Формирование национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Боаги, Наталья Михайловна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 206
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Боаги, Наталья Михайловна
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования национальных культурно-духовных ценностей в учебно-воспитательном процессе современной алтайской школы.
§1.1. Народная педагогика как транслятор традиционной культуры воспитания.
§1.2. Традиционная культура алтайцев как фактор духовоного обогащения современной национальной школы
§1.3. Тенденции развития культурно-духовных ценностей в контексте истории педагогической мысли.
Выводы.
Глава 2. Состояние теории и практики формирования национальных культурно-духовных ценностей в современной школе Республики Алтай.
§2.1. Социально-педагогические условия использования культурно-духовного опыта в образовательной практике современной школы.
§2.2. Диагностика учебно-воспитательного процесса, ориентированного на формирование культурно-духовных ценностей старшеклассников.
Выводы
Глава 3. Результаты экспериментального исследования процесса формирования национальных культурно- духовных ценностей современной школы Республики Алтай.
§3.1. Модель формирования национальных культурно духовных ценностей в учебно-воспитательном процессе современной школы
Республики Алтай
§3.2. Содержание и технологии формирования культурно-духовных ценностей в учебно-воспитательном процессе современной школы Республики Алтай.
§3.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Этнопедагогическая подготовка учителя к работе в национальной школе: На материале Республики Алтай2004 год, кандидат педагогических наук Вайгульт, Галина Павловна
Воспитание у старшеклассников интереса к национальной культуре средствами этнической ономастики1999 год, кандидат педагогических наук Екеева, Эмма Васильевна
Этнопедагогическая культура алтайцев2001 год, доктор педагогических наук Беловолова, Светлана Павловна
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе гендерного подхода в адыгской народной педагогике2012 год, кандидат педагогических наук Тлисова, Светлана Мухамедовна
Формирование социально-значимых ценностных ориентаций старшеклассников в контексте традиционной педагогической культуры народов Северного Кавказа2005 год, доктор педагогических наук Койчуева, Абриза Салиховна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай»
Актуальность исследования. Кризис ценностных ориентаций в современном обществе стимулировал процесс духовного поиска, актуализировал обращение к культурно-историческому наследию этносов. Одним из компонентов этого наследия является народная педагогика с ее богатым опытом воспитания подрастающего поколения.
Привлечение богатого потенциала народной педагогики в учебно-воспитательный процесс современной школы позволяет решить ряд первичных проблем. В их числе не только обеспечение преемственности с семейным воспитанием, повышение эффективности начального образования и т.п., но и включение ценностей национальной культуры в формируемую на старших ступенях школы мировоззренческую систему учащегося.
Современный подход к формированию личности, опирающийся на классические педагогические идеи природосообразности, культуросообразности, народности и т.п., должен быть ориентирован на формирование человека гражданского общества, обладающего самостоятельным субъективным статусом и способного к культурному саморазвитию в социальной организации последнего.
Между тем, в современной школе как социальном институте отчетливо проявляются недостатки, присущие современному состоянию общества в целом:
- отсутствие смысловой духовной доминанты в содержании и технологиях учебно-воспитательного процесса;
- обедненность и примитивизм ценностно-смыслового пространства, в котором ребенок должен совершать усилия "быть человеком";
- отсутствие необходимой корреляции между инвариантной и вариативной частями содержания образования в плане стыковки предлагаемых ими ценностных систем.
Для нашего исследования выбраны старшеклассники - поколение, для которого проблемы самоопределения, самореализации, самосовершенствования, потребность в творческом выражении, (включая их осознанное отношение к пониманию мира), выступают основными жизненными потребностями (И.С. Кон, A.B. Мудрик, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова, Л.Д. Ясникова и др.). В связи с активизацией процессов национального возрождения в регионах требуются серьезные педагогические разработки, нацеленные на оптимизацию роли российской школы, в качестве главного института, готовящего этническую личность - носителя культурно-духовных ценностей своего народа - к жизни в современном обществе.
Народная педагогика как традиционная культура обладает особым качеством самовоспроизводства и потому занимает важное место в системе национальных культурных ценностей. «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» (К.Д. Ушинский).
Особый вклад в исследование идеи реализации этнических традиций в воспитании и становлении личности внесли В.Ф. Афанасьев, В.Х. Арутюнян, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, H.A. Константинов, М.Н. Кузьмин, И.Ф. Свадковский, Э.Н. Сокольникова, М.Ф. Шабаева, И.А. Шоров, Я.И. Ханбиков и др.
Народная педагогика находила широкое применение и творческую реализацию в опыте В.А. Сухомлинского.
В современной педагогике ведутся научно-теоретические и практические исследования по вопросам становления и развития национального образования (Н.Х. Байчекуева, A.JI. Бугаева, Г.Н. Волков, Г.Г. Городилова, И.Ф. Гончаров, М.Н. Кузьмин, В.М. Матис, О.Д. Мукаева, Т.Н. Петрова, Т.С. Саидбаев, М.Г. Тайчинов, З.Н. Тюменцева, В.П. Шаповалов, А.И. Шоров, З.Б. Цаллагова и др.), в которых обосновывается ориентация на развитие, саморазвитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.
Проблеме национальных ценностей образования, их месту и роли в развитии личности посвящены работы Г.И. Батуриной, М.В. Богуславского, А.П. Беликовой, Г.Н. Волкова, Б.Г. Гершунского, М.Н. Кузьмина, Е.В. Кукановой, Н.Т. Лакашии, Н.Д. Ннкандрова, А.П. Орловой, Т.Н. Петровой, З.И. Равкина, В.Г. Прянниковой, М.Г. Тайчинова, Я.С. Турбовского, Е.Я. Христовой и других.
Исследования отечественных психологов J1.C. Выготского, Н.М. Лебедевой, А.Н. Леонтьева, В.Г. Крысько, B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейна, Э.А. Сара-куева, Д.Б. Эльконипа послужили основанием для создания этнопсихологии, которая пытается понять механизм интериоризации национальной культуры как освоения той части общественно-исторического опыта, который воплощен в системе материальных и духовных ценностей данного народа.
Следует констатировать, что в современной парадигме отечественной педагогики в приоритетах образовательной практики доминантное место заняли проблемы обучения и знаниевый результат процесса образования. Проблематике воспитания отводится более скромное место. Проблемы воспитательных систем школ, ценностей воспитания рассматриваются в исследованиях В.А. Караковско-го, A.A. Католикова, М.Н. Кузьмина, Л.И. Новиковой, П.И. Пидкасистого, М.М. Поташника, Н.Л. Селивановой, Н.Е. Щурковой и др.
В последние годы исследован ряд аспектов алтайской народной педагогики в работах С.П. Беловоловой, М.М. Буруловой, Э.В. Екеевой, Р.К. Санабасо-вой, Н.А. Содонокова, где идея востребования национальных культурно-духовных ценностей рассматривается как средство решения современных социально-педагогических проблем.
Итак, современная образовательная и педагогическая ситуация характеризуется рядом противоречий:
- реформирование общества с целью создания новой общественной системы и необходимость выработки адекватной системы духовных ценностей, с одной стороны, и реальное ослабление воспитательной функции школы, снижение ее роли в мировоззренческой подготовке молодежи к жизни в изменившимся обществе, с другой;
- кризис прежней идентичности и объективный рост в духовной жизни общества роли национальных культур и их ценностных систем, с одной стороны, и отсутствие в рамках компонентной организации содержания образования эффективного механизма сопряжения культур, включения потенциала национальных культурно-духовных ценностей в общую гуманитарную мировоззренческую подготовку учащихся, с другой.
