Социально-философский анализ взаимодействия медицины и искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Скворцов, Владислав Яковлевич
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 313
Оглавление диссертации доктор философских наук Скворцов, Владислав Яковлевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОСНОВЫ СВЯЗИ
МЕДИЦИНЫ И ИСКУССТВА
1.1 Анализ исходных понятий: «медицина», «искусство», «эстетика»
1.2 Гносеологические основания взаимодействия медицины и искусства
1.3 Отношение врачей к искусству: вариант классификации
Глава 2. ИСКУССТВО КАК ОСОБАЯ РЕФЛЕКСИЯ МЕДИЦИНЫ
2.1 Анатомия и физиология человека как объект искусства
2.2 Социальные проблемы лечебной медицины (врачевания)
в искусстве
2.3 Художественные образы врачей
Глава 3. ВКЛЮЧЕНИЕ ИСКУССТВА В МЕДИЦИНСКУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ВЕКТОР ВЛИЯНИЯ
3.1 Научная деятельность в медицине и искусство
3.2 Аксиологический синтез в медицинском образовании (Методика привлечения художественных образов в процессе подготовки врачей)
3.3 Искусство и здоровье. Эстетотерапия
Заключение
Список литературы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Мировоззрение военного врача: Формирование, развитие и объективация. Социально-философский анализ2000 год, доктор философских наук Боровков, Михаил Иванович
Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики1999 год, доктор философских наук Силуянова, Ирина Васильевна
Образ врача в культуре2006 год, доктор философских наук Ковелина, Татьяна Афанасьевна
Медицина как феномен культуры: опыт гуманитарного исследования2009 год, доктор философских наук Кириленко, Елена Ивановна
Медицина и православие: медико-социальные организационные и этические проблемы2005 год, доктор медицинских наук Филимонов, Сергей Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ взаимодействия медицины и искусства»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется, в данном случае, необходимостью противопоставить научно обоснованную программу действий по нейтрализации последствий дегуманизации, объективно присущей современному цивилизационному скачку, переживаемому человечеством. Технократические тенденции, вольно или невольно, подвергают девальвации духовные ценности мировой культуры. Их разрушение ведет, в свою очередь, к деструкции социальных ролей, девиантному поведению и, в конце концов, к обесцениванию самой человеческой жизни.
Особенно опасна эта тенденция в тех областях человеческой деятельности, которые связаны непосредственно с жизнью и здоровьем людей. В этом смысле взаимоотношение медицины и искусства - как социальных институтов, сфер деятельности или культурных комплексов - имеет принципиальное значение как для сохранения духовных ценностей, так и для сохранения самого человека как высшей ценности.
К сожалению, в медицине до сих пор нет целостной концепции человека, он предстает в ней как совокупность организмических единиц, что провоцирует экстенсивное развитие медицинских технологий в ущерб личностному подходу к пациенту. Естественно, что при таком подходе избавление от одного недуга чаще всего ведет к появлению другого. Еще более опасным является принятие новых методов лечения без аксиологической экспертизы. Эти печальные примеры можно было бы продолжить, но вопрос в том, как противостоять подобным тенденциям?
На наш взгляд, в основе процесса дегуманизации различных
сфер человеческой деятельности и, в первую очередь, медицинской, лежит отчуждение их операциональной стороны от ценностной. И в этом смысле наиболее болезненным для человека является отчуждение от ценно-
стей эстетических, ибо здоровье и красота всегда представляли и представляют собой генетическое единство взаимообусловленных проявлений человеческого бытия. В настоящее время возникла новая наука - валеология, которая пытается исследовать ценностные аспекты здоровья, но и она не в состоянии охватить весь социальный контекст проблемы. С другой стороны, такая наука как эстетика явно не обладает объяснительными процедурами для социокультурного анализа отношений в системе «медицина - искусство».
Думается, что взаимосвязь медицины и искусства может быть адекватно проанализирована только в рамках социальной философии .Основанием для такого заключения является не только институциональный статус данных феноменов, но и необходимость во вполне конкретных рекомендациях по социальному управлению развитием этой связи, в первую очередь - соответствующими образовательными программами.
Очевидно, что технократические тенденции, связанные с перманентным воспроизводством витальных потребностей людей, обладают такой же способностью к самовоспроизводству, тогда как потребности духовные формируются целенаправленно и их развитие обеспечивает необходимую обществу гармонию только в случае рационального осмысления их связи со всеми другими факторами развития человечества. Именно поэтому мы считаем , что социальный смысл взаимосвязи медицины и искусства актуализируется в формировании личности, интериоризировавшей обе системы ценностей в их интегративном единстве. Взаимодействуя и дополняя друг друга, медицина и искусство осуществляют процесс преобразования не только содержания и форм труда, но и структуры самой личности, ее творческих ориентаций, нравственных основ ее поведения, способствуют углублению ее социальной зрелости и культуры.
Между тем, современной медицине не хватает не науки и ее методов (все это у нее есть), а не хватает человечности и культуры - философской,
нравственной, эстетической. В 1970-1980гг. об этом стали открыто писать видные медики - А.Ф.Билибин, Ф.Г.Углов, Б. Лаун и др. Вину за это они возложили на общество и высшую школу, которая на протяжении вот уже многих десятилетий закономерно выпускает врача-естественника и по стилю мышления и по пониманию собственного назначения.1 - "Времени научить будущего врача заботиться о больном отводится недостаточно, стараний прилагается мало ",-констатирует Б. Лаун.2
Жизнь показывает, что такая ориентация не лучшим образом сказывается на положении дел в области теоретической и практической медицины. В 1991 году Е.И.Чазов говорил уже о духовной деградации и роботизации современной медицины.3 Наверное, академик сгустил краски, но в скором будущем его характеристика может оказаться верной, если вовремя не принять меры.
Разумеется, это должны быть меры экономического и политического свойства в первую очередь. Только они могут изменить ситуацию коренным образом. На это потребуется время. И разве можно усидеть сложа руки, зная, что ежедневно тысячи пациентов доверяют свое здоровье и жизнь врачам, которым не хватает человечности и культуры?
Желая хоть как-то повлиять на ситуацию, исходя из своих возможностей, диссертант разработал вариант гуманизации медицинского образования средствами искусства и эстетики, имеющий не частное значение.4 Он пред-пологает: 1. Ознакомление студентов-медиков и преподавателей с ролью эс-те-тических и художественных факторов в человеческой деятельности вообще и
1. ЩепинО.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество.-М., 1983.-С.360.
2. Лаун Б. Предисловие к кн. : Казинс Норман. Врачующее сердце // Иностранная литература .-1985.-№7,-С.218.
3. Чазов Е.И. Мое видение медицины // Медицинская газета, 1 мяа 1991г.
4. См. : Вестник высшей школы,- №4.-С.53-55; 1984.-№9.-С.65-67; Философские науки.-1985.-№1.-С.7.
в работе врача главным образом. 2. Воспитание у студентов эстетического отношения к человеку, к труду, развитие таких психологических, нравственных качеств, как эмпатия, гуманность, в свою очередь, стимулирующих стремление к профессиональному совершенствованию не ради карьеры и личного благополучия, но и для блага других людей.
Разработка данного варианта гуманизации образования средствами искусства и эстетики через объект и предмет медицинской деятельности потребовала ознакомления с теорией и практикой медицины, с содержанием учебных программ медико-биологических, социально-гигиенических и клинических дисциплин и сравнение этого содержания с тем, как ставятся и обсуждаются разнообразные, в первую очередь, социально-философские проблемы медицины в научно-исследовательской литературе, в публицистике и в произведениях искусства. Данный анализ был средством обнаружения эстетической стороны в научной, лечебной и педагогической деятельности медиков и преследует цель побудить преподавателей медиков шире использовать эстетический потенциал профильных дисциплин при обучении и воспитании студентов.
До сих пор данный вопрос так не ставился ни в отечественной, ни в зарубежной литературе, поскольку взаимоотношение медицины с искусством не было предметом социально-философского анализа гуманитарного типа. Последний предполагает рассмотрение объекта исследования в качестве социокультурной реальности, воспроизведение того, что стоит за нею (т.е. мира человеческих знаний и смыслов), использование следующих философских процедур: включение явления в контекст общественных отношений (т.е. обращение к закономерностям более широким, чем те, которые прямо определяют развитие и функционирование данного явления), отнесение объекта анализа к ценностям, что необходимо для выявления его значимости для людей.
