Снаряжение верхового коня у древней мордвы в III-XIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Седышев, Олег Владимирович
- Специальность ВАК РФ07.00.06
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Седышев, Олег Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
1. ТИПОЛОГИЯ ПРЕДМЕТОВ КОНСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ.
1.1. Удила
1.2. Стремена
1.3. Сбруйный набор
2. ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТОВ КОНСКОГО СНАРЯЖЕНИЯ.
2.1. Удила
2.2. Стремена
2.3. Сбруйный набор
3. КОНЬ В ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОРДВЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Уздечные наборы на территории Древней Руси в 9-11 вв.: по материалам погребений и поселений2009 год, кандидат исторических наук Новиков, Василий Васильевич
Вооружение финнов Западного Поволжья в первой-второй трети I тыс. н.э.: I-VII вв.2004 год, кандидат исторических наук Нефедов, Игорь Владимирович
Вооружение всадников и конская сбруя юга Восточной Европы в предскифский период2003 год, кандидат исторических наук Вальчак, Сергей Борисович
Снаряжение верхового коня у коренного населения Среднего Енисея в позднем средневековье: XIII - начало XVIII веков2008 год, кандидат исторических наук Выборнов, Антон Васильевич
Погребения с остатками трупосожжений в могильниках поволжских финнов в IV - XI веках нашей эры1998 год, кандидат исторических наук Букина, Ольга Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Снаряжение верхового коня у древней мордвы в III-XIII вв.»
Актуальность темы. Каждая археологическая находка несет в себе информацию, воссоздающую, в той или иной мере, жизнь народа. Снаряжение верхового коня обладает уникальными свойствами отражать различные сферы деятельности: хозяйственную, военную, социальную, торговые и военно-политические связи. Исследование конского снаряжения особенно актуально для народов, история которых крайне скупо отражена в письменных источниках.
К настоящему времени конское снаряжение Древней Руси и кочевых народов Восточной Европы, стало объектом специальных исследований. На этом фоне, несмотря на большой накопленный археологический материал по материальной культуре поволжско-финских народов, в частности мордвы, оно остается малоизученным. Работа по этой теме может стать частью для последующего всестороннего изучения конского снаряжения в целом народов Восточной Европы.
Объектом исследования являются погребальные памятники мордвы III - XIII вв. В I - начале II тысячелетия территория древней мордвы охватывала значительную часть Окско-Сурского междуречья: на севере от правобережья Волги, на юге - от верховьев Мокши и Суры. Монголо-татарское нашествие, всесторонне повлиявшее на жизнь средневековой мордвы, затронуло и его расселение. Среди археологических памятников переселенной мордвы используются материалы Аткарского могильника, расположенного в Нижнем Поволжье. Рассматриваемые в исследовании древнемордовские погребальные памятники расположены на территории Республики Мордовия, Пензенской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской областей.
Предмет исследования - элементы конского снаряжения, как важная часть погребального инвентаря и материальной культуры средневековой мордвы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с III по XIII век. По мнению археологов, основные признаки древнемордовской v*} культуры сложились в III в. н.э., и с этого времени можно говорить о древней мордве как об этнокультурной общности [Вихляев В.И., 1977. С. 62; Вихляев В.И., 2000. 61 - 62; Шитое В.Н., 2000. С. 53]. Примерно в это время на территории Окско-Сурского междуречья появляются могильники, которые определяются как древнемордовские. Верхняя хронологическая грань исследования - XIII век — время монголо-татарского нашествия, нарушившего ход политического, экономического и социального развития мордовского общества. Кроме того, из ассортимента погребального инвентаря позднеиших могильников почти исчезает конское снаряжение -предмет нашего исследования.
Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в системном изучении археологического материала, касающегося конского снаряжения из наиболее широкого круга мордовских памятников. Задачи определяются следующими положениями:
- разработка исчерпывающих признаков классификации предметов снаряжения верхового коня;
- определение временных рамок бытования выделенных типов вещей;
- исследование эволюции предметов конского снаряжения;
- выявление экономических и военных связей мордвы на основе изучения предметов конской упряжи;
- обобщение и систематизация археологических данных для выяснения социальной структуры мордовского общества и некоторых сторон мировоззрения связанного с почитанием коня.
Источниковая база. Исследование основано на материалах 34 погребальных памятников древней мордвы. Снаряжение верхового коня практически не встречается на средневековых мордовских поселениях, что может быть объяснено их слабой изученностью. Использованы этнографические и фольклорные данные, сведения русских летописей и данные западноевропейских авторов.
Материалы об археологических памятниках содержатся в полевых отчетах, хранящихся в архиве Института археологии РАН и рукописном фонде Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Данные некоторых могильников были опубликованы, однако, не всегда в полном объеме [Материалы по истории мордвы., 1952; Материальная культура среднего пинской мордвы., 1969; Петербургский И.М., 1979а.; Беляев Я.В., Вихляев В.И., Зеленцова О.В., Шитов В.Н, 1998; Мартьянов В.Н., 2001]. Находки, использованные в работе, хранятся в археологических фондах ГИМ, Государственного Эрмитажа, Арзамасского историко-художественного музея, Моршанского историко-художественного музея, Саратовского областного музея краеведения, Пензенского государственного объединенного краеведческого музея, Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, Мордовского республиканского объединенного краеведческого музея, археологического музея Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева и в фондах Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве РМ.
Для сравнительного анализа использованы опубликованные сведения о памятниках Восточной Европы, Сибири и Средней Азии.
Историография. Историография изучения предметов конского снаряжения из мордовских памятников не велик, из-за отсутствия серьезных исследований в этой области. Многие исследователи, начиная с В.Н. Ястребова [Ястребов В.Н., 1893], при публикации материалов могильников касались снаряжения коня, как части погребального инвентаря, но специальному анализу его не подвергали.
А.Е. Алихова выделила наиболее часто встречающиеся формы удил VIII - IX вв. на материале из Лядинского могильника, отметила, что самой распространенной формой стремян у мордвы этого периода были стремена с подпрямоугольным ушком, снабженным отверстием, и широкой выгнутой подножкой. Она же отмечала, что в отличие от муромы, обычай конского захоронения у мордвы, оставившей Лядинский могильник, где к тому времени было известно одно безинвентарное погребение коня, был мало распространен [Алихова А.Е., 1959а. С. 28-30]. Ко времени выхода работы А.Е. Алиховой мордовские могильники были исследованы еще недостаточно, памятники первой половины I тысячелетия были мало изучены, их исследование только начинал М.Р. Полесских.
В 1968 году вышла статья М.Р. Полесских, в которой, рассматривается снаряжение из могильников армиевского типа, и приводятся аналогии некоторым накладкам от сбруи [ПолесскихМ.Р., 1968а. С. 206].
И.М. Петербургский, при систематизации материалов II Старобадиковского могильника (вторая половина VII - X вв.) уделяет внимание удилам и стременам [Петербургский И.М., 1987. С. 57]. Однако он ставил своей целью рассмотреть вещи только одного могильника, кроме того, в публикацию не вошли материалы последних лет исследования памятника.
Принадлежности конской сбруи из древнемордовских памятников I тыс. н.э. затронул в своей работе А.В. Циркин [Циркин А.В., 1987. С.217— 229]. Отметив, что «сбруйные принадлежности средневековой мордвы - тема незаслуженно забытая исследователями» [Циркин А.В., 1987. С. 221], автор довольно подробно сделал обзор комплексов из среднецнинских могильников, однако неполно и крайне скупо осветил материалы могильников III — VII вв. Кроме того, А.В. Циркин объединяет с мордовскими, вещи из Шокшинского могильника, с городища Ош Пандо, Армиевского селища (Армиевский курганно-грунтовой могильник) — памятников, относимых многими исследователями к иным культурам.
В.И. Вихляев рассматривал вопрос о происхождении конских захоронений у средневековой мордвы [Вихляев В.И., 1997], многие из которых к этому времени уже были опубликованы [Мартьянов В.Н., 1992]. Он называет эту черту погребального обряда у мордвы существенной и выделяет несколько возможных факторов, ставших причинами ее возникновения [Вихляев В.И., 1997. С. 116, 117].
