Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера: На примере специальности 0514 - "Дизайн" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Соловьева, Вера Викторовна

  • Соловьева, Вера Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 173
Соловьева, Вера Викторовна. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера: На примере специальности 0514 - "Дизайн": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 1999. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Соловьева, Вера Викторовна

ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА (на примере специальности 0514-дизаин) специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук ЧИТА ЕВ А О. Б.

МОСКВА

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА Е ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА КАК ОСНОВА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ПОДГОТОВКИ. vj К СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА.

§ 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ II РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРА. $ 1. ОТБОР И ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ подготовки

ДИЗАЙНЕРА $ 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ $3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера: На примере специальности 0514 - "Дизайн"»

Типичное для современною общества повышение роли вещевого окружения, формирование потребительской культуры при возрастающей конкуренции товаров на рынке, необходимость широкого использования проектных методов практически во всех областях деятельности человека привели к необходимости подготовки специалистов-дизайнеров, проектирующих и гармонизирующих предметное окружение человека, и тем самым влияющих на общество в целом. По своей значимости для современного общества, а также по уровню «престижности» и популярности среди молодежи профессия «дизайнер» может сравниться с так называемыми «рыночными профессиями» (экономист, менеджер, коммерсант, юрист).

Однако дизайн не следует считать только инструментом рынка. Начав с эстетизации и эргономизации предметов массового промышленного производства, дизайн постепенно проник во все области жизни современного общес тва и вырос в самостоя тельную сферу деятельности. в нроек гно-художесгвенную культуру со своим инструментарием, научными и проектными принципами, философией. Дизайн рассматриваемый рядом исследовагелей как новая культура - культура «информационного общества», существующего и ра ввивающегося в условиях искусственно созданной среды, обьекгивно присутствует во всех сферах жпши и деятельности общества. Облик будущей жизнедеятельности личности, социума, закладывается прежде всего в процессе образования. когда знания и опыт прошлого трансформируются в способность и готовность человека проекгировагь и создавать будущее. В ряде экономически развитых стран, где дизайн играет значительную роль в сфере произволегва и услуг, он находит активное отражение прежде всего в образовании, особенно в профессиональном, выступая в роли средс гва пн гегрпруюшею ее тес гвенно-научные и г\ мани гарно-художественные дисциплины и как новое, кулы \ роформпруюшее направление образования.

В исследованиях послелних лег отмечается, что в современном обществе меняется паралигма педагогической науки, структура и содержание образования, в частности профессионального. Необходимость перехода к новой парадигме образования обосновывается, в частности, тем. что до предела обострилась одна из проблем, существующих в современном обществе - кризис культуры узких специалистов. Характерные для дизайна предметно-образные способы познания, обеспечивающие целостность восприятия феноменов и фактов культуры, позволят преодолеть этот кризис, что является одним из решающих аргументов для включения дизайна в систему общего и профессионального образования.

В современных условиях дизайн и дизайн-образование играют чрезвычайно важную роль. Очевидна необходимость не только теоретических исследовании в этой области и широкой практической работы в сфере проектирования, но и тщательно продуманного и организованного профессионального образования дизайнеров. Профессиональное образование. которое будет использовать весь арсенал современных технологии, в частности информационных, не только как инструмент будущей деятельности специалиста, но и как средство формирующее, и стимулирующее развитие личностных качеств и общей культуры дизайнера.

Подготовка дизайнеров (ху'дожников-конструк торов) по уровню высшего профессионального образования в бывшем СССР велась в крайне ограниченных обьемах на отделениях пли факультетах художественных обра ювательных учреждений: по уровню среднего образования такая подготовка не осуществлялась вообще. По этой причине содержание профессиональной подготовки дизайнеров требует серьезною анализа и обоснования.

