Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кожуховская, Светлана Махтыевна

  • Кожуховская, Светлана Махтыевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 210
Кожуховская, Светлана Махтыевна. Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1998. 210 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кожуховская, Светлана Махтыевна

13.00.01,- общая педагогика 13.00.08. - теория и методика профессионального образования диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: академик РАО, доктор химических наук, профессор Е.В.Ткаченко

Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ.

1.1. Сущность дизайна и дизайн-образования.

1.2. Особенности российской школы дизайна.

1.3. Особенности дизайн-образования за рубежом.

1.4. Роль дизайна в системе образования.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СПЕЦИФИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДИЗАЙНЕРОВ ПЕДАГОГОВ.

2.1. Организационная структура подготовки специалистов.

2.2. Особенности содержания образования при подготовке дизайнера-педагога

2.3. Реализация многоуровневой схемы обучения дизайнеров-педагогов.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

РАБОТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ.

3.1 Методика проведения, задачи и содержание педагогического эксперимента

3.2. Результаты педагогического эксперимента.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений»

По характеру и задачам дизайн, и в частности дизайн-образование, является одним из эффективных средств разносторонней подготовки и развития интеллектуального и эстетического потенциала личности.

С другой же стороны высокий уровень дизайна есть результат достигнутого уровня проектной культуры, воспроизведением и развитием которой призвана заниматься система специального образования.

В настоящее время в условиях становления новых социальных и экономических отношений, предъявляющих новые требования к специалистам различного уровня и профиля подготовки, нужно говорить о том, что дизайн становится частью как общего так и профессионального образования.

Если конкретизировать проблему для сферы профессионального образования - необходим выход на дизайн через гуманитаризацию, повышение социокультурной и экономической функциональности профессионального труда, то есть опять таки через дизайн-образование.

Такие попытки как в теории так и в практике профессионального образования уже предпринимались, но до настоящего времени структура и содержание обучения рабочим и инженерным профессиям, в основном представляет собой обобщенную копию существующих способов производства [68]

Одним из направлений выхода из этого положения является расширение сферы дизайн-образования, приобщение к дизайну широких масс специалистов различных ступеней и профилей образования.

Дизайн в настоящее время становится мощным фактором формирования будущего.

Дизайн - особый этап качественного развития проектного мышления и деятельности, на котором складывается система проектирования, включающая в себя различные инженерно-технические и научные дисциплины при ведущей роли проектного мышления.

Кроме того дизайну принадлежит культурообразующая функция, которая заключается в том, что дизайн органично встраивается в различные системы деятельностей, являясь неким связующим звеном формирующим культурный слой, в частности промышленную культуру [96].

Современные социально-экономические условия привели, как уже подчеркивалось, к резким изменениям состояния общества, появлениям неожиданных, с точки зрения опыта, ситуаций формирования новых экономических, политических, технических, культурных структур общества. Налицо факт "жесткого прессинга настоящего в будущее", современному человеку некогда оглянуться, у него остается мало времени для оценки ситуации и принятия решения [71].

При этом резко возрастают требования к деятельностным качествам личности.

Таково положение во всем мире, но при этом нельзя не отметить, что эти факты более экспрессивны в условиях нашей страны.

Россия переживает сложный период трансформации общества, вхождения экономики в мировой рынок, резкого спада производства. К этому следует добавить, что мы живем в устаревшей предметной среде, которая создавалась десятилетиями в соответствии с представлениями прошлого, развивалась по принципу "лучшего образца", зачастую соответствовавшего вчерашнему дню.

Дизайн и сама деятельность дизайнера сводились к простому копированию, что нивелировало главную профессиональную установку дизайна - ориентацию на проблемы создания функциональной и гармоничной среды обитания человека. Сейчас формируется новая промышленная культура, в становлении которой ведущая роль принадлежит дизайну, а значит и его носителю - дизайнеру [96], При этом дизайн определяется как проектная деятельность, основанная на объединении в проектном образе научных принципов с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании. Подобная деятельность может распространятся на любую из сфер деятельности человека в современных условиях производственных и социальных отношений.

Посредством дизайна происходит процесс включения элементов художественных технологий в процессы промышленного производства [96].

Актуализация дизайна обусловлена еще и тем обстоятельством, что все в большей мере становится необходимой такая степень взаимопонимания участников трудового процесса на всех уровнях от рабочего до инженера и руководителя, которая обеспечивается наличием художественно-образного мышления и связанных с ним рефлексивных способностей, формирование которых происходит не иначе как в процессе овладения навыками дизайнерского восприятия окружающей среды.

Таким образом, дизайн и дизайн-образование актуальны для всех уровней и направлений образования.

В то же время введение дизайна в различные образовательные уровни - от детского сада до вуза- требует принятия радикальных мер. Определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются.

В 90-ьхе годы был создан проект введения "Основ дизайна" в общеобразовательную школу. В соответствии с этим проектом в некоторых школах, преимущественно больших городов, были организованы экспериментальные классы. Но в результате отсутствия научно-обоснованных учебных программ, методических и учебных пособий, а главное, отсутствия преподавателей, имеющих дизайнерскую подготовку, проект в задуманном варианте не реализовался. И тем не менее определенная работа в этом направлении велась [35].

