Педагогические условия развития музыкальной одаренности исполнителя в системе "колледж - специализированный вуз" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Рустамова, Ирада Талятовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 170
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рустамова, Ирада Талятовна
Введение
Глава 1. Музыкальная одаренность учащихся как педагогическая 12 проблема
1.1. Сущность и структура музыкальной одаренности.
1.2. Диагностика музыкальной одаренности учащихся.
1.3. Подготовка музыканта-исполнителя в системе специального образования.
Выводы.
Глава 2. Реализация педагогических условий развития музыкальной 80 одаренности исполнителя в системе «колледж - специализированный вуз».
2.1. Обеспечение развития музыкальной одаренности в 80 педагогическом процессе системы «колледж-специализированный вуз».
2.2. Обнаружение смыслового содержания и создание 100 педагогических ситуаций сопереживания музыкального образа.
2.3. Овладение техникой исполнения как средством самовыражения 115 будущего музыкального исполнителя.
2.4. Результаты экспериментальной работы.
Выводы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Музыкальная одаренность: Структура, гендерные и возрастные особенности проявлений2003 год, кандидат психологических наук Таллибулина, Марина Тимергалиевна
Педагогические аспекты формирования и развития художественно-творческих способностей: На материале преподавания музыки2000 год, доктор педагогических наук Ощепкова, Ольга Владимировна
Педагогические условия развития музыкально одаренных детей2002 год, кандидат педагогических наук Гончарова, Ольга Витальевна
Педагогические условия развития музыкальной одаренности у детей младшего школьного возраста2009 год, кандидат педагогических наук Сухачева, Эмилия Александровна
Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности2004 год, кандидат психологических наук Кононенко, Майя Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития музыкальной одаренности исполнителя в системе "колледж - специализированный вуз"»
Актуальность исследования. Гуманитаризация современного образования актуализирует обращение и теоретиков, и практиков не только к личности учащегося, но и его индивидуальности. Качество образования в Концепции модернизации российского образования связываются с развитием активности, творческой инициативы, самостоятельности непосредственных участников образовательного процесса. Это обусловливает необходимость поиска средств оснащения учебного процесса современными методами и технологиями, которые развивают творчество педагога и ребенка, способствуют их саморазвитию и самоопределению. В этом контексте особое значение приобретает определение условий развития способностей, одаренности учащегося.
Основными теоретическими предпосылками для изучения природы одаренности, ее диагностики являются положения о том, что одаренность проявляется и развивается в творческой деятельности (СЛ.Рубинштейн, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, Я.А. Пономарев) и, что одаренность - сложное многоуровневое образование, включающее в себя многие аспекты личности (JI.C. Выготский, Ж.Пиаже, К. Юнг, С.Л. Рубинштейн, В.Франкл и др.).
Исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознание возможностей всех детей.
Между тем ситуация с обучением и развитием одаренных детей в нашей стране стала меняться только в последнее десятилетие. До этого времени исследования велись преимущественно в русле проблемы способностей и творчества (Э.А.Голубева, Н.С.Лейтес, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн и др.). Оставалась вне поля внимания большинства исследователей их связь с индивидуальностью человека.
В настоящее время стала осознаваться необходимость специально организованного обучения одаренных детей и целенаправленной работы по выявлению и развитию их потенциала. В итоге появились образовательные учреждения, учебные программы, общественные организации и фонды, занимающиеся выявлением и развитием одаренных детей (Целевая федеральная программа «Одаренные дети», лаборатория «Психология одаренности» в Психологическом институте РАО и пр.). Это привело к значительному увеличению научных разработок, направленных на выявление психологических закономерностей и механизмов развития одаренности, к практико-ориентированным исследованиям (А.И.Доровской, А.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, А.И.Савенков, Д.В.Ушаков, М.А.Холодная, В.С.Юркевич и др.). Фундаментальные идеи развития одаренности детей через исполнительство, творчество, активную творческую деятельность, в том числе и самого педагога, нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых: Б.В.Асафьева, Б.ЛЯворского, Д.Б.Кабалевского, К.Орфа, З.Кодаи, ШСузуки.
Ряд исследований (Н.А.Ветлугина, Л.Н.Комиссарова, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, К.В.Тарасова, ЛВ.Школяр и др.), посвященных проблеме одаренности, раскрывает возможности ее развития в музыкальном образовании. В этих работах музыка выступает как неотъемлема» сфера жизнедеятельности одаренного ребенка.
Музицированию как условию творческого потенциала детей в процессе их обучения игре на фортепиано посвящены работы Л.А.Баренбойма, Д.В.Зариня. Изучаются формы импровизации, сочинения музыки учащимися (Л.Н. Мун, В.О.Усачева и др.); эти исследования дают определенное направление для поиска путей развития музыкальной одаренности.
Вместе с тем, несмотря на существование творческих исследований, направленных на выявление структуры музыкальной одаренности и психологических особенностей музыкально одаренных детей (А.Л.Готсдинер, А.А.Мелик-Пашаев, М.С.Старчеус, К.В. Тарасова, Б.М.Теплов и др.), наличие методических решений развития музыкально одаренных детей, остается открытым вопрос развития одаренности учащихся в условиях музыкального образования системы «колледж-специализированный вуз».
Анализ научных исследований и педагогическое осмысление вопросов развития музыкальной одаренности учащихся в этой системе обнаруживает следующие противоречия:
• между необходимостью наличия преемственных программ в системе «колледж - специализированный вуз», связанных с развитием музыкальной одаренности индивида и недостаточным программным обеспечением и разрозненностью программ, направленных на развитие музыкальной одаренности в специальных учебных заведениях;
• между сложившейся практикой подготовки музыканта-исполнителя и развитием музыкальной одаренности на фоне музыкальной культуры;
• между нормированным подходом к оценке учебной деятельности музыканта-исполнителя и выходящим за эти нормы проявлением его индивидуальности.
