Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Боташева, Халимат Хасановна

  • Боташева, Халимат Хасановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 207
Боташева, Халимат Хасановна. Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Карачаевск. 2000. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Боташева, Халимат Хасановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИКЕ КАРАЧАЕВСКОГО НАРОДА.

1.1. Сущность и содержание этнокультурных традиций межпоколенных отношений.

1.2. Этнокультурные традиции межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа.

1.3. Особенности функционирования этнокультурных традиций воспитания межпоколенных отношений в различной социокультурной среде.

1.4. Изменение ментальности в межпоколенных отношениях в зависимости от страны проживания этноса.

1.5. Состояние преемственности этнокультурных традиций межпоколенных отношений в школе и семье.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И ПРЕДПОСЫЛКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ТРАДИЦИЙ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В

НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

II. 1. Совершенствование этнокультурной направленности содержания школьного образования в контексте формирования межпоколенных отношений.

11.2. Условия реализации преемственности традиций межпоколенных отношений во внеучебной работе.

11.3. Взаимодействие школы и семьи в реализации преемственности этнокультурных традиций воспитания межпоколенных отношений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа»

Актуальность исследования. Межпоколенные отношения являются одной из важных областей жизни общества, а проблема "отцов и детей" считается классической. Являясь по своей природе междисциплинарным, вопрос межпоколенных отношений находит освещение в работах философов, историков, социологов, демографов, этнографов и других специалистов. Потребность психолого-педагогического осмысления сущности преемственной связи поколений, её противоречивых форм проявления и отношения к использованию социального опыта прошлого вызвана изменениями, происходящими сегодня в общественных отношениях, характеризующихся дефицитом духовности, кризисом ценностных ориентаций.

Перед семьей и школой острее, чем когда-либо, стоит задача поиска новых, скорректированных условиями сегодняшней жизни, ценностных установок и моральных норм. Смена ценностей является исторически закономерным процессом. Специфика современных социально-экономических преобразований вызвала резкое её ускорение, когда в рамках жизни одного поколения происходит коренная ломка прежних устоев и правил, что вызывает значительное расхождение в этнокультурных ценностях старшего и младшего поколений. Одним из главных вопросов, к решению которых нужно подойти сегодня со всей ответственностью, является вопрос о том, как относиться к наследию прошлого, что сохранить как преемственную основу и передавать от поколения к поколению. Обращение к народной педагогике - важнейшему источнику духовно-нравственной культуры - необходимый шаг в создавшейся ситуации.

Вопросы использования опыта народного воспитания являются не новыми в педагогических исследованиях. К ним обращались в свое время такие выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги - классики, как Я.А. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Непреходящая ценность народной педагогики получила широкое распространение благодаря научным трудам Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, И.А. Арабова, М.Б. Гуртуевой, Ш.А. Мирзоева, И.А. Шорова, Я.И. Ханбикова, А.Ф. Хинтибидзе и др., в которых раскрываются педагогические традиции разных народов, возрождается их воспитательное значение.

Этнопедагогические традиции каждого народа имеют свои специфические особенности, свои формы проявления; каждый этнос по-своему отвечает на вопросы: каковы природа и возможности человека? Чем он является, может и должен быть? Это дает основание говорить о его имплицитной концепции личности и её воспитания (Ю.В. Бромлей, И.С. Кон, A.B. Мудрик).

Разным аспектам имплицитной концепции воспитания карачаевского народа посвящены диссертационные исследования Ф.В. Абаевой, М.Ю. Айбазовой, Х.Х.-М. Батчаевой, К.Б. Семенова и др., в которых, наряду с описанием народных традиций, выявлены оптимальные условия использования идей и опыта этнопедагогики в воспитании подрастающих поколений.

На качественно новую ступень поднялась педагогика народов Карачаево-Черкесии за последние годы благодаря исследованиям И.А. Арабова, К.У. Байчорова, М.Б. Гуртуевой, С.Б. Узденовой.

В работах, посвященных воспитанию у народов Северного Кавказа, в разной степени затрагивается такой важный аспект этнической культуры горцев как межпоколенные отношения. Но специальной работы, всесторонне раскрывающей сущность гуманистических традиций взаимоотношений поколений, их состояние на современном этапе развития общества, характер преемственности в условиях различного социокультурного окружения среди них мы не обнаружили.

Между тем, условия поликультурной среды, к которой относится Карачаево-Черкесия в связи с изменением социально-политической ситуации как в стране, так и в республике, увеличением конфликтов, имеющих в своем основании этническую компоненту, требуют вдумчивого подхода к национальным и общечеловеческим ценностям. Все острее чувствуется потребность в возрождении гуманистического принципа уважения к этнокультурным традициям воспитания своей и инонациональной культуры. Формирование у школьной молодежи этнокультурных ценностей межпоколенных отношений ещё не стало предметом научных исследований. Это порождает определенные противоречия между возможностями науки и объективными потребностями практики.

Таким образом, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность определили выбор проблемы исследования: каковы основные пути и формы преемственности этнокультурных традиций воспитания у школьников в условиях различной социокультурной среды? Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объектом исследования являются ценностные ориентации в педагогике карачаевского народа.