Степень разработанности проблемы. Предмет исследования предопределяет обращение к источникам и исследовательской литературе разного рода: к художественным произведениям, публицистике, мемуарам, к газетной и журнальной периодике, а также к серьезным теоретическим трудам, ибо исследуемая тема относится к числу пограничных и решается совместными усилиями философов, медиков и ученых других специальностей.
Характеризовать всю литературу в данном фрагменте нецелесообразно, поскольку о существе важнейших публикаций говорится во всех последующих разделах диссертации. Здесь уместно обратить внимание лишь на философскую литературу, в контексте которой рассматриваются все социально-философские проблемы связи медицины с искусством и эстетикой. При характеристике этой литературы диссертант сознательно избегает разговора о ее "недостатках", сосредоточиваясь на том. что имеет позитивное значение для его собственного исследования.
1. Вопрос о связи медицины с искусством и эстетикой является частью философской проблемы соотношения знания и ценностей, науки и других форм общественного сознания. Поэтому его конкретное решение зависит от степени разработанности как теории познания и аксиологии, так и от широты и глубины исследования связи науки с моралью, искусством и другими явлениями духовной культуры.
Понимая это, автор диссертации обращался к трудам видных гносеоло-гов и аксиологов прошлого и настоящего: Канта, Гегеля, Шеллинга, Р.Г.Лотце, К.Маркса, В.Дильтея, Э.Гуссерля, В.П.Тугаринова, О.Г.Дробницкого, В.О.Василенко, П.В.Копнина, М.С.Кагана, В.Брожика, Г.П.Выжлецова и др. Труды большинства из них широко известны, ими предложено решение ряда фундаментальных проблем гносеологии и аксиологии: об источниках и границах знания, о диалектике процесса познания, о
СС ЪЧ СС 55
значимости истины и понятия ценность , о видах ценностей, а также о
единстве гносеологических и аксиологических аспектов в общем процессе освоения мира человеком.
Из работ последнего десятилетия не утратила актуальности книга А.М.Коршунова, В.В.Мантатова "Диалектика социального познания" (М., 1988). В ней обстоятельно исследуются методологические принципы социального познания, в том числе методологические проблемы гуманитарного исследования и гуманитаризации науки. Авторы достаточно убедительно аргументируют свои взгляды на природу ценностного отношения, на содержание и соотношение ценности и оценки, на специфику нормативного знания.
Кроме общих работ по гносеологии и аксиологии, обращают на себя внимание публикации о специфике познавательного процесса в медицине, например, статьи А.Ф.Билибина (много писавшего о роли культуры и человечности в деятельности врача); книги С.Я.Чикина и К.Е.Тарасова (о диагнозе как познавательном процессе); В.Д.Жирнова (о проблеме предмета медицины); А.А.Королькова (о диалектике в медицине); В.Ф.Сержантова и Н.М.Амосова (о природе человека), а также книга О.П.Щепина, Г.И.Царегородцева, В.Г.Ерохина "Медицина и общество" (М., 1983), затрагивающая большинство философских проблем медицины. Однако, у перечисленных авторов собственно о ценностных аспектах медицинского знания говорится вскользь, внимание сосредоточивается на логико-методологических и мировоззренческих основах медицинской теории и практики. Но в 1980-е годы о ценностных аспектах медицинского знания стали писать специально, в частности, О.Я.Силецкий и Л.И.Корсикова, Ю.П.Лисицын, А.М.Изуткин, И.Ф.Матюшин, В.И.Гуваков, Н.А.Комарова и др. Особенностью медицинского знания, отличающей его от других, эти авторы считают аксиологическую окрашенность познавательного процесса в медицине, вытекающую из качественного своеобразия субъект-объектного отношения и практической значимости этого вида знания. Что касается прак-
тической медицины (врачевания), то и в ней ценностная ориентация определяется значимостью жизни и здоровья человека, которые принадлежат к числу первичных потребностей и являются необходимой основой для всех других ценностей - познавательных, нравственных, эстетических.
Наряду со знанием и опытом, краеугольным камнем медицины является профессиональная этика - медицинская этика и деонтология, регулирующая врачебную деятельность. Вместе с нею поведение медицинских работников обуславливают конкретно-исторические нормы и принципы общечеловеческой морали. Поэтому закономерно то, что многие видные врачи и философы, начиная с Платона и Аристотеля, уделяли большое внимание связи врачевания с этикой в широком смысле слова. В наше время на тему этики в медицине писали - за рубежом Толкотт Парсонс, М.Вартофский, Р.Хейяр, Ф.Фут, Н.Казинс, Р. Вич, а в нашей стране - А.Ф.Билибин, Н.В.Элыптейн, Н.М.Амосов, Ф.Г.Углов, Г.И.Царегородцев (под редакцией которого в 1983г. издан сборник "Медицинская этика и деонтология"), А.Я.Иванюшкин, написавший философские очерки о профессиональной этике в медицине (М.,1990). Эти авторы, в отличие от многих специалистов-медиков, не ограничиваются изучением норм профессионального поведения врача, а рассматривают отношение врач - пациент в более широком контексте, ставят вопросы об автономии пациента, его правах и ответственности за свое здоровье, обсуждают социально-философские проблемы, возникающие, например, в связи с развитием реаниматологии, трансплантологии, технологии искусственного оплодотворения и т.п. В последующем эта проблематика критериев смерти, эвтаназии, допустимости биомедицинского эксперимента, а сейчас и клонирования, стала предметом б^оэтики, которая, с одной стороны, продолжает историю медицинской этики, а, с другой - есть нечто большее, поскольку существенно расширяет этический контекст профессионального сообщества медиков. На это указывали участники обсуждения проблем биоэти-
ки в журнале "Вопросы философии" (1992, № 10). В 1993 году появились новые публикации по биоэтике, в частности, в журнале "Врач" (1993, №№ 8,10) и в журнале "Bioethiecs and the problems" (1993, №№ 1-8). В 1996 году профессор Волгоградской медицинской академии Н.Н.Седова опубликовала методическое пособие для студентов и аспирантов "Основы биоэтики". Число публикаций по биоэтике растет из года в год и в связи с этим возникают предположения о том, что, возможно, "биоэтика суть мировоззренческая концепция медицинской интеллигенции XXI века".1
Не остаются без внимания и связи медицины с экономикой, политикой, религией, идеологией. Эти вопросы интересовали не только многих исследователей-марксистов, но и зарубежных медицинских социологов иной мировоззренческой ориентации. Например, Э.Фридсона, Т.Мармора, Дж.Мороуна, М.Сассера, М.Джефферса, чьи исследования позволяют посмотреть на проблему с другой точки зрения.
Все указанные аспекты связи медицины с ценностными сторонами духовно-практической деятельности человека получили более или менее полное освещение в настоящей диссертации с социально-философской точки зрения.
2. Вопрос о связи медицины с искусством и эстетикой является частью более общей проблемы отношения науки и искусства, научного и художественного творчества. Поэтому при его рассмотрении должны учитываться результаты изучения этой более общей проблемы у нас в стране и за рубежом. Ею интересовались ученые разных профилей знания, в том числе выдающиеся естествоиспытатели, что характерно до сего дня.Однако планомерных, специально организованных исследований по этой теме не проводилось вплоть до второй половины XX в.
1 Медведева Л.М. Медицинская интеллигенция в условия социального кризиса. Дисс.на соискание у.ст.канд.философ.наук. - Волгоград, 1997. - С. 114.
2 Об истории целенаправленного изучения этой проблемы см.в книгах Мейлах Б.С. На рубеже
науки и искусства. Спор о двух сферах познания и творчества. - Л., 1971; Мейлах Б.С., Высочина Е.И. Новое в изучении художественного творчества. - М., 1983.
Научно-техническая революция стимулировала интерес к взаимоотношению науки и искусства, вызвала дискуссию среди творческой интеллигенции. В ряду центральных оказались следующие вопросы: отношение научного и художественного познания; роль образности, эмоционально-эстетических элементов в деятельности ученого; воздействие науки и искусства друг на друга; перспективы развития науки и искусства в плане их обособления и сближения и др.
