Социальная философия Насириддина Туси тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, доктор философских наук Худоер Шоихтиеров

  • Худоер Шоихтиеров
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 325
Худоер Шоихтиеров. Социальная философия Насириддина Туси: дис. доктор философских наук: 09.00.03 - История философии. Душанбе. 2009. 325 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Худоер Шоихтиеров

введение 3лава 1. Идейные истоки социальной философии Насириддина

Гуси 13

1. - Зороастризм как источник социальной философии Насириддина Гуси 13

2. - Античные источники социальной философии Насириддина

Гуси. 30-48 >3. - Влияние восточной раннесредневековой философии на формирование социальной философии Туси 48лава 2. Философия морали Насириддина Ту си 76

1. - Учение о человеке как начале и основе философии морали 76-94 >2. - Сущность морали и её изменчивость 94-110 >3. - О видах и родах моральных качеств 110 -137 >4- - Насириддин Туси о порядке приобретения добродетели и лупенях счастья. 137-160 »5. - Методы совершенствования морали. Принципы сохранения доровья души и её излечение 160лава 3. Философия домоводства Насириддина Туси 187

1. - Понятие семьи (дома), её необходимость и функции 187-207 >2.- Взаимоотношения и функции супругов в сфере их семейной кизнь 207-222 »3. - Взаимоотношения родителей и детей в философии

Насириддина Туси 222-242 }4. - Философская позиция Насириддина Туси по взаимоотношению хозяина и слуги 243лава 4. Гражданская философия Насириддина Туси 257

1. - Сущность и задачи гражданской философии. Цивилизация, и её юобходимость 257-277 >2. - Любовь как фактор социального объединения 278-296 >3. - Социальное состояние городов-государств и их виды 296-320 >4. - О взаимоотношениях правителей и подданных 321-340 ¡аключение 341-346 Титература. 347

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Социальная философия Насириддина Туси»

Аюуальность темы. Насиридцин Туси является выдающимся ученым-энциклопедистом 13 столетия внесший большой вклад в развитии всех отраслей знания своей эпохи. Особенно велики его заслуга в развитии естественнонаучного знания и философской мысли. Его естественнонаучное наследие в области математических знаний изучено достаточно хорошо. В определенной степени изучено и его онтологические и гносеологические взгляды. В меньшей степени исследована его социальная философия. А между тем в современных условиях - в условиях транзитных обществ, сопряженных с глубокими экономическими, социальными, политическими и духовно - культурными изменениями, наиболее востребованными стали не только современные социально-философские теории, но и различные социально-философские концепции, разработанные в истории философии и социальной мысли. Востребованность исторических форм социальных философий обусловлено тем, что в них заключено множество идей, гипотез и теорий общественного характера, могущих в известной мере служить предпосылкой для объяснения происходящих ныне общественных трансформационных процессов. В этой связи актуальность исследования социальной философии Насириддина Туси охватывающая вопросы философии морали, домоводства и гражданской философии, не вызывает сомнений.

Актуальность изучения социальной философии Насириддина Туси обусловлена следующими обстоятельствами:

- в условиях постсоветских транзитных обществ Центральной Азии наряду с глубокими социально-экономическими и политическими изменениями вдет ломка прежних морально-нравственных и духовных ценностей общества, усиливается индивидуалистическая и эгоцентрическая мораль. В связи с этим перед названными обществами стоит задача создания философии морали основанной на национальных морально-нравственных традициях и исторических формах философии морали, созданных мыслителями различных эпох. Среди исторических форм философии морали, созданных нашими мыслителями наиболее развитым является этическое учение Насириддина Туси, охватывающее определение сущности морали и обстоятельный анализ всех моральных добродетелей, норм и принципов, и оказавшее плодотюрное влияние на последующее развитие этической мысли стран мусульманского Востока. Всестороннее исследование философии морали Насиридцина Туси и практическое применение ее принципов и норм, безусловно, помогло бы совершенствованию моральных устоев транзитных обществ и современного человека.

В рамках своей этической философии Насиридцин Туси большое внимание уделяет анализу проблемы счастья. Счастье, по мыслителю, результат неустанного труда, итог практической, созидательной, преобразующей и духовно обогащающей деятельности. Убедить современное поколение в незыблемости этих непреходящих принципов - важное условие благоустройства современного общества.

В транзитных обществах Центральной Азии терпят значительные изменения принципиальные основы семьи, как важнейшей ячейки строящегося гражданского общества. В философии домоводства Насиридцина Туси, составляющей важний структурный элемент его соцшльной философии, с гуманистических позиций проанализированы принципиальные вопросы социальной, культурологической, воспитательной сущности семьи, взаимоотношения супругов, родителей и детей, домохозяина и слуг. Реализация гуманистических идей, высказанных Насирвдцином Туси по этим вопросам, в известной мере могут служить теоретическим обоснованием создания здоровых семейно-бьгговых отношений;

- в социальной философии Насиридцина Туси большое внимание уделено анализу сущности общества, взаимодействия общества и человека, форм общественной жизни и государственного строя, социальной справедливости и социального равенства и т.д. В частности довольно обстоятельно анализирована проблема форм общества - государства - от монархии и аристократии до олигархии и демократии. Реализация высказанных в этой связи Насириддином Туси идей имеет большое значение для выработки стратегии и тактики общественного согласия, преодоления социальной неприязни и конфликтов, национального мира и устойчивого развития общества. Гуманистические идеи изложенные автором в ходе анализа основных проблем в сшей социальной философии приобретают особую ценность в условиях глобализации, современных рисков и вызовов и задач в борьбе с экстремизмом и терроризмом.

Исследование социальной философии Насириддина Туси необходимо для выяснения закономерностей развития этой отрасли знания в странах мусульманского мира, сопоставительного изучения истории восточной и западной социальной философии, написаний научно-обоснованной истории социальной философии.

Степень изученности проблемы диссертации. Работы Насириддина Туси по основным областям знания: философии, этаже, медицине, биологии, математическим наукам, литературе, правоведению, суфизму, хадисоведению, комментариям Корана, калам стали объектом изучения как восточных, так и западных ученых.

Среди ученых, исследовавших наследие Насириддина Туси велики заслуги таких иранских ученых, как Мухаммад Таки Разави1, Мухаммад Мударриси (Зинджани),2 Насрулах Пурджавади,3 Сайид Джалал Хусайни Бадахшани,4 Муджтаба Минуи,5 Бузурги Алави,6 Али Рида Хайдари,7 Хусайн Ма'сум Хамадани8 многих других, которые хоть и не исследовали социальную философию Насирид дина Туси, тем не менее издав его основные сочинения, касающиеся социальной философии, снабдив их предисловиями, подготовили почву для более обстоятельного его социально - философской доктрины.

Большая заслуга в изучении философской, этической, общественно-политической и научной мысли философа принадлежит таджикским философам А.М.Богоутдинову,9 М.Н.Болгаеву,10 МДДиноршоеву,11 Н.Идибекову,12 М.Исоеву,13 Р.СКомилову,14 НАКулматову,15 М.КМирбобоеву,16 М.Р.Раджабову17.,А.АШамолову.1 и др.

5.Мухаммад Разави. Жизнь и творчества Насириддина Туси. - Тегеран, 1354г.с.к. - Перс.яз.

2 Мухаммад Мударриси (Зинджани). Философские воззрения Хаджи Насириддина Туси. - Тегеран,1363 х. - Перс, яз.

3. Мудрец из Туса. Сб. статей конференции «Наука и философия в твореском наследие Хаджа Насириддина Туси», 6-9 март, 1997. Составитель Пурджавади Насруллах. - Тегеран,1375. - Перс. яз.

4 Насириддин Туси. Сайру сулук. Составитель и перевод анг. текста Сайид Джалала Хусайна Бадахшони. -Лондон,1998. - Перс, и анг. яз.

5 Али Риза Хайдари. Предисловие к «Насыровой этике». Изд. третье. - Тегеран,1364 г.х. - Перс, яз

6. Бузурги Алави. Памятка к « Насыровой этике». См. "Насырова этика". С. 1-8.- Перс. яз.