Системообразующим фактором профессионального образования в настоящее время является государственный стандарт профессионального образования, регламентирующий минимально-достаточный уровень подготовки специалиста, соответствующий потребностям социально-экономического развития общества. В процессе стандартизации среднего профессионального образования дизайнера возникают значительные затруднения, вызванные по большей части недостатком опыта подготовки дизайнеров и отсутствием теоретически обоснованных подходов к определению содержания образования. Одно из них заключается в отсутствии во временном стандарте среднего профессионального образования по специальности 0514-«Дпзайн» обоснованных требований к информационно-технологической подготовке специалиста, в то время как дизайн не является чисто художественной! деятельностью и обеспечивающие его технологии в последние годы все более усложняются.

Присутствие информационных технологий практически во всех областях деятельности человека характерная черта современного этапа развития цивилизации. 13 дпзайн-деягельности компьютерные технологии в последние несколько лет стали преобладающими. От степени овладения ими зависит эффективность и успешность профессиональной деятельности дизайнера, и этот факт должен найти отражение в содержании профессионального образования дизайнера. В противном случае, выпускники образовательных учреждений не смогул адаптироваться к требованиям реального производства без дополни тельной профессиональной подготовки, что крайне нежелательно в условиях социально-экономического кризиса и безработицы. С учетом изложенною проблема иес.и'доаапия заключается в несоответствии уровня информационно- технологической! под го тонки дизайнера, регламентируемой стандартом среднего професснонадьного образования, гребованням. предъявляемым к ним содержанием профессиональной деятельности.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки дизайнера в системе среднего профессионального образования.

Предмет исследования - содержание информационно-технологической подготовки дизайнера по специальности 0514-"Дизайн".

Цель исследования состоит в обосновании, разработке и реализации содержания информационно-технологической нолю говки дизайнера.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том. что подготовка дизайнера к профессиональной деятельности педагогически эффективна если:

- будет устранено несоответствие регламентируемой государственным образовательным стандартом специальности 0514-"Дизайн" подготовки дизайнера современным требованиям в части ее пнформацион-н о - г е х н о л о г и ч е с к о й с о с т а в л я ю щ е й:

- содержание информационно-технологической подготовки дизайнера построено из двух блоков: базового инвариангного для всех специализаций, и специального - вариативного, формирующегося с учетом специфики региона:

- в ходе обучения обьединены компькиерные и традиционные технологии, при ном опенка качества подготовки осуществлена аналогично оценке разработок реальной дизайн-практики.

Задачи исследования:

- щучить состояние проблемы исследования в педагогической науке и практике:

- проана.ти шровагь содержание профессиональной деятельности дизайнера в современных условиях и обосновать необходимость применения информационных технологий в днзлйн-дея i ел ыюс гп;

- установить coo i ве то вис информационно-'iехнологической под-10ЮВКИ дизайнера pei ламен тируемой временным государственным образовательным стандартом специальности 0514-"Дпзайн" требованиям современного производства:

- разработать содержание информационно-гехноло1 ической подготовки дизайнера и обосновать эффективную модель его реализации в рамках национально-регионального компонента временного образовательного стандарта специальности 05 14-"Дпзайн":

- определить дидактические условия реализации содержания информационно- технологической подготовки дизайнера, включающие систем) оценки качества подготовки:

- экспериментально проверить выдвигаемые положения.

Теоретической и методологической основой данного исследования являются работы Беляевой А.П. Беспалько В.П. Воронова Н.О. 'Зеера Э.Ф. Климова Е.А. Краузе К. Кузнецова А.А. Леднева B.C. Лейбовича А.Н. Леонтьева А.Н. Назарова Ю.В. Паронджанова В.Д. Разумовского В.Г. Роберт II.В. Рыжакова М.В. Сидоренко В.Ф. Талызиной Н.Ф. Тхагапсоева Х.Г. Хан-Магомедовой В. Шумилина А.Т. и др.

Методы исследования: теоретический анализ, анализ пракiического опыта, анкетирование, интервьюирование, педагогический эксперимент, экспертная оттенка результата, статистические методы.