В 2001 году вышла работа В.Н. Мартьянова, в которой опубликованы материалы многолетних исследований мордовских могильников в Нижегородской области. Автор затрагивает и такой элемент погребального обряда мордовских могильников северной группы как конские захоронения и, вслед за В.Н. Вихляевым, считает эту черту существенной не только для мордвы-эрзи, но для всей мордвы в целом [Мартьянов В.Н., 2001. С. 260].
С.В. Святкин, в исследовании по вооружению и военному делу мордвы первой половины II тысячелетия, рассматривает и конское снаряжение этого времени. Он же приводит упоминания о мордовских обрядовых действиях, связанных с конем [Святкин С.В., 2001. С. 58-70].
И.Р. Ахмедов, рассматривая псалии гуннской эпохи, упоминает двое удил из мордовского Абрамовского могильника и, считая их одними из самых ранних удил с псалиями этого времени, находит им аналогии в памятниках Восточной Европы и Кавказа [Ахмедов И.Р., 2001. С. 220 - 222, 228].
Таким образом, все исследования конского снаряжения мордвы были неполными и отрывочными, так как исследователи не располагали материалами раскопок последних лет, не делали это своей задачей, либо были серьезно ограничены хронологическими рамками. Кроме того, ни кто из них не ставил конское снаряжение в центр своего исследования.
Изучение конского снаряжения является одним из важных направлений в отечественной археологии.
Активные исследования древних памятников начались после второй мировой войны, что повлекло накопление массы археологического материала. Появляются научные труды, ставившие целью систематизировать этот материал с широким как хронологическим, так и территориальным охватом. Среди таких исследований работа С.В. Киселева, посвященная истории Южной Сибири [Киселев С.В., 1949]. Автор рассматривал самые распространенные формы стремян и удил Алтая второй половины I тысячелетия, и их аналогии из памятников юга России и Венгрии [Киселев С.В., 1949. С. 290].
С.А. Плетнева в работе, посвященной кочевническим древностям южнорусских степей, выделяет хронологические группы погребений и характерные для них типы удил и стремян; рассматривает происхождение и эволюцию некоторых предметов конского снаряжения [Плетнева С.А, 1958.].
B.Ф. Генинг и А.Х. Халиков, публикуя материалы древнеболгарского Больше-Тарханского могильника и рассмотрев удила и стремена, пришли, к выводу, что распространение у мордвы с VIII в. предметов юго-восточного облика, связано не с салтовским и северокавказским населением, а с болгарским влиянием. Пришлые болгары, по их мнению, вступили в довольно тесный контакт с территориально близкими мордовскими племенами, восприняли от них некоторые типы вещей и в свою очередь, оказали сильное воздействие на формирование местной культуры финно-угорского населения Среднего Поволжья и Прикамья [Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964. С. 156,159].
А.А. Гаврилова рассматривая конское снаряжение из кочевнических могильников Алтая большое внимание уделила эволюции предметов конского снаряжения второй половины I тысячелетия. При этом отправной точкой в развитии форм кольчатых удил она делает однокольчатые удила, названные ей «кошибеевскими» [Гаврилова А.А., 1965. С. 80-87].
C.А. Плетнева исследуя памятники салтово-маяцкой культуры, выделила наиболее типичные для них предметы конского снаряжения, в том числе удила со стержневидными псалиями и стремена с овальной петлей для путлища и прямой или слегка выгнутой подножкой [Плетнева С.А., 1965; Плетнева С.А., 1989].
С.И. Вайнштейн в историко-этнографической статье коснулся происхождения стремян. По его мнению, их изобретение произошло в VI в. и связано с распространением древнетюркской культуры. Причем первыми стали применять стремена алтайские тюрки [Вайнштейн С.И., 1966. С.65, 66]
В работе Г.А. Федорова-Давыдова, вышедшей в 1966 году, и во многом положившей начало серьезной работы в направлении исследования предметов конского снаряжения, были определены наиболее значимые признаки классификации удил и стремян на материалах кочевнических древностей. Но автором были затронуты лишь памятники периода предмонгольского и монгольского завоевания [Федоров-Давыдов Г.А., 1966].
Огромный материал древнерусских памятников IX — XIII вв. систематизировал А.Н. Кирпичников [Кирпичников А.Н., 1973]. Его работа затронула многие вопросы, связанные с конской сбруей и стала своеобразной энциклопедией по истории всаднического снаряжения Восточной Европы.
В дальнейшем, после выхода работ Г.А. Федорова-Давыдова и А.Н. Кирпичникова, исследователи, касаясь конской сбруи, просто не могли не использовать заложенные ими принципы. Таковой, например, стала работа С.А. Плетневой, посвященная черным клобукам, где применена классификация удил и стремян Г.А. Федорова-Давыдова [Плетнева С.А., 1973. С. 15].
В 1973 году объектом пристального изучения исследователей становятся стремена. И.Л. Кызласов, рассматривая происхождение стремян, предположил их существование с V - III в. до н. э. и отказался от поисков народа «изобретателя стремян», так как необходимые в быту они могли появиться в разных центрах [Кызласов И.Л., 1973. С. 35]. А.К. Амброз учитывает стремена и седла авар как важный хронологических признак [Амброз А.К, 1973].
Ю.А. Краснов, исследуя снаряжение коня из Безводнинского могильника, привлекает аналогии, прежде всего, из мордовских памятников [Краснов Ю.А., 1980. С. 77-78]. По его мнению, конские захоронения и погребения с конем этого могильника, являлись выросшей на местной основе деталью погребальной обрядности, обусловленной в своем возникновении определенными чертами социально-экономического развития общества, в частности большой ролью коневодства в хозяйстве и выделением воинов-всадников [Краснов Ю.А., 1980. С. 38].
A.К. Амброз освятил наиболее типичные формы конского снаряжения, как часть погребального инвентаря кочевников V — первой половины VIII в. [АиброзА.К, 1981. С. 13-15].
B.Н. Шитов проанализировал материалы раскопок древнейших рязано-окских могильников. Для Старо-Кадомского могильника он выделил три типа удил, коснулся их эволюции и предложил им аналогии в степной и лесостепной зоне Восточной Европы [Шитов В.Н., 1988 С. 28-29]. Для Кошибеевского могильника (раскопки Глазова В.Н.) Шитов В.Н. выделяет два типа удил [Шитов В.Н., 1988 С. 17].
Конское снаряжение из памятников неволинской культуры Приуралья классифицировали Р.Д. Голдина и Н.В. Водолаго, они же дали хронологическое определение удил и стремян, распределив их по выделенным стадиям культуры с конца IV в. до первой половины IX в. [Голдина Р.Д., Водолаго Н.В., 1990. С. 87].
Конскому снаряжению и конским захоронениям муромы второй половины VIII - первой половины X в. уделил внимание В.В. Гришаков. Связывая обряд конских захоронений с культом коня и, соглашаясь с Ю.А. Красновым, автор указывает на его местный характер. В поисках истока обряда он обращается к подобным захоронениям Безводнинского могильника и памятникам андреевско-писеральского типа [Гришаков В.В., 1990. С. 134137].
Объектом изучения JI. Гаврилиной становятся такие украшения сбруи как решмы. В итоге она приходит к выводу о существовании в X в. центра их высокохудожественного производства в Нижнем Поволжье. В XI в., по ее мнению, этот центр сместился к западу [Гаврилииа Л., 1993. С.81].
И.Р. Ахмедов классифицировал предметы конского снаряжения из материалов рязано-окских могильников III - VII вв., предложил их хронологию, а также выделил стадии развития конского убора и снаряжения всадника из могильников этой группы [Ахмедов И.Р., 1995]. Рассматривая удила с Г-образными псалиями из Гапоновского клада И.Р.Ахмедов, сравнивает их с находками в памятниках Причерноморья, Кавказа, степи и лесостепи Восточной Европы, в том числе и с удилами из Армиевского могильника древней мордвы, и датирует их VII в. [Ахмедов И.Р., 1996. С. 42]. И.Р. Ахмедов поставил вопрос о значении поясного убора и снаряжения всадника в погребальном обряде рязано-окских могильников, и пришел к выводу о том, что наличие комплекса, включавшего оружие, поясной убор и конский убор, - тесно связано со степенью участия местного населения в контактах со степным миром и является отражением степной, «воинской» моды [Ахмедов И.Р., 1997. С. 18].