7 Али Риза Хайдари. Предисловие к «Насыровой этике». - C.1-13. - Перс. яз.

8 Хусайн Ма'сум Хамадани. Устади башар. II Устоди башар. - Туегеран, 1378 х. - С. 1-38. - Перс. яз.

9 Богоутдинов А. М. Избранные произвения. - Душанбе, «Ирфон». 1980.

10 Болтаев M.H. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сиы и его школы. Душанбе. 1966.

11 Диноршоев М.Д. Философия Насириддина Туси.- Душанбе, «Дониш», !968.

12 Идибеков H. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. Душанбе. «Дониш». 1987.

13 Исоев М. Фалсафаи Амалии Мискавайх. Душанбе. 2003. Тадж. яз.

14 Комилов P.C. Социально-утопические учения в таджикской философии XI11-ХУ вв. Душанбе, Душанбе, 1993. Его же: Социально- утопические учения в истории таджикской культуры. Душанбе, 2001.

15 Кулматов H.A. Насириддин Туси о предмете и задаче науки этики. //Вопросы истории философии. ТГУ. Дуанбе, «Дониш». 1977.

16 Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. - Душанбе, «Дониш». 1992.

17Раджабов М.Р. Абдуррахман Джами и таджикская философия ХУ в. - Душанбе, «Ирфон», 1968.

О месте и влиянии Насириддина Туси, в очень сжатой форме упоминает А.М.Богугдинов. Он пишет, что «философ был последователем Ибн-Сины и защитником его идей, писал комментарии к отдельным его книгам, в его работах получили яркое освещение многие вопросы философии, в этике он придерживается таких же взглядов, как и Насир Хисрау».2 Быть может, следовало бы говорить о созвучности этического учения ал-Фараби, Ибн-Сины и Насиридцина Туси.

В работе М.Д. Диноршоева «Философия Насиридцина Туси» дается обстоятельный анализ различных аспектов философской концепции Насиридцина Туси и отмечается, что «.интересны и социологические его идеи. В частности, обращает на себя внимание положение мыслителя о том, что без производства и накопления продуктов питания человеческий род не может существовать, что в основе возникновения семьи лежат экономические причины и нужды продолжения рода».3 М.Д. Диноршоев высоко ценит и содержание третьей статьи «Ахлак-и Насири», называемой «Городская политика», где Насиридцин особое внимание уделяет вопросу о роли взаимопомощи в жизни общества, поддерживая и развивая идеи Фараби и Авиценны

М.Р.Раджабов, признавая разностороннее воздействие Насиридцина Туси на развитие философской мысли, особенно её практической части, ставит его наряду с истинными борцами за свободу мысли, за истину, за утверждение духовных человеческих ценностей, за социальную справедливость: «К числу таковых, - пишет философ, - принадлежит этическое учение выдающегося ученого и философа Насиридцина Туси, изложенное в его социальном произведении «Ахлок-и Насири» («Насырова этика»).

Н.Идибекову принадлежит заметная заслуга в изучении теории Насиридцина Туси о свободе юли. Он в суммарной форме выдвигает свои идеи об историческом развитии проблемы, доказывая их на основе взглядов конкретных мыслителей (Весил, Аш'ари, Наззам, Мухтамир, Аттор, Санои, Джалолидцин Руми, Фараби, Ибн-Сина и др.) и учений различных мусульманских сект. Но когда он пишет о вкладе Фараби, Ибн-Сина и Ибн Рушда в решении вопроса свободы шли и считает

1 Шамолов А.А. Проблема счастья в этических концециях Абухамида Газали и Насириддина Туси. //Изв. АН PT. Серия: Философия и права. 1993.

2 Богутдинов A.M. Эпоха Абу Али Сино и формирование его научных взглядов. //Ибн-Сина. «Донишнамэ». -Сталинабад, 1957. - С. 51.

Диноршоев М.Д. Философия Насириддина Туси. - С. 24. их главными опорами Насириддина Туси, тогда возникает сомнение в том, что Ибн Рушд является источником его идей по данному вопросу. Ибо об этом в работе Насириддина по этике нет сведений. Однако может быть, что Н Идибеков ссылается на аналогичность мысли всех троих философов.

P.C. Комилов, изучая социально-утопические взгляды Насирддина Туси, его социальную утопию относит к неотделимой части общественно - политических идей мыслителя.1 Говоря о не совладение взглядов Насириддина Туси с взглядами его предшественников, он, верно, констатирует факт более существенного отличия взгладов Насириддина Туси от взглядов его предшественников по отношению к равенству, считавшимся основной целью справедливости в обеспечение равенства между людьми. Согласно справедливому суждению Р. Комилова если его предшественники под равенством подразумевали лишь равенство материальное (например, маздакиты), то у Насириддина это понятие употребляется в более широком плане и распространяется на сферу права и политики.2 В работах Комилова Р. Затрагиваются и другие стороны социальной философии Насириддина Туси.3 Но они имеют локальный характер и приурочены к отдельным моментам его работ.

Полезные для практического действия по изучению социальной философии Насириддина Туси научные сведения и заключения мы находим и в других работах Комилова P.C.

О близости социально-этических и общественно-политических взглядов Мискавайха и Насириддина Туси пишет М.Исаев. Он, этот вопрос излагает под названием «Насириддин Туси - последователь и продолжатель этических мыслей Мискавайха», и Насириддина Туси считает среди философов первым, кто обратил внимание на этические учения Мискавайха.

М.К.Мирбобоев в своем исследовании «Этика Джалолщщина Давони» останавливается на некоторые нравственно-этические взгляды таджикско-персидских философов Фараби, Ибн-Сины, Мискавайха, Насириддина Туси, Давони, Али Кушчи и другие. Он, в частности, отмечает, что Давони в своем нравственном учение выступает как последователь вышеназванных мыслителей и,

1 Кмилов P.C. Социально - утопические учения в истории таджикской философии XI11 -ХУ веков. -Душанбе, 1993. - С. 62.

2 Комилов P.C. Указ. раб. - С. 71.

3 Там же. что Давони написал «Ахлоки Джалоли» согласно существующим богатым этическим традициям, на основе учений своих предшественников, в частности, Н. Туси.1

Об идентичности нравственных идей Газзали и Насириддина Туси говорит ААШамолов.2 По А.Шамолову, отправным пунктом этического учения обоих земляков служат пути достижения совершенного счастья.3 Отдельные аспекты социальной философии «Третьего учителя» изучены Азербайджанскими учеными А. К Закуевым,4 Г.Д. Мамедбейли5, Ш.Ф. Мамедовым6, А. К. Рзаевым7 и др.

В работах этих исследователей в очень сжатой форме излагаются Насириддинова теория идеального общества и некоторые его идеи о воспитании детей, о роли совместного труда в пользу общества.

Из европейских ученых социальной философии наибольшее внимание уделяет Х.Корбен. Он в своей работе «Та'рихи фалсафаи исломи» («История мусульманской философии») рассматривает многие стороны творчества «Третьего учителя». По мнению Х.Корбена, пик творческого наследия и развития духовной личности Насириддина Туси более заметен в области практической философии, например, в еш книге «Ахлак-и Насири». В области мистицизма и шиитского суфизма его идеи отражены в его небольшой работе «Авсаф ал-ашраф» («Характеристики благородных людей»),8 хотя и является работой мистического содержания, но она написана философским языком и в философском духе.

Из выше изложенного вытекает, что социальные воззрения Насирид дина Туси не нашли еще сколько нибудь полного своего изучения. О его социальной философии до сих пор нет цельного и обстоятельного исследования.

Цели и задачи исследования. Исходя из степени изученности проблемы, диссертант ставит перед собой следующие цели и задачи:

1 Мирбобоев М, К. Этика Джалолиддина Давони. - С. 46.

2 Шамолов А. Проблема счастья в этических концепциях Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Изв. АН РТ. Серия: философии и права. 1993, № 3. Его же: Сравнительный анализ этики Газали и Насириддина Туси.-Душанбе, «Ирфон»,1994. Его же: « Эликсир счастья» и «Насирова этика» достоверные источники науки об этике. Жур. «Точикистон». - 1996, № 1 - 3.

3 Раджабов М. Р. Указ. раб. - С.237.

