личностно значимым, ценностно-ориентированным.

Ценностные ориентации определяются как субъективное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе. Они выражают избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, отражающуюся в его поведении, характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее устремлений, ее активности, представлены в идеалах, целях, убеждениях, интересах и воплощаются в поступках.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая общества, государства. В последнее время были определены новые приоритеты образования:

- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;

- гуманитарная парадигма образования;

- открытость национальной системы, принятие гуманистических идей зарубежной педагогики;

- регионализация проблем образования;

- возрождение национального самосознания, интерес к духовно-нравственным ценностям народов России.

Нам представляется наиболее перспективным путь формирования духовно-нравственных ценностей детей и подростков через обращение к национальной культуре, народному искусству.

Воспитательная деятельность в школе, построенная на основе национальной культуры, создает благоприятные предпосылки для формирования личности с развитым национальным самосознанием и устойчивыми гуманистическими стереотипами поведения. Знание народных традиций (в том числе и местных, и региональных), религиозной культуры, национально-культурных достижений и эмоционально-ценностное отношение к ним мы рассматриваем как основу формирования духовно-нравственных ценностей, социально-этических норм поведения, а так же как важнейший ориентир в истории общечеловеческой цивилизации.

Такой подход убедительно представлен в программе «Путешествие к истокам», разработанной Е.Б.Евладовой и Т.И.Петраковой. Программа имеет особый интерес для нашего исследования, так как охватывает основное и дополнительное образование, урочную и внеурочную деятельность, имеет выраженную духовно-нравственную направленность и строится на обращении к истории и культуре как русского, так и других народов, на «диалоге» времен и культур.

Культурологический подход, опора на образовательный компонент «погружение в эпоху», решение духовно-нравственных проблем через создание образа эпохи и человека эпохи - все это делает программу очень удачной моделью поэтапного формирования духовно-нравственных ценностей младших подростков и способствует углублению и расширению таких понятий, как долг, честь, совесть, доброта, ответственность, целомудрие, послушание, благочестие, бескорыстие, милосердие, терпение, любовь, сострадание, верность и др.

Социальная роль школы состоит в том, чтобы подготовить подрастающие поколения к освоению нового для них содержания различных форм жизнедеятельности, развития духовных потребностей и формирования у них нравственной «концепции жизни». Целью, объектом и субъектом деятельности школы выступает развивающаяся личность ребенка, его гармоничное отношение с окружающим миром, людьми, его духовно-нравственное становление.

На основании проведенной опытно-экспериментальной работы в сельской школе, учитывающей специфику социокультурных особенностей конкретного села, можно говорить об определенных изменениях в ценностных ориентациях сельских подростков:

- повышение общей культуры школьников (интерес к истории и культуре родного края, уважение к народным традициям и праздникам);

- активизация познавательных интересов и творческого развития;

- повышение успеваемости по общеобразовательным предметам и желание продолжать учебу после окончания сельской школы-восьмилетки в средних специальных и высших учебных заведениях;

- повышение читательской культуры и интереса к чтению; правильное понимание основных духовно-нравственных ценностей и развитие соответствующих качеств у подростков (отзывчивость, милосердие, любовь к своей милой Родине, бескорыстие, уважительное отношение к святыням русской культуры, умение сопереживать, стремление внести посильный вклад в улучшение жизни села и школы).

Создание новой модели культурно-образовательного центра на селе и его взаимодействие с общеобразовательными, культурными, административно-хозяйственными учреждениями привело к развитию сотрудничества преподавателей и работников культуры, активному поиску сближения основного и дополнительного образования, росту профессионального мастерства педагогов, работающих по интегрированным программам.

Включение в деятельность Центра русской традиционной культуры подростков привело к тому, что значительно возросло число ребят, желающих постоянно участвовать в праздниках и мероприятиях, проводимых Центром, увеличилась их активность в организованных Центром социально-значимых делах (благотворительных концертах, работе в подсобном хозяйстве, помощи в восстановлении монастыря).

Изменение структуры интересов подростков повлекло изменение интересов и среди родителей. Многие из них стали активными членами народного театра, хора народной песни, ведут занятия в кружках и секциях, участвуют в организации и проведении мероприятий ЦРТК.

В целом исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Формирование духовно-нравственных ценностей подростков наиболее эффективно на основе обращения к культуре своего народа, его традициям и духовному опыту.