Исходя из данных противоречий, определяется педагогическая зона исследования, которое должно предложить пути соразмерного соединения результативности воспитания, обучения и развития личности старшеклассников.
Таким образом, проблема исследования требует разработки такой технологии, которая, с одной стороны, обеспечила бы реальные позитивные результаты в ценностной направленности личности, с другой стороны, стимулировала бы развитие духовно-нравственного потенциала ученика.
Издержки массовой практики образования, а также недостаточная научно-методическая разработанность проблемы привели нас к определению темы исследования: «Формирование национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс современной школы Республики Алтай.
Предмет исследования - процесс формирования национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай.
Гипотеза исследования. Формирование национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы будет эффективным, если:
- определить содержание национальных культурно-духовных ценностей (в системе природа - человек - общество - культура); их педагогическое значение как фактора духовно-нравственного воспитания личности и механизмы функционирования (осмысление - осознание - понимание - принятие деятельности);
- установить технологические компоненты содержания образования средствами народной культуры (через мировоззрения ценностей народной педагогики и национальной культуры, актуализации познавательно-ценностного, эмоционально-эстетического, практико-деятельностного компонентов модели;
- проанализировать, разработать и расширить формы духовной жизни ребенка в период его обучения в школе;
- создать в школе духовно насыщенную образовательную среду, стимулирующую у ребенка потребность приобщения к духовным ценностям, стремление к открытию и расширению культурных смыслов.
Цель исследования - разработать модель формирования национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай.
Задачи исследования:
- актуализировать роль народной педагогики как компонента традиционной культуры в современном учебно-воспитательном процессе;
- раскрыть сущность и специфические особенности культурно-духовных ценностей старшеклассников-алтайцев;
- разработать содержание и технологию формирования культурно-духовных ценностей алтайского народа в учебно-воспитательном процессе;
- осуществить экспериментальную проверку функционирования модели формирования национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников современной школы Республики Алтай;
- определить социалыю-педагогические условия реализации модели формирования национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай;
- разработать методические рекомендации по данной проблеме для учителей средней школы.
Общую методологию проведения исследования составили философские положения о социальной сущности человека, его деятельностной природе, положения теории познания как объективном отражении окружающего мира в сознании человека.
Методология опирается на труды ученых по проблемам аксиологии (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, А.Г. Здравомыслов, Б.Т. Лихачев, З.И. Равкин, В.П. Тугаринов и др.); по проблемам народной педагогики (Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова, М.Н. Кузьмин, И.Ф. Свадковский, М.Г. Тайчинов, М.Ф. Шабаева и др.). Исследование опирается на культурно-историческую теорию JI.C. Выготского, на общепсихологическую теорию деятельности А.Н. Леонтьева, на теорию периодизации развития в детском возрасте Д.Б. Эльконина, на исследования этнопсихологов (В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, B.C. Мухина, Э.А. Саракуев). В исследовании используется системный подход как метод познания и интерпретации педагогических действий. Взаимосвязь указанных методологических подходов позволяет определить и обосновать основные теоретические результаты исследования.
В основу исследования легли государственные документы об образовании в национальной школе, в том числе Концепция национальных школ Российской Федерации (1995), Закон «Об образовании Российской Федерации» (1992), (1996), Закон «Об образовании Республики Алтай» (1997) и Концепция национальных школ Республики Алтай (1993).
В ходе теоретической работы использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация эпюпедаго-гической, педагогической, психологической, философской, исторической, этнографической, культурологической и методической литературы; моделирование организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Эмпирические: социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий); методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, родителей и учителей); метод экспертной оценки и самооценки; метод анализа ситуаций нравственного выбора; наблюдение и обобщение опыта педагогической деятельности, анализ школьной документации; педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс; методы математической статистики.
База исследования - школы Республики Алтай: Республиканская гимназия имени В.К. Плакаса, Мендур-Сокконская средняя школа Усть-Канского района, Козульская средняя школа Усгь-Канского района, Экинурская школа-гимназия Усть-Канского района, Усть-Канская средняя школа Усть-Канского района (все школы моноэтнические, четыре из них - сельские). Всего в эксперименте участвовало 350 учащихся.
Исследование проводилось в три этана.
На первом этапе (1994-1996 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление изучаемой проблемы, велся анализ современного ее состояния по этнографическим, психолого-педагогическим источникам; изучались произведения алтайских просветителей по традиционной культуре; произведения современных алтаистов, другие научные статьи и публикации по использованию потенциала народной педагогики как компонента традиционной культуры в современной школе Республики Алтай.
На втором, экспериментальном, этапе (1996-1999 гг.) осуществлялось исследование педагогических условий для проведения экспериментальной работы; выявлялись особенности традиционной культуры воспитания, педагогического опыта учителей республики, определялись основные направления использования материалов по традиционной культуре воспитания, содержащих образцы национальных культурно-духовных ценностей. Осуществлялась экспериментальная проверка модели и организационно-педагогических условий обогащения процесса формирования культурно-духовных ценностей в современной школе. Эксперимент проводился при непосредственном участии автора в организации системы учебно-воспитательной работы.
На третьем, заключительном, этапе (1999-2002 гг.) завершился формирующий эксперимент, осуществлялись систематизация, анализ и обобщение полученных данных, разработка и внедрение научно-практических рекомендаций, определение дальнейших направлений исследования проблемы, литературное оформление диссертации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем:
- конкретизированы понятия «национальные культурно-духовные ценности» как фактора, обеспечивающего гуманистическую направленность образовательного процесса;
- раскрыто своеобразие алтайских культурно-духовных ценностей, расширение представления в системе природа - человек - общество - культура;
- дан научный анализ содержания национальных культурно-духовных ценностей алтайцев, аккумулирующих в себе социально-значимый исторический опыт народа;
- раскрыта и обоснована целостная педагогическая система, исходящая из языковой и культурной специфики школы, проработаны главные компоненты процесса формирования национальных культурно-духовных ценностей у старшеклассников - познавательно-ценностный, эмоционально-эстетический и прак-тико-деятельностный;
- выявлены содержание и технология данного процесса как синтез используемых преподавателем национальных культурно-духовных ценностей, опрЪделяющих выбор этнопедагогического содержания, которое должно быть интерио-ризировано старшеклассниками;
- разработана модель старшеклассника современной алтайской школы, основанная на критериях проявления познавательно-ценностного, эмоционально-эстетического и практико-деятельностного компонентов и включающая его специфические этнопсихологические особенности, ведущую деятельность, связанную с самоопределением личности и с развитием национального самосознания учащегося; спроектирована совместная творческая жизнедеятельность педагогов и учащихся, создающая оптимальные условия для саморазвития личности школьника;
- разработано методическое обеспечение процесса формирования национальных культурно-духовных ценностей, основанное на стратегических подходах (личностно-ориентированном, природосообразном, культуросообразном), формировании познавательного интереса и активности как условий развития личности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведен отбор содержания этнического компонента в ряде учебных предметов для старшей ступени школы, а также определены основные направления и формы внеурочной работы по использованию национальных традиций алтайского народа. Разработаны методические рекомендации для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования по формированию национальных культурно-духовных ценностей школьников. Подготовлена и апробирована рабочая программа спецкурса «Национальная культура Горного Алтая».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась многолетней личной опытной работой с применением комплекса взаимодополнительных методов исследования, поэтапным количественным и качественным анализом полученных данных по ^критерию Стьюдента, ведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью, подтвердившей положительные результаты в развитии учеников, окончивших школу. В эксперименте участвовало 350 учащихся 1Х-Х1 классов, в ходе эксперимента была изучена система этнопедагогического образования в средних общеобразовательных учреждениях, принимавших участие в реализации программы эксперимента
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе этнокультурных традиций: на материале школ Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик2010 год, кандидат педагогических наук Абидова, Нелля Тафаровна
Методическая система изучения алтайской прозы 70 - 90 годов XX века в 11 классе общеобразовательных учреждений Республики Алтай2006 год, кандидат педагогических наук Чандыева, Екатерина Дмитриевна
Национальные культурные ценности как фактор формирования личности специалиста сервисной службы2003 год, кандидат педагогических наук Габдуллина, Лейла Батухановна
Формирование духовно-нравственных качеств личности старшеклассников на основе морально-этических традиций горских народов Северного Кавказа2006 год, кандидат педагогических наук Аджиева, Аминат Мухаджировна
Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай: 90-е гг. XX в. - начало XXI в.2003 год, кандидат педагогических наук Модорова, Валентина Васильевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Боаги, Наталья Михайловна
Выводы по третьей главе
1. В основе педагогической модели формирования национальных культурно-духовных ценностей лежат прогрессивные нравственные идеалы алтайского народа. Моделирование данного процесса осуществляется с учетом целостной актуализации всех его трех компонентов: познавательно-пениостмого, эмоционально-эстетического, практико-деятелыюстного, в их взаимосвязи. Рассмотрение модели как процесса включает в себя осмысление - осознание - понимание и практику в области национальных культурно-духовных ценностей.
