Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров: На материалах среднего профессионального образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гребенников, Константин Александрович

  • Гребенников, Константин Александрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 192
Гребенников, Константин Александрович. Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров: На материалах среднего профессионального образования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Воронеж. 2002. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гребенников, Константин Александрович

Введение.

Глава 1. Проблемы профессиональной подготовки специалистов в области дизайна в концепции новых информационных технологий.

1.1. Становление современного дизайна в новой парадигме образования.

1.2. Анализ концептуальных подходов к использованию компьютерных технологий в условиях современного дизайн-образования.

Глава 2. Педагогическая модель комплексного интегративного использования компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров.

2.1. Проектирование педагогической модели применения компьютерной графики в условиях обучающих технологий профессиональной подготовки дизайнеров в средних профессиональных учебных заведениях.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации инструментально-алгоритмических педагогических способов и средств компьютерной графики в интеграции дисциплин общепрофессионального цикла специальности «Дизайн».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Компьютерная графика как средство профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров: На материалах среднего профессионального образования»

В настоящее время наблюдается активный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Информатизация общества, с одной стороны, позволяет удовлетворить информационные потребности отдельной личности, а с другой, -означает, что вновь созданная информация становится достоянием всего человечества, способствует демократизации общественной жизни, созданию «открытого общества», фундаментальным ресурсом человеческой деятельности, главной ценностью социума.

Информатизация современного общества привела к изменению характера профессиональной деятельности на основе внедрения в нее новых информационных технологий (НИТ), в связи с этим изменился подход к подготовке специалиста в разных сферах профессиональной деятельности. Следует отметить, что в последнее время наблюдаются определенные преобразования и в сфере художественно-проектной деятельности (дизайна), связанные как с активной интеграцией НИТ в сложившуюся структуру профессиональной деятельности дизайнера, так и с появлением новых видов дизайна, обусловленных современным уровнем развития НИТ, таких, как дизайн интерфейса, web-дизайн и др. Изменения в структуре профессиональной деятельности дизайнеров соответственно влекут за собой определенные новые требования к системе профессионального образования в области дизайна.

Между тем, результаты анализа состояния дизайн-образования, проведенного нами, показывают, что положение дел в системе образования в области художественно-проектного творчества (дизайна) сегодня далеко от совершенства. С одной стороны, программы подготовки специалистов в традиционных дизайнерских вузах и в системе среднего профессионального образования ориентированы на сложившиеся стереотипы практической деятельности. С другой стороны, появляющиеся и действующие на рынке дизайнерских услуг организации испытывают острую потребность в квалифицированных кадрах. Поэтому в настоящий момент чрезвычайно актуальны поиски инновационных путей эффективного решения этих проблем. Все более активное проникновение в сферу дизайна новых информационных технологий, появление новых отраслей дизайна требует пересмотра состояния дизайн-образования. Особенно остро встает вопрос поиска новых концептуальных подходов к использованию НИТ в дизайн-образовании, создания соответствующих требованиям нашего времени технологий преподавания учебных дисциплин, новых методов, приемов и форм обучения. В этих условиях перед средним профессиональным образованием по специальности «Дизайн» остро стоит задача подготовки специалистов к профессиональной деятельности с использованием НИТ.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, проведенный исследователями, показывает возможности использования НИТ в профессиональном образовании при соблюдении следующих условий: гуманизация общего профессионального образования и воспитания; создание новых адекватных технологий обучения для развития интеллектуальных и творческих способностей студентов и творческого труда преподавателей; пересмотр содержания учебных дисциплин профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники в их предметной области (Р.Ф. Абдеев, О. И. Агапова, А. В. Боресков, М.Ю. Бухаркина, B.C. Гершун-ский, В.В. Годин, J1. Г. Головко, Л.А. Залогова, А.И. Каптерев, А.Ю. Кравцова, Н.В. Макарова, Е.И. Машбиц, А.В. Могилев, Н. Петрова, Е.С. Полат и др.)

Проведенный нами теоретический и практический анализ позволил выделить следующие противоречия:

- между высокими требованиями, предъявляемыми к профессиональным качествам дизайнера и уровнем современного дизайн-образования в системе новых информационных технологий;

- между возросшей социальной потребностью в специалистах-дизайнерах с высоким уровнем профессионализма, способных работать в условиях НИТ, и отсутствием адекватных средств, методов и форм обучения, при помощи которых осуществляется их профессиональная подготовка;

- между все активнее внедряющимися в жизнь человека технологиями компьютерной графики и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ использования их в процессе профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров.

Решение перечисленных выше противоречий невозможно без использования новых информационных технологий в образовании, среди которых в настоящее время ведущую роль занимает компьютерная графика. Внедрение компьютерной графики в профессиональное образование обусловлено, с одной стороны, потребностями в специалистах, способных работать в условиях информатизации общества, с другой стороны, внедрением информационных технологий в образование в целом.