Кроме этого, новообразования индивида, связанные с развитием его музыкальной одаренности, нуждаются в определении условий преемственности в системе «колледж - специализированный вуз».
Необходимость разрешения этих противоречий позволила сформулировать тему исследования: «Педагогические условия развития музыкальной одаренности исполнителя в системе «колледж -специализированный вуз».
Цель: разработать и экспериментально проверить педагогические условия развития музыкальной одаренности учащихся в системе «колледж -специализированный вуз».
Объект исследования: подготовка музыканта-исполнителя в системе «колледж - специализированный вуз».
Предмет: педагогические условия развития музыкальной одаренности будущих музыкальных исполнителей.
Гипотеза исследования. Развитие музыкальной одаренности в системе «колледж - специализированный вуз» будущего музыкального исполнителя будет эффективным при взаимодействии музыкальной культуры педагога, учащегося, композитора. Для этого необходимы следующие условия:
- обеспечение индивидуального темпа обучения с опорой на личный музыкальный опыт учащегося и педагога;
- осуществление преемственности уровней образования в системе «колледж - специализированный вуз»;
- создание педагогических ситуаций сопереживания музыкального образа;
- обнаружение смыслового содержания в музыкальном произведении;
- развитие технических умений как средства самовыражения музыканта-исполнителя.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи исследования:
- определить сущность и структуру музыкальной одаренности учащихся;
- выявить систему диагностики музыкальной одаренности;
- обосновать теоретические позиции и методические подходы к подготовке будущих музыкальных исполнителей в системе «колледж-специализированный вуз»;
- разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития музыкальной одаренности учащихся;
- раскрыть технологию развития музыкальной одаренности.
Методологической базой исследования являются культурологические исследования (В.С.Библер, Ю.МЛотман, М.М.Бахтин), раскрывающие диалоговый характер культуры и способы ее представления в тексте; работы по герменевтике (М.Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, М.М.Бахтин, А.А.Брудный и др.), связанные с анализом проблем понимания; концепции психологии художественных способностей и детского творчества (ЛС.Выготский, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская, Я.А.Пономарев,
С.Л.Рубинштейн, Д.К.Кирнарская, Б.М.Теплов и др.); принцип дополнительности определяющий характер отношений образного и логического, рационального и эмоционального, репродуктивного и творческого в развитии музыкальной одаренности.
Теоретические основания работы составляют теория деятельности (А.Н.Леонтьев), теория развивающего обучения (Л.В.Занков), идеи гуманитаризации педагогического процесса (Ш.А.Амонашвили, Ю.В.Сенько, И.С.Якиманская), принципы преемственности развития музыкальной одаренности в системе «колледж-специализированный вуз», а также педагогические идеи, отраженные в музыковедческих трудах (Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский, А.А.Мелик-Пашаев, Л.В.П1коляр и др.).
Методы исследования: теоретический анализ культурологической, герменевтической, психолого-педагогической, музыковедческой литературы, относящейся к проблеме исследования; моделирование; выдвижение гипотез; педагогическое наблюдение; анкетирование; эксперимент; диагностика; интерпретация полученных в процессе исследования результатов.
Опытно-экспериментальная база исследования. Основная научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе подготовительного отделения школы искусств при Красноярской государственной академии музыки и театра, музыкальный колледж при Красноярской государственной академии музыки и театра г. Красноярска, Красноярский институт повышения квалификации работников образования. Экспериментальным исследованием было охвачено 54 педагога и 125 учащихся.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет и включало три этапа.
На первом этапе (2000-2001гг.) в процессе анализа опыта музыкального образования в системе «колледж - специализированный вуз», а также музыкального образования учреждений другого типа выявлена актуальность проблемы и необходимость ее решения в рамках преемственности системы «колледж - специализированный вуз». Определена в первом приближении тема исследования, сформулирована гипотеза, изучена относящаяся к проблеме исследования литература, намечены цель, задачи и пути их решения.
На втором этапе (2002-2004гг.) проведен формирующий педагогический эксперимент, разработана система творческих заданий, методические приемы развития музыкальной одаренности, которые внедрялись в практику подготовки музыканта-исполнителя и в работу педагогов-музыкантов школ, колледжа, консерватории, выявлены критерии и уровни музыкальной одаренности.
На третьем этапе (2005-2007гг.) выполнен анализ и систематизация материала, что нашло отражение в диссертации и ее автореферате.
Научная новизна исследования: Определен и обоснован комплекс педагогических условий, способствующих эффективной подготовке будущих музыкальных исполнителей:
- обеспечение индивидуального темпа обучения с опорой на личный музыкальный опыт учащегося и педагога;
- создание педагогических ситуаций сопереживания музыкального образа;
- обнаружение смыслового содержания в музыкальном произведении;
- развитие технических умений как средства самовыражения музыканта-исполнителя.
Выявлена концепция подготовки будущего музыкального исполнителя в системе «колледж - специализированный вуз».
Определены подходы к диагностике музыкальной одаренности.
Разработана технология подготовки будущего музыкального исполнителя в системе «колледж - специализированный вуз».
Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании педагогических условий развития музыкальной одаренности исполнителя в системе «колледж - специализированный вуз» и в обогащении на этой основе теории и методики профессионального (музыкального) образования. В результате исследования:
-систематизированы и обобщены взгляды ученых на проблему музыкальной одаренности;
-уточнено понятие музыкальной одаренности;
-обоснованы принципы преемственности, дополнительности, диалога культур, создающие необходимые предпосылки для развития музыкальной одаренности в совместной музыкально-творческой деятельности педагогов и учащихся;
-выявлены структурные компоненты развития музыкальной одаренности.
