Политическая философия Абу Насра ал-Фараби тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Джураев, Раджаббой Зухурович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат философских наук Джураев, Раджаббой Зухурович
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА I. ИДЕЙНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ОСОБЕННОСТИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ АБУ НАСРА ал-ФАРАБИ
§ 1. Идейные истоки и культурные предпосылки формирования политической философии Абу Насра ал-Фараби.15
§ 2. Общая характеристика философской системы ал-Фараби . .45
§ 3. Понятие политической философии Абу Насра ал-Фараби.60
ГЛАВА И. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ АБУ НАСРА ал-ФАРАБИ
§ 1. Учение об обществе и государстве.76
§ 2. Учение о добродетельных и недобродетельных городах-государствах.96
§ 3. Проблема управления и роль закона.128
§ 4. Концепция политического лидерства.136
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Гражданская философия Аль-Фараби2006 год, доктор философских наук Диноршоева, Зарина Мусоевна
Социальная философия Насириддина Туси2009 год, доктор философских наук Худоер Шоихтиеров
Учения об утопическом обществе в истории таджикско-персидской культуры: С древнейших времен до XVI века1999 год, доктор философских наук Комилов, Рустам Садуллоевич
Концепция справедливости в таджикской философии IX-XI веков2006 год, кандидат философских наук Абдулатипов, Усуф Хасанович
Проблемы политической этики в трудах таджикских мыслителей X-XI вв.2006 год, кандидат философских наук Камолова, Хосият Курбоналиевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая философия Абу Насра ал-Фараби»
Актуальность темы. Абу Наср ал-Фараби является выдающимся философом, ученым-энциклопедистом, родоначальником ирано-арабоязычной рационалистической и политической философии, духовным наставником многих мыслителей. Он занимает особое место в истории общественно-философской и политической мысли. Привлекательность творчества ал-Фараби заключается не только в том, что он разработал четко продуманную общефилософскую систему, но и в том, что в его политических произведениях впервые четко сформулированы основные положения и принципы политической философии.
В центре философской системы ал-Фараби находится тема человека, его интеллектуально-нравственное совершенствование, его стремление к достижению свободы, к личному и общественному счастью, поиск-человеком лучшего будущего. Вопросы происхождения и функционирования человеческого общества, государства, его типов, форм управления, места и роли закона, принципы организации добродетельного государства, а также необходимые качества и свойства человека, наделенного властью (политического лидера), что актуализировалось в нынешних условиях. Следует отметить, что не все проблемы, которые волновали ал-Фараби и которые он поднимал в своих работах, принадлежат прошлому, многие его идеи актуальны и принципиально важны и сегодня. В этом плане исследование политической философии ал-Фараби представляется весьма актуальным.
Актуальность исследования также обусловлена необходимостью обращения к духовному наследию прошлого с целью извлечь из него уроки в целях обновления и оздоровления современного общества.
Исследование политической философии ал-Фараби приобретает большую актуальность в условиях независимого развития Таджикистана, усиления демократических преобразований, создания правового, светского государства, утверждения согласия в нашем обществе. В этом отношении исследование политической философии ал-Фараби, особенно его учения о политике, о свободе, счастье, о необходимости взаимопомощи между людьми, его призыв к изучению наук, интеллектуально-нравственному совершенствованию человека и общества, чрезмерно актуализируется. ^Особенно актуальной сегодня остается концепция мыслителя о политическом лидерстве, его идеи о добродетельном обществе, о справедливости, равенстве, сохранении мира, предотвращении войны, осуждении им несправедливых войн. В этом плане политическая философия и идеи мыслителя могут стать ценным источником при политическом воспитании подрастающего поколения.
Актуальность исследования также обусловлена необходимостью творческого освоения достижений философской, этической и политической мысли народов стран Ближнего и Среднего Востока, на развитие которой большое влияние оказал ал-Фараби. Актуальность также заключается в
О научной неразработанности и отсутствии специальных исследований по политической философии мыслителя. Хотя со времени создания политической философии ал-Фараби прошло более 1100 лет, тем не менее, его идеи и политическая философия во многом сохраняют свою ценность и имеют непреходящее значение для современных обществ.
Степень разработанности проблемы. Философское и общественно-политическое наследие ал-Фараби на протяжении более тысячи лет является объектом пристального внимания исследователей различных стран мира. О научном, философском и политическом творчестве ал-Фараби существует огромная исследовательская литература. Обзор этих работ, выпущенных в свет до середины 70-х годов прошлого века, приведен в работах Б.В.Лунина1.
1 Лунин Б.В. Библиографические очерки о деятелях общественных наук в Узбекистане. - Ташкент: Фан. 1976. - Вып. I: Гго же. Библиографический указатель советской литературы об Абу Насре аль-Фараби и изданий текстов его произведении в СССР // Обществ, науки в Узбекистане. - 1973. - № 6. - С. «8-95.
Изучение наследия ал-Фараби было начато еще в эпоху средневековья.
0 жизнедеятельности ал-Фараби, характере его мировоззрения, философском творчестве, знакомстве с греческой философией существуют сообщения в трудах "Татимат сиван-ул-хикма" (XII в.) Абдул Хасана Байхаки, "Торих ал-улама" («История мудрецов», XII в.) Ибн Кифти, "Нигористони Гаффори" («Нигаристан Гаффари», XVII в.) А.Казвини, в "Кашф уз-зунун" («Раскрытие сомнений», XVII в.) и мн. др.
Работа арабского философа И.Мадкура1 является первым философским исследованием биографии, творческого наследия, философского миропонимания ал-Фараби, его социальной философии и политических воззрений. Автор высоко оценивает его как философа-политика, как родоначальника ирано-арабоязычной политической философии, однако его исследование не раскрывает целостную систему политических взглядов ал-Фараби. Поэтому в данной работе последовательного анализа общественно-философских учений мыслителя мы не видим.
Философское и политическое наследие ал-Фараби более подробно изучено иранскими учеными Р.Довари2, Ф.Нозирзода3, Деххудо4, З.Сафо5, А.А.Халаби6. Наиболее ценными являются труды Р.Довари и Ф.Нозирзода.
Р.Довари, проанализировав процесс распространения политической теории древнегреческих мыслителей на Востоке, коротко излагает эволюцию взглядов ал-Фараби о политике, взаимоотношении теоретической и практической философии, их взаимообусловленности и отличии. Несмотря на свое название - "Гражданская философия Фараби" - эта работа не дает всестороннего анализа основных положений политической концепции мыслителя.
1 Мадкур И. Место Фараби в мусульманской философии.- Париж, 1934. - Англ. Его же: Фороби // Торихи фалсафа дар ислом,- Техрон, 1362 х.- Перс.
2 Довари Р. Фороби муассиси фалсафаи исломи.- Техрон, 1983 х. - Перс. Его же: Фалсафаи мадании Фороби,- Техрон, 1365 х.- Перс.
