Трудовое воспитание в карачаевской народной педагогике тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Байрамкулова, Аминат Хутовна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Байрамкулова, Аминат Хутовна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КАРАЧАЕВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
1.1 Идеал и цель трудового воспитания.
1.2 Задачи (составные части) воспитания в труде.
1.3 Основные направления подготовки детей к трудовой жизни в условиях семьи.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА П. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КАРАЧАЕВСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ.
2.1 Средства методы и приемы педагогического воздействия.
2.2 Использование средств, методов и приемов в трудовом воспитании.
2.3 Традиции взаимопомощи - как средство трудового воспитания.
Выводы по второй главе.
ГЛАВА III. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО
ВОСПИТАНИЯ.
3. Социализация личности в коллективе и его методы.
3.2Средства и методы педагогического воздействия, направленные на интеграцию детей и молодежи в трудовую жизнь семейного и производственного коллектива.
Выводы по третьей главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры2004 год, кандидат педагогических наук Докумова, Рабигат Шамсудиновна
Трудовое воспитание младших школьников средствами устного народного творчества: На материале Карачаево-Черкесии2005 год, кандидат педагогических наук Абитова, Фарида Викторовна
Физическое воспитание как средство социализации личности ребенка в карачаевской семье2004 год, кандидат педагогических наук Боташева, Мариям Халисовна
Трудовое воспитание в русской народной педагогике2001 год, кандидат педагогических наук Андреева, Людмила Геннадьевна
Методы запрета в нравственном воспитании карачаевцев2003 год, кандидат педагогических наук Узденов, Альберт Магометович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трудовое воспитание в карачаевской народной педагогике»
В государственной системе образования России наметились тенденции возрождения народных форм воспитания подрастающего поколения. Изучение богатого педагогического опыта, накопленного в результате многовековой практики воспитания народов России, может способствовать совершенствованию методов современной воспитательной практики.
Исследования ученых показывают, что во все времена проблемам трудового воспитания уделялось достаточно серьезное внимание. Трудовое воспитание определяется как целенаправленный процесс формирования у детей добросовестного отношения к труду. Формирование добросовестного отношения к труду имеет своей целью воспитание любви и уважения к нему, готовности выполнять любую работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные.
В процессе исторического развития человечества трудовое воспитание осуществлялась в самых различных формах, но, несмотря на изменения, происходящие в ходе эволюции, трудовое воспитание было направлено на подготовку дисциплинированных, аккуратных и добросовестных работников. Впервые мысль о трудовом воспитании, направленном на формирование положительного отношения к свободному труду была высказана социалистами-утопистами 16-17вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла). В 18 в. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци призывали к соединению обучения с трудом, что, по их мнению, должно было облегчить положение городского и сельского населения. Ж.Ж. Руссо проповедовал «воспитание в природе», привлечение детей к сельскохозяйственному труду и к различным ремеслам. При этом они утверждали, что овладение профессиями обеспечивает человеку материальную независимость.
В теорию трудового воспитания внесли вклад русские демократы В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов, Д.И. Писарев.
Особенно большое влияние на развитие проблем трудового воспитания в русской народной педагогике оказали взгляды Н.Г. Чернышевского на труд и его роль в формировании человеческой личности. Он утверждал, что человек, по своей природе, имеет естественную потребность в труде.
В разработку теории трудового воспитания большой вклад внес К.Д. Ушинский. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» он раскрыл значение свободного физического труда для всестороннего физического развития человека. К.Д. Ушинский осуждал тех родителей, которые стремились освободить своих детей от трудовых забот и тем самым сами разрушали счастье своих детей.
Значительное место воспитанию детей в труде отведено в народной педагогике, она является коллективистской и духовно-нравственной по своей сути. Педагогический опыт воспитания, накопленный карачаевцами, является частью народной педагогики. Нацеленная на воспитание сотрудничества, взаимопомощи, единения, коллективизма, карачаевская народная педагогика признает ведущими идеями следование прогрессивным трудовым традициям, чувство долга, послушание, свободные и гуманные отношения между людьми и другие.
В возрождении современной национальной школы необходимо учитывать ведущие идеи народной педагогики. Актуальным для современной педагогики и школы является воспитание терпимости к воззрениям личности, в том числе религиозным верованиям. Нравственный опыт поведения личности во взаимосвязи с его духовностью приобретает особую актуальность в современных условиях. Школа испытывает острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у подрастающего поколения готовности и умения активно и сознательно трудиться на благо общества и семьи, противостоять асоциальным влияниям, вырабатывать и отстаивать собственную активную гражданскую позицию.
Накопленный карачаевской народной педагогикой опыт трудового воспитания подрастающего поколения может быть направлен на защиту растущей личности от разрушающего воздействия современных средств массовой информации.
Воспитательный опыт показывает, что зачастую незнание и игнорирование национальных, этнопсихологических стереотипов, отраженных в нравах, обычаях, народной мудрости, приводит к тому, что национально-психологические особенности людей вступают в противоречие с целями, средствами и методами воспитания. При этом авторитарность в воспитании, психологическое давление на личность, нежелание менять ошибочно выбранную стратегию в формировании личности приводят к духовному перерождению нации. Попытки механически заменить одни установившиеся ценности другими ведут к проявлению таких низменных качеств человеческой натуры, как алчность, стяжательство, халатность, бесхозяйственность, насилие, стремление «делать деньги» любыми средствами. Сиюминутная выгода заставляет не думать о том, как будут жить следующие поколения. Это не увеличивает благосостояние общества, не способствует развитию культуры, утверждению духовности.
