Социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Калужских, Елена Васильевна
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Калужских, Елена Васильевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ.
1.1. Социализация личности как результат социально-культурного развития: основные концепции.
1.2. Технологии социально-культурной деятельности как основа включения личности в социально-культурные процессы.
1.3. Теоретическое обоснованиекомплекса педагогических условий успешного функционирования технологии социально-культурного развития в студенческой театральной студии.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСВОЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОРА ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
2.1. Общая характеристика опытно-экспериментальной работы.
2.2. Реализация технологии социально-культурного развития в деятельности театральной студии.
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Социально-личностное развитие дошкольника в условиях детской театральной студии2007 год, кандидат педагогических наук Батуева, Светлана Владимировна
Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии: На примере Республики Марий Эл2000 год, кандидат педагогических наук Нестерова, Ирина Борисовна
Формирование творческих способностей подростков в театральной студии: На материале культурно-досугового центра Нижневартовского района Ханты-Мансийского Автономного округа2000 год, кандидат педагогических наук Остривной, Василий Петрович
Реализация педагогического потенциала театра-студии в процессе художественно-эстетического воспитания студенческой молодёжи2015 год, кандидат наук Жукова, Наталия Ивановна
Культурно-творческое развитие режиссеров - руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Соколова, Надежда Николаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии»
Актуальность исследования. Новые условия и требования общества к личности обострили социальные проблемы молодежи: перестают действовать прежние стандарты поведения, новые формирующиеся ценности противоречат старым. Попытка уйти от решения реальных проблем приводит молодежь к ориентации на навязанный средствами массовой информации стандарт потребления, досуг как форму ухода от проблем, вызванных трудностями социального развития. В подобной ситуации девальвируется значение моральных норм, производство и потребление духовных ценностей сводится к воспроизводству продуктов массовой культуры, смещается ценностный аспект образования. Исследование социально-культурного развития молодежи продиктовано практическими потребностями современного российского общества, что и подтверждает актуальность анализируемой проблемы.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью. Именно эти качества личности несут социальную нагрузку, социально-культурное развитие становится неотъемлемой частью общей культуры человека, является основной для его утверждения и развития, актуализирует личностные качества, способствует становлению мировоззренческой позиции, нацеливает личность на максимальное раскрытие своих способностей.
Происходящее реформирование образования отражает требования к подготовке подрастающего поколения, однако роль образования как института социально-культурной направленности, как «агента социализации» еще недостаточно реализована, поэтому поиск путей оптимизации воспитательной деятельности в молодежной среде становится социальным заказом.
Процессы обучения и воспитания молодежи относятся к целенаправленным, организованным формам социализации личности. В то же время результаты, требования к выпускнику вуза в Государственных образовательных стандартах сформулированы в терминах «знать», «уметь», «владеть», поэтому поиск путей оптимизации социально-культурного развития молодежи становится актуальным.
Вышесказанное подтверждено результатами пилотажного исследования, проведенного среди студентов театрального факультета ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» и профессиональных актеров. Результаты исследования позволяют утверждать, что социально-культурное развитие личности большинства студентов находится на недостаточном уровне, свидетельствуя о необходимости осуществления целенаправленной деятельности педагогов по оказанию педагогического содействия процессу социализации.
Следует констатировать, что в ряде исследований раскрыты научные предпосылки социализации молодежи, в том числе и в учреждениях образования. Общетеоретический подход к социализации личности раскрывают отечественные ученые, такие как: И. В. Андреенкова, Б. 3. Вульфов, В. Н. Гурова, С. Н. Иконникова, В. А. Караковский, JI. Н. Коган, И. С. Кон, В. Т. Лисовский, А. В. Мудрик и др., а так же зарубежные Э. Дюркгейм, Дж. Коул-мен, Г. Мендра, Т. Парсонс, Н. Таллмен и др.
Процесс усвоения социального опыта рассматривается в трудах Г. М. Андреевой, JL И. Божович, М. А. Галагузовой, Р. Г. Гуровой, А. Н. Леонтьева, Р. А. Литвак, Дж. Г. Мид и др.
Теоретической базой для изучения проблем молодежи являются работы Б. Г. Ананьева, М. В. Гамезо, Г. Крайга, Д. Левинсона, А. В. Толстых, Р. Хей-вигхерста и др.
Возрастные особенности молодежи раскрыты в трудах В. С. Мухиной, Е. А. Климова, И. Ю. Кулагиной, Д. И. Фельдштейна и др.
Значение педагогического содействия социализации молодежи рассматривали В. А. Беликов, И. А. Зимняя, Я. JL Коломинский, Ю. М. Орлов,
A. А. Реан, В. А. Якунин и др.
Научные исследования и практическая деятельность показывают, что проблема социально-культурного развития недостаточно полно отражена в психолого-педагогической литературе. Переориентация учебного процесса от узкой направленности профессиональной подготовки к широкому социально-культурному развитию только в рамках педагогического процесса высшей школы не является достаточной, поэтому возрастает значение социально-культурного развития личности с учетом возможностей дополнительного образования.
В современных условиях социально-культурная деятельность трактуется как социально и культурно организованный фактор сохранения, развития и освоения культурных ценностей, направленный на культурную реформацию и гуманизацию социальной системы государства.
В связи с этим важнейшей составляющей теоретико-методологической основы нашего исследования являются концепции социально-культурной деятельности, разработанные отечественными учеными: М. А. Ариарским, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жарковым, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильниковым, Б. С. Сафаралиевым и др. В работах М. И. Должен-кова, В. Е. Новаторова, В. М. Рябкова, В. Я. Суртаева, Ю. А. Стрельцова,
B. Е. Триодина, В. В. Туева, Н. Н. Ярошенко и др. анализируются возможности социально-культурной деятельности в образовании и воспитании личности. Вопросы совершенствования социально-культурной деятельности в вузе рассматривались в трудах А. И. Арнольдова, А. С. Запесоцкого, Д. В. Кирш, JL JL Новиковой, М. И. Рожкова и др.
На основе анализа научной литературы по социализации молодежи, изучения теории и практики социально-культурной деятельности, собственного опыта можно констатировать, что на современном этапе в учреждениях образования недостаточное внимание уделено социально-культурному развитию молодежи, использованию технологий социально-культурной деятельности в обогащении средств социализации личности. Рассмотрение специфики дополнительного образования, понимание роли социально-культурной деятельности в данном процессе требуют более пристального внимания к их исследованию.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется наличием следующих противоречий: социально-педагогического характера: между возросшей потребностью общества в средствах социально-культурного развития молодежи и не в полной мере реализованными возможностями использования потенциала социально-культурной деятельности в этом процессе; научно-теоретического характера: между богатым потенциалом уже имеющихся исследований социально-культурной деятельности и недостаточной разработанностью комплекса специальных педагогических условий, позволяющих повысить эффективность социально-культурных технологий в учреждениях образования; научно-методического характера: между высокими требованиями к содержанию культуротворческих технологий по реализации театральной деятельности и недостаточным содержательно-методическим обеспечением использования их в решении социальных проблем молодежи в студенческой театральной студии.