2. Духовно-нравственные ценности современного сельского подростка могут быть вполне успешно сформированы при создании определенных социально-педагогических условий, в числе которых можно назвать создание культурно-образовательного центра на селе и взаимодействие различных учреждений образования и культуры, учет культурных возможностей региона.

3. Педагогическое руководство формированием духовно-нравственных ценностей у сельских подростков будет наиболее успешным при создании условий для социальной и творческой активности школьников, при включении их, в социально-значимые дела, имеющие культурную и нравственную ценность.

4. Необходимым условием формирования духовно-нравственных ценностей подростков является определение содержательной основы (сочетание федерального, регионального и школьного компонентов) образовательного и воспитательного процессов, разработка научно-методического обеспечение педагогов и работников культуры, повышения их общекультурного и профессионального уровня.

Исследование не претендует на полное и всестороннее изучение проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у подростков средствами русской традиционной культуры, так как результаты экспериментальной работы нельзя автоматически переносить в учебные процессы других учебных заведений, например, городские школы или школы других регионов, имеющих свою национальную культуру. Однако, наша работа может оказать существенную методическую помощь при изучении обозначенной проблемы и в процессе организации модели культурно-образовательного центра в условиях села.

Полученные в результате исследования результаты подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выносимых на защиту положений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Власова, Елена Ивановна, 2000 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 336 с.

2. Августевич И.И. Сельские учебно-воспитательные комплексы (организационно-педагогические основы деятельность): Методические рекомендации, Белгород, 1989

3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьника. М., 1984. - 206 с.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? М., 1986

5. Ананичева П., Суханова JI. Песенные традиции Поволжья. М.: Музыка, 1991

6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т.- М.: Педагогика., 1980. Т.1. - 229 с. - Т2. - 227 с.

7. Аникин В.П. Детский фольклор / В сб. Русское народное поэтическое творчество, J1.: Просвещение, 1983

8. Ахалин Т.К. Педагогические основы становления идейно-нравственных убеждений подростков / Нравственное формирование личности школьников в коллективе. М., 1977. - 165 с.

9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

10. Бабанский Ю.К. Интенсификация процессов обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. литература, 1975

12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979

13. Бацын В.К. Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в РФ.-М„ 1994

14. Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1990

15. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1987

16. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 30 с.

17. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. - Т.1.- 542 с.

18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 е.: Ил.

19. Бестужева-Лада И.В. К школе XXI века. Размышления социолога. М., 1998

20. Библер B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат, 1975. - 299 с.

21. Богданова О.О. Содержание и методы этнических бесед с младшими школьниками. Пособие для учителей. М., 1985 - 464 с.

22. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 464с.

23. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Вопросы психологии. 1978 №4 С.30 - 34

24. Болонский П.П. О национальном воспитании / Вестник воспитания, 1915.- №4

25. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях).- Ростов/Д, 1995.

26. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1984

27. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987

28. Бруднов А.К. Есть только один идеал совершенства представленный христианством. / В сб. Становление нравственной личности. - М., 1996

29. Булгаков С.Н. Церковь и культура. Вопросы религии, вып. 1. - М., 1906

30. Булгаков С.Н. История социальных учений в XIX веке. Лекции, читанные в Московском коммерческом институте. 2-е изд. 1913

31. Васильев С.К. Особенности формирования национального идеала. -Автореф. дис. насоиск. уч. степ. канд. фил. наук. Н. Новгород, 1996

32. Васнльцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1993

33. Вахтерев В.П. Основы новой педагогики. М., 1916

34. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926

35. Войно-Ясенецкий В.Ф. Дух, душа и тело. -М., 1997. 137 с.

36. Волков Г.Н. Этнопедагогика. 1974

37. Волков Г.Н. Этнопедагогические концепции национальной школы. М., 1992

38. Вульфов Б.З., Поташник М.Н. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Содержание и методика деятельности. 2-е издан., перераб. и доп. М., 1983

39. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. -Вопросы психологии , 1996, №6

40. Выготский Л.С. Психологическая педагогика. М., 1991. - С.430 - 449

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1965. - 400с.

42. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. Учебное пособие. Владимир: ИУУ, 1994. - 88с.

43. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978

44. Гармаев А. Этапы нравственного развития ребенка. М., 1998

45. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян 19 вы. М.: Наука, 1986

46. Давыдов В В. Проблемы развивающегося обучения // Педагогика. 1995, №1 С. 29 39

47. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. - 544 с.

48. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и этнографических кружков. М.: ВНМЦ, 1987

49. Диалоги. Учебное пособие по мировой художественной культуре (экспериментальный вариант) 9 класс. Часть 1. М. 1989. - 115 с.

50. Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали: экспериментальная программа для общеобразовательных ивнешкольных учреждений. Вып.2. - М: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993.-72 с.

51. Древнерусское и народное искусство. М.: Наука, 1986

52. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1997

53. Евладова Е.Б. Николаева JI.A. Развитие дополнительного образования в образовательных учреждениях: Методические организации. М., 1996

54. Евладова Е.Б. Петракова Т.Н. Путешествие к истокам. Комплексная программа воспитания и дополнительного образования. М., 1994

55. Евладова Е.Б., Вяземский Е.Е. Как школе стать очагом культуры. Сов. Педагогика, 1991, №11

56. Екименкова В.М. Вера исправляет сердца. М.: Импэто, 1996. ~ 11 с.

57. Закон об образовании Российской Федерации. М.: Просвещение , 1993. -21 с.

58. Зарецкая И.И. Некоторые психолого-педагогические закономерности эстетического воспитания / В сб. Социологические и психологические проблемы эстетического воспитания. М. 1972. - С. 88 - 92

59. Зарецкая И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся. НИИ ТОПО. М„ 1991

60. Збарский И.С. Организация внеклассного чтения учащихся сельских восьмилетних школ. М., 1987

61. Збарский И.С., Полухина В.П. Руководство чтением учащихся сельской школы: методические рекомендации / НИИ школ. М., 1989Комплексный подход к воспитанию школьников (под ред. JI.K. Балясной). - М.: Просвещение, 1982

62. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996

63. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1983

64. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996

65. Игумнов (арх. Платон) Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994

66. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.

67. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. М., 1993

68. Ильин И.А. О сущности правосознания. М.: Рарогъ, 1993. - 235 с.

69. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993

70. Ильин И. А. Русскому народу необходимо духовное обновление. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.2 Кн. 2. - М., 1993. - С. 37 - 41

71. Инновации в российском образовании: Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М.: Изд-во МГУП, 2000. - 80 с.

72. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973

73. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968

74. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., 1974

75. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. Роспедагенство. М., 1995

76. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982

77. Каптерев П.Ф. Новая школа в новой России. Пед. Сборник, 1907. -№10-11

78. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992

79. Караковский В.А. Стать человеком. М., 1993

80. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996

81. Классному руководителю об изучении передового педагогического опыта и проблемах воспитательной работы в школе (Методические рекомендации для классных руководителей) / Под общей редакцией В.А. Сластенина, В.Ф. Кривошеева: НИИ школ. М., 1987. - 125 с.

82. Кон И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978

83. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 255 е.: Ил.

84. Кон И.С. Этонография детства. М., 1983

85. Комплексный подход к воспитанию школьников, (под ред. J1.K. Балясной). -М.: Просвещение, 1982

86. Концепция общего среднего образования. М., 1991

87. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. J1.: Просвещение, 198388: Крутов Н.Н. Мораль в действии. М., 1977

88. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Изд-е 3-е, переработанное и дополненное. М., Агар, 1998.

89. Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Агар, 1997.-304 е.: Ил.

90. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2-классы (в двух книгах). Учебник. М., Дрофа, 1999.

91. Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960. - 214 с.

92. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М., 1971. - 279 с.

93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1975. -304 с.

94. Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / Изб. психологич. труды. Т.2. М., 1973

95. Леонтьев А.Н. О формировании способностей / Вопросы психологии, 1960, №1. С.7 - 18

96. Лернер И.Я. Скаткин М.Н. Шахмаев Н.Н. Формы организации обучения /дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики/. Под ред. М.Н. Скаткина. -М., 1982

97. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара, 1997

98. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1996

99. Лихачев Д.С. О языке и культуре. «Новое время», 1987, №5.

100. Лихачев Д.С. Письма о прекрасном. М., 1991

101. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. / Психологический журнал, 1981, Т.2. -№1. - С.З - 17

102. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. - 384 с.

103. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991

104. Макаренко А.С. Сочинение в 7-ми томах. Т.7

105. Макаренко А.С. Сочинение в 7-ми томах. Т.5

106. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1980

107. Матюшкин A.M. Методические и теоретические проблемы педагогики. -М„ 1969.-374 с.

108. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / Сибирский фольклор, вып. 2. Новосибирск, 1971

109. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. — М., 1983

110. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984

111. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки. Под. ред. чл.-корр. З.И. Равкина.- М.: ИТОП РАО, 1996.-289

112. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1963.

113. Нечипоров Б.Н. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога. М.: Школа-Пресс, 1994. - 192 с.

114. Новоселова С.С. Развивающая предметная среда. М., 1995

115. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.-96 с.

116. Петровский А.В. К психологии активной личности / Вопросы психологии, 1975, №3, С. 26 38

117. Пономарев Я.А. Исследования творческого потенциала человека / Психологический журнал, 1991, Т. 12, №1, С. 3 12

118. Попов А.К. О православной традиции. М., 1994. - 32 с.

119. Попова O.K. Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М.: Знание, 1984

120. Проблемы организации дополнительного образования детей и подростков и формирования нравственных отношений в семье: Материалы международной конференции. Туапсе. Сентябрь 1994. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1995. - 184 с.

121. Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М.Матюшкина. М.: Педагогика , 1991. - 160 с.

122. Развитие творческой активности личности / под ред. А.М.Матюшкина. -М„ 1991.

123. Рубинштейн М.М. Эстетическое воспитание детей. М., 1924

124. Рубинштейн М.М. Война и идеал воспитания. М., 1916

125. Рубинштейн С Л. Основы общей психологии. М., 1946. - 701 с.

126. Рубинштейн С.Л. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М.: Политиздат, 1960.

127. Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988

128. Сборник докладов II Международных Рождественских образовательных чтений.-М., 1995.-48 с.

129. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание детей. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962.- 177

130. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / Вопросы психологии , 1991, №5, С.7-9

131. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. / соч. в 2-х томах. 2-е издание. Том 1. М., 1990. - С.47 - 548

132. Солдатенков А.Д. Ориентация школьников на духовно-нравственные ценности. М., 1994

133. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. М., 1992

134. Спиркин А.В. Основы философии. Учебное пособие для вузов. М.: Политиздат, 1988. - 592 с.

135. Старовойтова Т.В. О предметной области этнопсихологии. « Советская этнография», 1983, №3

136. Стоюнин В .Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1992

137. Сусоколов А.А. Устойчивость этноса к концепции национальных школ России. -М., 1994

138. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975

139. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1979

140. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980

141. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994

142. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М.: МГОПУ, 1999. - 199 с.

143. Трубецкой С.Н. Этика и догматика. Вопросы философии и психологии. -М., 1995

144. Трудовое становление школьной молодежи / под ред. И.И. Зарецкой. -М.: Педагогика, 1984. 104 с.

145. Тезисы докладов Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Мой духовный мир» / под ред. А.В. Миловзорова. Рязань, 1997.-93 с.

146. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. Избр. Произведения. М. - Л., 1946. - С. 148-195

147. Ушинский К.Д. О народности и общественном воспитании. Избр. пед. сочинения в 2-х т. М., 1974

148. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

149. Федотов Г.П. В защиту этики. Страницы истории отечественной философской мысли. М., 1991. - С. 46-53

150. Франк C.JI. Душа человека: опыт введения в философскую психологию. -М., 1917

151. Фромм Э. Искусство любить / Душа человека. М., 1992

152. Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру: Книга для учителя. 2-е изд-е. М.: Просвещение, 1994. - 160 с.

153. Христова Е.Б. Народная педагогика: историографическая и теоретико-методологическая проблемы. М., 1988

154. Церковь, дети и современный мир. СПб.: Изд-во «Новый год», 1997

155. Шадриков В.Д. Способности человека. Избранные психологические труды. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1996

156. Шадриков В.Д. Философия образования и образование личности. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд-во «ЛОГТО», 1997

157. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синэргитический подход).- М.: МГИУ, 1998. 321 с.

158. Щуров В.М. Как сохранить народную мудрость. / В сб. Клубные вечера. Вып. 13. М.: Сов. композитор, 1978

159. Щуров В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве / Сб. «Музыкальная фольклористика». Вып. 3. -М.: Сов. композитор, 1986. С. 11-48

160. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности. М., 1992

161. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры (для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе). -М„ 1997

162. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод, пособие. / Под ред. Т.Я.Шпикаловой. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. - 272 с: с илл.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.