Основные черты национального воспитания раскрыты К.Д. Ушинским, указавшим на необходимость тесной связи воспитания с жизнью народа, его трудом, политическими и культурными потребностями. Прогресс страны, общества педагог связывал с развитием просвещения, культуры, науки, формированием духовности. В решении этих задач, по его глубокому убеждению, призвана принять участие школа, опирающаяся на идею народности в общественном воспитании. Успех воспитания подрастающего поколения он не мыслил без опоры на достижения народной педагогики.
Взгляды К.Д. Ушинского на национальное воспитание разделял П.Ф. Каптерев. Он характеризовал народность в воспитании как развитие у подрастающего поколения не только национальных, но и общечеловеческих черт, приобщение его к общечеловеческим ценностям.
Являясь целью и средством воспитания, труд, по словам современного этнопедагога Г.Н. Волкова, выступает венцом всей воспитательной системы, а воспитание в труде - основной проблемой всех народов. Труд являлся и продолжает оставаться действенным средством достижения гармонии природно-биологического, социального и духовного баланса в развитии человека, а воспитание в труде - способом естественного, природосообразного воспитания, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания.
Карачаевскую народную педагогику трудно представить без многовекового опыта семейного и общественного воспитания, основанного на здравом смысле и хозяйственно-экономической целесообразности. В этой педагогике ведущей является идея самореализующейся личности, а также способы приобщения молодежи к самостоятельной творческой деятельности, раскрывается роль труда в социальном плане, выявляются ведущие факторы интеграции подрастающего поколения в общество.
Вопросы трудового воспитания являются центральной проблемой народной педагогики. Развитие ума, нравственное, физическое и эстетическое совершенствование личности происходит преимущественно в труде. Умение трудиться, создавать ценное и прекрасное своими руками является ведущим критерием оценки личности, основой народного мнения о человеке.
Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что особенности трудового воспитания карачаевцев изучены недостаточно. Незначительно количество публикаций и по общим проблемам карачаевской народной педагогики. В исследованиях И.А. Арабова, Х.Х-М. Батчаевой, М.Б. Гуртуевой, К.Б. Семенова и др. освещены некоторые вопросы народного воспитания карачаевцев. В годы советской власти особенности карачаевской народной педагогики не выявлялись должным образом. Не учитывались национальные черты, этнические особенности воспитания.
Ученые, занимавшиеся вопросами народной педагогики внесли вклад в развитие проблемы трудового воспитания в педагогической науке, в их числе: Б. Апашев (Киргизия), В.А. Арутюнян (Армения), В.Д. Афанасьев (Якутия), Г.Н. Волков (Чувашия), А.Ш. Гашимов (Азербайджан), М.Б. Гуртуева, Ю.С. Кимов (Кабардино-Балкария), М.О. Загазежев (Северная Осетия), А.Э. Измайлов (Киргизия), Ш.А. Мирзоев (Дагестан), В.Д. Семенов (Екатеринбург), К.Б. Семенов (Карачаево-Черкесия), Е.Е. Хатаев, (Северная Осетия), ЯМ. Ханбиков (Татарстан), А.Ф. Хинтибидзе (Грузия), С.М. Шакарян (Пятигорск), И.А. Шоров (Адыгея).
Характеристика воспитания в труде как основы народной педагогики нашла отражение в исследованиях Г.Н. Волкова. Однако названные авторы специально не занимались исследованием особенностей трудового воспитания в карачаевской народной педагогике.
Идеи народной педагогики, в том числе трудового воспитания, нашли освещение на XII сессии Научного Совета РАО по проблемам истории образования и педагогической науки (1992 г.). Аксиологические проблемы народной педагогики рассматривались на XV сессии того же Совета (1994 г.). Большое внимание дальнейшему развитию этнопедагогики уделила XVII сессия Научного Совета РАО, посвященная национальным ценностям образования (1996 г.). Исторический опыт реализации идей народной педагогики явился предметом обсуждения на XIX сессии названного Совета (1998 г.), где рассматривался генезис гуманистической парадигмы образования и воспитания в России, а затем на XX сессии того же Совета (2000 г.), посвященной проблеме духовности в педагогической теории и практике.
Анализ литературы о трудовом воспитании в карачаевской народной педагогике позволил выявить пробелы и недостатки в исследовании рассматриваемой проблемы:
1. Недостаточная разработанность идеала, цели, содержания, средств и методов трудового воспитания в карачаевской народной педагогике.
2. Не выявлены общие тенденции процесса социализации личности в коллективе и не показаны методы, направленные на интеграцию детей в трудовую жизнь.
3. Не в полной мере рассмотрены возможности творческого использования традиций трудового воспитания карачаевской народной педагогики в современной в современной воспитательной практике.
Противоречия и недостатки современной педагогической теории и практики трудового воспитания свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных проблеме трудового воспитания, а также необходимость использования национальных традиций карачаевской народной педагогики в повышении эффективности трудового воспитания и образования обусловили выбор темы настоящего исследования: «Трудовое воспитание в карачаевской народной педагогике».
Проблема исследования состоит в выявлении основных средств, методов и содержания трудового воспитания карачаевского народа и определение его значения для современной воспитательной практики. Решение обозначенной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: традиционная педагогическая культура карачаевского народа как продукт исторического развития и социального опыта.