Необходимость разрешения этих противоречий позволила определить проблему, которая состоит в научном осмыслении сущности социально-культурного развития в деятельности студенческой театральной студии.
Актуальность проблемы и рассмотренные противоречия обусловливают выбор темы исследования: «Социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить комплекс педагогических условий социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.
Объект исследования — социально-культурная деятельность студенческой театральной студии.
Предмет исследования - овладение технологией социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.
Гипотеза исследования: социально-культурное развитие молодежи в процессе их творческой деятельности будет проходить более успешно, если:
- в теоретико-методологической стратегии социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии будут выступать системный, контекстный и технологический подходы;
- разработана, обоснована и внедрена технология социально-культурного развития молодежи в деятельности театральной студии;
- выявлен и реализован комплекс педагогических условий, включающий: реализацию метода действенного анализа в деятельности театральной студии; активизацию саморазвития участников театральной студии; осуществление приобщения студентов к социокультурным ценностям.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы и уточнить сущность понятия «социально-культурное развитие» молодежи.
2. Разработать технологию социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.
3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий успешного использования технологии социально-культурного развития молодежи.
4. Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по использованию технологии социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии.
Общую теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- философские работы отечественных авторов, раскрывающих диалектико-материалистическую теорию познания, социальную сущность человека и культурно-историческую обусловленность его становления: Б. Г. Ананьева, JI. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова и др.;
- теории развития личности Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Г. И. Щукиной и др.;
- философские теории о сущности и особенностях социализации: Л. А. Беляева, Р. Г. Гуровой, А. С. Зубра, В.Т. Лисовского, В. А. Никитина и др.
- концепции, рассматривающие личность как субъект деятельности и отношений: А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.;
- системный (А. Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, М. С. Каган и др.), контекстный (А. А. Вербицкий, М. В. Кларин и др.) и технологический подходы (В. П. Беспалько, А. Д. Жарков, Г. К. Селевко и др.).
- идеи К. А. Абульхановой-Славской, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна, Д. И. Фельдштейна и др. о социальной природе психической деятельности человека;
- работы В. Г. Бочаровой, Б. 3. Вульфова, М. А. Галагузовой, В. Т. Лисовского, Р. А. Литвак, Ф. А. Мустаевой, В. А. Никитина, В. Д. Семёнова и др., посвященные социализации;
- теории развития мотивации, индивидуальности студента О. С. Гребе-нюк, Т. Б. Гребешок, Д. И. Фельдштейна;
- теории ориентации личности на социально и личностно значимые ценности Т. И. Бакланова, В. П. Без духова, А. В. Кирьяковой, В. Я. Суртаева, Н. Н. Ярошенко.
Экспериментальная база исследования. Основная экспериментальная работа проводилась в течение восьми лет на базе театрального факультета Челябинской государственной академии культуры и искусств, Мастерской новой пьесы «Бабы». Дополнительной базой выступили: Центр эстетического воспитания детей и молодежи г. Оренбурга, Молодежная театральная студия «КомПас» МОУ СОШ № 62, г. Челябинск. В эксперименте участвовало 120 студентов и 15 преподавателей академии.
На первом этапе (2000-2003 гг.) — поисково-теоретическом - проводился анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, диссертационных работ, государственных образовательных стандартов поколения. Была обоснована проблема, выдвинута цель, определена гипотеза, разработаны задачи исследования, его этапы, технология социально-культурного развития, теоретически обоснованы педагогические условия ее успешной реализации. Ведущими методами исследования были теоретический анализ научной, методической литературы, нормативных документов; анкетирование, беседа и обобщение педагогического опыта.
На втором этапе (2003-2006 гг.) - теоретико-экспериментальном -продолжался теоретический анализ проблемы, проводилось внедрение социально-культурной технологии в деятельность театральной студии. Проверялись в практической деятельности педагогические условия, эффективной реализации авторской технологии социально-культурного развития. Ведущими методами этого этапа явились формирующий эксперимент, экспертная оценка, самооценка, анализ практической и самостоятельной работы участников театральной студии и театра Мастерская новой пьесы «БАБЫ».
На третьем этапе (2006-2008 гг.) - обобщающем - была произведена обработка, систематизация и оформление результатов эксперимента, проведено контрольное тестирование. Разработан ряд методических рекомендаций, направленных на эффективность социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии. Создан и опубликован в России и за рубежом авторский Вербатим-проект «Солдатские письма» с актрисами театра Мастерская новой пьесы «БАБЫ». Ведущими методами были эксперимент, анализ, обобщение методов опытно-экспериментальной работы, экспертная оценка, практическая реализация разработанной технологии в деятельности студенческой театральной студии.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- уточнено понятие «социально-культурное развитие» молодежи, которое понимается нами как процесс социализации студенческой молодежи, проявляющийся в адаптации, инкультурации, интернализации личности в социально-культурную среду, осознанном овладении нормами и ценностями культуры.
- разработана культуротворческая технология социально-культурного развития на основе системного, контекстного и технологического подходов, которая понимается нами как технология, объединяющая реальные социальные проблемы с их художественным воплощением средствами театральной деятельности (документальный театр).
- выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность реализации технологии социально-культурного развития личности в деятельности театральной студии и научно-методическое обеспечение данного процесса.
Теоретическая значимость исследования заключается:
- в уточнении содержания понятия «социально-культурное развитие» молодежи, определении его сущности, содержания, роли в социализации молодежи;
- в выявлении особенностей, принципов и условий социально-культурного развития студенческой молодежи, способствующих социализации личности в деятельности театральной студии;
- в исследовании проблемы социально-культурного развития на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях, создающих основу для социализации молодежи в условиях студенческой театральной студии;
- разработан диагностический инструментарий определения уровня социально-культурного развития молодежи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- выводы и рекомендации по социально-культурному развитию молодежи в деятельности театральной студии служат совершенствованию социализации молодежи в сфере дополнительного образования.
- разработано и реализовано научно-методическое обеспечение исследуемого процесса в рамках Мастерской новой пьесы «Бабы», студенческой театральной студии, в театральных студиях средних общеобразовательных школ и досуговых учреждений;
- материалы исследования могут использоваться в практике подготовки студентов театральных факультетов, при создании авторских курсов, а также в системе общего, дополнительного образования, учреждений социально-культурной сферы, факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров.