3 Нозирзода Ф. Фалсафаи сиесии Фороби: шархи назарияи мадинаи фозила бо татбик бо орои Афлотун ва Арасту,- Техрон, 1386 х.- Перс.
4 Деххудо. Лугатнома,- Техрон, 1325 х,- Ч.З.- Перс.
5 Сафо 3. Торихи улуми акли дар тамаддуни исломи. -Техрон.- 1356 х.- Ч.1.- Перс. Его же: Хакпм Фороби.-Техрон, 1353 X.- Перс.
6 Халаби А.А. Торихи тамаддуни исломи,- Техрон.- 1365 х. - Перс.
В отличие от Р.Довари, Ф.Нозирзода подходит к исследованию политической философии ал-Фараби более основательно. Её заслугой является то, что она всесторонне анализирует политическую концепцию мыслителя. Но при всех своих достоинствах эта работа имеет ряд недостатков. Автор абсолютизирует значение древнегреческой политической мысли в становлении политического мировоззрения ал-Фараби. Тем не менее, данную работу можно считать основной исследовательской базой для дальнейшего изучения политической философии ал-Фараби.
Определенный вклад в разработку философского, общественно-политического наследия ал-Фараби внесли европейские исследователи. Среди этих работ особого внимания заслуживают труды Ф.Дитерици1, М.Штейншнейдера2, Г. Лея3, Е.Ж.Розенталя4, благодаря которым западный мир не только познакомился с философским творчеством мыслителя, но и испытал на себе влияние политической концепции философа. Особенно следует выделить работу Г.Лея, в которой проанализирован процесс возникновения и эволюции мировоззрения мыслителя, его связь с аристотелизмом и неоплатонизмом. Отдельная глава посвящена анализу общественно-политических взглядов ал-Фараби и Ибн Сины. Однако в исследовании автора можно заметить противоречивое отношение, которое прослеживается в оценке политического учения ал-Фараби.
Несмотря на превалирующую среди европейских исследователей объективную оценку общественно-политических взглядов ал-Фараби, встречаются работы, где политическая философия ал-Фараби трактуется и оценивается неверно и однобоко. Среди них можно
1 Dieterici F. Al Farabi Kitab Ara-Ahlal madinah. Leiden. 1904. - Его же: Al Farabi Kitab al-Sieasat al-madaniah. Leiden. 1904.
2 Sleinschyeider M. Al Farabi, der arabischen philosophen. Leben und Schriften. 1802. - Его же: Al Farabi.
3 Лей Г. Очерки истории средневекового материализма. - М., 1962.
4 Розенталь Е.Ж. Место политики в философии аль-Фараби // Исламская культура,- 1953.- т.29. № 3,- С. 154162,- Англ. назвать работу Е.Ж.Розенталя. Он подчеркивает, что "политическая философия мусульман, особенно концепция ал-Фараби полностью заимствована у древнегреческих мыслителей"1. Естественно, влияние древнегреческой философской политической мысли на мыслителей Востока имело место, но на этом основании не следует отрицать оригинальность политической философии ал-Фараби, хотя бы потому, что она вырабатывалась в духе потребностей новой исторической эпохи и ориентировалась на исламские ценности в оценке культуры и цивилизации.
Большой вклад в изучение философского, общественно-политического наследия ал-Фараби, мировоззренческо-методологических и гуманистических аспектов политической философии мыслителя внесли советские ученые С.Н.Григорян2, М.М.Хайруллаев3, Н.С.Кирабаев4, Г.С.Сапаргалиев, А.Н.Таукелев\
7 ft
М.С.Бурабаев, Г.К.Курмангалиев А.Х.Касымжанов , Ш.М.Шамухаммедов , С.К.Сатыкбекова9, А.А.Абдурасулов10, М.К.Арипов11 и др.
1 Розенталь Е.Ж. Место политики в философии аль-Фараби // Исламская культура,- 1953,- т.29. № 3.- С.157.
2 Григорян С.Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана (VII-XI вв). - М.: Изд-во АН СССР. 1960. Его же: Средневековая философия народов ближнего и среднего Востока.- М.: Знание, 1966. Его же: Великие мыслители арабского Востока. - М.: Знание, 1961.
3 Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии.- Ташкент: Фан, 1967. Его же: Вопросы мышления в философской системе Фараби // Обществ, науки в Узбекистане,- 1964. -№8. -С. 115-121. Его же: Об изучении научного наследия Абу Насра Фараби в Узбекистане // Обществ, науки в Узбекистане.- 1961.- № 4. -С.52-54. Его же: Крупнейший мыслитель Востока // Советский Узбекистан сегодня.- 1970. -№ 9. -С.21-26. Его же: Фараби. Эпохи и учения,- Ташкент: Узбекистан, 1975.
4 Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока,- М: УДЫ, 1987,- 174 с. Его же: Фикх. общество, человек в арабо-мусульманской философии эпохи средневековья //Методологические и мировоззренческие проблемы философии стран Востока.- М: Инст. философии АН СССР, 1986.
5 Таукелев А.Н., Сапаргалиев Г.С. Государственно-правовые взгляды аль-Фараби,- Алма-Ата: Наука, 1975.
6 Бурабаев М.С., Курмангалиев Г.С. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1984.
7 Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. - М.: Мысль, 1982. Его же: Эстетические взгляды Фараби. -Душанбе: Ирфон, 1990.
8 Шаиухаммедов Ш.М. К проблеме развития гуманистических идей в творчестве классиков персидско-таджикской поэзии,- Автореф. дис. д-ра философ, наук. -Ташкент. 1964.
9 Сатыкбекова С.К. Гуманизм аль-Фараби и его идейные истоки. -Афтореф. дис. канд. философ, наук-. М. 1972, Его же: Гуманизм аль-Фараби,- Алма-Ата: Наука, 1975.
10 Абдурасулов А.А. Социальная утопия Фараби и ее роль в развитии общественно-политической мысли.-Автореф. дис. канд. философ, наук. - Ташкент, 1975.
11 Арипов М.К. Социальная утопия в общественно-философской мысли Средней Азии.- Автореф. дис. д-ра философ, наук,- Л., 1989. Его же: Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии.- Ташкент: Фан, 1987. Его же: К проблеме социальной утопии на Востоке // Социально-утопические идеи вСредней Азии,-Ташкент: Фан, 1983.-С.128-135.
С.Н.Григорян в своих работах исследует идейные источники формирования взглядов ал-Фараби и эволюцию его философского мировоззрения, сосредоточивая свое внимание на изучении онтологических и гносеологических аспектов философской системы мыслителя. Работы С.Н.Григоряна заслуживают внимания и потому, что дают определенное представление об общественно-политических взглядах ал-Фараби. Но следует отметить, что его исследования о политической философии ал-Фараби носят фрагментарный характер.