Предмет исследования: ценностные ориентации трудового воспитания в карачаевской народной педагогике.
Гипотеза исследования: процесс трудового воспитания детей в карачаевской народной педагогике будет наиболее эффективным, если:
- проанализировать и использовать народный идеал, цель, задачи трудового воспитания карачаевского народа в воспитании детей;
- конкретизировать содержание трудового воспитания, используя педагогическую мудрость народа;
- использовать, созданные народом средства, методы и приемы трудового воспитания в современной практике; конечной целью трудового воспитания у карачаевцев является самовоспитание, самореализация и социализация;
- разработать и внедрить рекомендации об использовании народного опыта трудового воспитания карачаевцев в современный воспитательный процесс.
Задачи исследования:
- раскрыть идеал, цель, задачи и содержание трудового воспитания как проявление педагогической мудрости народа;
- выявить и проанализировать созданные народом основные средства, методы и приемы трудового воспитания;
- рассмотреть важнейшие средства и способы социализации подрастающего поколения в процессе трудовой деятельности;
- показать актуальность традиций народной педагогики в трудовом воспитании для современной педагогической науки, семьи и школы.
Методологическая основа исследования. Автор руководствовался философскими идеями о единстве общего, особенного и единичного в социальных процессах; о взаимосвязи объективного и субъективного, логического и исторического, опирался на общие законы развития деятельности и сознания, диалектической взаимосвязи личности и общества. Анализ и обобщение педагогических фактов, явлений, концепций осуществлялся нами с позиций аксиологического, культурологического и системного подходов.
Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта традиционного воспитания народа.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции, раскрывающие:
- сущность педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Б.З. Вульфов, П.Ф. Каптерев, Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, Т.А. Стефановская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, В.К. Шаповалов и др.);
- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса (М.В. Богуславский, В.П. Борисенков, B.JI. Вульфсон, Г.Н. Волков, JI.H. Гончаров, Г.Б. Корнетов, В.В. Макаев, З.А, Малькова, А.И. Пискунов, М.Г. Плохова, В.Г. Пряникова, В.Д. Семенов, Л.Л. Супрунова,, Ф.А. Фрадкин и др.);
- этнопедагогическую направленность воспитания и развития личности (И.А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, А.Э. Измайлов, В.К. Кочисов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, К.Б. Семенов, Б.А. Тахохов, И.А. Шоров, З.Б. Цаллагова и др.).
При изучении вопросов педагогической психологии автор опирался на труды Б.Г. Ананьева, В.В. Давыдова, Н.Д. Левитова, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова.
Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, народному творчеству, краеведению, педагогическая и документально-художественная литература, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература. и
Научная новизна:
- охарактеризованы идеал, цель, задачи, содержание, средства и методы трудового воспитания подрастающего поколения, нашедшие отражение в легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх;
- установлено, что народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности карачаевского народа;
- определены составные части (задачи) трудового воспитания в народной педагогике;
- выявлена специфика средств и методов непосредственного педагогического воздействия;
- раскрыты средства и способы социализации личности в труде в условиях семьи и общества.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем обобщен и систематизирован народный педагогический опыт трудового воспитания детей характеризующий основные понятия и идеи системы трудового воспитания. Эта система включает в себя идеал, цель, задачи трудового воспитания, средства, методы и приемы педагогического воздействия на ребенка, самовоспитание и социализацию личности в труде в условиях семьи и общества. Результаты исследования свидетельствуют о том, что историко-педагогический процесс в карачаевской народной педагогике характеризуется своей гуманно-демократической направленностью.
Практическая значимость в том, что фактологический материал, положения и выводы представляют интерес для учителей и родителей в их воспитательной работе, а также могут быть использованы студентами в изучении курсов теории и истории педагогики. Теоретические положения и методические материалы могут использоваться в школе на уроках литературы, истории, на факультативах, во внеклассной работе (организации занятий, вечеров, утренников, способствующих приобщению учащихся к педагогической культуре своего народа). Положения и выводы диссертационного исследования могут также использоваться в подготовке студентов высших и средних педагогических учебных заведений к работе с родителями учащихся, в повышении квалификации учителей и работников образования.
Этапы исследования:
Первый этап (2000-2001 гг.)- разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор материалов.
Второй этап (2001-2003 гг.)- изучение, анализ, осмысление и обобщение полученных результатов.
Третий этап (2003-2004гг.) - проводилась апробация результатов, оформлялся текст диссертационного исследования.
Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам диссертационной работы, апробацией полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Идеал, цель, задачи, содержание, средства и методы трудового воспитания подрастающего поколения, нашли отражение в легендах, пословицах, поговорках, песнях, загадках, сказках, играх.
2.Народные воззрения на воспитание и социализацию детей и молодежи имели гуманно-демократическую направленность и отражают национальную специфику жизнедеятельности карачаевского народа.
3.Понимание необходимости трудиться добросовестно; развитие умения применять знания и опыт, накопленный многими поколениями; воспитание чувства хозяина, умения работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.
4. Особенности трудового воспитания заключались в таких видах деятельности, как игра, труд, досуговая деятельность, искусство, участие в общественной жизни, общение с родителями, взрослыми, традиции и религия, беседа, упражнение и приучение, пример, убеждение, поощрение и наказание.