В нашей стране заметный вклад в решение этих проблем внесли Б.С.Мейлах, А.Ф.Еремеев, М.С.Каган, Б.М.Рунин, Д.А.Гранин, А.В.Гулыга, П.В.Симонов, В.С.Корнев, М.С.Пенкин, А.Н.Лук; за рубежом - Ф.Д.Малина, Дж.Броновски, П.Хейн, А.Эрк и др. Много свежих мыслей по поводу связи науки и искусства высказали участники "круглого стола" в журнале "Вопросы философии" (1975, №№ 6,8,10; 1976, №№ 7,10,12; 1977, № 8; 1985.-№2).
Было установлено гносеологическое сходство науки и искусства, выявлены различные параметры этого сходства, поставлен вопрос о науке и искусстве, как дополняющих друг друга способах освоения действительности. Вместе с тем, анализ различия этих двух способов упорядочения наших знаний о мире и человеке представляется недостаточным. Требуют специальных исследований на разных уровнях и другие вопросы, например, о функциях эстетических элементов в деятельности ученого и о взаимовлиянии науки и искусства. По ним приводится много иллюстраций, но конкретным исследованием никто не занимался. В 1970-е годы рассматривался лишь частный случай - влияние научно-фантастической литературы на творческое мышление (Д.Маклеланд, П.Доктор). )
Словом, исследованию проблемы отношения науки и искусства не хватает конкретности. Многие вопросы носят постановочный характер и обсуждаются преимущественно в жанре философской публицистики. И после 1985
года, когда возможности философско-умозрительного рассмотрения проблемы связи науки и искусства исчерпали себя, поток публикаций на эту тему значительно сократился. Внимание исследователей отвлекла и начавшаяся в нашей стране перестройка.
3. Тема "Медицина и искусство" представляет собой конкретизацию философской проблемы взаимоотношения науки и искусства. Предметом исследования определяется описательность и эмпиризм подавляющего числа работ по проблеме связи медицины с искусством. Попытки теоретического анализа немногочисленны и связаны с размышлениями над тем: а) в каком значении употребляется слово "искусство" применительно к медицине? и б) какие сущностные черты роднят медицину с искусством и позволяют искать между ними связь, взаимосвязь и т.п.? Обсуждению первого вопроса посвящены фрагменты в книгах В.Д.Жирнова (1978); О.П.Щепина, Г.И.Царегородцева, В.Г.Ерохина (1983). На второй вопрос пытались ответить
A.М.Изуткин в публикациях 1968, 1975, 1981 гг, И.Александрович в 1976г.,
B.Я.Скворцов в 1982-1993гг. Собственно, ответу на данный вопрос посвящена значительная часть настоящей диссертации.
Многочисленные эмпирические исследования проводятся, примерно, по 20 направлениям, которые можно сгруппировать в 4 крупные темы:
1. Медицинская тематика в искусстве.
2. Роль медицины в жизни людей искусства.
3. Роль искусства в жизни и деятельности медиков.
4. Проблемы эстетического образования и художественного воспитания будущих врачей и медицинских работников.
Эмпирический материал, собранный учеными, исследующими первую тему, и детальная разработка частных проблем делают ее наиболее информативно ценной для нашей диссертации. Здесь следует назвать, в первую очередь, имена ученых, работающих с первоисточниками, т.е. в данном случае с
художественными произведениями. Благодаря публикациям Р.Робена, Г.П.Задеры, Е.М.Идельсона, Е.Голлендера, Е.Б.Меве, И.М.Гейзера, Ю.Ф.Шульца, Е.И.Лихтенштейна, Н.А.Богоявленского, Э.Д.Грибанова, Е.Ф.Муравьевой, Л.Я.Зильберберга, А.Е.Гейсера, С.С.Шпитальник, Л.Бине, П.Валери-Радо и других можно компетентно судить об отображении врачей и медицины в искусстве разных эпох. Более полное представление имеется об искусстве античности и Нового времени. Слабее изучено с этой точки зрения искусство XX в., возможно потому, что есть много других источников, которые отвлекают внимание историков медицины от изучения художественных произведений. Этот пробел восполняется в какой-то мере в настоящей диссертации.
Вторая и третья темы - это, образно говоря, две стороны одной и той же медали - воздействия на творческую личность и профессиональную деятельность соответственно медицины или искусства.
К сожалению, систематическим изучением этой проблемы никто не занимался, конкретных социологических исследований специально по ней не проводилось. Однако есть множество фактов, систематизация которых может заменить данные конкретных социологических исследований. Они содержатся в биографиях, дневниках, письмах, воспоминаниях и других подобных источниках. О воздействии соответственно медицины или искусства на творческую личность можно судить по форме и результатам труда. В частности, в диссертации систематизированы сведения о привлечении медиками материалов и средств искусства в научной, педагогической и лечебно-профилактической работе и сделаны соответствующие выводы о том, что активно-позитивное (сотворческое) отношение, специалиста к искусству не только развивает личность, создает направленность поведения в соответствии с эстетическим идеалом, но определенно воздействует на форму и содержание труда.
О проблемах формирования личности врача и, в частности, о роли в этом процессе искусства и эстетики размышляли С.С.Юдин, А.Ф.Билибин, Г.Е.Батрак, Е.А.Вагнер, А.А.Росновский, А.Сердюк и др. Специально об эстетическом воспитании врача писали П.М.Киреев, Н.П.Бычихин, А.Я.Крук и др. На эту тему неоднократно выступал и автор настоящей диссертации, о чем подробно говорится в заключительном разделе.
Наряду с работами об эстетическом воспитании вообще встречаются публикации об эстетическом воспитании, например, в крупной специализированной больнице, в госпитальной клинике, на кафедре социальной гигиены и т.п. Об этом сообщали В.А.Герминов, Г.Ф.Емельянов, Н.Т.Музалевский. Сведения о конкретике эстетического воспитания можно найти и у некоторых медиков-публицистов, например, у Ф.Г.Углова, Н.М.Амосова, Н.В.Эльштейна, а также в публикациях О.Мороза, Л.Графовой, А.Левикова и других журналистов, пишущих о медицине.
В целом о художественном и эстетическом воспитании будущих врачей написано значительно меньше, чем об аналогичном воспитании будущих инженеров и студентов других вузов, как это ни парадоксально.
Как видно, современными исследованиями охвачены, пожалуй, все аспекты связи медицины с искусством и эстетикой. Но нет работы, в которой весь материал был бы представлен целостно и с позиции определенной идеи, как это сделано в настоящей диссертации.
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка варианта гуманизации медицинского образования и деятельности на основе методологической экспликации социально-философских основ взаимосвязи медицины и искусства.
Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:
1. Определение понятия « медицина» в категориальном поле социальной философии.
2.Выявление факторов интеграции медицины в систему культуры.
3. Обобщение теоретического и эмпирического материала по связи медицины с искусством и эстетикой.
4 Анализ субъектно-объектной связи в системе «медицина - искусство».
5. Объяснение влияния предмета деятельности на развитие социального субъекта в данной системе.
6. Разработка методики использования художественных средств в медицинском образовании.
Методологическая основа диссертации не связана с наличием какой-то одной философской школы или направления. Комплексный характер исследования и его предмет - человечески значимый и значащий материал, личностное измерение объектов - потребовали такой методологии, которая представляет собой синтез основных принципов и требований научного и инонаучного познания. В силу этого, методологическая основа данной диссертации складывается из нескольких уровней: 1. Философского и общенаучного познания. 2. Методологии гуманитарного знания имеющей специфику , которая определяет предмет и проблематику, уровень абстракций, интерпретацию результатов анализа. 3. Методологии реалистического искусства.
Информационную основу исследования составили научные работы философов, медиков, историков, психологов, эстетиков и искусствоведов, статьи литературных критиков, аналитические обзоры литературы, учебно-методические пособия, публицистическая литература, многочисленные произведения основных видов искусства (оригиналы и репродукции), описание коллекций музеев и частных лиц, факты из газет и журналов, а также собственные наблюдения.
Научная новизна результатов исследования. Впервые в отечественной и зарубежной литературе проблема взаимодействия медицины и искусст-
ва включена в категориальное поле социальной философии и рассмотрена в контексте закономерностей этой науки.
Впервые в отечественной и зарубежной литературе теоретически обоснована проблема гуманизации медицинского образования средствами искусства и эстетики через объект-субъект и предмет медицинской деятельности.
Впервые разработана целостная методика привлечения художественных образов в преподавании основных медицинских теоретических и клинических дисциплин, опирающаяся на анатомо-физиологические, психологические и философские исследования.
