Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Кононенко, Майя Алексеевна

  • Кононенко, Майя Алексеевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.01
  • Количество страниц 232
Кононенко, Майя Алексеевна. Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности: дис. кандидат психологических наук: 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии. Москва. 2004. 232 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Кононенко, Майя Алексеевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ И ЕЕ ОБЩИХ КОМПОНЕНТОВ.

1.1 Разработка проблемы соотношения общей и специальной одаренности в отечественной и зарубежной психологии.

1.1.1 Обзор существующих представлений об общей и специальной одаренности.

1.1.2 Изучение вопроса о соотношении общей и специальной одаренности.

1.2 Психологические исследования музыкальной одаренности.

1.2.1 О понятии «музыкальная одаренность».

1.2.2 Исследования структуры музыкальной одаренности.

1.2.3 Анализ исследований общих компонентов музыкальной одаренности.

1.3 Музыкальная одаренность в сфере музыкально-исполнительской деятельности.

1.3.1 О содержании музыкально-исполнительской деятельности.

1.3.2 Психологические исследования музыкально-исполнительской деятельности.

1.3.3 Роль общих способностей и креативных процессов в музыкально-исполнительской деятельности.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

ИЗУЧЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ОДАРЕННОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.

2.1 Общая схема исследования. Характеристика испытуемых.

2.2 Методики диагностики.

2.2.1 Описание методики и процедуры диагностики общей способности действовать «в уме» (СДУ).

2.2.2 Тест творческого мышления П. Торренса.

2.2.3 Описание методики диагностики «музыкальной» СДУ.

2.2.4 Методика изучения музыкально-исполнительской деятельности учащихся младших классов.

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.

3.1 Особенности музыкально-исполнительской деятельности учащихся

3.2 Общие и специальные компоненты СДУ в структуре музыкальной одаренности начинающих исполнителей.

3.2.1 Сравнительный анализ развития общей СДУ и СДУ, проявляющейся в музыкальной деятельности.

3.2.2 СДУ и особенности музыкально-исполнительской деятельности

3.2.3 Анализ и интерпретация результатов изучения значения СДУ в музыкально-исполнительской деятельности.

3.3 «Общие» и «специальные» характеристики креативности в структуре музыкальной одаренности начинающих исполнителей.

3.3.1 Сравнительный анализ проявлений общей и музыкально-исполнительской креативности.

3.3.2 Анализ и интерпретация результатов изучения соотношения общей и музыкально-исполнительской креативности.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности»

Актуальность проблемы. В последнее время во всем мире заметно возрастает интерес к исследованиям одаренности в различных сферах человеческой деятельности, к исследованиям творческой одаренности. В значительной мере это обусловлено существованием социального заказа на такие исследования, особенно в области образования. Воспитание творческой личности связывается с формированием творческого потенциала общества, с возможностями интенсивного социального и научно-технического прогресса, с развитием науки и культуры. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, признается сегодня одной из приоритетных социальных задач.

В соответствии с современными представлениями об одаренности как интегральном проявлении различных способностей в конкретной деятельности актуальным является комплексное изучение и развитие способностей ребенка, что особенно важно при исследовании природы, структуры, отличительных признаков различных видов одаренности. Большое значение таких исследований для прогресса в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и развитием одаренных детей, отмечают многие отечественные специалисты (В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева, B.C. Юркевич, и другие).

В исследованиях музыкальной одаренности долгое время преобладал подход, в соответствии с которым феномен музыкальной одаренности рассматривался исключительно как «сплав» сугубо специальных музыкальных способностей. Преодолению такого подхода способствовали фундаментальные исследования Б.М. Теп лова, создавшего целостную и не потерявшую значения до наших дней концепцию музыкальной одаренности, а также работы зарубежных и отечественных исследователей последних десятилетий, в которых музыкальная одаренность изучается как сложный многоплановый феномен, включающий в себя психические процессы различного уровня (G. Brelet, К.В. Тарасовой, Ю.А. Цагарелли, И.В. Тихомировой, Г.С. Тарасова).

Однако общие предпосылки музыкальной одаренности, или «общие моменты в одаренности», по выражению Б.М. Теплова, хотя и затрагивались в некоторых исследованиях [41, 82, 183], не были предметом многостороннего специального исследования. Вне поля зрения исследователей долгое время оставались сами механизмы развития музыкальных способностей, соотношение в них общих и специальных моментов.

Важное научное и практическое значение имеет исследование музыкальной одаренности в рамках музыкально-исполнительской деятельности, которая является мало изученной, особенно на начальном этапе музыкального обучения. По замечанию Г.С. Тарасова, «еще не достаточен опыт не только углубленного изучения, но и описания музыкально-художественной деятельности» [176, с. 19]. Актуальной задачей является также разработка методической базы для исследований музыкальной одаренности и музыкальной деятельности.

Об актуальности всестороннего психологического изучения феномена музыкальной одаренности свидетельствуют и проблемы практики музыкального обучения и образования. Опыт многих педагогов-музыкантов показывает, что узкоспециальное развитие учащегося обычно не приводит к высокому уровню исполнительского мастерства. Анализируя существующие недостатки в музыкальном обучении, B.JI. Дранков [55] отмечает, что в современной теории и практике искусства и художественного образования неправомерно сужаются понятия и представления о творческом процессе, и поэтому из поля зрения ускользает необходимость развития общих способностей художественного таланта.

В связи с этим актуальным является системное исследование музыкальной одаренности, не ограниченное рассмотрением только специальных музыкальных способностей, предполагающее анализ данного феномена как целостной психической организации внутренне связанных и формирующихся в единстве компонентов различного уровня.

В данном исследовании музыкальная одаренность рассматривалась в рамках музыкально-исполнительской деятельности начинающих музыкантов при осуществлении ее различных фрагментов. Определенные особенности, характеристики и продукты различных видов деятельности учащихся (в том числе и музыкально-исполнительских действий) выступали в качестве показателей (индикаторов) общих и специальных компонентов одаренности.

Объект исследования - сфера музыкальной одаренности, проявляющейся в музыкально-исполнительской деятельности начинающих музыкантов 6-10 лет

Предмет исследования - соотношение общих и специальных компонентов одаренности у юных музыкантов.