На защиту выносятся следующие положения:
- в качестве теоретико-методологического решения проблемы социально-культурного развития молодежи в деятельности студенческой театральной студии выступают системный, контекстный и технологический подходы, позволяющие обосновать процесс социализации на принципах: субъектности по отношению к участникам театральной студии, выстраивании каждым студийцем своей ценностно-смысловой сферы, субъектного пространства в ее деятельности; равенства студийцев;
- социально-культурному развитию участников студенческой театральной студии предшествует процесс педагогического проектирования социально-культурной технологии (театральная, авторская, коррекционная), состоящая из следующих блоков: целеполагания, концептуального, проективного, репетиционного, условий и мониторинга, особенностью которой является:
- комплекс педагогичзских условий, обеспечивающих успешное социально-культурное развитие молодежи в деятельности студенческой театральной студии, включающий: реализацию метода действенного анализа; активизацию саморазвития участников театральной студии; приобщение студентов к социокультурным ценностям.
Достоверность основных положений и выводов исследования обоснована достаточной научно-теоретической базой; обеспечена избранными теоретико-методологическими основаниями в соответствии с системным контекстным и технологическим подходами; применением комплекса методов исследования, адексатных его объекту, поставленным целям и задачам исследования; соблюдением требований к проведению констатирующего и формирующего экспериментов; длительностью и повторяемостью эксперимента; воспроизведением его результатов в условиях социально-культурной деятельности; использованием апробированных в педагогике методов математической статистики; экспериментальным подтверждением гипотезы исследования; сочетанием количественного и качественного анализов материалов исследования, контрольным сопоставлением с массовым педагогическим опытом; длительным и разносторонним опытом педагогической деятельности автора диссертационного исследования в качестве профессора Челябинской государственной академии культуры и искусств, полученными положительными отзывами.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством разработки и внедрения учебных пособий «Три круга предлагаемых обстоятельств в методологии действенного анализа» и «Проблема характера и характерности в методологии действенного анализа» (гриф Министерства культуры РФ), выступлений и публикаций на международных, всероссийских, межвузовских научно-практических конференциях: «Проблема обучения режиссера на актерско-режиссерском курсе» (Харьков, 1999); «Проблемы театральной педагогики на рубеже веков» (Орел, 2000); «Еще раз о методе» (Москва, 2000); «О реализме в театре» (Москва, 2000); «Документальная драма в технике «вербатим». Развитие в России» (Лондон, 2002); «Zotnierskie listy» (Польша, Гданьск, 2003); «Способы работы над характерностью, предложенные М. Чеховым» (Челябинск, 2005); «Соотношение понятий «характер и характерность» в процессе профессиональной подготовки студентов театрального факультета» (Москва, 2007).
В 2000 г. под руководством автора создан театр Мастерская новой пьесы «БАБЫ» из числа учеников - выпускников Челябинской государственной академии культуры и искусств. Театр является неоднократным лауреатом областных, всероссийских и международных фестивалей: «БАЛТОСКАНДАЛ» (Таллин, 2002); «STEPS ТО SIBERIA» (Лондон, 2002); «Apostroff» (Прага, 2004, 2006), «Сцена» (Челябинск, 2005, 2007), а также организатором мастер-классов по социально-культурным технологиям.
В реализации технологии принимают участие также: МОУ СОШ № 62 - театральный коллектив, рук. А. И. Пастернак, В. Н. Комаровский; МОУ СОШ № 13 - театральная студия «Талант» Шумин С. В, Сколова Н. В. (лауреаты всероссийского фестиваля «Волшебство театра» Сочи-2009); МОУ СОШ № 100 - театральная студия рук. М. Ю. Дрейлинг; МОУ СОШ № 131 -театральная студия рук. Г. Н. Елагина; ДЦ АМЗ г. Челябинска - театральная студия рук. Г. Н. Елагина (всего свыше 800 детей).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии1998 год, кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович
Социально-культурные условия музыкального воспитания участников студий в учреждениях дополнительного образования детей2010 год, кандидат педагогических наук Касмицкая, Екатерина Александровна
Педагогическое обеспечение социализации младших школьников в детской хореографической студии2013 год, кандидат педагогических наук Лыкова, Рима Рафиковна
Технологии социально-культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива2009 год, кандидат педагогических наук Дюков, Максим Леонидович
Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства2003 год, кандидат педагогических наук Аркавий, Гузель Сагитовна
Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Калужских, Елена Васильевна
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, можно сделать следующие выводы:
1. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 8 лет. Формирующий этап проводился в естественных условиях учебного процесса вуза в течение 7 лет. В основу организации и проведения экспериментальной работы положены принципы, открытости гипотезы для дальнейшей проверки, объективности, эффективности, выполнения основных условий причинного вывода, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о процессе социально-культурного развития.
2. В ходе опытно-экспериментальной работы была осуществлена диагностика уровня сформированности социально-культурного развития, по выделенным нами критериям определялся уровень (низкий, средний, высокий). Обработка результатов проводилась с помощью качественных и количественных методов. Все расчеты выполнены с помощью статпакета Statgraphics Plus for Windows и программы Microsoft Excel. Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что от 58 % студийцев имеют низкий уровень социально-культурного развития, менее 40 % средний уровень и менее 4 % высокий уровень. В целом преобладают результаты, соответствующие низкому уровню социально-культурного развития, что обусловлено недостаточным вниманием к проблеме социализации в высшей школе.
3. Результаты эксперимента свидетельствуют, что технология социально-культурного развития студенческой молодежи в деятельности театральной студии успешно функционирует при использовании в учебном процессе комплекса педагогических условий. Реализация совокупности педагогических условий повышает степень воздействия на исследуемое явление.
Проведенная экспериментальная работа и анализ фактического материала позволили убедиться в правомерности выдвинутой гипотезы.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Калужских, Елена Васильевна, 2009 год
1. Абишева, А. К. О понятии «ценность» / А. К. Абишева // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - 86-98.
2. Агеев, В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. Агеев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
3. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современныепроблемы / А. Я. Айзенберг. — М. : Высш. шк., 1986. - 128 с.
4. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б.Айсмонтас. - М. : «Владос», 2004. - 207 с.
5. Акимова, А. П. О характере профессиональных умений в деятельностипедагогов-мастеров // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Н. В. Кузьминой. - Л. : ЛГУ, 1973. - 37-44.
6. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. идоп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.
8. Алперс, Б. Театральные очерки / Б. Алперс. — М.: Искусство, 1977.400 с.
9. Амонашвили, Ш. А. Педагогика сотрудничества и перспективы - вопросы образования / Ш. А. Амонашвили. - М., 1990.-102 с. Ю.Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев - М. : Наука, 1979.-256 с.
10. Андреев, И. Д. Педагогика творческого саморазвития / И. Д. Андреев.- Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1996, - 567 с.