5.Социализация детей определяется следующими факторами: образ жизни, детская воспитательная среда, народные праздники, трудовые семейные династии, общественное мнение, гостеприимство, свадьба, похороны и др.
Апробация и внедрение результатов. Полученные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий (2000-2003 гг.), на ежегодных научных сессиях аспирантов и преподавателей «Алиевские чтения» в Карачаево-Черкесском государственном университете (2003, 2004 гг.). Опубликованные материалы использовались в учебной и воспитательной работе со студентами Кабардино-Балкарского государственного университета, Карачаево-Черкесского государственного университета, Адыгейского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Нравственное воспитание в традиционных педагогических культурах русского и карачаевского народов2004 год, кандидат педагогических наук Айбазов, Борис Адейович
Карачаевский этикет как средство воспитания и социализации детей в семье2004 год, кандидат педагогических наук Аргуянова, Асият Борисовна
Карачаевский этнос как детерминанта трудового воспитания младших школьников2001 год, кандидат педагогических наук Койчуев, Айтек Алим-Джашарович
Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов2005 год, кандидат педагогических наук Байрамукова, Аида Николаевна
Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье2003 год, кандидат педагогических наук Алиев, Ракай Мухтарович
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Байрамкулова, Аминат Хутовна
Результаты исследования позволили выявить и охарактеризовать такие основные средства педагогического воздействия, как общение, игра, труд, занятия физкультурой и спортом, художественная деятельность детей. Спецификой общения родителей и детей являлась его высокая педагогическая культура: проявление педагогического такта, создание атмосферы доверия и любви, направленность общения на развитие природных сил и способностей, включение детей в систему отношений, желательных родителям, семье и обществу.
Формами общения являлись встречи у родного очага, костра в поле, прием гостей с соблюдением правил карачаевского этикета. Большое воспитательное и образовательное значение имела ранняя посильная трудовая деятельность детей. Она обусловливала формирование трудолюбия, осознанный выбор профессии, выработку нравственности, формирование самосознания. В музыкальной культуре, которую осваивали дети, отражались требования народа к духовному становлению совершенной личности, овладению национальной культурой. Такие методы трудового воспитания, как уход за детьми, пример родителей, убеждение, упражнения, поощрения и наказания отличаются глубоким гуманизмом. Эти методы стимулировали развитие положительных черт личности. Глубокий педагогический смысл имели такие приемы воздействия на детей, как благословения родителей, благопожелания, назидания, ирония, шутка, испытания, клятва. Эти средства, методы и приемы дополнялись организацией родителями, обществом активного самовоспитания молодежи, которое коллективная педагогика рассматривала в то же время как итог воспитательной деятельности. Наряду с педагогическим воздействием родителей, старших членов семьи, общества формирование личности включало в себя процесс социализации. Важнейшими и специфическими для карачаевской народной педагогики средствами и методами социализации подрастающего поколения в условиях семьи выступали обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий, фамильные сборы, деятельность советов старейшин, участие детей в обрядах, связанных с похоронами. Национальные традиции, положения народной педагогики о средствах, способах и приемах педагогического воздействия и социализации подрастающего поколения является источником обогащения современной теории и методики трудового воспитания.
Тесная связь трудового воспитания с жизнью проявлялась в том, что народ рассматривал труд как ведущее средство педагогического воздействия. Оценивая труд как источник развития ума, физической силы, эстетического вкуса, народ считал конечным этапом формирования трудолюбия умение молодежи трудиться в полную силу, творчески и сознательно относиться к своим трудовым и гражданским обязанностям, подчинять личные интересы целям и задачам семьи, общества.
Народ высоко ценил воспитательную силу изобразительного, декоративно-прикладного искусства, музыки, пения. В произведениях фольклора, художественном творчестве отражался нравственный идеал трудового народа, стремление к созидательной деятельности на благо семьи и общества. Произведения народного творчества создавались коллективно и являли собой связь и преемственность поколений.
Гуманно-демократическая направленность взглядов народа на сущность и процесс трудового воспитания проявилась в активном вовлечении детей в общественно полезный труд, общинную помощь особо нуждающимся. Большим воспитательным потенциалом обладал бескорыстный труд на благо общины, связанный с уборкой урожая, строительством и ремонтом домов.
Источником и средством трудового воспитания карачаевцев выступали традиции - элементы духовно-нравственного наследия предков, связанные с трудовым воспитанием подрастающих людей. Трудовые традиции передавались из поколения в поколение и сохранялись в различных социальных группах.
Традиции культивировали добросовестное отношение к труду, бережливость, ответственность за свою землю. Соблюдались обычаи гостеприимства, коллективного труда. Выработке ответственности за результаты своего труда способствовали религиозные правила.
К числу наиболее распространенных методов трудового воспитания карачаевская народная педагогика относила беседу и убеждение. Они применялись народом для выработки у детей осознания нравственной обязанности вносить посильный вклад в производительный труд на благо семьи и общества, формирования умения применять в труде знания, следовать трудовым традициям предков. Воздействие словом способствовало раскрытию отрицательного отношения к труду, внушению детям важности этических норм, обязанностей человека. В беседах раскрывались значение понятий: «трудолюбие», «честность», «добросовестность», «качество труда», «бережливость» и другие. Широко использовались словесные средства эмоционального воздействия на детей: благопожелания, клятвы, проклятия.