В качестве общих компонентов музыкальной одаренности рассматривались важнейшие составляющие общей творческой одаренности — способность действовать «в уме» (СДУ) и креативность. В качестве специальных - СДУ и креативность, которые проявляются в музыкально-исполнительской деятельности.

Цель исследования - изучение содержания взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности, проявляемых в музыкально-исполнительской деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести анализ отечественных и зарубежных психологических исследований, посвященных проблемам музыкальной одаренности и ее структуры, музыкально-исполнительской деятельности и роли общих способностей в ее осуществлении.

2. Обосновать теоретический подход к эмпирическому изучению предмета исследования.

3. Разработать программу диагностики компонентов одаренности и особенностей музыкально-исполнительской деятельности у начинающих музыкантов.

4. Разработать методики оценивания СДУ, креативности и успешности в музыкально-исполнительской деятельности.

5. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи общих и специальных компонентов одаренности и характеристик музыкально-исполнительской деятельности у начинающих исполнителей.

6. Изучить соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности.

Основная гипотеза исследования: существует взаимосвязь между общими и специальными компонентами музыкальной одаренности: при более высоком уровне общей одаренности проявляется более высокий уровень музыкальной одаренности в музыкально-исполнительской деятельности.

Конкретизацией основной гипотезы являются следующие гипотезы: гипотеза 1: уровень развития общей способности действовать «в уме» (СДУ) прямо связан с уровнем развития «музыкальной» СДУ и успешностью музыкально-исполнительской деятельности; гипотеза 2: более высокий уровень общей креативности связан с более высоким уровнем креативности в музыкально-исполнительской деятельности.

Методологической основой исследования послужили общенаучные принципы познания, ведущие принципы научной психологии - принцип системного подхода, принцип комплексного изучения способностей, принцип деятельностного подхода, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития.

Теоретической основой исследования стали основополагающие работы по проблеме творческого развития й творческой одаренности Я.А. Пономарева, A.M. Матюшкина, В.Н. Дружинина, Н.С. Лейтеса, Д.Б. Богоявленской, B.C. Юркевич, теоретические положения С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Д.

Шадрикова о единстве общих и специальных способностей, концепция музыкальной одаренности Б.М. Теплова, работы по проблеме музыкальных способностей А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, A.JI. Готсдинера, К.В. Тарасовой, Г.С. Тарасова, В.Г. Ражникова, JI.JL Бочкарева, исследования в рамках системного подхода Б.Ф. Ломова, В.А. Барабанщикова, Э.Г. Юдина.

Исследование базировалось на следующих теоретических положениях:

1. Общая одаренность и специальные способности развиваются в определенном единстве. Общая одаренность является основой для развития специальных способностей и в процессе обучения реализуется в них (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков).

2. Творчество составляет центральное звено и психологический механизм развития одаренных детей (Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин).

Методы исследования: изучение и анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, стратегия поперечных срезов, метод моделирования.

В качестве методических средств в эмпирическом исследовании были использованы: а) методика Я.А. Пономарева «Игра в классики», направленная на диагностику общей способности действовать «в уме» (СДУ); б) тест творческого мышления П. Торренса; в) экспертный опрос учителей для выявления оценок музыкально-исполнительской деятельности учащихся; г) метод направленной беседы; а также специально разработанные д) методика диагностики музыкальной СДУ; е) методика изучения музыкально-исполнительской деятельности учащихся младших классов ДМШ.

Основные этапы исследования. На первом этапе проводилось изучение и анализ современного состояния проблемы исследования, постановка целей и задач, разработка теоретического подхода к предмету исследования, создание методик изучения музыкально-исполнительской деятельности и диагностики СДУ в музыкальной деятельности. На втором этапе проводилось пилотажное исследование с целью апробации и усовершенствования новых методик исследования, осуществлялась первичная обработка результатов для выяснения значимых зависимостей в рамках исследовательских задач. На третьем этапе проводилось эмпирическое исследование общих и специальных компонентов одаренности у начинающих музыкантов-исполнителей, апробация теста П. Торренса на эмпирической выборке. На четвертом этапе осуществлялись обработка и анализ полученных результатов, изучение соотношения общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями, адекватностью методов исследования его цели и задачам, апробацией разработанных методик в пилотажном исследовании, репрезентативностью выборки, применением качественного анализа в сочетании со статистическими методами обработки полученных результатов (с использованием программного пакета STATISTICA).

Содержание диссертации. Во введении обосновывается актуальность исследования, излагаются его цель, задачи, гипотезы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; определяется методологическая, теоретическая и методическая база диссертационной работы; излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава посвящена изложению теоретических основ исследования. В ней представлен обзор литературы по проблемам соотношения общей и специальной одаренности, структуры музыкальной одаренности. Рассмотрены работы, направленные на изучение музыкально-исполнительской деятельности, проанализирована роль общих способностей и креативных процессов в ее осуществлении. Предложен новый подход к исследованию музыкальной одаренности, основанный на представлении данного феномена как сложного структурного образования, являющегося одним из видов творческой одаренности человека.

Во второй главе излагается общая схема эмпирического исследования, дается характеристика испытуемых, проводится обоснование и описание методов психологической диагностики общих и специальных компонентов музыкальной одаренности у начинающих музыкантов-исполнителей.

Третья глава посвящена выявлению и анализу характера взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности в музыкально-исполнительской деятельности учащихся младших классов.

В заключении приводятся выводы, намечаются перспективы дальнейшего исследования общих основ музыкально-исполнительской одаренности.

Научная новизна. Впервые проведено специальное исследование, направленное на изучение общих компонентов музыкальной одаренности, проявляющихся в музыкально-исполнительской деятельности учащихся в период начального музыкального обучения: способности действовать «в уме», креативности. В процессе исследования были уточнены и развиты представления о структуре и закономерностях формирования музыкальной одаренности, изучен характер взаимосвязей общих и специальных компонентов одаренности.

В ходе исследования были получены новые результаты, отраженные в положениях, выносимых на защиту:

1. СДУ является единой способностью, которая проявляется в различных операциональных моделях при осуществлении разных видов деятельности. Формируясь в музыкальной деятельности, СДУ приобретает соответствующую музыкальную специфику.