Практическая значимость. Разработана система творческих заданий, стимулирующая процесс развития музыкальной одаренности учащихся на основе обращения к различным видам искусства (живопись, хореография, театр, литература); система методических приемов интеграции видов музыкальной деятельности в диалоге культур композитора, педагога, учащегося. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке новых подходов к развитию музыкальной одаренности будущих музыкальных исполнителей в системе «колледж -специализированный вуз». Материалы исследования могут быть применены в практике музыкального образования и в системе повышения квалификации будущих специалистов как технология подготовки будущих музыкантов-исполнителей.
Достоверность и обоснованность полученных результатов диссертационного исследования обеспечиваются методологической основой, теоретическим анализом проблемы развития музыкальной одаренности, длительным характером опытно-экспериментальной работы, использованием адекватных методов исследования, апробацией и внедрением основных положений исследования и модели развития музыкальной одаренности исполнителя в системе «колледж - специализированный вуз».
Положения, выносимые на защиту:
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности2006 год, доктор психологических наук Кирнарская, Дина Константиновна
Педагогические условия развития мотивационной сферы личности музыкально одаренных подростков2003 год, кандидат педагогических наук Тараканова, Наталия Эдуардовна
Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования2005 год, кандидат педагогических наук Ануфриева, Наталья Ивановна
Теория и практика творческой лаборатории педагога-музыканта в системе непрерывного довузовского художественного образования2010 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Оценка креативности учащихся музыкальных школ педагогами с разным уровнем развития качеств творческой личности2011 год, кандидат психологических наук Камракова, Наталья Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Рустамова, Ирада Талятовна
Выводы по 2 главе
Построение педагогического процесса как гуманитарной практики повышает его эффективность. Развитие музыкальной одаренности в системе «колледж-специализированный вуз» предполагает диалоговое взаимодействие культур: культуры композитора, явленной в партитуре, исполнительской культуры ученика (студента), его музыкального опыт, профессиональной культура педагога.
Таким образом, духовный опыт непосредственных участников педагогического процесса явно включается в содержание профессиональной подготовки музыканта-исполнителя. Одним из важнейших результатов диалогичного взаимодействия этих культур является создание «вторичного» (или по М.М.Бахтину, «встречного») текста, который является продуктом сотворчества педагога и ученика на основе авторского текста. Он выступает как результат «прочтения» первичного (авторского), принадлежащего композитору в понимающем (исполнителем) и дидактическом (педагогом) контекстах.
Исполняя «вторичный» текст, музыкант выражает внутреннее содержание в адекватном музыкальном образе, манере исполнения. При этом одаренность исполнителя проявляется с некоторых сторон: порождение неповторимого внутреннего содержания произведения (эстетическая позиция), создание образа (творческое воображение), воплощение образа средствами исполнения (специальные знания, умения, навыки)
Для развития музыкальной одаренности исполнителя в системе»колледж-специализированный вуз» необходимы взаимодополнительные условия:
- обеспечение индивидуального темпа обучения с опорой на личный музыкальный опыт ученика;
- реализация преемственности уровней музыкального образования, ориентированного на создание педагогических ситуаций сопереживания музыкального образа, обнаружения смыслового содержания в музыкальном произведении, развитие технических умений как средства самовыражения музыканта.
Технология развития музыкальной одаренности обучающихся в системе «колледж-специализированный вуз» развертывается на основе принципов преемственности, дополнительности, диалога культур. Эти принципы конкретизируются на уровне образовательной практики и проявляются в преемственности содержания учебного материала, отбора репертуара, способов организации взаимодействия «педагог-ученик», в ориентации на обнаружение смысла в произведении, построении образа; взаимодополнительности развития всех сторон музыкальной одаренности, рационального и эмоционального, логического и образного, репродуктивного и творческого; в организации диалога участников образовательного процесса и «ставшей» культуры.
Проявление различных сторон музыкальной одаренности может происходить в реальной практике одновременно и не обязательно на одном уровне. В опытно-экспериментальной работе музыкальная одаренность учеников проявлялась на разных уровнях. Эти три уровня можно выделить условно, поскольку нет жесткой грани фиксации между ними.
Для низкого уровня (условно, репродуктивного) характерно отсутствие самостоятельности, средний уровень музыкальной одаренности (условно, репродуктивно-творческий) отличается большей самостоятельностью ученика в применении музыкального опыта. Высокий уровень (условно, собственно творческий) характеризуется целенаправленностью, стремлением к яркому выражению своего отношения к тексту.
Обнаруживается и поуровневое изменение отношения «педагог-ученик». Если на низком уровне развития музыкальной одаренности ученик занимает позицию «ведомого», действует по образцу, на среднем - действуя по образцу, решаят задачи учителя, проявляет избирательность, самостоятельность, с помощью педагога формулирует задачи для себя, то на третьем (высоком) уровне проявления музыкальной одаренности ученик в совместной деятельности с учителем самостоятельно формулирует задачи по обнаружению смысла в музыкальном произведении, созданию образа. При этом меняется отношения к технике и приемам исполнения: они становятся средством создания музыкального образа и выражения собственного понимания музыкального текста.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Гуманитаризация современного образования актуализирует обращение не только к личности ученика, но и к его индивидуальности. В этом контексте особое значение приобретает определение условий развития одаренности ученика. Феномен музыкальной одаренности рассматривается в работе как интегральная характеристика индивида, проявляющаяся в способности понимать и выражать духовное содержание музыкального текста. Музыкальная одаренность исполнителя проявляется в нескольких аспектах: выражение эстетической позиции, создание музыкального образа; и (наиболее очевидно) исполнительская техника.
2. В системе специальной подготовки музыканта доминирует ориентация на овладение исполнительской техникой. На этом пути неизбежные потери связаны с тем, что вне поля внимания педагогов оказывается развитие воображения, создание музыкального образа, его осмысление и выражение собственного «я» исполнителя. В итоге задача музыкального образования как создания образа не решается и подменяется подготовкой на уровне овладения техникой исполнения. Иными словами, для обеспечения действительно музыкального образования важно развитие музыкальной одаренности учащихся в системе «колледж- специализированный вуз».