Действенным методом трудового воспитания, способствовавшим выработке умений и навыков труда, народ считал приучение и упражнение.
Каждодневные трудовые поручения, обслуживающий труд способствовали осознанию ребенком важности личного трудового вклада. В ходе активного участия в трудовой жизни семьи у детей вырабатывались умения, навыки и привычки труда. Немаловажная роль в трудовом воспитании отводилась положительному примеру. Использовался отрицательный пример, наглядно и образно показывавший, к чему ведет лень, тунеядство, воровство. Для стимулирования трудолюбия народ применял поощрение. Наивысшей формой похвалы в трудовом воспитании являлось всенародное признание трудолюбия и мастерства. Поощрялись только хорошие, полезные для семьи и общины дела. Для пресечения лени, пренебрежительного отношения к труду использовались наказания, в том числе и телесные. Они формировали страх, подавляли волю, вызывали озлобленность и агрессию. Наиболее эффективным считалось наказание стыдом.
Таким образом, исследование показало, что система средств и методов трудового воспитания отличалась своеобразием, отражавшим особенности бытия этноса. Вместе с тем нами выявлена общность взглядов на средства и методы трудового воспитания у карачаевского и других народов, населявших Северный Кавказ, в равной доле обладавших богатейшим гуманистическим потенциалом. Это обусловлено сходными условиями окружающей среды, длительным совместным проживанием и постоянным взаимодействием, ориентацией традиций на духовно-нравственные идеалы.
Исследование показало, что одной из важнейших задач трудового воспитания карачаевский народ считал поэтапную интеграцию подрастающего поколения в трудовую жизнь семьи, общины, коллектива.
Средствами социальной адаптации являлись образ жизни семьи и общины, традиции, народные праздники, трудовые династии и др. Видами социальной деятельности в народной педагогике выступали участие детей, подростков в общественно полезной работе, производительный труд на благо семьи и коллектива выполнение обрядов, имевших общественную значимость, жизнедеятельность в гармонии с природой.
Процессу социализации способствовала детская воспитательная среда, где через игры, забавы, самостоятельные трудовые объединения мальчики и девочки знакомились с общественными и гражданскими обязанностями, соблюдением национальных обычаев и традиций. Выступая реальным регулятором развивающегося самосознания, детская воспитательная среда формировала коллективизм, сотрудничество, творческое единение детей, ответственность, готовность вносить свой вклад в общее дело.
Педагогической традицией карачаевцев считалось активное участие детей в общественной жизни общины. Выполняя посильные поручения, дети помогали в организации приема гостей, гуляний. Свадьба являлась социальной школой подготовки к созданию семьи. Похоронный обряд укреплял в детях мысль о важности помощи нуждающимся, взаимной выручки, поддержки. В ходе исследования была выявлена роль религии в трудовом воспитании. Выполнение обязанностей прихожан (соблюдение постов, участие в благотворительной деятельности и т.д.) способствовало выработке терпения, умения соотносить свои желания с требованиями морали, в том числе развитию трудолюбия, бережливости.
В процессе исследования выявлена актуальность использования трудовых традиций народной педагогики в современных условиях. Неоспоримо важным для современной действительности становится формирование таких нравственных качеств, как чувство долга перед народом, соблюдение трудовой чести и достоинства, трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам труда, бережное, хозяйственное отношение к природе. Знание основ народной мудрости о воспитании личности в труде, владение умениями и навыками воспитательной деятельности в духе достижений народной педагогики необходимо родителям и учителям, поскольку эти знания обогащают их педагогическую культуру, а также способствуют углубленному пониманию роли семьи, общества в воспитании детей.
Педагогическая культура трудового воспитания карачаевского народа позволяет успешно реализовать все ведущие направления формирования личности - забота о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание.
В современной практике трудового воспитания пока еще недостаточно учитываются духовно-нравственные ценности традиционной педагогической культуры формирования личности; отсутствует целостная концепция использования данного феномена в содержании домашнего воспитания и в практике общеобразовательной школы. Использование образцов народной педагогики должно происходить в тесной связи с явлениями жизни и с содержанием учебного материала. Всегда можно найти место для примеров из народной педагогики и в учебниках на уроке. Такая связь окажет большую помощь в лучшем усвоении учащимися тех идей, которые заложены в учебном материале. Прогрессивные педагогические идеи трудового воспитания могут и должны использоваться и в воспитательной работе учебно-воспитательных учреждений.
Исследование не претендует на исчерпывающее освещение вопросов трудового воспитания, но она может быть ориентиром для разработки новых направлений, с учетом особенностей социализации личности в труде и использования положений народной педагогики для совершенствования теории воспитания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудовое воспитание карачаевцев охватывает почти все стороны подготовки человека к жизни и труду. В этих материалах анализируется многочисленный педагогический фактор, делаются обобщения по вопросам развития и воспитания человека. Трудовое воспитание карачаевцев обогащалось и развивалось вместе с развитием общества. Рассмотрены различные структурные единицы карачаевского общества, а именно: семья, потронимия, род. Так как существовали эти общества и имели детей, то обязательно существовало трудовое воспитание. В карачаевской народной педагогике основой формирования нравственно целостной личности выступал труд. Духовные ценности народа, отраженные в устных и письменных памятниках народного творчества и выступающие как коллективная помощь в воспитании подрастающего поколения, свидетельствуют о том, что труд для карачаевцев являлся основной формой жизнедеятельности, а трудолюбие - ведущим духовно-нравственным качеством. В ходе своего исторического развития карачаевский народ выработал представление об идеале воспитания человека труда, выступающем ценностным ориентиром и стимулом нравственного развития личности.