2. Индивидуально, ориентированная модель понимается как целостный ансамбль духовности, нравственной деятельности, отношений с обществом и этнического сознания старшеклассника, опирающийся на устойчивый интерес к национальной культуре и народной педагогике.
3. Национальные культурно-духовные ценности старшеклассника является не только осознание этой ценностной категории, но и одним из путей его образования, включения в активную деятельпостную жпзпь, принятия на себя ответственности перед обществом и признанием коллектива.
4. Педагогическое содержание национальных культурно-Одуховных ценностей связано с их воспитательным значением формирования подрастающего поколения на основе осмысления общечеловеческих российских и этнических ценностей.
5. Механизмы функционирования национальных культурно-духовных ценностей связанных со знанием алтайского языка, мировоззренческих, социальных и ценностных нормативов алтайского общества; предоставлением возможностей для общественно значимой деятельности по возрождению национальной культуры и народных традиций Республики Алтай.
6. Содержание и технология процесса формирования национальных культурно-духовных ценностей - это конкретное раскрытие педагогической модели, заявленной в цели, гипотезе и положениях на защиту в данном исследовании.
7. В исследовании рассматривается технология как инструмент помогающий достичь определенного результата через выбор типа учебной деятельности и позиций «учитель-ученик»; содержания занятий, (отличающихся новизной, историческим подходом, практическим характером, коллективной формой обучения и воспитания), а также рядом конкретных методов нацеленных на достижений активности учеников и их творческого мышления. Главная задача при отборе содержания касается проведения научного анализа фонда национальных культурно-духовных ценностей, которых аккумулирует в себе социально-значимый исторический опыт народа.
8. Разрабатывая технологию формирования национальных культурно-духовных ценностей мы представили следующий алгоритм: выявление знаний воспитательно-развивающего потенциала различных видов народной культуры; осмысление современного использования этих культурных ценностей, выявление этнокультурного компонента гуманитарных и естественнонаучных предметов, разработка технологического подхода к функционированию национальных культурно-духовных ценностей в содержании обучения и воспитания; контроль и самоконтроль за использованием национальных культурно-духовных ценностей в собственном опыте ученика. Все это и является технологией конструирования личного этнического опыта старшеклассника.
Роль педагога в формировании жизненного опыта ученика реализуется в создании ситуаций свободы нравственного выбора, в том числе духовных ценностей, погружения в этническую среду с целью развития национального самосознания и развития таких качеств как критичность, рефлексия, установки на общественную деятельность, самоактуализация как степень развития компонентов собственных ценностей, прежде всего ценностей нравственного порядка. Одним из главных условий является устойчивый познавательный интерес к истории и культуре Горного Алтая.
9. На основе педагогических диагностик были проверены критерии и показатели национальных культурно-духовных ценностей, включающие степень актуализации познавательно-интеллектуального, эмоционально-эстетического и практико-деятельностного компонентов, на основе чего прослеживалось динамика развития национальных культурно-духовных ценностей. Индивидуально-дифференцированный подход как одно из главных условий к группам учащихся с разным уровнем развития сформированное™ национальных культурно-духовных ценностей был обеспечен системой конкретных практических действий. Учащиеся с высоким уровнем сформированное™ национальных культурно-духовных ценностей ставились в позицию руководителей общественно-значимой деятельности. У учащихся со средним уровнем особое внимание обращалось на развитие того компонента который являлся менее развитым. Учащиеся с низким уровнем сформированности национальных культурно-духовных ценностей выполняли всю содержательную программу.
10. Об эффективности этой работы свидетельствуют работы результаты диагностики преобразующего этапа эксперимента. На последнем этапе на 30% возрос познавательно-интеллектуальный компонент, на 34% вырос эмоционально-эстетический компонент и на 40% - практико-деятельностный компонент.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании теоретического анализа трудов ученых по проблемам аксиологии, народной педагогики, эгноиедагогики и этнопсихологии, а также трудов ученых-алтаистов разработана модель формирования национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников современной школы Республики Алтай. Даны определения понятий "национальные культурно-духовные ценности", "духовные ценности", раскрыта сущность и специфические особенности культурно-духовных ценностей алтайцев.
Педагогическая модель национальных культурно-духовных ценностей, раскрыта через цель, функции, содержание и технологию формирования ее компонентов: познавательно-ценностного, эмоциоиалыю-эстетпческого н нрактнко-деятельпостпого в их единстве и взаимодействии.
Определены социально-педагогические условия для эффективной реализации модели национальных культурно-духовных ценностей через систему государственных документов по образованию и программно-методических материалов, работу как органов управления образования, так и общеобразовательных школ Республики Алтай.
Кризис ценностных ориентаций в современном обществе стимулировал процессы духовного поиска и актуализировал обращение к культурно-историческому наследию этносов. К числу насущных проблем современной школы принадлежит проблема включения ценностей национальной культуры в формируемую на старших ступенях школы мировоззренческую систему учащихся, основу которой составляют национальные культурно-духовные ценности.
Современная образовательная и педагогическая система характеризуются рядом противоречий, из которых применительно интересующим нас проблеме можно выделить следующее: реформирование общества с целью создания новой общественной системы и необходимость выработки адекватной системы духовных ценностей, с одной стороны, и реальное ослабление воспитательной функции школы, снижение ее роли в мировоззренческой подготовке молодежи к жизни в изменившимся обществе, с другой; кризис прежней идентичности и объективный роет в духовной жизни общества роли национальных культур и их ценностных систем, с одной стороны, и отсутствие в рамках компонентной организации содержания образования зффективного механизма сопряжения культур, включения потенциала национальных культурно-духовных ценностей в общую гуманитарную мировоззренческую подготовку учащихся, с другой.
В системе национальных культурно-духовных ценностей народная педагогика как традиционная культура воспитания обладает особым преимуществом. С качеством самопроизводства и потому занимает важное место теории и практики, именно на ее прогрессивных идеях и строится процесс формирования духовных этноса.
Оптимизация роли российской школы в качестве главного института, готовящего этническую личность - носителя культурно-духовных ценностей народа - к жизни в современном обществе, возможна при условии взаимосвязи всех этносов, входящих в Российскую Федерацию.