Общая проблема исследования состоит в необходимости разработки педагогических условий для использования новых информационных технологий в сфере современного дизайн-образования.

Цель исследования - выявить, обосновать и проверить педагогические и технологические подходы к использованию компьютерной графики в процессе преподавания дисциплин общепрофессионального цикла среднего профессионального образования по специальности «Дизайн» (0514).

Объект исследования - профессиональная подготовка специалистов-дизайнеров в условиях новых информационных технологий с использованием средств компьютерной графики.

Предмет исследования - процесс использования компьютерной графики при подготовке специалистов-дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Задачи исследования: проанализировать теоретическое состояние проблемы и обосновать методологические подходы к становлению современного дизайна и технологическую основу процесса применения новых информационных технологий в дизайн-образовании; разработать педагогическую модель применения компьютерной графики в системе интеграции дисциплин общего профессионального цикла по подготовке специалистов-дизайнеров на основе Государственного образовательного стандарта специальности «Дизайн» (0514) и обосновать условия ее реализации; определить и экспериментально апробировать инструментально-алгоритмические способы применения компьютерной графики при подготовке специалистов-дизайнеров (на примере преподавания дисциплин «Рисунок», «Живопись», «Композиция»).

Гипотеза исследования: уровень качества знаний студентов в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров при использовании компьютерной графики в системе новых информационных технологий повысится, если будут выполнены следующие условия:

- будут разработаны технологические подходы к использованию современных педагогических технологий компьютерной графики в профессиональной подготовке дизайнеров и обеспечена их реализация в учебном процессе учреждений среднего профессионального образования;

- при введении в учебный процесс компьютерной графики на основе интеграции дисциплин общепрофессионального цикла будут разработаны и научно обоснованы цели, структура и содержание профессиональной подготовки дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования;

- будет разработана и реализована модель обучения, которая обеспечит активное включение студентов в процесс усвоения компьютерной графики в интеграции дисциплин общепрофессионального цикла по специальности.

Методологическую основу исследования составляют:

- культурологические и психолого-педагогические модели системно-технологического обеспечения процессов внедрения новых информационных технологий в систему современного образования (B.C. Лобанов, Е.С. Полат, А.И. Федоров и др.);

- целостный системно-деятельностный подход к типологизации видов и областей дизайна в логике технологического развития постиндустриальной эпохи в структуре социальной деятельности человека (О.И. Генисаретский, Е.В. Жердев, К.А. Кондратьева, В. Ф. Сидоренко, Г.П. Щедровицкий и др.);

- историко-технологический подход к изучению основных исторических этапов формообразования в развитии дизайн-образования и изучение научно-методических подходов к комплексному применению компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров (Н.В. Воронов, К. Кантор, Л.Б. Переверзев, Н. П. Петрова, В.И. Пузанов, В. Ф. Сидоренко, Х.Г. Тхагапсоев и др.);

- педагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (И.А. Зимняя, Е.А. Климов, Н.Ф. Маслова, В.А. Сласте-нин, Е.П. Белозерцев, Э.В. Паничева, В.П. Кузовлев, А.А. Деркач, Н.К. Шабанов, Е.Н. Шиянов, В.Е. Медведев и другие);

- идеи акмеолого-развивающих технологий в условиях профессиональной подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования (В.И. Боголюбов, А.А. Деркач, В .Я. Ляудис, В.П. Беспалько, В.М. Жураковский, П.Ф. Анисимов, Н.В. Кузьмина и другие)

В процессе исследования применен комплекс методов: теоретический анализ культурологической, искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме использования компьютерных технологий в учебном процессе; изучение директивных документов Министерства образования РФ по активизации использования информационных технологий в образовательных учреждениях разного типа и уровня и анализ программ Государственного стандарта высшего и среднего профессионального образования (ГОС) по специальности «Дизайн» (0514); изучение материалов всемирной сети Интернет по проблеме новых информационных технологий в жизни человека, профессиональной деятельности и образовании; анализ программных продуктов компьютерной графики, применяемых в профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров; методы педагогического моделирования образовательных программ общего профессионального и специального циклов подготовки специалистов-дизайнеров; метод педагогического эксперимента; диагностические методы: включенное наблюдение, опросы в форме анкетирования, тестирование, анализ результатов творческой деятельности студентов при изучении компьютерной графики; статистико-математические методы (при обработке эмпирических данных).

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись учреждения среднего профессионального образования: НОУ социально-педагогический колледж при ВГПУ и Алексеевский педагогический колледж (г. Алексеевка, Белгородской области) с 1997 по 2002 год. На различных этапах опытно-экспериментальной работы было охвачено около 400 студентов всех курсов. Исследование выполнялось в контексте идей и положений «Концепции развития социально-педагогического колледжа» и лаборатории по непрерывному образованию и апробации технологий обучения и воспитания при кафедре педагогики художественного и дошкольного образования ВГПУ.