Большая заслуга в изучении философского наследия и общественно-политического учения ал-Фараби принадлежит М.М.Хайруллаеву. В своих исследованиях он попытался определить представления мыслителя о гражданской науке, ее соотношении с этикой, а также его взгляды на проблемы происхождения общества, государства, его типы, формы и задачи, вопросы управления, качества и свойства политического лидера. Несмотря , на стремление автора осветить вышеназванные проблемы, однако основные проблемы и принципы политической философии ал-Фараби не стали объектом системного анализа. Кроме того, трудно согласиться с М.М.Хайруллаевым в том, что "представление ал-Фараби об общественной и нравственной жизни людей и развитии общества во многих отношениях абстрактны и ограничены"1, ибо развитие общественно-философской мысли данной эпохи следует анализировать с учетом сложившегося уровня развития самого общества и философской политической мысли в целом.
Проблемы формирования социально-политических идей и политической философии ал-Фараби анализируется Н.С.Кирабаевым. Автором проанализировано понимание ал-Фараби предмета гражданской науки, ее цели и назначение, в очень сжатой форме раскрыто понятие добродетельного и недобродетельных городов, перечислены требования.
1 Хайруллаев М.М. Фараби. Эпоха и учения. - Ташкент: Узбекистан, 1975. - С.329. предъявляемые мыслителем к главе государства. Специальный анализ политической философии ал-Фараби в работах Н.С.Кирабаева отсутствует.
Ряд важных сведений о политической философии ал-Фараби мы находим в книге А.Н.Таукелева и Г.С.Сапаргалиева. Ценность этой работы заключается в том, что авторами более подробно проанализированы идейные источники возникновения политико-правовых концепций философа, его учения о государстве и политической власти, его вклад в развитие юриспруденции. Данная работа представляет значительный интерес лишь с позиции юриспруденции.
Исследованию этико-политических взглядов философа посвящена работа М.С.Бурабаева и Г.К.Курмангалиева. Авторами наряду с этическими и эстетическими концепциями ал-Фараби в сжатой форме проанализировано понятие "Гражданская философия", ее теоретико-методологические принципы, коротко характеризуются типы недобродетельных государств. Но в работе совершенно не затрагивается совокупность вопросов, относящихся к проблемам политической философии ал-Фараби.
Мировоззренческие и гуманистические аспекты политической философии ал-Фараби нашли свое отражение в докторской диссертации Ш.М.Шамухаммедова и кандидатской диссертации С.К.Сатыкбековой.
Общественно-философские учения и проблема социальной утопии ал-Фараби нашли свое отражение соответственно в исследовательских работах А.А.Абдурасулова и М.К.Арипова. В вышеназванных работах коротко обсуждаются вопросы управления, проблемы счастья, а также пути и способы достижения идеального государства. Однако при всей ценности проделанного авторами исследования, многие стороны политических концепций мыслителя остались не раскрытыми.
Большой вклад в исследование общефилософского, общественно-политического наследия ал-Фараби внесли таджикские исследователи, такие как: Б.Г.Гафуров1, А.М.Богоутдинов2, А.М.Джахид3, М.Д.Диноршоев"4, Х.Додихудоев5, Р.С.Комилов6, А.А.Шамолов7 и др.
А.М.Джахид наряду с анализом социально-политической обстановки, идейных предпосылок формирования мировоззрения философа, в сжатой, но систематической форме исследует концепцию мыслителя о возникновении и формах человеческого общества, о вопросах государства, его функциях и задачах, о формах государственного управления, морально-политических качествах правителя. Однако при всей ценности данных работ в них остался нераскрытым ряд основных проблем, в частности, понятие политической философии, ее взаимосвязь и различия с этическим учением, концепция политического лидера, принципы функционирования добродетельного государства и недобродетельных городов.
Политическая концепция ал-Фараби в контексте утопического учения и его влиянии на последующих мыслителей нашло отражение в исследовании Р.Комилова. Автор, проведя сравнительный анализ идей и концепций основных представителей общественно-философской и политической мысли эпохи средневековья с воззрениями ал-Фараби, отмечает гуманистический характер его теорий.
Значительный вклад в изучение общефилософской системы ал-Фараби, особенно его философии, внес М.Диноршоев. В своем кратком, но содержательном анализе автор освещает сущность философских учений
1 Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Аль-Фараби в истории мировой культуры.- М: Наука, 1972. - Его же: Абу наср Ал-Фараби и его время / Избранные труды.- М.: Наука, 1980.
2 Богоутдинов A.M. Очерки по истории таджикской философии,- Сталинабад: Таджикгосиздат, 1961,- Его же: Эпоха Абу Али Сино и формирование его научных взглядов // Ибн Сина. Дониш-намэ,- Душанбе: Таджикгосиздат, 1957.
3 Джахид A.MP. Абу Наср Ал-Фараби о государстве. -Душанбе: Дониш, 1968. - Его же: К вопросу о биографии в мировоззрении Абу Насра аль-Фараби // Сб.работ аспирантов ТГУ им.В.И.Ленина.- Душанбе, 1962, с. 36-48. - Его же: Некоторые вопросы государства в воззрениях Абу Насра ал-Фараби,- Душанбе, Дониш, 1963.
4 Диноршоев М.Д. Ал-Фараби в истории таджикской философии // Известия АН PT.
5 Додихудоев X. Философия крестьянского бунта. -Душанбе: Ирфон, 1987,- Его же: Исмоилия ва озодандешии Шарк,-Душанбе: Ирфон, 1989.
6 Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикской философии X1II-XV вв.- Душанбе. 1993,- Его же: Социально-утопические учения в истории таджикско-персидской культуры,- Душанбе. 2001.
7 Шаиолов А.А. Сравнительный анализ этики Газзали и Насриддина Туси.- Душанбе: Дониш, 1994,- Его же: Газзали - его социально-политические взгляды,- Душанбе: Дониш,- 1996. мыслителя, определяет логику развития мировоззренческого и методологического основания философии мыслителя, а также показывает влияние взглядов ал-Фараби на формирование последующих общественно-политических и этических концепций.
Общественно-политические учения средневековых мыслителей в форме сопоставительного анализа рассмотрены в работах А.Шамолова, в том числе учения ал-Фараби и их влияние на формирование политического учения ал-Газзали.
Анализ данных работ показывает, что среди них нет специальных обстоятельных исследовательских работ, посвященных проблемам политической философии мыслителя. Исследовательские работы об ал-Фараби выпущенные в 70-х и до начала 90-х годов XX века, также неполно раскрывают интересующую нас тему, но это не означает, что политическая философия ал-Фараби не была предметом исследования ученых. Напротив, в своих исследованиях, так или иначе, они все же отмечали некоторые аспекты данной проблемы, но их исследования, в основном, носят обзорный и весьма противоречивый характер.