2. С развитием СДУ связано формирование различных сторон музыкально-исполнительской деятельности начинающих инструменталистов: техники игры на музыкальном инструменте, навыков работы над музыкальным произведением. Высокий уровень СДУ является необходимым условием успешной музыкально-исполнительской деятельности.

3. Проявления креативности в музыкально-исполнительской деятельности тесно связаны с проявлениями общей креативности в течение всего периода начального музыкального обучения.

4. Успешность и креативность в музыкально-исполнительской деятельности определяются процессами интерпретации и воссоздания в исполнении музыкального образа и тем самым оказываются связанными с проявлениями базового компонента музыкальной одаренности - музыкальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты способствуют расширению общепсихологических знаний о природе специальной (музыкальной) одаренности, психологических механизмах ее формирования, общих предпосылках успешной музыкально-исполнительской деятельности.

Основные теоретические положения, выводы и результаты настоящего исследования могут использоваться при разработке содержания учебного процесса в начальном музыкальном обучении, методических рекомендаций по вопросам развития музыкальных способностей и креативных качеств у начинающих музыкантов; при подготовке музыкально-педагогических кадров.

Новые психодиагностические методики, разработанные и апробированные в рамках данного диссертационного исследования (методики диагностики «музыкальной» СДУ, изучения музыкально-исполнительской деятельности учащихся младших классов), могут применяться в психодиагностической и психолого-педагогической работе с начинающими музыкантами.

Апробация работы. Теоретические и экспериментальные положения диссертации обсуждались на конференции Общества российских психологов (1996 г.), на заседаниях лабораторий способностей и системного анализа психики ИП РАН (1992 - 2004 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 работы.

Структура диссертации. Работа содержит введение, три главы, заключение с выводами, список использованной литературы, приложения. Диссертация иллюстрирована таблицами и рисунками.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Кононенко, Майя Алексеевна

Результаты исследования показали, что общие и специальные компоненты одаренности у начинающих исполнителей тесно взаимосвязаны в течение всего периода начального музыкального обучения и в значительной мере обусловливают качественные особенности их музыкально-исполнительской деятельности.

Результаты сравнительного исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Общие и «музыкальные» компоненты СДУ у начинающих исполнителей тесно взаимосвязаны. СДУ является единой способностью, которая может проявляться независимо от сферы деятельности и от характера материала, с которым производятся умственные действия.

2. Развитие общих и специальных компонентов СДУ в процессе начального музыкального обучения осуществляется этапно: на первом этапе преимущественное значение имеют общие компоненты СДУ; на втором этапе происходит равномерное развитие общих и специальных компонентов данной способности; на третьем этапе ведущими являются специальные компоненты СДУ.

3. Уровень развития СДУ связан с особенностями таких сторон музыкально-исполнительской деятельности, как чтение нот с листа, освоение музыкального произведения, техника игры на музыкальном инструменте. Наличие высоких ступеней развития СДУ является необходимым условием успешной музыкально-исполнительской деятельности.

4. Существует связь общих творческих проявлений личности с проявлениями творческого потенциала в музыкально-исполнительской деятельности. Более высокий уровень общей креативности связан с более высокой креативностью музыкально-исполнительских действий.

5. Уровень общей креативности несколько превышает уровень креативности в музыкально-исполнительской деятельности, и такое соотношение сохраняется в течение всего периода начального музыкального обучения.

6. Успешность и креативность в музыкально-исполнительской деятельности проявляются в особенностях процессов интерпретации и воссоздания в исполнении музыкального образа, определяющихся базовым компонентом музыкальной одаренности - музыкальностью.

Материалы проведенного исследования позволяют составить более глубокое представление о структуре музыкальной одаренности начинающих исполнителей, характере взаимосвязи ее общих и специальных компонентов, факторах и закономерностях ее формирования.

Перспективы дальнейших исследований музыкально-исполнительской одаренности связаны с детальным изучением психологических механизмов ее становления, формирования способностей, являющихся «сплавом» моментов общей и специальной одаренности, системным и всесторонним изучением комплексной многоуровневой структуры музыкально-исполнительской одаренности; изучением развития компонентов музыкальной одаренности в процессе музыкального обучения. Такие исследования будут способствовать развитию точных научных представлений о природе и содержании феномена музыкальной одаренности и вносить значительный вклад в музыкально-педагогическую практику.

189

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению проблемы соотношения общих и специальных компонентов музыкальной одаренности в деятельности музыканта-исполнителя. Его целью было выявление содержательных аспектов такого соотношения у начинающих инструменталистов.

В качестве общих компонентов музыкальной одаренности рассматривались важнейшие составляющие общей творческой одаренности — способность действовать «в уме» (СДУ) и креативность; в качестве специальных - СДУ и креативность, которые проявляются в музыкально-исполнительской деятельности.

В соответствии с целью и задачами исследования был проведен анализ литературы по вопросам структуры музыкальной одаренности, соотношения в ней общих и специальных моментов, психологических особенностей музыкально-исполнительской деятельности, значения творческих и интеллектуальных факторов в ее осуществлении.

Анализ литературы показал, что исследования музыкальной одаренности зачастую сфокусированы на изучении музыкальности - комплекса специальных музыкальных способностей, причем все большее число исследователей признают неправомерность сведения музыкальности к факторам исключительно «специального» порядка. Исследования общих предпосылок музыкальной одаренности ведутся, начиная с концепции музыкальной одаренности Б.М. Теплова, но вместе с тем многие теоретические представления о существенном значении общих компонентов музыкальной одаренности в осуществлении процессов музыкальной деятельности в большей мере постулируются теоретически, чем подвергаются специальному системному изучению и эмпирической верификации. В значительной мере это относится к исследованиям музыкальной одаренности в сфере музыкально-исполнительской деятельности.