Научная новизна исследования реализуется в положениях, выносимых на защиту:
1. Медицина является специфическим целостным образованием благодаря врачеванию, которое следует рассматривать как системное качество медицины. Врачевание соединяет медицинскую науку с медицинской практикой, а естественнонаучное знание с гуманитарным, что дает основание для анализа связи медицины не только с естественными и техническими, но и гуманитарными науками, а также с искусством.
2. Эстетическое отношение является той субъектно-объектной основой, на которой строятся разносторонние связи медицины не только с искусством, но и со всеми другими видами человеческой деятельности в их совершенной форме.
3. Социально-значимым среди выделенных типов интериоризации медиками ценностей искусства является активно-позитивное (сотворческое) отношение к искусству, ибо оно не только формирует личность в соответствии с эстетическим идеалом, но и качественно влияет на форму и содержание профессиональной деятельности.
4. Процесс гуманизации медицинского знания и деятельности имеет несколько стадий, из которых главной является стадия целенаправленного обучения.
5. Целенаправленное обучение предполагает разработку оригинальной методики на основе синтеза познавательных, аксиологических и праксических элементов образовательного процесса (описание авторской методики содержится в последнем разделе диссертации). Предложен вариант организации в медицинском вузе эстетического образования и художественного воспитания, прошедший эмпирическую проверку.
Теоретическая и практическая значимость работы. В результате социально-философского анализа взаимосвязи медицины и искусства получила дальнейшую разработку методология и методика привлечения средств искусства и эстетики в учебном процессе с целью нравственного, эстетического и художественного становления будущих врачей через объект-субъект и предмет науки. Данная методика по аналогии может быть применена и при обучении студентов других специальностей. Этим, главным образом, и определяется практическая значимость работы.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации представлены в двух монографиях, четырех брошюрах, в предисловии к книге Н.И.Гончарова "Зримые фрагменты истории" (три издания), в 36 статьях в журналах и сборниках научных работ в центральной и местной печати, а также в ряде публикаций в областных газетах.
Диссертант неоднократно выступал с научными докладами на Международных,Всесоюзных, Всероссийских и региональных конференциях (Ростов, 1978г., Киев,1983г., Львов,1984г, Минск,1988г., Ленинград, 1989г., Екатеринбург, 1994 г., Саратов, 1994, Волгоград, 1972 - 1998 гг. и др.).
Результаты исследования реализованы в практике преподавания и воспитания студентов в Волгоградской медицинской академии, где автор с 1980 года читает спецкурс "Искусство и эстетика в деятельности врачей" студентам, аспирантам и слушателям ФУВ , а также курирует соответствую-
щий раздел работы в рамках Координационного Совета по гуманитарному образованию МО и МЗ РФ.
Структура работы. Диссертация включает введение, три главы, заключение и список литературы из 279 наименований. Объем диссертации 313 стр.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социальные параметры профессионального пространства медицины2006 год, доктор социологических наук Андриянова, Елена Андреевна
Возможности художественного познания в русской философии рубежа XIX - XX веков: Философско-культурологический анализ2004 год, кандидат философских наук Коба, Елена Георгиевна
Специфика материально-художественной культуры (декоративно-прикладных искусств и дизайна) в эстетизации предметного мира и человека2003 год, кандидат философских наук Маюнова, Ольга Ивановна
Лингвокультурологический анализ концепта "врач/медик": на материале русского и английского языков2009 год, кандидат филологических наук Болокова, Нуриета Кадырбечевна
Феномен музыкального искусства в становлении и развитии культуры2012 год, доктор культурологии Щербакова, Анна Иосифовна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Скворцов, Владислав Яковлевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социально-философский анализ эмпирического и теоретического материала убеждает нас в том, что между медициной и искусством существуют поливариантные отношения. Мы анализировали их в терминах прямой и обратной связи, а также в плане хронотипической классификации, учитывая наличие генетической связи между ними уже в момент зарождения данных феноменов. В настоящее время традиция, идущая из глубины веков, демонстрирует нам развитие этой связи в передаче медицинских знаний в изустной и непосредственно в литературно-художественной форме (фольклор, дидактическая поэзия медико-ботанического и санитарно-гигиенического характера, научно-художественные сочинения медиков); в постоянном отображении художниками всех эпох разнообразной "медицинской тематики" (которая составляет неотъемлемую сторону содержания многих произведений искусства); в устойчивом использовании врачами этого материала в информативно-познаватальном, эвристическом, прикладном и воспитательном аспектах, а также в нередком сочетании в одном лице врача и художника. Эти зримые формы связи медицины с искусством являются выражением их внутренней связи, которая обусловлена общностью объекта отражения (каким является человек), отношением к объекту-субъекту познания и деятельности согласно его родовой мере, общностью таких методов, как наблюдение, описание и познание человека через сопереживание, важной ролью ремесла (ручного труда) в практике медицины и искусства, а также рядом атрибутов творческого труда (интуиции, вдохновения, импровизации, воображения и т.п.). Все это -общие черты проявления в труде эстетического отношения и, следовательно, эстетическое в различных модификациях и есть та искомая субъектно-объектная основа на которой зиждется связь медицины не только с искусством, но и со всеми другими видами человеческого труда в их совершенной форме.
Что касается специфики связи медицины с искусством, то она зависит от своеобразия видов искусства и предметов медицинских наук, а также практики врачевания. Например, специфика связи изобразительного искусства с анатомией вызвана потребностью скульптуры и живописи в правдивом изображении тела человека. Специфика социальной медицины обусловлена ее вниманием к экономической, политической проблематике, выступающей в качестве связующего звена между естественнонаучной медициной, социальной философией и искусством. Наиболее тесную связь с искусством лечебной медицины обеспечивает ее непосредственная обращенность к конкретному человеку (пациенту) и установка на помощь больному и т.д.
Наиболее существенными являются те связи и отношения медицины и искусства, благодаря которым осуществляется их взаимное позитивное воздействие на личность и ее профессиональную деятельность. Последнее представляет собой взаимосвязанный процесс: интериоризация личностью ценностей обеих систем изменяет структуру самой личности, ее творческие ориентации, что, в свою очередь, качественно влияет на форму и содержание профессиональной деятельности и, наоборот. Биографии видных медиков подтверждают, что именно врачи, увлекающиеся искусством, как правило, делают открытия на стыке науки и искусства, пишут замечательные научно-художественные сочинения, широко привлекают художественные образы в преподавании, развивают эстетотерапию, виртуозно владеют своим практическим ремеслом, поднимая его на эстетический уровень. Поэтому именно в формировании личности, интериоризировавшей обе системы ценностей в их интегративном единстве, мы видим социальный смысл взаимодействия медицины и искусства.
Это взаимодействие медицины и искусства не только познаваемо, объяснимо и доказуемо, но и управляемо, в том числе с помощью целенаправленных программ обучения. Одна из таких программ предложена в настоящей диссертации. Она исходит из общепризнанного представления о важной роли искусства в комплексе факторов, формирующих духовный мир личности и из того, что мера и качество воздействия искусства на личность в немалой степени зависит от общественной психологии той социальной группы, в рамках которой протекает непосредственно жизнь и профессиональная деятельность личности. В связи с этим автором была разработана методика привлечения материалов и средств искусства и эстетики в преподавании основных медицинских теоретических и клинических дисциплин. Она подробно описана в нашем исследовании и получила эмпирическое подтверждение в организации преподавания в BMA. Экспликация эстетической стороны медицинской деятельности с помощью данной методики помогает в какой-то мере решать практически проблему гуманизации медицинского образования, что актуально особенно сейчас, когда объективная тенденция дегуманизации, вызванная новым технологическим скачком, затронула медицину. Вместе с тем, это актуально и для научного сообщества (где постепенно меняются местами технократический и гуманистический стили мышления), а в конечном счете, это актуально для общества в целом, ибо человечество не может существовать без представлений о бескорыстном и прекрасном в любой сфере жизни и деятельности, которое дает искусство.
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Скворцов, Владислав Яковлевич, 1998 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1
I. Историко-философская литература
1. Аристотель. Соч. В 4-х т. - Т.4 - М.: Мысль, 1976-1984. - 830 с.
2. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. - М.: Юрист, 1995. - 687 с.
3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики.-М.: Прогресс, 1988.-704с.
4. Гегель. Эстетика. - В 4-х т. - М.: Искусство, 1968-1973.