Несмотря на большое количество исследовательской литературы, посвященной общефилософскому и политическому учению мыслителя, по интересующей нас теме не существует специальных исследований общего и обзорного характера, а существующие работы не раскрывают всю полноту содержания политической философии ал-Фараби, ее теоретическое, практическое, культурологическое и историческое значение. Исходя из этого и определяются цели и задачи нашей диссертационной работы.
Цели и задачи исследования. Исходя из степени изученности данной проблемы диссертант стремится реализовать следующие цели:
- осветить культурно-идейные источники формирования и развития политических взглядов ал-Фараби;
- определить понятия и основные проблемы политической философии ал-Фараби, выявить его наиболее существенные в теоретическом и практическом отношении идеи и гипотезы, относящиеся к его политической философии.
В соответствии с определенной целью поставлены следующие задачи:
- проследить генезис, эволюцию и тенденцию развития взглядов мыслителя по проблемам политической философии;
- раскрыть взаимосвязь политической философии ал-Фараби с его этическим учением;
- исследовать взгляды мыслителя по проблемам возникновения и развития человеческого общества, государства и власти;
- проанализировать концепцию ал-Фараби о политическом лидерстве, оценить ее значение в системе политических воззрений философа;
- определить идейную преемственность политической философии ал-Фараби и его последователей; выявив его влияние на последующее развитие политической философии.
Научная новизна диссертации, прежде всего, состоит в том, что в ней впервые проводится обобщающее исследование политической философии ал-Фараби.
Научная новизна работы также состоит в том, что в ней впервые в историко-философской науке выдвигаются и обосновываются следующие положения:
- политическая философия ал-Фараби опирается на политическое учение Платона и Аристотеля, но к ним не сводится. Она формировалась в условиях Арабского халифата и господства идеологии ислама, несет на себе отпечаток пространственно-временного континуума, о чем свидетельствует как ее проблематика, так и решение многих затрагиваемых проблем;
- понятие политической философии впервые выдвинуто ал-Фараби. В трудах Платона и Аристотеля это понятие отсутствует. Ал-Фараби четко определяет также предмет, проблемы, задачи и функции политической философии;
- политическая философия ал-Фараби является рационализированным систематизированным философским учением, этим она глубоко отличается от различных религиозных, каламистских и иных учений;
- политическая философия ал-Фараби оказала решающее влияние на развитие политической философии Востока - от ал-Маварди и ал-Газзали до А.Дониша;
- учение ал-Фараби о добродетельном городе есть учение об идеальном обществе - обществе всеобщего благоденствия (по современной терминологии). Его же учение о недобродетельных городах есть учение о тиранических обществах, каких в его эпоху было немало.
Методологической и теоретической основой диссертации являются основополагающие диалектические принципы историко-философского исследования, принципы научной объективности, единства логического и исторического, преемственности идей, методы и методологии классиков философии, труды известных отечественных и зарубежных исследователей по политической философии и истории политических учений.
Источники исследования. Основными источниками диссертационного исследования являются политические трактаты Абу Насра ал-Фараби «Ас-сиёсат ал-мадания» («Гражданская политика»), «Орои ахли мадинаи фозила» («Трактат о взглядах жителей добродетельного города»), «Фусул ал-маданийа» («Афоризмы государственного деятеля»), «Тахсил ал-са'ода» («О достижении счастья») и другие, а также комментарии других авторов к ним.
Практическая ценность работы. Материалы диссертация могут быть использованы для дальнейшего освещении истории политической философии стран Ближнего и Среднего Востока, при составлении и чтении лекций и подготовке спецкурсов по истории таджикской философии, истории политико-правовых учений, а также при составлении учебников для высших и средних учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в докладах и выступлениях автора на заседаниях и семинарах Отдела истории философии Института философии и права АН Республики Таджикистан, научных конференциях Академии МВД Республики Таджикистан, в опубликованных статьях автора.
Диссертация обсуждена на заседании Отдела философии Института философии и права АН Республики Таджикистан и на совместном заседании секции специализированного совета по истории философии (от 21 сентября 2004 года, протокол № 8) и рекомендована к защите.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и библиографии.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Социально-политическая философия Ибн Халдуна2009 год, кандидат философских наук Зикиров, Хобилджон Хаиталиевич
Человек и общество в философии Ибн Баджжи2012 год, кандидат философских наук ОCМАНОВ, АНВАР МАГОМЕДОВИЧ
Философия Мирзо Абдулкодира Бедиля2007 год, доктор философских наук Садыкова, Насиба Нуруллаевна
Государственно-правовые взгляды Джами2003 год, кандидат юридических наук Кенджаев, Шухратджон Юсуфович
Социальная философия мусульманского средневековья1989 год, доктор философских наук Кирабаев, Нур Серикович
Заключение диссертации по теме «История философии», Джураев, Раджаббой Зухурович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результат исследования политической философии Абу Насра ал-Фараби свидетельствует о том, что мыслителем в рамках его философии было выработано новое оригинальное направление в изучении общества и политики, в корне расходившееся с концепциями его предшественников в плане осмысления и разработок теорий добродетельного общественного устройства. Ал-Фараби глубоко обосновал понимание политики с позиции философии, т.е. политику как науку. Благодаря мыслителю политическая философия получила свое научно-философское утверждение в качестве самостоятельной отрасли философии на Ближнем и Среднем Востоке.
Политическая философия ал-Фараби представляет собой интерес не только как теоретическая база осмысления политических проблем, но и как политическая концепция, акцентирующая свое внимание на анализе природы, характера отношений политических процессов, тенденции их развития. Политическая концепция ал-Фараби, которая носит глубокий гуманистический и рационалистический характер, формировалась на основе творческого освоения мыслителем философских и этико-политических достижений восточной и древнегреческой культуры. Великая заслуга ал-Фараби заключается в том, что он не только воспринял и сохранил ценные идеи своих предшественников, но и значительно обогатил логико-теоретический аппарат философии и передал следующим поколениям политическую систему философии.
Политическая\ философия ал-Фараби выражается в диалектической
V \ связи идеального с реальным и в их противопоставлении. Реальное - это существующие порядки и способы управления, которые подвергаются критике сквозь призму общечеловеческих ценностей. Идеальное - это мир воображаемый, разработанный философом в соответствии со своими политическими идеалами. Идеальный мир ал-Фараби - это мир справедливости, любви, добродетели, взаимопомощи и согласия, основанный на разуме; он представляет собой проект добродетельного государства будущего; отражает веру мыслителя в счастливое будущее человечества.