Выбор старшеклассников в качестве объекта исследования вызван тем, что для них проблемы самореализации, самоопределения, самосовершенствования, потребность в творческом выражении (включая п осознанное отношение к познанию мира) выступают основными жизненными потребностями.
Культура как исторически концентрированный опыт при усвоении его человеком приобретает личностный смысл, включая в него этническое своеобразие (свой особый язык, свое представление, свои особый смысл, специфическое отношение к природе, красоте и труду).
Культура, строясь на ретрансляции ценности от общества к личности и обратно не является механической суммой индивидуальных культур, так как индивидуальная культура не представляет из себя лишь срез культуры общества, она опосредуется деятельностью человека.
Национальные культурно-духовные ценности - итог народной педагогики. В их основу положен антропоцентрический подход. Они включают прогрессивные идеи народной педагогики, мировоззренческие ценности, национальные культуру, искусства, общечеловеческие ценности аксиологические ценности образования, взаимоотношение личности и государства. Национальные ценности рассматриваются в системе природа - человек - общество - культура.
Национально-культурно-духовные ценности рассматриваемые как фактор, обеспечивающий гуманистическую направленность образовательного процесса является стержнем развития духовных потребностей учащихся.
Научный анализ содержания фонда национальных культурно-духовных ценностей алтайцев, аккумулирующего в себе социально-значимый псторический опыт народа, позволяет отобрать такое содержание которое актуально для современной школы.
Соотнесение и субординация в общем целостном содержании образования ценностей российской, национальной и мировой культуры - одно из главных направлений современной национальной школы.
В основе национальных культурно-духовных ценностей всегда лежат нравственные идеалы, в структуру их компонентов входят: познавательно-ценностный, эмоционально-эстетический и практико-деягелытостный в целостной актуализации всех грех компонентов. Они свидетельствуют о позитивных тенденциях духовного воспитания на традициях алтайской народной культуры.
Народная педагогика как транслятор традиционной культуры алтайцев. Роль народных традиций в жизни социума прослеживается через ряд функций. Первая функция - аккумуляции, консервации, трансляции всего лучшего что есть в народной культуре. Вторая функция - сохранения родного языка формирования национального самосознания. Третья функция - народная педагогика способствует укреплению семейных отношений и отношений в микросоциуме. Четвертая функция - прогрессивные традиции, нравст венные качества скрепляют нацию, так как в них формируется мораль, нравственность, национальные ценности.
Механизм функционирования национальных культурно-духовных ценностей включает в себя:
- осмысление, осознание потребности в духовных ценностях;
- понимание и овладение ими;
- перенос опыта этой деятельности в новую;
- тренировка эмоционально-волевой сферы деятельности;
- собственная практика.
Индивидуальная ориентированная модель национальных культурно-духовных ценностей всегда целостная, понимаемая как ансамбль духовности, нравственности, деятельности отношения и этнического сознания старшеклассниками. Наличие национальных культурно-духовных ценностей у старшеклассников свидетельствует об активности жизнедеятельности, об уверенности в себе и ответственности перед социумом, о развитии их мировоззрения и духовности.
В модель формирования национальных культурно-духовных ценностей входят цель, задачи, педагогические условия, результаты. Педагогические условия включают в себя, если:
- определено содержание, охарактеризованное через природу - общество - человека - культуру;
- сформированы познавательные интересы к национальной культуре и народной педагогике;
- погружение в этническое пространство через одновременное воздействие на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личностей:
- совместная деятельность педагогов и учащихся;
- технологический процесс, направленный на формирование национальных культурно-духовных ценностей.
Технологическими компонентами этого процесса являются: погружение в этническую среду, преемственность к предшествующим опытам, диалог культур, направления па формирования развивающейся этнической личности и создание ее собственных национальных культурно-духовных ценностей. Формы организации духовной жизни (экскурсии, фольклорные, этнографические, археологические экспедиции, краеведение).
Если будет создана в школе духовно-насыщенная образовательная среда, стимулирующая ребенка к приобщению к духовным ценностям.
Духовные ценности связывают в социальные макроструктуры традиции, культуру, воспитание, духовность, нравственность, личностные структуры. В национальных духовных ценностях реализуется одна из главных воспитательных ценностей мира - народность.
Категория культурно-духовных ценностей входит как одна из составляющих образования и реализуется в практике образовательных учреждений на основе их целей и задач, их специфики. Основу формирования национальных культурно-духовных ценностей составляет личностно-ориентнрованный подход, обеспечивающий становление школьника с его этническим сознанием, шпротой мировоззрения, жизненной активностью.
В содержание национальных культурно-духовных ценностей входит: система ценностей - природа, общество, человек, культуры; народные ценности алтайцев, имеющие неоценимое значение для них; аксиологические ценности образования с их гуманистической направленностью и демократической сущностью; классическое наследие педагогов прошлого.
Особую культуротворческую нагрузку несет язык, религия, национальные ценности культуры, в которой сплетались ценностные нормативы алтайского общества, а именно: прогрессивные идеалы, нравственные убеждения, национальное самосознание как фундамент алтайской духовной культуры, стабильность мировоззренческих взглядов о мире, об общечеловеческих ценностях.
В национальных культурно-духовные ценностях алтайцев ярко выражены ориентация на сплочение людей, дружеское отношение, уважение и почитание, взаимопомощь и взаимовыручка, трепетные брачно-семейные отношения без конфликтов и нетерпимости.
Национальные культурно-духовные ценности алтайцев рождены в своеобразной народной педагогике, в своеобразии культуры, которая выступает пе как набор культурных духовных ценностей, а в качестве системы мировосприятия, определенных привычек мышления и поведения, обусловленных исторически.
Содержательный компонент национальных культурно-духовных ценностей включает в себя следующие знания о ценностях:
- познавательные, раскрывающие сущность алтайских этнических ценностей;
- прогностические - умения предвидеть, прогнозировать, переводить имеющийся опыт в новые ситуации;
- оценочные - анализировать собственное поведение, соблюдать общепринятые нормы, оценивать поведение других;
- практические - осуществлять выбор жизненной позиции и вставать на позицию субъекта и организатора общественно-значимой деятельности по в о з р о ж д с 11 н ю ре с п у б л н к п.
Педагогическая модель формирования национальных культурно-духовных ценностей представляет собой систему целей, задач, функций, содержания и технологии, средств и способов деятельности и обратную связь с процессом их реализации.
В структуру модели формирования ценностей у старшеклассников включаются три компонента: познавательно-ценностный, эмоционально-эстетический и практнко-деятельностный. Цель реализации модели - актуализация Э1их компонентов в их взаимосвязи по степени полноты и широты знаний о национальных культурно-духовных ценностях; по степени проявления эмоционального отношения к национальной культуре, прекрасному и безобразному в жизни; по степени жизненной активности в общественно значимой деятельности но возрождению национальной культуры и приобретению собственных культурно-духовных ценностей.
Педагогическая модель формирования национальных культурпо-духов-ных ценностей представлена, раскрыта и по степени актуализации каждого из компонентов и сформированное™ в целом на высоком, среднем и низком уровнях сформированное™ у старшеклассников.
Повышение эффективности формирования модели зависит от следующих педагогических условий: использования метода погружения в этническую среду; одновременного воздействия на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферы личности старшеклассников; преемственность в использовании национальных культурно-духовных ценностей и создания собственных духовных ценностей на основе диалога культур; опоры на сформированный устойчивый интерес к национальной культуре, организацию целенаправленного, управляемого, целостного процесса совместной творческой жизнедеятельности педагогов и учащихся, создающих условия для саморазвития личности; современных подходов к содержанию и технологиям использования народных традиций в воспитании и развитии старшеклассников.