4 Закуев А. К. Психологические взгляды Насириддина Туси. Тр. Ин-та ист. и фил. АН Азербайджана. Т. 6.-Баку, 1955.

5 Мамедбейли Г.Д. Выдающийся азербайджанский ученый. - Изв. АН Аз - на. № 9, 1951.

6 Мамедов Ш.Ф. Развитие философской мысли в Азербайджане. - Баку, 1965.

7 Рзаев А. К. Насирэддин Туси. Политика - правовые воззрения. - Баку, «Элм», 1983.

8 Корбен X. История исламской философии. - С. 114-115.

-проанализировать и выявить сущность нравственных взглядов Насириддина Туси, исходя из требований нового подхода к исследованию исторических и философских учений, продиктованного реалиями нашего времени; - раскрыть сущность социальной философии Насириддина Туси, её проблематику, основные категории и понятия, самобытность его социальных взглядов; - оценить разноречивые подходы к исследованию социальной философии Насириддина Туси, существующие в исследовательской литературе;

- определить теоретическую и практическую значимость социальной философии Насириддина Туси;

- выяснить значимость социальной философии Насириддина Туси для современности;

- определить историческую судьбу философии Насириддина Туси и ее влияние на социально теоретическую мысль мусульманского мира.

В связи с выше указанной целью диссертант решает следующие задачи: -выявить социально - этические, общественно-политические и духовно-культурные истоки социальной философии Насириддина Туси;

-определить сущность социальной философии Насириддина Туси о морали: а) учение о человеке как начале и основе философии морали; б) сущность морали и её изменчивость; г) о видах и родах моральных качеств; д) порядок приобретения добродетелей и ступени счастья; е) методы совершенствования морали и принципы сохранения здоровья души и её излечение;

-выявить основные особенности и социальную значимость философии домоводства Насиридина Туси; определить сущность, задачи и содержание его гражданской философии; -раскрыть сущность взглядов мыслителя об обществе, государстве и его формах -определить влияние социальной философии Насириддина Туси на последующее развитие этой отрасли знания.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые проведено обобщающее исследование социальной философии Насириддина Туси.

Наряду с этим в диссертации впервые обосновываются следующие идеи:

-Насиридцин, как учёный и философ сформировался в противоречивой эпохе, когда противоборство между различными социальными и этническими группами, религиозными учениями и философскими доктринами приняло острые формы. Именно эти культурно-исторические реалии предопределили стиль социального мышления мыслителя;

-систему социальной философии Насириддина Туси составляют учение: 1) о морали и нравственности, 2) о домоводстве и 3) гражд анской мудрости. В связи с этим система социальной философии Насириддина Туси глубоко отличается от системы социальной философии ал-Фараби, заключающая в себе такие структурные элементы как (1) гражданская философия и (2) философия нравственности. Трехчленная система социальной философии Насириддина Туси, по всей вероятности, формировалась, с одной стороны, на базе гражданской философии ал-Фараби, с другой - на основе учения Ибн-Сины о нравственности и домоводческой мудрости (тадбири манзил);

- этика Насириддина Туси по своей сути носит эвдомонический характер. Это подтверждается как его учением о добродетелях, так и о формах и принципах морали. Важнейшим средством достижения счастья он считает производительный труд на собственное благо, на благо других людей и общества;

- Насиридцин Туш является одним из первых мыслителей, который в борьбе с аш'аризмом и другими школами калама утверждал принцип изменчивости морали под влиянием общественной среди и воспитания. Этим самым он возвышал принципы обучения, образования и воспитания;

- философия домоводства Насириддина Туси в большей мере овеяна исламским духом. Это особенно проявляется в ходе изложения взаимоотношения супругов. Но вместе с тем его домоводческая мудрость глубоко пронизана гуманистическими идеями и мыслями, что ярко проявляется при анализе проблемы домохозяина и слуг. Он вслед за Авиценной и вопреки Платону и Аристотелю считает, что рабы и слуги также люди и достойны соответствующего социального признания и уважения;

- определяя общество как союз людей ради добывания средств существования, Насириддин Туси в принципе правильно определяет сущность и значение общества. Важнейшим условием бытия общества он считает разделение труда, мотивируя это и тем, что один человек не в состоянии произвести все жизненные блага, необходимые для нормального бытия;

- Насириддин Туси вслед за ал-Фараби и Авиценной анализируя проблему добродетельного города и недобродетельных городов, по существу анализирует проблему различных типов государства. Анализ показывает, что добродетельный город не имеющий, по ал-Фараби и Насириддину Туси, никаких форм и разновидностей, представляет собой прообраз гражданского общества.

Эти идеи, определяющие новизну диссертационного исследования, выдвигаются на защиту.

Теоретической и методологической основой исследования являются диалектические принципы исгорическо - философского исследования, исторический, логический, герменевтический, сравнительный и системный методы анализа. В качестве теоретической и методологической основы дассертационного исследования использованы труды выдающихся отечественных и зарубежных ученых по теории развития историко-философского процесса

Источники исследования. К источникам исследования относятся «Авеста»,1 «Авесго»,2 труды Насириддина Туси «Ахлак-и Насири» («Насырова этика» «Ахлак -и Мухташами» («Мухташамова этика»), «Адаб ал - мута'аллимин» («Воспитание учащихся»), «Авсаф ал - ашраф» («Описание достоинств благородных людей»), «Сайру сулук» («Жизненный путь и идейное формирование»), «Шарх мас'алат ал -'илм» («Комментария к проблеме науки»), сочинения Платона, Аристотеля, Боэция, Ибн ал-Мукаффа, ал-Фараби Ибн-Сины, Мухаммада Газзали, Унсуралмаали Кайкавуса, Абу Али Мискавайха, Ибн Халдуна, Джалолиддина Даюни и др., сведения о которых даны в списке использованных источников и литературы, помещенной в конце диссертационной работы.

Теоретико-методологическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертации могут быть использованы при:

1 «Авеста» - Перевод с авестийского и комментарии профессора И.М.Стеблин - Каменского. -Душанбе, «Адиб», 1990.

2 «Авесто. Перевод и исследование Джалила Дустхах. - Душанбе. 2001.

• разработке социально-нравственных, общественно-политических концепций, имеющих историческое значение, отвечающих современным духовно-культурным потребностям нашего народа;

• написании истории социально - политической мысли и социальной философии стран Ближнего и Среднего Востока, чтении курсов лекции по истории философии в вузах и общеобразовательных школах;

• изучении истории и теории практической философии и составлении учебников и учебных пособий для высших и сред них учебных заведений;

• многие положения дидактического и этического учения философа-моралиста, рассмотренные и изученные в диссертации, могут быть широко использованы при разработке различных программ учебно-воспитательного характера.

Апробация работы. Основные положения работы изложены в публикациях автора, в его выступлениях в различных научных семинарах и ежегодных научных конференциях, проводимых в Таджикском Государственном университете коммерции, на лекциях и практических занятиях, при обсуждении диссертации на кафедре «Философии и культурологи» ТГУК и Отделе истории философии Института философии АН РТ. Основные положения диссертации опубликованы в монографии «Социальная философия Насириддина Туси» и 20 статьи. Материалы диссертации использованы автором при написании учебного пособия «Ахлоки муносибатхои расми (кори)» («Этика деловых отношений») - Душанбе, «Ирфон», 2006, а также в монографии «Социально-этические взгляды ал-Калкашанди». -Душанбе. 2007.