Гуманизм - одна из главных особенностей политического творчества ал-Фараби. В политической философии мыслителя раскрываются два аспекта гуманизма: этический и политический. Этический аспект, культивирование гуманистических ценностей выражают взгляды мыслителя о человеке как о высшей ценности мироздания. Политический аспект, который выдвигает и обосновывает философ, раскрывает идею о необходимости создания в обществе достойных условий жизни. Исходя из этого мыслитель пытается доказать нравственный идеал с политической позиции.
Исследование свидетельствует, что политическая философия ал-Фараби содержит в себе религиозную окраску т. е. имеется в виду, что политика, этика и религия в учении мыслителя взаимосвязаны между собой.
Религиозность политической концепции ал-Фараби не отрицается. Ее проявление обусловлено с позиции нравственно-политической функциональности. Однако его религиозность далека от дотошных самонаблюдений и поисков экстатических видений вдали от мира. Проведенное диссертационное исследование показывает, что ал-Фараби выработал глубоко прогрессивную, оригинальную и рационалистическую систему политической философии, и позволяет сделать следующие выводы:
1. Общественно-философские и политические взгляды ал-Фараби возникли в конкретно-исторических условиях, на основе принципа причинности и политической целесообразности.
2. Политическая философия ал-Фараби формировалась на основе целостной системы предшествующих философских, нравственно-политических учений, на основании синтеза и взаимовлияния индийских, восточных (персидской, индийской и др.) и древнегреческой культур.
Важнейшим, исходным идейным источником политической теории ал-Фараби является философское мировоззрение, социально-политическое и нравственное учение фарси-арабоязычных народов Ближнего и Среднего Востока. Исследование показывает, что непосредственное и плодотворное влияние на формирование политических взглядов мыслителя оказала древнегреческая политическая философия, особенно идеи аристотелизма и неоплатонизма.
Особенное влияние на становлении политического мировоззрения ал-Фараби оказали общественно-политические направления философии ислама, а также определенное место имело влияние философских идей его современников-перипатетиков.
В целом, политическая философия ал-Фараби испытала на себе влияние самых разнообразных культурных традиций общественно-философских и политических мыслей различных народов, что свидетельствует об их преемственности. В этом отношении следует отметить, что процесс формирования и эволюции политической философии ал-Фараби связан со следующими периодами: а) ознакомление и использование в своем творчестве ценных философских и политических идей своих предшественников; б) формирование собственных взглядов, переработка, критический подход и преодоление недостатков существующих теорий; в) философский анализ, исследование наиболее важных вопросов противоречивых тенденций в политической общественной жизни; г) стремление к разработке определенных методов и способов практической реализации своих идеалов.
3. Философская система ал-Фараби представляет собой очередной, наиболее высокий уровень общественной мысли эпохи средневековья. Мыслитель сумел внести новое, оригинальное в рассмотрение проблем онтологии: в учение о бытии, материи, соотношении материи и форм; гносеологии, логики и особенно в разработку вопросов классификации наук.
4. Абу Наср ал-Фараби дал принципиально новую, глубоко прогрессивную для своего времени трактовку политики и задач политической философии, ее места среди других наук. Политическая философия, по мнению мыслителя, должна вырабатывать знание о политике, помогать усваивать и формировать политические знания, что способствует определенному видению политической действительности и многообразных отношений, их постоянного изменения. Философ четко и убедительно показывает роль и функции, которые должна выполнять политика в жизни общества и человека.
Главная цель политики, отмечает философ, это поиск путей и способов достижения счастья и нравственно-интеллектуального оздоровления общества. Ал-Фараби особо подчеркивает значение политики в обеспечении общественного развития, создания благоприятных условий для совершенствования человека и общества в целом, в определении общих целей, разработке согласованных методов и способов их достижения.
С точки зрения мыслителя, политика не только выражает интересы и потребности различных групп, но и обеспечивает общественный порядок, разрабатывает проекты будущего государственного устройства.
5. Политическая философия ал-Фараби многогранна, она охватывает важнейшие политические проблемы, рассматривая их в тесной связи и взаимообусловленности. Центральным предметом раздумий мыслителя является человек, его природа, предназначение человека, различные проявления человеческих способностей.
6. Исключительно важное место в политической философии ал-Фараби занимают проблемы общества и государства, анализу которых философ уделяет особое внимание.
Ал-Фараби стремится объяснить рационалистически причины возникновения, эволюцию, структуру и движущие силы человеческого общества и государства, классифицирует его типы, определяя идеальные формы государства и управления государственной властью.
Происхождение государства, по мнению мыслителя, продиктовано потребностью самого общества, так как объединение людей в обществе порождает новые потребности, для удовлетворения которых необходимо государство. Государство, как иерархический организм, способствует поддержанию равновесия интересов различных социальных групп, гармоничному развитию общества и достижению людьми конечной цели -счастья. Государство, подчеркивает мыслитель, не что иное, как орудие, призванное защитить общество от беспорядка и враждебности. Несмотря на отсутствие в трактатах ал-Фараби четкой дифференциации понятий общества и государства, философ отличает их друг от друга - как глубоко взаимосвязанные и взаимодействующие, но различные явления, доказательством чего является мнение мыслителя, что возникновение общества предшествует происхождению государства. Следует отметить, что в этом отношении важное значение имеет то, что философ рассматривал соотношение общества и государства в аспекте их органичной связи. Выявляя закономерности происхождения и функционирования государства, он опирался на закономерности общественного развития.
Нужно подчеркнуть, что в основе его учения об обществе и государстве лежат диалектические принципы взаимоотношения общего и частного, общего и особенного.
7. Значительный интерес представляют взгляды ал-Фараби о формах государства, принципах организации, методах и способах осуществления власти.
Формы государства определяются философом в зависимости от особенностей функционирования государственной власти, типов управления, целей, которыми руководствуются глава государства и его граждане. Исходя из нравственно-интеллектуального принципа уровня жизни и развития общества, ал-Фараби подразделяет государства на добродетельное и недобродетельные.
Добродетельное государство - это ключевое философское понятие и основа политической концепции мыслителя, содержание и принципы организации которого раскрываются философом через аналогию с человеческим организмом. Концепция добродетельного государства - это альтернатива существующим в реальности общественно-экономическим системам, нравственно-этическим нормам, правилам поведения; ее смысл выражается в теоретическом осмыслении и поиске добродетельного общественного устройства. Иерархическая упорядоченность добродетельного государства рассматривается мыслителем как основа осуществления гармонии и разумности, нравственно-интеллектуального совершенствования общества и достижения человеком конечной цели, которой является счастье.
Однако концепция добродетельного государства носила все же утопический и теоретический характер; невозможность реализации его модели в средневековую эпоху осознавалась философом. Тем не менее, концепция добродетельного государства была ответом на имевшую место социальную несправедливость, невежественные отношения, формы и способы управления государством, существовавшие в эпоху мыслителя, как указание путей изменения существующего порядка, как в настоящем, так и в будущем.