На основании изучения и анализа литературы в данной работе был разработан и реализован подход к исследованию музыкальной одаренности, основанный на представлении об этом феномене как сложном качественном образовании, включающем, помимо специальных, общие компоненты, являющиеся важнейшими составляющими общей творческой одаренности. Была сформулирована гипотеза исследования о взаимосвязи общих и специальных компонентов музыкальной одаренности в музыкально-исполнительской деятельности. Конкретизацией этой гипотезы были следующие предположения: уровень развития общей способности действовать «в уме» (СДУ) прямо связан с уровнем развития музыкальной СДУ и успешностью музыкально-исполнительской деятельности; более высокий уровень общей креативности связан с более высоким уровнем креативности в музыкально-исполнительской деятельности.

С целью проверки гипотез было проведено эмпирическое исследование. Для реализации диагностического этапа исследования были разработаны оригинальные методики изучения особенностей музыкально-исполнительской деятельности юных музыкантов и диагностики уровня развития способности действовать «в уме» (на музыкальном материале). В процессе эмпирического исследования проведено комплексное изучение характеристик музыкально-исполнительской деятельности учащихся; диагностическое и сравнительное исследование уровня развития СДУ с применением классического и оригинального вариантов методики, а также уровня развития общей и «специальной» креативности у начинающих музыкантов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Кононенко, Майя Алексеевна, 2004 год

1. Адаскина А.А. Художественная одаренность // Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ИП РАН, 2000. - С. 86-96

2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М.: АПН РСФСР, 1962. - 308 с.

3. Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Проблемы способностей. -М.: АПН РСФСР, 1962.-С. 15-32

4. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 92 с.

5. Антонец Л.П. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения (на материале фортепианной педагогики): Автореф. дис. . .канд. психол. наук. М., 1977. - 27 с.

6. Апрелева В.А. Очерки по гносеологии и психологии музыкального процесса. Челябинск: Изд-во ЮрГУ, 1999. - 178 с.

7. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128

8. Асафьев Б.Г. Музыкальная форма как процесс // Асафьев Б.Г. Избранные труды: В 5 т. Т. 5. - М.: АПН РСФСР, 1958. - С. 163-276

9. Ашмарин И.И. Музыкальность как культурогенный феномен («вторая» природа создает «вторые» связи) // Мир психологии. 2000. - № 3. — С. 133-142

10. Бабаева Ю.Д. Оценка потенциальных возможностей развития одаренности // Мат. 1 Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». М., РПО, 1996. - Т. 2. Вып. 1.-С. 153-154

11. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал. 2003. - Т. 24. - № 1. - С. 29 - 46

12. Барабанщиков В.А. Системная ориентация психологии // Третьи междунар. научн. Ломовские чтения (тезисы докладов), Москва, 29 — 30 января 1996 г., Т. 1. С. 4 - 6

13. Баренбойм JI.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969.- 286с,

14. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии построения движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. - 349 с.

15. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. - 255 с.

16. Беседы о педагогике и исполнительстве. Сб. статей. М.: Моск. гос. консерватория, 1992. - 57 с.

17. Богоявленская Д.Б. Природа творческих способностей // Вестник Рос. гум. научн. фонда. 1997. - № 1. - С. 166-172

18. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Академия, 2002. - 320 с.

19. Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. - № 2. - С. 35 - 41

20. Бойцова Г. Юный аккордеонист. Часть 1. М.: «Музыка», 1994. - 80 с.

21. Бонфельд М.Ш. Музыка как речь и как мышление (опыт системного исследования музыкального искусства). Автореф. . дис. доктора искусствоведения. -М., 1993.-41 с.

22. Бочкарев Л.Л. Проблема публичного выступления музыкантов-исполнителей в свете психологии личности В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XIX. - М., 1975

23. Бочкарев JI.JI. Психологические аспекты подготовки музыкантов-исполнителей к концерту В кн.: Проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. XIX. - М., 1975

24. Бочкарев JI.JI. Психологические механизмы музыкального переживания. Дис. .докт. психол. наук. В 2 т. КГУ, К., 1990

25. Бочкарев JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. - 352 с.

26. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / отв. ред. Крымский С.Б. Киев: Наук, думка, 1989. - 200 с.

27. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.-204 с.

28. Вейс П.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. — М.: НИИ ХВ, 1982. С. 245-247

29. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967.-415 с.

30. Вильсон Гленн. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники / Пер. с англ. — М.: «Когито-Центр», 2001. 384 с.

31. Вифляев В.Е. Артистизм как творческо-исполнительский акт и его культура (к проблеме формирования творческого потенциала будущих музыкантов) // Мир психологии. 2001. - № 1. - С. 204 - 213

32. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащегося / Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 223 с.

33. Воронин А.Н. Диагностика невербальной креативности (краткий вариант теста Торренса) // Психологическое обозрение. 1995. - № 1. - С. 31-33

34. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -224 с.

35. В классе А.Б. Гольденвейзера: Сб. статей. Сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М.: Музыка, 1986. - 214 с.

36. Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач на сомооценку. Дис. . канд. психол. наук. М., 1986. - 231 с.

37. Галкина Т.В., Хайкина М.В. Взаимосвязь между способностью действовать «в уме» и особенностями развития речи и двигательных навыков. // Психологическое обозрение. 1998. - № 1. - С. 26-41

38. Гарбер Е.И. Способности и успешность профессионального обучения // Психологический анализ учебной деятельности. Сб. науч. трудов ИП АН СССР. -М., 1991.-С. 36-46

39. Гиппенрейтер Ю.Б. Анализ системного строения слухового восприятия. Сообщение 2. Экспериментальный анализ моторной основы процесса восприятия высоты звука. Доклады АПН РСФСР. 1958. -№ 1. - С. 47-50

40. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1983. № 3. - С. 28-37

41. Горюхина Н. Обобщение как элемент художественного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Сост. Л.И. Дыс. Киев: Музична Украина, 1989. - С. 47-54

42. Гостев А.А. Образная сфера человека. М.: ИП РАН, 1992. 194 с.

43. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. — 194 с.

44. Готсдинер А.Л. Стимулирование творческого потенциала учащихся // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. М.: ГИТИС, 1984.-С. 161-172

45. Гофман И. Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Музгиз, 1961. - 224 с.

46. Гумаров М. Психологические аспекты музыкальной памяти // Психологические вопросы обучения музыканта / Под ред. В. Сраджева. -Ташкент: Гармония, 1995. — С. 23-29

47. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации Новосибирск: Наука, 1982.-256 с.