Структура и содержание диссертации определены в соответствии с её цепями и задачами. Диссертация состоит из введения, четырех глав, охватывающих шестнадцать параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Худоер Шоихтиеров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучая социальную философию Насириддина Туси на основе непосредственного анализа его основных социально-политических и этических трудов, автор пришел к следующим основополагающим выводам:

- социально - политические и нравственно-этические предпосылки воззрения Насириддина Туси сформировались на основе древнеиранской, древнегреческой, Ближневосточной и средневековой ирано-исламской духовной культуры, которые являлись главными истоками научной и философской мысли интеллектуалов, как Востока, так и Запада. Бесспорен тот факт, что древнегреческая и древнеримская социально-этическая и общественная мысль, особенно идеи Платона, Аристотеля, Брусона, Галена, Порфирия, Боэция, Цицерона и других были основными истоками его социальной философии. Однако, нет сомнения и в том, что он по многим вопросам социальной философии проявил себя как самостоятельный, ясновидящий мыслитель и предложил ряд новых положений, соответствующие требованиям его времени;

- Насириддин Туси, следуя за Фараби, Авиценной, Мискавайхом и другими философами - этиками, способствал укреплению, развитию и дальнейшему обоснованию предмета изучения социальной философии. Ставил перед собой нелегкую задачу, заключающую в определение сущности социального образования;

- нравственность интерпретируется мыслителем как особая форма общественного сознания и общественных отношений, как предмет специального изучения этики. Мораль определяется им как фактор, проникающий во все сферы общественной жизни - в труде, в быту, в политике, науке, в семейных, личных, внутригрупповых, межгрупповых и международных отношениях. Насириддин дает также четкое определение вопросу изменчивости морали. Признавая факт изменчивости морали, таким образом, он отвергает её метафизическое толкование. В изменчивости морали и видит её сущность; социальная философия Насириддина насыщена оптимистическими моментами. Его оптимизм обусловлен, исходящим из его же философского рационализма. Он считает разум главным арбитром человеческой жизнедеятельности. Рационализм Насириддина подтверждает веру в здравый смысл, мудрость, уверенность. Разум, который у теоретиков исмаилизма откровенно делался основополагающим началом, близким к Богу, у Насиридина также является главным орудием для понимания основных проблем миропорядка. Соприкосновение теории разума Насириддина с аналогичной теорией исмаилизма обнаруживается в классификации видов и родов моральных качеств и классификации душевных сил, где он разумную силу души называет и ангельской;

- этика Насириддина Туси гедонистична. Она основывается на принципе соблюдения меры, недопустимость чрезмерности. Его гедонизм - это стремление к умеренности во всем. Он в своем гедонизме близок к гедонизму Эпикура и его последователей. Насириддин, как и Эпикур, целью человеческой жизни считает счастье, понимаемое как наслаждение. Однако они оба подлинное удовольствие видели вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Но вопреки принципу древнегреческого эвдемонизма, не признающего классового характера нравственности и игнорирующего общественную закономерность её развития, Насириддин признает и интерпретирует её в зависимости от общественной среды и явлениях социально-политического и духовного характера;

- социальное видение философа в сфере домоводства тесно связаны с благополучием индивидов, входящих в сфере общественного микроорганизма - семьи. Первым условием налаживания домашних потребностей дома является приобретение продуктов питания. Они приобретаются членами семьи под руководством главы семьи при непосредственном участии составляющих этой структуры, но в классовом обществе средства жизни сконцентрируются трудом бесправного сословия - слуги. Мыслитель в процессе производства материальных благ во главу угла ставит человека, стоящего между орудием труда и средствами производства;

- права и обязанности главы семьи, выдвинутые в социальных идеях Насириддина актуальны и для современного жизнеустройства. Так, к ним он относит: соблюдение интересов семьи по обеспечению её членов достойных условий жизни, упорядочению политики быта и состоянию общины;

Насириддин искусству устроения дома, как и свои предшественники, именует философией домоводства. Данное искусство в интерпретации мыслителя охватывает общие интересы, имеет коллективную сущность. В этой микросфере, благодаря общим усилиям, облегчены бытовые условия, все члены семьи обеспечены необходимыми средствами к жизни, её члены, взаимодействуя, совершенствуются и формулируют взаимовыгодные и обоюдные интересы. И ответственность у них имеет общий характер. Необходимость у Ходжа Насира, вынуждает всех слоев общества - царя и поданных, благородного и неблагородного нуждаться в таком виде социального образования;

- экономические воззрения мыслителя говорят о том, что он в этой жизненно важной сфере является убежденным приверженцем особых правил и предписаний. Например, он особое внимание уделяет способам производства материальных благ, средствам и орудиям производства. Ремесла, как указывает он, должны находится на высоком уровне развития и совершенства. Производитель не должен удовлетворяться низкой степенью производства, не допускать падения производственной деятельности. Эти производственные меры он считает гарантом производительности труда и обеспеченности. Материальную обеспеченность считает смыслом жизни человека, украшением его социального бытия;

Насириддин Туси вслед за Аристотелем, Ибн-Синой, Мискавайхом, Газзали и другими мыслителями, дает подробную интерпретацию такой важной социальной проблеме, как взаимоотношения и функции супругов в их семейной жизни. В этой связи он семейный брак как исторически обусловленную, санкционированную и регулируемую обществом форму отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, относит к главным социальным явлениям. Философ в лице супруги видит верного помощника супруга, надежного друга, бессменного хранителя домашнего очага, заботливую мать и незаменимую попутчицу;

- в воспитание детей Насириддин особое значение придает поэтапной заботе родителей о своем ребенке, выражающей в таких моментах, как выбор имени, имеющее доброе значение и выбор няньки, которая должна обладать качествами здорового человека. В теории воспитания Насириддина воспитанность ребенка обнаруживается по его психическим и физическим состояниям. Философ признает влияние фактора общественной среды на формирование индивидуального и общественного сознания подрастающего поколения. Он не одобряет стремления некоторых социальных кругов пробудить в несформированном детском сознание желание к роскошному образу жизни, приводящему к таким аморальным социальным признакам отличия, как высокомерность, заносчивость и отчужденность;

- Насириддин Туси, как и его великий предок - Заратуштра и другие прогрессивные мыслители прошлого, питание относит к первым условиям воспроизводства человеком себе подобного. Продукты питания он сравнивает с материей жизни и здоровья, с лекарствами, которые излечивают человека от голода и жажды. Их наличия и употребления людьми связывает с самой необходимостью. Наряду с этим он выступает как противник возвеличивания их значения, внушение ребенка их безмерную ценность. Такое явление считает уделом чревоугодников. Философ является принципиальным проповедником скромного образа жизни. Он как философ-реалист эти нравоучения относит к обыденному сознанию бедных слоев общества. Но с целью выравнивания социального положения богатых с бедными считает их желательными и для первых;

- идеи Насириддина Туси о приобщение подрастающего поколения к определенному виду ремесла имеют важное социальное значение. Они созвучны необходимым требованиям всех времен. Он учит направить детей к усвоению того или иного ремесла с учетом его способностей и задатков. Приобщение детей к одному определенному ремеслу считает больше целесообразным, чем с несколькими из них. Заботу о своевременном обучении ребенка ремеслу относит к основным обязанностям родителей. Попустительству в этом важном социальном деле считает причиной неустройства семьи и бесцельного проведения жизни. Актуальными и современными являются идеи Насириддина Туси о выдаче девушек замуж в совершеннолетном возрасте и за достойных им людей.

-учение Насириддина Туси о добродетельном городе во многом совпадаем с аналогичным учением ал-Фараби. Он, как свой предшественник в своей попытке описания общества, главное внимание уделяет вопросам, отражающим всеобщие интересы индивидов на принципах взаимодействия и взаимосотрудничества. Добродетельный город у него бывает в единственном числе. Потому что истина чиста от множественнсти. Его противоположность-недобродетельный город имеет множественности. Он состоит из трех видов. Философ учит, чтобы люди на примере добродетельного города преобразовать городов недобродетельных в добродетельных городов;

- в центре социальной философии Насириддина находится проблема политического руководителя. Философ выдвигает идеи об идеальном правителе ученом-философе, пытаясь, таким образом, указать на неотрывную связь философии с наукой и научной мысли. В характеристике отдельных качеств идеального правителя опирается на рационалистические тенденции, существующих в научно-философских учениях упомянутых мыслителей и выдвигает ряд обоснованных требования к первой политической личности добродетельного государства, которые актуальны и для современных государственных режимов;

- в своей социальной философии Насириддин Туси доказывает, что мировоззрение без морально-этических основ в плане обоснования и укрепления идеалов остается бездейственным и неэффективным;

-взгляды Насириддина Туси в области налаживания военного искусства охватывают многие аспекты социального бытия его эпохи, созвучные с современными требованиями стратегии и тактики военного дела. Неотложными мерами в этой сфере у него являются такие требования, как сохранение государственных тайн, привлечение в эту сферу компетентных и авторитетных лиц, создание различных служб, способствующих раскрыть замыслов врага и обеспечивающих национальную безопасность страны и неприкосновенность государственных границ.

