Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования: Гуманистические и гуманитарные аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Яковлева, Ирина Владимировна
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 148
Оглавление диссертации кандидат философских наук Яковлева, Ирина Владимировна
Введение.
Глава 1. Российское образование в системе современной культуры.
1.1. Постановка проблемы и методологический базис исследования. р 1.2. Современная социокультурная ситуация. Новые факторы влияния на образование.
1.3. Глобализация культуры как фактор модернизации высшего образования.
Глава 2. Особенности развития высшего образования на рубеже веков.
2.1. Новые базовые доминанты современной образовательной парадигмы.
2.2. Новое в содержании образования как результат смены образовательных ценностей.
2.3. Методологические проблемы преподавания социогуманитарных дисциплин в вузе. Совершенствование их форм и методов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования1998 год, доктор философских наук Хазова, Людмила Васильевна
Модернизация образования в системе становления просвещенного общества: Социально-философский анализ2005 год, кандидат философских наук Мороз, Елена Федоровна
Культурологические основы целостности содержания высшего образования2003 год, доктор педагогических наук Руденко, Владимир Николаевич
Аксиологические основания гуманистической парадигмы высшего образования в культуре информационного общества2009 год, доктор философских наук Перевозчикова, Лариса Сергеевна
Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития2011 год, доктор педагогических наук Стукалова, Ольга Вадимовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования: Гуманистические и гуманитарные аспекты»
Актуальность темы исследования. Обращение к исследованию проблем развития образования в России обусловлено необходимостью совершенствования высшего образования, чтобы привести его в меру своего времени, т. е. чтобы образование отвечало современным запросам общества и личности, и соответствовало актуальным ценностным ориентадиям мирового сообщества.
Современная образовательная деятельность осуществляется в контексте реалий рубежа веков - состояния экономики, политики, экологической обстановки, национальных и международных отношений, глобализации культуры, дегуманизации общества, кризиса классической системы образования и т. д. Анализ современной социокультурной ситуации свидетельствует, что необходима модернизация форм и методов образовательной деятельности и выработка новых ориентиров образования. Развитие образования мыслится как процесс, направленный на становление культуро-, социо- и личностно-ориентированного образования, обеспечивающего формирование личности, способной и готовой к ответственному жизнетворчеству в сложном изменяющемся мире. В связи с этим исключительно важным является вопрос о механизме, который обеспечит переход от социально-философских оснований развития современного образования к системным концепциям и практике модернизации образовательных систем, отвечающих потребностям развития личности и общества.
Глобализация культуры связана с усилением информационных, социальных и интеллектуальных технологий, с разрушением традиционных экономических и социальных институтов. Остро осознается наличие конфликтующих между собой ценностей, связанных, с одной стороны, с расширением культурных контактов и коммуникации, а с другой стороны, с теми противоречиями, которые возникают в процессе планирования социального и национального развития. Эти реалии активизировали работу многих национальных и международных организаций, деятельность которых ориентирована на укрепление мира, взаимопомощь, гармонизацию человеческих отношений, реализацию различных социальных, культурных и образовательных программ, сутью которых является формирование поликультурности, диалогового общения, диалоговых способов мышления. Такие условия человеческого бытия (в целом резкое ускорение перемен и, как следствие, неопределенность будущего) требуют от современного образования обращения к гуманистической и гуманитарной традициям, к мировоззренческим основаниям личности, ценностям духовного мира, что обусловлено рождением нового социального и личностного опыта в свете расширения таких образовательных функций как социализация и самоактуализация.
Понимание важности развития образования в России связано с надеждами на выход из кризиса культуры, порожденного фундаментальными переменами как в России, так и в мире в целом. В настоящее время, когда в основе культуры лежит признание нового способа бытия человека в мире, образовательная практика переосмысливается. Образовательные системы во всем мире находятся в состоянии перемен, перемены спонтанно и целенаправленно происходят и в российском образовании. Например, в последнее десятилетие серьезное внимание уделялось гуманизации и гуманитаризации образования, которые в числе прочих задач предусматривали формирование собственной активности личности обучаемого, включенного в образовательный процесс в качестве его субъекта.
Главная идея - создать модель образования основанную на новых взглядах на мир, на новых ценностных ориентациях - ответственности за общезначимые ценности, свободном ценностном самоопределении, толерантности, компетентности, образованности, профессионализме, ориентации на регулируемое мировое развитие, умении анализировать социокультурную ситуацию, формировании образованием нового типа рациональности, ознакомлении в процессе образования с новой картиной мира, и введением в образовательный процесс принципа проблемной ориентации.
В настоящее время встает вопрос о вхождении России в европейское образовательное пространство, что выражается в сближении российской и европейской систем высшего образования, о чем свидетельствует Болонское соглашение 2003 года, результаты которого у части отечественных философов, культурологов и специалистов по организации образования вызывают аргументированные возражения.
Не смотря на то, что в последние десятилетия гуманизации и гуманитаризации образования уделялось много внимания - их задачи не исчерпаны. Реалии социокультурной ситуации свидетельствуют, что современные специалисты недостаточно подготовлены к решению встающих перед обществом и личностью проблем, что современное образование не удовлетворяет потребностям развития общества и индивида. Современные реалии требуют такой перестройки образования, которое бы вооружило специалистов знаниями и навыками социальной рефлексии, способности к проектированию, прогнозированию и будущетворению. Это проявляется в системе требований к уровню профессионализма, общей культуры, менталитета членов общества, получающих высшее образование.
Степень разработанности проблемы. В 80-90-е годы прошлого века наибольшее внимание уделялось эффективности образования с точки зрения развивающихся потребностей общества, связанных с развитием цивилизации и улучшением качества жизни. Эти ценности, казавшиеся неоспоримым условием прогресса, сегодня ставятся под сомнение (Н. Н. Пахомов, О. В. Долженко, И. П. Савицкий, В. М. Розин).
В 80-х годах прошлого века серьезно рассматривались проблемы гуманизации и гуманитаризации образования. Отечественные философы П. Г. Щедровицкий, Н. С. Розов, Б. С. Гершунский, В. М. Розин, О. В. Долженко, В. Садовничий, В. М. Шепель, JI. И. Коханович, Т. А. Тартарашвили, В. Т.