5. Гегель. Работы разных лет. - В 2-х т. - М.: Мысль, 1970-1971.
6. Дильтей В. Введение в науки о духе. Сила поэтического воображения. Начала поэтики//Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С.108-135.
7. Дильтей В. Сон. Воображение поэта. Элементы поэтики. Литературные архивы и их значение для изучения истории философии //Вопросы философии. - 1995. -№ 5. - С.109-119.
8. Дильтей В. Категории жизни //Вопросы философии. - 1995. - № 10. -С.129-140.
9. Идеи эстетического воспитания. Антология: В 2-х т. - М.: Искусство, 1973.
10. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - В 5-ти т. -М.: Искусство, 1960-1970.
11. Кант Иммануил. Соч.: В 6-ти т. - Т.5. - М.: Мысль, 1966. - 564 с.
12. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 709 с.
13. Лосев А.Ф. История античной эстетики. - В 6-ти т. - М.: Искусство, 1963-1986.
1 Данный список не является библиографией по проблеме. В него вошли труды, имеющие методологическое значение, работы обобщающего характера, а также публикации, авторы которых указаны в тексте в скобках. Художественные сочинения, иллюстрированные издания и большинство статей из газет сюда не включены. На них есть ссылки в тексте.
14. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.525 с.
15. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. - В 2-х т. - М.: Искусство, 1976.
16. Ортега-и-Гассет Хосе. Эстетика. Философия культуры. - М.: Искусство, 1991.- 588 с.
17. Платон. Соч.: В 3-х т. - Т.1. - М.: Мысль, 1968. - С.149-186; - Т.2. - М.: Мысль, 1970. - С.95-156.
18. Поппер К. Логика социальных наук //Вопросы философии. - 1992. - № 10.-С.65-70.
19. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре //Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с.
20. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. -366 с.
21. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.
22. Уайтхед А. Избран, работы по философии. - М.: Прогресс, 1990. - 718 с.
23. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992. - 296 с.
24. Фрейд 3. Художник и фантазирование. - М.: Республика, 1995. - 400 с.
25. Хайдеггер М. Исток художественного творения //Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-С.264-312.
26. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. - М.: Искусство, 1955. - 221 с.
27. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. - 496 с.
28. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. - М.: КЕБЪ-Ьоок, 1996. -304 с.
II. Монографии, сборники, статьи по проблемам исследования
29. Адрианов А.Д. Использование художественной литературы в преподавании судебной медицины //Вопросы судебной медицины и патологической физиологии. - Архангельск, 1960. - С.73-85.
30. Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. -1991. - № 1. - С.121-136
31. Аменицкий Д.А. Эпилепсия в творческом освещении Ф.М.Достоевского // Памяти П.Б.Ганнушкина. 1-й Московский медицинский институт. - Труды психиатрической клиники. - Вып. 4. - М.-Л., 1934. - С.418.
32. Амосов Н.М. Природа человека. - Киев: Наукова думка: 1983. -223 с.
33. Амосов Н.М. Книга о счастье и несчастьях. - Кн. 1 - М.: Молодая гвардия, 1984. - Кн. 2. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 238 с.
34. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
35. Андреев А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. Методологические аспекты проблемы. - М.: Наука, 1981. - 192 с.
36. Батрак Г.Е. Аспекты, средства и методы формирования личности врача. -Днепропетровск: Проминь, 1969. - 54 с.
37. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. -424 с.
38. Белик А.П. Художественные образы Ф.М.Достоевского. - М.: Наука, 1974.-223 с.
39. Белинский Г.И. Научное значение медицины сравнительно с другими отраслями человеческих знаний и зависимость успехов ее практического применения от культуры общества. - Екатеринославль, 1898. - 20 с.
40. Белоус В.М. Вопросы психотерапии в произведениях Ф.М.Достоевского // Современная психоневрология. - 1925. - № 5. - С. 80-90.
41. Билибин А.Ф. Горизонты деонтологии // Вестник АМН СССР. - 1979. -№ 5. - С.35-45.
42. Билибин А.Ф. О врачевании // Терапевтический архив. 1981. - Т.53. - № 5.-С. 8-10.
43. Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы: Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С.3-28.
44. Богоявленский H.A. Древнерусское врачевание в XI-XYII в.в.: Источники для изучения истории русской медицины. - М.: Медгиз, 1960. -328 с.
45. Бондрач М.Я. Музыко-психотерапия неврозов и неврозоподобных состояний в комплексном санаторно-курортном лечении //Военно-медицинский журнал. - 1980. - № 8. - С.45-48.
46.Брежнев Александр. Пирогов. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 476 с.
47. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.
48. Вагнер Е.А., Росновский A.A. О самовоспитании врача. - 3-е изд. -Пермь, 1976. - 156 с.
49. Василенко В.Х. Вопросы врачевания // Терапевтический архив. - 1973. -T.XLY. - № 11. - С. 116-124.
50. Вачнадзе Э.А. О некоторых особенностях художества душевнобольных и сюрреалистического искусства. - Тбилиси: Мецниерба, 1979.-31 с.
51. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1988. - 507 с.
52. Вектор взаимодействия (опыт возрождения Челпановских чтений): Тема "Человек в психологии" // Человек. - 1995. - № 2. - С. 15-25.
53. Вересаев В.В. Записки врача. На японской войне. - М.: Правда, 1986. -560 с.
54. Верцман И. Относительно "здоровья" и "болезни" в искусстве // Вопросы литературы. - 1966. - № 3. С. 124-132.
55. Взаимодействие науки и искусства в условиях современной научно-технической революции // Вопросы философии. - 1975. - №№ 6,8,10; 1976. -№№ 7,10; 1977. - № 8; 1985. - № 2. - С.134-143.
56. Виппер Б.Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета (1640-1670). -М.: Искусство, 1962. - 517 е., илл.
57. Вич Р. Модели моральной медицины в эпоху революционных изменений // Вопросы философии. - 1994. - № 3. - С.67-76.
58. Волькенштейн М.В. Ученый и литература: Заметки физика. // Художественное и научное творчество. - Л.: Наука, 1972. - 250 с.
59. Волькенштейн М.В. Красота науки // Наука и жизнь. - 1988. - № 9. С. 1018.
60. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1968. - 575 с.
61. Выжлецов Г.П. Эстетика в системе философского знания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 174 с.
62. Гейзер И.М. Чехов и медицина. - М.: Медгиз, 1954. - 140 с.
63. Георгиева С. А. и др. Влияние средств наглядности на работоспособность, утомляемость студентов и усвоение ими учебного материала // Сов.здравоохранение. - 1979. - № 5. - С.39-42.
64. Геселевич A.M., Смирнов Е.И. Николай Иванович Пирогов. - М.: Медгиз, 1960. - 182 с.
65. Гиргинов Г. Наука и творчество. - М.: Прогресс, 1979. - 365 с.
66. Глязер Г. Драматическая медицина. Опыты врачей на себе. - М.: Молодая гвардия, 1965. - 215 с.
67. Голлендер Е. Медицина в классической живописи. - СПб.: Изд. Литературно-медицинского журнала д-ра Окса. - 1909. - 61 с.
68. Греческая и латинская эпиграмма о медицине и здоровье. Пер. с древнегр. и латин. / Состав. И примеч. Ю.Ф.Шульца. - М.: Медгиз, 1960. -С.3-60 с.
69. Грибанов Э.Д. Тема медицины на античных монетах //Сов.здравоохранение. -1971. - № 4. - С.40-42.
70. Грибанов Э.Д. Медицина в необычном. - М.: Сов. Россия, 1988. - 200 с.
71. Грибанов Э.Д. Медицина в эмблемах и символах. - М.: Медицина, 1990. - 205 с.
72. Грицкевич В.П. Передовой провинциальный врач К.И.Гибенталь // Сов. здравоохранение. - 1974. - № 4. - С.50-52.
73. Грицкевич В.П. Опыт систематизации и классификации источников по истории медицины // Сов. здравоохранение. - 1975. - № 2. - С.10-15.
74. Губанов Н.И., Царегородцев Г.И. Биологическая и социальная детерминация способностей // Философские науки. - 1989. - № 2. - С.48-58.
75. Гулыга A.B. Искусство в век науки. - М.: Наука, 1978. - 181 с.
76. Гулыга A.B. Принципы эстетики. - М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
77. Гуревич С. А. Врач, лечивший И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, М.П.Мусоргского // Клиническая медицина. - 1977. - № 2. - с.40-42.
