Этические проблемы в антропологии Ибн Сины тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Каримова, Матлюба Рафиковна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 141
Оглавление диссертации кандидат философских наук Каримова, Матлюба Рафиковна
ВВЕДЕНИЕ.3
Г ЛАВ А1. ЭТИКА ИБН СИНЫ И ЕЕ МЕСТО В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ТАДЖИКСКОЙ ФИЛОСОФИИ
§1. Практическая философия Ибн Сины.12
§2. Предмет и задачи этики Ибн Сины.32
§3. Особенности этики Ибн Сины.53
ГЛАВА 2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИКИ ИБН СИНЫ
§ 1. Роль разума в нравственной жизни.62
§2. Свобода воли и моральный выбор.72
§3. Источники нравственности и формирование моральных качеств человека.88
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭТИКИ ИБН СИНЫ
§1. Счастье - центральная категория этики Ибн Сины.94
§2. Учение о добродетелях.105
§3. Учение об аффектах души.124
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Проблемы политической этики в трудах таджикских мыслителей X-XI вв.2006 год, кандидат философских наук Камолова, Хосият Курбоналиевна
Гражданская философия Аль-Фараби2006 год, доктор философских наук Диноршоева, Зарина Мусоевна
Философские и этические взгляды Абубакра ар - Рази2012 год, кандидат философских наук Хайдарова, Сабохат Саидовна
Социальная философия Насириддина Туси2009 год, доктор философских наук Худоер Шоихтиеров
Педагогические взгляды мыслителей таджикского народа в XI веке2010 год, доктор педагогических наук Ходжаев, Курбан Таирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этические проблемы в антропологии Ибн Сины»
Актуальность темы исследования. В современном социально-политическом и историческом контексте мирового развития, секуляризации сознания человека, в условиях глобализации, изменения идеологических и ценностных ориентиров, различных подходов к духовной культуре (светских и религиозных) актуальный характер приобретают те извечные истины, которые глубоко и последовательно исследовались философами всех времен и народов.
При этом примечательным остается тот факт, что Ближний и Средний Восток всегда «был для Европы своего рода источником, из которого она черпала недостающие ей культурные элементы, и в то же время постоянным «раздражителем», ставившим перед европейской мыслью новые, неведомые проблемы, вынуждавшим напряженно искать на них ответы»,1 тем не менее фальсификация роли этого ближневосточного интеллектуал ьно-духовного партнера-оппонента искажение его духовной культуры со стороны Запада приобрели целостный и целенаправленный характер. Существенным является и то, что военно-политическая конфронтация между этими двумя цивилизациями, получившая на современном этапе преимущественно религиозно-идеологическое обоснование, ведет не только к обеднению мировой культуры, но и ставит вопрос о сохранении культуры народов Ближнего и Среднего Востока о защите ее от западной экспансии, от вандализма и разрушающего секуляризма. Решение этого вопроса - одна из актуальнейших и важнейших общечеловеческих задач, поскольку поступательное духовное развитие человечества, обогащение духовного мира человека, повышение зрелости его сознания немыслимы без идейной преемственности, глубокого осмысления эволюции человеческого мировоззрения. С этой точки зрения, философское наследие народов Центральноазиатского региона имеет непреходящее значение. Журавский А.А. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы. - М., 1990. — С. 12. 3
В контексте нашего исследования можно утверждать, что философско-этическая мысль Ближнего и Среднего Востока, как неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, совокупила в себе важнейшие достижения философского творчества, усвоила и переработала все, что было ценного в истории развития человеческой цивилизации.
Между тем одним из главных объектов острого религиозного и идеологического противоборства христианского Запада и мусульманского Востока стало именно религиозное и философское наследие арабо-исламского мира. Со стороны нигилистически настроенного христианского мира, дискредитируются не только религиозная мысль, но и богатое философско-культурное наследие мусульманских народов. С учетом этого изучение философско-этической мысли таджикского народа, в частности этического учения величайшего мыслителя Востока Абу Али Ибн Сины приобретает особую актуальность. Научно-критический подход к исследуемой нами теме, безусловно, позволит конкретизировать и обогатить современные представления о месте и роли этого философа в развитии мировой философской мысли.
Нередко бывает, что «истоки той или иной трактовки конкретной философской проблемы находятся в дальнем прошлом, где можно обнаружить ключ к пониманию некоторых нюансов, содержащихся в современных понятиях. Поэтому изучение истории мысли вообще и истории прогрессивной философской мысли народов Ближнего и Среднего Востока в частности нужны человечеству для извлечения из них позитивного опыта».1 Такой подход к истории философской мысли имеет немаловажное значение для расширения концептуального анализа предмета этики и определения ее роли в нравственном совершенствовании человека и общества.