Исследование проводилось с 1997 года по 2002 год и включало 3 этапа:

- на первом, теоретико-поисковом этапе (1997-1999 гг.), осуществлялся анализ состояния и степень теоретической разработки проблемы, определялась гипотеза, методология исследования, цели и задачи исследования при подготовке выпускной квалификационной работы на звание бакалавра образования «Компьютерная графика в живописи» (1998 г.); при подготовке и защите дипломного проекта по проблеме использования компьютерной графики в декоративно-прикладном искусстве (1999 г.) По результатам дипломной работы были разработаны методические рекомендации по использованию компьютерной графики в живописи и декоративно-прикладном искусстве для специализированных классов и средних профессиональных учебных заведений (социально-педагогический колледж и Алексеевский педагогический колледж); - на втором, опытно-экспериментальном этапе {1999-2001 гг.), уточня-г лись теоретические позиции по материалам исследования, разрабатывалась педагогическая модель использования компьютерной графики в интеграции дисциплин общепрофессионального блока - «Рисунок», «Живопись», «Композиция» по подготовке специалистов-дизайнеров на основе ГОС по специальности «Дизайн» (0514), разрабатывалась и реализовывалась программа исследования и инструментально-алгоритмические способы применения ^ компьютерной графики в процессе опытно-экспериментальной работы в подготовке специалистов-дизайнеров;

- на третьем, обобщающем этапе (2001-2002 гг.), проверялись инструментально-алгоритмические педагогические способы применения компьютерной графики в системе новых информационных технологий в процессе профессиональной подготовки специалистов; осуществлялись обобщение и систематизация полученных результатов, проверка и внедрение результатов V эксперимента в практику учебных заведений среднего профессионального образования города Воронежа и Белгородской области.

Степень новизны и теоретическая значимость исследования:

- проведен анализ современного состояния проблемы дизайн-образования в зарубежной и отечественной культурологической, искусствоу, ведческой и педагогической литературе;

- уточнено и конкретизировано понятие «дизайн» в новой парадигме образования и информационных технологий;

- выявлены особенности использования компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров;

- разработана и экспериментально реализована педагогическая модель использования компьютерной графики на основе интеграции дисциплин общепрофессионального блока при подготовке специалистов-дизайнеров на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности «Дизайн» (0514);

- разработаны и экспериментально проверены на практике в учреждениях среднего профессионального образования инструментально-алгоритмические способы применения компьютерной графики в системе новых информационных технологий.

Практическая значимость исследования:

- разработаны образовательные программы по предмету «Компьютерная графика» для использования в учебном процессе подготовки специалистов-дизайнеров, являющиеся доступными для внедрения в учреждения среднего профессионального образования;

- внедрены в практику технологические карты, раскрывающие инструментально-алгоритмические способы включения компьютерной графики в профессиональную подготовку специалистов-дизайнеров на основе интеграции общепрофессионального блока дисциплин;

- обоснованы критерии отбора компьютерных графических редакторов с учетом содержания образовательных программ и квалификационных требований подготовки специалистов.

Достоверность полученных результатов и объективность выводов исследования обеспечиваются методологической основой использования новых информационных технологий в образовательных учреждениях и инструментально-алгоритмических способов применения компьютерной графики в процессе профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров; сравнительно-сопоставительным анализом качественно-количественных данных исследования использования компьютерной графики на основе интеграции дисциплин общепрофессионального блока; личным участием автора в опыт-но-экпериментальной работе в качестве преподавателя компьютерной графики и воспроизводимостью ее результатов в условиях учебного заведения среднего профессионального образования по специальности «Дизайн».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством использования авторских интегрированных программ в образовательном процессе учреждений среднего профессионального образования г. Воронежа и Белгородской области; участия автора в Региональной выставке по методике использования новых информационных технологий в образовательном процессе (г. Воронеж); выступлениях автора на научно-практических конференциях (г. Москва, С.-Петербург, Воронеж); отчетов на кафедре «Дизайн» «Института культуры и искусства» ВГПУ, работы в качестве преподавателя компьютерной графики. Внедрение результатов исследования в учебный процесс колледжа и отделения «Дизайн» «Института культуры и искусства» ВГПУ осуществлено в ВГПУ в 2000-2002 гг. в виде экспериментального курса «Компьютерная графика в системе новых информационных технологий» на основе преемственности программ подготовки специалистов-дизайнеров (колледж - вуз).

На защиту выносятся следующие положения:

- педагогическая модель применения компьютерной графики в образовательном процессе на основе интеграции дисциплин общепрофессионального цикла и ее практическая реализация в средних профессиональных учебных заведениях по специальности «Дизайн»;

- инструментально-алгоритмические способы и средства применения компьютерной графики в процессе профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров в интеграции дисциплин общепрофессионального цикла;

- образовательные программы для использования компьютерной графики в профессиональной подготовке, способствующие интенсификации среднего профессионального образования по специальности «Дизайн» (0514); - педагогические условия использования компьютерной графики, представляющие собой последовательность целевого, содержательного, технологического подходов, обеспечивающих эффективность подготовки специалистов-дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования.