Предметом исследования выступает историческая преемственность этнокультурных традиций воспитания межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа и их динамика в различной социокультурной среде.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

- проанализировать сущность этнокультурных традиций межпоколенных отношений;

- раскрыть содержание этнокультурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа;

- раскрыть особенности функционирования преемственности этнокультурных традиций в зависимости от социокультурной среды;

- проследить изменение ментальности в межпоколенных отношениях в зависимости от страны проживания этноса;

- выявить основные пути и предпосылки реализации преемственности традиций воспитания межпоколенных отношений в национальной школе;

- разработать научно-методические рекомендации по использованию национальных традиций межпоколенных отношений в школе и семье.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений осуществляется успешнее, если:

- овладение духовным опытом предшествующих поколений и трансформация этнических ценностей педагогики народа будут происходить адекватно социально-личностным потребностям;

- межпоколенные отношения в педагогической культуре карачаевского народа будут рассматриваться в контексте возрождения духовных ценностей локальной и обогащения общечеловеческой культур;

- личностно-развивающий потенциал этнокультурных традиций будет признан как нравственная ценность народа, стимулирующая становление гуманной личности;

- реализация идей межпоколенных отношений будет выступать как элемент содержательного компонента целостного образовательно-воспитательного процесса;

- специфика проводимой воспитательной работы в этом направлении будет основана на учете половозрастного фактора и социокультурных условий жизни школьников.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные положения, идеи, концепции, представленные в трудах таких ученых, как JI.C. Выготский, И.Б. Котова, A.B. Мудрик, М. Мид, В.А. Петровский, К. Роджерс, П.А. Сорокин, В. Франкле, E.H. Шиянов и др. (теория социализации личности); В.Г. Афанасьев, И.А. Арабов, Г.Н. Волков, A.M. Гашимов, М.Б. Гуртуева, В.Г. Крысько, З.Г. Нигматов, Э.Н. Саракуев, Я.И. Ханбиков, В.К. Шаповалов, И.А. Шоров (педагогика и психология этноса);

A.И. Арнольдов, С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, М.М. Бахтин, H.A. Бердяев,

B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, М.С. Каган, Н.И. Конрад, Р.Г. Подольный и др. (генезис культуры); С.М. Арутюнян, А. Алиев, В. Дильтей, О. Конт, X. Ортега-и-Гассет, O.A. Осипова, Т. Парсонс, Г. Рюмелин, И.В. Суханов и др. (проблемы межпоколенных отношений); А.И. Афанасьева, В.И. Воловик, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Г.Л. Смирнов (сущностная характеристика понятийно-терминологического аппарата культурологии и межпоколенных отношений); Дж. Берри, К. Бидз, Г. Боттомли, С. Бочнер, А. Фэрнхем и др. (психологическая теория аккультурации); Е.П. Алексеева, А.И. Караева, В.П. Невская, Р.К. Ортабаева, Я.С. Смирнова, E.H. Студенецкая, И.М. Шаманов, К.И. Чомаев, K.M. Текеев и др. (культура и быт народов Северного Кавказа); 3. Кипкеева, М. Улаков, Ю. Сылпагар, М. Дуда и др. (культура и быт карачаево-балкарской диаспоры).

В качестве методологических основ исследования выступили общественно-исторический подход к изучению национальных культур, современные философские концепции о единстве национального, межнационального и общечеловеческого; аксиологический подход, согласно которому человек является высшей ценностью социального развития; культурологический подход, рассматривающий этническую культуру как органическую часть общечеловеческой культуры, раскрывающий культурообразующую функцию социальной среды; личностно-деятельный подход к изучению образовательно-воспитательного процесса, позволяющий творческое овладение духовно-ценностным опытом предшествующих поколений.

Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнографической, исторической литературы; наблюдение над воспитательно-образовательным процессом в сельских и городских школах; анализ школьных сочинений, тестирование, анкетирование; анализ семейных отношений на основе опросника; беседы со старожилами. Специфика поставленной проблемы исследования не могла обойтись без живого общения с учителями, работниками народного образования, родителями.

База исследования - Марухская, Краснооктябрьская и Зеленчукская СШ №2 Зеленчукского района; Преградненская СШ № 3 Урупского района; Важненская и Сарытюзская СШ Усть-Джегутинского района; Дружбинская СШ Прикубанского района; Терезинская СШ Малокарачаевского района; лицей №1 и средняя школа № 5 г. Карачаевска; средние школы № 2 и № 6 г. Черкесска.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем впервые:

- этническая культура межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа стала предметом специального исследования;

- теоретически обоснована и экспериментально доказана социокультурная детерминация преемственности межпоколенных отношений в отдельно взятой этнонациональной культуре;

- выявлены педагогические условия повышения эффективности процесса преемственности этнической культуры межпоколенных отношений в городской и сельской местности;

- раскрыто изменение ментальности в межпоколенных отношениях в зависимости от социокультурных условий страны проживания этноса (на примере мигрантов - карачаевцев, живущих в США и Турции).

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем заложена идея обогащения регионально-национального компонента образования духовными ценностями этнонациональной культуры, разработаны рекомендации об условиях успешной реализации образовательно-воспитательного потенциала филологических дисциплин и внеклассной работы в формировании у школьников культуры межпоколенных отношений, которые могут использоваться в других республиках Северокавказского региона; они могут быть экстраполированы в систему профессионального образования. Отдельные теоретические выводы и методические указания могут явиться важным дополнением при изучении предметов педагогики, психологии, культурологии, этики в системе высшего педагогического образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются исходными методологическими и теоретическими положениями, методологической обоснованностью его выводов; применением совокупности методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования, педагогическому эксперименту; опорой на собственный опыт педагогической деятельности, а также творческим использованием передового опыта учителей; положительной оценкой органами управления образования результатов исследования; применением методов математической статистики и качественным анализом полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

- преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений обеспечивается при континуальном сохранении их исторически принятого функционального назначения и наличия в них ценностных ориентаций, гармонирующих с современными духовными потребностями личности и общества;

- генезис культурных традиций межпоколенных отношений в педагогике карачаевского народа тесно связан со становлением и развитием этноса, в них нашли отражение природные, экономические, социокультурные условия жизни народа, сформировавшие систему приоритетных ценностей, ставших частью его менталитета;

- преемственность межпоколенных отношений детерминирована социокультурными условиями жизни этноса, особенно уровнем стратифициро-ванности местности представителями данной национальной общности, позволяющей успешно преодолевать этапы культурной адаптации в ино-этнической среде;

- успешная реализация задач преемственности этнокультурных традиций воспитания межпоколенных отношений в национальной школе находится в непосредственной зависимости от совершенствования этнокультурной направленности содержания образовательно-воспитательного процесса, создания целостной педагогической системы на базе консолидации усилий школы, семьи и общественности в этом направлении.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1992-1995 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная литература по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования, выявления проблемы и предмета исследования, обоснования методики опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (1995-1998 гг.) основное место занял формирующий эксперимент на базе городских и сельских школ республики; разрабатывались пути и условия совершенствования этнокультурной направленности содержания школьного образования в контексте формирования межпоколенных отношений; проверялись положения гипотезы исследования.

На третьем этапе (1998-2000 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались её результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии КЧГПУ; на семинарах аспирантов КЧГПУ, на ежегодных итоговых научно-практических конференциях университета (1996-1999 гг.); на Второй региональной научно-практической конференции "Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических проблем" (Карачаевск, 1998 г.); на XVIII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России

Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона" (Ростов-на-Дону, 1999 г.); на методобъединении РИПКРО (Черкесск, 1999 г.); в национально-культурном центре «дернек» в Башхюйюке (Турция); в американо-карачаевской культурной ассоциации (АКБА) г. Патерсона (США); на родительских собраниях и педагогических советах школ республики, участвовавших в педагогическом исследовании; на районных методических семинарах по осуществлению этнокультурной направленности школьного образования в Зе-ленчукском районе; изложены в публикациях диссертанта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Библиография включает 217 источников, 10 из которых - на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Боташева, Халимат Хасановна

Выводы ко II главе:

- использование аксиологического потенциала этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе современных школ является необходимым шагом в решении нравственного становления подрастающих поколений;

- 176- включение в учебные программы регионального компонента ориентирует учащихся на уяснение сущности национального и интернационального, формирует позитивное отношение к межкультурным различиям, воспитывает подрастающее поколение в духе добрососедства в поликультурном обществе и толерантности;

- успешная этнизация учебно-воспитательного процесса возможна при учете социокультурного окружения;

- решающая роль в совершенствовании этнокультурной направленности содержания школьного образования принадлежит учителю; от его общекультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, личностных качеств и способностей, позволяющих организовать педагогическую деятельность в соответствии с национальными особенностями и культурными традициями педагогики и психологии тех или иных этнических групп и общностей;

- соблюдение принципа включения учащихся в родную этническую культуру, через неё к российской и общечеловеческой на основе диалога культур позволит молодому поколению почувствовать свою принадлежность к родному народу, осознавать себя частью поликультурного общества и безболезненно ориентироваться в мировом сообществе;

- в условиях полиэтничной среды Карачаево-Черкесии можно добиться гармоничного сочетания традиционных форм воспитания, используемых народом в течение веков, и инновационных, отвечающих требованиям сегодняшнего дня;

- использование различных форм и методов воздействия старших на младших, воспитателей на воспитуемых является важной предпосылкой реализации преемственности традиций воспитания межпоколенных отношений в национальной школе;

- эффективность этнопедагогизации современного воспитательного процесса во многом зависит от тесного взаимодействия школы, семьи и других факторов социализации личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование теоретических и практических аспектов преемственности этнокультурных традиций межпоколенных отношений и её зависимости от социокультурных условий среды позволяет сделать ряд выводов и обобщений.

Человеческое общество в любой момент своего развития состоит и из нескольких поколений; стиль взаимоотношений между ними варьирует от народа к народу, от культуры к культуре и составляет одну из характерных особенностей этнической культуры каждого народа, составную часть традиционной культуры воспитания каждого этноса. В традиционной культуре воспитания исследователи выделяют различные исторические пласты педагогической культуры, среди которых ближайший пласт охватывает жизнь трех поколений: внука - отца - деда. Традиционную культуру воспитания Г.Н. Волков называет огромным культурно-педагогическим пространством, в котором взаимодействуют факторы, средства, приемы способы, формы многостороннего развития и воспитания личности.

Являясь неотъемлемой частью всей культуры народа, культура воспитания народа - его этнопедагогика - служит эффективным средством передачи её образцов, ценностей, традиций от поколения к поколению, от отца - к сыну, от сына - к внуку. В ходе своего исторического развития каждый народ вырабатывает определенную систему обычаев и традиций, служащих ему средством адаптации к условиям окружающей среды. Через них он воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой национальный характер, психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Важнейшим условием процесса передачи молодому поколению накопленного человечеством опыта и знаний является признание естественной и непреходящей ценности опыта разных культур, живыми представителями и носителями которых являются представители разных этносов. Во взаимоотношениях с ними руководствоваться золотым правилом нравственности: "Всякий должен поступать с другим так, как он хочет, чтобы с ним поступали другие".