Специалистами ВНИИТЭ была разработана концептуальная программа для ряда средних учебных заведений страны - Международного детского учебного центра и Лицея автомобилестроения, открытых в Москве, лицея дизайнерской ориентации при Ростовском государственном университете.

Главной ценностной ориентацией концептуальной программы дизайнерского образования явилось воспитание проектности, проектного мышления, причем, трансляция учащимся методов проектирования - выдвигается для всех учащихся независимо от их способностей и наклонностей. [107].

В 1990 году была принята типовая программа для школ [классов] с углубленным теоретическим и практическим изучением технической графики и основ дизайна в 9-10-ых классах, разработанная д.п.н., проф. Ю.Ф.Катхановой, впоследствии ею же разработано методическое пособие для учащихся младших классов "Дизайн для младших школьников" [46].

В ряде случаев проект дизайн-образования воплотился в практике "кружковой работы", в организации студий, наибольший интерес в этом направлении представляют студия "Эдас" при Союзе дизайнеров России и студия "Старт" при Союзе архитекторов России, действующие в настоящее время.

Но все это не нашло должного исследования и развития в системе образования. Более того остается острой проблема дизайнерской подготовки и на уровне начального, среднего и высшего профессионального образования. Здесь также предпринимались определенные шаги по введению дизайна в образовательные программы, но и эти попытки не увенчалась успехом, оставаясь спорадическими, безсистемными. Но все же основной причиной отставания нашей страны в постановке дизайн-образования является неразработанность теории, методологии и практики подготовки дизайнера-педагога.

В то же время образовательная практика подготовки специалистов различного уровня квалификации и направления деятельности также подтверждает, что одна из существенных проблем осуществления и дальнейшего развития дизайн-образования - совершенствование уровня и качества подготовки дизайнеров-педагогов, реализующих принципы и методы дизайн-образования в практической преподавательской деятельности [142].

Таким образом имеется противоречие между объективно существующими требованиями к повышению уровня дизайн-образования и отсутствием научно-обоснованной системы эффективной подготовки дизайнеров-педагогов. Необходимость разрешения этого противоречия делает актуальной следующую проблему исследования: какой должна быть структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов, которая позволит привести уровень и качество профессиональной подготовки дизайнеров-педагогов в соответствие к требованиям, которые предъявляет общество и личность к уровню образованности в области дизайна специалистам различных профессий и уровней квалификации, практически по всем направлениям производственной и непроизводственной сфер деятельности.

Цель исследования: разработка структуры и содержания профессиональной подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.

Объект исследования: процесс подготовки дизайнеров-педагогов. Предмет исследования: структура и содержание дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что структура и содержание дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов для начальных и средних образовательных учреждений будут эффективно реализованы, если они:

-основаны на дидактической модели дизайн-образования, построенной в соответствии с моделью деятельности дизайнера-педагога;

-включают в себя требования к деятельности специалиста, общепрофессиональный и специальный блоки содержания подготовки;

-имеют систему методов входного, текущего и итогового контроля;

-осуществляются на основе проектно и личностно-ориентированного подхода к обучению;

-разработано программно-методическое обеспечение и критерии эффективности подготовки дизайнеров-педагогов;

-реализуется многоуровневая образовательная программа, в которой первый уровень обеспечивает среднее профессиональное образование с присвоением квалификации "дизайнер", а второй - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации "дизайнер-педагог"

Задачи исследования:

1.определить сущность дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов;

2. изучить состояние теории и практики дизайн-образования за рубежом и в Российской Федерации и обосновать необходимость подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;

3. разработать требования к деятельности специалиста дизайнера- педагога;

4. разработать структуру и содержание профессиональной подготовки дизайнера- педагога, программно- методическое обеспечение и критерии эффективности подготовки дизайнера-педагога;

5. провести педагогический эксперимент подготовки дизайнеров-педагогов в колледже;

6. разработать предложения по организации подготовки специалистов в педагогических вузах, образовательная практика которых связана с подготовкой по специальности 030500-"Профессиональное обучение"

- изучение отечественного и зарубежного опыта подготовки дизайнеров-педагогов;

- определение исходных позиций, проблемы, цели, гипотезы, задач исследования;

-определение сущности понятия дизайн-образования при подготовке дизайнеров- п едагого в;

- разработка требований к деятельности дизайнера-педагога.

Второй этап:

- разработка структуры и содержания образования дизайнера-педагога;

-разработка программно-методического обеспечения и критериев эффективности подготовки специалистов;

- опытно-экспериментальная работа.

Третий этап:

-апробация и реализация разработанной учебно-программной документации в практике подготовки дизайнеров-педагогов;

-систематизация и обобщение результатов исследования;

- оформление работы.

Научная новизна заключается в том, что в исследовании;

1. определены структура и содержание подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений.

2. разработана дидактическая модель дизайн-образования, ее учебно-программное обеспечение, взаимосвязь структуры и содержания образования с формами, методами и технологиями обучения дизайнеров и дизайнеров-педагогов;

3. доказана необходимость подготовки дизайнеров-педагогов и возможность ее осуществления на базе подготовки дизайнеров, специалистов среднего уровня квалификации.