Цель и задачи исследования, а также целесообразность изложения материала определили последовательность их решения и структуру диссертации: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гребенников, Константин Александрович

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что возможно включение компьютерной графики в структуру процесса обучения другим дисциплинам профессионального художественного цикла (эргономика, история искусств, дисциплины специализации и др.) с реализацией соответствующих технологий. При этом мы рекомендуем создавать интегрированные курсы компьютерной графики по следующей схеме:

1) Определение места компьютерной графики в структуре дисциплины в зависимости от иерархии целей и задач изучения данной дисциплины.

2) Выбор локальных целей обучения при использовании компьютерной графики.

3) Разбиение обучения на блоки с учетом локальных целей обучения.

4) Определение содержания курса, форм и методов преподавания.

5) Выбор программных средства на основе разработанных критериев.

6) Разработка соответствующих инструментально-алгоритмических средств и способов.

В процессе педагогических экспериментов и внедрения их результатов в дидактический процесс средних профессиональных учреждений проверена возможность экстраполяции созданных педагогических технологий на иные программные средства. Так, вместо программы векторной графики CorelDraw студенты работали в среде Adobe Illustrator и добивались тождественных результатов в реализации проектной деятельности. Это позволяет делать вывод о правильности подходов к реализации созданной нами модели интегрирования компьютерной графики и инструментально-алгоритмических средств и способов.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы доказывает, что технологическая реализация модели интегрирования компьютерной графики в сферу профессионального образования специалистов-дизайнеров на основе разработанных научно-методических подходов создает реальные условия для успешной профессиональной подготовки специалистов в условиях средних специальных учебных заведений.

Заключение

Проведенный анализ культурологической, искусствоведческой, педагогической литературы по проблеме использования компьютерных технологий в жизни человека, профессиональной деятельности и образовании показал, что период информатизации общества во всех развитых странах закономерно привел к формулированию новых требований, предъявляемых к системе образования и к принципам организации процесса трансляции культурно-исторического опыта в преемственности поколений.

В проведенном исследовании нами выделена проблема подготовки специалистов-дизайнеров средствами компьютерной графики в системе новых информационных технологий. Представленный анализ материалов исследований по проблеме развития дизайна в историко-культурологическом аспекте показал, что дизайн имеет свой собственный предмет и объект, свою структуру и логику, свои методы и механизмы функционирования, что дизайн является самоценностью, которая должна органично дополнить современное образование.

В ходе педагогического анализа возможностей возможностей применения компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров, нами выделены основные теоретические подходы к интеграции НИТ в сферу образования. Первый из них касается возможности интегрального представления содержания предметной среды, которая создается с помощью компьютера и в которой органично соединяются конкретные структуры знаний (гуманитарных и естественнонаучных), полноценно представляющие содержание соответствующих объектов усвоения. Второй подход связан с возникновением наиболее эффективных условий для формирования обобщенных способов учебной деятельности, обусловливающих развитие у студентов полноценных форм рефлексивно-теоретического мышления.

На основе этих подходов в исследовании представлена педагогическая модель интеграции компьютерной графики в сферу профессионального образования специалистов-дизайнеров. Для реализации модели разработаны адекватные ей технологии обучения и педагогические условия использования компьютерной графики, представляющие собой последовательность целевого, содержательного, технологического подходов, обеспечивающих эффективность подготовки специалистов-дизайнеров в учреждениях среднего профессионального образования.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности мы практике подтвердили основные теоретические положения исследования и выявили, что студенты экспериментальной группы, обладающие навыками работы в различных графических пакетах и использующие средства компьютерной графики, обладают более устойчивым ростом профессиональных умений и навыков. Педагогические эксперименты выявили наиболее целесообразные формы обучения интегрированному курсу «Компьютерная графика» в профессиональном образовании специалистов-дизайнеров:

- традиционное обучение целесообразно при изучении базовых основ интегрированных предметов курса общепрофессиональных дисциплин;

- интенсивное обучение актуально при профессионально-ориентированном курсе, предполагающем непосредственное практическое освоение программных продуктов (графических редакторов);

- смешанное обучение наиболее целесообразно при обзорном знакомстве будущих специалистов с различными программными продуктами в рамках интенсивных интегрированных курсов.

С учетом дидактических возможностей и специфики компьютерной графики общие цели профессионального образования специалистов-дизайнеров конкретизируются следующим образом:

- владение компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) графической информации;

- способность к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода в реализации НИТ в образовании;

- владение навыками использования компьютерных систем в дизайн-проектировании, практическими методами и приемами конструктивного моделирования;

- методическую и психологическую готовность к изменению вида и характера профессиональной деятельности и к работе над междисциплинарными проектами.