3. Для развития музыкальной одаренности необходим ряд условий:
- обеспечение индивидуального темпа обучения с опорой на личный музыкальный опыт учащегося и педагога;
- создание педагогических ситуаций сопереживания музыкального образа;
- обнаружение смыслового содержания в музыкальном произведении;
- развитие технических умений как средства самовыражения музыкантаисполнителя.
4. Реализация условий развития музыкальной одаренности в системе «колледж- специализированный вуз» основывается на трех принципах. Преемственности - ориентации на зону ближайшего и актуального развития, согласованности учебных планов и программ, форм и методов педагогического процесса колледжа и специализированного вуза. Принципа дополнительности - единства рационального и эмоционального, логического и образного, репродуктивного и творческого. Диалогичности - обнаружения смысла музыкального произведения, замысла композитора, собственная музыкальная интерпретация текста и др. в диалогическом взаимодействии культур композитора, педагога, учащегося.
5. Технология развития музыкальной одаренности в системе «колледж-консерватория» включает опору на жизненный, в том числе музыкальный, опыт ученика; взаимодействие индивидуальных и групповых форм занятий; вовлечение ученика в ситуации, требующие от него выражения позиций слушателя, критика, исполнителя, композитора, педагога; обнаружение смысла музыкального произведения через обращение к другим языкам искусства (живописи, хореографии, литературы, театра); участие в концертах, конкурсах, музыкальных вечерах.
6. Проявление музыкальной одаренности (эстетическая позиция, создание музыкального образа, воплощение образа специальными умениями) может в реальной образовательной практике происходить одновременно и на разных уровнях: низком (условно, репродуктивном), среднем (условно, репродуктивно-продуктивном), высоком (условно, творческом). В ходе опытно-экспериментальной работы было обнаружено, что развитие музыкальной одаренности проявляется в переходе с низких на более высокие уровни. Изменилась позиция ученика во взаимодействии с педагогом: позиция «ведомого» трансформировалась в позицию творчески самостоятельного; овладение техникой исполнения постепенно из цели становилось средством создания музыкального образа и условием самовыражения исполнителя.
Проведенное исследование не исчерпывает большой и чрезвычайно важной проблемы развития музыкальной одаренности. В частности, требует специального изучения вопрос подготовки педагогов-музыкантов к такой деятельности, разработки учебно-методического сопровождения, необходимого для развития музыкальной одаренности исполнителя как в условиях музыкальной школы, так и в специальных учреждениях музыкального образования
Примерный перечень вопросов для бесед с педагогами по проблемам развития музыкальной одаренности
1. В чем и как, по Вашему мнению, проявляется музыкальная одаренность? Какие характерные черты отличают одаренного музыканта от его сверстника? По каким признакам Вы определите, что ученик одарен?
2. Существует ли у вас какая-либо педагогическая система по развитию музыкальной одаренности? Какие цели Вы ставите в своей работе с юными музыкантами и как их добиваетесь?
3. Каким образом Вы стимулируете работоспособность, мотивацию ученика?
4. Насколько необходимо сотрудничество с родителями ученика и как это влияет на результаты развития его индивидуальности?
5. Как, по Вашему мнению, должны строиться отношения между педагогом и учеником: они должны взаимодействовать или учителю необходимо руководить процессом обучения? Учитель должен быть дирижером или партнером по отношению к ученику?
6. Какие качества необходимы педагогу, чтобы увидеть, поддержать и развить одаренность ребенка, его потенциал, достичь успеха в работе с ним?
7. В чем Вы видите особенность развития техники исполнения одаренного музыканта?
8. Является ли значимым развитие воображение исполнителя для высокого уровня игры на инструменте?
9. Какие пути понимание замысла композитора вы используете?
10. Существуют ли трудности в работе с одаренными музыкантами?
11. Насколько необходимо создавать среду для общего развития ученика и как это делать? Может быть, важно заниматься только его музыкальным развитием?
Примерная карта наблюдения проявления составляющих музыкальной одаренности
Ф.и. ученика:
Ф.И.О. педагога
Ф.И.О. наблюдателей: дата наблюдения:
Составляющие музыкальной одаренности
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Эстетическая позиция
Творческое воображение (создание музыкального образа)
Техника исполнения как средство самовыражения
Проявление составляющих музыкальной одаренности учащихся музыкального колледжа г. Красноярска выражение эстетической позиции творческое воображение технические умения как средство самоваражения констатирующей эксперимент формирующей эксперимент
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рустамова, Ирада Талятовна, 2007 год
1. Азарова, JI.H. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников: проблема трансцендентности в рамках психологического сопровождения / JI.H. Азарова // Журнал практического психолога. 1998. -№4.-С.80-83.
2. Алексашина, И. Учитель и новые ориентиры образования / И. Алексашина. -СПб, 1997.-45с.
3. Аллахвердов, В.М. Психология искусства / В.М. Аллахвердов. СПб.: ДНК, 2001.-200с.
4. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. М., 1995. - 496с.
5. Амонашвили, Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1998 - 80с.
6. Ананьев, Б.Г. О соотношении способностей и одаренности: проблема способностей / Б.Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1962. - 140 с.
7. Андреева, JI.H. Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей: автореф. дис. канд. пед. наук / JI.H. Андреева. -Казань, 2000. 28с.
8. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. М.: Наука, 1977. - 184 с.
9. Асмолов, А.Г. Психология, искусство, образование / А.Г. Асмолов // Искусство в школе. 1993. - № 6.
10. Асмолов, А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. 1992. - №1. - С. 6-13.
11. Байдалинов, С.Н. Фортепианная школа А.Н. Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике: авюреф. дис. канд. пед. наук / С.Н. Байдалинов. М., 2000. - 21 с.
12. Баренбойм, JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство / JI.A. Баренбойм. Л.: Музыка, 1974. - 336с.
13. Баренбойм, Л.А. Эмиль Гилельс: творческий портрет артиста / Л.А. Баренбойм. М.: Советский композитор, 1990. - 264 с.
14. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979.-424с.
15. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. М., 1990. - 336с.
16. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусства / Н.А. Бердяев: в 2 т. М., 1994.
17. Бечак, Б. А. Воспитание искусством / Б. А. Бечак. -М., 1981.-210с.
18. Библер, B.C. От наукоучения к логике культур / B.C. Библер. - М., 1990.-413с.
19. Богачинская, Ю.С. Метод как система регулятивов обучения гуманитарно-художественным предметам в школе: дис. канд. пед, наук / Ю.С. Богачинская. Волгоград, 1994. - 154 с.
20. Богоявленская, Д.Б. Диагностика структуры одаренности и пути повышения творческой активности учащихся / Д.Б. Богоявленская, И.И. Ильясов // Гуманизация образования. 2000 - №1.- С. 196-209.
21. Богоявленская, Д.Б. Исследования творчества и одаренности в традициях практико-деятельстной парадигмы / Д.Б. Богоявленская // Современные концепции одаренности и творчества / под ред. Д.Б. Богоявленской. М, 1997.
22. Богоявленская, Д.Б. Определение понятия «активность» как необходимое условие эффективного формирования данного качества личности / Д.Б. Богоявленская // Актуальные проблемы формирования и воспитания активности: тез. док. Рига, 1979. - С. 17-19.
23. Богоявленская, Д.Б. Творческая работа просто устойчивое словосочетание: о феномене творческого мышления / Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская. // Педагогика. - 1998. - №3. - С. 36-43.
24. Бодалев, А.А. Проблема способностей в психологии / А.А. Бодалев // Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. - С. 24-37.
25. Бодрова, Е.В. Актуальные проблемы развития творческихспособностей в обучении и воспитании / Е.В. Бодрова // Вопросы психологии. 1989. - №1. - С. 174-176.
26. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред.: Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972. - С. 2229.
27. Бондаревская, Е.В. Педагогика / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. -М Ростов н/Д., 1999. - 250с.
28. Бондаревская, Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. 1999. - №3. - С. 3743.
29. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д.: Изд-во ростов, пед. ун-та, 2000. - 352 с.
30. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия / Н.М. Борытко. Волгоград: Перемена, 2000. - 225с.
31. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. М.: ИП РАН, 1997. - 352 с.
32. Братусь, Б.С. Аномалия личности / Б.С. Братусь. М.: Мысль, 1988. -304 с.
33. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. М., 1998.-336с.
34. Булычев, Б.Е. Детская музыкальная школа как современная педагогическая система и пути ее совершенствования: автореф. дис. канд. пед. наук / Б.Е. Булычев. Чебоксары, 1998. - 18 с.
35. Василюк Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е.Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984.-200с.
36. Введение в педагогическую культуру / под ред. Е.В. Бондаревской. -Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. 172с.
37. Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. М.: Педагогика,1973.- 140 с.
38. Волгоград Фортепиано - 2000. - Волгоград: ООО «ЛБФ», 2000. -300с.
39. Воротникова, Е.Н. О совершенствовании учебного процесса в музыкальных школах / Е.Н. Воротникова // Педагогика. 2001. - №4. - С. 44-47.
40. Всемирная энциклопедия: Философия / сост. А. А. Грицанов. М. : ACT ; Минск : ТОО "Харвест" ; Минск : Современный литератор, 2001. -1312 с.
41. Вульфов, Б.З. Учитель: профессиональная духовность / Б.З. Вульфов. // Педагогика. 1995. -№2. - С.48-52.
42. Выготский, JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте: хрестоматия по психологии / J1.C. Выготский. М.: Просвещение, 1987. -С.320-325.
43. Выготский, JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. М.: Искусство, 1986. - 210с.
44. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод / Х.-Г. Гадамер. М., 1988. - 704с.
45. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О.С. Газман // Новое педагогическое мышление. -М, 1989. С.221-237.
46. Газман, О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы / О.С. Газман // Новые ценности образования. №2. - М., 1995. - С. 16-45.
47. Гальтон, Ф. Наследственность таланта / Ф. Гальтон. М.: Мысль, 1996. -269 с.
48. Гарипова, Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / Г.А. Гарипова. Казань, 2002. - 170с.
49. Гафурова, И.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: автореф. дис. канд. пед. наук / И.О. Гафурова. Красноярск, 1996.-20 с.
50. Гегель, Г.В.Ф. Сочинения / Г.В.Ф. Гегель. М., 1958. - Т14. - 350с.
51. Гессе, Г. Избранное / Г. Гессе. М., 2002. - 960с.
52. Гилельс, Э. О моем педагоге / Э. Гилельс // Советская музыка. 1964. -№10. -С. 52-160.
53. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю.З. Гильбух, О.Н. Гарнец, C.JI. Коробко. // Вопросы психологии. 1990. - №4. - С.147-155.
54. Гинсбург, Г. Статьи, воспоминания, материалы / Г. Гинсбург. М.: Сов. композитор, 1984. - 288 с.
55. Гиппинус, С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств / С.В. Гиппинус. СПб.: Речь, 2001. - 346с.
56. Голубева, Э.А. Некоторые проблемы природных предпосылок общих способностей / Э.А. Голубева // Вопросы психологии. 1980. - №4.
57. Голубева, Э.А. Опыт комплексного исследования способностей / Э.А. Голубева // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. - С.252-370.
58. Гончаренко, Н.В. Гении в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко. М.: Искусство, 1991. - 432с.
59. Гончарова, О.В. О гуманистической направленности в работе с одаренными детьми / О.В. Гончарова // Гуманизация образования и проблемы развития личности. Волгоград: Перемена, 2000. - С.60-71.
60. Гончарова, О.В. Педагогические условия развития музыкально одаренных детей : дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / О.В. Гончарова. -Волгоград,2002. 173с.
61. Горанов, К. Содержание и форма в искусстве / К. Горанов. М., 1962. -205с.