78. Давидович В.Е., Жаров Л.В. О взаимосвязи здравоохранения и медицинского знания // Вестник АМН СССР. - 1974. - № 5. - С. 17-21.
79. Даниленко О.И. Душевное здоровье и поэзия. - СПб., 1996. - 100 с.
80. Данилевский В.Я. Врач, его призвание и образование. - Харьков: Всеукраинское кн. изд-во, 1921. - 460 с.
81. Дарвин Чарльз. Воспоминания о развитии моего ума и характера: (Автобиография). Дневник работы и жизни. - М., 1957. - 200 с.
82. Джахая Л.Г. Наука и искусство. - Тбилиси: Хеловнеба, 1977. - 139 с.
83. Доброхотова Т.А., Братина Н.Н. Асимметрия мозга и асимметрия сознания человека // Вопросы философии. - 1993. - № 4. - С. 125-130.
84. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.
85. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М.: Политиздат, 1967. - 193 с.
86. Еремеев А.Ф. Границы искусства. - М.: Искусство, 1987. - 319 с.
87. Жаров Л.В. Гуманизм и медицина // Вестник АМН СССР. - 1980. - № 4. -С. 42-47.
88. Жирнов В.Д. Проблема предмета медицины. - М.: Медицина, 1978. - 240
89. Жог В.И., Леонов В.П. Методологический анализ оснований классификации наук // Философские науки. -1991. - № 2. - С.83-94.
90. Задера Г.П. Л.Н.Толстой о медицине и врачах. - СПб., 1906. - 100 с.
91. Зильберберг Л .Я. Кино и медицина. - Л.: Медицина, 1972. - 216 с.
92. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине: Философские очерки. - М.: Медицина, 1990. - 220 с.
93. Идельсон Е.М. Врачи и медицина в произведениях Л.Н.Толстого // Казанский медицинский журнал. - 1910. - Т. 10. - С.7-17.
94. Идельсон Е.М. Представители врачебного искусства в древние и средние века. - Казань, 1915. -150 с.
95. Изуткин A.M. Методологические проблемы медицинской психологии, этики и эстетики. - М.: Медицина, 1968. - 169 с.
96. Изуткин A.M. К вопросу о необходимости союза медицины и эстетики // Здравоохранение: Междунар. журнал. - 1975. - № 1. - С.33-39.
97. Изуткин A.M., Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Социология медицины. - Киев: Здоров я, 1981. - 184 с.
98. Ильин В.В. О специфике гуманитарного знания // Вопросы философии. -1985. - № 7. - С.45-53.
99. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: 1996. - 200 с.
100. Ионов Ю.В. Медики - писатели и поэты XIX-XX веков // Сов.здравоохранение. - 1974. - № 6. - С.86-90.
101. Ионов Ю.В. Врачи - писатели и поэты // Сов.здравоохранение. - 1975. -№ 2. - С.50-54. .
102. Каган М.С. Еще раз о взаимоотношениях науки и искусства // Философские науки. - 1979. - № 2. - С.37-45.
103. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр.ст. - Л.: Изд-воЛГУ, 1991.-384 с.
104. Каган М.С. Эстетика как философская наука. - СПб.: "Петрополис", 1997. _ 544 с.
105. Калиниченко В.В., Огурцов А.П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея // Вопросы философии. - 1988. - № 4. - С. 128-152.
106. Кантор В.К., Разумов А.Е. Наука и искусство - философские аспекты проблемы: Обзор поступивших в редакцию писем^ материалов // Вопросы философии. - 1985. - № 2. - С. 134-143.
107. Кассирский И.А. О врачевании: Проблемы и раздумья. - М.: Медицина, 1970. - 272 с.
108. Кезин A.B. Научность: эталоны, идеалы, критерии. - М.: Наука, 1985. -36-84 с.
109. Киреев П.М. Медицина и искусство: Об эстетическом воспитании врача // Философские и социальные проблемы биологии и медицины. - М., 1980. -С.82-96.
110. Клинический архив гениальности и одаренности. - 1927. - T.III. - Вып.З. - С.27-48.
111. Книга античности и возрождения о временах года и здоровья. - М.: Книга, 1971. - С.5-96
112. Коновалов B.B. Кризис медицины на рубеже XX-XXI веков и пути его преодоления //Человек. - 1996. - № 1. - С. 106-120.
113. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. - М.: Мысль, 1974. - 568 с.
114. Корольков A.A. Диалектика и теория медицины. - JL: Изд-во ЛГУ, 1973. - 100 с.
115. Коршунов A.M., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. - М.: Политиздат, 1988. - 383 с.
116. Косарев И.И. Гуманизация педагогического процесса в системе высшего медицинского образования //Здравоохранение РФ. - 1993. - № 6. -С.21-24.
117. Котина C.B. Принцип красоты в системе методологических регуляторов естественнонаучного познания // Философские науки. - 1989. - № 11. - С. 110117.
118. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. (Событийное. Социальное. Философское). - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 344 с.
119. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: Изд-во МГУ, 1991.-200 с.
120. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. - М.: Политиздат, 1980. - 272 с.
121. Культура Древнего Египта. - М.: Наука, 1976. - 340 с.
122. Кучиньская Алиция. Прекрасное: Миф и действительность. - М.: Прогресс, 1977.- 164 с.
123. Ларцев В.Г. Поэзия и наука. - Ташкент: Фан, 1974. - 200 с.
124. Лекторский В.А. Субъект. Объект. Познание. - М.: Мысль, 1980. - 267 с.
125. Леонгардт К. Акцентуированные личности. - Киев: Вища школа, 1981. -390 с.
126. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Искусство и здоровье. - М.: Знание, 1974. - 128 с.
127. Лисицын Ю.П., Жиляева Е.П. Союз медицины и искусства. - М.: Медицина, 1985.- 192 с.
128. Лисицын Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. -М.: Медицина, 1984. - 280 с.
129. Лисицын Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека - социальная ценность. -М.: Мысль, 1988. -271 с.
130. Лихтенштейн Е.И. Помнить о больном. Пособие по медицинской деонтологии. - Киев: Вища школа, 1978. - 139 с
131. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М.: Республика, 1966. -398 с.
132. Лук А.Н. Мышление и творчество. - М.: Политиздат, 1976. - 144 с.
133. Лук А.Н. О взаимоотношении научного и художественного творчества // Вопросы философии. - 1978. - № 11. - С.142-150.
134. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
135. Магазанник H.A. Искусство общения с больными. - М.: Медицина, 1991,- 112 с.
136. Меве Е.Б. Медицина в творчестве и жизни А.П.Чехова. - Киев: Госмедиздат УССР, 1961. - 194 с.
137. Меве Е.Б. Болезнь человека и врач в творческом отображении Л.Н.Толстого //Клиническая медицина. - 1978. - № 10. - С.60-65.
138. Медицина в памятниках латинской и греческой литературы // Сб.трудов кафедры латин.языка 2 МГМИ им.Н.И.Пирогова. - М., 1966. - С.7-209.
139. Медицина в памятниках латинской литературы /I-XYI в.в. /Сб. статей/ Под ред. Ю.Ф.Шульца. - 1980. - T.CXXY. - Вып. 8.-150 с.
140. Медицина в поэзии греков и римлян / Сост. Ю.Ф.Шульц. - М.: Медицина, 1987.- 124 с.
141.Медицинская этика и деонтология / Под ред. Г.В.Морозова, Г.И.Царегородцева. - М.: Медицина, 1983. - 272 с.
142. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. - М.: Изд-во МГУ, 1986. -127 с.
143. Мейлах B.C. На рубеже науки и искусства: Спор о двух сферах познания и творчества. - Л.: Наука, 1971. - 334 с.
144. Мейлах B.C. Философия искусства и художественная картина мира // Вопросы философии. - 1983. - № 7. - С.116-125.
145. Мелайх Б.С., Высочина Е.И. Новое в изучении художественного творчества. - М.: Знание, 1983. - 64 с.
146. Мороз О. Прекрасна ли истина? - М.: Знание, 1989. - 208 с.
147. Моруа А. О призвании врача // Химия и жизнь. - 1979. - № 1. - С.79-86.
148. Муравьева Е.Ф. Женщины-медики в русском и советском изобразительном искусстве // Советская медицина. - 1975. - № 12. - С. 112118.