Ополев, Г. С. Абрамова, Н. Б. Крылова, В. Е. Шукшунов, И. В. Захаров, Л. Е. Душацкий, А. Я. Флиер и др. подвергли высшее образование критике за подготовку узкопрофессиональных, не обладающих гуманитарными знаниями и гуманистическими установками специалистов, и разработали философско-методологические предпосылки, которые легли в основу новых концепций образования.
Значительное внимание в теоретических работах современных российских ученых Ф. Т. Михайлова, Н. Н. Пахомова, Э. Н. Гусинского, Ю. И. Турчанинова уделялось исследованию изменений социальной роли, задач и идеалов высшего образования, где последнее рассматривается включенным в личностные смыслы человека и возможности приспособления его к изменениям социальных условий.
Различные стороны гуманитарного образования как важнейшего компонента развития общего образования, были рассмотрены в трудах философов и историков начала XX века Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, П. Н. Милюкова, В. О. Ключевского, В. П. Вахтерова, В. М. Бехтерева, М. Ф. Коптерева, П. Ф. Лесгафта, А. П. Нечаева, Л. И. Петражицкого. В этих работах отражена социально-философская концепция человека, предполагающая взаимосвязь культуры и социума. Принципиальные проблемы развития образования во второй половине XX века изложены в трудах Д. С. Лихачева, И. А. Зимней, И. Т. Фролова, В. М. Шепель, О. Ю. Кондратьева, Н. Я. Голубкова, А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, В. Т. Лисовского, И. М. Орешникова и др.
Соотнесенность образовательной деятельности с культурным контекстом, культурными ценностями общества исследовали Л. Г. Олех, Г. И. Петрова,
B. П. Рабинович, X. Шельский, А. П. Огурцов, Л. В. Хазова, Н. А. Антонов,
C. Н. Еремин, В. М. Петров, В. Н. Турченко.
Идея, согласно которой ценностью образования считается развитие человека, лежит в основе философско-образовательных парадигм таких философов, как Э. Гуссерль и Э. В. Хайдеггер, JI. В. Выготский и М. М. Бахтин, М. К. Мамардашвили, и М. Бубер, Э. В. Ильенков и В. С. Библер. При исследовании гуманистических и гуманитарных проблем современного высшего образования учеными разработаны дефиниции понятий «образование», «менталитет», «ценности», «ценностные ориентации», «мировоззрение», «личность», «социализация», «самоактуализация», а также определения, раскрывающие смысл и значение массовой культуры, особенности современной социокультурной ситуации в России.
За рубежом ценностные ориентиры и принципы формирования образовательных систем исследуются достаточно давно. В работах зарубежных философов и культурологов, посвященных аксиологическим проблемам современной культуры (Аурелио Печчеи, Р. Хиггинс, Ж. Семлен, А. Моль, М. Шелер, А. Маслоу, А. Швейцер, В. Франки, Э. Левинас, Тейяр де Шарден, Э. Фромм, Р. Хирау, Э. Лебак, Э. Б. Тайлор и др.), наблюдается большое разнообразие точек зрения относительно природы гуманизма, его отражения в содержании гуманитарных наук, преподаваемых в высшей школе. Однако недостаточное внимание в литературе уделяется социально-философскому анализу развития образования, связанному с новой картиной мира, с сущностными характеристиками современного мирового развития и местом человека в мире. Актуальной стала задача создания новых парадигм образования, ориентированных на социальный заказ, построение теории, адекватно отражающей новые образовательные реалии и направления модернизации образования с тем, чтобы подготовить новые поколения к жизни в XXI веке. Попытку решения данных вопросов и представляет данная работа.
•I
Объектом исследования является социально-культурное пространство российского образования в современной реальности.
Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступают проблемы российского высшего образования, обусловленного особенностями развития современной социокультурной среды.
Цель исследования - учитывая особенности развития российского образования на рубеже веков, выявить основные доминанты новой философии образования как важной теоретической предпосылки реализации механизма перехода от социально-философских оснований определения человека и его места в мире к практике модернизации современных российских образовательных систем.
Задачи исследования:
• выявить роль комплекса методологических подходов (философского, культурологического, системно-деятельностного, аксиологического) в исследовании социально-философских оснований развития российского образования;
• на основе анализа современной социокультурной ситуации выявить социально-философские основания модернизации современного образования;
• исследовать главные тенденции глобализации мирового социокультурного пространства, степень его влияния на российское образование;
• определить новые базовые доминанты современной образовательной парадигмы;
• обосновать основные направления модернизации современного образования;
• исследовать пути совершенствования преподавания социогуманитарных дисциплин. Выявить с позиции философии образования функциональные особенности социогуманитарного образования и, в частности, художественного, основанного на потенциале российской культуры, и степень его воздействия на общую культуру личности.
Общая методологическая основа. Анализ проблем развития образования осуществляется на основе философского, культурологического и системно-деятельностного подходов. Философский метод выражает общие закономерности мироздания как гармонически целостной системы мировоззренческих отношений, кроме того философские проблемы - это такие противоречивые ситуации, предлагаемые решения которых требуют философской интерпретации. Согласно культурологическому подходу, переосмысление концептуальных основ образования связано с выделением рациональных начал прошлого и современного, ментальным освоением новых реалий в условиях кризиса культуры, глобализации современного мира, особенностью социокультурной ситуации в России и кризисом образования. Важнейшей эвристической составляющей системно-деятельностного подхода является то, что он акцентирует внимание на взаимодействии среды и объекта и показывает значение этой среды для формирования внутренней активности объекта, постановки и изменения целей, выработки образовательного идеала.
Специфика объекта исследования позволила не замыкаться на указанных методологиях, а исследовать материал в соответствии с методологическими подходами содержащимися в трудах современных российских и зарубежных философов, т. е. в процессе исследования обращаться к различным гуманитарным наукам и дисциплинам, теориям и концепциям. В ходе исследования использовались такие общенаучные универсальные методы, как аксиологический и гуманитарный.