Инструментально-алгоритмические педагогические технологии применения компьютерной графики включают: цели и содержание интегративного курса компьютерной графики; технолого-педагогические подходы к проектированию курса компьютерной графики в дизайн-образовании; методы и организационные формы обучения; технологические карты; методические пособия для преподавателей. Выбор программных средств компьютерной графики для конкретного курса требует учета общих требований (эргоно-мичность, профессионально-технические качества программ, доступность для данной категории обучаемых и др.) и специальных критериев, касающихся художественных и технических возможностей графических программ.

Преподавание интегрированного курса «Компьютерная графика» на специальности «Дизайн» в условиях учреждений среднего профессионального образования имеет исключительно важное значение. Подготовка специалистов проводится таким образом, чтобы студент мог не только формировать новые идеи и подходы в области дизайна, но и доводить эти замыслы до конечного результата. Учебный курс «Компьютерная графика», в этом контексте, становится логическим продолжением всего теоретического и практического курса общехудожественных дисциплин, связанных с будущей специальностью студентов.

Таким образом, анализ результатов опытно-экспериментальной работы доказывает, что технологическая реализация модели интегрирования компьютерной графики в систему дисциплин общепрофессионального цикла создает реальные условия для успешной профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров в средних специальных учебных заведениях. Нацеленность на фундаментальную проектную подготовку в совокупности с современными методами, приемами и формами обучения дает возможность совершенствовать учебный процесс, не разрушая его структуры.

Результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования в основном подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Дальнейшие научные поиски в изучении нашей проблемы мы видим в углублении и расширении теоретического и практического изучения процесса использования компьютерной графики в профессиональной подготовке специалистов-дизайнеров в контексте среднего профессионального и высшего образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гребенников, Константин Александрович, 2002 год

1. Агапова О. И., Кривошеев А. О., Ушаков А. С. О трех поколениях компьютерных технологий обучения. // Информатика и образование. 1994, №12.-С. 34-40.

2. Александрова Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии. // ИНФО, 1994, № 5. С. 7-19.

3. Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974. - 168 с.

4. Алексеев С.С., Теплов Б.М., Шеварев П.А. Цветоведение для архитекторов. М.: Изд-во ГОНТИ, 1938. - 154 с.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. / Сокр. перевод с английского В.Н. Самохина. Общая ред. и вступ. статья В.П. Шестакова М.: Прогресс, 1974. - 392 с.

6. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Перевод с английского Г.Е. Крейдлера. / Научн. ред. и вступ. статья В.П. Шестакова М.: Прометей, 1994.- 352 с.

7. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М.: Стройиздат, 1982. - 438 с.

8. Безмоздин J1.H. В мире дизайна. / Отв. редактор 3.JI. Подольская. -Ташкент: Фон, 1990. 311 с.

9. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: Перемена, 2000.-461 с.

10. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. — М.: Педагогика, 1989. 207 с.

11. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

12. Беспалько В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М: Изд. института проф.обр. России, 1995. 336 с.

13. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура. М.: Искусство, 1997.225с.

14. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988. - 495 с.

15. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века: Борьба реализма и модернизма. Киев.: Мистецтво, 1986. - 131 с.

16. Боресков А. В., Шикин Е. В. Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения. М.: ДИАЛОГ- МИФИ, 1995.

17. Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн: Альбом М.: Голарт:1. АСТ-ЛТО, 1988.-359 с.

18. Боумен У. Дж. Графическое представление информации. / Перевод с англ. канд. филос. наук A.M. Пошутина М.: Мир, 1971. - 225 с.

19. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. 3-е изд. -М.: Наука, 1990.-272 с.

20. Булин-Соколова Е.И. Новые технологии в столичном образовании // Столичное образование: Россия 2010 Журнал межрегиональной государственности. - М.: 1994, №4. - с.25.

21. Бухаркина М.Ю. Учебные проекты: возможности Интернет. // Сборник докладов научно-практической конференции «Глобальные телекоммуникации в образовании» М., 1996.

22. В. Волков, А.Н. Ефлеев, Н.Г. Шагурина «Англо-русский толковый словарь терминов по компьютерной графике» // Мир ПК, 1994, N4. -С.24-30.

23. Василенко Н.В. Интеграция знаний на основе новых информационных технологий в общеобразовательной школе: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб., 2001 - 17 с.

24. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного• гискусства. СПб.: ЛИТА. 2000. - т.8.- 847 с.

25. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Скульптура. СПб: ЛИТА, 1997.-т. 3.

26. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. - 263 с.

27. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.

28. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.

29. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.1: Русский дизайн. Производственное искусство. Гл. 1 и 2. — М.: Изд-во Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, 1998. 145 с.

30. Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. 4.2: Русский дизайн. Производственное искусство. Гл. 3 и 4. М.: Изд-во Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, 1998. - 145 с.

31. Выготский JI.C. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова -М.: Педагогика-пресс, 1996. 533 с.

32. Выготский JI.C. Психология искусства. — СПб.: Азбука, 2000. 410 с.

33. Генисаретский О.И., Щедровицкий Г.П. Методологическая картина дизайна http://www2.metod.ru/school/materials

34. Гершунский B.C. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы . -М.: Педагогика , 1987, 264 с.

35. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж: ЮНЕСКО, 1986.-240 с.

36. Годин В.В. «Информационные технологии и формирование менеджера 21 века». http://www.osp.ru.

37. Годин В.В. Проблемы и опасности применения компьютерных технологий в образовании. http://www.imis.ru

38. Голицына И.Н., Управление решением учебных творческих задач с помощью ЭВМ: Сб. науч. трудов НИИ ПТП АПН СССР «Вопросыприменения ПЭВМ в профессиональной школе» М.: НИИ ПТП АПН СССР, 1990.-с. 54-60.

39. Головко J1. Г. Компьютерная графика в системе дополнительного образования как начальная профессиональная подготовка. http://ito.edu.ru/2001 /ito

40. Горбунова Е.И. , Шевченко К.К. Отчет «Оценка стратегии стандартизации высшего профессионального образования» М.: ММЭСИ, 2000.

41. Горлицкая С.И. Метод проектов в информатизации образования — обзор и реализация. // Компьютерные инструменты в образовании, 2001, №5. С.-32-35.

42. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Классификатор специального среднего образования // Вестник образования, 1995, №2. С.72-75.

43. Демушкин А. С., Кириллов А. И., Сливина Н. А., Чубров Е. В., Кривошеев А. О., Фомин С. С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование, 1995, N 3. С. 15-22.

44. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М.: Стройиздат, 1964. -194 с.

45. Дизайн // Большая Советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1973. Т.8.

46. Дизайн: очерки теории системного проектирования. / А.П. Волькова, Ю.А. Гробовенко, Е.Н. Лазарев, В.И. Михайленко. Научн. ред. М.С. Когон. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.- 185 с.

47. Доэлл М. Влияние компьютерной анимационной среды на школьное образование // Информатика и образование, 1998, № 5. С.55-62.

48. Дьяконов В. Мультимедиа требования к аппаратуре // Монитор, 1995, №4 - С.96-101.

49. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М.: АУТОПАН, 1993.- 132 с.

50. Зайцев А. Наука о цвете и живопись. — М.: Искусство, 1986. — 159 с.

51. Залогова JI.A. Компьютерная графика в школе // Информатика и образование, 1998, № 5. С.39-43.

52. Залогова JI.A. Форматы графических изображений // Информатика и образование, 1999, № 6. С.76-81.

53. Залогова J1.A. Цвет в компьютерной графике // Информатика и образование, 1999, № 7. С.85-90.

54. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество / Сборник «Будущее искусственного интеллекта». М.: Наука, 1991.- С. 269-289.

55. Ивенс P.M. Введение в теорию цвета. — М.: Сов. Художник, 1964. — 112 с.

56. Информатика 9. Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Макаровой. — СПб: 1999.-304 с.

57. Информатика. / Под ред. Поспелова Д.А. М.: 1989.

58. Информационные и коммуникационные технологии в школе (фрагмент рекомендаций ЮНЕСКО по использованию ИТК в начальном образовании) // Народное образование, 2000, №7.- С.35-46.

59. История среднего профессионального образования в России. / Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В.М. Жураковский. М.: НМЦ СПО, 2000. - 704 с.

60. Какой предмет лучше? // Компьютерные инструменты в образовании, 1999, №2, С.46.

61. Кантор A.M. Предмет и среда в живописи: Проблемы взаимоотношений предметного мира и пространственной среды. — М.: Сов. художник, 1981. 127 с.

62. Кантор К. Правда о дизайне. М., 1996. - 113 с.

63. Кантор К. Проектность русской культуры. http://www.sreda.boom.ru/

64. Каплун А.И. Стиль и архитектура. М.: Стройиздат, 1985. — 232 с.

65. Каптерев А.И. Образование: реальное, виртуальное, мнимое. -http://ITO.BITpro.ru/

66. Качество образования: концепции, проблемы: Матер. III Международной науч. метод, конф. / Под общ. Ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск: НГТУ, 2000. - 380 с.

67. Кирпичев В. Десять семестров. О дизайн-образовании. — www.sreda.boom.ru

68. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. - 80 с.

69. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996.

70. Компьютерное моделирование и виртуальная реальность // Автоматизация проектирования, 1998, №2, С. 14-17.

71. Компьютерные технологии в высшем образовании / Ред. кол. А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1994.

72. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры — М.: Изд-во Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, 2000. 105 с.

73. Кравцова А.Ю. Изучаем искусство, графику, дизайн с компьютером // Информатика и образование, 1998, № 6. С.72-75.

74. Краткая методика художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1966.-278 с.

75. Кроль В., Мордвинов В., Трифонов Н. Психологическое обеспечение технологий образования. // Высшее образование в России, 1998, № 2. -С.34 41.

76. Кузмичев JI.A., Сидоренко В.Ф. Парадигма системного дизайна. / Сб. Системные исследования М., 1981. - 211 с.

77. Кузовлев В.П. Профессиональная подготовка студентов в педагогическом ВУЗе (Научно-методические и организационно-педагогические аспекты): Автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 1999. - 49с.

78. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1990.

79. Куприянов С., Криворотько А. Дизайнер и компьютер. http://www.triart.spb.ru/descomp.htm

80. Ладенко И.С. Интеллект и логика Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1985. - 145 с.

81. Ладенко И.С. Интеллектуальные системы и логика. / Отв. ред. канд. физ.-мат. наук Б.Г. Миржин Новосибирск: Наука, 1973. - 172 с.

82. Лебедев Ю.С. Архитектура и бионика. М.: Стройиздат, 1971. - 120 с.

83. Лепская Н.А. Компьютерные технологии в развитии художественных способностей учащихся общеобразовательной школы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1999.-22 с.

84. Лосев А. Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.

85. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976 367 с.

86. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995. - 944 с.

87. Макаричева О.Н., Пестерева Г.А., Ермакова В.М. Тема «Графический редактор». // Информатика и образование, 1998, №8. С.34-41.

88. Макарова Н.В. Интегрированное образовательное пространство на базе компьютерных технологий — фундамент информационного общества. -http://ito.edu.ru/2001/ito/I.html

89. Мануйлов В. Г. Введение в технологию разработки педагогических мультимедийных мастер-шаблонов. // Информатика и образование,2001, №2.-С. 70-77.

90. Маргулис Д. Препресс-ресурсы: практическое руководство по допечатным процессам. — Мн.: ООО Попурри, 2000 256 с.

91. Маркузон В.Ф. Семантика и развитие языка в архитектуре (Архитектурная композиция). М., 1970.

92. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 191 с.

93. Медведев В.Е. Дидактические основы межпредметных связей в профессиональной подготовке учителей (на примере естественнонаучных и технических дисциплин): Автореферат на соискание ученой степени доктора пед. наук. М., 2000. - 48с.

94. Медведев В.Е. Методические рекомендации по проведению педагогического эксперимента: учебно-методическое пособие. Елец,2002. 26с.

95. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания: Монография. М.: Изд-во МГУ, 1986.- 126 с.

96. Мигунов А.С. Художественный образ: Эстетический анализ. М.: Изд-во МГУ, 1980.-97 с.

97. Минаси М. Графический интерфейс пользователя: секреты проектирования: Пер. с англ. М.: Мир, 1996. - 223 с.

98. Мультимедиа / Под ред. А. И. Петренко. Киев: Торгово-издательское бюро ВНУ, 1994.-272 с.

99. Мультимедиа в школе: Учебно-методическое пособие / Рубашкин Д.Д. -М.: ИНТ, 1998.-80 с.

100. Мунипов В.М. Эргономика и художественное конструирование. — М., Знание, 1966. 64 с.

101. Мячев А.А., Степанов В.Н. Персональные ЭВМ и микроЭВМ. Основы организации: Справочник. М.: Радио и связь, 1991. - 320 с.

102. Никандров Н.В., Гершунский Б.С. Актуальные проблемы методологии педагогики. М., 1984.

103. Новые педагогические и информационные технологии / Под ред. Е.С.Полат. Учебное пособие. — М.: Академия, 1999.

104. Нокс Д. Что могут дать компьютеры педагогике: взгляд из американской школы // Информатика и образование, 1990, № 1. — С.12-25.

105. Орлов В.И. Методические основы обучения. — М., 1989. — 242 с.

106. Осин А.В. Мультимедиа технологии раскрывают возможности компьютера / В сб. «Компьютерные технологии в высшем образовании». -М.: МГУ, 1994. С. 197-204.

107. Основы компьютерной технологии. / О.В.Ефимова и др. М.: ABF, 1997.- 101 с.

108. Педагогика и логика. / Алексеев Н.Г., Непомнящая Н.И., Щедровицкий Г.П. и др. М.: Костоль, 1993. - 412 с.

109. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. А.В. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. -4-е изд. М.: Школьная Пресса. 2002. - 512 с.

110. Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика, 1989. - 220с.

111. Переверзев Л.Б. Дизайн как новая технология образования // Технологическое образование Международный спец.вып.ж-ла Информатика и образование, 1996. - с.50-64.

112. Пертиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 543 с.

113. Петрова Н.П. Компьютер и художник // Мир ПК, 1997, №7. с. 92-96.

114. Петрова Н.П. Виртуальная реальность. Современная компьютерная графика и анимация. — М.: Аквариум, 1997. — 256 с.

115. Петрова Н.П. Компьютерная графика: терминология и содержание -http://www.museum.ru/museum/cga/education.html

116. Петрова Н.П. Компьютерное образование: неблагоприятный прогноз? // Hard'n'Soft, 1996, №7. С. 90-92

117. Пидкасистый П.И., Тыщенко О.Б. Компьютерные технологии в С ДО. // Педагогика, 2000, N5.

118. Полат Е., Литвинова А. Информационные технологии в зарубежной школе. //Информатика и образование, 1991, №9.1 121. Полат Е.С. Педагогические технологии XXI века. // Современныепроблемы образования. М.: 1997.- 0,5п.л.