62. Горлинский, В.И. Модернизация системы музыкального образования и воспитания в современной России: актуальные проблемы переходного периода: автореф. дис. д-ра пед. наук / В.И. Горлинский. М., 1999. - 59 с.
63. Гостев, А.А. Образная сфера человека / А.А. Гостев. М., 1998. - 234с.
64. Готсдинер, А. Психологические особенности подросткового возраста / А. Готсдинер // Вопросы методики начального музыкального образования. М.: Музыка, 1981. - С. 12-32.
65. Гринберг, М. В классе П.С. Столярского / М. Гринберг, В. Пронин // Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1970. - Вып. 6. - С. 162-193.
66. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения / В.В. Давыдов. М. 1986.-240с.
67. Данилюк, А .Я. Теория интеграции образования / А.Я. Данилюк. -Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 400 с.
68. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 176с.
69. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / под ред. В.Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та. 1989.- 140с.
70. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.-272с.
71. Доровской, А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровской. М.: Российское педагогич. агенство, 1998. -210 с.
72. Доровской, А.И. 100 советов по развитию одаренности / А.И. Доровской. М.: Российское педагогич. агенство, 1997. - 309 с.
73. Дружинин, В.П. Психология общих способностей / В.П. Дружинин. -СПб: Питер, 1999. 368 с.
74. Дружинин. В.Н. Психология интеллекта / В.Н. Дружинин // Педагогика. 1998. - №2. - С. 32-37.
75. Дьяченко, Н.Г. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях / Н.Г. Дьяченко, И.А. Котляровский, Ю.А. Полянский. Киев: Музычна Украина, 1987. - 111с.
76. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей до и после JI.C. Выготского / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. 1996. - №6. - С. 98109.
77. Загадка человеческого понимания / под общ. ред. А.А. Яковлевой. М.: Политиздат, 1991. - 352 с.
78. Задорина, Е.Н. Классификация учащихся специализированых школ по различным параметрам одаренности / Е.Н. Задорина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1991. №2(6). - С.32-34.
79. Задорина, Е.Н. Соотношение творческой и специальной одаренности в различных возрастных группах учащихся музыкальной школы / Е.Н. Задорина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1991.-№1(5).-С.39-44.
80. Защитить и приумножить отечественные традиции музыкального образования: круглый стол // Педагогика. 2001. - №8. - С. 47-55.
81. Зинченко, В.П. Аффект и интеллект в образовании / В.П. Зинченко. -М., 1995.-64с.
82. Зинченко, В.П. Живое знание / В.П. Зинченко. Самара, 1990. - 216с.
83. Игнатенко, Т.Ф. Формирование инициативности старшеклассников в процессе учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Т.Ф. Игнатенко. Брянск, 1996. - 23с.84.' Ильин, Е.Н. Мотивация и мотивы / Е.Н. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -512 с.
84. Интуиция, логика, творчество / под ред. М.И. Панова. М.: Наука, 1987.- 175с.
85. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М.: Искусство, 1969. - 272 с.
86. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников / под ред.: Ю.У. Фохта-Бабушкина, Е.К. Чухман. М.: НИИ ОП АПН СИР, 1980.
87. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1981. - 192с.
88. Каган, М.С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. Л., 1972. - 273с.
89. Каптерев, П.Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П.Ф. Каптерев //
90. Педагогика. 1999. - № 7. - С. 73-84.
91. Карпов, А.В. Рефлексивность в структуре общих способностей / А.В. Карпов, Л.Г. Жедунова // Ярославский педагогический вестник. 1998. -№2. - С.57-61.
92. Карцева, Т.Б. Личностные изменения: проблемы психологической диагностики / Т.Б. Карцева // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. -С.483-492.
93. Каткова, Л.В. Проблемы воспитания одаренных детей / Л.В. Каткова, М.Б. Корепанова, Б.Д. Зодбаева. Волгоград: Перемена, 1999. - 56 с.
94. Кинарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности / Д.К. Кинарская // Вопросы психологии. 1989. - № 2. - С.47-57.
95. Кинарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях / Д.К. Кинарская // Вопросы психологии. 1988. - № 2. - С. 129-137.
96. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. М.: Наука, 1988, - 192с.
97. Коган, Л. Воспоминания. Письма. Статьи. Интервью / Л. Коган. М.: Советский композитор, 1987. - 256 с.
98. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии. -2001. -№3.- С. 135-140.
99. Короленко, Ц.П. Спасительная способность вообразить. Психология художественного творчества / Ц.П. Короленко, Г.В. Фролова. Минск: Харвест, 1999. - С. 368-386.
100. Кравцов, Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей / Г.Г. Кравцов // Вопросы психологии. 1996. -№6. - С. 53-64.
101. Краткий психологический словарь. М., 1985.-431с.
102. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. М.: Молодая гвардия, 1997. - 137 с.
103. Критский, Б.Д. Теория и практика подготовки будущего учителя музыки: образовательный метатекст и проблемы его интерпретации: автореф, дис. д-ра пед. наук / Б.Д. Критский. М., 2001. - 49 с.
104. Крюкова, Валентина Владимировна. Музыкальная педагогика / В.В. Крюкова. Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 288 с.
105. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н.В. Кузьмина. Д.: Знание, 1985. - 32 с.
106. Кулова, Е.К. Открытые уроки JLH. Оборина / Е.К. Кулова // J1.H. Оборин педагог / сост. Е.К Кулова. - М.: Музыка, 1989. - С.42-56.
107. Кульневич, С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С.В. Кульневич // Педагогика. 1997. - №5. - С. 108-115.
108. Курбатова, И. А. Возможности полимодального подхода в диагностике детской одаренности / И.А. Курбатова // Вопросы психологии. 1995. -№2, - С.59-65.
109. Ландау, Эрика. Одаренность требует мужества : психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау ; пер. А.П. Голубев. -М.: Academa, 2002. 144 с.