Конское снаряжение протоболгарских памятников на Средней Волге рассматривалось С.Э. Зубовым [Зубов С.Э., 1998. С. 121-128].
Такова историография изучения вопроса, но следует также учитывать, что предметы конского снаряжения, без столь пристального рассмотрения, часто упоминались исследователями при изучении отдельных памятников и групп памятников различных культур. В диссертации, для определения круга аналогий, использовались работы в центре внимания которых, стояли салтово-маяцкая культура [Артамонов М.И., 1958; Ляпушкин И.И., 1958; Плетнева С.А, 1963, 1981], древности южнорусских степей и Северного Кавказа [Воронов Ю.Н., Шеикао Н.К., 1982; Засецкая И.П., 1994; Гей О.А., Бажан И.А., 1997; Флеров B.C., 2000], могильники марийцев [Архипов Г.А.,
1973, 1986; Никитина Т.Е., 1999], археологические памятники Прикамья [Голдина Р.Д, Капании В.А., 1980; Голдина Р.Д., 1985], Урала [Генинг В.Ф., Голдина Р.Д., 1970; Амброз А.К., 1980; Малситов Н.А., 1981], Центральной Азии [Труды Семиреченской археологической экспедиции., 1950; Шер Я.А., 1961], Западной и Восточной Сибири [Бериштам А.Н., 1952; Арсланоеа Ф.Х., 1972; Деревяико Е.И., 1975, 1977] и др.
Методика исследования. Работа основана на использовании синтеза типологического, сравнительно-исторического и статистического методов. В основу нашей типологии предметов конского снаряжения мордвы были положены принципы, разработанные Г.А. Федоровым-Давыдовым [Федоров-Давыдов Г.А., 1966. С. 11-22] и А.Н.Кирпичниковым [Кирпичников А.Н., 1973] для находок из кочевнических и древнерусских памятников VIII — XIV вв.
Нами впервые была разработана типология мордовских древностей III - VII вв., которая удачно вписалась в принятую схему. И это является существенным, так как данная категория находок до сих пор не являлась предметом специального анализа материальной культуры мордовских племен. Сравнительно-исторический метод применяется при рассмотрении эволюции конской упряжи, а также комплексов со снаряжением верхового коня.
При разработке хронологии предметов конского снаряжения использовались работы А.Е. Алиховой [Алихова А.Е., 1959а.], В.И. Вихляева [Вихляев В.И., 1972, 1977, 2000], Р.Ф. Ворониной [Воронина Р.Ф., 1988], О.В. Зеленцовой [Зелеицова О.В., 1992, 1996, 1998], В.В. Гришакова [Гришаков В.В., 1998,2000], в которых широко затронуты вопросы датировок предметов материальной культуры (украшений) древней мордвы, археологических памятников и погребений.
В разделе, посвященном взаимовстречаемости предметов снаряжения верхового коня и различных видов вооружения, впервые на основе статистических данных, рассматривается процесс военизации мордовского общества с III по XI в.
Научная новизна. В работе впервые систематизированы материалы, касающиеся снаряжения верхового коня из древнемордовских могильников, со времени их появления и вплоть до монгольского завоевания. Исследование позволит дополнительно оценить этническую и политическую ситуацию в регионе.
Практическое значение работы. Основные моменты диссертации и наблюдения автора могут быть использованы в научных исследованиях по проблемам средневековой истории Мордовского края, Среднего Поволжья и Восточной Европы в целом, в учебной работе преподавателей отечественной истории и археологии высших учебных заведений.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы работы были изложены на VI Сафаргалиевских чтениях в Мордовском государственном университете им Н.П. Огарева (2001 г.); на XXXIX Евсевьевских чтениях в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева (2002 г); на Всероссийской конференции археологов, посвященной 100-летию со дня рождения А.Е. Алиховой (2002 г., г.Пенза); на научной конференции, посвященной 70-летию Научно-исследовательского института гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия (2002 г.); на II межрегиональной научной конференции «Поволжские финны и их соседи в эпоху средневековья: проблемы хронологии и этнической истории», прошедшей в МГПИ им. М.Е. Евсевьева (2003 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных архивных источников и литературы. Приложение включает альбом иллюстраций, содержащий 3 таблицы, 26 рисунков, в том числе карту археологических памятников, статистические таблицы и каталог находок.
Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК
Вооружение населения Волго-Вятского междуречья в конце II - IV вв. н.э.2013 год, кандидат исторических наук Матвеев, Руслан Валерьевич
Тюрки-тугю на Саяно-Алтайском нагорье в I - X вв. (по материалам погребений человека с конем)1984 год, кандидат исторических наук Овчинникова, Бронислава Борисовна
Вооружение и военное дело Мордвы в первой половине II тыс. н. э.1998 год, кандидат исторических наук Святкин, Сергей Васильевич
Могильник Клин-яр III как источник по изучению культуры населения Кавминвод в раннем железном веке2004 год, кандидат исторических наук Белинский, Андрей Борисович
Снаряжение верхового коня у кочевников Сибири и Центральной Азии: опыт историко-этнографического исследования2009 год, кандидат исторических наук Ткаченко, Ирина Дмитриевна
Заключение диссертации по теме «Археология», Седышев, Олег Владимирович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подведем итоги и взглянем на развитие конского убора и изменение роли коня в жизни мордовского населения за тысячелетний промежуток времени с III по XIII в.
В III — V вв. наиболее применяемыми удилами были обычные кольчатые, с кольцами разного диаметра. Использование наборных уздечек было редким (Селикса-Трофимовский могильник, погребение 8; могильник Стексово II, отдельные находки 1975 г.). В целом назначение коня в это время в основном сводилось к работе в хозяйстве, и его разведению на мясо. Роль же конницы в войске представляется незначительной. Определенное изменение ситуации начинается в V в. Увеличивается количество погребений с удилами, чаще в комплексе с ними встречается оружие. Тогда же появляются удила с псалиями. Видимо, все это следует связать с началом эпохи великого переселения народов. Массы проходящих по южным границам расселения мордвы кочевников нарушили состояние прежнего относительно мирного существования.
В VI - VII вв. всадникам степи древняя мордва была вынуждена противопоставить нечто подобное. Однако использование коня в пастушестве все еще велико. Воинами всадниками до середины VII в. является пока небольшая, но хорошо вооруженная часть населения. Появление в коневодстве направления на выращивание лошадей для войны и южное степное влияние способствовали и появлению наиболее рациональных форм удил, что приводит к многообразию их типов, в большинстве своем представляющих улучшение уже известных конструкций. В VII в. наступает время использования геральдических поясных накладок для украшения узды. К концу этого периода мордва приобретает близкого и сильного соседа в лице волжских болгар, отношения с которыми были не только мирными. Являясь, на первых порах, кочевниками, болгары напрямую стали проводниками степных традиций в среду народов Среднего Поволжья. Именно с их влиянием мы связываем появление и распространение у древней мордвы металлических стремян.
В VIII - X вв., с появлением стремян, конный воин резко повысил свою боеспособность, пешее войско уже не могло помериться мощью с кавалерией. Для противостояния степной коннице мордва, хотя и оставаясь преимущественно пешей, имела и довольно сильные конные отряды. Если прежде усиление значения конницы в мордовском войске имело качественный характер, то есть шло через повышение боеспособности узкой прослойки воинов, то теперь оно приобретает и характер количественный, то есть конница увеличивается за счет малопрофессиональных воинов. Этот процесс шел вместе с развитием строя военной демократии, при котором каждый мужчина, способный носить оружие, являлся потенциальным воином. В итоге мордовское войско в целом разделилось на многочисленные пешие отряды и, не столь многочисленные, но боеспособные, конные.
В украшении уздечки в это время предпочтение отдавалось круглым, расположенным симметрично, накладкам. Формы удил носили отпечаток как степных традиций (удила с S-видными и прямыми псалиями), так и преимущественно местных (удила с двумя подвижными кольцами). На протяжении VIII — IX вв. в изготовлении стремян наблюдается стремление к единообразию, отразившееся в использовании главным образом типов БШ и BIV, формы которых, хотя и были заимствованы изначально, но стали наиболее распространенным конским снаряжением мордвы этого времени.