1 Бекбоев А.А. Концепция необходимости и случайности в учении античных и посточных мыслителей. - Фрунзе, 1989.-С. 4.
В этическом наследии таджикского народа многие кардинальные вопросы человеческого общежития разработаны особенно глубоко и могут способствовать философскому осмыслению и критическому анализу современной нравственной жизни. В этом плане изучение этического учения Ибн Сины, который «относится к плеяде тех титанов средне-вековой культуры, которые по силе духа, энциклопедичности ума, научно-философским запросам и устремлениям родствен великим деятелям эпохи Возрождения»,1 является весьма актуальным и своевременным.
Актуальность темы исследования обусловлена задачами выявления закономерностей, специфики процесса формирования, развития философских воззрений мыслителя, касающихся особенностей его этики. Говоря об актуальности разрабатываемой темы, следует также подчеркнуть, что:
- динамику современных многоплановых противоречивых явлений, имеющих место в нашей жизни? вряд ли можно глубоко понять, не учитывая их этико-религиозной основы;
- изучение этических теорис] отдельных мыслителей во многом способствует выявлению социокультурных основ проблем нравственности, закономерностей ее становления и развития;
- именно через этические концепции того или иного мыслителя можно продемонстрировать общую религиозную или светскую направленность таджикской философской мысли, а следовательно, и всей философской традиции мусульманского средневековья;
- изучение этики Ибн Сины приобретает особую актуальность еще и потому, что многие его идеи не утратили своей ценности и в наши дни, когда таджикское общество находится в состоянии нравственного кризиса.
Степень разработанности проблемы. Мировоззренческо-философская система Ибн Сины изучалась и изучается до сих пор многими зарубежными и Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины. - Душанбе, 1985. - С.З. 5 отечественными исследователями.
Учеными обстоятельно изучены жизнь и деятельность мыслителя, дан общий анализ его философии, логики, психологии, медицинской теории, социально-этических и педагогических взглядов, научно-философского метода, определены его место и роль в развитии мировой культуры. При этом особое внимание уделено выявлению материалистических тенденций и диалектических идей в научно-философском творчестве ученого.
Большая работа проделана по переводу с арабского на таджикский и узбекский языки и с таджикского и арабского на русский язык трудов Ибн Сины. Большой научной заслугой советских ученых следует считать перевод с таджикского и арабского на русский язык таких фундаментальных трудов мыслителя, как «Донишнамэ», «О душе», «Указания и наставления», «Канон врачебной науки» и др.
И все же при всей значимости проведенных исследований многие проблемы его философской системы остаются до сих пор неизученными. Они требуют отдельной мировоззренческой оценки, и, как отмечают некоторые ученые, настоящий их анализ только начинается. В первую очередь это касается этической теории Ибн Сины, многие аспекты которой остались вне сферы внимания ученых-философов.
В философской системе мыслителя проблемы нравственности занимают весьма важное место. Оригинальность его идей, его отношение к проблемам совершенствования человека и общества во многом дискуссионны и требуют глубокого и всестороннего анализа.
По замечанию большинства исследователей, в творческом наследии Ибн Сины нет этических трактатов, сходных по замыслу и объему с теми, которые оставили, например аль-Фараби или Ибн Мискавейх.1 Между тем философский См.: Лей Г. Очерк истории средневекового материализма. - М., 1962; Сагадеев А.В. Ибн Снна как-систематизатор средневекового научного знания // Вестник АН СССР. 1980. - №11; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины.- Душанбе, 1985 и др. труд Ибн Сины «Ар-рисала фи-л-ахлак» («Трактат об этике») вполне соотносим по объему и содержанию с трактатами аль-Фараби и Ибн Мискавейха, более того, он по важности анализируемых в нем проблем практически ничем не уступает трудам многих известнейших мыслителей и прошлого, и настоящего.