Научная повита и теоретическая значимость исследования заключается в том. что впервые в профессиональном образовании:

- обоснована необходимоеiь информационно - технологической подготовки по специальности 0514-"Дизайн" как условие успешности профессиональной лея тельное in и одного in главных компонентов профессиональной подго товкп дп ишнера:

- определены и реализованы дидактические условия разрабо1кп в рамках национально-регионального компонента образовател ыкм о стандарт специальности 0514-"Дпзайн" содержания и структуры информационно-технологической подготовки дизайнера:

- проанализирован, обоснован и экспериментально апробирован минимум содержания подготовки дизайнера в области компьютерной графики для включения в государственный образовательный стандарт специальности 0514- "Дизайн".

Практическая значимость исследования заключается в:

- разработке содержания информационно-технологической подготовки по специальности 0514-"Дизайн". рекомендаций по его реализации. системы оценки качества подготовки:

- внедрении в учебный процесс Нальчикского колледжа дизайна учебно-программной документации дисциплин "Основы компьютерной! графики" и "Компьютерная графика", разработанной в ходе исследования:

- возможности использования результатов исследования в системе неренодгогонки кадров и дополнительного образования, в системе начального профессионального образования при подготовке специалистов для полиграфической и легкой! промышленноегп. в системе среднего профессионального образования при подготовке специалистов труни "Технология товаров широкого потребления". "Сервис". "Информатика и вычисли тельная техника". "Кулыура и искусство". "Образование", а также в системе высшего профессионального образования при подготовке дизайнеров и дизайнеров-педагогов:

- выявленные в ходе исследования требования к информационно-технологической подготовке дизайнера и основные компоненты содержания образования исполыуюгся в процессе совершенствования обра-зова тельного с гандар i а специальное ти 0514-"Дпзайн".

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Соловьева, Вера Викторовна

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Основным компонентом содержания информационно-технологической подготовки дизайнера являются технологии компьютерной графики, содержание подготовки по которым обеспечивает:

- знания об аппаратном и программном обеспечении дизайн-деятельности;

- знания о способах представления и хранения графической информации;

- знания об эффективных методах решения задач проектирования средствами компьютерной графики;

- умения применять различные технологии компьютерной графики в процессе проектирования, обеспечивая оптимальность и эффективность работы.

2. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера, представленное курсами "Основы компьютерной графики" и "Компьютерная графика" доступно для освоения учащимися, проходящими обучение по специальности 0514-"Дизайн".

3. В процессе освоения информационных технологий дизайна следует использовать программные продукты, применяемые профессионалами-дизайнерами в регионе реализации учебной программы.

4. Система оценки качества подготовки дизайнера в области информационных технологий строится аналогично оценке реальных проектов дизайн-деятельности из двух составляющих: художественной (эстетической) и технической (технологической).

5. Компьютерные технологии следует использовать при решении задач учебного проектирования по общепрофессиональным и специальным дисциплинам как инструмент дизайн-деятельности и как средство повышающее мотивацию обучения.

6. Владение компьютерными технологиями дизайн-деятельности повышает качество профессиональной подготовки, что находит выражение в повышении идейного содержания и уровня исполнения учебных проектов, а также в росте конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возрастающий динамизм жизни современного общества и обусловленное им развитие проектных методов во всех областях деятельности при одновременном повышении роли вещевого окружения человека и росте потребительской культуры, вызывают необходимость подготовки специалистов-дизайнеров, проектирующих и преобразующих предметный мир, воздействующих через предметы потребления на человека и общество в ключе запросов времени.

В нашей стране подготовка дизайнеров до сих пор велась в ограниченных масштабах, преимущественно в художественных образовательных учреждениях, что наложило на эту специальность отпечаток скорее художественно-прикладного и декоративного рода занятий. В итоге образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0514-«Дизайн», как показали наши исследования, имеет ряд серьезных недостатков в плане структуры и содержания, практически не содержит требований к естественно-научной и информационной-технологической подготовке специалиста, не отвечает ряду квалификационных требований, выдвигаемых работодателями в сфере дизайна. Другими словами, подготовка, определяемая существующим в настоящее время стандартом, не обеспечивает образования, соответствующего современным требованиям, поскольку именно специалисту-дизайнеру со средним образованием приходится иметь дело с исполнительскими технологиями, которые в любом регионе современного российского общества становятся технически насыщенными, компьютеризированными, выдвигая проблему такого аспекта подготовки как информационно-технологическая.