Научная новизна работы. Автор выделяет следующие элементы новизны:
• раскрыты социально-философские основания развития образования: преобразование целей, содержания и методов, отражающих потребности личности и общества; представление в содержании образования оптимальных путей развития общества через изменение массового сознания и ценностных ориентаций большинства людей; формирование новой картины мира, мирового развития и места человека в современном мире; переориентация взаимосвязи человека с природой и обществом, с культурными ценностями общества с антропоцентрических на антропокосмические идеи; становление современного образования и возможность его реализации в русле гуманизма и гуманитаризма, в основе своей связанных с этизацией и изменением аксиологических установок всего образовательного процесса; а также проанализирована его роль в обеспечении регулируемого развития общества;
• на основе анализа современной социокультурной ситуации выявлены факторы, обуславливающие переоценку всех компонентов образовательного процесса г- информатизация общества, глобализация, развитие и распространение массовой культуры, плюрализация культурных явлений, которые определяют изменение образовательных ценностей и соответственно целей, методов и содержания современного образования;
• исследование глобализации культуры позволило выявить актуальную доминанту - новую рациональность, позволяющую индивиду анализировать и оценивать современные проблемные ситуации, принимать обоснованные и ответственные решения, и проводить их в жизнь. Новая рациональность как новая гуманистическая направленность образовательного процесса, будет способствовать проблемной ориентации образования, обеспечению интеграции учебных дисциплин, изменению аксиологической установки во взаимосвязи человека с природой и обществом.
• разработан принцип, на основе которого возможно построение социально-философской концепции ценностно-ориентированного образования, который включает следующее: соотнесенность образовательной деятельности с культурным контекстом, с культурными ценностями общества; способность образования обеспечить важные социальные и культуротворческие функции; подготовка специалистов к пониманию и решению глобальных проблем современности, преодолению разрыва между человеком и созданной им цивилизацией; содействие обеспечению преемственности и обновлению общества, учет в содержании образования сущностных характеристик современного мирового развития и места человека в современном мире; включенность в содержание образования личностных смыслов человека, дальнейшая гуманизация образовательного процесса.
• учитывая ценностные ориентации, менталитет, мировоззрение и образовательные потребности современной молодежи, обеспечивающие формирование продуктивного творческого мышления личности, выделено значение формирования новой картины мира, составляющей «ядро» культуры современного специалиста. Поскольку образование становится одним из главных механизмов эволюции цивилизации, новые социально-философские доминанты, должны подготовить переход человечества на путь регулируемого развития, осуществить который возможно лишь при условии радикального изменения массового сознания и прежде всего ценностных ориентации большинства людей;
• определены пути совершенствования преподавания социогуманитарных дисциплин в высшей школе, связанные с обновлением целей, содержания, форм и средств образования.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении категориального аппарата философии образования таких понятий как образование, гуманитарное образование, развитие образования, личность, ценность, : ценностные ориентации, социализация, самоактуализация, менталитет, мировоззрение. Перечисленные понятия раскрывают значимость и возможности современного образования на основе философского, культурологического, аксиологического и системно-деятельностного подходов. Раскрываются проблемы образования, обусловленные современной социокультурной ситуацией и глобализацией мировых процессов. Теоретическую ценность имеет также принцип ценностно- и проблемно-ориентированного образования, сформулированный в результате многоаспектного анализа развития образования на рубеже веков.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее содержание и выводы способствуют:
• выявлению гуманистических и гуманитарных аспектов современного образования;
• повышению эффективности преобразований в сфере образования, теоретическому и методическому обеспечению учебного процесса в высшей школе;
• уточнению современного проблемного содержания и ценностных ориентиров базового гуманитарного образования в высшей школе;
• определению интеграции социогуманитарных дисциплин в высшей школе.
Полученные диссертантом результаты могут найти применение при дальнейшем исследовании проблем развития образования, определении конкретных путей реформ образования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в процессе преподавания курса современной социальной философии, культурологи и теории познания, в работе методологических семинаров по проблемам развития образования.
На защиту выносятся следующие положения
1. Важнейшей целью образования является формирование личной ответственности специалистов за судьбы мира. Роль синтезирующей идеи, лежащей в основе модернизации содержания образования, выполняет концепция регулируемого мирового развития.
2. Важнейшей тенденцией развития современного образования являются преобразование целей, форм и методов обучения, отражающих запросы личности и общества в условиях современной социокультурной ситуации.
3. Новый тип рационального мышления - есть условие вхождения личности в сферу осмысленной и соотнесенной с доминантами мирового развития деятельности.
4. К основным требованиям, выполнение которых обеспечит модернизацию образования на основе ценностно-ориентированного принципа, относятся: а) формирование глобального миропонимания; б) изменение ракурса построения образования, акцент на освоение методологии деятельности, формирование рефлексивных способностей; в обучение, основанное на междисциплинарной природе современного знания; г) развитие творческих способностей; базирование принципов обучения на собственном опыте обучающихся (особое значение для творческого развития личности приобретает на данном этапе формирование новой образовательной парадигмы); д) формирование и широкое внедрение в образовательную практику культуры многокритериальной постановки и решения инновационных задач; е) использование образовательных технологий, ориентированных на приоритетное развитие человеческой личности, прежде всего ее способностей к социализации и самоактуализации.
5. Цель образования связана с формированием новой картины мира, объединяющей историческое виденье развития общества с осознанием гармонии человека природы и общества, а также новую стратегию развития человечества.
6. Новые модели образования отличаются от традиционных по следующим параметрам: по целям образования: цель традиционного образования - подготовка квалифицированных специалистов, цель ценностно-ориентированной модели - профессиональное и личностное развитие индивидов, всесторонняя, этически насыщенная подготовка к деятельности в проблемном информационном обществе; по содержанию образования: развитие связано с необходимостью формирования нового типа рациональности, введением этических компонентов на основе толерантности и выделением этических аспектов профессиональной деятельности, с акцентом на методологию деятельности, рефлексию, развитие творческих способностей, абстрактного мышления, усилением деятельностного аспекта обучения, введением проблемно-ориентированного образования; по методам обучения: переход от традиционной модели, использующей обычные лекционно-семинарско-практические формы обучения (когда студенты изучают теоретический и практический материал и отчитываются за освоение определенных тем), к моделям инновационного образования, основанным на включении будущих специалистов в контекст будущей профессиональной деятельности и подразумевающим использование активных методов обучения - имитационных, ситуационных, деловых игр, практикумов по психологии творчества, олимпиад, конкурсов, творческих дискуссий й т. п., развивающих навыки проектирования и управления. Необходимыми формами преподавания социогуманитарных дисциплин считать метод формирования критического стиля мышления, включающий развитие рефлексивных способностей, проблемно-ориентированное обучение, общение, обучение диалогу как одно из первых условий совместной деятельности, и метод системно-культурного подхода, реализующийся через все виды социогуманитарных дисциплин, включающий художественное творчество.