Теоретическая значимость заключается в

- определении сущности понятия дизайн-образования при подготовке дизайнеров-педагогов;

-теоретическом обобщении и систематизации опыта введения дизайна в образовательные программы образовательных учреждений разного уровня и профиля подготовки специалистов, как в нашей стране так и за рубежом;

- разработке модели деятельности дизайнера-педагога, согласно которой сферой деятельности специалиста является дизайн-образование и профессиональная дизайн-деятельность.

Практическая значимость исследования заключается в

- разработке и внедрении учебно-программной документации для подготовки дизайнеров-педагогов, которая в соответствии со специализациями, может быть использована в качестве модели дизайн-образования для различных образовательных учреждений;

- разработке предложений по подготовке дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;

- приобщении обучающихся к проектной культуре в результате внедрения дизайн-образования в образовательные программы различных уровней и профилей образования.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается комплексным подходом к проблеме исследования с помощью применения комплекса разработок и методов, адекватных объекту, целям, задачам исследования, достаточно продолжительным этапом опытно-экспериментальной работы, воспроизводимостью результатов и итогами первых выпусков специалистов в Нальчикском колледже дизайна.

Апробация работы и внедрение результатов исследования Основные результаты исследования представлены в десяти публикациях, комплексе утвержденной учебно-программной документации, докладывались на международных и Российских конференциях, обсуждались и получили одобрение на пленумах УМО высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию, на заседании учебно-методического совета УМО по профессионально-педагогическому образованию, на совместном семинаре кафедры педагогики и декоративно-прикладного искусства Уральского профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург), на научном семинаре института развития профессионального образования (г. Москва );

На конференциях:

-"Международное сотрудничество в области образования, науки и культуры в Уральском регионе" (Екатеринбург, 1997г,).

-«Новые информационные технологии и их региональное развитие «ELBRUS-97» (Нальчик, 1997г.)

- На IV и V научно-практических конференциях по инновациям в профессионально-педагогическом образовании "Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий" (Екатеринбург, 1996г., 1997г.).

-На координационном совещании исполнителей научных исследований по проблемам профессионально-педагогического образования Российской Федерации (Екатеринбург, 1997г.).

Материалы исследования использованы в практике работы Нальчикского колледжа дизайна в виде учебных планов:

- по специальности 0519-"Декоративно-прикладное искусство", специализации в области графического дизайна, дизайна костюма, архитектурного дизайна, дизайна интерьера, утвержденного Комитетом по профессиональному образованию Министерства образования РФ (1992г.);

- рабочих учебных планов (1992-1996г.), утвержденных Министерством образования и науки КБР (1992-1996г.);

- по специальности 030500-"Профессиональное обучение", специализация 030536- "Дизайн в профессионально-педагогической деятельности" (графический дизайн, дизайн костюма, дизайн архитектурной среды), утвержденный Учебно-методическим объединением высших и средних профессиональных учебных заведений РФ по профессионально-педагогическому образованию (1997г);

-блока общепрофессиональных и специальных дисциплин специализации 030536- "Дизайн в профессионально-педагогической деятельности" Государственного образовательного стандарта по специальности 030500-"Профессиональное обучение"

Разработаны:

-"Положение о дифференциации и профилировании студентов Нальчикского колледжа дизайна", утвержденное Советом колледжа;

-"Положение об организации дипломного проектирования", утвержденное Советом колледжа.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1.Обоснование целесообразности внедрения проектной культуры в педагогическую деятельность соответствующих образовательных учреждений, и в связи с этим, необходимости подготовки дизайнеров-педагогов.

2,Обоснование возможности подготовки дизайнеров-педагогов в соответствии с предложенной моделью специалиста и дидактической моделью образования.

3.Подтвержденные в процессе опытно-экспериментальной работы:

-структура и содержание обучения дизайнеров-педагогов по предметным областям общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках многоуровневой схемы обучения ;

- формы и методы организации учебного процесса;

- критерии эффективности подготовки дизайнеров-педагогов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кожуховская, Светлана Махтыевна

ВЫВОДЫ ИЗ ДИССЕРТАЦИИ

1. Дизайн - это интегративное проявление проектной культуры, предъявляющей свои требования к структуре и содержанию образования специалиста. Существование в его пространстве предполагает не только высокий профессионализм в какой-либо области теории и практики, но и способность интегрироваться в разнообразных проектных контекстах. Таким образом дизайн может быть представлен не только как профессиональная деятельность , но и как образовательная дисциплина, имеющая мощный образовательно-воспитательный потенциал.

2. Дизайн-образование - это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание и формирование проектно-мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал - духовной культуре, производстве, науке (в том числе и практике), бытовой среде и т.д.

3. Показано, что одним из эффективных и оптимальных средств развития и широкого распространения дизайнерской культуры являются соответствующие учреждения системы общего и профессионального образования. Это, в свою очередь, требует соответствующего кадрового обеспечения для перехода от системы дизайна к системе дизайн-образования;

4. Реализация программы подготовки дизайнеров-педагогов связана с разработкой педагогических проблем по следующим направлениям:

-создание целостной системы дизайн-образования для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений;

-разработка модели дизайн-образования, ее методического обеспечения, взаимосвязи структур, содержания образования, форм и методов обучения; -разработка образовательной профессиональной программы подготовки дизайнеров-педагогов, ее организационной структуры, механизмов реализации.