Последующее влияние социальной философии Насириддина Туси на социально-политические взгляды ирано-мусульманских мыслителей и развитие ими основные положения его теории государства и общества, свидетельствует о том, что данная философская проблема нуждалась и нуждается поныне в дальнейшем изучении и исследовании. Дальнейшие исследования социально-политических и этических учений Насириддина Туси, могли бы способствовать их применение в практической жизни. Ибо его антропологические, онтологические, гносеологические, психологические, социологические, экономические, политические и другие взгляды были и остаются не преходящими духовными ценностями и могут быть руководством для многих поколений и, каждый в отдельности достоин обосновательного научного изучения и отдельного конкретного анализа.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Худоер Шоихтиеров, 2009 год

1. А) На русском и таджикском языках.

2. Абу Али ибн Сина. Избранное. В 4-х томах. Т. 1. Душанбе.: «Ирфон», 1980. - 420 с.

3. Абуали ибни Сино. «Кавн ва фасод». Т. 3. - Душанбе: «Ирфон», 1985. - С. 239 - 448. - Тадж. яз.

4. Абуали ибни Сино. «Нафс» («Душа»). Избранное, Т. 4. //Душанбе: «Ирфон», 1992. С. 184 - 245. - Тадж. яз.

5. Абуали ибни Сино. «Пирузнома». Душанбе: «Маориф», 1980. -102с. - Тадж. яз.

6. Абуали ибни Сино. «Рисола-и ишк» («Трактат о любви»). Избранное. В 4-х томах. Т. 2. Душанбе: «Ирфон», 1983. - С. 29-44. -Тадж. яз.

7. Абуали ибни Сино. Тадбири манзил. (Домоводство). Избранное. Т. 2. Душанбе: «Ирфон», 1983. - С. 13-28. - Тадж. яз.

8. Абу Али ибн Сина. «Трактат об освещений». Душанбе: «Ирфон», 1980.- 134с.

9. Авеста. Перевод с авестейского и комментарии проф. И.М. Стеблин-Каменского. Душанбе: «Адиб», 1990. - 174 с.

10. Авесто. Представление и исследование Джалила Дустхоха. Составитель таджикского текста Муаззам-и Диловар. Душанбе, 2001. -792 с. - Тадж. яз.

11. Ал-Фараби, Абу Наср. О разуме и науке. Алма-Ата, 1975.112 с.

12. Ал-Фараби. Трактат о жителях добродетельного города. -Перевод с арабского языка И.О.Мухаммада и А.В.Сагадаева. //Ал-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1971.

13. Аристотель. Категории. С приложением «Введения Порфирия». Перевод А. В. Кубицкого. М., 1939.

14. Аристотель. Большая этика. Соч. в 4-х т. Т. 4. - М.: «Мысль», 1983. - С. 295-374.

15. Аристотель. Никомахова этика. Соч. Т. 4. М.: «Мысль», 1983. - С. 53-293.

16. Аристотель. О душе. Перевод и примечания П.С.Попова. М.,1939.

17. Аристотель. Политика. Соч. Т. 4. - С. 375-644.

18. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М.: «Наука», 1990. - 315с.

19. Газзали М. Насихат ал-мулук. Душанбе: «Ирфон», 1983. - 142 с. - Тадж. яз.

20. Газзали М. Тахафут ал-фаласифа. Представление и введение З.М.Диноршоевой. Душанбе: «Ирфон», 2000. - 256 с. - Тадж. яз.

21. Гелони, Мортазо Мударриси. Ахлоки Газзоли ё калиди ма'рифат. Душанбе, 1992. - 76 с. - Тадж. яз.

22. Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: «Наука», -1990,- 523 с.

23. Кирабаев Н. С. Социальная философия мусульманского Востока. М.: Изд. «Дружба народов». - 1987. - 173с.

24. Ибн Сина. Донишнаме (Книга знаний). Сталинабад, 1957.286с.

25. Коран. Пер. и коммент. акад. И.Ю.Крачковского. М.: «Наука», 1986. - 727с.

26. Платон. Государство. Соч. в 4-х т.т. Т. 3., 4.1. - М.: «Мысль», 1972. - С.88-454.

27. Платон. Законы. Соч. в 4-х т.-х. Т. 3, 4.2. - М.: «Мысль», 1972. - 678с.

28. Платон. «Напутствие своему ученику Аристотелю». //Насирова этика. С. 341- 344. Перс. яз.

29. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т. 1. - М.: «Мысль», 1990. - 860с.

30. Са'дии Шерози. Гулистон. Душанбе, 1988. - 214 с. - Тадж. яз.

31. Унсуралмаали. Кабуснаме (Книга о Кабусе). //Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Гл. научная редакция ТСЭ. Душанбе, 1986.-С. 13-123.

32. Б) На персидском и арабском языках

33. Ал-Калкашанди, Абу ал-Аббас. Маасир ал-инафа. В 3-ёх томах. Т.1. - Кувейт, 1964. - 445 с. - Араб.яз.

34. Ал-Калкашанди, Абу ал-Аббас. Нихайат ал-араб фи ма'рифат ансаб ал-араб». Багдад, 1958. - 484 с. - Араб. яз.

35. Ибн ал-Мукаффа. Ал-адабу ал-ваджиз ли ал-валади ас-сагир. //Ахлак-и Мухташам-и. 2-е изд. Тегеран, 1361. - С. 495-558. - Перс. яз.

36. Ибн ал-Мукаффа. Ал-адаб ас-сагир ва ал-адаб ал-кабир. -Бейрут, 1964. 136 с. - Араб. яз.

37. Ибн ал-Мукаффа. Калила ва Димна. Бейрут, 1966. - 397 с. -Араб. яз.

38. Насириддин Туси. Авсаф ал-ашраф. Тегеран, 1342 л. к. //Доишманди Туси. - С. 39. - Перс. яз.

39. Насириддин Туси. Асас ал-иПтибас. //Ахвал ва асар-и Ходжи Насириддина Туси. С. 420-421. Перс. яз.

40. Насириддин Туси. Ахлак-и Мухташам-и. 3-е изд. Тегеран, 1377 х.- 588 с.- Перс. яз.

41. Насириддин Туси. Ахлак-и Насир-и. Исправления и разъяснения Муджтаби Минуи и Али Рида Хайдари. Тегеран, 1364 х. -420 с. - Перс. яз.

42. Насириддин Туси. Джавахир ал-фараид. //Ахвал ва асар-и Ходжи Насириддина Туси. С. 529-532. - Араб. яз.

43. Насириддин Туси. Сайру сулук. Новое изд.-е и английский перевод Сайида Джалала Хусайни Бадахшони. Лондон, 1998. - 22 с. -Перс. яз.

44. Насириддин Туси. Шарх мае "а лат ал-илм. Изд. Машхадского университета. Подготовление и представление к печати Абдуллаха Ирани. - Машхад, Иран. - 1375 л.к., 1345 с.к. - 48 с. - Араб. яз.

45. ИССЛЕДОВАНИЯ А) На русском и таджикском языках

46. Арабская средневековая культура и литература. //Сб. статей зарубежных ученых. М.: «Наука», 19778. - 215 с.

47. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976. - 543 с.

48. Бартольд В.В. Сочинения. Т. У11. - М., 1971. - 663с.

49. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в ранее средневековье. М., 1966. - 213 с.

50. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М., 1977. - 99 с.

51. Бертельс Е.Э. Навои и Джами. М.: «Наука», 1965. 498 с.

52. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. М., 1965. - 524с.

53. Богоутдинов.А.М. Избр. произвед. Душанбе: «Дониш», 1980.412 с.

54. Богоутдинов A.M. Эпоха Абу Али Сина и формирование его научных взглядов. //Ибн-Сина. Дониш-намэ. 286 с.