С развитием пашенного земледелия в хозяйстве, увеличением значения конницы в войске, конь все более становится объектом поклонения, что приводит к возникновению его культа, наиболее важного в мировоззрении мордвы. Отражение этого культа отмечается в ношении коньковых подвесок и, появившимся в X в., обряде конских захоронений.
В XI - XIII вв. мордовское общество стояло на грани государствообразования. Усиливается власть князей-инязоров, в результате деятельности которых, возникает несколько политических центров, объединивших большую часть мордвы, о которой уже следует говорить не как о племенах, а как о сложившейся народности. В новой обстановке, обострявшейся военным противостоянием с Волжской Болгарией и русскими княжествами, наиболее эффективной военной силой и опорой власти князей становится группа профессиональных, приближенных к военачальнику, воинов. Конечно, эта сила была не совсем подобие древнерусской дружины, но ее прообраз. Одним из проявлений этого процесса стали конские захоронения. Появление этой черты погребального обряда у мордвы имеет местный характер, и мы согласны с Ю.А. Красновым и В.В. Гришаковым о существовании финноугорских основ для его возникновения [Краснов Ю.А., 1980. С. 38; Гришаков В.В., 1990. С. 134-137]. До начала I тысячелетия, этот обычай был редким, но затем в новых условиях развился и приобрел значение одного из основных в системе обрядовых действий. Мы приходим к выводу, что захоронения коней, если были связаны с погребением конкретного человека, производились несколько позднее, когда материальное положение семьи позволяло выполнить такую обязанность перед предком. В иных случаях допускаем возможность совместного погребения коня, предназначенного всем умершим родственникам, жизнь которых преимущественно прошла верхом.
Конское снаряжение этого времени, как и прежде, находилось под влиянием степных соседей, однако появляются моменты воздействия и со стороны русских традиций тяжеловооруженной конницы, что прослеживается на материалах стремян (тип BIV и тип Д1). Находки наборных уздечек редки, но, в тоже время, мы располагаем великолепным образцом высококвалифицированного мастерства (могильник Пятницы VII, погребение 1).
Таким образом, развитие конского убора у мордвы находилось в тесной связи с изменением статуса коня в системе жизнеобеспечения народа, < прошедшим несколько этапов. Первый этап связан с началом пашенного земледелия, уменьшением роли пастушеского скотоводства и появлением группы первых конных воинов, второй этап - дальнейшее развитие пашенного земледелия, выдвижение конницы как войсковой единицы и третий этап - возникновение конной дружины и культа коня. Конечно эти процессы проходили не без внешнего культурного и военно-политического влияния. В целом именно в числе погребений с конским снаряжением следует искать захоронения наиболее знатных членов древнемордовского ^ общества, отмеченных высоким положением и военной доблестью.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Седышев, Олег Владимирович, 2004 год
1. Неопубликованные источники
2. Акимов Н.А. Археологические исследования в 1990 году Мордпаркинского могильника в Краснослободском районе МАССР // Архив ИА РАН № 14953.
3. Алихова А.Е. Отчет МНИИЯЛИЭ о раскопках Кельгининского могильника Мордовской АССР Торбеевского района в с. Зарубкино в 1964 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 3155.
4. Алихова А.Е. Черновые рисунки находок в Наровчате. Отчет о работах Наровчатской археологической экспедиции в с. Наровчат Пензенской области в 1963 г. // РФ ГУ НИИГН И 1336.
5. Африканов Ю.А. Отчет об охранных раскопках Аткарского грунтового могильника в 1989 г. // Архив ИА РАН № 14612.
6. Африканов Ю.А. Отчет об охранных раскопках Аткарского грунтового могильника в 1990 г. // Архив ИА РАН № 15543.
7. Вихляев В.И. Отчет об археологических исследованиях второго Журавкинского могильника Зубово-Полянского района Мордовской ССР в 1993 г.//Архив ИА РАН
8. Вихляев В.И. Отчет об археологических исследованиях 1999 года Кельгининского могильника в Зубово-Полянском районе РМ // Архив ИА РАН
9. Вихляев В.И. Отчет об археологических исследованиях 2000 года Кельгининского могильника в Зубово-Полянском районе РМ // Архив ИА РАН
10. Воронина Р.Ф. Отчет о раскопках Крюково-Кужновского могильника Моршанского района Тамбовской области в 1968 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 3759.
11. Воронина Р.Ф. Альбом к отчету о раскопках в Тамбовской области в 1968г. // Архив ИА РАН Р 1 № 3759А.
12. Воронина Р.Ф. Отчет о раскопках Крюково-Кужновского могильника Моршанского района Тамбовской области в 1969 г. // Архив НА РАН Р 1 № 4228.
13. Воронина Р.Ф. Отчет 2-го Чувашского отряда Чебоксарской экспедиции 1971 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 4627.
14. Воронина Р.Ф. Альбом к отчету 2-го Чувашского отряда Чебоксарской экспедиции 1971 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 4627Л.
15. Воронина Р.Ф. Отчет о раскопках Иваньковского могильника Ядринского района Чувашской АССР в 1972 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 4918.
16. Воронина Р.Ф. Альбом к отчету о раскопках Иваньковского могильника Ядринского района Чувашской АССР в 1972 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 4918Д.
17. Воронина Р.Ф. Отчет о раскопках в Тамбовской области в 1985 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 11417.
18. Гришаков В.В. Отчет о раскопках Чулковского могильника в Вячском районе Нижегородской области и разведках в Темниковском районе Мордовии 1992 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 18180.
19. Гришаков В.В. Отчет о раскопках II Усть-Узинского могильника в Пензенской области в 2001, 2002 гг.// Архив ИА РАН
20. Жиганов М.Ф. Отчет о работе разведочной экспедиции 1955 г. в бассейне среднего течения р. Теши и ее притоков Иржа и Леметь в пределах Арзамасского, Ардатовского и Муятоловского районов Горьковской области // Архив ИА РАН Р 1 № 1097.
21. Жиганов М.Ф. Отчет о работе Мордовской археологической экспедиции 1956 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 1335.
22. Жиганов М.Ф. Отчет о работе Мордовской археологической разведочной экспедиции в долине р. Вад в 1957 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 1577.
23. Жиганов М.Ф. Отчет о работе Мордовской археологической разведочной экспедиции в долине р. Вад в 1958 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 1804.
24. Жиганов М.Ф. Отчет о работе Мордовской археологической разведочной экспедиции в долине р. Вад в 1959 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 1913.
25. Жиганов М.Ф. Отчет о работе Мордовской археологической разведочной экспедиции в долине р. Вад в 1960 и 1969 гг. // Архив ИА РАН Р 1 № 3877.
26. Жиганов М.Ф. Отчет о работе археологической экспедиции Мордовского государственного университета в 1970 г. // Архив ИА РАН Р -1 №4169.
27. Жиганов М.Ф. Отчет о работе археологической экспедиции Мордовского государственного университета в 1971 г. // Архив ИА РАН Р -1 №4675.
28. Жиганов М.Ф. Альбом к отчету о работах археологической экспедиции Мордовского государственного университета в 1971 г. // Р 1 № 4675 д.
29. Жиганов М.Ф. Альбом к отчету о работах археологической экспедицииг
30. Мордовского государственного университета в 1971 г. // Р 1 № 4675 .
31. Жиганов М.Ф. Отчет о работе археологической экспедиции Мордовского государственного университета в 1973 г. // Архив ИА РАН Р -1 №5127.
32. Жиганов М.Ф. Отчет о работе археологической экспедиции Мордовского государственного университета в 1974 г. // Архив ИА РАН Р — 1 № 5356.
33. Жиганов М.Ф. Альбом иллюстраций к отчету о работе археологической экспедиции Мордовского государственного университета в 1974 г. // Р — 1 № 5356Л.
34. Жиганов М.Ф. Отчет о работах археологической экспедиции Мордовского государственного университета в Горьковской области в 1975 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 5864.
35. Зеленцова О.В., 1998. Хронология и периодизация среднецнинских могильников древней мордвы // Дис. .канд. ист. наук. М.
36. Монахов С.Ю. Отчет раскопках Аткарского грунтового могильника в Аткарском районе Саратовской области в 1979 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 7530.