Умение ценить свою национальную культуру, видеть в ней духовные ценности своих далеких предков, проявлять понимание и уважение к другим культурам, стремление освоить общечеловеческие культурные ценности -основные требования, предъявляемые человеку в современную эпоху, залог его гармоничного существования в мировом обществе.

Традиции межпоколенных отношений горских народов Северного Кавказа, в число которых входят и карачаевцы, снискали уважение многих людей в нашей стране и за её пределами своей гуманистической сущностью. Почитание старших, трепетная забота о детях, высокий авторитет родителей, сыновний долг, дочерний долг - далеко не полный перечень взаимоотношений разных поколений в этнокультуре горцев.

Представляя собой устойчивый элемент культуры, традиции осуществляют связь прошлого с настоящем, обеспечивают преемственность культуры. Динамизм же культуры состоит в её способности обновляться: взаимодействуя с другими, заимствовать у них наиболее приемлемые в изменяющемся мире обычаи и традиции, обогащая тем самым родную культуру.

Как показало наше исследование, степень преемственности этнокультурных традиций не одинакова в различных социокультурных условиях. На основе сопоставления состояния традиций межпоколенных отношений в сельской и городской семьях выяснили, что этнокультурные традиции больше трансформированы в городской среде. Урбанизация и связанная с ней нуклеаризация семьи приводит к изменениям во взаимоотношениях людей, в межпоколенных отношениях, приводят к определенной индивидуализации личности и разобщенности людей. Различие в ценностных ориентациях сельских и городских жителей, в способах их жизнедеятельности, проведении досуга, социальных нормах и межличностных отношениях дает основание говорить в сельской и городской ментальности.

Сравнительно высокая приверженность к этнокультурным традициям сельских жителей объясняется наличием ряда факторов, как многопоколенная семья, встречающаяся в сельской местности чаще, чем в городской; тесные родственные соседские связи; сила воздействия общественного мнения и т.д.

Наряду с типом поселения, который исследователями относится к мезо-факторам социализации подрастающих поколений, на состояние этнокультурных традиций существенное влияние оказывают этнокультурные условия, относимые, в зависимости от конкретных условий, к мезофакторам или к макрофакторам социализации.

Этнический состав населения, преобладание в нем представителей той или иной этнической общности сказывается на состоянии преемственности традиций: в населенных пунктах с однородной этнической социализацией она выше, чем в населенных пунктах со смешанной этнической социализацией.

Характерной особенностью уходящего столетия является высокая миграционная мобильность людей во всем мире. Не избежали этой участи и представители карачаевского народа. Сменив привычное место жительства, мигрант попадает в другую социокультурную среду, что вызывает проблему культурной адаптации к иноэтнической среде, сохранения и передачи через поколения своего этнического комплекса.

Сопоставительный анализ состояния этнических традиций в карачаевских общинах, проживающих в Турции и США, показал, что там, где встречаются родственные культуры, вероятность сохранения национальных традиций выше, нежели в случае контакта разных культур. На преемственность этнокультурных традиций в иноэтнической среде немаловажное влияние имеют и такие факторы, как численность мигрантов, способы расселения /компактное, дисперсное/, связь с исторической родиной и т.д.

Отрадно заметить, что несмотря на различие социокультурных условий, в которых проживают карачаевцы, на трансформации, которые претерпели многие этнические традиции, в межпоколенных отношениях сохранились главные ценности: безусловное уважение старшего, авторитет родителей, забота о младших и слабых, уход за родителями в старости.

Большинство исследователей межпоколенных отношений отмечают в них две особенности: преемственность и противоречие. Они сходятся на мнении, что сам факт сосуществования в одном общественном организме нескольких поколений людей предполагает наличие между ними определенных, в том числе и принципиальных различий, которые порождают противоречия. Одним из таких противоречий является пресловутая проблема "отцов и детей". По-разному подходят к этой проблеме зарубежные и отечественные специалисты. Одни видят в межпоколенном конфликте важную движущую силу истории, другие - соперничество отца с сыном /дочери с матерью/, третьи - следствие несовместимости ценностных ориентаций разных поколений.

Исследование межпоколенных отношений карачаевцев не выявило ярко выраженных противоречий между старшими и младшими, чтобы называть их конфликтом. Хотя нельзя отрицать наличия некоторых разногласий и противоречий между поколениями отцов и детей, которые особенно стали заметны в условиях сегодняшней социокультурной ситуации, когда происходит коренная ломка традиционных устоев жизни и переоценка ценностей. Большей частью разногласия наблюдаются в таких вопросах, как отношение к земле, к традиционным видам хозяйствования, к созданию семьи и т.д.

Особое беспокойство старшего поколения вызывает и недостаточно бережное отношение молодежи к родному языку, к национальной культуре, к традициям народа. Они осуждают чрезмерное увлечение некоторых молодых родителей русским и иностранными языками, которое отодвигает изучение родного языка на задний план.

Значительное место в межпоколенных исследованиях отводится молодежной субкультуре, которую иногда рассматривают как контркультуру, вызов существующей в обществе культуре.

Одежда, стиль, мода, музыка, жаргон - общепризнанные элементы молодежной культуры, с помощью которых подростки самовыражаются, создают свой имидж. Как справедливо подчеркивает И.С. Кон, в сфере потребительских ориентаций, досуга, художественных вкусов и некоторых других установок расхождений между старшими и младшими больше, чем в том, что касается главных социальных ценностей /политические взгляды, мировоззрение/. Это объясняется разницей в темпах обновления соответствующих сфер культуры и тем, что мода, досуг и развлечения наиболее тесно связаны с возрастом. Материалы нашего исследования позволяют утверждать, что старшее поколение относится несколько снисходительно к таким увлечениям молодежи, с пониманием, что все это - неизбежная ступень в развитии человека. Отдавая должное и молодежи, необходимо подчеркнуть, что и с её стороны не наблюдается отклонений от допустимых норм в выражении и проявлении своих увлечений и притязаний.