5. Проектно-технологические программы, реализуемые студиями, лабораториями и мастерскими, учебных заведений дизайн-образования ориентированы на привлечение, создание и введение в учебно-производственный процесс малоэнергоемких технологий формирования проектной информации в материале, активное взаимодействие с промышленностью и предпринимательскими структурами.

6. Требования к профессиональной деятельности дизайнера-педагога должны учитывать особенности специализаций в области графического дизайна, дизайна архитектурной среды и дизайна костюма.

В соответствии с разработанными требованиями к специалисту профессиональная деятельность дизайнера-педагога направлена как в область практического дизайна, так и в область педагогической деятельности, что расширяет зону профессиональной деятельности специалиста и повышает его социально-профессиональную мобильность.

7. Доказано, что дидактическая модель дизайн-образования и ее учебно-программное сопровождение обеспечивают взаимосвязь структуры и содержания образования, форм, методов и технологии обучения при подготовке дизайнеров-педагогов, основанных на модели деятельности дизайнера-педагога;

8. Реализация подготовки дизайнеров-педагогов должна быть организована на основании и с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030500-«Профессиональное обучение»;

9. Показано, что подготовку дизайнеров-педагогов целесообразно осуществлять на основе разработанной и реализованной двух- и трехуровневой схемы организации учебно-воспитательного процесса.

Трехуровневая схема может быть реализована в следующем виде:

1-ый уровень - начальное профессиональное образование с присвоением квалификации информатик-дизайнер;

2-ой уровень - среднее профессиональное образование с присвоением квалификации дизайнер со средним профессиональным образованием; 3-ий уровень - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации дизайнер-педагог.

Двухуровневая схема может быть представлена в виде:

1-ый уровень - среднее профессиональное образование с присвоением квалификации дизайнер со средним профессиональным образованием;

2-ой уровень - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации дизайнер-педагог.

10. Исследования показали, что в процессе подготовки дизайнеров-педагогов наиболее целесообразна двухуровневая схема обучения и соответствующая ей структуризация содержания образования.

11. Базовый учебный план специальности 030500-«Профессиональное обучение», специализация 030536-«Дизайн в профессионально-педагогической деятельности «, по специальности 0514-«Дизайн» внедрен в учебный процесс Нальчикского колледжа дизайна на основании решения Совета колледжа, а также полученные результаты включены в работы по организации и осуществлению подготовки дизайнеров-педагогов в Уральском государственном профессионально-педагогическом университете.

12. Разработанная и реализованная модель организации образовательного процесса позволяет осуществлять различные специализации в области подготовки дизайнеров-педагогов, что повышает конкурентоспособность специалиста на рынке труда.

13. Экспериментально доказана возможность подготовки дизайнеров-педагогов в колледжах, педагогических вузах по различных направлениям специализации (дизайн костюма, дизайн архитектурной среды, графический дизайн и др.) для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного исследования легли в основу создания единственного в России учреждения многоуровневого профессионального образования, осуществляющего подготовку специалистов-дизайнеров как с начальным профессиональным образованием, так и дизайнеров-педагогов с высшим образованием для системы начального и среднего профессионального образования. Учебные заведения такого уровня и типологии могут оказывать определяющее влияние не только на развитие собственно дизайнерской культуры, но и на создание культуротворческой среды как в Кабардино-Балкарии, на Северном Кавказе, так и в Российской Федерации.

В связи с изложенным, необходимо развитие прежде всего высшего дизайнерского профессионально-педагогического образования. Для этого потребуется продолжить исследование проблем проектирования как образовательных учреждений, так и содержания образования дизайнеров-педагогов со специализациями по широкому диапазону направлений дизайна. Это необходимо в связи с тем, что в ближайшие десятилетия именно дизайн и дизайн-образование будут влиять не только на темпы и направленность развития различных производств и экономики, но и на трансформацию культуры человека и общества в целом.

Поэтому продолжением этой работы может быть совершенствование содержания обучения и методического обеспечения подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием в направлении расширения творческих функций их деятельности.

Перспективы развития подготовки таких специалистов предусматривают введение многих специализаций в области промышленного дизайна, строительного дизайна, фольклорного и т.д.

Это позволит, с одной стороны, успешно решать задачи развития дизайнобразования и, как следствие, привития проектной культуры уже на стадии обучения независимо от уровня и профиля образования. С другой стороны, поскольку сферой профессиональной деятельности дизайнера-педагога является практический дизайн на промышленных предприятиях, фирмах и т.д., то очевидно, что чем больше направлений специализации будет реализовано, тем выше будет уровень востребованности таких специалистов, поскольку в этой ситуации возможно и регулирование запросов рынка труда.

В целом дизайн-образование в ближайшей перспективе получает реальную возможность превратиться в системную форму организации культуро-творческой среды в обществе и государстве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кожуховская, Светлана Махтыевна, 1998 год

1. Айнштейн В. Преподаватель и студент вопросы общения//Высшее образование в России,-МЛ 997.-N1.-C87-95.