Применительно к дизайну, как одной из динамично развивающихся отраслей деятельности, отражение на уровне федерального компонента стандарта среднего профессионального образования требований к информационно-технологической подготовке представляется необходимым. Для решения этой задачи необходимо сформулировать обоснованные минимальные требования к информационно-технологической подготовке дизайнера, на основе которой может быть определено ее содержание и структура. Важным представляется также определение механизмов реализации и технического обеспечения информационно-технологической подготовки кадров.

Результаты диссертационного исследования позволяют делать следующие выводы:

1. Компьютерные технологии в дизайн деятельности в современных условиях являются одним из основных средств проектирования и реализации разработок. Владение компьютерными технологиями дизайна выступает необходимым условием успешной профессиональной деятельности дизайнера. Информационно-технологическая подготовка может рассматриваться как один из главных компонентов профессионального образования дизайнера.

2. Проведенный анализ содержания профессиональной подготовки дизайнеров в развитых европейских странах, а также особенностей производства, свидетельствуют о несоответствии временного государственного образовательного стандарта специальности 0514-"Дизайн*" существующим в обществе требованиям культуры, экономики, производства в силу отсутствия в нем одной из важнейших составляющих готовности специалиста к профессиональной деятельности - информационно-технологической подготовки.

3. Основным компонентом содержания информационно-технологической подготовки дизайнера являются технологии компьютерной графики, содержание подготовки по которым обеспечивает:

- знания об аппаратном и программном обеспечении дизайн-деятельности;

- знания о способах представления и хранения графической информации;

- знания об эффективных методах решения задач проектирования средствами компьютерной графики;

- умения применять различные технологии компьютерной графики в процессе проектирования, обеспечивая оптимальность и эффективность работы.

4. Дидактическими условиями реализации содержания информационно-технологической подготовки дизайнера являются:

- завершенность базовой подготовки в области традиционных технологий;

- учебно-исследовательская поддержка процесса информационно-технологической подготовки дизайнера;

- оптимальное сочетание методов и форм обучения;

- опережающее использование профессионально-значимого программного обеспечения;

- применение учебного проектирования соответствующего задачам профессиональной дизайн-деятельности;

- оценке подлежат художественная (эстетическая) и техническая (технологическая) сторона разработки.

5. Содержание информационно-технологической подготовки дизайнера определяется на основе требований работодателей конкретного региона и прогнозируемой динамики их изменения в рамках национально-регионального компонента стандарта.

6. Система оценки качества подготовки дизайнера в области информационных технологий строится аналогично оценке реальных проектов дизайн-деятельности из двух составляющих: художественной (эстетической) и технической (технологической).

7. Применение компьютерных технологий в сочетании с традиционными, позволяет интенсифицировать образовательный процесс и повысить качество подготовки студентов через усиление мотивации обучения. Повышение качества подготовки находит выражение в улучшении идейного содержания и качества исполнения учебных проектов.

8. На основе анализа результатов эксперимента по определению эффективности, разработанного в ходе исследования содержания информационно-технологической подготовки, были сформулированы следующие рекомендации по реализации подготовки студентов в области компьютерной графики и ее применению в ходе обучения:

- компьютерные технологии изучаются только после овладения на базовом уровне традиционными технологиями (рисунок, живопись и т.д.);

- практические задания при освоении компьютерных технологий должны соответствовать реальным задачам, возникающим в дизайн-проектировании;

- следует использовать информационные технологии при выполнении учебных проектов по дисциплинам общепрофессиональной и специальной подготовки;

- целесообразно использовать в процессе освоения информационных технологий дизайна программные продукты, применяемые профессионалами. При подборе программных средств следует исходить из их распространенности в регионе и эффективности работы на имеющемся оборудовании, целесообразности применения для решения задач дизайн-проектирования;

- 130- при оценивании результатов освоения информационных (компьютерных) технологий дизайна, необходимо оценивать не только технологическую сторону реализации проекта, но и художественную.