Эффективность модели национальных культурно-духовных ценностей подтверждена динамикой их развития у старшеклассников в процессе эксперимента, количественными и качественными показателями, проявленными старшеклассниками в общественно-значимой деятельности по возрождению этноса.
Результаты экспериментальной части исследования подтверждают теоретические предположения и выводы, а соответствие теоретической и экспериментальной составляющих позволило разработать методические рекомендации, реализующие воспитательный потенциал целенаправленных и функционально детерминированных средств и форм народной педагогики и национальной культуры в формировании национальных культурно-духовных ценностей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Боаги, Наталья Михайловна, 2002 год
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980. - 76 с.
2. Адрианов A.B. Путешествие на Алтай и на Саяны. Записки РГО, т. 11, 1888.-310 с.
3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
4. Алтайские героические сказания.-М: Наука, 1983. 288 с.
5. Алтайские загадки. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд-ние Алтайского книжного изд-ва, 1981. - 176 с.
6. Алтайский фольклор / Отв. ред. М.Ч. Чумакаева. Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отд-ппе Алтайского книжного изд-ва, 1988. - 216 с.
7. Амопашвили 111.А. Основание педагогики сотрудничества. М., 1993.
8. Анохин A.B. Семейный быт алтайцев./ Архивные материалы МАЭ, ф. 11, он. 1, №178.
9. Анохин A.B. Материалы по шаманству у алтайцев, 1924, с. 24.
10. Афанасьев В.Ф. Этнонедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск: Книжное изд-во, 1979.- 182.
11. Базисный учебный план общеобразовательных учебных заведепнй Республики Алтай.- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд. кн. изд-ва, 1996.16 с.
12. Байчекуева Н.Х. Научно- педагогические условия возрождения традиционной культуры воспитания в целостном педагогическом процессе. Дне. . канд. нед. наук.- М., 1995,- 189 с.
13. Баскаков H.A. Принципы выбора признаков для наименования гор у алтайцев: (К проблеме оронимии Горного Алтая) / Исследование по восточной филологии.- М., 1974.- С. 22-27.
14. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях.// Преподаватель .выпуск 1(8): М. 1999.- С. 15-18.
15. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. - С. 31.
16. Бедюров Б.Я. Слово об Алтае,- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд-ние Алтайского книжного изд-ва, 1990,- 400 с.
17. Белинский В.Г. Избр. пед. соч./ Под ред. E.H. Медынского. -M.-JI: Академия пед. наук РСФСР, 1948, 280 с.
18. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
19. Беликова А.П. Региональные исследования и проблемы национальных ценностей в изучении нсторико-педагогического процесса // Национальные ценности образования: История и современность. М., 1996. - С. 23.
20. Беляева Б.И. Этнопедагогическая подготовка учителя технологии(на народных трудовых традициях калмыков) Дис. . канд. пед. наук.-М.,2000.-27 с.
21. Бердяев H.A. Судьба России. М.: МГПУ, 1990. - 245 с.
22. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994. -С. 81.
23. Библер B.C. Михаил Михайловия Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, Гиозис, 1991. - 176 с.
24. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990. - 62 с.
25. Библер B.C. Школа "Диалога культур" // Советская педагогика, 1988, № 11.-С. 29-34.
26. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства. М.: РОУ, 1994. - 65 с.
27. Блонский Г1.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвет., 1964. - 547 с.
28. Блонский П.П. О национальном воспитании // Избр соч. М., 1979.
29. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма лнчпостио ориентированного образования // Педагогика, 1997, № 5. С. 11-17.
30. Бопдаревскнй В.Б. Воспитание интереса к зппниям и потребности самообразованию. М.: Просвети,., 1985. - 141 с.
31. L. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., Наука. 1983. 412 с.
32. Бугаева АЛ. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников ( па материале национальных школ Крайнего Севера) . Дис. . канд. пед.наук.- М., 1987. 165 с.
33. Буева Л.П., Здравомыслов А.Г. Духовные потребности. М. 1978.
34. Бурулова М.М. Народные традиции воспитания в алтайской национальной школе. Дис. . канд. пед. паук.- М., 1996. 164 с.
35. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев// Советская педагогика. 1989. - № 7.- с 111-113.
36. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988,- 137 с.
37. Вербицкий В.И. Алтайские инородцы . -М., 1893. 127 с.
38. Вербицкий В.И. Краткие сведения об Алтайской духовной миссии / /Томские епархальные ведомости,- 1886.-№ 21. с. 11-21.
39. Вербицкий В.И. Миросозерцание и народное творчество сибирских инородческих племен // В кн. Литературный сборник.- СПб .: Изд. ред. «Восточного обозрения » , 1885,- с . 337-340.
40. Вербицкий В.И. Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка.-Казань, 1884.
41. Виноградов Г. Народная педагогика. Иркутск 1926.- 130 с.
42. Виноградов Г. Об изучении народного ораторского искусства.- Иркутск, 1925,- 111с.
43. Водовозов В. И. Избр. пед. соч.- М.: « Педагогика ». 19986. 466 с.
44. Волков Г.Н. Идеи совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика . 1971. - № 10.- С. 107-113.
45. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи (вместо этнопедагогического манифеста). С. 25-26.
46. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Мир детства. Царство мудрости,- Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. 335 с.
47. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М., 2000.
48. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей М., 1997.- 439 с.
49. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского парода. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1966. -341 с.
50. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во , 1974. - 375 с.
51. Волков Г.Н. Этпонедагогнческие проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // РГ11Ф, 1998. -С. 242.
52. Волков Г.И., Жирков Е.П. Концепции национальных школ РСФСР.- М., 1991.-14с.
53. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках : Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. - 288 с,
54. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-изд. - М.: Просвещение , 1967,- 92 с.
55. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 479 с.
56. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-и тт. Т. 4. М.: Педагогика, 1984,- 432 с.
57. Гарданов А. Педагогические условия интернационального воспитания. Дне. . капд.нед.наук.-М., 1995. 127 с.
58. Гашимов A.LU. Азербайджанская народная педагогика. Дис. . канд. пед.паук.- Баку, 1970.- 18 с.
59. Гельвеций К.А. О человеке. М, 1937. - 185 с.
60. Гершельмаы Э. Обычный уклад семейных отношений Алтай-кижи // Революция и право. 1929. -№ 4.-С. 135-140.
61. Гершунский Б.С. Менталитет в структуре образовательно- педагогической аксиологии. Сборник «Национальные ценности образования? История и современность. М. 1996.-С .11-14.
62. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках прак-тикооориентированных образовательных концепций). М., 1997. - 697 с. -С. 85.
63. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995. С. 36.
64. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Формирование творческой активности сознания учащихся. Барнаул, 1992. - 139 с.
65. Горохов A.M. Краткое этнографическое описание Бийских или Алтайских калмыков // Журнал Министерства Внутренних дел, ч.38, кн. 10.- 1840. -214с.
66. Григорьев В.М. Народная педагогика игры. М., 1998.
67. Григорьев В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика. 1999- № 1.- С 20-23.
68. Гумилев J1.H. Древние тюрки. М.: Товарищ, 1993. - 524 с.
69. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера земли. J1.: Гидрометиздат, 1989. 103 с.
70. Давлекамова Г.В. Технология подготовки студентов педвуза к изучению эгпопедагогической среды // Тезисы докл. научной конф. "Технологии педагогической подготовки учителя: Инновационный поиск". Волгоград, 1997. - С. 79-81.
71. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: Сб статей. Томск, 1995. - 142 с.
72. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. научных трудов. Под ред Д.Б. Элбконииа, АЛ. Венгера. М.: НИИ ОНГ1 АПН СССР, 1981. - 157 с.
73. Дмитриев Г.Д. Многокультурное оюразованпе. М., 1999. - 230 с.
74. Додонов Б .И. Эмоции как ценность. М., 1978. - 272 с.
75. Дробижева J1.M., Кузнецов И.М. Предисловие журнала "Духовная культура и этническое самосознание", вып. 1. М., 1990. 241 с.
76. Дыреикова II.II. Отражение борьбы материнского и отцовского начала в фольклоре телеутов и кумандинцев // Советская этнография. 1936. -№ 6. -С. 101-115.
77. Дырепкова Н.П. Род, классификационная система родства и брачные нормы у алтайцев и телеутов // В кн. Материалы по свадьбе и сеыенно-родовому строю народов СССР.- М., 1926,- 265 с.
78. Жуковская H.J1. Судьба кочевой культуры.- М.: Наука , 1990.- 260 с.
79. Закон Российской Федерации "Об образовании" // Вестник образования, 1992, №12.-С. 3-13.
80. Измаилов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана,- М.: Педагогика, 1991. 252 с.
81. Ильин B.C. Формирование личности школьника: (Целостный процесс). -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
82. Иоголевич А.З. Диагностика уровней познавательной активности старших школьников // Инструментарий изучения эффективностьи воспитательно работы с учащимися вне школы. Челябинск, 1984. - С. 41-42.
83. История педагогики: Часть 2-я. с 17 в. до сер. 20 в. Учебное пособие / Под ред. А.И. Пискунова.- М.: Тц « Сфера» , 1997.- 304 с.
84. Каган М.О. Человеческая деятельность. М., 1974. - 328 с.
85. Каган М.С., Эткинд A.M. общение как ценность и как творчество // Вопр. психологин. 1988. - № 4. - С. 21.
86. Казагачева З.С. Зарождение алтайской литературы,- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд-ние Алтайского книжного изд-ва, 1972- 147 с.
87. Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. -М.: Наука, 1989,- 360 с,
88. Кан-Калпк В.А. Ребенок и общество. М., 1988.С.-2
89. Кап-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.-М.: Просвещение, 1987,- 190 с.
90. Каптерев Г1.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. II г. 1915. С.-101.
91. Каптерев П.Ф. Р1стория русской педагогики. Г1.Г. 1915.-С.7-8.
92. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. СПб ., 1905. С. -53.
93. Караковский В. А. др. Воспитание? Воспитание. Воспитание? Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. -155 с.
94. Караковский В. А. Становление системы воспитательной работы / Вопросы воспитания: системный подход. -М.: Прогресс, 1981.- С.91-133.
95. Каруновская Л.Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком // Сборник МАЭ.- т.6. 1927.- С. 111-140.
96. Каруновская Л.Э. Календарь двенадцатилетнего животного цикла у алтайцев и телеут // Доклады Акад. Наук СССР .- Л., 1929- №1.- 165 с.
97. Каташ С.С. Мифы, легенды Горного-Алтая.- Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отд-пгге Алтайского книжн. нзд-ва, 1987,- 125 с.
98. Каташ С.С. Этнопедагогика в алтайской афористической поэзии // Педагог. 1996. - № 1. - С. 103-109.
99. Киселев C.B. Древняя история Южной Сибири.- М.: Изд-во академии паук СССР, 1951.- 643 с.
100. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных ппедаго-гических поисках. -М.: Арена, 1994. 222 с.
101. Коган Л.Н. Культура жизни личности. М., 1989. - 212 с.
102. Коменский Я. А. Избр. пед. соч.: В 2-х т.- М.: Педагогика, 1982.
103. Коп И.С. К проблеме национального характера (история и психология) / Под ред. Б.Ф Поршнева, Л.И. Анцыферовой. M.: наука, 1997. - С. 124.
104. Кон И.С. Ребенок и общество. М. : Наука, 1988.- 270 с.
105. Концепция национальных школ Республики Алтай.- Горно-Алтайск, 1993. 83 с.
106. Концепция национальных школ: цели и приоритеты содержания образования. Проект.- М.: ИНГЮ, 1994.
107. Концепция прогноза развития образоваания до 2015 года // Нар. Образование. 1993. - № 1. - С. 17-27.1 13. Корчак, Януш. Как любить ребенка? М„ 1990. - 445 с.
108. Краснова Е.В. Формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся старших классов: Авгореф. дис. . канд. пед. наук. -Чебоксары, 1997. 22 с.
109. Кряклина Т.Ф. Проблемы Взаимосвязи национальных культур и образования. Дне. . докт. философ, наук.- Томск, 1995. 37 с.
110. Кузьмин М.Н. Концепция национальной школы: цели и приоритеты содержания образования.- М.: ИНПО, 1995. (?)
111. Кузьмин M.H. Полиэтничность российского общества и задачи системы образования как инструмента модернизации России.- М.: ИНГЮ, 1998. -С. 7.
112. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагог. 1999. - № 6. - С. 3-11.
113. Кусарбаев Р.PI. Формирование культуры межжнационального взаимодействия у студентов высших учебных заведений: Дис. . канд. пед. наук. М.: ИНПО, 2001.-216 с.
114. Лазарев Ю.В. Национально-региональный компонент в формировании патриотически ориентированной личности старшеклассника: Автореф. . канд. пед. наук. Спец. 13.00.01. М., 199. - 23 с.
115. Леонтьев А.Н. Мотивация учения школьников // Изб. Психололгиче-ские произведения в 2-х it. Т. 2. М., 1983. - 318 с.
116. Леонтьев A.M. Человек и культура,- М.,1961.- 115 с.
117. Летурпо 111. Эволюция воспитания у различных человеческих рас.-СПб.: Типография « Народная польза », 1900.- 52 с.
118. Лихачев Б.Т. Космизм и воспитание. М., 1999.
119. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998.
120. Лихачев Б.Т. Философия и воспитания. М.: Прометей, 1995. - 228 с. -С. 6.
121. Лосский Н.О. Характер русского народа / В 2-х кн. М.: Ключ, 1990. -С. 6.
122. Лурье C.B. Историческая этиология: Уч. пособие для вузов. М.: Аспект-пресс, 1997. - 448 с. (Программа "Высшее образование").
123. Маадан-Кара. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1973.-474с
124. Магомедов U.M. Культура, экология, образование. М., 1996. - 97 с.
125. Макаренко A.C. Избранные педагогические сочинения.-М. : Педагогика, 1978.-ТЛ.- 397 е.; Т.2.- 327 с.
126. Мамедон И.М. Культура, экология, образование. М. Пзд-во РЭФИА. 1996. 51 с.
127. Маркова А.К. Формирование ценностных ориентаций и социальной активности личности // Сб научных трудов. М.,1985.- С. 138.
128. Матис В.И. Проблема национальной школы в ноликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. - С. 37-40.
129. Матис В.И. Специфика этнического компонента системы образования в России / Образование и взаимодействие культур: Отв. Ред. II. А. Матвеева, В .И. Магис,- Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999,-144с
130. Маточкин.Е.П. Путями возрождения // Кан-Алтай. № 2, 1996.- С. 38.
131. Мирзоев LLl.A. Народная педагогика Дагестана.-Махочкала: Книжн. изд-во, 1986.- 174 с.
132. Мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Авторы: Э.Л. Львова, И.В.Октябрьская, A.M. Сагалаев, М.С. Усманова. Новосибирск: Наука, Сиб. Отд-ние, 1989.- 243 с.
133. Мифологический словарь. / Гл. редактор Е.М.Мелетинский.- М.: Советская энциклопедия, 1990. 672.с.
134. Модель // Больш. совет, энциклопедия. В 30 тт. / Гл. Ред. A.M. IIpoxo-ров. М.: сов. энциклопедия, 1974. - Т. 16. - С. 399.
135. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе- М.: Знание, 1979. -47 с.
136. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., 1999.
137. Мудрик A.B. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. - 111 с.
138. Мудрик A.B. Социализация // Рос. пед. энциклопедия, т. II. М.: БЭС, 1999. - С. 359.
139. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М., 1999. - С. 7.
140. Муйтуева В.А. Эволюция религиозности и становление свободомыслия у алтайцев: Дне. . канд. философ, наук: 1991.- 16 с.
141. Мукаева Л.М. Социально-педагогическая проблема становления и развития калмыцкой национальной школы. Дис. . канд. пед. наук.- М., 1995. -20 с.
142. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности: Пособие к спецкурсу. М.: МГ11И им. Ленина, 1985. - 104 с.
143. Мухина B.C. Психологический статус личности в различных социальных условиях: Развитие, диагностика и корорекция. М., 1992.
144. Мухина B.C. Развитие межнациональных отношений- основа формирования личности // Просвещение на Крайнем Севере. Сборник 25, С.Петербург. 1992.-С.-5.
145. Народы Сибири на современном этапе: Национальные и региональные особенности развития.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние , 1989.-190 с.
146. Национальные ценности образования: история и современность. М.: РАО, 1996.
147. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.
148. Никифоров Н.Я. Аносский сборник. Омск, 1915. - 200 с.
149. Николаев В.А. Формирование этнопедагогичеекой культуры будущего учителя / Материалы Всеоресийской научной конференции « Профессиональная педагогическая культура », 13-15 сентября МОСУ- М.-1996.
150. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). / Под ред. З.И. Равкина. М., 1995. - 631 с.
151. Овчаренко А.П. Пословицы и поговрки, бытующие на Алтае.- Барнаул: Алт.книжн. изд-во, 1958.-44 с.
152. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее "Я-человека" // Вопр. психологии, 1995, № 2. С. 5-19.
153. Основы педагогического мастерства / Под ред. H.A. Зязюна. М.: Педагогика, 1989. - С. 5-19.
154. Ог классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям. В. С. Стенин, A.A. Гусейнов, ВМ, Межуев, В.И. Толстых // Квинтэссенция: Филос альманах. М.: Политиздат, 1992. - С. 14.
155. Памятное завещание.- Горно-Алтайск: Горно-Алтайское огд-ие. кн. изд-ва, 1990.- 195 с.
156. Пархоменко 11.11. Воспитание твоорческой ьлнчности как цель образовательных систем (Историко-методололгический аспект) / Автореф. дис. . д-ра пед. наук. Минск. 1995. - 35 с.
157. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии / Под ред. Смирнова. -М., 1998. С. 35.
158. Педагогическая энциклопедия,/ в 4-х т./ Гл. ред .И. А. Канров.- М.: Советская энциклопедия, 1964.-т.3.-880 с.
159. Песгалоцци И.Г. Избр. Пед. соч. / Под. ред. H.H.Медынского. М.-Л.: Академия .пед. наук РСФСР, 1948. - 280 с.
160. Петрова. Т. Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в 15-18 вв. Дис. .док. пед. наук. М., 1996.-275с.
161. Петрова. Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации. М„ 2000.
162. Петровский В.А. "Я мир в развитии личности": Со Новые ценности образования. - М. : Нпповатор, 1995. - 48 с.
163. Петровский В.А. Субъективность: новая парадгма в образовании // Психологические пауки и образование. 1996. - № 6. - С. 100-109.
164. Плахов В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социалытого исследования. М., 1982. С. 102.
165. Потанин Г.И. Очерки Северо -Западной Монголии.-СПб,1833,-т.4.-241с.
166. Потапов Л.П. Копь в верованиях и эпосе народов Саяио-Алгая //Фольклор . Л., 1987.-С.-72.
167. Потапов JI.П. Охотничьи поверья и обряды у алтайских тюрков. //В кн. Культура и письменность Востока.-кн.4.-Баку, 1929.-611с.
168. Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев .-М.-Л.: Изд-во Акад. .наук СССР,1953.-444с.
169. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев.-Л.-.Наука, 1969.-196с
170. Потапов Л.П.Географический фактор в традиционной культуре и быте поркоязычных народов Саяно-Алтайского региона //В кн.Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ.-Л.:11аука, 1984.-500с.
171. Пустогачева О.Н. Обучение алтайскому языку детей, не владеющих родным языком. Дне. . .канд.пед.наук.-М., 1996.-16с.
172. Равкин З.И. ,Прянникова В.Г. Национальные ценности образования как ориентиры развития отечественной педагогической аксиологии ./ Материалы 17 сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки ./ 1996.-С.5-10
173. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника.-М.:Наука,1989.-749с.
174. Развивающееся социально-педагогическое просьранство условие развития региона / Под ред. Ю.В. Васильева, A.M. Новикова. - М,: ИПК и Г1РНООМО, 1994.-24 с.
175. Риккарт Г. Природа и культура // Культурология. М., 1994. - С. 36.
176. Роджерс II. Творчесвто как усиление себя // Borip. психологии, 1990, № 1.-С. 164-167.
177. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. - 620 с.
178. Рубинштейн СЛ. Воображение. Основы общей психологии / Собр. соч. Т. 2. М.: Наука, 1989.- 322с.
179. Рубинштейн CJI. Принципы творческой самодеятелыютис // Вопросы психологии. 1989. - № 4. - С. 89-94.
180. Рудепко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. -М. -Л. :11зд-во Акад. наук СССР, 1953 -404с.
181. Рудь Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики : Дис. .канд.пед.наук.-М.;1980.-20с.
182. Сагалаев A.M. Алтай в зеркале мифа. -Новосибирск: Наука ,1993,-173с.
183. Самаев Г.П. Присоединение Алтая к России (исторический обзор и до-кументы).-Горно-Алтайск, 1996.-120с.
184. Самаев Г.П. Уроки миссионерства //Сборник статей по филологии и педагогики.-Горно-Алтайск.-1995.
185. Санабасова Р.К. Народная педагогика алтайцев. Дис. .канд.пед.наук. -СПб., 1993. -217с.
186. Сатлаев Ф.А. История Горного -Алтая.-Горно-Алтайск, 1995.-242с.
187. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. -68 с.
188. Семенов В .Д.// Педагогический процесс. Социально-педагогический аспект .-Екатеринобург,1993.С.-61.
189. Семенова Л.И. О влиянии поколенного состава семьи на передачу этнокультурных традиций //Советская этнография,1981,№4.-С.68-77.
190. Сенько 10.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления / Педагог.-1999.-№6 .-С.44-50.
191. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994. - 150 с.
192. Серов С. Алтайцы // Наука и жизнь, 1990, №1. С.30-31.
193. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.
194. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие .-СПб .: Изд-во Михайлова В.А.,1999-203с.
195. Силистрару Н.В. Этиоиедагогика молдаван :В связи с проблемой взаимодействия педагогики с наукой. Дис. .докт.пед.наук.М., 1997-71с.
196. Слободчиков В.В. Образовательная среда: Реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ / Вып. 7. М„ 1997. - С. 177-184.