2. Арковенко Л., Егоров А. Открытая модель //-М.:Высшее образование в России, 1997.-N1. -С.77-79.

3. Аронов В.Г. Традиции дизайнерского образования в Великобритании //Труды ВНИИТЭ. -М, 1989.-вып.50.-С 13-27.

4. Аронов В.Р. Советский дизайн в зеркале истории.//Сб.трудов ВНИИТЭ,-МЛ990.-вып. 51.-С. 13-26.

5. Бабанский Ю.К. В поисках оптимального варианта. -М.: Педагогика, . 982--183с.

6. Бакиров В.Т., Икрин Г.В. Модель профессионального развития студентов//Тезисы Российской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997.-чЛ .-с.56-59.

7. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. -Свердловск:Изд-во УГППУ, 1994.-152с.

8. Безрукова B.C. Содержание и перспектива развития инженерно-педагогического образования/- Свердловск: Изд-во УГППУ, 1996. -С.81-93.

9. Безрукова B.C. Типовая квалификационная характеристика инженера-педагога. -Свердловск: Изд-во УГППУ, 1996. -С. 11 -24.

10. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./-М.:Ин-т развития проф. образования, 1995.-336с.

11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, -М,: Педагогика,1989. -192с.

12. Бизунова Е.М. О художественно-конструкторской подготовке профессионально-технических кадров. История и современные проблемы //Техническая эстетика.-М., 1984. -N2.-C25-26.

13. Бодалев А.А., Караковский В.А.,Новикова Л.Н. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях/М.:Педагогика,1991.-Ы5.-С.1 120.

14. Вайн В.М., Мамаева Е.Е., Костенко Г.С. Инновационные процессы в образовательном пространстве / Вестник У МО по инженерно-педагогическому образованию. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1995.-4(18). -СЛ9-22,

15. Вайн В.М., Романцев Г.М. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования// -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1994, -13с.

16. Валькова Н.П. Профессиональные основы дизайна //Сб. Трудов ВНИИТЭ,-М.51986.-Вып,49.-С.58-70,

17. Волков О.П., Плоткин В.А., Розет И.М. О средствах междисциплинарных коммуникаций /Техническая эстетика.-М.,1987. -N8. -С. 13-15.

18. Галкина О.И,и др. Информационно-поисковая система "Профессиограмма". Методические рекомендации./ Каверин Р.Д., Климов Е.А., Левнева С.Н., Пузаревская Е.Н., Титова ИЛ. -Л., 1972, -87с.

19. Гарибян С.А., Мещанинов А.А. Требования производства к подготовке дизайнеров //Техническая эстетика.-М., 1982. -N9.-C.13-14.

20. Генисаретский О.И. Проблемы исследований и развития проектной культуры: Автореф.дис.кандидата искусствоведения/ -М., 1988.-24с.

21. Герасименко И ,Я. Проблема технологического обеспечения художественно-конструкторского формообразования/ЛГехническая эстетика.-M.,1982.-N3, -С.12-15,

22. Глазунов А. Т. .Педагогические технологии и педагогический профессионализм //Новые исследования в профессиональном образовании:Сб. научных статей/-М.-Ноябрьск, 1998.-С.6-10.

23. Годфруа Ж. Что такое психология?/ Пер. с французского, 2-ое изд.М: Изд-во Мир, 1996.-т.2г376с.

24. Гончаренко Т. В. Методическое обеспечение многоуровневого профессионального образования: Автореф. дис. кандидата пед.наук/-Екатеринбург, 1997.-24с.

25. Гордеева Н.Н. Проспектированная профессиограмма специалиста как средство управления его профессиональным развитием. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ,1995. 47 с.

26. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. -М,, 1992. -60 с.

27. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества. -М.:Изд-во Знание, 1969.-63с.

28. Дегтярева Т.П. Проектирование педагогической подсистемы дополнительной подготовки инженера как фактор расширения его профессиональной мобильности: Автореф. дис. кандидата пед. наук/Екатеринбург, 1996.-25с.

29. Дижур А.Л, Английский опыт включения дизайна в систему воспитания и общего образования. //Библиотека дизайнера. Дизайн в общеобразовательной школе. -М„ 1994. -С. 14-33.

30. Дижур А.Л. Дизайн и проблемы перестройки образования. //Техническая эстетика.-М., 1987.-N 1. -СЛ-2.

31. Дижур А.Л. Художественное конструирование за рубежом. Дизайн в ФРГ.//С6. трудов ВНИИТЭ.-М., 1976.-Вып, 1 -4.-С. 19-24.

32. Дизайн и школа./ЛГехническая эстетика.-М.,1984.-N9. -С. 1-2.

33. Желихажев А.С., Федоров В.Т., Кожуховская СМ., Кунашев Х.Х, Дизайнер и структурная перестройка экономики //Межвуз. сборник. -Иваново,1998. -С42-45,

34. Зборовский Г.Е., Романцев Г.М. Повышение уровня профессионального образования за рубежом: ситуация накануне XXI в.// Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ,1997.-3 (21). -С.21-28.