55. Босворт К.Э. Мусульманские династии. М., «Наука», 1971. -324с

56. Брагинский И.С. Очерк из истории таджикской литературы. -Сталинабад, 1956. 452 с.

57. Вазиров 3. Очерки социальной философии калама и футуввата.-Душанбе: «Дониш». 1991. - 270 с.

58. Вопросы философии. М., 1989, № 4. - 176 с.

59. Восток Запад. - М.: «Наука»,. 1989. - 298 с.

60. Вяткин Р.В. Ши Цзи. //Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М.: «Наука», 1990.- С. 91.

61. Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т.1. М.: Политгосиздат. 1955.

62. Гафуров Б.Г. Таджики. М., 1972. - 425 с.

63. Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. -М., 1960. 379 с.

64. Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика, М., 2002. - 472 с.

65. Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. Душанбе.: «Дониш», 1985. - 254 с.

66. Диноршоев М. Философия Насириддина Туси. Душанбе.: «Дониш». - 1968. - 156 с.

67. Диноршоева З.М. Гражданская философия аль-Фараби. -Душанбе, 2006. 321 с.

68. Диноршоева З.М. Мухаммад ал-Газзали и его отношение к философии. Душванбе, 2002. - 159 с.

69. Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. М., 1981. - 720 с.

70. Додихудоев X. Очерки философии исмоилизма. (Общая характеристика философской доктрины 1Х-Х1У вв.) Душанбе: «Дониш»-1976. - 114с.

71. Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. Душанбе: «Ирфон», 1987. - 432с.

72. Зиёев Х.М. Мировоззрение Бахоуддина Валада. Душанбе, 1992,- 113с.

73. Зиёев Х.М. Суфийский орден мавлавия. Душанбе.: «Хумо», 2007.- 275 с.

74. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. Изд. второе. -Москва Ростов-на-Дону. 2003. - 412с.

75. Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе: «Дониш», 19981,- 167с.

76. Идибеков Н. Этика Насириддина Туси в свете его теории свободы воли. Душанбе.: «Дониш», 1987. - 90 с.

77. Исоев М. Хикмати амалии Мискавйх. Душанбе, 2003. - 175с. -Тадж. яз.

78. История древнего мира. В 3-ёх томах. Т. 1. - М., 1983. - 356с.

79. История древнего мира. Т. 2. М., 1983. - 574 с.

80. История древнего мира. Т. 3. М., 1983. - 302 с.

81. История Самарканда. В двух томах. Т. 1. Ташкент, 1969.482с.

82. Капранов В. Мудрость веков. (Древняя таджикская медицина о сохранение здоровья). 5-е изд. Душанбе: «Ирфон», 1989. - 304с.

83. Керимов В.И. Историофилософия A.C. Хомякова. Подписная научно-популярная серия «Философия» 5/1899. М., 1989. - 40с.

84. Кессиди Ф. Сократ. М.: «Мысль», 1976. - 197с.

85. Комилов P.C. Аз таърихи афкори ичтимоию сиёсии ахди Сомониён.- Душанбе, 1998. 82 с. - Тадж. яз.

86. Комилов P.C. Назарияи чомеаи ормони дар таърихи фарханги форсу точик. Душанбе, 1997. - 286 с. - Тадж. яз.

87. Комилов P.C. Социально-утопические учения в истории таджикско-персидской культуры. Душанбе, - 2001,- 217с.

88. Комилов P.C. Социально-утопические учения в истории таджикской культуры XII1- ХУ веков. Душанбе, 1993. - 117с.

89. Коран. Перевод акад. И.Ю. Крачковского. М., 1990. - 598с.

90. Крачковский И.Ю. Изб. соч. в 4-х томах. Т. 1У. - Москва-Ленинград, 1957. - 919с.

91. Литература древнего Востока. М., 1962. - 466с.

92. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М.: «Наука», 1977.207с.

93. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М. «Мысль», 1989. - 204с.

94. Луконин В.Г. Культура Сасанидского Ирана. М.: «Наука», 1969. - 219с.

95. Майоров Г.Г. Судьба и дела Боэция. //Боэций, утешение философией и другие трактаты. М.- «Наука», 1990. - С. 315- 413.

96. Майоров Г. Г. Цицерон и античная философия религии. Вопросы философии. 1989, № 8. 62с.

97. Марксистская этика. М. «Политиздат», 1986. - 509с.

98. Методологические проблемы изучения истории философии зарубежного Востока. М.: «Наука»., 1967. - 480с.

99. Мец, Адам. Мусульманский ренессанс. М.: «Наука», 1966.458с.

100. Мирбобоев М.К. Этика Джалолиддина Давони. Душанбе: «Дониш», 1992. - 140с.

101. Мотаххари, Мортазо. Хадамоти мутакобили ислом ва Ирон. -Душанбе, 1999. 550с. - Перс. яз.

102. Музаффари М. Введение в антропологию. Душанбе, 1999.127с.

103. Мусульманский мир-950-1150. Сб. докладов ведущих западноевропейских и американских востоковедов. М.: «Наука», 1981. -311с

104. Мухаммад аз-Зохири ас-Самарканди. Раздел об особенностях человека. //«Энциклопедия персидско-таджикской прозы». Душанбе, 1986.-С. 127- 129.

105. Мухаммедходжаев А. Идеология накшабандизма. Душанбе: «Дониш», 1991. - 230с.

106. Мухаммедходжаев А. Мировоззрение Фаридаддина Аттора. -Душанбе: «Дониш», 1974. 115с.

107. Мухаммедходжаев А. Ходжа Ахрор (жизнь и учение). -Канибадам, 2000. 88с.

108. Мэри Бойс. Зороастрийцы: верования и обычаи. М.: «Наука», 1988. - 302с.

109. Носир-и Хусрав. Избранное. Составитель и автор вступительной статьи акад. М.Диноршоев. Душанбе, 2003. - 348с.

110. Олимов К. Мировоззрение Санои. Душанбе: «Дониш», 1973.136с.

111. Олимов К. Чахонбинии Абдуллохи Ансори. Душанбе: «Дониш», 1980. - 132с. Тадж. яз.

112. Очерки истории этики. М.: «Мысль», 1969. - 432с.

113. Очеркхои таърихи фалсафа. Душанбе: «Дониш», 1982. -288с.- Тадж. яз.

114. Петрушевский И. П. Ислам в У111 ХУ вв. - Ленинград, ЛГУ. 1966. - 400с.

115. Проблемы этики в философских учениях стран Востока. М., «Наука», 1966. - 270с.

116. Раджабов М.Р. Абдуррахман Джами и таджикская философия ХУв. Душанбе: «Ирфон», 1968. - 318с.

117. Раджабов М.Р. Философские и социально-этические взгляды Амира Хусрава Дехлави. Душанбе: «Ирфон», 1982. - 95с.

118. Разин A.B. Этика: история и теория. М., 2002. - 491с.

119. Рахимов М. Философия человека Абу Али ибн Сина (Авиценна). Душанбе: «Эджод», 2005. - 332с.

120. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. Автор, коллектив. М.: «Наука», 1990.- 280с.

121. Рзаев А. К. Насириддин Туси: политико-правовые воззрения. -Баку: «Элм», 1983. 67с.

122. Рерих Н. О Вечном. Книга о воспитании. М., 1991. - 462с.

123. Рожанский И.Д. Античная наука. М.: «Наука», 1980. - 198с.

124. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1986. - 607с.

125. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: «Высшая школа», 1979. - 428с.

126. Фарханги збони точики. (Х- начало XX века). В 2-х томах. Изд.: Советская энциклопедия. М. 1969. - Тадж. яз.

127. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. - 837с.

128. Фильштинский И.М. Арабская литература VI11- IX веков. М. 1978. 255с.

129. Фильштинский И.М. История арабской литературы V начало X века. - М.: Главная редакция вост. литературы, 1985. - 524с.

130. Фйрдавси, Абулкосим. Шохнома. В 9-х томах. Т. 8. -Душанбе, 19.66. - 614 с. - Тадж. яз.

131. Фирдоуси. Шах-наме. В двух книгах. Книга 2. Перевод с фарси Владимира Державина и Семена Липкйна. - М.: «Художественная литература», 1964. - 741с.