37. Монахов С.Ю. Отчет раскопках Аткарского грунтового могильника в Аткарском районе Саратовской области в 1980 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 7954.
38. Петербургский И.М. Отчет о раскопках II Журавкинского могильника в 1974 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 5556.
39. Петербургский И.М. Отчет о раскопках I и II Старобадиковских и II Журавкинского могильников в Зубово-Полянском районе МАССР в 1975 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 6003.
40. Петербургский И.М. Отчет о раскопках II Старобадиковского могильника в Зубово-Полянском районе МАССР в 1976 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 6366.
41. Петербургский И.М. Отчет о раскопках II Старобадиковского могильника в 1977г. // Архив ИА РАН Р 1 № 6715.
42. Петербургский И.М. Отчет о раскопках II Старобадиковского могильника в 1978г. // Архив ИА РАН Р 1 № 7065.
43. Петербургский И.М. Отчет о раскопках II Старобадиковского могильника в 1979г. // Архив ИА РАН Р 1 № 7590.
44. Петербургский И.М. Отчет о раскопках могильника и поселения у с. Старое Бадиково Зубово-Полянского района МАССР в 1980 г. // Архив ИА РАНР-1 №7824.
45. Петербургский И.М. Отчет о раскопках II Старобадиковского могильника и поселения в Зубово-Полянском районе МАССР в 1981 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 9695.
46. Петербургский И.М. Отчет о раскопках II Старобадиковского могильника и поселения в Зубово-Полянском районе МАССР в 1982 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 9070.
47. Петербургский И.М. Отчет о раскопках Степановского могильника в Атюрьевском районе РМ в 1994 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 18972.
48. Петербургский И.М. Отчет о раскопках Степановского могильника в Атюрьевском районе РМ в 1995 г. // Архив И А РАН
49. Петербургский И.М. Отчет о раскопках Степановского могильника в Атюрьевском районе РМ в 1996 г. // Архив ИА РАН
50. Петербургский И.М. Отчет о раскопках Степановского могильника в Атюрьевском районе РМ в 1997 г. // Архив ИА РАН
51. Петербургский И.М. Отчет о раскопках Степановского могильника в Атюрьевском районе РМ в 1998 г. // Архив ИА РАН
52. Петербургский И.М. Отчет о раскопках Степановского могильника в Атюрьевском районе РМ в 1999 г. // Архив ИА РАН
53. Петербургский И.М. Отчет о раскопках Степановского могильника в Атюрьевском районе РМ в 2000 г. // Архив ИА РАН
54. Полесских М.Р. Отчет об археологической разведке в Пензенской области в 1952г. // Архив ИА РАН Р 1 № 678.
55. Полесских М.Р. Отчет об археологических разведках в Пензенской области в 1953 г. // Архив ИА РАН Р 789.
56. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области в 1954 году // Архив ИА РАН Р 1 № 965.
57. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области в 1955 году // Архив ИА РАН Р -1 № 1101.
58. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях 1956 года //1. Архив ИА РАН Р 1 № 1244.
59. Полесских М. Р. Отчет об археологических исследованиях 1957 года // Архив ИА РАН Р 1 № 1552.
60. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях 1958 года в Пензенской области // Архив ИА РАН Р 1 № 1722.
61. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области в 1959 году // Архив ИА РАН Р 1 № 1884.-К
62. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области в 1960 году // Архив ИА РАН Р 1 № 2058.
63. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области в 1961 году // Архив ИА РАН Р 1 № 2243.
64. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области в 1963 году // Архив ИА РАН Р 1 № 2695.
65. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области за 1964 год // Архив ИА РАН Р 1 № 2891.
66. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в Пензенской области в 1967 году // Архив ИА РАН Р- 1 № 3443.
67. Полесских М.Р. Отчет об археологических исследованиях в 1968 году // Архив ИА РАН Р 1 № 3648.
68. Полесских М.Р. Отчет о раскопках в 1969 году // Архив ИА РАН Р — 1 №3918.
69. Полесских М.Р. Отчет по Пензенской области за 1970 год // Архив ИА РАН Р 1 № 4097.
70. Полесских М.Р. Отчет по Пензенской области за 1971 год // Архив ИА ^ РАН Р- 1 № 4528.
71. Полесских М.Р. Отчет за 1972 год. Пензенская область // Архив ИА РАН Р-1 №4794.
72. Полесских М.Р. Отчет за 1973 год. Пензенская область // Архив ИА РАН Р- 1 № 5003.
73. Полесских М.Р. Отчет за 1975 год. Пензенская область // Архив ИА РАН Р-1 №6181.
74. Халиков А.Х. Отчет о работах Армиевской археологической экспедиции в 1981 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 8800.
75. Халиков А.Х. Отчет о работах Армиевской археологической экспедиции в 1982 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 9060.
76. Халиков А.Х. Отчет о работах Армиевской археологической экспедиции в 1986 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 11690.
77. Циркин А.В. Отчет об археологических раскопках в долине р. Вад Мордовской АССР в 1965 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 3009.
78. Циркин А.В. Отчет об археологической экспедиции Мордовского госуниверситета в 1967 г. // РФ ГУ НИИГН И 796.
79. Черников В.Ф. Отчет об археологической разведке в бассейне р. Теши от г.Лукоянова до с. Водоватово Горьковской историко-архитектурного музея заповедника в 1962 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 2520.
80. Шитов В.Н. Отчет о работе археологической экспедиции в Мордовской АССР и Рязанской области в 1983 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 9611.
81. Шитов В.Н. Отчет о работе Шокшинской археологической экспедиции в Мордовской АССР и Рязанской области в 1984 г. // Архив ИА РАН Р -1 № 10376.
82. Шитов В.Н. Отчет о работе Шокшинской археологической экспедиции в Мордовской АССР и Рязанской области в 1986 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 11381.
83. Шитов В. Н. Отчет о работе Шокшинекой археологической экспедиции в Мордовской АССР и Рязанской области в 1988 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 12631.
84. Шитов В.Н. Отчет о работе Шокшинского могильника и Шокшинского поселения в Мордовской ССР в 1990 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 15340.
85. Шитов В.Н. Отчет о раскопках Шокшинского могильника и Шокшинского поселения в Мордовской ССР в 1991 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 16759.
86. Шитов В.Н. Отчет о раскопках Шокшинского могильника и Шокшинского поселения в Мордовской ССР в 1992 г. // Архив ИА РАН Р 1 № 17448.
87. Шитов В.Н. Отчет о раскопках Шокшинского могильника и Шокшинского поселения в Республике Мордовия в 1993 г. // Архив И А РАН Р-1№ 17762.1. Опубликованные источники
88. Алексеев С.И., Зеленеев Ю.А., Мартьянов В.Н., 1990. Могильник Красное III // Новые источники по этнической и социальной истории финно-угров Поволжья I тыс. до н. э. — I тыс. н. э. Йошкар-Ола. С. 83 100.
89. Алихова А.Е., 1959. Серповский могильник // Алихова А.Е., Жиганов М.Ф., Степанов П.Д. Из древней и средневековой истории мордовского народа. Саранск. С. 117 130.
90. Арзютов Н.К., 1929. Финский могильник XIII XIV вв. близ гор. Аткарска // Тр. Нижневолжского краевого музея. Саратов, Вып. 1. С. 4 - 30.
91. Беляев Я.В., Вихляев В.И., Зеленцова О.В., Шитов В.Н., 1998. Кельгининский могильник: Раскопки 1990-х гг. Саранск. 168 с.
92. Мартьянов В.Н., 1988. Могильник Красное I // Вопросы этнической истории мордовского народа в I начале II тысячелетия н. э. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 93. С. 80 - 100.
93. Мартьянов В.Н., 1990. Могильник Личадеево V // Средневековые памятники Окско-Сурского междуречья. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 99. С. 53 -63.
94. Мартьянов В.Н., 1998. Могильник Заречное II // Материалы и исследования по археологии Поволжья. Йошкар-Ола. Вып. 1. С. 91 105.
95. Материалы по истории мордвы VIII XI вв. (По материалам раскопок Иванова П.П.) Моршанск, 1952. 232 с.
96. Материальная культура среднецнинской мордвы VIII XI вв. (По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927 - 1928 годы). Саранск, 1969. 175 с.