35. Зеер Э.Ф., Глуханюк Н.С. Проспектированная модель профессиограммы инженера-педагога/-Сверддовск:Изд-во УГППУ, 1996. -С.24-29.

36. Зеер Э.Ф., Гордеева Н.Н. Профессиональная характеристика на слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике.-Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997,-17 с.

37. Кабанов Г.П., Соколова ИЛО. Психолого-педагогические технологии обеспечивающие качество обучения. // Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997. -3 (21).-С.81-84.159

38. Каган М.С. Новое слово в теории дизайна// Техническая эстетика.-М.,1991 .-N4.-C3-5.

39. Кантор К.М. Красота и польза.-М.:Искусство, 1995.-410 с.

40. Капица П.Л.Эксперимент.Теория.Практика.М.:Наука, 1987.-С. 15-21.

41. Карпов В.В. Специфика оценки эффективности дизайна. //Техническая эстетика.-М., 1982.-N9.-C. 1 -3.

42. Касимов Р.Я., Зинченко В.Я., Градберг И.И. Рейтинговый контроль//Высшее образование в России. -М.,1994.-N2.-C.83-92.

43. Катханова Ю.Б, Типовая программа по дисциплине "Техническая графика и основы дизайна 9-10 классы.-М.,Просвещение,1990.

44. Кемпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях.-С-Петербург:Социально-психологический центр, 1996. -391с.

45. Кожуховская С.М.,Гемуев Ш.М.Формообразование как средство воспитания проектности//Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1998М(22).~С.45-49.

46. Кожуховская С.М. Некоторые проблемы организации дизайн-образования /Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997. -N1(19). -С.48-53.

47. Кожуховская С.М, О преемственности ступеней профессионального образования при подготовке дизайнера-педагога //Международное университетское сотрудничество в области образования, науки и культуры. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997.-Ч.2. -С.34-37.

48. Кожуховская С.М. Одна из моделей организации подготовки дизайнеров-педагогов в Нальчикском колледже дизайна //Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. -Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997.-NI(19). -С.65-68.

49. Кожуховская С.М. Организация дизайн-образования в колледже //Профессиональное образование .1 997.-N6. -СЛ4-15.

50. Кожуховская С.М., Соловьева В.В., Черенков П.С. Технологии компьютерной графики в дизайн-образовании. /Тезисы международной конференции "Новые информационные технологии и их региональное развитием-Нальчик:Е1Ьги8,1997.-N3.-C48-50.

51. Колегова Е.Ю. Метод моделирования при проведении педагогических исследований. // Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997.- 3 (21), -С.31-34.

52. Колейчук В.Ф. Программированное формообразование в дизайне. //Техническая эстетика.-М.,1979,- N3.-C.7-l 1,

53. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. -М., 1975,-456с,

54. Конфедератов И.Ф. Методы совершенствования учебного процесса в высшей технической школе.-М,:Высшая школа, 1976. -С.92-99.

55. Короткое Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста, //Высшее образовании в России, 1998, -N2 -С.72-78.

56. Костенко Т.В. Школа: зерна дизайна ростки культуры //Техническая эстетика.-М.,1985 .-N5 .-С .10-12.

57. Кругликов Р. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе //Высшее образование в России.-М.,1996. -N2.-C.100-103.

58. Кузин B.C. Психология.-М.:Агар,1997.-304с.

59. Кузьмин И.П. Профессионализм инженернерно-педагогических кадров// Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997,-N 1 (19).-С.39-47.

60. Кузьмичев JI.A., Сидоренко В.Ф. О программе целенаправленного совершенствования и развития систем дизайнерского образования //Труды ВНИИТЭ. -М., 1986, -С.3-13.

61. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность,талант учителя. -М.:Знание, 1985.-97с.

62. Кучерова Г.Г. Итальянская модель дизайна (проектно-поисковая концепция второй половины XX века). -Л., 1990, -56с.

63. Лазарев Е.Н. Вступая в полемику "Ученик да превзойдет учителям //Техническая эстетика,-М.,1987.-Ы7.-С. 13-14.

64. Левицкий Л.В. Дизайн и инженерное образование //Техническая эстетика.-M,1989.-N7.-C,13-16.

65. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.:Высшая школа, 1991. -223с,

66. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. -М.:Высшая школа, 1994.-280с.

67. Литвинова Е.Н. Общепрофессиональная подготовка студентов профессионально-педагогического вуза: Автореф. дис. кандидата пед. наук/Екатеринбург, 1998.-24с.162

68. Лук А. Н, Психология творчества.-М.:Наука, 1978.- 127с.

69. Любомирова Е.Е, Дизайнерское образование за 20 лет //Сб. статей. Труды ВНИИТЭ.-М.,1986, Вып.49.-С. 14-23.

70. Марголин В. Наука в дизайн-образовании: невостребованные ресурсы //Техническая эстетика.-М.,1990. -N2.-C. 19-20.

71. Махмутов М.И.Проблемное обучение: Основные вопросы теории.-М.: Педагогика. 1975 .-367с.

72. Найн А .Я. Инновации в образовании //ИПО МО РФ. Челябинский филиал. -Челябинск, 1995. -288с.