Опираясь на результаты социально-педагогического анализа, мы считаем, что этнокультурные традиции, как наиболее устойчивые образования, аккумулирующие социальный опыт поколений, сегодня находятся в состоянии критического осмысления, отбора и применения в педагогическом процессе. Обращение школы к педагогическому опыту народа обогащает содержание и методику учебно-воспитательного процесса и усиливает контакты главных институтов социализации детей - семьи и школы, - способствует повышению педагогической культуры родителей.

В условиях демократизации общества, отказа от классового подхода, усиления тенденций гуманизации и гуманитаризации, на наш взгляд, можно эффективнее использовать возможности народной педагогики, её средств, методов. Если культура воспитания является сердцевиной всякой человеческой культуры, то традиции культуры воспитания вбирают в себя все стороны культуры и тем самым обеспечивают преемственность всего общества и новых поколений.

Анализ практического применения регионально-этнического компонента в учебно-воспитательном процессе показал, что в школах республики уже имеется некоторый опыт в данном направлении. Многие школьные учителя подходят к решению этой задачи со всей ответственностью, проявляя творчество и инициативность, успешно применяют в своей работе местный материал, прививают учащимся интерес к традициям национальных культур, приобщают их к ценностям своей этнической, а через неё - общечеловеческой культуры. Но немало и таких, которые в растерянности ждут конкретных программ, разработок. Мы полагаем, что в образовавшейся ситуации для оказания действенной помощи этой категории учителей республиканскому институту усовершенствования работников народного образования необходимо обобщить опыт первых и разработать примерные методические ориентиры.

Результаты проведенного нами исследования дают основание для следующих выводов: преемственность этнокультурных традиций межпоколенных отношений находится в тесной зависимости от социокультурных условий; умелое использование воспитательного потенциала народной педагогики в нравственном становлении развивающейся личности оказывает существенное влияние на повышение уровня воспитания, на процесс овладения ею нравственными ценностями; факт неодинаковой приобщенности учащихся различных школ к национальным традициям в связи с условиями социокультурного и этнического окружения требует дифференцированного подбора содержания, методов и форм работы по этнизации школьного образования; использование народных традиций в воспитательном процессе не должно носить эпизодический характер, а стать частью целостной воспитательной системы и осуществляться постоянно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Боташева, Халимат Хасановна, 2000 год

1. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободе. М.: - Топикал. 1994. - 608 с.

2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Политиздат, 1985. - 238 с.

3. Алейников М. Карачаевские сказания // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, вып. 3, 1883. С. 138-168.

4. Александров В. Б. Традиции и духовность // Человек и культурно-историческая традиция. Тверь, 1991. - С. 4-12.

5. Александрова Т. А. Кое-что о дедушках (Искусство быть дедом). М.:1. Знание, 1990. 191 с.

6. Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. -М., 1991.-365 с.

7. Алиев А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. - 290 с.

8. Алиев У.Б. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. Черкесск, 1991 г. - 319с.

9. Американская социология. М.: Прогресс, 1972. - 392 с.0 10. Американский характер. М.: Наука, 1995. - 319 с.

10. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 24с.

11. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. - 376 с.

12. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина.

13. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. - 104 с.

14. Арабов И.А., Койчуев А.Д. Эволюция духовных ценностей семейной педагогики // Культурологический подход в образовании: Материалы II региональной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - С. 23-32.

15. Арабов И.А., Нагорная Г.Ю. Этнопедагогика (Культурологический аспект). Карачаевск, 1999. - 215 с.

16. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во, МГИК, 1992. 240 с.- 18417. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М: Наука, 1989. - 247 с.

17. Арутюнян С.М. Нация и её психический склад. Дис. . . д-ра филос. наук. -М., 1969.-242 с.

18. Арутюнян С.М. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1998.-271 с.

19. Архангельский JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978. - 221 с.

20. Афанасьев И. Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания. Автореф. дис. . . канд. пед. наук. М., 1995. -18с.

21. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. Уфа, 1996. - 254 с.

22. Байрамкулов A.M. Карачаево-балкарскому народу 2000 лет. - Черкесск: Аверс, 1996. - 384 с.

23. Баташев А.У каждого мальчика был отец // Дружба народов. 1997. -№12. - С. 7-39.

24. Батчаева Х.Х-М. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Дис. . . канд. пед. наук. Казань, 1992.

25. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет Нальчик, 1978. - 160 с.

26. Белл Дж. Дневник пребывания в черкесии в течение 1937-1939 гг. // АБКИЕА в XIII-XIX вв. Нальчик "Эльбрус", 1974. - С. 458-530.

27. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.-293 с.

28. Бердяев H.A. Судьба России. Опыты психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. 205 с.

29. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. Т. I. М. Искусство, 1994. -542 с.

30. Бестужев-Лада И. В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988.112 с.

31. Бестужев-Лада И. В. Какая ты, молодежь? М.: Московский рабочий, 1988,- 110 с.

32. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. - 256 с.

33. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания //Умом и сердцем: Мысли о воспитании. М.: Политиздат, 1989. - С. 269-272.

34. Библер B.C. Культура. Диалог культур /Опыт определения //Вопросы философии. 1989. - №6. - С. 31-42.