48. Гусева Е.П., Левочкина И.А., Печенков В.В., Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., Моск. гос. консерватория, 1994.-С. 122-138

49. Дивненко И.В. Системное представление общих творческих способностей личности // Принцип системности в современной психологической науке и практике. Третьи межд. науч. Ломовские чтения (тезисы докладов). М., 1996, т. II. - С. 19-20

50. Динерштейн И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте. Дис. . канд. психол. наук. М., 2002. - 142 с.

51. Дорфман Л.Я., Халимончук Е.Г., Покровенко Г.М. Эмоционально-когнитивные взаимодействия при работе с музыкальными текстами // Искусство и эмоции (Мат. межд. симп.). Пермь, 1991. - С. 314-325

52. Дорфман Л.Я., Шайко Н.Э. Опросник по определению эмоциональных переживаний, возникающих под влиянием музыки // Проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989.-С. 135-150

53. Дранков В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта // Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. А.Л. Гройсмана. М.: Магистр, 1998. - С. 161 - 173

54. Дранков В.Л. Психология художественного творчества. Учеб. пособие. -Л., ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1991. 77 с.

55. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.

56. Дружинин В.Н. Психология общих способностей: развитие и диагностика в общении // Тр. Ин-та психологии РАН. Т. 2. М.: ИП РАН, 1997.-С. 49-57

57. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.: Институт психологии РАН, 1993. 120 с.

58. Дружинин В.Н., Дрынков А.В. Роль априорных моделей в психологическом исследовании // Психология и общественная практика. -М.: Общ-во психологов СССР, 1981.

59. Евтихиев П.Н. Методики инструментального обучения 18 века (общая характеристика) / Музыка и время. 2003. - № 7. - С. 23-27

60. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования. М.: Музыка, 1988. - 78 с.

61. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. -М., 1991-С. 22-31

62. Завершнева Е.Ю., Шилыытейн Е.С. Методика исследования креативности (МИК): моделирование творческого процесса в игре // Психология и школа. 2003. - № 2. - С. 3-19

63. Зеленкова Т.В. Творческое воображение в развитии музыкально-исполнительского мастерства. Дис. .канд. психол. наук. М., 1999.-174 с.

64. Зенина JI.JI. К проблеме формирования метроритмических представлений музыканта // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Межв. сб. тр. Вып. 4. -Новосибирск, 1986. С. 85-93

65. Иванова Е.В. Формирование социальных эмоций одаренных детей дошкольного возраста // Мат. 1 Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». М., РПО, 1996. - Т. 2. Вып. 1. - С. 147-148

66. Иванченко Г.В. Общее и особенное в восприятии музыки // Искусство и эмоции: Мат. межд. науч. симп. Пермь, 1991. - С. 209-220

67. Ильин Е.П. Проблемы способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. 1987. - Т. 8. № 2. - С. 37-47

68. Иоффе В.Г. К вопросу о трактовке способностей в общей психологии и в психологии научного творчества // Научное творчество. М., 1969

69. Капустин Ю.В. Музыкант и публика. JL: Общ-во «Знание» РСФСР, Ленинградская организация, 1976. 39 с.

70. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты - XXI век, 2004. - 496 с.

71. Кирнарская Д.К. Современное представление о музыкальных способностях //Вопросы психологии. 1988. -■№ 2. - С. 129-137

72. Клещев С. О методе воспитания пианистических движений // Советская музыка. 1936. - № 9

73. Ковалев А.Г. Способности // Общая психология: Учебное пособие / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. М.: Просвещение, 1981.-С.361-381

74. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека: Т.П. Способности. Л.: ЛГУ, 1960 304 с.

75. Кононенко М.А. Общие и специальные компоненты музыкально-исполнительской одаренности: проблемы диагностики и развития. М.: Когито-Центр, 2004. - 36 с.

76. Корлякова С.Г. Основы общей и музыкальной психологии. Учебно-практическое пособие для студентов средних специальных и высших музыкальных учебных заведений. Ставрополь: ИРО, 1998. - 44 с.

77. Корлякова С.Г. Развитие психомоторного компонента музыкально-исполнительских способностей студентов. Дис. . канд. психол. наук. -Ставрополь, 2001. 196 с.

78. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов / Под ред. Е.И. Щеблановой. М.: ИНТОР, 1995. -48 с.

79. Кремлев Ю.А. Интонация и образ в музыке // Интонация и музыкальный образ / Под ред. Б.М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. - С. 35-52

80. Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал.- 1991.-Т. 12. № 1.-С 108-117

81. Кузнецов Ю.М. Эмоции в хоровом исполнительстве // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., Моск. гос. консерватория, 1994. - С. 146 - 154

82. Куликов JI.B. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб.: Речь, 2001. - 184 с.

83. Курбатова И.А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности // Вопросы психологии. 1995. - №2. - С. 59-65

84. Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей // Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - С. 331-340

85. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Знание, 1983 79 с.

86. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -278 с.

87. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. -1960. -№1.-С. 7-17

88. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. -575 с.

89. Леонтьев А.Н., Овчинникова О.В. Анализ системного строения восприятия. Сообщение 5. О механизме звуковысотного анализаслуховых раздражителей. Доклады АПН РСФСР, 1958. - № 3. - С. 4348

90. Лещинская И., Пороцкий В. Малыш за роялем. М.: «Кифара», 1994. -112 с.

91. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. — М.: Музыка, 1988.-236 с.

92. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975. -№2.-С. 31-46

93. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. — М.: Наука, 1980.-279 с.

94. Лукина B.C. Типы профессионального развития учащихся-музыкантов // Журнал прикладной психологии. 2003. - № 6. - С. 28 - 30

95. Лысек Ф. Практические проблемы музыкального восприятия // Музыкальное восприятие в странах социализма. Л.: Музыка, 1975. — С. 192-220

96. Мальцев С. О психологии музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.-88 с.

97. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33

98. Матюшкин А.М., Сиск Д.А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1983. - № 4. - С. 88-97

99. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253 с.