Анализ и обобщение нравственного учения Ибн Сины начались в середине 50-х годов XX вв. в рамках марксистской философии. Результаты этой исследовательской деятельности были отражены в трудах Азимова К.А., Ахмедова Э., Богоутдинова A.M., Болтаева М.Н., Бурабаева М.С., Геюшева 3., Геюшевой 3., Диноршоева М., Джумабаева Ю.Д., Джанматовой Х.И., Закуева А.К., Сагадеева А.В., Садикова А., Султанова У. и др.1
Эти исследователи при анализе философских воззрений мыслителя наряду с другими проблемами фрагментарно затронули и некоторые аспекты этики Ибн Сины. В частности, с диалектико-материалистических позиций, ученые проанализировали некоторые этические добродетели, о которых писал философ, вопросы совершенствования человека, проблемы свободы воли и предопределения, разума, добра, зла, справедливости, счастья и др. Ученые также попытались определить место и роль этических идей Ибн Сины в дальнейшем развитии этической мысли мусульманского Востока. Прежде всего, здесь следует упомянуть работы Геюшевой 3., Джумабаева Ю.Д., Садикова А., Султанова У. Так, в монографии Геюшевой 3. «Этические взгляды восточных
См.: Азимов К.А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока// Мораль, общество, личность. - М., 1979; Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. - Баку, 1980; Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии. — Сталинабад, 1961; Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина - великий мыслитель, ученый-энциклопедист средневекового Востока. — Ташкент, 1980; Турабаев М.С., Курмангалиева Г. Преемственность во взглядах аль-Фараби и Ибн Сины и проблема противоречия в их учении // Изв. АН КазССР (Отделение общ. наук). -1981. - № 2.- С.31-36; Геюшев 3. Этическая мысль в Азербайджане. -Баку. 1968; Геюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).- Баку, 1982; Джумабаев Ю.Д Этические воззрения Абуали Ибн Сины // Торжество разума.- Душанбе, 1988; Джанматова Х.И. Вопросы нравственности в трудах Ибн Сины // Общественные науки в Узбекистане. - 1985. № 1. - С.48-51; Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в 1Х-ХУ в.в. - М., 1974; Диноршоев М. Натурфилософия Ибн Сины,- Душанбе, 1985; Закуев А.К. Психология Ибн Сины.- Баку, 1958; Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сины // Торжество разума. - Душанбе, 1988; Сагадеев А.А. Ибн Сино (Авиценна). М., 1985; Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали ибни Сино. — Душанбе, 1975. мыслителей (перипатетиков)» на основе тщательного анализа первоисточников рассматриваются проблемы свободы воли и морального выбора, источники формирования моральных качеств человека, учение о добродетелях, категория справедливости и др. в творчестве восточных перипатетиков в целом (аль-Фараби, Мискавейх, Насиридцин Туси) и Ибн Сины в частности. Автор убедительно показывает, что Ибн Сина, как и другие последователи Аристотеля, в науке этики продолжили линию своего учителя. Исследователь сумел раскрыть онтологические и гносеологические основания этических идей Ибн Сины.
В таком же ключе рассматриваются некоторые этические проблемы в творчестве мыслителя в работах таджикских исследователей Садикова А. и Султонова У. Констатируя наличие рационализма в нравственном учении мыслителя, на основе фактического материала они утверждают, что основным идейным источником этики Ибн Сины является древнегреческая культура. Однако эта идейно-теоретическая связь не рассматривается в отношении конкретных категорий и проблем. Более того, в этих работах практически не анализируется категориальный аппарат этики мыслителя, не выявляются общие положения и некоторые различия в учениях Ибн Сины и других аристотеликов.
Слабой стороной указанных работ, на наш взгляд, является еще и то, что в них отсутствует системное изложение проблем нравственности в учении мыслителя, в них не отражена достаточно ясно сущность его практической философии, не затрагиваются ее ключевые моменты и не обосновываются предмет, структура и статус науки этики в творчестве мыслителя, не определяется место этики в системе философских наук Ибн Сины, не выделяется содержательная характеристика основных теоретических и практических проблем этики и т.д.
Таким образом, неразработанность этих проблем свидетельствует о том, что исследование этики Ибн Сины необходимо продолжить, потому, что без комплексного анализа системно-структурной нравственной теории Ибн Сины систематизировать теоретические и практические проблемы его этики невозможно.
С учетом всего вышесказанного мы предприняли попытку системно проанализировать нравственное учение мыслителя, особое внимание уделив его малоразработанным и неизученным аспектам. <
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ природы и сущности этического учения Ибн Сины. В свою очередь, эта цель определила постановку следующих задач.
- выявление идейных источников нравственного учения Ибн Сины;
- определение места этики в системе философии Ибн Сины;
- системный анализ структурных элементов этики мыслителя; анализ концептуального содержания понятийно-категориального аппарата этики Ибн Сины;
- выявление общего и различного в нравственном учении Ибн Сины на основе анализа этических учений других мыслителей мусульманского средневековья;
- содержательная характеристика основных теоретических проблем этики мыслителя.