97. Петербургский И.М., 1979а. Второй Журавкинский могильник // Археологические памятники мордвы первого тысячелетия нашей эры. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 63. С. 57 102.
98. Полесских М.Р., 1966. Тезиковский могильник // Исследования по истории, этнографии и археологии Мордовской АССР. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 30. С. 268 298.1. Литература
99. Абрамов В.К., 1991. По следу времени (Очерки об известных исторических деятелях). Саранск. 304 с.
100. Абрамов В.К., 2002. Мордвины вчера и сегодня. Краткие очерки истории Мордовской государственности и национального движения. Саранск. 240 с.
101. Абрамова М.П., 1959. Сарматская культура II в. до н. э. I в. н. э. (По материалам Нижнего Поволжья. Сусловский этап) // СА. №1. С. 52 - 71.
102. Абрамова М.П., 1997. Ранние аланы Северного Кавказа III V вв. н.э. М. 165 с.
103. Айбабин А.И., 1977. Салтовские поясные наборы из Крыма // СА. №1. С. 225-239.
104. Аксенов В.Н., Гришаков В.В., 1988. Тенишевский могильник // Вопросы этнической истории мордовского народа в I — начале II тысячелетия н. э. Тр. МНИИЯЛИЭ. Сараэнск. Вып. 93. С. 63 79.
105. Алихова А.Е., 1949. Могильник у колхоза «Красный Восток» // КСИИМК. Вып. 29. С. 76 83.
106. Алихова А.Е., 1954. Муранский могильник и селище // МИА. М., Вып. 42. С. 259-201.
107. Алихова А.Е., 1958. Могильник кошибеевского типа у с. Польное-Ялтуново // КСИИМК. Вып. 72. С. 37 45.
108. Алихова А.Е., 1959а. Из истории мордвы конца 1-го начала П-го тысячелетия н. э. // Алихова А.Е., Жиганов М.Ф., Степанов П.Д. Из древней и средневековой истории мордовского народа. Саранск. С. 13 - 54.
109. Алихова А.Е., Воронина Р.Ф., Циркин А.В., 1964. Кельгининский могильник (Предварительное сообщение) // Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск, Вып. XXVII. С. 185-205.
110. Алихова А.Е., 1969. Средне-цнинская мордва. (Введение) // Материальная культура среднецнинской мордвы VIII XI вв. (По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927 - 1928 годы). Саранск. С. 4 - 13.
111. Амброз А.К., 1971а. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. Ч. I. // СА. № 2. С. 96 123.
112. Амброз А.К., 19716. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. Ч. II. // СА. № 3. С. 106 134.
113. Амброз А.К., 1973. Стремена и седла раннего средневековья как хронологический показатель (IV VIII вв.) // СА. № 4. С. 81 - 98.
114. Амброз А.К., 1980. Бирский могильник и проблемы хронологии Приуралья в IV VII вв. // Средневековые древности евразийских степей. М. С. 3 - 56.
115. Амброз А.К., 1981.Восточно-европейские и среднеазиатские степи V -первой половины VIII в. // Археология СССР. Степи Евразии в эпоху ^ средневековья. М. С. 10-23.
116. Амброз А.К., 1989. Хронология древностей Северного Кавказа, V VII вв. М. 31 с.
117. Арсланова Ф.Х., 1972. Курганы с трупосожжением в Верхнем Прииртышье // Поиски и раскопки в Казахстане. Алма-Ата. С. 56-76.
118. Артамонов М.И., 1958. Саркел Белая Вежа // МИА. М. № 62. С. 7 - 84. Археология Венгрии. Конец II тыс. до н. э. — I тыс. н. э. М.а 1986. 352 с. Археология СССР в 20-ти томах. Степи Евразии в эпоху средневековья.f1. М., 1981.304 с.
119. Археология СССР в 20-ти томах. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987. 510 с.
120. Архипов Г.А., 1973. Марийцы IX — XI вв. К вопросу о происхождении народа. Йошкар-Ола. 180 с.
121. Архипов Г.А., 1986. Марийцы XII XIII веков. (К этнокультурнойс/истории Поветлужья). Йошкар-Ола. 115 с.
122. Ахмедов И.Р., 1995. Из истории конского убора и предметов снаряжения всадника рязано-окских могильников // Археологические памятники среднего Поочья. Сб. науч. тр. Рязань. Вып. 4. С. 89- 111.
123. Ахмедов И.Р., 1996. Удила // Гавритухин И. О., Обломский А. М., 1996. Гапоновский клад и его культурно-исторический контекст. М. С. 41 — 42.
124. Ахмедов И.Р., 1997. О месте поясного и конского убора и снаряжения всадника в погребальном обряде рязано-окских могильников // Археологический сборник. Погребальный обряд. Тр. ГИМ. М. Вып. 93. С. 15 — 19.
125. Ахмедов И.Р., 2001. Псалии в начале эпохи великого переселения s народов // Культуры евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э.из истории костюма). Самара. С. 220 251.
126. Багаутдинов Р.С., Богачев А.В., Зубов С.Э., 1998. Праболгары на Средней Волге (у истоков истории татар Волго-Камья). Самара. 286 с. Барбаро и Контарини о России. Л., 1971.
127. Балинт Ч., 1972. Погребения с конем у венгров IX — X вв. // Проблемы археологии и древней истории угров. М. С. 176 188.
128. Беляев Я.В. 1987. Погребальный обряд мордвы-мокши в XII XIV вв. // Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 80. С. 79 - 84.
129. Бернштам А.Н., 1952. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алтая // МИА. М. № 26. 349 с.
130. Вайнштейн С.И., 1966. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры (в связи с археологическими исследованиями в Туве) // Советская этнография. № 3. С. 60 81.
131. Вихляев В.И., 1972. Сюльгамы из могильников селиксенского и армиевского типов // С А. № 3. С. 188 199.
132. Вихляев В.И., 1977. Древняя мордва Посурья и Примокшанья. Саранск.99 с.
133. Вихляев В.И., 1997. Возникновения обычая конских погребений у средневековой мордвы // Гуманитарные науки образование: проблемы и перспективы. Материалы I Сафаргалиевских научных чтений. Саранск. С.114-118.
134. Вихляев В.И., Петербургский И.М., 1999а. Мордва // Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск. С. 119 160.
135. Вихляев В.И., 2000. Происхождение древнемордовской культуры. Саранск. 132 с.
136. Воронина Р.Ф., 1988. Мордовская височная привеска с грузиком и спиралью // СА. № 4. С. 237 241.
137. Воронов Ю.Н., Шенкао Н.К., 1982. Вооружение воинов Абхазии IV -VII вв. // Древности эпохи великого переселения народов V VIII вв. М. С.121-165.
138. Гаврилина JI., 1993. Бляхи-решмы в украшении узды у кочевников Восточной Европы X — XI веков // Новое в средневековой археологии Евразии. Самара. С. 77 85.
139. Гаврилова А.А., 1965. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М. Л. 111 с.
140. Гавритухин И.О., Обломский A.M., 1996. Гапоновский клад и его культурно-исторический контекст. М. 296 с.
141. Гей О.А., Бажан И.А., 1997. Хронология эпохи «готских» походов (на территории Восточной Европы и Кавказа). М. 144 с.
142. Генинг В.Ф., Халиков А.Х., 1964. Ранние болгары на Волге (Болыне-Тарханский могильник). М. 196 с.
143. Генинг В.Ф., Голдина Р.Д., 1970. Позднеломоватовские могильники в Коми-Пермяцком округе // Вопросы Археологии Урала. Вып. 9. Памятники ломоватовской культуры. Свердловск. С. 30 58.
144. Генинг В.Ф., 1979. Хронология поясной гарнитуры I тысячелетия н. э. (по материалам могильников Прикамья) // КСИА АН СССР. Вып. 158. С. 96 -106.
145. Голдина Р.Д., Кананин В.А., 1980. Средневековые памятники верховий Камы. Свердловск. 216 с.
146. Голдина Р.Д., 1985. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск. 280 с.
147. Голдина Р.Д., Водолаго Н.В., 1990. Могильники неволинской культуры в Приуралье. Иркутск. 176 с.
148. Голубева Л.А., 1976. Коньки-подвески междуречья Волги и Оки // СА. № 2. С. 67 82.