8. Разработка концепции политического лидера, его необходимых качеств и свойств, выдвинутый философом принцип выборности главы государства, являются одним из величайших достижений политической философии ал-Фараби. Нужно отметить, что ал-Фараби особую роль в упрочении государства и упорядочении человеческих и общественно-политических отношений отводит главе государства. Глава государства в политической философии мыслителя выступает не только как причина возникновения и функционирования государства, но и как политический деятель, обладающий высокими знаниями, умениями и навыками властвования. Профессиональные качества и основные задачи лидера ал-Фараби определяет, прежде всего, в добродетельном управлении, в выработке единого политического курса, учитывающего интересы всех членов общества. Глава избирается за свои личные качества, призван выступать гарантом справедливости, порядка и защиты граждан от беззакония, вражды и произвола.
9. Разработанное ал-Фараби философское общественно-политическое учение, опирающееся на рационализм и направленное на поиск путей устройства справедливой и добродетельной жизни, изменение и преобразование имеющегося устройства, на политическое освобождение человека, раскрытие его духовного богатства и возможностей, обоснование гуманизма и ряд других положений, были тем фундаментом, на котором формировалась и утверждалась на Среднем и Ближнем Востоке политическая философия.
Нужно подчеркнуть, что хотя его идеи не получили реализации на практике в эпоху средневековья, однако обсуждение политических вопросов и нравственной проблематики ал-Фараби поднял на уровень логических дефиниций, тем самым заложив основы для начала теоретико-методологического исследования в данной области. Проблематика, получившая свой импульс от философа, занимала очень важное место и пользовалась большим влиянием в философских и политических системах его единомышленников и последующих мыслителей, которые широко апеллировали к его учению для обоснования своих теоретических представлений. Последователи творчески развили его идеи в новых исторических условиях. Нужно подчеркнуть, что политические концепции последователей мыслителя представляют собой поступательное и прогрессивное движение политической философии по восходящей линии.
Они, так же как и ал-Фараби, предприняли попытки критического анализа общественно-политических процессов своего времени и существующих порядков. Однако как ал-Фараби, так и последователи философа, осознавали невозможность претворения в повседневную практику данной эпохи своих идеалов. Тем не менее, они обосновали положения и разрабатывали принципы изменения существующего порядка. Именно в этом заключается их заслуга. Совпадающие моменты их учений - это гуманистическое и рационалистическое обоснование своих взглядов, что объясняется повторяющимися историческими и политическими событиями. Однако при всей близости и сходности, в их учениях сохраняется определенное различие: у каждого философа особое видение, своеобразный анализ и специфический подход к исследуемой проблеме, а также стремление определить дальнейшее развитие политической философии. Именно их теоретическими усилиями был дан импульс прогрессу в системе общественно-политических воззрений и расцвету всей системы общественных отношений. Учитывая все сказанное, неудивительно, что творчество ал-Фараби, особенно его политическая философия, привлекало пристальное внимание, стало объектом изучения мыслителей разных эпох и вызывает заинтересованность современных исследователей.
Дальнейшее углубление теоретических и политических концепций ал-Фараби непосредственно связано с творческой и философской деятельностью прогрессивных средневековых мыслителей - реформаторов последующих поколений, который связывали с ними свои теоретические учения и которые на них ориентировались. Своеобразная, оригинальная система политической философии ал-Фараби нашла своё отражение и дальнейшее развитие в творчестве многих мыслителей: в частности в учении Ибн Сины, А.И. Мискавейха, Ибн Баджы, Ибн Туфейля, Ибн Рушда, Ибн Халдуна, Н.Туси, Д.Давони, А.Навои, А.Дониша и многих других, а также в различных философских школах и направлениях, в частности в политических учениях «Братьев чистоты». Нужно подчеркнуть, что каждая теория или идея благополучно и всесторонне развивается на основе усвоения и глубокого изучения предшествующего наследия. Это также применительно и к развитию политической философии ал-Фараби.
В целом, последователи ал-Фараби пропагандировали основные принципы и проблемы его политической философии, а также достижения восточной политической мысли, укрепили, обогатили важнейшие её положения, способствовали ее прочному сохранению и развитию в последующие эпохи, вплоть до нашего времени. Необходимо признать, что идейные последователи ал-Фараби углубляли и конкретизировали его теории, более рационально разрабатывали различные прогрессивные проекты - «О добродетельном обществе и государстве», «О просвещенном идеальном правителе», «О путях и способах достижения человеком конечной цели», «Об интеллектуально-нравственном самоусовершенствовании человека путем обучения и воспитания», «О значении труда и приобретении различных ремесел» и много других вопросов социально-политического характера. И, тем не менее, эти идеи имели примитивный научно-философский характер в плане понимания политических проблем, законов исторического процесс, развития общества и государства. Естественно, политическое мировоззрение ал-Фараби и его последователей ограничено общественно-экономическими и политическими условиями их времени, им были свойственны идеалистические и чрезмерно абстрактные представления о социальной и политической жизни. В целом политическая философия ал-Фараби, которая была идейным источником для последующих мыслителей, смысл которой заключается в распространении идей о всеобщем счастье, путях и способах его достижения, о справедливости и равноправии всех людей, взаимопонимании и взаимопомощи, нравственно-интеллектуальном самосовершенствовании, осуждении безнравственных норм поведения и недобродетельной политики, войн, обмана и ряда других принципов, никогда не теряла своего значения. Интерес к этим проблемам не угас и по сей день.
10. Всестороннее исследование политической философии мыслителя показывает, что мнение академика В.В.Бартольда, о том, что политическая философия ал-Фараби не имеет (лишена) научной основы и ориентирована на абстрактный и отвлеченный идеал, на наш взгляд, не имеет объективных и реальных оснований. В частности, он отметил, что философы были знакомы с политическими теориями Платона и Аристотеля, некоторые из них, как и Фараби, писали политические трактаты, но предметом этих трактатов был «совершенно отвлеченный идеал. не имеющий никакого отношения к действительности»1.
По нашему мнению, подобные оценки являются несколько поверхностными и однобокими требуют серьезной корректировки. Следуем неверным приписывать всему содержанию политической концепции мыслителя отвлеченный и абстрактный характер, беря во внимание лишь его учение о добродетельном государстве, и в первую очередь первую главу трактата «О взглядах жилей добродетельного города».
Ал-Фараби не только смог проанализировать общественно-политические явления, но и стремился указать обществу и государству разумное добродетельное направление. Концепция мыслителя имела практическое значение и представляет собой своеобразный тип прогнозирования будущего человеческого общества. Именно в этом заключается актуальность исследования и новизна политической философии ал-Фараби. Значимость исследования заключается, прежде всего, в усвоении теоретических принципов и положений, выдвигаемых философом. Они служат для утверждения гуманистических и политических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений; с другой стороны, показывают направление
1 Бартольд В.В. Культура мусульманства. - СПб, 1918. -С. 46.