Сущностной характеристикой становления современного образования является его гуманистическая и гуманитарная направленность. Современное понимание принципов образования связано с его этизацией и изменением аксиологических установок в сторону антропокосмизма, что говорит о гуманистическом характере этой тенденции.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Гуманизация полиязыкового образовательного пространства: Социально-философский анализ2005 год, доктор философских наук Буланкина, Надежда Ефимовна
Культурологические основания модернизации современного российского образования2005 год, доктор педагогических наук Хоронько, Любовь Яковлевна
Модернизация отечественного профессионального образования: социо- и персоноцентрические аспекты2003 год, кандидат философских наук Рябова, Ирина Геннадьевна
Гуманизация высшего образования: сущность и перспективы развития2008 год, кандидат философских наук Черницкая, Анна Леонидовна
Формирование социогуманитарной культуры личности в образовании: вербальный коммуникативный механизм2013 год, кандидат философских наук Горбухова, Мария Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Яковлева, Ирина Владимировна
Заключение
Работа представляет собой социально-философский анализ проблем развития российского высшего образования на рубеже веков. Его необходимость в значительной мере обусловлена новой социокультурной ситуацией, в которой нивелируется культурная иерархия, высокая культура о.бретает субкультурный статус, господствует массовая культура, характеризующаяся усредненностью и обезличенностью. Для того чтобы образование стало источником новых идей и средой, где формируется ответственное мышление, где личность сможет реализовать себя, где молодое поколение приобщается к новому видению мира, где культивируются новые взгляды и ценностные ориентации, соответствующие регулируемому (управляемому) мировому развитию, необходимы ревизия и последующая модернизация целей, содержания, форм и методов образования. Формирование нового содержания образования должно быть связано с выявлением и осмыслением проблем современности.
Социально-философская концепция развития образования, по нашему мнению, базируется на понятиях таких гуманистических ценностей как «ответственность за общезначимые ценности», «свободное ценностное самоопределение», «компетентность», «образованность», «гуманный образ жизни», «толерантность», ориентация на устойчивое (регулируемое) мировое развитие, осознание особенностей социокультурной ситуации и введение в механизм развития образования нового типа рациональности. В новом понимании человека теоретиками новых направлений духовной жизни (Ж. -Ф. Лиотар, У. Эко, Ж. Деррид, Ж. Делез, Р. Барт, Ф. Гваттари, Ж. Л. Нанси, Г. Дженкс) на первый план выходят свобода творчества, самосознание, социализация и самоактуализация. Сущностью человека, в новом понимании, становится его самостановление, отрицание себя как чего-то утвердившегося и ставшего, стремление к уникальности и самодостаточности.
Проблема развития высшего образования имеет не только мировоззренческий смысл, но и практический. В этой связи целенаправленное оказание помощи студентам в выявлении и развитии их творческих способностей мы видим в ориентированности на приоритетное развитие личности, обеспечивающееся комплексом мероприятий, реализующихся в образовании как посредством преподавания социогуманитарных дисциплин, так и в обществе.
Специфика развития современного высшего образования на рубеже веков определяется особенностями новой социокультурной ситуациеи в России, характеризующейся особым отношением к СМИ, информатизации и технократизации общества, значимостью досуга, имеющих как позитивные, так и негативные тенденции. Поскольку в такой ситуации идет спонтанный процесс развития образования, для исследования такого сложного явления мы применили философский, культурологический, аксиологический и системно-деятельностный подходы в уточнении понятийного аппарата исследования.
В результате наших исследований, сделан вывод: поскольку традиционная система образовательной деятельности в значительной степени была связана с тиражированием и расчленением ранее найденных решений и творческая компонента в ней присутствовала в незначительной мере, целью образования была не столько подготовка творческих работников, сколько специалистов, способных репродуцировать уже имеющиеся знания. В современных условиях высокие информационные технологии в значительной степени берут эти функции на себя. В связи с этим специалист все в большей мере выступает как носитель творческого начала, отсюда и меняются требования к нему как к личности, способной к различным видам деятельности, к нестандартному мышлению.
Одним из главных факторов, влияющих на развитие образование, мы считаем современную социокультурную ситуацию, в которой выделяем трансформацию социальных структур и культурных образцов, переход от одного типа мировоззрения к другому. В связи с этим перед образованием встают следующие задачи:
- осмысление возможностей преодоления кризисных ситуаций в культуре;
- понимание особенностей массовой культуры;
- изучение глобальных проблем современности;
- создание климата, способствующего личностному росту всех участников образовательного процесса.
И если традиционный подход к будущему определяется исключительно технологическими возможностями настоящего, прагматическими целями, технократическим содержанием, то в современных условиях с позиции философского подхода резко возрастает роль этической концепции, требующей со всей серьезностью относиться к человеческому потенциалу, особенно в вопросах готовности к ответственному жизнетворчеству в сложном меняющемся мире.
Принципиально новой проблемой в развитии образования является то, что одной из тенденций социокультурной ситуации является глобализация культуры. Эта мощная тенденция в обществе вбирает в себя американизацию, вестернизацию мирового пространства, массовую культуру, информатизацию общества и другие качественные проявления, оказывающие пока еще непредсказуемое влияние на развитие образования. И если традиционная система образования готовила людей к жизни в условиях, которые уже были в наличии к моменту подготовки этих людей как специалистов, то в условиях глобализации общественных процессов (сегодня мы готовим новое поколение к жизни в условиях, о которых мало что знаем) от образования потребуется ведение пропагандистско-образовательной работы, направленной на формирование нового типа рациональности.
Поскольку ни одна система образования не нашла еще выход из сложившейся ситуации, нельзя считать образование только институтом наследования социального опыта. На рубеже веков ценность образования заключается в том, что оно является важнейшим инструментом культивирования необходимых человеческих качеств, которые позволят обществу войти в новое состояние.
Рассматривая философские, социально-этические и ценностные идеи, антропологические модели и гипотезы, которые задают формирование новой философии образования, в целях модернизации образования мы предлагаем следующий принцип построения образовательного процесса - это ценностно-ориентированная образовательная деятельность.
В традиционной системе образовательной деятельности было принято ориентироваться на устойчивую систему знаний, умений и навыков. В современных условиях появляется задача поиска некоторого нового кванта знания, обладающего повышенной устойчивостью по отношению к происходящим переменам. Поэтому анализ опыта работы российских вузов дает основания считать, что гуманизация и гуманитаризация образования -реальный развивающийся процесс, требующий нового содержания прежде всего в обеспечении глобального миропонимания, изменении ракурса построения образования и других компонентов, призванных помочь личности в овладении новой картиной мира.