Исследованы источники трудового воспитания в докапиталистический период: мифы, предания, легенды, сказы, сказки, пословицы и поговорки, песни, игрушки и др. Герои фольклорных произведений выступают носителями высокой нравственности, гуманизма, стремления к воле, трудолюбия, коллективистских начал, направленных на объединение народа для созидательной деятельности. Содержание формирования добросовестного отношения к труду в карачаевской народной педагогике раскрывается в духе общечеловеческой морали и выступает как конкретная программа трудового воспитания. Она характеризуется гуманистической, патриотической направленностью, отражает национальные особенности жизнедеятельности карачаевцев и свидетельствует о высокой педагогической культуре народа.
Анализ источников устного народного творчества карачаевцев позволил выявить и охарактеризовать сложившиеся в опыте народной педагогики средства и методы педагогического воздействия, формирующие сознательное отношение к труду. Средством педагогического воздействия народ считал игру как одну из форм постепенного вовлечения детей в производственную деятельность семьи, в процессе которой ребенок выступал как самостоятельная личность, активно самовыражающаяся и самоутверждающаяся в мире общественных отношений. Народ осуждал азартные игры, считая их нравственным злом, способствующим развитию алчности, жадности, тунеядства. Особенностью использования этого средства воспитания является приоритет коллективных игр, совместное участие в игре девочек и мальчиков.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Байрамкулова, Аминат Хутовна, 2004 год
1. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 17-19 вв. Нальчик, 1974, - 688 с.
2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М.: Аргументы и факты, 1993, 608с.
3. Алейников М. Карачаевские сказания. Вып. 3, отд. 2.- СМОМПК, 1883.
4. Алексеева Е.П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. М., 1971. - 201 с.
5. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. -М.: Мысль, 1988.-253с.
6. Алиев P.M. Роль устного народного творчества в воспитании детей. Карачаевск, изд. КЧГУ, 2003. - 155с.
7. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1996. - 171с.
8. Айтматов Ч.//Литературная газета 1986- 13 сент.
9. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996, 104С.
10. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. -М., 1974. 318 с.
11. Ахмерова Н.М. Использование прогрессивных идей и опыта башкирской народной педагогики в семейном воспитании младших подростков // Дисс. канд. пед. наук. М., 1994. - 185с.
12. Ашхамахов К.И. Педагогические основы системы физической культуры в социальных отношениях адыгских народов Северного Кавказа. Автореферат дис. . канд. пед. наук. Майкоп, 1995. - 21 с.
13. Балтина П.И. и Сакиева М.Н. Народы Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1957.
14. Бацын В., Кузьмин М. Интересы этносов и государства: пути к развитию гармонии // Нар. образование, 1994, №4, С. 4-8.
15. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов,- Нальчик, 1983.-С.8.
16. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.-М., 1988.
17. Бердяев H.A. Самопознание. М.: Книга, 1991. - 445 с.
18. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа// АБКИЕА Ставрополь: кн. изд-во, 1992. 740 с.
19. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. - М.: Политиздат, 1990. - 413с.
20. Бузаров К.И. О роли национальных традиций и семейных устоев в воспитании учащихся // Единство национального и интернационального в коммунистическом воспитании /Материалы конференции/. Орджоникидзе, 1971, С. 48-50.
21. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педагогика, 1988. - 160 с.
22. Введение в научное исследование по педагогике / Ю.К. Бабанский и др. Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 239 с.
23. Волков Г. Вечность воспитания // Нар. образование, 1994, №4, С. 68-71.
24. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.
25. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа.-Чебоксары, 1966.-340 с.
26. Вопросы искусства народов Карачаево-Черкессии // Сборник научных трудов. Черкесск, 1993. - 139 с.
27. Вопросы фольклора Карачаево-Черкессии. Черкесск, 1983.-186с.
28. Воспитание бесценное богатство. / Пословицы и поговорки народов Востока /. Под ред. Брагинского И.С. - М.: Изд. вост. литер., 1961. -329 с.
29. Гадагатль A.M. Героический эпос «Нарты» адыгских (черкесских) народов. Майкоп, 1987. - 407 с.
30. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов. -М.Д967.-С.92-93.
31. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Книга первая и вторая. Т.П. -Махачкала, 1989. 413 с.
32. Гамзатов Р.Г. Берегите матерей// Комсомольская правда. 1979. -26 авг.
33. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку, 1970.-84 с.
34. Герцен А.И. Собрание сочинений: В 30-ти т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. -Т.1.
35. Гершунский Б.С. Менталитет и образование.-М.:Флинта,1996. -340 с.
36. Глазечев С.И., Грехова Л.И. и др. Культура мира: взгляд из России.-М., 1999.-87 с.
37. Гоголь Н.В. Собр. соч. М., 1953, - Т.6.
38. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М.: Экопрос, 1994.
39. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.
40. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. Нальчик, 1974.
41. Гусинский Э.Н. Образование личности. М.: Интерпракс, 1994. -136 с.
42. Данилевский И .Я. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении // Сукунов Х.Х. Сукунова И.Х. Черкешенка. Майкоп, 1992.
43. Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. М., 1951. - 284 с.
44. Дашдамиров А. Нация и личность. Баку: Элм, 1976. - 140 с.
45. Джанибеков С.Ю. Использование национальных традиций и обычаев горцев в воспитании школьников // Фольклорно-литературные и языковые связи как фактор развития культур народов Северного Кавказа Ч.П. Черкесск, 1994, - 9 с.
46. Дубровин Н. Черкесы / Адыге/. Краснодар, Вып 1, 1927. - 105 с.
47. Егоров С.Ф. Российское образование: методология и проблемы // Современные проблемы историко-педагогических исследований. Тезисы докладов и выступлений на XII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и пед. науки. М.: РАО, 1992, С. 47-50.
48. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставропольск. кн. изд., 1964. 78 с.
49. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л., 1974. - 418 с.
50. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. -Нальчик, «Эльбрус», 1996. 168 с.
51. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986. -223 с.
52. Иванюков И.И. и Ковалевский М.М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы, 1886, кн. 1-я, с. 83 112; кн. 2-я, С. 553-580.
53. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
54. Ильин И.А. О семье. Собр. соч., Т.1. М.: Русская книга, 1993, С. 142-167.
55. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996.- С.201-228.
56. Искандер Фазиль. Софичка // Знамя, 1995, №11, С. 3-80.
57. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. Под. ред. З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 88 с.
58. Кантария М.В. О некоторых пережитках аграрной культуры в быту кабардинцев. УЗАНИИ.Т.8, С.357-361.
59. Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения / Задачи и основы семейного воспитания/ . СПБ, 1913. 180 с.
60. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. Минск, 1980. -256 с.
61. Ковалев C.B. Психология современной семьи. М.: 1988. - 224 с.
62. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон: Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. -М., 1886.- Т.1.
63. Коджесау Э. Семейные отношения шапсугов в прошлом и настоящем // Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. ист. наук. -М., 1954. 14 с.
64. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрид. литер., 1993. - 64 с.
65. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Исследования и материалы /.- М., 1961.
66. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа // Сов. этнография, 1946, №2, с. 109-144.
67. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // АБКИЕА, 1974. 740 с.
68. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. -Самара: 1994. 124 с.
69. Кудаев М.И. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1988.- 120 с.
70. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. 271 с.
71. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 224 с.
72. Культура семейных отношений. Сб. статей.-М.:3нание,1980.-112с.
73. Кукушкин B.C. и др. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-на- Дону, 2000. - 448с.
74. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882. - 182 с.
75. Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика, 1992, №10, с. 13-19.
76. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания. М.: Педагогика, 1983. - 192 с.
77. Лихачев С. Д. Древнерусская культура и современность// Декоративное искусство СССР, 1970. №1. - С.43.
78. Лонгворт Дж.А. Год среди черкесов // АБКИЕА, 1900. 600 с.
79. Люлье Л .Я. О натухажцах, шапсугах и абадзехах, ЗКОРГО, 4, 1857.
80. Макаренко A.C. Организация и воспитание ученического коллектива, кн., М., 1959.
81. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса, пед. соч. в 8тт., т 1, М., 1983, с.267-329.
82. Маркс К. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество», «Архив Маркса и Энгельса», т.9, 1941.
83. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов в XIX -начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1984, 1984. - 260 с.
84. Меремкулов В.Н. Пословицы и поговорки абазин // Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1983, С. 57-78.
85. Меретуков М.А. Семья и семейный быт адыгов в прошлом и настоящем // Культура и быт адыгов. Майкоп, 1981, С. 138-139.
86. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения. Майкоп, 1994, - 228 с.
87. Мижаев М.И. Детский песенный фольклор адыгов.- Майкоп, 1980.- 160 с.
88. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1986.- 124 с.
89. Мирзоев Ш.А. Содержание, формы и методы воспитания в народной педагогике Дагестана // Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., НИИ НШ, 1987.-22 с.
90. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: Словесные средства воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. - 111 с.
91. Мосолов В. А. О личностно-ориентированных историко-педагогических исследованиях // Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. Тезисы докладов. М.: РАО, 1993, С. 38-40.
92. Мунзук Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной педагогики и их использование в семейном воспитании // Дисс. канд. пед. наук. Казань, 1990. - 198 с.
93. Найн А .Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика, 1995, №5, С. 44-49.
94. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994. - 656 с.
95. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика, 1990, №9, С. 41-47.
96. Ортабаева Р.А.-К. Инары как фольклорный жанр // Традиции и современность / Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии /. -Черкесск, 1980, С. 19-21.
97. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарская сказочная традиция // Традиции и современность. Метод и жанр. Черкесск, 1986, С. 117-132.
98. Ортабаева Р.А.-К. Карачаево-балкарские народные песни. -Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1977. 150 с.
99. Пасынков JI. Быт и игры кавказских народов // Северо-Кавказский край, 1925, №10, С. 8-16.
100. Пашаева P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания и народной педагогики Дагестана. М., 1972. - 160 с.
101. Песни народов Северного Кавказа. JL: Сов.писатель, 1976.-127с.
102. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2кн. М.: изд. ВЛАДОС, 2000, 256с.
103. Полонский В.М. Методы анализа и прогноза развития педагогической науки //Педагогика, 1995, №5, С. 18-24.
104. Попов С.Н. Кавказские спартанцы: Игры народов Дагестана // Вестник знаний, 1926, №2, С. 23-32.