132. Фрай, Ричард. Наследие Ирана. М., Гл. ред. вост. литературы, 1972, - 388с.

133. Хазраткулов. М. Ориёхо ва тамаддуни ориёни. Душанбе, 2000. - 578с. - Тадж. яз.

134. Хайям, Омар. Рубай. Перевод с таджикского-фарси О. Румера, В.Державина, И Тхоржевского, Г.Плисецкого, Н.Стрижкова, Ц. Бану. -Душанбе: «Ирфон», 1982. 143с.

135. Хайруллаев М.М. Абу Наср ал-Фараби. М.: «Наука», 1982.302с.

136. Хачатурян А.Б. Об основных этапах развития домарксистской философии. М.: «Высшая школа», 1963. - 84с.

137. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: Изд. МГУ, 1982.183с.

138. Шамолов А. А. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Душанбе, «Ирфон», 1994. - 180с.

139. Шамолов A.A. Хуччатулислом Газоли. Андешахои ичтимои ва сиёси. Душанбе, 1996. - 329с. - Тадж. яз.

140. Шоихтиёов X. Ахлоки муносибатхои расми (кори). Душанбе: «Ирфон». - 2006. - 163 с. - Тадж. яз.

141. В) исследования на персидском и арабском языках

142. А'сам, Абд ал-Амир. Ал-Файласуф Насириддин ат-Туси-муассис ал-манхадж ал-фалсафи фи илм ал-калам ал-ислами. Бейрут, 1980.- 205с. Араб. яз.

143. Бадави, Абд ар-Рахман. Ал-Бурхан 'инда Арасту. Бейрут, 1966. //Ибн Сина. Ал-Бурхан. - Каир, 1966. - С. 11-30. - Араб. яз.

144. Бадави, Абд ар-Рахман (предисловие). Ибн Сина ва китаб «Ал-Бурхан». //Ибн Сина. Ал-Бурхан. Каир, 1966. - С. 38-46. - Араб.яз.

145. Донишманди Туе. Сб. ст. о научном и философском наследии Хаджи Насириддина Туси. Составители Насруллах Пурджавади и Дж. Весел. Тегеран, 2000. 118с. персидского текста и 227с. английского и фр.

146. Зарринкуб, Абу Хусайн. Джустуджу дар тасаввуфи Эрон. -Душанбе, «Ирфон», 1992. 396с. - Перс. яз.

147. Зейдан, Джирджи. «Та'рих адаб ал-лугат ал-арабийа». Из 4-х частей. 3-я часть. Каир. Б.г. - 370с. - Араб. яз.

148. Зинджани, Мухаммад Мударриси. Саргузашт ва акоиди фалсафии Ходжа Насириддини Туси. Тегеран, 1363 х. - 221с. - Перс, яз.

149. Корбен X. Та'рихи фалсафаи исломи. Перевод с французского Джавада Таботабои. Т. 2. - Тегеран, 1369/1991. - 217с. - Перс. яз.

150. Лугат ал-араб. Багдад, 1979. - 592с. - Араб. яз.

151. Марголиус. Дирасат "ан муаррихин ал-араб. Перевод с английского Хусейна Насара. Бейрут. Б.г. - С. 143. - Араб. яз.

152. Радави, Мухаммад Такки Мударриси. Ахвол ва осори Ходжа Насириддини Туси». Тегеран, 1370 г. х. - 722с. - Перс. яз.

153. Хамадони, Хусейн Ма'суми. Устоди башар. //Донишманди Туе. С. 1-38.

154. Хамза, Абд ал-Латиф. Харакат ар-рухийа фи Мисра. Каир, 1947.-402 с. - Араб. яз.

155. Ханна, ал-Фахури. Та'рих ал-адаб ал-араби. Б.м. и г. издания. -1116 с. Араб. яз.

156. Г) исследования на европейских языках

157. AI- A'asam, A.A. Ibn Ar-Riwandfs Kitab Fadihat al-Mu'tazilah, Yditions Oueidat, Beirut-Paris 1975-1977.

158. Al-Takriti, N. Yahya ibn ^Adi: Tahdhib al-Akhlak, Editions Oueidat, Beirut-Paris 1978.

159. Plessner, M. Der Oironomiros des Neupythagorees "Bruson" und Sein Einfluss auf die islamische Wissenschaft, Hidelberg 1928.

160. Rossental, E I.J.: Political Thought in Medieval Islam, Cfmbribge1958.

161. Ruska, J.: Wiebemann: Nasir al-Din Tusi; in: S.P. M.A.E., Erlangen, LX 1928.

162. Steinschneider, M. Al-Farabi (Alpharabius), des arabischen Philosophen Leden und Sphiften, St.- Petersbourg 1869.

163. Wickens, G.M. Nasir al-Din Tusi's The Nasiran Ethics, London

164. Wiedemman, E.: Zum Leben von Nasir al Din al Tusi; in: S.P.M.S.E., Eriangen, LV111 (126), L1X (1927).

165. Wiedemann. E.: Nasir al-Tusi; in: S.P. M. S.E.; LX (1928).

166. Wiedemann, E.; Uber optische Tauschungen nach Fahr al Din al Rozi und Nasir al Din al Tusi; in: S.P.M.S.E. XLV (1913).

167. Winter, J. J.: Astatement on optikal reflection and refraction attributed to Nasir ud-Din at-Tusi; in: Lsis, XL11 (1951).

168. Статьи на русском и таджикском языках.

169. Абдуллозода Ш. Ташаккули тамаддуни исломии точик дар ахди Сомониён. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. - С. 141160. - Тадж.яз.

170. Босворт К.Э. Нашествия варваров: появление тюрок в мусульманском мире. //Мусульманский мир: 950-1150. М., 1981. - С. 2035.

171. Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Бундах. // Мусульманский мир: 950-1150. М., 1981. С. 66-88.

172. Грюнебаум Г.А. Рисала фи ал-ишк Ибн Сины. //Арабская средневековая культура и литература. М., 1978. - С. 191-202.

173. Диноршоев М. Вклад эпохи Саманидов в развитие духовной культуры Центральной Азии. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999.- С. 66-80.

174. Диноршоев М. Дар бораи фалсафаи Абунасри Фороби. // Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. - С. 81-102. - Тадж. яз.

175. Диноршоев М. Ибн Сина и его философские воззрения. //Абу Али Ибн Сина. Избранные произведения. Т.1. - Душанбе: «Ирфон», 1980. - С. 3-54.

176. Диноршоев М. Каломи Мотирди. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. - С. 50-65. - Тадж. яз.

177. Диноршоев М. Масоили идрок (маърифат) дар фалсафаи Ибни Сино. //Фалсафа дар ахди Сомониён. Душанбе, 1999. - С. 6-21. - Тадж. яз.

178. Жомбе, К. Политическая утопия и утопическая политика с точки зрения Ходжи Насира. //Донишманди Туе. Тегеран, 2000. - С. 3159. - Фр. яз.

179. Ландулат, Герман. Ходжа Насир Ту си, исмаилизм и философия ишрака. // Донишманди Туе. Тегеран, 2000. - С. 13-31.

180. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона. // Платон. Собр. соч. Т.1. М. 1990. - С. 3-63.

181. Лэмбтон Энн К.С. Аспекты расселения сельджуков-огузов в Иране. // Мусульманский мир. 950-1150. М.: «Наука», 1981. - С.123-144.

182. Мадлунг В. Хама чизро бо чашми Худо дидан: нигохи Ходжа Насир ба тасаввуф. //Донишманди Туе. Тегеран. Изд. 2-ое. - Тегеран, 2000.-С. 1-13,- Фр. яз.

183. Майоров Г.Г. Судьба и дела Боэция. //«Боэций. Утешение философией» и другие трактаты. М.: «Наука», 1990. - С. 315-413.

184. Пелла Ш. Вариация на тему «адаба». //Арабская средневековая культура и литература. М.: «Наука», 1978. - С. 60-76.

185. Пурджавади, Насруллах. Ирфони Ходжа Насир дар «Авсофу ал-ашроф». //Донишманди Туе. Тегеран, 2000. - С. 39-57.