149. Муравьева Е.Ф. Социальные проблемы в произведениях русских художников // Сов.здравоохранение. - 1975. - № 12. - С.37-42.
150. Муравьева Е.Ф. Черты болезни в облике человека в изобразительном искусстве // Казанский медицинский журнал. - 1978. - № 4. - С.64-67.
151. Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы XX века. - М.: Прогресс, 1986. - 640 с.
152. Натев А. Искусство и общество. - М.: Прогресс, 1966. - 318 с.
153. Наука и общество: Советские и зарубежные ученые отвечают на анкету "Литературной газеты". - М.: Знание, 1977. - 192 с.
154. Наука и ценности. - Новосибирск: Наука, 1987. - 241 с.
155. Нечкина M.B. Функция художественного образа в историческом процессе. - М.: Наука, 1982. - 318 с.
156. Нимфис медичис. Медико-исторические памятники и курьезы, найденные в Венгрии. - Будапешт: Медимпекс, 1962,- 160 с.
157. Нуйкин A.A. Биологическое и социальное в эстетических реакциях // Вопросы философии. - 1989. - № 7. - С.80-90.
158. Образование в конце XX века: Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. - 1992. - № 9. - С.3-21.
159. Оппель Владимир Андреевич. О нем // Вестник хирургии. - 1958. - № 9. - С.133-138.
160. Павловский E.H. Поэзия, наука, ученые. - M.-JL: Изд-во АН СССР, 1958. -126 с.
161. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности //Психологический журнал. - 1993. - Т.14. - № 4. - С.50-52.
162. Пенкин М.С. Искусство и наука: Проблемы, парадоксы, поиски. - 2-е изд. - М.: Современник, 1982. - 302 с.
163. Пепелышев А. Профессия и красота // Сибирские огни. - 1969. - № 3. -С.60-64.
164. Переверзев В.А. Медицинская эстетика. - Волгоград: Нижне-Волжское кн.изд-во, 1987.-240 с.
165. Пирогов Н.И. Собр.соч.: В 8-ми т. - Т.8. - М.: Гос.изд. мед.литературы, 1962.-400 с.
166. Пискунов В.А. О смене парадигм в медицине и здравоохранении // Здравоохранение РФ. - 1994. - № 1. - С.30-34.
167. Попков В.А., Целищев Д.П. Эстетическое содержание труда. - М.: Мысль, 1984. - 176 с.
168. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. - М.: Искусство, 1984. - 325 с.
169. Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - 545 с.
170. Проблемы преподавания социальной философии: Материалы "круглого стола" // Философские науки. -1991. - № 9. - С.8-18.
171. Психология и новые идеалы научности: Материалы "круглого стола" // Вопросы философии. - 1993. - № 5. - С.3-42.
172. Пуанкере Анри. О науке. Пер. с франц. - М.: Наука, 1983. - 560 с.
173. Разумовский В.И. Избран, труды. - М.: Медгиз, 1959. - С.305-351.
174. Рейнгардт Л.Я. Современное западное искусство. - М.: Искусство, 1983.
- 300 с.
175. Рожин А.И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. - М.: Республика, 1992.
- 224 с.
176. Россолимо Г.И. Искусство, больные нервы и воспитание: По поводу "Декадентства". -М., 1901. - 50 с.
177. Рудестам Кьелл. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: Теория и практика. Пер. с англ. (Общ. ред. и вступ. ст. Л.П.Петровской. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1993. - 368 с.
178. Рябов В.Ф. Социальная природа искусства: К спорам о предмете искусства. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 248 с.
179. Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов // Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968. - 450 с.
180. Свирский С.Я. Формирование научного мировоззрения и художественная литература. - Ташкент: Узбекистан, 1973. - 263 с.
181. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л.: изд-во ЛГУ, 1990,- 360 с.
182. Силецкий О.Я., Корсикова Л.И. Эстетическое в медицинских научных исследованиях // Актуальные методологические вопросы современной науки.
- Краснодар, 1980. - С. 123-132.
183. Симонов П.В. Красота - язык сверхсознания // Наука и жизнь. - 1989. -№ 4. - С.100-107.
184. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. - 1992. - № 11. -С.3-10.
185. Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. - М.: Наука, 1993. - 112 с.
186. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Ф.М.Достоевский и медицина // Клиническая медицина. - 1982. - № 2. - С.112-116.
187. Скворцов В.Я. О некоторых аспектах исторической взаимосвязи медицины и искусства // Вестник АМН СССР. - 1982. - № 4. - С.57-65.
188. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Эстетические знания - будущим медикам. // Вестник высшей школы. - 1983. - № 4. - С.53-55.
189. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Эстетическое воспитание и профиль вуза // Эстетическое воспитание студентов. Теория, опыт, прогнозы. -Свердловск, 1983. - С. 117-123.
190. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Методологические семинары в действии // Вестник высшей школы. - 1984. - № 9. - С.65-67.
191. Скворцов В.Я. Предисловие к кн.: Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории. - Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во, 1984. - С.3-5.
192. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Образы врачей в произведениях литературы и искусства // Сов. здравоохранение. - 1984. - № 9. - С.59-62.
193. Скворцов В.Я. Объекты врачевания в зеркале искусства // Казанский медицинский журнал. - 1986. - T.LXYII. - № 3. - С.221-225.
194. Скворцов В.Я. Врачи в литературе и искусстве // Сов. здравоохранение. - 1987. -№3.-С.76-78.
195. Скворцов В.Я. Искусство, эстетика, медицина // Философские науки. -1988. -№9. -С.99-103.
196. Скворцов В.Я., Скворцова А.И. Медицинская тематика в искусстве как средство эстетического воспитания студентов. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 1992. - 100 с.
197. Скворцов В.Я. Искусство. Эстетика. Медицина. - Волгоград, 1993. - 160 с.
198. Сноу Ч.П. Две культуры: Сб. публицист, работ - М.: Прогресс, 1973. -141 с.
199. Сорокина Т.С. Греческая мифология о врачевании и врачевателях // Фельдшер и акушерка. - 1983. - № 6. - С.47-54.
200. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415 с.
201. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. - М., 1994. - 400 с.
202. Сук И.С. Врач как личность. - М.: Медицина, 1984. - 64 с.
203. Сухотин А.К. Ритмы и алгоритмы. - М.: Молодая гвардия, 1983. - 224 с.
204. Тарасов Л.А. Николай Иванович Пирогов: Личность хирурга, ученого, педагога и патриота. - Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1978. - 80 с.
205. Татаркевич В. Античная эстетика / Пер. с польского. - М.: Искусство, 1977.-327 с.
206. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы //Вопросы психологии. -1971. - № 6. - С. 122.
207. Терновский В.Н. Искусство и история медицины // Труды Саратовского медицинского института.-Т. 56. - Саратов, 1968. - С.8-13.
208. Толстой Л.Н. Литература, искусство / Сост. О.Михайлов. - М.: Современник, 1978. - 272 с.
209. Точные науки и науки о человеке // Вопросы философии. - 1989. - № 4. -С.110-114.
210. Углов Ф. Сердце хирурга. - М.: Современник, 1974. - 584 с.
211. Углов Ф. Человек среди людей: Записки врача. - М.: Молодая гвардия, 1979.-272 с.
212. Углов Ф. Под белой мантией: Записки хирурга. - М.: Сов. Россия, 1984. -319 с.
213. Уткина Н.Ф. Проблемы науки и мировоззрения в творчестве Л.Н.Толстого // Вопросы философии. - 1978. - № 9. - С30-35.
214. Федоровский Гжегож. Шеренга великих медиков /Наша Ксенгарня. -Варшава, 1972. - 158 с.
215. Фейнберг Е.Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992. - 200 с.
216. Ферворн Макс. Речи и статьи. - М., 1910. - 200 с.
217. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. - М.: Политиздат, 1979. - 336 с.
218.Фут Филиппа. Эвтаназия // Философские науки. - 1990. - № 6. - С.62-84.
219. Цейтлин А.Г. Труд писателя: Вопросы психологии творчества, культуры и техники писательского труда. - М.: Сов.писатель, 1968. -
205 с.
220. Чавчавадзе Н.З. Человек - культура - ценность // Вопросы философии. -1981. - № 6. - С.59-69.
221. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. - 1992. - № 6. - С.91-105.
222. Шестаков В.П. Эстетические категории: Опыт систематического и исторического исследования. - М.: Искусство, 1983. - 358 с.