149. Голубева Л.А., Варенов А.Б, 1978. Полые коньки-амулеты Древней Руси // С А. № 2. С. 228-230.
150. Голышенков П.П., Мачинский А.П, Шеянова Г.М., Сарычева Н.И., 1966. Фауна Итяковского городища // Исследования по истории, этнографии иархеологии Мордовской АССР. Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. XXX. С.250 -267.
151. Гольмстен В.В., Горюнова Е.И., 1940. О мордовском «феодализме» // КСИИМК. Вып. 8. С. 42 48.
152. Городцов В.А., 1927. Типологический метод в археологии. Рязань. 9 с. Горюнова Е.И., 1947. Теньгушевское городище // Записки НИИ при Совете министров Мордовской АССР. История и археология. Саранск. Вып.9. С. 170-199.
153. Горюнова Е.И., 1948. Сарлейский могильник // Археологический сборник. Саранск. Т. 1. С. 6 55.
154. Грач А.Д., 1968. Древнетюркские курганы на юге Тувы // КСИА АН СССР. Вып. 114. С. 105-111.
155. Гришаков В .В., 1988. К истории населения правобережья Нижней Оки в конце I тысячелетия нашей эры // Материалы по истории Мордовии. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 85. С. 71 103.
156. Гришаков В.В., 1990. Конские погребения VIII первой половины IX в. Чулковского могильника // Новые источники по этнической и социальной истории финно - угров Поволжья I тыс. до н. э. - I тыс. н. э. Йошкар-Ола. С.127- 146.
157. Гришаков В.В., Зеленеев Ю.А., 1990а. Мурома VII XI вв. Йошкар-Ола.77 с.
158. Гришаков В.В., 1998. Три неопубликованных погребения Тезиковского могильника (к уточнению хронологии памятника) // Древности Окско-Сурского междуречья. Саранск. С. 50-58.
159. Гришаков В.В., 2000. О ранней стадии пензенских могильников // Поволжские финны и их соседи в эпоху средневековья (проблемы хронологии и этнической истории). Саранск. С. 8 15.
160. Гугуев В.К., Безуглов С.И., 1990. Всадническое погребение первых веков нашей эры из курганного некрополя Кобякова городища // СА. №2. С.164 — 175.
161. Деревянко Е.И., 1975. Мохэские памятники Среднего Амура. Новосибирск. 251 с.
162. Деревянко Е.И., 1977. Троицкий могильник//Новосибирск. 224 с.
163. Дмитриев А.В., 1979. Погребения всадников и боевых коней в могильнике эпохи переселения народов на р. Дюрсо близ Новороссийска // С А. №4. С. 212-229.
164. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Саранск, 1940. Т. I. 436 с.
165. Ефименко П.П., 1975. К истории Западного Поволжья в первом тысячелетии н.э. по археологическим источникам // СА. Вып. II. С. 39 58.
166. Ефименко П.П., 1975. Иваньковский и Гавердовский могильники древней мордвы // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 48. С. 7 36.
167. Жиганов М.Ф., 1959. Старший Кужендеевский могильник в долине реки Теша // СА. № 1. С. 218 227.
168. Жиганов М.Ф., 1959а. Новые археологические памятники в долинах рек Вад и Теша // Алихова А.Е., Жиганов М.Ф., Степанов П.Д. Из древней и средневековой истории мордовского народа. Саранск. С. 55 — 88.
169. Жиганов М.Ф., 1961. К истории мордовских племен в конце I тыс. н.э. (могильник у поселка Заря) // СА. № 4. С. 158 178.
170. Жиганов М.Ф., 1976. Память веков. Саранск. 136 с.
171. Засецкая И.П., 1968. О хронологии погребений «эпохи переселения народов» Нижнего Поволжья // СА. № 2. С. 52 62.
172. Засецкая И.П., 1979. Боспорские склепы гуннской эпохи как хронологический эталон для датировки памятников восточноевропейских степей // КСИА АН СССР. Вып. 158. С. 5 17.
173. Засецкая И.П., 1994. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV V вв.). СПб. 224 с. 4д Зеленцова О.В., 1992. Шейные гривны среднецнинской мордвы //
174. Археологические исследования в Окско-Сурском междуречье. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 107. С. 42 -52.
175. Зеленцова О.В., 1996. Сюльгамы из среднецнинских могильников // Финно-угроведение № 3. С. 58 72.
176. Иванов В. А., 1977. Погребения средневековых кочевников на территории Охлебинского городища // СА. № 1. С. 292 295.
177. Иванов В.А., 1984. Вооружение и военное дело финно-угров Приуралья в эпоху раннего железа (I тыс. до н.э. первая половина I тыс. н.э.). М. 88 с.
178. Иванова М.Г., 1976. Кушманское городище // Вопросы археологии Удмуртии. Ижевск. С. 93 — 106.
179. Измайлов И.Л., 1991. К вопросу о контактах булгар с финно-уграми в области вооружения // Проблемы археологии Среднего Поволжья. Казань. С.96-106.
180. Казаков Е.П., 1971. Погребальный инвентарь Танкеевского могильника // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Археология и этнография Татарии. Вып. I. Казань. С. 94 — 155.г ■
181. Кирпичников А.Н.,1973. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX XIII вв. // САИ. Вып. Е 1 - 36.
182. Киселев С.В., 1949. Древняя история Южной Сибири // МИА. М. № 9.364 с.
183. Клейн Л.С., 1991. Археологическая типология. Л. 448 с. Ключникова P.M., 1995. Археологические изыскания К.П. Головкина // Краеведческие записки. Самара. Вып. VII. С. 199-207.
184. Ковалевская В.Б., 1979. Поясные наборы Евразии IV IX вв. Пряжки // * САИ. Вып. Е 1 - 2.
185. Колпаков Е.М., 1991. Теория археологической классификации. СПб.112с.
186. Краснов Ю.А., 1974. Безводнинский могильник (по материалам раскопок 1971 г.) // КСИА АН СССР. Вып. 140. С. 84 95.
187. Краснов Ю.А., 1980. Безводнинский могильник: К истории Поволжья в эпоху раннего средневековья. М. 223 с.
188. Кузнецов В.А., 1963. Исследования Змейского катакомбного могильника в 1958 г. // Средневековые памятники Северной Осетии. МИА.М. №114. С. 8-47.
189. Кузнецов В.А., 1990. Погребения III в. из Кисловодска // СА. №2. С.251-256.
190. Кулаков В.И., 1994. Пруссы (V XIII вв.). М. 208 с.
191. Куликаускене Р.К., 1953. Погребения с конями у древних литовцев // СА. Т. XVII. С. 211 -222.
192. Культура Биляра. Булгарские орудия труда и оружие X XIII вв. М., 1985.216 с.
193. Кызласов И.Л., 1973. О происхождении стремян // СА. № 3. С. 23 36.
194. Кызласов Л.Р., 1975. Курганы средневековых хакасов (аскизская культура) // Первобытная археология Сибири. Л. С. 193 211.
195. Лебедев Г.С., 1972. Структурная типология погребального ритуала: (По материалам Скандинавии эпохи викингов) // Тезисы докладов на сессии и пленумах, посвященных итогам полевых исследований в 1971 г. М. С.З — 4.
196. Ляпушкин И.И., 1958. Памятники Салтово-маяцкой культуры в бассейне р. Дона // МИА. № 62. С. 85 150.
197. Мажитов Н.А., 1964. К изучению археологии Башкирии I тысячелетия нашей эры // АЭБ. Уфа. Т. И. С. 101 110.
198. Мажитов Н.А., 1981. Курганы Южного Урала VIII XII вв. М. 163 с.
199. Мажитов Н.А., 1986. Некоторые итоги и задачи изучения средневековой археологии Южного Урала // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. Уфа. С. 76-85.
200. Мартьянов В.Н., 1992. Захоронения коней в могильниках левобережья р. Теши в конце I — начале II тысячелетия н. э. // Археологические исследования в Окско-Сурском междуречье. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск, Вып. 107. С. 53-68.
201. Мартьянов В.Н., 2001. Арзамасская мордва в I начале II тысячелетия. Арзамас. 323 с.
202. Маскаев А.И., 1964. Мордовская народная эпическая песня. Саранск.440 с.