11. Андреева, Г. М. Психология социального познания : учеб. пособие /Г. М. Андреева. - М., 2000 - 288с. И.Андреева, И. В. Психология и педагогика. - М.: ЭКСМО, 2006. - 224 с.
12. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. - М . : Просвещение, 1989. -224 с.
13. Анисов, А. М. Типы существования / А. М. Анисов // Вопросы философии. -2001. - № 7 . - С . 100-113.
14. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский; СПетерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. — 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Эго, 2001. - 287 с.
15. Аристотель, Об искусстве поэзии /Аристотель. - М. : ГИХЛ, 1957.383с.
16. Арнольдов, А. И. Культура и горизонты XXI века / А. И. Арнольдов //Вестник МГУКИ. М., 2003. - № 1.-С.9-18.
17. Арто, А. - Как всегда - об авангарде. Антология французского театрального авангарда / А. Арто. / Составление, перевод и комментарии Исаева. - М., 1992. - 478 с.
18. Архангельский, И. Совершенствование педагогического мастерствапреподавателей / И. Архангельский. - М. : Знание, 1986. - 111 с. -•
19. Архангельский, И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы : Учеб.-метод. пособие — М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.
20. Архангельский, И. Лекции по теории обучения в высшей школе / И. Архангельский. - М. : Высшая школа, 1974. - 384 с.
21. Асеев, В. Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе // Психология формирования и развития личности: Сб. науч. тр. - М . : МГПИ, 1981. - С . 197-219.
22. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. / А. Г. Асмолов. - М. : МГУ, 1990. - 367 с.
23. Асташова, Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей/ Н. А. Асташова. - М. : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 272 с.
24. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (Дидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. - М. : Педагогика, 1982.-142 с.
25. Бакланова, Т. И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности : учеб. пособие / Т. И. Бакланова / Моск. гос. ин-т культуры. - М., 1992. - 102 с.
26. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) : Монография / В. А. Беликов. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1995. - 141 с.
27. Бердяев, Н. Самопознание / Н. Бердяев. - М., 1949. - 489 с.
28. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /В. П. Беспалько. - М . : Высш. шк., 1995. - 298 с.
29. Беспалько, В. П. Проблемы развития современных педагогических систем / В. П. Беспалько. - М. : Высш. шк., 1980. - 336 с.
30. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека / подред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой. — М. : Институт практической психологии. - Воронеж : НПО МОДЭК, 1997. - 416 с.
31. Битянова, Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии. Аналитический обзор / Н. Р. Битянова. - М., 1998. - 184 с. Зб.Блауберг, Н. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода / Н. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М. : Наука, 1976. - 270 с.
32. Блок, В. Б. Диалектика театра /В. Блок. - М. : Искусство, 1983. - 294 с.
33. Богоявлинская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявлинская. — Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовск. ун-та, 1984.-173 с.
34. Бодалев, А. А. Психология личности / А. А. Болдалев. - М. : Изд-воМГУ, 1988.-187 с.
35. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.Божович. - М. : Просвещение. - 1968. - 409 с.
36. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопр. психологии. — 1979. - № 2. - 27-34.
37. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теорияхи системах воспитания / Е. В. Бондаревская; В. Кульневич. - Учеб. пособие. - Ростов-на- Дону: творческий центр «Учитель», 1999. — 560 с.
38. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети в США и СССР / У. Бронфеньреннер. - М., 1976
39. Бросова, Н. 3. Судьба метафизики и судьба человека / Н. 3. Бросова //Вопр. философии. - 2005. - № 11. - 54-66.
40. Брук, П. Пустое пространство / П. Брук. - М. : Искусство, 1975. - 238с.
41. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. - М.: Политиздат, 1978. -216 с.
42. Буров, А. Г. Режиссура и педагогика / А. Г. Буров. - М.: СоветскаяРоссия, 1987.-279 с.
43. Бюклинг, Л. Михаил Чехов и Федор Достоевский. Спектакль «Одержимые» Театра Чехова в Нью-Йорке в 1939 / Л. Бюклинг. - М., 1989. - 345 с.
44. Бюклинг, Л. Михаил Чехов в западном театре и кино / Л. Бюклинг.СПб.: Академический проект, 2001 - 560 с.
45. Бюклинг, Л. Михаил Чехов и антропософия : из истории МХАТ Второго / Л. Бюклинг. - М., 1995.-467 с.
46. Бюклинг, Л. Письма М. А. Чехова М. В. Добужинскому. / Публикация,предисловие и комментарии Л. Бюклинг // Театр. - 1991. — № 6. - 56-67.
47. Вахтангов, Е. Б. Материалы и статьи / Е. Б. Вахтангов. - М., 1959.399 с.
48. Вербицкий, А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе /A. А. Вербицкий //Вопросы психологии. - 1987, № 5. - 31-39.
49. Вернер, В. Письма М. Чехова В. Масютину. Первые годы в изгнании /B. Вернер // Памятники культуры: Ежегод. - М., 1992. - 275 с.
50. Вертман, Ю. Д. Театрально-педагогические искания Михаила Чехова/ Ю. Д. Вертман // Театр. - 1969. - № 11. - 134-149.
51. Вертман, Ю. Д. Театрально-педагогические искания Михаила Чехова. /Ю. Д. Вертман : Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. искусствоведения. — М., 1975.-49 с.
52. Вине, П. Незабываемые десятилетия / П. Вине //Вопр. лит. - 1970. - №12.-С. 35-39.
53. Волков, Н. Д. Театральные вечера / Н. Д. Волков. - М., 1966. - 376 с.
54. Вульфов, Б. 3. Семь парадоксов воспитания / Б. 3. Вульфов. - М. : Новая школа, 1994. - 79 с.
55. Выготский, Л. Педагогическая психология / Л. Выготский / Подред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, - 1991. - 480 с.
56. Выготский, Л. Психология искусства / Л. Выготский. - СПб.,2000.-411с.
57. Галагузова, М. А. Социальная педагогика : курс лекций / М. А. Галагузова. - М.: Владос, 2001.-416с.
58. Гамезо, М. В. Атлас по психологии. Информационно-методическоепособие по курсу «Психология человека» / М. В. Гамезо. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
59. Герасимов, А. В Любимовку! /А. В. Герасимов //Лит. газета. - 2001.№29. - 5.
60. Герасимов, А. В. Главное - правильно задать вопрос! /А. В. Герасимов//Культура. - 2001. - 29 нояб. - 5 дек. - 7.
61. Гиацинтова, В. С памятью наедине / С В . Гиацинтова. - М.: Искусство, 1985.-545 с.
62. Гласе, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж.Глас; Дж. Стенли. - М . : Прогресс, - 1976. - 495 с.
63. Гликман, И. 3. Свободное время и развитие личности / И.З. Гликман //// Наука и шк. - 1998. - № 5. - 31-35.
64. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.,2004.272 с.
65. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособ. / Н. Ф. Голованова. —СПб.: Речь, 2005.-317 с.
66. Горшкова, В. В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. Монография / В. В. Горшкова. - СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2004. - 148 с.
67. Готт, В. и др. Категории современной науки (становление и развитие) / В. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. - М. : «Мысль», 1984. - 270 с.
68. Гришковец, Е. Год я жил без копейки / Е. Гришковец // Веч. клуб. —2000.-1 а п р . - С . 5.
69. Громов, В. Михаил Чехов / В. Громов. - М . , 1970. - 583 с.
70. Громова, М. И. Русская современная драматургия / М . И. Громова. —М. : Искусство, 1999. - 189 с.
71. Громова-Давыдова, А. Д. Памяти великого артиста. (Воспоминания оМихаиле Александровиче Чехове) // Родник. - 1990. - № 4. - 35-47.
72. Громыко, Ю. В. Психология творческих способностей / Ю. В. Громыко//Вопр. философии.-2004.-№ 3 . - 184-186.
73. Гурова, Р. Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры / Р.Г. Гурова // Педагогика. - 2000. - № 10. - 32-38.
74. Гусева, О. Нарочно не придумаешь / О. Гусева//Независимая газета.2000-9 д е к . - С . 3.
75. Давыдов, В. В. Образование. Мышление. Культура: новое педагогическое мышление / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1989. - 98-136.
76. Дейкарханова, Т. Памяти М. А. Чехова / Т. Дейкарханова // Новое русское слово. - 1955. - 4. окт. - 56-69.
77. Дель А. В. Подготовительный этап работы режиссера над спектаклем /А. В. Дель. - Челябинск.: ЧГИИК, 1990. - 68 с.
78. Дель, В. А. Этюд в методике действенного анализа / В. А. Дель. - Челябинск. : ЧГИИК, 1990. - 55 с.
79. Демидов, А. И. Рациональность власти и ее эволюция от текста к образу / А. И. Демидов // Вопр. философии. - 2005. - № 8. - 3-11.
80. Долженков, М. И. Правовое регулирование основных видов социального обеспечения // Журнал российского права. 2002. № 7. - 6-9.
81. Друзина, М. В. Чеховские спектакли Ф. Ф. Комиссаржевского на английской сцене 1920—30-х годов. Проблемы реализма в зарубежном театральном искусстве. / М. В. Друзина // Сб. науч. трудов. — СПб., 1979. - 689с.
82. Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере:Учеб. пособие / В. 3. Дуликов / МГУКИ. - М., 2003. - 86 с.
83. Дьяченко, М. И. Психологический словарь: справ. / М. . Дьяченко; Л.А. Кандыбович. - Мн. : Харвест, М. : ACT, 2001. - 576 с.
84. Еремеев, А. Ф. Границы искусства / А. Ф. Еремеев. — М. : Искусство,1987.-134 с.
85. Ефремов, О. Возвращение Михаила Чехова / О. Ефремов // Сов. культура. - 1986. - 28. авг. - 3.
86. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности : учебнометодическое пособие / А. Д. Жарков. - М. : Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с.
87. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность : теория, практика иметодика научных исследований: Учеб. пособие / Л. Жаркова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков. - М.: МГУК, 1994. - 110 с.
88. Законодательство Российской Федерации о культуре / Сост. Букреев Б.- М . : Аксамит-Информ, 1999. - 446 с. 96.3апесоцкий, А. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А. Запесоцкий // Социологические исследования, 2006. - № 12. - 98-104
89. Захава, Б. Г. Современники / Б. Г. Захава. — М. : Искусство, 1969.391с.
91. Зингерман, Б. И. Развитие идейных мотивов в послевоенной западной драме / Б. И. Зингерман // Современное западное искусство. — М. : Наука, 1971.-С. 84-167.
92. Зингерман, Б. Классика и советская режиссура 20-х годов : В поисках реалистической образности. Проблемы советской режиссуры 20-30-х годов/Б. Зингерман.-М., 1981.-290 с.
93. Зинченко, В. П. О душе и ее воспитании / В. П. Зинченко // Вопр.философии. - 2002. - № 2. - 119-137.
94. Иванов, В. Русские сезоны театра «Габима» / В. Иванов. - М.,1999.-239 с.
95. Иванов, В.П. Человеческая деятельность. Познание. Искусство /В. П. Иванов. — Киев : Наук, думка, 1977. - 251 с.
96. Из истории советской науки о театре. 20-е годы : сб. тр. - М.:ГИТИС, 1988.-340 с.
97. Иконникова, Н. История культурологических теорий: учеб.Пособие / Н. Иконникова. - СПб. : Питер, 2005. - 474 с.
98. Ильина, Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина. - М. : Знание, 1972. - 86 с.
99. Ильчиков, М. 3., Смирнов, Б.А. Социология воспитания: монография / М.З.Ильчиков и Б. А. Смирнов
100. Какой быть новой педагогике: учеб. пособие / Сост. А. Я. Наин,А. Г. Гостев. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1993. - 212 с.
101. Калмановский, Е. М. Книга о театральном актере / Е. М. Калмановский. - М. : Искусство, 1984. — 223 с.
104. Калужских, Е. В. Документальная драма в технике «вербатим» /Е. В. Калужских // Вестник ЧГАКИ. Сер. 4 : Искусствознание. - 2003. - № 4. - 127-161.
105. Калужских, Е. В. Еще раз о методе / Е. В. Калужских // Прикладная психология и педагогика. - М. : Импринт-Гольфстрим. - 2000. - № 8. - 89-92.
106. Калужских, Е. В. Значение антропософии в творческой жизни М.Чехова / Е. В, Калужских // Культура - искусство - образование: Материалы всероссийской науч.-практической конф. - Челябинск : ЧГАКИ, 2004. - 306-309.
107. Калужских, Е. В. Значение эвритмии в технике актера по М. Чехов / Е. В. Калужских // Культура - искусство - образование: Новые аспекты синтеза теории и практики. - Челябинск : ЧГАКИ, 2006. - 134-138.
108. Калужских, Е. В. О реализме в театре / Е. В. Калужских//Прикладная психология и педагогика. - М. : Импринт-Гольфстрим. - 2000. - № 8 .-С. 92-97.
109. Калужских, Е. В. О современном способе актерской игры / Е. В.Калужских // На рубеже веков. - Челябинск : ЧГАКИ, 1999. - 26-31.
110. Калужских, Е. В. Общение как форма творчества на примере театрального представления / Е. В. Калужских // Науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава ЧГАКИ. - Челябинск : ЧГАКИ. - 2000. — Ч. 2 . - С . 124-130.