105. Пословицы и поговорки народов Востока. Под ред. Брагинского И.С. М.: изд. вост. литер., 1961. - 736 с.
106. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Оригинал и перевод на русский язык. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1990.-366с.
107. Пригоршня жемчужин. Ростов-на-Дону, 1988. - 192 с.
108. Прянникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник справочник. - М.: Новая школа, 1994.-449с.
109. Психология. Словарь / Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд. - М,: Политиздат, 1990. - 494 с.
110. Равкин З.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М.: РАО, 1993, - 93 с.
111. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры / концепция исследования///Педагогика, 1995, №5, С. 87-90.
112. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образовании //Вестник образования.-М.: Просвещение, 1992, №10, 25с.
113. Российская педагогическая энциклопедия: в двух томах / гл. редактор В.В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- 608с., Т.1.-М.
114. Сборник сведений о Кавказских горцах. Народные сказания Кавказских горцев. Тифлис. Вып. VI, 1876, С. 33-40.
115. Свадебная обрядность народов Карачаево-Черкесии: традиционное и новое. Черкесск, 1988, - 162с.
116. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л. В. Ковинько. М.: Политиздат, 1990. - 319 с.
117. Семенков В.Е. Самоопределение человека в этнокультурном типе: Дис. . канд. филос. н. СПб., 1992. - 152 с.
118. Семенов Л.П. Нартский эпос и памятники материальной культуры // Нартский эпос. Орджоникидзе, 1957. - 280 с.
119. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). -Майкоп: АГУ, 2000. 307с.
120. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.: Наука, 1969.-548с.
121. Словарь педагогических терминов / Под ред. В.В. Макаева. -Пятигорск, изд. ПГЛУ, 1996. 51 с.
122. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М.: 1983.- 120 с.
123. Смирнова Я.С. Искусственное родство народов Северного Кавказа: формы и эволюция //Кавказский этнографический сборник, IX. М., 1989,С.73.
124. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. 336с.
125. Соловьев Н.Я. Семья в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.
126. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи: история, теория, практика (XIX -XX вв.): Дис. .докт. пед. наук. -М., 1998. 358с.
127. Сталь К.Ф. Кавказский сборник. Т. XXI. Тифлис, 1900, С.43.
128. Стельмахович М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа. Ивано-Франковск, 1989. - 380 с.
129. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских.-Харьков,1881, С.66.
130. Сухомлинский В .А. Как воспитать настоящего человека: /Этика коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1990. - 287 с.
131. Схаляхо A.A. Адыгэ фольклор.- Ростов на- Дону, 1977.- С.33.
132. Тавернье Ж. Б. Шесть путешествий. //АБКИЕА.
133. Танхасаева С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье в сельской школе Бурятии //Дисс.канд.пед.наук. -М., 1979. 197с.
134. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996.
135. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера. «Русский вестник», 1864. № 53, 54 (рукописная копия работы находится в АРИГИ).
136. Узденова С.Б. Самообслуживание как средство трудового, нравственного и гигиенического воспитания младших школьников. -Автореф. дисс. канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 1988. - 24с.
137. Узденов A.M. Запреты в нравственном воспитании карачаевской молодежи. Карачаевск: изд. КЧГУ, 2003. 147с.
138. Урусбиев С.А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа //Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. -М., 1994, -720с.
139. Ушинский К.Д. Биографические материалы /Собр. соч., т.11. М.-Л., изд. АПН РСФСР, 1952, С.11-136.
140. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании /Собр.соч. М. - Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2, С.69-167.
141. Ушинский К.Д. Родное слово /Собр.соч. М., - Л., изд. АПН РСФСР, 1948, т.2., С.554-574.
142. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.-Т.1.-260 с.
143. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении /Собр.соч. М.-Л., изд.АПН РСФСР, 1948, т.2., С.333-361.
144. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 814 с.
145. Фольклор народов Карачаево-Черкесии /Жанр и образ/: сб.научных трудов. Черкесск, 1988. - 144с.
146. Фромм Аллан. Азбука для родителей. Л.: Лениздат, 1991. - 319с.
147. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1986.
148. Хан-Гирей. Черкесские предания // Адыгские писатели -просветители XIX века. Краснодар, 1986, С.56.
149. Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989. - 286 с.
150. Хан-Гирей. «Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем» ч.1, -СПб, 1836, л.49.
151. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367с.
152. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Нард.педагогика, 1993. - 132с.
153. Холаев А.З. К вопросу о балкаро-карачаевском нартском эпосе //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - М.:Наука, 1969, С.282-294.
154. Хрестоматия по детской литературе народов Карачаево-Черкесии. Под ред. Г.М.Гогоберидзе. Черкесск, 1995. - 272с.
155. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, КБИИФЭ, 1981, С.65-77.
156. Чермит К.Д., Коблев Я.К., Куприна Н.К. Адыгейские народные игры в системе физического воспитания детей. Майкоп ,1989, С.27.
157. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989.336с.
158. Шоров И.А. Идеи нравственного воспитания в адыгском устном народном творчестве //Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1977. - 78с.
159. Шоров И.А. Идеи умственного воспитания в адыгском устномнародном творчестве. Ростов-на-Дону, 1987. - 90с.
160. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А.Беляева и др. М.: Политиздат, 1989. - 447с.
161. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987.235с.
162. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.-304 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.