203. Мачинский А.П., 1970. Конское погребение Кельгининского могильника // Исследования по археологии и этнографии. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 39. С. 202 204.
204. Молодин В.И., Савинов Д.Г., Елагин B.C., 1981. Погребения тюркского времени из могильника Преображенка-3 (Центральная Бараба) // Проблемы западносибирской археологии. Эпоха железа. Новосибирск. С. 123 137.
205. Никитина Т.Б., 1999. История населения марийского края в I тыс. н.э.(по материалам могильников) // Тр. Марийской археологической экспедиции. Йошкар-Ола. Вып. V. 160 с.
206. Овчинникова Б.Б, 2000. Культурные трансляции в центрально-азиатском регионе расселения древних тюрков в I тысячелетии нашей эры // Аскизские древности в средневековой истории Евразии. Казань. С. 7 — 30.
207. Петербургский И.М., 1975а. Орудия земледелия мордвы в I начале II тысячелетия н.э. // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 48. С. 58-68.
208. Петербургский И.М., 1987. Второй Старобадиковский могильник // Вопросы древней истории мордовского народа. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 80. С. 50-78.
209. Петербургский И.М., 1988. Старобадиковское поселение // Материалы по археологии Мордовии. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 85. С. 3 22.
210. Плетнева С.А., 1958. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // МИА.М. № 62. С. 151 226.
211. Плетнева С.А., 1963. Кочевнический могильник близ Саркела — Белой Вежи // МИА. № 109. С. 216 259.
212. Плетнева С.А., 1967. От кочевий к городам (салтово-маяцкая культура) // МИА. № 142. 199 с.
213. Плетнева С.А., 1973. Древности Черных Клобуков // САИ. Вып. Е.1-19.96 с.
214. Плетнева С.А., 1981. Салтово-маяцкая культура // Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М. С. 62 75.
215. Плетнева С.А., 1989. На славяно-хазарском пограничье (Дмитриевский археологический комплекс). М. 288 с.
216. Полесских М.Р., 1968а. Боевое оружие и снаряжение из могильников армиевского типа // СА. №. 1. С. 198 207.
217. Полесских М.Р., 1974. Новые памятники древнейшей мордвы // Материалы по археологии и этнографии Мордовии. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 45. С. 12 32.
218. Полесских М.Р., 1974а. Шемышейский могильник селиксенского типа // КСИА АН СССР. Вып. 140. С. 73 75.
219. Полесских М.Р., 1979. Армиевский могильник // Археологические памятники мордвы первого тысячелетия нашей эры. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 63. С. 5 56.
220. Полесских М.Р., 1981. О культуре и некоторых ремеслах обулгаризованных буртас // Из истории ранних булгар. Казань. С. 56 — 68.
221. Рунич А.П., 1973. О конской сбруе из района Пятигорья // СА. № 1. С. 163 170.
222. Рунич А.П., 1976. Захоронение вождя эпохи раннего средневековья из кисловодской котловины // СА. № 3. С. 256 266.
223. Рыков П.С., 1930. Культура древних финнов в районе реки Узы. Саратов. 82 с.
224. Савельева Э.А., Истомина Т.В., Королев К.С., 1999. Пермь вычегодская // Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. Ижевск. С. 299 349.
225. Сальников К.В., 1940. Сарматские курганы близ г. Орска // Археологические памятники Урала и Прикамья. МИА. М. № 1. С. 121 138.
226. Святкин С.В., 2001. Вооружение и военное дело мордовских племен в первой половине II тыс. н. э. Саранск.
227. Северные древности Королевского музея в Копенгагене выбранные и объясненные профессором Копенгагенского университета И.И.Л. Ворсо. СПб, 1861.204 с.
228. Семенов В. А., 1976. Петропавловский могильник // Вопросы археологии Удмуртии. Ижевск. С. 3 — 50.
229. Смирнов А.П., 1951. Волжские булгары. М. 275 с.
230. Смирнов И.Н., 1895. Мордва. Историко-этнографический очерк. Казань.296 с.
231. Старостин П.Н., 1967. Памятники именьковской культуры // САИ. Вып. Д 1 -32. 100 с.
232. Старостин П.Н., 1968. Новый памятник предболгарского времени на Нижней Каме // СА. № 3. С. 251 255.
233. Степанов П.Д., 1959. Паньжинский могильник. // Алихова А.Е., Жиганов М.Ф., Степанов П.Д. Из древней и средневековой истории мордовского народа. Саранск. С. 195—206.
234. Степанов П.Д., 1967. Ош Пандо. Саранск. 212 с.
235. Степанов П.Д., 1980. Андреевский курган: К истории мордовских племен на рубеже нашей эры. Саранск. 108 с.
236. Третьяков П.Н., 1941. Поселение IV -V столетий на р. Сонохте // Третьяков П. Н. К истории племен Верхнего Поволжья в первом тысячелетии н. э. МИА. №5. С. 51-68.
237. Третьяков П.Н., 1953. Восточнославянские племена. М. 212 с.
238. Троицкая Т.Н., 1981. Одинцовская культура в Новосибирском Приобье //Проблемы западносибирской археологии. Новосибирск. С. 101 120.
239. Труды Семиреченской археологической экспедиции «Чуйская долина» //МИА. М, 1950. № и. 158 с.
240. Федоров-Давыдов Г.А., 1966. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М. 275 с.
241. Федоров-Давыдов Г.А., 1970. Понятие «археологический тип» и «археологическая культура» в «Аналитической археологии» Дэвида Кларка // СА. № 3. С.258 270.
242. Федоров-Давыдов Г.А., 1973. Общественный строй Золотой Орды. М.200 с.
243. Флеров B.C., 2000. Аланы Центрального Предкавказья V — VIII веков: обряд обезвреживания погребенных. Труды Клин-Ярской экспедиции. I. М. 164 с.
244. Халиков А.Х., 1981а. Семеновский клад железных изделий // Из истории ранних булгар. Казань. С. 102 107.
245. Хлебникова Т.А., 1971. Алексеевское городище // Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Археология и этнография Татарии. Вып. I. Казань. С. 156 174.
246. Циркин А.В., 1965. Экономические и культурные связи мордвы со славянскими племенами в VII — XIII вв. // Этногенез мордовского народа. Саранск. С. 211 -220.
247. Циркин А.В., 1966. Проникновение славянской культуры в быт и погребальный обряд мордвы (VII—XII вв.). // Исследования по истории, этнографии и археологии Мордовской АССР. Труды МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 30. С. 217-234.
248. Циркин А.В., 1972. Шокшинский могильник// СА. № 1. С. 155 170.
249. Циркин А.В., 1987. Материальная культура и быт народов Среднего Поволжья в I тыс. н. э. Красноярск. 304 с.
250. Чиндина Л.А., 1981. Изображение воина из Среднего Приобья // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. С.87 97.
251. Шер Я. А., 1961. Погребение с конем в Чуйской долине // С А. № 1. С.280-282.
252. Шитов В.Н., 1988а. Сергачский могильник «Святой ключ» // Материалы по археологии Мордовии. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 85. С. 134 141.
253. Шитов В.Н., 19886. Кошибеевский могильник (по материалам раскопок В.Н. Глазова в 1902 г.) // Вопросы этнической истории мордовского народа в I начале II тысячелетия н. э. Тр. МНИИЯЛИЭ. Саранск. Вып. 93. С. 4 — 43.
254. Шитов В.Н., 2000. Расселение древней мордвы (по материалам погребальных памятников) // Финно-угорский мир: история и современность: Материалы II Всерос. науч. конф. финно-угроведов (Исторические и педагогические науки). Саранск. С. 52 60.
255. Юрченков В.А., 1991. Хронограф или Повествование о мордовском народе и его истории. Саранск. 386 с.
256. Ястребов В.Н., 1893. Лядинский и Томниковский могильники Тамбовской губернии // MAP. СПб., № 10.
257. Hampel I., 1905. Altertumen des friihen Mittelalters in Ungarn. Braunschweng. Bd. I.
258. Kovacs L., 1986. Uber einige steigbugeltypen der Langnahmenzeit // Acta Archaelogica Academiae Scientiarum Hungaricae, 38. Budapest. S. 195-225.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.