Научная новизна работы. Впервые в историко-философской науке осуществлен системный и структурный анализ нравственного учения Ибн Сины. Научная новизна работы также состоит в том, что в ней впервые:
- на основе определения и характеристики общетеоретических проблем этики обосновывается наличие системного подхода в нравственном учении мыслителя;
- конкретизируется понятийно-категориальный аппарат этики Ибн Сины;
- дается подробный системный анализ нравственной философии мыслителя;
- обосновывается рациональность этики Ибн Сины;
- доказывается несостоятельность концепций, согласно которым Ибн Сина якобы не разработал полной этической системы, как это сделали аль-Фараби и Ибн Мискавейх.
Методологической основой диссертационного исследования являются сформулированные в работах ведущих современных философов принципы исследования истории философской и этической мысли, которые предполагают объективное рассмотрение той или иной философско-этической концепции, анализ ее в контексте определенной социальной духовной ситуации.
В работе использованы также выводы отечественных и зарубежных исследователей, изучавших философские, этические и психологические взгляды представителей восточного аристотелизма, роль этого направления философско-этической мысли в духовной жизни мусульманского Востока.
Теоретической базой исследования стали принципиальные выводы и положения, содержащиеся в трудах классиков философии и исследованиях специалистов по истории философской мысли.
Источниками исследования являются труды Ибн Сины «Ар-рисала фи-л-ахлак» («Трактат об этике»), «Китаб ал-хидая» («Руководство по философии»), «Донишнома» («Книга знаний»), «Ал-бирр ва-л-исм» («Благочестие и грех»), «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления»), «Рисолаи сир-ул-кадр» («Трактат о мере предопределения») и сочинения других мыслителей.
Практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы как в дальнейшей разработке истории философии вообще, так и таджикской философии в частности, а также в учебном процессе. Материалы исследования можно использовать при чтении лекции по курсу истории философии и этики, а также в пропаганде ценностей идейно-теоретического наследия мыслителей Востока.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры общественных наук Худжандского коммерческого института и Отдела истории философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан и рекомендована к защите. Результаты исследования докладывались автором на различных научно-теоретических конференциях, круглых столах и семинарах кафедры общественных наук Худжандского коммерческого института.
Структура работы. Структура диссертации подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Человек и общество в философии Ибн Баджжи2012 год, кандидат философских наук ОCМАНОВ, АНВАР МАГОМЕДОВИЧ
Политическая философия Абу Насра ал-Фараби2004 год, кандидат философских наук Джураев, Раджаббой Зухурович
Этические взгляды Кайковуса2000 год, кандидат философских наук Сайдуллаева, Гульнора Рафиевна
Концепция справедливости в средневековой арабо-мусульманской мысли2001 год, кандидат философских наук Гусейнова, Замира Ибрагимовна
Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков2006 год, кандидат философских наук Абдулатипов, Усуф Хасанович
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Каримова, Матлюба Рафиковна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обзор и анализ этики Ибн Сины дает нам основание утверждать, что она сыграла весьма важную роль в истории развития этической мысли человечества. В разработке важнейших проблем этой науки философ вышел за рамки официальной исламской религии и стремился создать «земную» этику, ориентированную па реальную практическую жизнь людей и руководствующуюся не откровением, а разумом.
В разработке своего этического учения Ибн Сина опирался на философские традиции античности, на их учение о человеке, как существе разумном и общественном. Исходя из разумной деятельности человека, как его естественного природного свойства, он на основе современной ему передовой естественной науки и общественной мысли значительно расширил границы знаний о природе человека, о смысле его жизни, о его месте во Вселенной, о роли его в обществе. Выработанная им гуманистическая по своей сути система взглядов на человека, рационалистическая и жизнеутверждающая направленность его этической концепции выходили далеко за рамки господствовавших в эпоху средневековья представлений о человеке и его месте в мире.
По своему содержанию и внутренней логике этика Ибн Сины исключала интерпретацию нравственных принципов с помощью трансцендентных, сверхприродных начал, отвергала понятие неземного счастья, хотя и оставляла ее для непросвещенной в философии «широкой публики» в качестве необходимого в условиях средневековья регулятивного принципа нравственной жизни, возлагающего, наряду с представлениями о потусторонних карах, бремя ответственности за совершенные поступки и действия на самих людей.
Признание общественной природы человека составляет основополагающую предпосылку этики Ибн Сины. Он был убежден в том, что человек может обрести счастье и благополучие только в обществе, и поэтому считал общее благо более предпочтительным в сравнении с личным. Однако в его учении о совершенном человеке ясно выразился нравственно-этический утопизм. При этом в его представлениях о добродетельном городе и истинном правителе отразились черты, роднящие этот утопизм с извечной мечтой народов Ближнего и Среднего Востока о «справедливом государстве» и «справедливом правителе».