119. Порев В.Н. Компьютерная графика. СПб.: BHV, 2002.

120. Пратт У. Цифровая обработка изображений. т. 1,2.- М.: Мир, 1982.

121. Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Прогресс, 1985.

122. Прохоров А.И. Бионика вчера и сегодня. — М.: Знание, 1967. 192 с.

123. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры. — М.: Техническая эстетика. 1989. 56 с.

124. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: Учебное пособие СПб., 1996. - 100 с.

125. Рубашкин Д.Д. Мультимедиа в школе: Учебно-методическое пособие. -М.: ИНТ. 80 с.

126. Семенов A.JI. Новая информационная технология что нужно школе? // КомпьютерПресс, 1995, №8. - с.15-20.

127. Семенов АЛ. О технологическом образовании / Технологическое образование Международный спец. вып. ж-ла Информатика и образование, 1996. - С.6-10.

128. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992.

129. Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях. М., 1990.

130. Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. — М.: НИИВО, 1993.

131. Сидоренко В. Ф., Грашин А. А., Переверзев Л. Б. Морфология вещи. / Методика художественного конструирования. — М.: ВНИИТЭ, 1978. -С. 49-71.

132. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества. Автореферат диссертации. М., 1990.

133. Сидоренко В.Ф. По следам поисковой программы Королевского колледжа искусств. / Сб. Дизайн в общеобразовательной системе. М., 1994.

134. Сидоренко В.Ф., Устинов А.Г. Программа дизайнерского образования для специализированных средних школ. — www.sreda.booom.ru/libr

135. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2001.-350 с.

136. Соломонов С.А., Винтман В.Э. Художественное конструирование промышленных изделий. JL: Лениздат, 1966.

137. Сомов Ю.С. Композиция в технике. — М.: Машиностроение, 1972. — 155 с.

138. Сорокина Е. «Компьютерная графика глазами художника» // Компьютер в школе, 1999, №9. С. 41

139. Субетто А.И. Качество человека как объект квалиметрии образования: Восьмой симпозиум: квалиметрия человека и образования. М., 1999.

140. Талызина Н.Ф.и др. Пути разработки профиля специалиста Саратов: Изд. саратовского ун., 1987. - 176с.

141. Тараскин Ю.М. Мультимедиа технологии реальное использование в учебном процессе // В сб. Компьютерные технологии в высшем образовании. - М.: МГУ, 1994 - С. 205-207.

142. Тестовые задания для оценки развития творческих и художественных способностей школьников и абитуриентов вузов. М., 1999.

143. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. -Нальчик, 1997.-48с.

144. Тюкачев Н.А. Отбор материала по компьютерной графике и дизайну в условия ограниченного времени на курсах интернет-образования. -http://center.fio.ru/vio/vio02/resource/internet/rsi. spb.fio.ru/index.html

145. Угринович Н. Д., Лаушкина И. С. Разработка Web-сайтов и их публикация в Интернете // Информатика и образование, 2001, № 1. С. 77-83.

146. Федоров А.И. Методологические аспекты информатизации профессионального образования. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/2000n4/p7-10.htm

147. Фейнберг E.JI. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. -М.: Наука, 1992.-242 с.

148. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. / Сост. А.С. Трубачев и другие. М.: Изобразительное искусство, 1996. — 332 с.

149. Фролова Г.В. Педагогические возможности ЭВМ. Новосибирск, 1988. - 168 с.

150. Ханел Г. Действительно ли моделирование дает возможность лучше понять предмет лучше? // Компьютерные инструменты в образовании, 1999, №2-С. 17-22.

151. Харнэу С., Охрименко С., Черней Г., Топор Т. Информационные технологии и глобальные проблемы развития общества. http://ito.edu.ru/2001 /ito/I.html

152. Хокридж Д. Д. Педагогическая технология: настоящее и будущее // Перспективы: ЮНЕСКО, 1983. W- 2. - с. 93-107.

153. Холмянский JL М., Щипанов А. С. Дизайн. — М.: Просвещение, 1985. -240 с.

154. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: Материалы к методике художественного конструирования. М.: ВНИИТЭ, 1975. — 137 с.

155. Чирцов А.С. Использование информационных технологий в довузовскомобучении физике. // В сб. V Межд. конф. Физика в системе современногообразования (ФССО 1999) Т. 3. - СПб. - С. 75-76.

156. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.

157. Шпара П.Е. Записки архитектора. К.: Будивельнык, 1988. - 88 с.

158. Ю. Тихомиров. Программирование трехмерной графики. — СПб.: BHV, 1998.

159. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования: Пер. с польского. М.: Высш. шк., 1986. - 135 с.

160. Thierry Volery. Решающие факторы успеха в онлайновом обучении. -http://www.e-xecutive.ru/education/articles/

161. White M.D. Russian PC Market Surges // World Trade. 1998. № 8. Aug. 11.л

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.