110. Левочкина, И.А. Психофизиологические особенности музыкально одаренных подростков / И.А. Левочкина // Вопросы психологии. 1988. -№4.-С. 149-154.
111. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. М.: Академия, 2000. -320 с.
112. Лейтес, Н.С. Ранние проявления одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. 1988. - №4. - С.98-107.
113. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. М.: Знание, 1984. - 80 с.
114. Леонтьев, А.Н. Избранные произведения : в 2-х т. / А.Н. Леонтьев. -М., 1983.
115. Леонтьев, А.Н. Развитие психики в онтогенезе / А.Н. Леонтьев // Избранные произведения : в 2т. / А.Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983.1. Т.1.-392 с.
116. Леонтьев, Д.А. Введения в психологию искусства / Д.А. Леонтьев. М.: МГУ, 1998.-111с.
117. Лихачев, Б.Т. Детская одаренность / Б.Т. Лихачев // Педагогика. М., 1996. - С.74-84.
118. Лотман, Ю.М. Воспитание души / Ю.М. Лотман. СПб., 2002. - 71 Ос.
119. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб, 2000. - 704с.
120. Лузина, A.M. Понимание как духовный опыт / A.M. Лузина. Псков: Изд-во ПГПИ, 1997. - 168с.
121. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. М.: Евразия, 1997. - 430 с.
122. Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. - №6. - С.29-33.
123. Матюшкин, A.M. Одаренные и талантливые дети / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1988. - №4. - С.88-97.
124. Мелик-Пашаев, А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1998. - №1. - С.76-82.
125. Мелик-Пашаев, А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1990. -№5. - С.23-30.
126. Мелик-Пашаев, А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. М., 1981. - 96 с.
127. Мелик-Пашаев, А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. 1989. - № 1. - С. 15-23.
128. Мерлин, B.C. Структура личности, характер, способности, самосознание / B.C. Мерлин. Пермь, 1990. -140 с.
129. Мильтонян, Степан Ованесович. Педагогика гармоничного развития музыканта : новая гуманистическая образовательная парадигма / С. О.
130. Мильтонян. Тверь : ООО "РТС-Импульс", 2003. - 216 с.
131. Миронова, Н.А. Моцартианство как традиция русской музыкальной педагогики и образования / Н.А. Миронова // Традиции русской художественной культуры : межвуз. сб. науч. тр. М.: Волгоград, 2000. -Вып.З. - 241с.
132. Моляко, В .А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. 1994. - №.5. -С 86-95.
133. Музыкальное образование в школе / под ред. JI.B. Школяр. М.: Академия, 2001. - 232с.
134. Науменко, С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И. Науменко // Вопросы психологии. -1981. №5.
135. Нейгауз, Г. Автобиографические записки, избранные статьи; Письма к родителям / Г. Нейгауз. М.: Советский композитор, 1975. - 528 с.
136. Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога / Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1988. - 240 с.
137. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя / Б.М. Неменский. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987. - 225с.
138. Одаренные дети: пер. с англ. / предисл. В.М. Слуцкого; общ. ред.: Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
139. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности. / Ю.М. Орлов. М.: Просвещение, 1991.- 287 с.
140. Осповат, JT. Гарсиа Лорка / Л. Осповат. М., 1965. - 197с.
141. Ощепкова, О.В. Педагогические аспекты формирования и развитая художественно-творческих способностей (на материале преподавания музыки): автореф. дис. д-ра пед. наук / О.В. Ощепкова. М., 2000. - 43 с.
142. Панов, В.И. Одаренные дети: выявление обучение - развитие / В.И. Панов // Педагогика. - 2001. - №4. - С.30-43.
143. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А.
144. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и и др. . изд. 4-е, испр. - М. : Издат. центр "Академия", 2000. - 512 с. ("Высшее образование")
145. Перетягина, Н.Н. Технология переживания технология обучения / Н.Н. Перетягина // Современные образовательные технологии. - Тверь, 2004.-С. 119-134.
146. Петровский, В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 244с.
147. Петрушин, Валентин Иванович. Музыкальная психология : учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М. : Академический проект, 2006. - 400 с. (Gaudeamus)
148. Пидкасистый, П.И. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся / П.И. Пидкасистый, В.Э. Чудновский. М.: Педагогическое об-во России, 1999. - 32 с.
149. Платонов, К.К. Проблемы способностей / К.К. Платонов М.: Науки, 1972.-312 с.
150. Пономарев, Я.А. Психологический механизм творчества / Я.А. Пономарев // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. - С.370-492.
151. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев -М.: Педагогика, 1976. 280с.
152. Попова, JI.B. Что такое одаренность? / JI.B. Попова // Школа здоровья. -1995. № 1. - С. 5-18.
153. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. - 206 с.
154. Психология и педагогика : учеб. пособ. учебно-методич. объединениям вузов России по образованию в области социальной работы / под ред. В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев и и др. . 4-е изд., доп. и перераб. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2004. - 585 с.
155. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С Лейтеса. -М.: Академия, 2000. 336 с.
156. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д. В.
157. Ушакова. М.: PerSe, 2000. - 80с.
158. Психология процессов художественного творчества / под ред. Мейлаха Л.: Наука, 1980.-285 с.
159. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / ред.: А.А. Бодалев, В.Я. Ляудус. М., 1980. - 159с.
160. Раабен, Л. М.С. Ростропович. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов / Л. Раабен. Л.: Музыка, 1969. - С.230-248.
161. Рабочая концепция одаренности. М.: Магистр, 1998. - 68 с.
162. Ражников, В.Г Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В.Г. Ражников // Вопросы психологии. 1988. - №1. - С.33-42.
163. Ризз, Г.И. Корчак: Ребенка надо уважать / Г.И. Ризз // Педагогика.1996.-№4. -С.69-73.
164. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. М., 1995. - 160с.