В диссертационном исследовании были затронуты основные проблемы информационно-технологической подготовки дизайнера. Важным в настоящий момент представляется доработка временного стандарта специальности 0514-«Дизайн» с целью приведения регламентируемых требований к подготовке дизайнера в соответствие с потребностями общества. В настоящем исследовании сделана попытка обоснования содержания информационно-технологической подготовки по специальности 0514-«Дизайн». Обоснования требуют также другие разделы стандарта рассматриваемой специальности, не в полной мере соответствующие реальным потребностям производства. Проведенное в настоящей работе исследование может быть продолжено в направлении обоснования информационно-технологической подготовки дизайнеров различных специализаций, изучения особенностей использования и механизмов воздействия информационных технологий на художественное творчество вообще.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Соловьева, Вера Викторовна, 1999 год

1. Алешин С. АсгоЬаШческие этюды //КомпьюАрт, 1997, №11, -С.65.

2. Алешин С. Инструмент художника Painter 4.0. //Компьютер пресс, №11, 1996, -С.192-193.

3. Алиджанов Э. Разработка регионального компонента образовательного стандарта как фактор развития системы образования Оренбургской области //The standards in education: problems and perspectives (SE-97), -C.57-59.

4. Аналитические материалы Министерства экономики КБР, -Нальчик, 1995, -48с.

5. Арнхейм Р., Искусство и визуальное восприятие., -М., 1974, -260 с.

6. Аронов В.Г. Традиции дизайнерского образования в Великобритании //Труды ВНИИТЭ, вып.50, -М., -1989, -С.13-27.

7. Асмолов А.Г. Психология личности, -М., 1990, -367 с.

8. Батышев С .Я. Блочно-модульное обучение. -М.5 1997, -258.

9. Батышев С .Я. Профессиональная педагогика. -М., 1997, -512.

10. Башарин В.Ф. Понятие "Образовательный стандарт" средней профессиональной школы //Специалист, 1997, №12, -С.27-30.

11. И. Безработица в КБР: Статистический ежегодник/ Министерство труда и занятости КБР, -Нальчик, 1995, -48с.

12. Беляева А.П. Перспективы развития профессиональной школы.//Педагогика, №4, 1994, -С.26-29.

13. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем, -Воронеж. 1977, -304 с.

14. Беспалько В.П. Проблема образовательных стандартов в США и России, //Педагогика, №1, 1995, -С.89-94.

15. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия //Педагогика. №5, 1993, -С. 16-25.-13216. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы. -М., 1982. -152 с.

16. Болотов В.А. Программы разные стандарт общий //Информатика и образование, 1993, №5, -С.3-6.

17. Быков З.Н. Возрождение Московского высшего художественно-промышленного училища (б.Строгановское) //Техническая эстетика, №5, 1985, -С.6-9.

18. Ван Дам А. Машинная графика. //Сб. Современный компьютер, -М., 1986, -С.108-127.

19. Воронов Н. О сегодняшнем понимании дизайна (запоздалое предисловие). //Дизайн. Сборник научных трудов. Вып.4, -М., 1996, -142 с.

20. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход. //Педагогика, №4, 1995. -С.105-110.

21. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования //Вестник образования, 1995, №2. -С.16-28.

22. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0514-"Дизайн'5. -М., 1997, -14 с.

23. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 052400-" Дизайн"-М. 1997, -16 с.

24. Денисова АЛ. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий/Автореферат диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, ™М., 1994. -32 с.

25. Детство остров в океане. //Компьюарт, №8, 1998. -С.90.

26. Джосс М. Цифровое искусство в Смитсоновском институте. //Компьюарт, №2, 1998. -С.74-76

27. Дизайн и эстетическое воспитание // Техническая эстетика, 1986, №4, -С.16-18.

28. Другие берега . //Компьюарт, №8, 1998. -С28-38.

29. Дизайн США, -Манила, 1989, -64 с.