100. Мелик-Пашаев А., Невлянская 3. К проблеме «общего» и «специального» в художественной одаренности человека // Искусствознание и психология художественного творчества. М., 1988 -С. 307-320

101. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. - № 1. - С. 15 - 23.

102. Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Пер. с нем. -М., 1989. 159 с.

103. Мерлин B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 87-105

104. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. JL: Музыка, 1990. - 283 с.

105. Морозов В.П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы на модели музыкального искусства // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., Моск. гос. консерватория, 1994. — С. 86 — 102

106. Морозов В.П. Эмоциональный слух и музыкально-эстетические характеристики хорового пения // Художественный тип человека. Комплексные исследования. М., Моск. гос. консерватория, 1994. - С. 163-169

107. Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблема профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — С. 134 -148

108. Мошков С. О некоторых аспектах психологического изучения и формирования мотивации музыканта-исполнителя // Психологические вопросы обучения музыканта / Под ред. С. Сраджева. — Ташкент: Гармония, 1995. 40 с.

109. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.2. — М.: «Советская энциклопедия», 1974. 959 с.

110. Мюллер П., Нойман П., Шторм Р. Таблицы по математической статистике. М., 1982. - 271 с.

111. Мясищев В.Н., Готсдинер A.JI. Проблема музыкальных способностей и ее социальное значение // Хрестоматия по психологиихудожественного творчества / Под ред. A.JI. Гройсмана. М.: «Издательство Магистр», 1998. - С. 147 - 161

112. Нагибина H.J1. Стратегии восприятия музыки. Дис. .канд. психол. наук.-М., 1995.-217 с.

113. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. 384 с.

114. Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л.: Музыка, 1969. - 134 с.

115. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности // Вопросы психологии. 1982. - № 5. - С.85-94

116. Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2003. - 55 с.

117. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972. - 154 с.

118. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: МГУ, 1987.-304 с.

119. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2000. -448 с.

120. Ожиганова Г.В. Подражание взрослому как фактор развития креативности ребенка // Мат. 1 Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». М., РПО, 1996. - Т. 2. Вып. 1. - С. 145 - 146

121. Озеров В.П. Диагностика психомоторных способностей у школьников, студентов и спортсменов. Ставрополь, 1995. - 58 с.

122. Одаренные дети. Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. -М.: Прогресс, 1991.-381 с.

123. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: Межд. образовательный и психологический колледж, 1997. - 140 с.

124. Пастернак Н.А. Внутренний план действий как показатель общего развития личности // Вопросы психологии. 2001. -№ 1.-С. 82-91

125. Пашина А.Х., Торопова А.В. Особенности эмоциональной сферы музыкантов с различным уровнем музыкальности // Психологический журнал.-2000.-Т.21. -№1. -С. 109-115

126. Первые шаги маленького пианиста / Составители Г. Баранова, А. Четвертухина. М.: «Музыка», 1992. - 128 с.

127. Перельман Н. В классе рояля. Л.: Музыка, 1986. - 78 с.

128. Петрова И. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников // Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. Сб. статей / Сост. В.И. Руденко. М.: Музыка, 1986. - С. 38 - 50

129. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

130. Петухова И. А. О роли специфических способностей и интеллектуальной инициативы в структуре музыкальной одаренности // Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии. М.: НИИ ОП, 1976. - С. 4-11

131. Поволоцкий С.Я. Анализ музыкального мышления старших подростков // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы.-М.: НИИХВ, 1982.-С. 129-132

132. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2001. - 320 с.

133. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. — М.: Просвещение, 1967. 264 с.

134. Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева М., 1990 - С. 1337

135. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 303 с.

136. Пономарев Я. А. Творчество и психология личности // Психологический журнал. 1980. - Т.1 - № 6. - С. 18-25

137. Прикладные проблемы психологии личности: Межвуз. науч. сб. / Редкол.: Л.П. Доблаев (отв. ред.) и др. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1985.-159 с.

138. Психологические основы музыкального обучения (методические рекомендации). Киев, 1979. - 40 с.

139. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца и др. М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

140. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.

141. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М.: «Академия», 1996. - 416 с.

142. Психология одаренности: от теории к парктике / Под ред. Д.В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2000. - 96 с.

143. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП «Магистр», 1998. - 68 с.

144. Pare Ю.Н., Чо Е. Музыкальное мышление в свете психологических закономерностей музыкально-слухового процесса // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Межвуз. сб. тр. Вып. 4. Новосибирск, 1986. - С. 76-85

145. Ражников В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа. Вопросы психологии. - 1978. - № 2. - С. 70-80

146. Ражников В.Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Межвуз. сб. тр. Вып. 4. Новосибирск, 1986. - С. 56-69

147. Ражников В.Г. Формирование и воспроизведение дирижерского замысла // Вопросы психологии. 1973. - № 2. - С. 55-66

148. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1992. - 181 с.

149. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. 160 с.

150. Регуш JI.A. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений // Вопросы психологии. 1985. - № 1. — С. 94-102

151. Римский-Корсаков Н.А. Обязательное и добровольное обучение в музыкальном искусстве // Римский-Корсаков Н.А. Музыкальные статьи и заметки. СПб.: Тип. Стасюлевича, 1911. - С. 49-73

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946 - 704 с.

153. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1946.-354 с.

154. Рудницкая О.П. Педагогические проблемы восприятия музыки // Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Под ред. А.Г. Костюк. Сб. статей. Киев: Музична Украша, 1986. - 126 с.

155. Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980. - С. 45-57

156. Рябов В.Ф. Художественная деятельность. Автореф. дис. докт. философ, наук. Л., 1984. - 34 с.

157. Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

158. Савшинский С.И. Пианист и его работа. — Л.: Советский композитор, 1961.-271 с.

159. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М.; Л.: Музыка, 1964. - 187 с.

160. Самсонидзе JT.C. О взаимоотношениях художественного слова и музыкально-интонационного мышления // Музыкальное мышление -проблемы анализа и моделирования. Киев, 1988. - С. 48-52

161. Светличная Л.В. Экспериментально психологическое исследование взаимосвязи в развитии музыкальных, психомоторных и познавательных способностей детей 5-7 лет. Дис. . канд. психол. наук. — Ставрополь, 1999. - 201 с.

162. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983.-№2.-С. 32-42

163. Серов А. Избранные статьи. Т. 1. - М.; Л.: Музгиз, 1950. - 628 с.

164. Старчеус М.С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к различным видам искусства // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса М.: «Академия», 1996. - 416 с.

165. Степанова М.А. Феномен самосознания в музыкальном исполнительстве и педагогике // Мир психологии. № 1. - С. 198 — 204

166. Стернберг Р.Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. - № 6. - С. 54-61

167. Таллибулина М.Т. Музыкальная одаренность: структура, тендерные и возрастные особенности проявления. Автореф. .дис. канд. психол. наук. Пермь, 2003. - 27 с.

168. Таллина О.А. Развитие музыкальных способностей (на примере звуковысотного восприятия). Дис. . канд. психол. наук. М., 1995 — 166 с.

169. Тараканов М. Восприятие музыкального образа и его внутренней структуры // Развитие музыкального восприятия школьников. М.: НИИ ХВ, 1971.-С. 11-21

170. Тарасов Г.С. Особенности профессионального мышления современного молодого музыканта // Психологический журнал. 1991. Т. 12. - № 3. - С. 103-107

171. Тарасов Г.С. О психологии музыки // Вопросы психологии. 1994. -№5.-С. 95-99

172. Тарасов Г.С. Проблемы музыкального мышления и восприятия // Вопросы психологии. 1973. - № 1. - С. 188-189

173. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности. Дис. . д-ра искусствоведения. -М., 1991

174. Тарасова К.В. Музыкальные способности // Московская психологическая школа: история и современность: В 3 т. / Под ред. В. Рубцова. Т. 1. Кн. 2. М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. - С. 113-117

175. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М.: Педагогика, 1988. 173 с.

176. Тарасова К.В. Художественно одаренный ребенок // Мат. 1 Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». М., РПО, 1996. Т. 2. Вып. 1. - С. 158 - 159

177. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. 563 с.

178. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. - С. 42-222

179. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. - С. 15-41

180. Тихомирова И.В. Общие и специальные компоненты музыкальной одаренности // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве: Межвуз. сб. науч. тр. -Челябинск, 1989. С. 88-98

181. Токина Н.Н. Вопросы психологии музыкально-исполнительского творчества Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 32 с.

182. Торичная С.И. Познание музыкальных способностей студентов в процессе педагогического общения. Кишинев: Штиинца, 1989. - 124 с.

183. Усманова Э.З. К характеристике одаренных детей // Мат. 1 Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». М., РПО, 1996. Т. 2. Вып. 1. - С. 135-136

184. Федоров Е.Е. Интуиция в музыкально-исполнительской деятельности // Вопросы психологии. 1985. - № 2. - С. 100-117

185. Фигурная форма А теста творческого мышления П. Торренса / под ред. Е.И. Щеблановой. М., 1993 - 44 с.

186. Фортепиано. ДМШ. 2 класс / Составитель Б. Милич. — М.: «Кифара», 1994.-131 с.

187. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды. Автореф. дис. . канд. психол. наук. -М., 1994 16 с.

188. Холодная М.А. Ментальный опыт как психологическая основа интеллектуальной одаренности // Психологическое обозрение. № 2 (3). 1996.-С.6-11

189. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Автореф. дис. .д-ра психол. наук. JL, 1989

190. Цагарелли Ю.А., Муштари З.Х. Интегральное исследование ПВК в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя // Психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве: Межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1989. - С. 99-116

191. Цыгульская Т.Ф. Психологический анализ структуры музыкально-педагогических способностей. Дис. .канд. психол. наук. Киев, 1983

192. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки. Автореф. дис. . доктора пед. наук. -М., 1978 28 с.

193. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий. М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

194. Чудновский В.Э. Проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. - № 3. - с. 78-89

195. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994

196. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996. -320 с.

197. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова. М., 1991-С. 7-21

198. Шадриков В.Д. Способности человека // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. - С. 24-38

199. Шрейдер Р.В. Формирование и развитие системы профессиональноважных качеств (на примере деятельности токаря-универсала). Дис.канд. психол. наук. Л., 1981 - 166 с.

200. Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. -Л., 1973

201. Щебланова Е.И. Лонгитюдное исследование развития одаренности у школьников // Мат. 1 Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». М., РПО, 1996. - Т. 2. Вып. 1. - С. 140

202. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 416 с.

203. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-319 с.

204. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. 136 с.

205. Юркевич B.C. Проблема диагноза и прогноза развития одаренности // Мат. 1 Всерос. науч. конф. по психологии Российского психологического общества «Психология сегодня». М., РПО, 1996. — Т. 2. Вып. 1.-С. 154-155

206. Яворский Б. Статьи, воспоминания, переписка. Т. 1. 2-е изд. М., 1972

207. Гшьбух Ю.З. Розумово обдарована дитина. Психолога, fliагностика, педагогша. Кшв: РОВО «Укрвузпол1граф», 1992. - 84 с.

208. Andreas R. Kreativitat // Musikpsychologie. Ein Handbuch / Herbert Bnihn, Rolf Oerter, Helmut Rosing (Hg). Hamburg, 2002. S. 520 - 529.

209. Bayard-de-Volo L.C., Feibert V. Creativity in the preschool child and its relationship to parental autoritarism // Percept and Mot. Skills, 1977. 45 (1)

210. Behne K.-E. (1986). Begabtenforderung-Forschungsforderung-KulturfSrderung. In Rohlfs, E. (Hrsg.), Musikalische Begabung finden und fordern (S. 53 62). Regensburg: Bosse.