186. Раджабов У. М. Влияние идей Ибн Сины на современную философию и современную космологию. //«Ибн Сина и современная философия». Душанбе, 1981. - С. 128-139.

187. Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нем. //«Восток Запад». Выпуск 4. - М.: «Наука», 1989. - С. 6-17.

188. Фролова Е.А. Рационализм и стоико-скептические мотивы в философии Абу Хайана Тавхиди. //Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М., 1990. - С. 19-192.

189. Шамолов A.A. «Кимиё-и cao дат» ва «Ахлоки Носири» манбаъхои муътамади илми ахлок». //«Точикистон», № 1-3, 1996. Тадж. яз.

190. Шестов, Л. Добро в учение гр. Толстого и Ф. Ницше. //Вопросы философии. М., 1990, №7,- С. 118.

191. Шоихтиёров X. Влияние Насириддина Туей на ученых-философов. //Сб.: Научные работы преподавателей Таджикского государственного университета коммерции (ТГУК). Душанбе, 2004. -С. 298-302.

192. Шоихтиёров X. О Насириддине Туси как об ученом и философе. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе: «Ирфон», 2004. - С. 314-320.

193. Шоихтиёров X. Античные источники социальной философии Насириддина Туси. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. -Душанбе: «Ирфон», 2004. С. 327-330.

194. Шоихтиёров X. Учение Насириддина Туси о человеке как начале и основе философии морали. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе: «Ирфон», 2005. - С. 443-453.

195. Шоихтиёров X. Насириддин Туси о порядке приобретения добродетели и ступенях счастья. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе, 2005. - С. 458-465.

196. Шоихтиёров X. Идейные источники социальной философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и правоведение. 2005 №№ 1-4. -С. 79-91.

197. Шоихтиёров X. Проблема взаимоотношения родителей и детей в философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и правоведение. 2007, № 3. - С. 39-49.

198. Шоихтиёов X. Мистические идеи Ходжи Насира о счастье, добре и справедливости. // Изв. АН РТ. Отделение общественных наук. -Душанбе, 2006, № 4. С. 68-77.

199. Шоихтиёров X. Сущность морали и её изменчивость у Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: философия и правоведение. -2006, № 3-4. С. 31-42.

200. Шоихтиёров X. Проблема взаимоотношения родителей и детей в философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и правоведение. 2007, № 3. - С. 39-49.

201. Шоихтиёров X. Понятие семьи (дома), её необходимость и функции по Насириддину Туси. //Сб.: Научные работы преподавателей ТГУК. Душанбе: «Ирфон», 2007. - С. 206-212.

202. Шоихтиёров X. Зороастризм как источник социальной философии Насириддина Туси. //Сб.: Тамаддуни ориёи ва худшиносии милли (Арийская цивилизация и национальное самосознание.) -Душанбе: «Деваштич», 2008. С. 198-246.

203. Шоихтиёров X. Насириддин Туси о месте женщины (супруги) в семейных отношениях. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и право. №1, 2009.

204. Шоихтиёров X. Насириддин Туси о любви как факторе социального единства. //Изв. АН РТ. Серия философия и право. № 1, 2009.

205. Шоихтиёров X. Культура и цивилизация в гражданской философии Насириддина Туси. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и право. № 2, 2009.

206. Шоихтиёров X. Насириддин Туси о видах и родах моральных качеств. //Изв. АН РТ. Серия: Философия и право. № 2, 2009.

207. Щербатской Ф.И. Философские учения буддизма. // Восток -Запад. М.: «Наука». 1989. С.224.

208. Статьи на персидском и арабском языках.

209. Иброхим Динои, Гуломхусайн. Аз Ходжа Насириддини Туси то Джалолиддини Давони. //Моджарои фикри фалсафи дар чахони ислом. Ч. 2. Техрон. Тархи нав. 1377ш. Ракъи. С.270-299. Перс. яз.

210. Иброхим Динои, Гуломхусайн. Ходжа Насириддини Туси ва Шайх Муфид дар як назари ичмоли. //Моджчарои фикри фалсафи дар чахони ислом. 4.2. Техрон. Тархи нав. 1377 ш. Ракъи. С.21-40. Перс. яз.

211. Имоми, Абулкосим. «Ахлоки Носири»-и Ходжа Насир ва «Тахзибу-л-ахлоки» Мушкавайхи Рози. //«Оинаи мерос». С.1, ш.З ва 4. Зимистони 1377 ш. С. 32-36.

212. Ивана Иванова, Мария Никола. Мутолиаи даврон ва осори Насириддин дар Иттиходи Шурави. //Ёдномаи Ходжа Насир. С. 224235. Перс. яз.

213. Бихишти, Ахмад. Баррасии андешахои каломи ва фалсафии Ходжаи Туе, хаввос ва русуми джавхар. //Каломи исломи. Тегеран, 1373 с. к. - С. 16-30. - Парс. яз.

214. Поксиришт, Мухаммад Джа'фар. Таълим ва тарбият бар коидаи хикмат, сайри ичмоли дар орои тарбиятии Ходжа Насириддини Туси. //«Нашрияи Донишкадаи адабиёт ва Доншгохи Машхад. С. 32, 1368 с.к. - С.227-258. - Перс. яз.

215. Човиш, Халил. Китаб Насир ад-Дин ат-Туси фи назарийат ал-мутавазийат. //«Абхас ан-надват ал -'аламийат ал-увла ли-та'рих ал-'улум 'инда ал-'араб». Ал-джуз" ал-аввал. Халаб, Джами'а Халаб, 1977. - С. 99-104. Араб. яз.

216. Хаддод Одил, Гуломали. Мукоисае миёни «Гулистон» ва «Ахлоки Носири» дар шеваи омузиши фазоили ахлоки. //Зикри чамили Саъди. 4.1. - Техрон, 1364 с. к. - С. 405-415. - Перс. яз.

217. Халаби, Али-Асгар. Ходжа Насири Туси. //Таърихи андешаи сиёси дар Эрон ва чахони исломи. Тегеран: «Бахбахани», 1372 с.к. Вазири. - С. 341-359. - Перс. яз.

218. Сабо, Мухсин. Назархои иктисодии Ходжа Насири Туси дар «Ахлоки Носири». //Мачмуаи маколоти чахорумин кунграи тахкикоти эрони. Ба кушиши Мухаммад Хусайн Искандари. Ч. 2. 1353 ш. С. 198-217. Перс.яз.

219. Таботабои, Джавод. Ходжа Насири Туси ва тадвини хикмати амали. //Заволи андешаи сиёси дар Эрон. Изд. 2-е. - Тегеран: Вазири. Изд. 2-е. 1375 с.к. - С. 207-230. - Перс.яз.

220. Гуё Эътимоди, Сурур. Ходжа Насир дар миёни дусту душман. //Ёдномаи Ходжа Насир. С. 241-246. Перс. яз.325

221. Модлунаг В. Чойгохи осори ахлоки Туси дар фалсафа, ташайуъ ва тасаввуф. Тарчумаи Парвона Уруджниё. Иран, Маориф. Давраи 16. Озар-исфанд, 1378 с.к. С.85-102. - Перс. яз.

222. Умар Абу ан-Наср. Абдуллах Ибн Ал-Мукаффа. «Калила ва Димна». Тахкик Мустафа Лутфи ал-Манфалути. Бейрут, 1966. - С.7-17. - Араб.яз.1. Диссертации

223. Геюшева 3. Этические взгляды восточных перипатетиков. Дисс. канд. филос. наук. Баку, 1983. - 170с.

224. Захаров A.A. Этика Аристотеля и его современное значение. Дисс. канд. филос. наук. Душанбе, 1987. - 185с.

225. Игнатенко A.A. Общественно-политические взгляды арабо-исламских философов средневековья (IX-XYbb.). Автореф. док. филос. наук. - М., 1989. - 41с.

226. Шамолов A.A. Сравнительный анализ этической концепции Абу Хамида Газали и Насириддина Туси. Дисс. канд. филос. наук. -Душанбе, 1993.

227. Шоихтиёров X. Социально-этические взгляды ал-Калкашанди. Дисс. канд. филос. наук. Душанбе, 1996. - 195с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.