Приоритетную роль в реализации компонентов этой системы играют глубинные предпочтения личности и современная картина мира, в которых отражаются основы миропонимания и новые взгляды на изменения условий для самовыражения и самореализации, посредством которых личность сможет адаптироваться в системе социальных и духовных общечеловеческих ценностей.
Успехи модернизации образования ученые напрямую связывают с повышением качества подготовки и, следовательно, с качеством будущей деятельности специалистов. Понятие «качество подготовки» специалистов получит новое содержание, если включит в себя понятие качества гуманитарной подготовки, которое заключается в совершенствовании методологии преподавания социогуманитарных дисциплин, через внедрение методологии личностно-центрированного образования, реализующейся в методе системно-культурного подхода и методе формирования критического стиля мышления.
Актуальными остаются проблемы отставания реформ образования от изменений, происходящих в обществе, неполное соответствие реальных целей образования потребностям личности и общества, проблема спонтанного развития образования и необходимости обеспечения реальной смены целей, средств и методов образования.
Таким образом, модернизация образования, опираясь на социально-философские концепции развития образования, выступает в качестве новой гуманистической и гуманитарной направленности содержательно-смысловых изменений и должна подкрепляться адекватными образовательной политикой, социальным проектированием, подготовкой преподавательского состава, прямыми социальными действиями, экспериментами. Все эти системообразующие элементы и должны стать предметами дальнейшего исследования.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Яковлева, Ирина Владимировна, 2004 год
1. Абдулкасова, Г. Диалог как духовная ценность. Философские аспекты Г. Абдулкасова. М., 1998. -210 с. Кохановский, В. П. Философия для аспирантов В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич и др. -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002, ЗОО- 363.
2. Александрова, Е, Я, Становление и развитие художественного образования в России: ХУШ начало XX века Е. Я. Александрова М., 1997, 2 с.
3. Философский словарь. Под ред. И. Т. Фролова. -М.:Изд. Политической литературы. 1986, -238, 441 с. Аршинов, В. И. Синергетика как феномен постнеклассической науки /В. И. Аршинов. М 1999, -С. 12-48
4. Барулин, В. Российский человек в XX веке В. Барулин. СПб., 2000, -32 с.
5. Батлук, О. В. Философия образования Сенеки: вризис цицероновского идеала О. В. Батлук. Вопросы философии. 2001. 1 1 4 3 с.
6. Поцукова, Т. А. Роль 1льтурных Т. А. ценностей Поцукова. в процессе Тезисы индивидуализации личности Международного конгресса «Образование и nayica на пороге третьего тысячелетия». Новосибирск. 1995. 40 с.
7. Бахтин, М. М. Эстетическое наследие и современность М. М. Бахтин. Межвузовский сб. научн. тр. Саранск, 1992. 290 с.
8. Бачинин, В. А. «Человек-паук» и «человек-зверь»: две ипостаси «естественного человека» В. А. Бачинин Человек, 2001. 4. 4 9 с.
9. Бердяев, И. Мир творчества. «Смысл творчества» и переживание творческого экстаза И. Бердяев. Самопознание. М., 1990. 20. 21. 22. 23.
10. Бердяев, Н. А. «Царство духа и царство кесаря» И. А. Бердяев. М., 1
11. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма Н. А. Бердяев М Наука, 1990.-15 с. Бердяев, Н. А. О назначении человека Н. А. Бердяев. М., 1993, 322 с. Бердяев, Н. А. Письмо тринадцатое «О культуре» Н. А. Бердяев. Философия неравенства. М., 1990. 247-
12. Бердяев, Н. А. Судьба России Н. А. Бердяев. М., -1990, -85 с.
13. Библер, В. От наукоучения к логике 1дльтуры B C Библер. М., 1991.-261 с. Бобров, В. В. Инновации в технологии высшего образования В. В. Бобров. Новосибирск, 1994, -43 с. Бондырева, К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза К. Бондырева. Мир психологии. 2000. 3. -199 с.
14. Лфвинас, Э. Философское определение идеи 1огльтуры Э. Левинас Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М.: Прогресс. 1990, 86 с. 29.
15. Брудный, А. А. Психологическая герменевтика А. А. Брудный. М.: Лабиринт, 1998. 107 с. Буева, Л. П. Духовность и проблема нравственной культуры Л. П. Буева. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы круглого стола) Вопросы философии. 1996.-№2, С 3-9. 31. 32.
16. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение Л. П. Буева. М., 1991,-С.18-
17. Булкин, А. Н. Социально-философские аспекты ценностного ориетирования молодежи А. Н. Булкин Ставрополь, 1997, -65 с. Буш, В. В. Памятники старинного русского воспитания (К истории древнерусской письменности и культуры) В. В. Буш. Пг., 1918. 32 с. 34. 35.
18. Большой энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000, -757, 716 с. Вульфов, Б.
19. Педагогика рефлексии Б.
20. Вульфов, В. И. Харькин. -М., 1996.-18 с. Выготский, Л. Воображение и творчество в детском возрасте Л. Выготский. М 1967, -С. 5-12.
21. Выготский, Л. Выготский, Л. Психология искусства. Анализ эстетической Развитие высших психофизических функций реакции Л. Выготский. Изд. 5. М.: «Лабиринт», 1991, -28 с. Л. С Выготский. М., 1960, -80 с. Высшее образование в России Гл. ред. В. Г. Кинелева. М., 1995,-С. 3-
22. Барулин, В. Социальная философия В. Барулин. -М.: ФАИРПРЕСС. 2000, -С. 186-
23. Гадамер, Г. Г. Актуальность пре1фасного Г. г. Гадамер М.: Искусство, 1991. 48 с. Гершунский, Б. Философия образования для XXI века Б. Гершунский. М Совершенство, 1998. 147 с. Гершунский, Б. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования Б. Гершунский. Педагогика. 2002. -№7. 3-12. 44. 45. 46. 47.
24. Семлен, Ж. Выход из насилия Ж. Семлен Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс. 1990, -76 с. Кемеров, В.Е. Введение
25. Данилова, О. А. Проблема взаимосвязи труда и досуга в современной западной социальной философии О. А. Данилова. Чебоксары, 2000,-18 с. Нелинейные волны и самоорганизация. М.:
26. Данильчук, 28-30. В. И. Теоретические основы гуманитаризации физического образования В. И. Данильчук. Волгоград, 1996, -С.