111. Калужских, Е. В. Особенности построения документального произведения на драматической сцене / Е. В. Калужских // Теория и практика театральной педагогики. - Челябинск : ЧГАКИ, 2003. - 34 -37.
112. Калужских, Е. В. Проблема характера и характерности в методике действенного анализа / Е. В. Калужских // Прикладная психология и педагогика. - М. : Импринт - Гольфстрим. - 1998. - № 1. - С 50-55.
113. Калужских, Е. В. Проблема характера и характерности в методологии действенного анализа : учеб. пособие / Е. В. Калужских. - Челябинск : ЧГАКИ, 2004.-68 с.
114. Калужских, Е. В. Проблемы профессионального обучения будущих актеров / Е. В. Калужских // Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студийцев. - Челябинск : ЧГАКИ, 2003. - 45 - 52.
115. Калужских, Е. В. Режиссура и актерское мастерство в драматическом театре : прогр. / Е. В. Калужских. - Челябинск: ЧГАКИ, 2004. - 52 с.
116. Калужских, Е. В. Солдатские письма / Е. В. Калужских // Документальный театр. Пьесы. — М. : Три квадрата, 2004. - 168-191.
118. Калужских, Е. В. Способы работы над характерностью, предложенные М. Чеховым / Е. В. Калужских // Культура — искусство — образование: Материалы всероссийской науч.-практической конф. - Челябинск, ЧГАКИ, 2005.-С. 60-64.
119. Калужских, Е. В. Театр в России сегодня / Е. В. Калужских // Нарубеже веков. - Челябинск : ЧГАКИ. - 1999. - 23-26.
120. Калужских, Е. В. Три круга предлагаемых обстоятельств в методологии действенного анализа : учеб. пособие /Е. В. Калужских. -Челябинск :ЧГИИК, 1993.-40 с.
121. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Канн-Калик.- М.: Наука. - 1990. - 140 с.
122. Кантор, И. М. Понятийно-терминологическая система педагогики/ И. М. Кантор. - М., 1980. - 98 с.
123. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев // Избранные педагогические сочинения-М., 1983.
124. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание.. Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Пед. общ-во России, 2000. - 256 с.
125. Качан, М. Системный подход и гуманитарное знание / М. Качан.-М., 1978.-354 с.
126. Кириллов А. «Гамлет» Михаила Чехова // Традиции и новаторство в зарубежном театре / А. Кириллов. - СПб., 1986 . - 467с.
127. Кириллов, А. Театр Михаила Чехова / А. Кириллов // Русское актерское искусство XX века. - СПб., 1992. - 587 с.
128. Киселева, Т. Г., Красильников, Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М. : МГУКИ, 2004.-539 с.
129. Климова, Т. Е. Педагогическая диагностика: учеб. пособие / Т. Е.Климова. - Магнитогорск : МаГУ, 2000. - 124 с.
130. Кнебель, М. О. Михаил Чехов об актерском искусстве / М. О.Кнебель // Михаил Чехов. Литературное наследие. - Т. П. - М., 1986. - 596 с.
131. Кнебель, М. О. О действенном анализе пьесы и роли. / М:0. Кнебель. - М . : Искусство, 1961. - 130 с.
132. Кнебель, М.О. О том, что мне кажется особенно важным / М. О.Кнебель. - М . : Искусство, 1971. - 674 с.
133. Кнебель, М.О. Школа режиссуры Немировича-Данченко / О. М.Кнебель. - М . : Искусство, 1971. - 168 с.
134. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - 3-е изд.М.: Просвещение, 1980. - 583 с.
135. Коган, Л. А. Опыт драматического человековедения (о философии маленьких трагедий Пушкина) / Л. А. Коган // Вопр. философии. - 2003. - № 4 . - С . 133-152.
136. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджиспиров. - М. : Академия, 2002. - № 1. - 14.
137. Кон, И. Ребенок и общество : учебное пособие / И. Кон. —М. : ИЦ «Академия», 2003. - 336 с.
138. Корнилова, Т. Н. Экспериментальная психология. Теория и методы / Т. Н. Корнилова. - М. : Аспект Пресс, 2002. - 382 с.
139. Кохановский, В. Современная философия : слов, и хрест. /В. Кохановский. - Ростов-на-Дону., 1996. - 512 с.
140. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учебник / В. В. Краевский. — М.: «Академия», 2003. - 256 с.
141. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2006.
142. Кристи, Г. Воспитание актера школы Станиславского / Г. Кристи. - М. : Искусство, 1968. - 453 с.
143. Крымова, Н. О Михаиле Чехове. Встреча / Н. О. Крымова //Моск. наблюдатель. - 1991. - № 10. - С . 9-21.
145. Кудрявцев, В. Г. Развитие деятельности и ее самодетерминация /В. Г. Кудрявцев // Вопр. философии. - 2001. - № 3. - 27-33.
146. Кудрявцев, Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т. В. Кудрявцев. - М. : МЭИ, 1985. - 437 с.
147. Кулагина, И. Ю., Колюцкий В. Н., Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости : учеб. пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий - М. : Сфера, 2008. - 464 с.
148. Кули, Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. Перевод с английского / Ч. X. Кули. - М. : Идея-пресс. 2000 — 320с.
149. Культурно-досуговая деятельность : учебник / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В. М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998. - 462 с.
150. Кулюткин, Ю. П. Психологические занятия и учитель / Ю. П.Кулюткин // Вопр. Психологии, 1983. - № 3. - 37-44.
151. Курач, Михаил Чехов / Курач // Моск. наблюдатель. - 1991.- № 1 0 . - С . 15-27.
152. Курбатов, В. И., Курбатова О. В. Социальное проектирование:учебное пособие / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001.-416 с.
153. Кутырев, В. А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия / В. А. Кутырев // Вопр. философии. - 2001. - № 8. - 56-66.
154. Кэвелл, Должны ли мы думать, что говорим? / Кэвелл //Вопр. философии.-2001.-№ 1 2 - С . 120-128.
155. Левин, И. А. Воспитание творчеством / И. А. Левин. - Томск,1992.-54 с.
156. Левитов, Н. Д. Психология характера / Н. Д. Левитов. - 3 изд. —М.: Просвещение. - 1969. - 276 с.
157. Левченко, Е В. Художественное творчество как переживаемоебытие. / Е. В. Левченко // Вопр. философии. - 2004. - № 10. - 145-151.
158. Лекторский, В. А. Деятельный подход: Смерть или возрождение?/ В. А. Лекторский // Вопр. философии. - 2001. - № 2. - 56-60.
159. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. М.:Смысл, 1992. - 17 с. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1993. - 43 с.
160. Ливнев, Г.Д. Сценическое перевоплощение / Г. Д. Ливнев. - М. :ГИТИС, 1991.-78 с.
161. Лисовский, В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. 1998. № 5. 98-104.