Отвергая концепции фатализма, врожденности нравов, Ибн Сина объявил нравственные качества приобретенными свойствами человека. Он утверждал, что разум и добродетели даны человеку не изначально, а приобретаются им на протяжении всей жизни. Эти мысли Ибн Сины вместе с его высказываниями о свободной человеческой воле, о его способности выбирать между добром и злом, о нравственном совершенствовании человека, о его способности к активному творчеству являются наиболее разработанными с философской точки зрения.
Исключительно большой интерес представляют идеи Ибн Сины о решающей роли обучения и воспитания в приобретении добродетелей, в формировании интеллектуального и морального облика человека. Философ убежден в том, что плохой нрав есть не что иное как «болезнь души», которую можно излечить, как излечимы болезни тела. Ибн Сина утверждал, что путем хорошо организованного воспитания и обучения можно изменить и улучшить нравственность, устранить пороки. Признавая влияние окружающей социальной среды на формирование нравов, он тем не менее основной упор делал на преобразование внутренних сил человека, на самосовершенствование, самоанализ и самодисциплину. Ибн Сина выдвинул идею самодеятельности человека как восхождения по ступеням человечности, совершенства, достижения им счастья. В связи с этим, он придавал исключительное значение улучшению нравственности, выработке чувства меры, умеренности, разумного воздержания. Требуя упорной работы над своими привычками и характером, Ибн Сина намного опередил и предвосхитил идеи этиков и моралистов Нового времени.
При всех своих исторически обусловленных недостатках, этические взгляды Ибн Сины' развивались в русле одной из в высшей степени смелой для своего времени и весьма плодотворной идеи: речь идет об его стремлении объяснить тайны общественной и нравственной жизни реальными потребностями людей. И хотя Ибн Сина не смог в то время до конца правильно обосновать сами эти потребности, тем не менее уже одно то, что он объяснил происхождение таких важных этических категорий, как добро, справедливость, добродетель, считая эти категории «социальной необходимостью», должно быть поставлено ему в заслугу.
Этическая теория Ибн Сины опровергала многие положения религиозно-спиритуалистической этики, основанной на утверждении неизменности и врожденности моральных способностей, что свидетельствовало о свободомыслии философа, подкрепленного четкими обоснованиями всех его выводов и умозаключений. Вера Ибн Сины в возможность морального совершенствования людей имеет непреходящее значение.
Однако при всей прогрессивности идей гениального мыслителя его этические взгляды в некоторых своих аспектах были утопическими. В первую очередь, это выразилось в попытке создать этическую модель, якобы одинаково пригодную для всех социальных слоев.
Его мысли о том, что человек должен любить жизнь, творить добро и стремится к счастью, таили в себе скрытый протест против догм о потусторонних возданиях.
Значительным достижением в этике Ибн Сины являлось и то, что дружелюбие между людьми, независимо от их этнической, расовой и религиозной принадлежности, он возвел в ранг важнейших нравственных обязанностей людей, необходимых для человеческого общежития. Идея братства была одной из центральных в этике Ибн Сины. Он трактовал солидарность и дружелюбие как признак человечности, а враждебность и воинственность считал аномалиями, противоречащими природе человека. Если чувства взаимной поддержки и справедливости возвышают человека, отмечал он, то вражда и агрессивность низводят его до состояния животного. В этическом плане Ибн Сина всесторонне осуждал гнет, унижение достоинства человека. По его твердому убеждению, в условиях вражды, раздора и угнетения не может быть и человеческого совершенства.
Особого внимания в этическом учении Ибн Сины заслуживает трактовка им таких категорий, как счастье, благо, добродетель, справедливость, в объяснении которых он принципиально расходился с религиозными установками. Мусульманские богословы, исходя из коранических догм, утверждали трансцендентальность природы этих категорий. Ибн Сина, объявив «союз ума с сердцем, рассудочности с нравственностью», отверг эти утверждения, вкладывая в этические категории реальное, земное содержание. В решение этих важнейших проблем этики Ибн Сина апеллировал, главным образом, к человеческому разуму и признавал разум высшей судьей, основной силой, способной разрешать человеческие проблемы. В основе его этических взглядов лежали глубокая вера в познавательную способность человека, понимание им знания как отражения свойств вещей в чувствах и разуме познающего. Он рассматривал разумную деятельность, как смысл и цель человеческой жизни. Интеллектуальные и этические способности, согласно Ибн Сине, неотделимы друг от друга. Знание и добро, разумность и нравственность являются взаимообусловливающими понятиями. Этике Ибн Сины присуще возвеличивание роли разума в решении моральных проблем. Это дает нам право считать его одним из самых ярких представителей рационалистической этики на средневековом мусульманском Востоке. Ибн
Сина объявил человека «высшей ценностью», «наивысшим творением» и трактовал его как разумное, деятельное, свободное и автономное существо. Вся его этика была пронизана искренней любовью к человеку. Этим своим гуманизмом он проложил мост между этикой античности и этикой Ренессанса. Великий мыслитель Востока именно этим дал ощутимый толчок развитию мировой этической мысли последующих эпох. Его этика оказала значительное влияние на формирование этических взглядов последующих поколений ученых Ближнего и Среднего Востока.