223. Шубин Б.М. Доктор А.П.Чехов. - 2-е изд. - М.: Знание, 1979. - 144 с.
224. Шудря Е.П. Художественное предвосхищение будущего. - Киев: Наукова думка, 1978. - 246 с.
225. Щепин О.П., Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Медицина и общество. -М.: Медицина, 1983. - 392 с.
226. Элыптейн Н.В. Медицина и время. - Таллинн: Валгус, 1990. - 352 с.
227. Эстетическое воспитание студентов: Сб. трудов ученых соц. стран /Под ред. М.Ф.Овсянникова. - М.: Высшая школа, 1980. - 248 с.
228. Эфендиев И.К. История медицины в Азербайджане с древнейших времен до XIX века. - Баку: АН Азербайдж.ССР, 1964. - 320 с.
229. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. - СПб., 1995. - 150 с.
230. Югай Г.А. Специфика проблемы человека как предмета медицины // Вестник АМН СССР. - 1975. - № 5. - С.20-26.
231. Югай Г.А., Сотченков В.А. С учетом профиля вуза // Вестник высшей школы. - 1981. - № 4. - С.53-55.
232. Юдин С.С. Размышления хирурга. - М.: Медицина, 1968. - 368 с.
III. Справочная литература, учебно-методические пособия
233. Большая медицинская энциклопедия: В 36 т.т. - М.: Сов. энциклопедия, 1928-1989. - Т.8. - С.357. - Т. 14. - С.7.
234. Бородулин Ф.Р. История медицины: Избран, лекции. - М.: Медгиз, 1961. - 252 с.
235. Глоссарий терминов по медико-санитарной помощи. ЕРБ. ВОЗ./ Пер. с англ. - Копенгаген, 1976. - 400 с.
236. Зеленов JI.A., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики: Учеб.материал по спецкурсу. - М.: Высшая школа, 1982. - 176 с.
237. Искусство и наука: К вопросу о взаимосвязи и специфике художественного и научного познания: Книги и статьи на русском языке. -1956-1971гг. - М., 1971. -10 с.
238. Кедров Б.М. Наука // Философская энциклопедия: В 5 тт. - Т.З. - М.: Сов.энциклопедия, 1964. - С.562-584.
239. Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград: Комитет по печати, 1996. - 352 с.
240. Кузьмин М.К. История медицины: Очерки. - М.: Медицина, 1978. - 196 с.
241. Лахтин М.Ю. Краткий биографический словарь знаменитых врачей всех времен. - СПб., 1902.- 150 с.
242. Лосев А.Ф. Эстетика // Философская энциклопедия: В 5-ти т. - М.: Сов. энциклопедия, 1960-1970. - Т.5. - С.570-577.
243. Матюшин И.Ф., Изуткин A.M., Сергачева З.А. Проблемы врачебного творчества: Учебно-методическое пособие. - Горький, 1982. - 86 с.
244. Медицинский работник в художественной литературе (1955-1965). /Сост. Шпитальник С. - Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1967,- 100 с.
245. Медицинский работник в литературе. 4.2. - Вып. 1. Аннотированный указатель литературы о выдающихся и рядовых медиках. - Кишинев: Тимпул, 1976. - 100 с.
246. Мультановский М.П. История медицины. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1967.-272 с.
247. Музыка и здоровье. Литература на русском и иностранных языках по библиографическим источникам 1979-1983 г.г. /Госуд. публ. библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. - 178 названий.
248. Общественное сознание и мир человеческих ценностей: Лекции к курсу "Социальной философии". - Изд-во Саратов, ун-та, 1993. - 142 с.
249. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1978.-352с.
250. Оптимизация учебного процесса по физиологии в медицинском вузе: / Метод, реком. - Рязань, 1982. - 74 с.
251. Радциг С.И. История древнегреческой литературы: Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 1977. - 561 с.
252. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Т.4. - СПб.: Петрополис, 1996. - 880 с.
253. Седова H.H. Философия человека: Курс лекций для студентов и аспирантов медицинских вузов. - Волгоград: Комитет по печати, 1997. - 120 с.
254. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994. - 688 с.
255. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник. - 2-е изд. - М.: ПАИМС, 1994. - 384 с.
256. Учебные программы по анатомии, физиологии, гистологии, гигиене, социальной гигиене, истории медицины, терапии, хирургии, психиатрии, медицинской психологии и другим дисциплинам, изучаемым в медицинском вузе 1960-1990 г.г. издания.
257. Шпитальник С.С. Писатели-медики.: Библиогр. справочник. - 4.1. -Кишинев, 1981. - 100 с.
258. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х т. - М.: Сов. энциклопедия, 1982.
IY. Диссертации и авторефераты
259. Дворниченко Л.П. Методологический анализ соотношения биологического и медицинского знания: Автореф. дисс... канд. философ, наук. - Киев, 1981. -24 с.
260. Елисеева B.C. Проблема взаимосвязи научного и художественного познания мира. /Исторический аспект/: Автореф. дисс... канд. философ.наук. -М., 1967. - 22 с.
261. Жаров Л.В. Система медицинского знания как целостность и элемент культуры: Дисс... канд. философ, наук. - Ростов на Дону, 1977. - 150 с.
262. Жиляева Е.П. Роль искусства в воспитании здорового подрастающего поколения (философский и эстетический аспекты проблемы): Дисс... канд. философ.наук. - М., 1971. - 150 с.
263. Иванова З.В. О связи художественного творчества с научным познанием: Авторефер. дисс... канд. философ.наук. - М., 1970. - 24 с.
264. Корнев B.C. Роль искусства в развитии науки: Дисс... канд. философ, наук. -Л., 1973. - 160 с.
265. Медведева Л.М. Медицинская интеллигенция в условиях социального кризиса: Дисс... канд. философ, наук. - Волгоград, 1997- 134с.
Y. Литература на иностранных языках
1. ALEKSANDROWIZ J. Sojusz sztuki z medycynas // Studia filozofiezne. - 1976. -№9(130).
2. Beauty and the brain: Biological aspects of aesthetics / Ed.: 1. Rentschier. -Basel: Birkhauser, 1988. - 332 p.
3. BINET, LEON et VALLERY-RADOT, PIERRE. Medecine et littérature. Prestige de la medecine. - Paris, Expansion scientifique française. - 1965. - 263 p.
4. BINET, LEON et VALLERY-RADOT, PIERRE. Medecine et art. De la Renaissance a nos jours. Prestige des sciences medicales. - Paris, Expansion scientifique française, 1968. - 233 p.
5. BRINKMANN JOHANNES. Der Arzt als Subjekt in Kunst und Literatur. -Zeitschrift für Arztliche Fortbildung. 57 Jahrgang. Heft 5, Jena, 1 Marz, 1963. - S. 294-298.
6. HUSEMANN FRJDRICH. Goethe und die Heilkunst. Betrachtungen zur Krise in der Medizin. 2. neubearb. Auf Stuttgart, "Freies Geist-erleben", 1957.
7.JACKSON R.L. Dostoevsky's quest fer form. A study of his philosophy of art. New Haven-London. - 1966. - P. 194-200.
8. JEFFERS M. Social Science and Medical Education: A Socioloqical Analysis of Their Relationship. - "Intern. J.Heth. Serv." - 1974, 4 - № 3, - P.549-563.
9. KÜMMEL WERNER FRIDRICH. Musik und Medizin: Ihre Wechselbeziehungen in Theorie und Praxis von 800 bis 1800. - Freiburg, München, Alber, 1977.-481 s.
10. NICHIFOR E., si BOCIRNEA C. Medicina si muzica. - Bucuresti, Ed. medicala, 1965. - 200 p.
11. SLOBODNIK D. Vedecke a literarne poznanie. - Brat.: Pravda, 1988. -287 S.
12. SHOLZ O.-R. Bild. Darstellung. Zeichen. - Freiburg /Breisqau; München: Alber, 1991.-200 S.
13. SCHADEWALDT H. Kunst und Medizin. - Medicinae et artibus. Festschrift für Prof. Dr. phil. Hrsg. Von Prof. Dr. Hans Schadewaldt. - Dusseldorf, Triltsch. Сор., 1968.-S.146-160.
14. SCHWABE C. Regulative Musiktherapie /C.Schwabe unter Mitarb. von H.F.Bottcher et al. - Jena: Fischer, 1979. - 271 S.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.