30. Ерецкий М.И., Полисар Э.П. Разработка и применение тестов успешности усвоения. Пособие для самостоятельной подготовки методистов и преподавателей профессиональных учебных заведений, -М., 1996, -160 с.

31. Ефремова Н., Татарников О., Компьютерная графика и системы нелинейного монтажа. //Компьютер пресс №2, 1995, -С.61-67.

32. Закон Российской Федерации "Об образовании" 12.07.95. 05.01.96 //Вестник образования, №7, 1996, -С.3-56 (13.01.96 №12-ФЗ).

33. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", -М, 1996, -60 с.

34. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования в ФРГ//Педагогика, №4, 1993, -С. 106-110.

35. Зыбайлов JI.K. Software и художник: феномен взаимодействия //КомпьюАрт, 1997, №11, -С.89-90.

36. Иванов А. Я б в дизайнеры пошел . //Компьюарт, №8, 1998. -С.26-27.

37. Ильдарханова Ф. Регионализация образования: проблемы и перспективы //The standards in education: problems and perspectives (SE-97), -С. 115-116.

38. Ильин Г.Л. В зеркале собственной истории //Высшее образование в России, 1997, №1.

39. Интервью с Каем Краузе. //Компьютер пресс №2. 1997,-С.24-28.

40. Искусство и новые технологии. (Из интервью художника Питера Вайбеля). // Декоративное искусство диалог истории и культуры, №1, 1996, -С.15-16.

41. Кабакович Г. Основой развития образования должно стать качество подготовки специалистов //The standards in education: problems and perspectives (SE-97), -C.117-118.

42. Калицкий Э., Олекс О. Стандарт как инструментарий обеспечения качества системы профессионального образования открытого типа //The standards in education: problems and perspectives (SE-97), -C.123-125.

43. Кальней B.A. Шито в C.E. Мониторинг качества образования, -Москва-Вологда, -1998, -203 с.

44. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996 -510 с.

45. Козлова Н. Среда человеческого существования в эпоху постмодерна. //Высшее образование в России, №4, 1997, -С. 110-119.

46. Компьютер обретает разум: Пер. с англ ./Под ред. В.Л.Стефаню-ка, -М., 1990, -с 120.

47. Компьютерный художник Ханна Гал. //Компьюарт, №5, 1998. -С.86-87.-13550. Компьютерный художник Хемали Модха //КомпьюАрт, 1997, №11, -С.58-59.

48. Компьютерный художник Оуэн Дэвис. //Компьюарт, №3, 1998. -С.82-83.

49. Конституция РФ, -М., 1996.

50. Концепция информатизации образования. // Информатика и образование, 1988, № 6, -С.3-31.

51. Концепция федеральных компонентов государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. // The standards in education: problems and perspectives (SE-97), -C.l 16-133.

52. Криулина А.А. Профессиональная культура и система психологической подготовки учителя. Макроэргономический подхода/Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. -М., 1996, -60 с.

53. Кузнецов А.А. О разработке стандарта школьного образования по информатике //Информатика и образование, 1995, №1, -С.5-12.

54. Кузнецов А.А., Захарова Т.Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике //Информатика и образование,1997, №7, -С.9-12.

55. Курбаков К. Образовательный стандарт необходимое условие для реализации опережающей технологии обучения. //Proceedings The II-nd International Conference: The standards in education: problems and persprctives, -M, 1997, -C.l45-148.

56. Лазарев E.H. Дизайн машин., -M., 1988, 248 с.

57. Лев Степанов ~ компьютерный художник. //Компьюарт, №6,1998. -С.82-83.

58. Левин С. Технология "делания". // Декоративное искусство -диалог истории и культуры, №1, 1996, -С.27.

59. Леднев B.C. Стандарты общего образования в Российской Федерации: от идеи к реализации //Proceedings The II-nd International Conference: The standards in education: problems and persprctives, -M, 1997, -C.150-151.

60. Лейбович A.H. Содержание профессионально-технического обучения: вопросы структуры. //Педагогика, №2, 1989, -С.97-102.

61. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования, -М., 1996., -228 с.

62. Ленинградская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им.В.И.Мухиной// Методические материалы ВНИИТЭ, -М., 1990, -100 с.

63. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, -М., 1975, -304с.

64. Луций С., Петров М., Попов С. Работа в Photoshop версии 3.x на примерах, -М., 1996, -431 с.

65. Мещеряков А.Ф., Графические системы в школе. //Информатика и образование №2, 1997, -С.41-44.

66. Михайлов С. Дизайн городской среды феномен современной проектно-художественной культуры. //Дизайн. Сборник научных трудов. Вып.4, -М., 1996, -142 с.

67. Московская школа дизайна. Опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б.Строгановском)// Методические материалы ВНИИТЭ, -М.? 1991, -180 с.

68. Мурахвери В. Компьютерный художник Владимир Станков //КомпьюАрт, 1997, №11, -С.60-64.

69. Назаров Ю.В. Компьютерные маевки.// Декоративное искусство диалог истории и культуры, №1, 1996, -С.26.

70. Назаров Ю.В. Понятие "форма" в философии, искуствознании, дизайне. //Дизайн. Сборник научных трудов. Вып.4, М., 1996, -С. 13-26.

71. Наумченко И.Л. Стандартизация образования процесс творческий // Педагогика, 1997 г., №2, -С.30-33.

72. Некоторые статистические показатели социально-экономического положения в КБР: Статистический ежегодник/ Госкомстат КБР, Нальчик,1996, -32 с.

73. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. -М., 1995, -576 с.

74. Николь Н., Альбрехт Р. Графический редактор CorelDraw 4.0., -М., 1994, 168с.

75. Образовательные стандарты и контроль качества образования. Вологда, 1996. - 100 с.

76. Очерки о школе дизайна //Техническая эстетика, №12, 1987, -С.1-12.

77. Паронджанов В. Д. Возможна ли новая революция в образов-нии?. //Высшее образование в России, 1997, №2, -С.9-18.

78. Паронджанов В.Д. Каким будет школьный алгоритмический язык XXI века //Информатика и образование, 1994, №3, -С.77-91.

79. Петровский А.В. Общая психология., -М„ 1986, -464 с.

80. Петрова Н. Передвижники и малые голандцы возвращаются, или студия «Биос» как природный художественный эксперимент. //Компьюарт, №12, 1997. -С.81-85.

81. Платонова Н. Черемных Г., Начала компьютерной графики: работа с инструментами и цветом. //Компьютер пресс №2, 1995. -С.121-123.

82. Программа курса "Общая информатика" /Учебные программы Нальчикского колледжа дизайна, -Нальчик, -1994, -8с.

83. Проект и программа деятельности Нальчикского колледжа дизайна как экспериментальной педагогической площадки Министерства Образования РФ. /под ред. Горшокова A.M., -Нальчик 1993, 42с.

84. Проект Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика». If Информатика и образование, 1997, №1.

85. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры //Техническая эстетика, 1989, №11, -С. 16-19.

86. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. -М., 1994, -205 с.

87. Роберт И.В. Учебный курс "Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании" // Информатика и образование, 1997, №8, -С.77-80.

88. Роджерс Д. Алгоритмические основы машинной графики, -М., 1989. -503 с.

89. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне., -М.,1974, -120 с.

90. Розин В.М. От традиционной парадигмы образования к новой // Техническая эстетика, 1990, №6, -С.63.

91. Рыжаков М.В. Государственный образовательный стандарт основного общего образования и проблемы учебного книгоиздания. //Proceedings The II-nd International Conference: The standards in education: problems and persprctives, -M, 1997, -C. 180-184.

92. Рыжаков М.В. Стандарты образования и современная российская школа //Народное образование, №№8,9, 1995, -С.8-12.

93. Рыжаков М.В. Федеральные образовательные стандарты в контексте демократических преобразований в России. //Proceedings The International Conference: The standards in education: problems and persprctives, -M, 1995, -C.224-233.