Этическое наследие Ибн Сины не утратило своей значимости и в наши дни. Оно может быть успешно использовано в нравственном воспитании подрастающего поколения, а эта задача, как мы знаем, никогда не теряет своей актуальности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Каримова, Матлюба Рафиковна, 2009 год
1. Абу Али ибн Сина. Восточная философия//Абу Али Ибн Сина. Сочинения. Душанбе, 2005. Т.2. - С.54.
2. Абуали ибн Сино. Ал-Хикма ал-машрикийа//Абуали ибн Сино. Избранное (в 2-х томах). Душанбе, Ашгабат. 2003. - С. 153.
3. Абуали ибн Сино. Ар-рисала фи-л-ахлак (Трактат об этике)//Абуали ибн Сино. Избранное.- Душанбе; Ашгабат, 2003. Т.2.- С. 164.
4. Абуали ибн Сино. Восточная философия. С. 156-157.
5. Азимов К.А. Современные буржуазные концепции этического наследия средневекового Востока//Мораль, общество, личность. Изд. М., 1979.
6. Ахмедов Э. Арабо-мусульманская философия средневековья. Баку. 1980.
7. Аристотель. Евдемова этика. Книга первая.
8. Аристотель. О душе. Соч. Т.1. М., 1975.
9. Аристотель. Никомахова этика. СПб. К.6. 1909. - С.108.
10. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алма-Ата, 1970.11 .Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата, 1973.
11. Асимов М.С. Великий энциклопедист и естествоиспытатель.- Вопросы истории естествознания и техники. 1980, №4.
12. Асимов М.С. Авиценна и мировая цивилизация. Народы Азии и Африки, 1980, №5.
13. Асимов М.С, Диноршоев М. Ибн Сина и его роль в развитии мировой цивилизации.- Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
14. Асимов М.С, Диноршоев М. Вклад Ибн Сино в мировую цивилизацию.-Ибн Сино и средневековая философия. Душанбе, 1981.
15. Асимов М.С. Великий энциклопедист и естествоиспытатель. Вопросы истории естествознания и техники. 1980. №4.
16. Асмус В.Ф. Абу Али ибн Сига,- Новый мир, 1952, №8.
17. Ашуров Г.А. Философские взгляды Носири Хисрава. Душанбе 1965.
18. Баратов М.Б. Мировоззрение Абу Али ибн Сины.- Ибн Сина Канон врачебной науки. Ташкент. Т.1. 1981.
19. Бертельс Е.Э. Предисловие к кн: «Кабус-намэ». -М., 1958.
20. Бертельс Е.Э.История таджикско-персидской литературы. Избранные произведения. М., - Т.1 -1960.
21. Богоутдинов A.M. Великий мыслитель средневековья.- Литературный Таджикистан. Альманах, кн. 5. Сталинабад, 1953.
22. Богоутдинов A.M. очерки по истории таджикской философии. Сталинабад, 1961.
23. Болтаев М.Н. Вопросы гносеологии и логики в произведениях Ибн Сины и его школы. Душанбе 1966.
24. Болтаев М.Н. Абу Али ибн Сина — великий мыслитель ученый -энциклопедист средневекового Востока. Ташкент, 1980.
25. Бекбоев А.А. Концепция необходимости и случайности в учении античных и восточных мыслителей. Фрунзе, 1989. - С. 4.
26. Вохидов С, Кулматов Н. Абуали ибни Сино дар назми асрхои VII-УХ,-Мушкилоти Ибни Сино. Душанбе, 1980.
27. Газали. Избавляющий от заблуждения.- Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. М., 1980.
28. Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. М., 1980.
29. Гафуров Б.Г. Дасымджанов А.Х. Аль-Фараби в истории культуры. М., 1975.
30. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М., 1972.
31. Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана. VII-XII вв.М., 1960.