211. Bentley A. Musical Abilities of Children // The journal of Education. 1968. №14

212. Boswell J. An Application of Bruner s Theory of Mental Growth to the Teaching of Musical Concepts in Beginning Instrumental Music. Univ. Illinois. 1969

213. Brelet G. Interpretation creation. Essai sur 1 'execution musicale. Т. 1. L'execution et l'oeurve; Т. II. L'execution et l'expression. P. Presses universitaries de France. 1951

214. Bruhn H. Reproduktion und Interpretation // Musikpsychologie. Ein Handbuch. / H. Bruhn, R. Oerter, H. Rosing (Hg.) Hamburg, 2002. S. 529 -538

215. Carlier M. Etude differentielle d'une modalite de la creativite: la flexibilite, Paris, CNRS, 1973, Monographies Francaises de Psychologie, № 25

216. Feldhusen Т., Kolloff M. A three stages model: The Gifted Child Today. 1989. Vol 12. №1. P. 15-19

217. Gardner H. Frames of mind. The theory of multiple intelligencies. N.Y., Basic Books, 1983

218. Gembris H. Fahigkeiten und Aktivitaten im // Musikpsychologie. Ein Handbuch. / H. Bruhn, R. Oerter, H. Rosing (Hg.) Hamburg, 2002. S. 316 -329

219. Gorder W.D. Dixergent production abilities as constructs of musical creativity. Journal of research in music education, 1980, № 1, p. 34-42

220. Gordon E. Development Music Aptetude as Measured by the Primary Measures of Music Audiation//Psychol. Music. 1979. 7 (1)

221. Guilford J.P., Hoepfher R. The analysis of intelligence. N.Y., 1971

222. Illert M. Die Motorik des Musizierens // Musikpsychologie. Ein Handbuch. / H. Bruhn, R. Oerter, H. Rosing (Hg.) Hamburg, 2002. S. 639 -649

223. Hacker Y.U., Zielen T. Ueber d. Erblichkeit der Musikalischen Begabung // Zeits. Fur Psychol. 1922. P. 88-90

224. Heller K.A., Feldhusen J.F. Identifying and nurturing the gifted: an international perspective. Toronto, ets.: Hans Hubert Publishers, 1986

225. Hermelin В., J Connor N., Lec S. Treffert. Intelligence and musical improvisation. Psychol. Medicine. 1989. № 19 (2). P. 447-454

226. Holmstrom Lars-Hunnar. Musicality and Prognosis. Svenska Bokforlaget / Norstedts, 1963

227. Hosevar D. Dimentionality of creativity. Psychol, rep., 1976. Vol. 39. № 3. part. 1. P. 869-870

228. Hosevar D. Intelligence, divergent thinking and creativity

229. Karma K. The Ability to Structure Acoustic Material as a Measure of Musical Aptitude. 5. // Research Bulletin. 1980. № 52

230. Konig H. Zur experimentellen Untersuchungen der Musikalitat. Wurzburg, 1938

231. Kurth E. Musikpsychologie. Berlin, 1931. - 323 p.

232. McLeish J. Musical Cognition Music education Research. Papers. 1968. №2

233. Meyer L.B. Emotion and meaning in music. Chicago, University of Chicago Press, 1957.

234. Mialaret J.P. Caracteristiques metrologiques des principaux tests de creativite musicale // Psychologie et Psychometrie. Vol 13. № 1. - 1992. - P. 25-31

235. Michel P. Ueber Musikalische Fertigkeiten. Leipzig. 1962

236. Motte-Haber, Helga de la. Handbuch der Musikpsychologie. 3 Auflage 2002 by Laaber Verlag. - 600 s.

237. Oerter R. Handlungstheoretische Fundierung // Musikpsychologie. Ein Handbuch / H. Bruhn, R. Oerter, H. Rosing (Hg.) Hamburg, 2002. S. 253 -267

238. Palmer C. Mapping musical thought to musical performance // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1989. № 2

239. Phillips D. An Investigation of the Relationship between Musicality and Intelligence // Psychology of Music. 1976. Vol. 4

240. Renzulli J.S. The enrichment triad model: A guide for developing defensible programs for gifted and talented // Gifted Child Quarterly. 20. 1976

241. Revesz G. Prufung der Musikalitat. Zeitz. F. Psychol. 1920. D. 5

242. Ribke W. Uben aus kognitionspsychologischer und handlungstheoretischer Sicht // Musikpadagogische Forschung. Band 8: Ausserschulische Musikerriehung. Laaber-verlag, 1987. S. 107 - 122.

243. Rosing H., Bruhn H. Geschichte der Musikpsychologie // Musikpsychologie. Ein Handbuch. / H. Bruhn, R. Oerter, H. Rosing (Hg.) Hamburg, 2002. S.21 -39

244. Seashore C. The psychology of musical talent. Leipzig. 1919

245. Shuter-Dyson R., Gabriel C. The Psychology of Musical Ability. N.Y., 1981

246. Sloboda, John A. (1984). Experimental studies of musical reading: A review. Music Perception, 2: 222 236.

247. Spearman C. The Abilities of Man. N.Y., 1927

248. Spuchiger M. Musik und aussermusikalische Lerninhalte // Musikpsychologie. Ein Handbuch. / H. Bruhn, R. Oerter, H. Rosing (Hg.) Hamburg, 2002. S. 360 - 368

249. StumpfK. Tonpsychologia. 2 Bande, Leipzig, 1983 / 90

250. Szeghy E. A Musikalitas vizsgalata. Sreged. 1957

251. TermanL.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1916

252. Tighe T. J., Dowling W.J. Understanding of Melody & Phythm. 1993

253. Torrance E.P. Guiding creative talent/ -N.Y., 1962.

254. Torrance E.P. The search for Satory and creativity. Creat Neck, N.Y.: Creativity Synergetic Associates. 1979

255. Vaughan M.M. & MYERS R.E. An examination of musical process as related to creative thinking. Journal of research in music education. 1971. XIX. № 3. P. 337-341

256. Vaughan M.M. Musical creativity; a search for empirical data, Mineographed report, presented to MERC, Anaheim, California, 1974

257. Webster P.R. Refinement of a measure of creative thinking in music, in, C. Madsen (Ed) Research in music behavior; applications and extensions. Tuscaloosa, University of Alabama Press, 1989, 66-81

258. Webster P.R. Relationship between creative behavior in music and selected variables as measured in high school students, Journal of research in music education, 1979,27, № 4, p. 227-242

259. Wellek A. Musikpsychologie und Musikasthetik. Frankfurt am Main, 1963.-404 s.

260. Wing H. Standardised Test of Musical Intelligence. Buckinghamshire, England, 1957,1960, 1969

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.