197. Словарь-справочник будущего учителя. М.: Симе, 1996.
198. Соколова Р. Общецчеловеческие ценности к нетрадиционному пониманию. М.: Свобопая мысль, 1994. - № 1. - С. 125-127.
199. Соколова Т. М. Заметки об алтайской народной педагогике / Алтайская правда № 60, 1986.
200. Соловьев B.C. Избранное. М., 1990. С. 191.
201. Способы активизации учебно-познаватешьной деятельности школь пиков через ценностные ориентиры / Сост. И.В. Шманева. Магнитогорск: МГПИ, 1996.- 23 с.
202. Среда и культура в условиях общественных трансформаций. М.: АИ-РО-ХХ, 1995.-263 с.
203. Стельмахович М.И. Семейная этиопедагогика-заслон бездуховности// Советская педагогика.-1989.-№7.-С.-116.
204. Султанбаева К.И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской много национальной школы Хакассии / Автореф. дис. . канд. Пед. наук. М., 1995. - 17 с.
205. Султанбаева K.M. Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников. Образование детей и молодежи: Современные подходы. М., 1996.
206. Суразаков A.C. Предания старины глубокой.- Горно-Алтайск: ГорноАлтайское отд-ние Алтайского книжн. изд-ва, 1985.- 77 с.
207. Суразаков С.С Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1985.- 256 с.
208. Суразаков С.С. Седьмое героическое сказание о богатыре Алтай- Буу-чае.- Горно-Алтайск: Г-Алт. отд-ние Алт. кннжн. изд-ва, 1961,- 179 с.
209. Суразаков.С.С Из глубины веков. Горно-Алтайск: Г-Алт отд-ние. Алт. книжн. изд-ва, 1982.- 144 с.
210. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского восзраста. М., 1961. - 223 с.
211. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.-М.:Педагогика,1990-288с.
212. Тайчииов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся.- М., 1992.- 47 с.
213. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельность и учащихся. М.: Знание, 1983. - 96 с.
214. Толстой Л.И. Педагогические сочинения / Под общ. Ред. E.H. Медыи-скогоЮ H.A., Константинова, H.H. Гусева. М.-Л., 1948. - 400 с.
215. Тощакова Е.П Традиционные черты народной культуры алтайцев / XIX нач. XX вв. - Новосибирск: Наука, 1978.- 160 с.
216. Традиционные верования и быт пародов Сибири Х!Х-пач.ХХвв. /Под ред, И.Н.Гемуева.- Новосибирск: Наука , Сиб.отд-ние, 1987.-202 с.
217. Тубельский А.II. Школа самоопределения // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе / Вып. 3. М., 1997. - С. 75-83.
218. Тугаринов В.II. Теория ценностей в марксизме. Л.: ЛГУ, 1968. - 124 с. - С. 15.
219. Тхуго М.М Реализация идей адыгейской наролной педагогики в процессе подготовки студентов для работы в национальной шкле.-М., 1995.174 с.
220. Тюменцева З.П. Содержание и формы этнопедагогнзации учебно- воспитательного процесса в национальной школе ( На метериале Ханты-Мансийского авт. окр.). Дис. . канд. пед.наук.-VI.,1993.- 17 с.
221. Укачина К.Е. Алтайские народные загадки,- Горно-Алтайск: Книжн. изд-во, 1984,- 102 с.
222. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогпчесой антропологии. СПб, 1911-1912. - Т. I - 499 е.; Т. II - 444 с.
223. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах.- М.: Педагогика, 1988. Т.1.- С. 249-259. - Т. 2. - С. 622.
224. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С.С. Аверинцева. -М.: Советская энциклопедия. 1989. 814с.
225. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М.: Сфера, 1995. 158 с.
226. Хапбиков Я.И. Использование народных традиций в воспитательной работе национальной школы // Вопросы обучения и воспитания в татарской школе,- Казань, 1976.- Вып.2-ой. С. 183-190.
227. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа. Казань: КПИ, 1975,- 162с.
228. Христова.Е.Л. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы. Дне. . канд. пед. наук. М., 1988.- 24 с.
229. Цаликов В.Д Формирование гуманистического сознания и поведения учащихся многонациональных школ на основе традиционной культуры воспитания народов Северного Кавказа. Дис. . канд. пед. наук. М., 1996 .-18 с.
230. Цаллагова З.В. Теория и практика функционирования афористических средств и форм традиционного воспитания у народов Северного Кавказа. Дис. . д-ра пед. паук. М., 1998.- 43 с
231. Чанчибаева Л.Б. О современных религиозных пережитках у алтайцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во : Наука, Сиб. отд-ние, 1978.- С. 90-103.
232. Чапко Е.Е. Этнопедагогнка сегодня. // Мастер. М., Изд-во: Магистр, 1995, №3.-С. 74-83.
233. Чапыев Е.М. Ономастика Горного Алтая. Словарь- справочник (на алт. яз.).- Горно-Алтайск, 1991.- 58 с.
234. Шадрпков В.Д. Проблема системогеисза ирофеесионо.тьной деятельности.- Наука, 1982,- 184 с.
235. Шалаев И.К. Программно- целевая психология управления: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во БГПУ.- 1997.-158 с.
236. Шатинова H.H. Семья у алтайцев. Горно-Алтайск: Г-Алт. отд-ние Алт. книжн.нзд-ва, 1981. - 183 с.
237. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах.- М., 1980.-Т1 304 с.; Т II-414 с.
238. Швецов С.П. Горпый-Алтай и его население. Т.1., Вып.1., Барнаул. 1903.-С. 111-112.
239. Швецов С.П. Обычно- правовые воззрения алтайцев ( калмык) и киргизов. Брачные и семейные отношения. // Записки Западно-Сибирского отдела РГО . кн. 25. - Омск, 1898.- 350 с.
240. Школа и ммир культуры этносов. Уч. зап. ИНГЮ. Вып. 2 М.: ИНПО, 1995.- 348 с.
241. Шоров А.И. Адыгейская народная педагогика. Майкоп: Адыг. отд. Краснодар, кн. изд-ва, 1989. - 142 с.
242. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство: Формирование жизненного опыта учащихся. М.: Пед. об-во России, 2002. - 153 с.
243. Эдоков В.И. Возвращение мастера. Горно-Алтайск, 1990.- 159 с. С. 125.
244. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.- 360 с.
245. Энциклопедия народной мудрости / Сосг. В . Воскобойников.- СПб . : РЕСПЕКС, 1997.-448 с.
246. Этнографическое обозрение. № 5. 2000. С. 100.
247. Этнокультурные традиции у народов Сибири и Севера. / Под ред. Ч.М. Таксами. М. : Наука, 1985,- 270 с.
248. Ядринцев П. М. Алтай и его инородческое царство // Исторический вестник. -Т.ХХ.- 1885.-650 с.
249. Ядринцев ILM. Миросозерцание и иардное творчество Сибирских инородческих племен // В литературном сборнике.- СПб .: Изд-ние : Восточное обозрение, 1885.- 550 с.
250. Язык и культура алтайцев. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отд-нне кн. изд-ва, 1993.- 125 с.
251. Berkel К. Konfükttraiuing: Konflikte verstehen und bewältigen. Heidelberg Sauer - Verlag, 1996. - 86 S.
252. Lipps Т. Das Wissen von fremden Ichen. Psychol. Untersuchuchungen, 1970. Zitiiert nach J.l. Moreno: Die Grundlagen der Soziometrie; 2 Aufl. / Kol-nopladen; Westdeutscher Verlag, 1967.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.