4)
168 поиска путей сохранения цивилизации, выработки нового отношения к человеку, противостояния жестокости и насилию, призывают к совместным действиям по социально-политическому оздоровлению общества, его нравственно-интеллектуальному возрождению. Потребность исследования и усвоения политической философии ал-Фараби, особенно в наши дни, обостряется также в связи с необходимостью философского осмысления -?> глубоких преобразований во всех сферах общества и многих новых острых проблем, с которыми сталкивается человеческая цивилизация. Нужно отметить, что лучшие достижения политической философии ал-Фараби и по сей день не потеряли своей ценности и в этом смысле она имеет непреходящее значение.
Всестороннее и обстоятельное исследование философской системы мыслителя должно стать объектом будущих исследований.
•1 М
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Джураев, Раджаббой Зухурович, 2004 год
1. Аль-Фараби. Философские трактаты / Перевод с арабского. - Алма-Ата: Наука, 1972.-429 с.
2. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты / Перевод с арабского. - Алма- Ата: Наука, 1973.-400с.
3. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты / Перевод с арабского. - Алма-Ата: Наука, 1985. - 627с.
4. Аль-Фараби: Научное творчество / Отв. ред. Б.Г.Гафуров. - М.: Наука, 1975. -183 с.
5. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / Аль- Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972.-С. 193-377.
6. Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / Григорян Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв.-М.: Изд-во АН СССР, 1960.-С. 156-195.
7. Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 169-274.
8. Аль-Фараби. Гражданская политика / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 45-168.
9. Аль-Фараби. Слово о классификации наук / Аль-Фараби. Философские трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1972. - 105-192. ^ • ; ней Азии и Ирана VIII-XII вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 149-159.
10. Аль-Фараби.О том, что должно предшествовать изучению философии //Аль- Фараби. Философские трактаты. — Алма-Ата: Наука, 1972. - 1-14.
11. Аль-Фараби. О достижении счастья / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 252-281.
12. Аль-Фараби. Указание пути к счастью / Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. - 282-301.
13. Аль-Фараби. Существо вопросов / Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XV вв.-М.:Соцэкиз,1969.С.165-175.
14. Комментарии Абу Насра аль-Фараби к трудностям во введениях... Евклида // Проблемы востоковедения. - М., 1954. - № 4. - 86-98. Книги, статьи, авторефераты
15. Абдурасулов А.А. Социальная утопия Фараби и ее роль в развитии общественно-политической мысли // Автореф. дис. канд. филос. наук -Ташкент, 1975.-23с.
16. Ар-Рази, Абу Бакр. Духовная медицина / Перевод с арабского Т.Мардонова. Вступит, статья М.Диноршоева.- Душанбе: Ирфон, 1990. - 88с.
17. Аристотель Политика. Афинская политика. - М.: Мысль, 1997. - 459 с.
18. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1984. - Т. 4. - 426 с.
19. Арипов М.К. К проблеме социальной утопии на Востоке / Социально- утопические идеи в Средней Азии. - Ташкент: Фан, 1983.- 128-135.
20. Арипов М.К. Социальная утопия как течение общественно-философской мысли в Средней Азии. - Ташкент: Фан, 1989. - 107 с. ЗЗ.Арипов М.К. Социальная утопия в общественно-философской мысли Средней Азии //Автореф. дис. док. филос. наук.- Л., 1989. - 33с.
21. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, 1982. - 270с.
22. Бертельс Н.Э. Избранные труды. - М.: Наука, 1965. - Т.З (Суфизм и суфийская литература). - 532 с. ^
23. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. - М.: Изд-во Вост. лит., 1960.-328 с.
24. Бернал Д. Наука в истории общества / Пер. с англ. A.M. Вязьминой. - М.: Изд-во иностр. лит., 1956. - 735 с.
25. Богоутдинов A.M. Эпоха Абу Али Сина и формирование его научных взглядов //Ибн Сина. Дониш-намэ. - Дущанбе: Таджикгосиздат, 1957.
26. Богоутдинов A.M. Избранные произведения / Вступ. статья Г.А.Ашурова, М.Диноршоева. - Душанбе: Донищ, 1980.-418 с.
27. Брагинский И.С. От Авесты до Айни / Исследования по ист. тадж. лит. - Душанбе, 1981.-е. 3-22.
28. Брагинский И.С. Из истории таджикской и персидской литературы. - М.: Наука, 1972.-552 с. "^ ^ 46.Бычков В.В. Эстетика поздней античности,11-111 века.-М.:Наука,1981 .-325с.
29. Вазиров 3. Социально-политическое учение калама. - Душанбе: Дониш, 1993.-76 с.
30. Вазиров 3. Очерки социальной философии калама и футуввата. - Душанбе: Дониш, 1991.-276 с.
31. Газали. Избавляющий от заблуждения / Григорян Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. -С.211 - 166.
32. Гафуров Б.Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история -М.: ^j Наука, 1972.-564 с.
33. Гафуров Б.Г., Касымжанов А.Х. Аль-Фараби в истории мировой культуры. - М.: Наука, 1972.-180 с.
34. Гафуров Б.Г. Абу Наср аль-Фараби и его время / Избранные труды. - М.: Наука, 1985.-С. 504-515.
35. Григорян Н. Великие мыслители Средней Азии. - М.: Знание, 1958. - 32 с.
36. Григорян Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана V1-XII вв. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 328 с.
37. Григорян Н. Великие мыслители Арабского Востока.- М.: Знание, 1960. -240 с. • ; 172
38. Григорян Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока. - М.: Знание, 1966. - 352 с,
39. Джахид A.M. К вопросу о биографии и мировоззрении Абу Насра аль- Фараби. //Сб. работ аспирантов ТГУ им. В.И. Ленина. - Душанбе, 1962. -С.36-48.
40. Диноршоев М. Ал-Фараби и развитие таджикской философии // Изв. АН Респуб. Таджикистан. Серия: Философия и правоведение. - 2001. - № 1-4. 55-65.
41. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. -М. : Соцэкиз, 1961.-629 с.
42. История таджикского народа / Под ред. Н.Н.Негматова. - Душанбе, 1999. Т.2. - 790 с.
43. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение: Учеб. для вузов. - М.: Наука, 1986. - 346 с. * ) 173
44. Исаев М. Этическое учение Мискавайха и его влияние на развитие этической мысли средневековья: Автореф. дис. канд. филос. наук.-Душанбе, 1993.-31с.
45. Ислам: энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1991.- 315 с.
46. Казыбердов А.Н. Сочинения Фараби в рукописях Института востоковедения АН Узб.ССР/Юбществ. науки в Узбекистане. - 1973. -Х^б. - 78-82.
47. Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. - М.: Мысль, 1982. - 198 с. f) 77.Касымжанов А.Х. Эстетические взгляды Фараби.- Дущанбе: Дониш, 1990. -143 с.
48. Кирабаев Н.С. Социальная философия мусульманского Востока. - М.: Наука, 1987.- 174 с.
49. Кирабаев Н.С. Фикх, общество, человек в арабо-мусульманской философии эпохи средневековья // Методологические и мировоззренческие проблемы философии стран Востока. -М. : Ин-т философии АН СССР, 1986. - 214 с.
50. Климович Л.И. Ислам. 2-е изд. - М.: Наука, 1965. - 334 с.
51. Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикской философии XIII-XV вв. - Душанбе, 1993. -117с. "^ 82.Комилов Р. Социально-утопические учения в истории таджикско-персидской истории. - Душанбе, 2001. - 217 с.
52. Коянбаев Т.Р. Античная философская традиция в арабо-мусульманской средневековой культуре и философия аль-Фараби // Аль-Фараби: философско-политический и духовно-познавательный журнал. - Алма-Ата, 2003. № 2 . - С . 72-83.
53. Лей Г. Очерки истории средневекового материализма / Пер. с нем. З.В.Горловой - М.: Изд-во вост. лит., 1962. - 587 с.
54. Лунин Б.В. Библиографические очерки о деятелях общественных наук ч^ Узбекистана. - Ташкент: Фан, 1976, - Вып. 1. - 438 с.
55. Лунин Б.В. Библиографический указатель Советской литературы об Абу Насре аль-Фараби и изданий текстов его произведений в СССР // Обществ. науки в Узбекистане. - Ташкент, 1973. - № 6. - 88-95.
56. Маковельский А.О. Авеста. - Баку: Изд-во АН Аз. ССР, 1960. - 144 с.
57. Массе А. Ислам. -М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 191 с.
58. Махмадов Б. Политическая философия калама (средневековый период). - Душанбе: Ирфон, 1995. - 76 с. V) 1^) 174
59. Меликов М.Ф. Древний Иран. Авеста / История политических и правовых учений. Древний мир. - М.: Наука, 1985. - С, 95-102.
60. Мец Адам. Мусульманский ренессанс / Пер. с нем. и предисловие А.Е.Бертельса. - М.: Наука, 1966. - 458 с.
61. Негматов Н. Таджикский феномен: теория и история. - Душанбе: Мзд-во «Оли сомон», 1997. - 406 с.
62. Низам-ал-мулк. Сиасат-наме / Книга о правлении везира XI в. Низам-ал- -f) мулка /Пер. и примеч. Б.Н.Заходера. - М., Л. - 1949. - 470 с.
63. Носири Хисроу. Сафар-намэ. (Книга путешествия) / Пер. и вступит, статья Е.Э.Бертельса. - М., Л., 1933. - 217 с.
64. Петрушевский И.П. Земледелие и аграрные отношения в Иране XII-XIV вв. -М.,Л. , 1960.-492 с.
65. Петрушевский И.П. Ислам в Иране VII-XV вв. - Л., Изд-во АН СССР, 1966.- 400с.
66. Пигулевская Н.В. Идея равенства в учении маздакитов // Из истории социально-политических идей (сборник статей). - М.: Наука, 1955. - 92-101.
67. Платон. Государство/Соч. в 3-х томах.-М.: Мысль, 1972. -Т.З, ч.1. -454 с. "^ ^ 99.Платон. Законы / Соч. в 3-х томах. - М.: Мысль, 1972. - Т.З, ч.2. - 678 с.
68. Райнов Т.И. Великие ученные Узбекистана (IX-XI вв). - Ташкент: Узфан, 1943.-67 с.
69. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). - М.: Мысль, 1980. - 239 с.
70. Сагадеев А.В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, идеологии и религии и его истоках в трудах аль-Фараби / Аль-Фараби: научное творчество. - М.: Наука, 1975. - 178 - 204.
71. Сатыкбекова К. Гуманизм аль-Фараби и его идейные истоки. //Автореф. дис, канд. филос. наук. - М., 1972. - 24 с.
72. Сатыкбекова К. Гуманизм аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1975.-143 с.
73. Содиков А.У. Политическая мысль до аль-Фараби / Аль-Фараби: научное творчество. - М.: Наука, 1975. - 91-99.
74. Социальные, этические и эстетические взгляды аль-Фараби. - Алма-Ата: Наука, 1984.-176 с. Ш) 175
75. Тураев Б.А. История Древнего Востока.-Л.: Соцэкиз, 1936. - Т.1. -350с.
76. Хайруллаев М.М. Абу Наср аль-Фараби. - М.: Наука, 1982. - 246 с. .*^ 113. Хайруллаев М.М. Вопросы мышления в философской системе Фараби // Обществ, науки в Узбекистане, - 1964.- № 8. - 115-121.
77. Хайруллаев М.М. Крупнейший мыслитель Востока // Советский Узбекистан сегодня. - 1970. - № 9.- 26-30.
78. Хайруллаев М.М. Культурное наследие и история философской мысли. - Ташкент: Фан, 1985. - 234с.
79. Хайруллаев М.М. Мировоззрение Фараби и его значение в истории философии. -Ташкент: Фан, 1967. - 335 с,
80. Хайруллаев М.М. Фараби: эпоха и учение.- Ташкент: Узбекистан, 1975. - 350с.
81. Чалоян В.К. Восток и Запад (преемственность в философии античного и средневекового общества). - М.: Наука, 1968. - 233с.
82. Чураков М.Н. Народные движения в Магрибе под знаменем хариджизма. -М. : Наука, 1990.-208 с.
83. Al farabis. Introductory risalon on logic // The islamic quarterly. - 1956. - №4. - P . 226-237.-Англ.
84. Abnan A. Farabi // Islam ansiklopedisi. 4 t.p37. - Shambul. - 1947.-p.456.
85. Dieterici. Al Farabi. Kitab Ara Ahl al-Madinah fl-Fadilan.-Leiden-1895.
86. Dieterici. Al Farabi. Al-Siyasatal-Madaniyah.-Leiden.-1904.
87. Madhur Ibrahum. La place Id al Farabi dans lecole philocophjlue Musulmane. - ») Paris. - 1934.
88. Mohamed F.Z. Introduction to Arabic and Islamic political thoughts.-1965. №2. - p.23-28.
89. Rorenthal E.J. Position of politics in philosophy of al-Forobi // Islamic culture.-1953.- Vol.29. № 3. - p. 154-162.
90. Rorenthal E.J. Political Thodht in Medieval Islam.- Cambridge.-Vhiv/-1962.- p.131-135.
91. Steincheider M. Al Farabi // Memoires del Akademie Imperiale des Sciences de St.-Peterbourg. VII. C. Seric tomp VII. 1869.-p 227. ^ »
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.