27. Дистерверг, Ф. А. В. О методе обучения Шлейермахера Ф. А. В. Дистерверг. Ф. А. В. Дистерврг. Поли. собр. соч.
28. Днепров, Э. Д. Четвертая школьная реформа в России Э. Д. Днепров. М., 1994, -56 с. Доброштан, В. М. Аксиологические основы мировоззрения личности В. М. Доброштан. СПб, 1999, -18 с. Долгов, К. М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. К. М. Долгов. М., 1990. 202 с. 55.
29. Долженко, О. Очерки по философии образования О. Долженко. М 1995,-146 с. Долженко, О. Социокультурные предпосылки становления новой парадигмы высшего образования О. Долженко Alma mater, 2000. №10 24 с.
30. Долженко, О. В. Современные методы и технология обучения в техническом вузе О. В. Долженко, В. Л. Шатуновский. М., 1990, 40-59.
31. Дотоль, И. В. Система ценностей русской культуры как проявление культурного архетипа И 59. 60. В. Дотоль. Труды Братского государственного технического университета. Братск, 2000. 9 с. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления Д. Дьюи. М. 1997, 24 с. Дюргейм, Э. Социология образования Э. Дюргейм М.: Интор, 1996.-12 с.
32. Ершова, Л. Нравственная философия А.Швейцера Л. Ершова. Человек, 2000. 1, -2 с. Желнова, 192-202. О. Н. Политические аспекты гуманитарного сотрудничества в современном мире О. Н. Желноваю М., 2000, 63.
33. Алексеев, П. В. Философия П. В.Алексеев, А. В. Панин. -М.: Проспект, 1997, -34, 58 с. Братимов, О. В. Правила глобализации: игры и правила новой эпохи О. В. Братимов, Ю. м. Горский, М. Г.Делягин и др. -М.: ИНФРА-М, 2000,-344 с. 65.
34. Зинченко, В. П. Человек развивающейся: очерки российской психологии В. П. Зинченко, Е. Б. Морг)шов. М., 1
35. Злочевский, Е. Психолого-педагогические резервы совершенствования учебного процесса Е. Злочевский. Психология управления учебным процессом. Киев: Наукова думка, 1977. 67. 68. 69. 70. 71. 72.
36. Золотухина, Е. «Нормальное» и «аномальное» обш;ества Е. Золотухина, В. Золотухин. Свободная мысль, 1991. 5. 44 с. Золотухина-Аболина, Е. В. Постмодернизм: распад сознания? Е. В. Золотухина-Аболина. ОНС. 1997, -№4. 185 с. Идеи в культурологии XX века. Сборник обзоров. М., 2000. 20 с. Ильенков, Э. В. Философская рефлексия Э. В. Ильенков. М., 1
37. Ильин, В. И. Поведение потребителей В. И. Ильин. СПб, 2000. -23 с. История Московского университета в двух томах. Т. 1.- М., 1955, -90 с. Каган, М. Начала эстетики М. Каган. М.: HCIQCCTBO, 1976, 34-67.
38. Каган, М. Системный подход и гуманитарные знания М. Каган. Избранные статьи. М., 1987, -С. 12-
39. Каган, М. Философия культуры М. Каган. М., 1996, -С. 4 3
40. Каган, М. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) М. Каган. М.: Политиздат, 1996, -56 с. Каган, М. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе М. Каган. Л.: Знание, 1984, -С. 2158. 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87.
41. Казакова, Л. И. Человек в системе духовной жизни общества Л. И. Казакова. Рыбинск, 2000. 152 с. Камышев, Э. Н. Социальные проблемы формирования инженеров Э. Н. Камышев, И. Ф. Лившиц. Томск, 1
42. Шпенглер, Освальд. Закат Европы О.Шпенглер. М.: «Мысль», 1998,-
43. Ключевский, В. О. Исторические портреты В. О. Ключевский. М.,
44. Кнабе, Г. Проблема постмодерна и фильм Питера Гритнауэля «Брюхо архитектора» Г. Кнабе. Вопросы философии. 1997. 5. -80 с.
45. Ковалева, И. Б. Пришщпы и методы развития 1феативности в теории и 91. 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100. практике непрерывного образования России и США Н. Б. Ковалева. М., 1994. 102 с. Козлов, А. А. Молодежь России: политические портреты А. А. Козлов. Вестник СПбГУ, Серия 6. 1997. №1. 62-
46. Колесников, В. А. Образование как способ становления современного человека В. А. Колекников. Иркзгск, 2000. 17 с. Комарова, Э. И. Личность как субъект и объект социального развития Э. И. Комарова. Социально-политические науки. 1992. 4-
47. Кон, И. Социология личности И. Кон. М.: Политиздат, 1967, -С. 3-
48. Кононенко, Б. И. Особенности развития культуры XX века. Лекция Б. И. Кононенко. М., 2000, -
49. Кононова, М. Традиции Московского университета: общая фраза или реальность? М. Кононова. Alma mater, 2000. 12. 38 с. Кравченко, И. И. Словарь. Культурология И. И. Кравченко. 2000. 457, 623, 352 с. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия В. Н. Кузнецов. М.: «Высшая школа», 2003, 311-
50. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХП веков: эпохи и стили. -Л. 1973, -123 с. Кротец, И. Д. Человек и общество: Словарь-справочник И. Д. Кротец, Л. А. Штомпель, О. М. Штомпель. Ростов-на-Дону, 1996,-67,90,112 с.
51. Крылова, И. Б. Формирование культуры будущего специалиста
52. Кудашов, В. И. Диалогичность сознания как фактор развития современного образования В. И. Кудашов. Красноярск, 1998, -14 с. 103. 104. 105.
53. Философия: Учебник В. Г.Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. Миронов и др. М: Инфра, 1999. 105 с. Кузовлев, В. П. Преподавание в вузе: наука и искусство В. П. Кузовлев. Педагогика, 2000. 1. 52 с. Лебон, Г. Психология масс Г. Лебон Лекторский, В. А. Христианские Психология масс. либерализм, Хрестоматия. -Самара, Изд. Дом «БАХРАХ», 1998, -С. 11-41. ценности, тоталитаризм, постмодернизм В. А. Лекторский. Вопросы философии. 2001. 4. 3 с.