35. Борлаков Ю.А. Адеб. Намыс. Адет. Карачаевск: КЧГПУ, 1998. - 224 с.

36. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992. - 240 с.

37. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

38. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990. - 391 с.

39. Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР /Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1976. 168 с.

40. Буланова Н. И. Взаимоотношения поколений в современной советской семье как фактор патриотического воспитания старшеклссников. Авто-реф. канд. пед. наук. М., 1970. - 17 с.

41. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика. 1983. - 144 с.

42. Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. 1996. - №2. - С. 102-108.

43. Виситаев С.Б. Культура и. иллюзии. Грозный, 1988. - 104 с.

44. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. -341 с.

45. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - 376 с.

46. Воловик В. И. Преемственность поколений. М.: Знание, 1973. - 63 с.

47. Волченко J1. П. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет: Ценности культуры и морали. М.: Изд-во МГУ, 1992. - 117 с.

48. Воробьев Г.Г. Легко ли учиться в американской школе? М.: Просвещение, 1993.- 192 с.

49. Воробьев Г. Американские дети: послушные и непослушные//Семья и школа. 1995. - № 4. - С. 22-24.

50. Гарб П. Долгожители /Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. - 184 с.

51. Гарданов В. К. Аталычество. М.: Наука, 1973. - 17 с.

52. Гашимов А. Ш., Гашимов А. Б. Китаби-деде Коргуд памятник народной педагогики //Сов. педагогика. - 1989. - №7. - С. 123-126.

53. Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. - 304 с.

54. Гребенников И. В. Школа и семья: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 175 с.

55. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. - 158 с.

56. Громова Л. А. Этика взаимоотношений поколений. Л., 1989. - 32 с.

57. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -528 с.

58. Гуртуева М. Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. Нальчик: Эльбрус, 1997. - 256 с.

59. Гуртуева М.Б. Народная педагогика молодому учителю. - Карачаевск: КЧГПУ, 1992. - 160 с.

60. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1982.-208 с.

61. Дамбаева В.Д. Преемственность поколений как объективная закономерность общественного прогресса. Автореф. дис. . . канд. филос. наук. Алма-Ата, 1983. - 26 с.

62. Джуртубаев М. Душа Балкарии. Нальчик: "Эльбрус", 1997. - 232 с.

63. Дистервег А. Избр. пед. сочинения. М., 1956. - С. 190.

64. Егорова Л. Г. Изучение Фольклора народов Карачаево-Черкесии. -Ставрополь, 1964. 79 с.

65. Закон РФ "Об образовании" //Вестник образования. 1992. - №11. - С. 259.

66. Здравомыслова О. М. Мужчина: роль, переписанная наново? //Семья и школа. 1997. -№1 - С. 14-16.

67. Зотов 3. Е. От коррумпированной культуры к культурной коррупции // Иностранная литература. -1991. №10. - С. 31-34.

68. Ибрагим А.И. Абед Хал ил. Использование нравственного потенциала ислама в воспитании учащихся подросткового возраста. Автореф. дис. . . канд. пед. наук. Казань, 1996. - 23 с.

69. Иванов А. В. Запад-Росссия-Восток (сравнительно-типологический анализ ценностных ориентации и стратегий) М.: Изд-во МГУ, 1993. - 73с.

70. Измайлов А. Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана, М.: Педагогика, 1991. - 256 с.

71. Изучение преемственности этнокультурных явлений. М., 1980. - 223 с.

72. Иконникова С. Н. Молодежь и культура. М., 1989. - 203 с.

73. Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Динамика ценностных ориентации молодежи в период реформ//Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. - С. 4-13.

74. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

75. Ильин И. А. Семья и социализация личности //Хрестоматия. Педагогика Российского Зарубежья. М., 1996. -С. 76-100.

76. Итс Р. Ф. Века и поколения. Этнографические этюды. М.: Мысль, 1976. -271 с.

77. Казанов X. К. Культура адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1993. - 256 с.- 18881. Караева А. И. О фольклорном наследии карачаево-балкарского народа. -1961. -60с.

78. Къараланы А. И. Къарачай литератураны историясыны очерки. Черкесск, 1996. -351с.

79. Карачаево-Черкесская Республика в 1990-1997 гг. /Стат. сборник/. Черкесск, 1998. - 305 с.

80. Карачаевцы: историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978. - 336 с.

81. Карачаевцы //Этнополитический вестник. -1995. №2. - С. 264-265.

82. Къарачай нарт сёзле. Черкесск. 1963. - 360 с.

83. Къарачай халкъ джырла. М.: Ред. Восточной литературы, 1968. - 276 с.

84. Касьянова O.K. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. - 367 с.

85. Кипкеева 3. М. Карачаевская этническая община в современной Турции// Этнические проблемы современности. Ставрополь: Изд-во СГУ. 1998. -С. 61-66.

86. Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1-2. М., 1890. - Т. 2. - 307 с.

87. Коган Л. Н., Вишневский Ю. Г. Культурная среда //Социс. 1972. - №4. -С.З.

88. Коменский Я. А. Материнская школа //Избр. пед. соч. T.I. М.: Педагогика, 1982. - С. 201-241.

89. Коменский Я. А. Избр. пед. соч. М., 1995. - С. 248-284.

90. Кон И. С. Ребёнок и общество: Историко-этнографическая перспектива. -М.: Наука, 1988.-270 с.

91. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). М.: Просвещение, 1979. - 175 с.

92. Кон И. С. Психология ранней юности. М. Просвещение, 1989. - 255 с.