162. Литвак Р. А. Литвак, Р. А. Деятельность детских общественныхобъединений в современных условиях как фактор социализации подростков : моногр. / Р. А. Литвак. - Челябинск : ЧГАКИ, 2005 . - 336 с.
163. Лордкипанидзе, Н.Ф. Режиссер ставит спектакль / Н. Ф. Лордкипанидзе. - М.: Искусство, 1990. - 288 с.
164. Майерс, Д. Социальная психология / Пер. с англ. В.Гаврилова идр. / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1998. - 682 с.
165. Малочевска*, И. Б. Выразительные средства спектакля / И. Б.Малочевская. - Л., 1985. - 53 с.
166. Марков, П. А. О театре : в 4 т. / П. А. Марков. - М., 1974, Т. 1.364 с.
167. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. - М., 1988.
168. Моров, А. Трагедия художника / А. Моров. - М. : Молодая гвардия. - 1971.-256 с.
169. Мосалев, Б.Г. Досуг : Методология и методика социол. исслед.:Учеб. пособие / Б.Г. Мосалев. - М.: МГУ, 1995.- 96 с.
170. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - М., 2004.
171. Немирович-Данченко, Вл. И. О творчестве актера / Вл. И. Немирович-Данченко. - М. : Искусство. - 1984. - 791 с.
172. Немирович-Данченко, Вл. И. Театральное наследие : в 2 т. / Вл.И. Немирович-Данченко. - М . : Искусство, 1954. — 442 с.
173. Немов, Р. Психологический словарь / Р. Немов. - М. : «Владос», 2007. - 560 с.
174. Новаторов, В. Е. Современные технологии культурно-досуговойдеятельности / В. Е. Новаторов // Вестник Омского университета. Вып. 3. — Омск, 1999, 109-114.
175. Новаторов, В. Е. Траектория твоей судьбы. Маркетинг личности /В. Е. Новаторов.- Омск, 2007. 292с.
176. О Михаиле Чехове // Моск. наблюдатель. - 1991. - № 10. - 917.
177. Орлов, Ю. М. Характер в структуре личности / Ю. М. Орлов //Вопр. психологии. - 1989. - № 5. - 43-56.
178. Пави, П. Словарь театра / П. Пави. - М. : ГИТИС, 2003 .-516с.
179. Петров, В. А. Драматическое действие как феномен искусства / В.А. Петров. - Челябинск : ЧГИИК, 1991. - 50 с.
180. Петров, В. А. Основные драматические системы театрального искусства XX века / В. А. Петров. - Челябинск : ЧГИИК, 1996. - 178 с.
181. Петровский, А. В. Психология развивающейся личности / А. В.Петровский. — М.: Педагогика, 1987. - 213 с.
182. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов. - М. : Высш. шк. - 1984. - 345 с.
183. Платонов, Ю. П. Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2-х т. : Т. 1. / Ю. П. Платонов. — СПб. : Речь, 2007.-416 с.
184. Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М.Полонский. - М. : Высш. Шк., 2004. - 512 с.
185. Попов, А.Д. Творческое наследие. Художественная целостностьспектакля / А.Д. Попов. - М. : ВТО, 1979. - 478 с.
186. Порус, В. Н. Обжить катастрофу. Своевременные заметки о духовной культуре России / В. Н. Порус // Вопр. философии, 2005. - № 11. - 24-37.
187. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского, — М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
188. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера / Д. Я.Райгородский . - М., 1997. - 455 с.
189. Реан, А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. - СПб. : «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. - 416 с.
190. Реан, А. А., Коломинский, Я. Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я.Л. Коломинский. - М. : Изд-во «Питер», 2000. - 416 с.
191. Ремез, О. Я. Азбука режиссуры / О. Я. Ремез. - М. : Искусство,1976.-386 с.
192. Ремез, О. Я. Мастерство режиссера / О. Я. Ремез. - М. : Просвещение, 1983.-253 с.
193. Рехельс, М. Л. Режиссер - автор спектакля / М. Л. Рехельс. - М.:Искусство, 1969.-265 с.
194. Родионов, А. Документальный театр в Москве : первые итоги / А.Родионов //Независимая газ., 2001. - 20 янв. - 2.
195. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью:учеб.-метод. пособие. - М. : Владос. - 2008. - 158.
196. Розов, В. Процесс созидания / В. Розов // Вопр. лит. - 1968.№8.-С. 61-67.
197. Романовская, А. Русский вербатим / А. Романовская // Лит. газ. —2000. - 1-7 мар. - 4.
198. Российская педагогическая энциклопедия : В 2 тт./ Гл.ред. В. В.Давыдов — М. : «Большая российская энциклопедия», 1999. — Т.2. - 672 с.
199. Рубинштейн Л. Принципы и пути развития психологии / Л.Рубинштейн. - М . , I960.- 180-181.
200. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференцированная психология /Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Питер, 2001. - 224 с.
201. Рябков, В. М. Антология форм просветительной культурнодосуговой деятельности России (первая половина — XX века) : учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2007. - Т. 3.-704 с.
202. Сабиров, X. Ф. Человек как социологическая проблема / X. Ф.Сабиров.- Казань, 1970.
203. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е. Е.Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
204. Селевко, Г. К. Авторские программы, педагогические технологии,инновационные школы : методические рекомендации по разработке / Г. К. Селевко. -Ярославль : Изд-во ИПК, 1997. - 88 с.
205. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.
207. Симонов, П. В. Темперамент. Характер. Личность / П. В. Симонов, П. М. Ершов. - М. : Наука. - 1984. - 674 с.
208. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш.пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
209. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1991.
210. Смелянский, А. М. Предлагаемые обстоятельства / А. М. Смелянский. - М , 1999. - 365 с.
211. Современная психология : Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М. : Инфра-М, 1999. - 687 с.
212. Современные технологии социально-культурной деятельности :учеб. пособ. / Отв. ред. Е. И. Григорьева. - Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. - 504 с.
213. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности /А.В. Соколов. - СПб. : СПб ГУП, 2003. - 204 с.
214. Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллективная монография / ред. сост. Л. Е. Осипова; науч. ред. В. Я. Рушанин; ЧГАКИ. - Челябинск, 2005. - 232 с. - Ч. II.
215. Станиславский, К. Полное собрание сочинений: в 9 т. / К. Станиславский. - М . : Искусство, 1991 -512 с.
216. Станиславский, К. Статьи. Речи. Беседы. Письма. / К. Станиславский. — М.: Искусство, 1957. - 577 с.
217. Стромов, Ю. А. Путь актера к творческому перевоплощению / Ю.А. Стромов. — М.: Просвещение, 1980. — 79 с.
218. Суворов А. В. Человечность как фактор саморазвития личности:автореф. дис. докт. психол. наук / А. В. Суворов. - М., 1996. - 57 с.