54. Леонов, В. Г. Социально-философские основания гуманизма и гуманитарной рефлексии как фактор и условие развития культуры В.Г.Леонов.- Новосибирск, 1999,-16-21. 108. 109.
55. Леонтьев, А. А. Психология общений А. А. Леонтьев. М.: Тарту, 1974, 38-
56. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. А. И. Леонтьев. М., Политиздат, 1977, 3 82 с. Лиотар, Ж. Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? Ж. Ф. Лиотар. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии Российской Академии наук. М.: Ad Marginem, 1994, 319 с.
57. Лисовский, В. Т. Молодежь России: динамика социальных изменений (социологическое исследование) В. Т. Лисовский. Вестник СПбГУ. Серия 6. 1997. 1. 56-62.
58. Лйханов, А. А. Преддетство преджизнь? А. А. Лиханов. Человек -2001.-Xo5.-82c. В.
59. Лотман, Ю. М. семиотическом механизме 1льтуры Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.З.-Талин, 1993.- 326 с.
60. Любутин, К. Н. Профилактика и ценностное 7 с. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122.
61. Мамардашвили, М. К. Ютассический и неклассический идеалы рациональности М. К. Мамардашвили. Тбилиси, 1984, -72 с. MiapTHHCOH, Э. Э. История основания Тартуского (б. Дерпского10рьевского) университета Э. Э. Мартинсон. Л., 1954, -52 с. Маслоу, А. Самоактуализация А. Мслоу. Психология личности. Тексты. Гл. ред. Ю. Б.Гиппенрейтер. -М., 1982, -С. 41-
62. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики А. Г.Маслоу. СПб: Евразия, 1997, -С 50-
63. Мид, М. Культура и мир детства М. Мид. М., 1988, 33-
64. Митина, И. Становление проблематики смысла в гуманитарном знании И. Митина. Саранск, 1998, 52 с. Михайлова, Л. И. Социология культуры Л. И. Михайлова. М.: Гранд, 1999. 201-204,
65. Молодежь Восточной Сибири: социально-экономический портрет. НИИВШ. Обзорная информация. Вьш.6. М., 1991. 26 с. Гусинский, Э. И., Турчанинова, Ю. И. Введение
66. Мусин, Г. X.. Единство потребностей и духовного мира как фактор устойчивого развития Г. X. Мусин. Уфа, 2000. 25 с. Наумова, Т. В. Менталитет как базовая категория в объяснении особенностей ценностного сознания современной российской молодежи Т. В. Наумова. Вестник Московского университета. отношение К. Н. Любутин. Ленинская теория отражения. Свердловск, 1977.
67. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры М. А. Нкрасова. М., 1983, -20 с. Немировский, М. Б. Нужна ли воспитательная работа в вузе? М. Б. Немировский, Л. А. Новикова, О. А. Черных Высшее образование в России. 1 9 9 4 1 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134. 135. 136. 137. 138.
68. Немов, В. В. В поисках иных смыслов В. В. Немов. М., 1993. 231 с. Немов, Р. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива Р. Немов. М., Педагогика, 1
69. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс X. Ортега-и-Гассет. Психология масс: Хрестоматия. Самара: Бахрах, 1998. 592 с. Панфилов, О. М. Система и структура личности О. М. Панфилов. -Л., 1979.- 9с. Пахомов, Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем Н. Н. Пахомов. Философия образования для XXI века. М., 1992. 24 с. 143. 144. 145. 146. 147.
70. Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа. Москва, сетябрь, 1997. 43
71. Петровский, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие B. А. Петровский. Ростов-на-Дону, 1996, -С. 66-
72. Швейцер, Альберт. Жизнь и мысли Альберт Швейцер. -М.: Изд. «Республика», 1996, -С. 8-
73. Петрусь, Юрий. Голодовка: последнее средство? Ю. Петрусь. Перспективы. 1991. 2. 15 с. Погрешаева, Т. А. Свободное время и личность: социальнофилософский анализ Т. А. Погрешаева. Саратов, 2000. 29 с. Попов, В. А. Изменение мотивационно-ценностных ориентации учащейся молодежи В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева. Социс. 1 9 9 9 6 96 с.
74. Козловская, В. Экологическая культура инженера (теоретикометодологические аспекты) В. А. Козловская. -Красноярск. 2002, C. 81-82. 150.
75. Разлогов, К. Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники? К. Э. Разлогов. М.: Искусство, 1992, -С. 42-
76. Шукшунов. В. Е. Интеграция гуманитарного, естественноеаучного и инженерного знания В. Е. Шукшунов, М. В. Буланова-Топоркова, Г. В. Сучков. Новочеркасск. -2002. 3 -6.
77. Розин, В. М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления иззения В М. Розин. Философия образования для XXI века. М., 1992. 40 с.
78. Розин, В. М. Ценностная ориентация и благо человека В. М. Розин. Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия 1996. -№1 7 7 с. 154. 155.
79. Розов, Н. Философия гуманитарного образования Н. Розов. -М., 1993,-С. 208-
80. Роль и место молодежи в демо1фатическом процессе ЬШИВШ. Обзорная информация. Вып. 2. М., 1
81. Ротанова, М. Б. Культура понимания как фактор стабилизации современной коммуникативной ситуации М. Б. Ротанова. Нижний Новгород, 2000. 13 с.
82. Рубинштейн, 1990.-68 с. М. М. Жизнепонимание центральная задача философии М. М. Рубинштейн. Философия и мировоззрение. М., 158. 159. 160. 161.
83. Салов, Ю. И. Логика социокультурной эволюции Ю. И. Салов. Ростов-на-Дону, 2000, -С. 165-172.
84. Сапрыко, И. А. Саморазвитие человека как принцип социальнопрофессионального воспитания И. А. Сапрыко. Уфа, 1999. 17 с. Сартр, Ж. П. Экзистенциализм это гуманизм Ж. П. Сартр. Сумерки богов. М., 1989, -С. 93-
85. Сильвестров, В. В. Культура. Деятельность. Общение. В. В. Сильвестров. М.: Росспэн, 1998. 386 с. Сильвестров, В. В. Образовательный смысл современной культуры В. В. Сильвестров. Культура-традиции-образование: Ежегодник. Вып. 1.-м., 1990.- 69 с.
86. Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культзфе. Материалы «Круглого стола» Вопросы философии, 2003. -№12. 3-52.