73. Найн А .Я. Общенаучное понятие в педагогике //Педагогика.-М.,1992,-Ш-8.-C.15-I9.

74. Найн А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования /Педагогика.-М.,-1994.-ЫЗ. -С.25-28.

75. Найн А.Я. Педагогическое управление инновациями в личностно-ориентированном образовании // Вестник УМО по профессионально-педагогическому образованию. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997.-3 (21).-С.78-80.

76. Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях (деловые советы).-М.Российская академия образования, 1996.-131с,

77. Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития.Российская академия образования, -М.,1997.-254с.

78. Новиков П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования:Диссертация .доктора пед. наук/-М,,1997. -418с.

79. Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждениях9профессионального образования: системный подход,- Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997.-378С.

80. Павлова М.Б. Социально-педагогические основы подготовки учащихся к трудовой жизни в общеобразовательных школах Великобритании. -М., 1991, -184 с,

81. Паронджанов В, Возможна ли новая революция в образовании? //Высшее образование в России, 1997.-N2. -C.9-I8.

82. Переверзев Л.Б. Дизайн в средней школе: британский эксперимент //Труды ВНИИТЭ:-М„ 1986.-С.82-99.

83. Переверзев Л.Б. Чего мы ищем в зарубежном опыте дизайн образования. //ТрудыВНИИТЭ: -М., 1986.-C.3-I2.

84. Петушкова Г.И. Симметрия в программировании формообразования модного костюма.-М.,1992. -147с.

85. Поташник М.М. Эксперимент в школе: организация и управление.-М.:Просвещение, 1991 .-21 Зс.

86. Программа дизайн-образования для специализированных школ //Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Дизайн в общеобразовательной школе: -М., 1994.-С.102-112.

87. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и общения/Под ред. С.Л.Рубинштейна: АНСССР.-М.Д960.-С.27

88. Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне:Автореф.дис.,. доктора искусствоведения/ -М., 1992.36с.

89. Пузанов В.И. Дизайн в движении: кто идет и куда. //Техническая эстетика.-M.,1992.-Nl,-C.3-6.

90. Пузанов В.И. Дизайнерская модель культуры //Техническая эстетика.-M.,1989.-N11,-С.16-19.

91. Пути развития дизайна в капиталистических странах: Италии, США, ФРГ, Великобритании, Франции, Японии //Труды ВНИИТЭ:-М.,1987.-Вып.7,8.-С.23-28. .

92. Разработка учебно-программной документации для подготовки рабочих по группам профессий. Методические рекомендации.-Л., 1989. -31с.

93. Рачеева И.В. Особенности формирования дизайна США: социокультурные и художественно-образные аспекты: Автореф.дис. кандидата искусствоведения/ -М.,1990, -25с.

94. Рисунок, живопись, композиция,Хрестоматия, -М.:Просвещение, 1989.-205с.

95. Розин В.М. От традиционной парадигмы образования к новой //Техническая эстетика.-М., 1990.-N4.-С.20-22.

96. Романцев Г.М., Зеер Э.Ф., Ларионов В.Н. Профессионально-педагогическое образование: проблемы развития. Гуманизация и гуманитаризация профессионально-педагогического образования: Материалы конференции, в 2ч.-Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1996.-41с.

97. Савельев А,Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования// Высшее образование в России.-М.,1994.-N2.-C.29-37,

98. Сидоренко В.Ф. Дизайн как общеобразовательная дисциплина (по следам поисковой программы Королевского колледжа искусств) //Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Дизайн в общеобразовательной школе: -М., 1994.-С.9-14.

99. Сидоренко В.Ф. Модель опережающего образования //Техническая эстетика.-М., 1986.-N9.-C, 18-20.

100. Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры //Техническая эстетика.-M.,1989.-Nl.-C.l-3.

101. Сидоренко В.Ф., Устинов А.Г. К характеристике МВХПУ как школы промышленного искусства // Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Московская школа дизайна: -М.> 1991. -С.7-11.

102. ПО. Симонов В.П., Черненко Е.Г. Образовательный минимум: измерение, достоверность, надежность/ Педагогика,, 1992 .-N4 ,-С.30-34.

103. Скаткин М.Н. Вопросы профессиональной педагогики.-М.:Высшая школа, 1968, -321с.

104. Смирнов И.П. Рынок труда и реформы профессионального образования в России//Специалист.-М.,1994.-Ы9.-С. 5-10.

105. ПЗ.Тарасюк 0<В.,Бажутин В.В.,Кирикова 3.3. Образовательно-ориентированный подход к профессиграфии.-Екатеринбург:Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.-165с.

106. Сычевая В.А. Пулос А.-Дизайнер, педагог //Техническая эстетика.-M.,1985.-N3,-C.21-23.

107. Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: современная концепция и теория воспитания. -Казань, 1990.-Ч.1.- 110 с.

108. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва: МГУ, 1975.-343с.

109. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-спавочник/Под ред. А.И.Половинкина, В.В. Попова.-М.:НПО "Информ-система", 1995.-408с.

110. Технология профессиографии в целях образования^ 2ч./З.З.Кирикова, Бажутин В.В.,Осипова Н.В.Дарасюк О.В.Дрохина Н.В. Департамент образования Правительства Свердл. обл. -Екатеринбург:Изд-во УГППУ, 1997.4.1 .-21 с.