219. Сулержитский, Л. Я. О взаимоотношениях актера и режиссера /Л. Я. Сулержитский. - М., 1970. - 247с.
220. Сулимов, М. Р. Режиссер : профессия и личность / М. Р. Сулимов. - М . : Искусство, 1991. - 175 с.
221. Суртаев, В. Я. Социально-культурное творчество молодежи : Методология, теория, практика / В. Я. Суртаев. СПб., 2000.
222. Суртаев, В.Я. Основные направления самореализации молодежив условиях досуговой деятельности : учеб. пособие / В.Я. Суртаев. — СПб., 1992.-80 с.
223. Сухомлинский, В. А. Избранные сочинения: в 5 т. / В. А. Сухомлинский. -Киев : Рад.шк.,1976.
224. Таиров, А. Я. Записки режиссера / А. Я. Таиров. - М. : ГИТИС,2002.-158 с.
225. Товстоногов, Г. А. Беседа с коллегами / Г. А. Товстоногов. - М.:СТД, 1988.-526 с.
226. Товстоногов, Г. А. Зеркало сцены- Л. : Искусство, 1980, Т. 1. —304 с.
227. Толстых, А. В. Опыт конкретно-исторической теории личности / А. В.Толстых. - М. : Алетейя, 2000. - 288 с.
228. Триодин, В. Е. Теория и история социально-культурной деятельности/ В. Е.Триодин / -Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. СПб., 2000 - 248 с.
229. Туев, В.В. Технология организации инициативного клуба : учеб. пособие для вузов искусств и культуры / В.В. Туев. - М. : МГУКИ, 1999.-250 с.
230. Усова, А. В. Методика научных исследований : курс лекций / А.В. Усова. - Челябинск : ЧГПУ, 2004. - 129 с.
231. Усова, А. В. Теория и практика развивающего обучения : курс лекций/ А. В. Усова. - Челябинск : ЧГПУ, 2004. - 125 с.
232. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социальногостановления ребенка // Советская педагогика. - 1989. - № 5. - 71-77.
233. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности:избранные труды в 2т. / Д. И. Фельдштейн. Т. 1. - М.: МОДЭК, 2001. - 568 с.
234. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. идоп. - М . : Политиздат, 1991. - 560 с.
235. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - М . :«Академический проект», 2002. - 492 с.
236. Фрейджер, Р., Фейдимен, Дж. Личность. Теории. Упражнения.Эксперименты / Р. Фрейджер,Жд. Фейдимен. - СПб. : «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 608 с.
237. Фукс О. Евгений Гришковец — сам себе театр / Ольга Фукс //Веч.Москва. - 2001. - 28 фев. - 5.
239. Чехов, М. А. Литературное наследие : в 2 т. / М. А. Чехов. — М.:Искусство, 1986. - 493 с.
240. Шведов, М. Ш. Человек как незавершенная завершенность / М.Ш. Шведов // Вопр. философии. - 2004. - № 1. - 177-180.
241. Швырев, В. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека» (попытка современной оценки) / B . C . Швырев // Вопр. философии. - 2001. - № 2. - 107-116.
242. Шихматов, Л. М. От студии к театру / Л. М. Шихматов. - М.,1970.-272 с.
243. Шихматов, Л. М. Сценические этюды / Л. М. Шихматов. - М.:Просвещение. - 1966. - 375 с.
244. Шохин, В. К. «Проект» - персонологической антропологии и философия ценностей / В. К. Шохин // Вопр. философии. - 2002. - № 6. - 112-119.
245. Щедровицкий, П. Г. . Очерки философии образования / П. Г.Щедровицкий. - М . : Эксперимент, 1993. - 154 с.
246. Эзенштейн, Избранные Сочинения: в 6 т. / Эзенштейн. —М., 1964, Т. 2.-493 с.
247. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин.-М., 1989.
248. Энциклопедический социологический словарь. - М., 1995. - 510 с.
249. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб., 2000.
250. Эфрос, А. В. Репетиция - любовь моя / А. В. Эфрос. - М.: Искусство, 1975.-367 с.
251. Юдин, Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б. Г. Юдин// Вопр. философии. - 2004. - № 2. - 16-29.
252. Якобсон, П. М. Психология сценических чувств актера / П. М.Якобсон. - М . : Гослитиздат, 1936. - 255 с.
253. Яркова, Е. Н. Утилитаризм как тип нравственности: опыт концептуальной реконструкции / Е. Н. Яркова // Вопр. философии. — 2005. — № 8. - С . 53-66.
254. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность : парадигмы,методология, теория. - М. : МГУК, 2000.
255. Allen, P. М. Michael Chekhov, in Memoriam / P. M. Allen // Journalfor Anthro-posophy. - Autumn. - 1978. - N g . 28 - P. 13-19.
256. Black L. C. Mikhail Chekhov as Actor, Director and Teacher / L. C.Black // Tieaire and Drama Series. - Michigan. - 1986. - Ng. 43. - P. 38^16.
257. Boner, G. Flommagean Michael Tscheehows / G. Boner. - Zurich. —1994.-367 p.
258. Bonham-Carter, V. and Curry, W. B. Darlington Hall: The FormativeYears 1925 —1957 / V. Bonham-Carter and W. B. Curry. - London. - 1958. 520 p.
259. Carnovsky, M. Chekhov as Director / M. Carnovsky // Alarums andExcursions. Fall. - Vol.2. - 1988.
260. Chekhov, M. Michael Chekhov's To the Director and Playwright/Compiled and written by Charles Leonard / M. Chekhov. - New York. -1963. 374 p.
261. Chekhov, M. Michael Chekhov: On Theatre and on the Art of Acting.The Six Hour Masterclass. A Guide to Discovery with Exercises by Mala Powers / M. Chekhov. - New York. - 1992. - 173 p.
262. Didzgalvis, V. Michailo Cechovo teatrine pedagogika Lietuvoje Teatras / Didzgalvis, V. - Vilnius. - 1995. - 327 p.
263. Dobujinsry, M. V. Documentary booklet / M. V. Dobujinsry. - NewYork.-1973.-198 p.
264. Gordon, M. Introduction// Michael Chekhov. On the Technique ofActing / Gordon M. - New York. - 1991. - 257 p.
265. Grove, E. Chekhov and the Method / E. Grove //Alarums and Excursions. - Vol. 2. - Fall 1988.
266. Kaluzskich, Jelena Zotnierskie listy / Jelena Kaluzskich // Lepsi!.Poland. - Gdansk. - 2003. - C. 133-153.
267. Hurst du Prey, D. Preface // Michael Chekhov. Lessons for The Professional Actor. New York. - 1985. - 541 p.
268. Melnace, R. Cehovs Mihails / Melnace, R. - Riga. -1999. - 741 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.