165. Роботова, А.С. Развитие педагогического знания как гуманитарного / А.С. Роботова // Герценовские чтения «Педагогика и образование». СПб,1997.-С.З-11.
166. Роботова, А.С. Художественно-образное познание педагогических явлений: педагогика и литература / А.С. Роботова. СПб., 1996. - 53 с.
167. Роджерс, К. Клиентоцентрированный и человекоцентрированный подход в психотерапии / К. Роджерс // Вопросы психологии. 2001. - №2. -С .48-58.
168. Роджерс, Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Вопросы психологии. -1995. №1. - С.132-139.
169. Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. - №1.- С. 164-68.
170. Рубинштейн, С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шороховой. М.: Педагогика, 1973. - С.220-235.
171. Савенков, А.И. Детская одаренность и школьное обучение / А.И.
172. Савенков // Школьные технологии. 1999. - №1-2. - С. 121-131.
173. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства / А.И. Савенков. М.: Педагогическое об-во России, 1999. - 220 с.
174. Савенков, А.И. Основные подходы к разработке концепции одаренности / А.И. Савенков // Педагогика. 1998. - №3. - С.48-53.
175. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования : дис. на соискание уч. степени докт. псих, наук / А.И. Савенков. М., 2002. -345с.
176. Савшинский, Самарий Ильич. О работе с музыкально одаренными детьми / С.И. Савшинский // Как научить играть на рояле : первые шаги.-М.: Классика-XXI, 2005.-С.56-63.
177. Самойлов, Л.П. Подготовка будущего учителя к применению технологий личностно-развивающего обучения в начальной школе (на основе герменевтических традиций): дис. канд. пед. наук / Л.П. Самойлов. Волгоград, 2001. - 209 с.
178. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю.В. Сенько. М., 2000. - 240с.
179. Сергеев, Н.К. Непрерывное педагогическое образование : концепция и технология учебно-научно-педагогических комплексов / Н.К. Сергеев. -СПб.; Волгоград: Перемена, 1997. 166 с.
180. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
181. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П.М. Ершов. М.: Наука, 1984. - 160с.
182. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
183. Совершенствование подготовки будущего учителя музыки в условиях личностно ориентированного образования (на примере специализации
184. Фортепиано»). Волгоград: Перемена, 1999. - 22 с.
185. Сраджев, В.П. Принципы обучения как дидактический фундамент воспитания пианиста / В.П. Сраджев. Елец: Муза, 2000. - 32 с.
186. Столяренко, A.M. Психология и педагогика / A.M. Столяренко. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 423 с. ("Психология XXI века").
187. Сударчикова, Л. Г. Взаимосвязь различных видов деятельности в процессе обучения игре на фортепиано: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Г. Сударчикова. М., 2001. - 19с.
188. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. -М.: Педагогика, 1988. 176 с.
189. Тасалов, В. Об эстетическом освоении действительности / В. Тасалов // Вопросы эстетики. -М.: Искусство, 1958. Вып. 1.
190. Теория и методика обучения игре на фортепиано / под ред.: А.Г. Каузовой, А.И. Николаевой. М.: Владос, 2001. - 368 с.
191. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. Способности и одаренность / Б.М. Теплов // Избр. труды: в 2т. / Б.М. Теплов М.: Педагогика, 1985. - Т.1 - С. 15-41; С.42-222.
192. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К.А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. -№4. - С. 123-132.
193. Учителю об одаренных детях. М.: Молодая гвардия, 1997. - 353 с.
194. Фидельман, М.И. Динамика развития творчества и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте : дис. на соиск. уч. степ. канд. псих, наук / М.И. Фидельман. М., 1994. - 123с.
195. Фроловская, М.Н. Понимание в работе учителя-практика: автореф дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / М.Н. Фроловская. Барнаул, 2003. -22с.
196. Хуторский, А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения / А.В. Хуторский. М.: Владос, 2000. - 320 с.
197. Целма, Е.М. Художественное переживание в процессе восприятияискусства / Е.М. Целма. Рига: ЛатГУ, 1974. - 24с.
198. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. / Г.М.Цыпин // Теория и практика. -Алетейя, 2001.
199. Чистякова, С.И. Педагогическое руководство развитием творческой активности детей в процессе музицирования: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук / С.И. Чистякова. М., 2005. - 20с.
200. Школяр, А.В. О возможности применения принципов общей дидактики в музыкальном образовании / А.В. Школяр // Теория и методика музыкального образования детей. М.: Флинта, 1998. - 336с.
201. Щелбанова, Е.И. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития детской одаренности / Е.И. Щелбанова и др. //Вопросы психологии. 1996. - №1. - С.97-107.
202. Щелбанова Е.И. и др. Современные лонгитюдные исследования одаренности // Вопросы психологии. 1994. - №6. - С. 134-140.
203. Эльконин, Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2001. - 144с.
204. Эфроимсон, В.П. Загадка гениальности / В.П. Эфроимсон. М.: Знание, 1991. - 62 с.
205. Эфроимсон, В.П. Предпосылки гениальности: биосоциальные факторы повышенной умственной активности / В.П. Эфроимсон // Человек. 1997. -№6. - С. 98-107; 1998.- №1.- С. 5-20.
206. Юдина, Е.И. Первые уроки музыки и творчества / Е.И. Юдина. М.: Аквариум, 1999. - 272 с.
207. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / B.C. Юркевич. М.: Просвещение. 1996. -136 с.
208. Юркевич, B.C. «Другая» одаренность: о принципах обучения одаренных детей / B.C. Юркевич // Семья и школа. 1995. - №9. - С. 16-18.
209. Яковлева, Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся / Е.Л. Яковлева. М.: Молодая гвардия, 1997. - 78 с.
210. Яковлева, E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. 1997. - №4. - С. 20-27.
211. Ярошевский, М.П. Идеи Б.М. Теплова о переживании как феномене культуры / М.П. Ярошевский // Вопросы психологии. 1997.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.