93. Концепция обновления и развития национальных систем в Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1994.

94. Коран /Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. Изд. второе. М.,1986.-727 с.

95. Корякина А. Д. Отцы и дети. Челябинск, 1978.-81 с.

96. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997. - 144 с.

97. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышлении. М., 1977. - 261 с.

98. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли //АКБИЕА XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. - С. 585-628.

99. Крымшамхалов И. Письмо в редакцию//Мусульманин. Париж, 1910. -№2.-С. 55-56.

100. Культура и быт народов Северного Кавказа. М., 1968. - 349 с.

101. Культурология. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону, 1997. - 576 с.

102. Лакашия Н.Т. Традиции абхазов в нравственном воспитании // Сов. педагогика. 1989. - №7. - С. 119-123.

103. Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990. -191 с.108. .Лисовский В.Т. Молодые о времени и о себе: результаты социологического исследования //Педагогика. 1998. - №14. - С. 40-46.

104. Лихачев Д. С. Культура как целостная среда //Новый мир. 1994. №8, -С.3-8.

105. ПО. Малькова З.А. Дети в американском обществе //Педагогика. -1994. -№1

106. Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. Изд-во Пятигорского лингвистического университета, 1996. - 121 с.

107. Макаренко A.C. Книга для родителей //Пед. соч.: В 8 т. Т.5. М.: Педагогика, 1984. - С. 8-261.

108. Макаренко A.C. Семья и воспитание детей // Пед. соч. В 8 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. - С. 211-229.

109. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции //Сов. этнография. 1981. - №2. - С. 78-96.

110. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культурыадыгов в XIX начале XX века. - Нальчик.: "Эльбрус", 1991. - 254 с.

111. Майерс JI. Социальная психология /Перев. с англ. СПб.: ЗАО "Изд-во Питер", 1999. - 688 с.

112. Меламуд В.Э. Компьютеризация средней школы как фактор межпоколен-ческих социокультурных различий. Автореф. дис. . . канд. социол. наук, 1996. 20 с.

113. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями //Избран, произведения. М.: Наука, 1988. - С. 322-362.

114. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа //Минги Tay. Эльбрус, 1994. - №1 (53). - 216 с.

115. Мудрик A.B. Социализация и "смутное время", М.: Знание, 1991. - 80с.

116. Мудрик A.B. Введение в социальную педагогику. М., Институт практической психологии, 1997. - 365 с.

117. Мудрость воспитания. Кн. для родителей. Сост. Бим-Бад Б. М. и др. М.: Педагогика, 1989. 304 с.

118. Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. -М„ 1990. 169 с.

119. Мусаев О. Взаимоотношения поколений в условиях социализма. Ашхабад, 1985.-208 с.

120. Мусукаев А. И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 239 с.

121. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Историческая судьба духовного наследия народов Северного Кавказа. // Культурная диаспора народов Северного Кавказа. Черкесск. 1993. - С. 218-227.

122. Муталиева Л.Р. Влияние взаимоотношений старшего и среднего поколений в семье на воспитание у дошкольников гуманного отношения к людям. Автореф. дис. . . канд. пед. наук. М., 1993. - 16 с.

123. Мухина B.C. Детская психология. М., 1985. - 270 с.с

124. Напсо Д. А., Чекменев С. А. Надежда и доверие. Черкесск, 1993. - 320с.

125. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М., 1994.

126. Невская В.П. Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964. -225с.

127. Нетопина С. Красота, которая не спасет мир. //Нар. образование. -1996. -№10. С. 44-45.

128. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. //Педагогика, 1998. -№3. С. 3-10.

129. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.: Молодая гвардия, 1989. - 303 с.

130. Новый быт новые обычаи. - Ставрополь, 1977.-158с.

131. Овчинников В.В. Ветка сакуры. Корни дуба. Горячий пепел: Повести. -М.: Сов. писатель, 1988. 608 с.

132. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. -М., 1978.- 132 с.

133. Орлова А. П. Народные традиции и современные проблемы воспитания. // Сов. педагогика. 1989. №7. - С. 106-111.

134. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1991. - 408 с.

135. Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. М.: Радуга, 1991.-639 с.

136. Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. -М.: Наука, 1985.- 127 с.

137. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967. - 600 с.

138. Парсонс Т. Система современных обществ. /Перев. с англ. -М.: Аспект Пресс, 1998.-270 с.

139. Першиц А. И. Геронтотимия почитание старших. //Природа. -1986. - №5. -С. 28-95.

140. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая и социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 1993. - 109 с.

141. Плахов В. Л. Традиции и общество. М., 1982. - 220 с.

142. Плотникова Е. В. Ценности в процессе передачи опыта поколениям. Ав-тореф. дис. . . канд. филос. наук. -М., 1993. 25 с.- 192148. Подольный Р.Г. Связь времени. М.: Мысль, 1969. - 273 с.

143. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1990. -368 с.

144. Преемственность поколений как социологическая проблема. М.: Мысль,1973.-294 с.

145. Репрессированные народы: история и современность. Материалы 2-ой Всероссийской научной конференции. Карачаевск, 1994. - 216 с.

146. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. /Ред. И.В. Рабич-Шербо. М., 1988. - 333 с.

147. Сарсенбаев Н.Ц. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата,1974. 76 с.

148. Семья у народов Америки. М.: Наука, 1991. -312 с.

149. Сергеева Т. Б. Педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина. Автореф. дис. . . канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. -25с.

150. Сказки народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1992. - 335 с.

151. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. -М., 1983.-264с.