32. Гусейнов А.А. Иррлиц Г. Краткая история этики. М., 1987. - С.512.
33. Гюшева 3. Этические взгляды восточных мыслителей (перипатетиков).- Баку, 1982.
34. Диноршоев М., Кулматов Н. Бахси мутакаллим бо файласуф.-Мушкилоти Ибни Сино. Душанбе, 1980.
35. Диноршоев М., Кулматов Н. Бахси Ф. Рози бо Ибни Сино. Садои Шарк, 1980 №6.
36. Диноршоев М. Философские основания «Канон врачебной науки» Ибн Сины.- Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1979, №1.
37. Диноршоев М. Философские онтология Ибн Сины.- Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1979, №2.
38. Диноршоев М. Ибн Сина о природе познания.- Известия АН Таджикской ССР. ООН, 1979, №4.
39. Диноршоев М. Ибн Сина и его философские воззрения .- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.
40. Диноршоев М. Зажегший свет разума и посеявший семена знания//Абу Али Ибн Сина.
41. Диноршоев М.Д. Рационалистическая тенденция гносеологии Ибн Сино/7 Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М.: Наука, 1990. - С. 118.
42. Додихудоев Х.Д. Очерки философии исмаилизма. Душанбе. 1976.
43. Додихудоев Х.Д. Ибн Сина и гнесологический материализм. Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1979, №2.
44. Джумабаев Ю.Д Этические воззрения Абуали Ибн Сины//Торжество разума.-Душанбе. 1988.
45. Джанматова Х.И. Вопросы нравственности в трудах Ибн Сины// Общественные науки в Узбекистане. Ташкент. - 1985. № 1. - С.48-51.
46. Джумабаев Ю.Д., Мамедов Ш.Ф. Этическая мысль в Средней Азии в IX-ХУ вв. -М., 1974.
47. Ибн Сино. Руководство по философии//Абуали Ибн Сино. Избранное — Душанбе. Ашгабат, Т.2. 2003. С.116.
48. Ибн Сина. Об образовании гор и минералов (фрагмент из книги «Исцеления»).- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.
49. Ибн Сина. О душе (фрагмент из книги «Спасения»).- Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961.
50. Ибн Сина. Трактат о любви.- Серебряков СБ. Трактат Ибн Сины (Авиценны) о любви. Тбилиси, 1976.
51. Ибн Сина. Тракатат об определении.- Общественные науки в Узбекистане. №8-9. 1980.
52. Ибн Сина. Жизнеописание. Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. -Душанбе. Т.1. 1980.
53. Ибн Сина. Даниш- намэ.- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. -Душанбе. Т.1. 1980.
54. Ибн Сина. Указания и наставления.- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.
55. Ибн Сина. Освещение,- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.
56. Ибн Сина. О душе.- Ибн Сина. Избранные философские произведения. М, 1980.
57. Ибн Сина. Переписка с Беруни.- Абу Али ибн Сина. Избранные произведения. Душанбе. Т.1. 1980.
58. Ибн Сина. Книга исцеления. (Перевод пятого раздела физики «Исцеления» называемого метеорологикой и минералогией).- Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР, 1953, №4.
59. Ибни Сино. Рисолаи саргузашт.- Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. П.1. Душанбе. 1980.
60. Ибни Сино.- Ишорот ва танбехот. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. Душанбе. Т.1. 1980.
61. Ибни Сино. Мабдаъ ва маод. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. ПЛ. Душанбе. 1980.
62. Ибни Сино.- Дар баёни таксими нуфус. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб, П.2. Душанбе. 1980.
63. Ибни Сино. Дар аксоми улуми акли. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб, П.2. Душанбе, 1980.
64. Ибни Сино. Дар хакикат ва кайфити силсилаи мавчудот ва тасалсули асбобу мусаббабот. Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. П.2. Душанбе, 1980.
65. Ибни Сино. Давохри дарди дил - Абуали ибн Сино. Осори мунтахаб. - П. 2. Душанбе, 1980.
66. Игнатенко А.А. Социум и разум (рационалистические течения в арабо-исламской общественно-политической мысли средневековья).
67. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. -М., 1961.
68. Касымджанова А.Х. Абу-Наср аль-Фараби. М., 1982.
69. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского средневековья: Автореф.дисс. д.ф.н.-М., 1988.-С. 19.
70. Комилов Р. Теория утопического общества в истории таджикско-персидской культуры. Душанбе. 1997.
71. Лей Г. Очерк. Истории средневекового материализма. М. 1962.
72. Майоров Г.Г. К вопросу об эволюции аристотелизма в средние века.-Известия АН Таджикской ССР, ООН, 1981, №2.