87. Эллисон, М. Т. Новый гзпманизм в международном аспекте: Наука и спорт как формы культурного обмена Пер. Столярова В. И. Спорт, духовные ценности, культура. -М., 1997. Вып. 3. -С. 20-31.
88. Скрипник, П. П. Категорический императив Иммануила Канта П. П. Скрипник. М., 1978. 23 с. Советский энциклопедический словарь. М., 1981. 448 с. Современные концепции эстетического воспитания практика) Гл. ред. Г. Апресян. М.: МГУ, 1970, -31 с. (теория и 171. 172. 173. 174.
89. Современные концепции эстетического воспитания. М., 1998. -302 с. Современные проблемы элитарного образования (фрагменты круглого стола) Вестник высшей школы. 1999. 6, -С. 36-
90. Спасибенко, Г. Поколения как субъекты общественной жизни С Г. Спасибенко. Социально-политический журнал. 1995. 4. -110 с.
91. Струве, П. Московский университет П. Струве. Россия и славянство, 1930. 25 января -205 с.
92. Сущность и структура гуманитарной составляющей образовательнопрофессиональных программ подготовки бакалавров в вузе НИИВШ. Обзорная информация. Вып. 2. М., 1993, -С. 4-21. 178.
93. Левин, М. М. Технологии профессионального педагогического образования М. М. Левин. М., 2001. 113 с. Тюплина, И. А. Статус парадигмы в концепции образования: гносеологический аспект И. А. Тюплина. Магнитогорск, 1999. -101 с. 180. 181. 182. 183.
94. Политическая и экономическая этика.. -М.: Гранд, 2001, .-18 с. Федоров, И. Ф. Философия общего дела Н. Ф. Федоров. М., 1982,. -58, 69 с. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983,. -210 с. Фомина, 3. В. Проблема человеческой духовности 3. В. Фомина. Саратов, 1997,. -С. 87-
95. Формирование культурной среды в техническом вузе НИИВШ. Обзорная информация. Вып. 2. М., 1994. 26 с. Фохт-Бабушкин, Ю. У. Художественная культура и развитие личности Ю. У. Фохт-Бабушкин. М., 1987, -С. 67.
96. Франкл, В. Психология человеческих отношений: Хрестоматия В. Франкл. Минск: Харвест, 1998. 448 с. Франкл, В. Человек в поисках смысла В. Фпанкл. М.: Прогресс, 1990.-368 с. Фромм, Э. HciQccTBO любви Э. Фромм. М., 1991. 9 с. Фромм, Эрих. Душе человека Э. Фромм. М.: Республика, 1992. 429 с. Фромм, Эрих. Современное положение человека Э. Фромм. Догмат о Христе. М.: Олимп, 1998. 90 с. Хазова, Л. В. Концептуальные основы и опыт модернизации 185. 186. 187. 188. 189. 190. 191.
97. Хайдеггер, М. Время и бытие М. Хайдеггер. М., 1993. 17 с. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» М. Хайдеггер. Вопросы философии. 1990. №7. 153 с. Хакинг, Я. Представление и вмешательство Я. Хакинг. М.: Логос, 1998,-С. 258-
98. Халмаганова, К. В. Роль творчества в процессе саморазвития личности К. В. Халмаганова. Улан-Удэ, 2000.
99. Хьелл, Л. Теории личности Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб., 1997. -445 с. Ценностный мир современного студенчества НИИВШ. Обзорная информация. Вып.4. М., 1992. 39 с. Червонная, Л. Г. Плюрализм в социально-гуманитарном познании Л. Г. Червонная. ОНС, 2002. №2.
100. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода: философские очерки. Н. М. Чуринов Красноярск: САА, 2001. 41, 57,
101. Шаповалов, В. О специфике гуманитарного знания В. О. Шаповалов. ОНС. 1999. №1. 85 с. Марков, Б. В. Философская антропология. Очерки истории и теории Б. В. Марков. Изд. «Лань», 1997, -С. 232, 300-
102. Шарипова, Э. А. Менталитет личности: философско-этический анагаз Э. А. Шарипова. Уфа, 1999. 67-
103. Шацкая, В. Н. Эстетическое воспитание в школе В. Н. Шацкая. М., 1995,. -97 с. Швейцер, А. Упадок и возрождение 10льтуры А. Швейцер. М.: Прометей, 1993, -С. 403-
104. Шевелева, К становлению синергетической модели образования Шевелева. Общественные науки и современность. 1997.
105. Щрамко, И. В. Специфика методологии гуманитарного знания Н. В. Шрамко. М., 1
106. Хиггинс, Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе Р.Хиггинс Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990, 26 с.
107. Шуклина, Е. А. Технологии самообразования: социологический аспект Е. А. Шуклина. Общественные науки и современность. 1999.-№5.-140 с.
108. Шукшунов, В. Е. Взгляд в XXI век В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, Л. И. Романова. Высшее образование в России. 1993. 4 64,72 с.
109. Инновационное образование В. Е. Шукшунов, В.Ф. Взятышев, А. Я. Савельев, Л. И. Романова. Высшее образование в России. 1994. 2 2 2 5 3 с.
110. Шульга, Р. П. Роль художественной культуры в формировании ценностных ориентации личности Р. П. Шульга. Киев, 1985, -8 с.
111. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования П. Г. Щедровицкий. М., 1
112. Щербаков, Б. Ю. Личность в контексте современного образования Б. Ю. Щербаков. Ростов-на-Дону, 2
113. Эко, У. Имя розы У. Эко. М.: Книжная палата, 1989, -73-80 с. Эльконин, Б. Д. Введение
114. Юдин, А. В. Русская народная духовная культура А. В. Юдин. М., 1999. 5 с. Юдин, В. К. Роль и место вуза в системе рыночных отношений В. К. Юдин. Высшее образование в России. 1994. 1. 103 с. Юнг, К. Г. Человек и его символы К. Г. Юнг. М.: Серебряные нити «Университетская книга», 1997. 36 с. Яременко, И. А. Проблемы психологического влияния средств массовой информации И. А. Яременко. Актуальные проблемы гуманитарных наук. Магнитогорск, 2000, -88 с. 225.
115. Paytin, V. In This Issue V. Paytin, V. Lapkin, //Social Sciencts. 2002. -№4.P.l-2 Injztmtstv V. Intercivlizational Conflict V. Injztmtstv, E. Kuznetsova. Social Sciencts. 2002. -№4. P. 3-13.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.