111. Технология профессиографии в целях образования^ 2ч./З.З.Кирикова, Бажутин В.В.,Осипова Н.В.,Тарасюк О.В.,Крохина Н.В. Депертамент образования Свердловской обл. -Екатеринбург, 1997,4.2.-100с.

112. Ткаченко Е.В. Российское образование. Дороги реформ. Махачкала: Юпитер, 1994,-231 с.

113. Ткаченко Е.В. Содержание и развитие инженерно-педагогического образования: состояние, проблемы, перспективы.- Свердловск:Изд-во СИПИ, 1990.С.30-45.

114. Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования.-Нальчик:Эль-Фа; 1997.-50 с.

115. Тхагапсоев Х.Г., Горшоков A.M. Колледж дизайна. -Нальчик, 1993. -27с.

116. Тхагапсоев Х.Г.Философия образования: проблемы развития региональных систем.-Нальчик:Эль-фа, 1997.-253с.

117. Устинов А.Г. Воспитание творческой личности в Японской школе //Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Дизайн в общеобразовательной школе: -М., 1994.-С.33-49.

118. Устинов А.Г, Структура МВХПУ и нормативные модели специалиста //Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Московская школ а дизайна: -M.J991.-C.35-38

119. Устинов А.Г. Традиционализм и современность в японской дизайнерской школе //Труды ВНИИТЭ:-М., 1986. Вып,51 .-С.44-62.

120. Устинов А.Г. Учебные планы по специальностям //Библиотека дизайнера ВНИИТЭ. Московская школа дизайна: -М.,1991.~С.38-40.167

121. Федоров В.К. Требования промышленности к подготовке конструкторов. (Проблемы развития дизайнерского образования) /Сб.статей. Труды ВНИИТЭ:-М.,1986. Вып. 49. -С.34-40.

122. Федоров М.В. Определение экономической эффективности художественно-конструкторских разработок с использованием экспертных методов //Техническая эстетика.-М.,1982.-Ы5. -С.11-13.

123. Федотова JT.Д. Государственные образовательные стандарты залог качества профессиональной подготовки.//Новые исследования в профессиональном образовании:Сб. научных статей/-М.-Ноябрьск, 1998.-С.10-13.

124. Хридина Н.Н. Организационно-педагогические условия обеспечения эффективности образовательного процесса в профессиональных училищах :Автореф.дис.кандидата пед. наук, /-Екатеринбург, 1997.-24с.

125. Художественные проблемы пространственно-предметной среды //Техническая эстетика.-М.,1981.-Ш.-С.2-7.

126. Черноглазкин С.Ю. Моделирование профессионального становления личности учащегося ПТУ в самостоятельной учебной деятельности: Автореф.кандидата пед.наук. /-Казань, 1993. 25 с.

127. Чошанов М.А. Проблемно-модульное проектированиесодержания обучения/УСреднее специальное образование, 1991.-N8.C.13-18.

128. Чуприкова Н.И. Система обучения А.В.Занкова //Педагогика.-М,,1993.-N1,2.- С.16-19.

129. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. -М.:Просвещение,1993. -181с.

130. Шишлина JI. Менеджмент в образовании//Высшее образование в России.-MJ997.-N 2.-С. 19-24,

131. Шкляр А.Х. Организационно-педагогические основы непрерывного профессионального образования в интегративных структурах профессиональных школ//-С.Пб. -М.,1994.- 225 с.

132. Шукшунов В.Е.Взятышев В.Ф., СавельевА.Я. Инновационное образование /парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России.-М,,1994.-N 2.-С.13-28,

133. Эттрих К.У .Планирование эксперимента//Процесс социального исследования.-М1975.С,265-301,

134. Юцевичеш П.А. Принципы модульного обучения //Педагогика.-М.,1990.-N1,2. -С.55-60,

135. Якуба Ю.А, Связь теоретического и производственного обучения в средних профтехучилищах (Биб-ка руководителя профтехучилища)-М.:Высшая школа, 1986.54с.

136. Ярочкина Г.В* Педагогические основы комплексной системы контроля качества подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах и лицеях: Автореф дис. кандидата пед.наук/ -Москва, 1997.-22с.

137. Archer В. The Three Rs.// Design Studies.-L., 1979, vohl,-Nl.R2-14.

138. Design General Education/ Royal College of Art, -London, 1979.P.7-16.

139. Cross N. Designerly Ways of Knowwing//Design Studies.-Londonf1982.-N4<-P.221.

140. Cross A.Design intelligence: the use of codes and language systems in de-sign//Design Studies.-London, 1986.-N1P.16.

141. Design Education one in SchooV/Hornsey College of Art, -London, 1966.-P.5-18.

142. Koestler A. The art of creation.N.Y.: Macmillon, 1976.-751 p.

143. The Big Paper//The Design CouncilAs termly publication for schools, 1989.-N6.P.4-13.

144. Kozhukhovskaya S.M.About succession of vocational education stages providing in designer-pedagogues training//Upgrading regional Academic level, Newsletter N4, July 1997, p.27-30.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.