73. Мамедов Ш.Ф. Философия Абу Али ибн Сины.- Из истории философии народов СССР. М., 1982.
74. Мирбобоев М.Р. Этика Джалолуддина Давони. Душанбе. 1992. - 140 с.
75. Мухтор Ш. Абу Али ибн Сина во Франции.- Из истории философии народов СССР. М., 1980 №3.
76. Платон. Государство.- Сочинения. Т.З. ч.1. М., 1971.
77. Петров Б.Д. Ибн Сина 980-1037 г. М., 1980.
78. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. М.,1990.- С. 144.
79. Рахматуллоев Н. Философские взгляды Ибн Сино в «Указаниях и наставлениях», Душанбе 1980.
80. Роузенталь Ф. Торжество знания. М., 1978.
81. Садиков А. Роль и предназначение человека в этических взглядах Ибн Сины // Торжество разума. Душанбе, 1988.
82. Сагадеев А.В. Список и хронология трудов Ибни Сины по анонимному дополнению к биографии мыслителя, составленной Абу-Убайдом аль-Джузджани.- Ибн Сина (Авиценна). Избранное, М., 1980.
83. Сагадеев А.В. Ибн Сина как систематизатор средневекового научного знания.- Вестник АН. СССР. 1980, №11.
84. Сагадеев А.В. От Авиценны к Ибн Сине: опыт адекватной реконструкции восточно-перипатетический мысли. Абу Али ибн Сина. К 1000-летию Абуали ибн Сины. Ташкент 1980.
85. Сагадеев А.В. Бахманьяр аль-Азербайджани о некоторых основоположниках философии Ибн Сины. Вопросы философии. 1980, №5.
86. Сагадеев А.В. Ибн Рущд (Аввероэс). М., 1973.
87. Сагадеев А.В. Ибн Сина. М„ 1980.
88. Сейфуллаев Р.С. Натурфилософские идеи Авиценны. -Абу Али ибн Сина и естественные науки. Ташкент. 1981.
89. Сирочов Ф. Масъалахои фалсафаи хасти дар «Начот»-и Ибни Сино. Душанбе, 1980.
90. Султонов М. Ахамияти «Рисолаи саргузашт» дар омузиши ахвол аз осори Ибни Сино. Душанбе, 1980.
91. Султонов У. Акидахои фалсафи, ичтимои ва ахлокии Абуали Сино. Душанбе, 1975.
92. Султонов У. Муосирони Абуали ибни Сино. Душанбе. 1980.
93. Турабаев М.С., Курмангалиева Г. Преемственность во взглядах аль-Фараби и Ибн Сины и проблема противоречия в их учении // Изв. АН Каз ССР. Отделение общ. наук. -1981. № 2.- С.31-36.
94. Турсунов А. Философия Ибн Сины. Истоки, проблемы, исторические судьбы,- Философские науки. 1981. №1.
95. Хайруллаев М.М. Фараби и Ибн Сина.- Абу Али ибн Сина. К 1000-летию со дня рождения. Ташкент, 1980.
96. Хайруллаев М.М., Захидов А Малоизученные страницы наследия Ибн Сины. (О переписке и посланиях). Вопросы философии. №7. 1980.
97. Хазтаркулов М. Тасаввуф. Душанбе, 1988. 124 с. (на тадж.яз.).
98. Хазраткулов М. Ориёнихо ва тамадцуни ориёи. Душанбе. 2006. - 579 с.
99. Хазраткулов М. Философия озарения. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук.
100. Чалоян В.К.Восток- Запад. М., 1968.
101. Чикин С.Я. Абу Али ибн Сина выдающийся врач и мыслитель средневековья (К 1000-летию).- Советская медицина. №3. 1980.
102. Шамолов А.А. Сравнительный анализ этики Абу Ханифа Газали и Насириддина Туси. - Душанбе. 1994. - 180 с.
103. Шад П. Теория познания Ибн Сины.- Из истории философии. М. 1952.
104. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. М., 1979.
105. Шаймухамбетова Г.Б. Проблема универсалий в арабоязычной и западноевропейской философии средневековья. Ибн Сино и средневековая философия. - 1981. Душанбе.
106. Шамин А.Н. Труды Ибн Сино в Европе эпохи возрождения.- Вопросы истории естествознания и техники. № 4. 1980.
107. Шарипов А. Философская переписка Беруни и Ибн Сины.- Вопросы философии. № 10. 1978.
108. Штекл А. История средневековой философии, М., 1912.
109. Шидфар Б .Я. Ибн Сина. М., 1981.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.