94. Сидоренко В.Ф., Серов С.И. Попадание в стиль //Техническая эстетика, №3, 1989, -С. 15-17.

95. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность. //Педагогика, №4, 1994, -С.30-34.

96. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ. -М., 1987, -272 с,

97. Соловьева В.В., Тхагапсоев Х.Г., Черенков П.С. Деятельность дизайнера в современных условиях, -Нальчик, 1997, -32 с.

98. Соловьева В.В., Черенков П.С. Аппаратное и программное обеспечение настольных издательских систем. -Нальчик, 1996, -24 с.

99. Соловьева В.В., Черенков П.С. Графический редактор PAINTBRUSH. Краткое руководство и лабораторные работы, -Нальчик, 1996, -20 с.

100. Соловьева В.В., Черенков П.С. Настольные издательские системы и дизайн публикаций, -Нальчик, 1995, -19 с.-140108. Соловьева В.В.Компьютерная графика для художников и дизайнеров. Первое знакомство, -Нальчик, 1997, -19 с.

101. Степанов Г.П. Школа ленинградского дизайна //Техническая эстетика, №5, 1985, -С. 10-13.

102. Стрюков Г.А. Стандартизация уровня подготовки и оценивание знаний учащихся //Педагогика, №6, 1995, -С. 12-17.

103. Тарасенко В.В. Самоорганизация фрактального способа освоения коммуникаций сложного мира и образование.//Синергетичес-кий подход в образовании, -СПб., 1996 -С.

104. Татарников О. Компьютерная графика в России. Пять студенческих лет. //Компьютер пресс №2, 1997, -С.20.

105. Татарников О. Синтетическая реальность. Десять лет компьютерной графики на PC, // Компьютер пресс №2, 1997, -С.7.

106. Творчество вне рамок компьютерных программ.// Декоративное искусство диалог истории и культуры, №1, 1996, -С.30.

107. Тхагапсоев Х.Г, Горшоков A.M. Колледж дизайна, Нальчик, 1995, -30 с.

108. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. -Нальчик, 1997, -40 с.

109. Тхагапсоев Х.Г. Образование: канун новой парадигмы, -М., 1997, -99 с.

110. Тхагапсоев Х.Г. Философия образования: проективно-эсте-тическая парадигма. Нальчик, 1996, -50 с.

111. Уваров А.Ю. Новые информационные технологии и реформа образования //Информатика и образование, 1994, №3, -С.3-14.

112. Уральская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в Свердловском архитектурном институте II Методические материалы ВНИИТЭ, -М., 1991, -116 с.

113. Уровень жизни населения КБР: Статистический ежегодник/ Госкомстат КБР, Нальчик, 1995, -48 с.

114. Хамдохова Ж.М. Динамика образа жизни и взаимодействие соседствующих культур (на материалах по Кабардино-Балкарии), -Нальчик, 1997, -11 с.

115. Хан-Магомедова В. Виртуальное искусство самая перспективная модель будущего. // Декоративное искусство - диалог истории и культуры, №1, 1996, -С.16-18.

116. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПИ // Методические материалы ВНИИТЭ, -М., 1992, -116 с.

117. Холмянский JI.M., Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся., М., 1985, -264 с.

118. Цифровые художники Манчестера. //Компьюарт, №2, 1998. -С.66-68.

119. Шилов В. Компьютинг в стандартах высшего профессионального образования. //Proceedings The II-nd International Conference: The standards in education: problems and persprctives, -M, 1997, -C.218-219.

120. Шишов C.E. Методология и технология разработки государственных образовательных стандартов общего среднего образования // Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук, М., 1997, -200 с.

121. Шумилин А.Т. Проблемы творчества, -М., 1989, -143 с.-142131. Эмметт А. Путешествие живописцев в трехмерное пространство. //Компьюарт, №10, 1997. -С.58-65.

122. Lightwave 3D, //Компьютер пресс №2. 1997, -С.34-37.

123. Schriver К. Dynamics in document design, -USA, 1997. 560 с.

124. Digital typography. Sourcebook, -USA, 1997. 540 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.