152. Сови А. Общая теория населения. M. 1973. - 518 с.

153. Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1982.-208 с.

154. Соколова Э. С., Лихачев В.М. Поколение перестройки какое оно?// Воспитание школьников. - 1991. - №3.

155. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. -М.: Просвещение, 1981. 279 с.

156. Социальная среда и личность. Свердловск, 1969. - 110 с.

157. Спасибенко С. Г. Поколения как субъект общественной жизни // социально-политический журнал, 1995. -№4. С. 101-121.

158. Спок Б. Разговор с матерью /Перев. с англ. М., 1987. - 224с.

159. Стел^ьмахович М. И. Семейная этнопедагогика -заслон бездуховности//

160. Сов. педагогика. 1989. - №7. - С. 116-119.

161. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М., 1976. -216 с.

162. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1975.

163. Сухомлинский В. А. Мы продолжаем себя в детях // Избр. пед. соч.: В 3 т, М.: Педагогика, 1981. Т. 3. - С. 489-525.

164. Сычев Ю. В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1994. - 215с.

165. Тайчинов М. Г. Религиозная культура и воспитание //Педагогика. 1993. -№2. - С. 38-40.

166. Так это было: Национальные репрессии в СССР I9I9-I952 гг. Худ. Док. сб. /ред. и сост. С. У. Алиева. В 3-х т. Т. 1-3. -М., 1993.

167. Тащева А. И. Концепция организации психологической помощи //Соц. работа. М„ 1993. - №8. - С. 94-111.

168. Текеев К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М.: Наука, 1989. - 448 с.

169. Тоидис В. П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. -Карачаевск: КЧГПУ, 1999. 252 с.

170. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. - 542 с.

171. Толстых А. В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы воспитания //Педагогика. 1996. -№4. - С.9-13.

172. Толстых А. В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. М., 1989. - 128 с.

173. Торнау Ф. Воспоминания кавказского офицера //Русский вестник, 1864. -Т. 53; №10.-С. 5-508.

174. Тэйлор О. Первобытная культура /Перев. с англ. М., 1989. - 573с.

175. Улакъланы М. Сирияда жашагъан таулулада кьонакъда //Минги Tay, 1991.-№2. -С. 67-70.

176. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Собр. соч., Т.2. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - С. 66-166.

177. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 1, 2, 3. М.: Педагогика, 1989. - 512с.- 194183. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания //Собр. соч., Т. 8. M.-JL: Изд-во АПН РСФСР. 1950. С. 11-687.

178. Фаррел Дж. О традициях //Новое время. -1992. №21. - С. 58-59.

179. Ханбиков ЯМ. История развития педагогической мысли татарского народа. -Казань, 1975. 162с.

180. Харчев А. Т. Социология воспитания. М., 1990. - 222 с.

181. Хорос В. Японские секреты //Знание сила. 1991. - №10. - С.18-23.

182. Цавкилов Б.Х. О традициях и обычаях. Нальчик, 1961. - 110 с.

183. Человек в контексте культуры. Славянский мир.: Изд-во "индрик", 1995, 240 с.

184. Чомаев К. И. Наказанный народ. Черкесск, 1993. - 229с.

185. Чомаев К. И. Дореволюционные черты этнической психологии горскихнародов Северного Кавказа //Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972,-С. 85-150.

186. Чотонов А.О. Взаимосвязь традиций с некоторыми формами и элементами общественного сознания. Фрунзе, 1971. - 72 с.

187. Шайлыланы С. Бизни къайгъыбыз нек этилмейди? // Къарачай. -1998. -4 марта.

188. Шаманов И. И. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребёнка // Проблемы этнической истории народов КЧАО. Черкесск, 1980.-С. 86.

189. Шевырногова Л.А. Преемственность поколений в поступательном развитии общества. Красноярск, 1998. - 110 с.

190. Шоров И. А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989. -336 с.

191. Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры. СПб., 1993. - 341с.

192. Этнические меньшинства в современной Европе. М., 1997. - 328 с.

193. Этнические процессы в современном мире /Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Наука, 1987. - 446 с.

194. Этнические стереотипы поведения. JL: Наука, 1985. - 325 с.

195. Этническое и языковое самосознание. М., 1995. - 178 с.

196. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1988. -188 с.

197. Этнография детства. Традиционные формы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. М.: Наука, 1992. - 191 с.

198. Этнопсихолингвистика. М.: Наука, 1988. - 192 с.

199. Этносоциальные аспекты изучения семьи у народов зарубежной Европы. -М: Наука, 1987. 197. с.

200. Якобсон М. А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. XX века. Автореф. дис. . . канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. - 27 с.

201. Beads С. Boys and Girls: The Development of Gender Roles. New-York, 1994,- 170 p.

202. Bottomley G. From another place. Cambridge University Press, 1992. - 183 p.

203. Furnham A., Bochner S. Culture Shock. London - New-York. 1986. - 256 p.

204. Hurme H. Child, Mother and Grandmother. IVVASKYLA, 1988. -187 p.

205. Kovacs M.L. Immigrants and Society: Alienation and Assimilation. Sydney, 1975.- 143 p.

206. Mead M., Heyman K. Family. New-York, 1965. - 205 p.

207. Parsons Т., Bales R.F. Family. Socialization and Interaction Process. London, 1956-422 p.

208. Silpagarlani Yulmas. Korgenlerim, E§itgenlerim, Bilgenlerim // Birle§ik Kavkasya, 1996. №6. P.20-26.

209. Way Forum, 1967, №66. P.9-10.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.